- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Губанова О.В. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Алексеевка
муниципального района Алексеевский Самарской области
Утверждаю.
Директор
_____/Е.А.Чередникова/
«__»_________2014 г.
Согласовано.
Председатель методического совета
_________/Н.И.Колпакова/
«___»________2014 г.
Программа рассмотрена на заседании
кафедры «Филология и иностранные языки»
Протокол №___ от «__»_______2014 г.
Руководитель кафедры
___________/Л.И.Зайцева /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по русскому языку
«Занимательная лингвистика»
Общее количество часов - 34
Учитель Губанова О. В.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетныхизадач общества и государства являетсяоспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития творческого, инициативного, компететного гражданина России. В этой связи процесс образования понимается не только с позиций усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности, но и как процесс развития личности, осуществление которого происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Программа курса предназначена для обучающихся 6 класса. Русский язык - язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия кружка позволяют ребенку наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Практические занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи обучающихся. Они строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний.
Цель: способствовать прочному и сознательному усвоению изученного материала, способствовать развитию речи обучающихся, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития, воспитывать интерес к предмету.
Задачи:
-
формирование коммуникативной культуры школьников,
-
расширение и углубление знаний, умений учащихся и формирование языковой компетенции,
-
выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся,
-
развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Общая характеристика учебного курса
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики и фразеологии, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.
Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как конкурсы, КВН, игры, викторины и др.
Место учебного курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Занимательная лингвистика» для обучающихся 6 класса реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией Т.А.Ладыженской. Основные направления внеурочной деятельности: познавательная и игровая деятельность. Программа рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты
Личностные:
-
понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;
-
уважительное отношение к русскому языку;
-
стремление к речевому самосовершенствованию
-
достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и
чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
-
адекватное восприятие и понимание информации;
-
способность извлекать информацию из различных источников;
-
свободно пользоваться словарями различных типов;
-
умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст;
-
способность правильно излагать свои мысли;
-
соблюдение в речи норм современного русского литературного
языка;
-
способность участвовать в речевом общении;
Предметные:
-
представление о роли русского языка;
-
освоение базовых понятий лексики;
-
проведение лексического анализа слова;
-
осознание эстетической функции родного языка.
Содержание программы
1.Богатство, выразительность и красота русского литературного языка. (2часа)
Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
2.Фонетика и орфоэпия. (3 часа)
Обучение произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
3.Лексикология. (18 часов)
Этимология слов. Фразеология, крылатые слова и выражения. Омонимы, омоформы, омофоны, омографы. Синонимы. Архаизмы. Историзмы. Лингвистические словари.
4.Морфология. (7 часов)
Имя существительное, имя прилагательное.
5.Культура речевого общения. (4 часа)
Тематическое планирование
№
п/п
Тема занятий
Кол-во
часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
1-2
Богатство выразительность и красота русского языка.
2
Работают с текстами художественных произведений.
Фонетика и орфоэпия
3
Распознают звуки и буквы. Работают с орфоэпическим словарём, находят произносительные ошибки и исправляют их. Выполняют задания с элементами занимательности.
3.
Фонетические нормы.
1
4.
Орфоэпические нормы.
1
5.
Обучение произношению, соблюдая языковые нормы
1
Лексикология
18
6-7
Этимология слов.
2
Знакомятся со словарной статьёй этимологического словаря, извлекают необходимую информацию.
8-9
Фразеология, крылатые слова и выражения.
2
Различают свободное сочетание слов и фразеологизм. Готовят сообщения о происхождении фразеологизмов. Работают с рисунками, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них.
10-11
Особенности фразеологических сочетаний.
2
12
Фразеологический КВН.
1
13-14
Омонимы, омоформы, омофоны, омографы.
2
Различают омонимы и многозначные слова, определяют лексическое значение омонимов с помощью лингвистического словаря.
15
Викторина «Слова -близнецы».
1
16-17
Синонимы.
2
Подбирают синонимы к словам, составляют синонимические ряды, употребляют синонимы, чтобы избежать неоправданного повторения слов.
18
Лингвистическая игра «Слова-друзья».
1
19
Архаизмы.
1
Находят в тексте устаревшие слова, различают архаизмы и историзмы.
20
Историзмы..
1
21
Игра «Лексический бой».
1
22
Антонимы.
1
Подбирают антонимы словам.
23
Игра «Слова-противники».
1
Морфология
7
24-26
Игры, шарады, задания с элементами занимательности по теме «Имя существительное»
3
Активизируют знания об имени существительном.
27-28
Занятие - исследование «Роль прилагательных в текстах художественного стиля.
2
Выполняют проблемные задания с опознавательной функцией.
29-30
Интеллектуальная игра «Рейд грамотности».
2
31-34
Культура речевого общения.
4
Определяют жанровые признаки текста. Создают сюжетные игры правильного речевого общения.
Методическая литература
1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012.
2. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
3. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1986
5. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2000.
6. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Просвещение, 1990.
7. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.
8. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.
9. Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина Крылатые слова. Москва «Художественная литература» 1988.