Русский язык и Литература

  • Конспект урока по литературе на тему Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человекаДля детей писали проповеди, где учили, как себя вести, чтобы спасти свою душу. Сухой дидактизм пронизывал многие книги для детей.Дидактика сосредоточивалась главным образом в книгах добрых советов. Их было много. В основном это были советы отцов сыновьям о том, как держать себя за столом, как заботиться о своём платье, как ухаживать за лошадью, об уважительном отношении к старшим. Часто это были не просто сборники поведения, а нравственный кодекс для юного джентльмена.Читать детей учили рано с т...
  • Конспект урока по русскому языку на тему Имя числительное как часть речиВсе уроки, посвященные этому разделу, вызвали неподдельный интерес, а итоговые результаты показали хорошие знания учащихся. Каждый мой шестиклассник получил папку – Имя числительное, учебник. Материал по темам распределен в соответствии с тематическим планированием работы в 6-м классе по учебному комплексу Русский язык: Теория, Русский язык: Практика, Русская речь (Русский язык в школе, № 6, 2003; № 1, 2004). Весь практический материал дан по принципу: от теории к практике. Теоретическ...
  • Аналитическая деятельность учителя в образовательном процессе Объектом педагогической диагностики является творческое отношение учителя к своему труду. Уровень творческого труда педагога характеризуется знанием науки и ее умелым применением на практике, завершенностью педагогической деятельности, систем­ностью в работе. При творческом уровне педагогической деятельности учитель создает свой опыт и научно объясняет его, делает свои находки об­щим достоянием, помогает другим добиться успеха. Он становится учителем-исследователем. Данные фрагменты из своей пр...
  • Конспект урока на тему НЕ с прилагательными. Морфологический разбор имени прилагательного Урок проведен в классе с хорошо обученными детьми, имеющими достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:- потребность в познавательной деятельности,- готовность выполнять разнообразные задания, особенно основанные на развитии индивидуальных способностей учащихся.Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект можно сформулировать так: создание условия для формировани...
  • Конспект урока по русскому языку на тему Р. р. План текста. Подготовка к изложению с элементами сочиненияЦели учащихся: 1. Обучающие: формирование навыков комплексного анализа текста, закрепление основных речеведческих понятий (тема текста, основная мысль, позиция автора, стиль, тип речи), формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА в части С, повторение: 1. орфограммы: непроизносимые согласные в корне; гласные в безударных личных окончаниях глаголов, 2. пунктограммы: простое предложение, осложненное обособленным обстоятельством, уточняющими членами; сложное ...
  • Урок русского языка на тему Как определить спряжение глагола, если окончание глагола ударное1. русский язык 2. Тема: Как определить спряжение глагола, если окончание глагола ударное. Цель урока: 3. · Образовательные: Создать условия для усвоения понятия спряжение глагола · Развивающие: Способствовать развитию умений определять спряжения по ударным личным окончаниям, графически обозначать их , рассуждать , развитию устной и письменной речи; орфографической зоркости; мыслительных операции (анализ, синтез, сравнение); · Воспитательные: Восп... № Название этапа, цель Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. 2. 3. 4. 5. 5. Организационный момент Чистописание. Сообщение темы и цели урока. Физминутка. Закрепление полученных знаний. Итог. Мотивация. В рабочей тетради 56 с. Работа с учебником 75 с. упр. 247 Коллективно . Вывод. Упр. 251 на 78 с. Самостоятельно в тетрадь. Самопроверка на слайде. Устно проговорить предложения, затем самостоятельно пишут. Рефлексия. Домашнее задание. Проверка тетрадей: 5 4 3 ... -Ребята давайте настроимся на хорошую плодотворную работу! Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь! -Откройте свои рабочие тетради на печатной основе на странице 56. - С какой буквой будет связана наша минутка чистописания? -Кто может напомнить девиз чистописания? - Поэтому не забывает о посадке, сидим правильно, пишем красиво, аккуратно, выводя каждую букву, как в образце! Не забывает про соединения между буквами. -Какие есть соединения? Запишите соединения до конца ... - буква Э. -красиво пишет тот, кто правильно сидит Прописывают буквы. -верхнее, среднее, нижнее. Предположения детей. Правильный ответ на слайде. По желанию. ученик читает задание. И весь класс разбирает вместе с учителем это упражнение. Делают вывод: что глаголы под ударение имеют определенные окончания. таблица по стр. 77. Ответы детей.(более подробный ответ на слайде) Дети называют алгоритм(...
  • Интернет, как источник информации по методике работы в коррекционной школе»Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе - один из способов повышения мотивации обучения и воспитания. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и педагога. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, мероприятий освободить педагога от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить диффе...
  • «Использование информационных технологий на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»Применение информационных технологий в преподавании русского языка способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал. Для обучающихся коррекционных школ VIII вида это особенно важно, так как многие из них воспитываются в неблагополучных семьях, где нет компьютера, и д...
  • Творческий отчет работы кружка «Занимательный мир словесности»Предлагаю Вашему вниманию свой творческий опыт работы в рамках проектной деятельности по литературе на базе кружка. На сегодняшний день в нашем кружке Загадочный мир словесности занимаются учащиеся 5-6 классов. В рамках кружка отрабатываются навыки проектной деятельности, совершенствуется мастерство художественного слова. Ребята пишут рассказы, сказки, сочиняют стихи, участвуют в различных постановках по произведениям русских и зарубежных авторов. В преддверии 70-летия Великой Победы наш кр...
  • Конкурс ко дню славянской культуры и письменностиКоркурс ко Дню славянской культуры и письменности позволит заинтересовать обучающихся историей русского языка, древнерусской литературы, а также проверить их знания, умения, навыки. Конкурс состоит из четырнадцати разнообразных заданий. Предлагаются вопросы, ответы на которые необходимо найти, пользуясь разнообразными источниками. Не менее занимательна и словарная работа (предлагается пятнадцать старославянских слов, значение которых необходимо узнать с помощью различных лингвистических словар...
  • Литературно-музыкальная композиция Памяти павших будьте достойныЦель данной литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-летию Великой Победы, - напомнить учащимся, через какие испытания прошла наша страна и весь наш героический народ, чтобы завоевать победу. Брестская крепость, оборона Москвы, блокада Ленинграда, битва за Сталинград, героическая оборона Севастополя... Эти и другие этапы Великой Отечественной войны показаны через призму художественной литературы. В сценарии использованы стихи Роберта Рождественского, Юлии Друниной, Анны Ахматовой, Мус...
  • Направления и содержание работы по устранению недостатков письма у младших школьниковОдна из наиболее острых проблем младшего школьного возраста – проблема неуспеваемости по такому важнейшему предмету как русский язык. Причинами слабого усвоения русского языка являются трудности формирования процесса письма. Письмо представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурно-функциональных компонентов, многих психических функций. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и...
  • Отзыв на модуль «Интеграция предметных областей» республиканской стажировочной площадкиНа базе МБОУ Кижингинский лицей им.В.С.Мункина проходила республиканская стажировочная площадка Инновационные практики как условие творческой деятельности учителя. Был представлен передовой опыт педагогов лицея. Стажерами площадки стали учителя нашего района, но и соседних районов. Стажировочная площадка имела практическое направление, поэтому сами стажеры были не только слушателями, но и активными участниками. Как учителя русского языка и литературы заинтересовал интегрированный урок -м...
  • Конспект урока по русскому языкуПредмет: Русский язык УМК Гармония Учебник: Русский язык Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Класс: 3 Тип урока: Урок изучения нового материала Тема: Открываем ещё два секрета письма. (Правописание ЦИ и ЦЫ) Цель: дать представление ученикам о правописании звука [ы] после ц. Задачи: · Познакомить учащихся с решением орфографической задачи в правописании ЦИ или ЦЫ. · Развивать умение учащихся работать с учебником. · Расширять знания учащихся о происхожде...
  • Открытый урок по литературному чтению Путешествие в сказку Сегодня я с огромным удовольствием приглашаю вас на необычный урок– урок-сказку.Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки передавались из уст в уста, и шагала она по свету, яркая умная, веселая. Итак, сказка начинается.Как видите, ребята, книга, прежде, чем попасть к вам, проходит длинный и сложный путь. А как нужно обращаться с книгами? ( ответы детей) Но если вдруг с книгой случается беда, дети должны прийти на помощь ей на помощь: подклеивают обложку, о...
  • Внеклассное мероприятие ко дню Победы. 9 маяРазработка внеклассного мероприятия ко дню Победы. Оформление зала: на сцене – плакат, изображающий орден Победы, газеты ко дню Победы, плакат Никто не забыт, ничто не забыто, вырезанные из бумаги цифры даты 1941–1945 гг., на столе в вазах цветы. Звучит мелодия песни День Победы (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова). Ведущий. Сегодня вся наша страна отмечает День Победы. Весь мир празднует с нами победу над фашизмом. Справедливая, освободительная борьба была завершена в 1945 году. И с п...
  • Проверочная работа по теме «Литература 19 века (1-ая пол.)1.Найдите соответствия. А) А. С. Грибоедов 1. Светлана Б) В. А. Жуковский 2. Горе от ума В) А. С. Пушкин 3. Родина Г) М. Ю. Лермонтов 4. Смерть Поэта 5. Герой нашего времени ...
  • ЖАҢА МЕКТЕПТЕГІ-ЖАҢАШЫЛ ҰСТАЗ ( эссе)Қызылорда облысы, Жаңақорған кенті, № 110 мектеп-лицейі Кудиярова Жазира Ерзатовна Орыс тілі және орыс әдебиеті пәнінің мұғалімі ЭССЕ ЖАҢА МЕКТЕПТЕГІ- ЖАҢАШЫЛ ҰСТАЗ Маған жақсы мұғалім бәрінен де қымбат, өйткені мұғалім –мектептің жүрегі Ы.Алтынсарин Мен ұстаз болғаныма мақтанамын. Өйткені ұстаз – мақтан тұтар мамандық. Менің ойымша, ұстаз бойындағы білім мен сауаттылықтыүйлестіре отырып, әрбір шәкіртіне жеке тұлға деп қарап, адал жүрегін ұсынса , өз ісін жан тәнімен сүйіп істес...
  • МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА. «ДОН КИХОТ»Урок литературы в 8 классе МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА. ДОН КИХОТ Цели: познакомить с понятием рыцарский роман, с главами романа Сервантеса Дон Кихот; развивать умение выборочного чтения; умение характеризовать героя литературного произведения. Оформление: на доске запись темы урока; иллюстративный материал, фрагменты из кинофильмов; например иллюстрация с изображением памятника Дон Кихоту и Санчо Пансе в Мадриде. Оборудование: книга Сервантеса или распечатки с отрывками из нее. I...
  • Урок по русскому языку Фразеологизмы - универсальное изобразительно-выразительное средство языкаТема: Фразеологизмы – универсальное изобразительно-выразительное средство языка Цели урока: Образовательный аспект: знать понятие фразеологизмов как устойчивых словосочетаний, употребляемых в переносном значении; рассматривать фразеологизмы как средства языковой выразительности, позволяющие усиливать наглядность и образность текста, создавать нужную стилистическую тональность. Развивающий аспект: уметь отличать фразеологические сочетания от свободных словосочетаний; производить лингвисти... Текст №1 Текст №2 Форма: прозаическое приветствие Тема и основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для того, чтобы приносить пользу своей стране. Форма: стихотворное приветствие Тема и основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для того, чтобы приносить пользу своей стране. Стиль речи: публицистический Стиль речи: художественный Средства выразительности: обращение, торжественный тон. Образные средства выразительности речи отсутствуют. Предложения строятся на основе свободных словосочетаний. Средства выразительности: образное, шутливо-ироническое обращение-цитата (афоризм А.С.Пушкина), фразеологизмы: (Грызть гранит науки – из речи Троцкого), другие фразеологизмы. Предложения строятся на основе несвободных, фразеологических словосочетаний. Вывод: в зависимости от речевой ситуации мы либо употребляем изобразительно- выразительные средства, либо нет, но с их помощью мы делаем нашу речь образной, интересной, запоминающейся. В данном случае в качестве изобразительного средства использовались фразеологизмы. Слайд 3: Тема урока. Попробуем сформулировать тему нашего урока. Слайд 4: Формулировка проблемного вопроса: Без них, конечно, можно обойтись, Но сможем ли от них мы отказаться? (метапредмет Проблема) Ответить на этот вопрос ...
  • Спецкурс по русскому языку Работа над сочинениями публицистических жанров развивает личностные качества подростков, активизирует их жизненную позицию, дает возможность осознать себя в обществе, воспринять законы, принципы, по которым живут люди, определиться в собственных оценках, накопить жизненный опыт, почувствовать себя в обществе комфортно, ощутить радость от общения с людьми, подготовиться к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе. Положительные мотивы деятельности учащихся в рабо...
  • Урок по теме: «Эпистолярный жанр в русской литературе и история его развития»Цели урока: 1. Популяризировать эпистолярный жанр русской литературы. 2. Показать историю развития письма и почтовых отправлений в России. 3. Привить навыки использования эпистолярного жанра учащимися и пропагандировать культуру письма. 4. Расширить представление учащихся о многообразии риторических жанров (на примере письма), его особенностях, о языковом оформлении. 5. Развить навыки написания письма на примерах лучших классических образцов. Оборудование урока: Сумк...
  • Научно - исследовательская работа Смотриной Ольги Андреевны Японская поэзия и её влияние на русскую литературуТезисы к научной работе Смотриной Ольги Андреевны Японская поэзия и её влияние на русскую литературу. 1. Перед собой ученица поставила цель: изучить хокку как жанр японской поэзии и сравнить его с русской лирикой. 2. Обозначила задачи: *Дать представление о хокку; *Изучить творчество японских поэтов – основоположников; *Рассмотреть основные законы жанра хокку; *Сравнит...
  • Методическая разработка по русскому языку «Учить быстро, интересно, успешно» Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному, интегрируя в себе всё прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике нашего времени. Сложно говорить о полном переходе на модульную систему ежедневного учебного процесса (должно быть разработано особое расписание и режим учебного учреждения), поэтому речь пойдёт об использовании некоторых элементов модульной технологии на уроках русского языка. Сущность модульного обучения: ученик полностью самостоятельно или ...
  • Проверочная работа по теме: «Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»А1. Когда возникла древнерусская литература? 1) в 10 веке 3) в 9 веке 2) 2) в 11 веке 4) в 12 веке А2. Когда было создано Слово о полку Игореве? 1) В 1177 г. 2) В 1110 г. 3) В 1100 г. 4) Дата написания неизвестна А3. Какой литературный приём используется в строчке ...
  • Речевые клише для написания сочиненияЭти речевые клише помогут в написании сочинения!!! I. Вступление Смысл последних строк текста говорит нам о том, что… Текст заканчивается словами: …. На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) … Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом... По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: … В этом отрывке авто...
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫРабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по профессии 19.01.07 Повар, кондитер , утвержденнойприказом Министерстваобразования и науки РФ от 02 августа2013 г. № 898.Рабочаяпрограммаразработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начальног...
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫРабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по профессии19.01.07 Повар, кондитер, утвержденнойприказом Министерстваобразования и науки РФ от 02 августа2013 г. № 898.Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начальног...
  • Разработка урока по литературе на тему В. Г. Распутин. Рассказ Уроки французского. Доброта - категория нравственнаяТехнология критического мышления на уроках литературы как средство духовно-нравственного развития учащихся. Класс: 6 Предмет: литература Учебник: Литература. 6 класс, Москва, Просвещение, 2013 год, автор: В.Я.Коровина, В.П.Полухина и другие. Название предмета, темы: В.Г Распутин. Рассказ Уроки французского, тема: Доброта – категория нравственная. Цели урока: 1.Образовательная: показать на примере рассказа В.Распутина, какое значение в жизни имеет доброта; 2.Развивающие: - развивать у...
  • Урок по литературе на темуПредмет Литература Класс 5 Учитель:Воробьева Ольга Анатольевна, первая квалификационная категория, МАОУ СОШ № 7 г.Балаково Саратовская область Тема А.Т.Твардовский Рассказ танкиста. На детстве войны отметина. Метапредметная тема: Обучение владению всеми видами речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму) при изучении стихотворения А.Т. Твардовского Рассказ танкиста. Содержательная цель: расширение системы знаний учащихся о литературном процессе, развитие навыков учащихся по...
  • КОС Готовый вариант тест2. Задания для оценки освоения умений и усвоения знаний Задания для оценки освоения умений и знаний представляют собой тестовые вопросы. 1.Кто из критиков назвал Катерину лучом света в темном царстве: А)Д.Писарев Б)Н.Добролюбов В)Н.Чернышевский Г)И.Гончаров 2 . Кому из героев Грозы принадлежат приведенные ниже высказывания: 1) Что! Куда воля то ведет!.. Говорила я тебе, сынок, а ты слушать не...
  • Рабочая программа по литературе 2 курсАННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Литература Специальность СПО Нормативный срок освоения ОПОП 260807.01 Повар, кондитер 2 года 5 месяцев 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 2 года 5 месяцев Уровень подготовки базовый Наименование квалификации пекарь, кондитер; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: · воспроизводить содержание литературного произведения; · анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравстве... Раздел 1. Русская литература на рубеже веков Тема 1.1. И.А. Бунин. Лирика Тема 1.2. И.А. Бунин. Рассказы Тема 1.3. А.И. Куприн Гранатовый браслет Тема 1.4. А.Т. Аверченко. Традиции русской сатиры в прозе Аверченко Тема 1.5. М. Горький.Ранние рассказы Тема 1.6. М. Горький. Пьеса На дне Тема 1.7. А.А.Блок. Стихотворения Тема 1.8. А.А.Блок Двенадцать Тема 1.9. С.А.Есенин. Лирика Тема 1.10. В.В.Маяковский. Стихотворения Раздел 2. Литература 20-х годов Тема 2.1. Литература 20-х годов (обзор) Тема 2.2. А.П. Платонов. Повести Раздел 3. Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор) Тема 3.1. Литературный процесс 30-х- 40-х годов Тема 3.2. Отражение индустриализации и коллективизации в лите-ратуре 30-х – 40-х годов Тема 3.3. М.И.Цветаева. Стихотворения Тема 3.4. Н.А. Заболоцкий.Сведения из биографии Тема 3.5. М.А.Булгаков Мастер и Маргарита Тема 3.6. М.А. Шолохов Тихий Дон Тема 3.7. А.Н. Толстой Петр Первый Раздел 4. Литература русского Зарубежья Тема 4.1. Г. Владимов Верный Руслан Раздел 5. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет Тема 5.1. Деятели литературы и искусства на защите Отечества Тема 5.2. Военная поэзия Тема 5.3. Проза и драматургия Тема 5.4. Произведения первых послевоенных лет Тема 5.5. А.А. Ахматова. Лирика Тема 5.6. А.А. Ахматова Реквием Тема 5.7. А.Т.Твардовский. Лирика Раз... Программой учебной дисциплины предусмотрены следующие виды учебной работы: Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 140 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 100 в том числе: практические занятия - Самостоятельная работа обучающегося (всего) 40 в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа 40 Итог: экзамен Программа дисциплины относится к социально-гуманитарному циклу. Программа дисциплины включает в себя цель и задачи дисциплины, место дисциплины в структуре ОПОП, требования к результатам освоения дисциплины, объем дисциплины и виды учебной работы, содержание дисциплины, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (основная, дополнительная литература, собственное учебно-методическое обеспечение), методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Ме...
  • Рабочая программа по литературеАННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Литература Специальность СПО Нормативный срок освоения ОПОП 260103.01 Пекарь, кондитер 2 года 5 месяцев 262019.02 Закройщик 3 года 5 месяцев 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 2 года 5 месяцев Уровень подготовки базовый Наименование квалификации пекарь, кондитер; закройщик; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: · воспроизводить содержание литературного произведения; · анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика... Раздел 1. Введение. Тема 1.1. Общее понятие об истории русской литературы. Характеристика эпохи 19 века Раздел 2. Творчество А.Н. Островского Тема 2.1. Литера­турная деятель­ность писателя-драматурга. Колумб Замоскворечья Тема 2.2. Драма Гроза как отражение роста самосознания русского общества Тема 2.3. Непримири­мость противо­речий и трагическая острота конфликта Катерины с темным царст­вом Тема 2.4. Обличение самодурства как социально­го явления Тема 2.5.Добролюбов Луч света в темном царстве. Сила и сла... Раздел 4. Творчество И.С. Тургенева Тема 4.1. Биография. Идейный замы­сел Записок охотника Тема 4.2. Романы И.С. Тургенева. Проблема лишнего человека, тургеневские девушки Тема 4.3.Отражение в романе Отцы и дети общественно-политической борьбы эпохи. Смысл назва­ния романа Тема 4.4.Базаров - борец и мыслитель. Взгляды Базарова Тема 4.5. Кирсановы. Па­вел Петрович как идейный антагонист Ба­зарова Тема 4.6.Острота конфликта, мастерство диа­лога, богатство языка. Споры вокруг романа Раздел 5. Лирика 19 века Тема 5.1. Ф.И.Тютче... Тема 7.2. Лирика Некрасова. Гражданствен­ность и народность лирики Тема 7.3. Поэма Кому на Руси жить хорошо? Замысел поэмы. Её жанровые и композиционные особенности Тема 7.4. Многообразие крестьянских типов. Сочувствие автора народу Тема 7.5. Гриша Добросклонов – народный заступник Тема 7.6. Сатирические портреты помещиков. Нравственные проблемы в поэме (понятие долга, греха, счастья) Раздел 8. ТворчествоМ. Е. Салтыкова-Щедрина Тема 8.1. Жизнь, творчество. Объекты сатиры-самодержавие, крепост... Программой учебной дисциплины предусмотрены следующие виды учебной работы: Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 135 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 95 в том числе: практические занятия - Самостоятельная работа обучающегося (всего) 40 в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа 40 Итог: Дифференцированный зачет Программа дисциплины относится к социально-гуманитарному циклу. Программа дисциплины включает в себя цель и задачи дисциплины, место дисциплины в структуре ОПОП, требования к результатам освоения дисциплины, объем дисциплины и виды учебной работы, содержание дисциплины, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (основная, дополнительная литература, собственное учебно-методическое обеспечение), методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Ме...
  • Рабочая программа по русскому языкуАННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык Специальность СПО Нормативный срок освоения ОПОП 260103.01 Пекарь, кондитер 2 года 5 месяцев 262019.02 Закройщик 3 года 5 месяцев 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 2 года 5 месяцев Уровень подготовки базовый Наименование квалификации пекарь, кондитер; закройщик; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: самостоятельно работать с литературой разных стилей и жанров; передавать содержание прочитанного близко к тексту с выделением элементов отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном;... Раздел 1. Общие сведения о языке Тема 1.1. Язык и общество Тема 1.2. Русский язык в современном мире Тема 1.3. Активные процессы в современном русском языке Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, орфография Тема 2.1. Обобщающее повторение о фонетике, орфоэпии, орфографии Тема 2.2. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке Тема 2.3. Принципы русской орфографии Раздел 3. Лексика и фразеология Тема 3.1. Повторение по теме Лексика Тема 3.2. Активный и пассивный словарный запас Тема 3.3. Русская фразеология Раздел 4. Морфология и орфография Тема 4.1. Обобщающее повторение частей речи Тема 4.2. Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в разных частях речи Тема 4.3. Правописание –не- и –ни- с разными частями речи Тема 4.4. Правописание наречий Тема 4.5. Правописание глаголов Тема 4.6. Правописание причастий Тема 4.7. Слитное, раздельное и дефисные написания Раздел 5. Синтаксис и пунктуация Тема 5.1. Принципы русской пунктуации Тема 5.2. Типы и виды словосочетаний Тема 5.3. Простое предложение Тема 5.4. Осложненное предложение Тема 5.5. Сложное предложение Тема 5.6. Прямая и косвенная речь Раздел 6. Текст. Основные виды переработки текста Тема 6.1. Текст, его строение, виды его преобразования Тема 6.2. Способы и средства связи между частями речи Тема 6.3. Типы речи (повествование, описание, рассуждение) Тема 6.4. Речеведческий анализ текста Тема 6.5. Виды сокращений текста. Конспект, тематический конспект Тема 6.6. Реферат, аннотация, рецензия Тема 6.7. Функциональные стили речи Дифференцированный зачет Программой учебной дисциплины предусмотрены следующие виды учебной работы: Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 70 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 50 в том числе: практические занятия 3 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 20 в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа 20 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Программа дисциплины относится к социально-гуманитарному циклу. Программа дисциплины включает в себя цель и задачи дисциплины, место дисциплины в структуре ОПОП, требования к результатам освоения дисциплины, объем дисциплины и виды учебной работы, содержание дисциплины, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (основная, дополнительная литература, собственное учебно-методическое обеспечение), методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Ме...
  • Рабочая программа по русскому языку 2 курсАННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык Специальность СПО Нормативный срок освоения ОПОП 260807.01 Повар, кондитер 2 года 5 месяцев 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 2 года 5 месяцев Уровень подготовки базовый Наименование квалификации пекарь, кондитер; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: самостоятельно работать с литературой разных стилей и жанров; передавать содержание прочитанного близко к тексту с выделением элементов отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном; владеть о... Раздел 1. Общие сведения о языке Тема 1.1. О курсе русского языка Раздел 2. Синтаксис и пунктуация Тема 2.1. Принципы русской пунктуации Тема 2.2. Словосочетания и типы словосочетаний Тема 2.3. Простое предложение. Грамматическая основа Тема 2.4. Простое предложение. Типы односоставных предложений. Тема 2.5. Вводные слова Тема 2.6. Речеведческий анализ текста Тема 2.7. Обособление определений Тема 2.8. Обособление обстоятельств Тема 2.9. Сложное предложение, ССП Тема 2.10. Синтаксическая норма языка. Синтаксические синонимы Тема 2.11. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении Тема 2.12. Пунктуация в предложениях с союзом как Тема 2.13. Прямая и косвенная речь Тема 2.14. Цитата. Цитирование Тема 2.15. Стили речи. Научный стиль речи Тема 2.16. Основные жанры научного стиля речи. Конспект Тема 2.17. Публицистический стиль речи. Культура устного выступления Тема 2.18. Портретный очерк... Программой учебной дисциплины предусмотрены следующие виды учебной работы: Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 70 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 50 в том числе: практические занятия - Самостоятельная работа обучающегося (всего) 20 в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа 20 Итог: экзамен Программа дисциплины относится к социально-гуманитарному циклу. Программа дисциплины включает в себя цель и задачи дисциплины, место дисциплины в структуре ОПОП, требования к результатам освоения дисциплины, объем дисциплины и виды учебной работы, содержание дисциплины, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (основная, дополнительная литература, собственное учебно-методическое обеспечение), методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Ме...
  • План-конспект урока по литературному уроку «Как понять поступки героев в повести Л. Н. Толстого Детство (глава Ивины)»План-конспект урока литературное чтение Составитель: Рахманова Ирина Александровна Класс – 4 Предметная тема урока: Как понять поступки героев в повести Л.Н. Толстого Детство (глава Ивины ) Цели урока: 1) развивающий аспект: - развитие речи учащихся; - развитие умений анализировать повествовательное произведе­ние, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обоб­щения; - формирование действий контроля и оценки; 2) познавательный аспект: - формирование общеуч... Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД 1.Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивация учебных действий -Объясните эпиграф к занятию. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сердца своего выносит злое. Евангелие от Луки,6;45 Дети высказывают свои мысли и предположения. Познавательные -формировать познавательные интересы. Коммуникативные: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные:формировать умениеосознавать и определять (называть) свои эмоции; 2.Этап актуализация знаний Цель:учить последовательно идти к намеченной цели. -С какими повествовательными-эпическими произведениями мы познакомились в этом учебном году. -Какие особенности имеют эти произведения? Дети называют изученные произведения. На доске фиксируются ответы детей. -повествуется о событиях; -существует рассказчик; - автор использует свои приемы; Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные:умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, Коммуникативные:умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей, эмоционально позитивно относиться к процессу. 3.Постановка проблемы. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия. Целеполагание Дома вы п -Дома вы познакомились с главой Ивины из повести Л.Н. Толстого Детство.Можно ли его считать повествовательным-эпическим произведением? Почему? Давайте назовем основные события этой главы. Назов -Вам понравилось произведение? Как вы думаете, почему герои произведения вели себя так, а ни как-то иначе. Назовите тему урока. -Что нам необходимо сделать, чтобы разобраться в этом. -Что необходимо знать, чтобы достаточно полно представить... Повествуется о событиях,существует рассказчик. Составление плана. План записывается на доске. 1.Встреча с гостями. 2.Портрет Сережи Ивина. 3.Воспоминание о первой встрече Николеньки и Сережи. 4.Чувство бескорыстной любви. 5.Рождение чувства лицемерия. 6.Радость встречи. 7.Особенности характера гувернера Ивиных. 8.Игра в палисаднике. 9.Портрет Иленьки Грапа. 10.Обидная шалость Сережи. 11.Конфликт между мальчишками и его разрешение. 12.Душевные переживания героев. Рождение нового чувства. ... Познавательные: определять тему урока; осуществлять поиск и выделение нужной информации, фиксировать её Регулятивные: :формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания;составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; Личностные:ориентация в нравственном содержании и смысле поступков; 4.Проектирова-ние и фиксация нового знания. Цель:учить самостоятельно находить способ решения поставленной задачи. -Работать предстоит по группам. Каждая группа готовит сообщения с опорой на текст об одном из героев повести. Назовите героев повести. Кто, по- вашему рассказывает о происходящих событиях? Дайте ему характеристику. -Дети работают в группах. Находят характеристику героя в тексте и определяют особенности характера. Сергей Ивин, гувернер Ивиных, Иленька Грап. Герой- рассказчик. Особенности характера фиксируются на листе бумаги. Сергей Ивин : властный, самовлюблен­ный, эгоис­тичный, сме­лый, любит командовать другими, лег­ко подчиняет их себе, жес­токий, безжа­лостный. Гувернер Ивиных: модный, самовлюблен­ный, демонс­тративный, самодоволь­ный, любит женщин. Иленька Грап:спокойный, тихий, услуж­ливый, терпе­ливый, добро­душный. Герй-рассказчик: добрый, искренний, способен ошибаться и признавать свои ошибк... Комуникативные: -формировать умение работать коллективно, в группах. Познавательные: -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:ориентация в нравственном содержании и смысле поступков; Регулятивные: -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 5. Физминутка. Упражнения для глаз, дыхательная гимнастика. 6. Включение в систему знаний и закрепление. -Кто, по-вашему, рассказывает о происходящих событиях? (Да, действительно, в повести есть особый персонаж, который рассказывает о том, что происходит). - Дайте ему характеристику. - Верно, это так. Л.Н. Толстой вел свои дневники в течение 19 лет. Повесть Детство - это тоже дневник, поскольку в нем рас­сказывается жизнь мальчика, его семьи, друзей, родственников день за днем. Автор специально наделил героя такими чертами характера, которые были свойственны ему самому. - Какие важные... - Главный герой повести Николенька Иртенъев рассказывает о происходящих событиях. Он наделен автобиографическими чертами, очень близок самому автору. -Это добрый, искренний человек, способный на сочувствие. -К Сергею Ивину. Он считает Сергея необыкновенно краси­вым человеком. -Сергей отличался находчивостью, умением организовывать игры, смелостью, бесстрашием. Именно таки его видел Нико­ленька. -Когда в гости к ребятам пришел Иленька Грап, то Сергей ре­шил подшутить над ним.... Комуникативные: -формировать умение работать коллективно, в группах. Познавательные: -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:ориентация в нравственном содержании и смысле поступков; Регулятивные: -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 7.Итог. Рефлексия -Какую цель мы поставили сегодня на уроке? -Как вы думаете мы справились с этой задачей? -Почувствовали ли вы себя избранным читателем? Почему? Нам нужно было понять поступки героев. Ответы детей. Ответы детей: 1) -Да, я считаю, что поняла главу повести Л.Н. Толстого: я так сильно переживала за Иленьку, что мне хотелось наказать обидчика. Очень хорошо, что и Николенька понял это. Он очень искренний, доб­рый, понимающий человек. 2)-Мне показалось, что одной главы для чтения и понимания ав­тора маловато. Хочется прочитать все произведение. Только тогда я смогу оценить себя. 3) - Избранный читатель - это высокая оценка. Мне еще трудно т... Регулятивные:оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 8 Д.З. Написать ответ на вопрос: Почему герой не помог Иленьке?
  • Урок-обобщение по литературе на тему Цели данного урока - систематизировать и обобщитьзнания по теме Русские народные сказки, способствовать закреплению изученного материала, развивать интерес к чтению, актерскому мастерству и сочинительству. Перед проведением урока-закрепления даются задания творческого характера: нарисовать иллюстрацию к любимой сказке, изготовить самостоятельно книжку-малышку, сочинить собственную сказку. Дети с нетерпением ждут такого урока как торжественного твоческого момента в их школьной жизни. ...
  • Урок по повести В. Распутина Живи и помни (Две судьбы - две трагедии)Урок внеклассного чтения по повести Распутина Живи и помни. Две судьбы - две трагедии. Обучающие цели: Ввести учащихся в духовный мир В. Г. Распутина, определить место писателя в современной литературе; Ввести в нравственный мир героев повести Живи и помни; Организовать деятельность учащихся по анализу текста; Создать условия для усвоения литературоведческих понятий, таких, как жанровые особенности повести (понятие притчи), особенности сюжета, проблематики, идейного смыс...
  • Внеклассное мероприятие Турнир знатоков русского языкаУрок с его жёсткой ориентацией на выполнение программы, безусловно, не представляет столько возможностей для реализации творческого потенциала самого учителя и учеников, сколько таится их в свободном общении вне урока. Внеклассная работа по русскому языку и литературе имеет общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание предметов, но и способствует также расширению культуроведческого кругозора школьников, р...
  • Методические указания по внеаудиторным самостоятельным работамПояснительная запискаСогласно требованиям ФГОС НПО и плана учебного процесса каждый обучающийся обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенныйобъем внеаудиторной самостоятельной работы.Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для обучающихся профессии:190631.01 Автомеханик Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности самостоятельной работы,определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самосто...
  • Методические указания по внеаудиторным самостоятельным работамСогласно требованиям ФГОС НПО и плана учебного процесса каждый обучающийся обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенныйобъем внеаудиторной самостоятельной работы.Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для обучающихся следующих профессий:190631.01 Автомеханик. Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности самостоятельной работы,определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной р...
  • Комплект контрольно-измерительных материаловОДБ.02 ЛитератураоВ результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:У.1. Воспроизводить содержание литературного произведения;У.2. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой ...
  • Комплект контрольно-измерительных материаловКомплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднегопрофессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик программы учебной дисциплины ОДБ.01 Русский языкобщеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы
  • Конспект занятия по обучению грамоте на тему Закрепление звуков [П] и [Пꞌ]. Звуковой анализ словЦель: Создание условий для применения обучающимися знаний и умений, полученных на занятиях обучения грамоте и развития речи.Задачи:1.Создать условия для закрепления понятий твердый и мягкий звуки [П] и [Пꞌ]. 2.Способствовать совершенствованию навыка звукового анализа путем выделения звука из слова, упражнять в делении слов на слоги . 3.Содействовать созданию благоприятных условий для формирования навыков общения в детском коллективе.Тип занятия: учебное.Форма организации: групповая.Методы о...
  • Статья Ода родной землеАннотация В своём сочинении я старалась высказать своё эмоциональное отношение к природе родного края. Я живу в сельской местности, поэтому могу любоваться и восхищать замечательными родными речками, озёрами, лесами и лугами. Нюксенский край…Самый живописный уголок Вологодчины. Моя малая родина. Для меня- это белая зима с крутыми горками и румянцем на щеках, весёлая говорливая весна с журчащими ручьями, клейкими вкусными листочками и скворцамив скворечнике около школы. Это солнечное лето с тёпл...
  • Статья Творческая работа на уроках русского языка и русской литературыСтатья Творческая работа на уроках русского языка и русской литературы поможет организовать творческую работу с учащимися разных возрастов на уроках и во внеурочное время. Статья предназначена для молодых педагогов, которые хотят организовать творческую работу с учащимися на уроках русского языка и русской литературы, а так же для тех педагогов, которые хотят организовать выпуск школьной газеты.
  • Реализация профессионального стандарта педагогаМое видение проблемы по профессиональному стандарту педагога. Реализация профессионального стандарта педагога (выступление учителя русского языка МОУ Средняя общеобразовательная школа №7 г.Ртищево Саратовской области Сараевой Т.И. на методическом объединении). То, что педагог – ключевая фигура реформирования образования, никто спорить не будет. Уже много лет мы готовы к переменам, к нестандартным трудовым действиям, ответственности и самостоятельности в принятии решений – все эти харак...
  • Дидактический материал для работы над комедией Н. В. ГоголяОдно из центральныхдраматургических произведений, изучаемых в школе, - комедия Ревизор. Как провести урок так, чтобы восьмиклассникам не было скучно, чтобы гоголевская пьеса прозвучала современно? Разнообразные методические приемы , вопросы обобщающего характера и текущего контроля ,творческие задания ,тестыпомогут учителю в достижении этих целей.Вот уже 150 лет комедия живет на сценах театров. Что дает она современному зрителю, читателю, помимо того, что мы узнаем, как было? Нет ли в нас с...
  • Стихи для детей Моей ОсетииЭто стихотворение было написано для конкурса чтецов Моя Осетия,проводимом в детском доме Хуры тын. Цель написания-помочь воспитанникам увидеть красоту родного края,прочувствовать её,воспитывать любовь к миру,доброту и человечность. Стихотворение написано для младшего школьного возраста,так как именно с детства мы начинаем формировать идеологические ориентиры,растим детей патриотами.Пытаемся воспитать человека-гражданина. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязан...
  • Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегосяПроектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося. Великим ученым ребенок может и не стать, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо. Постепенно уходит в прошлое эпоха людей-исполнителей, которые, не раздумывая, выполняли указания начальства. Социальные проблемы, пр...
© 2010-2018