Практикум по пунктуации «Выделяйте запятыми»

Данный материал поможет у учащимся лучше усвоить правила пунктуации в простых, осложненных и сложных предложениях. Материал предложен в форме таблиц - схем. Теоретические сведения, помогут учащимся в выполнении заданий к каждой схеме, задания, в свою очередь, служат закреплением теоретических сведений , направленных на развитие орфографической, пунктуационной зоркости , а также творческих способностей . Задания просты и доступны, рассчитаны на выполнение всеми учащимися на той ступени обучения, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Северо-Казахстанский департамент образования

Аккайынский районный отдел образования

Ивановская средняя школа







Гринько Л.Н.





Практикум

по пунктуации

«Выделяйте запятыми»



Практикум по пунктуации «Выделяйте запятыми»









с. Ивановка

2013 год



Практикум по пунктуации «Выделяйте запятыми» Практикум по пунктуации «Выделяйте запятыми»Практикум по пунктуации «Выделяйте запятыми»Практикум по пунктуации «Выделяйте запятыми»Практикум по пунктуации «Выделяйте запятыми»Практикум по пунктуации «Выделяйте запятыми»Практикум по пунктуации «Выделяйте запятыми»Практикум по пунктуации «Выделяйте запятыми»Практикум по пунктуации «Выделяйте запятыми»Практикум по пунктуации «Выделяйте запятыми»Практикум по пунктуации «Выделяйте запятыми»Практикум по пунктуации «Выделяйте запятыми»Практикум по пунктуации «Выделяйте запятыми»Практикум по пунктуации «Выделяйте запятыми»

В данном сборнике представлены таблицы - схемы, которые знакомят учащихся с пунктуацией в простых предложениях, осложненных однородными членами предложения, обособленными членами предложения(определениями, приложениями, обстоятельствами), вводными словами и словосочетаниями, вводными предложениями и обращениями.

Цель сборника - помочь учащимся освоить и закрепить правила пунктуации.

Таблицы - схемы содержат теоретические сведения, облегчающие выполнений, которые направлены на развитие орфографической, пунктуационной зоркости и творческих способностей учащихся.

Задания просты и доступны, рассчитаны на выполнение всеми учащимися на той ступени обучения, на которой они находятся.

Автор сборника: Гринько Л.Н.

Рецензия

на методическое пособие «Практикум по пунктуации» учителя русского языка и литературы Ивановской СШ Аккайынского района

Гринько Любовь Николаевны

Данное учебно-методическое пособие посвящено актуальной проблеме -обучение правильной постановке знаков препинания в предложении. Оно не может не привлечь учащихся, нуждающихся в ответах на вопросы «здесь и сейчас»», торопящихся восполнить пробелы, повторить за короткое время правила пунктуации. Содержание всех видов упражнений находится в соответствии с ныне действующей программой. Разработано данное методическое пособие с целью расширения кругозора детей. Содействует повышению интереса к языку, положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка. Воспитывает чувство справедливости, эмпатии при соревновательных видах занятий, повышает коммуникативные качества.

Пособие содержит задания, которые способствуют развитию у учащихся умения анализировать, доказывать, опровергать, отстаивать свою точку зрения.

Можно использовать пособие, как дополнительный материал к урокам русского языка, включая задания в орфографическую минутку.

Пособие адресовано учителям русского зыка и начинающим молодым учителям.

Данное учебно-методическое рекомендуется к изданию.

Рецензент

  1. Синтаксис - раздел науки о языке.

1.Что называется предложением?

2. В чем отличие предложения от словосочетания?

3. В чем отличие грамматической основы от словосочетания?

4. Какое предложение называется распространенным и почему?

5. Какие вы знаете виды предложений по цели высказывания?

6. Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

7. Какие члены предложения называются второстепенными членами предложения?

8. Как различаются предложения по наличию грамматических основ?

Задание №1

Определите тип предложения по цели высказывания

  • Довольна ль ты признанием моим?

  • И можно ль не принять участья и ливня не желать земле!

  • Уже кленовые листы на пруд слетают журавлиный.

  • Не кричи так жалобно, кукушка.

Задание №2

Определите вид предложений по строению грамматической основы.(односоставное или двусоставное)

  • Любил я осень позднюю в России.

  • Уже совсем рассвело.

  • Дождь гонит с гор ветер.

  • Густой туман.

  • На границе нас задержал патруль.

Задание № 3

Найдите и подчеркните основы предложений.

  • С моря дул теплый ветер.

  • Несколько цветов завяло.

  • Брат с сестрой вскоре нас догнали.

  • После обеда взрослые поднялись на второй этаж.

Задание №5

Определите второстепенные члены предложения и подчеркните их.

  • Две капли брызнули в лицо.

  • Озеро белело вдалеке.

  • Поднявшись с земли, я пошел на зов.

  • Мужики распрягли коней и приготовили ужин.

  • Мы радостно встрепенулись, когда услышали голос, зовущий нас.

Задание №6

Определите вид предложения по наличию грамматических основ(простое или сложное)

  • Вдоль по улице по узкой чистый мчится ветерок.

  • Заря прощается с землею, ложится пар на дне долин.

  • В поредевшем саду далеко видна дорога к шалашу.

  • Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.


  1. Однородные члены предложения

Разделяются запятой

При отсутствии союзов.

Мысли мои, мое имя,труды будут принадлежать Родине.

Если есть противительные союзы а, но, да(= но)

Она шьет хорошо, но медленно

Если есть двойной союз (не только, но и…; как, так…)

Дремали не только леса, но и лесные озера.

Не разделяются запятой

Если есть одиночные союзы и, да(=и), или, либо …

Кое - где при дороге попадается угрюмая ракита и молодая березка

Если это неоднородные определения и между ними нельзя поставить союз и.

Это был удобный письменный стол.

Если однородные члены предложения представляют собой устойчивые словосочетанияслов(фразеологические обороты):ни рыба ни мясо, ни жив ни мертв …











  • Примечание:

    • запятая ставится между однородными членами предложения. Соединенными повторяющимися союзами и… и, да… да, ни… ни, либо… либо,



    • запятая ставится перед союзом да и, обозначающим добавление к сказанному раньше.



Задание №1

Подчеркните однородные члены предложения. Объясните расстановку знаков препинания. Начертите схемы предложений.

  • На смелого собака лает, а трусливого кусает

  • Месяц светит, но не греет.

  • Бледно - серое небо светлело, холодело, синело.

  • Шел клочьями снег и уже засыпал дорогу, и крышу сарая, и деревья сада, и подъезд.

  • Цветы лучше всего собирать утром или под вечер.

  • В Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

  • Где - то поблизости журчала невидимая речка или ручей.

Задание № 2

Пользуясь таблицей, объясните отсутствие запятой при однородных членах предложения. Подчеркните однородные члены предложения. Составьте схемы предложений.

  • Я не зажигал огня и незаметно отдавался тяжелым впечатлениям молчания и мрака.

  • Видны были только белые стволы близлежащих берез да кусочек аллеи.

  • Они поговорили о том о сем и разошлись.

  • По небу проносились белые круглые облака.



  1. Обобщающие слова при однородных членах предложения

Обощающие слова при однородных членах предложения

Могут стоять перед однородными членами предложения

Могут стоять после однородных членов предложения

Ставится двоеточие после обобщающего слова.

С опытным проводником нам не страшно ничего: ни броды, ни сплошная тайга, ни перевалы

Ставится тире перед обобщающим словом.

Зеленая долина, горы в белых шапках - все было залито солнцем.

  • Примечание:

    • если после обобщающего слова имеются слова например, а именно, то есть, как- то, то двоеточие ставится после них.



    • Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. А после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них пред остальной частью предложения - тире.

















Задание № 1

Пользуясь таблицей, расставьте и объясните постановку знаков препинания в предложениях с обобщающими словами. Начертите схемы к предложениям.

  • Зима чувствовалась во всем в коротком дне, запахе сена и рано зажигавшихся фонарях.

  • Все это и день, и ночь, и дали, и горы, и звезды, и туманы казалось мне исполненным прелести.

  • Теперь уже ни гор ни неба ни земли ничего не было видно.

  • Настоящему рыбаку нужно многое река цветы утренние зори таинственные ночи голубые вечера и тишина.



  1. Определения согласованные и несогласованные

определения

Несогласованные, выраженные полным прилагательным, прилагательным в сравнительной степени, существительным или местоимением в косвенном падеже

Согласованные, выраженные причастием с зависимыми словами или прилагательными

Выделяются запятыми

Выделяются запятыми

Если определение стоит после определяемого слова

Солнце, показавшееся из - за туч, ярко осветило лес и поляну

Если несогласованное определение относится к личному местоимению

Сегодня она, в новом голубом платье, была особенно молода и красива.

Если несогласованное определение относится к имени собственному.

Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвращалась с прогулки

Если несогласованное определение стоит рядом с согласованным определением

Навстречу ей вышла сероглазая женщина, очень полная, в черном костюме.

Если определение имеет добавочное обстоятельственное значение(причины, времени, уступки, условия)

Раненый осколком в плечо, капитан не покинул поле боя.

Если определение относится к личному местоимению(независимо от того, где оно стоит)

А он, мятежный, просит бури…



































Задание №1

Вспомните, какие определения называются согласованными и несогласованными. Какими частями речи обычно выражаются согласованные и несогласованные определения? Пользуясь таблицей, расставьте недостающие знаки препинания. Начертите схемы предложений.

  • Группа туристов вышедшая рано утром остановилась для ночлега.

  • Утреннее солнце еще не жаркое не раскаленное показалось над горизонтом.

  • Усталый я сел отдохнуть.

  • Она высокая красивая стройная казалась теперь рядом с ним очень здоровой и нарядной.

  • Вчера утомленный ходьбой по болоту забрел я в сарай и заснул глубоко.

  • Офицеры в новых сюртуках белых перчатках и блестящих эполетах щеголяли по улицам и бульвару.

  • Русый с кудрявой головой без шапки и с расстегнутой на груди рубахой Дымов казался красивым и необыкновенным

Задание №2

Спишите предложенный текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Море огромное лениво вздыхающее у берега уснуло и (не)подвижно в(дали) облитое голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрач…ную ткань пер…стых облаков неподвижных и (не)скрывающих собой золотых узоров звезд. Горы роросшие дерев…ями уродливо изогнутыми норд - остом ре…кими взмахами подняли в…ршины в синюю пустыню над ними суровые к…нтуры их округлились одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.

Задание №3

Объясните расстановку знаков препинания.

  • Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого.

  • Мой спутник, худой, высокий, с горбатым носом и обвисшими усами, шагал рядом.



  1. Приложение

приложение

Выделяется запятыми

Ставится тире, если…

Одиночное или распространенное приложение, стоящее до или после имени собственного

Володя, студент медколледжа, участвовал в соревнованиях

Одиночное приложение присоединяется к нарицательному существительному.

И пели девочки - казашки на берегу родной реки

Одиночное приложение присоединяется к имени собственному и стоит после него.

Кремль стоит на берегу Москвы - реки (но река Москва)

Одиночное или распространенное приложение, стоящее до или после личного местоимения

Как страстный любитель охоты. Я целыми днями бродил по округе.

Ставьте тире

Перед приложением, если оно относится к одному из однородных членов предложения.

На отдых приехали отец, Максим - брат отца, мама и я.

Перед приложением, если перед ним можно вставить слова А именно.

Старику оставалась единственная радость - воспоминание о прошлом.







Одиночное или распространенное приложение, относящееся к нарицательному существительному.

Дуб, как очень крепкое дерево, применяется в строительстве.













Примечание:

  • Если приложение присоединяется с помощью союза как, то выделяется запятой при значении причины.

Как истинный врач, Михалев всегда старался прийти на помощь любому нуждающемуся.



  • Запятая не ставится, если союз как употребляется в значении «в качестве»

Полученный ответ рассматривался как согласие (= в качестве согласия)





Задание №1

Вспомните, что называется приложением. Какие знаки препинания ставятся при приложении? Пользуясь таблицей - схемой, расставьте знаки препинания(запятые, тире, дефис)


  • Наш преподаватель истории уроженец города Киева сейчас работает в сельской школе.

  • Жук короед проснулся весной под корой.

  • Чехов человековед исследовал судьбы людей в реальноммире.

  • Домашнее воспитание детей шло под руководством гувернеров иностранцев.

  • Герой поэмы Гоголя «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков ловкий и жадный приобретатель.

  • Мы знаем И.С.Тургенева и С.Т.Аксакова как тонких наблюдателей природы.

  • Попрыгунья стрекоза лето красное пропела.

  • Митенька восемнадцатилетний парень писал из военной школы что учится бить фашистов и скоро пойдет на фронт.

Задание №2

Пользуясь таблицей - схемой поставьте недостающие знаки препинания при приложении, обратите внимание на слова с пропущенными буквами.

Подчеркните приложения.

Николай Иванович Пирогов.

«Чудесным доктором» звали в народе Николая Ивановича Пирогова замечательного врача и ученого. Н.В.Пирогов родился в Москве. Сын небогатых родителей внук крепостного крестьянина он рано узнал нужду. Из - за бедности ему пр…шлось оставить учение в час…ном п…нсионе, но случай помог ему. У Пироговых часто бывал Е.О. Мухин известный московский врач прфес…ор ун…верситета. От его взгляда не ускользнул пытливый инт…рес Николая к мед…цине.мухин отправил четырнадцатилетнего подростка экзаменоват…ся на мед…цинский факул…тет Московского ун…верситета. Вступительный экзамен Николай выд…ржал наравне со всеми. Пирогов пр…красно окончил ун…верситет.



  1. Дополнение

Дополнение

Не выделяйте запятыми, если…

Выделяйте запятыми, если…

Предлог вместо имеет значение «взамен», «за».

В ней вместо прежней доверчивости появилось замешательство.

Употребляются с предлогами или предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением и др.

Многие из бойцов, помимо своей винтовки, были вооружены трофейными автоматами









Задание №1

Вспомните, что такое дополнение? Какими частями речи может быть выражено дополнение? Определите и укажите вид дополнения:

прямое или косвенное, подчеркните условным обозначением.


  • Отдыхающие любовались видом снежных гор.

  • Хорошая спортивная подготовка играет большую роль в достижении спортивных успехов.

  • Инструктор рекомендовал спортсменам не отлучаться из лагеря без предупреждения.

Задание № 2

Пользуясь таблицей - схемой, объясните постановку знаков препинания в предложениях с обособленными дополнениями. Подчеркните дополнения.

  • Сверх всякого ожидания меня выписали из больницы.

  • На повестке дня, помимо вопроса об успеваемости школьников, стояли и другие вопросы.

  • Выступление учеников 6 класса мне понравилось, за исключением одного номера.

  • Кроме воинского эшелона, на станции ожидали очереди на отправление еще одного поезда.

Задание №3

Пользуясь таблицей - схемой, расставьте правильно знаки препинания в предложениях с обособленными дополнениями.

  • Весь март и апрель за исключением нескольких ясных и солнечных дней погода стояла ужасная.

  • Помимо болеутоляющих препаратов мне прописали еще и покой.

  • Сверх красивой и приятной наружности он обладал хорошими манерами.

Задание №4

Пользуясь таблицей - схемой, вставьте пропущенные знаки препинания и пропущенные буквы, объяснив при этом свой выбор.

  • Обширный этот труд был инт…ресен тем, что помимо общего описания каждой области рек и озер почвы климата р…стительного и ж…вотного мира историч…ских суде… быта и культуры промыслов и занятий населения в нем были подробно описаны не только все г…рода вплоть до самых ничтожных «заштатных» но даже все села и д…ревни.



  1. Обстоятельство

Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогами благодаря, согласно, вследствие, вопреки, несмотря на, невзирая на и др.

Несмотря на поздний час, туристы не расходились.

Обстоятельство

Не выделяйте запятыми

Выделяйте запятыми

Одиночное деепричастие или деепричастный оборот, независимо от нахождения в предложении

Обогнув высокий мыс, пароход зашел в залив.

Ветер крепчал, сильнее закутывая город пеленой морских туманов

Если одиночное деепричастие стоит после сказуемого и имеет значение наречия(можно заменить другим наречием)

Не рекомендуется читать лежа.

Если деепричастие входит в состав фразеологического оборота.

Мальчик бежал сломя голову.

Они работали спустя рукава





























Примечание.

Выделяется запятыми уточняющее обстоятельство, обычно места или времени.

В прихожей, на полу, в углу, пустой мешок валялся

Если деепричастия или деепричастные обороты являются однородными членами предложения и соединяются союзом и, то запятая перед союзом и не ставится.

Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вышла в маленькую комнату.





















Задание №1

Вспомните, что называется обстоятельством. Какими частями речи может быть выражено обстоятельство? Назовите виды обстоятельств.В данных предложениях найдите обстоятельства, подчеркните и укажите часть речи, которой они выражены.


  • Ветер, кренясь то вправо, то влево, прыгал по волнам.

  • Не зная броду, не суйся в воду.

  • Невзирая на сильный мороз , лыжные гонки состоялись

Задание №2

Пользуясь таблицей - схемой, расставьте недостающие знаки препинания в предложениях

.

  • Лошади стояли понурив головы и изредка вздрагивали.

  • В воздухе трепещет золотая паутина сплетаясь в прозрачные узоры пламени и замирает любуясь своей красотой отраженной в воде.

  • Вопреки ожиданиям ночь была теплая.

  • Забравшись на сосну большую по веточкам палицей бьет.

  • Я стою у дороги прислонившись к иве.

  • Город несмотря на позднее время был весь на ногах.

Задание №3

Спишите текст, вставьте пропущенные знаки препинания и буквы, объясните свой выбор.


  • Предчу…ствуя неприятную встречу ворча и оглядываясь Каштанка вошла в маленькую комнатку с грязными обоями и в страхе п…пятилась наза… Она увидела нечто неожиданное и стран…ое. Пр…гнув к земле шею и голову растопырив крыл…я и ш…пя прямо на него ш…л серый гусь. Несколько в стороне от него на матрасике лежал белый кот. Увидев Каштанку он вск…чил выгнул спину в дугу и тоже заш…пел. Собака испугалась не на шутку но не желая выдавать своего страха громко зал…яла и бросилась к коту. Кот еще сильнее выгнул спину зашипел и ударил Каштанку по голове. Каштанка отск…чила пр…села на все четыре лапы и прот…гивая к коту морду залилась громким и визгливым лаем.



  1. Вводные слова, словосочетания и предложения.

Выделяйте запятыми, если…

Они выражают

Они указывают

Вводные слова, словосочетания и предложения

Уверенность: разумеется, несомненно, безусловно, бесспорно и т.д.

Поезд придет, конечно, вовремя.

Другие чувства: к удивлению, к счастью, к несчастью, к радости, к сожалению и др.

Болезнь, к сожалению, оказалась опасной

Неуверенность: может быть, пожалуй, кажется, видимо., очевидно и др.

Я, пожалуй, пойду домой

На способ оформления мыслей: иными словами, короче говоря, так сказать и др.

Занятия сортомзакаляют организм, короче говоря, дисциплиируют человека

На источник сообщения: по-моему, по словам, по слухам, по сообщению

По - моему, он поступил неверно.

На ограничение или уточнение высказывания:тем не менее, по крайней мере, тем более и др.

Он, по крайней мере, уважает родителей.



































Вводные предложения могут

Выделяться запятыми:

К великому моему удивлению, пролетка свернула на нашу дорогу

Выделяться тире:

Он был молод, строен, с тонкими чертами лица - так сказать - настоящий красавец.

Выделяться скобками:

Владимир Сергеевич(так именно звали молодого человека в пальто) с недоумением смотрел на него.





















Примечание.

Если вводное слово или словосочетание стоит в начале или конце обособленного оборота(причастного и деепричастного), то запятыми не выделяется.

Дверь вела в комнату, по - видимому служившую столовой.

Различайте вводные слова и сходные с ними члены и предложения или союзы.

Я, может быть, еще вернусь к этому разговору.

В это время он может быть и дома, и на работе.













Задание №1

Вспомните и дайте определение вводных слов и предложений. Какие значения могут иметь вводные слова? Пользуясь таблицей - схемой, расставьте недостающие знаки препинания, вводные слова подчеркните одной чертой и объясните их значение.

  • Она вероятно не ожидала нас увидеть здесь.

  • Дождь по - моему скоро прекратится.

  • Итак ваше предложение было принято

  • Вечор ты помнишь вьюга злилась?

  • Горный воздух без всякого сомнения действует очень благоприятно на здоровье человека.

  • К сожалению никто из посторонних не заглядывал в эти места.

  • Поэт живший рядом писал стихи о героическом городе это было во время давних героических событий о древнем небе Барселоны.

  • К великой радости инструкторов самолет наконец - то привезли на аэродром.

  • Однажды вечером это было в начале октября 1773 года сидел я дома один.

  • Три сестры Владимира самой старшей из них было одиннадцать лет сидели за столом и пили чай.

  • Вы я вижу очень любите природу.

  • Приятели как мы сказали выше не походили друг на друга.


  1. Обращение

Обращение

выделяется запятыми, если…




Выражено существительным в именительном падеже и стоит в начале, середине или конце предложения

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?

Выражено словосочетанием.

Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Здравствуй, пестрая осинка, ранней осени краса!

























Примечание.

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с сильным чувством, то после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури.

Если перед обращением стоит частица О, то запятая не ставится после частицы.

О первый ландыш! Ты расцвел.











Задание №1

Вспомните, что называется обращением? Пользуясь таблицей - схемой, расставьте недостающие знаки препинания, устно комментируя свой выбор.

  • Низкий дом с голубыми ставнями не забыть мне тебя никогда.

  • Вы откуда будете господа хорошие?

  • Разбуди меня завтра рано о моя терпеливая мать

  • Спасибо моя родная земля спасибо мой отчий дом за все что от жизни знаю я что в сердце ношу своем.

  • Клен ты мой опавший клен заледенелый что стоишь нагнувшись под метелью белой.

  • О мой милый мой нежный прекрасный сад!

  • Скажи мне кудесник любимец богов что сбудется в жизни со мною?

Сравнительные обороты и сочетания с союзом КАК


Сравнительные обороты и сочетания

с союзом КАК













Перед союзом КАК













запятая ставится

запятая не ставится

если союз как употребляется в значении «подобно».

Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

Союз как употребляется в значении «в качестве».


Я говорю как литератор.

если сравнительный оборот присоединяются с помощью союзов как, как будто, словно, точно и др.

В очах, как на небе, светило, в душе ее, темно, как море.

если перед как стоят наречия совсем, почти, частица не, просто, прямо

Капельки росы сверкали совсем как бриллианты.

если союз как входит в обороты как и, как правило, как всегда, как сейчас, как нарочно.

Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии. (

Внутри составных союзов перед тем как, после того как, по мере того как, подобного тому как и др.

Перед тем как отправиться в путь, Владимир попрощался со всеми.














































Примечание.

Запятая не ставится перед союзом как… так и, соединяющим однородные члены предложения или части сложного предложения

В Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

Запятая перед как ставится, если это обороты не кто иной, как; не что иное, как.

Путешественники увидали не что иное, как мираж















Задание №1

Пользуясь таблицей - схемой, расставьте пропущенные знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами.

  • Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.

  • Он как человек с добрым сердцем сердился очень редко.

  • Вдали озеро блестит как зеркало.

  • Так волноваться море стало как будто осени пора по - настоящему настала.

  • Венецианов вошел в русское искусство как представитель бытового жанра.

Задание № 2

Запиши текст, расставив недостающие знаки препинания.

Осень.

Дойдя до лесного озерка присев на пологом берегу я доел хлеб запил холодной прозрачной как утренний воздух водой и сняв ботинки опустил ноги в озеро. Еще зелены были деревья по краям озера но несколько опавших листьев уже плавало у берега покачиваясь на воде как желтые лодочки. Их серебряные тени скользили по песчаному дну. Вот еще один лист упал с дерева покружился в воздухе как желтый мотылек и доверчиво сел на мое плечо. Да, осень была близка!

Поставьте, где необходимо запятую или запятые.


  1. Великодушие русских солдат вежливость доброжелательность удивляли их офицеров.

  2. Почта доставлялась либо самолетами либо на автомобилях а в распутицу на лошадях.

  3. Гори звезда моя не падай роняй холодные лучи.

  4. Вы я вижу любите природу.

  5. Скучная усталая она бродила по комнате и жаловалась на сердце.

  6. Они поговорили о том о сем и разошлись.

  7. И мрачнее темной ночи он потупил грозные очи стал крутить свой сивый ус.

  8. Вечером умытый и причесанный он сидел в чистой избе с вышитыми полотенцами и рассказывал без конца.

  9. Он видел как всадник остановился около соседнего окна и не вставая с седла осторожно постучал в окно.

  10. Березы за одну ночь пожелтели до самых верхушек и листья сыпались с них частым и печальным дождем.

  11. По - весеннему высокое солнце сияло в мартовском безоблачном небе но наперекор ему беспрестанно дули пронзительные ветры.

  12. Рассказ мне понравился за исключением нескольких мест.

Выполните тестовые задания

1. Укажите распространенное обращение

А) Господин консул на встречу прибыла группа ученых из Казахстана

В) Гульнара Ахметовна просим вас посетить нашу фотовыставку

С) Вдумайтесь внимательно в то что я вам скажу друзья

Д) Леди Скотт до свидания

Е) Дорогой Мейрамбек хочу рассказать вам об одном интересном

2. Вам, любознательные! Запятая выделяет:

А) определение

В) обращение

С) уточняющий член предложения

Д) дополнение

Е) приложение


3 Вей, ветер, неси ладью мою! Запятая выделяет:

А) определение

В) уточняющий член пр.

С) обращение

Д) дополнение

Е) приложение

4.Укажите предложение с обособленным приложением:

А) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.

В) Степка, с зазубренной ложкой в руках, занял свое место в дыму у костра.

С) Горный козел, горал, легко ступая прыткими стройными ногами, вышел из - за кустов.

Д) Сергей Лазо был прислан комитетом как главнокомандующий.

Е) Люди же, изумленные, стали как камни.

5. Выберите предложение с обособленным приложением:

А) Увидев Меруерт Ахметовну он тотчас остановил лошадь.

В) Мне часто снятся все ребята друзья моих военных лет.

С) Каждая песня созданная поэтом согревает душу.

Д) Погруженный в думы раскаяния он сидел до тех пор пока

Содержание



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. В заданиях использованы предложения и тексты из произведений поэтов и писателей 19 - 20 века;

  2. Учебник 8 класса под редакцией А.Ж. Кабдоловой;









© 2010-2022