Урок по литературе И. А. Бунин Косцы. Изображение природы и народного труда. Образ Родины (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И.А. Бунин "Косцы". Изображение природы и народного труда. Образ Родины.


Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа "Косцы", его основными темами.

  • Развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении; умения определять способы воссоздания

  • основных образов произведения, способы выражения авторской позиции.

  • Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений.

  • Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения.

  • Развивать умения сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства.

  • Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову.

Слайд 1 Проверка домашнего задания

Выразительное чтение наизусть на выбор стихотворений на тему «Русские поэты XIX века о Родине и родной природе: Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, И. С. Никитин, А. Н. Плещеев, А. Н. Майков, И. З. Суриков» (2-3 ученика).

Слайд 2 (эпиграфы)

Ход урока

Я пишу о красоте - всё равно, в чём бы она ни была,

и даю читателю с природой часть своей души.

И.А.Бунин


Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек.

Это с годами не пропадает.

И.А.Бунин

Слайд 3

I. Чтение учителем стихотворения И.А.Бунина "И цветы, и шмели, и трава, и колосья..."


И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - господь сына блудного спросит:

"Был ли счастлив ты в жизни земной?"


И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А.Бунину.


  • О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль?

(В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя).

Слайд 4

Представление фотографий родного края Бориса Доманского

Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план.

- Ребята, что мы сегодня будем изучать?

Слайд 5

В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина "Косцы", который во многом близок этому стихотворению.

- Какая главная цель у нас будет сегодня на уроке?

Слайд 6

Наша задача - выяснить, как представлена природа и народный труд в рассказе, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе "Косцы".

II. Биография Бунина.

Но прежде чем обратимся к произведению, поговорим о его авторе.

  • Что узнали вы о писателе, читая статью учебника?

Слайд 7 (рассказывает подготовленный ученик)

Слайд 8 (Нобелевская премия)

Творчество Бунина высоко оценено во всём мире. В 1933 г. ему была присуждена Нобелевская премия - первому из русских писателей.

Слайды 9, 10 (Премия, история)

  • А что такое Нобелевская премия? За какие заслуги она присуждается?

(Нобелевская премия - международная премия, названная в честь её учредителя - шведского инженера-химика Нобеля. Присуждается ежегодно с 1901г. За выдающиеся заслуги в области физики, химии, медицины, экономики, литературы, за деятельность по укреплению мира)


  • За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину?

(За самое крупное его произведение- роман «Жизнь Арсеньева»)

Слайд 11 (Россия)

Мировое признание И.А.Бунин получил за воссоздание русского характера, за воссоздание в творчестве образа России. Эта тема была ведущей в произведениях писателя. Этой теме и посвящен рассказ "Косцы".

III. Беседа. Анализ рассказа.

  • Чтение начала рассказа (стр. 4 - 5)

Слайд 12 (косцы)

  • Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.

  • Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?

  • Какие художественно-изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас эти краски, запахи, звуки?

(Эпитеты, олицетворения, метафоры).

А что же такое микротема? Работа по раздаточному материалу.

  • Вспомните слова, которые начинаются с микро.

Микро - это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого. Микроорганизм - маленький организм, микрорайон - часть района, микроклимат - климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.

  • А как вы думаете, что такое микротема?

Микротема - часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.

Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем

  • К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать рассказ и выделить основные микротемы. Назовите их.

Слайд 13 (микротемы)

(Тема труда, природы, народная песня, тема родины)

Слайд 14 (картина)

  • Сейчас мы о какой теме говорили?

(Тема природы).

  • Какой представлена природа в рассказе Бунина? Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы? Свои ответы подтверждайте текстом.

Слайд 15

Одним из эпиграфов к уроку являются слова И.А. Бунина: "Я пишу о красоте...всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души".

  • Как вы понимаете эти слова?

(Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).

  • Удалось ли автору в данном описании "дать с природой часть своей души"?

А теперь обратимся к следующей теме - теме крестьянского труда.

Слайд 16 (картина)

  • Кто герои рассказа? Найдите их описание.

(Косцы, косари). (Стр.5)

  • Какие слова вам показались непонятными?

(Онучи, бахилы, ластовица).

Слайд 17 (картина)

Словарная работа.

Бахилы - вид крестьянской обуви.

Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень).

Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой.

Слайд 18 ( 3 картины)

  • Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе?

("Охочи к работе").

  • Как понимаете эти слова?

(Любят работать).

  • А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде?

(Тяжёлый труд).

  • А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. Что значат слова "без малейшего напряжения, без малейшего усилия"? Что хочет сказать о косцах Бунин?

(Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).


Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы -

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

Слайд 19 (Кольцов)

Я прочитаю вам отрывок из стихотворения А.В.Кольцова "Косарь", и мы сравним описание крестьянского труда в этом стихотворении и в рассказе "Косцы".

КОСАРЬ (фрагмент)

Я куплю себе

Косу новую;

Отобью ее,

Наточу ее,-

И прости-прощай,

Село родное!

Степь раздольная

Далеко вокруг,

Широко лежит,

Ковылой-травой

Расстилается!..

Ax ты, степь моя,

Степь привольная,

Широко ты, степь,

Пораскинулась,

К морю Черному

Понадвинулась!

В гости я к тебе

Не один пришел:

Я пришел сам-друг

С косой вострою;

Мне давно гулять

По траве степной,

Вдоль и поперек

С ней хотелося...

Раззудись, плечо!

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня!

Освежи, взволнуй

Степь просторную!

Зажужжи, коса,

Как пчелиный рой!

Молоньей, коса,

Засверкай кругом!

Зашуми, трава,

Подкошонная;

Поклонись, цветы,

Головой земле!

Золотой казной!..


  • Какие общие и различные черты в изображении героев и их труда вы отметили?

(В обоих произведениях герои ощущают родство с природой, они сильные, тяжёлый труд для них - не в тягость. Последние строчки стихотворения перекликаются со строками рассказа "Косцы": "Они подвигались без малейшего усилия…"(Стр.7). Но в стихотворении труд описывается более эмоционально, т.к. поэт использует восклицательные побудительные предложения).

Слайд 20 (2 картины)

Мы рассмотрели изображение крестьянского труда в произведениях искусства слова. Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед вами репродукции с картин художников Григория Григорьевича Мясоедова "Страдная пора (Косцы)" и Аркадия Александровича Пластова "Сенокос". Рассмотрите их.

  • Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу "Косцы"? А герои какой из картин ближе? Аргументируйте.

  • Обратимся вновь к тексту рассказа "Косцы". Как вам кажется, автор относится к героям? Докажите ответ текстом.

(Стр.7 " ...и прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они...". Рассказчик любуется и восхищается ими).

Слайд 21

  • Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё?

(Они поют песню)

Слайд 22 ( ролик)

(Ролик русской народной песни "Ах ты, степь широкая")

Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют герои в рассказе "Косцы". Но любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления. Наверняка у вас русская народная песня "Ах ты, степь широкая" вызвала светлые, возвышенные чувства, близкие тем, что испытывает герой-рассказчик, слушая песни косцов в берёзовом лесу на закате июльского дня. Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней. (Стр.6,1 абзац).

  • Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили?

(Каждое предложение начинается с одного слова "прелесть").

  • А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова?

(Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова).

Слайд 23 (лексический повтор)

Такой композиционный приём называется лексический повтор - повторение ключевого слова в начале строки или предложения с целью усиления эмоционального воздействия этого слова.

  • Найдём в толковом словаре СИ. Ожегова значение этого слова.

1. Обаяние, очарование, привлекательность.

2. Приятные, пленяющие явления, впечатления..

3.0 ком-то, чём-то прелестном, чарующем.

4. Внешние черты женской красоты.

  • В каком значении употреблено слово "прелесть" в данном фрагменте текста "Косцы"? Ответ аргументируйте.

(Рассказчик пытается передать свои впечатления от народной песни (2), раскрыть, в чём же её очарование, привлекательность (1), песня действует чарующе на рассказчика (3). В данном случае, действительно, подходят все значения слова, кроме четвёртого. Но всё же ближе первое значение, т.к. рассказчик пытается понять сам и передать читателю необыкновенное очарование народной песни, понять причину её необычайно сильного воздействия на душу).


Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы -

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!


  • В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос.

("... прелесть была в том, что мы дети своей родины.. ."и далее о родине стр.6.)

  • Как вы понимаете эти строки? Что значат слова "... были все вместе", "наш общий дом была - Россия..."?

(Русские люди едины в любви к Родине).

Слайд 24 (тема Родины)

Так мы переходим к центральной теме - теме Родины.

  • В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней?

(В любви к природе).

  • Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы?

(Кровное родство).

  • Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко?

(Они чувствуют единство с природой и родиной).

  • Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом.

(Рассказчик.".. .в кровном родстве, что было между ними и нами, между ними, нами и этим хлебородным полем...").

  • Вспомним задачу, которую мы поставили в начале урока: выяснить, из чего складывается образ Родины в рассказе "Косцы".

(Образ Родины в рассказе "Косцы" складывается из описания природы, народного труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и родиной).

"Беспредельная родная Русь", - говорит Бунин. Единство с нею всегда давало поддержку русскому человеку. Любовь к ней воспета в русских народных сказках, песнях, о которых упоминает автор в конце рассказа "Косцы". (стр.8 и 9).

IV. Подведение итогов.

Слайд 25 (Бунин)

Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину.

  • Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину?

(Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину).

Слайд 26 (памятники)

Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу.

Слайд 27 (текст - вывод о творчестве)

Слайд 28 (заключительный)

На слайде слова И.А.Бунина, которые должны стать самыми важными для каждого русского человека, для вас в первую очередь: "Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает".

V. Домашнее задание.

  • Сочинение-миниатюра: "Что является для меня малой родиной".








Микротема - часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.

Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем

Микро - это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого. Микроорганизм - маленький организм, микрорайон - часть района, микроклимат - климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.

9


© 2010-2022