Русский язык и Литература

  • Конспект урока на тему В. Шукшин. Рассказ Космос, нервная система, шмат сала Литература. Открытый урок. Класс 11 А Цели изучения темы: а) образовательные: познакомить с рассказом Космос, нервная система и шмат сала, определить особенности стиля В.М. Шукшина б) развивающие: способствовать формированию информационной культуры, критического мышления. в) воспитательные:формировать коммуникативную культуру оборудование: распечатка рассказа смысловыми блоками Структура занятия: I этап. Фаза Вызов Содержание деят...
  • Рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Цель данного пособия – систематизация и обобщение теоретических знаний выпускников по русскому языку и их практическая отработка. В содержании рабочей тетради представлены все задания (1-24) первой части ЕГЭ по русскому языку в соответствии с новым форматом экзамена. Каждый раздел тетради содержит: 1. Пример задания КИМов 2. Алгоритм действий при выполнении данного задания. 3. Необходимый теоретический материал, представленный в виде таблиц, алгоритмов. 4. Практический мат...
  • Литературная викторина по рассказам А. К. Дойля Клуб детективовПредлагаемая разработка может быть использована как учителями-предметниками, так и классными руководителями 5-х классов при организации внеурочной деятельности. Это викторина, составленная по материалам трёх рассказов А.К.Дойля: Союз рыжих, Пёстрая лента и Голубой карбункул. Ход викторины предполагает предварительную подготовку команд: чтение рассказов, выписывание ключевых деталей, словарную работу, биографические исследования под контролем организаторов. Проведение викторины будет непо...
  • Школьная газета Планета знаний, выпуск №3, декабрь 2013 г 1. Строительство школы. Как все начиналось? В каком году? Трудно или легко быть директором школы? Об этом и о многом другом можно прочитать на страницах нашей газеты.Вашему вниманию предлагаю разделы: 1.Интересные сведения директора ГБОУ СОШ №2006 Илюхиной В.А. о строительстве школы. 2.Какие в школе существуют традиции . 3.Дополнительное образование. 4.Поздравления с юбилеем. 5.Выпускные балы.
  • Конференция «Образ врача в русской литературе» по учебной дисциплине «Литература» (Ко Дню медицинского работника)Среди писателей во все времена было немало врачей: Ф.Рабле и Ф. Шиллер, А.П. Чехов и В.В. Вересаев. М.А. Булгаков также был врачом по образованию, поэтому медицина занимает важное место в его произведениях. Сочетание литература-медицина, - по мнению Е.В. Панаевой, изучающей роль медицины в творчестве М.А. Булгакова, - не случайно; изучение медицинских дисциплин дает не только знание болезней, но и предусматривает проникновение в глубины психики и психологии Панаева, Е.В. Роль медицины в лите...
  • Инновационный проект Славянские чтенияПроведение Славянских чтений стало доброй традицией: учителя русского языка и литературы гимназии собрали вокруг себя единомышленников (обучающихся и педагогов), объединенных общей целью:привлечь внимание широкого круга исследователей к проблемам языковой и культурной самобытности славянских народов, пригласить к совместному обсуждению актуальных лингвистических и литературоведческих вопросов, к проблеме диалога культур, т.е. развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся и спос...
  • Причины неуспеваемости учащихся. Возможные пути их преодоленияМножество семилетних и шестилетних мальчишек и девчонок с трепетом ждут 1 сентября, день, когда они впервые переступят порог школы. Теперь они уже не дети! Не игра, а учение становится их главной, ведущей деятельностью. Каждый первоклассник хорошо знает, что надо учиться на 4 и 5,и уверен, если постараться, все получится. Но вот проходит время, задания становятся серьезнее, и некоторые маленькие школьники видят, что далеко не у всех получается, хотя они и стараются. То задача не вышла, то кр...
  • Работа с одарёнными детьми на уроках русского языкаВ каждом классе есть дети с особым интеллектуальным уровнем развития. Но так устроена наша система образования.что эти ребята обучаются в одном классе с обычными детьми.Как построит урок ,чтобы каждому ребёнку было интересно? В своей статье привожу примеры заданий, которые помогут в работе с одарёнными детьми. Задания распределены по темам, имеют разный уровень сложности. В каждое задание можно внести свои изменения,учитывая уровень способностей ваших детей.Нестардартные упражнения развивают лог...
  • Исследовательская работа по русскому языкуПРИНЦИПЫ НАИМЕНОВАНИЯ ОДЕЖДЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. I. ИСТОРИЯ ВОПРОСА В ЛИНГВИСТИКЕ. 2.ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВ, ВХОДЯЩИХ В ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКУЮ ГРУППУ НАИМЕНОВАНИЯ ОДЕЖДЫ . 3. МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ НАИМЕНОВАНИЯ ОДЕЖДЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ. БИБЛИОГРАФИЯ.. ВВЕДЕНИЕ Каждый предмет одежды всегда имел для человека не только конкретную форму, но и обладал скрытым значением, был знаком целого рода понятий, которые сформировались в процессе бытования этого предмета. Костюм выявляет...
  • Литературная гостиная Встреча с И. А. Крыловым На фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема очень актуальна в настоящее время. Литературная гостиная приобщает учащихся к чтению и воспроизведению художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.Литературная гостиная Встреча с И.А.Крыловым и его баснями пом...
  • Методическая предметная разработка по образовательной области Словесность. Тема: Авторский замысел романа М. А. Булгакова Мастер и МаргаритаБулгаковский роман Мастер и Маргарита неоднократно даже опытными и высококвалифицированными читателями признавался и запутанным, и развлекательным, предлагающим столько ключей к пониманию, что неизбежно обречена любая цель распутать его значение. Однако, отдавая должное исследовательской интуиции и изобретательности и давно воспринимая роман как генератор идей и интерпретаций, нельзя не отметить один любопытный факт: часть загадок романа создана самими исследователями. Одни не смогли или не з...
  • УпУпотребление обращений в газете «Новая жизнь» Кизнерского района Удмуртской Республики Тема нашего исследования: Употребление обращений в газете Новая жизнь Кизнерского района Удмуртской Республики. Целью данной работы является выявление и изучение предложений с обращениями в газете Новая жизнь. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1) охарактеризовать обращение как синтаксическую категорию; 2) отобрать и проанализировать предложения с обращениями в публикациях газеты Новая жизнь с помощью метода сплошной выборки. Гипотеза: Мы предполагаем,...
  • Рабочая программа элективного курса Особенности написания сочинения-рассуждения как вида подготовки к ОГЭАктуальность работы на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания. Данная программа поможет учителю подготовить учащихся к сочинению-рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ОГЭ в 9 классе. Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладение культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применя...
  • Урок в форме дебатов по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма» Тема: «Бездушная ли Настя?» Цель: определение идейного звучания произведения. Задачи: 1. Обучающая: - уметь определять тему, идею рассказа; - уметь давать характеристику персонажей; - уметь находить художественные приёмы и средства. 2. Развивающая: - развивать связную монологическую речь обучающихся; - развивать навыки исследовательской деятельности учащихся; - развивать коммуникативные умения: навыки общения и взаимодействия в малой группе; 3. Воспитательная: - воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания ...
  • Рабочая программа кружка по литературе Открытый микрофон-3 часа в неделю Данная программа разработана для проведения кружка Открытый микрофон, содержание программы рассчитано на 102 часа. Кружок проводится 3 раза в неделю. В программе участвуют учащиеся 10-12 лет, стремящиеся к развитию творческого потенциала. Задачи всемерного повышения роли русского языка и литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и кружковой. Ценность такой литературной работы заключается...
  • ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РИТОРИКЕ В 1 КЛАССЕ Открытый урок по предмету Риторика для 1 класса по базовому учебнику Риторика ЛадыженскаяТ.А. Цели урока: 1.Датъ представление о тексте как тематическом единстве. 2.Закреплять умение выражать слова благодарности в различных ситуациях. 3. Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности. Оборудование. используемаая литература и оборудование : Риторика ЛадыженскаяТ.А., маски героев сказки К. Чуковского Доктор Айболит), сюжетные картинки, таблица с деформированным текстом, ...
  • Доклад Проблемы изучения родного языка в условиях двуязычияДоклад Проблемы изучения родного (татарского) языка в условиях двуязычия. Родной язык – духовное богатство народа. Веками, из поколения в поколение передавались обычаи, традиции, моральные устои, произведения искусства и литературы. Познавая их, человек становится духовно богаче. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным, благополучным, воспитанным. Родной язык становится ключом, открывающим всю глубину и красоту духовного богатства народа, передающим нравственные устои нации, ег... Довести до родителей понимание значимости родного (татарского) языка; Прививать любовь и уважение к родному языку. Какими средствами можно решить эти проблемы?
  • Урок на темуЗнаки препинания в СПП с придаточными изъяснительнымиУрок Знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными относится к разделу СПП, учебник 9 класса под редакцией С.Г.Бархударова. На данном уроке происходит закрепление знаний о СПП, формирование умений расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными,развивать речь учащихся, воспитывать нравственные качества.Комплексный анализ текста позволяет развивать языковое чутьё, способствует устранению грамматических, стилистических речевых ошибок,усугубляет стилистико-семантическое ...
  • Методические разработки по русскому языку в условиях уровневой дифференциацииРаздел Наречие. Наречие как часть речи - научить распознавать в тексте наречия. Научить распознавать наречия отличая их от других частей речи. Научит распознавать наречия видя их зависимость от глаголов, причастий, деепричастий. Научить распознавать наречия по морфемным признакам. Научить образовывать наречия в простой сравнительной степени. Научить образовывать наречия в превосходной степени. Научить видеть и исправлять речевые ошибки связанные с образованием степеней наречий. Научить различа...
  • Рецензия на учебное издание: Справочник по русскому языку: трудные случаи написания и произношенияРЕЦЕНЗИЯ на учебное издание: Справочник по русскому языку : трудные случаи написания и произношения / В.Я. Торшин, А.Р. Кочоян. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 473, [1] с. -(Современный справочник школьника). Справочник по русскому языку..., созданный авторским коллективом Виктора Яковлевича Торшина и Асмик Рубеновны Кочоян, включает в себя 40 000 слов и их форм и охватывает 46 учебных тем школьного курса русского языка. Справочник предназначен для использования в 5-11 классах. При этом не прои... часто встречаемые в речи паронимы; сложные с точки зрения употребления формы именительного падежа множественного числа имен существительных {шоферы - доктора); выстраивание соотносимых слов с элементами ПРЕ и ПРИ {прибывал - пребывал); выстраивание орфографических пар по линии правописания наречий {вмиг — на миг); орфоэпический минимум для средней школы (по классам); нормативные сочетаемостные способности слов {оплатить проезд заплатить за проезд). Высказанное замечание ничуть не умаляет достоинств справочника и связано в первую очередь с перспективностью созданного пособия.
  • Рецензия на учебное пособие «Справочник по русскому языкуИтоги ГИЛ и ЕГЭ по русскому языку по-прежнему свидетельствуют о затруднениях учащихся в выборе норм правописания, произношения, ударения и образования грамматических форм слов. Причины этого, на наш взгляд, кроются в недостаточном оснащении учебного процесса пособиями справочного характера, направленными на самостоятельную работу учащихся по уточнению нормативных рекомендаций. Представленный Справочник по русскому языку. Трудные случаи произношения и написания призван, в первую очередь, помочь...
  • Русский язык на тему обобщение и закреплениеТехнологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Планета знаний Студент-практикант: Земцова Ирина Валерьевна. Предметная область: русский язык. Класс: 4-А. Тема: Обобщение и закрепление. Тип урока: комбинированный. Цель:. обобщить знания детей о словосочетании. Актуализировать знания по теме: Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании, закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Выяснить, какие сочетания слов не являются словосочетаниями. ...
  • Справочник по русскому языкуНастольная справочная книга... создана для того, чтобы школьный учебный процесс стал для учащихся и преподавателей русского языка ближе и комфортнее. Учебники, которыми поль­зуются дети, дают базовые знания, на основе которых становится возможным познание другого, более сложного материала. А это значит, что школьники должны иметь дополнительную литературу, углубляющую или расширяющую курс русского языка. При этом надо учитывать и то, что эта литература должна быть написана про­стым, ученическ...
  • Литературное чтение на тему народные песни. весна пришлаТехнологическая карта Тема: Весна пришла. Народные песни Предмет: литературное чтение Класс: 3-в Студент-практикант: Земцова Ирина Валерьевна. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний Цель:познакомить детей с творчеством народных песен Задачи: Образовательные: · ознакомить детей с творчеством народных песен · формировать читательские умения у детей при работе с текстом, анализировать и обобщать, активизировать вдумчивое чтение Развивающие: · создать усл...
  • Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка как одна из составляющих гимназического образования. Описание опыта работыВ настоящее время система школьного образования в стране переживает переломный момент, обусловленный глубокими содержательными и структурными изменениями в обществе, а также в самой базовой парадигме научного знания. Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета. Мы считаем, что главное - хорошо знать свою область предметного знания и поменьше вникать в чужую. Такая обособленность разных научных ...
  • Исследовательская работа на тему Объявление. Работа над ошибками Данное исследование проводилось на основе анализа объявлений, находящихся во взрослой поликлинике (МУ ГП-2). Цель: разработать рекомендации по составлению объявлений для МУ ГП-2 (взрослая поликлиника Нового города). Задачи: 1. Определить, к какому стилю речи относятся объявления, дать характеристику этого стиля речи. 2. Классифицировать объявления в связи с различной смысловой нагрузкой. 3. Разработать определённые речевые стандарты (клише) д...
  • Викторина В мире литературыОписание методической разработки. Разработка адресована, прежде всего, учителям русского языка и литературы. В основу этой литературной викторины положены базовые знания школьников по предмету Русская литература 8-11 класса, но предлагается игровая форма проверки этих знания, нетрадиционные формы заданий. Подобную игру можно проводить во второй половине учебного года (3-4 четверть), когда некоторый путь по предмету пройден учениками. Викторина может быть приурочена к таким знаменательным да...
  • Знаки препинания в БСПТема Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении не из простых, а на неё отведено очень мало часов. Поэтому уроки должны быть плотными, темп работы высокий, домашняя подготовка учащихся - серьезной. Этот конкретный урок - обощающий. Закрепляются изученный теоретический материал и навыки постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире между частями бессоюзного сложного предложения. А также дети учатся конструировать сложные бессоюзные предложения, правильно понимая смысловые отношен...
  • Проверочная работа по роману А. С. ПушкинаДанная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 9 классе. Методическая разработка состоит из 4-х блоков. Первый блок- портретное описание героев- состоит из 12 вопросов. Второй блок ориентирует учащихся на актуализацию литературоведческих понятий, изученных или повторенных в течение изучения произведения. Этот блок представляет собой 9 вопросов. Третий блок - часть С. Развернутый ответ на вопрос (15-20 предложений). Задание 4 блока- повышенного уровня и выполняется по ж...
  • В мире мудрых мыслей: путешествуем на урокахВ современных условиях на русский язык возлагается особая миссия-воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степе­нью сознания себя гражданином России. Русский язык - гордость народа, для национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову. Дивишься драгоценности наше­го языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и. право, иное названье драгоценней самой вещи Н.В. Гоголь. Исследователи неоднократн...
  • Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыЗдоровье и здоровый образ жизни пока, к сожалению, не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследств...
  • Урок истоков на тему Слово и образ Малой родиныИстоки.6 класс. Слово и образ малой родины. Милая моя Родина… Цель урока: помочь учащимся почувствовать и осознать, что такое малая родина, помочь увидеть образ родного края, обогатить духовно учащихся, вызвать у детей ощущение истоков своей малой родины. Художественно-педагогическая идея урока: В стужу, в зной и в непогодины Я объехал целый свет. Но дороже милой родины, Видит Бог, не встрет...
  • Конспект урока по теме: Л. Н. Толстой роман «Война и мир». Быт и нравы различных кругов русского дворянства (т. I, ч. 1) Цель урока: познакомить обучающихся с новыми героями – семьями Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких; показать типичные картины быта и нравов различных кругов русского дворянства.В ходе урока раскрывается бессодержательность поступков золотой молодежи: Курагин – беспокойный дурак, прожигающийдесятки тысяч, Долохов – знаменитость в мире повес и кутил Петербурга. Но ведь и Пьер, только что серьезно и азартно споривший об идеях революции пьет стакан за стаканом. В их праздной беспутной жизни выпукло отражены пороки привилегированного сословия.
  • Нам нужна одна Победа Муниципальное образовательное учреждение Основная общеобразовательная школа р.п. Озинки ул.8-ое Марта, д.9, р.п. Озинки, Саратовская область,413620 Тел.: (884576) 4-15-78, e-mail: [email protected] ОКПО 51418924, ОГРН 1026400706650, ИНН/КПП 6423004423 Научно-исследовательская работа по русскому языку НАМ НУЖНА ОДНА ПОБЕДА (исследование слова Победа) Автор: Батыргалиева Айгерим МОУ ООШ р.п. Озинки, 7 класс Руководитель: Сапарбаева Раиса Ахметовна учитель русского языка и литературы Вид работы: проблемно-исследовательский Озинки – 2015 г Содержание 1.Введение …………………………………………………………2,3 1.1. Выбор темы-проблемы 1.2. Область исследования, объект исследования 1.3. Актуальность темы 1.4. Формулировка цели и задач исследования ...
  • Контрольная работа по русскому языку на тему Разряды имен прилагательныхДанная контрольная работа содержит два варианта по восемь заданий в каждом. Первое задание поможет учителю понять, знают ли учащиеся разряды прилагательных, могут ли они определить разряд имени прилагательного на практике. Второе задание представляет собой морфемный разбор имен прилагательных, знание суффиксов имен прилагательных. Также учащиеся должны сами образовать имя существительное от имени прилагательного. Следующие задания контрольной работы направлены на проверку орфограмм Н и НН в им...
  • Конспект урока по теме Цель урока: показать, что Л.Н.Толстой отрицает нормы жизни высшего света и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм сливок общества. В ходе урока рассматривается содержание содепервых глав 1 части Iтома романа. Приводятсяисторические справки. Дается начальная характеристика главных героев романа Л.Н.Толстого Война и мир. Расскрывается моральный облик тех, кто делает политику русского государства. Формулируются выв...
  • Проект Край родной навек любимый. .. Поэт-песенник А. Пришелец Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Ртищево Саратовской области Проект Край родной, навек любимый… ( посвящается ветеранам Первой мировой войны) Подготовил: ... То березка, то рябина, Куст ракиты над рекой. Край родной, навек любимый, Где найдешь еще такой! От морей до гор высоких, Посреди родных широт Все бегут, бегут дороги И зовут они вперед. Солнцем залиты долины, И куда ни бросишь взгляд – Край родной, навек любимый, Весь цветет, как вешний сад. Детство наше золотое Все светлее с каждым днем! Под счастливою звездою Мы живем в краю родном! Дети, отдыхающие в пионерском лагере в 1955 году, нашли в одном издании стихи Край родной, навек любимый, где найдешь ещё такой…, которые были написаны намного раньше, чем песня. Эти слова очень понравились. В это время в пионерском лагере был известный композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Они попросили написать Дмитрия Борисовича песню, причем к утру следующего дня! Так как ребята хотели успеть выучить песню и исполнить её на конкурсе. Композитор просидел за работой всю ночь, но “за...
  • Был ли А. С. Пушкин в Саратовском крае?Был ли А.С. Пушкин в Саратовском крае? По нашему мнению, нет. Проезжал по Пензенской губернии. Хотя село Зубриловка куда заезжал А.С. Пушкин в то время было Саратовской губернии. Сегодня это село Пензенской области. Проект Был ли А. С. Пушкин в Саратовском крае? Паспорт проектной работы. 1. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: история, МХК, музыка. 2. Состав проектной группы (учащиеся 9 Б класса). Цель: создание условий для формирования эстетически грамотного читателя, умеющего понять произведение, воспроизвести его в своём сознании, выразить отношение к нему. Задачи проекта: - умение определять цель, видеть предмет исследования, планировать -собственную деятельность и деятельность своих тов...
  • Рабочие программы по русскому языку Пояснительная записка В связи с модернизацией российского образования, введением нового Федерального базисного учебного плана, а также Единого государственного экзамена обновлены требования к уровню подготовки учащихся в выпускных классах полной (средней) школы, в том числе и по русскому языку. Выпускники должны научиться осмысливать связь языка, истории и культуры, освоить такие понятия, как речевая ситуация и ее компоненты, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной... № урока Тема урока Кол-во часов ИКТ Дата План Факт 1 Знакомство с демонстрационной версией текущего года. 1 ФИПИ(портал Русский язык) 2 Анализ основных тем, представленных в демоверсии ЕГЭ-2015 1 3 Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельность текста. Последовательность предложений в тексте. 1 презентация 4 Основные средства связи предложений в тексте. 1 5 Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи. 1 6 Пробный экзамен (Тестирование в формате ЕГЭ) 1 7 Основные признаки официально-делового, научного стилей. Основные признаки разговорного. Анализ работ. 1 презентация 8 Основные признаки публицистического стиля и стиля художественной литературы. 1 9 Описание, повествование, рассуждение. 1 10 Основы продуцирования текста. Основные единицы текстообразования: предложение, абзац, сложное синтаксическое целое. Абзац, его разновидности, функции абзацев. 1 текст 11 Структура текста: вступление, основная часть, заключение. Тематическое движение мысли в тексте. Отзыв, рецензия, эссе. 1 текст 12 Структура сочинения – рассуждения: вступление. 1 13 Структура сочинения – рассуждения: формулировка проблемы. 1 14 Структура сочинения – рассуждения: аргументы. 1 15 Написание сочинения – рассуждения. 1 16 Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы. Виды подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). 1 17 Грамматическая основа предложения. Сказуемые простые глагольные, составные глагольные, составные именные. 1 18 Односоставные простые предложения. 1 19 Однородные члены предложения с повторяющимися и двойными (парными) союзами. 1 20 Конструкции, осложняющие структуру предложения. Сложные предложения союзные и бессоюзные 1 21 Сочинение рассуждение в формате ЕГЭ. 1 22 Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом предложения. 1 Фраза 23 Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. 1 24 Пробный экзамен . 1 25 Сравнительные обороты и придаточные сравнительные. Сложные предложения с разными видами связи. 1 26 Пробный экзамен в формате ЕГЭ. 1 27 Трудные вопросы пунктуации. Употребление тире и двоеточия в предложениях разного типа. Анализ работ. 1 28 Обособление определений, приложений, дополнений и обстоятельств. Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов. 1 29 Выразительные средства в тексте. Сравнение. Метафора. Олицетворение. 1 30 Метонимия, синекдоха. Эпитет. Аллегория. 1 31 Перифраза. Гипербола. Литота. Аллитерация и ассонанс. 1 презентация 32-33 Пробный экзамен в формате ЕГЭ. 2 34-35 Решение вопроса В8. Подведение итогов. Анализ работ. 2 Перечень методического обеспечения 1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – 5-е изд., испр. – М.: Вербум-М, 2005. 2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык: 10–11 кл. – М.: Русское слово, 2008. 3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009. 4. Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка. – Саратов: Лицей, 200...
  • Разработка урока русского языка в 5 «В» классе: «Имя прилагательное»Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки. Задачи: обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи; развивающая: развитие логического мышления, совершенствование речевых умений; воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову. ...
  • Рабочие программы по русскому языку Рабочая программа по учебному курсу Русский язык. 10 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена в соответствии с программой Министерства Образования РФ для общеобразовательных школ. Учебник В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко . Русский язык 10-11 классы. М.: Просвещение 2011г. Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на ос­нове овладения знаниями об устройстве и функционировании русско... № Тема урока Количество часов Тип урока ИКТ Дата проведения План Факт 1 Русский язык в современном мире. 1 Комбинированный урок 2 Стили и типы речи 1 Комбинированный урок Презентация 3 Понятие о норме литературного языка. Типы норм. 1 Комбинированный урок ЛЕКСИКА 4 Лексика. 1 Комбинированный урок Презентация ОРФОЭПИЯ 5 Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка 1 Комбинированный урок МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОЭПИЯ 6 Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв 1 Комбинированный урок 7 Употребление Ъ и Ь 1 Комбинированный урок 8 Состав слова. Основные способы образования слов 1 Комбинированный урок 9 Лингвистический анализ текста 1 Урок - практикум 10 Правописание гласных в корне слова 1 Комбинированный урок Тест 11 Правописание согласных в корне слова 1 Комбинированный урок 12 Правописание приставок. Международные словообразовательные элементы 1 Комбинированный урок 13 Правописание сложных слов. Правила переноса слов. 1 Комбинированный урок 14 Контрольный диктант 1 Урок контроля МОРФОЛОГИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ 15-16 Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Имя существительное. 2 Комбинированные уроки 17-18 Имя прилагательное 2 Комбинированные уроки Тест 19 Имя числительное 1 Комбинированный урок 20 Местоимение. Особенности употребления местоимений. 1 Комбинированный урок Тест 21 Правописание не6определённых и отрицательных местоимений 1 Комбинированный урок 22 Лингвистический анализ текста и сочинение по нему. 1 Урок -практикум Презентация 23 Глагол. Спряжение глаголов 1 Комбинированный урок 24 Правописание глаголов 1 Комбинированный урок 25 Причастие. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. 1 Комбинированный урок 26 Краткие и полные страдательные причастия. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях. 1 Комбинированный урок 27 Деепричастие 1 Комбинированный урок 28 Наречие. Правописание наречий. 1 Комбинированный урок 29 Правописание н и нн в словах разных частей речи 1 Комбинированный урок 30 Контрольная работа 1 Комбинированный урок 31 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе .Предлоги 1 Комбинированный урок 32 Союзы 1 Комбинированный урок Презентация 33 Частицы 1 Комбинированный урок 34 Итоговый контрольный диктант 1 Урок контроля 35 Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Подведение итогов 1 Комбинированный урок СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА Введение Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка, типы норм. Норма и культура речи. Понятие о функциональных стилях; ос...
  • Дню Победы посвящается. Вспоминая ратную юность. Сборник воспоминанаий ветеранов ВОВ Великая Отечественная война… До сих пор страшит слово война людей, которые пережили первую половину сороковых годов двадцатого столетия. И тех, кто был в окопах, и тех, кто трудился на победу в тылу. Смерть, голод, страх, болезни, жестокость – все обрушилось на людей одновременно. И только глубокая вера в справедливость войны, вера в будущее поддерживали жизнь нашего народа. И народ совершил бессмертный подвиг. Вечная память павшим! И вечная слава ... Акция Вспоминая ратную юность - это беседы, записанные обучающимися школы, с нашими земляками – участниками Великой Отечественной войны. Их рассказы, воспоминания, портретные очерки мы представляем Вашему вниманию
  • У войны недетское лицо. .. Очерк о ветеране Великой Отечественной войны Очерк о ветеране – итог участия школьников во всероссийских проектах, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. По инициативе Совета старшеклассников в школе было организовано проведение проекта Наша общая Победа, цель которого увековечить память о Великой Отечественной войне путем создания архива видеозаписей интервью с ветеранами – живыми свидетелями тех событий. Списки ветеранов составлены, адреса уточнены, журналистская группа из состава старшеклассников начала св...
  • Конспект занятия по Русской словесности Системы стихосложенияТе особые отрезки речи, чередование которых определяет ритмичности поэтической речи, называются стихами. Как система художественно- выразительной речи стихи образуются путем особого взаимодействия синтаксических и ритмических средств языка. Принципы образования таких средств обусловлены, прежде всего особенностями фонетики и строения слова в национальном языке, в соответствии с которыми и создаются системы стихосложения в литературах разных стран и народов. Самым древним считается античное (ме...
  • Учебно-методическое пособие Деловой русский языкДанное учебное пособие поможет вам создавать различные по стилю и жанру сочинения – эссе, очерки, рефераты, рецензии, составлять тезисы, правильно оформлять деловые бумаги: заявления, автобиографию, доверенность, объяснительную записку и т.д. Теоретический материал сочетается с практическими заданиями. Для удобства пользования страницы, теория, закрепление и практика, предствалены в различной цветовой гамме. Пусть это учебное пособие станет для вас надежным помощником в изучении русского я...
  • Открытый урок чтения Наш добрый Ганс-Христиан АндерсенЦель: закрепить пройденный материал по литературе по теме Творчество Ганса-Христиана Андерсена; познакомить ребят с интересными фактами из биографии писателя; развивать интерес к творчеству Ганса-Христиана Андерсена. Вряд ли найдется читатель, который не знал бы Г.-Х. Андерсена. Он прославился во всем мире как гениальный сказочник. В цветущей Дании, где свет увидел я, На датском языке мать песни мне певала, Шептала сказки мне родимая моя… Это строки из стихотворения Андерсена Дания – ...
  • Авторская программа работы кружка русского языка «Трудные вопросы правописания»Муниципальное казенное образовательное учреждение Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края Авторская программа работы кружка русского языка Трудные вопросы правописания учителя русского языка и литературы Голуб Е.В. Объяснительная записка Термин орфография создан на базе корней греческих слов огfоs правильный и gгаfо пишу; буквальным переводом (калькой) его на русский язык термин правописание. В современном понимании орфография - это сист...
  • ТЕСТ ПО СПОСОБАМ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ1. Какие слова образованы приставочным способом? 1. а) бензовоз, б) блеснуть, в) набок, г) обезболить; 2. а) удлинить, б) выведать, в) докладчик, г) звездопад; 3. а) бездумный, б) землетрясение, в) отзвук, г) журавлиный; 4. а) прокипятить, б) народонаселение, в) нежность, г) внизу. 2. Какие слова образованы суффиксальным способом? 1. а) безропотный, б) общероссийский, в) по-русски, г) низость; 2. а) пересадить, б) охотник, в) бессердечный, г)...
  • Анализ реализации темы самообразования Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения. В своей работе я и стараюсь развивать аппетит у...
  • Конспект урока Концепция мира и человека в лирике Б. Л. Пастернака. «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»Весь урок по теме Концепция мира и человека в лирике Б.Л. Пастернака. Во всём мне хочется дойти до самой сути… был направлен на достижение основной цели любого урока литературы: использование культурно-воспитательного потенциала в полной мере. Ученики на данном уроке увидели, насколько искусство связано с жизнью, насколько литература связана с живописью, как в ней развиваются христианские традиции. Ученики ещё раз приобщились к культуре и истории родного края. На уроке развивались речевые ко...
© 2010-2018