Русский язык и Литература

  • Письма Антона Павловича Чехова I. Как же изучать Чехова; Чтобы ученик Чехова принял всего как он есть, в пантеон своей души (Блок) Чеховская краткость подразумевает способность читателя откликнуться на слово активной душевной работой, мобилизацией всего своего житейского, морального, культурного опыта. В программе нет понятий жизненный и творческий путь, духовные искания. В биографии нет, кажется, ничего яркого, значительного: помогал людям, лечил больных, строил сельские школы на свои средства, ез...
  • Материал для урока внеклассного чтения в старших классах Стихотворение из четвертого сборника Серега Пушкин, печатающегося отдельными отрывками. Я столько боли испила За самых близких и любимых. Боль истязала, била, жгла, А радость проходила мимо. Я возвращалась и опять Хватала хрупкую надежду. А радость уходила вспять, Зло резало сильней, чем прежде. Я задыхалась от обид, Рот разрывался в душном крике. И был мой мир опять убит У зла и подлости на стыке. А мне хотелось тишины И бесконечного покоя, Чтоб детс...
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССОВ Класс Год Среднегодовая оценка учащихся 8 2011 - 2012 3,4 9 2012 - 2013 3,2 10 2013 - 2014 3,1 11 2014 - 2015 3,3 С.В. Толмачева Директор МБОУ Крымская школа-гимназия Класс Год Среднегодовая оценка учащихся 6 - Г 2011 - 2012 3,6 7 - Г 2012 - 2013 3,7 8 - Г 2013 - 2014 3,6 9 - Г 2014 - 2015 3,6 Класс Год Среднегодовая оценка учащихся 5 2011 - 2012 3,8 6 2012 - 2013 3,7 7 2013 - 2014 3,8 8 2014 - 2015 3,7 Ибадуллаева Эльвира Муратовна учитель русского языка и литературы МБОУ Крымская школа-гимназия Сакского района Республика Крым 1 критерий Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года Русский язык Динамика среднегодовой оценки учащихся Русский язык Динамика качества знаний учащихся Класс Год Качество обученности 5 2011 - 2012 68% 6 2012 - 2013 68% 7 2013 - 2014 65% 8 2014 - 2015 67% 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс (2011-2012 (2012-2013 (2013-2014 (2014-2015 учебный год) учебный год) учебный год) учебный год) ■ уровень обученности ■ качество обученности Класс Год Качество обученности 6 - Г 2011 - 2012 42% 7 - Г 2012 - 2013 41% 8 - Г 2013 - 2014 37% 9 - Г 2014 - 2015 37% 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 6 - Г класс 7 - Г класс 8 - Г класс 9 - Г класс (2011-2012 (2012-2013 (2013-2014 (2014-2015 учебный год) учебный год) учебный год) учебный год) ■ уровень обученности ■ качество обученности Класс Год Качество обученности 8 2011 - 2012 54% 9 2012 - 2013 53% 10 2013 - 2014 51% 11 2014 - 2015 51% 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 8 класс (2011-2012 учебный год) 9 класс (2012-2013 учебный год) 10 класс (2013-2014 учебный год) 11 класс (2014-2015 учебный год) ■ уровень обученности ■ качество обученности Директор МБОУ Крымская школа-гимназия С.В. Толмачева Литература Динамика среднегодовой оценки учащихся Класс Год Среднегодовая оценка учащихся 5 2011 - 2012 3,9 6 2012 - 2013 3,4 7 2013 - 2014 3,6 8 2014 - 2015 3,8 Класс Год Среднегодовая оценка учащихся 6 - Г 2011 - 2012 4,1 7 - Г 2012 - 2013 4,0 8 - Г 2013 - 2014 3,8 9 - Г 2014 - 2015 3,9 Класс Год Среднегодовая оценка учащихся 8 2011 - 2012 4,1 9 2012 - 2013 4,0 10 2013 - 2014 4,1 11 2014 - 2015 4,2 Директор МБОУ Крымская школа-гимназия С.В. Толмачева Литература Динамика качества знаний учащихся Класс Год Качество обученности 5 2011 - 2012 78% 6 2012 - 2013 74% 7 2013 - 2014 72% 8 2014 - 2015 76% 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 8 класс (2011-2012 учебный год) 9 класс (2012-2013 учебный год) 10 класс (2013-2014 учебный год) 11 класс (2014-2015 учебный год) ■ уровень обученности ■ качество обученности Класс Год Качество обученности 6 - Г 2011 - 2012 79% 7 - Г 2012 - 2013 72% 8 - Г 2013 - 2014 71% 9 - Г 2014 - 2015 72% 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 6 - Г класс 7 - Г класс 8 - Г класс 9 - Г класс (2011-2012 (2012-2013 (2013-2014 (2014-2015 учебный год) учебный год) учебный год) учебный год) ■ уровень обученности ■ качество обученности Класс Год Качество обученности 8 2011 - 2012 71% 9 2012 - 2013 69% 10 2013 - 2014 71% 11 2014 - 2015 76% 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 8 класс (2011-2012 учебный год) 9 класс (2012-2013 учебный год) 10 класс (2013-2014 учебный год) 11 класс (2014-2015 учебный год) ■ уровень обученности ■ качество обученности Директор МБОУ Крымская школа-гимназия С.В. Толмачева Результативность Г осударственного выпускного экзамена 2014 - 2015 учебный год 9 - Г класс Г одовое оценивание Итоги ГВЭ Средний балл Качество обученности Средний балл Качество обученности 3,6 37% 3,5 36% 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% годовое оценивание итоги ГВЭ ■ уровень обученности ■ качество обученности Директор МБОУ Крымская школа-гимназия С.В. Толмачева Ибадуллаева Эльвира Муратовна учитель русского языка и литературыМБОУ Крымская школа-гимназия Сакского района Республика Крым 2 критерий высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету Вследствие высокой педагогической активности и эффективной внеурочной деятельности учителя наблюдаются высокие результаты и достижения учащихся. Достижения учащихся на олимпиадах по русскому языку и литературе для учащихся 5-11 классов, подготовленные учител...
  • Сочинение на тему Почему важно быть грамотным человекомПочему грамотный человек полезен обществу? Во- первых, неграмотный человек не может точно выразить свои мысли ни в устной, ни в письменной речи, не умеет правильно оформлять документы. Я знаю людей, у которых в паспорте отчество Геннадьевна написано с одной буквой н. Во-вторых, неграмотная личность слабо владеет своим родным языком. Максим Горький писал:Язык- это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. Язык без грамотности, как неисправный инструмент, которым нельзя работать. В...
  • Разработка интегрированного урока (литература + обществознание) Опасный путь преступной жизни. Уроки нравственности (по повести В. Железникова «Чучело»)Цели. Обучающая: познакомить учащихся с творчеством Владимира Железникова, выработка навыков литературоведческого анализа. Развивающая: развивать читательский интерес, речь, мыслительную деятельность учащихся. Воспитывающая: воспитывать у учащихся интерес к творчеству и личности писателя, чувство сопереживания, сострадания к ближнему. Дать представление об основных понятиях: преступление, умысел, соучастие в преступлении, уголовная ответственность и наказание Формировать навык критического анали...
  • Урок русского языка на тему Зависть – низкая человеческая страсть. (Анализ письма Д. С. Лихачева «Про зависть».) (11 КЛАСС) Тема: Зависть – низкая человеческая страсть.(Анализ письма Д. С. Лихачева Про зависть.) Цели урока: Образовательные: организовать деятельность учащихся по систематизации знаний об особенностях публицистического стиля, создать содержательные и организационные условия для комплексного анализа текста. Развивающие: развивать у обучающихся умение проводить самоанализ на основе личного жизненного опыта, создавать условия для развития устной монологической речи, мышления, работать во времени,...
  • Урок знакомства с личностью С. А. Есенина. Памяти С. А. Есенина (видеоролик)В старших классах в качестве презентации на уроке знакомства с поэтом можно предложить ребятам видеоролик, на котором Есенин запечатлен в кругу семьи,друзей.В данном материале содержатся фотографии супруги поэта,А. Дункан,его матери и т.д. Уникальные видеоматериалы,на которых Есенин изображен с друзьями,супругой вызывают неподдельный интерес ребят к личности поэта. Фоном для видеоролика служит песня на стихи Есенина Не держи меня ,звучащая в исполнении современного эстрадного певца Стаса Михай...
  • Статья Особенности конструирования современного урокаУрок - это ограниченная во времени и пространстве часть учебного процесса, на которой решаются частичные, но завершённые задачи образования, воспитания и развития учащихся. Типология уроков представляет собой классификацию уроков по типам по различным основаниям. В условиях реализации программы формирования универсальных учебных действий рекомендуется использовать типологии уроков, основанные на структуре учебно универсальных действий. Структура урока состоит из пяти компонентов (цели урока, сод...
  • Статья Содержание и организация проектного обучения в условиях реализации ФГОС по предметам Русский язык и ЛитератураВ статье раскрыта сущность проекта обучения, даётся понятие проектной деятельности, определена её цель. Актуальность технологии проектов в том, что она позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Определены этапы разработки проектов, названы достоинства данной технологии. Обозначены основные требования к испо...
  • Практические занятия по русскому языку для групп специальности 030912Методические указания составлены в соответствии с программой дисциплины Русский язык .В методических указаниях приведена структура и содержание 52 практических работ, предусмотренных рабочей программой дисциплины. Методические указания предназначены для студентов 1 курса специальностейСПО 030912 Право и организация социального обеспечения (профильный уровень) в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения. Методические указания предназначены для студентов и служат пособием при вып...
  • Практические занятия по русскому языку для групп специальности 031001Методические указания составлены в соответствии с программой дисциплины Русский язык .В методических указаниях приведена структура и содержание 52 практических работ, предусмотренных рабочей программой дисциплины. Методические указания предназначены для студентов 1 курса специальностейСПО 031001Правоохранительная деятельность (профильный уровень) в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.Методические указания предназначены для студентов и служат пособием при выполнении прак...
  • Практические занятия по литературе для групп специальности 031001Методические указания составлены в соответствии с программой дисциплины Русский язык .В методических указаниях приведена структура и содержание 52 практических работ, предусмотренных рабочей программой дисциплины. Методические указания предназначены для студентов 1 курса специальностей СПО 031001 Правоохранительная деятельность (профильный уровень) в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения. Методические указания предназначены для студентов и служат пособием при выполнении ...
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (комплексный анализ текста)Данный тест составлен в полном соответствием с изменениями в формате ЕГЭ 2015 по русскому языку.Может быть использован по частям как материал для проведения уроков контроля :выполнение заданий только части В ; выполнение части 2 - написание эссе; выполнение заданий, связанных с комплексным анализом текста (В20 - В24);выполнение заданий по разделам (например, только В3-В7 - культура речи или только В15 - В19 - пунктуация). Может быть использован полностью в соответствии с нормами выполнени...
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языкуДанный тест составлен в полном соответствием с изменениями в формате ЕГЭ 2015 по русскому языку.Может быть использован по частям как материал для проведения уроков контроля :выполнение заданий только части В ; выполнение части 2 - написание эссе; выполнение заданий, связанных с комплексным анализом текста (В20 - В24);выполнение заданий по разделам (например, только В3-В7 - культура речи или только В15 - В19 - пунктуация). Может быть использован полностью в соответствии с нормами выполнени...
  • Проблема гуманизма в повести Н. Гоголя «Шинель»Изучение этого произведения,на мой взгляд,очень важно. Обучающие уже знакомы со многими терминологическими понятиями,владеют некоторыми методами анализа текста художественного произведения.Теперь мы начинаем учить систематизировать полученные ранее знания. Понятия маленький человек и гуманизм русской литературы осознаются,связываются благодаря подробному, детальному анализу текста. Особое внимание уделяется деталям в создании речевой характеристики персонажа. Мы говорим о преемственности в ...
  • Современные технологии в преподавании русского языка литературыВ настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовк...
  • Технологическая карта урока по литературеТема урока: Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя Шинель. Класс: 8 Тип урока. По основной дидактической цели: сформировать новые знания и опыт самостоятельной деятельности. По способу проведения: сочетание различных активных форм учебной деятельности с использованием приемов технологии развития критического мышления. Цель урока: на материале рассказа раскрыть...
  • Конспект урока по русскому языку Фонетика и орфоэпияКонспект урока по русскому языку Фонетика и орфоэпия Тема урока. Фонетика. Орфоэпия. Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе Фонетика, Орфоэпия. Задачи: 1) показать значение фонетики для правописания и произношения; 2) показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении; 3) освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Оборудование: 1) карточки...
  • Открытый урок по русскому языку Путешествие в страну ФонетикаОткрытый урок по русскому языку Путешествие в страну Фонетика Урок русского языка в 5-м классе по теме Путешествие в страну Фонетика Цели: повторить и обобщить знания учащихся по разделу Фонетика и графика, развитие зрительной памяти учащихся, выявить уровень знаний учащихся; развивать познавательный интерес к русскому языку; воспитывать любовь к слову и речевой культуре. прививать аккуратность на письме. Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала по теме “Фонетика. Орфо...
  • Самостоятельные занятия по русскому языку для групп специальности 301001Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине Русский язык на 176 часов, где 59 часов занимает внеаудиторная самостоятельная работа, которая предполагает самостоятельное изучение студентами теоретического материала и выполнение самостоятельной работы.Выполнение самостоятельной внеаудиторной работа является обязательной для каждого студента. В данных рекомендациях предусмотрены задания по формированию умений и навыков конспектирования текста, работы ...
  • Самостоятельные занятия по русскому языку для групп специальности 030912Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине Русский язык на 176 часов, где 59 часов занимает внеаудиторная самостоятельная работа, которая предполагает самостоятельное изучение студентами теоретического материала и выполнение самостоятельной работы. Выполнение самостоятельной внеаудиторной работа является обязательной для каждого студента. В данных рекомендациях предусмотрены задания по формированию умений и навыков конспектирования текста, рабо...
  • Конспект уроков по литературе на тему: Ф. М. ДостоевскийКонспект уроков по литературе на тему: Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. 10-й класс · Бычина Людмила Федоровна, учитель русского языка и литературы Разделы: Литература Продолжительность урока: 2 часа Цели урока: - Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями мировоззрения, своеобразием творчества. - Показать связь личности писателя, его мировоззрения с его книгами. - Продолжить воспитание чувства гордости за русскую литературу (Ф.М.Достоевский в современном контексте). Форма обучения: индивидуальная. Тип урока: урок-мультимедийная экскурсия по этапам биографии и творчества писателя. Оборудование: СD: Классика (электронная книга) Достоевский Ф.М.,...
  • Самостоятельные занятия по литературе для групп специальности 301001Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине Литература на _351_ час, где _117_ часов занимает внеаудиторная самостоятельная работа, которая предполагает самостоятельное изучение студентами теоретического материала и выполнение самостоятельной работы. Выполнение самостоятельной внеаудиторной работа является обязательной для каждого студента. В данных рекомендациях предусмотрены задания по формированию умений и навыков конспектирования текста, работ...
  • Дипломная работа Урок литературного чтения как форма реализации личностно ориентированного обучения младших школьниковбоОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы личностно ориентированного обучения младших школьников……………………………………………………………..9 1.2 Сущность и структура личностно ориентированного обучения….9 1.2. Урок литературного чтения как форма реализации личностно ориентированного обучения младших школьников…………………………..26 Глава 2. Организация урока литературного чтения в процессе личностно ориентированного обучения младших школьников……………...38 2.1 Содержание и формы обучения...
  • Самостоятельные занятия по литературе для групп специальности 030912Методические указания для студентов составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине литература по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения (профильный уровень) (на базе основного общего образования)Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине Литература на 192 час, где 58 часов занимает внеаудиторная самостоятельная работа на 1 курсе, 59 час на 2 курсе, которая предполагает самостоятельное изучение студ...
  • Рекомендация литературы на летоРекомендация литературы на лето.8 класс(к учебнику Т.Ф.Курдюмовой) 1.Х.К.Андерсен.Калоши счастья 2.Историческая народная песня 3.Народная драма.Как француз Москву брал 4.Древнерусская литература.Летопись.Повесть временных лет 5.Воинская повесть.Повесть о разорении Рязани Батыем 6.Житие.Сказание о житии Александра Невского 7.Б.К.Зайцев.Преподобный Сергий Радонежский 8.Эпоха Возрождения.М.де Сервантес Сааведра.Дон Кихот 9.18 век.Н.М.Карамзин.Повесть Марфа Посадница 10.19 век.Былина...
  • Современные технологии в преподавании русского языка литературыВ настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовк...
  • План–конспект урока русского языка по теме: «Односоставные определённо – личные предложения» Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: Определенно – личные предложения. Форма проведения урока: практикум. Цель урока: повторить изученное об определенно-личных предложениях, дать понятие об обобщенно-личных предложениях, научить находить в тексте определенно-личные предложения и применять их в речи. Обучающие задачи: - организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов ...
  • Проектно-исследовательская деятельность по литературе по творчеству А. Р. БеляеваТема : Опередивший время (к 130-летию писателя-фантаста А.Р.Беляева) Одни изобретают и вычисляют, другие более доступно излагают эти труды, а третьи посвящают им романы. Все необходимы, все драгоценны! К.Э.Циолковский Цель исследовательской работы: проследить, какие предсказания А.Р.Беляева сбылись, а что осталось пока неосуществимым. Данная цель обусловила задачи исследования, которые сводятся к следующему: изучить биографию и этапы творчества писателя; познакомиться с произведениями А.Р.Беляева; рассмотреть фантастические гипотезы, выдвинутые писателем и их подтверждение современными научными исследованиями. Работа состоит из конспекта и презентации.
  • Методический семинар: Формирование смыслового чтения как обязательного компонента метапредметных результатов освоения основной образовательной программыМетодический семинар: Формирование смыслового чтения как обязательного компонента метапредметных результатов освоения основной образовательной программы Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д. Дидро). Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Но за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, 2003 - 2013 годы объявлены...
  • Эссе Я - новый учитель! С введением ФГОС многое приходится переосмысливать в своей педагогической деятельности, приходится учиться. Хорошим помощником при подготовке к работе по новым стандартам для меня стали дистанционные курсы на сайте moi-uni.ru. Именно на этих курсах в качестве одного из заданий было предложено эссе Я - новый учитель! Стать новым, изменить своё отношение к уроку, к ученикам - это требование не только нового образовательного стандарта, это соотносится и с Профессиональным стандартом педагога. ...
  • СИСТЕМА УРОКОВ ПО ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕДревнерусская литература представлена в школьной программе одним - двумя произведениями в каждом классе, начиная с 5-го и заканчивая 9-м.Такое изучение, к сожалению, не даёт возможности учащимся составить целостную картину всего процесса развития жанровой системы и становления древнерусской литературы, из которой впоследствии родилась литература классическая. При таком подходе разрушается и воспитательное воздействие памятников литературы на школьников.Знание истоков отечественной литературы нео...
  • Фрагмент аудио записи Евгений ОнегинЕвгений Онегин. Один из его возможных прототипов — П. Я. Чаадаев, названный самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его Байроновские Герои, Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным. В образе Онегина можно найти десятки сближений с различными современниками поэта — от пустых светских знакомцев до таких значимых для Пушкина лиц, как Чаадаев или Александр Раевский. То же следуе...
  • Как сделать урок русского языка интересным?Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (с...
  • Учебный проект по литературе «Образы православных святых в русской литературе»Вопросы духовности и нравственности, казалось бы, в наше время отодвинуты обществом на второй план, приоритеты отдаются вопросам материальным, приобретению земных сокровищ. Но при этом все осознают, что без сокровищнебесных попытки навести порядок в политической и экономической сфере обречены на провал. Сложность ситуации в духовно-нравственной сфере жизни общества объясняется ещё и тем, что при значительном росте количества людей, объявляющих себя верующими, при расширении сети воскресных ...
  • Конспект урока на тему «Предложение и его типы. Интонация простого предложения» Данный конспект урока по теме Предложение и его типы. Интонация простого предложения. Цель: расширить представление о типах предложения, сформировать представление об интонации простого предложения. Задачи: 1) актуализировать знания о предложении и его типах; ознакомить учащихся с понятием интонация и её элементами; 2) развивать умения определять тип предложения, выявлять элементы интонации; развить мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения посредством формулирования правил; 3) способствовать осознанию значимости изучения данно...
  • Конспект урока на тему «Честь и справедливость в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Данный конспект по литературе на тему Честь и справедливость в произведении А.С.Пушкина Капитанская дочка. Цель: формировать умения учащихся пообразного анализа. Задачи: 1) ознакомить учащихся с историей создания повести; 2) развить умение анализировать художественные образы, развить мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения посредством формулирования выводов, характеристики главных героев, развить мышление (словесно - логическое), память (произвольную) посредством формулирования выводов, развит речь; 3) сформировать отношение учащихся к чести, спр...
  • Внеклассное мероприятие по литературе Все начинается с любвиВнеклассное мероприятие с использованием информационно-коммуникационных технологий Тема: Всё начинается с любви… Форма: музыкально-литературная композиция Оформление: На стенах зала портреты известных поэтов их возлюбленных; плакаты с высказываниями о любви ; в центре на круглом столике бронзовый подсвечник; раскрытый томик стихов Тютчева. Музыкальное оформление на стихи А. Пушкина Я помню чудное мгновенье… на стихи М.Цветаевой Мне нравится… – Цель: Создать атмосферу творчества, способствующую развитию творческих способностей личности обучающихся: дать возможность ученикам почувствовать себя артистами, раскрыться в чтении прозы и лирики, исполнении на музыкальном инструменте. Задачи: 1.Показать, как личное переживание великого художника воплощается в стихи, другим великим художником перекладывается на музыку и талантливым исполнителем доносится до слушателя. 2.Привлечь внимание обучающихся к тем вечным ценностям, которые нашли свое воплощение в лучших произведениях мировой литературы. 3. На примере лучших образцов любовных историй показать высоту и красоту такого вечного чувства, как любовь; 4.Оформлением вечера погрузить в салонную атмосферу. 5. Воспитывать высоконравственную личность, способную на глубокое искреннее чувство. Ход мероприятия. 1 ведущий: Пусть велика земля, но даже и она Имеет свой предел, Но в мире этом есть одно, Чему конца не будет никогда, И это бесконечное – любовь! ( Чтение стихов на фоне музыки ) 1. Всё начинается с любви… Твердили: Вначале было слово. А я провозглашаю снова: Всё начинается с любви! 2. Всё начинается с любви! И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребёнка – Всё начинается и любви! 3. Всё начинается с любви! С любви я точно знаю. Всё, даже ненависть – Извечная сестра любви. Ведущий 2.Любовь – это поэзия, это музыка человеческого сердца, мелодия удивительная, прозрачная, как слеза. Человек ждёт любви. Но и любовь ждёт к себе тоже особого внимания, особых поступков, тонких созвучных слов. Так, что такое любовь? Сценка. Притча о любви. Бабушка сидит вяжет. Приходит внучка. Внучка: - Бабушка, а что такое любовь? Бабушка: - Что такое любовь? Я расскажу тебе, внученька, притчу. Когда Бог создал мир, он научил живые существа продолжать род свой – рожать подобных себе. Поселил Бог мужчину и женщину в поле, научил строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине – горсть зерна. - Живи, продолжай свой род, - сказал Бог, - а я пойду по хозяйству. Приду через год, посмотрю как тут у вас… Приходит Бог к людям через год. Приходит рано-рано, до восхода солнца. Видит, сидят мужчина и женщина возле шалаша пред ними дозревает хлеб на ниве. Смотрят они то на розовое небо, то в глаза друг другу. В тот миг, когда глаза их встретились, Бог увидел в них какую-то неведомую силу, непонятную для него красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и звёзд – это и есть любовь. Ведущий 1. Блажен, кому судьба вложила В уста высокий дар речей, Кому она сердца людей Волшебной силой покорила… Ведущий 2. Одна из тайн человеческой природы – тайна творчества. Но как познать эту тайну до сих пор остаётся загадкой. Одним словом, верно, сказал А.С. Пушкин, что искать вдохновение – нелепая причуда: оно само должно найти поэта. Ведущий 1. И, вслед за многими, поэт Вознесенский произнёс: Стихи не пишутся – случаются, Как чувства или же закат. Душа – слепая соучастница Не написал – случилось так. Ведущий 2. Иногда поэту достаточно мгновения, чтобы вызвать импульс творчества, пробудить желание творить. Часто такое мгновение наступало при встрече с женщиной Ведущий 1. Любовь к избраннице высекала искру вдохновения, и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики. Ночь. Мой голос для тебя и ласковый и томный Тревожит позднее молчанье ночи тёмной. Близ ложа моего печальная свеча Горит; мои стихи, сливаясь и журча, Текут, ручьи любви; текут, полны тобою. Во тьме твои глаза блистают предо мною, Мне улыбаются – и звуки слышу я: Мой друг, мой нежный друг… люблю… твоя… твоя!. Ведущий 1. До нас дошли ярчайшие истории любви наших предков и современников: А.С. Пушкин и Наталья Гончарова, Фёдор Иванович Тютчев и Елена Денисьева, Александр Блок и Любовь Менделеева, Сергей Есенин и Айседора Дункан, Анна Ахматова и Николай Гумилев, Марина Цветаева и Сергей Эфрон, Константин Симонов и Валентина Серова Ведущий 2. …Когда любовью я дышу, То я внимателен: ей только надо Мне подсказать слова, и я пишу. Ведущий 1. Попробуйте изъять из русской поэзии произведения, посвящённые любви, счастливой или трагической, в которых царит женщина, несущая и радость, и горе, и вдохновение. Литература понесла бы непоправимый урон, в ней наступило бы страшное опустошение, исчезли бы многие шедевры, рассказывающие о сердечной боли, о страданиях любви отвергнутой, разрушенной предрассудками, убийственным мнением света, но и любви счастливой, преодолевшей многие преграды на своём пути. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Слайд №1 Пять веков спустя, 1 ноября 1843 года, во время гастролей итальянской оперы в Петербурге, Иван Сергеевич Тургенев увидел гениальную французскую певицу Полину Виардо. Увидел, услышал и влюбился с первого взгляда. Писатель не был женат и уже не женится никогда. Так распорядилась судьба. Он понимал: так, как эту женщину, он не сможет полюбить никого. Знаменитый писатель, красавец, он всю свою жизнь оставался верен одной женщине. Слайд №2 В 1850-м году, семь лет спустя, 47-летний Федор Иванович Тютчев знакомится с 24-летней выпускницей Смольного института благородных девиц Еленой Денисьевой. Начинается бурный, мучительный роман, длившийся 14 лет. Это была любовь, исполненная блаженства и безнадежности, последняя любовь Тютчева. Любовь, ставшая легендой. По краям сцены стоят девушка и юноша и идут навстречу друг другу. У Юноши роза в руках. 1. Ты рядом, и всё прекрасно: И дождь, и холодный ветер. Спасибо тебе, мой ясный, За то, что ты есть не свете. Спасибо за эти губы, Спасибо за эти руки. Спасибо тебе, мой милый За то, что ты есть на свете Мы – рядом, а ведь могли бы Друг друга совсем не встретить… Единственный мой, спасибо За то, что есть не свете. 2. Любовь – как роза, роза красная, Цветёт в моём саду. Любовь моя – как песенка, С которой в путь иду Сильнее красоты твоей, Моя любовь одна. Она с тобой, пока моря Не высохнут до дна. Не высохнут моря, мой друг, Не рушится гранит. Не остановится песок, А он, как жуть бежит… Будь счастлива моя любовь, Прощай и не грусти Вернусь к тебе, хоть целый свет Пришлось бы мне пройти. Ведущий1 .Говорят у любви нет возраста, и прийти она может очень рано. Ведущий2 . Две эпохи, три встречи, одно чувство– всепоглощающее, упоительное, страстное, возвышающее и сокрушительное – любовь. Ведущий1 .В любви, в ней одной, открывается великое ты, бесконечная ценность человеческой личности, радость милосердия и умаления себя ради того, кого ты любишь. Ведущий2 .Любовь слишком хрупка! Она боится грубого слова и неверного жеста. Любовь – это поэзия, это музыка человеческого сердца, мелодия удивительная, прозрачная, как слеза. Человек ждет любви… Ведущий 1. Но и любовь ждет к себе особой музыки вашего сердца. Вслушайтесь в поэзию, в музыку любви. И пусть она затронет струны ваших сердец. 1. Я гитару настрою на лирический лад, И знакомой тропинкой уйду в звездопад Быть красивой, как песня попрошу я её. И гитара взорвётся, как сердце моё. 2. К долгожданной гитаре я тихо прильну, Осторожно и бережно трону струну. И она отзовётся, призывно звеня Добротою наполнит тебя и меня. Звучит гитара Вальс. Юрий Визбор Ты у меня одна Ведущий 1.Человек мечтает найти свою любовь. Ведь она источник жизни и вдохновения. Именно в состоянии влюблённости многие учёные делали открытия, люди физического труда совершали невозможное, художники писали картины, поэмы, слагали стихи. Ведущий 2.Айседора Дункан, Анна Керн, Татьяна Яковлева, Лаура Беатриче, Наталья Гончарова. Им посвящали стихи великие поэты. Как красиво, нежно и восторженно писал Пушкин о Наталье Гончаровой! Ещё бы! Натали. Первая красавица России, избранница поэта, его любовь, его жена, его Мадонна. Слайд №3 Но в жизни Пушкина была ещё одна женщина, которая дожив до глубокой старости, до конца дней носила в сумочке поэтический подарок великого поэта. Этой женщиной была Анна Петровна Керн. Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с девятнадцатилетней Анной. Шли годы. Неожиданная, после шестилетнего перерыва, встреча с Керн произвела на поэта огромное впечатление. Сколько нежности, женственности заметил он в ней! Через несколько дней они долго гуляли, дышала прохладой и ароматом полей. Глубокой ночью после встречи с Керн Пушкин сидел за своим столом. Он писал. Рядом с листком бумаги лежал камешек, о который Керн споткнулась во время прогулки, которого она коснулась своей ножкой. Горела свеча. В раскрытое окно влетели ночные бабочки , опалённые пламенем, ложились на листы. А рядом с ними ложились пушкинские строки. Зажечь свечу. Чтение стихотворения Я помню чудное мгновенье Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Ведущий 2. Великий Пушкин писал. А свеча всё горела. Свеча.. В ней всегда какая-то тайна, какая-то загадка, что-то величественное… и вечное… Свеча от слова свет, своеобразный символ жизни. А воск стекающий слезами, измеряет время и поэтических вдохновений и любовных встреч…Свеча… Ведущий 1. Слова любви должны быть тихими, В них чувств нетронутая глубь. Они багровыми гвоздиками Борьбой с любым орудьем зла. И только с ними мы, возлюбленные,- Как два распахнутых крыла. За письменным столом сидит Татьяна пишет и читает письмо Онегину Письмо Татьяны Онегину (отрывок из романа Евгений Онегин) Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. Сначала я молчать хотела; Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи. Но, говорят, вы нелюдим; В глуши, в деревне всё вам скучно, А мы... ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно. Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив со временем (как знать?), По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать. Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой... Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты мне был уж мил, Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался Давно...нет, это был не сон! Ты чуть вошел, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он! Ведущий. Но, получив посланье Тани, Онегин живо тронут был: Язык девических мечтаний В нем думы роем возмутил; И вспомнил он Татьяны милой И бледный цвет и вид унылый; И в сладостный, безгрешный сон Душою погрузился он, Быть может, чувствий пыл старинный Им на минуту овладел; Но обмануть он не хотел Доверчивость души невинной. Теперь мы в сад перелетим, Где встретилась Татьяна с ним. Встреча в саду XII Минуты две они молчали, Но к ней Онегин подошел И молвил: вы ко мне писали, Не отпирайтесь. Я прочел Души доверчивой признанья, Любви невинной излиянья; Мне ваша искренность мила; Она в волненье привела Давно умолкнувшие чувства; Но вас хвалить я не хочу; Я за нее вам отплачу Признаньем также без искусства; Примите исповедь мою: Себя на суд вам отдаю. XIII. Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел; Когда б мне быть отцом, супругом Приятный жребий повелел; Когда б семейственной картиной Пленился я хоть миг единый, - То верно б, кроме вас одной, Невесты не искал иной. Скажу без блесток мадригальных: Нашед мой прежний идеал, Я верно б вас одну избрал В подруги дней моих печальных, Всего прекрасного в залог, И был бы счастлив... сколько мог! XIV. Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства: Их вовсе недостоин я. Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас; Начнете плакать: ваши слезы Не тронут сердца моего, А будут лишь бесить его. Судите ж вы, какие розы Нам заготовит Гименей И, может быть, на много дней. XV. Что может быть на свете хуже Семьи, где бедная жена Грустит о недостойном муже И днем и вечером одна; Где скучный муж, ей цену зная (Судьбу, однако ж, проклиная), Всегда нахмурен, молчалив, Сердит и холодно-ревнив! Таков я. И того ль искали Вы чистой, пламенной душой, Когда с такою простотой, С таким умом ко мне писали? Ужели жребий вам такой Назначен строгою судьбой? К беде неопытность ведет. XVII. Так проповедовал Евгений. Сквозь слез не видя ничего, Едва дыша, без возражений, Татьяна слушала его. Он подал руку ей. Печально (Как говорится, машинально) Татьяна, молча, оперлась, Головкой томною склонясь; Пошли домой Встреча в саду Слайд4 Всю жизнь Марина Цветаева писала о трагизме и величии женской любви в XX веке. Семнадцатилетний Сергей и Восемнадцатилетняя Марина встретились на пустынном коктебельском берегу. Подаренный им сердолик она хранила всю жизнь. Он согревал её. Никто лучше, чем Цветаева, не увидел, не пережил и не передал духовную красоту всех покинутых, разлюбленных, оставленных любящих. Звучит песня “Мне нравится…” (на слова М.Цветаевой) О любви написано большое множество романсов. И каждый поэт по-своему пишет о любви. Марины Цветаевой любовь настолько сильна, настолько трагична. Так чувствовать и любить умеет женщина. И кажется, что стихи эти обо всех и только о тебе. Вчера ещё в глаза глядел, А нынче – всё косится в сторону! Вчера ещё до птиц сидел, - Все жаворонки нынче – вороны! Я глупая, а ты умён, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времён: Мой милый, что тебе я сделала? И слёзы ей – вода, и кровь – Вода – в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха – любовь: Не ждите ни суда, ни милости. Увозят милых корабли Уводит их дорога белая, И стон стоит вдоль всей земли: Мой милый, что тебе я сделала? Ведущий 2. Многие писатели, находясь вдалеке от своих любимых, писали письма. Слайд №5 Чтец. “Руки милой, пара лебедей...”[Слайд] Руки милой – пара лебедей- В золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей Песнь любви поют и повторяют. Пел и я когда-то далеко И теперь пою про то же снова. Потому и дышит глубоко Нежностью пропитанное слово. Если душу вылюбить до дна, Сердце станет глыбой золотою, Только тегеранская луна Не согреет песни теплотою. Я не знаю, как мне жизнь прожить: Догореть ли в ласках милой Шаги Иль под старость трепетно тужить О прошедшей песенной отваге? У всего своя походка есть: Что приятно уху, что – для глаза. Если перс слагает плохо песнь, Значит, он вовек не из Шираза. Про меня же и за эти песни Говорите так среди людей: Он бы пел нежнее и чудесней, Да сгубила пара лебедей! Слайд 6 Айседора Дункан и Сергей Есенин - особенные отношения между этими, казалось бы разными людьми, говорящих на разных языках, живущих в разных странах. Их сердца нашли друг друга. У Есенина было много романов, он не отличался постоянством. Чувство любви воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке. Удивительная жизнь Айседоры Дункан, отмеченная то роскошью, то нищетой, была полна бурных страстей и страшных трагедий. Ее уважали за мастерство и талант. Ей завидовали - за любовь публики, независимость. Ее последняя любовь с русоволосым русским поэтом сыграла странную роль в судьбе танцовщицы. Именно тогда к Айседоре пришла ее самая большая и трагическая любовь. Любовь к гениальному поэту была исполненной драматизма. Необыкновенная танцовщица и великий поэт были неразрывно связанны в их загадочной и полной тайн трагической судьбе. Слайд 7. Анна и Николай познакомились в Рождественский сочельник. Тогда 14-летняя Аня Горенко была стройной девушкой с огромными серыми глазами, резко выделявшимися на фоне бледного лица и прямых черных волос. Увидев ее точеный профиль, некрасивый 17-летний юноша понял, что отныне и навсегда эта девочка станет его музой, его Прекрасной Дамой, ради которой он будет жить, писать стихи и совершать подвиги. На роль прекрасной, но жестокой возлюбленной Аня Горенко подходила идеально. Ее необычная внешность притягивала поклонников, к тому же скоро выяснилось, что Анна вовсе не питает к Николаю ответных чувств. Гумилев продолжает осаждать Анну, клясться ей в вечной любви и предлагать замужество. То ли Ахматова была тронута такой почти собачьей преданностью, то ли Гумилев выбил из нее согласие рассказами о неудачных попытках самоубийства, но так или иначе Анна дала свое согласие на брак. Слайд В феврале 1942 года, когда гитлеровцы отступали от Москвы, газета “Правда” напечатала стихотворение Константина Симонова. Оно совершило переворот в сердцах советских людей, особенно фронтовиков, которые посылали его в виде писем своим женам, невестам, веря и надеясь, что их будут ждать. “Жди меня...” Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет:—Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,— Просто ты умела ждать, Как никто другой. Многие годы Любовь согревала жизнь К. Симонова и В. Серовой.(рассказ о необычной любви) Ведущий 1. Любовь даёт людям не только радость, но и горе. В ней перемешаны мёд и яд. В поэме А.С. Пушкина Цыгане показана абсолютная свобода в любовных отношениях, не создающая никаких взаимных обязательств, никакой духовной связи между любящими. Молодая цыганка легко, без угрызений совести изменяет горячо любящему её мужу. Старик на вешнем солнце греет Уж остывающую кровь; У люльки дочь поёт любовь, Алеко внемлет и бледнеет. Сценка. Земфира. Старый муж, грозный муж, Режь меня, жги меня: Я тверда, не боюсь Ни ножа, ни огня. Ненавижу тебя, Презираю тебя; Я другого люблю, Умираю любя. Алеко. Молчи. Мне пенье надоело, Я диких песен не люблю. Земфира. Не любишь? Мне какое дело! Я песню для себя пою. Режь меня, жги меня; Не скажу ничего; Старый муж, грозный муж, Не узнаешь его. Он свежее весны, Жарче летнего дня; Как он молод и смел! Как он любит меня! Как ласкала его Я в ночной тишине! Как смеялись тогда Мы твоей седине! Алеко. Молчи, Земфира, я доволен… Земфира. Так понял песню ты мою? Алеко. Земфира!.. Земфира. Ты сердиться волен, Я песню про тебя пою. (Уходит и поёт: Старый муж и проч.) Старик. Так, помню, помню: песня эта Во время наше сложена. Уже давно в забаву света Поётся меж людей она. Кочуя на степях Кагула, Её, бывало, в зимнюю ночь Моя певала Мариула, Перед огнем, качая дочь. В уме моем, минувши лета Час от часу темней, темней; Но заронилась песня эта Глубоко в памяти моей. Ведущий 1. Всё тихо; ночь; луной украшен Лазурный юга небосклон, Старик Земфирой пробуждён: Земфира. О, мой отец, Алеко страшен: Послушай, сквозь тяжёлый сон И стонет, и рыдает он. Старик. Не тронь его, храни молчанье. Слыхал я русское преданье: Теперь полуношной порой У спящего теснит дыханье Домашний дух; перед зарёй Уходит он. Сиди со мной. Земфира. Отец мой! Шепчет он: Земфира! Старик. Тебя он ищет и во сне: Ты для него дороже мира. Земфира. Его любовь постыла мне… Ведущий 1. Потребность высказываться о своём чувстве - радостном или гибельном, поведать историю своего сердца издревле водила пером стихотворцев. Ведущий 2. И поныне эти чувства с неослабевающей силой тревожат нас, заставляя погружаться в прекрасные стихи, перечитывать трагедии личной жизни великих лириков, находить в их поэзии, помимо эстетического наслаждения, созвучные нам переживания, восторги любви, радость бытия и утешение в горе. Ведущий 2. Почему- то так уж повелось, что о любви больше говорят весной,но нельзязабывать, что любовь может прийти к нам совсем неожиданно, независимо от времени года. Любовь не подчиняется никаким законам природы. Ведущий1. И не страшно, что сейчас за окнами зима. Пусть лежит снег, деревья стоят без листьев и на душе холодно и темно, нужно верить, что и твоя любовь где–то рядом, и что в одно прекрасное мгновенье она яркой звездой вспыхнет в твоей жизни - и мир станет ярче, а зима покажется лучшим временем года. Демонстрируется киноролик с фрагментом из кинофильма Ирония судьбы или с лёгким паром Э.Рязанова. На его фоне юноша и девушка читают стихотворение С любимыми не расставайтесь ОН. Как больно, милая как страшно, Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, Как больно, милая, как страшно, Раздваиваться под пилой. Не зарастёт на сердце рана, Прольётся чистыми слезами. Не зарастёт на сердце рана, Прольётся пламенной смолой. ОНА. Пока жива, с тобой я буду, Душа и кровь неразделимы Пока жива, с тобой я буду, Любовь и смерть всегда вдвоём. Ты понесёшь с собой, любимый, Ты понесёшь с собой повсюду, Ты понесёшь с собой повсюду Родную землю, отчий дом. ОН. А если мне укрыться нечем От жалости неисцелимый, Но если мне укрыться нечем От холода и темноты. ОНА. За расставаньем будет встреча, Не забывай меня любимый. За расставаньем будет встреча, Вернёмся вместе: я и ты. ОН. А если я безвестно кану В которой свет луча дневного, Но если я безвестно кану За звёздный пояс, млечный дым. ОНА. Я за тебя молиться стану, Чтоб не забыл пути земного, Я за тебя молиться стану, Чтобы вернулся невредим. ОН. Трясясь в прокуренном вагоне, Он стал бездомным и смеренным. Трясясь в прокуренном вагоне, Он полу плакал, полу спал Когда состав на скользком склоне Вдруг изогнулся страшным креном. ОНА. Когда состав на скользком склоне От рельс колёса оторвал. Нечеловеческая сила, В одной давильне всех калеча, Нечеловеческая сила Земное бросила с земли. ОН. И никогда не защитила Вдали обещанная встреча, И никогда не защитила Рука, зовущая вдали. ОНА. С любимыми не расставайтесь, ОН. С любимыми не расставайтесь. ВМЕСТЕ. С любимыми не расставайтесь, Всей кровью прорастайте в них. ОНА. И уходя, навек прощайтесь, И уходя, навек прощайтесь, ОН. И уходя, навек прощайтесь, Когда уходите на миг. ВМЕСТЕ. И уходя, навек прощайтесь, Когда уходите на миг. Слайд Звучит отрывок из рок-оперы “Юнона и Авось”Ты меня на рассвете разбудишь... Эта история потрясла современником не меньше. 35 лет ожидала девушка с американского континента любимого, хранила верность, не зная, что он умер в дороге. А когда узнала, дала обет молчания и ушла служить богу. Этой истории была посвящена рок-опера Юнона и Авось. Ведущий 1. Любовь - это прекрасное, возвышенное чувство. Любовь - это начало всего живого. Любовь - это чувство, которое созидает души людей по законам красоты и гармонии. Она помогает по-настоящему ощутить полноту и многообразие жизни. Ведущий 2 Верь в великую силу любви!.. Свято верь в её крест побеждающий, В её свет, лучезарно спасающий Мир, погрязший в грязи и крови… Верь в великую силу любви!.. Исполняется танец ангелов под песню из рок-оперы Юнона и Авось Литература 1. И.Е.Аксаков. Ф.И.Тютчев. Биографический очерк. – Литература в школе, 2003, №1, стр.2-6. 2. Скатов Николай Николаевич Федор Тютчев. – Литература в школе, 2003,№1, стр.7-13. 3. О.Воложанина. Я к вам пишу…. Литературные вечера для старшеклассников. 4. Е.Смолина. Пока горит свеча. Ярославль. Академия развития, 2006. 5. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Москва-Ставрополь, 2004,№4 6. Л-Жуковский. Счастливыми не рождаются. М.,1983 7. Л.И. Маленкова. Я – человек! М.:ТОО “Интел Тех”, 1996 8. Сборники стихотворений Блока А., Маяковского В., Есенина С.
  • Исследовательская работа Фразеологизмы в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказаниеОбласть предмета исследования: языкознание, литературоведение. Цель:изучение фразеологии романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание, анализ приемов художественного использования фразеологизмов в тексте романа. Задачи: изучить теоретическую составляющую темы; проанализировать текст романа с целью выявления фразеологизмов; классифицировать и систематизировать фразеологизмы романа (составить словарь); изучить интерпретацию фразеологических единиц автором;выявить особенности употребления фр...
  • Урок литературы по рассказу М. М. ЗощенкоРазработка открытого урока по литературе в 7 классе. Тема урока: Жизнь и творчество М.Зощенко. Рассказ Беда. Цели урока: 1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявить особенности его рассказов; доказать, что рассказы М.Зощенко современны и актуальны; 2) совершенствовать умения анализа литературного произведения; 3) вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Зощенко. Ход урока. I. Организационный момент...
  • АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету “литература ” в 6 «а», 6 «б» классах базовый уровень на 2015 – 2016 учебный годРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. Преподавание литературы в 6 классе отражают следующие документы:  Закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 Об образовании в Российской Федерации (ст. 9, 13, 14, 15, 32, 79).  Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004...
  • Словарь фразеологизмов романа Преступление и наказание Ф. М. ДостоевскогоДанный словарь - совместная авторская разработка учителя и ученицы. Он был составлен как приложение к исследовательской работе Фразеологизмы в романе Преступление и наказание. В тесте романа выявлено 1023 случая употребления фразеологизмов. С учетом вариантных форм и неоднократности употребления общее количество использованных фразеологизмов составило 604 единицы. Структурная классификация фразеологизмов по типу такова: фразеологические сращения (ф1) - 180 единиц (30%), фразеологические ед...
  • АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету “ЛИТЕРАТУРА ” в 11 «А» классе базовый уровень на 2015 – 2016 учебный годРабочая программа по литературе составлена на основе Программы курса Русская литература 19-20 веков (10-11 классы общеобразовательных учреждений) авторов: В.В. Агеносова, А.Н.Архангельского. Историко-литературный курс для 10-11 классов опирается на Обязательный минимум содержания образовательных программ, утвержденный Министерством образования Российской Федерации Преподавание литературы в 11 классе отражают следующие документы:  Закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 Об образовании в Российск...
  • Конспект урока русского языка Повторение языковых нормКонспект урока русского языка в 7 классе на тему Повторение языковых норм. Данный урок дается в самом начале курса русского языка, предваряет изучение всех основных разделов программы. В разработке урока указаны цели, основные этапы работы на уроке. В ходе урока учитель акцентирует внимание учащихся на изменениях в лексическом строе языка, рассматривается этимология редко употребляющихся слов. Обращается внимание на исторические изменения в морфемной структуре слова. Подобран интересный иллюст...
  • АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету “РУССКИЙ ЯЗЫК ” в 11 «А» классе профильный уровень на 2015 – 2016 учебный годСодержание курса русского языка в 11 классе профильного уровня обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. Русский язык является одним из рабочих языков в Организации Объединенных Наций и в других международных организациях. Положение русского языка в России и в современном мире определяет значение предмета Русский язык в школе. Статус документа Рабочая программа составлена на основе - федерального компонента государственного образовательного...
  • АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету “русский язык ” в 6 «а», 6 «б» классах базовый уровень на 2015 – 2016 учебный годНастоящая рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе примерной авторской Программы по литературе Коровиной В. Я.- М; Просвещение 2008 (стр. 20) и реализована в учебнике Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013 (Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер. ) Структура документа Рабоч...
  • Статья Создание творческой атмосферы для развития способностей учащихсяСоздание творческой атмосферы для развития способностей учащихся. (Тезисы) В период изменения общества во всех его сферах, при возникновении множества нестандартных ситуаций, требующих от человека нестандартных решений, особенно актуальной является проблема творчества. Известно, что одарённость зависит от природных задатков. Важно вовремя увидеть эти проявления и помочь им развиться. Это важнейшая задача педагога. Для решения педагогической задачи по созданию условий для проявления твор...
  • Употребление местоимений в речиУрок Употребление местоимений в речи проведён в 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Цель урока: знакомство с правилами употребления местоимений в речи.Планируемые предметные результаты: познакомить обучающихся с правилами упопребления местоимений ви речи, с правилами этикета: употребление вежливого Вы; повторить орфограммы: безударная проверяемая гласная в корне слова, написание частицы не с глаголами, Н и НН в суффиксах имён прилагательных, буквы Ы, И после Ц, написание неопреде...
  • Музейный урок как один из факторов развития личностной и профессиональной самореализации в сфере нравственно-духовного образования обучающихсяМузейные уроки познавательны и интересны для детей, потому что представляют собой коммуникативное пространство, где каждый включен в активную деятельность. На таком уроке происходит постоянный диалог, в котором каждый из ребят и собеседник, и партнер. Ребенок имеет возможность полного или же частичного погружения в среду эпохи, представленной на музейном уроке. Кроме того следует обратить внимание и на еще одну ценность подобных занятий - это возможность общения детей и взрослых, разных этническ...
  • Проект «Чтение – только начало. Творчество жизни – вот цель»Представляю коллегам проект Чтение - только начало. Творчество жизни - вот цель, разработанный авторским коллективом кафедры русского языка и литературы МБОУ СОШ №31 г. Якутска. Мы взялись за разработку и реализацию этого проекта с целью формирования потребности и поддержания интереса к чтению у учащихся нашей школы. Практически все мероприятия нам удалось осуществить.
© 2010-2018