Методическая разработка (конспект урока, презентация) по теме ««Омонимия слов разных частей речи»

Материал содержит конспект урока русского языка по теме «Омонимия слов разных частей речи» и презентацию к уроку.  Материал предназначен для учителей русского языка и литературы, работающих в 7 классе по учебнику под редакцией М.М. Разумовской.   Урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения с применением технологии деятельностного метода.  Цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению понятия омоформы и применению способ... - образовательные:  способствовать углублению знаний  об омонимии, усвоению понятия омоформы; учить  различать омоформы, определять их верное написание;- развивающие:  развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;  совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;- воспитательные:   формировать личностный интерес к получению новой информации и ценностное отношение к предмету,создавать атмосферу, способствующую  воспитанию личности в условиях...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

Класс: 7

Тема: «Омонимия слов разных частей речи»

Цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению понятия омоформы и применению способа различения и правильного написания омоформ

Задачи:

- образовательные: способствовать углублению знаний об омонимии, усвоению понятия омоформы; учить различать омоформы, определять их верное написание;

- развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод; совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;

- воспитательные: формировать личностный интерес к получению новой информации и ценностное отношение к предмету; создавать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик - ученик, ученик - учитель, ученик - коллектив); воспитывать культуру речи;

Тип урока: урок открытия нового знания

Используемые технологии: технология деятельностного метода.

Приемы: постановка проблемного вопроса, активный мыслительно-познавательный поиск учащихся под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам, применение знаний в новых условиях, самостоятельное овладение знаниями, способами активной познавательной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедиопроектор, презентация в Power Point, карточки для групповой, парной, индивидуальной работы.

Программа: для средней (полной) школы (базовый уровень) под редакцией М.М. Разумовской, -М.: Дрофа, 2009

Учебник: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2012


Планируемые результаты


Личностные

Метапредметные

Предметные

Осознание ценности

- знаний об омонимии слов разных частей речи;

- умения различать омоформы и правильно их писать;

ценностное отношение

- к совместной познавательной деятельности;

- к полученным результатам.



Регулятивные универсальные учебные действия:

- умение выявлять проблему;

- умение определять границу «знания-незнания»;

- умение определять цель урока, формулировать учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- умение выбирать действия по достижению цели;

- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

познавательные

-умение работать по алгоритму;

коммуникативные

-умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения;

-умение работать в группе;

-умение провести рефлексию своих действий на уроке.

-умение различать омоформы и правильно их писать;

-применение новых знаний в жизненных ситуациях








Структура урока:

№ п/п

Название этапа

Время

Организационный момент. Самоопределение к деятельности

1-2 мин.

    Актуализация знаний, мотивация, фиксирование затруднения в пробном действии

    5 мин.

      Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи

      5 мин.

        Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

        7-8 мин.

          Первичное закрепление во внешней речи

          5-7 мин.

            Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

            4-5 мин.

              Включение нового знания в систему знаний и повторение

              6-7 мин.

                Итог занятий. Рефлексия деятельности

                3 мин.

                  Домашнее задание

                  1 мин

                  Технологическая карта урока

                  Этапы урока

                  Цель этапа

                  Действия учителя

                  Действия обучающихся

                  Результат

                  1.Оргмомент (самоопределение к деятельности)

                  -создание положительной эмоциональной направленности;

                  -включение обучающихся в деятельность

                  Организует ситуацию для оценки обучающимися готовности к уроку.

                  - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Готовы ли вы начать урок? Проверьте и оцените свою готовность.

                  Я надеюсь на наше плодотворное сотрудничество.

                  Наш урок сегодня пройдет под девизом: «С малой удачи начинается большой успех» (слайд № 1)

                  Как вы понимаете смысл этой фразы?

                  Оценивают свою готовность, настрой на работу.

                  Готовность к работе на уроке.

                  Самооценка готовности к уроку.

                  Положительный эмоциональный настрой.

                  2. Актуализация знаний, мотивация, фиксирование затруднения в пробном действии

                  Формирование и развитие ценностного отношения к умению воспринимать задание.

                  Определение границ «знания» и «незнания».

                  Организует деятельность обучающихся по актуализации знаний об омонимии.

                  Определите часть речи данных слов: листва, горячий, спрятав, окружённый, десять, печь, косой. (слайд № 2)

                  - Уверены ли вы в правильности выполненного задания? Какие знания применяли? В чём испытывали затруднение? Почему?

                  Организует подведение итогов данного этапа:

                  -Что мы знаем об омонимии? (слайд №3)

                  -Какие слова спрятались в картинках? (слайд №4)

                  К какой группе относятся слова печь, косой? Почему?

                  Работают индивидуально.

                  Записывают в тетради.

                  Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, выполняют взаимопроверку, предъявляют результат.

                  Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.

                  Записывают в тетради омографы - 1 вариант, омофоны - 2 вариант, полные омонимы - 3 вариант.

                  Актуализированные знания , необходимые для понимания новой темы.

                  Осознание необходимости получения новых знаний.

                  Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Оценивание выполнения собственной работы по предъявленному на слайде результату.


                  3 Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи

                  Формирование и развитие ценностного отношения к умению самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения.

                  Формирование представления о результате деятельности.

                  Создаёт ситуацию переопределения практической задачи в познавательную.

                  Организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы.

                  -Сформулируйте тему нашего урока. На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на уроке?

                  -Запишите тему урока в тетрадь.

                  - Что нам надо узнать и чему мы должны научиться на этом уроке?

                  Сформулируйте цель урока.

                  Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.

                  Самостоятельно формулируют проблему, цель и тему для изучения и предполагают свои действия.

                  - Тема урока «Омонимия слов разных частей речи».

                  Записывают в тетрадях тему урока.

                  -Мы знаем, что такое омонимы, умеем определять части речи.

                  -Как научиться различать омоформы и правильно их писать?

                  Самостоятельное определение темы и цели урока (что нового узнают, чему научатся).

                  Представление о результате: научиться различать омоформы и правильно их писать?



                  4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

                  Решение устной задачи и обсуждение проекта её решения.

                  Организует ситуацию решения учебной задачи. Анализ примеров (слайд №5)

                  Лез - лес, старожил - сторожил, чтобы - что бы

                  2. Организует деятельность по построению алгоритма (слайд № 6)

                  С помощью учителя определяют действия и их последовательность; строят и проговаривают алгоритм пошагово.

                  Осознание ценности совместной учебно-познавательной деятельности.

                  Умение самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели.

                  Умение строить алгоритм деятельности.

                  5. Первичное закрепление во внешней речи

                  Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

                  Организует деятельность обучающихся по первичному закреплению новых знаний.

                  -Слова в каком столбце написаны верно? (слайд№7) Докажите.

                  Организует выполнение задания по алгоритму.

                  Работа в парах по алгоритму. Определение верного написания омоформ.

                  Умение работать по алгоритму

                  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

                  Формирование и развитие ценностного отношения к умению применять алгоритм различения омоформ

                  Формирование навыка правильного написания омоформ

                  Организует самостоятельную работу (проверочный тест) (самопроверка слайд №8)




                  Выполняют задание, осуществляют самоконтроль, рассказывают о затруднениях.

                  Умение различать омоформы и верно их писать.

                  7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

                  Способствовать включению новых знаний в систему знаний, развитие умения применять полученные знания на практике.

                  Организует работу по включению новых знаний в систему знаний, инициирует повторение. (слайд №9)

                  - Выберите только те пары слов, которые являются омоформами:

                  Затопить-затопить, стекло-стекло, код-кот, пила- пила, парить-парить, по-новому - по новому, коса - коса.

                  - Составьте с ними предложения, определите синтаксическую роль этих слов, разберите по составу. Сделайте вывод.

                  Работают в парах, составляют предложения, определяют синтаксическую роль, разбирают слова по составу (по желанию)

                  Умение применять полученные знания в новой ситуации.

                  8. Итог занятий. Рефлексия деятельности

                  Формирование и развитие ценностного отношения к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

                  Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности.

                  -Какие задачи ставили в начале урока?

                  - Удалось ли их решить?

                  -Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё?

                  Закончите предложения (слайд №10)

                  Заполняют лист самооценки, анализируют свою деятельность, участвуют в диалоге.

                  Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.

                  Умение самостоятельно анализировать и осмысливать свои достижения.

                  9.Домашнее задание

                  Организация самостоятельной домашней работы обучающихся.

                  Организует работу по записи домашнего задания:

                  1. Упр.514, стр 243 (составить пары предложений)

                  2. Повторить материал (по листу самооценки)

                  Делают выбор задания, записывают его в дневнике

                  Оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности















                  Карточка №1

                  Тест

                  1. Объясните правильное написание (по) тому в предложении (По)тому берегу реки ехала гружёная машина.

                  А) потому - всегда пишется слитно

                  Б) по тому - всегда пишется раздельно

                  В) по тому - здесь предлог по с местоимением тому, поэтому пишется раздельно

                  2. В каком предложении употреблён союз?

                  А) Что(бы) ещё интересного придумать для викторины?

                  Б) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

                  3. Укажите предложение со слитным написанием выделенного слова:

                  А) Мебель грубоватая, за(то) прочная.

                  Б) Берись (за)то, к чему у тебя лежит душа.

                  4. В каком предложении слово против является предлогом?

                  А) Несколько человек в классе высказались против.

                  Б) Лодка медленно двигалась против течения.

                  5. К какой части речи относится выделенное слово? Хотелось сесть в поезд и мчаться мимо чужих перелесков.

                  А) наречие

                  Б) имя существительное

                  В) предлог

                  6. Укажите предлог, который имеет омоформу среди имён существительных

                  А) вокруг

                  Б) благодаря

                  В) путём

                  7. Укажите предложение с союзом также

                  А) В передней было так(же) темно, как и на лестнице.

                  Б) На юге страны разводят овец, а так(же) фруктовые сады.

                  8. В каком предложении слово (по)зимнему пишется через дефис?

                  А) Сегодня (по) зимнему холодно.

                  Б) Люблю гулять (по) зимнему парку.

                  9. В каком предложении слово плач(…) пишется с мягким знаком?

                  А) Раздался громкий плач(…).

                  Б) Не плач(…) и не рыдай так громко.

                  10. В каком предложении слово вокруг является наречием?

                  А) Непроницаемая мгла стояла вокруг.

                  Б) Вокруг дома был разбит цветник.






                  Лист самооценки

                  Вид деятельности

                  Оценка

                  Знаю, какие слова являются омоформами


                  Умею отличать омоформы от омонимов, омографов, омофонов


                  Умею различать части речи


                  Умею определять части речи омоформ


                  Умею определять верное написание омоформ


                  Умею работать по алгоритму


                  Умею самостоятельно применять полученные знания


                  Умею производить контроль и коррекцию собственной деятельности


                  0 - не могу (не знаю, не умею);

                  1 - могу, но есть сомнения (затруднения);

                  2 -абсолютно уверен, что могу







                  1. Докажите, что данные слова написаны верно

                  Ожёг, впустую, по-моему, в течение, зато.



                  1. Докажите, что данные слова написаны

                  Ожог, в пустую, по моему, в течении , за то.



                  © 2010-2022