География

  • Исследовательская работа по географии на темуДанная исследовательская работа была представлена на муниципальной научно - практической конференции Шаг в науку и заняла 2 место. Объект исследования: погода. Предмет исследования: метеорологические приметы народа коми. Цель проекта: Определение совпадения метеорологических примет народа коми с погодой 2012 -2014гг. Задачи: 1. Изучить литературу по теме Метеорологические приметы народа коми. 2. Провести опрос среди населения сел Усинского района о народных приметах своей местнос...
  • Проектно-исследовательская работа Эволюция «космической одежды» От скафандра Гагарина до «Орлана-МКС»Будущее человечества невообразимо до такой степени, что даже самая пылкая фантазия не в состоянии представить этого будущего. Во всяком случае, оно за пределами Земли и даже за границами Солнечной системы. Будущее человечества — в Космосе! К.Э. Циолковский. Цель проектно-исследовательской работы: показать эволюцию российских космических скафандров со времени первого полета в космос до наших времен. Объект исследования – скафандры вчера, сегодня и завтра. Предмет исследования – эволюция мод...
  • Урок по теме ВетерТема урока: Ветер Тип урока: усвоение новых знаний. Представление о результате 1. Метапредметные результаты: Регулятивные - ставить учебную задачу под руководством учителя и работать в соответствии с ней; - сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами. Познавательные - выделять главное, существенные признаки понятий; - высказывать суждения, подтверждая их фактами; -выявлять причинно-следственные связи. Коммуникативные -работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выде...
  • Контрольно-оценочные средства по географииКомплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплины ОДБ.07 География. Аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта 1.2. Результаты обучения по дисциплине. Уметь: · определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; · оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическу...
  • Контрольная работа за год по природоведениюКонтрольная работа за год Работа для учащихся 5 класса за год, где проверяются навыки и умения по всем 5 разделам: Изучение природы,Вселенная,Земля,Жизнь на Земля, Жизнь на Земле, а также оновные понятия. Задания представлены в виде тестов с выбором ответа на задания и открытых тестов. Проверяется знание названий животных растений, а также материков, частей света. При написании контрольной работы можно пользоваться атласом за 5 класс. Время выполнения работы 30 минут. Работа выполняется на отдел...
  • Конспект урока Движение Земли по околосолнечной орбитеКонспект урока по географии соответствует требованиям ФГОС ООО. Урок изучения нового материала. Основан на проблемно-диалогической технологии. Для формулирования проблемы урока и темы урока было бы уместно использовать интернет, т.к. при интегрировании современных педагогических технологий и ИКТ: стимулируется познавательный интерес к географии; создаются условия для мотивации учащихся к учению; развивается мышление и творческие способности ребёнка; формируется активная жизненная позиция в современном обществе. Обучающиеся смогут увидеть в реальном времени состояние погоды в Австралии и сравнить с состоянием погоды в России, что поможет им легко сформулировать проблему. Такой подход можно назвать деятельностным.
  • Что такое доброта?Это классный час в 5 классе. Цель- формирование у детей представления о доброте, о хороших, добрых оступках; учить находить у людей такие качества как доброта, щедрость, отзывчивость; пробудить интересс к чтению книг о доброте; стремиться делать только хорошие поступки. В классном часе использовала стихотворения о доброте, пословицы, пели песни о доброте, смотрели мультфильм про кота Леопольда, составляли слова со словом добро, сделали яркое солнце только с хорошими добрыми словами. В конце клас...
  • Статья по теме: Особенности обучения иностранному языку детей младшего школьного возрастаСтатья Особенности обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста ставит своей целью: помочь учителю понять психологию младшего школьника, дать практические советы по планированию и проведению уроков иностранного языка в младшей школе. В данной статье содержится в качестве приложения План-конспект урока немецкого языка во 2 классе и План-конспект урока немецкого языка в 5 классе. Чтобы уроки проходили в игровой форме весело и с максимальной пользой для ученика! В данной ста...
  • Элективный курс Дальневосточный регион России и Япония: шаги сотрудничестваПрограмма элективного курса ДВ регион России и Япония: шаги сотрудничества предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов. В связи с тем, что 90-ые годы двадцатого века ознаменовались переходом России на новые экономические отношения, возникли проблемы экономического развития страны: надо было не только сохранить объёмы производства, но и выбрать пути, которые бы обеспечили рост этих объёмов. Экономика Японии, достигшая высоких показателей в промышленности, внешнеторговом обо...
  • Рабочая программа русский 9Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для обучающихся в 9 классе составлена на основе нормативных документов: · Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку · Примерной программы основного общего образования по русскому языку · Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку Реализация программы обеспечивается учебниками, включенными в Федеральный перечень: · Русский язык. 9 класс под ред...
  • Беседа Мой дом - моя крепость Конспект Мой дом - моя крепость поможет в работе для изучения правил поведения в школьных кабинетах, квартире и улице. Цели: знакомство детей с основными правилами внутреннего распорядка. Учащиеся узнают, как правильно обращаться с утюгом, выучат основные предупреждающие об опасности знаки. Беседа разработана с учетом знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися на предыдущих занятиях и с учетом личностных потребностей. Данная разработка будет полезна и воспитателям специальных учрежде...
  • Игровые технологии на уроках русского языка. Игровые технологии я использую в основном в 5 классе. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Для меня важно сделать поч...
  • Конспект проблемной ситуации Добрые друзьяСохранять и улучшать здоровье - огромная каждодневная работа, начиная с рождения. Иособое значение принадлежит первым годам жизни. ребенка. Воспитание ребенка с рождения определяется не только состоянием здоровья его органов и систем, но и тем микроклиматом семьи и социального окружения, в котором живет и развивается человек. В раннем и дошкольном возрасте работу по сохранению здоровья осуществляютсовместно родители и воспитатели.В детском саду делается абсолютно все, что необходимо для обеспече...
  • Педагогическая концепция молодого учителя английского языкаДанная педагогическая концепция была разработана к конкурсу Учитель года в номинации Педагогический дебют. Основной идеей моей педагогической концепции является то, что как учитель я обязана создать условия для развития и саморазвития не только коммуникативных умений, но и привить любовь и уважение к людям, традициям, обычаям и культуре изучаемого языка. Помочь учащимся понять насколько важно изучение английского языка – вот моя главная задача, как учителя английского языка. Процесс изучения... Процесс изучения любого иностранного языка неразрывно связан с мотивацией. Это одно из обязательных условий, которое помогает освоить язык наиболее быстро и эффективно. При этом каждый самостоятельно определяет, для чего ему понадобится английский язык и как он позволит изменить жизнь в будущем. В наше время, когда пошло второе десятилетия третьего тысячелетия, важность изучения английского языка как никогда актуальна. Связано это со всеобщей глобализацией и востребованностью английского языка ...
  • Классный час Приметы весныДанная методическая разработка предназначена для аудитории начальных классов. Цели и задачи классного часа (праздника): мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников. В материале содержатся задания для проведения класного часа,клубного часа, внеурочного занятия в начальной школе. Продумана большая подготовительная работа по подготовке мероприятия. Ребята узнают много новых приет весны, погов...
  • Сочинение Нет профессии гуманней на землеСочинение ученицы 10 класса Храмовой Светланы на областной конкурс Голос ребёнка на тему Нет профессии гуманней на земле. Работа вошла в число 50 лучших работ области в данной номинации. Руководитель работы - Пронина Антонина Александровна, учитель русского языка и литературы. Привожу в пример отрывок из её сочинения. Я никогда не думала, что выберу профессию, не связанную с медициной. Я хочу быть врачом. Говорят, что врач – это не профессия, а образ жизни. Врач - одна из самых древних ...
  • Видеоклип к песне Школа, школаВидеоклип на песню о школе. Школа, Школа 1.Пришли сюда мы малышами, держа в руках цветов букет. А папы, мамы волновались, давали мудрый нам совет. Но время быстро пробежало, И повзрослели мы чуть-чуть, А так хотелось детским взглядом На школу нам ещё взглянуть (припев) Школа, школа, двери распахни, Школа, школа, уроки-перемены, Школа, школа – учитель у доски И твоей любовью мы согреты. (2 раза) 2. Мы входим в классы ежедневно Родная парта, стул, тетрадь Английский, русский, рисованье, Смогли ...
  • Развлечение Цыплята на прогулке 1 мл. группаФормирование познавательно-исследовательской деятельности начинется в раннем возрасте. Ребенок получает первый опыт манипуляции с предметами. Ребенок стремится к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям. Вашему вниманию предлагается конспект развлечения для детей младшей группы Цыплята на прогулке. Цель этого развлечения- закрепить название домашних птиц и их детенышей(курица, цыплята). Научить разлиать семена бобов и гороха. Закрепить умение произносить доступные звукос...
  • Экскурсионно - туристический маршрут Путеводитель по Приютненскому районуУвидеть и познать свой край Можно либо своими глазами, Либо с помощью книг. М.В.Ломоносов Любовь к своему родному краю, малой Родине пронизывает каждого человека с самого рождения. Мы обязаны не только любить, но и сохранять это бережное отношение на долгие годы. Наша малая Родина – это Приютненский р...
  • Творческий проект для детей средней группы «Новый год у ворот»Творческий проект для детей средней группы Новый год у ворот Актуальность: Новый год - это самый любимый и ожидаемый праздник, обязательным элементом которого является нарядно украшенная ёлочка и интерьер группы, так как дети проводят много времени в детском саду нужно создать у детей праздничное настроение. Цель проекта - создание условий для развития эстетического вкуса у детей в процессе оформления группы к Новому году Предполагаемый результат: Ø дети узнают о ёлке, как о символе Но...
  • Конспект открытого урока по математике по сказке С. Михалкова «Три поросёнка»Этот урок составлен на основе сказки С. Михалкова Три поросенка. Герои сказки ведут урок по ходу сюжета. На каждом этапе -соответствующие задания, которые выполняют учащиеся. Чтобы помочь поросятам ученики вспоминают состав чисел, табличное умножение и деление, решение примеров по цепочке. Чтобы помочь построить дом дети решают задачи и узнают сколько понадобятся соломинок, прутиков и камней. На протяжении свего урока у учащихся развивается память, внимание, мышление, воображение и глазом...
  • Внеклассное мероприятие Сценарий, посвящённый 400-летию Нижегородского ополченияСценарий, посвящённый 400-летию Нижегородского ополчения. Да не порвётся связь времён. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.В последнее время появился термин новый патриотизм, который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чу...
  • Рабочая программа по литературеИзложение с творческим заданием (см. образец экзаменационного материала) содержит текст, творческое задание, инструкцию для обучающегося. Текст для сжатого изложенияпредставляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Примерный объем текста для изложения – 280 - 400 слов. Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции...
  • КТП Алгебра-9 учебник МакарычевТематическое планирование АЛГЕБРА - 9 класс № урока Наименование темы Кол-во часов Дата проведения Корректировка даты Оборудование Глава 1. Квадратичная функция (22 часа) 1,2 Функция. Область определения и область значения функции 2 2.09, 5.09 Интерактивная доска 3,4,5 Свойства функций 3 7.09, 9.09, 12.09 Интерактивная доска 6,7 Квадратный трехчлен и его корни 2 14.09, 16.09 Интерактивная доска 8,9 Разложение квадратного трехчлена на множители 2 19.09, 21.09 Интерактивная доска 10 Контрольная работа №1 по теме Разложение квадратного трехчлена на множители 1 23.09 Раздаточный материал 11,12 Анализ к/р. Функция , её график и свойства 2 26.09, 28.09 Интерактивная доска 13,14 Графики функций и 2 30.09, 3.10 Интерактивная доска 15,16,17,18 Построение графика квадратичной функции 4 5.10, 7.10, 10.10, 12.10 Интерактивная доска 19,20, 21 Степенная функция. Корень n-ой степени 3 14.10, 17.10, 19.10 Интерактивная доска 22 Контрольная работа №2 по теме Квадратичная функция 1 21.10 Интерактивная доска Глава №2. Уравнения и неравенства с одной переменной (14 часов) 23,24 Анализ к/р. Целое уравнение и его корни 2 24.10, 26.10 Интерактивная доска 25,26 Решение уравнений методом ввода новой переменной 2 28.10, 31.10 Интерактивная доска 27,28 Уравнения, приводимые к квадратным 2 2.11, 11.11 Интерактивная доска 29,30 Дробно-рациональные уравнения 2 14.11, 16.11 Интерактивная доска 31,32 Решение неравенств 2-ой степени с одной переменной 2 18.11, 21.11 Интерактивная доска 33,34, 35 Решение неравенств методом интервалов 3 23.11,25.11,28.11 Интерактивная доска 36 Контрольная работа №3 по теме Уравнения и неравенства с одной переменной 1 30.11 Раздаточный материал Глава №3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 часов) 37,38 Анализ к/р. Уравнения с двумя переменными и его график 2 2.12, 5.12 Интерактивная доска 39 Графический способ решения систем уравнений 1 7.12 Интерактивная доска 40,41, 42,43 Решение систем уравнений 2-ой степени 4 9.12, 12.12, 14.12, 16.12 Интерактивная доска 44,45, 46,47, 48 Решение задач с помощью систем уравнений 2-го степени 5 19.12, 21.12, 23.12,26.12,28.12 Интерактивная доска 49,50 Неравенства с двумя переменными 2 13.01, 16.01 Интерактивная доска 51,52 Системы неравенств с двумя переменными 2 18.01, 20.01 Интерактивная доска 53 Контрольная работа №4 по теме Уравнения и системы уравнений 1 23.01 Раздаточный материал Глава №4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15 часов) 54 Анализ к/р. Последовательности 1 25.01 Интерактивная доска 55,56, 57 Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии 3 27.01, 30.01, 1.02 Интерактивная доска 58,59, 60 Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии 3 3.02, 6.02, 8.02 Интерактивная доска 61 Контрольная работа №5 по теме Арифметическая прогрессия 1 10.02 Раздаточный материал 62,63, 64 Анализ к/р. Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии 3 13.02, 15.02, 17.02 Интерактивная доска 65,66, 67 Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии 3 20.02, 22.02, 24.02 Интерактивная доска 68 Контрольная работа №6 по теме Арифметическая и геометрическая прогрессии 1 27.02 Раздаточный материал Глава №5. Элементы комбинаторик и теории вероятностей (13 часов) 69,70 Анализ к/р. Примеры комбинаторных задач 2 29.02, 2.03 Интерактивная доска 71,72 Перестановки 2 5.03,7.03 Интерактивная доска 73,74 Размещения 2 9.03, 12.03 Интерактивная доска 75,76 Сочетания 2 14.03,16.03 Интерактивная доска 77,78 Относительная частота случайного события 2 19.03, 21.03 Интерактивная доска 79,80 Вероятность равновозможных событий 2 23.03, 2.04 Интерактивная доска 81 Контрольная работа №7 по теме Элементы комбинаторики и теории вероятностей 1 4.04 Раздаточный материал Повторение (21 час) 82,83 Анализ к/р. Действия с рациональными числами 2 6.04, 9.04 Интерактивная доска 84,85 Упрощение выражений 2 11.04, 13.04 Интерактивная доска 86,87 Решение уравнений и неравенств 1-ой степени 2 16.04, 18.04 Интерактивная доска 88,89 Решение уравнений и неравенств 2-ой степени 2 20.04, 23.04 Интерактивная доска 90,91 Решение систем уравнений 2 25.04, 27.04 Интерактивная доска 92,93, 94 Функции и графики 3 30.04, 2.05, 4.05 Интерактивная доска 95,96 Арифметическая и геометрическая прогрессии 2 6.05, 7.05 Интерактивная доска 97,98, 99 Решение вариантов ГИА 3 11.05, 14.05, 16.05 Раздаточный материал 100, 101 Итоговая контрольная работа 2 18.05, 21.05 Раздаточный материал 102 Анализ к/р. Решение вариантов ГИА 1 23.05 Раздаточный материал +1 урок 25.05
  • Проверочный тест по русскому языку по теме Контрольно-измерительный материал в 3 классе по разделу Имя прилагательное. Целью данного теста является проверка знаний, умений и навыков учащихся по следующим темам: 1. Имя прилагательное. как часть речи. 2. Число имён прилагательных. 3. Род имён прилагательных. 4.Прямое и косвенное значение имён прилагательных. Предлагается два варианта. За каждый правильный ответ начисляется один балл, если задание составное, то балл начисляется только за полностью выполненное задание. Тестовое представ...
  • Викторина посвященная Дню КосмонавтикиВикторина,посвященная Дню Космонавтики называется Большое космическое путешествие.Целевая аудитория -пятые классы.Разработку можно использовать при проведении тематического классного часа к 12 апреля , а так же при проведении предметной тематической недели географии в средней школе.Космическая викторина включает шесть различных конкурсов и интересные факты о космосе.Конкурсы: Космическая зарядка, Загадочный космос, Лаборатория космической фантастики,Космические цифры и др.Рассчитана н...
  • Обучение детей с ограниченными возможностями здоровьяМетодические рекомендации Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности Группа детей с ОВЗ чрезвычайна неоднородна: - это достаточно большая категория воспитанников, страдающих соматическими и психическими заболеваниями, - это дети с ослабленным здоровьем, дети, имеющие разной степени отклонения в умственном, физическом или эмоциональном развитии, - помимо детей с выраженными нарушениями в развитии существует достаточно большая категория детей, имеющих легкую органическую патологию. Они могут испытывать значительные трудности в усвоении программы, эмоциональные перегрузки ведущие к дезадаптации. - также существует категория детей, развитие которых происходит в неблагоприятных жизненных условиях. Не всегда состояние их можно квалифицировать как задержку психического развития, но даже при сохранном соматическом здоровье и изначально сохранном интеллекте эти дети вследствие эмоциональной и социальной депривации могут обнаруживать отклонения в психическом развитии. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе Об образовании сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: - начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; - ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; - использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию обходных путей обучения; - индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; - обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; - максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения. Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: - игровые ситуации; - дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; - игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; - психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время. Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения. Как указывал Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя. Уровень собственной познавательной активности учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения. Термин метод происходит от греческого слова metodos, что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогике имеется множество определений понятия метод обучения. К ним можно отнести следующие: методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса (Ю. К. Бабанский); под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования (И. П. Подласый). Существует несколько классификаций методов • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении; • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности. Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ОВЗ. Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы организации обучения. Говоря о различных формах обучения, имеются в виду специальные конструкции процесса обучения. Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения: 1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка. 2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других. 3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий. 4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д. 5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью 6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. 7.Активные методы рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexior – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии: 1) рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала); 3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные). Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. Дерево чувств – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт. Море радости и Море грусти – пусти свой кораблик в море по своему настроению. Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку. Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ. Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон. Принцип развития и коррекции высших психических функций предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались различные психические процессы. Для этого включаю в содержание урока специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, мышления и пр. Например, • на концентрацию внимания даю задание Не пропусти ошибку; • на словесно-логическое обобщение – Какое время года описано в стихотворении, как это определили? (животное, дерево и т.п.). • на слуховое восприятие – Исправь неправильное утверждение. Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Для этого даю творческие и проблемные задания, но соответствующие возможностям ребёнка. Устойчивый интерес к учебной деятельности у умственно отсталых школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Например: поможем сказочному герою посчитать количество предметов, звуков, слогов и т.д. Предлагаю детям чтение слов по полубуковке. Половина слова (верхняя или нижняя) закрывается. На уроках в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Зашифрованная тема. - Мы сегодня разведчики, нам нужно выполнить задание.- Расшифруйте слово, для этого расставьте буквы в соответствии с цифрами по порядку. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов . В своей практической деятельности обеспечиваю укрепление психического здоровья учащихся, используя: - Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей (Разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности, музыкально-ритмическая гимнастика). - Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (Воздушный шар. Артистическое приседание, Любопытная Варвара (расслабление мышц шеи), Лимон (расслабление мышц рук), Слон (расслабление мышц ног), Сосулька (быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения Хорошее настроение, Споем, Поссорились два петушка, Иголка и нитка, Дракон кусает свой хвост, Лисонька, где ты?, Слушай команду, Я не знал!, Возьми и передай, Раздумье). Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания[3]. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.(см. подробнее в конце документа)[i] Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: · начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; · ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; · использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию обходных путей обучения; · индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; · обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; · максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения. Сопровождение образовательного процесса реализует комплекс образовательных, оздоровительных, профессиональных, социальных и медицинских мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения, социально-личностногостановления,жизненно-профессионального самоопределения воспитанников в будущей жизни. Задачи психолого-педагогическогои медико-социального сопровождения Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения. Классы профессиональной подготовки - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения. Индивидуальное обучение на дому – 1 – 11 классы – формирование учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения. Создание условий для развития сенсорного восприятия детей с нарушением зрения. В этом случае можно говорить о создании коррекционно-развивающей среды, отличающейся тем от предметно-развивающей, что она решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения (Плаксина Л.И., Сековец Л.С.). Коррекционно-развивающая среда должна побуждать детей с нарушением зрения взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка (Наумкина Т.Н.). Таким образом, при организации коррекционно-развивающей среды следует учитывать структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой; обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции. То есть должны быть созданы такие условия, чтобы задачи коррекционно-компенсаторной и лечебно-восстановительной работы были взаимосвязаны. (Плаксина Л.И., Сековец Л.С.). Рассмотрим те элементы среды, которые отвечают выше перечисленным требованиям: 1. Оформление стен класса различными зрительными тренажёрами. 2. Подбор дидактических игр для развития сенсорного восприятия школьников. Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а также имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Создание физкультурного уголка со зрительным тренажёром и с дидактическим пособием по математике. Работа с этим пособием позволяет решать сразу несколько задач: закрепление цвета и форм геометрических фигур, количественного счёта; упражнение в метании мяча по удалённой цели; тренировка мышц глаза; развитие внимания. Такие упражнения полезны при амблиопии и монокулярном характере зрения, т.к. дают возможность ребёнку оценить расстояние до удалённых предметов. Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает. Л.И. Плаксина и другие исследователи отмечают, что дети с нарушением зрения при обследовании и опознание предметов, их свойств и качеств не используют в полной мере сохранные анализаторы. Во-первых, в силу того, что эти анализаторы недостаточно развиты и требуют специальной разработки. Во-вторых, в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения, педагогами, ввиду отсутствия специальных методик по развитию функций сенсорных анализаторов, недостаточно внимания уделяется этой важной стороне компенсации зрительной недостаточности, что, в свою очередь, осложняет обучение детей в школе. Исследования Селезнёвой показали, что в процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией без специального обучения полностью доверяются поступающей зрительной информации. Лишь отдельные дошкольники осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая при этом предпочтения осязанию и слуху. Проблема, возникающая при подборе игр для развития сенсорного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, при покупке игр и пособий нужно обращать внимание на следующее: · цветовое изображение. Дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создаёт у детей положительный эмоциональный настрой. При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определённых цветов (красного, жёлтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения (Подколзина Е. Н.). · чёткие контуры изображений. · отсутствие лишних деталей. · идентичность игрушек реальным объектам. Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используются игры типа: скатывания шара с горки по жёлобу, продвинь шар, сетка, скользящие фигурки, копировальный экран Мираж. Лото Птицы, дидактический набор Моторика развивают умение анализировать изображения, сличать их с реальным объектом, силуэтным и контурным изображением, обучают зрительно-пространственной ориентировке на плоскости.
  • Памятка при работе в программе GarageBandGarageBand Открываем программу GarageBand. Выбираем значок Voice(микрофон). Нажимаем, чтобы открыть. В появившемся окошке пишем название записи и выбираем где сохранить. Появившееся окошко разделено на три части. Слева выбираем знак, в зависимости от того кто делает запись мальчик или девочка. Внизу нажимаем кнопку с красным кружочком. Сразу начинается запись. Чтобы завершить запись надо нажать на эту же кнопку и соседнюю слева с синим треугольничком. Сделанная запись обозначена фиолетовой линией в средней части окошка. В правой части окошка можно выбрать эффект для обработки голоса. Для дальнейшего использования записи в других программах, выбираем на верхней панели рабочего стола кнопку экспорт. Отправляем в iTunes.
  • Интегрированный урок Окружающий мир. Технология В царстве животныхИнтегрированный урок по окружающему миру-технологии В царстве животных был проведен во втором классе. При проверке домашнего задания,ребята отвечали на тест по теме:Растения.На уроке использованы интерактивные методы и приемы такие,как :Ассоциативный куст(ЖИВОТНЫЕ).Работа в парах,Чтение с пометками,!Итог урока-Незаконченное предложение.На уроке выступала творческая группа Справочное бюрос интересными фактами из жизни животных. Во время закрепления учащиеся работали над тестом.Была ...
  • Рабочая программа вокальной студииПрограмма вокальной студии Звонкий дождь приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Рабочая программа вокальной студии Звонкий дождь предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной вокально-технической деятельности. Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на которых присутствуют все участники вокальной группы. На заня...
83 84 85 86 88 90 91 92 93 94
© 2010-2018