• Преподавателю
  • География
  • Практическая работа по географии Определение расстояний направлений и географических координат на глобусе, карте полушарий и физической карте России

Практическая работа по географии Определение расстояний направлений и географических координат на глобусе, карте полушарий и физической карте России

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическая работа по географии

«Определение расстояний направлений и географических координат на глобусе, карте полушарий и физической карте России»

Цель: формирование умений определять географические координаты, направления и расстояния по глобусу, карте полушарий и по физической карте России.

Оборудование: учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «Начальный курс географии», атлас для 6 класса «Физическая география. Начальный курс» издательство ПКО «Картография» Федеральной службы геодезии и картографии России г. Москва, 2002 г., карта полушарий, глобусы, физическая карта России.

Ход работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Проверяет готовность учеников к работе

Задание 1.

Определить географические координаты, направления и расстояния на глобусе.

  1. Определить ГК г. Москвы

  2. Определить направление от г. Москвы до г. Санкт - Петербурга

  3. Определить расстояние от г. Москвы до г. Санкт-Петербурга




Задание №2

Определить географические координаты, направления и расстояния этих же географических объектов по карте полушарий.







Задание №3

Определить географические координаты, направления и расстояния этих же географических объектов по физической карте России.











Ученики чертят таблицу и заносят туда полученные результаты.

  1. Находят на глобусе г. Москву, проводят линию параллельную ближайшей широте до пересечения с линией обозначающей градусы широты на нулевом меридиане, находят цифру и записывают в предложенную таблицу -56о с.ш.;

Находят градусы долготы на глобусе и проводят условную линию до экватора, на котором обозначены градусы долготы, и определяют долготу г. Москвы - 38о в.д.;

  1. Находят на глобусе г. Санкт-Петербург и определяют направление до него от г. Москвы и заносят данные в таблицу;

  2. Берут лист бумаги, прикладывают его к точке г. Москвы и до точки г. Санкт - Петербурга, измеряют полученное расстояние по линейке (8,2 мм), и умножают на именованный масштаб глобуса (в 1 см - 830 км), данные заносят в таблицу.

Ученики на карте полушарий находят г. Москву и определяют его географические координаты:

  1. Проводят линию параллельную ближайшей широте до боковой рамки, где указаны градусы широты и мелкие деления между градусами, находят цифру и записывают в предложенную таблицу - 56о с.ш.;

Проводят условную линию параллельную ближайшему меридиану до экватора, на который нанесены обозначения градусов долготы, определяют долготу г. Москвы- 38о в.д. и заносят в предложенную таблицу;

  1. Находят на карте полушарий г. Москву, стороны горизонта в соответствии с направлением параллелей и меридианов и определяют направление до г. Санкт-Петербурга, данные заносят в таблицу;

  2. При помощи линейки измеряют расстояние от г. Москвы до г. Санкт-Петербурга, полученное расстояние умножают на именованный масштаб карты полушарий атласа, данные заносят в таблицу.

Ученики находят на физической карте России заданный объект и:

  1. Определяют его широту: проводят условную линию параллельную ближайшей параллели до боковой рамки определяют широту г. Москвы - 56о с.ш. Градусы долготы на физической карте находят параллельно ближайшему меридиану и ведут до верхней рамки, где обозначены данные долготы и определяют долготу г. Москвы -38о в.д. и заносят данные в таблицу.

  2. На физической карте России определяют стороны горизонта в соответствии с направлением параллелей и меридианов, затем находят г. Санкт-Петербург и определяют направление до него от г. Москвы и заносят данные в таблицу.

  3. При помощи линейки измеряют расстояние между этими городами и при помощи линейного масштаба карты атласа 6 класса определяют расстояние - 650 км, и заносят данные в таблицу.

Географические координаты

Направление,

Расстояние, км.

На глобусе

56 ос.ш.38о в.д.

с/з

680

На карте полушарий

56о с.ш. 38о в.д.

с/з

630

На физической карте России

56о с.ш. 38о в.д.

с/з

650

Вывод: Мы научились находить географические координаты географических объектов, определять направление и расстояние между ними по глобусу, карте полушарий и физической карте. Определили, что наиболее точное расстояние можно узнать по глобусу.










Задание №2

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса

Цель: научить работать с новой тематической картой

Практическая работа

«Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет».

Цель: научить учащихся работать с новой тематической картой «Строение земной коры», умению составлять простейшие прогнозы на основе данных карты и текста учебника.

Оборудование: учебник Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 кл. М.: Дрофа, 2006, атлас с комплектом контурных карт «Атлас. География материков и океанов. 7 класс». / Федеральная служба геодезии и картографии России - М.: Просвещение, 2002. , карта мира «Строение земной коры».

Ход работы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Проверка готовности учащихся к выполнению работы.

Задание №1:

  1. Используя карту атласа «Строение земной коры» определите направление и скорость передвижения литосферных плит. Заполните таблицу.





  1. Ответить устно на вопросы. Сделайте письменный вывод о том, как будут размещаться материки и океаны через много миллионов лет.

- В каком направлении движутся литосферные плиты?

- Как изменится площадь океанов: Атлантического, Тихого?

- Как изменится положение Австралии?

- Как изменится положение Африки?


Задание №2.

  1. Используя карту атласа «Строение земной коры» нанести на контурную карту мира границы крупных блоков литосферных плит и подписать их названия, стрелками указать линии их продвижения.

  2. Указать зоны землетрясений и современного горообразования.

Ответить устно на вопросы:

- Применяя приём наложения карт, найдите эти зоны на физической карте мира и карте «Строения земной коры » в атласе, определите, по каким территориям проходят современные

границы плит?

Какие катастрофические природные явления могут происходить в пределах границ литосферных плит?

Сделайте общий вывод :



Работают с картой атласа, все полученные данные заносят в таблицу.

Название

литосферной плиты

Направление движения

Скорость движения

1.

Тихоокеанская

Северо - запад

8,9см / год

2.

Северо - Американская

Северо - запад

2,3 см / год

3.

Южно - Американская

Северо - запад

2,2 см / год

4.

Африканская

Северо - восток

1,9 см / год

5.

Евразийская

Юго - восток

1 см / год

6.

Индо - Австралийская

Северо - восток

5,2 см / год

7.

Антарктическая

Юго - восток, северо - восток

0,4 - 0,7 см/год

Ученики отвечают и делают письменный вывод.

- литосферные плиты движутся в горизонтальных направлениях.

- Площадь Атлантического океана увеличится, а Тихого океана - уменьшится.

- Австралия соединится с Евразией.

- Африка сместится на север.

Вывод: Через миллионы лет разрастутся Атлантический и Индийский океаны, Тихий уменьшится в размерах, Северная Америка и Африка сместятся, Австралия пересечёт экватор и придёт в соприкосновение с Евразией.

Учащиеся наносят на свои контурные карты границы литосферных плит и линии их продвижения.

Учащиеся определяют:

Определяют зоны землетрясений и современного горообразования, выделяя эти территории другим цветом.

Учащиеся отвечают:

- на суше - по горным областям: Альпийско-Гималайскому горному хребту, по Восточно-Африканским разломам, по западным окраинам материков Южной и Северной Америки, вдоль восточных границ России - по Тихоокеанскому «огненному» кольцу,

в океанах - по СОХ .

- В этих областях находятся действующие вулканы и часты землетрясения.

Вывод:

Пограничные области между литосферными плитами - районы частых землетрясений и вулканизма. Это связано с процессами формирования, происходящими в литосфере и её строением.








































Задание №3

Разработать фрагмент практической работы для учащихся 8 класса

Цель: получение новых знаний.

Практическая работа

«Определение поясного времени для разных пунктов России»

Цель: познакомить учащихся с картой часовых поясов; научить определять поясное, местное время на территории России.

Оборудование: учебник И.И. Баринова География. Природа России. 8 кл. М.: Дрофая, 2008, атлас с комплектом контурных карт «Атлас. Физическая география России. 8 класс»./ ЗАО «Компания «АСТ-ПРЕСС» 2001 год, физическая карта России, раздаточный материал с расположением часовых поясов на территории России.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Получение новых знаний.

  1. Назовите мне причины смены дня и ночи на Земле?

  2. Вспомните из курса природоведение, что такое суточное вращение Земли?

  3. Что при этом происходит?

На доске:

360о -----за 24 часа

15о ----- за 1 час или 60 минут (время одного часового пояса)

1о ---- за 4 минуты (это разница между меридианами во времени).

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Покажите на глобусе, в каком направлении вращается Земля, и объясните, как перемещается освещённость Солнцем по поверхности Земли.


  1. На основании опыта с глобусом сделайте вывод.

Учитель.

Правильно. Его называют местным временем, и оно будет зависеть от географической долготы. Давайте вместе сформулируем определение местного времени.


- Но меридианов много, в соседних городах и сёлах местное время отличается на минуты и секунды, а как, же быть со временем?

- Оказалось удобным разделить земной шар по меридианам на 24 пояса, каждый включает 15о долготы.

- На сколько будет отличаться время между соседними поясами ?

- И это время называют поясным.

Поясное время - это время в пределах одного часового пояса.

- Счёт поясам ведут с запада на восток от нулевого пояса (он же 24-й), по середине которого проходит нулевой (Гринвичский) меридиан.

Вопросы и задания

  1. Рассмотрим карту часовых поясов.


  1. В каких часовых поясах находится территория России?

- При исчислении времени нужно учитывать линию перемены дат, которая находится на 180 меридиане. Пересекая её с запада на восток мы

попадаем во «вчерашний день», т. е. выигрываем сутки. А пересекая 180 меридиан с востока на запад «теряем сутки».

Например, на Чукотке 5 декабря, а на Аляске 4 декабря. Чем восточнее территория, тем раньше на ней начинаются сутки. И от любого пояса к востоку время будет больше, а к западу меньше.

Работа с картой часовых поясов.

Определить:

- В каких часовых поясах находятся города Санкт-Петербург, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск.

- В каком часовом поясе находится город, в котором мы живём?

- На сколько различается наше время с Москвой?

Знакомство с соответствующими приёмами работы:

- Определите поясное время Хабаровска, если в Челябинске 7 часов.

- Определить на сколько часов различается поясное время этих городов?

- Высчитать поясное время Хабаровска, если в Челябинске 7 часов?


- Определите поясное время на Камчатке, если в Москве 10 часов.

Следующий этап урока - характеристика декретного времени и формирование представления о «летнем» времени.

Декретное время - это специальное постановление декретом 1930 года о переводе поясного времени на час вперёд, с целью полного использования дневного времени.

Летнее время - введено в 1981 году. Ежегодно в последнее воскресенье марта стрелка часов переводится на час вперёд по сравнению с поясным и декретным временем.

А в последнее воскресенье октября стрелка часов возвращается обратно, т.е. переводится на час назад. Это сделано так же для более полного использования дневного освещения и экономии электроэнергии.

С целью закрепления полученных знаний

самостоятельная практическая работа.

Задание №1.

  1. Определите поясное время Омска, если в Смоленске 15 часов.

  2. Город М. расположен в Х часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город К., если разница во времени между ними 4 час?

  3. Что такое декретное время? С какой целью оно введено?

Задание №2

  1. Определите поясное время Петропавловска - Камчатского, если в Волгограде 13 часов.

  2. Город Л. находится во II часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город Т., если разница во времени между ними 6 часов.

  3. Что такое местное время?

Ученики работают с глобусом и убеждаются в том, что на разных меридианах в один и тот же момент бывает разное время суток.

Например, если на 0 меридиане полдень, то на 180 - м меридиане полночь, на меридиане

90о в.д. вечер, а на 90о з.д. утро.

- Вывод: Сутки начинаются одновременно на всём меридиане от СП до ЮП, каждый меридиан имеет своё время, которое отличается от соседнего меридиана на 4 минуты.

Учащиеся самостоятельно формулируют определение и записывают его в тетрадь.

Местное время - это время, каждого меридиана Земли, оно зависит то географической долготы и одинаково для всех точек на одном меридиане.

Ученики приходят к выводу, что пользоваться местным временем неудобно.

Ученики смотрят на запись на доске.

- На 1 час.

Учащиеся записывают определение в тетрадь


Учащиеся вместе с учителем анализируют карту часовых поясов и формируют умение определять поясное время на территории России.

- со II по XII; II пояс - московский, XI и XII пояса объединены в один. Значит всего у нас в стране 10 часовых поясов.



Ученики определяют часовые пояса заданных городов:

Санкт-Петербург - 2час.п., Екатеринбург - 4 час.п., Владивосток - 9 час.п., Иркутск - 7 сач.п.

- Воркута - 4 час.п.

- разница между часовыми поясами Москвы и Воркуты - 2 часа, значит время Воркуты на 2 часа больше, чем в Москве.

По карте часовых поясов учащиеся определяют, в каких часовых поясах находятся города (Хабаровск - в IX, а Челябинск - IV часовом поясе), и определяют разницу между ними.

9 - 4 = 5 ч.

- Хабаровск находится восточнее Челябинска, значит, там время идёт вперёд, поэтому

7 ч.+ 5 ч. = 12 ч.

Следовательно, если в Челябинске 7 часов, то поясное время Хабаровска - 12 часов.

- Камчатка -XI ч.п.; Москва - II ч.п.

11-2 = 9ч.

10ч. + 9ч. = 19 часов будет на Камчатке.


Учащиеся записывают определение и необходимые данные в тетрадь.



Учащиеся самостоятельно работают над выполнением заданий.



© 2010-2022