Математика

  • Проект «Задачи на проценты в вариантах ЕГЭ по математике»Особое место в обучении математике занимают сюжетно-текстовые задачи, в частности задачи на проценты. К текстовым задачам на проценты относятся задачи, в которых речь идет о вкладах в банк под тем или иным процентом, о прибыли, о выполнении плана, об изменении цены на товар; задачи, в которых происходит преобразование исходного вещества (при сушке, при выпаривании) и т. д. Задачи этого типа очень часто входят составной частью в решение других типовых задач. Современная жизнь делает задачи на про...
  • Проект «Задачи на покупки в вариантах ЕГЭ»С термином задача люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Однако до настоящего времени нет общепринятой трактовки самого понятия задача. Решить задачу в широком смысле этого слова - это значит раскрыть связи между данными, заданными условием задачи, и искомыми величинами; определить последовательность применения общих положений математики (правил, законов, формул и т.п.); выполнить действия над данными задачи, используя общие положе...
  • Проект по теме «Десятичные дроби и действия над ними»Целью данной проектной работы является создание условий для углубления и систематизации знаний о десятичных дробях, действиях над ними; формирование самостоятельной деятельности и навыков анализа информации, умения выносить аргументированные суждения; воспитание интереса к предмету, расширение кругозора учащихся. Учебник: Математика: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. завед. с обучением на рус. яз. / Н. А. Тарасенкова, И. Н. Богатырёва, О. П. Бочко, О. Н. Коломиец, З. А. Сердюк. – К. : Видавничий дім Освіта, 2013. – 352 с. Продолжительность проекта: 1 месяц. Данная проектная работа рассчитана на учащихся 5 класса и включает в себя три этапа: начальный этап проекта (постановка целей и задач проекта, определение творческого названия проекта), основной этап (самостоятельная работа в группах и подготовка продуктов проектной деятельности) и заключительный этап (презентация и защита проекта). Выводы: После завершения проекта учащиеся приобретают следующие знания, умения и навыки: знают, как читаются и записываются десятичные дроби; как переходить от обыкновенной дроби к десятичной и наоборот; действия с десятичными дробями; умеют решать упражнения и задачи с десятичными дробями.
  • 7 санын қосу қосу, азайтуМатематика Тақырыбы: 7 санын қосу қосу, азайту Мақсаты: 7 санын қосу, азайту тәсілдері жайлы оқушылардың білімін бекіту. Есеп өрнек құрастыру арқылы ойлау қабілеттерін дамыту. Тиянақтылыққа ,әдемі жазуға тәрбиелеу. Әдіс-тәсілдер: түсіндіру, өрнек құрастыру, сұрақ-жауап, көрнекілік. Көрнекілігі: Әр түрлі қасықтар, тауық, жұмыртқа және оның балапандары. Сабақтың барысы: Ұйымдастыру. Өткенді пысықтау. Менің сүйікті ойыншығым ойыны арқылы өткен сабақты пысықтаймын. 1. Машина. Мәні 6-ға тең болатын қосындыларды жаз. 2. Доп. 2 және 6 сандарын пайдаланып өрнек жаз. 3. Қоян. Мәні 5-ке тең болатын қосындыларды жаз.
  • Начальные геометрические сведения. Прямая и отрезокУрок разработан для учащихся 7 класса, обучающихся по индивидуальной программе. Учебник Л.С. Атанасян Тема урока : Начальные геометрические сведения. Прямая и отрезок. Цель: познакомить обучающихся с новым для них предметом, с историей развития геометрии, с основными геометрическими фигурами на плоскости; Задачи: сформировать понятие о геометрической фигуре, как множества точек; систематизировать знания обучающихся о взаимном расположении точек и прямых; формировать понимание взаимосвязи математики и объективной реальности.
  • Статья «Методология расчетов передачи винт-гайка»Представленная статья предназначена для студентов, которые желают самостоятельно изучить одну из тем дисциплины Техническая механика, а именно Расчет передачи винт-гайка.В статье представлены теоретические основы расчетов передачи винт-гайка: назначение и область применения передачи, достоинства и недостатки передачи, конструкция передач, разновидности винтов передачи, материалы для винта и гайки, критерии расчета на прочность.В статье представлен алгоритм решения передачи винт-гайка, а такж...
  • Числовой кроссвордВ процессе уроков математики важно , чтобы дети научились хорошо считать, развивали логическое мышление и смекалку. Для этого можно прибегать к разнообразным устным и письменным заданиям игрового характера. Это могут быть ребусы, кроссворды, сканворды. Такой вид деятельности можно использовать и во внеурочное время- на внеклассных и дополнительных занятиях. Можно использовать числовые кроссворды. Данный числовой кроссворд помогает закрепить запись многозначных чисел, порядок действий при счёте, ...
  • Числовой кросвордВ процессе уроков математики важно , чтобы дети научились хорошо считать, развивали логическое мышление и смекалку. Для этого можно прибегать к разнообразным устным и письменным заданиям игрового характера. Это могут быть ребусы, кроссворды, сканворды. Такой вид деятельности можно использовать и во внеурочное время- на внеклассных и дополнительных занятиях. Можно использовать числовые кроссворды. Данный числовой кроссворд помогает закрепить запись многозначных чисел, порядок действий при счёте, ...
  • Урок по теме «Проценты»Я работаю в муниципальном казённом общеобразовательном учреждении- средней общеобразовательной школе села Комаровка Саратовской области учителем математики несколько лет. Подход к обучению постоянно меняется. Но какие бы изменения не происходили в сфере обучения, дети воспринимают материал лучше, если он даётся интересно, в игровой и занимательной форме. В математике часто использую ребусы, кроссворды, сканворды. Тема данного урока Проценты очень важна. Знание этой темы необходимо при сдаче ...
  • НОД нетрадиционному рисованию «Петушок» в первой младшей группеВниманию педагогов, которые работают с дошкольниками раннего возраста предлагается конспект по нетрадиционному рисованию в первой младшей группе ладошками с использованием русского фольклора.Что в свою очередь способствует развитию мелкой моторики, данных детей, а также направлен на развитие активного и пассивного словаря детей младшего дошкольного возраста. Через знакомство с потешками и русским фольклором, дети учатся понимать родную речь и знакомятся с культурой родной страны. Конспект нап...
  • Пpoгpaммa мaтемaтичеcкoгo кpужкa «Зaнимaтельнaя мaтемaтикa»Шкoлa дoлжнa гoтoвить paзнocтopoнне paзвитую, coциaльнo – aдaптиpoвaнную, cпocoбную к caмopеaлизaции личнocть. Oдним пoкaзaтелем oбpaзoвaннocти и культуpы являетcя мaтемaтичеcкaя гpaмoтнocть. Paбoтa пo углублению мaтемaтичеcких знaний – этo не тoлькo paбoтa пo уcвoению пpoгpaммнoгo мaтеpиaлa, нo и oбеcпечению бoлее детaльнoгo изучения paзделoв мaтемaтики, пoкaзaть знaчение мaтемaтики в paзвитии paзличных oтpacлей нaуки, техники, углубить знaния иcтopичеcкoгo мaтеpиaлa, oвлaдеть oбщими нaучными и интеллектуaльными умениями. Целью дaннoгo кpужкa, paccчитaннoгo нa 34 чaca, являетcя paзвитие у учaщихcя интеллектуaльнoй, иccледoвaтельcкoй, инфopмaциoннoй культуpы, paзвитие личнocтнo – cмыcлoвoгo oтнoшения к мaтемaтике. Нa зaнятиях кpужкa пpедпoлaгaетcя cфopмиpoвaть умение пpименять cпециaльные пpиемы уcтнoгo cчетa, умение пoдбиpaть мaтеpиaл к дoклaдaм к выcтуплениям и в дaльнейшем к нaпиcaнию pефеpaтoв. Пpoгpaммa кpужкa cocтaвленa c учетoм тoгo, чтo учaщиеcя кpужкa имеют не oдинaкoвые знaния пo мaтемaтике, oт тpoечникoв дo oтличникoв, нa зaнятиях paccмaтpивaютcя зaдaния paзнoгo уpoвня (зaнимaтельные, лoгичеcкие, игpoвые, oлимпиaдные). Нaдеюcь, чтo знaния, пoлученные шкoльникaми в хoде пocещения мaтемaтичеcкoгo кpужкa, будут им интеpеcны и пoмoгут им в дaльнейшем изучении мaтемaтики, будут cпocoбcтвoвaть paзвитию интеллектуaльнoй, иccледoвaтельcкoй культуpы.
  • Научно-исследовательская работа Олимпийское движение и математикаОдно из актуальных важных событий нашей страны - 22 зимние олимпийские игры. Мы восхищаемся ярким открытием олимпиады, болеем за наших спортсменов, радуемся их достижениями. Многие учащиеся смотрят Олимпийские игры и изучают математику, но об их взаимосвязи редко кто задумывается, а еще меньше тех, кто пытался найти решение этой непростой загадки. Я очень люблю математику, и мне интересно знать историю олимпийского движения., поэтому для меня эти данные темы кажутся очень заманчивыми и актуальными. Поэтому тема моего исследования Олимпийское движение и математика. Цель моего исследования – выяснить ,как связаны олимпийское движение и математика.
  • КВНВнеклассное мероприятие по математике можно провести при проведении недели математики.В данной разработке КВН для 5 классов содержатся занимательные логические задачи для обучающихся среднего звена. Расписаны задачи для конкурсов капитанов, команд, а также болельщиков. Подводятся итоги конкурсов.Такая игра: расширяет знания учащихся, развивает познавательный интерес, интеллект, воспитывает стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний; формирует дружеские, товарищеские отношения, у...
  • Тематическое планированиеРабочая программа по алгебре в 8 классе составлена на основе: 1. Программы для общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель Т.А. Бурмистрова – 3-е издание, М.: Просвещение, 2010. 2. С учетом компонента Госстандарта основного общего образования по математике Вестник образования 2004г., № 14, стр. 107 и базисного учебного плана. Место предмета в федеральном базисном учебном плане Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры отводится 105 часа, по 3 ч в неделю, в том числе на контрольные работы 9 ч.
  • Учебный проект «Фигурные числа»Фигурные числа — общее название чисел, геометрическое представление которых связано с той или иной геометрической фигурой. Понятие фигурного числа было введено древнегреческими математиками, последователями учения Пифагора (пифагорейцами) в VI—IV вв. до н. э. Они предпочитали думать о числах, как о геометрических величинах.Таблицы могут быть не только прямоугольными или квадратными, но и иметь форму других геометрических фигур. Множество закономерностей, возникших при действиях с числами, были обнаружены древнегреческими учёными при изучении чертежей. И долгие века лучшим подтверждением справедливости таких соотношений считался способ геометрический, с прямоугольниками, квадратами, пирамидами и кубами. Древнегреческие учёные, комбинируя натуральные числа, составляли из них затейливые ряды, придавая элементам этих рядов то или иное геометрическое истолкование.
  • Тригонометриялық функцияларҚабілеттерді бірнеше сипаттамалар арқылы сипаттайды. Ол сапалық пен сандыққа ие болады. Сапалық бойынша жиі жалпы қабілеттер (білімдерді игерумен іс-әрекеттердің әртүрлі түрлерін жүзеге асыруда өнімділік пен оңайлықты қамтамасыз ететін, тұлғаның индивидуалды – ерікті қасиеттер жүйесі) және арнайы немесе жекеше (қандай да бір арнайы іс-әрекет аумағында – музыкалық, сахналық, математикалық, жоғары нәтижелерге жетуге көмектесетін, тұлғаның қасиеттер жүйесі). Жекеше қабілеттердің нышандарда ерекше ... Сонымен қатар, қабілеттің көрінуінде деңгейлерге бөлінуі мүмкін – репродуктивті (қайта жаңғыртушы, яғни адамдарға нені үйретті, соны көрсетеді) және продуктивті, шығармашылық, талант және данышпандылық, онда адам субъективті немесе объективті жаңалық тудырады. Қабілеттер құрылымында тірек қасиеттерін бөледі, онсыз қабілеттердің көрінулері мүмкін болмайды (мысалы, көркемдік іс-әрекеттер үшін көру анализаторларының сезімталдығы, сенсомоторлы қасиеттер, бейнелі ес) және қабілеттердің дамуының жоғарғы шегін қалыптастыратын, алдыңғы қатарлы қасиеттер. Қабілеттер құрылымы туралы айтқанда, қабілеттер өздерін шыңдайтын, нышандар мен операцияларды бөледі. Сөйтіп, қабілеттерде табиғи және әлеуметтік мінездің синтетикалық болмысы бар, орнын толтыру мүмкіндігі сияқты сапаны игеретін жүйелі, құрылымға ие болады. Қандай да бір жеке қабілеттердің әлсіздігі іс-әрекетті толығымен игеруді болдырады. Және, керісінше оқшауланған қабілеттердің бары бірегей сәттілікті болдырмайды. Жеке қабілеттер бір-бірімен өмір сүреді, өзара әсер етеді және дарындылықтың феноменінің пайда болуын әкеледі.
  • Статья «Деятельность по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ на коррекционных занятиях»Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. Творческая деятельность - это деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человек...
  • Проект «Математика о вреде курения»Конспект межпредметного исследовательского проекта Математика против курения. Проект начинается с рассмотрения вопроса об истории возникновения табака. Рассмотрены различные причины курения, пагубное воздействие курения на организм как самого курильщика, так и пассивного курильщика. Также была представлена информация о пользе курения, но доводы о вреде весомее. В проекте представлены результаты анкетирования среди учащихся 9 - 11 классов, буклеты с математической информацией о вреде курения ...
  • «Математикалық сайыс»Биылғы жылғы сынып комплектісіне байланысты 18 сағат 10 сыныптар үшін беріледі.11 сыныптар үшін 12 сағат беріледі. Жаратылыстану-математика, қоғамдық гуманитарлық бағыттары бойынша арнайы курстарға жазылған бағдарламалар өткізілді. Мысалы: Кәрібаев Майра Қиындығы жоғары есептерді шығару ,Сейілова Ұлтай Қазақтың шешендік өнері, жоғары сыныптарда әдебит теориясын оқып уйрену.Бешимова Сәуле тіл білімдерінің негіздері, Төлегенова Сара Сыр өңірінің тарихы курс атаулары бойынша бағадарламаларын өткізді Қазақстан Республикасы Тәрбиенің кешенді бағдарламасының негізгі бағыттарын басшылыққа ала отырып мектепішілік тәрбиенің жылдық жұмыс жопары белгіленіп 31 тамыз күні пед. кеңесінде бекітілді. Жұмыс жоспарына сәйкес дәстүрге арналаға іс-шаралар өтілді. Атап айтсақ Сыңғырла алғашқы қоңырау жиыны, 1 рет, 1-ші сыныпқа қайырымдылық акциясы, 22 қыркүйек Тіл мерекесіне арналған пән бірлестіктерімен өткізілген апталық; Алтын күз-2007 дәстүрлі кеші; 25 қазан Республика күніне арналған іс-шаралар;... Тәрбие жүйесінде өзіндік орны бар 3 отау жұмыс істейді. Олар Шаңырақ ата –аналар отауы , Ұлағат ұлдар отауы, Инабат қыздар отауы.Жоспарланған шаралар орындалды. Отбасы жылына байланысты өтілген іс-шаралар бастауыш сыныптар бойынша өтілгені қанағаттандырады. Аудандық білім бөлімінің жоспарына сәйкес 2008 жылдың 8-12 сәуір аралығында мектеп ұжыиының педагогикалық жаңалықты ендіру арқылы оқушылар білім сапасын арттырудың жұмыстары жан-жақты тексеруден өтті. Тексеру қорытындысында оқушылардың білім сапасын арттыруда, мектепішілік басқару мен бақылауда, нормативті құжаттарды жүргізудегі, пәндер бойынша стандартқа сәйкес білім берудегі мектеп ұжымы мүшелерінің атқарған жұмыстары аталып өтілді .Дегенмен жекеленген мәселелер бойынша ұсыныстар айтылып, кемшіліктер атап көрсетілді. Алфавиттік кітапшаның толтырылуында, аттестат беру кітабының рәсімделуінде, жылдық жоспардың бағыттарында кемшіліктер кеткен. Тәрбие жұмысының бағыттарында, атап айтсақ.,сынып журналындағы оқушылар жайлы мәлімет толтыру барысында қателіктер жіберілген; оқушының күнделікті ұстап тұтуында түрлі түсті карандашпен толтыру, наклейка жабыстыру қателіктеріне жол берілген. Сынып жетекшілердің тәрбие сағаттарындағы бірсарындылықты жойып түрлендіріп өту; оқушы құжатын нотариус арқылы бекіттіру және ата-аналарының жұмыс орны туралы анықтамаларын жылма-жыл жинақтап отыру, сынып жетекшілердің ата-аналар мен мектеп психологтарымен б... Бақылау қорытындысы бойынша мектеп әкімшілігіне педагогикалық ұжымның оқушылар білім сапасын арттырудағы жұмыстарында және мектепішілік бақылау мен басшылық жұмыстарын жандандыруға, педагог кадрларға білім мазмұнына сай әдістемелік және кәсіби тұрғыдан жетілдіру, құжаттарын жүргізуі , шығармашылық ізденуіне, тәрбие жұмыстарына бағыттардағы жұмыстарды күшейту, жаңа әдіс-тәсілдерді меңгерту, қолдану, сынып жетекшілерінің жұмыс жасау деңгейін нақты айқындау тәрбие бөлімдерін өз деңгейінде жнргізу,...
  • Фигуралардың ауданын табуАшық сабақ тақырыбы: Біржасушалы жәндіктердің табиғаттағы және адам өміріндегі маңызы. Сабақ мақсаты: Білімділік: Біржасушалы жәндіктердің табиғаттағы, адам өміріндегі маңызын, паразит жәндіктер қоздыратын аурулар және олармен күресу жолдарын түсіндіру. Дамытушылық: Оқушылардың танымдық қабілеттерін дамыту, ой - өрісін кеңейту, есте сақтау дағдысын қалыптастыру. Пәнге деген қызығушылығын ояту. Еркін сөйлеп, ойын жеткізуге, салыстыра білуге үйрету. Тәрбиелік: Жаңа білімді игерте отырып, санитарлы... Сабақ барысы: 1. Ұйымдастыру. 2. Үй тапсырамасын тексеру. 3. Жаңа сабақты түсіндіру. 4. Бекіту. 5. Қорытындылау. 6. Үйге тапсырма. 7. Бағалау. Кіріспе бөлім. Ұйымдастыру. Сәлеметсіздер ме, оқушылар. Бүгін біз жаңа тақырып: Біржасушалылардың адам өміріндегі, табиғаттағы маңызы атты жаңа тақырыпты меңгереміз. Жаңа тақырыпты меңгермес бұрын өткен тақырыптар туралы білімдерін қайталап еске түсіру мақсатында оқушылардын білімдерін тексеру, яғни біржасушалылардың тіршілік әрекеті. Үйге қандай тапсырма берілді? Жауап: Біржасушалы жәндіктердің тіршілік әрекеті. Негізгі бөлім. Үй тапсырмасын тірек сызба жұмысымен тексеру. Біржасушалы жәндіктер класы 2. Кім жылдам? ойыны. 1. Қарапайымдар ғылымда қашан және қандай жағдайда белгілі болды? 2. Қарапайымдар табиғатта қай жерлерде көп таралған? 3. Цистаның қандай маңызы бар? 4. Кірпікшелі біржасушалы жәндік? 5. Денесінде хлоропласторы бар біржасушалы жәндік? 6. Дене пішіні тұрақсыз жалған аяқты жәндік? 3. Құпия сан ойыны. 1. Өсімдіктер тәрізді қоректенетін жәндік? 2. Қыста жәндіктер неге өлмейді? 3. Денесінде бақалшақ болатын амебаның түрі? 4. Домаланғының бір түрінің шоғырында қанша жасушаға дейін болады? 5. Эвглена мен домаланғыны басқаша қалай атайды? 6. Амеба мен арцелланың басқаша атауы? Жауаптары: 1. Тамыраяқтылар. 2. Арцелла. 3. Талшықтылар. 4. Эвглена 5. Циста түзейді 6. 500 - 1000 4. Кім тапқыр? жұмбақ ертегі. Баяғы өткен заманда бір патша өмір сүріпті. Ол өте ақылды және қарапайым болған екен. Патшаның үш ұлы болған, олардың мінез - құлқы мен жаратылысында өзгешіліктер болыпты. Үлкені - бір орында тұра алмайтын, соған сай мінезі де құбылмалы екен. Ортаншысы - өте сәнқой болыпты, күндіз жасыл көйлек кисе, түнде ақ көйлек киіпті. Үнемі төбесінен бір тал үкісі түспепті. Ал кішісі - ерекше пысық болыпты, оның әдемі кірпіктеріне қызықпаған ел қалмайды. Тіпті екі жүрегі бо... Жаңа сабақты түсіндіру барысы. Оқушылардың алдын ала берілген хабарламасын тыңдап, толықтыру. 1 - оқушы. Біржасушалы жәндіктердің пайдасы. 2 - оқушы. Біржасушалы жәндіктердің зиянын. Жалпы біржасушалы жәндіктер екі топқа бөлінеді: 1. Еркін жүріп тіршілік ететін біржасушалылар 2. Адам мен жануарлардың әртүрлі мүшесінде паразиттік тіршілік етіп, түрлі аурулар тудыратын біржасушалылар. Еркін жүріп тіршілік етіп, түрлі ауру тудыратындардың табиғатта және адам өмірінде өзіндік маңызы зор. Бұлардың көпшілігі бактериялармен қоректеніп, суды тазартады. Мысалы жасыл эвленаны санитарлық жәндік деп аталу себебі, ол суды тазартады. Өздері тұщы су шаяндарына, ұсақ шаяндарға, біржасушалы ...
  • Қызықты математика: Елін сүйген, елі сүйген Елбасы Тәрбие сағат мақсаты: Оқушыларға ҚР Президенті Н. Ә. Назарбаевтың туып - өскен, оқып білім алған, еңбек жолының басталуы туралы мағлұмат беру, Елбасының еңбек жолынан үлгі алып, еліне деген патриоттық сезімдерін ояту, халқын сүюге, білімділікке тәрбиелеу. Тәрбие сағат әдісі: әңгімелеу, сұрақ - жауап Тәрбие сағат көрнекілігі: Елбасы суреттері, кітаптары, рәміздер, Халқым аман, елім бірлікте болсын деп..., т.б. І. Ұйымдастыру кезеңі Сынып сағатының өту барысы: ІІ...
  • Урок - Презентация «Формула корней квадратного уравнения»Разработка урока предназначена для учащихся 8 класса. Презентация содержит объяснительно-иллюстративный материал по теме:Формула корней квадратного уравнения.В разработке урока подробно рассматриваются все случаи решения квадратных уравнений.В работе представлены упражнения для закрепления знаний учащихся. Презентация содержит тест по применению формул квадратного уравнения.Данную разработку можно применять и при закреплении изученного материала. В разработке представленной презентации содержи...
  • Тест по математикеТест по математике в форме ГИА для 9 класса на 4 варианта. Общее время проведения тестирования - 45 мин.Всего в работе 10 заданий, из которых 8 заданий базового уровня (часть 1), 2 задания повышенного уровня (часть 2). Работа состоит из двух модулей: Алгебра, Геометрия. Модуль Алгебра содержит 6 заданий: в части 1 – 5 заданий; в части 2 – 1 задание. Модуль Геометрия содержит 4 задания: в части 1 – 3 задания; в части 2 – 1 задание. При проверке работы за каждое задание первой части выставляется 1 балл, если ответ правильный и 0 баллов, если ответ неправильный. За выполнение заданий второй части, в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов.
  • Касательная к окружности. Геометрическое место точекУрок по теме Касательная к окружности. Геометрическое место точек Цели урока.· Познакомить учащихся с понятием геометрическогоместа точек и закрепить его при решении задач, · развивать логическое мышление, наглядно-образноепредставление о математических понятиях;· продолжать формировать эстетическое отношение кпредмету, графическую культуру.Ход урока.1. Организационный момент.2. Мотивация урока.Хочется ещё раз повторитьнародную мудрость Ум без догадки - гроша не стоит, т...
  • Бір айнымалысы бар сызықтық теңдеуСабақтың тақырыбы: Бір айнымалысы бар сызықтық теңдеу.Сабақтың мақсаты:Білімдік: сызықтық теңдеудішешу әдістерін меңгерту; теңдеудің шешімдері таба білуге дағдыландыру;Дамытушылық: Ой – өрісін, ойлау қабілетін дамыту.Шығармашылық ізденіс тапқырлығын, зеректілігін, ойлауға икемділігін дамытуғаықпал ету. Оқушылардың теориялық білімін практикалық шеберлікпенұштастыру. Тәрбиелік: Оқушылардыалғырлыққа, шапшаңдыққа, еңбекке, ұйымшылдыққа тәрбиелеу ,ұйымшылдыққа,жинақылыққа еңбекқорлыққа баулу.. ...
  • ПараллелепипедТема: обобщающий урок по теме: “Прямоугольный параллелепипед”. Цели: Закрепить и обобщить умение осуществлять перевод одних единиц измерения площадей в другие и использовать эти знания при решении задач, умение вычислять площадь поверхности и объем прямоугольного параллелепипеда и умение решать задачи, используя полученные понятия. Развивать логическое мышление, речь. Воспитывать на уроке любовь к предмету. I. Организационный момент 2мин Добрый день, дорогие путешественники в страну знаний! Чтобы начать сегодняшний урок, мне хотелось бы узнать, готовы ли вы к уроку, какое у вас настроение, есть ли у вас желание узнать что-то новое на сегодняшнем уроке? Как сказал древнегреческий философ Саади: “Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев”. И мне бы хотелось, чтобы было у вас желание учиться, узнавать что-то новое, неопознанное не только на сегодняшнем уроке, а всегда и только в этом случае своими “крыльями” будете “взлетать” все выше и выше. А также мне очень хочется обратиться к словам известного российского математика А.И. Мордковича: “Кто с детских лет занимается математикой, этот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”. Именно это нам потребуется на сегодняшнем уроке: внимание, настойчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей. II. Графический диктант. 5мин ( слайд) Верно ли утверждение Поверхность куба состоит из 6 равных квадратов. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда вычисляют по формуле: S =ав +вс +ас 3.Всякий куб является прямоугольным параллелепипедом. 4.У каждого прямоугольного параллелепипеда есть рёбра. Это отрезки. 5.Любой прямоугольный параллелепипед состоит из граней. Их у него 8. 6.Прямоугольный параллелепипед имеет три измерения – длину, ширину, высоту. 7.Объём прямоугольного параллелепипеда вычисляют по формуле: V =а х в х c. Посчитай устно ( слайд) 1. Найдите площадь закрашенных фигур (рисунок 1). Нарисуйте три разные фигуры площадью 8 кв. единиц. 2. а) Проведите необходимые измерения и вычислите площадь прямоугольника (рисунок 3). Чему равен его периметр? 3.Вычислите объем куба со стороной 5 см. III. Небольшая историческая справка 5 мин ( слайд) Нас окружает множество предметов. Они отличаются формой, размерами, материалом, из которого изготовлены, окраской, …. Людей интересуют разные качества этих предметов. Математиков интересуют их форма и размеры. Мячи, которыми вы много раз играли, имеют форму шара, хотя все они разных размеров. Многие небесные тела имеют форму, близкую к форме шара, включая и нашу планету. Стакан и карандаш имеют форму цилиндра. Заметьте, что формы предметов очень разнообразны и не для всякой формы имеется специальное название. Так как математики изучают не сами предметы, а их формы, то вместо предметов она рассматривают геометрические тела: цилиндр, шар, куб и т.д. (образцы фигур на столе учителя). Названия многих геометрических тел идут из глубокой древности, причем произошли они от соответствующих предметов. Например, из Древней Греции пришли термины “конус” (предмет которым затыкали бочку), “пирамида” (огонь, костер), “цилиндр” (валик), “прямоугольный параллелепипед” (прямоугольные плоскости). Среди множества разнообразных геометрических тел есть большая группа многогранников. Данные фигуры (преподаватель показывает фигуры) являются многогранниками. А на вопрос: “Почему эти тела называются многогранниками?”, мы с вами ответим во время нашего урока. IV. Производственная гимнастика. 2 мин. 1) Вытяните руки вперед. Затем 10 раз медленно повращайте ладонями – это поможет снять напряжение с рук. 2) Медленно опустите подбородок на грудь. Затем вновь поднимите голову. Повторите упражнение 5 раз. Полезно для шеи и плеч. 3) Сидя, приподнимите левую ногу на 40 см от пола. Подвигайте носком стопы вверх и вниз. Затем выполните то же правой ногой. V. Основная часть. 20 мин. ( слайд) Пояснение учителя: “Ребята, сегодня мы вспомним, как находить площадь прямоугольника и объем параллелепипеда на модели нашей школы. Перед вами уменьшенная модель школы. Наш класс – счетная палата, каждая группа – отделение, а каждый из вас является: главным инженером, инженером, мастером, прорабом, учетчиком. Каждое отделение получит свое задание: найти площадь и объем этажа. Каждой группе раздаются параллелепипеды. Учащиеся должны измерить длину, ширину, высоту параллелепипеда, затем найти площадь и объем этажа. На доске расчерчена и на партах в каждом отделении лежит таблица, в которую нужно записать и посчитать все данные. VI. Итог урока. 1 мин. Учитель: “Мы хорошо сегодня поработали: узнали какова площадь и объем каждого этажа в нашей школе, а за зарплатой придете завтра, когда я проверю ваши самостоятельные работы, вы узнаете, кто сколько получил”. VI. Домашнее задание. №№843, 845. ( слайд)
  • Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выраженийУральская область Теректинский район Аксуаткая общая средняя общеобразовательная школа Учитель математики Тукжанова Салтанат Ербулатовна Урок: алгебра 7б Тема: Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений. Цель: - получение и использование формул для возведения в квадрат суммы и разности двух выражений. - выработка умений самостоятельно применять знания, умения и навыки - воспитание воли, трудолюбия, самостоятельности. Оборудование: дидактический материал; проектор; слайды; компьютер. Структура урока: 1. Организационный момент Вступительное слово учителя (на экране) Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий Довести до сведения учащихся ход урока, показать перспективу изучения темы. Отметить отсутствующих. 2.Проверка домашней работы. Математический диктант. Найдите квадраты выражений: а; -2; 3ав; 3ху. Найдите произведение 2х и 4у? Что называют многочленом? Что называют одночленом? Какие слагаемые называются подобными? Как умножить многочлен на многочлен? 3. Изучение нового материала. Квадрат суммы двух выражений. Умножение многочлена на многочлен в некоторых случаях удается выполнить короче. Равенства, выражающие эти частные случаи умножения, называются формулами сокращенного умножения. Возведем в квадрат сумму двух выражений а и b: (а+b)2=(a+b)(a+b)=a2+ab+ab+b2 т.е. мы доказали справедливость тождества: (а+b)2 =a2+2ab+b2 (1) Тождество (1) называют формулой квадрата суммы двух выражений. Отсюда получим правило: Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения. Квадрат разности двух выражений. Теперь возведем в квадрат разность а-b (а-b)2=(a-b)(a-b)=a2-ab-ab+b2= a2-2ab+b2 Значит, (а-b)2= a2-2ab+b2 (2) Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения. С помощью формул (1) и (2) удобно вычислять квадраты чисел, на несколько едениц отличающихся от круглого числа. Формулы (1) и (2) часто используются и в обратном порядке, т.е. в виде: a2+2ab+b2 = (а+b)2 a2-2ab+b2 = (а-b)2 3. Закрепление нового материала: 4. Контрольные вопросы - Напишите формулу квадрата суммы и дайте ее формулировку словами. - Напишите формулу квадрата разности и дайте ее формулировку словами. 5.Задание на дом: §1, №332(1,3,5,7,9), 338(2,4,6) 6. Подведение итогов урока Проводится с помощью кубика- экзаменатора, на каждой грани которого записан номер примера. Вызванный к доске ученик подбрасывает кубик и комментирует выпавшую ему на верхней грани часть формулы. Записывает это на доске вместе с многочленом, в который можно преобразовать данный квадрат двучлена Задания для кубика – экзаменатора 1)(x+у)2 2)(а-в)2 3)(9-y)2 4)(m+5n)2 5)(x-5a)2 6)(10+8)
  • Квадратное уравнениеУрок по теме: Неполные квадратные уравнения (8 класс, алгебра). Маштаев Асхад Темирханович Цели: образовательные – отработка навыков устного счёта, ввод понятий: квадратное уравнение, приведённое квадратное уравнение, неприведённое квадратное уравнение, полное квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, корень квадратного уравнения, решение неполного квадратного уравнения. воспитательные – воспитание трудолюбия, аккуратности, уважительного отношения к старшим и друг к другу, честности, взаимопомощи; расширение кругозора. развивающие – развитие памяти, внимания, логик... 1. Устный счёт. Вычислить: 1) +3 (48) 2) + (14) 3) × (75) 4) -о, 03 (-3) 5) (-5) 6) - ( )² ( - 34) 2. Изложение нового материала. 1) Актуализация опорных знаний. а) На доске записаны уравнения: 1) x2 – 16 = 0 2) 8x2 – 8x = 0 3) 2x2 = 0 4) (3x – 1)2 – 1 = 0 Вопрос: “Какие из предложенных уравнений вы сможете решить на данный момент?” (учащиеся выбирают уравнения) Учитель: Уравнение вида ax2 + bx + c = 0, где a, b, c – некоторые действительные числа, х-переменная, причём а 0 называется квадратным уравнением. На доске прикрепляется таблица. а - первый (старший коэффициент) b – второй коэффициент с – свободный член Почему уравнение называется квадратным, почему а не равно нулю? 2) Проверка уровня усвоения теоретического материала Укажите среди записанных на доске квадратные уравнения. 2. Чему равен первый и второй коэффициенты уравнения, его свободный член? 3).Ввести понятие приведённого квадратного уравнения. Квадратное уравнение, в котором коэффициент при х² равен 1, называют приведённым квадратным уравнением. Назовите в задании, записанном на доске (пример 1) приведённые квадратные уравнения. 4).Ввести понятие полного и неполного квадратного уравнения. Кв. уравнение полное, если все три слагаемых присутствуют, неполное, если в уравнении присутствует не все три слагаемых. 5) На доске записаны уравнения: Приведённое кв. уравнение: х2 +4х +5 = 0 х2 +15х – 3 = 0 Неприведённое кв. уравнение: 6х2 + 3х + 7 = 0 8х2 -4х – 9 = 0 Полное кв. уравнение: 7х2 + 5х – 3 = 0 х2 - 4х + 8 = 0 Неполное кв. уравнение: 5х2 = 0 4х2 +2х =0 5х2 +3 = 0 6).Математический диктант: 1. Составить квадратное уравнение 1вар. Старший коэффициент равен 8, коэффициент при х равен 5 , свободный член равен 1. 2вар. Старший коэффициент равен -12, коэффициент при х равен 3. 1вар. Старший коэффициент равен 1, свободный член равен 4. 2вар. Старший коэффициент равен 9, коэффициент при х равен -2, свободный член равен 3. 1вар. Старший ккоэффициент равен 1, коэффициент при х равен -1. 2вар. Старший коэффициент равен -1, коэффициент при х равен 1. Сидящие за одной партой меняются карточками и выполняют взаимопроверку. За 3 верно записанных уравнения – 5, за 2 – 4, за 1 – 3, ни одного –2 3.Учитель: Мы изучили квадратные уравнения, неплохо знать и узнавать квадратные уравнения, но ещё лучше научиться их решать. Переходим к решению квадратных уравнений. Сначала математики научились решать неполные квадратные уравнения, поскольку для этого не пришлось, как говорится, ничего нового изобретать. Рассмотрим несколько таких уравнений. 7. Составление алгоритма решения неполных квадратных уравнений В ходе беседы с учениками, путем рассуждений, опираясь на имеющиеся знания и опыт решения уравнений первой степени, не используя учебник, вместе с классом выводится алгоритм решения неполных квадратных уравнений на конкретных примерах. В ходе этой работы в тетрадях учеников появляется следующая запись, которой они будут пользоваться как опорой. 4. ах² + с = 0 2х² + 6 = 0, 2х² = - 6 х² = - 3 Ответ: корней нет. Данные примеры показывают, как решаются неполные квадратные уравнения. Внимательно посмотрите на ответы и скажите, сколько корней может иметь квадратное уравнение? Почему не больше двух?. К доске вызываются 3 человека, каждому предлагается решить квадратное уравнение. 2х2 – 8х = 0 -2х2 + 8 = 0 -х2 + 5х =0 3х² +10 = 0 х2 – 16 = 0 5х² = 0 Учитель: 3. Подведение итогов. Историческая справка Квадратные уравнения решали в Вавилоне около 2000 лет до нашей эры, а Европа 8 лет назад отпраздновала 800летие квадратных уравнений, потому что именно в 1202 году итальянский ученый Леонард Фибоначчи изложил формулы квадратного уравнения. И лишь в 17 веке, благодаря Ньютону, Декарту и другим ученым эти формулы приняли современный вид. 4.Домашнее задание. §21 читать, выучить определения, 1 группа: №515(б,г,е),516(в),№521(в,г). 2 группа: №515(а,в,д),№516(б), ),№521(а,б). 3 группа: №512, №513, №514.
  • «Привлечение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни через использование здоровье сберегающих технологий»Каждому хочется быть счастливым. Но знаем ли мы, что девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. Желая здоровья друг другу, мы имеет в виду работоспособность. И как ни странно, здоровье — это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Здоровье не ценят, пока не приходит болезнь. По настоящему, что такое здоровье, знает лишь тот, кто его утратил. И это не мы должны жаловаться на здоровье, это здоровье должно жаловаться на нас. На протяжении веков люди вырабатывали правила здорового образа жизни, искали рецепты долголетия. Но до сих пор этот вопрос остаётся открытым и трудно найти наиболее важную проблему, чем здоровье наших детей. И не только потому, что это наносит экономический ущерб, вызывает неспокойную жизнь родителей, болезнь детей вызывает особую тревогу и сочувствие к родительской беде. По итогам Всероссийской диспансеризации (2002 года) доля здоровых детей составляла 34%. Проведенный Минздравом России анализ данных в 2010 году показал, что общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла на 7%; в дошкольных учреждениях имеют первую и вторую группу здоровья 68% детей, в начальных классах 55% детей, а в старших классах лишь 34%. Отчего же заболеваемость детей и подростков неумолимо растёт? И первой причиной можно назвать научно – технический прогресс, который коренны... Что же такое здоровье? По формулировке Всемирной организации Здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. А здоровый образ жизни – это укрепление здоровья и профилактика болезней. Категорию здоровье делят на три вида: n Физическое – это состояние организма, при котором нормально функционируют все его органы и системы. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека физически здоров. n Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. n Нравственное здоровье определяется моральными принципами социальной жизни человека, в определенном обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, сознательное отношение к труду, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. На сегодняшний момент в программе детского сада Здоровье выделено в отдельную образовательную область, и большое внимание уделяется технологиям, способствующим охране и сбережению здоровья ребенка. В результате освоения программы одним из качеств выпускника детского сада является соблюдение элементарных правил здорового образа жизни. Что такое здоровье сберегающие технологии? Это система мер, которая включает взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его воспитания, обучения и развития. Здоровье сберегающие технологии обеспечивают ребенку возможность укрепления и сохранения здоровья, помогают формированию умений и навыков здорового образа жизни, учат использовать их в повседневной жизни. Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста. Считаю, что в этом возрасте возможно заложить фундамент здорового образа жизни. Поскольку у старших дошкольников существенно повышается уровень произвольности поведения, появляется более стойкая мотивация достижения, они владеют культурно-гигиеническими навыками и понимают их необходимость, физическое развитие выражается в более совершенном владении своим телом, различными видами движений. Ребенок старшего дошкольного возраста способен к воле... Основная цель моей работы – формирование у детей осознанного отношения к здоровью: накопление знаний о здоровье; развитие умений и навыков оберегать его; приобщение к здоровому образу жизни.
  • Рабочая программа дошкольного образования (2 младшая группа)Данная рабочая программа может быть использована воспитателями ДОУ, которые работают с детьми 3-4 лет. Она составлена с учетом современных требований и в соответствии с ФГОС ДО, на основе Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой.Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности для детей второй младшей группы и направлена на создание благоприятных условий для обеспечения равных возможностей полноценного ...
  • Весёлая математикас увлечением Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя. Но если с учёбой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье! В математике встречаются понятия, правила, запоминание которых даже осознанное происходит тяжело. А между тем известно, что одна удачно подобранная фраза, различные мнемонические приёмы позволяют легко запомнить то, что требует усиленной работы памяти. Школьники быстро и легко запоминают рифмованные строчки правил и определений. В 7-м классе вводятся понятия “медиана, биссектриса и высота треугольника”, но только биссектрису знает прочно не одно поколение школьников и их родственников. Почему? Всё очень просто! Потому, что “биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам”. А нельзя ли придумать что-нибудь аналогичное? И вот появляется “медиана – обезьяна”, “ высота похожа на кота”, которые если ещё и сопроводить забавными картинками с “геометрическими” зверятами, то данные понятия прочно засядут и ...
  • Решение задачМатематические задачи являются одной из главных составляющих содержания учебного предмета математика. В процессе решения задач у учащихся вырабатываются умения применять теоретические знания на практике, выделять общие способы решения, переносить их на новые задачи. Отдельная задача может нести в себе различную информацию из различных областей знаний, расширять кругозор, воздействовать на познавательные возможности. Решение задач позволяет учащимся воспитывать в себе настойчивость, трудолюбие, активность, самостоятельность; формирует познавательный интерес; развивает внимание, мышление, память, ...
  • Применение полей ЖИПТО на уроках математикиПри подготовке школьников к экзаменам, ГИА, ЕГЭ по математике поля ЖИПТО, содержащие опорные конспекты, способствуют более быстрому и эффективному повторению материала. В нашей школе за два года учителями-предметниками разработано большое количество полей по различным предметам, в том числе и по математике. Используя эти поля и методические указа­ния, учащиеся могут приобрести навыки в решении основных типов задач, предлагаемых на экзаменах и при тестировании.Учителя могут вместе с учащимися и... -для повторения курса алгебры и начала анализа при подготовке к итоговой аттестации.
  • Нахождение дроби от числаЦель урока: совершенствовать навыки решения задач на нахождение дроби от числа. Задачи: повторить правила нахождения дроби от числа, числа по его дроби, совершенствовать навыки умножения и деления дробей, перевода процентов в десятичную дробь, воспитывать познавательный интерес к предмету через задачи практической направленности, самостоятельность, активность, развивать вычислительные навыки, расширять кругозор, развивать интерес к окружающему нас миру, логическое мышление, коммуникативные способности учащихся, воспитывать потребность вести здоровый образ жизни, поддерживат...
  • «Тригонометрический поезд» по теме: «Тригонометрические функции двойного и половинного углов»Предмет: алгебра Класс: 9 Тригонометрический поезд по теме: Тригонометрические функции двойного и половинного углов Цели урока: · обобщить и систематизировать знания, умения учащихся по теме тригонометрические функции двойного и половинного углов · повторить навыки и умения применять формулы тригонометрических функций двойного и половинного углов; · развить познавательный интерес учащихся, память, воображение, мышление, внимание, сообразительность. · воспитание умения повышения активности, давать самооценку, чувствовать свои достижения, критически подходить к слабым сторонам. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний учащихся. План урока: 1. Создание коллаборативной среды. 2. Основной этап 1) Станция Устная работа 2) Станция Вспомни 3) Станция Найди ошибку 4) Станция Отдых 5) Станция Вычисли 6) Станция Найди соответствие 3. Станция Итог урока
  • Тема: «Основные тригонометрические тождества»Развитие критического мышления учащихся на уроках математики. Класс: 9 Предмет: алгебра Тема: Основные тригонометрические тождества. Учитель : Гарашова сабина Закировна Цели урока: · систематизировать и обобщить знания учащихся по теме Основные тригонометрические тождества. · способствовать формированию умений и навыков использования основных формул тригонометрии для выполнения преобразований тригонометрических выражений; · содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умения общаться Задачи урока: 1. Выявить уровень подготовки учащихся по алгебре по данной теме, систематизировать полученные знания с помощью приема Кластер 2. Помочь в развитии и самореализации творческих способностей личности; обучить приемам организации интеллектуального труда 3. Продолжить воспитание у учащихся уважительного отношения друг к другу, чувства товарищества, культуры общения, чувства ответственности. Цель (для учеников): Знать: основные тригонометрические тождества; Уметь: применять при решении задач основные тригонометрические тождества. тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений форма работы: групповая работа, индивидуальная работа. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, учебник, раздаточный материал, таймер.
  • Трапецияның ауданын табуға есептер шығаруЖамбыл облысы, Т.Рыскулов ауданы, Кулан ауылы, Ю.Гагарин атындагы негізгі мектебінің математика пані мугалімі Омиркулова Бакыткул Дуйсеновна 8-сынып.Геометрия. Сабақ мерзімі- 30.04.2014ж. Сабақтың тақырыбы: : Есеп шығару Сабақтың мақсаты: а)Білімділік: Трапецияның ауданын табуға есептер шығару ә) Дамытушылық: Трапецияның аудандарын табу формуласын пайдаланып, есептер шығару б) Тәрбиелік: Оқушыларды жылдам ойлауға , жауапкершілікті сезінуге тәрбиелеу. Сабақтың әдісі:түсіндірмелі-көрнекілік Сабақтың түрі: аралас сабақ Сабақтың типі: практикалық Сабақтың көрнекілігі:сызба,жазба материалдар № Сабақтың элементтері минут Сабақтың оқыту әдістері Мұғалімнің іс-әрекеті Оқушылардың іс-әрекеті Сабақтан күтілетін нәтиже 1 2 3 4 5 6 Ұйымдастыру кезеңі. Өткенді еске түсіру. IІІ. Білімді бекіту. Есеп шығару ІV. Қорытынды ...
  • Решение уравнений и неравенствДанный конспект урока направлен на изучение способа решения уравнений и неравенств.Главный вопрос, на который надо ответить при решении уравнения: когда, при каком значении X, это равенство будет истинным? Поиски правильного ответа на этот вопрос при решении сложных уравнений требуют применения нестандартных приёмов. Одним из таких нестандартных методов решения уравнений является метод оценки, илиметод мини-макса, или метод сравнения множеств значений.Я думаю что данная разработка поможет ва...
  • Алгебра 7-сынып y=аx2 функциясы және оның графигіСынып -7 Пән: алгебра Сабақтың тақырыбы: y=аx2 функциясы және оның графигі. Сабақтың мақсаты: · y=аx2 функциясына анықтама беру, оның графигін тұрғыза білуге үйрету, оның қасиеттерін талдау, бізді қоршаған ортамен байланысына тоқталу; · көру, есте сақтау, кеңістікті қабылдауын, логикалық ойлау қабілеттерін дамыту; · өз бетімен жұмыстануға, ұқыптылыққа, жауапкершілікке тәрбиелеу. Сабақтың түрі: Жаңа білім игеру сабағы Сабақтың әдісі: есептер шығару, сұрақ - жауап, график салу САБАҚ БАРЫСЫ І. Ұйымдастыру бөлімі: Сабақ мақсаты мен жоспарын хабарлау. ІІ. Үй тапсырмасын тексеру ІII. Ауызша жаттығулар 1. Есептеңдер: 52, (-7)2, 0,42, (-0,5)2, 172, 292. 2. Дұрыс теңсіздіктерді атаңдар: а) (-4,8)2 < (-4,8)3 а) (-7.6)5 < 0 б) (-6)4 < 0 б) (-4,9)7 < (-4,9)4 в) (-3,5)4 = -3,54 в) (-5.3)10 < -5,38 г) (-8,5)3 = -8,53 г) (-9)12 = -912 д) 0 < (-5)7 д) 0 < (-3.7)6 е) (-5,1)4 > (-5,1)7 е) -1,43 = (-1,4)3 ІV. Жаңа сабақ. Алдымен жаңа сабаққа қажет ұғымдар пысықталады. 1. Функция деген не? 2. Функцияның анықталу облысы деген не? 3. Функцияның мәндерінің облысы деген не? 4. Сіздер қандай функциямен таныссыздыр? ( у = кх + b; у = кх; ) 5. у = кх + b функциясының графигі не ? , оны салу үшін неше нүкте қажет (түзу сызық). 6. Функцияның графигін салуды орындамай –ақ төмендегі формула арқылы берілген графиктер қалай орналасқаны туралы айтамыз: а) у = Зх + 2; у = 3х ; у = 3х - 5; ә) у = -2х – 7; у = 2х; у = -2х + 5 у = х2 функциясының графигімен танысу және оны салу. . Енді кесте бойынша у = х2 және у = 3х2 , у = (1/3)х2 функциясының графиктерін салып, салыстырайық X -3 -2 -1 0 1 2 3 у = х2 9 4 1 0 1 4 9 у = 3х2 27 12 3 0 3 12 27 у =(1/3) х2 3 4/3 1/3 0 1/3 4/3 3 у = -х2 у =-3 х2 у = (-1/3)х2 Графиктерді түрлі түсті қарындаштармен салу ұсынылады, графиктер салыстырылып, y=аx2 функциясының қасиеттерін туралы айтылады. (а=1, а>1, а
  • Использование информационных технологий на занятиях по биологииИнформационные технологии способны облегчить деятельность преподавателя, повысить заинтересованность студентов. Так информационные технологии работают на конкретного студента что способствует:- повышению познавательного интереса к биологии, позволяет студентам проявить себя с лучшей стороны- формированию навыков самостоятельной работыВ результате студент работает в индивидуальном темпе с индивидуальными нагрузками самостоятельно создает ситуацию успеха. Подготовка занятий с использованием инф...
  • Қазақтың байырғы өлшем бірліктеріҚазақ халқының байырғы өлшем бірліктері Еліміздің әрбір парасатты азаматы, ең алдымен, өз халқының тілін, дінін, өткенін білуі қажет, себебі өзін, өз халқының жақсысын түсіне білген адам ғана өзгені де сыйлай алады. Туған тілінің асыл қазынасының тұнығынан тұшынып іше білген, оның інжу- маржанын мөлдіретіп тізіп ала білген ұрпақ қана халқын сүйеді, елінің ертеңін ойлайды.Байтақ далада сан ғасыр көші - қонды күндер кешкен қазақ халқы жан сезімін өлең – жырымен ағытқан, ақыл мен ойдың кені даналық...
  • Сандардың арифметикалық ортасы, ауытқу өзгерісі, санның шамасыСабақтың тақырыбы: Сандардың арифметикалық ортасы, ауытқу өзгерісі, санның шамасы. Сабақтың мақсаты: Білімділік: Оқушылардың жас ерекшеліктерін ескере отырып, сандардың арифметикалық ортасы тақырыбын тиянақтау; Тәрбиелік: Ұйымшылдыққа, бірлікке, достыққа тәрбиелеу; Дамытушылық: Сандардың ауытқу өзгерісі, шамасын әртүрлі жағдайын дамыта оқыту, өз бетінше жұмыс жасауға баулу. Сабақтың көрнекілігі: тірек сызба, тапсырмалар. Сабақтың әдістері: қызығушылығын ояту, ойын, сұрақ – жауап. Сабақтың түрі:... ІІ. Оқулықпен жұмыс: № 1160, 1162(1 - 2) Оқулықтан тыс тапсырма. Дене шынықтыру сабағында бір топ оқушылардың 100м қашықтықты жүгірген уақыт кестесі: Оқушылардың аттары Жүгірген уақыты (секунд есебімен) Серик 14, 1 Рустем 18, 2 Аңсар 15, 5 Ербол 16, 2 Нұрбол 22, 4 Даурен 16, 2 Бекжан 20, 4 Кесте бойынша: 1) уақыттардың арифметикалық ортасын табыңдар; 2) уақыттың өзгеріс ауқымын табыңдар; Рефлексиялық – бағалау кезең. Бекітуге арналған сұрақтар: 1) Сандардың арифметикалық ортасын табыңдар: 1) 45, 58, 76, 81; 2) Сандардың модасын табыңдар: 1) 5, 1; 7, 5; 8, 3; 10, 2; 20; 3) Ең үлкен және ең кіші мәнәң табыңдар Оқушыларды бағалау. Үйге тапсырма №889; 890
  • Пифагор СамосскийПифагордың өмірбаяны Ұлы ғалым Пифагор б.з.д. 570 жылы Самос аралында туған. Пифагордың әкесі Мнесарх зергер болған. Пифагордың анасының аты белгісіз. Көптеген жазбалар бойынша туған бала өте әдемі болған және өсе келе өзінің ерекше қабілетімен көзге түскен. Жас Пифагордың ұстаздарынан Гермодамант пен Ферекид Сиросскийді атауға болады(алайда Пифагордың алғашқы ұстаздары Гермодамант пен Ферекид екені нақты емес). Жас Пифагор күні бойы Гермодаманттың жанында жүріп, Гомердің жақсы әуендерді тыңдап өскен. Гомердің әуендерін Пифагор жадында мәңгі сақтады. Пифагорды ойшыл деп мойындағаннан кейін жас талант әр күнін оқушылардың арасында Гомердің әуенімен бастаған. Ферекид Италия мектебінің негізін қалаған философ болған. Осылай, Гермодамант Пифагорды музыкаға, Ферекид ғылымға үйреткен. Ферекид Пифагорға табиғат сенің алғашқы да басты ұстазың деген. Жас Пифагорға өз қиялын іске асыру үшін Самостар болды, сондықтан ол Милетке сапар шегіп, онда басқа ғалым – Фалесті кездестірді. Фалес оған білім алу үш... Пифагор б.з.д. 548 жылы үй – жай және тамақ табылатын Навкратис жеріне келді. Фараонның түсіндірме хатына қарамастан білгірлер Пифагорға өз құпияларын ашуға асықпай, оған қиын сынақтар қойды. Пифагор білімге деген құштарлығының арқасында сынақтардан оңай өтті. Ол кездегі Египет геометриясы жаратылыстану бағытындағы ғылым болғандықтан египеттік білгірлер оған көп нәрсені үйрете алмады. Білгірлер берген білімді меңгерген Пифагор өз Отанына Элладаға қашып кетті. Біраз жол жүрген Пифагорды үйіне қар... Пифагордың Вавилондағы өмірі аса қиын болған жоқ. Вавилон математикасы Египеттікіне қарағанда аса дамыған болатын және Пифагордың үйренетіні де көп еді. Бірақ б.з.д. 530 жылдары Кир Орта Азиядағы тайпаларға қарсы жорыққа шығады. Қаладағы бұл жағдайды пайдаланып Пифагор Отанына қашып кетеді. Бұл кезде Самос аралығындағы билік Поликрат патшаның қолында еді. әрине Пифагор жартылай құл ретінде өмір сүруді ұнатпады,сондықтан ол Самостың жанындағы үңгірге кетіп қалады. Бірнеше айдан соң Пифагор Кротон... ... 20 жыл өтті. Одақтың атағы бар әлемге тарады. Бір күні Пифагорға бай,бірақ жексұрын Килон одаққа бірігу үшін келеді. Пифагор Килонның бетін қайтарады. Килон Пифагордың үйінің өртенгенін пайдаланып,оған қарсы шығады. өрт кезінде пифагорлықтар өз өмірлерін қиып,ұстаздарын құтқарып алады. Қатты қайғырған Пифагор өз - өзіне қол жұмсайды. Пифагор сандары Пифагор сандары — натурал сандар үштігі, бұл сандар үшбұрыш қабырғаларының ұзындығына пропорционал (немесе тең) болса, онда үшбұрыш тікбұрышты болып табылады. Бұл үшін Пифагордың кері теоремасы бойынша ол сандардың х2+у2=z2 түріндегі диофант теңдеуін қанағаттандыруы жеткілікті (мыс., х=3, у=4, z=5). Өзара жай Пифагор сандарының кез-келген үштігі мына формулалар арқылы анықталады: х=m2—n2, у=2mn, z=m2+n2, мұндағы m және n — бүтін сандар (m>n>0). Пифагор теогремасы Пифагор теогремасы — тік бұрышты үшбұрыштың қабырғаларының арасындағы байланысты тұжырымдайтын геометрия теоремасы. Пифагор теогремасы Пифагорға дейін де белгілі болған, бірақ оны жалпы түрде дәлелдеген Пифагор. Алғашында теорема тік бұрышты үшбұрыштың гипотенузасы мен катеттеріне салынған квадраттар аудандарының қатынасын тұжырымдаған: гипотенузаға тұрғызылған квадрат ауданы катеттерге тұрғызылған квадраттар аудандарының қосындысына тең. Пифагор теогремасы қысқаша былай тұжырымдалады: тік бұрыш...
  • «Анализ контрольной работы»О проведении уроков Анализ контрольной работы Одной из важнейших задач является привитие учащимся навыков самостоятельной деятельности. Остановимся на умении учеников анализировать свою работу, находить и исправлять допущенные ошибки. Работать над ошибками- учиться видеть их и исправлять- не мене важно, чем отрабатывать тот или иной учебный навык. К тому же умение видеть и исправлять ошибки способствует и совершенствованию конкретных учебных умений и навыков. Для выработки указанного умения большое значение приобретают уроки Анализ контрольной работы. Многие учителя являются приверженцами анализа контрольной работы посредством решения упражнений, аналогичных тем, в которых учащиеся сделали много ошибок. Не отвергая такого этапа на этих уроках, считаю целесообразным основную часть времени уделять самостоятельной работе большинства учеников над своими ошибками. Но этому учащихся надо учить. Начинать такую работу следует с пятого класса. Несколько анализов можно провести так: на доске (экране) показать полностью выполненную контрольную работу. Задача учащихся- увидеть свои ошибки и в работе над ошибками записать верное решение. Чтобы активизировать сознательную деятельность учеников, не допустить неосознанного списывания, нужно задавать вопросы: Почему допустил ошибку?, Как не повторить её?. Вопросы следует ставить по наиболее распространенным ошибкам, показывая анализируемый момент работы на экране. Затем необходимо дать возможность учащимся поработать самостоятельно, а учитель в это время проводит индивидуальные консультации. Ребята охотно участвуют в такой работе и интересуются её результатами. Иногда полностью, иногда частично оценки за работу над ошибками можно выставить в журнал. При этом оценивается умение ученика увидеть свои ошибки, заметить расхождение в записях, оценить их для себя, а также полнота исправления ошибок. Учащиеся, получившие за контрольную работу 5, тоже сверяют свое решение, обращают внимание на несовпадающие записи, выясняют причину такого несовпадения. После этого они либо привлекаются к консультационной работе со слабыми учениками, либо получают дополнител... Домой можно задать упражнения из учебника, подобные тем, в которых учащиеся допустили ошибки. Для тех, у кого их одна- две или ни одной, дается нестандартное задание. Так я начинаю учить учащихся находить и исправлять ошибки, подчёркивая, что ошибиться может каждый, но успеха достигает лишь тот, кто умеет увидеть и исправить свои ошибки.
  • Степень с рациональным показателемТема: Степень с рациональным показателем. Тип урока: Изучение нового материала Цели урока: 1. Познакомить учащихся с понятием степени с рациональным показателем и её основными свойствами, на основе ранее изученного материала (степень с целым показателем). 2. Развивать вычислительные навыки и умения преобразовывать и сравнивать числа с рациональным показателем степени. 3. Воспитывать математическую грамотность и математический интерес у учащихся. Оборудование: Карточки-задания, презентация ученицы по степени с целым показателем, презентация учителя по степени с рациональным показателем, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
  • Статья: Ответственность водителяВ процессе эксплуатации автомобиля водитель обязан: · перед выездом проверять исправность и комплектность транспортного средства; · следить за техническим состоянием транспортного средства в пути; · при движении на автомобиле или автобусе, оборудованном ремнями безопасности, пристегнуться и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. Разрешается не пристегиваться ремнями детям до 12 лет, мастеру обучения вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям-инвалидам, водителям и пассажирам автомобилей связи, оперативных служб и такси.
  • Статья: Безопасное вождение автомобиляПо статистике, большинство аварий случается недалеко от дома. Почему? Большую часть времени мы ездим по нашему собственному району. Недалеко от дома мы чувствуем себя комфортнее и утрачиваем бдительность (причем тот, второй парень - делает то же самое). Знание местности порождает невнимательность. У меня есть задание для тебя. В следующий раз, сидя за рулем, попробуй сконцентрироваться исключительно на вождении. Не думай больше ни о чем. После чего обрати внимание на то, как далеко ты уехал, прежде чем в голову пришло что-то другое. Многие водители не смогут и с парковки выехать! Опытным шоферам не нужно думать о том, как вести машину. Мы делаем это на автомате, и наши мысли витают где-то там, в облаках. И от этого никуда не деться - наши мысли ХОТЯТ витать. Случалось ли тебе доехать ...
  • Единицы измерения длины, площади, объемаТема данного урока Единицы измерения длины,площади, объема. Цель урока: обобщить и проверить знания и умения детей по теме Единицы измерения Задачи: 1)систематизировать знания учащихся о единицах измерений длины, площади, объема; ознакомить учеников со старинными мерами длины; закрепить навыки перевода величин; воспитывать; 2)развивать умение работать по обучающим структурам сингапурской методики, выполнять самоконтроль, логическое мышление, способствовать развитию желания углубленно изучать математику; 3)воспитывать активность, толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника. Урок проходит с включением элементов сингапурской технологии.
  • Интегрированный урокПредмет: физика и химия Класс: 8 Тема открытого урока: Электролиз расплавов и растворов солей бескислородных кислот. Окислительно – восстановительные реакции Продолжительность урока: 45 минут (1 урок) Тип урока: интегрированный Форма урока: комбинированный Формы организации деятельности учащихся: фронтальная беседа, проведение лабораторного эксперимента на основе технологических карт, выполнение интерактивны заданий, элементы информационной проектной деятельности Используемые технологии: информационно-коммуникационные, личностно- ориентированные, подведение под понятия на основе умозаключений Разработали и провели: Абаринева Валентина Ивановна – учитель физики Попова Оксана Степановна – учитель химии 2013-2014 учебный год Цели урока: Образовательные цели урока: Повторить понятия электрический ток, электролиты, электролитическая диссоциация, ионы.В ходе выполнения лабораторного эксперимента отработать умение собирать схему электрической цепи, рассмотреть процессы окисления и восстановления, происходящие на электродах при электролизе раствора хлорида меди (II).Дать понятия электролиз, электрод, катод, анод, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель.Закрепить умение определять уравнения ОВР.Познакомить учащихся с прим... Развивающие цели урока: Развивать общеучебные умения и навыки учащихся: умение анализировать и делать выводы.Развивать познавательный интерес учащихся к изучению физики и химии, способствовать их кругозору.Формировать навыки техники выполнения эксперимента, правильного обращения с электрооборудованием и химическими веществами. Воспитательные цели урока: Содействовать формированию единого естественно – научного мировоззрения и представления о целостности учебного материала, раздробленного по разным школьным дисциплинам.Формировать активную и инициативную позицию учащихся в учении.Формирование умения работать в группе.Оборудование урока: Оборудование для лабораторного эксперимента: стакан с раствором CuCl2, электролизер с графитовыми стержнями, оборудование для собирания электрической цепи, амперметр.Компьютер, телевизор, мультимедийный проектор, презентация 1 в программе Microsoft Office Power Point, ГИС Интернет (сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
  • Симметричные криптосистемы. Криптосистема ФейстеляВВЕДЕНИЕ Криптография является методологической основой современных систем обеспечения безопасности информации в компьютерных системах и сетях. Исторически криптография (в переводе с греческого этот термин означает тайнопись) зародилась как способ скрытой передачи сообщений. Криптография представляет собой совокупность методов преобразования данных, направленных на то, чтобы защитить эти данные, сделав их бесполезными для незаконных пользователей. Такие преобразования обеспечивают решение трех главных ... − защиту конфиденциальности передаваемых или хранимых в памяти данных; − подтверждение целостности и подлинности данных; − аутентификацию абонентов при входе в систему и при установлении соединения. Для реализации указанных функций используются криптографические технологии шифрования, цифровой подписи и аутентификации. Конфиденциальность обеспечивается с помощью алгоритмов и методов симметричного и асимметричного шифрования, а также путем взаимной аутентификации абонентов на основе многоразовых и одноразовых паролей, цифровых сертификатов, смарт-карт и т.п. Целостность и подлинность передаваемых данных обычно достигается с помощью различных вариантов технологии электронной подписи, основанных на односторонних функциях и асимметричных методах шифрования. Аутентификация разрешает устанавливать соединения только между легальными пользователями и предотвращает доступ к средствам сети нежелательных лиц. Абонентам, доказавшим свою легальность (аутентичность), предоставляются разрешенные виды сетевого обслуживания. Основой большинства криптографических ср... Под шифром понимают совокупность процедур и правил криптографических преобразований, используемых для зашифровывания и дешифрования информации по ключу шифрования. Под зашифровыванием информации понимается процесс преобразования открытой информации (исходного текста) в зашифрованный текст (шифротекст). Процесс восстановления исходного текста по криптограмме с использованием ключа дешифрования называют дешифрованием (расшифровыванием). Алгоритмы шифрования/дешифрования обычно не являются секретными и публикуются открыто или почти открыто в специальной литературе. Основную нагрузку по защите информации методами шифрования несут ключи. Администрирование ключей призвано придать им необходимые свойства и обеспечить нормальное функционирование на всех стадиях жизни (использования) ключей. Стадиями жизни ключей являются: − генерация или формирование; − распределение; − верификация и аутентификация; − хранение; − использование; − модификация; − ликвидация или утилизация [1]. Рис. 1 Классификация криптографических алгоритмов защиты информации Преобразование шифрования может быть симметричным или асимметричным относительно преобразования дешифрования. Соответственно, различают два основных класса криптосистем: 1) симметричные криптосистемы; 2) асимметричные криптосистемы [1]. Ниже рассмотрим более детально симметричные криптосистемы, а в частности криптосистему Фейстеля. 1. Исторически первыми появились симметричные криптографические системы. Симметричные криптосистемы (также симметричное шифрование, симметричные шифры) — способ шифрования, в котором для шифрования и расшифровывания применяется один и тот же криптографический ключ. До изобретения схемы асимметричного шифрования единственным существовавшим способом являлось симметричное шифрование. Ключ алгоритма должен сохраняться в секрете обеими сторонами. Алгоритм шифрования выбирается сторонами до начала обм... Данные криптосистемы (рис.2) характеризуются наиболее высокой скоростью шифрования, и с их помощью обеспечивается как конфиденциальность и подлинность, так и целостность передаваемой информации. Рис. 2. Схема симметричной криптосистемы шифрования Конфиденциальность передачи информации с помощью симметричной криптосистемы зависит от надежности шифра и обеспечения конфиденциальности ключа шифрования. Обычно ключ шифрования представляет собой файл или массив данных и хранится на персональном ключевом носителе, например дискете или смарт-карте; обязательно принятие мер, обеспечивающих недоступность персонального ключевого носителя кому-либо, кроме его владельца. Подлинность обеспечивается за счет того, что без предварительного расшифровывания практически невозможно осуществить смысловую модификацию и подлог криптографически закрытого сообщения. Фальшивое сообщение не может быть правильно зашифровано без знания секретного ключа.
© 2010-2018