Изобразительное искусство и Мировая художественная культура

  • Технологическая карта к уроку Виды портрета Цель урока. Ученик научится применять знания пропорций лица человека в практической работе.Задачи урока. Продолжить знакомство с жанром портрета. Проверить имеющиеся знания учащихся в области создания портрета. Организовать выполнение практической работы. Создать ситуацию успеха в оценивании проделанной работы. Закрепить знания о видах портрета.
  • Конспект к презентации по ИЗО на тему Загадки ДжокондыНаходящаяся в одном из величайших музеев мира – Лувре (Париж, Франция) знаменитая картина Джоконда кисти великого итальянского художника Леонардо да Винчи относится к числу наиболее загадочных портретов в истории мировой живописи. Уже на протяжении столетий, вопрос, кто же эта дама, изображённая на картине, чему она улыбается и почему всегда смотрит на зрителя, интересует многих учёных, культурологов, историков, искусствоведов. Возможно, мы только думаем, что находим ответы на загадки картин...
  • Конспект урока по изобразительному искусству по программе В. С. Кузина (в рамках ФГОС) Тема: «Русские богатыри»Образовательная – закрепить знания особенности фигуры богатыря; закрепить знания как одевались древнерусские войны. Развивающая – развить наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память, творческий подход к работе. Воспитывающая – воспитание интереса и любви к Истории Отечества, Родине. формировать познавательные потребности, стремление к усвоению знаний, воспитывать у детей интерес к учебному материалу, желание преодолевать трудности, тематическое рисование, частично-поисковый,...
  • ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗО студия Пояснительная записка Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах. Образовательная программа кружка ИЗО студия представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополни...
  • Занятие Волшебный мир дымковской игрушкиПрограммное содержание: Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. 3.Воспитывать любовь к народному искусству России, самостоятельность и творчество. М...
  • СЦЕНАРИЙ Омского художественно-поэтический марафонаСЦЕНАРИЙ Омского художественно-поэтический марафона, посвящённого памяти сибирского поэта А.П. Кутилова Ведущий Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, в этом уютном зале на первый Кутиловский Марафон. Наш Марафон – это открытый праздник искусства. Художественно-поэтический марафон не является конкурсом и фестивалем. Здесь царствует произнесённое слово. Стихи омского поэта А.П. Кутило...
  • Русская сказка федоскинских мастеров Слайд-шоу о федоскинской лаковой миниатюре на тему русских сказок. Может использоваться на уроках МХК, русской литературы как дополнительный дидактический материал в 7-10 классах. Федоскинская лаковая миниатюра - старинный промысел, ему уже более 250 лет. Здесь сохраняют традиционную технологию изготовления лаковых шкатулок из папье-маше. В основе его лежит классическое многослойное письмо масляными красками. В этой технике писали старые мастера Излюбленными мотивами росписи фе...
  • Конспект урока по изобразительному искусству на тему Выразительные возможности в изобразительном искусстве. Язык и смысл в изобразительном искусстве Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №5 Урок изобразительного искусства в 6 классе Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл изобразительного искусства. Учитель ИЗО Тананыкина Ю.А. Цель урока: активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал учащихся через интеллектуальную игру. Задачи урока: Личностные: - создавать условия для раскрытия интелл... Название конкурса Эрудиция Оригинальность Скорость Работа на компьютере Штрафные очки Сумма баллов От 1 до 5 - - - - - Примечание для учителя. Класс заранее делится на две команды. Каждой команде дается задание придумать название (рисуется на листе ватмана) и приветствие. Также заранее готовится домашнее задание для конкурса оформители. Слово учителя. Сегодня мы отправимся в царство информатики и изобразительного искусства. Наше путешествие мы проведем в форме игры - конкурса. Перед гостями и болельщиками в творческом соревновании встретятся две команды. Ребята покажут свои знания, полученные на урока...
  • ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБАДеятельность художественно-поэтического клуба Омские родники при БУК города Омска Дворец культуры студентов и молодёжи Звёздный 1.Устав клуба 1.1. Устав основан на обычаях и ритуалах Клуба. 1.2. Клуб имеет свой устав, девиз, название, эмблему, утвержденные инициативной группой. 2. Цели и задачи Клуба 2.1. Художественно-поэтический клуб Омские родники - неполитическая общественная организация общекультурного назначения. 2.2. Основными целями Клуба являются: · ...
  • Конспект урока ИЗО Сказочная Гжель Изобразительное искусство Тема урока: Сказочная Гжель Цели урока: -Познакомить учащихся с народным художественным промыслом Гжель. -Развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие. Оборудование: ТСО: компьютер, экран, проектор, Материалы и инструменты: Бумага белая А-4, акварель, ластик, простой карандаш, тетрадь План урока. 1. Организационный момент 2. Вводная беседа учителя 3. Просмотр видео. 4. Физкультминутка 5. Практическая работа 6. Итог урока...
  • Конспект урока Составление эскиза графического пейзажа Наш крайУрок рассчитан для учащихся 7 класса Детской школы искусств по предмету Композиция. Продолжительность урока 1 час 20 минут. Структура урока I. Организационный момент II. Сообщение темы урока III. Повторение изученного материала (графика, пейзаж) IV. Изучение нового материала (основные законы композиции) V. Практическая часть урока (составление эскизов) VI. Итоги урока (просмотр, рефлексия) Домашнее задание (заверше...
  • Проведение мастер-класс на тему Рисуем ветку ели с шишкойРисуем ветку ели с шишкойМастер-класс по рисованию предназначен для учащихся школьного возраста. Рисунок можно использовать для украшения интерьера, в качестве подарка. Время занятия: 15-25 мин.Рисунок - это изображение, выполненное художником от руки с помощью таких графических средств, как линия, контур, штрих, точка, пятно, а также разнообразными их сочетаниями и комбинациями.Цель:рисование ветки ели простым карандашом.Задачи: -научить поэтапно рисовать ветку ели простым карандашом; -раз...
  • Презентация-буклет по изобразительному искусству Таланты не падают с небаГлавное в системе работы по развитию познавательных способностей младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления школой, сделать ребёнка в школе счастливым. Поэтому передо мной стоит цель – развитие познавательных способностей ученика, которые помогают развивать логическое мышление, внимание, память, речь, во...
  • Интегрированный урок ИЗО, Музыки, Литературы Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Рисунок выступает в роли материальной опоры данной деятельности.В.С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже — по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка.Таким образом, занятия изобразительным искусством способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и 1. Развитый уровень восприятия изобразительного искусства оказывает значительное влияние на проявление личности подростка и на формирование его интеллектуально-творческих способностей в сфере других наук. Значительное влияние на интеллектуально-творческое развитие подростка оказывает такая структура художественно-изобразительной деятельности, когда восприятие произведений искусства вызывает потребность эмоционально-художественного осмысления, развивает художественно-творческое исполнительство и развивает художественные способности. Воспитание у подрастающего поколения обостренного чувства природы является в настоящее время одной из важнейших задач эстетики. Природа оказывает глубокое стимулирующее влияние на изобразительно-творческую деятельность подростка, так как в общении с ней дети начинают чувствовать красоту окружающего мира, у них появляется потребность в наслаждении этой красотой. Умение видеть прекрасное в природе развивает соответственное творческое воображение, композиционное мышление, наблюдательность, стимулирует восприятие и приобщение к прекрасному. Повышению уровня творческого восприятия изобразительного искусства способствуют музыкальные произведения. Они пробуждают в подростках творческие силы, активизируют их воображение и фантазию, способствуют формированию их художественных вкусов, дают вдохновение. Условия и факторы, способствующие превращению изобразительного искусства в один из ведущих рычагов гармонического развития старшего школьника, суть следующие: развивающая образовательная среда, наличие квалифицированного педагога, набор самых необходимых материалов, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Все эти слагаемые могут обеспечить положительные результата, если они сбалансированы, представлены на необходимом и достаточном уровне, направлены на создание гуманистического и развивающего поля подростка, вовлекают ненавязчиво, свободно каждого ученика в интересное и увлекательное занятие - рисование. Оптимальная для художественно-творческого развития старших школьников среда создается, с одной стороны, в образовательном учреждении, с другой - в семье, родителями, которые становятся союзниками педагогов, интегрированы в образовательный процесс школы, содействуют своим детям в их общеинтеллектуальном, нравственном и специально-художественном развитии.Среда - как в школе, так и в семье - предполагает ее ориентированность на удовлетворение созидательных, позитивных запросов и возможностей детей, способность, с одной стороны, изменяться, адаптироваться к их индивидуальным особенностям, с другой - формировать их в соответствии с заданными нормами, образцами, идеалами. Такая среда создает поле умственного и нравственного напряжения и содействует гармонизации школьника с окружающим его миром и со своим внутренним состоянием. В среде удовлетворяются потребности подростков в активности, общении, реализации изобразительно-художественных способностей. Среда и педагог как ее основа делают общение с учениками диалогическим, раскрепощенным, спонтанным. В отличие от семейной обстановки среда в образовательном учреждении более развивающая, творческая, мобилизующая, требующая более высокого уровня межличностного взаимодействия, стимулирующая к формированию познавательной активности, к проявлению волевых качеств, постижению учащимися языков разнообразных учебных предметов, научных явлений и представлений. В образовательно-художественной среде ключевой фигурой является педагог. Ведущие качества учителя рисования можно представить в виде трех основных компонентов: психолого-педагогического, профессионально-художественного и личностного. Кроме этого, правомерно выделить такое качество педагога, как наличие у него творческого потенциала, который характеризуется как диалогичность, социальность, системность, рефлексивность, способность к творческой деятельности, креативность мышления, умение придавать своей деятельности нетривиальный характер. Структура творческого потенциала учителя рисования состоит из совокупности индивидуальных способностей, мотивационной составляющей и когнитивного компонента.Педагог создает творческую обстановку на уроках ИЗО и во внеклассной изобразительно-художественной деятельности учащихся. Такое обучение становится существенным фактором развития творческих способностей старших школьников, становления их психических и личностных новообразований, формирования ученика как субъекта разносторонней деятельности, познания и общения.Результативность изобразительно-художественной деятельности обеспечивается совокупной реализацией таких психолого-педагогических принципов, как успешность, импровизация, сотворчество, коммуникативная направленность, диалогизм, синкретизм, удовольствие, элементарность, персонификация, толерантность, поликультурность.На основании вышесказанного современный педагог ИЗО обязан проводить интегрированные уроки ИЗО с другими предметами. Такими как: литература , история, МХК и т.д .Средства мультимедиа оказались чрезвычайно полезным подспорьем в процессе освоения самых разных отраслей знания. Благодаря которым любой изучаемый предмет становится наглядным и живым. Сочетание традиционных и новых средств в обучении ИЗО должно ликвидировать шаблонность занятий, сделать их интересными, а также обеспечить более высокий уровень усвоения материала. Приведем пример интегрированного урока ИЗО, литературы, музыки.Интегрированный урок музыки, изо, литературы.5 класс Тема: Душа человека и ее отражение в произведениях искусства Цель урока: формирование художественной культуры как неотъемлемой части жизни.Задачи урока:• Создать условия для восприятия музыки, поэзии, живописи;• Пробуждение у учащихся духовной памяти через художественное восприятие, рассуждение, исполнение;• Обучать умению выражать словами свои чувства, по ассоциациям создавать пейзаж и музыкальную драматургию произведения;• Развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух. Развивать умение соотносить лирику поэзии с музыкальными произведениями и полотнами русских художников.Учебный материал: аудиозапись музыкальных произведений: Г.В.Свиридов Осень, П.И.Чайковский Октябрь (Осенняя песнь); стихотворение: Ф.И.Тютчева Есть в осени первоначальной, А.Н.Плещеев Скучная картина; репродукции картин: И.И.Левитан Осенний день, Осенний день. Сокольники, Осенняя пора, В.Д.Поленов Золотая осень, М.В.Нестеров Осенний пейзаж, И.С.Остроухов Золотая осень, П.И.Петровичев Осень, Д.Левин Дождь в парке. Ход урока.Звучит стихотворение Ф.И.Тютчева Есть в осени первоначальной на фоне музыки Г.В.Свиридова Осень. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко еще до первых зимних бурь –И льется чистая и теплая лазурьНа отдыхающее поле… Учитель: Какие зрительные образы возникли у вас, когда вы слушали это стихотворение?Какое состояние души человека передает музыка?Какими чувствами наполнена эта музыка?Созвучны ли музыка и стихи?/ответы детей/Осень как время года, осенние пейзажи русской природы привлекали многих композиторов, поэтов, художников. Левитан И.И Шишкин И.И Жуковский С.Ю. Поленов В.Д Осень. Листопад. Легкое дуновение ветра и осенние листья плавно танцуют в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одарила нас природа. Все листочки разные, ни один не похож на другой. Как нет одинаковых лиц, так нет и одинаковых листьев.Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе один единственный листочек, не похожий ни на чей, потому что это ваш листик, вы создали его в своем воображении, в своей душе. Представили? Теперь поделитесь его настроением, чувствами как волшебники через звук, какой он у вас получился./Дети голосом передают настроение своего листика / Учитель: Откуда шел звук? Дети: Из души.У.: Что такое душа?Д.: Внутренний мир человека, его сознание, мышление.У.: Сейчас постарайтесь свое душевное состояние, настроение, которое вы передали через звук выразить красками в цвете.Цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. Цвет может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти.Красный цвет – согревающий, оживляющий, энергичный;Желтый – теплый, веселый, привлекательный;Оранжевый – радостный, пламенный, добрый;Зеленый – спокойный, приятное и мирное настроение;Синий – серьезный, сентиментальный, спокойный./работы детей/В начале урока прозвучало стихотворение Ф.И. Тютчева и музыка Г.В.Свиридова.Что позволило объединить стихи и музыку двух талантливых людей, живших в разные эпохи и творивших в разных сферах искусств?/ответы детей/Зеркало души – это природа. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она всегда останется его Родиной, частью его самого.Какую осень описывает А.Н. Плещеев в своем стихотворении? Скучная картина!Тучи без конца,Дождик так и льется,Лужи у крыльца…Чахлая рябинаМокнет под окном,Смотрит деревушкаСереньким пятном.Что ты рано в гости,Осень, к нам пришла?Еще просит сердцеСвета и тепла.Как вы думаете, в стихотворении описаны только явления природы или же поэт передал чувства, волнующие его душу? Какие?/ Ответы детей/Поэт переживает состояние грусти, уныния, тоски при виде серых туч, дождя, серых красок.А теперь давайте попробуем написать музыку, созвучную этому настроению. Берем ручки и записываем партитуру. Какая музыка смогла бы передать настроение этого стихотворения? На что она будет похожа? Кто ее будет исполнять? Какие инструменты вы выберите?Каков будет, ритмический рисунок, темп, движение мелодии, динамика, лад?/ Ответы детей/ Передает ли эта музыкальная зарисовка природы состояние души человека, переживающего грусть, уныние, тоску при виде туч, дождя, серых красок?Какими красками написано произведение? Васнецов А.М. Звучит Октябрь (Осенняя песнь) П.И.Чайковского.Музыка передает образы поздней осени. Мелодия грустная, минорная, спокойная, печальная, тоскливая, хмурая. Присутствуют плачущие, стонущие, как бы поникшие интонации, которыми композитор выражает душевное состояние человека – его прощание с теплом, светом. Слушая музыку мы представляем как последние листья опадают на землю, под ногами слякоть, накрапывает дождик и на душе становится зябко, холодно.Подумайте, совпали ли чувства, переданные А.Плещеевым в стихотворении, П.И.Чайковским в музыке с нашими чувствами./Ответы детей/Музыка и стихи отражают одно настроение, одинаковые чувства и дополняют друг друга.Грусть, печаль, тревога, одиночество – все есть в произведениях искусства. Но что человек без этих чувств? Лирический герой связывает свою печаль с миром природы. Подберите репродукции картин русских художников созвучные стихам и музыке. Объясните свой выбор.На доске репродукции картин:М.В.Нестеров Осенний пейзажВ.Д.Поленов Золотая осеньИ.С.Остроухов Золотая осеньИ.И Левитан Осенний деньИ.И. Левитан Осенний день. СокольникиП.И. Петровичев ОсеньИ.И.Левитан Осенняя пораД.Левин Дождь в парке/Звучит Осенняя песня П.И.Чайковского, дети рассматривают предложенные репродукции картин, выбирают созвучные с музыкой, объясняют свой выбор./У каждой страны и у каждой стороны своя природа, свой осенний пейзаж. Поэт говорит стихами о своей родине, художник разговаривает цветом, линиями, мазками, композитор звуками, мелодией. Поэт, художник, композитор - они сотворили чудо, и поделились этим чудом с нами. Жанр пейзажа говорит о бесконечном многообразии и красоте природы в разное время года.Почувствуйте и вы себя творцами, нарисуйте осенний пейзаж и передайте в нем то состояние души, которое у вас возникло на уроке от услышанной музыки и стихов./Дети рисуют осенний пейзаж.1.Вабор сюжета.2.Композиция (выбор формата: вертикальный или горизонтальный, композиция должна быть соразмерная , уравновешенная; линейная перспектива, закон воздушной перспективы).3.Рисунок: линии рисунка; горизонт; средний план; первый план.4.Контраст цвета.5.Колорит: выбираем состояние природы; определяем построение, цвет, фон./После выполнения рисунков выставка работ на доске, подведение итога урока/Исполнение песни Что такое осень Ю.Шевчук.У.: Завершить наш урок я хочу словами Ф.М.Достоевского: Красота спасет мир, также можно сказать и про искусство: Искусство спасет мир! Любите его, оно делает нас духовно богаче. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Опыт обучения и приобщения подрастающего поколения к изобразительно творческой деятельности показывает, что развитие художественного творчества подростков способствует, в первую очередь, духовному восхождению личности. Понимание произведения изобразительного искусства, литературы , МХК , музыки , истории помогает подростку выйти на уровень духовного осмысления жизни. Художественное творчество формирует у подростка гибкость и продуктивность мышления, дает возможность видеть в нем природные задатки к тому или иному виду творческой деятельности, создает условия для их реализации, для развития задатков в способности. Художественное творчество в отличие от научного является деятельностью практически духовной, предполагающей специфически исполнительские навыки. Особая роль в процессе развития художественных способностей принадлежит изобразительному искусству, так как оно формирует у подростка эстетический вкус, воображение, образное мышление, наблюдательность и другие черты. В подростковом возрасте изобразительное искусство приобретает особое значение. Подросток становится более восприимчив, чувствителен к произведениям изобразительного искусства. Он уже способен анализировать, сопоставлять, обобщать свой зрительный опыт. В процессе изобразительно-творческой деятельности у подростка формируются личностные качества, культура поведения и общения, развивается положительная Я-концепция, происходит развитие культурно-нравственной позиции, эколого-эстетического отношения к природе, подросток способен передать рисунком музыкальный , литературный образы. Педагог ИЗО Джичоная М.В.Москва 2014 г Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Рисунок выступает в роли материальной опоры данной деятельности. В.С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже — по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка. Таким образом, занятия изобразительным искусством способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и 1. Развитый уровень восприятия изобразительного искусства оказывает значительное влияние на проявление личности подростка и на формирование его интеллектуально-творческих способностей в сфере других наук. Значительное влияние на интеллектуально-творческое развитие подростка оказывает такая структура художественно-изобразительной деятельности, когда восприятие произведений искусства вызывает потребность эмоционально-художественного осмысления, развивает художественно-творческое исполнительство и развивает художественные способности. Воспитание у подрастающего поколения обостренного чувства природы является в настоящее время одной из важнейших задач эстетики. Природа оказывает глубокое стимулирующее влияние на изобразительно-творческую деятельность подростка, так как в общении с ней дети начинают чувствовать красоту окружающего мира, у них появляется потребность в наслаждении этой красотой. Умение видеть прекрасное в природе развивает соответственное творческое воображение, композиционное мышление, наблюдательность, стимулирует восприятие и приобщение к прекрасному. Повышению уровня творческого восприятия изобразительного искусства способствуют музыкальные произведения. Они пробуждают в подростках творческие силы, активизируют их воображение и фантазию, способствуют формированию их художественных вкусов, дают вдохновение. Условия и факторы, способствующие превращению изобразительного искусства в один из ведущих рычагов гармонического развития старшего школьника, суть следующие: развивающая образовательная среда, наличие квалифицированного педагога, набор самых необходимых материалов, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Все эти слагаемые могут обеспечить положительные результата, если они сбалансированы, представлены на необходимом и достаточном уровне, направлены на создание гуманистического и развивающего поля подростка, вовлекают ненавязчиво, свободно каждого ученика в интересное и увлекательное занятие - рисование. Оптимальная для художественно-творческого развития старших школьников среда создается, с одной стороны, в образовательном учреждении, с другой - в семье, родителями, которые становятся союзниками педагогов, интегрированы в образовательный процесс школы, содействуют своим детям в их общеинтеллектуальном, нравственном и специально-художественном развитии. Среда - как в школе, так и в семье - предполагает ее ориентированность на удовлетворение созидательных, позитивных запросов и возможностей детей, способность, с одной стороны, изменяться, адаптироваться к их индивидуальным особенностям, с другой - формировать их в соответствии с заданными нормами, образцами, идеалами. Такая среда создает поле умственного и нравственного напряжения и содействует гармонизации школьника с окружающим его миром и со своим внутренним состоянием. В среде удовлетворяются потребности подростков в активности, общении, реализации изобразительно-художественных способностей. Среда и педагог как ее основа делают общение с учениками диалогическим, раскрепощенным, спонтанным. В отличие от семейной обстановки среда в образовательном учреждении более развивающая, творческая, мобилизующая, требующая более высокого уровня межличностного взаимодействия, стимулирующая к формированию познавательной активности, к проявлению волевых качеств, постижению учащимися языков разнообразных учебных предметов, научных явлений и представлений. В образовательно-художественной среде ключевой фигурой является педагог. Ведущие качества учителя рисования можно представить в виде трех основных компонентов: психолого-педагогического, профессионально-художественного и личностного. Кроме этого, правомерно выделить такое качество педагога, как наличие у него творческого потенциала, который характеризуется как диалогичность, социальность, системность, рефлексивность, способность к творческой деятельности, креативность мышления, умение придавать своей деятельности нетривиальный характер. Структура творческого потенциала учителя рисования состоит из совокупности индивидуальных способностей, мотивационной составляющей и когнитивного компонента. Педагог создает творческую обстановку на уроках ИЗО и во внеклассной изобразительно-художественной деятельности учащихся. Такое обучение становится существенным фактором развития творческих способностей старших школьников, становления их психических и личностных новообразований, формирования ученика как субъекта разносторонней деятельности, познания и общения. Результативность изобразительно-художественной деятельности обеспечивается совокупной реализацией таких психолого-педагогических принципов, как успешность, импровизация, сотворчество, коммуникативная направленность, диалогизм, синкретизм, удовольствие, элементарность, персонификация, толерантность, поликультурность. На основании вышесказанного современный педагог ИЗО обязан проводить интегрированные уроки ИЗО с другими предметами. Такими как: литература , история, МХК и т.д . Средства мультимедиа оказались чрезвычайно полезным подспорьем в процессе освоения самых разных отраслей знания. Благодаря которым любой изучаемый предмет становится наглядным и живым. Сочетание традиционных и новых средств в обучении ИЗО должно ликвидировать шаблонность занятий, сделать их интересными, а также обеспечить более высокий уровень усвоения материала. Приведем пример интегрированного урока ИЗО, литературы, музыки. Интегрированный урок музыки, изо, литературы. 5 класс Тема: Душа человека и ее отражение в произведениях искусства Цель урока: формирование художественной культуры как неотъемлемой части жизни. Задачи урока: • Создать условия для восприятия музыки, поэзии, живописи; • Пробуждение у учащихся духовной памяти через художественное восприятие, рассуждение, исполнение; • Обучать умению выражать словами свои чувства, по ассоциациям создавать пейзаж и музыкальную драматургию произведения; • Развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух. Развивать умение соотносить лирику поэзии с музыкальными произведениями и полотнами русских художников. Учебный материал: аудиозапись музыкальных произведений: Г.В.Свиридов Осень, П.И.Чайковский Октябрь (Осенняя песнь); стихотворение: Ф.И.Тютчева Есть в осени первоначальной, А.Н.Плещеев Скучная картина; репродукции картин: И.И.Левитан Осенний день, Осенний день. Сокольники, Осенняя пора, В.Д.Поленов Золотая осень, М.В.Нестеров Осенний пейзаж, И.С.Остроухов Золотая осень, П.И.Петровичев Осень, Д.Левин Дождь в парке. Ход урока. Звучит стихотворение Ф.И.Тютчева Есть в осени первоначальной на фоне музыки Г.В.Свиридова Осень. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… Учитель: Какие зрительные образы возникли у вас, когда вы слушали это стихотворение? Какое состояние души человека передает музыка? Какими чувствами наполнена эта музыка? Созвучны ли музыка и стихи? /ответы детей/ Осень как время года, осенние пейзажи русской природы привлекали многих композиторов, поэтов, художников. Левитан И.И Шишкин И.И Жуковский С.Ю. Поленов В.Д Осень. Листопад. Легкое дуновение ветра и осенние листья плавно танцуют в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одарила нас природа. Все листочки разные, ни один не похож на другой. Как нет одинаковых лиц, так нет и одинаковых листьев. Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе один единственный листочек, не похожий ни на чей, потому что это ваш листик, вы создали его в своем воображении, в своей душе. Представили? Теперь поделитесь его настроением, чувствами как волшебники через звук, какой он у вас получился. /Дети голосом передают настроение своего листика / Учитель: Откуда шел звук? Дети: Из души. У.: Что такое душа? Д.: Внутренний мир человека, его сознание, мышление.
  • Художественная культура Древнего Китая Где вы, о древние народы! Ваш мир был храмом всех богов, Вы книгу Матери – природы Читали ясно без очков. Исследователи установили, что истоки художественной культуры Китая, как и многих других восточных цивилизаций, уходят в глубокую древность, в IV тыс. до н. э. За многовековую историю китайский народ не утерял самобытности, а китайское искусство сохранило неповтори­мый колорит д...
  • Конспект занятия по изобразительной деятельности в младшей группе «Осеннее дерево»Цель: Создать для детей условия для наиболее полного и свободного раскрытия их творческих способностей с помощью средств нетрадиционного рисования; активизировать коммуникативные умения и навыки детей. Задачи: Формировать у детей интереспередавать в рисунках красоту окружающие природы Совершенствовать умение правильно держать кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Формировать умение набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю крас...
  • Мастер - класс по ИЗО и художественному трудуМастер-класс Использование навыков конструирования и декорирования при выполнении практических работ учащимися Первой гимназии был разработан для городского семинара преподавателей Компетентностный подход в развитии творческих спесобностей и эстетического вкуса учащихся Первой гимназии в контексте модернизации современного образования Девиз этого занятия: Подари окружающим праздник. -На занятиях по декоративно – прикладному искусству в 4 классе мы в этом году изготовили упаковки для пода...
  • Рабочая программа кружка Волшебная кисточка для детей в возрасте 6-8 лет Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по изобразительному искусству всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по изобразительному искусству – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его. На внеурочной работе несравненно больше...
  • Внеклассное мероприятие, посвященное Дню материВнеклассное мероприятие приурочено к празднику Дню матери. Такие праздники помогают сближению детей, родителей и педагога. Дети раскрепощаются, с желанием читают стихи, поют песни, они учатся вести себя на сцене. Мамы на празднике отдыхают, участвуют в конкурсах вместе с детьми. Конкурсы, связаны с рисованием, т.к. дети занимаются в изостудии Цветик-семицветик, но все они посвящены нашим любимым мамам. Есть в природе знак святой и вещий, ярко обозначенный в веках: Самая прекрасная из женщин - ...
  • Опыт работы учителя изобразительного искусства: «Метод проектной деятельности, как средство повышения творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства»Материалы из опыта работы учителя изобразительного искусства.Тема опыта: Метод проектной деятельности, как средство повышения творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства Актуальность опыта: Использование метода проектной деятельности в преподавании изобразительного искусства помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможност...
  • Конспект занятия ТЕМА: Взаимодействие игровой и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста дисциплина: Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возрастаТЕМА : Взаимодействие игровой и изобразительной деятельности. Игровые приемы. – 2ч Значение игровых приемов и особенности их использования в развитии детского изобразительного творчества.-1ч План материала. Игровые методы и приёмы.Использование игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников.
  • Конспект занятия на тему: Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания на уроке изобразительного искусства в начальной школеДИСЦИПЛИНА: Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумомТЕМА: Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания на уроке изобразительного искусства в начальной школе. План: 1.Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания на уроке изобразительного искусства. 2.Древние корни народного искусства. Древние образы в народом искусстве Тип урока: лекция, практическая работа.
  • Музыкальное оформление урока изобразительное искусство на темуМузыкальные файлы используемые в ходе урока, которые учавствуют в оформлении презентаций. Урок 4 четверти Человек и пространство в изобразительном искусстве 6 класс. Тема урока: Изображение пространства в пейзаже. Тип урока - комбинированный Основные понятия: Линейная и воздушная перспектива. Линия горизонта. Точка схода. Цель урока: Изображение пейзажа с использованием законов перспективы. Задачи: Закрепить знания о жанрах изобразительного искусства. Формировать знания об основных законах лин...
  • «Основы духовно-нравственной культуры народов России»Методические рекомендации по реализации учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России в 5-х классах общеобразовательных организаций Еврейской автономной области составлены с целью разъяснения организационных и методологических вопросов преподавания выше обозначенного курса в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО).
  • План урока: Русская самодельная игрушка. Кукла-берегиня в технике бумажной пластикиПлан урока изобразительного искусства в 5 классе. Можно использовать при изучении русского народного костюма в качестве практической работы. Урок интересен тем, что используется техника бумажной пластики. Исходным материалом для создания игрушки служат обычные бумажные салфетки. На уроке закрепляются знания о традициях русского народа, рассматриваются различные виды тряпичных кукол, создаваемые крестьянами различных губерний России. Подробно изучается многослойный мужской и женский праздничный ...
  • Рабочая программа по ИЗОРабочая программа по ИЗО для 4 класс Школа РоссииРабочая программа по изобразительному искусству для разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Б.М.Неменского Изобразительное искусство в 1-4 классах, ут...
  • АНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯАНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .Программы дополнительного образования детей художественно-эстетического направления Роспись по ткани, Природа и художник 2. Срок реализации программ – 4 года 3. Оценка реализации поставленных задач в программе, выполнение учебно-тематического плана за год: Цель: создание условий для формирования общей культуры личности посредством приобщения обучающихся к традициям различных праздников и организацию художественно-продуктивной деятельности. Задачи: *оказать помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям русской культуры; *формировать привычку готовиться и отмечать вместе с родителями семейные и календарные праздники, стремиться к пониманию их подлинного жизненного смысла; * способствовать общему развитию ребенка как самодостаточной личности; нашей жизни, их историей возникновения и традициями празднования; * организовать работу по сплочению коллектива Воспитательная работа педагога в детском объединении. Ребята из объединения Батик приняли участие во многих воспитательных мероприятиях, таких как игровая программа в детском коллективе Расскажи о себе сам 09.09.13-12.09.13, Экскурсия по парку Природа -художник-зрительс 09.09.13-12.09.13, игровая программа Безопасная дорожка19.09.2013-22.10.13., Изготовления поздравительных открыток к Дню Святого Валентина, День рождения ЦДТ, экскурсия в музей народного образования .Викторина День рождения дворца05.10.2013, посещение выставки в Д...
  • Программа по риторикеПрограмма предназначена для учителей, работающих по программе ЛадыженскойТ.А. Риторика в 5 - 9классах. Программа составлена с учётом новых требований к образовательному процессу и сответствует Федеральному государственному стандарту.Данная программа содержит пояснительную записку;общую характеристику учебного предмета, курса ;описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, предметные и метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета. Тематическое и кале...
  • Научная статья о цвете в дизайне интерьераЦвет – древнейшая реальность человеческого существования. В природе каждый предмет имеет свою окраску. Цвет – явление физическое, и хотим мы или нет, он влияет на организм человека на биологическом уровне.Для человека, проводящего более 70% в помещении - в жилом пространстве, офисах, в промышленных цехах и т.п. цвет, как нельзя более влияет на самочувствие, настроение и комфортность проживания. Цвет является наиболее активным и действенным средством придания интерьеру самобытности и неповторимос...
  • «Методические рекомендации по развитию познавательной активности обучающихся через элементы интеграции в образовательной области «Искусство» (из опыта работы учителя)Семинар для преподавателей гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, учителей начальных классов образовательных учреждений города Ижевска.Возможности интеграции в условиях современной школы. В ходе освоения программного материала в образовательной области Искусство, необходимо сделать так, чтобы у учащихся данный предмет не вызывал страха неудовлетворительной оценки. Для этого могут быть использованы уроки – инсценировки, уроки – экскурсии, в результате которых появляются разного ... Такая работа может быть организована как в традиционной модели урока, так и в творчески обновленной форме, где работа по темам может быть распределена по группам, а уровень самостоятельной работы усилен.
© 2010-2018