Русский язык и Литература

  • Рабочая программа по русскому языку по учебнику Быстровой 5 классВ системе современного образования преподавание филологических дисциплин занимает одно из важнейших мест и претерпевает в настоящее время значительные изменения в связи с пересмотром содержательных и методических подходов. Государственный стандарт основного общего образования выступает основополагающим нормативным документом для осуществления преподавания русского языка в школе. В содержание учебного предмета Русский язык стандарт образования вносит существенные изменения с учетом практической... Русский язык, родной язык русского народа – средство постижения и обретения его социокультурных ценностей, формирования духовно-нравственного мира россиянина и русского человека, его ментальности, средство развития интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Духовно-нравственное воспитание и развитие школьника средствами предмета русский язык – цель преподавания его сегодня. В то же время русский язык – важное средство социализации личности в условиях определенных из...
  • Литературные кроссворды (5 класс)Предлагаю коллегам кроссворды по литературе для учащихся 5 класса. Они дают учителю дополнительный занимательный и доступный материал для уроков русской словесности. Ведь на уроках кроссворды у ребят пользуются большим интересом.Их отгадывание улучшает память, совершенствует находчивость, повышает грамотность, учит работать со справочной литературой, развивает навыки довести начатое дело до конца, увеличивает объем знаний и даже способствует развитию мышления. Составляя или разгадывая кроссв...
  • Урок на тему: Лиса и Журавль (Сказка для 5 класса)Цели: - познакомить учащихся со сказкой Лиса и Журавль; - закрепить знания о видах сказок. Задачи: -познакомить с содержанием русской народной сказки Лиса и журавль; -развивать умение выделять главную мысль произведения и характеризовать героев; -развивать навык выразительного чтения по ролям; -воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела. Оборудование: презентация, иллюстративный материал к сказке, карточки со словами и пословицами. На...
  • Литературная игра по станциям Путешествие в сказку (5 класс)Литературная игра Путешествие в сказку представляет собой внеклассное мероприятие по станциям, которую можно провести как в параллели, так и в пределах одного класса. Игра способствует активизации познавательной деятельности учащихся по литературе, развитию творческих способностей, проверке полученных знаний у школьников. Каждая станция имеет свое название, все задания разнообразные. Каждая команда получает лист-навигатор, где указан путь к станции. Также командам дается предварительное задан...
  • Урок повторения (5 класс)Цели и задачи урока:1. Образовательная: обобщить повторенный материал; систематизировать знания, закрепить умения и навыки, подготовиться к контрольному диктанту.2. Развивающая: продолжить развитие орфографической зоркости, умения обобщать полученные знания. 3. Воспитательная: продолжить работу, связанную с поддерживанием интереса к предмету, любви к родному языку через нестандартные задания, игровые моменты. Способствовать воспитанию у учащихся чуткого отношения к слову.
  • Путешествие в мир гомеровских героев Интегрированный урок истории и литературы в 5 классеПутешествие в мир гомеровских героев Интегрированный урок истории и литературы в 5 классе Цели: 1. Обучающие: - активизировать знания учащихся по истории и мифологии; - познакомить с удивительным миром героев Гомера; - познакомить учащихся с содержанием поэм Илиада и Одиссея; - познакомить с историей происхождения крылатых выражений; - дать новые понятия по теории литературы: эпическая поэма, сложный эпитет, гекзаметр; - научить находить исторические реалии в художественном тексте....
  • Календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)Рабочая программа по литературе составлена для занятий в 5 классе на основе программы В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина для работы с учебником: Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2010г. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по литературе для общеобразовательных школ Министерства образования и науки РФ. Ведущей проблемой курса литературы 5 класса я...
  • Сведения о составе слова. 5 классТема урока: Словообразование. Сведения о составе слова. Цели урока: Дать понятия о словообразовании, о составе слова; научить детей разбирать слова по составу; Выявить умение определить части слова. Ожидаемые результаты: Получат сведения о словообразовании, о составе слова; научатся разбирать слова по составу; умеют определить части слова. Основная идея: Словообразование – это раздел науки о языке, который изучает состав сл... Соедините линиями. Однозначное слово ауыспалы мағына Многозначное слово тура мағына Прямое значение слова бір мағыналы сөз Переносное значение слова көп мағыналы сөз Соедини линиями синонимы: Веселый холодный Теплый грустный Злой умный Глупый добрый 3. Соедини линиями антонимы. Утро днем Вечером вечер Далеко широкий Узкий близко Вопросы для обсуждения. Работа в группах. Что вы знаете о составе слова? Каждая группа составляет и защищает постеры.Учитель обобщает таблицей. Части слова Приставка корень суффикс окончание Перед корнем после корня Основа без окончания Задания для выполнения. Коллективная работа. Работа с текстом. Прочитать и ответить на вопросы. Поче... Вставить пропущенные буквы. 1-ая группа: г...ворить, отд...хать, ст...мнеет 2-ая группа: см...треть, с...деть, спр...сить. 2.Допиши окончания. 1-ая группа: учить уроки после школ..., учить уроки вечер..., отдыхать до вечер... . 2-ая группа: поздно заканчивать работ... ,зевать нау рок..., не соблюдать режим дн... . Минута отдыха. Игра Фотограф Работа в группах. Каждой группе дается задание. Разбор слова по составу. 1-ой г... Закрепление новой темы. Обобщающее слово учителя. Какой раздел мы начали изучать? Что изучает словообразование? Что такое корень слова? Что такое приставка? Суффикс? Что такое окончание? Рефлексия.Ребята, какой вы после сегодняшнего урока? Что вы узнали на уроке? Считаете, что вы что-то взяли себе из урока, преумножили свои знания,отметьте себя, на какой ветке вы находитесь на дереве знании? Задание на дом: выучить правила.упражнение№5 составить вопросы к ответам. ...
  • Сочинение-отзыв по литературе на тему Самая интересная книга, прочитанная мною на каникулах (5 класс)Написание сочинения часто вызывает затруднение, хочется найти опору, по которой можно было бы поработать. Данный урок поможет начинающим педагогам подготовить учащихся к написанию сочинения Самая интересная книга, прочитанная мною на каникулах. Конспект урока дает возможность педагогам самостоятельно подобрать необходимые тексты в качестве примера для работы с детьми в зависимости от подготовленности класса. Урок знакомит со схемой сочинения-отзыва, помогает провести словарную работу, показат...
  • Рабочая программа по русскому языку 5 класс (М. М. Разумовская)Данная рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),- Приказом МО РФ от 3 июня 2012 года №1994 О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 го...
  • Рабочая программа учебного курса по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка Настоящая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образованияи Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 5 класса Т.А. Ладыженской и др. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения... Содержание Кол-во часов Кол-во контрольных Развитие речи Язык и общение. 5 Повторение изученного в начальных классах. 29 1 6 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 39 1 8 Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография 16 1 4 Лексика. Культура речи. 11 1 1 Морфемика. Орфография.Культура речи. 28 3 1 Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. 69 27 13 28 1 1 2 7 2 1 Повторение и систематизация изученного. 16 ИТОГО 210 11 30 Содержание тем учебного курса Язык и общение (5 ч) Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества. Повторение изученного в начальных классах (26ч) Состав слова. Орфограмма. Правописание согласных. Звуки и буквы. Текст. Части речи. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (39 ч) Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Виды предложений. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Простые и сложные предложения. Пряма...
  • Календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс)Рабочая программа по русскому языку составлена для занятий в 5 классе на основе программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского для работы с учебником: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2010 в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных школ Министерства образования и науки РФ. Домин...
  • Контрольная работа по теме Имя существительное (5 класс)Контрольные тесты по теме Имя существительное целесообразно использовать после изучения раздела. Тесты содержат задания, в которых проверяется умение определять склонение имён существительных и правильно выбирать падежные окончания. Есть в тестах задания, проверяющие орфографическую зоркость : употребление и неупотребление мягкого знака на конце существительных после шипящих, а также правописание О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Учащиеся вспомнят и о синтаксической роли и...
  • Проверочный тест по русскому языку 5 классДанный тест позволяет быстро оценить знания учащихся по разным темам. Большая часть уделена орфографии. Есть вопросы по морфологии и синтаксису. Тест рассчитан на 30 мин для среднего ученика. После прохождения теста использую парную взаимопроверку и работу над ошибками. Тест успешно опробован в 5 классах, учащихся по ФГОС. Дети справляются с заданиями без ососбых затруднений и вопросов. Таже днный тест можно использовать при приеме новых учеников и как итоговый за полугодие ( четверть). Задания ...
  • -Тья и – тся в глаголах (5 класс)Тема урока: -Тья и – тся в глаголах.Место урока в структуре изучаемого раздела: тема данного урока занимает одно из звеньев в цепи УЗ в разделе Повторение изученного в начальных классах. Из курса младшего блока учащиеся уже знакомы с данной орфограммой, знают алгоритм действия, умеют правильно писать слова с этой орфограммой. Цели: образовательная: актуализация знаний по теме -Ться и -тся в глаголах, полученных в младших классах;развивающая: развитие орфографической зоркости;развитиевоображе...
  • Интеллектуальная викторина по творчеству И. А. Крылова (5 класс) Данный урок является заключительным по творчеству И.А.Крылова. Игра проходит с использованием мультимедийной презентации, которая позволяет эмоционально воздействовать на учащихся. Урок – игра направлен на развитие у учащихся познавательного интереса. Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания. Данный ресурс может быть использован при проведении заключительных уроков по изучению творчества баснописца И.А.Крылова, а также при организации внеклассной работы по литературе....
  • Тест для 5 класса по теме Имя прилагательноеТест предназначен для проверки уровня знаний учащихся 5 класса после изучения темы Имя прилагательное. Чтобы выполнить задания, ученик должен знать о грамматических признаках прилагательного, о синтаксической роли полных и кратких прилагательных, об употреблении прилагательных в прямом и переносном значении. В тесте проверяется знание правила неупотребления мягкого знака на конце кратких прилагательных на шипящую, а также правила правописания мягкого знака после шипящих у существительных треть...
  • Рабочая программа Литература (5 класс)Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, на основе учебного плана гимназии на 2014-2015 учебный год, - примерной образовательной программы основного общего образования по литературе, - авторской программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию по литературе для 5 класса В.Я. Коровиной...
  • Урок по теме «Толковые словари. Работа со словарной статьёй» 5 классПланируемый результат: знают назначение толковых словарей и умеют их использовать для определения, уточнения лексического значения слов ,знают структуру словарной статьи и умеют в ней ориентироваться.Словарь – это книга книг. Созданием словарей занимаются ЛЕКСИКОГРАФЫ.Словари, служащие для объяснения значений слов, называются толковыми.Работа по толкованию слов - сложная. Учёный-языковед должен изучить , какие значения имеет то или иное слово в разных текстах, и написать о слове так, чтобы это...
  • Материалы для грамматической зарядки на уроках русского языка в 5 классеГрамматическая зарядка на уроках русского языка 5 класс Урок 4 Словарный диктант, с 3-10 Язык, человек, искусство, общение, устное, письменное, разговорный стиль, научный, художественный, всегда, никогда Урок 7 Объяснительный диктант Небесный (небо), полевой (поле), кормить (корм), удивлять (диво), заглядеться (взгляд), гимнаст, маршрут, вокзал, минута, малина Урок 9 Словарный диктант, с 11-21 Транскрипция, орфограмма, ударение, морфема, приставка, суффикс, футбольный матч, молотьба, рюкзак, ба... 1 2 3 4 5 -ться * * * -тся * * Урок 22 Объяснительный диктант Пошли купаться (что делать?, н.ф.); смелый побеждает ( побеждать, 1 спр.), труда не боится (что делает?, 3-е л.), дочь (3 скл.), меч (не 3 скл.), на зелёной (на какой?) поляне Урок 26 Словарный диктант, с 22-49 Синтаксис, пунктуация, знак разделения, брошюра, подъём, парашют, вьюга, направо, внизу, втроём Урок 32 Графический диктант: обозначить ГО, вычертить схемы 1) Наступил тихий вечер. I === ] 2) Ты книгу прочитал? ... 1 2 3 4 5 Нераспростр. * * Распростр. * * * Урок 44 Пунктуационный диктант : объяснить схемой расстановку знаков препинания в предложениях 1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет 2) Тёплые, тихие сумерки спустились над рекой Урок 56 Графический диктант: синтаксический разбор предложений 1) На поляне расцвели первые ромашки. (повеств., невоскл., простое, распростр.) 2) Гроза прошла, и снова запели птицы. (повеств., невоскл., сложное, союзное) Урок 59 Пунктуационный диктант : объяснить схемой расстановк... 1 2 3 4 5 Омонимы * Синонимы * * Антонимы * * Урок 101 Графический диктант: морфемный разбор Звонкий, перезвон, смелые, пишут, входят Урок 102 Словарный диктант, с 145-172 Громадный, телевизор, огромный, телефон, пасмурный, помещаться, фиолетовый, блистать, сверкать, светиться, новый квартал, диван, лиловый, балкон Урок 104 Словарный диктант, с 145-172 Кабинет, маршрут, правильный, велосипед, пианино, гитара, конфета, корзина, костюм, грамотный, крошечный, паркет, ремень, чехол Урок 106 Объяснительный диктант Разбудить (перед звонк.), р... 1 2 3 4 5 -лаг- * * * -лож- * * Урок 116 Словарный диктант, с 175-185 Расписание, рассчитать, расчёт, здесь, здание, здоровье, сдать, шоколад, богатый, шофёр Урок 120 Объяснительный диктант Вырасти, заросли ( не перед ст, щ), росток (искл.), шёлк, шов (искл.), с улицы, цирк, лекция ( на-ция), цыплята (искл.), жёлтый Урок 124 Цифровой диктант кукла, 2. город, 3. цыган, 4. здание, 5. ученик 1 2 3 4 5 Одушевл. * * Неодушевл. * * * Урок 120 Словарный диктант, с 186-203 Морфология, самостоятельный части речи, служебные части речи, Отечество, Великая Отечественная война, Отчизна, ворота, чернила, Родина, одушевлённые существительные Урок 125 Цифровой диктант курица, 2. союз, 3. цыплёнок, 4. здание, 5. язык 1 2 3 4 5 Муж. * * * Жен * Средн. * Урок 127 Словарный диктант, с 204-207 Молодёжь, приволье, необъятный, каучук, фарфор, раздолье, свёкла, простор, щавель, хлопок Урок 131 Объяснительный диктант Прочитать в книге ( 1-е, П.п), стояли на площади ( 3-е, П.п), встречаются в жизни ( 3-е, П.п), подошёл к избушке ( 1-е, Д.п), вспомню о доме (2-е, П.п), ждём до полуночи (3-е, Р.п) Урок 137 Цифровой диктант 1. за товарищем, 2. под плащом, 3. в полотенце, 4. под солнцем, 5. стать врачом 1 2 3 4 5 О * * Е * * * Урок 146 Объяснительный диктант В глубоком озере ( в озере каком? ср.р., П.п.), холодной ночью ( ночью какой? ж.р., Т.п.), бурного потока ( потока какого? м.р., Р.п.) Урок 154 Цифровой диктант 1.большого дома, 2. хорошего друга, 3.чужой земли, 4. колючему кустарнику, 5. свежей травой 1 2 3 4 5 О * * Е * * * Урок 158 Словарный диктант, с 213-240 Республика, о лекции, о юбилее, в армии, инженеры, мандарин, офицеры, апельсин, жёлтый, янтарный Урок 166 Цифровой диктант ненавидеть, 2. не был, 3. негодовать, 4. не хотел, 5. недоумевали 1 2 3 4 5 Слитно * * * Раздельно * * Урок 169 Объяснительный диктант Хотим учиться ( что делать? н.ф.), дети учатся ( что делают? 3-е л.), алмаз искрится( что делает? 3-е л.), надо стараться( что делать? н.ф.), быстро мчатся ( что делают? 3-е л.) Урок 177 Цифровой диктант 1. разбирал, 2. замерли, 3. блистать, 4. блестеть, 5. вытирать 1 2 3 4 5 И * * * Е * * Урок 186 Цифровой диктант 1. уходим, 2.читает, 3. видит, 4. рисуем, 5. держит 1 2 3 4 5 I спр. /Е * * II спр. /И * * * Урок 191 Объяснительный диктант Пишешь ( 2-е л., ед.ч.), читаешь ( 2-е л., ед.ч.), улыбаешься ( 2-е л., ед.ч.), строишь( 2-е л., ед.ч.), веселишься ( 2-е л., ед.ч.) Урок 194 Словарный диктант, с 242-282 Негодовать, баскетбол, не жил, тренер, таять, тренироваться, стеречь, гимнастика, стадион, облегчит, вагон, фотоаппарат, бинокль, канал, мечта Урок 202 Пунктуационный диктант : объяснить схемой расстановку знаков препинания в предложениях На поляне растут ромашки, васильки, колокольчики Лена... № Ответ Вопрос 1 Синтаксис 1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения. 2 Пунктуация 2. Раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. 3 Словосочетание 3. Синтаксическая конструкция, которая состоит из 2-х частей: главной и зависимой, связанных по смыслу и грамматически. 4 Предложение 4. Синтаксическая конструкция, все слова которой связаны грамматически, имеющая грамматическую основу и интонацию завершённости.
  • Проверочная работа по теме Фонетика, 5 классПроверочная работа в двух вариантах по русскому языку для учащихся 5 классов. Тема работы фонетика. В работе предложены тексты и задания к ним. Образец задания: 1. Выписать из текста 2-4 слова, в которых все согласные звонкие.2. Выписать из текста 2-4 слова, в которых все согласные твёрдые. и т.п.
  • Урок по литературе Обучение анализу лирического стихотворения 5 классТема урока: Р.Р. Обучение анализу лирического стихотворения. Цель: Знакомство со стихотворением А.С. Пушкина Зимнее утро, его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; самостоятельный анализ лирического стихотворения. Задачи: · б) развивать умение анализировать лирический текст: соотносить картины природы с настроением лирического героя; · в) формировать представления о лириче...
  • Внеклассное мероприятие по русскому языку 5 класс АБВГДЕйкаВнеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе АБВГДЕйка (интеллектуальная игра) Можно провести в рамках недели русского языка. Цель мероприятия: закрепление изученных тем, воспитание интереса к изучению русского языка. В интеллектуальной игре принимают участие три команды. Интеллектуальная игра состоит из восьми туров: первый тур Я знаю алфавит, второй тур Грамотеи, третий тур Сколько букв, сколько звуков?, четвертый тур Орфографический, пятый тур Ох, уж эти согласные, шест...
  • Конспект урока по литературе на тему «Добро пожаловать в мир литературы» (5 класс) Вводный урок по литературе в 5 классе на тему Добро пожаловать в мир литературы проходит в атмосфере сотрудничества, а также учения без принуждения. Основной целью данного урока является создание условий для ознакомления учащихся со спецификой нового учебного предмета. Он включает в себя игровые задания, задания творческой и интеллектуальной направленности, благодаря которым становится динамичным, живым и содержательным. Урок построен по технологии развития критического мышления, поэтому фор...
  • Рабочая программа по русскому языку 5 класс для сельских школь с неродным языком рабочая программа для 5 класса по русскому языку по учебнику Шакировой (Татарстан) Пояснительная записка Данная программа составлена на основе следующих документов: } Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089; } Примерная программа по русскому языку, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; } Программа средней школы V – XI классы татарских школ, авт...
  • Урок русского языка с использованием флипчарта на тему Повторение по теме Имя существительное (5 класс)Цель урока:обобщение знаний учащихся об имени существительном. Задачи урока: 1.Научить применять знания об имени существительном как части речи, выявлять орфограммы в этой части речи, отработать умение определять его морфологические признаки и синтаксическую роль. 2.Развивать навыки использования существительных в речи с целью повышения её выразительности; развивать умение видеть изобразительно-выразительные средства языка, в основе которых лежит использование существительных; развивать творче...
  • Фонетика как раздел науки о языке (5 класс)В данной разработке представлен материал для повторения пройденного материала по фонетике в начальной школе. А также дана картинка устройства речевого аппарата человека, для того чтобы детям было легче понять где выдыхаемый воздух встречает преграды, а где нет. Также дана таблица, в которой чётко видны характеристики кажого гласного и согласного звука русского языка. Эти данные можно смело и по-разному использовать при работе на 2-х или 3-х уроках п...
  • Урок русского языка в 5 классеОпорный конспект урока русского языка в 5-ом классе. Тема: Роль синонимов в речи Цели: 1) систематизировать и обобщить изученные теоретические сведения; 2) закрепить умение использовать синонимы в речи; 3) развитие познавательного интереса, любви к русскому языку. Оборудование: учебник, тексты, таблицы, дидактический материал Тип урока: комбинированный Метод: проблемно-поисковый
  • Конспект уроку світової літератури у 5 класіОсобистісно орієнтований урок спрямований на виявлення індивідуальних здібностей кожного учня. Використані різні засоби навчання: картки, ілюстрації, підручник. Значна увага приділяється розвитку творчих, акторських здібностей та розвитку звязного мовлення. Використані інтерактивні методи та прийоми: робота в парах, групах, бесіда, мікрофон, мозаїка, сенкан, точка зору, міні-дискусія, асоціативний кущ,діаграма Вена, інсценізація, Руханка Учні самостійно визначають цілі уроку та підводять п...
  • Рабочая программа по литературе (5 класс)Настоящая рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе: Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ №322 от 09.02.1998г.; ФЗ Об образовании в РФ №273 от 29.12.2012; Программы для общеобразовательных школ Литература. 5-11 классы (под ред. В.Я.Коровиной)./7-е издание, М., Просвещение, 2008. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литерат...
  • Рабочая программа предмета Русский язык 5 классРабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации - Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089) - - Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и науки РФ к испо...
  • Урок по теме Урок Тема: «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе»Тема: Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе. Цель урока: обобщить знания по морфологии имени прилагательного, систематизировать знания, умения и навыки по данной теме; развивать умение творческого применения знаний для решения практических задач. Иметь знания по морфологии имени прилагательного. Уметь сравнивать, сопоставлять, делать вывод, находить полные и ... lll. Закрепление. 1.Арена полных и кратких прилагательных. В словах ни корней, ни приставок, ни суффиксов - одни окончания. Узнайте, где спряталось полное прилагательное, а где – краткое. 1. _ _ _ая; 4. _ _ _ий; 7. _ _ _ое; 2._ _ _ые; 5. _ _ _ые; 8. _ _ _ее; 3. _ __ ; 6._ _ _ы; 9. _ _ _о. Образуйте от данных прилагательных формы кратких: ...
  • Урок русского языка в 5 классе на тему «Буквы з - с на конце приставок»Тип урока: урок усвоения новых знаний Планируемые результаты: Предметные: усваивают правило написания букв з-с на конце приставок, пользуются правилом, определяющим выбор буквы в приставке, находят орфограмму в морфеме, списывают, обозначают приставки и условия выбора в них согласной, подбирают к данным словам однокоренные с приставками. Метапредметные: создают алгоритм и работают, пользуясь им; распределяют слова по группам, организовывают совместную деятельность в парах и группах.
  • Урок по теме Правописание безударных гласных в корне слова. ( 5 класс)Тема: Правописание безударных гласных в корне слова. Цель урока: создать учебно-познавательную среду, способствующую углублению знаний по правописанию безударных гласных. Повторить материал изученный в разделе Фонетика. Закрепить умен...
  • Урок в 5 классе по теме: «Виды словосочетаний »Конспект урока русского языка на основе системно- деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС Тип урока: урок открытия нового знания Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: умения определять виды словосочетаний по главному слову Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: виды словосочетаний Задачи урока: - сформировать представление о видах словосочетаний по главному слову - комментировать ...
  • Рабочая программа по русскому языку 5 класс по программе М. М. Разумовской Рабочая программа на 2014-2015 учебный год Предмет: Русский ЯЗЫК Класс (Ы): 5 А Учитель:Каманина О.А Пояснительная записка Количество часов в неделю 6 Программа (гост., авт., кто автор), место, год издания: Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык.5-9 кл.,10-11 кл.,/сост.Е.И.Харитонова.-3-е изд., стереотип. - М.:Дрофа,2010.Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебный комплекс для учащихся: Учебник Русский язык 5 класс, М.М.Разумов...
  • Урок – игра в 5 классе Путешествие по стране Русский языкЦель. Расширить и систематизировать знания учащихся в соответствии с изученной программой курса русского языка в 5 классе. Задачи: а) расширить знания учащихся в области лексикологии, фонетики, синтаксиса; б) развивать логическое и образное мышление учащихся; в) воспитывать бережное отношение к родному языку. Педагогическая инструментировка : карточки – задания, карточки – указатели, карточки – вопросы, схемы, ребусы, кроссворды, выставки книг, рабочие тетради. ...
  • Урок Маленькая девочка с большим сердцем (по сказке Г. Х. Андерсена Снежная королева, 5 класс) Завершающий урок по сказке Г.Х.Андерсена Снежная королева. На этом уроке учащиеся знакомятся со сказочным миром писателя, раскрывают проблемы, положенные автором в основу сказки. Урок предполагает использование мультимедийной презентации, видеосюжетов. Дети получают опережающие задания - подготовить рассказы о биографии Андерсена, инсценировать отдельные эпизоды. Можно сделать выставку книг Г.Х.Андерсена, на доске - рисунки учащихся по сказкам.
  • Урок русского языка в 5 классе на тему Будущее время глаголаУрок русского языка в 5 классе Учитель: Астапкова Валентина Васильевна Тема: Будущее время глагола Цель: Продолжить формирование знаний о грамматическом значении и морфологических признаках глагола; организовать деятельность учащихся по повторению изученного материала (Виды глагола), закреплению знаний по теме Настоящее и прошедшее время глагола, усвоению знаний о будущем времени глагола и способах образования простой и сложной формы будущего времени; завершить формирование зн... глагол время лицо число род Проверка учителем. Индивидуальное задание для сильного ученика Выпишите глаголы, заполните таблицу. Настоящее время Лицо число Прошедшее время род число Будущее время лицо число Слайд №12. Станция Конечная Вот мы и прибыли на конечную станцию. Запишем домашнее задание: Написать небольшой рассказ по данному началу, используя глаголы будущего времени. Подведём итог путешествию: - Удалось ли наше путешествие? Почему? - Что вы узнали, изучая тему Время глагола (как изменяются глаголы по временам; как образуются формы времени глагола) - Чему вы научились? (определять формы времени глагола – по вопросу, значению, составу слова; образовывать временные формы глагола; ... № Ф.И.обучающе гося Станции итог оценка Старто- вая Закреп-ляй-ка Уга-дай-ка Орфогра фическая Времен ная Конеч ная 5 - задание выполнено без ошибок и в индивидуальном, и в групповом режиме. 4 - задание выполнено без ошибок, но только в групповом режиме. 3 - задание выполнено, но есть ошибка. За каждую оказанную помощь другой группе добавляется 1 балл. Итог: 30 – 29 баллов - 5; 28 – 23балла - 4; 22 – 20 баллов - 3
  • Урок русского языка в 5 классе на тему Настоящее время глагола Урок русского языка в 5 классе Тема: Настоящее время глагола. Цель: Продолжить формирование знаний о грамматическом значении и морфологических признаках глагола; организовать деятельность учащихся по повторению изученного материала Виды глагола, закреплению знаний по теме Прошедшее время глагола; добиться усвоения знаний о настоящем времени глагола, проконтролировать уровень усвоения темы для организации последующей коррекции. Развивать умение работы в паре, группе; развивать умение работать с электронными контрольными заданиями; развивать речь учащихся. Способствовать воспитанию у школьников интереса к изучению русского языка; любви к природе. Тип урока: комбинированный. Оборудование: средства компьютерного обучения: компьютеры, электронная доска; материалы по развитию речи для учащихся с ослабленной мотивацией; материалы развивающего характера для учащихся с повышенной мотивацией к усвоению знаний. ХОД УРОКА: 1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Круг радости. Звучит лёгкая музыка. Все встали в круг. Здравствуйте, ребята! Раскроем ладони навстречу солнцу, согреем их его теплом. Возьмёмся за руки, передайте тепло солнца друг другу, улыбнитесь! Вместе мы преодолеем все трудности. Поиграем в игру Атомы и молекулы. Итак, атомы, соберитесь в молекулы по три, а теперь разойдитесь и соберитесь в молекулы по два атома, а теперь по 5. Вот у нас образовалось 3 группы. Сегодня на уроке мы будем работать в группах такого состава. Занимайте свои места и за работу! Вступительное слово учителя. Выразительное чтение высказывания Л.Н.Толстого о глаголе. Определение учениками темы урока по отрывку из стих. А.Н. Толстого. Вот уж снег последний в поле тает, Тёплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. О каком времени глагола мы сегодня будем говорить подробно? А как вы догадались? Запись числа и темы урока в тетрадь. Настоящее время глагола Давайте поставим перед собой цели. Ученики определяют цель: Знать на какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени, какое действие они обозначают, и глаголы какого вида имеют форму настоящего времени. Уметь задавать вопросы к глаголам настоящего времени. 2. Повторение изученного материала: Работа в группах: ЗАДАНИЕ для 1 группы: повторить сведения о грамматическом значении и морфологических признаках глагола. ЗАДАНИЕ для 2 группы: отработать знания о спряжении глагола. ЗАДАНИЕ для 3 группы: отработать знания о видах глагола и видовых парах. Проверка. Диалогическая беседа. - Какой раздел науки о языке мы изучаем сейчас? - Что изучает морфология? - Какие разделы морфологии мы изучаем в этом учебном году? - Что такое глагол? - Что вы знаете о морфологических признаках глагола? - Что вы знаете о спряжении глагола - Что вы знаете о виде глагола? - Что вы знаете о времени глагола? Дайте анализ ответам вашим одноклассникам. Какая группа отвечала увереннее? Чьи ответы вам понравились больше? Кто, по-вашему мнению знает теоретические вопросы лучше других? Свой ответ аргументируйте. 3. Усвоение новых знаний. Вернёмся к стихотворению А. Толстого. Выпишите глаголы настоящего времени в тетрадь и скажите, с какой целью поэт использовал эти глаголы? - Работаем в группах по осмыслению теоретического материала в учебнике на стр.278 и готовим вопросы другой группе. Отвечают члены группы по желанию. - Как определить настоящее время глагола? - Глаголы какого вида имеют форму настоящего времени? - Почему действие, которое происходило в прошлом, описывается в художественном тексте глаголами настоящего времени? Физминутка Потянитесь, распрямитесь, покачайтесь, покружитесь. Приседайте, приседайте. Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку. Покачайтесь-ка вприсядку. Глубоко теперь вздохните, выдохните и присядьте. Поднимитесь, пошагайте. Помолчите, подышите и ногами постучите. Помахайте, потянитесь, поморгайте, улыбнитесь. А теперь все успокаиваемся и за дело принимаемся. 4. Закрепление полученных знаний. 1) Упражнение 958. Спишите. 1 уровень. Глаголы в скобках поставь в настоящем времени. 2 уровень. Определи их вид и число. 3 уровень. Определи спряжение глаголов. Ледяной ветер (гулять) в открытом поле. И камни, и травы (петь) под дождём, (блестеть) озёрные воды. Вы (проходить) мимо дерева – оно не (шелохнуться). Над глухой степью в неизвестный путь (пролетать) журавлиный клин. Проверка выполнения. Критерии оценивания: Задания 1 уровня – 3, Задания 1 и 2 уровня – 4, Задания всех трёх уровней – 5 Кто себе поставил оценку 5? Пожалуйста, прокомментируйте свою работу. 2) Работа с текстом. Постройте кластер Глаголы настоящего времени и выпишите все глаголы настоящего времени из текста. Хорошо летней порой в лесу! Я иду по тропинке среди берёз и осин с серыми стволами и серебристыми листьями. А вот и поляна! На горизонте виднеются хвойные деревья. От травы исходит приятный аромат. Настойчиво стучит по коре дятел. Сороки летают с громкими криками. Поспевает черника. Земляника уже отошла. Вдали густо стоит малинник. Но вот лес редеет. Вдали виднеются поля пшеницы и гречихи. Проверка выполнения. Лидеры групп защищают свои кластеры: аргументируют, анализируют. Считаем, у кого глаголов записано больше. 5. Контроль над уровнем ЗУН. Работа с компьютером. Выполнение дифференцированного электронного тестирования. * ** *** На вопросы тестов даются 3 ответа. Правильный один. На вопросы тестов даются 5 ответов. Правильный один. На вопросы тестов даются 5 ответов. Правильных несколько. Проверка результатов. 6. Итоги урока и рефлексия. Дидактический этап – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК - Что нового вы узнали на уроке? - А что было уже известно? Если всё было понятно – поднимите зелёный светофор, если не очень понятно – поднимите жёлтый, а если совсем ничего не поняли – красный. 7. Домашнее задание §89, упр.961. Составьте рассказ по данному началу. Употреби глаголы в настоящем времени.
  • Урок русского языка в 5 классе на тему Прошедшее время глагола Урок русского языка в 5 классе Тема: Прошедшее время глагола Цель: Продолжить формирование знаний о грамматическом значении и морфологических признаках глагола; закрепить знания о видах и времени глагола; проконтролировать уровень усвоения знаний по теме Время глагола; добиться усвоения знаний о прошедшем времени глагола. Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, работать в парах, в малых группах, сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, заполнять таблицу, составлять синквейн. Воспитывать навыки работы в паре, в группе; повышать мотивацию к усвоению знаний. Способствовать воспитанию у школьников интереса к слову, языку, живописи. Тип урока: комбинированный Оборудование: картина Саврасова Грачи прилетели, таблица, лист ответов. ХОД УРОКА: 1.Организационный момент. Психологический настрой. - Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов и удачи Вам! - Ребята, какую тему мы прошли на прошлом уроке? (Время глагола) - Какие 3 формы времени есть у глагола? (Прошедшее, настоящее и будущее). На прошлом уроке мы с вами говорили обо всех временах глагола обзорно. Послушайте отрывок из басни Крылова и определите, о каком времени глагола мы сегодня будем говорить на уроке подробно. Тут соловей являть своё искусство стал: Защёлкал, засвистал, На тысячу ладов тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью раздавался. А как вы догадались? Тема сегодняшнего урока: Прошедшее время глагола - Какие цели мы сегодня поставим себе на уроке? Заполните таблицу: Знаю Хочу знать Узнал 2. Повторение пройденного материала. 1) Проверка домашнего задания. Парная работа. Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку, поставьте друг другу оценку. В конце урока тетради сдадите. 2) Диалоговая беседа: Какой раздел науки о языке мы изучаем? Что изучает морфология? Какие части речи мы изучили? Что такое глагол? На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени? Как время глагола связано с его видом? 3) Работа в малых группах по картине Грачи прилетели. Данная работа рассчитана на быстрого, среднего, медленного ученика. - Перед вами картина Саврасова Грачи прилетели. Составьте связный текст – описание по данной картине, используя глаголы в прошедшем времени. Подумайте, какое время года изображено на картине? Назовите приметы весны. Крамской писал художнику Васильеву, что в картине Грачи прилетели хорошо чувствуется душа. Что он имел в виду? (Работаем 10 минут, количество предложений неограниченное). - Теперь желающие пусть прочитают свои работы перед своими одноклассниками. (Авторский стул) * Составление синквейна. А) Ключевое слово. Название. Тема. (1 слово) Весна. В) Описание. (Прилагательное) (2 слова) Шумная, весёлая. С) Идёт процесс. Действие по теме. (3 глагола) Пришла, обнажила, запомнилась. Д) Моё отношение к теме. (предложение из 4 слов) Передалось весеннее настроение Саврасова. Е) Подтверждение сущности четырёх слов. (1 слово - вывод) Картина Получилось пятистишие: Весна. Шумная, весёлая. Пришла, обнажила, запомнилась. Передалось весеннее настроение Саврасова. Картина От каждой группы ученик зачитывает свой синквейн. У кого получилось правильное пятистишие, поставьте себе 5, у кого незначительные ошибки в подборе слов – 4, а у кого получилось подобрать только половину правильных слов – 3. . 3. Работа по теме урока. Усвоение новых знаний. Диалог с классом. - Какие глаголы прошедшего времени вы использовали в своих текстах-описаниях? - Прочитайте теоретический материал в учебнике по данной теме. - Как вы думаете, когда мы применяем в своей речи глаголы в прошедшем времени? (когда хотим рассказать о прошлом.) - Как изменяются глаголы прошедшего времени? - Как определить прошедшее время глагола? - Какой суффикс есть у глаголов прошедшего времени? Музыкальная физминутка. 4. Закрепление. Применение новых знаний - Выполнение упражнения 951. (работа в парах). Выписать глаголы. Указать их время, число, род. Отвечают желающие. Оценивает класс. - Работа с текстом. Допиши окончания глаголов. От каких слов они зависят? В каком времени употреблены глаголы? Почему? (Работа на компьютерах) Мы сидел… в тени, но и в тени было душно. Горячее лицо с тоской искал… ветра. Но ветра не был… . Солнце так и бил… с синего потемневшего неба. Прямо перед нами, на другом берегу, желтел… овсяное поле. Хоть бы один колос на нём шевельнулся! В реке по колено в воде стоял… лошадь и обмахивал…сь мокрым хвостом. Изредка всплывал… большая рыба. Кузнечики трещал… в порыжевшей траве, перепела кричал… как бы нехотя. (По. И.С. Тургеневу) После выполнения заданий учащиеся проверяют себя по слайду. Выставление оценок в оценочный лист по критериям: 10 правильно написанных глаголов – 5 8-9 правильно написанных глаголов – 4 7-6 правильно написанных глаголов – 3 - Выборочный диктант: упражнение 953: выписать глаголы, указать время, род, число. 1 уровень: выписать глаголы, указать время глаголов. 2 уровень: выписать глаголы, указать время, вид, род, число. 3 уровень: выписать глаголы, указать время, вид, род, число. Выписать грамматическую основу предложений. Пригрело (П.в., сов. в., ср.р., ед.ч.) солнце; начал (П.в., несов. в., м.р., ед.ч.) таять снег; пробежал (П.в., сов. в., м.р., ед.ч.) ручеек; опустели (П.в. сов. в., мн.ч.,) квартиры; выбрались (П.в., сов. в., мн.ч.) букашки и жучки. Критерии оценивания: Задания 1 уровня – 3, Задания 1 и 2 уровня – 4, Задания всех трёх уровней – 5 Заполните оценочный лист. 5. Подведение итогов. Рефлексия А сейчас вернёмся к нашей таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Обратимся к третьей колонке Что я узнал и заполним её. - Ребята, что показалось вам трудным на уроке? - Что вызвало интерес? - Зачем нам нужно знать прошедшее время глагола? У каждого из вас карточка красного, жёлтого и зелёного цвета. *Зелёные карточки поднимите те, кто работал на уроке с желанием, был уверен в себе, и ему было интересно. *Желтые карточки поднимут те, кто работал с желанием, но не очень уверенно, волновался, не всё получалось сразу. * Красные карточки поднимите те, кто работал без желания, боялся отвечать и выполнять работу. Будем стремиться к тому, чтобы красных карточек было с каждым уроком меньше. А теперь заполните до конца оценочный лист и подведите итог. Заполнение оценочного листа. Ф.И. Домашнее задание Синквейн Упр. 951 Дописать окончания глаголов Выборочный диктант Итог 6. Домашнее задание дифференцированное. Выучить в учебнике теоретический материал. Выписать из художественной литературы 5 предложений с глаголами в форме прошедшего времени. Придумай мини-сочинение Мой день начался с маленького чуда…. Используй глаголы в прошедшем времени.
  • Среднесрочное планирование урокв русской литературы в 5 классеПри планировании среднесрочного плана я старалась учесть все ключевые идеи Программы, стремилась интегрировать все 7 ее модулей. На их основе запланировала и провела 4 урока русской литературы в 5 классе школы-интерната г. Щучинск. Уроки, построенные с учетом новых подходов в обучении и преподавании, ранее в данном классе не проводились, поэтому с самого начала учебного года мы вместе с пятиклассниками учимся работать в команде, помогая и уважая друг друга. В ходе подготовки к уроках старалас...
  • Урок русского языка в 5 класе Урок русского языка в 5 классе. Тема: Самостоятельные и служебные части речи. Цель: формирование знаний о самостоятельных и служебных частях речи, формирование умения различать самостоятельные и служебные части речи, делать сопоставительный анализ, развитие навыков выразительного чтения, самостоятельного мышления, воспитание любви к красоте родного края.
  • Демонстрационный материал по русскому языку к разделу Синтаксис и пунктуация 5 классДемонстрационный материал к разделу Синтаксис и пунктуация -это карточки формата А-4 (возможно увеличение до формата А-3). На них представлен теоретический материал по темам: сложное предложение, обращение, однородные члены, прямая речь. Материал дан в виде краткой записи определений понятий синтаксиса и схем (сложных предложений разных типов; простых предложений, осложненных обращением или однородными членами; прямой речи и диалога). Такие карточки вывешиваются на доске и сопровождают изучени...
  • Внеклассное мероприятие по литературе для 5 классаВнеклассное мероприятие по литературе для 5 класса. Викторина по теме Мифы и легенды Древней Греции состоит из четырех этапов. На первом этапе ученикам предлагается придумать название для своих команд, за наиболее удачное название команда- победитель получает карточку. Второй этап- викторина, участникам предлагаются вопросы, за правильные ответы выдаются карточки. Третий этап- художественное описание.На этом этапе команды получают карточки с именами героев мифов. Участники должны составить сло...
  • Д. Досжанов Родник (литературное чтение 5 класс)Тема урока: Д. Досжанов. Родник. Дикие звери и птицы Казахстана. Цели урока: 1. познакомить с рассказом Д.Досжанова Родник; научить распознавать в тексте эпитеты и сравнения; познакомить учащихся с текстом о диких зверях и птицах Казахстана; 2. развивать умения вдумчиво читать текст, анализировать прочитанное, делать выводы по изученному материалу. 3. воспитание эстетических вкусов, любви к природе родного края. Тип урока: комбинированны...
  • Конспект открытого урока по русскому языку на тему: «Чудодейственная сила глагола» (5 класс)Цель урока: 1. образовательная - повторить и обобщить изученный материал по теме; продолжить развитие орфографических и речевых навыков учащихся, научить определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте; 2. развивающая - развитие познавательной активности, внимания, памяти, логического мышления; 3. воспитывать желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме, воспитание коллективизма, взаимоуважения, любви к природе, интереса к русскому языку. Тип урока: ...
  • Интегрированный урок по информатике и русскому языку в 5 классеКонспект открытого урока с использованием новых образовательных технологий (в том числе с ЭОР и ИКТ) Опираясь на личный опыт, мне хотелось бы еще предоставить разработку урока во 2 классе по теме Притяжательные местоимения , направленного на формирование у обучающихся коммуникативных универсальных учебных умений и навыков. Тема: Притяжательные местоимения Класс: 2 Дата проведения: Форма проведения: Урок закрепления изученного материала. Тип урока: комбинированный (урок закрепления знаний и с...
  • Внеклассное мероприятие по литературе для 5 классаВнеклассное мероприятие по литературе В гостях у сказки для 5 классов включает в себя сцены из трех сказок: Снежная королева, Золушка, Двенадцать месяцев. Обязательно музыкальное сопровождение и постановка танца. Начинается мероприятие со слов ведущего, затем дети читают стихи, после которых начинается действие. Сцена первая- финал сказки Снежная королева. Далее следует пересказ сюжета сказки Золушка в стихотворной форме, затем- сцена из этой сказки. После слов ведущего, которым може...
  • Рабочая программа по русской литературе в 5 классеХудожественная литература имеет огромнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными и деалами и эстетическими потребностями. Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью,единства формы и содержания,историзма,традиций классической литературы,а также формирования умений оценивать и анализировать произведения,овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Цель-воспитание грамотного компетентного читателя,чел...
© 2010-2018