Русский язык и Литература

  • Календарно - тематическое планирование уроков письма и развития речи в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 5 класс Письмо и развитие речи № п/п Кол-во часов Дата проведения Программный материал I. 1. 1 I четверть Повторение. Предложение Предложение. Практические упражнения в отношении предложений. 2. 1 Связь слов в предложении. 3. 1 Главные члены предложения. Подлежащее. 4. 1 Главные члены предложения. Сказуемое. 5. 1 Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. 6 1 Главные и второстепенные члены предложения. 7. 1 Различие предложений по интонации: повествовательные, вопросительные, восклицательные. 8. 1 Повторение пройденного. 9. 1 Проверочный диктант. 10. 1 Работа над ошибками. II. 1. 1 Звуки и буквы Звуки и буквы. Алфавит. 2. 1 Звуки гласные и согласные. 3. 1 Согласные твёрдые и мягкие. 4. 1 Тренировочные упражнения по различению твёрдых и мягких согласных. 5. 1 Обозначение мягкости согласными буквами е, ё, и, ю, я. 6. 1 Обозначение мягкости согласных буквой Ь. 7. 1 Разделительный мягкий знак. 8. 1 Согласные звонкие и глухие. 9. 1 Тренировочные упражнения по различению твёрдых и мягких согласных. 10. 1 Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. 11. 1 Тренировочные упражнения на закрепление правописания звонких и глухих согласных на конце слов. 12. 1 Буква е, ё, и, ю, я в начале слова и после гласных. 13. 1 Гласные ударные и безударные. 14. 1 Безударные гласные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. 15. 1 Правописание безударных гласных. Тренировочные упражнения. 16. 1 Правописание безударных гласных. Тренировочные упражнения. 17. 1 Закрепление материала. 18. 1 Диктант. Работа над ошибками. 19. 1 Развитие речи. Золотая волшебница осень. III. 1. 1 Слово. Состав слова Корень и однокоренные слова. 2. 1 Окончание. Изменение окончаний в различных формах одного и того же слова. 3. 1 Приставка. Словообразовательная и смыслоразличительная роль приставки в слове. 4. 1 Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках. 5. 1 Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках. Тренировочные упражнения. 6. 1 Суффикс. Словообразовательная и смыслоразличительная роль суффикса в слове. 7 1 Образование слов с помощью приставки и суффикса. 8 1 Разбор слова по составу. 9 1 Повторение изученного. Разбор слова по составу. 10 1 Диктант. Работа над ошибками. 11 1 Безударные гласные. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. 12 1 Тренировочные упражнения по правописанию безударных гласных в корне слова. 13 1 Слова с двумя безударными гласными в корне слова. 14 1 Тренировочные упражнения по теме Слова с двумя безударными гласными в корне слова. 15 1 Непроверяемые безударные гласные в корне слова. 16 1 Тренировочные упражнения по теме Непроверяемые безударные гласные в корне слова. 17 1 Закрепление написания слов с безударными гласными. 18 1 Контрольный диктант за I четверть. Работа над ошибками. 19 1 Правописание согласных в корне слова. Звонкие и глухие согласные. 20 1 Непроизносимые согласные. 21 1 Правописание непроизносимых согласных. Упражнения на закрепление темы. 22 1 Непроверяемые согласные в корне слова. 23 1 Непроверяемые согласные в корне слова. Работа со словарём. 24 1 Контрольное списывание. 25 1 Повторение пройденного о согласных. 26 1 Двойные согласные. 27 1 Деловое письмо. Ответы на вопросы с опорой на рисунок. 28 1 Обобщение по теме Согласные. 29 1 Проверочная работа по теме Согласные. 30 1 Правописание приставок. Приставка и предлог. 31 1 Буква Ъ после приставок. 32 1 Правописание Ъ после приставок. 33 1 Повторение материала по составу слова. 34 1 Диктант по теме Состав слова. 35 1 Работа над ошибками. IV. 1. 1 Части речи Общее понятие о частях речи. 2. 1 Имя существительное. 3. 1 Имя прилагательное. 4. 1 Глагол. 5. 1 Деловое письмо. Подписывание конверта. 6. 1 Распознавание частей речи по вопросам и значению. 7. 1 Проверочная работа. 8. 1 Работа над ошибками. V
  • Контрольная работа по литературе 5 класс (по учебнику В. Я. Коровиной)Контрольная работа (тесты) по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. Тест предназначен для учащихся 5 классов. Содержит вопросы по произведениям Н. В. Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки, Заколдованное место;сказкеАнтония Погорельского Черная курица, или Подземные жители;стихотворениюМ. Ю. Лермонтова Бородино;рассказу Л. Н. Толстого Кавказский пленник;произведениям Н. А. Некрасова Мороз, Красный нос, Крестьянские дети;рассказу...
  • Конспект урока русского языка по теме: Прилагательное (5 класс)Содержание урока соответствует программе. Урок построен на материале, который позволят показать мир зимней природы; что способствует эмоциональному развитию учащихся и формированию творческого мышления. Хотелось бы, чтобы ученики научились видеть окружающий мир и смогли передать самостоятельно её красоту. В ходе урока использовала разные методы обучения. Применила такие формы обучения, как беседа, исследование, загадки и так далее. Подобранный материал делает урок ярким и интересным, способствуе...
  • Конспект урока русского языка на тему Обобщение знаний по теме Лексика. Урок-зачёт (5 класс)Тема урока Обобщение знаний по теме Лексика. Урок-зачёт. Тип урока: комбинированный. Форма урока: урок-путешествие. Задачи: образовательные: повторить термины и обобщить знания учащихся по теме Лексика, формировать умение применять на практике полученные знания, совершенствовать умение работать с толковыми словарями. развивающие: развивать познавательные интересы - творческое мышление, воображение, внимание и память учащихся. воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, желание знать...
  • Урок русского языка «Фонетика. Звуки речи. Гласные звуки» (5 класс)Представляю вашему вниманию технологическую карту урока для 5 класса по русскому языку, соответствующую требованиям ФГОС, на тему Фонетика. Звуки речи. Гласные звуки. Урок построен по учебнику Русский язык. 5 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцовой и т.д.-М.: Просвещение,2013. Разработка содержит приложения, где представлены вспомогательные материалы к уроку для учителя и учеников. Оформление материала к уроку содержит в своей структуре основные этапы деятельности учителя и уч...
  • Рабочая программа по литературе. ФГОС. 5 класс. Учебник В. Я. КоровинойРабочая программа по литературе для 5 класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе, авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной и учебника В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина (М.: Просвещение, 2011). Программа рассчитана на 70 часов, в том числе для проведения уроков развития речи – 12 часов...
  • Рабочая программа по русскому языку. ФГОС. 5 класс. Учебник Баранова, ЛадыженскойРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, типовой программы по русскому языку и учебника Русский язык, 5 кл., авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др., М., Просвещение, 2007, на основе учебного плана МБОУ СОШ № 10 на 2014/2015 учебный год (приказ от 29.08.2014 года № 1) Программа рассчитана на 140 часов, в том числе для проведения уроков развития речи – 18 часов (сочинений – 6, изло...
  • Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 классРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан­дарта общего образования, Программы по русскому языку к учебному комплексу[1] для 5-9 классов /Авторы программы В.В. Бабайцева, А. Ю. Купалов и др.; составитель Е.И.Харитонова М.: Дрофа, 2010 г. 3-е издание, стереотипное. 5-9 классы /; учебного комплекса Русский язык. Теория. 5-9 классы, Русский язык. Практика для 5, 6, 7, 8, 9 классов, Русский язык. Русская речь для 5, 6, 7, 8, 9 классов; общеобразоват...
  • Текущая аттестация по русскому языку в 5 классе ( 4 четверть) Спецификация заданий для текущей аттестации по русскому языку в 5 классе (4 четверть) 1. Назначение работы: Оценить уровень учебных достижений по русскому языку за 4 четверть. 2. Структура работы: В работу включено 16 заданий с выбором одного ответа. 3. Перечень проверяемых умений: Работа проверяет знания и умения, полученные при изучении темы Глагол как часть речи. 4. Система оценивания: За верно выполнение каждого задания ученик получает 1 балл. Максимальная сумма...
  • Самостоятельная работа 5 класс текст №1 1)Ж…вёт в лесу дятел.2) Спинка у него чёрная крылья пёстрые а на г…лове шапочка с красным кантиком. 3)Дятел клювом по коре дерева стучит жучков всяких под корой ищет. 4) З…мой тащ..т дятел в корявое дерево шишки чтобы потом из них семена выт…щить и с…есть.5)Одно семя птица с…ест а другое уронет.6)Пройдут годы и около зимн…й ст…ловой дятла из упавших семян вырастут м…лодые деревья. 7)Мне всегда хочется сказать берегите ребята лесных птиц. ...
  • Состав слова. Словообразование (урок в 5 классе) Состав слова. Словообразование (урок в 5 классе) Цель: повторить и систематизировать знания , способствовать расширению словарного запаса; совершенствование речевых умений ,навыков самостоятельного пополнения знаний.Оборудование: дидактический материал ,таблицы , рисунки . Задания для учащихся для формирования навыков самообразовательной деятельности . 1.Дано стихотворение С. Есенина Нивы сжаты Нивы сжаты, рощи голы,От воды туман и сырость.Колесом за сини горыСолнце тихое скатилось. Д... Приставка Корень Суффикс Окончание Подорожник , бег , ель ,желтым , облачного, взлет , разносчик , заказ, синь , круговой , настил , сосенке , расческа , изгородь , вырубка . III уровень Придумать по 2 слова к каждой схеме : ¬ ^ ¬ ¬ ¬ ^ ^ ^ ¬ ^ ^ 6. Образовать с помощью префиксов Создайте как можно больше слов : терять , строить , гнать . за от об о о до слушать в на рас при с пере под про вы вы ­­­ Какое значение вносят префиксы ? 7. Являются ли однокоренными слова . Доказать. водянистый – водительский голубенький – голубиный ранний – ранить купаться – покупка 8.Игра Микрофон У меня есть три щенка, Кличек нет у них пока. Мне , ребята , помогите ! Клички для щенков найдите . - Снежок , Ветерок … 9. Р М Сказка Е. Пермяка У кольца нет конца Заспорила Туча с Рекой, кто кого породил. Туча ли Реку дождем наполнила. Река ли Тучу из себя выпарила?Заспорил Арбуз с Семечком...
  • КТП по литературному краеведению для 5 классаКТП по литературному краеведению для 5 класса составлена на основе Закона об образовании, Федерального компонента государственного стандарта общего образования , авторской программы по литературному краеведению Оренбургский край в русской литературе А.Г. Прокофьевой – Оренбург, 2005г. Программа реализована в учебнике-хрестоматии по литературному краеведению Оренбургский край в русской литературе, составители А.Г. Прокофьева и В.Ю.Прокофьева, - Оренбург, 2003г. Программа рассчитана н...
  • Пояснительная записка к курсуРусский язык5 классПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан­дарта общего образования, Программы по русскому языку к учебному комплексу[1] для 5-9 классов /Авторы программы В.В. Бабайцева, А. Ю. Купалов и др.; составитель Е.И.Харитонова М.: Дрофа, 2010 г. 3-е издание, стереотипное. 5-9 классы /; учебного комплекса Русский язык. Теория. 5-9 классы, Русский язык. Практика для 5, 6, 7, 8, 9 классов, Русский язык. Русская речь для 5, 6, 7, 8, 9 ...
  • Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме Фонетика Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме Фонетика Задачи: - обучающие: научить распознавать гласные( ударные, безударные), согласные ( мягкие и твердые, глухие и звонкие,) развивать и обогащать словарный запас учащихся; -развивающие : развивать умения и навыки анализа и характеристики отдельных звуков речи, прививать интерес к предмету, продолжать работу над формированием навыков грамотного письма. -воспитательные : воспитывать любовь к предмету, воспитывать самостоятельность при выполнении задания 10. Тип урокаУрок закрепления и повтор... Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, самостоятельная Необходимое техническое оборудование : проектор (презентация
  • Итоговый тест для 5 классаПредлагаемый тест состоит из 15 заданий. В них проверяются знания, умения и навыки по всем темам, изученным за курс 5-го класса. Каждое тестовое задание с выбором одного правильного ответа. Тесты построены с учётом особенностей тестирования в 11 классе, что помогает уже сейчас начать подготовку учащихся к сдаче Единого государственного экзамена. Тест проводится в виде контрольной работы в конце учебного года. Также этот же тест можно использовать в начале 6-го класса, для того, чтобы выяснить, ...
  • План-конспект урока Имя прилагательное (5 класс) Урок - зачет по теме Имя прилагательное разработан для учащихся 5 класса. Основная цель урока : проверить знания учащихся, продолжить работу по развитию речи, пополнить словарный запас. Уроки данного типа интересны и полезны. Их можно проводить на обобщающих занятиях по любой теме и в любом классе. Дают возможность применить индивидуальную и дифференцированную форму опроса. Позволяют дать посильную работу слабым ученикам и задания повышенной сложности – сильным. На таких уроках обобщает...
  • Рабочая программа по русскому языку, 5 классАвтор(ы): Мингазова Руфина Завдатовна Место работы, должность: учитель русского языка и литературы МАОУ Гимназия № 1 г.Балаково Регион: Саратовская область Уровни образования: среднее (полное) общее образование Класс(ы): 5 класс Предмет(ы): Русский язык Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Тип ресурса: образовательная программа Краткое описание ресурса: Рабочая программа по русскому языку, 5 класс Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
  • Рабочая программа по литературе, 5 классАвтор(ы): Мингазова Руфина Завдатовна Место работы, должность: учитель русского языка и литературы МАОУ Гимназия № 1 г. Балаково Регион: Саратовская область Уровни образования: среднее (полное) общее образование Класс(ы): 5 класс Предмет(ы): Литература Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Тип ресурса: образовательная программа Краткое описание ресурса: Рабочая программа по литературе (5 класс) Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соот...
  • Урок-игра для 5 класса. БасниБасни. Урок-игра Предлагаемая методическая разработка - результат обработки разных материалов. Это и журнал Литература в школе, и газета Литература ИД 1 сентября, и поурочные разработки. Урок совмещает элементы композиции, беседы и игры. Проводится в конце изучения темы Басни в 5 классе. Урок по литературе в 5 классе Тема: Исторический путь басни Ход урока Звучит грамзапись басни Квартет Вы узнали басню? Кто её автор? Учитель: Когда мы слышим слово басня, то сразу же вспоминаем Ивана...
  • Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОСРабочая программа разработанана основе программы Г.И.Беленького. Планирование рассчитано на 68 часов, 2 часа в неделю. Данная программа отражает требования ФГОС.Основу курса составляет чтение и беседа по прочитанным произведениям. Основные содержательные блоки: Мифы, Устное народное творчество, Литературные сказки, Басни, Литература 19 века, Литература 20 века. 30% учебных часов отведены на внеаудиторные занятия. Они выделены в отдельную графу, где указаны формы занятий: мини-проект,...
  • Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОСУчебно-тематическое планирование русскому языку (5 класс) по УМК под редакцией С. И. Львовой.По программе Львовой по русскому языку на обучение в 5 классе отводится 204 часа. Данное планирование рассчитано на 170 часов, 5 часов в неделю. Сокращение на 34 часа не нарушило авторскую идею курса-деятельную направленность.По содержанию программа превышает стандарт, содержание обогащено за счет расширения тем разделов.Подход к подаче материала носит обобщенный характер. Планирование составлено с уче...
  • Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме Прямая речьТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА, реализующего формирование универсальных учебных действий Класс-5 Автор УМК – В.В. Бабайцевой и др. Тема: Прямая речь Тип урока- урок открытия нового знания Выполнила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 26 г. Балаково Саратовской области Ситникова Светлана Анатольевна. № п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД 1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Подготовка класса к уроку. Готовность к уроку. Личностные - самоопределение: мотивация учения;коммуникативные - планирование определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстником;регулятивные -целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). 2 Актуализация и пробное учебное действие. Выявляет уровень знаний по теме Диалог. Фронтальный опрос. Работа с учебником-выполнение упражнения на выявление особенностей оформления диалога. Словарный диктант. Осуществляет проверку орфографических навыков с помощью взаимопроверки. Отвечают на вопросы. Называют особенности оформления диалога. Пишут диктант и осуществляют взаимопроверку. Познавательные - логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);коммуникативные - постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. 3 Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Предлагается лингвистическая задача для определения слова для определения темы. Заполняют таблицу знаю-узнаю Решают лингвистическую задчу. Формулируют тему. Заполняют левый столбик. Регулятивные -целеполагание; коммуникативные -постановка вопросов; общеучебные - самостоятельное выделение; личностные - адекватное понимание причин успеха/неуспеха. 5 Реализация построенного проекта. Задаёт вопросы на осмысление задач урока с опорой на теоретический материал учебника. Предлагает решение эвристических задач: сравнение. Работа с теорией. Отвечают на вопросы. Решают задачи. Сравнивают диалог и прямую речь. Познавательные -общеучебные универсальные действия: поиск и выделение информации; логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждения ; коммуникативные -постановка вопросов;регулятивные -планирование, прогнозирование. 6 Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Чтение правила. Изучение схем. Постановка знаков препинания в предложении с прямой речью и составление схемы на доске. Проговаривают схемы предложении с прямой речью и знаки препинания. Познавательные - общеучебные универсальные действия: поиск и выделение информации; регулятивные -контролькоррекция,оценка. 7 Работа в группах. Работа в группах на правила постановки знаков препинания при прямой речи по вопросам. Соединяют части предложении с прямой речью и расставляют знаки препинания. Отвечают на вопросы. Познавательные - выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; регулятивные - контроль, коррекция, оценка. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Даёт понятие о глаголах говорения. Составление предложений с прямой речью. Конструируют предложения с прямой речью. Познавательные - выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; регулятивные - контроль, коррекция, оценка. 8 Включение в систему знаний и повторение. Задаёт вопросы по теме урока. Тест. Отвечают на вопросы. Заполняют правый столбик таблицы: знаю-узнаю. Выполняют тест. Познавательные - построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Регулятивные -контроль, коррекция, оценка. 9 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Просит оценить с помощью цветных карточек эмоциональное настроение. Выставляет оценки за урок. Даёт разъяснения к домашнему заданию. Объясняют настроение. Записывают домашнее задание. Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка; познавательные - рефлексия способов и условий действий. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;личностные -смыслообразование. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА, реализующего формирование универсальных учебных действий Класс-5 Автор УМК – В.В. Бабайцевой и др. Тема: Прямая речь Тип урока- урок открытия нового знания Выполнила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 26 г. Балаково Саратовской области Ситникова Светлана Анатольевна. № п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД 1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Подготовка класса к уроку. Готовность к уроку. Личностные - самоопределение: мотивация учения;коммуникативные - планирование определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстником;регулятивные -целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). 2 Актуализация и пробное учебное действие. Выявляет уровень знаний по теме Диалог. Фронтальный опрос. Работа с учебником-выполнение упражнения на выявление особенностей оформления диалога. Словарный диктант. Осуществляет проверку орфографических навыков с помощью взаимопроверки. Отвечают на вопросы. Называют особенности оформления диалога. Пишут диктант и осуществляют взаимопроверку. Познавательные - логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);коммуникативные - постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. 3 Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Предлагается лингвистическая задача для определения слова для определения темы. Заполняют таблицу знаю-узнаю Решают лингвистическую задчу. Формулируют тему. Заполняют левый столбик. Регулятивные -целеполагание; коммуникативные -постановка вопросов; общеучебные - самостоятельное выделение; личностные - адекватное понимание причин успеха/неуспеха. 5 Реализация построенного проекта. Задаёт вопросы на осмысление задач урока с опорой на теоретический материал учебника. Предлагает решение эвристических задач: сравнение. Работа с теорией. Отвечают на вопросы. Решают задачи. Сравнивают диалог и прямую речь. Познавательные -общеучебные универсальные действия: поиск и выделение информации; логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждения ; коммуникативные -постановка вопросов;регулятивные -планирование, прогнозирование. 6 Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Чтение правила. Изучение схем. Постановка знаков препинания в предложении с прямой речью и составление схемы на доске. Проговаривают схемы предложении с прямой речью и знаки препинания. Познавательные - общеучебные универсальные действия: поиск и выделение информации; регулятивные -контролькоррекция,оценка. 7 Работа в группах. Работа в группах на правила постановки знаков препинания при прямой речи по вопросам. Соединяют части предложении с прямой речью и расставляют знаки препинания. Отвечают на вопросы. Познавательные - выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; регулятивные - контроль, коррекция, оценка. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Даёт понятие о глаголах говорения. Составление предложений с прямой речью. Конструируют предложения с прямой речью. Познавательные - выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; регулятивные - контроль, коррекция, оценка. 8 Включение в систему знаний и повторение. Задаёт вопросы по теме урока. Тест. Отвечают на вопросы. Заполняют правый столбик таблицы: знаю-узнаю. Выполняют тест. Познавательные - построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Регулятивные -контроль, коррекция, оценка. 9 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Просит оценить с помощью цветных карточек эмоциональное настроение. Выставляет оценки за урок. Даёт разъяснения к домашнему заданию. Объясняют настроение. Записывают домашнее задание. Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка; познавательные - рефлексия способов и условий действий. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;личностные -смыслообразование. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА, реализующего формирование универсальных учебных действий Класс-5 Автор УМК – В.В. Бабайцевой и др. Тема: Прямая речь Тип урока- урок открытия нового знания Выполнила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 26 г. Балаково Саратовской области Ситникова Светлана Анатольевна. № п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД 1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Подготовка класса к уроку. Готовность к уроку. Личностные - самоопределение: мотивация учения;коммуникативные - планирование определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстником;регулятивные -целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). 2 Актуализация и пробное учебное действие. Выявляет уровень знаний по теме Диалог. Фронтальный опрос. Работа с учебником-выполнение упражнения на выявление особенностей оформления диалога. Словарный диктант. Осуществляет проверку орфографических навыков с помощью взаимопроверки. Отвечают на вопросы. Называют особенности оформления диалога. Пишут диктант и осуществляют взаимопроверку. Познавательные - логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);коммуникативные - постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. 3 Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Предлагается лингвистическая задача для определения слова для определения темы. Заполняют таблицу знаю-узнаю Решают лингвистическую задчу. Формулируют тему. Заполняют левый столбик. Регулятивные -целеполагание; коммуникативные -постановка вопросов; общеучебные - самостоятельное выделение; личностные - адекватное понимание причин успеха/неуспеха. 5 Реализация построенного проекта. Задаёт вопросы на осмысление задач урока с опорой на теоретический материал учебника. Предлагает решение эвристических задач: сравнение. Работа с теорией. Отвечают на вопросы. Решают задачи. Сравнивают диалог и прямую речь. Познавательные -общеучебные универсальные действия: поиск и выделение информации; логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждения ; коммуникативные -постановка вопросов;регулятивные -планирование, прогнозирование. 6 Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Чтение правила. Изучение схем. Постановка знаков препинания в предложении с прямой речью и составление схемы на доске. Проговаривают схемы предложении с прямой речью и знаки препинания. Познавательные - общеучебные универсальные действия: поиск и выделение информации; регулятивные -контролькоррекция,оценка. 7 Работа в группах. Работа в группах на правила постановки знаков препинания при прямой речи по вопросам. Соединяют части предложении с прямой речью и расставляют знаки препинания. Отвечают на вопросы. Познавательные - выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; регулятивные - контроль, коррекция, оценка. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Даёт понятие о глаголах говорения. Составление предложений с прямой речью. Конструируют предложения с прямой речью. Познавательные - выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; регулятивные - контроль, коррекция, оценка. 8 Включение в систему знаний и повторение. Задаёт вопросы по теме урока. Тест. Отвечают на вопросы. Заполняют правый столбик таблицы: знаю-узнаю. Выполняют тест. Познавательные - построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Регулятивные -контроль, коррекция, оценка. 9 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Просит оценить с помощью цветных карточек эмоциональное настроение. Выставляет оценки за урок. Даёт разъяснения к домашнему заданию. Объясняют настроение. Записывают домашнее задание. Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
  • Презентация по русскому языку на тему Слог. Слово. Ударение. (5 класс)Тема: “Слог. Слово. Ударение.”Цель: учить детей правильно делить слова на слоги; различать понятия “односложные, двусложные слова”. Уметь приводить примеры, используя свой словарный запас. Развивать речь учащихся, воспитывать культуру общения. Ход урока.1. Организационный момент.2. Повторение.На доске записаны слова: Кiтап, қаламсап, дәптер, портфель, күнделiк, қарындаш, пенал, өшiргiш, сызғыш, альбом.*Перевести на русский ...
  • Программа по русскому языку 5 класс (углубленный курс) Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г.), Программы для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка. 5-9 классы. Автор программы В.В.Бабайцева, М., Дрофа, 2010г. и ориентирована на использование учебников 1. Русский язык. Теория. 5-9 классы (автор В,В,Бабайцева), М., Дрофа, 2012г. 2. Практика, 5 класс, (авторы А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Т.М.Пахнова), М., Дрофа, 2012г. ...
  • Урок по русскому языку на тему Слово и его значение (5 класс) Урок смоделирован по форме уроков, подсмотренных у западных специалистов в виде таблицы, с обозначенными критериями и учебной взаимосвязью. Цель урока: ознакомить детей с функциями слова в языке; с понятиями лексическоезначение слова, толковый словарь, словарный состав.Научить основным приёмам толкования лексического и грамматического значения слова.Сформировать навык толкования лексического значения слова с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных ...
  • Поэтический сборник стихов, учащихся 5 классаПоэтический сборник Веселые рифмы: творческие детские работы учащихся 5 А класса МОУ СОШ № 38 / сост. А.Б. Матвеева. – Барнаул: МОУ СОШ № 38, 2010. - 47с Поэтический сборник Веселые рифмы содержит детские стихи, написанные учащимися 5 А класса МОУ СОШ № 38 на уроках литературы и развития творческих способностей. Мои школьники перешли в пятый класс и снова оказались в творческом поиске. И помог им в этом предмет компонента образовательного учреждения Развитие тво...
  • План-конспект урока по русскому языку: Второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. (5 класс)Тема урока: Второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Форма проведения: урок- путешествие Времена года Цель урока: Создать условия для формирования языковой и коммуникативной компетенций через освоение определений второстепенных членов и особенностей их употребления в речи и на письме, а также через развитие умений анализировать теоретический материал, работать с художественным текстом, сотрудничая в группе, что будет способствовать нравственно- эти...
  • Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Лексика»Цели: 1. воспитание человека, знающего и уважающего родной язык, понимающего его эстетическую ценность; 2. овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; ЗАДАЧИ: 1) овладение важнейшими умениями и УУД; 2) совершенствование коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группах; 3) систематизировать знания учащегося по теме Лексика; Планируемые результаты Личностные: 1. понимание русского языка как одной из основных н...
  • Урок внеклассного чтения на тему Что за прелесть эти сказки! (5 класс) Если ребёнку в детстве читали много сказок, это не могло не оказать на него плодотворного влияния. 5 класс - это возраст, когда дети ещё продолжают верить в сказки. И поэтому провозглашаемые сказками идеалы и истины усваиваются практически всеми пятиклассниками. Именно потому, что роль сказок в формировании личности трудно переоценить, данный урок и был посвящён этому увлекательному, всеми любимому жанру. Погружение детей в чарующий мир сказки, где любые жизненные колл...
  • Конспект урока в 5 классе на тему Правописание приставок Правописание приставок. Пояснительная записка Урок по теме Приставки пре- и при- входит в систему уроков по правописанию приставок в 5 классе, поскольку является неразрывным звеном по изучению материала Обучающиеся очень часто употребляют слова с приставками пре- и при-, но не владеют знаниями по их правописанию. На таких уроках рекомендую проводить физкультминутки расслабляющего характера, которые позволяют не только отдохнуть, но и восстановить силы для дальнейшего изучения матер...
  • Урок развития речи в 5 классе. Подробное изложение Подробное изложение в 5-м классе Цель урока: Закрепить понятия подробное изложение текста. Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста. Отважный пингвинёнок. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься...
  • Обучение сочинению-описанию в 5 классеОбучение сочинению-описанию в 5 классе Кто-то однажды образно сказал, что цветы – это глаза земли, разные: голубые, жёлтенькие, алые, крохотные и крупные, яркие, броские и скромные, почти незаметные… Невозможно себе представить нашу малую родину, родной край без цветов. Напишите сочинение по плану о любом из предложенных цветков. (Не менее 120-140 слов). Посмотрите образец, как это сделать. Напишите на черновике, проверьте со словарём и перепишите в тетрадь. Используйте художественные...
  • Программа по русскому языку (5 класс) по учебнику Е. А. БыстровойРабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы,фундаментального ядра содержания образования, основных направлений примерной программы по русскому языку для основной школы, с учетом региональных нормативных материалов, Программы по русскому языку для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. 5-9 классы (Е.А.Быстрова),к учебнику Русский язык. 5 класс под ...
  • Промежуточная аттестация по русскому языку. 5 классПояснительная записка к тесту по русскому языку (5 класс) Предлагаемый тест содержит задания, составленные в соответствии с программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. М.: Просвещение, 2010) и направлен на проверку базовых знаний учащихся. В тесте 17 вопросов, рассчитан на 30 минут. На каждый вопрос надо выбрать 1 правильный ответ. Задание Что проверяем №1 Орфоэпия (правильное ударение) №2 Однородные члены предложения. №3 Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращении. №4 Знаки препинания при прямой речи. №5 Фонетика. №6 Фонетика. (Согласные звуки) №7 Лексика. Слова в переносном значении. №8 Лексика. Антонимы. №9 Морфемика. Морфемный разбор слова. №10 Буквы о-а в корне –лаг- - -лож- Буквы о-а в корне –раст- - -рос- №11 Буквы и – ы после ц. №12 Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных. №13 Употребление Ь на конце существительных после шипящих. №14 Не с глаголами. №15 Буквы е – и в корнях с чередованием. №16 Прошедшее время (перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме). №17 Краткие прилагательные с основой на шипящую. Употребление Ь на конце существительных после шипящих. Критерии оценивания Оценка 5 4 3 2 Количество баллов 16 - 17 13 - 15 9 - 12 8 и менее
  • Раздаточный материал по теме «Правописание гласных после шипящих и Ц» (5 класс)Раздаточный материал по теме Правописание гласных после шипящих и Ц (5 класс) Данные карточки могут служить хорошим дополнением к уроку. С их помощью проверяются знания учащихся по предлагаемой теме, закрепляются знания по правописанию гласных после шипящих и Ц, увеличивается доля самостоятельной работы детей на уроке, даётся возможность обнаружить пробелы в знаниях, успешно развивается грамотная письменная речь, формируется умение выбрать и объяснить буквы после шипящих и Ц...
  • Игра Да-нетка по русскому языку для 5 классаНекоторые полагают что изучение русского языка - утомительное и скучное дело. Это не так. Любое учение есть труд, терпение и старание. Но это и большая радость - радость нового знания и нового понимания. Уверена, изучение русского языка - не менее увлекательное занятие, чем постижение загадок Вселенной или поиск следов древних земних цивилизаций. Мы уже многое знаем о русском языке, но гораздо больше ещё предстоит узнать и понять.Решение задач игры Да-нетка позволит детям расширить и закрепить...
  • Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в 5 классе При реализации программы ФГОС по русскому языку следует учитывать увеличение учебной нагрузки обучающихся при изучении данного предмета. Кроме того следует обратить особое внимание на создание комфортной образовательной среды при изучении русского языка, так как по сравнению с начальной школой учебник 5 класса (вне зависимости от автора) предполагает увеличение материала теоретической части. В статье рассматриваются принципы организации здоровьесберегающего образовательного пространства...
  • Рабочая программа по литературе для 5 классаРабочая программа по литературе для 5 класса на 3 часа в неделю по учебнику В. Я Коровиной. (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина) Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина Литература: 5 кл.: М.: Просвещение, 2013г. Общая характеристика учебного предмета. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы...
  • Урок в 5 классе по теме Правильное употребление глаголов Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы Цели: совершенствовать умение определять и исправлять нарушения языковых норм употребления глагола. Задачи: 1. совершенствовать умение определять роль глагольных форм в предложении. 2. Развивать рефлексивные умения и навыки. 3. Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах. Основные термины: глагол, нормы: орфоэпические, лексические, грамматические Оборудование: компьютер; медиапроектор; экран;...
  • Схема модели урока Омонимы в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОССхема конспекта урока в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: русский язык. Класс: 5 Тема урока: Омонимы Тип урока: урок открытия нового знания Метод: комбинированный, игровой. УМК под редакцией В.В. Бабайцевой Цели урока: - сформировать понятие об омонимах. - развить умение различать омонимы в тексте; - развивать умение работать с толковым словарём. Оборудование: 1. Теремок (рисунок)2. Карточки: - синонимы; - антонимы; - омонимы; 3. Выставка сло... Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: создание доброжелательной атмосферы,включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. УУД: Самоопределение(Л), смыслообразование (Л), Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) II. Актуализация знаний Цель этапа: повторить изученный материал, создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность В чистом поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка: Не мед, а ко всему липнут (слова). Конечно, в нашем теремке живут слова. - Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка? (Лексика.) В нашем теремке слова живут очень дружно, хотя и в разных квартирах. Например, в квартире № 1 живут слова – братья, близкие по значению. - Что это за слова? (СИНО... Отвечают на вопрос учителя, Дают ответы. вешают табличку на доску Учащиеся работают в тетрадях, записывают, осуществляют взаимопроверку, находят и исправляют ошибки, формулируют правильные утверждения. вешают табличку на доску дают ответы. Учащиеся разгадывают кроссворд. - Синонимы. - Архаизмы. - Слово. - Антонимы. - Лексика. - Неологизмы. - Омонимы. (вешают табличку на доске) Формулируют тему урока ( Омонимы) Запись учащимися числа, Клас... подведение под понятие(П); целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) IY. Усвоение новых знаний Цель этапа:формирование понятия омонимы - Ребята, к жителям нашего теремка собрались в гости две подруги - Надя и Оля. По дороге между девочками завязался разговор. Послушайте, о чём они говорили. Надя говорит : - А у меня дома овсянка. - Подумаешь,- сказала Оля ,- у меня дома тоже овсянка. -Люблю я овсянку!- добавила Надя. -И я люблю!-сказала Оля. - Она желтая, красивая такая! - И вкусная, особенно с молоком! - Как это вкусная ? Как это с молоком? - Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком! - Да ты про что говоришь? ... Подруги не понимали друг друга, т.к слова овсянка(каша) и овсянка(птица) являются омонимами. Не знали всех значений этого слова. Обратиться к толковому словарю. Омонимы –это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению. Запись учащимися определения омонимы и примеров в справочник. Формирование логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений(П), самостоятельное создание способа решения проблемы (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) V. Первичное закрепление знаний Цель этапа: развивать умения применять новые знания. - Выразительно прочитайте стихотворение АлександраШибаева и определите, есть ли в этом тексте омонимы. Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В нору норкину вошла, Норку в норке не нашла. Если норки нету в норке Может, норка возле норки? Нет нигде. Пропал и след. Норка-здесь, А норки нет! - О чём это стихотворение? - Назовите слова-омонимы. - Определите лексическое значение этих слов? - Какая книга помогает нам в определении лексического значения слова? -Как разъясняются в толковых... Выполняют задание в парах.
  • ТЕСТ по литературе на тему А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противопоставление добрых и злых сил в сказке. (5 класс) ТЕСТ по литературе на тему А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Противопоставление добрых и злых сил в сказке. (5 класс) Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина (ответить на вопрос, чему учит нас сказка?) рассмотреть категории добра и зла на примере героев данной сказки; -продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению пересказывать, формулировать вопросы по тексту, сравнивать, обобщать; - способствовать формированию прочно...
  • Конспект по литературе на тем А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противопоставление добрых и злых сил в сказке. (5 класс) Тема урока: А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Противопоставление добрых и злых сил в сказке. Тип урока: Изучение нового материала Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки. Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, рисунки учащихся, слайды, интерактивный тест, портрет А.С.Пушкина. компьютеры, мультимедийный проектор Межпредметные связи: и...
  • Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против отношений барства и рабства»Нетрадиционный урок в форме судебного заседания. Урок предусмотрен как заключительный по произведению И.С.Тургенева Муму. Ученики в необычной форме учатся анализировать художественное произведение, повторяют и обобщают знания, полученные при изучении рассказа. Рекомендация из личного опыта: не предоставлять готовый текст учащимся, предложить каждому в виде домашнего задания узкую тему для отбора цитат из текста и анализа, например: внешний вид Герасима, поведение Герасима: плюсы и минусы,...
  • Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Повторение и обобщение материала по разделу «Лексика»Нетрадиционный урок в форме телевизионной игры Своя игра. Телевизионная игра, по типу которой составлен данный урок, проходит при постоянном обращении участников к электронному табло, которые выбирают вопросы, читают задания или сравнивают свои ответы с правильными. Поэтому конспект сопровождается презентацией, шаблон для которой был скачан здесь: uchportal.ru/load/305-1-0-35784. Игра адаптирована для работы с учащимися, некоторые правила изменены, например: вместо трех положенных участников у...
  • Конспект урока по русскому языку в 5 классе РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХРод несклоняемых существительных Урок имеет тематическую направленность и посвящен Олимпийским играм в Сочи-2014. Занятие построено в соответствии с требованиями ФГОС - в системно-деятельностном подходе. Все примеры для анализа в течение урока индивидуально-авторские. На уроке использован УМК “ Русский язык” 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А.Ладыженской,М.Т. Баранова Цель урока: сформировать у учащихся навыки правильного определения рода несклоняемых имен сущ...
  • Рабочая программа по русскому языку 5 класс УМК под ред. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и дрВ школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях Программа содержит: - отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведен...
  • Урок литературы на тему: Русская народная сказка Царевна-лягушка (5 класс) Данный урок направлен на выявление основной идеи русской народной сказки, формированию опыта работы с иллюстрациями и лексической работой, также вырабатывает навыки выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа, воспитывает интерес к произведениям усного народного творчества, формирует представление о подлинных ценностях. На уроке использована исследовательская деятельность обучающихся в виде небольших сообщений о героях сказки. Урок разработан в соответсвии с требованиями ...
  • Конспект урока Рассуждение (5 класс)Разработанный коспект урока направлен на то, чтобы ученики уже с 5-го класса имели чёткое представление о том, что из себя представляет текст - рассуждение, потому что именно сочинение-рассуждение предлагается написать в эгзаменационной работе ОГЭ (9класс). Здесь я попыталась показать примеры ни на одном тексте, так же дать необычное домашнее задание, где ребята должны были не просто переписать предложения в нужной последовательности, а доказать мысль и вырезаяя предложения приклеивать их в необ...
  • Исследовательская работа Ищу хозяина!. .. (5 класс)Работа Ищу хозяина!.. выполнена учащимся 5 А класса МБОУ Средней образовательной школы №16 г. Калуги Крученковым Андреем. Своей работой Андрей пытается привлечь внимание людей к проблеме бездомных собак. В работе автор раскрыл значение собаки в жизни человека, выяснил причины, по которым люди бросают собак. Автор осветил положение бездомных собак в городе Калуга и в своем микрорайоне Ольговка. Андрей провел анкетирование среди учащихся школы и социологический опрос среди жителей микрорайон...
  • Конспект урока Юмор и сатира в творчестве А. П. Чехова Литература 5 классТема: Юмор и сатира в творчестве А. П. Чехова Цель: формирование умения воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою. Ход урока Психологический настрой на урок МЕТОД Ассоциация Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово комфорт Значение слова Комфорт по Ожегову:Комфорт - Условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобств, спокойствие и уют ( красота, органичн...
© 2010-2018