Русский язык и Литература

  • Викторина по русскому языку в 5 классеВопросы и задания по фонетике, лексике, словообразованию и морфологии, рассчитанные на повторение в начале года, отвечая на которые ученики увидят взаимосвязь всех разделов науки о языке, проявят смекалку. Задания способствуют развитию памяти, внимания, мышления, развивают воображение, а занимательный характер помогает прививать интерес к изучаемому предмету. Даны три варианта заданий одного уроовня по семь вопросов в каждом, следовательно, материал может быть использован для конкурсного, команд...
  • Урок по русскому языку для 5 класса Состав слова. Однокоренные словаДанный поурочный конспект урока поможет провести урок учителю. Целью данного урока являются: повторить, закрепить и систематизировать знания учащихся о морфемном составе слова; отработать умение производить морфемный разбор слов. Поурочный конспект включает следующие этапы: I. Организационный момент.II. Повторение.III. Выполнение практических заданий.IV. Домашнее задание.В ходе урока проводится повторение имени существительного, имени прилагательного, глагола. Учащиеся приобретают новые знания, ...
  • Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе Г. И. БеленькогоВ работе представлены пояснительная записка и непосредственно КТП уроков литературы в 5 классе по программе Г. И. Беленького. Календарно-тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю (70 часов в год). Планирование оформлено в виде таблицы в формате Microsoft Office Excel с целью удобной загрузки на сайты электронных журналов и дневников (например, в системе Электронный журнал ЭлЖур). Материал может помочь учителям русского языка и литературы, работающим в основной школе. Работа выполне...
  • Литературная игра Сказки Андерсена для урока литературы в 5 классеСказки Андерсена давно вошли в сокровищницу детской литературы, стали неотъемлемой частью культурного наследия человечества. Произведения Ханса Кристиана вдохновляли художников-иллюстраторов, режиссёров мультипликации, сценаристов кинофильмов. Бережному введению учащихся в контекст мировой культуры посредством изучения сказок Андерсена посвящена предлагаемая литературная игра. В дальнейшем будут выложены презентация с элементами игры (pps-файл) и игра Найди пару в виде html-страниц локального ...
  • Игра Найди пару к уроку литературы Сказки Андерсена в 5 классе (off-line версия)Предлагаемая методическая разработка представляет собой off-line версию игры Найди пару к уроку литературы в 5 классе по сказкам Х.-К.Андерсена. Версия создана на тот случай, если в школе Интернет работает неустойчиво. On-line версия игры опубликована на сайте автора по адресу http://kronstadt12.e-stile.ru/findpair/. Предлагаемая версия является дополнением к публикациям на сайте infourok.ru за №168716090305 и №168816090315 от 03.09.2014 г. Для использования игры скачайте rar-архив, распакуйте...
  • Презентация Литературная сказка (к уроку Литературная игра Сказки Х. -К. Андерсена для 5 класса)Презентация является дополнением к конспекту сценария литературной игры, опубликованной на сайте infourok 03.09.2014 за №168716090305. К ней представлен иллюстративный материал к сказкам А.С.Пушкина и Х.-К.Андерсена, внутри презентации помещена гиперссылка на игру Найди пару, расположенную на персональном сайте автора, а также средствами MS PowerPoint реализованы викторина и загадки о литературных героях в виде вопросов и иллюстрированных ответов, связанных гиперссылками. В конце презентации е...
  • Антонимы. 5 класс. Русский языкГрамматическая тема: Антонимы Лексическая тема: О золотой осени поговорим по-русски Цели урока: Социализирующая: приобщение к прекрасному. Развивающая: способствовать развитию мышления, памяти, речи, внимания, умения анализировать, обобщать и пользоваться электронным учебником. Урок русского языка в пятом классе с казахским языком обучения (с использованием электронного учебника Чтение. Грамматика. Словарь. Проверка достижений. Модуль 1) Образовательная:диагностировать знания о синонимах, дать определения об антонимах, антонимической паре: выработать умение подбирать антонимы к слову. Составлять антонимическую пару, использовать в речи антонимы. Воспитательная: воспитывать любовь к искусству, живописи и к пейзажу, уважение к труду художиков-живописцев. Методические приемы: просмотр объяснений, выполнение заданий в разделе грамматики, работа с текстом (просмотр картин, прослушивание текста, словарная работа, выполнение заданий к тексту), тестирование. Оборудование урока: электронный учебник, интерактивная доска, проектор, книги русскихКлассиков, репродукции русских художников-пейзажистов. Тип урока: комбинированный – изучение новой темы, повторение пройденного материала.
  • Урок словесности в 5 классе Знакомьтесь, Благодарность!Урок нацелен на освоение слова-концепта через знакомство со словарными статьями и произведениями художественной литературы. Учащиеся анализируют состав слова-концепта, исследуют его словесное окружение , учатся определять стилистическую принадлежность синонимических единиц, корректируют грамматические ошибки. Важную часть работы представляет собой исследование того, как слово живёт в художественном тексте. Речетворческий этап не только обучает созданию собственного связного высказывания, но и ...
  • Урок – исследование в 5 классе по теме «Моя жизнь. Мои права»Материал содержит конспект урока для 5 класса по теме Моя жизнь. Мои права. Для учителей русского языка и литературы.Цель урока:актуализировать знания учащихся по вопросам права, истории и культуры; способствовать развитию проблемного и творческого мышления обучающихся.Данный урок рассчитан на два академических часа. Один из них - урок по русскому языку, а другой час может быть выделен из резерва классных часов.Конспект включает пять приложений, которые помогут более полному раскрытию данной т...
  • Грамматические сказки учащихся 5 классаГрамматические сказки Раздел Фонетика Кто важнее?Карпова Дарья, 5-б класс Жили-были Ъ и Ь. Однажды они встретились и поспорили, кто более нужен для произношения слов. Ь говорит: - Я всех важнее! Без меня не обойдутся люди! Как будут звучать слова: соловья, перья, пью? Ъ тоже стал хвалиться: -Я всех важнее! Без меня не разделятся в произношении морфемы слов: подъезд, объявление, въезд! Люди просто не будут понимать друг друга! Но тут пришёл царь Алфавит и говорит: - Что здесь такое? О чём спорите? Вы оба мне нужны и людям тоже! Обещайте, что никогда больше не будете спорить! Стыдно стало Ъ и Ь! Помирились они и стали добросовестно выполнять свои обязанности в словах. Раздел Орфоэпия Странные белки. Байраев Алихан, 5-б класс Миша написал домашнее сочинение о белках и решил прочитать маме: - Прыгали белки с ветку на ветку. И были у белков маленькие белочки. Подросли они и сами стали скакать по деревьям: корм на зиму запасать. Удивилась мама: - Как могут прыгать белки с ветку на ветку? Ты неверно поставил ударение! Видишь, как одно ударение может изменить значение слова!
  • Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: ««Заимствованные слова»Вашему вниманию предлагается подробный конспект открытого урока русского языка в 5 классе по программе В.В.Бабайцевой.Цели и задачи урока:Образовательные:· показать учащимся богатство русского языка, раскрыть особенности заимствования как одного из способов развития языка· вызвать интерес к языковым явлениям· формировать умение пользоваться словарями (толковым, этимологическим, словарем иностранных слов)Развивающие:· развивать умение целесообразного использования ...
  • Урок - практикум по русскому языку на тему: «Имя прилагательное» (5 классВ ходе выполнения различных заданий на уроке - практикуме повторяются и обобщаются знания учащихся об имени прилагательном: его морфологических признаках, синтаксической роли, согласовании с именем существительным. Обращается внимание на роль имён прилагательных в речи. Формируются навыки правописания падежных и родовых окончаний. У ребят развиваются умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать. Для выявления уровня усвоения материала в конце урока ребятам предлагается ответить...
  • По русскому языку 5 класс «Настоящее и прошедшее время глагола» в рамках программы Кембриджского Университета ( третьего базового уровня)Этот материал интересен для учителей русского языка для проведения урока в 5 классе.В конспект включены инновационные технологии. Применены приемы критического мышления: Инсерт, работа по карточкам, тестовые задания, фразеологическая минутка, сочинение-эссе,рефлексия. Цель урока дать понятие времени глагола. сформировать умение различать формы времени глагола.Развивать умение слушать и слышать друг друга, прививать интерес к русскому языку.Подобная организация урока создала комфортные услови...
  • Рабочая программа по русскому языку для 5 классаОписание материала: Основой для представленной программы стала программа для 5-9 классов, по которой принято работать во всех учреждениях общего образования. Кроме того, данная программа была допущена российским Министерством образования. Представленная программа ориентирована на учебник, по которому обучаются родному языку пятиклассники. Вместе с основной литературой, программа ориентирована на разного рода литературу дополнительную.
  • Урок литературы в 5 классе Ф. И. Тютчев «Весенние воды»ФГОС. Анализ лирического произведения.2 урок в разделе Наедине с поэтом, Ч 2, стр.295-296 Базовый учебник: Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М.Шамчикова. Литература 5 класс Алгоритм успеха, М, Вентана-Граф,2013г. Тип урока: урок закрепления знаний. Понятия: лирика, эпитет, звукопись, иллюстрация, пейзаж, рифма. Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементовУрок способствует умению определять изобразительно-выразительные средства и пониманию их роли в тексте.
  • Урок развития речи «Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте». 5 классУчитель МБОУ Тямшанская гимназия Псковского района Псковской области Ильина Светлана Николаевна Введение. Представляю урок развития речи Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте для 5 класса и презентацию к нему. Урок проводится по технологии развития критического мышления (ТРКМ), что позволяет добиться раскрытия способностей каждого ученика и достичь поставленной цели урока. Важную роль в организации работы учащихся играет оборудование учебного процесса: компьютер, мультимедийный проектор. Особенностью конспекта урока является включение в него отдельн... Надеюсь, представленные мной материалы будут востребованы и не вызовут затруднений при использовании.
  • Календарно-тематическое планирование 5 класс ЛитератураНастоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений Литература под редакцией Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И. Лыссого, М.А.Снежневской, О.М.Хреновой. (М.,Мнемозина ,2009). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изуче... Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; контроль уровня обученности. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации 2004 г. предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе – 105 часов в год. Программа рассчитана на 3 часа в неделю. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
  • Краткосрочный план 5 классНаименование занятия §13 Синонимы Общая цель Формирование знаний учащихся о синонимах, о синонимическом ряде слов; Развивать логическое мышление учащихся, аналитические способности (сравнивать, сопоставлять, делать выводы ), пополнить словарный запас;Умения и навыки работы в группе, воспитывать сплоченность, культуру общения, расширить кругозор. Результат обучения Знать: - определение синонимов; - о роли синонимов в речи; Уметь: - подбирать сино...
  • Рабочая программа по литературе для 5 классаДанная рабочая программа по литературе для 5 класса разработана в соответсттвии с требованиями ФГОС (второго поколения) и ориентирована на работу по учебнику под редакцией В.Ф. Чертова. Программа соответствует требованиям ФГОС к рабочей программе по учебному предмету по структуре (пояснительная записка, общая характеристика предмета, результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные), место курса в учебном плане школы, содержание курса, тематическое планирование) и содержанию. Также...
  • Урок русского языка в 5 классе по теме «Обращение»Конспект представляет собой разработку урока русского языка для учащихся 5 класса.Тип урока - изучение нового материала.Учебно-методический комплект под редакцией В. Бабайцевой.Используется несколько разнообразных видов работ на уроке: наблюдение, знакомство с новым теоретическим материалом, работа со схемами,много используется дополнительного материала для закрепления из сказок А. С. Пушкина, историческая справка Это интересно!, использование примеров обращений в аудиозаписи из разных произве...
  • Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Лексика. Лексическое значение слова»Класс: 5 Тема: Лексика. Лексическое значение слова Цель: Обобщить изученный материал по лексике, выработать навыки грамотного письма. Задачи: -выработка пунктуационной зоркости учащихся и повышение качества знаний; -умение самостоятельно работать с текстом, объективно оценивать свои знания; -развивать чувство уважения к богатству словарного запаса русского языка. Тип урока: лингвистическая мозаика Оборудование: интерактивная доска, слайды, карточки, тесты, раздаточный материал, оценочный лист Данная разработка поможет учителям русского языка провести открытый урок по данной теме, а также проводить обычные уроки, используя такие же методы и приемы работы
  • Планирование уроков литературы в 5 классе под ред. КоровинойКалендарно-тематическое планирование в 5 классе рассчитано на 68 часов. Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительног чтения способствует из...
  • Задания по русскому языку повышенной сложности для учащихся 5 классаЗадания по русскому языку повышенной сложности для учащихся 5-х классов. Материал поможет при подготовке к олимпиадам. Учащимся предлагается расставить ударения в словах, поработать с фразеологизмами, вспомнить фонетику, морфемику, ответить на шутливые вопросы, используя смекалку, а также выполнить синтаксический разбор предложения. Данные задания можно использовать при проведении викторин среди учащихся, так как вопросы уходят за рамки школьной программы. Некоторые задания направлены на развити...
  • Итоговый тест для 5 класса «Русская литература XX века»Выдержка из материала: Итоговый тест по теме Русская литература XX века для учащихся 5 класса Соедините фамилии писателей с их полным именем. Бунин Леонид Николаевич Андреев Андрей Платонович Бажов Александр Иванович Платонов Иван Алексеевич Куприн Павел Петрович Кто из русских писателей получил Нобелевскую премию в области литературы? 1) А.П. Платонов 3) А.И. Куприн 2) Н.М. Рубцов 4) И.А. Бунин Кто родился в селе Константиново Рязанской губернии 1) Н.М. Рубцов 2) А.А. Блок 3) С.А. Есенин 4) А.П. Платонов Соедините названия произведений и фамилии авторов. В деревне А.И.Куприн Белогрудка А.П. Платонов Никита Л.Н. Андреев Золотой пет В.П. Астафьев Петька на даче И.А. Бунин Какие определения соответствуют литературным жанрам. Соедините стрелками. Сказ - малая форма эпического произведения, повествующая об одном или нескольких событиях в жизни человека. Повесть - средняя форма эпического произведения, повествующая о людях и событиях. Рассказ - занимательный рассказ о необыкновенных событиях и ... Из каких произведений эти герои? Соедините стрелками. Данилка Три охотника Дядя Кузьма Как патефон петуха от смерти спас Витька Каменный цветок Петька на даче Саня Век живи – век люби Осип Абрамович Как называется главная книга П.П.Бажова? 1) Уральские сказки; 2) Рассказы для детей; 3) Вечера на хуторе близ Диканьки; 4) Малахитовая шкатулка. Кому в рассказе А.П.Платонова Никита принадлежат слова: Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человека ты сам трудом сработал, он и добрый.? 1) отцу; 2) дедушке; 3) матери; 4) соседу. Какое художественно-выразительное средство используется в следующих словосочетаниях в рассказе В.П.Астафьева Васюткино озеро: клейкий, неподвижный туман, громкие и частые шлепки, обрывистые берега? 1) метафора; 2) эпитет; 3) гипербола; 4) олицетворение. Укажите жанр произведения П.П. Бажова Каменный цветок 1) сказка 2) рассказ 3) сказ 4) повесть Назовите художественный прием в строчках С.Есенина: Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде 1) эпитет 2) олицетворение 3) метафора Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра 1) повесть 2) сказ 3) пьеса 4) рассказ
  • Рабочая программа по русскому языку с углубленным изучением для 5 класса по рограмме В. В. БабайцевойПояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка для 5-9 классов (авторы программы: В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, Н.В.Дрозд, Е.И. Никитина). Комплекс рекомендован МО и науки РФ и включён в Федеральный перечень учебников. Общая характеристика учебного предмета. На основании Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС, задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются: осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, освоения морально – этических норм, принятых в обществе; овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебны... Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке... Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснить значения слов с национально – культурным компонентом. Усиление коммуникативно–деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Содержание учебного предмета. В основе программы и комплекса в целом - ли­нейный принцип подачи материала, однако про­граммой выделяются вводный курс, обобщающий изученное в начальных классах и содер­жащий пропедевтический материал и основной (систематический) курс, в соответ­ствии с которыми в 5 классе изучаются разделы: Морфология, Синтаксис, Фонетика, Графика, Морфемика, Лек­сикология, Фразеология – и начинается основной курс с фонетики. Изучение всех разделов сопровождается фор­мированием орфографических и ... Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить ре­чевую направленность курса, более равномерно рас­пределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала. Данная программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего ФГОС Министерства образования Российской Федерации и углублённое изучение отдельных тем. Углублённое изучение русского языка означает некоторое расширение теоретических сведений. Главная особенность – сближение лингвистической и коммуникативной компетенций, которое позволяет усилить функциональное значение теоретических сведений и наглядно показать учащимся роль единиц языка в речи, в тексте, в типах ... Доминирующей идеей программы является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Описание места учебного предмета в учебном плане. Программа рассчитана на 221 час (6,5 часов в неделю), в том числе для проведения:
  • Урок по литературе «Литературная гостиная». Сатирическое и нравоучительное в баснях И. А. Крылова. 5 классКонспект урока литературы в условияхреализации ФГОС. Тема урока: Литературнаягостиная. Сатирическоеи нравоучительное в баснях И.А.Крылова.
  • Конспект внеклассного мероприятия по литературе для 5 классаДанное внеклассное мероприятие представляет собой читательскую конференцию в 5 классе по теме Басни И.А.Крылова. Конференция включает в себя 7 структурных компонентов. Учитель заранее знакомит ребят с теми баснями, которые требуется прочитать. Учащимся предлагается также подготовить читательские дневники, которые оцениваются учителем до мероприятия и выставляются на обозрение гостей. Часть ребят приносит иллюстративный материал к басням. Основная цель конференции - в занимательной форм...
  • Тест по теме «Лексика» 5 классИтоговая тестовая работа по теме Лексика для 5 класса. Содержит 14 заданий с выбором 1 верного ответа из четырех предложенных вариантов. Тест предназначен для учащихся 5 класса, обучающихся по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Цель теста - контроль знаний, умений и навыков учащихся по темам Лексика и Фразеология. Тест представлен одним вариантом. После каждого задания теста Вы найдёте ответ к нему. Задания дифференцированные, подходят для каждого типа класса, можн...
  • Урок по русскому языку для 5 класса «Язык и речь»Язык и речь Цель урока: ознакомление с учебником Е. А. Быстровой и понятиями язык и речь. Задачи: 1. Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”, 2. Развивать умение отличать значения данных слов в контексте. 3. Формировать навык работы со словарями. 4. Воспитывать любовь к родному языку. Оборудование: выставка словарей: несколько томов из “Словаря современного русского литературного языка”, “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля (несколько томов), “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (любые издания). Ход урока II. Вступительное слово учителя. II. Выставка словарей на стенде. III. Словарная работа. IV. Выборочный диктант. Физминутка. V. Работа с текстом “Язык”. VI. Вывод. VII. Домашнее задание.
  • Копетентностный подход в управлении самостоятельной деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературыУрок в 5 классе «Краткие и полные прилагательные»Урок по русскому языку в 5 классе по теме Краткие и полные прилагательные, используя копетентностный подход в управлении самостоятельной деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературы. Цель: 1.Дать представление о полной и краткой форме имен прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли. 2.Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении. 3.Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся. Тип урока: изучение нового материала. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивалась системой принципов: 1.Прнцип деятельности- ученики получали знания не в готовом виде, а добывали их сами. 2. На уроке присутствовал принцип непрерывности – т.е. наблюдалась преемственность между всеми ступенями и этапами обучения 3.Следующий принцип-принцип комфортности. На уроке царила доброжелательная атмосфера, педагогика сотрудничества,развивались диалоговые формы общения. 4.Принцип вариативности. У учащихся формировались способности к перебору вариантов и принятию решений в ситуациях выбора. Поставленные цели были достигнуты.
  • Урок русского языка в 5 классе по теме: «Гласные О-Е»Задачи Образовательная · формировать умения и навыки написания слов с данной орфограммой (уметь находить, грамотно писать, обозначать графически), Развивающая: · формирование познавательного интереса к предмету, · развитие умственных учебных действий (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации), · развитие действий контроля и самоконтроля, · развитие сенсорной сферы (восприятия, памяти, внимания), · развитие связной речи. Воспитательная: · ...
  • Рабочая программа по предмету: «Литература» (адаптированная образовательная программа основного общего образования для детей с ЗПР) 5классСовременное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Однако в практике современной школы появилась проблема стойкой неуспеваемости детей по большинству школьных предметов, в том числе и по литературе. Количество детей, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется, по данным разных авторов, от 20 до 30 %. Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема их обучения стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Данная программа для 5 специальных (коррекционных) классов составлена на основе программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.) с учетом рекомендаций, опубликованных в журнале Дефектология (№ 6, 1996). Преподавание ведется по учебникам-хрестоматиям для общеобразовательных учреждений (автор-составитель Меркин Г.С.) Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Повышенная истощаемость ЦНС и в связи с этим сниженная познавательная активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память - все эти и другие особенности учащ...
  • Урок по литературе для 5 класса К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»Данная работа включат в себя технологическую карту урока в соответствии с ФГОС, титульный лист, самостоятельную работу по теме урока. Также включена презентация о жизни и творчестве Константина Симонова. На уроке использовалась аудиозапись стихотворения в авторском исполнении. При подведении итога урока использовался видеоролик Дети войны. Цель урока: знакомство с писательской судьбой Симонова; чтение и идейно-художественный анализ стихотворения; формирование у обучающихся деятельног...
  • Дидактический материал к урокам русского языка 5 классКонтрольно-измерительные материалы (промежуточная аттестация) Литература 7 класс (конец учебного года) Вариант 1 Часть I 1. Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен. Литературоведы считают, что Пушкин в этой фразе (Песнь о вещем Олеге) говорит о: а) смелости волхва б) духовной свободе поэта от властей в) неприязни волхва к князю 2. Тема повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба: а) героическая борьба русского и украинского народов с польской шляхтой б) история семьи Тараса Бульбы в) быт и нравы Запорожской Сечи 3. Жанр произведения Н.А. Некрасова Русские женщины: а) ода б) элегия в) поэма 4. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина отличает: а) иносказание б) лиричность в) драматизм 5. Смысл названия рассказа А.П. Чехова Хамелеон связан с тем, что: а) Очумелов то снимает, то надевает шинель б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску в) автор хотел рассмешить читателей нелепым названием 6. Не является автобиографическим произведение: а) М.Горького Детство б) Л.Н. Толстого Детство в) И.А. Бунина Лапти Часть II Дайте определение терминам: Метафора – Антитеза – Часть III Прочитайте вступление к поэме А.С. Пушкина Медный всадник. Как поэт передает своё отношение к Петербургу? Какие художественные средства использует?
  • Уроки гуманитарного цикла «Вокруг тебя-мир» 5 классУрок 3 Тема урока: Создание Международного Красного Креста и Российского общества Красного Креста. Цели урока: Познакомить обучающихся с историей возникновения Красного Креста в России, обобщить полученные знания на предыдущем уроке. Формировать у обучающихся правильное отношение к миру, свое мировоззрение. Привлечь внимание к личности, для которой милосердие, гуманное отношение к страдающим стало основным жизненным принципом.Оборудование: Учебник Ход урока 1. Орг. Момент 2. Повторение -1863 год создание Красного Креста Анри Дюноном -Биография Дюнона -Цель создания организации Красного Креста 3. Изучение нового материала. В 1863 г. пять жителей Женевы сформировали Международный комитет помощи раненым. В состав комитета вошли: генерал Гийом Анри Дюфура, одержавшего победу над Зундербун-дом, почитаемый во всей Европе стратег; Анри Дюнан - самый молодой из присутствовавших; Гюстав Муанье, профессиональный филантроп, председатель женевского Общества поощрения общественного блага и множества других благотворительных комитетов; врач Луис Аппиа, увлеченный военной хирургией и врач Теодор Монуар, замечательный хирург. 17 февраля 1863г. состоялось его первое заседание, на котором генерал Дюфур был избран его президентом, а Дюнан - секретарем. Эта дата - день рождения Международного Комитета помощи раненым (с 1880 г. - Международный Комитет Красного Креста - МККК). В октябре 1863 г. в Женеве состоялась Международная конференция, в которой участвовали представители 14 стран и 4 благотворительных организаций. Она приняла ряд решений и рекомендаций, среди которых - создать в каждой стране добровольные комитеты по ... В 1896 году Анри Дюнан напишет председателю Главного управления Российского Общества Красного Креста М.П.Кауфману, что существованию Красного Креста мы обязаны благородному примеру России в деле оказания помощи раненым воинам во время Крымской войны. Каждые 4-5 лет проводятся Международные конференции Красного Креста, в которых принимают участие не только МККК, Федерация и национальные общества, но и государства, подписавшие Женевские конвенции. Конференция является высшим совещательным органом Движения. Она дает возможность всем участникам изложить свою точку зрения на проблемы и задачи, стоящие перед Движением, совместно определить основные направления развития международного гуманитарного права, делегирует полномочия МККК и МФОКК и КП. Ка...
  • Рабочая программа по литературе 5 класс УМК Коровиной В. Я. ( 102 часа)2. Пояснительная записка 2.1. Нормативно-правовые документы. Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов: Федерального Закона Российской Федерации Об образовании в Российской Федерации Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденного приказом Минобразования России от 5. 03. 2004г. № 1089; ( для 5-9 классов) Учебного плана МБОУ СОШ №167 на 2013-2014 учебный год. Примерной программы основного общего образования по литературе 2.2. Цель и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: Цель рабочей программы: конкретизация содержания образовательного стандарта - воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; - освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; - овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
  • Урок по литературе для 5 класса «Джеральд Даррелл «Говорящий свёрток» 4 гл. »Урок построен в форме ролевой игры. Это вызывает у детей интерес и в то же время ответственность. Дети разбиты на группы по желанию и с учётом их способностей. Начало урока – повторение пройденного. Далее идёт работа в группах. Первая группа отвечает на данные им вопросы и составляет план главы, вторая – готовит инсценирование отрывка, третья – готовит иллюстрации к произведению, четвёртая – сочиняет сказку о выдуманной стране. Дети работают сообща, помогая друг другу, что способствует их раск...
  • Урок русского языка в 5 классе ««Правописание суффиксов -чик, -щик»Конспект(технологическая карта) проблемно-диалогического урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС по русскому языку. В течение урока последовательно реализуются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД (универсальные учебные действия). В технологической карте подробно освещены все этапы урока. При изучении новой темы организация диалога позволяет детям найти решение той или иной проблемы. Используя проблемно-диалогический подход, учитель помогает ученикам само...
  • Урок русского языка в 5 классе «Обобщающие слова в предложениях с однородными членами»Урок русского языка в 5 классе Обобщающее слово при однородных членах предложения. входит в раздел Синтаксис и пунктуация. Цель: на основе опорных знаний об однородных членах предложения ознакомить учащихся с обобщающими словами и употреблением разделительных знаков в предложениях такой конструкции; с помощью опорных схем помочь ученикам усвоить правила пунктуации.В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реали...
  • Урок по русскому языку в 5 классе «Буквы О - Ё после шипящих в корне слова»Данная работа представляет собой конспект (технологическую карту) комбинированного урока. Конспект составлен по учебнику Русский язык 5 класс 2ч. С.И.Львова, В,В. Львов в соответствии с требованиями ФГОС по русскому языку. В технологической карте подробно освещены все этапы урока, обеспечивающего формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД (универсальных учебных действий). Организация работы на уроке позволяет достичь поставленных образовательных и предметных целей, создаёт ситуации для формирования языкового чутья школьников.
  • Урок русского языка в 5 классе «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»Задачи урока:1. научить находить в тексте имена существительные, имеющие форму только множественного числа, определять их принадлежность к тематическим группам, правильно употреблять такие имена существительные в речи;2. развивать интерес к языку, чувство языка на основе работы с тематическими группами слов;3. воспитывать любовь к родным, к Родине.На данном уроке используется игровая, групповая технологии, технологии разноуровневого обучения, что позволяет реализовать дифференцированный подход к...
  • Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Повторение «Синтаксис и пунктуация»Данная методическая разработка урока русского языка в 5 классе Повторение по теме Синтаксис и пунктуация была составлена учителем русского языка и литературы Третьяковой А.Е. в соответствии с планом работы методического объединения учителей основной школы МКОУ Чатлыковская СОШ. В декабре 2013 года в рамках методической декады ШМО по теме Индивидуально-групповые формы работы с обучающимися был проведён открытый урок в 5 классе. Тип урока: повторительно-обобщающий. Форма проведения: урок-игра. Формы и методы обучения: урок с применением индивидуальных и групповых форм работы с обучающимися (фронтальный блиц-опрос; работа в парах и командах; индивидуальные задания). Краткая характеристика класса: всего 12 человек, их них с ОВЗ – 4 человека (умственная отсталость). Уровень развития класса средний, психологическая обстановка комфортная. Класс работает по стандартному учебнику русского языка для 5 класса (авт. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.); по программе - 6 часов в неделю. Оборудование: (примечание: кабинет русского языка не оснащен никакими компьютерными технологиями) для учителя – доска и мел, индивидуальные задания для работы в парах, задания для капитанов, жетоны. для ученика - учебник, тетрадь, словарик, ручка. Урок может быть адаптирован и проведен в классах, осваивающих ФГОС.
  • Урок литературы в 5 классе по творчеству С. МихалковаНа уроке по творчеству С.Михалкова создаётся проблемная ситуация, направленная на формирование уменияотстаивать свою точку зрения, выслушивать и анализировать высказывания товарищей, сопоставлять их со своими, делать выводы. На уроке дети учатся соотносить информацию, полученную при чтении, с жизненнымиситуациями, самостоятельно добывать необходимые знания. На уроке дети развивают навыки выразительного чтения стихотвоений и басен, чтения по ролям, развивают навыки анализа стихотворения, а та...
  • Рабочая программа педагога 5 класс МеркинРабочая программа педагога по Литературе составлена на основе учебника Литературы 5 класс соответствующей программе для 5-11 классов авторов-составителей Г.С. Меркина, С.А Зинина, В.А. Чалмаева. Допущеной программой Минестерством образования и науки Российской Федерации. Учебник соответствует Федеральному компоненту государственному стандарту общего образования. Знакомит школьников с фольклором, произведениеми русской и зарубежной литературы, от древности до двадцатого века включительно. Содержи...
  • Рабочая программа по русскому языку для 5 классаПредлагаю вам рабочую программу по русскому языку для пятых классов ( татарское обучение ) автор Л. З. Шакирова, Л. Д. Умарова 2009 года. Даннная программа соответствует основе федерального компонента государственного образовательного стандарта. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности. Развитие речевой и мыслительной деятель...
  • Урок русского языка в 5 классе по теме «Употребление синонимов в речи»Речь многих учеников как письменная, так и устная чаще всего отличается однообразием и бедностью словарного запаса. Данный урок поможет избежать одноообразия устной и письменной речи, т.к. употребление синонимов поможет разнообразить речь, сделать её живой и выразительной; позволяет всесторонне охарактеризовать образ, с максимальной точностьюи полнотой передать содержание. С их помощью можно выразить самые тонкие смысловые оттенки, тонко и красочно описать явления, точно и ясно выразить мысль. ...
  • Рабочая программа по русской литературе в 5 классе под ред. Т. Ф. КурдюмовойРабочая программа по русской литературе в 5 классе под ред. Т.Ф. Курдюмовой.Основныецели и задачи литературного образования в 5 классе:1. воспитыватьлюбовь к книге как культурной ценности; 2. способствовать воспитанию нравственныхкачеств личности школьника;3. развиватьэмоциональное восприятие текста; 4. развиватьобразное и аналитическое мышление и творческие способности учащихся;5. обучатьшкольников анализу художественных произведений; 6. способствова...
  • Урок по русскому языку для 5 класса «Буквы Ы-И после Ц»Конспект урока по русскому языку для 5 класса адресован учителям, работающим по учебно-методическому комплекту Русский язык для 5-9 классов под редакцией М. М. Разумовской (может использоваться и для других УМК.) В конспекте определяется учебная проблема, решаемая на уроке, а также планируемые результаты. Подробно представлен ход урока.Для разработки были использованы:учебник Русский язык для 5 класса;методическое пособие для учителя;сборники для промежуточного тестирования (5 класс);дида...
  • Сценарный план урока литературы в 5 классе. Е. И. Носов. «Белый гусь»: основная мысль рассказаДанный урок по своему типу является уроком внеклассного чтения. Его цель - углубить знания детей о творчестве нашего писателя-земляка Е.И.Носова и выявить основную мысль рассказа. На уроке проводится словарная работа, которая способствует расширению словарного запаса обучающихся и помогает понять яркий и образный язык писателя. На уроке используются следующие методы обучения: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (фотог...
  • Разработка урока «Буквы Ы-И после Ц»-5 классУрок в 5 классе в свете требований ФГОС Буквы Ы-И после Ц Данный урок – урок объяснения нового материала и его закрепления. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся. Используется: компьютер, мультимедийный проектор. ЗАДАЧИ УРОКА: Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме Буквы И – Ы после Ц. Формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц; смогут на практике применять теоретические знания. Личностные УУД: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; следование в поведении моральным и этическим требованиям. Регулятивные УУД: Понимать и строить планируемые действия; Проговаривать вслух последовательность производимых действий. Коммуникативные УУД: Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать; Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные УУД: Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять. Извлекать нужную информацию.
© 2010-2018