Русский язык и Литература

  • Конспект урока по русскому языку на тему Фразеологизмы (5 класс)Тема урока: Фразеологизмы. Цель урока: обобщить знания учащихся о фразеологизмах и их основных функциях; развить умения опознавать и объяснять лексическое значение наиболее употребительных фразеологических сочетаний; обогатить фразеологизмами словарь пятиклассников; выработать у уч-ся навык правильного и уместного употребления фразеологических единиц в речи.
  • Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе (по программе Т. А. Ладыженской, ФГОС) Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе. (204 часа, из них: развитие речи -32 часа, региональный компонент - 16 часов). № п/п Содержание (разделы, темы) Колич часов Дата проведения план факт Оборудование Основные виды учебнойдеятельности Язык и общение ( 3 часа) 1 Язык и человек. Общение устное и письменное. 1 Презентация Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительностьрусского языкачитают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения. Пишут мини-сочинение. 2 Читаем учебник и слушаем на уроке. 1 Учебник Овладевают приёмами работы с учебной книгой; читают текст, анализируют его структуру, пересказывают содержание, пользуясь выделенными словами. Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания устной речи. Сочиняют продолжение сказки , моделирую ситуацию диалога. 3 Р. р. Стили речи. 1 Учебник Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Анализируют тексты упражнений с точки зрения целей высказывания. Ищут в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов. Сравнивают выражения приветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета. Вспоминаем, повторяем, изучаем ( 30 часов) 4 1. Звуки и буквы. Произношение и правописание. 1 Презентация Читают текст, определяют его тему, анализируя содержание, высказывают и обосновывают своё мнение о тексте .Знакомятся с понятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. 5 Орфограмма. 1 Разноуровневые карточки Знакомятся с понятием орфограммы, её признаками; письменно выполняют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Графически выделяют морфемы в словах. 6 Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. 1 Разноуровневые карточки Тесты Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражнения: вставляют пропущенные буквы, проставляя ударения и подбирая проверочные слова. Учатся различать одинаково произносимые слова с различным написанием. Пишут диктант. 7 Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Закрепление. 1 Разноуровневые карточки Тесты Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражнения: вставляют пропущенные буквы, проставляя ударения и подбирая проверочные слова. Учатся различать одинаково произносимые слова с различным написанием. Пишут диктант 8 Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. 1 Презентация Разноуровневые карточки Тесты Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражнения: вставляют пропущенные буквы. 9 Правописание проверяемых согласных в корне слова. 1 Презентация Разноуровневые карточки Тесты Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения.отрабатывающие данное правило, 10 Правописание непроверяемых и непроизносимых согласных в корне слова. 1 Презентация Разноуровневые карточки Тесты Усваивают правило написания непроизносимых и непроверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения,отрабатывающие данное правило, 11 Буквы и, у, а после шипящих. 1 Презентация Разноуровневые карточки Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работают со словарём 12 Разделительные ъ и ь, 1 Презентация Разноуровневые карточки Активизируют правило написания разделительных ъ и ь, Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма, пишут диктант и выявляют те случаи, когда Ь не является разделительным. 13 Раздельное написание предлогов с другими словами. 1 Разноуровневые карточки Тесты Активизируют правилораздельного написания предлогов с другими словами.Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: работают с текстом; выделяют орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы; работают с иллюстрацией (описание ситуации). 14 Р .р. Что мы знаем о тексте 1 Учебник Определяют языковые особенности текста.Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. 15 Р. р. Подготовка к изложению ( упр.70) 1 Учебник Анализируют текст и характеризуют отдельные слова текста. 16 Р .р. Написание изложения (упр.70) 1 Пишут изложение. 17 Части речи. 1 Презентация Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к той или иной части речи; участвуют в лингвистической игре; работают с текстом. 18 Кубан.Частицы не, бы, ли, же в местных говорах. 1 Р.М. Гриценко Русский язык. Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Определяют особенности употребления частиц не, бы, ли, же на Кубани. 19 Глагол. 1 Презентация Разноуровневые карточки Определяют морфологические признаки глагола. Составляют предложения по рисунку; определяют лицо и число глаголов, приведённых в упражнении; ставят глаголы в неопределённую форму. 20 -Тся и -ться в глаголах. 1 Презентация Разноуровневые карточки Активизируют правило написания -тся и -ться в глаголах.Выполняют упражнения, руководствуясь правилом. 21 Кубан.-Тся и -ться в глаголах, региональные особенности употребления 1 Р.М. Гриценко Русский язык. Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Определяют региональные особенности употребления -тся и -ться в глаголах 22 Р. р. Тема текста. 1 Учебник Анализируют темы сочинений, само сочинение. Подбирают заголовок к сочинению ученика, перерабатывают сочинение и записывают исправленный вариант. 23 Личные окончания глаголов. 1 Разноуровневые карточки Тесты Активизируют знания о личных окончаниях глаголов при помощи таблицы. Выделяют окончания глаголов в текстах упражнений. Составляют предложений, определяют написание не с глаголами. 24 Имя существительное. 1 Презентация Разноуровневые карточки Определяют морфологические признаки имени существительного. Определяют род.число. падеж существительных 25 Правописание существительных. 1 Разноуровневые карточки Тесты Активизируют правило написания имен существительных.Анализируют таблицы, выполняют упражнения, направленные на закрепление правила ь на конце существительных 26 Кубан. Отражение ку
  • Рабочая программа по русскому языку 5 классОснова рабочей программы: федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, Примерная программа по русскому языку (5 – 9 классы): Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – Министерство образования Российской Федерации. – М.: Дрофа, 2013) Учебники: Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Гри...
  • Рабочая программа индивидуального обучения по литературе 5 классРабочая программа по литературе для индивидуального обучения обучающегося 5 класса Колтунова Романа Николаевича разработана в соответствии с нормативно-методическими документами, обеспечивающими реализацию программы: Программа для общеобразовательных учреждений Литература 5-9 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. Допущено Министерством образования и науки РФ. 9-е издание. Москва. Просвещение, 2007 г. Изучение курса литературы проводится по ...
  • Рабочая программа индивидуального обучения русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения обучающегося 5 класса Колтунова Романа Николаевичасоставлена в соответствии с нормативно-методическими документами, обеспечивающими реализацию программы: 1. Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 9-е издание. Москва. Просвещение, 2010г. Изучение курса русского языка проводится по учебнику Ру...
  • Карточки по теме Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (5 класс)Карточки по русскому языку были разработаны для проведения контроля знаний учащихся 5-го класса на тему: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Данная форма работы позволяет проверить умения детей находить в тексте обобщающие слова, выделять их как члены предложения, расставлять знаки препинания, уметь составлять схемы с однородными членами предложения. Карточки-перфокарты удобны тем, что работу учащиеся выполняют именно в них, что экономит время на уроке. Также они...
  • Урок литературы в 5 классе по рассказу Л. АндрееваРазработка урока по рассказу Л.Андреева Кусака, представленного в разделе Человек перед лицом жизненных испытаний (по программе Г.И.Беленького, Э.А.Красновского и др., по учебнику Снежневской М.А., Хреновой О.М.), является продолжением разговора об общечеловеческой значимости поставленных нравственных проблем, о проблемах нравственного выбора, актуальных для каждого подростка. Содержание учебного материала, методы и приемы, использованные на данном уроке, способствовали созданию условий для ...
  • Техника чтения в 5 классе В 5 классе рекомендуется вести наблюдения за домашним и классным чтением. Однако проверка техники чтения перестаёт быть видом контроля, потому что стоят другие цели обучения. Надо признать, что и в 5 класс приходят ученики, отстающие в чтении. Они, к сожалению, читают невыразительно, невнятно, пропускают и искажают многие слова. Что делать! И такое тоже бывает. Для учителя литературы предлагаем хотя бы дважды в год проводить проверку навыков чтения по данной схеме, можно провести диагностик...
  • Урок на тему: Двойная роль букв е, ё, ю, я (5 класс)ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука; сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях; продолжить формировать навык транскрибирования; ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука. УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я. Ход урока Оргмомент. Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Напомню, что прошедший год в нашей стране был объявлен Годом спорта и здор...
  • Урок литературы в 5 классе по теме: А. А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»Тип урока: урок “открытия” новых знаний.Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементовЛичностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.Метапредметные результаты:· регулятивные УУД: самост...
  • Урок литературы в 5 классеКонспект урока литературы в 5 классе Рассказы Антоши Чехонте. Урок внеклассного чтения. Это второй урок по творчеству А.П.Чехова.На этом уроке ребята знакомятся с юмористическими рассказами Радость и Пересолил, выявляют особенности этих рассказов.Урок начинается с небольшой игры Верю-не верю, которая помогает обобщить знания, полученные обучающимися, в ходе изучения творчества А.П. Чехова.На уроке обучающиеся работают с текстами рассказов Радость и Пересолил, просматиривают фильм П...
  • Урок - игра по русскому языку (5 класс)Урок входит в тему Повторяем, обобщаем изученное за год Тема: Повторяем, обобщаем изученное за год. Цель: Формировать орфографическую грамотность младших школьников. Задачи: Закрепить знание орфографических правил. Прививать любовь к русскому языку, желание узнать новые тайны русского языка. Развивать творческие способности учащихся. Учить приёмам самостоятельной работы, работе в группе. Тренировать память, формировать концентрацию внимания, увеличение объёма произвольного внимания. Тип ...
  • Р/Р СТИЛИ РЕЧИ 5 классЦель: формировать умение различать стили речи. Ход урока I. Проверка домашнего задания. II. Словарно-орфографическая работа. Грамота – grammata – ‘чтение и письмо’ (греч.) – В каком значении употреблено слово грамота? Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте (А. С. Пушкин). После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота (А. П. Чехов). Царский манифест… оказался филькиной грамотой (А. Степанов). III. Сообщение учителя. Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности. Стиль ... Сферы общения Стиль Общение людей в быту Разговорный Общение граждан в учреждении Официально-деловой Агитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.) Публицистический Научная деятельность (научные статьи, работы) Научный Словесно-художественное творчество (стиль художественной литературы) Художественный
  • Проверочная работа по теме «Текстоведение» для 5 классаРабота предполагает типовой анализ текста; помогает систематизировать знания о тексте; развивает письменную речь; формирует навык грамотного и правильного построения текста-доказательства. Разработка содержит восемнадцать вариантов, в основе которых тексты известных писателей, публицистов, энциклопедические статьи, адаптированные для пятиклассников. Цель работы. Проверить знание основных признаков понятия типы речи;умение оформить ответ в виде ...
  • Карта правила Буквы И-Ы после Ц (5 класс) Данная схема может быть использована на уроках русского языка при изучении темы Буквы И-Ы после Ц, а также при организации повторения. При создании использована технология ментальных карт. КАРТА ПРАВИЛАускоряет процесс запоминания правила и формирование навыков практического применения. КАРТА ПРАВИЛА содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации. КАРТА ПРАВИЛА отображает процесс мышления: гр...
  • Рабочая программа по русскому языку Школа-2100 (5 класс)Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету Русский язык в общей основной школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуаци...
  • Тест по русскому языку для 5 класса по итогам первого полугодия Предложенный материал поможет коллегам быстро и эффективно провести контроль знаний пятиклассников, выявить слабо изученные темы и спланировать работу по устранению пробелов. Тест состоит из двух частей. В части А представлено 20 разнообразных заданий с выбором правильного варианта ответа. Часть В состоит из 10 заданий, выполнение которых требует письменного ответа. К тесту предлагается ключ. Тест помогает определить не только уровень теоретических знаний, но также выявляет...
  • Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе Школа-2100Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать...
  • Тестовая работа Лексика 5 классКонтрольная работа по теме Лексика для 5 класса состоит из 18 тестовых заданий базового уровня сложности. Работа направлена на выявление предметных компетенций по данной теме. Более глубоко проверяется знание таких лексических явлений, как синонимы, антонимы, омонимы. Рекомендуемое время на эту работу - 45 минут. Есть Ключ проверки теста. Критерии оценки: 5 - 17 - 18 верных ответов (95 - 100%) 4 - 13 - 16 верных ответов (72 - 89%) 3 - 9 - 12 верных ответов (50 - 67%) 2 - 0 - 8 верных о...
  • Урок-путешествие Мой город, 5 класс (развитие речи)Тема урока по развитию речи в 5 классе – Мой город. Урок проводился к юбилею города Жуковский Московской области. Цели урока: воспитание патриотического чувства к родному городу, развитие самостоятельного мышления и творческих способностей учащихся, формирование умения составлять текст-миниатюру по ассоциациям с использованием алгоритма. В основе алгоритма – технология синквейна. На уроке используется презентация с фотографиями видов города, а также демонстрируется порядок работы над созданием...
  • Формирование отдельного проектного умения при изучении темы Тире между подлежащим и сказуемым (5 класс)УРОК ФОРМИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ПРОЕКТНОГО ДЕЙСТВИЯТема урока Тире между подлежащим и сказуемымКласс 5 Тип урока: урок составления алгоритма учебных действий Планируемые результатыПредметные 1. закрепляют умение определять грамматическую основу и определять способ ее выражения 2. выясняют условия постановки тире между подлежащим и сказуемым и применяют знания на практике Метапредметные1. учащиеся составляют и отрабатывают алгоритм учебных действий при изучении темы Тире между подлежа...
  • Самостоятельная работа по русскому языку на тему Прямая речь (5 класс)Изучение Синтаксиса и пунктуации способствует развитию коммуникативных навыков учащихся (формирует умение логично выстраивать речь, связно говорить и давать развернутый, правильно выстроенный ответ). В ХХI в. проблема связной и логичной речи стоит особенно остро, так как это век краткого и быстрого общения. Оно сложилось под влиянием быстро развивающихся электронных технологий (телефонные разговоры, sms и электронная почта), поэтому изучение синтаксиса и пунктуации актуально в наше непросто...
  • Календарно - тематическое планирование по литературе, 5 класс, по программе Г. С. Меркина, С. А. Зинина, ФГОС, 102 часа№ Тема Цель и задачи урока Планируемые результаты Основные виды деятель ности Теория литера туры Оборудование. ДО Домашнее задание Дата проведения Предметные Метапред метные Личностные план факт 1 Введение. Книга – твой друг Знакомство со структурой и содержанием учебника. Знакомство с историей книги, определением роли книги в жизни человека, специфики художественной литературы как искусства слова; выявление круга читательских интересов школьников. Воспитывать творческую личность путём приобщения к литературе как искусству слова Формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения Уважительное отношение к родной литературе, гордость за неё, как явление национальной культуры Устные высказывания, выразительное чтение. писатель, читатель, художественная и учебная книга Презентация, ПК, проектор, экран, выставка книг InternetUrok.ru Вопросы Учебный кабинет, пересказ мифа Рождение Зевса, вопросы к статье учебника Античный мир 2 Античный миф. Олимп. Знакомство с героями мифа, выявление особенностей мировосприятия, свойственного людям дохристианской эпохи, роли мифов в формировании современных представлений о мире и месте человека в нём. Формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями, логического мышления учащихся. Воспитание интереса к мировой истории и культуре. Совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами(полный, выборочный, краткий) Формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении литературы Формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения Выразительное чтение эпизодов мифа, подготовка сообщений, экскурсия по галерее изображений мифологических героев (слайдовая презентация), беседа мифология, миф, предание, легенда Репродукция Гаспаро ДицианиОлимп, ПК, проектор, экран, слайдовая презентация Прочитать легенду об Одиссее, составить план 3 - 4 Гомеровский эпос. Одиссей на острове циклопов. Полифем Выявление ключевых событий легенды об Одиссее, литературного источника, послужившего основой для составления пересказа Н. А. Куна; значение образа героя для мировой художественной литературы. Совершенствовать могтивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому чтению Формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха Формировать вы процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину. Обладающую высокой культурой общения Сообщения учителя и учащихся, составление плана, выразительное чтение отрывка из Одиссеи Гомера, слайдовая презентация, составление таблицы в ходе прослушивания сообщений мифологические герои и персонажи Таблица, слайдовая презентация, ПК, проектор, экран, электронное приложение к учебнику Репродукции картин: Джозеф Маллорд Уильям, Якоб Йорданс, Аннибале Карраччи, Макс Бекманн, Герберт Драпер, Джон Флаксманн, Ф. П. Толстой. Троянская война, образ Одиссея в изобразительном искусстве Ответить на вопросы рубрикиУчебный кабинет электронного приложения, Заполнить таблицу Устное народное творчество 5 Малые жанры фольклора. Загадки Выявление тематики и семантической структуры загадок, знакомство с наиболее распространёнными видами загадок. Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания загадок, формирование логического мышления, устной речи учащихся, навыков выразительного чтения. Воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову. Развивать умение пользоваться монологической , диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров Развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации составлять тексты в устной и письменной формах Формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию. Работа со статьей учебника, заполнение таблицы, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение сказки, мифа, конструирование загадок фольклор, фольклорные жанры, загадка Таблица Устное народное творчество, таблица для заполнения Загадки, карточки с заданиями InternetUrok.ru Записать 5 известных пословиц и поговорок. Объяснить их значение. 6 Пословицы и поговорки Выявление источников происхождения пословиц и поговорок, различий между ними, знакомство с видами пословиц и поговорок, с наследием В. И. Даля. Воспитание интереса к фольклору, формирование представлений об особенностях народного мировосприятия Развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста Развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии Развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом Экскурсия по книжной выставке, слово учителя, составление таблиц, беседа пословицы, поговорки, иносказание, антонимы Произведения графа Крамеля, Франсуа Вийона Пословицы русского народа В. И. Даля Иллюстрации В.М. Васнецова Термины, с.28-31,31-41(пересказ),вопр.с.42(1-8 устно) 7 Литературная игра. Актуализация знаний учащихся, углубление представлений о пословицах и поговорках. Формирование навыков работы с учебником, умений применять полученные знания на практике, определять основную мысль пословиц и поговорок. Воспитание чувства товарищества в ходе командной игры Воспитывать творческую личность путём приобщения к литературе как искусству слова Формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения Уважительное отношение к родной литературе, гордость за неё, как явление национальной культуры Конструирование диалога на основе материала статьи учебника, подбор пословиц и поговорок на заданную тему, установление смысловых связей между пословицами разных народов, конструирование пословиц по заданным словам, составление толкований, определение темы пословиц, защита иллюстраций Рисунки учащихся ПК, проектор, экран, слайдовая презентация InternetUrok.ru 8 Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Волшебная сказка Царевна – лягушка. Выявление основной идеи сказки. Воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях. Совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами(полный, выборочный, краткий) Формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении литературы Формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения Составление плана сказки и таблицы в ходе исследования композиции, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, работа с иллюстрациями сказка и её типы, эпитет, сказочный сюжет, композиция сказки В. М. Васнецов Царевна-лягушка, Кащей Бессмертный; И. Я. Билибин Баба-Яга С.42-45(пересказ), вопр..с.45(уст) 9 Бытовая сказка Чего на свете не бывает. Отличие бытовой сказки от волшебной. Выявление особенностей реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки, определение художественной идеи сказки. Воспитание чувства социальной справедливости, формирование гуманистического мировоззрения Совершенствовать могтивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому чтению Формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха Формировать вы процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину. Обладающую высокой культурой общения Беседа, исследовательская работа с текстом, художественный пересказ, создание иллюстраций сказочный персонаж Сказки Барин и мужик, Барин и собака Рисунки учащихся Рисунок к любой сказке, принести ДВ хрестоматию 10 Сказки народов России. Падчерица. Выявление нравственной основы сказок о падчерице и мачехе, значения понятия бродячий сюжет, отличий народной и литературной сказки. Развивать умение пользоваться монологической , диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров Развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации составлять тексты в устной и письменной формах Формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию. Беседа, художественный пересказ, работа с таблицей, создание комментариев к иллюстрациям типы сказочных персонажей Сказка Морозко. В. Ф. Одоевский Мороз Иванович. И. Я. Билибин Морозко Свой рисунок 11 - 12 Р. Р. Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению. Анализ письменных работ Выявление нравственной основы сказок о падчерице и мачехе, значения понятия бродячий сюжет, отличий народной и литературной сказки. Развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста Развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии Развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с таблицами, составление рабочих материалов для сочинения Литературоведческие словари ПК, проектор, экран, слайдовая презентация InternetUrok.ru С.54-55, термины знать, с.61 13 Из Повести временных лет Расселение славян Воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в Повести временных лет; исторической обстановки, в которой родилось Русское государство. Воспитание интереса к отечественной истории. Воспитывать творческую личность путём приобщения к литературе как искусству слова Формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения Уважительное отношение к родной литературе, гордость за неё, как явление национальной культуры Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть летопись ПК, проектор, экран, слайдовая презентация Термины знать,с.62-63 14 Кий, Щек, Хорив, Хазары Выявление символического значения легенды о Кие, исторической основы событий, нашедших отражение в Повести временных лет, значение имён, особенности языка памятника древнерусской литературы. Воспитание интереса к истории и литературе Древней Руси. Совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами(полный, выборочный, краткий) Формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении литературы Формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, сравнение оборотов, свойственных древнерусскому языку, с современными формами речи летопись Образ летописца в трагедии А. С. Пушкина Борис Годунов. Опера М. П. Мусоргского Борис Годунов. Ария Пимена. Крещение Руси и его значение. Сообщение о волохах. Оформление плаката — контурной карты (географические названия, встретившиеся в отрывке Расселение славян, комментарии) С.,7166,68 15 Анализ письменных работ Совершенствовать могтивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому чтению Формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха Формировать вы процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину. Обладающую высокой культурой общения Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с таблицами, составление рабочих материалов для сочинения ПК, проектор, экран, слайдовая презентация InternetUrok.ru 16 Эзоп Лисица и виноград, Ворон и лисица. Лафонтен Лисица и виноград Знакомство с легендами об Эзопе, выявление значения морали басен, роль басен Эзопа в жизни общества. Развивать умение пользоваться монологической , диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров Развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации составлять тексты в устной и письменной формах Формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию. Выразительное чтение, сообщения учителя и учащегося, исследовательская работа с текстом, беседа басня, эзопов язык, басенный сюжет, мораль, аллегория Сообщение историка о Константинополе и хазарах Учить наизусть любую басню Крылова, с.70 вопр.2-5 (уст) 17 Русские баснописцы XVIII века. В.К. Тредиаковский. Басня Ворон и Лиса. А. П. Сумароков. Басня Ворона и Лиса. Сопоставление басен В. И. Тредиаковского и А. П. Сумарокова на основе выявления особенностей их языка. Формирование нравственно-эстетических представлений. Развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста Развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии Развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом Выразительное чтение, сообщения учителя и учащегося, исследовательская работа с текстом, составление комментариев трудных слов, конструирование диалога, чтение по ролям, устное рисование басенный сюжет, мораль, инверсия, аллегория Диего Веласкес Эзоп (1639—1640). М. Л. Гаспаров Занимательная Греция С.80 вопр.1-4, 7 18 М. В. Ломоносов. Басня Случились вместе два Астронома в пиру.... Знакомство с уникальной личностью М. В. Ломоносова, выявление комических и поучительных элементов басни, её связь с научной деятельностью писателя. Формирование навыков выразительного чтения, лексической работы. Воспитывать творческую личность путём приобщения к литературе как искусству слова Формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения Уважительное отношение к родной литературе, гордость за неё, как явление национальной культуры Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся Ф. С. Рокотов. Портрет А. П. Сумарокова. 1777 г. Портрет В. К. Тредиаковского. Неизвестный художник XVIII в. Портрет В. К.Тредиаковского. Гравюра Н. И. Соколова. 1801 г. Инсценирование басни 19 Басни И.А. Крылова Знакомство с биографией И. А. Крылова, выявление особенностей языка басен, значения крылатых выражений. Формирование нравственно-эстетических представлений. Совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами(полный, выборочный, краткий) Формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении литературы Формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся олицетворение, гипербола Портрет И. А. Крылова работы И.Э. Эггинка и К.П. Брюллова. Иллюстрации А. М. Каневского и Евгения Рачева С.80 (№8),чит. Грибы, Зеркало, вопр.1-3(с.81),с.83 вопр.2-3 20 И.А. Крылов Волк на псарне, Демьянова уха, Свинья под дубом Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения раздела Русская басня; выявление морали басен Крылова. Совершенствовать могтивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому чтению Формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха Формировать вы процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину. Обладающую высокой культурой общения Выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями мораль Иллюстрации Ф. Д. Константинова, В. А. Серова ПК, проектор, экран, слайдовая презентация InternetUrok.ru Вопр.с.59 (1-3) 21
  • Тесты по русскому языку на тему «Фонетика. Графика. Орфография» (5 класс)Фонетика (греч. Phōnetikē звуковой, звучащий, рhōne звук, голос) – это раздел языкознания, который изучает звуковые единицы языка.Звуковая сторона – необходимая форма существования слов, материальное выражение, без которого невозможно существование языка. Звуковой строй языка - особый ярус в структуре языка, а поэтому фонетика - самостоятельный раздел языкознания, который имеет свой особый предмет и задачи. В соответствии со структурой звуковой стороны языка фонетика изучает звуки, слоги, различ...
  • Конспект методическая разработка раздела программы Лексика. Культура речи (5 класс)Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку Лексика. Культура речи (5 класс) содержит теоретический материал на основе презентации. 1. Пояснительная записка. 2. Структура содержания тематических модулей образовательной программы. 3. Актуальность данной разработки. 4. Цели и задачи раздела. 5. Поурочное планирование. 6. Ожидаемые результаты. 7. Психолого-педагогическое обоснование. 8. Образовательные технологии. 9. Виды деятельности. 10. Методы, формы и приёмы о...
  • Конспект открытого урока краеведения в 5 классеКонспект открытого урока краеведения в 5 классе на тему Екатериновский район в зеркале топонимики Цели урока: Образовательная: привлечь внимание учеников к истории родного края помочь учащимся открыть закономерности происхождения географических названий территорий Екатериновского района и исследовать возможности изменения топонимики нашего края в будущем. научить использовать информационные ресурсы, собирать и структурировать информацию Развивающая цель: формировать умение видеть и формул...
  • Тесты по русскому языку на тему «Синтаксис и пунктуация» (5 класс)Изучение Синтаксиса и пунктуации способствует развитию коммуникативных навыков учащихся (формирует умение логично выстраивать речь, связно говорить и давать развернутый, правильно выстроенный ответ). В ХХI в. проблема связной и логичной речи стоит особенно остро, так как это век краткого и быстрого общения. Оно сложилось под влиянием быстро развивающихся электронных технологий (телефонные разговоры, sms и электронная почта), поэтому изучение синтаксиса и пунктуации актуально в наше непросто...
  • Календарно - тематическое планирование по русскому языку, 5 класс, автор учебника Е. А. Быстрова, 204 часа, ФГОС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Программакурса Русский язык к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных учреждений / под ред.Е.А.Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО Русское слово — учебник, 2010..). Учебник Русский язык. 5 класс в 2-х частях под редакцией Е.А.Быстровой, издательство Русское слово, 2014, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия ФГОС. Инновационная школа). Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 204 часов (6 часов в неделю). Программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета Русский язык. Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом: · программы духовно-нравственного развития и воспита­ния личности гражданина России; · фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку; · требований к результатам освоения основной образова­тельной программы основного общего образования; · программы развития универсальных учебных действий. В соответствии с ФГОС и Примерной программой содер­жание разработанного курса направлено на реализацию сле­дующих целей изучения русского языка в основной общеобразовательной школе: · воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссий­ского гражданского сознания; человека, любящего свою ро­дину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов; · воспитание уважения к русскому языку, сознательного от­ношения к нему как явлению культуры; осмысление русского языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка; · овладение русским языком как средством общения в по­вседневной жизни и учебной деятельности: развитие готов­ности и способности к речевому взаимодействию и взаимо­пониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержа­тельным компромиссам; потребности в речевом самосовер­шенствовании; · овладение навыками самостоятельной учебной деятельно­сти, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формули­ровать цели деятельности, планировать её, осуществлять ре­чевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиогра­фический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарейразличныхтипов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.); · освоение знаний об устройстве языковой системы и законо­мерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, класси­фицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами рече­вой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарногозапаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенство­вание способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельно­сти и повседневной жизни. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Значение русского языка как учебного предмета в дости­жении стратегических целей школьного образования и пла­нируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметнуюобласть разных на­ук и предопределяет метапредметную роль учебного предмета Русский язык в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную, а также соотносящуюся с последней — кумулятивную), язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует ихмежличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формированиимировоззренческих систем и на­циональных образов мира,обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека. Сказанным определяются основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка в основной общеобразовательной школе; интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетен­ции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе рас­ширения его культурно-исторической составляющей. В соответствии с идеологией Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и Примерной программы в разработанном курсе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной обра­зовательной парадигме. Применительно к содержанию курса русского языка это означает его направленность на взаимо­связанное формирование и развитие коммуникативной, язы­ковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Важной составляющей компетенции является, как известно, деятельностное умение, овладение которым предполагает активную учебно-познавательную деятельность ученика и его способность применять имеющиеся знания и опыт в конкретной жизненной ситуации. Поэтому реали­зованный в программе компетентностный подход согласуется с заявленным во ФГОС системно-деятельностным, имеющим общедидактический характер. В свете этого важной особенностью разработанного курса русского языка является его направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие лич­ности ученика на основе формирования соответствующих уни­версальных учебных действий: личностных, обеспечивающих самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-эстетических ориентиров, мотивацию к учению вообще и к изучению русского языка в частности; регулятивных, обе­спечивающих организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи; пла­нирование последовательности действий и в случае необхо­димости их коррекция; осуществление оценки и самооценки и др.); познавательных, включающих общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, под­тверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников; осознан­ное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого вида чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных или прочи­танных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности; определение основной и второстепенной информации и др.), универсальные логические действия (анализ, сравнение, син­тез, обобщение, классификация, конкретизация и др., а также подведение под понятия, выведение следствий, установление причинно-следственных связей и др.); действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы, определение и формулирование способов их решения); коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или совместной деятельно­сти (владение всеми видами речевой деятельности, адекватное восприятие устной и письменной речи, умение вступать в диа­лог, участвовать в коллективном обсуждении; умение полно и точно выражать мысли в соответствии с ситуацией и сферой общения; соблюдение в процессе речевого общения основных норм устной и письменной речи, норм речевого этикета и др.). В разработанной программе реализован актуальный в со­временной лингводидактике когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов речевого развития ученика, его мышления, восприятия, вооб­ражения, а также процессов овладения средствами и способа­ми обращения с информацией, совершенствования познава­тельной деятельности. В отношении совершенствования механизмов мышления русский язык стоит в одном ряду с математикой, поскольку работа с лингвистическим (языковым) материалом предпола­гает опору на определённые когнитивные действия и их раз­витие. Поэтому когнитивный аспект содержания и технологий обучения традиционно связывается с презентацией лингвисти­ческих понятий, а также с развитием учебных языковых уме­ний и навыков. Однако человек в коммуникации выступает не только как человек говорящий, но прежде всего как человек мысля­щий и умеющий адекватно излагать свои мысли и понимать чужие, поскольку взаимосвязь языка и мышления является научным фактом: речь ... нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Плохая (в смысловом, коммуникативном, языковом отношении) речь свидетельствует о несформированности когнитивных моделей, отсутствии информационных фрагментов, связи между ментальными и вер­бальными структурами. Поэтому в основе концепции разработанного курса рус­ского языка лежит одно из основополагающих положений когнитивной лингвистики и психологии, в соответствии с ко­торым язык рассматривается как когнитивный (мыслитель­ный) процесс, осуществляемый в коммуникативной деятель­ности и обеспечиваемый особыми когнитивными структурами и механизмами в человеческом мозгу. Исходя из этого, в раз­работанном курсе когнитивность является важнейшим ком­понентом формирования не только лингвистической (языко­ведческой) и языковой компетенций, но и коммуникативных способностей учащихся и обусловливает ориентацию обуче­ния на развитие мыслительных способностей, формирование познавательных универсальных учебных действий не только при овладении лингвистическими знаниями и языковыми уме­ниями, но непосредственно в процессе формирования комму­никативной компетенции ученика. Когнитивное развитие ребёнка в настоящее время рас­сматривается и в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением са­мой когнитивной системы со всеми такими её составляющи­ми, как восприятие, воображение, умение рассуждать, вы­двигать гипотезы, решать проблемы и т. п. В разработанном курсе русского языка актуализирован аспект, связанный с раз­личными видами трансформации текста (сжатие текста и его развёртывание в соответствии с коммуникативной задачей; преобразование связного текста в схему, таблицу, диаграмму и т. п.; передача информации, представленной в виде графиче­ского объекта, в форме связного текста; обобщение изученного материала и представление его в графической форме и т. п.) и его интерпретация в зависимости от заданных условий ре­чевого общения. Предусматривается также овладение приё­мами работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; умениями отбирать и систематизировать материал на заданную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной комму­никативной задачей. Таким образом, когнитивный аспект содержания разрабо­танного курса актуализирует направленность процесса обуче­ния русскому языку на взаимосвязанное формирование позна­вательных (когнитивных) и коммуникативных универсальных учебных действий. В социокультурных условиях начала XXI в. формирова­ние коммуникативной компетенции позиционируется как од­на из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важнейшее значение в процессах социальной адаптации и аккультура­ции ребёнка. В обобщённом виде ориентация разработанного курса русского языка на коммуникативное развитие лично­сти реализуется в направленности образовательного процес­са на формирование и совершенствование умений понимать мысли других людей и способности выразить свои, умений ар­гументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, готовности к сотрудничеству и продуктивному ком­муникативному взаимодействию. Развитие коммуникативной компетенции происходит в про­цессе овладения содержанием всех учебных предметов в шко­ле, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникатив­ные универсальные учебные действия, которые поддерживают­ся целым комплексом школьных предметов, являются в то же время предметными компетенциями, входящими в комму­никативную составляющую содержания учебного предмета Русский язык. Содержание коммуникативной составляющей разработанно­го курса русского языка направлено на существенное продви­жение в овладении умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством по­лучения различной информации, в том числе знаний по раз­ным учебным предметам, и средством коммуникативно целе­сообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Отличительной особенностью программы является её на­правленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности, пристальное внимание к фор­мированию коммуникативных умений не только в области письменного выражения мыслей, но и в области устных форм общения. Особый аспект курса составляет систематическая работа по преодолению коммуникативных неудач, различных ошибок в построении высказывания (как письменного, так и устного). Специфика курса состоит в пристальном внимании к процессу расширения вокабуляра ученика, формированию его потенциального словаря. Следует подчеркнуть, что разно­образная лексическая работа предусматривается при изучении каждой темы программы. Реализация когнитивно-коммуникативного подхода в раз­работанном курсе предопределила выдвижение текста в каче­стве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного учебного предмета. Это означает, что здесь текст является не только объектом языкового и речеведческого анализа, но и определённым образцом или мотивом для создания собственного речевого произве­дения (устного или письменного) с учётом всех социальных и прагматических факторов (особенностей ситуации и сферы общения, культурно-исторических фоновых знаний); текст задаёт предметную сторону речевого высказывания, является одним из средств создания ситуаций, на основе которых про­исходит реальное речевое общение. На основе текста формируются также рецептивные виды ре­чевой деятельности (умения слушать, читать и адекватно по­нимать тексты разных стилей и жанров, используя при этом различные способы аудирования и чтения), а также умения и извлекать информацию из текста, понимать его явно выра­женный и скрытый смысл и т. д. Кроме того, ориентация процесса обучения на текст как ос­новную единицу обучения позволяет представлять изучаемый языковой материал не изолированно, но в его естественном коммуникативном окружении, в коммуникативном простран­стве употребления изучаемого материала, понимаемом как со­вокупность сфер и ситуаций речевого общения. В результате каждое языковое явление представлено в разработанном курсе в единстве его формы, значения и употребления (функциони­рования). Таким образом, разработанный курс ориентирован на постижение учащимися не только формальных, но и смыс­ловых, а также функциональных особенностей языковых еди­ниц, что особенно важно при порождении речи. При этом особое внимание уделяется не только развитию умений упо­треблять изучаемый языковой материал в соответствии с ситу­ацией и сферой речевого общения, но и освоению норм совре­менного русского литературного языка. Следует подчеркнуть, что в 5—7 классах предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым языковым материа­лом. На этапе 8—9 классов формирование культурно-речевых навыков и умений происходит уже на основе освоения сведе­ний о культуре речи как разделе лингвистики, языковой норме и её функциях. Особенностью разработанного курса является усиление его аксиологической, воспитательной направленности. В содержании курса представлена целостная система, раскрывающая феномен отечественного языка как одной из значимых культурных ценностей, направленная на воспитание уважи­тельного отношения к родному языку, сознательного отноше­ния к нему, понимание его роли в жизни человека, общества и государства, формирование представлений о речевом идеале и потребности ему следовать, способности оценить эстетиче­ские возможности русского языка. В этой связи в курсе акту­ализирована его культурно-историческая составляющая, кото­рая не только включает сведения об истории русского языка, этимологии, взаимосвязи языка и культуры, истории народа его носителя, об особенностях русского менталитета, о национально-культурной специфике русского языка, но и предусма­тривает овладение концептами традиционной и современной русской (и шире — российской) культуры, выявление обще­го и специфического в культуре, языке, речевом поведении, речевом этикете русского и других народов России и мира. Обращение к фактам культуры и истории русского языка, истории русского и других народов России и мира позволяет актуализировать межпредметные связи, расширить культурный кругозор ученика, повысить мотивацию к изучению русского языка как учебного предмета. Такой подход позволил актуали­зировать в разработанном курсе межпредметные связи с таки­ми учебными предметами, как иностранный язык, литература, история, география, информатика и др. В предлагаемом курсе реализован дифференцированный подход к обучению, который выражается в предъявлении те­оретического и практического учебного материала на разных уровнях сложности, но не ниже зафиксированного в Требо­ваниях к результатам освоения основной образовательной программы. При этом ученику предоставляется возможность самостоятельного выбора уровня сложности предлагаемого ма­териала, что позволяет освоить курс не только сильному уче­нику, но и ученику со слабой подготовкой. Разработанный курс ориентирован на подготовку учеников к формам контроля как на уровне итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы, так и промежуточной аттестации в рамках урочной деятельности. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому языку яв­ляются: 1) понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа, определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер­шенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку яв­ляются: I) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источни­ков, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность к преоб­разованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий; способность определять цели предстоящей учебной деятель­ности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно фор­мулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предме­там, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках ино­странного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсужде­ниях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформаль­ного межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому языку яв­ляются: 1) представление о русском языке как языке русского на­рода, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения наро­дов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интел­лектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования; 3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; владение умениями информационной переработки прочи­танного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями; способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электрон­ных носителях; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жан­ров; владение различными видами аудирования (с полным по­ниманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств; говорение и письмо: умение воспроизводить в устной и письменной форме про­слушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построе­ния текста (логичность, последовательность, связность, со­ответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к про­читанному, услышанному, увиденному; умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; владение различными видами монолога и диалога; высту­пление перед аудиторией сверстников с небольшими сообще­ниями, докладом; соблюдение в практике речевого общения основных орфо­эпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное ис­пользование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации; способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях обще­ния; осуществление речевого самоконтроля; способность оце­нивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенство­вать и редактировать собственные тексты; 4) усвоение основ научных знаний о родном языке; пони­мание взаимосвязи его уровней и единиц; 5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествова­ние, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 6) проведение различных видов анализа слова (фонети­ческий, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к опреде­лённым функциональным разновидностям языка, особенно­стей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 7) осознание эстетической функции родного языка, способ­ность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основные сведения о языке и речи Основные виды деятельности учащихся Русский язык – национальный язык русского народа (1 ч) Выявлять роль родного языка в жизни человека и общества. Речь. Речевая деятельность *Речь. Речевое общение Язык и речь Речь и речевое общение Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная Речь диалогическая и монологическая Речевой этикет Осознавать различия языка и речи Осознавать основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи Различать диалогическую и монологическую речь Создавать устные и письменные подготовленные и неподготовленные монологические высказывания, устные диалогические высказывания. Соблюдать при общении нормы речевого этикета **Речевая деятельность Речь как деятельность Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо Понимать содержание небольшого по объему учебно-научного, художественного текста, определять его основную мысль. Выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Составлять простой план. Создавать устные и письменные монологические высказывания небольшого объема на учебно-научные, нравственно-этические, социокультурные темы. Подробно, сжато, выборочно излагать содержание прочитанного текста. Передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде Осуществлять изучающее, поисковое чтение текста Текст Текст как речевое произведение. Основные признаки текста Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста. Простой и сложный план текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение Их строение, смысловые и языковые особенности. Сочетание разных типов речи в тексте Способы развития темы в тексте Последовательная и параллельная связь предложений в тексте.
  • Контрольная работа Имя существительное (5 класс)Контрольная работа по русскому языку для обучающихся пятого класса на тему Имя существительное как часть речи. Данная контрольная работа состоит из двух частей. Первая часть - это контрольный диктант, в который включены орфограммы на правописание букв о и ё после шипящих в корне слова, в окончаниях и суффиксах имен существительных, а также правописание приставок. Вторая часть - это грамматическое задание, которое состоит из шести заданий, представленных в двух вариантах. В первых пяти заданиях...
  • Краткосрочное планирование по русскому языку 5 классКраткосрочное планирование в 5 классе по русскому языку. 4 октября Урок 25 класс . Тема урокаСложное предложение. Союзные и бессоюзные предложения.СсылкаСреднесрочное планирование октябрь 14-03 ноября 2013гОбщие целиОбразовательная: Познакомить с понятием сложно- го предложения; учить находить сложное предложение.Развивающая: Уметь работать в группах ; формировать умение полно и содержательно отвечать, де-лать обобщающие выводы; развивать диалоговое общение ...
  • Полный конспект урока Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь 5 классПредлагаю полный конспект урока Описание картины И.Грабаря Февральская лазурь 5 класс. В папке можно найти конспект урока, презентацию, задания для групп, примерный результат урока - карточка-памятка Рабочий материал для написания сочинений. Урок построен в рамках ФГОС: деятельностный подход (групповая работа), решение на уроке проектной задачи Составление памятки с рабочими материалами для написания сочинения. В идеале в конце урока памятка распечатывается каждому ученику, чтобы дома, ко...
  • Краткосрочное планирование по русскому языку для 5 классаЯ составила план урока по русскому языку для 5-го класса на тему падежи имён существительных целью которого является 1. Дать понятие о падежах имён существительных; путем повторения правил и выполнения заданий, закрепить полученные знания; 2.развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.осуществить в учащихся нравственные и общечеловеческие ценности, последовательность в работе, аккуратн...
  • Конспект урока литературы Басни И. А. Крылова (5 класс)Басни И.А.Крылова Цели урока: Образовательные: 1. Углубить знания детей о личности И.А.Крылова. 2. Научить понимать аллегорический смысл басен. 3. Повторить особенности жанра басни. Развивающие: 1. Развивать у учащихся творческое воображение, эстетическое чувство. 2. Развивать речь учащихся. Учить выражать правильно и точно свои мысли. 3. Способствовать эмоциональному восприятию басен. Воспитательные: 1. Способствовать формированию нравственных начал в человеке. Не...
  • Зачетная работа по русскому языку по теме Глагол (5 класс) Критериальное оценивание на уроках русского языка. Оценивание учащихся - очень важная методическая проблема. Существующая система оценивания порой не отражает истинные знания учащихся, часто имеет травмирующий характер, не способствует положительной мотивации на учебную деятельность, так как имеет ряд недостатков: учитель выполняет контролирующую функцию; отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам; отметки не дают ... критерий Уровень достижений (баллы) Требования к знаниям учащихся (дескриптор) Знание теоретического материала по теме 0 Отсутствие знаний по теме 1-6 -знание понятия обособленные члены предложения; - знания случаев обособления согласованных и несогласованных определений (что влияет на обособление); - знания случаев обособления приложений; - знания случаев обособления обстоятельств; - понятие уточняющих членов предложения и знаки препинания при них Практическое применение знаний 0 Отсутствие практических навыков по теме 1-4 - умение находить обособленные согласованные и несогласованные определения в данном предложении; - умение находить обособленные приложения в данном предложении; - умение находить обособленные обстоятельства в данном предложении; - умение находить обособленные уточняющие члены предложения в данном предложении; Практическое применение знаний. (среди предложенных предложений найти предложение с обособленным членом. Знаки препинания не расставлены) 0 2 2 2 2 Отсутствие умения находить предложение с обособленными членами. умение находить обособленные согласованные и несогласованные определения; - умение находить обособленные приложения; -умение находить обособленные обстоятельств; - умение находить обособленные уточняющие члены предложения; Работа с текстом. 0-8 Умение в тексте (не менее 10 предложений) расставить правильно знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Синтаксический разбор предложения 2 За каждый этап разбора 0,5 балла Правильно подчеркнуты члены предложения, подписаны части речи, определены виды сказуемых и второстепенных членов, дана характеристика предложения Осознанное применение полученных знаний 2 Умение составить 2 предложения с заданными обособленными членами предложения Шкала перевода общего уровня достижений учащихся в отметку: 24–30 баллов – 5, 20–23 баллов – 4, 10–19 баллов – 3, 0–9 баллов – 2. При планировании текущего (формирующего) оценивания большую тему дроблю на подтемы, дополняю самооценку и оценку одноклассника. Оценка выставляется по пятибалльной системе. критерий самооценка Оценка одноклассника Требования к знаниям учащихся Знание теоретического материала по теме -знание понятия обособленные члены предложения; - знания случаев обособления согласованных и несогласованных определений (что влияет на обособление); - умение привести пример предложения с обособленным определением; - умение правильно расставить знаки препинания в предложении с обособленным определением ( при выполнении практической части) Таким образом, на этапе изучения темы учащийся способен увидеть свои пробелы, а также подготовиться к итоговой работе. Как правило дети заинтересованы в положительных результатах и стараются вовремя ликвидировать пробелы.
  • КТП ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 класс ФГОС ОООКалендарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом обсновного общего образования по программе Быстровой (учебник издательства Русское слово). Рассчитано на 5 учебных часов в неделю, 170 учебных часов в год. КТП представляе собой таблицу с графами: - дата - тема урока - виды деятельности учащихся - планируемые результаты учебной деятельности (УУД), которые включают: Предметные УУД Метапредметные УУД (п...
  • Литература 5 класс МАРК ТВЕН «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОМА СОЙЕРА»Урок по литературе 5 класс посвящен изучению творчества Марка Твена, а именно на основе Приключение Тома Сойера. Это произведение легко воспринимается пятиклассниками, которые любят приключения и игры. Все действия проводятся в классе ЗПР. Дети с заболеваниями очень чутки к чужим несчастьям, поэтому они с удовольствием читают это произведение, где герои дети могут постоять за себя и в увлекательной форме рассказать о своих приключениях. Учащиеся с удовольствием переживают за ребят. И игровая ф...
  • Урок в 5 классе на тему ТЕМА. Тема и основная мысль текста Цели урока: 1.сформировать у учащихся понимания термина текст,его основных признаков; 2.совершенствовать умение определять тему, основную мысль текста, анализировать и обосновывать выбор названия текста. Ход урока I Организационный момент. II Актуализация опорных знаний. -Итак, перед вами тема урока. Знакомы ли вам эти понятия: текст, тема...
  • 5 класс русский язык5 класс Русский язык Тема: Суффикс и его варианты. ЦЕЛЬ: Закрепить знания учащихся о суффиксе и смысловых значениях суффикса. Формировать умения правильно выделять суффикс в слове, подбирать слова с указанными суффиксами, определять значения, выражаемые суффиксами. Ход урока 1. Языковая разминка. Составить слова по предложенным схемам и записать их в тетрадь. -чик -ист -онок Определить, какие это части речи. 2. Работа по теме урока. Чтение и анализ материала для наблюдений Что же наз... Обозначение суффиксов Примеры 1. Профессия людей, род их занятий ………………………………………… …………………………………………. …………………………………………. …………………………………………. …………………………………………. …………………………………………. …………………………………………. 2. Названия лиц по месту жительства ………………………………………… …………………………………………. …………………………………………. …………………………………………. …………………………………………. …………………………………………. …………………………………………. 3. Уменьшительно-ласкательные ………………………………………… …………………………………………. …………………………………………. …………………………………………. …………………………………………. …………………………………………. …………………………………………. Заполнить таблицу своими примерами. При затруднении использовать материалы упражнений учебника. Составить слова по данным схемам и записать их: ……………-чик ……………-ист ………….-лив-ый ………….-ист-ая ……………-ов-ый На что указывают эти суффиксы? 3. Домашнее задание.
  • Конспект урока Повторение синтаксиса и пунктуации 5 классУрок обобщающего повторения по теме Синтаксис и пунктация ставит цель:обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела Синтаксис и пунктуация в связи с другими разделами русского языка. Задачи: 1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся. 2. Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по теме Синтаксис и пунктуация 3. Развивать способности учащихся правильно формулиро...
  • Мастер - класс Инсценирование басен И. А. Крылова 5 класс (текст к презентации)МАСТЕР-КЛАСС (Слайд – тема Мастер-класса) Трудно не согласиться, что в последнее время общество обнищало духовно. На нас, учителей, природа возложила большую ответственность за детей. Кому, как не нам, наполнять души детей чувством прекрасного? Я часто размышляю о смысле учительской жизни, о миссии учителя на Земле… … В одной древней притче говорится: Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идёт человек и ведёт за собой ребёнка . -Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек. ...
  • Задания к зачёту по теме Второстепенные члены предложения 5 класс Задания к зачёту по теме Второстепенные члены предложения 5 класс
  • Самоанализ урока внеклассного чтения В царстве басен И. А. Крылова. 5 классСамоанализ урока. Тема урока – внеклассное чтение по теме: В царстве басен И.А. Крылова. Данный урок проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием в разделе внеклассное чтение по литературе в 5 классе. Цели урока: 1. Образовательные: ü обобщить знания о жанре басни; ü продолжить выработку умений анализировать, находить главную мысль и определять мораль басни; ü продолжить работу по составлению характеристик героев басен. 2. Развивающие: üсп...
  • Главные члены предложения 5 класс Учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 7 г. Соль-Илецка Лебедева Татьяна Валерьевна Класс: 5 Тема: Главные члены предложения Оборудование: проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (перфокарты) Цели: 1.Формировать понятие о грамматической основе предложения. 2.Познакомить со способами выражения подлежащего и наличием смысловой и грамматической связи подлежащего и сказуемого. 3.Формировать умение находить подлежащее и сказуемое в предл...
  • Внеклассное чтение «В царстве басен И. А. Крылова». 5 классДобрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вам конспект урока по внеклассному чтению В царстве басен И.А. Крылова, подготовленного мною на районный конкурс Педагог года - 2014. Внеклассное чтение. 5 класс. Тема урока: В царстве басен И.А. Крылова. Цели урока:1. Образовательные:üобобщить знания о жанре басни;üпродолжить выработку умений анализировать, находить главную мысль и определять мораль басни;üпродолжить работу по составлению характеристик героев басен.2. Развивающ...
  • Урок по русскому языку Несклоняемые существительные (5 класс) Тема: Несклоняемые существительные (5 класс) Цели: 1. Повышать языковую компетенцию и культуру речи; 2. Формировать навыки грамматически верной речи и орфографической зоркости; 3. Воспитывать чувство слова, желание изучать русский язык. Задачи: 1. Сформировать представление о несклоняемых существительных; 2. Научить способам их согласования с прилагательными, сочетания с глаголами; 3. ... Приложение 1 ПАМЯТКА. БОЛЬШИНСТВО НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ОТНОСЯТСЯ К СРЕДНЕМУ РОДУ: ШОССЕ, БРОККОЛИ, ФОЙЕ, ПЛАТО, ЛАССО, КАШНЕ, КАШПО. Исключение составляют иноязычные слова, обозначающие лиц мужского или женского пола: маэстро, леди, фрау и т.д. РОД СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ЖИВОТНЫХ, МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ, ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЁТ О САМКЕ ИЛИ О САМЦЕ. РОД СЛОЖНОСОКРАЩЁННЫХ СЛОВ ОПРЕДЕЛЯЮТ ПО КЛЮЧЕВОМУ СЛОВУ ИЛИ ПО РОДОВОМУ НАЗВАНИЮ: ВМФ - военно-морской ФЛОТ ( МУЖСКОЙ РОД), БАТУМИ – ГОР...
  • Урок развития речи в 5 классеВыбранные технологии активизируют самостоятельную, творческую деятельность учащихся, усиливают интерес к работе со словом, что способствует реализации ключевой идеи концепции преподавания русского языка – восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и духовности личности. Компьютерная поддержка уроков русского языка создаёт более комфортные, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологические условия для обучения, создаёт реальные предпосылки для повышения качества образования ...
  • Урок русской речи в 5 классе с казахским языком обучения: «Закрепление и обобщение по теме „Лексика“»Урок русской речи в 5 классе с казахским языком обучения: Закрепление и обобщение по теме „Лексика“ 221261 Цели урока: 1. Образовательная: повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела Лексика; 2. Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся; 3. Воспитательная. Воспитывать интерес к слову, его значимости в нашей речи; воспитывать в детях доброту, нравственные качества человека. Тип урока: урок обобщения. Оборудование: словари, листики-вопросы, сигнальная...
  • Сочинение сказка по литературе на тему Новогодняя сказка (5 класс)Новогодняя сказка Зима-время волшебства! Так и кажется, что попадешь в сказку. Скоро, скоро Новый год! Снегом завалило весь двор, мороз нарисовал узоры на окнах, а в доме посередине большой комнаты стояла зеленая елка. Вся семья собралась наряжать красавицу. И каких только игрушек на ней не было! И зайчата, и шишки, и шары блестели на зеленых иголках. Бусы из разноцветного стекла висели на пушистых ветках. А огоньки своими разноцветными красками мигали сверху донизу, озаряя комнату волшебным...
  • Урок русского языка в 5 классе по теме Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака5 класс 2 четверть Тема урока: Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Методическая цель: актуализировать и восстановить знания о принципе деления согласных звуков на твёрдые и мягкие; парных и непарных согласных по твёрдости –мягкости; способах обозначения мягкости согласных на письме; отработка умений применять правило постановки мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Тип урока: комбинированный Цели и задачи урока: 1) предметные систематизировать и повторить материал по теме Фонетика. Орфография; способствовать закреплению знаний особенностей образования согласных звуков, их состав, пары согласных по твёрдости –мягкости, а также непарные согласные, элементы транскрипции, правило употребления и неупотребления ь для обозначения мягкости согласных; способствовать закреплению умения различать в словах твёрдые и мягкие согласные; определять, какие буквы сигнализируют на письме о мягкости предшествующего согласного; находить в словах мягкий согласный, употреблять ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия выбора написания; пользоваться орфографическим словарём, разграничивать слова с ь для обозначения мягкости согласного, ь в неопределённой форме глагола и разделительным ь; 2) метапредметные (компоненты культурно – компетентностного опыта / приобретённая компетентность); способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. 3) личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества; способствов...
  • Компетентностно-ориентированные задания для 5 класса на краеведческом материале «Наш Пермский край»Что отличает компетентностно-ориентированное задание от традиционного задания? Чем оно привлекательнее и для учителя, и для учащихся? Во-первых, это деятельностное задание. Во-вторых, оно моделирует жизненную ситуацию. В-третьих, строится на актуальном для учащихся материале. В-четвертых, КОЗ имеет строгую структуру: стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение); задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания), источн...
© 2010-2018