Русский язык и Литература

  • Открытый урок по русскому языку на тему Синонимы (5 класс)Класс: 5 А Тема: Синонимы Цели: Образовательные: расширить и углубить знания о синонимах и об их употреблении в речи, продолжить знакомство со стилевой неоднородностью данных лексических единиц. Развивающие: развивать логическое мышление, речь, память; совершенствовать умения подбирать синонимы к данному слову, навыки самостоятельной работы. Воспитательные: прививать посредством игры чувство коллективизма, честности. Знания, умения и навыки, которые необходимо отработать в этой теме: 1. ...
  • Конспект урока русского языка по теме Словари русского языка (5 класс) Урок русского языка по теме Словари русского языка является завершающим в разделе Лексика. Словообразование. Правописание, в результате изучения которого у пятиклассников формируется целостное представление о слове, единстве его разнообразных языковых характеристик,о существующей зависимости лексического значения слова и морфемных значений, сочетающихся в одной словоформе. Работа на этих уроках проводится с опорой на словарики, вкюченные в учебник. Безусловно, она будет более полезной,...
  • Технологическая карта урока русского языка 5 класс (ФГОС) по теме Подготовка к сочинению А. А. Пластова Первый снег Технологическая карта урока Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова Первый снегпостроена в соответствии с требованиями ФГОС к деятельностному подходу в обучении: выделяются следующие этапы урока: мотивация, актуализациязнаний и пробное действие, выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи, целеполагание и построение проекта выхода из затруднения, открытие нового знания и практическая деятельность и так далее (согласно построению урока в системно-деятельностном...
  • Тест по теме Морфемика (5 класс)Данный тест содержит два варианта из десяти заданий с выбором ответа, а также ключи к ним. Позволяет быстро и легко проверить знания учащихся по теме Морфемика, может быть использован как в начале изучения темы (в качестве стартового), так и в конце (в качестве проверочного). Примеры заданий: I. Значимая изменяемая часть слова, которая помогает образовывать формы слова: 1) приставка 2) суффикс 3) окончание 4) основа VII. Укажите слово без приставки: 1)победил 2)побежал 3)пообедал 4)подождал ...
  • Конспект урока по русскому языку на тему Диалог (5 класс)Тема урока: ДИАЛОГ. Цели урока: повторить правописание приставок, безударных гласных в корне слова, непроизносимых согласных в корне слова, разделительного Ь; Закрепить навык постановки знаков препинания при однородных членах, при прямой речи; закрепить навык синтаксического разбора простого предложения. Познакомить с оформлением диалога, выработка навыка постановки знаков препинания при диалоге. Воспитание патриотизма, вежливости, интереса к творчеству А.П.Гайдара. Наглядность: портрет А.П...
  • Род имен существительных (5 класс)Урок по теме Род имен существительных проведен в 5 классе с казахским языком обучения. Рассчитан на 1 час. Лексическая тема Есть правила, которые надо усвоить. При проведении урока были использованы методы и приемы инновационной технологии. Были поставлены цель и задачи урока. Учтены возможности учащихся и подготовленность класса в целом. Проведена работа со слабоуспевающимися учениками. Учащиеся поближе познакомились с термином этикет. Предлагаемый материал окажет помощь ...
  • Конспект урока по русскому языку Правописание букв О-Ё после щипящих и Ц (5 класс)382 Урок русского языка по теме Правописание букв О-Ё после щипящих и Ц является не первым в системе уроков. Урок направлен на формирование коммуникативных, учебно-познавательных и информационных компетенций учащихся, их способностей и обогащению словарного запаса. Цельданного урока: изучить правописание букв О-Ё после щипящих и Ц.Задачи. Образовательная: сформировать знания учащихся о правописании букв )-Ё после щипящих и Ц и их роли в речи. Развивающая: формировать умения распознавать...
  • Конспект урока по русскому языку в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ»Конспект урока по русскому языку в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ. Тип урока: введение нового знания путем исследования. Технология: деятельностный метод обучения. Основные цели: 1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ, научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания; 2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание; ...
  • Рабочая программа по литературе для 5 класса (базовый уровень) к учебнику Т. Ф Курдюмовой Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. Рабочая программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направлен...
  • Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (базовый уровень) к учебнику «Русский язык. 5 класс, под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М. : Дрофа, 2012» Основная особенность курса русского языка по данной программе – ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребенка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: - умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), - умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительн...
  • Конспект урока литературы на тему «Недаром помнит вся Россия» (к 200-летию со дня Бородинской битвы) (5 класс)Конспект открытого урока литературы в 5а классе Недаром помнит вся Россия (к 200-летию со дня Бородинской битвы) Цели урока: познавательные: продолжить знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова Бородино, обратить внимание на историческую основу стихотворения и его художественные особенности, показать отражение темы Отечественная война 1812 года в различных видах искусства; коррекционные: развивать связную речь, словесно-логическое мышление; воспитательные: воспитывать любовь и ...
  • Интегрированный урок (литература, природоведение, ОБЖ) «Один на один с тайгой» (по рассказу В. П. Астафьева Васюткино озеро) 5 классЦели: Обучающие: развивать навыки самостоятельной работы с текстом; найти и осмыслить поднятые проблемы в рассказе; продолжить работу по обучению пересказа и комментария художественного текста. Развивающие: совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного текста, подготовки сообщений; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном произведении; развивать творческие с... 2. Как удалось Васютке выжить в тайге? Тема нашего урока Один на один с тайгой. Как вести себя наедине с природой? – на этот вопрос нам предстоит ответить, размышляя над рассказом В.П.Астафьева Васюткино озеро. 3. Обратимся к рассказу. Работа с текстом: 1. На какой реке происходит действие рассказа? 2. Много легенд создано народом об этой могучей величественной реке. Одна из них называется “Енисей и шаман” (сообщение учащегося) 3. Каким вы увидели характер Енисея? 4. А что говорит о Енисее дедушка Афанасий? Обратимся к учебнику на стр. 178. (Вывод о Енисее) 5. Чем занимался Васютка, пока рыбаки были на промысле? 6. С какой целью уходил Васютка в лес? Посмотрим, как это было (стр. 180). Учитель: …старинный порядок таков: идёшь в лес — бери еду, бери спички. Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то ещё придерётся к чему-нибудь. Весело насвистывая, шёл он по тайге. 7. ... Вывод: нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки. 17. Попытаемся понять Васютку. Монолог “А я заблудился” (Текст на стр. 188). - Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился? - Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? - Что он сделал в первую очередь? - Как мальчик приготовил себе еду? - В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать? - Как вести себя в подобной ситуации? (составляем памятку из предложенных пунктов на ИД + работа в тетр... 21. Обратимся к названию рассказа. Почему он называется Васюткино озеро? (обсуждение) Вывод: рассказ назван так не только потому, что Васютка нашел это озеро, он нашел, прежде всего, себя, преодолев все трудности, собственные недостатки, страх. 22. Чему нас с вами научил рассказ В.П.Астафьева? (обсуждение). 23. Выставление оценок за урок. 26. Д/з: (1 вариант) Устный пересказ: С вами происходили истории, подобные Васюткиной? Как вы нашли выход из ситуации? (2 вариант) Написать сочинение-миниатюру на тему: “Над чем заставляет поразмышлять рассказ В.П.Астафьева Васюткино озеро? 23. Рефлексия деятельности учащихся Самый вдумчивый и рассудительный читатель. Проведение тестирования по рассказу. ТЕСТ: 1. Жанр произведения: а) рассказ; б) повесть; в) сказка-быль. 2. Васютка брод...
  • Урок русского языка в 5 классе по теме Конструирование словообразовательных цепочек Урок разработан в виде технологической карты урока русского языка в 5 классе по УМК под редакцией С. И. Львовой по теме Конструирование словообразовательных цепочек представляет собой методический материал к уроку с указанием цели и задач урока, типа урока, формы занятия. В таблице даны графы: этапы урока, подробно описана деятельность учителя, деятельность учащихся, методы, приемы обучения. Такая разработка помогает видеть учителю урок в целостном виде. Она просто. без лишних усилий помогае...
  • Обобщающий урок по теме Лексика (5 класс)Данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в пятом классе. Урок соответствует тематическому планированию и является обобщающим по теме Лексика. При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей. Структура и содержание данного занятия рационально для решения поставленных задач. Содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учаихся на всех этапах урока способствуют достижению образовательных целей урока. Перед обучающ...
  • Урок литературы в 5 классе. М. Ю. Лермонтов БородиноНа изучение стихотворения отводится 1 час. За урок нужно познакомить учащихся с историческим событием- Бородинским сражением, объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 года,с содержанием стихотворения Бородино, развивать у учащихся умение делать анализ художественного текста.Воспитывать такие духовные понятия, как любовь к Родине,к народу.Составлен словарик непонятных слов,карточки. Учитель читает Воспоминания русского офицера Ф.Н.Глинки о Бородинском сражении(Из учебника Истор...
  • Урок литературы на тему Русские поэты 19 века о Донской земле (5 класс)Данный урок дает представление о защите проекта по литературе учащимися 5 класса на тему Русские поэты 19 века о Донской земле. Работа над проектом велась в малых группах (3-4 человека).Цели урока. Образовательные: - создать условия для формирования представления об особенностях лирического стихотворения.Развивающие:- развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта; - развивать коммуникативные компетенции учащихся (через обращени...
  • Карточки для индивидуальной работы Русский язык 5 классКарточки для выполнения индивидуальных заданий по теме Изменение и образование слов (по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой Русский язык. 5 класс). Цель: - формировать понятия производные и непроизводные слова,родственные слова и формы слова, словообразование; - формировать умение находить производные слова, отличатьродственные слова от форм слова; - организовать индивидуальную работу с учетом степени усвоенияобучающимися учебного материала Задания: 1. Найдите...
  • Урок русского языка в 5 классе Чередование гласных в корнях словУчащимся даются знания о чередовании гласных в корнях -лаг- -лож,-раст- -рос.Научить обосновывать выбор гласной в данных корнях, воспитывать аккуратность, прилежность на письме. Демонстрируется письмо почтальона Печкина, в котором имеются ошибки на данную орфограмму.Письмо отправится к адресату только в исправленном,откорректированном виде. Далее работа в группе(паре).Задание для карточки:исследуя данные слова, подумайте: как можно сгруппировать данные слова? Сформулируйте орфограмму и ее место...
  • Пакет контрольных работ по русскому языку в 5 классеАНАЛИЗ ТЕКСТА Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени растущей березки. Распускаются ее шёлковые листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат. Первая звездочка уже запуталась в ветвистой вершине и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — черный дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке рослой ели, вертится и громко поет. Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когд...
  • Урок русского языка в 5 классе Словообразование и орфография Целью данного урока является формирование первичного представления о понятиях формы слова и однокоренных словах,научить анализировать,сравнивать, делать выводы. Дети должны вспомнить морфемный (разбор слова по составу) разбор. Составляют опорную схему. Анализируют, делают вывод о назначении приставки, суффикса, корня, окончания, выясняют, что такое основа. Учитель подготовила физминутку Найди свою карточку, объясняет о такой науке, как ономастика. Выясняют,почему именно эта карточка попала ...
  • Видеоурок русского языка на тему Буквы е и и в корнях с чередованием (5 класс) Цель данного урока: показать обучающимся условие выбора данной орфограммы, помочь им запомнить ее, вызвав интерес к новой теме. Урок содействует воспитанию трудолюбия, взаимопомощи, учит нормам поведения. Для объяснения новой темы я использую стихотворение про девочку Иру из книги Генриетты Григорьевны Граник Секреты орфографии, а также сказку Бориса Заходера Приключения Винни-Пуха и его друзей, историю про ослика Иа. Далее даю детям задание проследить за словами, записанными парами и обрат...
  • Урок литературы в 5 классе Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»Данная тема предусмотрена программой и учебником под редакцией В.Я.Коровиной. Урок впервые знакомит учащихся с творчеством М.Ю.Лермонтова и историческими событиями 1812 года, поэтому он построен на диагностической основе с учетом возрастных знаний, принципов доступности и наглядности. Урок направлен на развитие речевой, мыслительной деятельности, творческого воображения, поэтому основан на методе эвристической беседы. Присутствуют также элементы исследования. Диалогический характер обучения поз...
  • Сценарий урока в 5 классе по темеСценарий урока русского языка 5 класс по теме Путешествие в страну Фразеологию построен по требованиям ФГОС. Тип урока-урок открытия нового знания. Цель урока: деятельностная: формирование у учащихся умения реализовать новые способы действия; содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Урок проходит в форме путешествия на поезде. Рассматривая билет, учащиеся отвечают на вопросы учителя. В этом состоит мотивация к деятельности. На этапе актуализации учеб...
  • Урок русского языка по теме Дополнение как член предложения (5 класс)Сценарий урока по русскому языку для 5 класса по теме Дополнение как часть речи разработан в соответсвии с УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской. В ходе урока сздаются условия для самостоятельной учебно-исследовательскй деятельности, ведется работа над формированием УУД: целеполагание, контроль и оценка процесса и результата деятельности, учебное иссследование, классификация, анализ, учебное сотрудничество. К сценарию прилагаются дидактические материалы для учащихся, позволяющие на...
  • Урок русского языка Самостоятельные и служебные части речи 5 классЦель урока познакомить учащихся с частями речи; формировать навыки и умения при определении самостоятельных и служебных частей речи в текстах и предложениях; воспитывать интерес к родному языку. Материал изложенный в разработке урока поможет провести урок в виде игры. Предложенное задание по заполнению самостоятельно таблицы Части речи сформирует у учащихся представление о них, аргументировать свой ответ, умение находить части речи в предложениях. Учитель использует ИКТ при проведении ур...
  • Тест по стихотворению М. Ю. Лермонтова Бородино (5 класс)Тест по стихотворению М.Ю.Лермонтова Бородино1.Где родился М.Ю.Лермонтов? А) в МосквеБ) в ПетербургеВ) в Казани2.В каком году написано стихотворение Бородино?А)1940Б)1937В) 19123.К какой годовщине оно написано?А)45-летиюБ)5-летиюВ)25-летию4.О каком сражении в нём рассказывается?А) КурскомБ) БородинскомВ) Ледовом5. Кто рассказывает о сражении?А) Солдат- артиллеристБ) генералВ) молодой солдат6.На какой день состоялось сражение?А) на 1Б) на 2В) на 37.Продолжите строку: У наших ушки…В) как л...
  • Тест за 1 полугодие (Литература - 5 класс)1.Определите жанр произведения повествовательного рода в стихах – реже - в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием иносказательного характера. а) баллада, б) гимн, в) басня. 2.Как называются народные повествовательные произведения о богатырях, народных героях, сложенные в старину безымянными певцами-сказителями? а) былина, б) сказка, в) миф. 3.Какой художественный приём использован в поэтической строке чуть слышно над речкой шуршат камыши? а) ассонанс, б) аллитерац...
  • Конспект урока по русскому языку на тему Морфемика как раздел лингвистики (5 класс) Конспект урока по теме Морфемика как раздел лингвистики Цели: · дать понятие о морфемике как разделе лингвистики, изучающем строение слова; · добиваться от учащихся осознания того, что морфемы являются значимыми частями слова; · вырабатывать умение определять грамматические признаки слова по окончанию · создать условия для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности, · обучать индивидуальной рефлексии достижения цели, создать ситуацию успеха 1. МОТИВАЦИЯ (самоопределение к учебной деят...
  • Рабочая программа по литературе (5 класс)Рабочая программа по литературе за курс основной школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программе по литературе, учебной программы (автор Т.Ф.Курдюмова.) (Литература: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. –М.: Дрофа, 2008.). Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота...
  • Рабочая программа по русскому языку (5 класс)Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, Просвещение, 2010 год. Назначе...
  • Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классеИнтегрированный урок литературы и музыки Литературно-музыкальный экскурс В ней есть душа, в ней свобода… Оформление: репродукции картин русских художников – Большая вода, Золотая осень И. Левитана, Грачи прилетели А. Саврасова, Рожь, Сосны, освещенные солнцем, Цветы на опушке леса И. Шишкина, Осень В. Поленова, Февральская лазурь И. Грабаря, Березовая роща А. Куинджи; музыкальное сопровождение – цикл пьес П. Чайковского Времена года. ...
  • Контрольное тестирование по русскому языку на тему «Лексика» (5 класс)Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός — относящийся к слову, от ἡ λέξις — слово, оборот речи) — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. Словарный состав языка — наиболее открытая и подвижная сфера языка. В него непрерывно входят новые слова и постепенно уходят старые. Нарастающая сфера человеческих знан...
  • Календарный план по подготовке к олимпиаде по русскому языку для учащихся 5 класса в школах с казахским языком обученияКалендарный план по подготовке к олимпиаде по русскому языку для учащихся 5 класса в школах с казахским языком обучения № Разделы Тема Кол-во часов Примерные задания 1. Фонетика 1.Звуки и буквы. 2.Слог. Ударные и безударные гласные. 3.Твердые и мягкие согласные. 4. Звонкие и глухие согласные. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. 5.Чередование согласных звуков. 1 1 1 1 1 Прекрасные и удивительные вещи лежат на витрине магазина, раскрытые готовальни, перочинные ножи, волшебный фонарь с красным глазом, микроскоп, увеличительное стекло, фотоаппарат. Сколько великолепных, чудесных вещей! Но больше всего мне нравится настоящий футбольный мяч с резиновой красной камерой, кожаной покрышкой и кожаными шнурками. Яразглядываю его и думаю: Хорошо бы вернуть детство и погонять такой легкий, как перышко, мяч! Задания к тексту: 1.В выделенных словах обозначить квадратными ... 2. Лексика 6.Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. 7.Прямое и переносное значение слова. 8. Синонимы. 9.Антонимы. 1 1 1 1 1 Однажды ночью я проснулся от страшного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами,долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох,попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина.Такую тишину называют мертвой. Умер дождь,умер ветер,умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно,как посапывает во сне кот. Я открыл глаза. Белый ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну за стеклами все было снежно и безмолвно.Проснулся Рувим. Он долго... 3. Словообразование 10.Однокоренные слова и формы одного и того же слова. 11.Окончание и основа слова. 12.корень слова. 13.Суффикс. 14.приставка. 1 1 1 1 1 Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Все ведб осыпалось.Рсиновый лист успел уже почернеть на земле.Пожухла желтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый сугроб хвои. Весь лес черный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит желтим живым огоньком. Обхожу осторожно, боясь зацепить вет... 4. Морфология 15.Самостоятельные и служебные части речи. Имя существиьттельные. 16.Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. 17.Род имен существительных. 18.Число имен существительных. 19.Падеж имен существительных. 20-21.Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед.числе и во мн.числе. 22.Имя прилагательное как часть речи. 23.Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. 24.Прилагательные полные и краткие. 25.Изменение прилагательных п... 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Внизу огорода, где р…стет капуста, вырыт колодец. Колодец как яма, только стенки его выл…жили камнем. Ближе к воде он порос мхом, покрылся мокрой плесенью. Сюда, в мох, выпригивают лягушки. Они тоже зеленые, и сначала я с трудом узнаю их. Мы с Галькой швыряем в лягушек комью. Лягушки появляю…ся все реже, взб…раются невысоко, жму..ся ближе к воде. Задание к тексту 1.Выпишите слова, в которых нужно вставить буквы, обозначьте орфограммы. 2. Укажите вид выписанных вами глаголов. 3.Образовать от дан... 5. Синтаксис 30.Простое предложение. Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения. 31-32. Гласные члены предложения. 33-34.Второстепенные члены предложения. 1 2 2 Вечером школа удивительно изменилась. Какой-то дерзкий весёлый волшебник совершил здесь самый настоящий переворот. Он безжалостно изгнал из школы все задачки и правила. Запер в темных комнатах парты, доски, таблицы. Хозяеваеми школы он сделал ребят. Школьный звонок не прикрикивал на ребят, а учтиво приглашал их в актовый зал. Когда ребята ресселись, в зале погасли лампочки. В темном занавесе появился просвет, словно кто-то разрезал занавесе на две половинки. В просвет шагнул круглолицый старш...
  • Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса Рабочая программа разработана на основе: - требований государственного образовательного стандарта; - санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189) - учебного плана МБОУ СОШ № 4 (федерального и регионального компонента, компонента ОУ); - годового учебного календарного графика...
  • Конспект урока по русскому языку «Чередование букв А /О в корнях -кас-/-кос, -лаг-/-лож-» (5класс)Урок русского языка по теме Чередование букв А /О в корнях -кас-/-кос, -лаг-/-лож- (5 класс) разработан к учебно - методическому комплексу Л.М. Рыбченковой группой авторов( среди которых Брестер Т.М.) в сответствии с требованиями ФГОС. Урок включает в себя несколько этапов: разминку(орфоэпическую и словообразовательную), работу с правилом, тренировочные упражнения, задания дла групповой и парной работы, самоконтроль, контрольную диктовку, домашнюю страницу, а также справочные материалы и клю...
  • Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме «СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ»Наумова Елена Валерьевна ГБОУ СОШ №152 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ Тема: Слова вежливости Цель: познакомить учащихся с понятием речевого этикета, с этикетной лексикой как особым пластом словаря Задачи: Обучающие: – научить правильному, уместному употреблению этикетных слов: формул приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.п. в зависимости от речевой ситуации. ...
  • Конспект урока по литературе 5 класс Путь Васи к добру и правде. Подготовка к написанию сочинения по повести В. Г. Короленко В дурном обществеТема урока. Подготовка к написанию сочинения. Путь Васи к правде и добру. Цель: работа по развитию речи учащихся; совершенствование коммуникативных навыков; воспитание толерантного отношения к окружающим . Оборудование: выставка рисунков к повести В дурном обществе. Ход урока. 1.Организация рабочего места. Проверка д/з Выставка рисунков. 2. Подготовка к написанию сочинения. Тема Путь Васи к добру и правде Беседа: - Как вы понимаете слова к добру и правде? К правде и добру — изменения...
  • Урок по русскому языку в 5 классе Цель урока- овладение навыком правописания звонких и глухих согласных в слове.Учащиеся осваивают приёмы проверки согласных фонем в слабой позиции на примерах из сказок А.С.Пушкина,что создаёт интерес к урокам и русского языка, и литературы.На уроке используются различные виды работы: и групповая, и коллективная, и дифференцированая.Использоваие игровых заданий,карточек-заданий,мультимедийного проектора поддерживает интерес учащихся.Совместная работа учащихся воспитывает чувство коллективизма,...
  • Технологическая карта урока русского языка «Что я знаю об имени существительном?» 5 классТехнологическая карта урока русского языка Что я знаю об имени существительном? 5 класс Предмет русский язык Класс 5 Учитель Евсеева Светлана Ивановна Тема урока: Что я знаю об имени существительном? Тип урока: урок повторения Представление о результатах: - лично... Этап урока Цели этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты Личностные Метапредметные Предметные 1. Организацион-ный момент Организовать направленное внимание на начало урока. Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок. Приготовление к уроку. Приветствие учителя. Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. - 2. Актуализация знаний Убедить детей в возможности совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, используя доп. материалы, расширяя при этом знания о символике родного Дмитрова Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний. Предлагает детям: - вспомнить экскурсионный, материал (заочная экскурсия на внеклассном мероприятии) -демонстрирует фото, -сообщает, какие есть интересные задания, связанные с этим материалом; -читает слова губернатора области, помещённые вверху первой страницы дневника Вопрос: Как вы понимаете словосочетание из высказывания – историческая память? Вспоминают материал заочной экскурсии по Белгороду и области. Отвечают на поставленный вопрос. В это время у доски работает 1 ученик над синтаксическим разбором обсуждаемого словосочетания. Проявление познавательной активности Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. Повторение экскурсион-ного материала. Синтаксичес-кий разбор словосочета-ния 3. Постановка цели урока Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. Задает вопрос: Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Сообщает о том, что в конце урока дети должны будут сформировать представление о том, что такое государственная символика, а также какими морфологическими признаками обладает имя существительное Дети выясняют, что им необходимо, чтобы достичь поставленную в начале урока цель. Развитие чувства патриотизма в отношении родного края. Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя. Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Определение лексического значения слова 4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач Сформировать у детей представление о символике Московской области с помощью материалов, размещённых в дневнике Закрепить порядок синтаксического разбора предложения Определение грамматических категорий указанных существительных Сформировать представление детей о Дмитрове , имеющем свою древнюю интересную историю Демонстрирует фото-материалы, предлагает сопроводить их трансляцию рассказом о гербе и флаге Московской области. Выяснить значение слов ГЕРБ, ФЛАГ, обратившись к Толковому словарю Ожегова и Шведовой Вопрос: Каков порядок синтаксического разбора предложения? - Определите у выписанных из предыдущего предложения существительных РОД, ПАДЕЖ, СКЛОНЕНИЕ Предлагает детям послушать в своём исполнении отрывка из поэмы Пересказ обучающимися статьи дневника о гербе области Работа со словарём По цепочке, передавая открытку с изображением герба, озвучивают порядок синтаксического разбора предложения. Выполняют разбор предложения из Путеводителя Самостоятельно определяют указанные категории, взаимопроверка. Слушают отрывок из поэмы и выписывают имена существительные собственные. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. Проявляют познавательную самостоятельность и активность Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении. Осознание ответственности за общее дело Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. Аргументация своего мнения. Выполнение действий по заданному алгоритму. Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Высказывание своего мнения. Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в полученной информации. по ходу выполнения задания. Выполнение действий по образцу. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. Грамотное построение устного высказывания. Работа со справочной литературой, определение лексического значения слова Синтаксичес-кий разбор предложения Определение рода, падежа , склонения имён существитель-ных. Закрепление знаний о собственном имени существительном 5. Динамическая пауза (этап физической разрядки) Смена вида деятельности Создает условия для снятия переутомления у детей. Предлагает обучающимся пройти к столам с пазлами (для 5 групп) Собирают пазл (из разрезанных открыток с достопримечатель-ностями Дмитрова . Работа по группам Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. Выполнение действий по образцу. Взаимодействие в группе. - 6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач Создать у детей представление о Дмитрове как о чистом, уютном городе, бережно относящемуся к своему историческому прошлому Воспитать у детей уважительное отношение к символам своей области. Предлагает открыть с.12 Путеводителя по Дмитрову, записать предложение №1 со с.13; вспомнить, как отличить имена собственные от нарицательных. В презентации демонстрирует фотографии Дмитрова, символику Предлагает ответить на вопросы викторины по материалам дневника школьника Московской области Читают текст на с.12 Записывают предложение №1 со с.13; выписывают из него имена собственные и нарицательные, аргументируют свой выбор. Объясняют значение цвета на государственных символах Отвечают на вопросы Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. Осознавать необходимость в том, чтобы гордиться родным городом Анализ, синтез, классификация. Сравнение. Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Работа с разными видами информации. Анализ, синтез, Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Самостоятельно отвечать на вопросы, используя свои знания о символике нашей области Закрепление знаний об именах собственных и нарицательных. Закрепление знаний о символике Московской области 7. Рефлексия деятельности 8. Домашнее задание Сформировать личную ответственность за результаты деятельности Самостоятельное закрепление материала Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников Инструктаж по выполнению домашнего задания Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Синквейн со словами ПАМЯТЬ и ИСТОРИЯ Синквейн составляется на фоне песни о Дмитрове Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Понимать личную ответственность за результаты деятельности Самооценка на основе критерия успешности. Рефлексия способов и условий действия. Оценивать свою деятельность на уроке. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. -
  • Календарно - тематическое планирование по литеатуре 5 класс Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализиров...
  • Перо и чернильница Видеопрезентация по русскому языкуЭтот материал можно использовать при подготовительной работе к изложению по тексту Перо и чернильницаПеро и чернильницаКак только у человечества возникла необходимость что-то записать, сохранить для потомства – появились особые составы для письма. Первые чернила делали довольно просто: сажу смешивали с чем-нибудь клейким. В Египте для этих целей использовали золу от сжигания корней папируса, которую соединяли с раствором камеди – клейкого густого сока акации, вишни. Очень давно применялись чер...
  • Тест по орфографии ( 5 класс)Этот итоговый тест целесообразно проводить в конце года
  • Добру откроется сердце. .. Час общения (на основе УМК Вокруг тебя - Мир 5 класс) Цель: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятиями сострадание, добро, милосердие; воспитывать взаимное уважение, ответственность, чувство долга. Ход занятия.Учитель. Ребята, мы прочитали и обсудили прекрасные произведения – рассказ Е.Носова Трудный хлеб, сказку-быль А.Платонова Неизвестный цветок, сказку О.Уайльда Мальчик-звезда. Вспомните, пожалуйста, какие существуют основные правила, по которым должны строиться отношения между людьми? Да, взаимное уваж...
  • Рабочая программа по русскому языку и литературе для 5 класса общеобразовательного уровня Рабочая программа учебного курса Русский язык для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего полного (общего) образования, в соответствии с основными положениями Федерального базисного учебного плана по учебнику Рыбченковой Л.М.,Александровой О.М., Глазкова А.В. и рассчитана на 6 часов в неделю. Рабочая программа учебного курса Литература для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего полно...
  • Урок литературы в 5 классе. О. Уайльд Соловей и РозаВ небольшой по объему сказке раскрываются такие нравственные понятия, как любовь, дружба, самопожертвование.На примере Соловья даем понятие о любви истинной и ложной. Ребята состаляют кластер при характеристике Соловья и Студента.У них совершенно разное представление о любви. Студент- философ, рассуждает о жизни.К какому же выводу приходит он? Работая над образом девушки, дети задумываются о взглядах на жизнь: о верности, искренности, неблагодарности. Соловей отдает свою жизнь ради любви. Будь...
  • Урок-расследование по русскому языку на тему Синтаксис и пунктуация (5 класс)Целью урока было: 1) систематизировать знания и умения учащихся по теме Синтаксис и Пунктуация;2) развивать пунктуационную зоркость, навыки синтаксического разбора простых и сложных предложений, навыков анализа, синтеза и сравнения; 3) воспитывать стремление к индивидуальной самореализации, чувство товарищества и интерес к предмету. Тип урока: повторение и обобщение изученного по теме Синтаксис и Пунктуация Методическим обеспечением стали карты, схемы, таблицы, интерактивная доска, смайлы Р...
  • Урок русского языка в 5 классе на тему: Наклонения глагола Конспект урока. Тема: Наклонение глагола · Цель: формировать навык распознавания наклонения глагола. · Задачи урока через планируемые результаты: Личностные: · Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. · Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу. · формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью. Предметные: · Распознавать наклонение глагола. · Корректи... Предложения Ответ на вопрос 1. Я подготовился к уроку. 2. Я подготовился бы к уроку, если бы был здоров. 3. Подготовься к уроку, много полезного узнаешь. Дайте ответ на вопросы: В каком из предложений говориться, что действие произошло, происходит, или будет происходить? В каком предложении говориться о действии, которое возможно только при определенном условии? В каком предложении говорящий призывает совершить действия? - Какое наклонение живет в комнате №1? (изъявительное). О чем нам расскажет глагол из 1-го предложения. (что действие произошло, происходит, или будет происходить) - Какое наклонение живет в комнате №2 (условное). О чем на... Формулировка цели урока + _ 1. 2 3 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) 4.Я ничего не понял. (2 балла) 6 этап. Домашнее задание. ЗСП 15, составить предложения с этими словами, используя глаголы разных наклонений. 1.Глаголом называется часть речи, которая: а) называет действие предмета, отвечает на вопрос что? б) обозначает действие предмета, отвечает на воп­росы что делать? что сделать? в) в предложении бывает сказуемым. 2.Начальная форма глагола — это: а) 1-е лицо ед. ч. наст, вр.; б) глаголы, которые отвечают н...
  • Рабочая программа по литературе в 5 классе в рамках введения ФГОС1. Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными по­ложениями ФГОС нового поколения. Данная рабочая программа ориентирована на со­держание авторской программы и на учебник-хресто­матию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Корови­на (М.: Просвещение, 2014). Важнейшее значение в формировании духовно бо­гатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребно­стями имее...
  • Конспект урока. Род имён существительных. 5 классКакие открытия мы сделали на уроке русского языка сегодня? • Узнали, что есть существительные общего рода. • Есть существительные, которые не имеют категорию рода. • Не во всех языках есть категория рода. • Русское деление слов на роды не всегда совпадает с другими языками. • Слова-синонимы могут относиться к разным родам. Конец февраля... Мы устали от холода, серых дней, гололёда. Именно вы, ребята, подсказали мне весеннюю тематику урока. В свои...
  • Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе (всего 102 часа; в неделю 3 часа) Учебник: Литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Издательство М. : Дро № урока № п/п Содержание материала ( Разделы, темы) Кол - во часов Даты проведения Оборудование план факт 1 1 Введение. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. 1 Учебник, тетрадь 2 1 Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Кубан. Фольклор Кубани. 2+1 1 Учебник, тетрадь, словарь литературоведческих терминов 3 2 Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творче­ство. 1 Учебник, тетрадь 4 3* Р.Р. Сочинение. Сказка моего детства 1 Учебник, тетрадь, презентация 5 1 Русские народные сказки. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. 7+1 1 Учебник, тетрадь, словарь литературоведческих терминов 6 2 Царевна-лягушка. Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. 1 Учебник, тетрадь, презентация
© 2010-2018