Русский язык и Литература

  • Внеклассное мероприятие по литературе «Суд над лягушкой»Описание материала: Секретарь: Всем встать! Суд идет! Слушается дело Лягушки-путешественницы из сказки В.Н.Гаршина. Судья: Подозреваемая Лягушка обвиняется в нелегальном вторжении в чужую страну по ст. 152 части 2, по статье 359 пункта 1 мошенничество, в обмане частных лиц уголовного кодекса сказок. Суд объявляется открытым! Слово прокурору. Судья: Суд предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо-ложных показаний. Прокурор: Подозреваемая Лягушка обвиняется в нелегальном вторжен...
  • Урок по творчеству А. И. Солженицына «Боль за Россию»Описание материала: Конспект урока по произведению А.И.Солженицына Крохотки. Тексты крохоток маленькие, но очень емкие. Вместе с учителем ребята размышляют о тематике и проблематике заметок, работают над поиском символического смысла образов. Выстраивают ассоциативный ряд к слову крохотки. Размышляют о прошлом и будущем России, о месте человека в истории. Урок имеет огромную воспитательную ценность, так как формирует гражданскую позицию подрастающих россиян, чувство патриотизма. В качестве ...
  • Конспект урока по русскому языку на тему «Приставка»Описание материала: Тема: Знакомство с приставкой Цели урока: Образовательная: Познакомить детей с ролью приставок, основными правилами правописания. Развивающая: Развивать речевую деятельность у детей, отрабатывать правильное произношение. Оборудование: Толковый словарь, образцы минутки чистописания, игровая аппликация Причал и кораблики. Ход урока 1) Организационный момент Знакомство с детьми, проверка готовности к уроку. 2) Минутка чистописания (Повесить на доске) Абажур, автомобил...
  • А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»Описание материала: Урок по теме: А.С. Пушкин У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ ... по отрывку из поэмы Руслан и Людмила, может использоваться учителями начальных классов по литературному чтению, как в обычной форме, а так же в качестве открытого урока. Данный урок очень содержателен и познавателен, в ходе которого учащиеся более подробно знакомятся с произведением и его героями. Урок по теме: А.С. Пушкин У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ ..., является одной из подготовительных ступеней для изучения литерату...
  • Разработка: «Встреча в стране книг»Описание материала: Данная разработка была мною изготовлена для проведения встречи и ознакомления с разными книгами учащихся начальных классов. Эта разработка для того чтобы разбудить в учениках интерес к книгам. Сюда входят и пословицы, и поговорки, и стихотворения и даже песни написанные в книгах. Были так же приглашены родители учащихся, учителя предметники и учителя начальных классов. Во время проведения этого урока проходили и игры, были отмечены ученики которые больше всего берут книги в ...
  • Урок-концерт по литературе «Песни на слова русских поэтов 20 века»Описание материала: Представленный урок по форме - нестандартный: урок-концерт. Может проводиться как для урочной, так и для неурочной деятельности. Разработан для урока литературы в 7 классе по УМК: Коровина В.Я. Такая форма показалась интересной в плане сотрудничества с социумом. Важным моментом считаю, что не только обучающиеся включены в работу, но и родители, педагоги, музыкальный коллектив СДК. Через лирические размышления о жизни, быстро текущем времени решаются задачи: воспитывать л...
  • Анализ рассказа И. Полянской «Утюжок и мороженое»Описание материала: Урок начинаю с биографических сведений о писателе. Перечитываем рассказ, при этом карандашом подчёркиваем ключевые слова, слова-символы и яркие детали. Анализируем название рассказа - оксюморонное сочетание. Обращаем внимание на первые предложения рассказа. У них (родителях) своё, а у бабушки с сестрой - Квартеронка.Уходят из реального мира в нереальный. Рассматриваем архитектонику рассказа, образы времени и пространства. Выясняем, что все помыслы героиня устремляла в цен...
  • Урок литературного чтения. М. Смирнова «Пройдись по Пензенскому краю»Описание материала: Как научить детей любить свою родину? Это можно сделать, изучая творчество писателей, поэтов сурского края. Писатели - земляки раскрывают красоту окружающей природы. Пензенская земля богата талантами. Поэтесса Матрёна Смирнова своими стихами говорит о любви к родному краю, природе, деревенскому быту. Читаешь её удивительные стихи и чётко себе представляешь берёзовые рощи, журчащие ручейки, бескрайние просторы.· Изучая Серебряный родник, дети учатся уважать культуру многона...
  • Урок по литературе «Сплести воедино истоки корней»Описание материала: Урок по литературе - это урок на котором показано и сравнивается творчество Александра Сергеевича Пушкина и Абая. Проводится сопоставление стихотворений и их аналмз. Сравнивается цикл стихотворений о временах года, составляется ассоциативная карта по данным стихотворениям, инсценируется письмо Татьяны к Онегину на крусском и казахском языках. И письмо Онегина к Татьяне так же на двух языках.На уроке учащиеся прикоснулись к творчеству поэтических гениев - Александра Пушкина и...
  • Урок по теме: «Частица не с глаголами»Описание материала: Изучение темы глагола является одной из самых значимых. И, используя дополнительный материал, презентации по теме, получаем результат. Тема: Не глаголами познавательна учащимся, если её преподнести, используя новейшие технологии. На основе наблюдения подвожу учеников, что существует новая часть речи – частица не. Так как использую дифференцированный материал, знания детей расширяются о данных частях речи. И, как учитель, ставлю цель и задачу - сформировать умение правильн...
  • Элективный курс «Мир журналистики»Элективный курс рассчитан на 1-2 часа в неделю. Предназначен для обучающихся старших классов. Включает в себя занятия теоретического и практического характера. Опирается на знания обучающихся по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, психологии. Цель курса - дать представление об особенностях журналистского творчества. На занятиях рассматриваются жанры журналистских текстов. На практических занятиях дети учатся создавать тексты публицистических жанров, получают представление об осн...
  • Цифровой тест по теме «Н и НН в причастиях и прилагательных»Предлагаю цифровой тест по теме Н и НН в причастиях и прилагательных. Этот же материал предложен и в обычном формате. Данный материал позволить повторить и обобщить знания по заданной теме. Можно использовать на этапе контроля знаний по данной теме в 6-7 классах, в 10-11 - при подготовке к ЕГЭ. Ребятам предложено 14 вопросов с выбором ответа, правильный один. В цифровом ресурсе кроется неточность, которую ребята при выполнении должны обнаружить. После выполнения теста автоматически выставляетс...
  • Методический комментарий к проведению урока литературы на тему: «Переосмысление темы и образа дома в современной русской литературе (на материале пьесы Л. С. Петрушевской «Три девушки в голубом»)»Описание материала: Урок на тему Переосмысление темы и образа дома в современной русской литературе (на материале пьесы Л. С. Петрушевской Три девушки в голубом) можно провести в Х классе, в рамках элективного курса по русской литературе. Важно соотнести аналитическое рассмотрение данного произведения с программным изучением творчества А. П. Чехова и его пьесы Три сестры, аллюзиями и реминисценциями на которое изобилует пьеса Л. С. Петрушевской. Внимание к одному из ключевых для искусства образов – образу дома – позволяет, с одной стороны, выявить особенности авторского мировосприятия и художественного осмысления действительности, с другой стороны, проследить развитие данного образа в русской литературе разных эпох. Последнее способствует формированию представления о преемственности в русской литературе, помогает воспринимать развитие отечественной литературы как сложный и целостный процесс.
  • Конспект урока по литературе «Военная тема и особенности ее художественного воплощения в современной литературе (на материале романа З. Прилепина «Патологии»»Описание материала: В современной литературе снова затрагивается тема войны, войны совсем недавнего времени, по сути гражданской, но изображается она теперь совсем в ином ракурсе, главным образом, с социально-критических позиций: нечестная, грязная война становится показателем нравственной деградации общества. Этой проблеме и посвящен рассмотренный нами роман З. Прилепина с говорящим названием Патологии. Захар Прилепин – один из представителей талантливой писательской братии последних лет. Он часто пишет о России и о тех обычных, простых людях, которые в ней живут. Глубокий психологический анализ, простота и в то же время невероятная точность слога характерны для художественного метода писателя, о творчестве которого мы и поговорим на сегодняшнем уроке Данный урок можно включить в монографическую тему по творчеству писателя или в обзорную тему по литературе последних десятилетий.
  • Қазақтың би-шешендері. Төле би, Әйтеке би, Қаз дауысты Қазыбек биОписание материала: Тақырыбы:Қазақтың би-шешендері. Төле би, Әйтеке би, Қаз дауысты Қазыбек би Мақсаты:Би-шешендерінің шешендік сөздерінің мағынасын түсіну. Міндеті: -Шешендік сөздердің жанрлық ерекшеліктерін меңгерту. - Шешендік толғаулардың мағынасын ашу. -Билердің шешендік сөздерін сахналауға бағыттау. -Би-шешендердің бойындағы қасиеттерді оқушы бойына дарыту. Күтілетін нәтиже: -Шешендік сөздердің жанрлық ерекшеліктерін ажырата алады. -Төле би, Әйтеке би, Қазыбек билердің өмірі мен шешендік сөздерін біле алады. -Шешендік сөздерді оқуға деген қызығушылығы артады. -Диалог арқылы өз ойын еркін жеткізе алады. - Сахналық қойылымда рөлдік образға еніп, өз шеберліктерін анықтай алады.
  • Конспект внеклассного мероприятия «Зимушка-Зима»Описание материала: В данной работе мы можем во всех красках описать зиму. Как в виде сочинения,так и в виде стихов,заданий и т.д. это прекрасная возможность улучшить знания в русском языке и представить на сколько прекрасна зима. Ее пушистый снег,прекрасные льдинки и кружевные снежинки. К сожалению с возрастам сказка уходит из нашего представления,мы становимся реалистами.но где-то глубоко в сердце живет тот маленький ребенок,который с нетерпением смотрел в окно рисую снеговика и зимний лес...
  • Сочинение-описание картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь»Описание материала: Познакомимся с картиной великого мастера своего дела,художника,чьи работы покорили мировые музеи. Это сочинение-описание, познакомимся со словарными словами,узнаем лексическое значение этих слов. повторим орфограммы. Вспомним прекрасные строки из сказки. Образ царевны прекрасно запечатлен великим художником знаменитым на весь мир, который непросто описать,а мы, зачастую. не видим этой красоты. Музеи нашей страны нуждаются в маленьких ценителях Лебедь на картине нежная .таи...
  • Библиотечный урок «Никто не создан для войны»Описание материала: Сценарий библиотечного урока Никто не создан для войныпосвященная 25-и летию вывода Советских войск из Афганистана. Целью урока является знакомство учащихся с причинами войны, ее ходом и ее последствиями. Организация встречи с соотечественниками - ветеранами Афганской войны. Урок рассчитан на учащихся 9 класса Данный материал можно использовать на уроках по истории, литературе и внеклассных мероприятиях. На уроке были использованы мультимедийные средства, записи песен афганского цикла, фотографии воинов-афганцев, выставка книг.
  • Технологическая карта по русскому языку «Причастие, деепричастие»Описание материала: Технологическая карта по теме Причастие, деепричастие позволит обобщить теоретические знания обучающихся и их практические умения. Как известно, данные темы вызывают затруднения при изучении. Технологическая карта подобного вида будет способствовать самоконтролю обучающихся над уровнем освоения знаний. Этапы работы: карта заполняется учащимися ручкой, учащиеся, определившие свои незнания по отдельным вопросам, имеют право, сдав технологическую карту учителю, изучить м...
  • Конспект урока по русскому языку на тему «Имя существительное»Описание материала: При планировании урока был учтен уровень знаний учащихся. Данный урок является уроком-повторением при подготовке к ЕНТ, входит в систему уроков по теме Морфология; в дальнейшем при повторении других частей речи будет постоянная связь с этой темой. Тип урока: урок - урок обобщения и систематизации знаний, умений. На уроке решались следующие задачи: Обучающие: отработка практических умений по определению особенностей имени существительного как части речи. Развивающие: развитие самостоятельного мышления, внимания, умения выражать свои мысли лаконично, четко; развитие эмоционально-эстетического восприятия информации. Воспитательные: воспитание казахстанского патриотизма, межнационального согласия и единства, чувства сострадания и гуманизма. Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ. Использовались методы: словесный, наглядно-иллюстративный, метод мозгового штурма, практический, частично-исследовательский. Оборудование к уроку: эпиграфы к уроку, таблицы, дидактический раздаточный материал для индивидуальной работы – мини-тесты, тексты с заданиями; ТСО – слайды с видами памятника погибшим в Великой Отечественной войне, фотографии ветеранов войны, портрет Мухтара Магауина, тематическая газета, музыкальное оформление. Главный акцент на уроке делался на отработку практических умений. Контроль знаний осуществлялся через работу с текстом, мини-тесты, ответы на мозговой штурм. Работоспособность учащ...
  • Индивидуальная образовательная программа по русскому языкуОписание материала: Программа предназначена для учащегося, обучающегося в ОУ, расположенном на территории исправительной колонии. Материал предполагает диагностику и коррекцию знаний и рассчитан на одну неделю. Настоящая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ), Примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального базисного учебного плана для вечерней школы. Прогр...
  • Конспект урока-игры по русскому языку и литературе «Самый умный»Описание материала: Методика проведения итогового урока по русскому языку или литературе после изучения темы, при итоговом повторении в конце семестра или учебного года. Целью данного материала является развитие творческих способностей, самостоятельности, повышение интереса к предмету.В материале отражена педагогика сотрудничества в действии. Ученики самостоятельно готовят задания к турам игры.Активное участие в уроке принимает весь класс, а готовят разноуровневые задания десять-двенадцать чел...
  • Ыбырай Алтынсарин –балалар әдебиетінің атасыОписание материала: Сабақтың тақырыбы: Ыбырай Алтынсарин –балалар әдебиетінің атасы Білімділік: Ыбырай Алтынсариннің өмірі мен шығармашылығы жайлы білімдерін кеңейте отырып, Ыбырайдың балалар әдебиетіндегі алар орны мен өзіндік мұратын таныту, өлеңдері мен әңгімелерінің идеясы мен тақырыбын ашу. Тәрбиелік: Ыбырайдың поэзиясы, прозасы арқылы оқушылардың бойына отансүйгіштік, талаптылық, өнер, білім, зеректік қасиеттерді дарыту. Дамытушылық: Оқушылардың ой-өрістерін, сөйлеу мәдениетін, әдеби тіл байлығын дамыту, шығармашылықпен жұмыс жасап, өз көзқарасын әдеби, жүйелі тілмен жеткізе білу дағдыларын жетілдіру.
  • Мамандықтар әлеміОписание материала:Сабақтың тақырыбы: Мамандықтар әлемі Жоспары 1. Мұғалімнің кіріспе сөзі 2. Сөзжұмбақ 4. Ш. Құдайбердіұлы Адамдық борышың өлеңі5. Мамандықтың психологиялық типтері 6. Көрініс. Ы. Алтынсарин Бақша ағаштары 7. Ең, ең... жақсы ойыны 8. Сұрақ сенен, жауап менен сайысы 9. Сиқырлы ұяшықтар сауалнамасы (журналистика пәні бойынша) 10. Оқушылардың шығармашылық жұмысы. Видеокөрініс. Мен болашақ маманмын.... 11. Алты ойлау қалпағы 12. Психогеометрия сайысы 13. Саб...
  • » Өткізгіштерді тізбектей және параллель жалғау»Описание материала: Ашық сабақ Өткізгіштерді тізбектей және параллель жалғау - оқушылардың физика сабағында ең күрделі тақырыптардың бірі болып танылады.Сондықтан мен, сабақтың көрнекілігі ретінде флипчарттарға негізделе отырып жасадым. Түрлі бейнетаспалар арқасында оқушыларға сабағымды дәріптедім. Балалар сабақ барысында өткен тақырыптарды қайталау ретінде тоқ көздерін, кернеу, кедергіні табуды үйрететін жеңіл ритмикалық есептерге көп көңіл бөлдім. Тақырып ауыр болғандықтан, тіл орамдарын ж...
  • Урок - конкурс «Самый умный»Нам очень часто не хватает времени на уроке для того, чтобы проверить уровень усвоенности изученного материала. Этот конкурс позволит выявить самых читающих и эрудированных учеников, поможет в течение одного урока определить уровень знаний учащихся мировой литературы, которая была изучена в 5-6 классе. Литературная викторина Самый умный - это положительная мотивация к прочтению и анализу программных произведений, а также расширению читательского кругозора путем чтения дополнительной литературы...
  • «Технология формирования творческой личности»Описание материала: Методическая разработка посвящена формированию творческой личности ученика. Она состоит и аннотации, введения, теоретической и практической части, заключения, списка литературы, двух приложений. В теоретической части рассматривается структура технологии формирования творческой личности. С Практическая часть включает в себя вопросы, задания, упражнения, ситуации по формированию осносновных видов компетентности на уроках литературы в 10 классе. В приложении предлагаются в ...
  • Программа самореализации личности (система заданий)Описание материала: Программа самореализации личности включает в себя систему заданий по русской литературе (в частности по теме - Современность формулы Горе от ума, вынесенной А.С. Грибоедовым в заглавие своей бессмертной пьесы). В методической разработке представлены разные виды заданий. Учащимся предлагается выполнить их и выразить свое отношение к ним. Виды заданий: - Наблюдаем за развитием образа главного героя.- Учимся сравнивать,- Учимся анализировать произведение,- Работаем с лит...
  • Конспект урока по литературному чтению «М. Ю. Лермонтов «Осень»»Описание материала: Раздел: У природы нет плохой погоды! Тема: М.Ю.Лермонтов Осень. Осень. Листья в поле пожелтели, И кружатся,и летят; Лишь в бору поникли ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою Уж не любит меж цветов Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь отважный поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл и поле Сквозь туман лишь серебрит. Цели урока: Образовательная- сообщить некоторые сведения об авторе произведения. Настроить детей на восприятие текста, донести до учащихся содержание текста, помочь ребятам представить образы и картины к данной теме, вызвать у детей эмоциональный отклик на прочитанное. Развить эмоции и чувства. Развивающая- развить эмоции и чувства у детей, выразительное чтение и устную речь. Воспитательная- воспитать любовь и бережное отношение к природе. Оборудование-название раздела, темы и стихотворения, загадки, портрет М.Ю. Лермонтова. Картины Лес осенью,Осенний листопад,Поле осенью,Ночной месяц,Осенние ночи.А также музыкальное сопровождение(музыка об осени),опережающее задание(картинки детей об осени, еще музыка зимы, лета, осени, книги М.Ю.Лермонтова.) Содержание и ход урока. Стихотворение - загадка. Определение темы урока путем загадывания загадки. День пригреет - возле дома Пахнет позднею травой, Яровой, сухой соломой И картофельной ботвой. Учитель: Ребята, о каком времени года идет речь? (ответ детей (осень)). Какие изменения происходят в какое время года? Беседа. Учитель: Как вы понимаете название раздела У природы нет плохой погоды?(рассуждения детей.) В это время года, а именно осенью какие изменения происходят в природе и в жизни животных? Как это отображено в стихотво-рении Лермонтова? Демонстрация картин. Показывая картины, можно одновременно спрашивать, какие же еще стих-ния об осени приходят детям на ум при просмотре этих картин? Затем следует муз. загадка. Звучит запись музыки на тему лето-зима- осень. Дети должны определить, какой из прослушанных фрагментов созвучен осени. Слово учителя о Лермонтове. На фоне какой-либо приятной музыки об осени рассказывать краткие сведения о поэте, и одновременно проводить работу с портретом Лермонтова и показывать его книги. Первичный синтез. Учитель читает наизусть стихотворение. Воспроизводящая беседа. Учитель:Понравилось ли вам стих-ние?,Какие чувства оно вызвало у вас?, Какое впечатление стихотворение произвел на вас?, Какие картины вы представляете себе? (дети читают стихотворение по строфам). Чтение 1-ой строфы. Какую картину вы нарисовали бы к этим строчкам? (производится словесное рисование). А какое у вас настроение осенью? Какие чувства у поэта к осени? А какие у вас? Как вы понимаете Поникли ели зелень мрачную хранят. С чем поэт сравнивает ели? Как надо читать эти строчки? Чтение 2-ой строфы. Как отображает поэт природу в этих строчках? Сравните, какая природа летом и какая осенью? Как вы думаете, почему пахарь любил отдыхать меж цветов, а сейчас уже нет? Как вы понимаете Нависшая скала? Кто такой пахарь? Чтение 3-ей строфы. Какие ночи становятся осенью? Какими глазами видит это поэт? Какая природа в этих строчках? Какие изменения произошли? Почему месяц осенью становится тусклым и не светит ярко? Почему осенью листопад? Объясните поведение зверей осенью? Почему даже самые отважные звери спешат скрыться от осени? Как вы понимаете выражениеМесяц серебрит.? Повторный синтез. (дети читают про себя) Учитель: в процессе чтения прочувствуйте те картины, которые рисует вам поэт? Как представляете себе эти картины ? Чтение вслух. (читают 1-2 ученика и их оценивает учитель.) Обобщающая работа по тексту. Беседа. Какой же все таки осень представляет себе поэт? Можно ли сказать, что Лермонтов действительно восхищается этим временем года? Как вы думаете, почему осенью туманы? Работа с иллюстрациями. (работа с картинами.) К какой картине вы отнесли данные строчки? Муз. иллюстрирование: Как соединены чувства поэта и композитора в изображении осени? Помогли ли вам поэт и композитор полюбить осень? Рассказы детей о своих зарисовках, об осени. Дом. задание: выучить стихотворение Осень, и найти в толковом словаре слова:отважный,серебрит,полуденные.
  • Методика работы над вступительной статьёй учебника о писателе или поэтеОписание материала: Один из возможных вариантов работы над вступительной статьёй учебника литературы о писателе или поэте. Так как учащиеся неохотно читают материал учебника, я решила вовлечь их в работу над статьёй: предложила параллельно с чтением составить вопросы или задания по данному материалу. После самостоятельной работы (в зависимости от вы-бранного варианта) проводим аудирование или литера-турный диктант с последующей взаимопроверкой и вза-имооцениванием. Поверьте, плохо выглядеть ...
  • Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Описание материала: Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по русскому языку с обучающимися. Тема методической работы относится к разделу Синтаксис и пунктуация. В рабочей программе на нее отведено два часа. Из пяти закономерностей усвоения русского языка доминирующей является пятая закономерность - Опережающее овладение устной речью по сравнению с письменной. На I курсе обучающиеся уже хорошо владеют устной речью, имеют языковое чутье, хорошо тренированный речевой аппарат, способны оценить выразительность и красоту родной речи. Если обучающемуся этого возраста дать карточку с текстом, напечатанным без знаков препинания, то он не сразу разберется в написанном, при чтение вслух не сможет улавливать, где нужно сделать логическое ударение, какая в том или ином месте должна быть интонация. Многие преподаватели замечают, что обучающейся с низким уровнем ... Расстановка знаков препинания в предложении, первоначально лишенном их,- один из самых трудных видов работы по пунктуации, так как в данном случае обучающейся лишен возможности опираться на произношение, тогда как при диктанте, например, чтение и произношение предложений преподавателем дает возможность уловить смысловое членение речи. В работе обучающегося над разбором сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными, над пунктуацией в нем большое значение имеют схемы, позволяющие лучш... Вторая закономерность (Язык-это знаковая система) также важна в изучении сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными, так как знаки помогают обозначать на письме паузы, интонацию, указывают на смысловое и синтаксическое членение предложения и текста. Знаки препинания помогают быстрее ориентироваться в структуре предложения, правильно улавливать интонацию и обозначать ее тем или иным знаком (например, интонация при постановки двоеточия или при запятой, и это нужно почувствовать, ... Не менее важным для изучения сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными является чувство языка, т.е. неосознанное умение следовать нормам речи (четвертая закономерность). Прислушиваясь к правильной устной речи, обучающейся интуитивно запоминает порядок составления сложноподчиненных предложений, их связь по смыслу, употребление тех или иных слов, союзов для связи этих предложений. Очень заметна эта закономерность в тренировочных упражнениях (замена деепричастных оборотов придаточными предложениями, придумывание главного предложения после предложенного придаточного и т.д.) Важна и третья закономерность - Убеждение в красоте родной речи. Здесь необходимо обращать внимание обучающих на синтаксические конструкции, способствующие выразительности языка (например, сочетание деепричастных, причастных, сравнительных оборотов, плавный переход придаточного предложения в другое и т.д.). Это лучше всего изучается на образцах классической русской литературы, на стихах поэтов, выразительной прозе писателей. Необходимо подтвердить примерами. Таким образом, при изучении темы Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях присутствуют все пять закономерностей, но главной является пятая закономерность (Опережающее овладение устной речью по сравнению с письменной), ей помогают остальные закономерности, которые являются не доминирующими, а факультативными, т.е. в своей совокупности помогающими усвоению материала.
  • Рассказ ученицы МАОУ СОШ №28 г. Березники Минеевой Ангелины «Горькое послевкусие»Описание материала: Рассказ Минеевой Ангелины, ученицы 8 класса будет интересен любому старшекласснику тем, что он затрагивает проблемы современной молодёжи- это и взаимоотношение с родителями, одноклассниками, противоположным полом. Первая любовь, предательство, разочарование - всё это можно встретить на страницах данного произведения. Но в основе рассказа всё-таки - любовь. Работа интересна и увлекательна, когда читаешь, то хочется прочесть до конца, узнать, как будут разворачиваться событи...
  • Урок русского языка по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»Описание материала: Разработка урока в виде плана-конспекта. В изложении материала урока прослеживается логическая последовательность и взаимосвязь. Содержание урока соответствует требованиям стандарта, доступно, сохраняется научность изложения материала, присутствует связь содержания урока с жизнью, потребностями и интересами учащихся. Представлено использование проблемного, поискового и практического методов обучения. Развитие познавательных интересов средствами самого материала урока. Четко...
  • Статья «Особенности подростковой агрессии»Описание материала: Педагогами школы с интересом была заслушана лекция Условия возникновения агрессии. Отношения к ребенку в семье может оказать влияние на появление тревожности в его поведении и агрессию. В лекции говорилось о гиперопеки , безнадзорности,эмоциональном отвержении ,жестокости со стороны родителей ,напрямую связано с эмоциональным благополучием ребенка Были освещены признаки по которым можно выявить агрессивного ребенка , критерии .Также методики родителям и педагогам были да...
  • Исследовательская деятельность по литературеИсследовательская деятельность по литературе - процесс сложный, трудоемкий, требующий особого подхода к детям, особенно имеющим ограниченные возможности здоровья. Однако именно применение на уроках литературы поисково-исследовательских форм и приемов читательской деятельности увеличивает познавательный интерес школьников, помогает ребятам раскрыться, показать свои способности, учит работать с литературой, со словом, выступать на публике, защищать свою работу перед незнакомыми людьми. Работая над...
  • Исследование на тему «Тайна слова. Кукла»Описание материала: Задавшись вопросом, почему существительное кукла одушевленное, ученица провела самостоятельное исследование, которое легло в основу выступления на научно-практической конференции. Интересный материал собран Марией Клещенко по этимологии слова кукла, проанализированы изменения в лексическом значении слова, зафиксированные в различных словарях. Выводы, сделанные в работе, могут быть использованы на уроках русского языка при изучении темы Категория одушевленности имени существительного и во время подготовки к олимпиадам, экзаменам.
  • Театрализованное представление-утренник «Широкая масленица»Театрализованное представление-утренник Широкая масленица для учащихся средних классов. Цель: Знакомство учащихся с русским фольклором, эстетическое воспитание и культура в русских традициях, гордость за национальные корни и традиции русского народа, воспитание интернационализма, развитие творческих способностей учащихся.Русский классический фольклор-это единство стиха и музыки. Мероприятие знакомит учащихся с устным народным творчеством русского народа. Учащиеся показывают знание пословиц, з...
  • Загадка стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»Загадка стихотворения М.Ю.Лермонтова Три пальмыВо многих сборниках афоризмов нет мудрых изречений, принадлежащих перу М.Ю.Лермонтова. Значит ли это, что поэт не размышлял о смысле жизни? Разумеется, нет. На уроке литературы в 9 классе мы с ребятами попытались исправить ситуацию: проанализировав стихотворение Три пальмы, мы выявили идею и попытались сформулировать афоризм.В процессе анализа стихотворения мы говорили об образной системе, анализировали художественные средства,что помогло истолк...
  • Конспект урока по теме «Причастие»Предлагаемый урок был проведён в 7 классе для обобщения и систематизации знаний после изучения темы Причастие. Использован личностно ориентированный подход. Учащиеся данного класса ещё недостаточно овладели способами само- и взаимооценивания, поэтому на уроке не были использованы личные оценочные листы. Преобладание индивидуальных форм работы связано с тем, что дети в данном классе обучаются совместно первый год и ещё плохо владеют способами взаимодействия. Самостоятельный тематический анализ ...
  • Сценарий закрытия предметной недели по русскому языкуМатериал составлен в помощь учителям русского языка и литературы для проведения предметной недели. Стихи, тематические сценки, розыгрыши и конкурсы помогут педагогам занимательно провести вечер закрытия недели. Также представлены итоги проведения, названия конкурсов, позволяющих учителю самостоятельно спланировать и провести неделю. Интересные мероприятия помогут привлечь внимание школьников к изучению русского языка, покажут особенности языка, его специфические стороны, помогут в развитии мотив...
  • Урок-игра по сказкам АндерсенаУрок-игра по сказкам Андерсена. Цели: 1.Расширение кругозора, исследовательских умений учащихся. 2. Развивать мотивацию к обучению через игровые формы урока, побуждать учащихся к чтению сказок и художественной литературы.3. Воспитание терпимости к друг другу, умение дружбы и работать в коллективе . Тип урока: урок - путешествие по сказочной стране. Методы: словесно-аналитические, КСО, тестового контроля. Оборудование: портрет писателя, выставка иллюстрированных книг с произведениями Х.К Андерсена, интерактивная Доска.
  • Конспект урока «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»Тема урока: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. (Анализ басни И.А. Крылова Квартет) Класс: 5 УМК: В.Я. Коровиной Цель: организация деятельности детей по развитию навыка анализа текста на примере басни И.А. Крылова Квартет Задачи: 1. Обучать детей умению анализировать басню, выявлять авторскую позицию, выразительно исполнять произведение. 2. Способствовать развитию сотрудничества, уважительного отношения к чужому мнению, интереса к слову, литературе и языку. 3. Развивать метапре... Характеристика основных видов деятельности учащихся: 1. Выразительное чтение (в том числе по ролям и наизусть) 2. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников 3. Анализ различных форм выражения авторской позиции 4. Работа над коллективным проектом (озвучивание) Технологическая карта урока № Основные этапы урока Главная задача Приемы 1. Завязка. Актуализация. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока. Целеполагание. Выйти на понятие умение, подобрать цитату к теме урока, определить цель урока и план дальнейшего действования Мыслительный поиск 2. Основное событие. Анализ басни. Идея. Деление на части. Анализ 1 части под руководством учителя. Анализ промежуточных результатов. Составление схем...
  • Внеклассное мероприятие по литературе «Прогулки по Серебряному веку»Внеклассное мероприятие Прогулки по Серебряному веку предусмотрено для проведения с учащимися 11 классов.Цели мероприятия: раскрыть учащимся многогранность эпохи Серебряного века;формировать навыки выразительного чтения поэтического произведения;воспитывать любовь к русской поэзии;создавать условия для творческой самореализации учащихся.В основу данного мероприятия взята книга Вячеслава Недошивина Прогулки по Серебряному веку, кроме того, использованы поэтические тексты Маяковского В., Есени...
  • Сценарий открытия недели русскогоязыка и литературыСценарий открытия недели русского языка и литературы я написала для того чтобы, открытие недели была интересна для учащихся и для учителей. Уже на открытии недели мы распознаем мир чистого и прекрасного русского языка. Ведь язык наш - это важнейшая часть нашего поведения, нашей жизни. По сценарию наши ученики познакомились и с королевами Пунктуации, и Орфографии. На мой взгляд, данный сценарий помогает нам организовать школьную тематическую общешкольную линейку. Так же помогает распознать мир ли...
  • Сценарий конкурса чтецов в рамках Пушкинской неделиСценарий конкурса чтецов в рамках Пушкинской недели я изготовила для того чтобы, все дети нашей школы познакомились с творчеством нашего великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Этот сценарий помогает ученикам развивать устную речь и навыки выразительной речи, способствовать развитию читательского вкуса и творческих способностей. Помогает способствовать воспитанию взаимоуважения и чувства ответственности, способствует развитию любви к поэзии. Участникам конкурса специально были ...
  • Система использования ИКТ на уроках русского языка в старших классахЕдиное Национальное Тестирование отражает уровень знаний выпускных классов в Казахстане и является обязательным экзаменом. Современный учитель должен учить детей искать информацию и осваивать ее самостоятельно. Именно поэтому учителям стоит и следует применять интерактивные доски на своих уроках. Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы повышает интерес учащихся к данным предметам, развивает их творческий потенциал и критическое мышление, помогает изучать большие произведения, усвоит...
  • Конструкт урока по русскому языку по материалам ФГОС на тему «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»Описание материала: Это материал, опробованный и проверенный в ИРО. Конструкт урока разработан в соответствии с ФГОС. На тему Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Автор только пробует свои силы в этой теме (в смысле в новой системе еще не работала). Был большой перерыв в работе (5 лет была в декрете), и поэтому только всю технологию где-то вспоминаю, а где-то только осваиваю. Урок опробован в 7 классе, дети по темпераменту и стилю работы слабенькие. Но на новый материал откликнулис...
  • Урок русского языка «Обобщение по теме «Синтаксис»Данный урок - обобщения знаний по русскому языку проведен в 5 классе учителем 1 квалификационной категории. На уроке использован Кембриджский подход к преподаванию, использованы 7 модулей программы. Важнейшая сторона урока: парная, групповая работы, учебный диалог. На этом уроке диалоговое обучение присутствовало на всех этапах урока, дети общались и в группах, и в парах. Учащимся были предложены задания на развитие критического мышления. Каждое задание было подобрано так, чтобы учащиеся могли ...
  • «Қазақстанға саяхат»Мақсаты: Оқушылардың зияткерлік, тапқырлық, ұйымшылдық жауапкершілік қабілеттерін дамыта отырып, Отанға деген сүйіспеншілігін ояту. Ұйымдастыру кезеңі: Жүргізуші: Қазақстан- егемен ел Отаным Өзіңен мен өн бойыма от алдым Жыра сайын, әр жусаның көлің де Маған қымбат жанарындай ботаның Бас-аяғы 20 жылда Қазақстанды әлем мойындады. Алпауыт елдер пікірлесетін халге жеттік.Тәуелсіздігіміздің 20 жылдығы мен Арқалық қаласының 55 жылдығына арналған қалалық зияткерлік Зерде клубында өтіетін Қазақстанға саяхат атты сайысқа қош келдіңіздер! Бүгінгі ойынымызға әділ баға беретін әділ-қазылар алқасы мен таныстыра кетейік. Ойынымыз 4 кезеңнен тұрады: 1-кезең Менің Отаным-Қазақстан 2-кезең Қалашықтар 3-кезең Жорға 4-кезең Кім жылдам? Ойынымызға көшпес бұрын әр топқа сан реті беріледі, сол кезек бойынша бастайды. (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10) 1- кезең Менің Отаным-Қазақстан Жүргізуші: Әр топтан бір бала тақырыппқа байланысты өлеңді мәнерлеп, жатқа айту. Бұл кезең 0-5 ұпай аралығында бағаланады. 2-кезең Қалашықтар Әр топқа еліміздің қалалары туралы сұрақтар қойылады. Әр дұрыс жауап 1 ұпаймен бағаланады. Алдарыңызда 10 ұяшық, 1 ұяшықты тандайсыздар. 1-ұяшық Қызылорда 1) Ғарыш алаңын ата? (Байқоныр) 2)Қызылорда қаласы Қазақстанның нешінші астанасы болды? (2) 2-ұяшық Қызылорда 1) Қызылордада елімізге кең таралған қандай дәнді- дақыл өседі? (Күріш) 2) 2008 жылғы жазғы Олимпиадада зіл темір көтеруден Қызылорда қаласынаң шыққан Қазақстандық спортшы, алтын алқа иегері? (Илья Илин) 3-ұяшық Алматы 1) Алматы қ. 25 қабатты қонақ үйдің атауы (Қазақстан) 2) Алматы қаласындағы спорттық мұз айдыны? (Медеу) 4-ұяшық Алматы 1) Алматыны әлемге атын таңытқан жеміс? (Апорт алмасы) 2) Алматы қ. Азия көлеміндегі 2011 жылы қысқы дүбірлі спорттық қандай сайыс өтті? (Азияда) 5- ұяшық Астана 1) Балалардың ойын сауық кешені (Думан) 2) Астананың ортасында қандай өзен ағып жатыр?(Есіл) 6- ұяшық Астана 1) Қазақстанның бейбітшілік символы? (Бәйтерек) 2) Акуанариюмдағы жыртқыш балық? (Акула) 7-ұяшық Қостанай 1) Қостанайда әлемге кең таралған қандай дәнді-дақыл өсіріледі?(Бидай) 2) Қостанайдың футбол командасы? (Тобыл) 8-ұяшық Қостанай 1) Арай шырыны Қостанайдың қай қаласында шығады? (Лесаковск) 2) Қостанай Қазақстанның қай бөлігінде орналасқан? (солтүстік) 9-ұяшық Ақтау, Атырау 1) Ақтау қаласы қай теңіздің жағалауында орналасқан? (Каспий) 2) Атырауда өндірілетін қара алтын (Мұнай) Жүргізуші: Отан- менің атам, анам, Отан- досым, бауырым, Отан- өлкем, астанам, Отан- туған ауылым. Келесі кезең Жорға Ортаға топ басшыларын шақырамыз, сіздерге қаламыз Арқалық туралы сұрақтар қойылады, кім жетонды бірінші көтереді сол жауап береді, әр дұрыс жауап бір ұпаймен бағаланады. 1) Жасөспірімдер театры кімнің атында? (Өзбекәлі Жәнібек) 2) Амангелді Имановтың ескерткіші қай ғимараттың алдында орналасқан? (Әкімшілік) 3) Арқалықта қандай пайдалы қазба шығады? (Руда) 4) Кинотеатр кімнің атында? (Әнуар Боранбайев) 5) Кеикі батырдың ескерткіші қандай ғимараттың қасында орналасқан? (Мұражай) 6) Арқалық қаласының алғашқы атауы? (Қызылқозы) 7) Мәдениет сарайының атауы? (Горняк) 8) Бақытжан Байқадамов ескерткіші қандай ғимараттың қасында орналасқан? (ҚББО) 9) Педагогикалық колледж кімнің атында? (Назипа Құлжанова) 10) Спорт кешенінің атауы? (Қайрат) 11) Ш. Жәнібеков ескерткіші қандай ғимараттың алдында орналасқан? (Жасөспірімдер театр) 12) Арқалық қ. неше жоғарғы оқу орыны бар? (1) 13) Стадионның атауы? (Жігер) 14) Ш.Уалиханов ескерткіші қандай ғимараттың алдында оарналасқан? (1 мектеп) 15) Арқалық қ. қанша колледж бар? (4) 16) Арқалық мемлекеттік педагогикалық институті кімнің атында? (Ы.Алтынсарин) 17) Арқалық қ. қанша балабақша бар? (3) 18) Владимир Кресс қандай спорт түрінен әлем чемпионы? (Гір көтеру) 19) Арқалық қонақ үйінің атауы? (Арай) 20) Торғай әуендеріне неше жыл? (40 жыл) 21) Арқалық қаласына неше жыл? (55) 22) Балалардың ойын-сауық кешенінің атауы? (Балажан) 23) Ы.Алтынсарин атамыздың неше жылдығы? (170) 24) Қандай бағытқа Арқалық қ. тас жолы салынып жатыр? (Арқалық-Торғай) 25) Қаладағы ең әсем,үлкен мейрамхана? (Сайора) 26) Арқалық қ. әкімі? (Теміржан Төлеубаев) 27) Арқалық қаласы туралы қандай екі баспасөз шығады? (Арқалық хабыры, Торғай) 28) Қаладағы ең үлкен екі көшенің атауы? (Жәнібек,Абай) 29) Арқалық қаласынан қай бағытпен темір жол поезд жүреді (Костанай-Астана) Жүргізуші: Келесі кезең Кім жылдам тақырыпқа байланысты сөздерді табу, әр дұрыс жауап бір ұпай. Сөздер: Бәйтерек, Ақтау, қалам, кітап, парта, Орал, дәптер, Ақтау, бор, қарындаш, Балажан, Қарағанда, Сөмке, Балқаш, Лампа, Көкшетау, Доп, Павлодар, Семей, Дәптер, Петропавл, Сағат, Астана, Торғай, Сурет, Актөбе, Қызылқозы, Пакет, Есік, Ақмола, Стөл, Журнал, Өскемен, Терезе, Алматы, Шаңғы, Аменкелді, Кілт, Есіл, Өшіргіш.
  • Конспект по русской литературе: «Творчество Н. А. Островского»Описание материала: Данный материал поможет педагогам спланировать цикл уроков по творчеству Н. А. Островского. Все задания дифференцированы. Показана работа в группах, индивидуальная и коллективная деятельность учащихся. Это поможет учителю продолжить работу над формированием умений учащихся работать с дополнительной литературой, с текстом учебной статьи, находить в первоисточнике характеристику литературного героя, учит сравнивать, обобщать и систематизировать материал. Все задания направ...
© 2010-2018