Русский язык и Литература

  • Календарный план по русскому языку и литературеОписание материала: Русская речь 5 - класс Сроки I-четверть 1. Встречаем новый учебный год. 1 2. Книги- читаю, мир открываю. 1 3. Диктант. 1 4. Язык мой- друг мой. 1 5. Фонетика. Звуки и буквы. 1 6. Слог. Ударение. 1 7. Твердые и мягкие согласные. 1 8. Твердые согласные Ж, Ш, Ц. Мягкие согласные Ч, Щ. 1 9. Звонкие и глухие согласные. 1 10. Чередование согласных звуков. 1 11. Повторение по фонетике. 1 12. Диктант с грамматическим заданием. 1 13. Лексика. Значение слов...
  • Литературный бал «По страницам повестей И. И. Белкина»Выдержка из материала: Литературный бал По страницам повестей И. И. Белкина Учитель: Добрый вечер, дорогие гости! И так, мы начинаем.Гостиная. Входит хозяин дома. За ним семенит портной.Входит барыня. Ей расправляет на ходу складки платья горничная. Хозяин дома (оглядывая супругу) - Платье чудное! Это удивительно, как я хороша. Душечка, поверь, все гости будут говорить: Всё-всё в ней есть. Она необыкновенно мила, необыкновенно хороша! А голос, удивительный голос Служанка - Барыня, карета п...
  • Урок, Разработка, Конспект: Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Как один мужик двух генералов прокормил»Выдержка из материала: Конспект урока по литературе: Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил для учащихся 1 курса национальных групп. Тема: Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил Цели урока: - кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина; - познакомить учащихся с содержанием сказки; - разобраться в особом жанре этого произведения; - осмыслить иноск...
  • Статья «Изучение безличных предложений в школе»Бесспорно, тема Односоставные предложения является одной из самых трудных тем в разделе Синтаксис простого предложения. Проанализировав ряд школьных учебников для средней школы , мы попытались определить лингвометодическую систему изучения безличных предложений. В статье описана лингвометодическая основа изучения безличных предложений, представлены дидактические материалы, охватывающие разные направления работы по данной теме: работа над синтаксическими синонимами, по пунктуации, по развити...
  • План работы по русскому языку со слабоуспевающими учащимисяОписание материала: Данный план работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению, разработан учителем русского языка и литературы. В данном плане отражены реальные пункты, выполняя которые, действительно, можно подготовить слабоуспевающих учащихся к государственной (итоговой) аттестации. Все мероприятия этого плана проводятся систематически, последовательно, начиная примерно с октября - ноября текущего учебного года. План должен быть утвержден директором образовательного учреждения ...
  • Урок литературы по теме «Вечные» (темы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». Любовь и долг»)Выдержка из материала: Тема урока Вечные темы в романе М.А.Шолохова Тихий Дон. Любовь и долг. Цель урока: рассмотреть противопоставление любви-страсти и любви семейной в русской классической литературе. Определить, какая любовь органичней для казачьего уклада и почему; каков идеал любви по Шолохову. Задачи: продолжить формирование умения анализировать художественный текст, аргументировано доказывать собственные суждения; проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения ... Учитель: Расскажите об истории отношений Тимофея и Лизы Моховой. Чем их свободная любовь отличается от любви Аксиньи и Григория? (1-3-XI) Примечательно, что рассказ об этой любви появляется в главе, повествующей о войне, нравственно калечащей простые души своей убийственной вседозволенностью. В перечень изменений, происходящих с казаками на фронте, вдруг вставляется история из дневника убитого студента, нескромно прочитанная писарями. Поэтому и сама любовь воспринимается опошленной и безнрав...
  • Технологическая карта урока на тему «Правописание слов с безударными гласными в корне слова»Выдержка из материала: УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА Правописание слов с безударными гласными в корне слова Учитель начальных классов: Сонам Аяна Саржай -ооловна Усть-Элегест 2013 октябрь Тема: Правописание слов с безударными гласными в корне слова Тип урока: применение знаний на практике Цели: - формирование умения находить слова с безударными гласными и парными согласными, подбирать проверочные слова; - развитие устной и письменной речи учеников; - развитие внимания, монологической и диалогич... Этапы урока Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Самостоятельная работа 1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуйте их пожалуйста. Садитесь. К нам в гости приехали и наши друзья. Кто они? Что можете рассказать про них? Прозвенел для нас звонок Начинается урок Приходи к нам старание Помоги нам потрудиться Мы пришли сюда учиться! Хором 1. Грамоте учится – всегда пригодится. /Если сейчас учиться грамоте потом пригодится во всей жизни писать правильно/ 2. Век живи- век учись / сколько живешь столько и должен учиться. нельзя стоять на одном месте всю жизнь. человек должен развиваться с окружающим миром, а чтобы развиваться должен постигать знания в данной области.без знаний данную работу не сделаешь./ - Какую пословицу выберем девизом урока? Объясните значение этих пословиц. Выбор пословицы Сообщение темы урока 3 мин - Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие по стране России. А мы будем не ученики, а путешественники. Мы должны дойти до города олимпийских игр этой страны Сочи. Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать наши открытия. Откройте свои записные книжки и запишите сегодняшнюю дату. Послушайте стихотворение и вы узнаете тему наш... Запись в тетради даты Слушание. Отгадывание темы урока. Анализ карты путешествия. Сформулирование темы: Правописание безударных гласных в корне. 2. Минутка чистописания - Итак, начнём свой путь с города Чистописание. - В городе Чистописание нас встречает Зайка. Она приготовила нам задание. -Ребята, какие буквы могут быть на месте безударного гласного? - Напишите в строчку эти буквы. - Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. На месте безударного гласного звука а в корне слова может быть буква а или о На месте безударного гласного звука и в коре слова могут быть буквы и,е,я. Запись в тетради. - Сегодня на уроке мы будем отвечать на вопросы: -что надо проверять? -где надо проверять? - как надо проверять? -чем надо проверять? - На уроке мы будем упражняться в написании слов с безударными гласными в корне. Вывод: Безударную гласную в корне на слух не пишем, а проверяем. 3. Актуализация опорных знаний. Введение нового слова в активный словарь. 3. Словарная работа. 5 мин - Вот мы подошли с вами к озеру Словарных слов. Смотрите, какие там плавают рыбки. Чтобы переплыть это озеро, надо вставить пропущенные буквы в словарные слова. - Запишите слова. Запишите слова в тетрадь. Сколько слогов, букв и звуков в слове медведь. Внимательно посмотрите на слова, которые вы написали и скажите, какая орфограмма чаще всего встречалась в этих словах? Собираем первые буковки в словах. -Какое слово получилось? -Что такое орфограмма? -Какие бывают орфо... Запись в тетради: ...лимпиада, Р…ссия, ф…враль, …безьяна, гус…ница, р…бчик, …кула, м…сяц, м…дведь, …рбуз. Непроверяемая безударная гласная в корне слова. Орфограмма. Орфограмма – буква, которую нужно проверить. Проверяемые, непроверяемые. Это словарные слова. Их нельзя проверять, их нужно запомнить. Самостоятельно вписывают пропущенные буквы Взаимопроверка по эталону Выписывают слово. Физминутка. - гимнастика для глаз 4. Этап организации усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для применения Синтаксическая работа. 7 мин 3. Творческая работа. Работа в парах. (проверка работы по данному слайду) - Ещё раз прочитайте слова, которые вы записали. Назовите первые три слова. - Ребята, о чем-нибудь говорят эти слова? - Давайте составим предложение из данных слов. А теперь перед нами встал лес, чтобы не заблудиться, мы составим предложение о жителе леса. Отгадайте о каком. И в лесу заметьте, дети. Есть ночные сторожа Сторожей боятся этих, Мыши прячутся дрожа. Очень уж суровы Филин и … /сова/ - Какое задание вы могли бы предложить? -Давайте составим и зап... Олимпиада, Россия, февраль. В России Олимпиада начнется в феврале. - Записать слово с безударными гласным, подобрать родственные слова и выделить корень. сова, совиный, совушка, совы, совята. Составление предложения Сова живёт в лесу. В слове сова безударная гласная в корне. Пишем букву букву о, проверочное слово –совы. В слове живёт безударная гласная в корне слова. Пишем и, проверочное слово жить. В слове в лесу безударная гласная в корне. Пишем букву е, проверочное слово лес. Самопроверка по эталону. Самостоятельная работа Вывод: проверили безударную гласную родственными словами. Самостоятельная работа по карточке. Ученица рассказывает о сове. 5. Избушка Безударные гласные. 10 мин Игра Кроссворд - Вы хорошо поработали и прошли дремучий Синтаксический лес. Но впереди новые испытания – избушка Безударные гласные, нас ждёт задание Леопарда. Читаю загадки, вы пишете отгадки и рядом проверочное слово. Кто отгадает загадку, пишет слово в кроссворд. А) Пока дети – каждый в берете. Повзрослели – шляпы надели. (грибы) Б) Течёт, течёт – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит. (река) Д ) Посреди полей лежат зеркала, Стекла голубые, о... Запись в тетрадях: Грибы – гриб Река – реки Трава – травы Гроза-грозы Вывод: Проверяли безударную гласную в корне слова формами единственного и множественного числа - Прочитайте выделенное слово в кроссворде. - Что такое гроза? Гроза – бурное ненастье с громом и молнией. - Почему пишем гроза? Подберите к слову формы слова. гроза Запись: Гроза – гроза, грозы, грозе, грозу, грозой, о грозе. Вывод: Проверяли безударную гласную в корне слова формами слова. Работа с текстом. На утренних и вечерних зорях все лисные жители падают свои галоса. Пищат рабчики. Скрепят жуки. Трищат сойки. (На доске текст. В словах допущены ошибки) Работа на доске Исправление ошибок Город Умники и умницы Это работа за компьютером. Итог урока Какое правило мы сегодня закрепили на уроке? - На какие вопросы отвечали? Ответили ли мы на вопросы урока? Правописание безударных гласных в корне слова Что проверяем? Где проверяем? Как проверяем? Чем проверяем? 5. Рефлексия. Сосна, вода, дела, трава – Проверить надо все слова Безударный гласный – Стоп! Писать опасно! Слуху вы не доверяйте – Удареньем проверяйте: Сосны, воды, травы, дело. А теперь пишите смело. Давайте поблагодарим Леопарда, Зайчика и Медведя за те задания, которые они вам приготовили. Покажите им ваши смайлики. 6. Домашнее задание Уровень В Уд…вительно (Диво, дева) М…нять (мина, замена) Л…пить (липко, лепка) Подч…щать (честь, чисто) Л…нивый (лень, линька) Скр…пучий (скрепка, скрип) М…стерить (мост, мастер). Уровень А А . В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова? 1) тяжелый – тЯжесть 3) столовая - стОлик 2) похвала – хвАлить 4) гостиница – гОсть В) В каком слове допущена ошибка? 1) морской 3) посодить 2) письмо 4) страна С) В каком случае перестановка удар...
  • Конспект урока на тему «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными» Описание материала: По типу: Урок открытия нового знания, по структуре - комбинированный. Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Цели: деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия. образовательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; формирование умения самостоятельно отбирать материал по предложенной теме, составлять рассказ в соответствии с типом речи, стилем речи; развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, связного рассказа на лингвистическую тему; воспитывающая: воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению одноклассников. Задачи: 1) изучить определительное придаточное, средства связи при нём; 2) определять структуру сложноподчинённого предложения с определительными придаточными; 3) выявлять смысловые отношения между главным и определительным придаточным в составе СПП.
  • Статья «Роль личности учителя словесности в мыслительной деятельности учащихся. Технология полного усвоения материала. Из опыта работы» Описание материала: В данной статье учитель делится своим опытом работы. В начале статьи учитель поднимает важную проблему - необходимость в современных условиях так построить урок по литературе, чтобы он был интересен и насыщен, соответствовал всем современным требованиям, предъявляемым к уроку. Каждого неравнодушного учителя не оставляет волновать вопрос, как поднять интерес к своему предмету. В связи с этим автор статьи выделяет важные задачи, стоящие перед современным учителем словеснос...
  • Урок по русскому языку теме «Портрет деепричастия»Выдержка из текста: Ход урока. I Вступительное слово учителя. Ребята, перелистывая страницы томика стихов, я была просто поражена необычным стихотворением английского поэта Роберта Саути Лодорский водопад. А что вам показалось необычным, вы скажете после того, как послушаете его. Ученик:Кипучая, свободолюбивая, с неуёмной энергией, и даже противоречивая в аналогии с человеческими качествами: например,(ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ли...
  • Тесты по литературе к повести А. Грина «Алые паруса»Проведение на уроках тестовых заданий будет способствовать выполнению этих задач. Данный материал поможет учителю русской литературы проверить знания учащихся по содержанию повести А.Грина Алые паруса. Тесты для проверки содержания повести А.Грина Алые паруса 1.Лонгрен служил моряком на бриге… А) Секрет; б) Ориона; в) Альсельма. 2.Сколько лет прослужил Лонгрен на бриге? А) 5 лет; б) 11 лет; в) 15 лет. 3.Сколько лет было Ассоль, когда Лонгрен возвратился домой? А) 5 лет; б) 8 месяцев; в...
  • Интегрированный урок русского языка «Вулканы»Этот конспект урока очень полезен в плане наглядности, а также совмещает в себе и русский язык, и литературу, и географию, и информатику, т.к. модель вулкана собрана из конструктора LEGO и запрограммирована при помощи Robolab 2.9. Образовательная робототехника получила в последнее время очень широкое распространение, особенно важно применять ее не только на факультативах и кружках, но и в образовательной деятельности, на обычных уроках, причем не только на информатике или физике, но и находить ...
  • Интеллектуально-познавательная игра по творчеству Н. А. Некрасова «Литературный ринг»Интеллектуально-познавательная игра по творчеству Н.А.Некрасова Литературный ринг. Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных по творчеству Н.А.Некрасова развитие интереса к личности поэта и его лирике;формиривание любви к родному языку через лирику Н.А.Некрасова. Используемые технологии обучения: информационные интерактивные Оборудование: портреты Некрасова Н.А. Белинского В.Г. Пушкина А.С. Лермонтова М.Ю. Панаевой А.П. Жуковского В.А. Репродукции картин: Калужские крестьянки Н.П...
  • Сценарий ко Дню вывода советских войск из Афганистана «А память сердце бережёт»Сценарий ко Дню вывода советских войск из Афганистана. Оформление: книга Памяти Реквием, метроном, подсвечник со свечой, гвоздики Музыкальное оформление: песни в исполнении ансамбля Голубые береты Цели: Воспитание патриотизма, гражданственности, любви к Родине; Активизировать интерес к углубленному изучению истории Отечества, Подготовила и провела Горбунова Валентина Сергеевна, учитель русского языка и литературы КОУ Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 пенитенциарной системы ...
  • Статья «Развитие самооценки как основы самоконтроля и внутренней мотивации учения через работу с индивидуальными контрольными листами»Данная статья представляет собой методические рекомендации по развитию самооценки и внутренней мотивации учения через работу с индивидуальными контрольными листами, которые я использую на уроках русского языка (образец индивидуальных контрольных листов - ИКЛ - представлен в статье). Данная методика, считаю, может быть применима учителями других предметов, особенно в 5-6 классах, когда перед учениками остро стоит проблема умения сформулировать цель не только урока, но и темы в целом, произвести ...
  • Уроки по русскому языку по темам «Согласование», «Управление», «Примыкание»Тема: Согласование Цели: дать понятие о способах подчинительной связи-согласовании; развитие навыков умения разбирать словосочетания; способствовать развитию диалогической речи, развитие навыков логического мышления. Оборудование: мультимедийный кабинет ,интерактивная доска ,опорные схемы, флипчарты. Методы урока: частично-поисковый Ожидаемый результат: закрепление знаний о способах подчинительной связи: согласовании,умение работать в группе. Ход урока 1. Организационный момент. - Какое сейча...
  • Литературная гостиная «Ты наш друг и наш учитель, славный пушкинский лицей»Кроме того, что я учитель русского языка и литературы, но ещё и руководитель пушкинского клуба в гимназии. Ежегодно для пятиклассников мне приходится разрабатывать сценарии литературных уроков для лицейского дня (19 октября) Пятиклассники с удовольствием участвуют в таких мини-спектаклях, стараются проникнуться атмосферой пушкинского времени. Обстановка гостиной, форма одежды заставляют их вести себя по-особому торжественно. Именно на таких мероприятиях можно услышать выразительное чтение пу...
  • Открытый урок по литературе «Нравственные ценности в рассказе «Телеграмма» К. Г. Паустовского»Урок внеклассного чтения по произведению К.Г.Паустовского Телеграмма Задачи: показать возможности человеческой души, её положительные и отрицательные качества. раскрыть понятие нравственные ценности и определить их роль в жизни человека формировать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения воспитывать любовь и ответственность за судьбу близкого человека Тип урока: урок – беседаОборудование: тексты произведения, цветные карандаши, листы А4 Ход урока: 1. Организационный момент. О...
  • Конференция «Ташкент - город хлебный»Выдержка из текста: Писатель А. Неверов провел своего героя через страшные испытания. Мишка всё выдержал: голод, нищету, смерть друга Сергея, одиночество, побои и ругань. Вернулся домой с зерном. Братья умерли. Мать тяжело больна. Но жизнь продолжается. Надо ремонтировать дом, построить забор, вспахать землю и посадить зерно. И я верю, что Михаил со всем этим справится. Повесть Неверова мне очень понравилась, затронула мою душу, взволновала, наполнила моё сердце болью. Книга учит нас упорно доб...
  • Урок - интеллектуальная игра по литературе по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Урок посвящен 200 – летию М.Ю.Лермонтова. Основная цель урока - подведение итогов изучения романа М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени. В игре принимают участие 2 команды. Ведущим игры является педагог, оценивает ответы команд жюри из числа учеников и педагогов. На уроке уделяется внимание исторической справке. Игра проводится как для всей команды, так и для отдельно-взятых учеников, чем обеспечивается индивидуальный подход в обучении. Во время урока идет демонстрация высказываний на экране. Н...
  • Урок по литературе для внеклассного чтения «Библейский урок «Десять заповедей»»Урок рекомендуется преподавателям литературы при изучении темы Библия, для внеклассного чтения и в курсе занятий по Православию. Урок посвящен Библии, одной из самых древних и мудрых книг, без знания которой нельзя понять Шекспира и Пушкина, Гёте и Толстого, Рублева и Рафаэля, Моцарта и Рахманинова. На занятии учащиеся знакомятся с нравственными заповедями, развивают речь, культуру устного ответа, а главное-приучаются к добру и милосердию, любви и верности. Каждая из 10 заповедей разъясняе...
  • Статья «Подготовка школьников к олимпиадам по русскому языку как одно из средств совершенствования речевой культуры учащихся»Выдержка из материала: В данной статье рассмотрены приемы работы над отдельными разделами русского языка и приведены конкретные примеры. В учебной и внеклассной деятельности имеется немало форм, методов, приемов для совершенствования речевой культуры учащихся: уроки развития речи, использование словарей и справочников, литературные композиции, различные конкурсы, олимпиады. Знание ударения в словах очень важно для развития правильной речи, поэтому при подготовке к олимпиаде необходимо уделять э...
  • Уроки развития речи «Употребление неологизмов в речи»Данная работа поможет учащимся больше узнать сведений об употреблении неологизмов в речи, поможет коллегам при подготовке у урокам развития речи, к урокам по лексике и к урокам по правилам употребления этикетных слов в речи. Поможет вызвать интерес обучающихся к исследовательской и проектной деятельности. Данный материал поможет учащимся глубже разобраться с такими явлениями современного русского языка, как фонетическая адаптация, графическая адаптация, морфологическая адаптация, семантическая...
  • Открытый урок литературы «Правда Великой Отечественной войны в зеркале поэзии»Описание материала: Это урок мужества и патриотизма. Всё подтверждает это: и оформление класса, и выразительное чтение стихотворений о войне, и искренние ответы учеников на вопрос: Что нужно сделать, чтобы не было войны? Великая Отечественная война явилась составной частью второй мировой войны. 22 июня 1941 г. фашистская Германия без объявления войны внезапно напала на Советский Союз. Наряду с историческими справками на уроке звучали поэтические и прозаические художественные тексты. Урок ...
  • Элективный курс по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ. Часть С»Описание материала:Данный урок построен на тексте Фазиля Искандера о первой учительнице,сумевшей через любовь к себе привить любовь к русской литературе. Урок проводился для гостей из других школ, выпускников. Расчитан на работу в группах и выполнение частей сочинения (части С). В конце урока - сочинения, представленные участниками встреч. Присутствующие педагоги представляют аудитории творчество.Применяются технологии личностного ориентирования, информационные технологии, работа с интерактивно...
  • Тренинг для подготовки к ЕГЭ по русскому языку «Виды и характеристики осложнений»Описание материала: В представленный материал включены тематические тренинговые задания (тестовые задания с выбором ответа) для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Материал направлен на отработку умения различать виды и характеристики осложнений в предложении (некоторые задания затрагивают другие разделы русского языка). Особенностью представленных материалов является то, что задания формулируются после каждого предложения текста, что позволяет оптимизировать процесс работы на уроке. Материа...
  • Урок русского языка по теме «Имя числительное»Выдержка из материала: 3. Проверка домашнего задания Не только в литературных текстах, но и также в народных изречениях, пословицах- поговорках встречаются числительные. 6. Работа у доски Столетний старичок удвоил силы и поднялся на шестой этаж. Задание: синтаксический разбор предложения 7. Работа с текстом 4. Фронтальный опрос Что такое имя числительное? На какие разряды делятся числительные? На какой вопрос отвечают порядковые числительные? Что такое порядковые числительные? 5. Прогноз погод...
  • Урок по теме «Употребление фразеологизмов в речи»Описание материала: Урок представляет собой ряд инсценировок, которые позволяют учащимся проявить свои творческие , актёрские способности, позволяют сделать урок открытым, непринужденным. Учащиеся учатся работать в группах, выслушивать мнение других. Выдержка из материала: (У входа в кабинет стоит стол, покрытый белой скатертью, стоят колбы, приборы, лежит череп человека, рядом толковый словарь и фразеологический словарь, косметичка, шарфы, сумочка). За столом сидят 2 человека: ученый (в чер...
  • Урок-экскурсия (заочная) в дом-музей М. Ю. ЛермонтоваУрок-экскурсия в музей Тема: Здесь живут воспоминания былого… Дом- музей в память пребывания великого русского поэта М.Ю.Лермонтова на Тамани в сентябре 1837года Цель: знакомство с историей пребывания М.Ю.Лермонтова на Кубани, с историей рождения повести М.Ю.Лермонтова Тамань, воспитание уважения к великому прошлому и настоящему своей Родины, к её культурному наследию. Оборудование: фоторепортаж о посещении дома-музея М.Ю.Лермонтова в Тамани учащимися МБОУ СОШ № 42, репродукции картин М.Ю...
  • Урок по литературе «Интеллектуальная игра ТИНБОЛ по творчеству А. С. Пушкина»Игра ТИНБОЛ составлена по творчеству А.С. Пушкина. Цель: развитие интереса к изучению литературы. Задачи: Расширять общий кругозор учащихся, обогатить речь. Учить учащихся пользоваться дополнительной литературой для подготовки к уроку. Прививать любовь к Родине, через творчество русских писателей. Игра позволяет проверить изученный материал в форме интеллектуальной игры, что развивает любознательность, интерес, творчество учащихся. В игре используется программа Njtebook 10. При помощи интерак...
  • Статья по литературе «Алексей Михайлович Жемчужников в школе»Для нашего поколения А.М. Жемчужников - малоизвестный поэт, и, естественно, в школе он не изучается. Но он же наш земляк. Мы обязаны знать, чтить и уважать людей, обогативших культурную жизнь нашего края. Необходимо проводить работу по пропаганде творчества А.М. Жемчужникова. Необходимо отметить, что в школах Тамбовской области ведется работа по литературному краеведению в форме внеклассных занятий. Успех литературной подготовки школьников во многом зависит от их участия во внеклассных занятиях...
  • Рабочие листы к урокам по творчеству А. Н. ОстровскогоУже несколько лет практикую на своих уроках литературы папки по творчеству писателя. В такую папку входят рабочие листы, которые выдаются каждому ученику. Он работает с этими листами на уроке и дома. На мой взгляд, это очень помогает и учителю, и ребятам. Для учителя - это экономия времени (необходимая информация уже есть на листе), возможность логично и последовательно вести ребят от одного этапа урока к другому, давать опережающие задания. Для ученика - возможность понять логику урока, при ...
  • Литературно – музыкальная композиция, посвященная Дню защитника Отечества, Дню Победы «От героев былых времён. . »Цель: сформировать достойного гражданина и патриота России, чувствующего неразрывную связь со своим Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим.Задачи:- раскрыть творческий потенциал участников праздника;- напомнить обучающимся о связях прошлого и настоящего в истории Отечества;- воспитать духовно-нравственные принципы, гражданскую ответственность, любовь к Отечеству;- формировать патриотические чувства на основе культурно-патриотических боевых традиций российского народа.
  • Творческий проект «Взгляд на комедию Грибоедова «Горе от ума» из 21 века»Представление творческого проекта Пьеса Грибоедова Горе от ума, с первых дней появления в печати, не сходит со сцены театров. Её ставили в столицах и на периферии лучшие режиссёры России, лучшие актеры проверяли и оттачивали свое мастерство, играя героев комедии. Давайте и мы, живущие в 21 веке, попробуем представить, что мы сейчас находимся в небольшом театре, на сцене которого нам предстоит сыграть комедию Горе от ума ... лексикон современного времени, что в восприятии зрителя, знакомого с классической редакцией, создают особый вкус и новизну, а также и неожиданность версии произведения характер главного героя произведения должен подтверждать силу, непримиримость к создавшимся обстоятельствам и дух бунтарства Чацкий (в нашей театральной версии) должен быть бунтарём действующим, а не пассивно протестующим. И уж тем более обиженным. Идея же произведения должна остаться неприкосновенной. В нашей работе мы не обойдемся без художников, которые представят элементы декораций и эскизы костюмов. Материал данного проекта может быть использован на уроке - семинаре в 9 классе Грибоедовские образы в интерпретации лучших режиссёров России
  • Конспект урока «Поэзия «серебряного века» в детском чтении»Цель урока: выявление специфики поэзии серебряного векаОбучающий аспект: учить внимательно относиться к художественному словуРазвивающий аспект: развивать умение анализировать произведения детской литературы в соответствии с их родовой и жанровой спецификой, сравнивать и обобщатьВоспитательный аспект: создать условия для эстетического воспитания студентов, учить видеть красоту природыТип урока: урок усвоения новых знанийМетоды: словесные (беседа), работа с учебной литературой наглядные (дем...
  • Статья «Технология коллективного взаимообучения на уроках русского языка и литературыВ рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, модульное обучение. Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения. В статье рассмотрены пути реализации технологии коллективного взаимообучения на уроках русского языка и литературы.
  • Ролевая игра по литературе «Выборы градоначальника»Обучающиеся не всегда умеют высказывать собственные мысли и доказывать их, сравнивать и анализировать исследуемый материал. Наибольшую тревогу вызывают коммуникативные навыки обучающихся. Представленная ролевая игра по произведению М. Е.Салтыкова-Щедрина История одного города позволяет развивать у обучающихся творческие и коммуникативные способности, умение работать в команде, способствуют повышению у школьников речевой культуры и социальной компетентности. Цели мероприятия: прививать интерес...
  • Урок-исследование по русскому языку по теме «Разносклоняемые существительные»Структура данного урока соответствует этапам урока-исследования. В самой теме Разносклоняемые существительные заложено противоречие между знанием и незнанием, что позволяет создать на уроке проблемную ситуацию, которая воспринимается детьми как личностно значимая, так как вырастает из контекста их собственной деятельности. В рамках ФГОС исследовательский метод способствует формированию УУД школьников: самостоятельно планировать свою работу, самостоятельно ставить учебные задачи, контролироват...
  • Статья «Благозвучие речи»Выдержка из текста: Благозвучие речи должно оцениваться в перцептивном аспекте с учетом характера ее воздействия на слушателя. Для этого есть все основания, поскольку существует множество свидетельств того, что на уровне обыденного сознания такая оценка осуществляется постоянно. Основными факторами, определяющими благозвучие звучащей речи, являются: тембральная окраска (богатый, глубокий, хорошо поставленный, динамичный и т.п. голос в противопоставлении резкому, свистящему, жужжащему, интимно...
  • Сценарий метапредметного занятия по русскому языку и литературе на тему «Не стоит прогибаться под изменчивый мир»Данное занятие-попытка синтезировать учебный материал по литературе, русскому языку, биологии, психологии и этике на основе текста песни Андрея Макаревича Не стоит прогибаться под изменчивый мир и рассказа А.П.Чехова Хамелеон. Учащиеся заблаговременно знакомятся с содержанием рассказа, на уроке текст читается выразительно по ролям. Как вариант - инсценировка. Необходимо создать на уроке атмосферу творческого поиска. В качестве рефлексии выступает создание коллажей, материалы-заготовки для... Не стоит прогибаться под изменчивый мир? (записано на доске) Слайд1 -У Андрея Макаревича есть песня Не стоит прогибаться под изменчивый мир, в которой звучат такие слова: Не стоит прогибаться под изменчивый мир, Пусть лучше он прогнется под нас. Слайд2 - Андре́й Вади́мович Макаре́вич (11 декабря 1953, Москва) — советский и российский музыкант, певец, поэт, композитор, художник, продюсер, телеведущий, лидер и единственный бессменный участник рок-группы Машина времени. Заслуженный артист РСФСР (1991), Народный артист России (1999) Слайд3 -Не стоит прогибаться под изменчивый мир-это позиция А. Макаревича. Слайд4 - Спросим себя: а какова наша позиция? -Начнем мы с русских народных сказок о животных и вспомним, какими эпитетами наделил народ героев сказок, опираясь на свои впечатления, используя природные особенности этих животных. Слайды 5-10 -Волк-глупый, Лиса-хитрая, Медведь-неуклюжий, Заяц-трусливый, Сорока-болтливая, Сова-мудрая Слайд11 -Это что за зверь? Почему в русском фольклоре нет хамелеона? Слайд12 -Да, действительно, хамелеон-обитатель южных широт. Живет он в Африке и на Мадагаскаре. Слайд13 -И является героем мадагаскарских народных сказок. (фото острова и карта) Слайд14 -Одна из них называется Кабан и хамелеон - о том, как хамелеон хитростью победил кабана. Сказка заканчивается словами: Вот как маленький умный хамелеон победил большого сильного кабана. В мадагаскарской традиции хамелеон- умный и находчивый зверек. Слайд15 -Но не таков хамелеон в русской классической традиции, у мастера короткого юмористического рассказа А.П.Чехова. Его рассказ так и называется Хамелеон. Используя фольклорную традицию, Чехов аллегорично говорит о… Послушаем и посмотрим художественную композицию в исполнении мастера художественного чтения и определим, над чем улыбается писатель и улыбнемся вместе с ним. Слайды16-25 + стерео -На какой природной особенности хамелеона сыграл Чехов в этом рассказе? Слайд26 -Какое слово с корнем хамелеон можно образовать суффиксальным способом, которое будет являться характеристикой сущности некоторых людей (хамелеонство) -напишем на доске. -По отношению к кому Очумелов проявляет хамелеонство? (к Хрюкину, к Генералу) – запишем на доске. -В чем проявляется хамелеонство Очумелова к этим героям? Запишем.(дети предлагают варианты) -Но есть еще один герой, по отношению к которому Очумелов хамелеонит. Кто он? Это-сам Очумелов. -В чем проявляется здесь хамелеонство? (отсутствие собственного достоинства) Слайд27 -Назовите из записанных нами то качество, которое вы хотели бы в себе воспитать. Слайд28 -К.И.Чуковский так сказал о рассказе Чехова Хамелеон:… - Какая мысль объединяет слова из песни А.Макаревича и рассказ Чехова Хамелеон? -Если хамелеонство так неприглядно, если это символ прогибания под изменчивый мир, что нам нужно сделать с записанным предложением, чтобы определить свою позицию? (убрать вопросительный знак) Слайд29 -Итак, не стоит прогибаться под изменчивый мир! Стоит быть самим собой, не терять чувства собственного достоинства. -Предлагаю создать коллажи на основе увиденного и услышанного сегодня. В центре – идея, вокруг - иллюстрации вашей идеи. Это могут быть картинки, рисунки, подписи. Необходимо представить свою работу, защитить ее. Работаем 5 минут, пока звучит песня Андрея Макаревича.
  • Исследовательская работа по творчеству Габдуллы Тукая на тему «Ислам в творчестве Г. Тукая»Цель исследования: - проанализировать творчество Габдуллы Тукая; - изучить отзывы современников о произведениях , о творчестве писателя в целом; - изучить стихотворения Г. Тукая, где проявляется его отношение к религии, к исламу; - привлечь интерес к творчеству Габдуллы Тукая. Задачи: - исследовать личные грани творчества Г Тукая; - раскрыть отношение великого поэта к религии; - осмыслить, какую роль играет творчество поэта в развитии татарской культуры в целом. Метод исследования: - сбор информации; - анализ полученной информации; - сравнение полученной информации. Тезис Ислам в творчестве Габдуллы Тукая Творчество Тукая, его личность и эпоха в татарском литературоведении , в истории общественной и философской мысли освещены достаточно глубоко и разносторонне. Однако тайны творчества Тукая как великого художника безграничны, ибо он творил, находясь намного выше своей эпохи, и давал оценку общественным событиям и морали, как бы глядя из будущего. Поэтому не исчерпывается потребность в том , чтобы вновь и вновь осмысливать феномен Тукая, исследовать личные грани е... Особый интерес представляет изучение наследия поэта при осмыслении соотношения национального и общечеловеческого в искусстве, взаимодействия разных культур. Поэзия Тукая свидетельствует о тесной взаимо¬связи между национальными и общечеловеческими художественными ценностями. Я в своей работе изложила свои мнение относительно литературного влияния на Габдуллы Тукая со стороны выдающихся русских писателей и поэтов, что их опыт помогал Тукаю осознать духовный и нравственный мир высокой поэзии , ее роль и значение в жизни общества , место самого поэта в окружающем мире. Вывод к своей исследовательской работе я сделала устами Д .Валиди: Тукай достиг самых высоких вершин , каких только могла достигнуть татарская мысль в начале 20 века. Творчество Тукая, его личность и эпоха в татарском литературоведении, в истории общественной и философской мысли освещены достаточно глубоко и разносторонне. Однако тайны творчества Тукая как великого художника безграничны, ибо он творил, находясь намного выше своей эпохи, и давал оценку общественным событиям и морали, как бы глядя из будущего. Поэтому не исчерпывается потребность в том, чтобы вновь и вновь осмысливать феномен Тукая, исследовать личные грани его творчества. Тукай оставил огромно...
  • Автораская сказка: «Межпланетная переписка»Авторская сказка на тему космос. Жанр: фантастика. Речь идёт о дружбе между детьми разных планет. Сказка содержит немного юмора. Некоторые действия, происходящие в данной сказке описаны из реальной жизни (не подумайте, что это про инопланетян). К написанию этой сказки меня подтолкнула мама, когда я её попросила купить мне телескоп. На тот момент это была моя мечта. Мне очень нравилось подолгу смотреть на звёздное небо и мечтать. Но атлас звёздного неба мне всё же купили. Написанной сказкой я ...
  • Занятие кружка «Юнкор» по теме «Учимся секретам юмористического сочинительства»Внеурочное занятие в рамках кружка Юный корреспондент разработано и проведено учителем русского языка и литературы Сергеевой Л.И. Написание юмористического рассказа -дело непростое. Заставить засмеяться читателя или слушателя не каждому по силам. Но попытаться понять, с помощью каких средств, приемов писателям -юмористам удается это сделать,-на это направлено содержание занятия. На примере текстов художественных произведений М. Зощенко и других писателй построено данное занятие. Возраст кру...
  • Технологическая карта урока русского языка «Сложное предложение » (Составила Зарипова Ильсуяр Бариевна)Тема: Сложное предложение Цель темы: • Ученик научится опознавать простое и сложное предложения. • Ученик получит возможность составлять сложные предложения из простых, используя сочинительные и подчинительные союзы. Планируемый результат знать сложные предложения; уметь находить сложные предложения; уметь применять сложные предложения. Основные понятия Сложное предложение Пунктуация в сложных предложениях опасное место в сложном предложении Межпредметные связи * регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, работать по совместно составленному плану, способствовать развитию навыков самоконтроля; * коммуникативные – формировать умения договариваться и распределять обязанно...
  • Реферат на тему: «Образ Воронежа в стихотворениях О. Э. Мандельштама»Данная работа — участница муниципального этапа конкурса Литературный лабиринт, проводимого в Воронежской области. Тема была выбрана не случайно, так как воронежский этап в жизни и творчестве великого поэта Осипа Мандельштама исследован не до конца. В работе содержится материал, рассказывающий о последних днях жизни Мандельштама. Указано место, где находится захоронение поэта. Отыскал место захоронения поэта приморский краевед, историк Валерий Михайлович Марков. Материал можно использовать для...
  • Программа дополнительного образования «Русская словесность»Выдержка из материала: Это не значит, что такие факторы, как эпоха или личность писателя, не важны для словесности, это значит только то, что на уроках словесности осуществляется свой, особый подход к произведению. К его смыслу мы идем непосредственно от слова, от языковой ткани. Но идем к тому же самому смыслу, к которому ведет и историко-литературное изучение произведения. Так, в учебнике по словесности, как и в учебнике по литературе, рассматриваются народные сказки, загадки, рассказы писа...
  • Внеклассное мероприятие по литературе «Многогранность художественных произведений»Выдержка из текста: В основе программы по литературе положены все три принципа компаративистики. Сравнительно-исторический метод в литературоведении во многом связан с проблемой традиций и новаторства, заимствования тем, образов, художественных приёмов и средств их создания. Рассмотрим с помощью компаративистики конкретные примеры. Так, при изучении творчества А.С.Пушкина в 9 классе нередко сопоставляются элегии южного периода со стихотворениями, написанными в Михайловский период. Романтические ...
  • Программа дополнительного образования (элективный курс) «Занимательная грамматика»Выдержка из материала: Актуальность курса.Русский язык – главный фактор сохранения и развития российской государственности и русского национального самосознания.Совершенно невозможно во всем объеме изучить родной язык в школе: любопытные истории из жизни слов, словесные игры и шутки остаются за пределами школьного изучения русского языка.Курс Занимательная грамматика составлен таким образом, чтобы сведения, включенные в него, были полезны и интересны всем ученикам независимо от того, по как...
  • Материал для научно-практической конференции «Импрессионизм в поэзии и живописи как художественное отражение реалий Х1Х-ХХ веков»Данный материал составлен для научно-практической конференции. Составлен учениками 11-го класса при моем руководстве. Может быть использован так же на уроках и русского языка и литературы,при прохождении данных тем. Поэтому моей целью является соотнесение поэзии и живописи как течений в искусстве определенного направления, а именно импрессионизма, отражающих реалии конкретного времени - XIX - начала XX веков. Я очень люблю истинную поэзию, каковой считаю творчество А.Фета и Б.Пастернака. В их с...
  • Урок по литературе «Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»»Данный урок по комедии Д.И.Фонвизина является заключительным с внедрением элементов инновационных технологий. Эпиграфом к уроку взяты слова поэта Вяземского, которые порождают познавательный интерес и определенный информационный запрос, создают рекую интригу, что позволяет поддерживать интерес учащихся, ориентирует их на осмысление ранее прочитанного, умение дать собственную оценку. Используемые технологии: информационные, критического мышления, метод групповой работы. Образ Простаковой самый...
© 2010-2018