Русский язык и Литература

  • Сказка-повесть «Ромашки для Маши» 2, 3 главыОписание материала: – Маша, вставай, уже полдевятого! Я ухожу на работу, – говорила мама. Она отдернула занавес, и комната радостно наполнилась солнечным светом. – Сейчас, сейчас, – полусонным голосом сказала Маша. Через некоторое время она открыла глаза и немного обиженно спросила у солнечного луча, смотревшего ей прямо в глаза: – И где же сказочный сон? Почему мне не приснился волшебник? – Теперь так она называла Короля цветов. Маша выбежала из комнаты во двор, подошла к розам, уже выпустившим свои бутоны, и остановилась у ромашек. Они цвели, были прелестны, на некоторых белоснежных лепестках серебрились капельки росы. – Доброе утро! – с нежностью сказала им Маша. Ромашки сияли в свете утренних лучей и радовали мир своим цветением. Девочка несколько минут постояла перед ними в раздумье. – Пойду, а вы цветите. Теперь и я знаю, что мне делать. Вот уже несколько минут Маша сидела за столом и думала, как ей во что бы то ни стало выучить за два месяца все правила и в августе поехать в Москву. – С чего начать? – рассуждала Маша. – Это самое трудное – определиться. Но она точно знала, что будет стремиться к намеченной цели и осуществит свою мечту. Улыба... – С точки зрения правописания все приставки в русском языке делятся на три группы, – громко прочитала Маша .– Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на -з(-с) и приставок пре-, при- пишутся одинаково, независимо от произношения. Эту часть правила Маша проговорила несколько раз. – Их можно проверить, подобрав другие слова с данной приставкой, гласные и согласные в которых находятся в сильной позиции, – продолжала читать Маша, понимая, что об этом она слышит первый раз. Что еще за сильная позиция? Всё стало понятно, когда она прочитала примеры: запáхнуть – зáпах, нáдпись – надрéзать, надорвáть. Маша сделала несколько ромашек и на лепестках написала приставки, которые пишутся всегда одинаково. Она была удивлена, что их так много.
  • Сказка-повесть «Ромашки для Маши» 4 главаОписание материала: И следующее летнее утро было открытием для Маши. Она увидела в лучах солнца ласточек, летающих над домом. – Какие красивые, – любуясь ими, сказала Маша. – Они словно маленькие самолетики на воздушном праздничном параде. Через некоторое время девочка подошла к цветущему жасмину. На благоухающем цветке сидел майский жук. Бархатный желто-коричневый костюм очень ему идет, – подумала Маша. Жук, занятый своим делом, не испугался и не улетел. Рядом наслаждалась нектаром симпатичная пухленькая солнечная пчёлка. – Не буду им мешать. Пойду трудиться, как пчёлка, – решила девочка. – Сегодня я буду изучать орфограммы в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов. Маша без промедления выучила правило Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных. Пришла к выводу, что это одно общее правило. И она проговорила: После шипящих в суффиксах существительных и прилагательных под ударением пишется о, а без ударения е. – Какие у нас шипящие? – спросила Маша у воробья, задорно чирикающего на ветке абрикосы. – Не знаешь? Тогда я тебе скажу. Это ж, ш, ч, щ. а ещё надо помнить и о букве ц. Потому что у прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о, а без ударения е. Правило я запомнила. А теперь буду тренироваться. Она смотрела на воробья, сидевшего в густых ветвях зеленой абрикосы. Говорливая птичка с задорным видом поглядывала по сторонам. К ней подлетели другие воробьишки с блестящими перышками. Понаблюдав за птицами, Маша окунулась в занятие, решила составить рифмы. В них будут все слова – существительные, в которых после шипящих под ударением в суффиксах будет писаться буква о, – сообщила Маша воробьям. – Я думаю, что это будет интересно ребятам...
  • Сказка-повесть «Ромашки для Маши» 1 главаОписание материала: Маша заканчивала 6 класс. На заключительном классном собрании Нина Петровна, их классный руководитель, объявила оценки. Маша надеялась, что по русскому языку у неё в году выйдет 4. Но чуда не произошло. Маша с плохим настроением пришла домой. Что она скажет маме? Разговор был короткий. - Маша, ты теперь не поедешь в Москву, - строго объявила мама. - Мамочка, родная, пожалуйста, мне очень хочется поехать. Я столько об этом мечтала. Поверь мне, я буду в 7 классе стараться. - Нет, - непоколебимо сказала мама. Я тоже мечтала, что моя дочь будет отличницей. А вот теперь, Маша, ты все лето будешь заниматься грамматикой. Все 90 дней! Последние слова прозвучали так, как будто 90 лет. Это был приговор. Маша ушла в свою комнату, немного поплакала, потом уснула. Она сначала вздрагивала во сне, потом улыбка появилась на её лице. Проснулась она счастливой. Свой сон она решила маме не рассказывать, но нам она его расскажет.
  • Сочинение «Кого мы называем патриотом»Описание материала: Я раньше не задумывалась над смыслом этого слова. Если бы спросили, я бы не смогла объяснить его значение. Но сейчас в интернетеможно найти любую информацию. Оказывается, патриот – это человек, горячо любящий своё отечество и народ, старающийся быть им полезным. Произошло оно от греческого слова patriote. Впервые это слово появилось в период французской революции 1789-1793гг. Обычно патриотами называютборцов за свободу светлой родины. Наверное, тех, кто воевалв годы Вел...
  • Урок развития речи «Радость есть особая мудрость»Описание материала: Урок развития речи Радость есть особая мудрость может быть проведён в 5-6 классах, можно провести и как беседу на классном часе. Урок интегрированный,сопровождается презентацией (музыка,литература,живопись). На этом уроке ребята познакомятся с понятием радость, прикоснутся к миру прекрасного через произведения искусства, сами окажутся творцами радости,изобразив на бумаге свои радостные моменты жизни. На урок можно пригласить родителей и провести это занятие в тёплой ...
  • Урок по теме: «Это непростое простое предложение»Описание материала: Урок смыслового выделения простого осложненного предложения, в котором необходимо уметь различать, чем оно осложнено: причастным, деепричастным, однородными членами предложения. На уроке применяется национально-региональный компонент - внедрение элемента, творчества композитора Манджиева. Целью является умение воспитать любовь к родному слову, обогащение их культуры. Непростые простые предложения необходимо уметь находить, изучать их лексическое значение, обобщить повторение изученного по теме...
  • Урок-беседа: «Все начинается с семьи»Описание материала: Урок-беседа о значимости дружбы, об ответственности за тех, кого приручили,за каждое действие, каждый шаг, разговор и так далее, ведь все начинается с семьи: умение прощать, любить и ненавидеть... Притча говорит о значимости дружбы, взаимопомощи, хороших отношениях, упражнения помогают понять взаимосвязь между детьми, которая положительно влияет на взаимоотношения. Целью урока является получение положительных эмоций, радости, дружелюбного отношения между собой. В конце урока одноклассники дают к...
  • У войны не женское лицо (урок внеклассного чтения по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»Описание материала: Организационным моментом урока становится прелюдия для Кет из фильма Семнадцать мгновений весны, а также стихи Юлии Друниной. На уроке ученикам предстоит выяснить, как два несовместимых понятия - женщина и война, могли оказаться рядом. После осмысления названия повести беседа идёт о героях повести. Почему Васков, хоть и молодой, назван стариком? Как оказались девчонки на войне? Далее - рассказы учеников о героинях повести. Просмотр отрывка из кинофильмаА зори здесь тихи...
  • Литературно-музыкальный сценарий к мероприятию, посвященному 8 МартаВыдержка из материала: 3-ий ведущий: В начале войны Марина с сыном уезжает в Елабугу. Здесь они снимают комнату в деревенском доме, С сыном тоже сложные отношения. Подростковый возраст. Непокорность, грубость. Сломленная, но не побежденная, она уходит из жизни. Дождавшись, когда хозяйка и сын уйдут на работу, она сводит счеты с жизнью. Она испила полную чашу горя, преподнесенную ей судьбой, но любовь к России не стала меньше и мельче. Она была до конца своих дней истинным патриотом своего ...
  • Практикум по написанию сочинения по тексту А. Алексина «Прости меня, мама»Выдержка из материала: Цели урока: совершенствовать умения создавать на основе предложенного текста собственное сочинение; развитие речи учащихся; воспитание нравственных качеств у выпускников. Тип: развитие речи. Методы: эвристический, частично-поисковый. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор. Урок предназначен для учащихся 10 класса классаХод урока. I Слово учителя. Сегодня мы будем совершенствовать на уроке эти умения. II Сообщение учащегося. - Какие доказательства из вашего чи...
  • Литературная игра-викторина по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Описание материала: Игра-викторина может быть использована на уроках обобщения и контроля знаний текста повести А.С. Пушкина Капитанская дочка. Материал занятия поможет в обобщении и систематизации знаний учащихся по произведению в игровой форме, воспитании умения работать в коллективе, развитии интереса к изучению литературы. В ходе игры учащиеся путешествуют по станциям: Историческая основа повести, Текстовая станция, Портретная станция, Художественная станция. Работая в группах, ребята...
  • Мониторинг знаний к ГИА по русскому языкуОписание материала: Это готовый материал для учителей, кто после проведенной пробной Государственной Итоговой Аттестации составляет анализ- мониторинг. Пусть моя работа поможет Вам в вашем деле. Все это есть в спецификации. Уже я составила и предлагаю Вам.Сверху напишите Фамилию Имя Отчество вашего ученика. Укажите число проведенного пробного и сделайте анализ.Можете сами обратиться к сайту ГИА и сами составлять, но я все уже сделал...
  • Задания для проведения интеллектуальной игры в рамках недели русского языкаОписание материала: Данный материал предлагает подборку заданий для проведения интеллектуального марафона в рамках предметной недели. Задания распределены по восьми станциям: русское слово, лексика, разминка, пословицы, заколдованный город, грамотей, фразеология, эрудит. Командам-участникам предлагается выполнить задания на всех станциях, передвигаясь от одной к другой в соответствии с маршрутом, выданным в начале марафона(прилагается). Оц...
  • Сочинение «Билет в будущее»Описание материала: Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни задумывался о будущем, о том, что нас ждёт. А какое оно, будущее? К сожалению, ответа на этот вопрос никто не знает, но ведь каждый из нас вправе мечтать, строить планы. У всех есть выбор, осуществлять свои мечты, делая для этого всё возможное, или же день за днём, упуская подарки судьбы, стоять на месте. Возможно, вы хотите спросить меня, о каких же подарках ... Выдержка из материала: Заинская средняя общеобразовательная школа №6 Заинского муниципального района РТКонкурсное сочинение Билет в будущее Номинация Человек трудаВыполнила: ученица 11 Б класса Кочнева АннаПроверила: учитель русского языка и литературы Голубева В. В.Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни задумывался о будущем, о том, что нас ждёт. А какое оно, будущее? К сожалению, ответа на этот вопрос никто не знает, н...
  • Внеклассное мероприятие по литературе «Недопетая песня России»Описание материала: Вашему вниманию предлагается разработка литературного материала, который может использовать также и любой классный руководитель для развития кругозора обучающихся. Образовательная цель: расширение кругозора обучающихся, снабжение их информацией о некоторых биографических данных великого русского поэта М. Лермонтова, история его становления как человека доброго и благодушного; ознакомление с некоторыми фактами истории и быт...
  • Конспект урока по русскому языку «Систематизация знаний о тексте, типах и стилях речи. Создание и совершенствование текста»Описание материала: Данная тема урока развития речи Систематизация знаний о тексте, типах и стилях речи. Создание и совершенствование текста продиктована программой. Над вопросами темы учащиеся работали в предыдущих классах, имеют определенные теоретические знания о тексте, типах и стилях речи, приобрели более или менее стойкие умения и навыки работы над различными видами сочинений. В 8 классе они должны систематизировать сведения о ... Выдержка из материала: Тема: Урок развития речи. Систематизация знаний о тексте, типах и стилях речи. Создание и совершенствование текста. Цели урока: образовательная: повторить и закрепить знания учащихся о тексте, теме, главной мысли сочинения, типах и стилях речи; учить создавать текст различных типов речи и стилей; развивающая: расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитательная: воспитывать личность, убедительно и ... VI. Домашнее задание. Исправить, отредактировать и закончить работу.
  • Конспект урока по русской литературе «Не для того дан вам ум, чтобы вы во зло его употребляли» (по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»Описание материала: Цель этого урока: познакомить учащихся с биографией писателя; помочь постичь мудрость сказки, способствовать развитию творческих способностей. Путешествие по сказке состоит из трёх маршрутов:Приобретающий взамен, Право на звание внимательного читателя, Путешествие в сказку. На третьем маршруте учащиеся делятся на 4 группы. Эта работа подводит к финалу, когда дети постигают мудрость сказки и сами составляют ...
  • Литературно-музыкальная композиция «Тамбовский край - мой край родной»Описание материала: Материал содержит литературно-музыкальную композицию, которая поможет учащимся 8-9 классов познакомиться с богатым наследием литературного творчества тамбовских поэтов, посвятивших свои лирические произведения родному Тамбовскому краю. Поэты-тамбовцы в своих стихах воспевали родную землю, описывая её необычайную красоту и несметные богатства. Помимо стихотворений в композицию включено знакомство учащихся с музыкальными про...
  • Открытый урок: «Грех. Его осознание и раскаяние. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»» и презентация «Всеобщее спасение»Выдержка из материала: I. Вступительное слово.Откуда в человеке берётся злоба, заносчивость, желание обидеть и унизить другое живое существо, причём более слабое и беззащитное? Почему мы часто не задумываемся о последствиях того или иного своего поступка, творим зло, даже не считая его таковым? Как научиться управлять самим собой, соразмерять свои действия с их влиянием на окружающих? Ответы на эти вопросы мы сможем найти в сказке-п...
  • Урок-молитва (по рассказу Л. Андреева «Иуда Искариот»)Выдержка из материала: I.Приветствие. –Здравствуйте,ребята,садитесь.Предлагаю обменяться друг с другом добрыми словами по цепочке . (Каждый,начиная с меня,говорит соседу что-то приятное,последний обращается к учителю):-Добрый день,Оля, мне очень приятно тебя видеть…..- Спасибо. Приятно, правда? А многие услышали в ответ спасибо? не забываем благодарить.II.Разминка.- А теперь активизируем мыслительную деятельность.Условия игры:я задаю ...
  • Проверочная работа по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»Описание материала: Комедия Н.В.Гоголя изучается в 8 классе. Многие ученики ,даже прочитав её, не помнят содержание комедии. Чтобы им помочь, я составила вопросы по содержанию комедии Н.В.Гоголя Ревизор. таких вопросов 50. Они касаются как самого содержания, так и мелких деталей, на которые ученики не обращают внимания при чтении комедии. Работа организуется таким образом: раздаются вопросы проверочной работы, дети их прочитывают...
  • Урок литературы в 10 филологическом классе «Гений и злодейство – две вещи несовместные…» (А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)Описание материала: Творчество Александра Сергеевича Пушкина широко представлено в школьных программах по литературе во всех класах. В программе по литературе для профильных классов на изучение творчества А. С. Пушкина отводится 8 часов. Это дает возможность обобщить и углубить знания учащихся о биографии великого поэта, проникнуть в душевный мир лирического героя, дать целостное представление о романе Евгений Онегин, справедливо названном В. Г. Белинским энциклопедией русской жизни. Заме...
  • Статья «Методы и приёмы изучения биографии писателя в средних и старших классах»Описание материала: Данный материал содержит подборку различных форм и методов по изучению биографии писателя в старших классах. Кроме того, материал позволит разнообразить и оживить вводные уроки по творчеству того или иного писателя. Предложенные формы и методы по изучению биографии писателя рассмотрены на примерах изучения тех авторов, которые изучаются в 9-11 классах. Рассматриваются такие методы изучения, как лекция, заочная экскурсия, подбор ассоциаций и другие. Применение форм и метод...
  • Открытый урок: «Искусство создания портрета»Описание материала: Главная проблема, которую приходится решать на уроках развития речи, это преодоление неумения учащихся находить и описывать красоту в себе и в окружающем мире. Данный урок проводится совместно с учителем изо и решает сразу несколько важных для развития творческих способностей учащихся задач: умение создавать синквейны-портреты и автопортреты, графические автопортреты, анализировать творения признанных мастеров слова и известных художников. Планировать свою деятельность и...
  • План-конспект урока по литературе «Что такое правда и ложь?» (по рассказу В. Быкова «Крутой берег реки»)Описание материала: Что такое правда и ложь? Всегда ли следует говорить правду? Эта проблема стоит в рассказе В. Быкова Крутой берег реки. Учить вдумываться в прочитанное, делать выводы, высказывать собственное мнение, определять тему и основную мысль, пробуждать интерес к личности и творчеству известного писателя - цели и задачи данного урока. Проводится работа по умению определять прямые и переносные, символические значения слов и выражений. В урок включена работа по расширению словар...
  • Урок-семинар «Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой» (в технологии развития критического мышления)Итоговый урок-семинар в 9 классе после изучения поэмы Н.В.Гоголя Мертвые души. Урок в технологии развития критического мышления позволяет подвести итоги изучения темы, формировать компетентности обучающихся при работе в группе, публичном выступлении, создает условия для личностного восприятия изучаемого материала и повышения мотивации на дальнейшее изучение. Подготовка к семинару (групповые задания) по теме Характеристика образа Чичикова. Домашнее задание – по заранее распределенным группам ... Ход семинара. 1. Стадия вызова: Как вы думаете, Чичиков – герой или антигерой? Прием Корзина идей 2. Стадия осмысления происходит при реализации домашнего задания. Выступление групп (3-5 минут). Продолжение обсуждения переводится в новый план (расширение круга вопросов) - Могла ли его деятельность быть созидательной? - Какие условия, на ваш взгляд, могли способствовать формированию такого типа личности, как Чичиков? - Актуален ли такой герой сегодня? (Чичиков – герой нашего времени?) Для орг... 6. Домашнее задание. Изучить статью В.Г.Белинского Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова или мертвые души Подобрать аргументы к сочинению-рассуждению по теме Чичиков – это беда или надежда России? Использованная литература и Интернет-ресурсы: 1. И.В.Золотарева, И.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе, 9 класс. М., ВАКО, 2011 2. www.cerm.ru
  • Проект: «Лирика моей души»Описание материала: Мы живем в удивительно прекрасном уголке, где сама поэзия растворена во всем: в чистом воздухе, необыкновенных глазах озер, их названиях (Красавица, Серебряное…), соснах… Мы привыкли к этому миру, сроднились с ним. Идея – открыть этот мир окружающим-ровесникам, посмотреть на него новыми глазами, признаться ему в любви - родилась на уроке литературы в 6-ом классе в связи с работой над циклом Земля родная Д.С. Лихачева. Вначале это был Дневник наблюдений (работы 4-...
  • Конспект по русской литературе «Уездный город N и его обитатели»Описание материала: План – конспект Урока на тему Уездный город N и его обитатели (по комедии Н.В.Гоголя Ревизор). Цель урока: • Раскрыть жизненную основу комедии; • Понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке; • Показать истинное лицо гоголевских чиновников и положение дел в уездном городе N; • Сделать выводы об актуальности пьесы. Оборудование: презентация, видеозаписи из фильма Л.Гайдая Инкогнито из Петербурга, тексты, приложения. Задания дифференцированы та...
  • Выступление на ШМО гуманитарного цикла «Работа с текстом с учетом требования ФГОС»Описание материала: Данное выступление на тему Работа с текстом с учетом требования ФГОС будет полезно не только учителям русского языка и литературы, но и всем другим предметникам, так как работа с различными видами текстов является одной из основных на многих уроках. Основная проблема наших детей – неумение извлечь из любого текста нужную информацию, для того чтобы ответить на вопросы, пересказать содержание текста, решить математическую задачу. Поэтому основная задача педагогического ко...
  • Методическая разработка урока по дисциплине «Литература», «Судьба и творчество М. И. Цветаевой»Описание материала: Настоящая методическая разработка написана в качестве рекомендательного пособия для преподавателей русского языка и литературы. Методическая разработка написана с целью обмена опытом, оказания методической помощи преподавателям в подготовке к урокам. Литературно-музыкальная композиция Судьба и творчество М.И. Цветаевой позволяет углубить знания студентов о жизни и творчестве поэта, опираясь на межпредметные связи передать атмосферу эпохи, формирует нравственные качества ...
  • Конспект по русскому языку «Второстепенные члены предложения. Дополнение»Описание материала: Используется материал сайта Школа 21002 с изменениями и дополнениями на тему Олимпийские игры Сочи 2014. Урок разработан на основе проблемного обучения и в соответствии с ФГОС второго поколения. Это урок открытия знаний, на котором учащиеся сами получают знания, работая в парах и группах. Домашнее задание имеет разноуровневый подход, Позволяя учащимся самоопределиться и построить свой решения. Выдержка из материала: I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к у...
  • Урок литературы «Нравственные искания в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина»Выдержка из материала: I . Организационный момент. Приветсвие. Свет погашен. Звучит музыка. 2 ученика читают пролог У Лукоморья… (слайд-шоу) Учитель: Чтение сказок Пушкина доставляет много счастливых незабываемых минут. Сказки уносят нас в счастливый мир Лукоморья, заставляют удивляться богатству выдумок сказочника, а тем, кто станет размышлять о прочитанном, откроется глубина его фантазии. Цели урока: 1.Переосмыслить содержание сказки А.С.Пушкина. 2. Раскрыть нравственный смысл сказки. ...
  • Конспект урока по русской литературе «Что скрывают горы»Описание материала: Данный урок - один из первых уроков, входящих в раздел Человек и природа. Урок литературы посвящен теме Горы в поэзии и прозе. Целями урока является закрепление навыков анализа пейзажных описаний в художественном тексте и понимание лирического стихотворения; развитие навыков выразительного чтения, речи учащихся; воспитание любви и уважения к родной природе, толерантности. В ходе урока ученики знакомятся с про...
  • Литературная викторина, посвящённая 100-ю С. В. МихалковаВыдержка из материала: Литературная викторина, посвящённая 100-ю С.В. Михалкова Описание игры. Игра проходит в виде состязания двух команд, поочерёдно отвечающих на вопросы викторины. Участники викторины: учащиеся 5-х классов. Продолжительность: 45 минут. Место проведения: ОУ, мультимедийный кабинет. Оборудование: чистые листы бумаги, карандаши, ручки, таблички для вписывания названия команд, конверты с конкурсными заданиями. Цели: способствовать познавательной активности учащихся. Ход виктори...
  • Урок русского языка «Практикум по устранению недостатков речи»Выдержка из материала: Тема урока: Практикум по устранению недостатков речи Ход урока I. Организационный момент II. Объявление темы и цели урока III. Работа над темой урока 2. Практикум по устранению грамматических ошибок (фронтально) Задание: определите тип грамматической ошибки и причину ее возникновения, назовите правильный вариант. Убольшить на три (увеличить) – словообразовательная ошибка Я сегодня победю обязательно – морфолог. ошибка (недостаточный глагол – одержу победу) Они хочут пр...
  • Урок развития речи «Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег»»Описание материала: Развитие письменной и устной речи учащихся - одна из главных задач учителя русского языка и литературы. Задача эта непростая, но решить её можно, если сделать уроки увлекательными, познавательными, эмоциональными для школьников, когда учащиеся на уроках делают для себя открытия. Считаю необходимым использовать на уроках подготовки к написанию творческой работы поэтические, прозаические тексты художественной литературы как образец точной и в то же время образной передачи св...
  • Статья по теме «Приемы развития речи на уроках русского языка в среднем звене»Описание материала: Статья по теме Приемы развития речи на уроках русского языка в среднем звене познакомит с новыми приемами развития речи учащихся на уроках русского языка и даст возможность использовать их в своей работе. Развитие речи обучающихся на уроках русского языка в среднем звене – важнейший аспект обучения родному языку. Выдержка из материала: Слова - разговорчивый, ласковый, беззащитный, забавный, нежный, игривый, дорогой, хорошенький, громкоголосый, маленький, важный, красивы...
  • Конспект по русскому языку «Правописание чередующихся гласных»Описание материала: Данный урок является уроком изучения нового материала. Учащимся на уроке предлагается вспомнить способы образования слов, освежить знания по лексике. Занимательно преподносится учебный материал: сказка. Правило правописания по теме урока лего запоминается, т.к. оно зарифмовано. Предлагаются задания на закрепление дифференцированного характера. Есть орфографическая пятиминутка на правописание чередующихся гласных о-а в корне слова. В течение всего урока учащиеся выстав...
  • Авторская разработка урока по Сингапурской методике обучения «Правописание НЕ с прилагательными»Описание материала: В этом учебном году в образовательном процессе Республики Татарстан большие нововведения: Для многих учителей новые структуры обучения - яркий всплеск, большая надежда на возможность обновления образовательного процесса современной школы. Главные идеи новых технологий так актуальны для формирования молодого поколения современного общества: …обучить навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде…; …...
  • Урок по русскому языку «Языковая компетенция различных слоёв российского общества: сущность, этапы становления, методы формирования»Описание материала: Проект по русскому языку на тему Языковая компетенция различных слоёв российского общества: сущность, этапы становления, методы формирования разработан мною осенью 2011 года в период подтверждения педагогической квалификации. Работа освещает структуру языковой компетенции, методы изучения языковой компетенции (основные и широко используемые), в работе приведен анализ речевой продукции различных слоев общества, приведена типология ошибок, причины возникновения их. В рабо...
  • Проект: «От слова к образу, к душе»Выдержка из материала: Слово – образ – душа. Поговорим о слове, о слове как таковом. На уроках по русскому языку и литературе я использую следующие основные принципы:1. Слово – образ – душе.2. Слова – образ – чувства.3. Слова – оценка – мысли.4. Слово – мировоззрение. Поэтому для начала предлагаю раскрыть, в чем же заключается суть самого слова. Слово — великое оружие жизни. Ключевский В.И предлагаю окунуться в мир этимологии: узнать историю происхождения отдельных слов. ТЕСТ Что было с...
  • Конспект урока русского языка по теме: «Правописание букв О, Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен прилагательных»Описание материала: Основной целью данного урока является формирование у ребят навыка правильного написания О,Е в суффиксах и окончаниях имен прилагательных. На первом этапе учитель готовит школьников к восприятию новых знаний, ставит цели и задачи, определяет порядок работы. Выполнение учащимися индивидуальных заданий, словарный диктант актуализируют опорные знания школьников. Изучение нового материала предполагает работу с таблицей, с материалом учебника, с алгоритмом. В заключении - рефл...
  • Урок по русской литературе по творчеству ЕсенинеОписание материала: Основные темы лирики поэта. Итоговый урок по творчеству Есенина. Презентация созданных учащимися проектов - сборников стихов Есенина. Условия создания сборников оговорены заранее. Групповая форма работы. Использование IT Название урока Я о своем таланте знаю много...Основные темы лирики поэта. Итоговый урок по творчеству Есенина. Презентация созданных учащимися проектов - сборников стихов Есенина. Условия создания сборников оговорены заранее. Групповая форма работы....
  • Интеллектуальная игра по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»Описание материала: Интеллектуальная игра по поэме А.С. Пушкина Руслан и Людмила для шестиклассников Описание игры. Игра состоит из нескольких туров. В каждом туре участвуют два человека (ученики, сидящие за одной партой). Оборудование: презентация, выставка рисунков учащихся, фишки для подсчёта баллов.. Шесть песен иронической поэмысказки Руслан и Людмила несли в себе огромный заряд народного оптимизма, почерпнутого из подлинно фо...
  • Интегрированный урок русского языка и литературы «Пушкинский завет русской литературе (пишем сочинение по русскому языку с опорой на литературу)»Описание материала:Интегрированный урок русского языка и литературы,помогающий учащимся подготовиться к части С экзамена по русскому язык.Урок разработан на примере текста Д.Гранина О милосердии с привлечением произведений самого автора. Разбирая его публицистическую статью, учащиеся обращаются к его рассказам Пациент и У окна. Рассказы небольшие по объему и двух уроков вполне достаточно, чтобы подготовиться к написанию сочинения. Рассказы интересные и доступные для понимания и ананлиза,...
  • Конспект на тему «Весёлый час русского языка»Описание материала: Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 6 классе на тему: ВЕСЁЛЫЙ ЧАС РУССКОГО ЯЗЫКА Занятие проводится в конце учебного года после изучения всех основных разделов курса русского языка 6 кл. Включены в занимательной игровой форме задания по всем разделам, изучаемым в течение года: Фонетика, Лексика, Морфология, Синтаксис. Цель: систематизация изученного материала за курс 6 класса Задачи занятия: 1) повторить пройденный материал; 2)вызвать интерес к родному языку; 3)развивать мышление учеников.
  • Проект «Внеклассная работа по литературе»Выдержка из материала: Цель проекта: повышать уровень саморазвития, стараться реализовать свой творческий учительский потенциал через внеклассную работу по литературе. Предполагаемые результаты Предметные: понимать образную природу литературы как словесного искусства, формировать эстетический вкус; устанавливать связь литературного произведения с эпохой его создания; понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней; умение анализировать литературное произведение (с учетом родовой, ж...
  • Статья по русской литературе «Организация активной мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами технологии развития критического мышления»Описание материала: Сегодняшний день диктует новые требования к учителю, к организации учебного процесса, к применению новых, активных методов обучения. Одним из таких методов является технология развития критического мышления. Статья Организация активной мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами технологии развития критического мышления раскрывает основные особенности ТРКМ, правила ее применения на уроках. Методических приемов, свойственных каждому этапу технологии...
  • Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …»Выдержка из материала: Класс: 5 Тема: Лингвопоэтический анализ текста Стихотворение Ф. И. Тютчева Есть в осени первоначальной … Цель: познакомиться с правилами лингвопоэтического анализа текста; научиться правильно читать и воспринимать поэтический текст, чувствовать живую связь стихотворной формы и лирического содержания. Ход урока I. Слово учителя - Сегодня на уроке мы будем анализировать стихотворение Ф. И. Тютчева Есть в осени первоначальной …Вы его читали дома, некоторые уч...
  • Конспект урока по теме: «А для чего жить – то?» (по рассказу Л. Толстого «Где любовь, там Бог»)Выдержка из материала: Класс: 10 Тема: А для чего жить – то? (по рассказу Л. Толстого Где любовь, там Бог). Цель: Углубление понимание художественного мировоззрения Толстого; выявление главной темы его творчества – изучение человеческой души. Проследить интерпретацию образа Христа в произведениях литературы и живописи. Ход урока I. Слово учителя. - Художественное мировоззрение Толстого, сложное и противоречивое, изменялось на протяжении всей его долгой жизни. Изучение человеческой ду...
© 2010-2018