Русский язык и Литература

  • Разработка урока «Понятие о бессоюзном сложном предложении»Цели урока: - знакомство с БСП, выявить различие между предложениями союзными и бессоюзными Методы и приёмы: тренинг, ТРКМ, использование ИКТ, наглядный, практический, мозговой штурмХод урока: 1. Организационный момент: тренинг Друзья по часам (создание атмосферы сотрудничества) 2. Деление на группы: прием Мозайка 3. Мотивация к уроку: на ИД появляется портрет Даурена Абирова- первого танцовщика и балетмейстера Казахстана.( использование ИКТ) - Ребята, посмотрите внимательно на этот портрет. Как вы думаете, кто это? - Его жизнь и деятельность связаны с искусством, в частности, с танцами.( ТРКМ) Учитель рассказывает о случае с Д.Абировым. Рассказ сопровождается показом танца Каражорга. Провожу беседу по услышанному: 1) Какой случай произошел с Д.Абировым? 2) Какие казахские народные танцы вы знаете?(келиншек, каз катар, аю би, каражорга) 3) Как выглядел тот человек, с которым встретился известный танцовщик? 4. Подготовка к изучению новой темы: На ИД появляется предложение: Он был одет просто, на ногах красовались лёгкие ичиги, на голове плотно сидела тюбетейка. - Посмотрите на это предложение. Какое оно- простое или сложное? Как это узнать? ( сложное). (ТРКМ, диалоговое обучение) - Почему оно сложное? Если сложное, то какое: союзное или бессоюзное?(БСП) - Если БСП, то как в нём соединяются его части- простые предложения? Учащиеся делают вывод, что части БСП соединяются только по смыслу и интонации, без помощи союзов. - Итак, ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? ( БСП) - А теперь скажите мне, что нам предстоит сегодня сделать на уроке? какова цель урока? (ТРКМ, диалоговое обучение) Цели: - формирование умения распознавать БСП в тексте, - умение определять смысловые отношения между частями БСП, - выявить различие между предложениями союзными и бессоюзными Составляем критерии успеха(критерии оценивания): 1) умение правильно находить БСП в тексте 2)верные и полные ответы 3) умение определять смысловые отношения между частями БСП 4) активность на уроке 5) дисциплина на уроке 6) умение различать БСП и союзные сложные предложения На ИД записаны предложения:(ИКТ) 1) У него быстро двигались ноги, руки, одновременно он легко подпрыгивал, подчиняясь ритму танца.(одновременность) 2) Заиграла веселая музыка, танцевальная площадка наполнилась людьми.(последовательность) На основе этих предложений учащиеся выясняют смысловые отношения между частями БСП.(ТРКМ) 5. Цифровой диктант: закрепление по смысловым отношениям Работают в группах: на ИД записаны предложения, нужно расставить запятые и записать номера предложений, соответствующие значению- одновременности или последовательности.( ИКТ, ТРКМ, саморегуляция) 1) Взошло солнышко всё вокруг ожило. 2) Лес молчит в полях идёт снег. 3) Жжёт солнце слепит пыль. 4) В глазах у меня потемнело голова закружилась. 5) Поезд ушёл его огни скоро исчезли. 6) Восходит солнце ясное блестит в траве роса цветут вокруг прекрасные мои поля мои леса. Одновременность Последовательность 2 1 3 4 6 5 проверяем по ИД. (ИКТ) 6. Далее показ видео-балет ( полготовка к работе с текстом в учебнике) - Что вы увидели? (балет) - Знаете ли вы известных балерин?( Анастасия Волочкова, Анна Павлова,) Показ слайдов о балерине Анне Павловой- работа с одаренными детьми. Работа с учебником: стр.142, упр.233 текст о Павловой. Мозговая атака- ответить на вопросы к тексту. Задание: найти в тексте БСП( закрепление нового материала) 1) 2) (предложения записываются на доске 1 учащийся с каждой группы). 7. Творчесое задание: 1 группа: составить кластер к слову театр(искусство, школа жизни, красота, спектакль, радость, труд, балет, сцена, А.Павлова, зрители, аплодисменты, балетмейстер, балерина) 2 группа: написать синквейн к слову ТЕАТР. театр древний, красивый радует, впечатляет, захватывает театр- школа жизни. искусство 8. Прием Фишбоун: Для чего нужны танцы? Полезны ли танцы?(проблема)(ТРКМ, саморегуляция, диалоговое обучение) 1группа примеры примеры 2группа примеры примеры составить ответы так, чтобы в них были БСП. 9. Делаем вывод по БСП: - части БСП соединяются по смыслу и интонацией - в БСП со значением одновременности и последовательности между частями ставится запятая, между ними можно поставить союз И. 10. Итоги: Вот и заканчивается наш урок. Что же я могу себе сказать? Могу ли я сказать: - Я знаю, что такое БСП - мне поняно, чем отличается БСП от союзного сложного предложения - Мне понятно, когда нужно ставить запятую в БСП. - Мне нужно.... - Я оцениваю свою работу на уроке..... 11. Рефлексия: Букет настроения Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе розовый цветок, а если не понравилось, то прикрепите голубой цветок. 12. Оценивание участников группы лидером(капитаном) по критериям, которые составили вместе с учащимися.
  • Статья-творческий отчёт «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности»Данная статья представляет собой творческий отчет, опирающийся на обобщение опыта работы учителя. В начале работы представлены цели, задачи, актуальность темы. Далее уделено особое внимание выбору наиболее продуктивных методов работы по данной теме: применение ассоциативных кластеров и прием осовременивания героя. Далее приводятся конкретные примеры того, где учитель представлял, отрабатывал выбранную тему самообразования. Это открытые уроки, районные семинары, онлайн-урок, панорамный урок. П...
  • Конспект урока по литературе «Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве»урок предназначен для обучающихся 8 гуманитарного класса. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе в русской церкви. Урок является интегрированным Литература+ история+ МХК. Урок предваряется огромной поисковой и исследовательской работой учащихся. Поэтому целесообразно разбить класс на группы, каждой из которой дано определенное задание по работе с источниками. Урок проводится в форме коммуникативного диалога между группами. Применена исследовательская технология, ажурная пила...
  • Повторение орфографии при подготовке к ГИА»Материал Повторение орфографии при подготовке к ГИА содержит упражнения на повторение основных орфографических правил, необходимых учащимся при выполнении части А заданий итоговой аттестации. Материал расположен по блокам Чередующиеся гласные в корне, Правописание приставок, Н иНН в суффиксах разных частей речи. Задания могут быть полезны при изучении данных орфограмм в соответствующих классах. Обращение к подобным заданиям в 5,6 классах формирует у учащихся умение аботать с тестовым мат...
  • «Хайваннар дөньясында «темасын кабатлауТатар теленнән Хайваннар дөньясындатемасына дәрес.дәрестә хайваннар турындагы белемнәр ныгытыла.Укучылар хайваннар турында ребуслар чишәләр.Тема буенча өйрәнгән сүзләрнесөйләндә активлаштыру, диалогик һәм монологик сөиләм телләрен үстерү, дөрес,матур язу күнекмәләрен ныгыту, табигатькә сакчыл караш, мәхәббәт хисләретәрбияләү.
  • Методическая разработка «Преподобный Сергий Радонежский – служитель Истине и Добру»Семинарское занятие по теме: Преподобный Сергий Радонежский – служитель Истине и Добру Цели: 1. Познакомить уч-ся 10 класса с жизнью и деяниями Преподобного Сергия Радонежского. Раскрыть высокий смысл его жизни, влияния на судьбу русской земли. 2. Развивать глубокий интерес к изучению житийной литературы как источнику духовности. 3. Раскрыть взаимосвязь традиций отечественной литературы и живописи – светской и духовной – в раскрытии образа святого. 4. Воспитывать у уч-ся стремление к познанию...
  • Литературная гостиная, посвящённая творчеству поэта-барда В. ВысоцкогоРазработка литературной гостиной интересна не только тем, что знакомит с биографией и временем, в которое жил и творил поэт, но также раскрывает причину его огромной популярности.Использованные в сценарии песни в исполнении В.Высоцкого, стихи Б.Окуджавы способствуют воспитанию у учащихся музыкально-эстетического вкуса. Воспоминания М.Влади расширяют кругозор учащихся, а песни-монологи Высоцкого объясняют , почему он не уехал за границу, - всё это формирует у учащихся патриотические чувства, что ...
  • Инновационный опыт Инновационный опыт
  • Конспект урока «Смысловые частицы»Данный урок, изучение нового материала.Перед детьми поставлена проблемная ситуация, которую они должны решить в ходе урока. На мой взгляд, это удалось достичь. Так как дети самостоятельно определили тему урока,каждый ставил перед собой цель. На уроке использовались различные виды деятельности: словесные, наглядные,самостоятельная работа учащихся. В ходе всего урока прослеживается связь между различными этапами урока. Хочется отметить высокую работоспособность учащихся в ходе всего урока,т.к кажд...
  • УрокПредставлен конспект урока природоведения в 5 классе по теме Питание паразитовиз раздела Биологические явления. Урок направлен на формирование информационной компетентности: умение извлекать первичную информацию (фактологическую) из разных видов текста, обрабатывать ее (интепретация текста) и составлять письменную коммуникацию. Новизна подхода в организации учебно-воспитательного процесса на данном уроке в том, что из полученных ответов учащиеся могут составить рассказ, который дает ответ на...
  • Эссе «Литературное творчество»Какое место занимает в моей жизни, в жизни моих воспитанников, родителей, аульчан русский язык? Что дает знание русского языка? В России живет много разных национальностей. Каждый из них говорит на своем родном языке. Но общим для всех народов РФ является русский язык, который объединяет народы нашей необъятной Родины, является государственным языком. Благодаря знанию русского языка все мы понимаем друг друга, живем дружно, осуществляем мечты, строим наше будущее. Русский язык стал вторым родным... А как достичь практического овладения русским языком, раскрыть его богатство? Как создать русскую речевую микросреду? Поиск новых методов, творческого стиля работы, создание благоприятных условий для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и привития речевых умений и навыков привели меня к созданию литературного кружка, которым руковожу несколько лет. Работа литературного кружка помогает постепенно реализовать в работе те задачи, которые стоят перед школой и учителем русского языка и л... Все ребята так или иначе проявили себя и в этюдах, и в эссе, и в размышлениях по поводу, т.е. во всех прозаических жанрах, которые были предложены. Ребята, особенно в среднем звене, вставляли стихи в свои этюды, некоторые свободно сочиняли на разные темы. Все стихи, написанные кружковцами, публиковались в стенном листке Поэзия. Комментируя, мы выделяли удавшиеся строки, образы, с тем чтобы поэтическая строка вошла в сознание ребят и как продукт собственного творчества, ибо стихи профессионалов они читали и знали. С другой стороны, с каждым автором велась работа индивидуальная, ибо стихи нуждаются в авторской редактуре, требуют огромной словарной работы, уточнения размера, стиля, ритма и т.д. И мне кажется, что руководить поэтическим творчеством на необходимом уровне способен учитель русского языка и литературы, даже не будучи поэтом. Я довольна тем, что сумела открыть поэтические способности учащихся. Они реально ощутили величие и красоту русского языка, знакомясь на занятиях с различными источниками и работами авторов Стихотворная строка вошла в жизнь каждого учащегося. Понятия ритма, рифмы, размера не оказались сухими теоретико-литературными знаниями. Таким образом, все члены кружка так или иначе приобщились к поэзии.
  • План анализа пробных ЕГЭ и ГИА по русскому языкуДанные планы анализов пробного Единого государственного экзамена и Государственной итоговой аттестации по русскому языку направлены на выявление наиболее частотных ошибок при написании ЕГЭ и ГИА по русскому языку. Пользуясь шаблонами этих планов анализа, учитель сможет быстро выявлять темы, над которыми необходимо работать при подготовке к ЕГЭ И ГИА по русскому языку. Данные шаблоны позволяют выявлять задания, при выполнении которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок. Так, если мы ...
  • Реальный путь выхода из кризисаТехнология коллективных учебных занятий позволяет использовать весь положительный опыт, накопленный человечеством в области педагогики, - пишет Н. Ф. Ильина. Миссия учителя – учить каждого ребенка. С древнего языка кельтов слово ШКОЛА имело значение восхождение по ступеням развития. И только позднее ШКОЛА оформилась в определенное здание, в котором проходит целенаправленный образовательный процесс. Сегодня, согласно Закона Об образовании, учитель имеет право выбирать методику преподавания. Практикой доказано, что применение без системы методов и приемов не приведет к положительному результату: динамике обученности. Сегодня социальный заказ сделан на компетентностного выпускника. Чтобы выполнить его, необходимо найти путь качественного преобразования учебно-воспитательного процесса. Мы не говорим о новом содержании образования, мы говорим о том, каким должен быть процесс обучения. Существующая почти 440 лет система обучения Я. А. Каменского (классно- урочная) привела школу к кризисному состоянию – снижению уровня обученности учащихся. Новое время требует другого подхода к организации процесса обучения, способствующего развитию УУД.
  • Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как РоссияДанный материал представляет собой методическую разработку музыкально-литературной композиции.Тема: Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия... (Пушкинский Петербург) Целевая аудитория: 9 класс. Материал был использован на пушкинском балу в гимназии №5 г. Усть-Лабинска в октябре 2014 года. К сценарию прилагается пошаговая презентация, а также сборник музыкальных файлов, на фоне которых читаются стихи. Целесообразно закончить композицию песней Санкт-Петербург, прославляющей Великий город, показывающей красоту и мощь Питера. Желательно, чтобы песню исполняли сами дети.
  • Конспект урока «Картины родной природы в творчестве Ю. К. Гребенькова»Урок по литературе в 7 классе по теме: Картины родной природы в творчестве Юрия Киприяновича Гребенькова знакомит учащихся с биографией известного уральского поэта, закрепляет умение определять способы создания образов с помощью средств художественной выразительности, развивает интерес к поэзии, воспитывает умение видеть и чувствовать красоту, любовь к родной природе, уважение к литературному прошлому.Реализация регионального компонента является важной составляющей уроков литературы в школе. Р...
  • Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»Данная разработка нацелена на подготовку учащихся к сдаче ГИА. В начале урока предлагается проанализировать высказывания на лингвистическую тему, затем в группах учащиеся работают над анализом текста (по Крохоткам А.И.Солженицына). В ходе рефлексии предлагается написать сочинение на лингвистическую тему, используя примеры данных текстов. Таким образом, на всех этапах урока прослеживается целенаправленная работа по подготовке к экзамену. Работа в группах помогает развитию коммуникативных навыко...
  • Урок русского языка по теме: «Винительный падеж имён прилагательных женского рода»Косухина Елена Алексеевна, Учитель начальных классов МБОУ Троельжанская СОШ Урок русского языка в 6 классе-коррекции 8-го вида по теме: Винительный падеж имён прилагательных женского рода Цель урока:усовершенствование навыка правильного написания падежных окончаний имён прилагательных женского рода в винительном падеже. Задачи урока Образовательные: формировать у детей общее понятие об окончаниях прилагательных женского рода; обогащать речь и словарный запас. Развивающие: развивать умение в определении падежа имён прилагательных; орфографическую зоркость, умение анализа, синтеза, обобщения; внимание, мышление. Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы; формирование потребности писать грамотно; воспитание учебной активности. Учебно-методическое обеспечение: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Русский язык. 6 класс Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская; мультимедийное оборудование, презентация. - Запишите данные словосочетания с предлогами, ставя вопрос, определяя падеж и выделяя окончания прилагательных. Около (какой?) … травы - (около зелёной травы) – Р.п. О (какой?) … капели - (о весёлой капели) – П.п. К (какой?) … сосульке - (к большой сосульке) – Д.п. На (…какую?) … вербу - (на душистую вербу) - … В.п. С (какой?) … погодой - (с тёплой погодой) – Т.п. III. Постановка учебной задачи. - Что заметили интересного, нового? (вопрос и окончание) - Как вы думаете, над какой темой мы сегодня - Перед вами предложение: СЛАЙД Первые лучи утреннего солнца упали на душистую вербу. - Найдите в нём словосочетание существительного с прилагательным женского рода ( на душистую вербу). -Запишите это словосочетание в тетради, определяя, на какой вопрос отвечает данное прилагательное, и в каком дано падеже? Выделите окончание. -Давайте проверим по слайду. На вербу (какую?) душистую – В.п.будем работать?
  • Внеклассное мероприятие «Волшебница зима»Внеклассное мероприятие по чтению и развитию речи в 5-7 классах коррекционной школы 8 вида. Целью занятия является обобщение знаний учащихся о зиме и зимних явлениях природы, развивать чувство прекрасного, воспитывать чувство гордости за красоту нашей природы, умение ею любоваться. Во время мероприяти ребятам предлагается отгадать загадки, вспомнить пословицы о зиме, рассмотреть и описать картину Ивана Ивановича Шишкина Зимний лес по наводящим воросам. В конце мероприятия оценивается умение ре...
  • Класс сәгате «Күбрәк бәйрәм-әниләргә!»Бу класс сәгате Әниләр көненә багышланган тантана. Класс сәгате 8 нче сыйныфлар белән үткәрелде. Әни! Җир йөзендә иң матур сүз әни. Әни кеше үзенең баласына җан бирә.Аның өчен гомере буе кайгыра.Әни кеше үзенең баласына үрнәк булырга тырыша.Ул безгә дөньяның матурлыгын танып белергә ярдәм итә. Аның йөрәгендә беркайчан да мәхәббәт бетми, сүнми.Ана кешенең бөеклеген яктырткан нинди генә әсәрләр юк, аңа багышлап, ана образын яктырткан нинди генә рәсемнәр юк.Никадәрле шагыйрь ана образына шигырьләр... Укучылар үзләре ясаган кул эшләрен әниләренә бүләк иттеләр. Әниләр бик канәгать булып киттеләр. Үзләренең балалары өчен шатландылар.
  • Правописание НЕ с различными частями речи1. Место данного урока в теме. Данный урок по теме НЕ с различными частями речи является вторым уроком в теме Правописание служебных частей речи. 2. Тип урока: Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков Образовательные задачи: усвоение понятий по теме Правописание НЕ с различными частями речи. Воспитательные задачи: Развитие рефлексии, бережного отношения к языку, культуре речи. Задачи развития познавательной сферы: -умение выделять главное, сравнивать, обобщать, формировать мотивацию к изучению родного языка. 3. Краткая характеристика: Учащиеся обучаются совместно первый год, мотивация к обучению - средняя, общеучебные навыки сформированы не в полной мере. Трудностей в работе с группой не было. Все ситуации предсказуемы. 4. Выбор структуры урока, обоснование её оптимальности (этапы урока). 1. Тема: Правописание НЕ с различными частями речи. 2. Актуализация темы проведена через стихотворение. Это обоснованно. С самого начала урока активизируется непроизвольное внимание учащихся с переходом на произвольность, и учащиеся сами озвучивают тему урока. 3. Изучение нового материала начинаю с орфографической минутки, формируя у учащихся потребность в получении знаний по данной теме. Продолжаем работать с использованием интерактивной доски при активном участии учащихся с опорой на имеющиеся знания. При актуализации знаний по данной теме задействованы все каналы восприятия. Использование метапредметности: изучая один предмет, знаем как устроен другой. 4.Проверка усвоения материала проводится на интерактивной доске, задания подобраны с учётом особенностей восприятия материала учащихся и индивидуальным темпом работы содержания каждого этапа. 5. Итоги урока подведены при помощи анализа работы с крылатыми выражениями, которые несут воспитательный смысл, духовную составляющую. 5. Оценены все учащиеся. Благодаря рабочей тетради, виден вклад каждого в урок. При этом в уроке участвовали все по мере своих индивидуально-типологических особенностей. У детей было право выбора: работать в тетрадях, у доски, отвечать с места. 6. Для решения намеченных задач урока подбор заданий считаю оптимальным. Содержание урока соответствует требованиям программы. Соблюдены принципы научности, систематичности, последовательности. Подобранный материал доступен для восприятия учащимися. В течении всего урока прослеживается межпредметная связь, связь с жизнью и профессией. Урок составлен с учётом индивидуальных особенностей данного возраста 7. Оценка оптимальности: Формы работы использованы различные от групповых до индивидуальных. Индивидуальный подход виден на всех этапах урока. У ребят было право выбора в форме получения знания. При разработке урока я старалась учитывать особенности возраста, индивидуальные особенности и особенности профессионального выбора. На основании вышесказанного были выбраны и методы обучения: - словесные (объяснение) - наглядные (демонстрация на интерактивной доске) - практические - поисковые - самостоятельная работа - методы контроля и самоконтроля В конце урока сложился доброжелательный микроклимат в группе. Учащиеся получали удовольствия от процесса познания. А я убеждена, что учиться нужно и можно с удовольствием.
  • Урок От анализа текста к сочинению (Подготовка к ЕГЭ, часть С)Конспект урока русского языка в 10 классе направлен на подготовку к ЕГЭ части С. Ребята учатся писать сочинение-рассуждение по отрывку из текста рассказа К.Г.Паустовского Телеграмма. Повторяется алгоритм к сочинению.Предлагаются памятка, речевые клише, рекомендации для написания работы. Учащиеся используют готовые рабочие листы. После прослушивания текста идет беседа по вопросам. Ученики самостоятельно заполняют рабочие листы и дома пишут сочинение-рассуждение. В конце урока ребята читают стих...
  • Педагогическая мастерская по литературе в 11 кл. КРАЙНИЙЗадачей мастерской можно считать приобщение учащихся к сложнейшему миру идей, представлений, образов поэзии Гиппиус. Это возможно тогда, когда они пройдут по пути поиска, сходному с путем исканий самого поэта, вчувствуются, вдумаются. Мастерская обучает анализировать поэтический текст. Но анализ стихотворений является не самоцелью для участников мастерской, а способом понять и автора, и самих себя.Символические, исполненные чувства и смысла стихи З. Гиппиус выводят читателя за рамки их сюжетов,...
  • Деепричастный оборотПредставленные в разработках уроки посвящены теме Деепричастие. Деепричастный оборот. Содержание каждого урока направлено на реализацию языковой, речевой и правописной компетенций Учитывая сложности, с которыми учащиеся сталкиваются при работе над сочинениями, стараюсь подбирать тексты, которые помогут обогатить словарь учащихся, иметь четкое представление о предметах и явлениях, которые они должны описать или охарактеризовать. При разработке уроков были использованы элементы разноуровневой технологии обучения, при которой каждый ученик сознательно выбирает задание по своим возможностям. Для успешного закрепления знаний уроки основываю на использовании игровой технологии. Например, при проведении урока - экскурсии учащиеся, прослушав текст на казахском языке, который им передается от лица учащегося - экскурсовода, должны передать его на русском языке, так как они выступают в роли посетителей выставки - туристов из России.
  • «Употребление существительных в речи»Русский язык, 5 класс. Второй урок по теме Употребление существительных в речи. Цель урока: повторить и обобщить знания об имени существительном, его употреблении в речи, повторить типы речи, учиться умению писать деловые бумаги и сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.Урок интересен тем, что учащиеся 5 класса начинают подготовку к написанию части С государственной итоговой аттестации.Урок носит практическую направленность. Учащиеся учатся писать деловые бумаги. Это умение пригодится им...
  • Сценарий урока: «Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка. Л. Пантелеев «Две лягушки»В современном мире формирование грамотных людей – одна из важнейших задач школы. особое внимание необходимо уделять литературному чтению. Очень важно сформировать у учащихся умение осмысленного чтения. Необходимо показать на примере литературного произведения необходимость бороться, преодолевать трудности, выдерживать жизненные испытать Развивать аналитические способности, предполагающие наблюдение и анализ сложившейся ситуации. Развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение. Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы.Все эти задачи лежат в основе данного урока и помогут учащимся находить выход из трудных ситуаций.
  • Сочинение как вид творческой работы у учащихся начальных классовОсобое внимание в начальной школе необходимо уделять написанию сочинений. Это является одним из основных видов деятельности по развития речи. . Работу надо вести со всеми видами сочинений, если учитель подходит к написанию сочинений творчески, готовясь тщательно и основательно, то детские работы будут не только отражать тему, но и полное растворение в работе с описанием мелких деталей. У детей 7-8 лет хорошо развито воображение и они любят много фантазировать, поэтому если учитель свяжет это с работой по написанию сочинений, прорисовкой иллюстрации к сочинению, то это и будет развитием творческих способностей.
  • Работа с текстом ( средства художественной выразительности)Уважаемы коллеги! Вашему вниманию предлагается авторский материал по развитию речи для детей с 9 по 11 классы. Данные тексты могут быть использованы как на уроках по развитию речи, так и в системе подготовки к ГИА и ЕГЭ. Развитие навыков использования средств художественной выразительности как при коррекции, так и при составлении текста.Все тексты авторские, что гарантирует невозможность использования ГДЗ и поиска готовых ответов.При работе с данным материалом удобно использовать как индивидуаль...
  • Неопределенные местоименияДанный Урок представляет интерес с точки зрения развития познавательной мотивации у учащихся, расширения кругозора, усиления коммуникативных функций речи, формирования умственных , учебных действий (анализа, синтеза, сравнения, умения обобщать, систематизировать, делать выводы по теме). При всей кажущейся несложности данной темы, она требует тщательной отработки, так как:1) полученные знания необходимы для дальнейшего усвоения учебного материала; 2) в 6 классе закладываются основы для изучения темы Местоимение ; 3) формирование орфографической зоркости требует длительного времени, но изучение темы ограничено временными рамками урока.
  • Технологическая карта урока лит. «Сатира Маяковского»Работа представляет собой методическую разработку урока литературы в 11 классе Сатира Маяковского. „Оружия любимейшего род “. В основе урока – системно-деятельностный подход. Работа продумана так, чтобы на каждом этапе у суворовцев был выбор: работать индивидуально или в группе, информацию взять из учебника или найти в Интернете, какую цитату или какой портрет писателя выбрать, творческую работу какого жанра создать ( эссе, синквейн, мини-сочинение, стихотворение) и т.д.. Форма работы на уро... В результате работы с сатирическими стихотворениями Маяковского суворовцы создают Галерею сатирических типов, комментируют образность слова, осознают человеческие и общественные пороки, которые яростно обличал поэт, обосновывают актуальность некоторых образов, выбирают свои нравственные ориентиры.
  • Урок русскогоязыка «Правописание одной и две Н в суффиксах причастий и прилагательных «Урок-закреплениеурок русского языка для 6 класса.Урок-закрепление изученного по темеПравописание одной идве Н в суффиксах причастий прилагательныхРабота,предлагаемая учащимся на уроке,помогает ещё раз повторить и закрепить полученные знания ,разноуровневые задания проверяют степеньусвоения материала всех учащихся.Каждый учащийся становится подлинным субъектом обучения и активно участвуетв учебно-познавательной деятельности.В планируемые результаты входят не только предметные,но и метапредметные,что являетсясе...
  • Поговорим о поэзииУрок помогает детям приобщиться к поэзии, знакомит учеников с отличными детскими стихами Е.С.Харламовой, карельской поэтессой. Представлены различные нестандартные задания (кеннинг, восстановление текста). У учащихся есть возможность выразить своё отношение к предмету обсуждения. Особый интерес у детей вызывает знакомство со стихами о любви, которые позволяют им порассуждать о сущности этого явления. Урок позволяет поискать необходимый материал в Интернете, полистать книги Елены Харламовой, позн...
  • Урок-лекция «Личность и судьба Грибоедова»Все в нем было необыкновенно привлекательно, - так отозвался о своем современнике А.С.Пушкин. Если о других писателях мы говорим и в седьмом, и в восьмом, и в девятом классах, то Грибоедову в этом плане не повезло. Изучая всего одно произведение, мы не всегда можем уделить достаточное внимание личности писателя. А Грибоедов этого стоит. Воспоминая современников, сестры писателя звучат как откровения, раскрывая глубину души Александра Сергеевича. Великая личность и трагичная судьба! Великий р...
  • «Концепт «отец» в рассказе А. П. Чехова «Панихида» как средство самораскрытия идейного замысла писателя»Характерной особенностью современной науки является возрастание интереса к лингвистическому аспекту исследования произведений конкретных писателей. Каждый художественный текст, каждое художественное слово – это пример уникального авторского восприятия мира и реализации универсальных законов бытия. Изучение текстов на уровне языкового воплощения отраженных в них концептов позволяет раскрыть как общие закономерности строения авторской концептосферы, так и индивидуальные особенности, присущие худож...
  • Проблема смысла жизни и назначение человека в очерке В. Г. Короленко «Парадокс»онспект урока по литературе в 8 классе. По программе Беленького. Открытый урок проходил в 8 классе. В данном классе 7 человек, на уроке присутствовало 7 : 2 девочки и 5 мальчиков. Два человека учатся на 4 и 5 Они имеют высокий уровень мотивации. Один ребёнок слабый по своим способностям, имеет низкий уровень мотивации. У остальных ребят уровень знаний ниже среднего. Школьники имеют опорные знания по предмету, привыкли к заданиям творческого характера.работы. На уроках наблюдается положительный э...
  • Урок-игра «Креатив-шоу» для 10-11 клПредставляю сценарий урока-игры. В основе лежит интеллектуальная игра со словами, значения которых незнакомы учащимся старшой школы. Чаще всего я использую данную игру при изучении раздела Лексика русского языка. На сегодняшний день многие ребята не знают лексические значения многих слов, не имеют представления об окружающих предметах, явлениях. Игра состоит из множества раундов, где, во-первых, учащиеся знакомятся со значениями многих интересных слов, во-вторых, каждый может проявить свое ост...
  • Составное глагольное сказуемоеОткрытый урок для седьмой класс (для казахских школ) Цель урока: образовательная: Повторить и закрепить грамматической основы предложения. развивающая: развивать мышление, кругозор, самостоятельность учениковвоспитательная: воспитывать интерес к уроку, любовь к языку. наглядность: интерактивная доска, таблица ЗХУ, семантическая карта, диаграмма Венна, метод урока: ассоциация, диаграмма Венна, таблица Знаю, Хочу узнать, Узнал, разговорная таблица, дополните тест, эссе. тип урока: Открытый уро...
  • УрокТСегодня мы совершим путешествие по хорошо знакомому вам штату Лексике. Цель нашего путешествия - повторить материал, изученный в этом разделе. Перед вами экскурсионные листы, в которых вы будете отмечать передвижение по достопримечательностям города, правильно пройдя маршрут, вы сможете выполнить домашнее задание (написать сочинение-миниатюру о своих впечатлениях о путешествии по городу Лексика). В городе много интересных мест, но наш маршрут будет таков: мы посетим музей, зоопарк и школу... Давайте вспомним, кто является жителями этого города? 2. Чтобы получить ключ от города, надо выполнить небольшой тест, который послужит пропуском в этот город.
  • Урок литературы по рассказу Б. Житкова «Механик Салерно» «Оставаться человеком»Рассказ Б.Житкова не оставляет равнодушным ни одного ученика. Важно не только проанализировать произведение, но и донести до каждого идею - оставаться человеком при любых обстоятельствах. Цели урока: развитие навыков анализа произведения; формирование умения характеризовать поступки героев; формирование прочной нравственной позиции школьников. Работа строится по группам, в каждой группе есть тьютор, который руководит работой. задания группы имеют разные, но дети стараются добавлять ответы не т...
  • Зимние миниатюрыСценические миниатюры на стихи русских поэтов о зиме (А. А. Фет Мама, глянь-ка из окошка…, Н. А. Некрасов. Отрывок из поэмы Крестьянские дети, Д. Хармс Дворник – Дед Мороз, С. Михалков Белые стихи). Урок в рамках поточно-группового обучения Направление Литература и творческая мастерскаяТип урока - продукто-ориентированныйЦель: развитие творческих способностей учащихся, навыков работы в команде, раскрытие актерского потенциала. Наглядность: класс украшен поделками учащихся зимней тематики (рисунки с изображением зимней природы, снежинки), фоторепродукции картин известных художников, слайд-шоу. Для сценических миниатюр подготовлен реквизит, который ученики будут использовать на уроке.
  • Урок по рассказу А. Грин «Победитель» Методическая разработка занятия по курсу Литература Вятского края в 6 классе в рамках часов регионального компонента.Данное занятие было проведено в 6 классе с учетом возрастных особенностей развития учащихся в рамках регионального компонента учебного плана.Тема занятия: Очень просто быть слабым. Очень трудно быть сильным (по рассказу А.Грина Победитель)Тип занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления. Цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации; создать условия для развития общеучебных познавательных действий (анализа, синтеза и оценки), а также информационных УУД.
  • Конспект урока+презентация по русскому языку «Однородные членв предложения»Данный урок относятся разделу Повторение изученного в 8 классе, позади основной курс русского языка в 8 классе, посвященный синтаксису и пунктуации. На этом уроке учащиеся вспоминают, что им известно об однородных членах предложения. С помощью презентации, печатных материалов с произведением И.С.Тургенева вспоминают основные признаки, условия выбора знаков препинания, нацеливаются на выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку. В ходе учебного занятия все учащиеся демонстрируют свои возможности, могут самостоятельно делать выводы, рационально используют время. Главный акцент на уроке делается на текст. Именно он пробуждает гордость за свою страну, историю, Победу.
  • Литературное творчествоЯ хочу очень коротко остановиться на тех принципах, на которых моя методика базируется, и показать, что она вообще собой представляет. В качестве основного принципа я решила вести работу со всем классом, включить в неё всех учеников. Когда пишет каждый, каждый творит, никто никем не подавлен, - каждый должен почувствовать свою силу, узнать свои слабости. Мне кажется, что этот принцип является самым важным, потому что, как правило, во внепрограммной работе учителя-словесника принимают участие ребята, в которых литературные способности уже так или иначе пробужены, и участие их в такой работе увеличивает разрыв между ними и основной массой класса, создаёт у них иллюзию превосходства и прочие пороки элитарного самоощущения. А те, кто не участвует в такой работе, чувствуя превосходство своих товарищей, либо вступают в полемику типа Физики или лирик...
  • Урок по русскому языку «Повторение и обобщение знаний о причастии» (На материалах о нашей малой родине - Кубани)Русский язык - велик и до конца неизведан. И некоторые части речи русского языка особенно интересны для ученых - лингвистов... Это причастие! Причастие - это ребенок глагола и прилагательного. Оно похоже на глагол тем, что имеет категорию времени. А от прилагательного ему достались некоторые постоянные признаки.На этом уроке ребята узнают более подробно, чем причастие отличается от других частей речи, и какие правила необходимо знать, чтобы писать причастия без ошибок. А русский язык, как и лю...
  • Урок - игра по теме «Повторение орфографии, лексики, морфологии и орфоэпии»Урок - игра по теме Повторение орфографии, лексики, морфологии и орфоэпии. Обучающиеся делятся на две команды альпинистов и совершают экспедицию на пик Знаний, выполняя разнообразные задания. На доске карта с пунктами назначения. Вся экспедиция движется по пути, разделенному на участки с остановками на привалах. Привалов будет 6. На привалах капитаны получают задания, которые они должны выполнить, прежде чем двигаться дальше. Конечный пункт-пик Знаний. Задача команд - как можно быстрее прийт...
  • Краткосрочное планирование по русскому языку «Как изменяются глаголы будущего времени»Краткосрочное планирование по русскому языку Айдарбаева Г.У., учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы-лицея №1 Предмет: русская речь Класс: 5 Ә Тема занятия: Как изменяются глаголы будущего времени Цели обучения: Умеют определять и изменять глаголы будущего простого и будущего сложного времени, умеют различать глаголы настоящего времени и глаголы будущего простого времени , делают морфологический разбор глагола по алгоритму Ключевые идеи: Глагол будущего простого времени, глагол будущего сложного времени, изменяются по лицам и по числам, мамин праздник, ве...
  • Сценарий школьного конкурса чтецов, посвящённый писателям ПрикамьяДанная работа содержит сценарий школьного конкурса чтецов, посвящённый писателям Прикамья. Такое мероприятие проходит в школе ежегодно в Месяц русского языка и литературы, что является уже традицией. Конкурс расширяет кругозор учащихся, представление о литературе родного края, воспитывает любовь к родному краю, развивает творческие способности учащихся. Ребята знакомятся с краткими творческими биографиями писателей, затем на суд жюри представляют свою работу- чтение наизусть отрывков или целых п...
  • Обобщающий урок в 6-м классе по теме «Нужны ли нам местоимения?»Данный урок позволяет учащимся в игровой форме закрепить полученные знания по данной теме: кроссворд, сказки, сканворд, загадки, игры, мини-сценки, стихотворения, распределительный диктант; развивать самостоятельность на уроке и коллективную работу; воспитывать у учащихся интерес к родному слову, к родному языку, прививать культуру общения.Все это продится на обобщающем уроке и позволяет учителю выявить уровень освоения материала учащимися и их готовность к контрольной работе по теме: Местоимен...
  • Классный час, посвящённый Дню Языков «Боритесь за культуру речи»Эпиграфом данного классного часа являются слова Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия. Классный час начался со слов учителя о том, что ежегодно 22 сентября в Казахстане отмечается День Языков. Наша речь - это бесценный дар, с которым нужно бережно обращаться...Далее утренник продолжили двое ведущих, которые рассказали ребятам, как нужно правильно произносить слова ПОНЯЛА, ЗВОНИТ,ВЗЯЛА...Затем ученица читает стихотворение С. Михалкова Сашина каша и Русский языкЗатем вед...
  • Түзету бағдарламасы бойынша қазақ тілі сабақтарындаҚазақ тіліне тән к , қ дыбыстарын дұрыс айта, жаза білуге үйрету, тіл тазалығына көңіл бөлу , қазақ тілінің фонетикасы туралы білімдерін жетілдіру, к ,қ дыбыстарын ажырыта білуге үйрету балалардың есту, есте сақтау қабілетін дамыту, к , қ дыбыстарының сөз ішіндегі орнын анықтау, оқушылардың ақыл- ойын, зердесін, тапқырлығын, ауызша сөйлеу әрекетін дамыту, дыбыстық, сөздік талдаулар жасауға машықтау. Мемлекеттік тілге деген құрмет. Оқушыларды Отан сүйгіштікке баулу, патриоттық сезімде...
  • «Особенности языка Н. В. Гоголя в произведении «Заколдованное место. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви»Описание урока Урок на тему: Особенности лексики Н. В. Гоголя и её роль в раскрытии идеи произведения Заколдованное место. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви. Урок разработан на основе Программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной. Возрастная аудитория – 5 класс. Данный урок является вводным и представляет собой знакомство с художественным текстом. Цель урока: создать эмоциональную атмосферу, готовящую к восприятию художественного произведения, воспитать интерес к личности Н.В.Гоголя и его произведениям; продолжить аналитическую работу над текстом. Тип урока – урок изучения художественного произведения.
© 2010-2018