Русский язык и Литература

  • Обобщающий урок по литературе по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»Урок проводится после изучения комедии Гоголя Ревизор и является обобщающим. Предполагается хорошее знание текста учениками, рассчет на проявление творчества. Занятие организовано в группах. Учитывается индивидуальность учеников при распределении поручений в группе: отбор литературного материала, защита его, образное чтение или демонстрация сцены. После 20-минутной подготовки группы защищают созданный сценарий для буктрейлера. Во время самостоятельной работы учитель консультирует в случае нео...
  • Урок по литературе «Поэтические картины зимы в лирике А. С. Пушкина»Выдержка из текста: В нескольких словах описана его няня Арина Родионовна. На данном уроке анализируется стихотворение Александра Сергеевича Пушкина Зимняя дорога, также урок сопровождается фотографиями зимней природы, которые сделаны самими учащимися. Опишите дорогу ямщика, подкрепив свои слова эпитетами из стихотвоерния (печальная поляна, дорога зимняя, скучная).Скажите, описанные мысли и настроение принадлежат только ямщику? С чем можно сравнить эту долгую скучную дорогу? (с жизнью поэ...
  • Урок по литературе по теме «Шәкәрім өмірі мен шығармашылығы. Жизнь творчество Шакарима»ШӘКӘРІМ ӨМІРІ МЕН ШЫҒАРМАШЫЛЫҒЫ Сабақтың мақсаты: білімдік-Блум жүйесі арқылы ақын Шәкәрім Құдайбердіұлының өмірі мен шығармашылығын алған білімдерін пысықтау, Дамытушылық-оқушыларды өз бетінше салыстыра білуге,қортынды тұжырым жасауға дағдыландыру,ізденімпаздық қасиеттерін қалыптастыру,шығармашылық белсенділіктерін шыңдау; тәрбиелік -оқушы-лардың таным, білім көкжиегін кеңейту, рухани күштерін ояту. Өткен тарихты тани білугетәрбиелеу. Көрнекілігі: интерактивті тақта, Шәкәрім суреті,кітаптары,қ...
  • Урок по литературе по теме «Жизни блаженство в одной лишь любви…»Любовная лирика Тютчева – одно из вершинных явлений мировой поэзии. Центральное место в ней занимает исследование диалектики души, сложных и противоречивых процессов человеческой психики. Без него нельзя жить, - сказал о Тютчеве Л. Н. Толстой. И первостепенная задача учителя литературы, на наш взгляд, - доказать правдивость этого высказывания современному школьнику-подростку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир. Изучение интимной лирики Ф. И. Тютчева - важный аспект нравственн...
  • Урок по литературе по теме «Литературная и экранная судьба героев повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие… »»Цели урока: развивающая - формирование ключевой компетенции: информационно-коммуникативной (формирование умения самостоятельно анализировать текст, отбор необходимой информации, составление речи, представление её аудитории, применение правил публичного выступления, отработка навыков владения компьютером); воспитательная - воспитание патриотизма и уважения к истории страны, воспитание культуры речи и соблюдение норм русского литературного языка. Дидактическое оборудование: мультимедийное оборудо...
  • Фольклорная программа Аксаковского праздникаВ нашем районе с уважением относятся к творческому наследию С.Т.Аксакова, а потому ежегодня проводят Аксаковские праздники, к которым тщательно готовятся. В этом году мы разработали такую программу праздника ПРОГРАММА АКСАКОВСКОГО ПРАЗДНИКА 2013 Приветствие. Торжественная встреча гостей. Экскурсия по школе. Просмотр выставки ( творческие работы обучающихся, произведения ДПИ народных талантов) Открытые уроки и мероприятия: Урок внеклассного чтения в 4 классе по теме Волшебство в сказке С.Т.Акс...
  • «И ныне музу я впервые на светский раут вывожу…» В основе театрального представления положен метод со-творчества, сотрудничества, сопереживания. Сценарий его – совместный итог деятельности педагогов и учащихся, объединившихся в едином порыве – сказать своё слово о Пушкине. Кажется, что вокруг поэта неведомых дорожек совсем не осталось, что о Пушкине нельзя уже произнести ни одного слова. Но мы нашли своего Пушкина. О, если б голос мой умел сердца тревожить! - восклицал 20-летний поэт. И он не только тревожил сердца, он врачевал наши серде...
  • Урок-подготовка к сочинению части С (ЕГЭ по русскому языку)Родина бывает разная, Но у всех она одна! - разве можно не согласиться с поэтом? А какая она, наша малая родина, где мы родились? Наша Вятская земля! Земля, давшая жизнь известным художникам, поэтам, писателям! Наш Оричевский район - родина космонавта В.П.Савиных! Как не говорить об зтом с ребятами на уроках родного языка и , конечно, учить их гордиться своей родиной! Можно привести данный материал в сочинении-рассуждении как в качестве литературного, так и в качестве жизненного аргумента. В...
  • Игра по русскому языку «Словарное лото» при подготовке к ЕГЭИгра Словарное лото при подготовке к ЕГЭ (задание А2). Для выполнения задания А2 учащимся необходимо знать, что такое паронимы. Уметь разграничивать лексические значения слов, входящих в паронимическую пару, понимать, с какими словами сочетается каждый из паронимов. Для запоминания лексического значения слова, я использую принцип игры в лото. Карточка лото печатается на листе обычной бумаги. Лист делю на 6 частей (приложение №1). Друг от друга части отделяются горизонтальной линией. 6 частей...
  • Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы Обучение и воспитание детей в современной школе представляет собой длительный, сложный и многотрудный процесс, направленный на формирование и развитие способностей и качеств самостоятельной личности, умеющей найти свое место в социуме, чувствовать себя в нем комфортно, по возможности приносить пользу окружающим, удовлетворять свои общественные и личностные потребности. Этот процесс требует вложений совместных усилий педагогов и обучающихся детей. Не секрет, что он требует также от каждого ребе...
  • Тема урока-проекта: «Поэт, который постиг глубину человеческой души и необъятность вселенной» (итоговый урок по творчеству С. Есенина)Задачи урока-проекта: Создание мини – проектов : расследование Причины смерти русского поэта С.Есенина, отображение чувства любви к Родине в лексике стихотворений С.Есенина. Отображение чувства любви к Родине в лексике стихотворений С.Есенина. Сочинение стихотворений , посвященных поэту и его творчеству. Создание портрета Есенина, обрамлённого силуэтом берёз. Цели урока – проекта: Углубить знания учащихся о жизни и трагической судьбе С.Есенина. Показать эпоху , формировавшую эстетические идеалы поэта. Показать волшебство есенинской поэзии, основные её темы : любовь к Родине, деревне, природе, любовь ко всему живому, любовь к женщине. Прививать любовь к родной земле, Родине, к поэзии.
  • Исследовательская работа на тему «Вечные образы в творчестве И. С. Тургенева»Значение произведений Тургенева определяется не только их эстетической ценностью и общественно-политической тематикой, но слитностью с мировой литературой. Оставаясь самобытным русским писателем, Тургенев смог вписаться в общекультурную историю образами своих героев. Актуальность работы в том, вечные образы понимаются как феномен культуры - художественные образы, которые, появляясь в конкретной исторической эпохе, остаются затем в культурной памяти человечества. Кочуя в пространстве и врем...
  • Урок по русскому языку «Роль односоставных предложений в художественном тексте»Лингвистический проект Роль односоставных предложений в художественном тексте. Выдержка из текста: Учиться оформлению результатов исследования в виде докладов, буклетов, презентации (WORD, POWER POINT). Ход исследования: Познакомиться с произведениями русского поэта и писателя И.А.Бунина. Проанализировать художественные произведения поэта и писателя с точки зрения использования в них односоставных предложений. Изучить дополнительную литературу по данной теме. Сделать вывод о том, как работаю...
  • Статья «Роль экскурсий и туристических поездок в воспитании школьников»Я хочу рассказать об одном из методов – повышение интереса к предмету через экскурсии и туристические поездки. Роль экскурсий и туристических поездокв воспитании школьников. К.Д.Ушинскому принадлежит интересная мысль, что день, проведённый ребёнком на природе, стоит многих недель, проведённых им на учебной скамье. Можно спорить с количественной стороной этого педагогического уравнения, но нельзя не согласиться с ним в принципе. Я провожу такую форму работы уже давно. Но если раньше (лет 20 назад...
  • Рабочая программа элективного курса «Лингвистический анализ текста»Программа элективного курса Лингвистический анализ текста рассчитана на 34 часа. Построена на углубленном изучении тем, посвященных текстовым понятиям, лингвистическому анализу. Задания, предусмотренные программой, помогут развить умения, необходимые для создания текстов различных стилей и жанров, подготовят выпускников к написанию сочинения на едином государственном экзамене по русскому языку.Структура программы: цель; задачи; прогнозирование результата обучения; примерное планирование у...
  • Контрольная работа по литературе (программа Кутузова) на два вариантаКонтрольная работа по литературе (программа Кутузова) на два варианта. В каждом варианте 8 заданий, все задания условно можно разделить на четыре блока. Первый блок - теоретический, отдельные задания этого блока составлены в виде тестовых вопросов; второй проверяет знание литературных текстов и их авторов; в третьем блоке необходимо дать полный анализ рифмы и назвать средства художественной выразительности; ещё учащимся предлагается аргументированно ответить на поставленный вопрос. Работа пров...
  • Внеклассное мероприятие по литературе «Современный диалог с Гоголем»Материал посвящён закреплению изучения творчества Н.В. Гоголя Современный диалог с Гоголем. ЦЕЛИ: приобщить школьников к творческому наследию Н.В. Гоголя, произведениям культуры и искусства; формировать культуроведческую компетенцию; развивать навыки мыслительных операций; воспитывать интерес к художественному слову; развивать умение обрабатывать теоретический материал, обобщать изученное; выявить уровень знаний творчества писателя, совершенствовать навыки и умение устной речи; воспитывать ум... Творчество Гоголя поражает своим разнообразием и тем положительным воздействием, которое оно оказало на развитие русской, украинской, да и всей мировой культуры. Я предоставляю слово нашей литературно-поисковой студии Время, которая подготовила композицию под названием Современный диалог с Гоголем. ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННЫЙ ДИАЛОГ С ГОГОЛЕМ Звучит песня УКРАИНА (сопровождается песня слайдами украинских полей, степей, Запорожской Сечи, храмов, Днепра и т.д.) Ведущие ...
  • Игра «Кто хочет стать отличником?»Игра Кто хочет стать отличником разработана на основе телевизионной игры Кто хочет стать миллионером? и предназначена для учащихся среднего звена. Игра посвящена птице года 2012 – варакушке. Перед проведением игры проводится подготовительная работа: дети выполняют творческие задания, связанные с изучением этой птицы, самостоятельно ищут интересные факты о ней. Цель: развитие интереса к изучению русского языка, Задачи: Расширять общий кругозор учащихся, обогатить речь. Учить учащихся пол...
  • Урок по литературе по теме «Анализ текста эпического произведения» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Урок по теме: Анализ текста эпического произведения (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание) дает конкретные положительные общеучебные результаты, повышает учебную мотивацию обучающихся. Считаю целесообразным при изучении текста произведения использовать данный подход. На сайте размещена презентация к данному уроку: Презентация к уроку Анализ текста эпического рода литературы(роман Ф. М. ДостоевскогоПреступление и наказание, ч.1,гл.1). Данный урок содержит информацию по...
  • Урок-концерт «Времена года»Урок-концерт Время года. Цель урока показать сходство и различие описания природы поэтами, художниками, музыкантами. Урок представляет собой сценарий, котором расписаны роли ведущих,определенно начало, продолжительность, окончание и характер представления мультимедийного материала( аудиозаписей, репродукций). Выдержка из текста: Вступление Звучит музыкальное произведение Антонио Вивальди Времена года (2 минуты), затем музыка приглушается, и вступают ведущие. Ведущий 2 Здравствуйте, уважа...
  • Игра по литературе «Счастливый случай» по пьесе Гоголя «Ревизор»Данный материал представляет собой сценарий урока литературы по типу телевизионной игры Счастливый случай по пьесе Гоголя Ревизор. Цели урока: Контроль за уровнем обученности. Развитие навыков самостоятельной работы. Воспитание коллективизма и ответственности за общее дело. Урок может быть проведен как итоговый контроль после изучения пьесы. Сценарий включает в себя несколько этапов: Разминка, Заморочки из бочки, Ты - мне, я - тебе, Темная лошадка, Гонка за лидером. В игре прин...
  • Урок по русскому языку по теме «Имя числительное»Самоанализ Работа представлена по гуманитарному направлению Урок проводился в соответствии с календарным планированием. Поэтому-то и целесообразно подбирать для таких уроков нестандартные виды работы, например, интеллектуальные игры. В целях заинтересовать учащихся урок закрепления знаний по теме Имя числительное проводился в форме интеллектуальной игры (Своя игра). Для лучшего восприятия материала учащимися, для рационального использования времени на уроке использована интерактивная доск...
  • Урок по русскому языку по теме «Деепричастие в языке и речи»Тема урока Деепричастие в языке и речи. Ход урока Выдержка из текста: 2. Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мы начинаем работу над лингвистическим проектом Роль деепричастий в художественной речи.Слайд№2 Это наша коллективная работа, результатом которой будет сборник ваших исследований по этой очень интересной и важной теме. Этим сборником смогут воспользоваться учащиеся других классов, а, возможно, и учителя.(показать папку – скоросшиватель с названием работы) Давайте постараем...
  • Статья «Рефлексивный отчет о проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавание и обучение»Мною были запланированы серии последовательных уроков по предмету Русский язык в 6 классе на тему Сведения о составе слова. Рефлексивный отчет о проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавание и обучение. Абдрахманова Б.Ш. В план я включила темы: Состав слова. Словообразование. Корень слова. Однокоренные слова. Составляя среднесрочный план, я опиралась на календарный план. В план я включила цели уроков и ожидаемый результат, т.е. т...
  • Статья «Воспитание толерантности средствами литературы»Проблема толерантности – актуальная проблема современности. Толерантность предполагает, с одной стороны, отсутствие упрощенного, черно- белого восприятия мира, отсутствие агрессивного поведения, нежелания принимать на себя ответственность, делать выбор. С другой стороны – уважение и принятие самого себя в сочетании с уважением и принятием других, способность к договору, сотрудничеству. Предлагаю материалы лекций, цель которых – познакомить учеников с понятием толерантность в произведениях худ...
  • Сценарий мероприятия по русскому языку «Великий, могучий русский язык нам всегда и везде пригодится!»Формирование навыков продуктивного интеллектуального труда учащихся - одно из направлений в работе учителя-словесника. В сценарии Великий, могучий русский язык нам всегда и везде пригодится! идет речь о значении русского языка в нашей жизни, о том, как важно уметь владеть словом. Сегодня, как никогда, наш язык переполнен заимствованиями, поэтому главной задачей учителя словесности является донести до учащихся мысль о бережном сохранении русского слова. Начиная с детских лет и до конца жизни ...
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языкуМетодические рекомендации по обучению сочинению на ЕГЭ. В обучении выделены 3 этапа: предварительный (знакомство с критериями оценивания сочинения, исходными текстами и вариантами сочинений по ним, составление плана сочиненния с использованием клише, разведение понятий тема, проблема, мнение автора), второй этап - основной ( практическая работа по созданию собственного сочинения ) и 3 этап - уроки-тренинги (самоанализ и взаимопроверка сочинений). В работе даны приложения в виде исходных ...
  • Лекция «Проблема толерантности в современной литературе»Лекция знакомит с понятием толерантность, содержит обзор произведений современной литературы разных жанров по проблеме толерантности в различных ее проявлениях и краткий рассказ об авторах: Аннике Тор (тетралогия, 2006-2011г.г.), Рубене Давиде Гонсалес Гальего (автобиографический романБелое на черном, 2003г.), Данииле Гранине ( глава из книги воспоминаний Причуды моей памяти, 2007 г.), Нике Вуйчиче (книга Жизнь без ограничений, 2010г.), Людмиле Улицкой ( повесть Медея и ее дети,2006 г....
  • Урок по русскому языку по теме «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в них»Методическая разработка содержит задания по основным темам, пройденным по курсу учебной дисциплины Культура речи и стилистика. Предлагаемые задания направлены на обобщение и систиматизацию знаний студентов. Выдержка из текста: ОТКРЫТЫЙ УРОК Группа: Б-21 Специальность: 080114 Экономика и бухгалтерский учет. Тема: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в них. Ход урока. I. Организация группы. II. Слово преподавателя. V. На дом, вам было задание придумать ролевую ...
  • Урок литературы по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» по теме «Хлестаков и хлестаковщина»Конспект урока Тема: Хлестаков и хлестаковщина. Тип и вид урока: личностно-ориентированный урок творческого, философского обобщения с воспитательной направленностью через исследовательскую работу в малых группах (соответствует требованиям ФГОС ООО). Задачи: подготовить учащихся к написанию классного сочинения-рассуждения по комедии Ревизор; дать характеристику образа Хлестакова, выявить связь с понятием хлестаковщина; работать над умением интерпретировать прочитанное, осознавать художественн...
  • Статья «Работа над аргументами при обучении выпускников анализу текста на уроках русского языка и литературы»Статья содержит материал из опыта работы. Это задания по русскому языку и литературе, которые учат доказательности ответов, ибо важно научить не просто воспроизводить усвоенный материал, а уметь сделать выбор и обосновать своё решение. Это примеры афоризмов, способных стать аргументами. Примерами публицистической аргументации служат адаптированные очерки об интересных людях, взятые из газеты Аргументы и факты . Этот материал может быть использован как изложение на уроках русского языка при...
  • Урок по теме «Преданья старины глубокой» (по произведению П. Ф. Куляшова «Ох, Анна»)Урок по теме Преданья старины глубокой (по произведению П.Ф.Куляшова Ох,Анна) Данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа ресурсов, что позволило за короткое время дать достаточно большой объем информации. Применение информационных технологий позволило реализовать одну из ключевых образовательных компетенций – информационную. Интеграция педагогических технологий и предметных областей позволяет повысить интерес к уроку, предмету и данной теме. По структуре урок состоял из нес...
  • Интегрированный урок (литература и история) по драме А. Н. Островского «Гроза»Урок В городе Калинове (анализ действия I) был подготовлен учителями литературы (Мильто Т.Р.) и истории (Панова Е.Ю.) для обучающихся 10 класса. Мы посчитали, что при изучении драмы Гроза будет уместным и полезным для восприятия привлечение исторического и краеведческого материала, поэтому включили в урок рассказ о русском купечестве, его жизни и быте, о том, какую роль оно играло в жизни русского общества. Логически вписался в урок и рассказ о талантливых инженерах-самоучках. Погрузиться в...
  • Сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по литературеЗадания, включённые в сборник, охватывают весь курс по литературе для специальностей: 100801Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, 080114 Экономика и бухгалтерский учёт, 260807 Технология продукции обющественног питания, 030912 Право и организация социальногообеспечения, 080110 Банковское дело. Задания, подобранные для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы в качестве домашнего задания для студентов, обучающихся по индивидуальному плану. Пре...
  • Научно-исследовательская работа по литературе «Пословицы и поговорки народов Поволжья»Тема научной работы - Пословицы и поговорки народов Поволжья. Говоря об актуальности своей работы, Легачёва Н. отмечает, что в Поволжье бок о бок живут представители свыше 80 национальностей. Преобладают русские, татары, чуваши, мордва.Пословица является наиболее популярным жанром фольклора у разных народов Поволжья. Причина такой популярности заключается в том, что пословица даёт разумные советы и наставления на самые различные случаи жизни. Автор в работе показывает, как много общ...
  • История одной любви (литературно-музыкальная композиция, посвященная А. С. Грибоедову)Данная методическая разработка, посвященная истории любви А.С. Грибоедова, может быть использована учителем как в урочное (урок знакомства с биографией драматурга), так и во внеурочное время.Использование музыки, фрагмента из кинофильма, презентации делает материал интересным и увлекательным для учащихся и прививает интерес к литературе и творчеству А.С. Грибоедова. Материал литературно-музыкальной разработки может быть расширен или сокращен в зависимости от подготовленности аудитории и те...
  • Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку «Стили речи. Объявление как текст официально-делового стиля»Ключевые компетентности – информационная, коммуникативная. Стимул: Здравствуйте, прохожие! Я девочка Люба, я живу с мамой Олей и папой Димой. У нас очень дружная семья. Мы живем в городе Ромашек, на улице Солнечной, в доме номер 8, в квартире № 15. Мне на прошлое день рождение подарили красивого рыжего котенка. Мы назвали его Мушка. Он очень веселый, любит пить молоко, спать у меня на кровати. Но вчера он потерялся. Мы уже его везде искали, но найти не можем. Пожалуйста, если вдруг вы его увидите, принесите нам. Мы его очень-очень любим. Формулировка задания. Узнай из официального источника, необходимую для тебя информацию, заполнив таблицу. Составь своё объявление с учетом всех основных признаков данного стиля речи. Информация Ответ Количество баллов 1. Можно ли данный отрывок назвать объявлением, при каких условиях текст станет объявлением? По 1 баллу за верное определение объявления как жанра официально – делового стиля По 1 баллу за верное указание всех признаков жанра объявления. 2. Какова тема этого объявления? Переделайте текст так, чтобы он стал объявлением. 1 балл за верное указание темы. 3 балла за составление собственного объявление с опорой на этот текст. 3. Объявления пишутся только о пропаже? 1 балл за верное указание темы объявлений. 4. Где можно разместить подобную информацию? По 1 баллу за каждый источник размещения. Итого: … баллов
  • Необычные домашние задания по русскому языкуДомашняя работа - особый вид учебной деятельности школьников. Это самостоятельная работа, успех которой определяется сформированностью общеучебных умений и навыков. Домашнее задание призвано вызвать интерес к предмету. Этой цели служат упражнения, содержащие в себе элемент новизны, требующие творческого подхода. Предлагаю некоторые из них. Повелительное наклонение глагола. Для того чтобы учащиеся научились различать глаголы повелительного наклонения и формы будущего времени предлагаю следующее домашнее задание: используя глаголы повелительного наклонения, напишите рецепт своего любимого блюда для повелителя. На уроке проверяют правильность употребления глаголов повелительного наклонения, и по желанию могут подарить рецепт товарищу.
  • «Человек, увидевший солнце… «(литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству А. В. Вампилова)Сценарий, посвященный жизни и творчеству А. Вампилова, на мой взгляд, поможет организовать школьный тематический вечер, а также провести урок литературы в необычной форме. Данная композиция включает в себя выдержки из писем, воспоминания друзей, людей, хорошо знавших А. Вампилова, документальный материал, сцены из пьес. Все это позволит старшеклассникам лучше понять истоки творчества и увековечивания памяти драматурга, увидеть внутреннюю драму, которую пережил А. Вампилов при столкновении с э...
  • Конспект дополнительного занятия со слабоуспевающими учащимися «Увлекательное ЕГЭ»Данная разработка предназначена для работы со слабыми учащимися в рамках подготовки к ЕГЭ. Самая большая проблема в работе с данной категорией учащихся – полное отсутствие желания работать, заниженная самооценка. Основная задача, стоящая перед автором, - пробудить интерес ученика к работе со словом, способствовать формированию положительной мотивации к предмету. Актуализация знаний учащихся по темам Лексика, Морфемика, Орфоэпия, Синтаксис и пунктуация представлена достаточно простыми за...
  • Контрольное интерактивное тестирование по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Данный тест содержит 21 задание, на решение которых отведено 40 минут. Задания представляют собой вопросы с различной формой ответов: - вопросы с выбором одного варианта ответа; - вопросы с выбором нескольких вариантов ответа; - вопросы с открытым (свободным) ответом, который вписывается самим учеником, что требует от него достаточно высокого уровня владения материалом. После выполнения предложенных заданий оценка выставляется автоматически по 5-балльной шкале. Также есть возможность просмо...
  • Урок по русскому языку «Правописание гласных перед н и нн»В предложенном уроке я выделила следующие компоненты: Целенаправленное повторение ранее пройденного материала. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Изучение нового материала. Работа по закреплению материала. Самоконтроль. Домашнее задание. Итог урока. Компоненты этой структуры, при всём разнообразии содержательной стороны уроков, могут быть типизированы, обобщены. Своеобразие таких уроков, на мой взгляд, видится и в том, что учебная задача может возникнуть и в конце...
  • Дидактический материал по теме: «Поэзия М. Ю. Лермонтова на уроках русского языка»Дидактический материал по теме Поэзия М.Ю.Лермонтова на уроках русского языка представляет собой комплексный анализ текста М.Ю.Лермонтова Ангел, куда входят элементы композиционно-содержательного анализа текста (задание №3), элементы типологического анализа текста (задание №1,2), элементы литературоведческого анализа текста (задание №4,5), языковой анализ отдельных элементов текста (фонетический, морфемный, словообразовательный, синтаксический разборы) (задание №6,8,9,), анализ правописания ... Вопросы и задания: 1. Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова Ангел. Докажите, что перед вами – текст. Чем отличается текст от предложения, от нескольких предложений? 2. Этот текст- описание? Рассуждение? Повествование? Чем описание отличается от рассуждения и повествования? 3. Какова главная тема этого стихотворения? Сформулируйте основную мысль. 4. Найдите художественные средства (эпитеты, метафоры, звукопись и т.д.) и определите их роль в раскрытии содержания стихотворения. 5. Какое настроение оставляет у вас это стихотворение? 6. Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания в первой строфе. Начертите схему первого предложения. 7. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Обозначьте и объясните данные орфограммы. 8. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова безгрешных. 9. Выполните фонетический разбор слова скучные.
  • Литературно-музыкальная композиция «Я вас любил»Лирические адресаты А.С. Пушкина - современницы поэта, объекты его любви или светского флирта. Но и в том, и в другом случае Пушкин тактичен и осторожен, прекрасно сознавая, каким острым бывает поэтическое слово. Работа, предлагаемая вашему вниманию, представляет собой не свод лиц, с которыми общался поэт, а литературные портреты. Лирические шедевры поэта, вошедшие в литературно-музыкальную композицию, посвящены прекрасным женщинам, вызывавшим его преклонение и любовь. Форма...
  • Конспект урока русской литературы по теме: «Родина в лирике А. Блока и С. Есенина»Начало ХХ века принесло России много трудных испытаний. И здесь каждый выбирал для себя свой путь: искать другой, более легкой и спокойной жизни или быть русским до конца.В чем же своеобразие подхода к этой теме у каждого из поэтов?Чего больше в подходе к теме у поэтов – сходства или отличий?II.Воплощение образа Родины в конкретных художественных деталях.(Круг названных стихотворений для анализа может быть расширен. Работаем по плану:Прочтите стихотворение.III.индивидуальные задания по иллюстрац...
  • Урок по русской литературе и языку «Конкурс чтецов»Выдержка из текста: Вед. Ну и какая же армия без связи! Даже для десантников необходима связь. Это надо, чтобы передать команду во время. И тут на помощь бойцам приходят связисты. / поют песню Мы пока что дошколята/ Вед. Много мы прослушали разных стихотворений, а сейчас объявляется конкурс чтецов. Победители конкурса награждаются дипломами и памятными подарками. Жюри будет оценивать: Выразительность речи Четкость речи Грамотность речи Оригинальность исполнения Техника речи Знание текста Сц...
  • Внеклассное мероприятие по литературе «Конкурс чтецов»Выдержка из текста: Вед. Много мы прослушали разных стихотворений, а сейчас объявляется конкурс чтецов. Победители конкурса награждаются дипломами и памятными подарками. Жюри будет оценивать: Выразительность речи Четкость речи Грамотность речи Оригинальность исполнения Техника речи Знание текста Сценическую культуру В состав жюри входят: Заведующий д/с Зам.зав по ВМР Муз.рук-ль Дети читают стихи, подготовленные к конкурсу.Вед. А еще наши мальчики знают танец Пограничники. Прекрасный танец...
  • Статья «Формирование критического мышления у учащихся среднего звена на уроках русского языка и литературы»Учителю предварительно следует задать себе вопросы: какую цель поставить перед детьми на уроке чтения; откуда появилось понятие правильное понимание смысла; достаточно ли времени отводится на обдумывание и обсуждение различных интерпретаций текста. Путники и чинараОднажды знойным летним днем двое путников долго шли попыльной пустынной дороге.Наконец им встретилась большая чинара, под раскидистымиветвями которой можно было укрыться от солнца. Путники оченьобрадовались и остановились передохнуть...
  • Презентация по русскому языку для интерактивной доски «Тренажёр «Чередующиеся гласные»»Данное методическое пособие рассчитано для работы на интерактивной доске. В работе 3 слайда с различными видами заданий, предназначенных для закрепления темы Правописаие чередующихся гласных О - А. Задания подобораны с учётом возрастных особенностей уащихся. На слайдах использовано несколько приёмов работы на ИД. На первом слайде необходимо учащимся определить, по какому признаку делятся данные слова. Затем их нужно распределить в соответствии с орфограммами, вставить буквы. Если допущены ош... Приёмы: Соответствие, закрытие; работа с маркером. При работе над данным заданием учитель имеет возможнлсть опросить сразу несколько человек, что позволяет сэкономить время и способствует накоплению оценок у учащихся. Отработка навыка различия преверяемой гласной, непроверяемой и чередующейся. Способствует отработке навыков различения видов безударной гласной. учащиеся долны сами сформулировать задание. Посказкой могут быть слова, закрытые шторкой в таблице. Приёмы: Расположение вне страницы...
  • Урок-лекция по русской литературе по теме «Мой гений веки пролетит»Урок-лекция Мой гений веки пролетит по творчеству М.Ю. Лермонтова проведен учителем русского языка и литературы Гузеевой Т.В. в коррекционной школе для детей с нарушением слуха. Данная форма урока позволяет учителю поставить в центр обучения ученика, развитие его творческих способностей. Элементы театрализации, фотовыставка к биографии поэта, эвристическая беседа, составление смыслового навигатора по ходу лекции - все способствует максимальной занятости учащихся на уроке, решению коррекцион...
© 2010-2018