Русский язык и Литература

  • Стихи об учителяхУчитель - это человек, который может сделать трудные вещи лёгкими. Нам принадлежит главная роль в формировании будущего страны. Мы признаны быть творческими людьми. Творчество каждого человека проявляется чаще всего тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. Чтобы быть хорошим творцом, нужно любить своё творение, уважать мнение других людей. Предлагаю вашему вниманию несколько своих стихотворений, посвященных учителям. Надеюсь, что они вам понравятся и вы их оцените. Каждый учитель см...
  • Открытый урок по финансам по теме: «Имущественное страхование»Тема имущественного страхования была,есть и будет очень актуальной. Ведь на самом деле не знаешь,что тебя ждет завтра. Особенно,когда это касается имущества. Чаще дорогостоящего.Страхование- одна из из самых древних наук. Именно имущество заставило задуматься человечество о его сохранности, а чуть позже и о возмещении ущерба, причененного данному имуществу.Данный урок имеет много доступной и полезной информации, так же содержит расчеты страховых возмещений и терминологический словарь со схемами....
  • Конспект урока по теме: «А. С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения»Цель: ü познакомить учащихся с отдельными этапами творчества А.С.Пушкина, историей создания повести Капитанская дочка; целью визита А.С.Пушкина в Уральск; литературой о Е.Пугачеве, Пугачевском восстании, родном городе; ü развивать речь учащихся, познавательную активность; ü способствовать формированию познавательного интереса к изучению русской литературы; воспитанию любви и уважения к родному краю и историческому прошлому. Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок-экскурси...
  • Использование регионально-национального компонента на уроках литературы в условиях двуязычияИспользование регионально-национального компонента в условиях двуязычия в школах республики объективно осуществляет педагогическую идею сопряжения двух словесно-художественных культур (Шейман Л. А.). При этом необходимо помнить, что в национальном сознании далеких и этнографически, и культурным традициям наций сформировалось одинаковое отношение к изначальным духовным традициям. Хотя каждая литература располагает специфическими образными средствами, которые делают ее неповторимой.Произведения ту...
  • В. С. Высоцкийв конспекте мероприятия посвященного юбилею великого русского поэта, писателя, актера и музыканта Владимира Семеновича Высоцкого Литературно-музыкальная композиция, посвященная 75-летию В.С. Высоцкого для учащихся 7-8-х классов. в этом конспекте содержатся биографические очерки жизни Высоцкого, тексты его стихотворений и фонограммы песен. что помогает педагогу заинтересовать учащихся прочесть его великие стихи и послушать песни, воспитывать чувство патриотизма, гордости за русских освободителе...
  • Урок-исследованиеУрок литературы в 6 классе. Басни И.А. Крылова. Урок-исследование. Завершающий урок в теме.Творчество великого баснописца изучается только в 6 классе общеобразовательной школы. Учащиеся знакомятся не только с жизнью и творчеством Крылова, его знаменитыми баснями, но и закрепляют ранее изученные сведения о жанре басни. Предшествующие уроки знакомят учащихся с творчеством Эзопа, родоначальника жанра, а также упоминается имя Лафонтена. Данный урок позволит развить умения и навыки учащихся анализиро...
  • Урок литературы по теме В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой”. Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долгаУрок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Материал личностно-ориентированный. Материал урока помогает научить пониманию художественного богатства рассказа, умению понимать замысел автора, хорошо ориентироваться в художественном тексте; уметь работать с предложенным текстом, умению анализировать произведение с идейно-художественной точки зрения. Ученик покажет осознанное и произвольное владение материалом. Работа на уроке индивидуальная и групповая. Осмысление нравственных понятий необхо...
  • Знатоки русского языкав конспекте мероприятия по русскому языку Знатоки русского языка предназначенного для учащихся 5 класса педагоги могут найти вспомогательный материал по темам:глагол, существительное, прилагательное, частица, наречие и другие части речи. учащиеся в игровой форме повторяют все части речи, учатся составлению рифмы, предложений, дополнению четверостиший, проговаривать словосочетания по смыслу, учатся составлять буриме, находят спрятавшиеся ноты, составляют метаграммы,анаграммы, сочиняют стихи с о...
  • Составное глагольное сказуемоеИнтегрированный урок русский язык+ православная культура в восьмом классе на тему Составное глагольное сказуемое. Это урок усвоения новых знаний. .Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке способствует текст пословицы: Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Проверка домашнего задания, цифровой диктант способствуют повторению старого и переходу к усвоению нового материала. На следующем этапе учащиеся осуществляют указанные учителем мыслительные операции ( сравнения, сопоставле...
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВРезультативность обучения литературе зависит от уровня подготовки каждого ученика,который дает возможность школьникам правильно выбрать дальнейшее учебное заведение.Данная публикация представляет собой систему вопросов, которые дают реальную картину знаний как биографии писателя,так и изучаемых произведений A.Чехова.Вопросы, вошедшие в тестовые задания, нацелены на проверку знаний по теории литературы, понимания главной идеи художественного произведения, его проблематики, роли и места в литерату...
  • Читательская конференция «Человек на войне» для учащихся 10-11 кл1»Разработка внеклассного мероприятия в форме читательской конференции составлена по повестям писателя В.Быкова и предназначена для учащихся 10-11 классов. Данное мероприятие включает в себя разнообразные методы и приёмы. Викторина на самого внимательного читателя позволяет вспомнить сюжет и основных героев. Затем следует представление героев, в роли которых выступают учащиеся. И самый важный момент - это дискуссия по повестям писателя. Подводят итог дискуссии слова самого писателя по актуальным в...
  • МастерскаяМастерская на тему Пасха.Мною представлен несколько иной подход к анализу стихотворения А.А.Ахматовой Перед весной бывают дни такие... в 6 классе. Данное занятие имело большой успех у ребят.Подобные уроки помогают развивать ассоциативное мышление, по-иному воспринимать текст художественного лирического текста, создавать свой текст на основе не только анализа стихотворения, но и на основе дополнительно полученных знаний, прививают интерес к чтению, что необходимо в связи с последними требован...
  • Презентация для интерактивной доски «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»Презентация для интерактивной доски Слитное и дефисное написание сложны прилагательных является составной частью урока Слитное и дефисное написание сложны прилагательных (№37770032555). Данная презентация дает возможность сделать урок интересным, создать условия для повышения мотивации у учащихся, а также разнообразить арсенал средств и форм работы на уроке. Презентация содержит задания для повторения предыдущего материала Н и нн в суффиксах прилагательных, о-ё после шипящих и ц. Кроме т...
  • Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий «Бессоюзное сложное предложение»При подготовке урока учитывался тот факт,что,к сожалению,из года в год здоровье школьников становится хуже.Как сделать урок интересным и при этом выполнить все учебные задачи? Не секрет,что для детей нет ничего важнее учебы, но взрослые должны понимать : только сохранив здоровье ребенка, мы можем говорить о том, что наша задача выполнена.Важно использовать при обучении здоровьесберегающие технологии : ароматерапию,библиотерапию,музыкотерапию и т.д. Я постаралась так спланировать урок, чтобы педа...
  • Роман И. С. Тургенева «ОТЦЫ И ДЕТИ». Творческая история романа. Споры вокруг романа. Осмысление текстаКонспект представляет собой подробный анализ романа И.С. Тургенева Отцы и дети.Цели: I. Образовательные: 1. Организовать исследовательскую деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию знаний по творческой истории романа И.С. Тургенева Отцы и дети; 2. Познакомиться содержанием романа И.С Тургенева Отцы и дети; 3. Познакомиться с критическими статьями по роману И. С. Тургенева Отцы и дети; 4. Научиться анализировать критическую литературу в сопоставлении. II. Развивающие: 1. Совершенствование навыков анализа художественного произведения; 2. Совершенствование навыков анализа критической литературы; 3. Закрепить умение выдвигать гипотезы для решения проблемы исследования через организацию самостоятельной работы с различными информационными источниками; 4. Закрепить умение построения грамотного и чёткого ответа на поставленный вопрос; 5. Закрепить умение вычленять главное из текста; 6. Развивать креативность мышления через творческие задания; III. Воспитывающие: 1. Воспитывать трудолюбие, уважение друг к другу; 2. Воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива; 3. Воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям. Оборудование урока: Текст романа И. С. Тургенева Отцы и дети, критическая статья Д. И. Писарева Базаров, критическая статья М. А. Антоновича Асмодей нашего времени, иллюстративный материал, карточки с тестами.
  • Бинарный урок (русский язык и математика)Бинарный урок (русский язык и математика) по теме: Количественные числительные подготовлен и проведен в 6 классе НОУШколаОбраз. Урок рассчитан на 2 часа. Весь урок построен на материале исторических сведений о Москве (Кремль,Царь-колокол и т.д.) Данный урок позволяет заинтересовать ребят в совместной творческой учебной деятельности, привлечь их внимание к материалу урока. Постоянная смена видов деятельности позволяет проводить урок динамично, интересно. Игровые формы, применяемые на данном ...
  • Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»Тип урока – повторение и обобщение сведений по теме Имя прилагатель- ное. Повторение было организовано на материале поэтических и прозаических произведений, объединенных общей темой – зимний пейзаж. Учащиеся более осмысленно усвоили материал на знакомых текстах, многие из которых знают наизусть. Наблюдения над живым, образным языком писателей-художников благоприятным образом сказываются на развитии речи учащихся, которые почувствовали, что употребление прилагательных делает речь музыкальной, богатой интонационными оттенками, содержательной, яркой, красочной, образной. Вся красота зимнего пейзажа передается именно с помощью прилагательных. Текст речевой разминки подготовил детей к восприятию материала на заданную тему- описание зимнего пейзажа. Основные этапы урока. 1.Постановка целей. Работа над эпиграфом. Воспитание культуры учебного труда. Класс быстро настраивается на работу. 2.Сценка Прилагается или прилагательное. Историческая справка о происхождении термина прилагательное. 3.Повторение теоретических сведений по теме. Учащиеся сформулировали грамматическое определение, рассказали о прилагательном как о части речи. 4.Первое задание по составлению предложения потребовало от детей боль-шого умственного напряжения, настроило на серьезную работу. Дети работали со словарем синонимов, выполняли синтаксическую и пунктуационную работу. Очень важный этап на уроке – преодоление ошибок в употреблении прилагательных. Проводились наблюдения над синтаксической функцией прилагательных, орфоэпическими нормами. Учащиеся показали умение выделять из предложения словосочетания типа сущ.+прил.. Выполнялась орфографическая работа. В тексте находились субстантивированные прилагательные. 5.Самый сложный этап урока – творческая работа. Ребята вставляли в текст подходящие по смыслу прилагательные и сравнивали с авторским текстом. Аналогичное задание было задано на дом, но текст менее сложный, т.к. у детей разный словарный запас, и более слабые ученики могут с заданием не справиться. 6.Проверка домашнего задания: иллюстрации к художественным текстам. 7.Прослушивание фрагмента из музыкального альбома Времена года П.И.Чайковского. Осуществление межпредметных связей способствовало достижению поставленных целей. 8.Завершающий этап урока – комплексная работа с текстом, которая показала степень усвоенности материала. Учащиеся озаглавили текст, определили тему, основную мысль, стиль и тип текста. Выполнили все предлагаемые задания. 9.Подведение итогов урока.
  • Конспект урока русского языкка в 5-ом классе «Виды глагола»Предлагаю конспект урока по русскому языку в 5-ом классе по теме Виды глаголов, который составлен по учебнику Е.А.Быстровой. Данный урок построен по требованиям стандарта образования второго поколения. Он ориентирован на учащихся сельской национальной школы, с учетом их менталитета, возраста. На уроке применяется ИКТ- технология, фронтальная , индивидуальная, групповая форма работ. Работа в группах в форме мини- проекта. Материал для которого выбран из произведения Ю.М.Нагибина Зимний дуб, к...
  • Интегрированный урок русского и казахского языков Зат есiм. Наурыз. Имя существительное (обобщение)»Учителя казахского и русского языков высшей категории – Валеева Ж.Е., Альмухамедова Б. К. Интегрированный урок казахского языка и русского языка в 5 В классе Тема: Зат есiм. Наурыз. Имя существительное (обобщение) Мақсаттары: -Оқушыларды өнерге баули отырып,төл мерекеміз Наурызды насихаттау. -Оқушылардың ойлау,сөйлеу қабілеттерін дамыту, зат есімді қайталау. -Қазақ халқының салт-дәстүрлерін құрметтеуге тәрбиелеу. Цели урока: повторить морфологические признаки существительног... Учителя казахского и русского языков: Альмухамедова Б. К., Валеева Ж. Е. 2014 год.
  • «Разработка части В ЕГЭ по русскому языку на основе рассказов И. А. Бунина» Проектная деятельностьУрок проводится в разновозрастной социально-гуманитарной группе 10-11 класса. Учащиеся на основе рассказа Чистый понедельник Ивана Алексеевича Бунина разрабатывают часть В единого государственного экзамена по русскому языку. В рамках системно-деятельностного подхода проводятся уроки в 10-11классах. Класс разделён на 4 группы, каждая группа работает над своей частью задания В ЕГЭ по русскому языку., выбраны консультанты. Учащиеся составляют презентацию для защиты своей работы: 1 слайд - тема и ...
  • Работа ШМО цикла «Филология» в 2013-2014 годуВ папке представлен материал , содержащий подробное планирование работы школьного методического объединения учителей русского языка, литературы и английского языка.Здесь же находятся протоколы заседаний школьных методических объединений.В папку включен план проведения предметной недели цикла Филологии(неделя русского языка, литературы и английского языка).План оформлен в таблицу на отдельных листах, которые после распечатки на цветных листах и склеивания оформляются в объявление о проведении п...
  • Программа по хореографии для детей 5-7 летУважаемые читатели! Моя программа по хореографии непременно поможет начинающим хореографам и не только. Материалов по такому предмету, как хореография крайне мало. И нам, хореографам, приходится сложно. Занятия хореографией и музыкально - ритмические занятия чрезвычайно важны для детей. Они помогают ребенку приобрести не только пластику, умение координировать, ориентироваться в пространстве, но и стать полноценной, уверенной в себе личностью. А так же эта программа поможет хореографам организо...
  • Проект по литературе. Электронный журнал «г. Семёнов»Журнал - печатное периодическое издание. А электронный журнал отличается от печатного лишь тем, что его можно посмотреть на компьютере. У нашего журнала имеется: обложка, оглавление. Так же у нас есть пять статей, а изюминкой нашего журнала является то, что у нас есть две рубрики – Картинная галерея и Путевые заметки. А расскажем мы вам про краснощекую красавицу – Семеновскую матрешку.Нам было интересно попробовать себя в создании электронного журнала, и мы решили его сделать. Вначале было с...
  • Школьная газета «Forever!-Навсегда!» Школьная газета как одна из форм организации внеклассной работы по предмету. Учащиеся с удовольствием пишут, сочиняют, берут интервью у жителей села, сверстников, ветеранов войны и труда. Школьная газета для многих - это первая проба пера. Юнкоры участвуют в творческих конкурсах, публикуют свои материалы в районной газете. Каждый из нас радуется очередному выпуску и ждет с нетерпением следующий. Наша газета по-своему оригинальна: мы пишем свою историю школы, села. О каждом событии стараемся ра...
  • Торжественное открытие конкурса «Учитель года»Мальчик: Добрый день, дамы и господа!Девочка: Бунджур, мадам и мусьё!Мальчик: (шепчет, но громко, её имя) Не мусьё, а месье!Девочка: Не сбивай меня, я всё утро учила!Мальчик: Мы рады вас приветствовать, леди …Девочка: …и мусьё! (широко улыбается)Мальчик: Леди энд джентльмены!Девочка: На календаре месяц декабрь и нам так хочется поздравить всех вас с наступающим Новым годом!Мальчик: Какой Новый год, Оля?! У нас здесь конкурс! Серьезный конкурс! Учитель Года!Девочка: Подумаешь, конкурс... Посвящаем эту песню…
  • Статья «Обучение русскому языку в классах с полиэтническим составом: проблемы и пути их преодоления»В статье рассматривается эффективность процесса обучения русского языка в полиэтничных классах ,т.е. создание на уроке ситуации, когда ученик ощущает успех, то есть радость познания. Перед учителем русского языка, работающим в полиэтническом классе, стоит проблема дополнять программный материал новыми для учащихся языковыми фактами и явлениями. Порой наиболее сложный языковой материал является наиболее необходимым для обучения речи и поэтому подлежит изучению на самых первых этапах обучения русс...
  • План-конспект по литературе: «Мысль семейная в романе Толстого «Война и мир»»Данный план-конспект предлагается для преподавателей русского языка и литературы, работающих в старших классах или в колледжах по программам НПО и СПО. Роман-эпопея Война и мир является довольно объёмным произведением, и обучающиеся часто не могут прочитать его от начала до конца. Тем более, что данная тема предполагает работу с разными главами. С помощью этого конспекта преподаватель может дать опережающее задание отдельным ребятам, они готовят выступление, презентацию, что делает урок более ...
  • Применение игровых технологий на уроке русского языкаПрименение игровых технологий в 5-х классах очень актуально, в связи с психологическими особенностями этого возраста. Вызывает интерес к предмету, урок становится увлекательным путешествием по разделам русского языка. Дети более активно учавствуют, особенно это касается тех учащихся которые слабоуспевают по предмету. На уроке присутствуют коррекционной педагогике так как в классах обучаются дети 7 вида. Это дает хороший толчек к пониманию предмета, его полное содержание обыгрывается не только со...
  • Тема родины в лирике ЕсенинаПрезентация и конспект урока в 9 классе с ИКТ поддержкой в одном архивированном файле.Конспект содержит сведения о малой родине С.А. Есенина с презентационной поддержкой виртуального путешествия по селу Константинову, литературный монтаж с музыкальным сопровождением, авторскими стихами педагога, посвящённых Есенину. Данный материал можно использовать на уроках литературы в 9 классе, а также в 11 классе, усложнив материал аналитическими заданиями. Материал опирается на УМК Т.Ф. Курдюмовой.Яркая п...
  • Изучение литературы постреалистического направления в старших классахЗнакомство учащихся с произведениями, не входящими в школьную программу, на произведении М.Чванова. Понимание смысла личного бытия и, как следствие, - дружба, предательство, умение выстоять, спасая другого, в самой трудной ситуации Анализ совместно с психологом поведенческих мотивов, приведших к непоправимому поступку – малодушию, трусости, и как следствие, предательству.Учащиеся делают выводы о том, что главное в жизни – всегда оставаться Человеком. Семен Данилов, известный якутский писатель, к...
  • Классный часКУРЕНИЕ! Все больше мы говорим детям, что курение это вред. Сегодня многие ошибочно думают, что это очень красиво, стильно, эстетично. С сигаретой в руках мужчины выглядят на много брутальней, мужественней, а женщины изящней и симпатичней. Нам очень сложно доказывать обратное. В связи с этим мной с детьми был разработан классный час на тему Курение и мифы о нем. Материалы брались из различных источников (журналов, газет, теле передач, интернета и прим. взрослых). В начале проведения классного ...
  • Урок, на котором воспитывается человекВ статье представлены размышления о важности урока литературы для современной школы. Сегодня часто можно услышать, что дети перестали читать. Книги заменили современными гаджетами. В статье я пытаюсь ответить на вопрос: как сделать так, чтобы урок, на котором воспитывается человек, был интересным, захватывающим и побуждающим открыть книгу и окунуться в ее мир. Учитель и ученики должны слиться в едином процессе - исследовании, поднимать проблемы, задавать вопросы и отвечать на них. Чтобы дети зах...
  • С Чередование а - о гар-гор, зар-зор, клан-клон, кас-косКак получился процесс вовлечения учеников в формулирование собственных идей и вопросов? Одним из главных в обучении для усвоения нового материала являются исходные знания учащихся. При подборе и сортировке материала к урокам я опиралась на то, что в начале учебного процесса ученики обязательно уже что – то знают о предложенной теме, и эти исходные знания являются отправной точкой для усвоения нового материала. (РУ,стр. 139). С целью выявления раннее полученных знаний детей на первом уроке по теме Чередование а- о в корне гар-гор, кас-кос, клан-клон, зар-зор. применила на уроке ... В данной работе была предусмотрена предварительная работа по работе с консультантами, даны карточки –задания. В процессе работы в паре и группе наблюдаю, как дети сортируют информацию. Задаю вопрос: Обоснуйте, почему? Определив уже знакомые корни, учащиеся использовали свои знания для заполнения первоначального кластера. Эта работа послужила и отправной точкой для усвоения новых знаний и хорошей мотивацией к поиску новых знаний.
  • Культура речи учителяВ первой главе нашей работы мы рассмотрели соотношение понятий культура языка и культура речи, понятие языковой нормы, типы норм и пришли к выводу, что речевая культура является неотъемлемой частью общей культуры человека. Правильность речи – фундамент языковой культуры. В эпоху новейших технологий, всеобщей и полной компьютеризации, распространения видеотехники и других достижений современной цивилизации владение его литературными нормами обязательно для всякого образованного человека и пат... Во второй главе мы описали исследование, которое было проведено во время работы над указанной темой. Результаты показали, что использование продуктивных методов и приёмов работы по формированию, развитию и закреплению навыков правильного употребления литературных норм ведёт к повышению уровня общей языковой и речевой культуры педагогов. Тем самым мы доказали правильность положений нашей гипотезы.
  • Литературный вечер «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой»Литературный вечер, литературная гостиная - традиционные, но, к сожалению, незаслуженно забытые формы внеклассной работы по предмету. Хотелось ещё раз окунуться в атмосферу эпохи А.С. Пушкина, рассказать о его нелегкой судьбе. В сценарии мероприятия использован краеведческий материал по теме:А.С. Пушкин и Тамбовский край, который поможет учащимся лучше узнать историю родного края, откроет новые имена. Здесь прозвучат стихи поэта, музыка. Богатый краеведческий материал позволит начать новые исс...
  • Исследовательский проект «Интересные факты из жизни Гоголя». »Данный исследовательский проект представляет собой непосредственно исторические факты из жизни Гоголя, иллюстрации, фотографии.Проект сопровождается красочной презеньацией презентацией. Я думаю, что многим моим уважаемым коллегам эта работа поможет провести урок на высоком уровне. От себя хочу еще добавить. Поисковая исследовательская работа-это кропотливый, мнгочасовой труд. Но результат заставляет радоваться учителя, и пробуждает необычайный интерес к литературе со стороны учеников. В моей пра...
  • Урок «Женские образы романа А. Пушкина «Евгений Онегин». ЛитератураПо форме - это урок-размышление,тема которого задана цитатой, вынесенной в название: Это та жизнь, которая должна быть, но нету (П.Вайль и А.Генис).Урок проводился в 10 классе в рамках повторения в начале учебного года(2 часа), но при хорошей подготовке учащихся его можно провести и в 9 классе при изучении романа. В ходе проведения урока предусмотрена групповая форма работы по проблемным вопросам (приведены предполагаемые ответы), составление опорных схем, аналитическая беседа, ассоциативная р...
  • Конспект урока «Обращение. Знаки препинания при обращении. Звательный падеж»Конспект урока по русскому языку (5 класс) Цель: знакомство со звательным падежом, способами выражения обращения. Урок направлен на развитие компетенций.Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельна. Оборудование: ПК, интерактивная доска, мультимедийная презентация, УМК Русский язык (5 класс), авторы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов. М., Дрофа. 2011), словари, карточки с новыми словами (супостат, губитель), задания на карточках с индексами 3, П, Ц, магниты.
  • Разработка урокаМетодическая разработка урока русского языка с использованием лицензионного программного обеспечения(ПМК Наставник. Средняя школа. Русский язык) Предмет русский язык, 6 класс Урок закрепления и обобщения сведений о способах образования имен существительных с компьютерной поддержкой (с использованием ПМК Наставник. Средняя школа. Русский язык). Применение ЭСО способствует развитию у учащихся чувства ответственности за свой результат, позволяет проводить урок более динамично, наглядно, живо и эмоционально.
  • Повторение по теме Имя существительноеОтдел образования Сосновоборского района Пензенской области Принято Утверждено решением педагогического приказом директора школы совета Протокол №9 от 30.08.2013 №70 от 01.09.2013 ______Каримова И.К. Тематическое планирование по предмету Литература для 5 класса МБОУ СОШ села Индерка на 2013-2014 учебный год Составил: учитель русского языка и литературы Акчурина Анжела Замировна 2013 Пояснительная записка Тематическое планирование по литературе для 5 класса составлено на основе Основной образовательной программы основного общего образования по ФГОС второго поколения(Приложение 1) на 2013-2014 учебный год № урока Тема урока Кол-во часов Наме- ченная дата Дата про- веде- ния 1 Литература как искусство слова 1 Фольклор 16 2 Загадки 1 3 Пословицы и поговорки 1 4-5 Лиса и дрозд 2 6-8 Перышко Финиста — Ясна сокола 3 9-10 Ванюшка и царевна 2 ...
  • Урок «Разоблачение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» идеи «одно зло и сто добрых дел»Тип урока: формирование новых знаний Форма урока: педагогическая мастерская Цели: Подвести студентов к пониманию истинных причин опустошенности жизни Свидригайлова и его попытки нравственного воскрешения.Добиться понимания обучающимися того, что в жизни человека, совесть которого нечиста, возможен такой момент, когда уже ничто не может спасти его. Задачи: Учить анализировать эпизоды эпического произведения.Развивать память, внимание, выразительное чтение, чувство любви к прекрасному (литература, кино).Формировать гражданскую позицию; пробудить чувство ответственности за свою собственную жизнь, за свои поступки.
  • Технологическая карта урокаТехнологическая карта урока литературы в 5 классе. Тема Лирика А.С.Пушкина. Поэтические картины зимы. Автор УМК: Т.Ф.Курдюмова Литература 5 класс в 2 ч. Ч.1:Учебник-христоматия для общеобразовательных учреждений. М.:Дрофа, 2009. На уроке учитель организует сопоставление двух поэтических произведений Пушкина о зиме: Зимний вечер и Зимнее утро. В конце урока дети делают выводы, чем похожи и чем отличаются эти два произведения. Что с помощью слов можно показать природу и состояние души. За ...
  • Разработка сценария: проведение праздника НаурызДанная разработка поможет организаторам школ,лицеев,гимназий и других образовательных учреждений правильно организовать и провести праздник Наурыз в образовательных учреждениях. Данная разработка поможет создать атмосферу дружбы и доверия между этническими группами, осуществить укрепление гражданского мира и межнационального согласия, после проведения данного мероприятия произойдет сближение культур народов Казахстана, будет подчеркнута самобытность Казахстанской полиэтничной культуры. А так же ...
  • Терминологическая лексика русского языкаЗадачи: • Повторить значение терминов: лексика общеупотребительная и ограниченная в употреблении.• Дать понятие о международных словообразовательных элементах.Развивающая:• Способствовать развитию навыков анализа языкового материала.Воспитательная:• Воспитывать желание говорить и писать грамотно
  • «Путешествие по стране Морфемики-Орфографии»Тема: Повторение и закрепление полученных знаний по разделу Морфемика. ОрфографияЦель: повторить и закрепить полученные знания по разделу. Очень хорошая подготовка к контрольному диктанту.В конспекте урока старалась использовать интересные и необычные задания, чтобы достичь поставленных целей. Игровая форма способствует продуктивной работе на уроке. В ходе игры, учащиеся проговаривают устно правила орфографии и закрепляют навык на письме, что способствует лучшему запоминанию материала.Так же р...
  • Новогодний сценарийНовогодний сценарий Волшебный новый год для проведения праздника для учащихся начальной школы. Для проведения праздника потребуется: новогоднее музыкальное сопровождение, карты для цыганок, замок из картона, маски всем героям-животным, костюм деда мороза и снегурочки.Сценарий был проведен в преддверие года Лошади. Сценарий составлен в стихотворной форме что позволяет ребенку быстро заучивать слова. После сценария можно провести беспроигрышную лотерею, которую дети очень любят и ждут с нетерпен...
  • Обобщающий урок по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 «Б» классе. Печорин – герой своего времени?Я запланировала один из уроков, чтобы понаблюдать за учащимися самой и дать возможность сделать это моим коллегам. Это был урок Lesson study. Разработав таблицы наблюдений, я хотела провести свое исследование, чтобы выяснить некоторые аспекты в своем преподавании: потребности учащихся в целом и отдельных учеников; каким образом строить свою работу, чтобы формировать у учащихся мышления более высоко порядка; какие вопросы ставить для развития ключевых понятий. Это был обобщающий урок по роману М.... Весь урок я строила с расчетом понимания учащимися тех заданий, которые они выполняли. Положительный настрой на урок (смайлик в тетради), целеполагание и мозговой штурм (тесты по изученному произведению по таксономии Блума на знание). Следующим этапом была работа в группах. Каждая группа имела свой вопрос, освещение которого давало учащимся не только право получить хорошую оценку, но и проследить у них понимания ключевых понятий и уровня их мышления. Конечно, при раздаче вопросов я смотрела на состав групп. Если в группе были сильные учащиеся, то вопрос доставался более высокого порядка. Задания были следующие: 1. Составить схему С кем из героев взаимодействует Печорин на протяжении всего романа. Почему Лермонтов выделил т... Что я еще увидела и оценила на этом уроке, так это то, что учащееся уже могут легко менять группы, и проблем по созданию коллаборативной среды у меня не возникало. Следующим этапом урока было формирование трех групп из четырех, и работа в группах по новым вопросам. 1. Печорин – герой своего времени, 2. Печорин – не герой своего времени, 3. Мог ли быть Печорин героем нашего времени? Все эти наброски ответов происходили на фоне удачной презентации фильма, взятой из сети Интернет, где как раз... Следовательно, на этом уроке я не только выявила потребности учеников, но и увидела проблемы, которые предстоит решать. Это продумывание отдельных заданий для учащихся со слабой мотивацией, чтобы дать им возможность для раскрытия своего потенциала.
  • Урок-обобщение по теме «Лексика. Фразеология»Разработка урока содержит разнообразные задания по теме Лексика с применением ИКТ, что позволяет учащимся максимально полно усвоить изучаемый материал. Урок начинается с лексической разминки: учащиеся должны разгадать загадки и определить виды значения слов. Активизировать познавательную активность позволяют шифровки, в которых заключены правила по теме. Разгадывая их, учащиеся выполняют различные задания по теме. В конце урока - итоговое тестирование, которое позволяет определить степень усво...
  • Диктанты по теме «Разносклоняемые существительные»Словарный и объяснительный диктанты по теме Разносклоняемые имена существительные следует проводить на заключительных этапах изучения данной темы. На одном из уроков можно провести словарный диктант, на следующем уроке- объяснительный ( или предупредительный) диктант. По объёму текст диктанта невелик, поэтому на уроке учитель успеет выслушать объяснения учеников по поводу выбора той или иной орфограммы. К диктанту даны грамматические задания: ученикам предстоит выписать разносклоняемые существ...
  • Конспек урока по русскому языку по теме «Лексика. Лексическое значение слова» Курс лексики в 5классе - новая ступень в изучении словарной системы русского языка, которое начато в начальной щколе. Основная цель данного урока – закрепить знания учащихся об изученных понятиях, упрочить лексикологичкские умения , создать базу для изучения новых лексических понятий и для формирования новых лексикологических умений. Тип урока – объяснение нового материала. Оно было основано на знаниях о лексике и лексическом значении слова, которые были даны учащимся в 4 классе. Это было знакомство с разделом, которое не сопровождалось специальной терминологией. Материал урока соотнесен с возможностями данного коллектива. Структура урока зависит от возрастных особенностей учащихся и специфики данного класса. Основные этапы урока: 1.Организационный момент. 2.Повторение разделов Синтаксис и Фонетика. Работа с эпиграфом. 3.Эмоциональный настрой детей на работу по данной теме. Речевая разминка. 4.Словарно- орфографическая работа. Переход к новой теме. 5.Объяснение нового материала. 6.Работа с отрывком из стих. А.Прокофьева. Определение лексического значения незнакомых слов по толковому словарю. Сопутствующее повторение. 7.Обзорное знакомство со словарями русского языка. 8.Введение элемента занимательности: чтение алфавита по таблице. 9.Лексический диктант. 10.Загадки-складки. 11.Сообщение учителя о словарном запасе отдельных категорий людей. 12.Работа с текстом: а)Подобрать подходящий по смыслу заголовок. б)Выяснение значения отдельных слов и выражений, непонятных учащимся. в)Словарно-офографическая работа со словом сверстник. 13.Домашнее задание (по тексту). 14.Подведение итогов урока. 15.Чтение стих. Я.Козловского птичьим базаром. К новой теме учащихся целесообразно подвести с помощью беседы по вопросам: Какие разделы науки о языке вам известны? Что в них изучается? Вывод делает сам учитель. При объяснении понятия о лексике, лексическом значении слова знания сообщаются учащимся в готовом виде, так как эти теоретические вопросы сложны для самостоятельных исследований детей. К уроку было подобрано 2 эпиграфа. В высказывании М.В.Ломоносова отражена основная функция слова- коммуникативная, это средство общения между людьми. Основная мысль К.Паустовского заключается в том, что всем Предметам, которые нас окружают, и всем происходящим явлениям даны в языке названия, то есть значения. Текст речевой разминки подтверждает слова эпиграфов, готовит детей к восприятию нового материала .Дети выполняли задания, которые направлены на осознание сущности лексикологических понятий- лексика, лексическое значение, лексикон и на формирование лексических умений: нахождение незнакомых слов в тексте, поэтическом и прозаическом, самостоятельное толкование лексических значений и нахождение их в толковом словаре; узнавание слова по толкованию его лексического значения, нахождение в тексте слов с указанным лексическим значением. (-Каким словом можно назвать людей одинакового возраста? -Сверстник.) Дети давали толкование не только отдельных слов, но и целых выражений. Эти задания носят поисковый характер. Завершающий этап урока - комплексная работа с текстом, которая показала степень усвоения материала. Во время работы с текстом использовался принцип опережающего обучения: давалось первичное понятие об устаревших словах, неологизмах, словах, употребленных в переносном значении. На протяжении всего урока осуществлялось сопутствующее повторение следующих разделов: Синтаксис. Тире между подлежащим и сказуемым. Запятая в сложном предложении. Синтаксический разбор сложного предложения. Фонетика. Знание алфавита. Фонетический разбор слова бирюза. Орфография. Правописание словарных слов в лексическом диктанте, работа над орфограммами в тексте и их графическим обозначением.
© 2010-2018