Русский язык и Литература

  • Фразеологизмы. Пословицы. ПоговоркиХод урока:. Организационный момент. Психологический настрой учащихся на урок.Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение каким вы хотите, чтобы получился урок А вы поможете мне провести такой урок Что самое главное мы должны сделать на уроке Итак, не будем бить баклуши! Вы засучите рукава.Задания приготовитесь слушать,Чтоб не кружилась голова.Сообщение темы и цели урока.Сегодня нам предстоит изучить самую интересную тему Фразеологизмы. Пословицы. Поговорки.(называю цель и задачи ур...
  • С. Есенин стихотворение «Береза»Ход урока: Целевая установка.Здравствуйте, ребята, давайте представим, что мы находимся в роще. Какие чувства вас охватывают? (восторг, восхищение, радость…Введение в тему (мотивация) Ребята, давайте посмотрим картины природы. Что изображено на иллюстрациях. (1 слайд)Какое из этих деревьев стало символом России, самое любимое дерево русского народа. Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской красавицей.О ней сложено много песен, былин, сказок. Её видят как хитр...
  • ТестыМною составлена тестовая работа для учащихся 5 класса по произведениям А.П.Чехова: Лошадиная фамилия, Хамелеон, Злоумышленник, Пересолил, Хирургия (по учебнику Меркина). по времени тест занимает не больше 10 минут, поэтому целесообразно провести его в качестве итога урока или рефлексии. Данная работа состоит из четырнадцати заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных вариантов. С помощью данной работы проверяются знания прочитанных текстов, внимательность детей ...
  • Русский язык Трудные случаи пунктуацииI. Озвучивание целей урока: Тексты и стихотворения познакомят с особенностями поэтического стиля Есенина, Пушкина. Исследование поэтического и прозаического текстов позволят определить новые возможности ССП и БСП. 2. Звучит фрагмент песни в исполнении Безрукова Не жалею, не зову, не плачу. 3. Работа с текстомМарченко.Вопросы к тексту. 4. Работа в группах. Задание: мини-исследование Трудные случаи пунктуации(постановка запятой в простом предложении и ССП перед союзом и, составление схем). 5. Чтение учащимися фрагментов из стихотворений Осень, Зимнее утро. 6. Картина И.Е.Репина Выступление Пушкина на экзамене в Лицее Конструирование ССП с соединительным союзом и. 7. Коллективное исследование поэтических текстов А.С.Пушкина. 8.Работа в группах: мини-исследования Роль БСП в стилистическом своеобразии А.С.Пушкина 9. Подведение итогов. 10. Проверка знаний по пунктуации: индивидуальное выполнение тестов (компьютер)
  • Тестовые задания по русскому языку в формате ЕГЭ: задание В 2Тестовые задания по русскому языку в формате ЕГЭ: задание В 2 - это горизонтальный тест для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Их использование очень удобно. Сначала повторяем теорию, необходимую для выполнения задания В2, потом разбираем алгоритм работы над заданием, а в заключение отрабатываем практический навык выполнения задания В 2 единого государственного экзамена по русскому языку. Таким образом работаем над каждым заданием, входящим в КИМ. Это даёт очень хороший результат и при организ...
  • Программа дополнительного образования по русскому языкуУчитывая то обстоятельство, что в седьмом классе заканчивается изучение морфологии и орфографии, считаем необходимым дополнительное, более углубленное изучение и закрепление знаний и навыков по этим разделам на текстовом материале, с элементами творчества. Работа с текстом поможет развить умения самостоятельно сопоставлять, сравнивать, обобщать, выстраивать в систему языковые явления, выделять в изученном материале главное и второстепенное, усваивать понятия осознанно, составлять собственное мне... В целях углубленного изучения морфологии и орфографии считаем уместным использование программно-методического комплекса Семейный наставник. Семейный наставник предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ученику индивидуальных рекомендации по устранению пробелов в знаниях. Использование информационных технологий поможет развить у учащихся интерактивность, самостоятельность в решении языковых задач. П...
  • Изучение рассказа Джека Лондона «Северная Одиссея»;1. Джек Лондон – писатель-бунтарь (урок-встреча) Тип урока: урок-введение Вид урока: урок-встреча Выбор рассказа Джека Лондона Северная Одиссея обусловлен тем, что тема Севера для якутских школьников близка и интересна. Для создания нужного настроения, психологической подготовки к уроку класс оформляется заранее: готовится расширенный тематический стенд, где помимо портрета писателя, учащиеся видят фотографии Д. Лондона, близких и родных писателя, рисунки и иллюстрации к его произведениям, высказывания о нем русских и зарубежных писателей. Здесь же представлены иллюстрации к рассказу С... Цели и задачи урока определяются следующим образом: Познакомить с американским писателем Джеком Лондоном и его эпохой, с рассказом Северная Одиссея, расширить кругозор учащихся; развивать навыки комментированного чтения, вызвать интерес к творчеству писателя, к рассказу Северная Одиссея, показать иллюстрации о жизни и творчестве писателя; рассказать об эпохе, в которой жил Джек Лондон; показать иллюстрации к рассказу Северная Одиссея, расширить словарный запас учащихся; развивать технику чтения, создать атмосферу эмоциональной и психологич... План урока 1.Америка Джека Лондона конца XIX-начала XX веков. 2. Джек Лондон – писатель и человек. 3. История создания рассказа Джека Лондона Северная Одиссея. Словарная работа: бунтарь, золотая лихорадка, Наас, Унга, Аксель Гундерсон, старатель, умиак, каяк, фут. Оборудование: расширенный тематический стенд Джек Лондон. Жизнь и творчество, иллюстрации к рассказу Северная Одиссея, слайды об эпохе и жизни писателя, его творчестве. Ход урока
  • КВН по предметам «Техническая механика» и «Геодезия»Цели: выявление уровня знаний по курсу Геодезия и Техническая механика. Контроль и коррекция знаний, умений, навыков обучающихся. · развитие познавательного интереса к техническим наукам. Показ необходимости широкого и свободного использования в жизни приобретенных знаний; · стимулирование обучающихся к высказыванию, к использованию различных способов выполнения заданий; · формирование самостоятельности, воспитание интеллектуальных качеств; · создание ситуации успеха для каждого обучающегося, воспитание уважения к сопернику, уверенность в своих силах и знаниях, волю к победе, умение работать в команде.
  • Нравственное воспитание на уроках русского языкаНравственное воспитание на уроках русского языка Из опыта работы учителя русского языка МКОУ СОШ №13с.Ыллымах Рязановой.Е.А Условие возникновения, становления опыта Каждый школьный предмет, по сути, является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Предмет русский язык не является среди них исключением. Ф.И.Буслаева, говорил: Нет ни одного … предмета, в котором бы так тесно и гармонически совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении языку Действительно, воспитательное воздействие на учащихся при обучении русскому языку велико. Оно вытекает из объективно существующих связей межу языком и самыми разнообразными сторонами действительности. Природа лингвистических объектов такова, что в них отражаются и реалии предметного мира, и человеческие отношения, и внутренний мир человека, его познавательная деятельность. Одним из несомненных преимуществ уроков русского языка является то, что учитель может и организовать откровенную беседу по тому или иному этическому вопросу, и затронуть тот же вопрос незаметно для учащихся, давая лишь образцы для подражания, пищу для размышлений, оставаясь, казалось бы, в стороне от тех нравственных проблем, которые, по его замыслу, встают перед учащимися. Выбранная мною тема Нравственное воспитание на уроках русского языка помогает решать задачи нравственного воспитания, поставленные перед школой и обществом. Отдельными крупицами опыта работы в этом направлении и хотелось бы поделиться. Основная цель моей работы: создание системы нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках русского языка Достижение цели вижу в следующем: -пробуждение интереса учащихся к учебному предмету; -формирование и развитие нравственных основ поведения; -формирование патриотического чувства. -обогащение речи -развитие познавательных интересов Актуальность: введение ФГОС
  • Исследовательская работа по краеведению на тему «Литературные места нашего города» на базе школьного литературно-краеведческого клуба «Южное Слово»Автор этой работы приглашает своих виртуальных гостей совершить экскурсию по уникальным литературным местам своего родного города - по Государственному музею - заповеднику М.Ю. Лермонтова. Эта работа посвящена 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова и является итогом многолетней работы ученицы 11 класса в школьном литературно-краеведческом клубе Южное Слово. Через два месяца она расстанется со школой, но память о многочисленных экскурсиях по лермонтовским местам , запечатлённая в этой ...
  • Разработка внеклассного мероприятия по предметуРазработка внеклассного мероприятия по предмету.Игра Поезд знаний. 5 класс.Цель: пробудить интерес учащихся к русскому языку, развивать навыки работать в команде, способствовать становлению нравственных качеств, сплочению коллектива, укреплению дружеских отношений в классе.Ход мероприятия I Вступление (слово ведущего) II Основная часть (работа по станциям-заданиям). 1) Переводчик (подобрать синонимы к словам)2) Шифры и клады (заменить цифры буквами) +загадки-стихи ... III Подведение итогов (награждение победителей)Игра со зрителями Загадки В малине понимает толк Хозяин леса, бурый ...(Медведь) Кто стучит, как в барабан? На сосне сидит ...(Дятел) Кто не дружит с ярким светом, Под землей зимой и летом? Носом он изрыл весь склон. Это просто серый...(Крот) Кто в лесу дрожит под елкой, Чтоб не встретиться с двустволкой? Скачет полем, осмелев. Этот зверь зовется...(Заяц) Этот зверь зимою спит, Неуклюжий он на вид. Любит ягоды и мед. А зовется...(Медведь) В чаще, го... Задачки с подвохом 1) Какие часы показывают точное время только два раза в сутки?Ответ: часы, которые остановились. 2) Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? Ответ: когда дверь открыта. 3) Как написать слово мышеловка пятью бук­вами?Ответ: кошка. 4) Когда руки бывают местоимениями? Ответ: когда они вы-мы-ты. 5) Какое женское имя состоит из двух букв, которые дважды повторяются? Ответ: Анна, Алла. 6) Где край света?Ответ: там, где начинается тень. 7) Какое слово всегда зву... Ответ: Полка.
  • Доклад по теме «Развитие познавательной активности обучающихся на уроках письма и развития речи через использование словарной работы»Использование разных видов словарной работы на уроках письма и развития речи – одна из эффективных форм развития познавательной активности обучающихся. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. Словарная работа сводится к тому, чтобы ученик понимал значение этого слова и, если возможно, этимологию его; умел им пользоваться, т.е. употреблял это слово в речи, устной и письменной, мог оперировать им безошибочно в разных позициях. Словарные работы помогают ученикам решить несколько задач: познавательную (знакомство со словом, его значением, этимологией), практическую (орфография слова, его употребление в речи, овладение нормами литературного русского языка), обогащение словарного запаса че...
  • Урок - лаборатория по теме «Имя числительное»459 Урок проводится в форме лаборатории по теме Имя числительное для обучающихся 9 класса коррекционной школы 8 вида. Основная задача на уроке – обобщить все полученные знания по теме Имя числительное. На уроке рассматривается история происхождения некоторых числительных, разряды числительных, правила правописания числительных. В лаборатории 3 вопроса: исторический, теоретический и грамматический. С учётом особенностей и возраста детей с ОВЗ подобраны коррекционно-развивающие упражнения. Оборудования к уроку: словарные слова, раздаточные карточки, таблицы, электронная презентация, проектор, ноутбук.
  • УрокУчитель: Хайрова Юлия Павловна Урок по русскому языку для 1 класса Алфавит Тема: Алфавит. Цель: учить правильно, называть буквы и использовать их. Задачи: 1. Закрепить знание алфавита (предметная задача). 2. Учить принимать и сохранять учебную задачу (метапредметная задача). 3. Формирование привычки к рефлексии (личностная задача). I. Постановка учебной задачи. - Сегодня у нас необычный урок. Чтобы узнать тему урока, нужно отгадать загадку. Буквы - значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построились в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется он … (алфавит). На доске: Тема урока: Алфавит. - Что такое алфавит? - Где можно узнать точное значение этого слова? (В толковом словаре или в букваре на стр. 116). - Кто назовёт буквы в алфавитном порядке? - Откройте прописи на стр. 48, 49. - Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? - Я не буду спрашивать, надо ли знать алфавит. Вы, конечно, подтвердите. А вот можете ли вы сказать, кого можно назвать знатоком алфавита? На доске: Кого можно назвать знатоком алфавита? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно пройти ряд испытаний, и кто с успехом пройдёт их, тот и может назвать себя знатоком алфавита. II. Закрепление знаний по теме: Алфавит. Работа над каллиграфией. 1. Буквы алфавита и их звуки. - Начинаем первое испытание. - Откройте прописи на стр. 48. Прочитайте слово вверху. (Алфавит.) - Посмотрите на значки ниже. Как вы думаете, о чем вас просят авторы. ( Записать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.) - Назовите буквы гласных звуков. Что вы о них знаете? - 1 человек будет писать на доске, а остальные в тетрадях, затем мы проверим правильность написания букв и каллиграфию в парах. Запись под диктовку: а, о, у, я, и, ы, ю, ѐ, е, э. - Обменяйтесь тетрадями, возьмите простые карандаши в руки, если вы довольны написанной буквой, поставьте сверху +, если не довольны -. (1 человек проверяет у доски.) - Какие буквы ещё просят вас написать авторы? Что вы знаете о них? Запись под диктовку: б, д, х, ж, з, й, с, н. - 1 человек будет писать на доске, а остальные в тетрадях, затем мы проверим правильность написания букв и каллиграфию в парах. - О каких буквах мы ещё не говорили на уроке? Что вы о них знаете? - Итак, с первым заданием вы справились. Исходя из этого задания ответьте: - Кого можно назвать знатоком алфавита? (Кто правильно и красиво пишет буквы.) 2. Порядок букв в алфавите. - Начинаем второе испытание. - Запишите слова под диктовку: гриб, аист, белка, ветка. (Для записи по одному человеку выходят к доске, остальные учащиеся пишут в тетрадях.) - Распределите слова в алфавитном порядке. Для этого покажите над словом порядковый номер. - Зачем нужно уметь распределять слова в алфавитном порядке? Где эти знания используются? ( Оформление списка в классном журнале, порядок книг в библиотеке и т. д.) - Итак, со вторым заданием вы справились. Исходя из этого задания ответьте: Кого можно назвать знатоком алфавита? (Кто в нужном порядке располагает слова.) 3. Использование строчных и прописных букв. а) Строчные и прописные буквы в стихотворении. - Продолжаем. Третье испытание самое трудное и большое. Оно состоит из трёх заданий. Первое задание. - Прочитайте стихотворение, вставив пропущенные буквы. Выберите подходящий к нему рисунок. Чтение: Собирала Маргаритка Маргаритки на горе. - Что заметили? (Маргаритка - может быть имя девочки и цветок. Собственное имя девочки пишем с прописной буквы. Название цветка будем писать тоже с прописной буквы, т. к. оно стоит в начале строки стихотворения.) 1 человек вставляет пропущенные буквы у доски, а остальные – в тетрадях. б) Строчные и прописные буквы в собственных именах и названиях животных. Второе задание. - Прочитайте словосочетания под картинками. Объясните, какую букву нужно вставить и почему? (Слово Скворцов в первом случае - фамилия, поэтому начинается с прописной буквы, а во втором случае слово скворцов сообщает, чей домик и пишется со строчной буквой.) 1 человек вставляет пропущенные буквы у доски, а остальные – в тетрадях. Третье задание. - Рассмотрите картинки и подпишите их. ( Название города Орёл пишется с большой буквы, а название птицы – с маленькой.) Учащиеся самостоятельно вставляют пропущенные буквы, затем один ученик объясняет, как записал в тетради. Итак, вы справились с третьим испытанием. Исходя из него, ответьте: - Кого можно назвать знатоком алфавита? (Кто умеет правильно использовать прописные и строчные буквы.) III. Итог урока. - Какова была тема нашего урока? - Какой мы поставили вопрос? - Чтобы ответить на него, мы прошли ряд испытаний. Назовите все ответы. На доске: Кого можно назвать знатоком алфавита? 1. Кто правильно и красиво пишет буквы. 2. Кто в нудном порядке располагает слова. 3. Кто умеет правильно использовать прописные и строчные буквы. 4. Кто правильно называет буквы.
  • М. Ю. Лермонтов «Парус»-конспект урока1. Цель урока: продолжить знакомство детей с творчеством М.Ю. Лермонтова 2. Воспитывающая цель: вызвать раздумья детей на тему свободы, одиночества, судьбы. 3. Развивающая цель: формировать умения анализировать лирическое произведение; учить детей видеть красоту поэтического слова. 4. Оформление доски. Тема урока Портрет поэта эпиграф урока 5. Выставка: повесть В. Катаева Белеет парус одинокий, различные издания стихотворения Парус, морские пейзажи Айвазовского, акварель Лермонтова.Конспект урока предназначен для учащихся 6 класса.
  • Урок литературы по рассказу Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»Литература – предмет личностный ещё и потому, что житейский опыт, как и профессиональный здесь одинаково интересен, а в синтезе – особенно. Преподавая много лет литературу в школе, я вывела для себя главное: надо, чтоб ученики взяли для себя с урока то, что им пригодилось бы в жизни, следовательно, основная цель любого урока литературы – практическая направленность. На протяжении всего времени изучения школьного курса литературы, я постоянно повторяю своим ученикам, что мы изучаем классическу...
  • Урок развития речи «Авторы помогают своим согражданам лучше мыслить и говорить. .. »Урок развития речи (11 класс) Авторы помогают своим согражданам лучше мыслить и говорить. Цели урока: Образовательные: 1. Определить круг художественных произведений для доказательства мысли Н. М. Карамзина: Авторы помогают своим согражданам лучше мыслить и говорить. 2. Выработать стратегию написания сочинения на предложенные темы; 3. Дать варианты структурных и речевых решений. Развивающие: 1. Способствовать развитию творческого мышления и способностей учащихся посредством восприятия и анализа художественных текстов; 2. Нацелить учеников на самостоятельное словесное творчество. Воспитательные: 1. Способствовать осознанию школьниками своей гражданской позиции; 2. Упражнять в риторическом раскрытии собственного чувства Родины. Оборудование: стенгазета Венок мыслей.
  • М. В. Ломоносов – личность и судьба гениального человекаРазработка данного урока посвящена жизни и творчеству М. В. Ломоносова – гениального учёного и поэта (учебник Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: Просвещение, 2009г.). Конспект урока содержит разно уровневые задания, интересную подборку материалов о жизни писателя. В разработке представлены различные виды деятельности учащихся на уроке: чтение, конспектирование, анализ од, работа со словарём и учебником.
  • Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования ИКТСтатья Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством ИКТ написана на злобу дня, в тот момент , когда все образование переходило на современные формы работы, когда использование ИКТ становилось ежедневной потребностью педагогов и учащихся. В современных условиях работать с подрастающим поколением, не освоив навыков использования информационных технологий, для создания не только высококачественной наглядности, но и создания условий для...
  • Конспект урокаМатериал основан на базовом учебнике по русскому языку под редакцией Алексея Дмитриевича Шмелева для 5 класса по федеральному образовательному стандврту. Тема учащимся знакома с начальной школы, поэтому многие задания не будут вызывать у учеников затруднений.Материал формирует результаты Личностные: Осознание алгоритма успешного учебного действия.Осознание практической важности данного правила.Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат. Регулятивные Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей. Предметные Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике.
  • Урок-игра по теме: «Лексика»Урок-игра по теме: Лексика. В начале урока учащимся предлагается разгадать кроссворд, где учащиеся работают между собой коллективно и таким образом они выясняют тему урока. Далее ребятам предлагается составить кластер на тему Лексика, где ребята обсуждают новую тему урока. На доске нарисован сказочный теремок и учащиеся отвечают на вопросы по теме Лексика. Далее учащиеся выполняют задание письменно. После выполненного задания учащиеся выясняют значение слова корреспонденция, затем класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формируются задания для учащихся. Далее заключительный этап урока и домашнее задание.p { margin-bottom: 0.21cm; }
  • УрокУрок русского языка по теме Глагол, ну данном уроке происходит закрепление знаний по теме. На уроке стояли задачи: обобщить знания о глаголе, его морфологических признаках; - закреплять умение писать безударные личные окончания глаголов; - развивать умение сравнивать, доказывать, обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов; - развивать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; - воспитывать аккуратность в работе, добросовестность, любовь у русскому языку и родной природе.
  • Литературная викторинаХОРОШАЯ ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРЫ. КОНСПЕКТ УРОКА С ЛИТЕРАТУРНОЙ ВИКТОРИНОЙ ОБЛЕГЧИТ ВАШУ РАБОТУ. МАТЕРИАЛ ПОДОБРАН С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.ЦЕЛИ: Развивать плавное выразительное чтениеРазвивать грамотную речьРазвивать умение интонационно оформлять своё высказываниеЗакрепить знание детей произведений и авторов русской литературыОбогащать словарный запас учащихсяВоспитывать культуру речи, любовь к народному творчествуВоспитывать чувство взаимопомощи...
  • Сочинение «Хочу под мирным небом жить»Сочинение на патриотическую тему.написал ученик 10 класса Абидов Надырхан. Долго размышляя над темой сочинения, я понял, что люди всей земли должны объединиться в едином желании отстоять мир от страшного террора, добиться покоя, радости на планете. Ведь мир - это чистое небо и звонкие песни, счастливые улыбки матерей, отцов и наших братьев, которые всегда готовы встать на защиту стариков и детей. Рвутся наши детские сердца от боли, когда мы слышим, плач детей, потерявших своих отцов и плач матерей, оплакивающих своих сыновей. Время не стирает боли, а обостряет зрение. И всеми силами своими я молюсь и буду молиться за тех, кому дорога судьба земли, будущее детей. Кто бы мог подумать, что война окажется совсем рядом с нами, коснется каждого из нас… это размышления автора
  • В. М. Шаповалов – «признанный мастер» прозы для детейВ настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является исследовательская деятельность. Наша первая исследовательская работа была посвящена изучению Страны детства в стихах для детей Юрия Макарова. Данную тему исследования мы определили: В.М.Шаповалов – признанный мастер прозы для детей.Детство – самая прекрасная пора, и воспоминания о нём сопровождают нас в течение всей жизни. О своём детств...
  • Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственнымиУрок направлен на активизацию познавательной активности учащихся на основе системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию школьников. С этой целью созданы все условия для сознательной и продуктивной деятельности учащихся в группах, чтобы они смогли самостоятельно освоить новый учебный материал: атмосфера сотрудничества, совместная творческая деятельность, ситуация выбора и успеха, индивидуальный подход. Каждая группа, работая с карточками и таблицами, самостоятельно делала выводы, пр...
  • Урок «Святыни моей семьи»Урок направлен на формирование у обучающихся ценностного отношения к семье и семейным традициям посредством создания презентаций о святынях семьи, создания герба семьи.Урок построен на самостоятельной творческой деятельности учащихся, работе с различными типами словарей.Тип урока - совершенствование универсальных учебных действий по теме Святыни моей семьи. Используется технология проблемного, развивающего обучения.Воспитание интереса,бережного отношения к семейным традициям, ценностям чувства...
  • Урок русского языка «Самостоятельные и служебные части речи» 5 клТема: Самостоятельные и служебные части речи Цели: 1. знать основы классификации частей речи, показать учащимся принципы системного подхода к слову, закрепить умение распознавать самостоятельные и служебные части речи. 2. знать обобщённые морфологические понятия: часть речи, морфологический признак, синтаксическая роль, категориальное значение, морфология, грамматика. 3. создать условия для развития умения строить высказывание на лингвистическую тему. 4. Использованы разнообразные формы работы, позволяющие создать целостную картину взаимосвязи частей речи.
  • Урок «Написание –Н--НН-в прилагательных»Конспект урока Написание –Н- -НН- в прилагательных разработан в соответствии с новыми стандартами. Каждый этап урока оправдан, подобраны задания мотивирующие детей на изучение данной темы. В результате проведения урока у учащихся будут развиты такие личностные результаты как осознание важности учебного труда, получение позитивного настроя на работу, что является мотивацией к изучению предмета. Работа на уроке предполагает, что дети научаться находить тему урока, определять основную идею, выск...
  • Урок обучения грамотеУрок чтения, пусть он принесёт нам всем радость общения, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, но прежде, чем сделать новое открытие давайте с вами вспомним: -Всё, что мы говорим это… — Из чего состоит наша речь? —А из чего же состоят предложения? — Слова? — Слоги? — Чем обозначаются звуки? — На какие две группы делятся все звуки? - А чем гласные отличаются от согласных? - А какие вы знаете хитрые гласные? - А почему они хитрые? - Хорошо, посчитайте, ...
  • Моделирование урока по теме «Стихотворение «Тучи» М. Ю. Лермонтова»Моделирование урока по теме Стихотворение Тучи М. Ю. Лермонтова.ФГОС включает в себя:1.Планируемые образовательные результаты-Предметные Умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать специфику текста.Научиться пересказывать, правильно отвечать на поставленные вопросы используя различные средства языка средств рус­ского языка. Понимать образную сутьлитературы как искусства, прививать эстетический вкус. Уметь установить связь литера­турного произведения с эпо­хой его написания.-метапредметные-Чтение со смыслом. Индивидуальная работа и работа в группе, на­ходить и принимать общее решение. Соотношение своих действий с планируе­мым результатом, исправление своих дейст­вий. Формирование и обучение компетентности в об­ласти применения ИКТ. -личностные-Воспитание россий­ской гражданской идентичности (патри­отизм, любовь знание истории своего Отечества). Формирование целост­ного мировоззрения, учитывающего культуру.Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связиЭтап 3. ПрактикумЭтап 4. Проверка полученных результатов. КоррекцияЭтап 5. Подведение итогов, домашнее задание
  • Воспитание патриотизма и русского национального духа на уроках литературы в старших классах (на материале рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник» ( помощь учителю литературы)»Воспитание патриотизма в наше непростое время очень важно. Наши дети должны понимать величие своей Родины, русской культуры и литературы. Именно уроки литературы способны оказать влияние на духовный мир ученика, на выбор его нравственных идеалов.Анализ и глубокое проникновение в подтекст рассказа И.А. Бунина Чистый понедельник дают этому богатый материал. Изучение произведения с позиции духовности главных героев, знакомство и расшифровка казалось бы незначительных фраз в рассказе позволят педа...
  • Консультация педагога – психолога для родителей и педагоговВ дошкольном возрасте происходят существенные сдвиги в развитии внимания ребенка. На протяжении дошкольного периода детства развивается непроизвольное внимание – повышается его устойчивость, увеличивается объем, а также начинает формироваться произвольное внимание. В дошкольном возрасте ребенок учится быть внимательным, т.е. учится выделять в окружающей обстановке те элементы, которые в соответствии с задачами, ставящимися перед ним взрослым, являются значимыми для регуляции его поведения и деят... Развитие внимания и внимательности как качества личности является еще одним составляющим компонентом успешного обучения и развития ребенка дошкольного возраста.
  • Устная речь школьников как условие развития их творческих способностейУстная речь школьников как условие развития их творческих способностей. Современная школа живет в эпоху глобальных перемен, происходящих в обществе, в частности, исходя из национального проекта реформы образования Новая школа, в школах применяется модель компетентностного подхода как альтернатива предметно - знаниевой модели обучения и воспитания. Система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности названы современными ключевыми компетенциями. От выпускника школы в современных условиях требуется быть мобильным, уметь использовать знания и добывать их – это становится приоритетной сферой деятельности человека, именно этому мы, учителя, должны научить выпускников. Задача школы – дать ребенку возможности сделать ребенку свои самостоятельные выводы на уроке, принять самостоятельные решения [3, с.28]. Необходимо раскрыть на уроке творческий потенциал человека. И урок можно оценивать только с точки зрения деятельности ребенка на уроке. Иной становится роль педагога: необходимо создать условия для реализации творческого потенциала ребенка. Поэтому в своей практической деятельности я стараюсь, в первую очередь, развить хотя бы некоторые компетенции, привить школьникам умение в устной или письменной форме передавать свои мысли, ведь только создание собственного текст можно считать речевой деятельностью, которая необходима для развития творческих способностей школьников.
  • ССП и его структура в русском и казахском языках (обобщающее повторение и закрепление). Роль ССП в речиФорма урока - бинарный урок, позволяющий решить большой комплекс задач, связанный с изучением двух языков: русского и казахского. Благодаря проведению таких уроков, в нашей школе-лицее пропагандируется идея значимости знания языков. Ведь учащиеся на выходе из одиннадцатого класса должныы владеть свободно русским и казахским языками. На уроке класс делится на три группы, это позволяет мне объединять учащихся с разной мотивацией к обучению, в состав экспертной группы входят учащиеся с повышенной ...
  • Занимательная грамматика СпецкурсАктуальность введения в школе курса Занимательная грамматика определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для грамматического тренинга. Для учащихся с классов с нерусским языком обучения русский язык является иностранным, и по программе на русский язык и литературу отведено всего 3 часа. Конечно, этого времени для изучения очень мало. Поэтому дополнительные часы по предмету необходимы. Данны...
  • Практико – ориентированный метапредметный модуль. Тема: «Знак и символ в русском языке» Учитель Четина Е. В. Урок № 1. Тема: Что такое символ?В наше время детям приходится очень тяжело. Дело в том, что сейчас очень большой поток информации, информационное пространство очень расширилось. Телевидение, электронные носители буквально заполонили нашу жизнь. Это реальность, с которой нужно считаться .Большой поток информации из разных источников надо осмыслить и переработать в схему , таблицу, создать некий алгоритм, который учащиеся смогут прочитать и восстановить правило. Результат познания этих объектов не сообщается ученику в качестве готового материала для усвоения, а добывается каждым учащимся по-своему в ходе организованной эвристической деятельности. В рамках модуля Знак и символ в русском языке у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что хотят сделать. Мышление осуществляется на схемах. Но схему того объекта построить непросто. Далеко не всякое графическое изображение или рисунок является схемой. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов. За этими разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших текстов учебного материала. ... Знак является тем ключиком, который позволяет осваивать содержание естественно-научного и гуманитарных предметов; понимать собеседника и добиваться встречного понимания; Содержание, которое присваивается при помощи знака, не дано в некоторой форме, его надо еще уметь интеллектуально узреть, увидеть. К сожалению, способность интеллектуально видеть, понимать содержание, стоящее за знаком, и оформлять свое содержание в знаке не рождается вместе с человеком и не появляется в нем естественным образом. Этому надо учиться.
  • «Имя прилагательное» по ФГОСДанный урок - это урок введения в тему Имя прилагательное в 5 классе.Представлен в виде карты урока по стандарту ФГОС. Урок комбинированного типа, цель которого - повторение изученного по данной теме в начальной школе. В основу урока полежена Технология развития критического мышления, поэтому урок делится на определенные части: стадия вызова, осмысления ирефлексии. Данные стадии обеспечивают подачу маетриала в рамках ФГОС. К уроку может быть составлена презентация, на слайды кото...
  • Урок литературыЭтот урок № 1 проводится в начале учебного года. Ключевая идея урока: через использование групповой формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат команды, содействовать сплочению детского коллектива, развитие образного и логического мышления, речи учащихся.Урок состоит из таких этапов, как1.Знакомство с правилами работы в команде.Три хлопка- поощрение. 2 Деление на группы по 5-6 учащихся на 5 групп. 3 Разработка принципов работы ((учащиеся разрабаты...
  • Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую темуНаблюдения показали, что чаще всего при написании лингвистического сочинения девятиклассник испытывает трудности в истолковании предложенного тезиса и подборе аргументов. Причины: незнание назначения разделов науки о языке и функций языковых единиц. О каких бы ошибках мы ни говорили (орфографических, пунктуационных, лексических, грамматических, речевых…), в центре внимания – слово. Работа пошаговая, рассчитанная, в первую очередь, на слабого ученика. В основе материала - методика обучения девятиклассников написанию лингвистического сочинения. Особое внимание уделено этапам, вызывающим трудности у выпускников. Предложенный материал рассматривается на примере орфографии и пунктуации и помогает учащимся ориентироваться в их содержании как разделов науки о языке, определять функции единиц языка. Несмотря на то, что орфография и пунктуация не рассматриваются самостоятельно, а изучаются совместно с другими разделами (орфография – на протяжении вс...
  • Творческая работа «Энциклопедия одного слова. Смирение»Цель работы: рассмотрение слова СМИРЕНИЕ с точки зрения происхождения, лексики, словоупотребления, употребление в русском фольклоре, во фразеологических оборотах, в текстах классической, современной литературы, в иллюстрациях. Практическая значимость работы: использование результатов работы на уроках русского языка при изучении основных его разделов и литературы. Собранный материал поможет овладеть культурой речи русского языка, избежать языковых ошибок. Энциклопедия адресована детям среднего и старшего школьного возраста, их родителям.
  • Специфика языкового сознания учащихся младших классов (на материале дискурса экспериментальной группы МБОУ «Тат. Челнинская ООШ»)Обучение русскому языку своим конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме. В настоящее время учителя начальных классов общеобразовательной школы часто сталкиваются с проблемами нарушений письменной речи. Дети путают буквы, пропускают их, пишут в зеркальном отражении либо добавляют ненужные буквы в слове. Очень часто учителя списывают такие ошибки на невнимательность учеников или на их излишнюю лень, приплюсовывают эти ошибки к орфографическим и пунктуационным и выводят твердое два в конце четверти. А между тем, это очень серьезное нарушение, которое требует долгой ко... Таким образом, мы считаем, что главным в обучении является не обеспечение возможности для учеников воспроизвести образцы действия по частным правилам, а раскрытие принципов действия, и тогда единственно возможным типом активности учащихся оказывается деятельность, воспроизводящая сущностные свойства. Организация такой деятельности превращает ребёнка в настоящего субъекта учения, и эта организация возможна в рамках учебного сотрудничества учителя и учащихся. Формирование полноценного речевого развития младших школьников является важнейшим направлением процесса обучения. Это возможно доказать опытно – экспериментальным исследованием дискурса младших школьников в процессе их обучения.
  • Повторение темы ГлаголТема урока : Повторение темы Глагол Задачи урока: – развивать умение правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи; -совершенствовать орфографические навыки, навыки морфологического, синтаксического разборов; Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Садимся на свои места в группе по 4 человека. Давайте поприветствуем своих партнеров по плечу- столкнемся плечом, с партнерами по лицу- состыкуемся своими кулачками. Внимание. Послушайте отрывок из стихотворения. Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – все в действие придет: Летит ракета, люди строят зданья, И рожь в полях растет. - О какой части речи говорится? (О глаголе) - Почему? (Потому что глаголы обозначают действия предметов.) - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке (то есть о какой части речи)? (О глаголе.) - Правильно, о глаголе. -Что мы знаем о глаголе? Тема нашего урока Повторение изученного по теме Глагол. На ваших столах лежит коврик Мэнэдж Мэт. Запоминайте, под каким номером вы сидите. Внимание Структура ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН (встать-сесть) Ребята, проверим , насколько вы усвоили тему Спряжение глагола. Я сейчас вам называю глаголы, и вы должны определить спряжение глагола и написать на листочке, кто соглашается со мной, встает и поднимает листок , кто не соглашается, остаются на своих местах. Вспомним, как определяем спряжение. Наша задача: правильно определить спряжение глаголов. Наступать -1 спр. Таять – 2 спр. Зеленеть-1 спр. Сеять -1 спр. Смотреть-2 спр. Терпеть-1 спр. Дышать-2 спр. Брить-1 спр.Лелеять-2 спр. Колоть-1 спр. Гнать-1 спр. Молодцы, справились с заданием. Внимание Работа в группах. Структура РАУНД ТЭЙБЛ (учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листке бумаги) В глаголах ученик под номером 1 выделяет приставку, 2 ученик-корень, 3 ученик-суффикс, 4 ученик-окончание. Желаю удачи! 1 группа. Запахло 2 группа Зашуметь 3 группа Прокатился Проверка. 1 группа. Отвечает ученик под номером 1 и т.д. 2 группа 3 группа Внимание Структура ТИК ТЭК ТОУ (Учащиеся составляют предложения, используя 3 слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали, диагонали. На время 2 минуты холод появляются сосулька смеяться гнать падать солнце сверкать Весна Проверка. Отвечает из ученик Отвечает из 2 группы ученик,... Отвечает из 3 группы ученик,... Физминутка Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. Внимание Структура ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН(подумай-запиши-обсуди по очереди в команде) На время 1) Удивляться, сомневаться, поднимается, учиться. 2) Рисуешь, нарисую, буду рисовать, нарисуешь. 3) Ненавидеть, не изучать, негодовать, неистовствовать. Молодцы, ребята справились с заданием. Проверка. Внимание Структура СИМАЛТИНУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу ) Запишите предложение и выполните синтаксический разбор. Потом передайте друг другу свои тетради, проверьте, правильно ли партнер по плечу сделал разбор предложения и охарактеризуйте предложение. 1 группа 1. На рассвете в долинах теплом и черемухой веет. (Повеств., невоскл., прост., односост., , распр.) 2 группа 2. Наступили теплые дни, и прилетели грачи. (Повеств., невоскл., сложн., сложносоч.) 3 группа 3.По улицам бегут веселые ручейки.(Повеств., невоскл.,простое) Внимание Сейчас проведем фронтальный опрос по теме и используем Модель Фрейер (учащиеся рассматривают глагол с разных сторон и записывают обязательные и необязательные характеристики глагола, примеры, антипримеры (то, что не может являться примером) Учитель все движения показывает и рисует на доске модель Фрейер. -сложите листок вдвое -еще раз сложили вдвое -уголочек загибаем и раскрываем -в центре получился квадратик Определение Характеристика Примеры Антипримеры Тест Правописание глагола Цель: проверить усвоение темы Глагол в 5 классе. 1.Глагол – это часть речи, которая обозначает: а) Предмет; б) Признак предмета по действию; в) Действие предмета; г) Признак предмета; д) Добавочное действие. е) Правильного ответа в данном списке нет 2.Глагол – это часть речи, которая изменяется: а) По родам, числам и падежам; б)По числам и лицам; в)По числам и родам; г)По числам и временам; д)По спряжению и виду. 3.В предложении пропущено слово, допишите: Глаголы в предложениях чаще всего бывают … 4.В данном предложении пронумерованы слова. Обведите все цифры (цифру), которыми обозначены глаголы (глагол). (1)Ветер (2)подхватил (3)золотые (4)листья, (5)которые, (6)кружась в (7)воздухе,(8) медленно (9)оседали на (10)землю. 5.Выберите правильный ответ Найдите словосочетание, которое соответствует схеме: гл.+ сущ. а)Красивый цветок б)Писать ручкой в)Летящий шар г)Думая о маме д)Десятые сутки Домашнее задание. Составить небольшой рассказ о весне.
  • Урок литературыУрок литературы в 6 классе Тема: Месть или прощение (Урок-размышление по рассказу Владимир А Алексеевич Солоухина Мститель) Зорко лишь одно сердце. Самого главного глазами не увидишь Цели урока: 1).На примере рассказа показать, что месть – разрушительное для человека желание А.Экзюпери..На примере рассказа показать, что месть – разрушительное для человека желание. 2).Подвести учеников к пониманию того, что месть не способствует разрешению, а, наоборот, затягивает конфликт. 3).Помочь ученикам сделать правильный выбор: отомстить за обиду или отказаться от мести.
  • Диагностическая работа в тестовой формеДиагностическая работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 6 классов предметного содержания курса русского языка за пятый класс и выявления элементов содержания вызывающих наибольшие затруднения.Диагностическая работа по русскому языку для 6 класса проводится в тестовой форме. Все задания - с выбором ответа. Верное выполнение каждого задания оценивается 1 баллом. Для получения положительной оценки необходимо набрать не менее 8 баллов. Цель работы – проверить владение нормами орфографии.
  • ДокладДоклад на тему: Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы Для достижения высоких результатов в процессе обучения необходимо расширять кругозор обучающихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельност... Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
  • «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Теоретико - аналитическое обоснование разработки. Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
  • Работа с одаренными детьми. Хокку и миниатюраДанная разработка представляет собой творческие работы учащихся седьмых классов. Составление хокку и миниатюры способствует развитию креативного мышления детей, связной речи, стимулирует познавательный интерес и развивает интеллектуальные способности как на уроках словесности, так и на факультативных занятиях. Одновременно такой вид работы является и нестандартным методом контроля усвоения детьми изученного материала. Предоставленный материал будет интересен детям, родителям, и может быть ...
  • Обобщение художественной композиции романа «Герой нашего времени» М. ЛермонтоваОбобщение художественной композиции романа Герой нашего времени М.Лермонтова в виде схемы. эволюция образа главного героя, система отношений героев романа, роль каждого образа в раскрытии характера Печорина.Попытки Печорина сблизиться людьми разных социальных групп, причины непонимания Печорина. Изучение и понимание таких понятий как фабула и сюжет. Выяснение значения композиции романа. Эта схема поможет учителям литературы на уроках по изучению романа Лермонтова, поможет глубже понять образ ...
  • Викторина по сказкамВ материале приводятся задания на повторение волшебных сказочных предметов, на подбор постоянных эпитетов, на объяснение фразеологизмов, встречающихся в сказках. Я использовала это задание на уроке-защите проекта по сказкам Что за прелесть эти сказки... Задание АНАГРАММА оказалось очень интересным детям. Данный материал может быть использован и на обобщающем уроке в 5 классе по теме Сказки В рамках реализации ФГОС при выполнении этого задания происходит и групповая, и индивидуальная работа...
© 2010-2018