Русский язык и Литература

  • Конспект урока Война глазами поэтаКОНСПЕКТ УРОКА Война глазами поэта.Дается конспект урока, изучающего стихотворение военных лет. Проводится анализ темы и идеи стихотворения и языковыхс редств, используемых автором.Производится анализ текста стихотворения с выявлением средств языковой выразительности, выявляется их роль в составе текста( стихотворения).Особое внимание при изучении данного материала уделяется воспитанию любви к Родине, привитию чувства патриотизма.Работать над развитием познавательных способностей учащихся, ...
  • Секреты легкого дыханияДышать умеют все, и все делают это по-разному, у каждого из нас есть свой индивидуальный почерк дыхания, так же, как походка и осанка. Один ребенок, отвечаяна вопрос, спешит выложить длиннющую фразу без передышки, а потом с шумом втягивает в себя воздух. Другой, только заволновался, начинает сопеть. Третий при сильном напряжении дышит часто и со свистом. Задача ответственных родителей сделать так, чтобы индивидуальный дыхательный почерк шел на пользу ребенку, а для этого надо знать всего два...
  • Статья «Проблемы коммуникативной культуры молодёжи»В статье затрагиваются проблемы коммуникативной культуры молодёжи. Автор подробно рассматривает наиболее актуальный для речи современной молодёжи вопрос: засорение её жаргонизмами. Материал подчиняется следующей логике изложения: определение понятия, периоды развития, синтаксические, лексические особенности, источники пополнения, словообразовательные модели, тематические группы (на основе анализа исследовательской работы ученицы на тему Современная молодёжная лексика. Через описание состояния ...
  • Коспект, «День Семьи», ДОУРассказ воспитателя о семье. Каждая семья-это очаг- теплый и уютный, и для каждого семья-это прежде всего родительский дом. Конкурс Пословицы и поговорки. Конкурсы: Без чего дом не бывает. Все дороги ведут к дома. Деревенские посиделки.Загадки Конкурс Самая стройная семья. Викторина о семье. Конкурс Один дома Представьте, что мама в командировке, а ребёнка нужно собирать в садик.Задание- одеть малыша: кто быстрее? Конкурс Попади в мишень Кажда семья с определенного расстоян...
  • Развитие устной речи учащихся на уроках русского языкаЦель изучения русского языка национальный школы - это дать практический материал для развития русской речи учащихся средних и старших классов национальной школы, показать на конкретном материале пути и способы формирования навыков речевого общения. Среди множества разнообразных видов работ способствующих достижению этой цели, наиболее разговорные уроки. Такие уроки: 1. Активизирует имеющиеся знания учащихся по русскому языку. 2. Обогащают словарный запас учащихся широко употрибетельными в практической речи словами. ....
  • Анализ. Работа над проблемной темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на урока русского языка»Самоанализ работы над проблемной темой начинается с определения актуальности выбранной темы, определения цели и задач. далее выстраиваются этапы работы над темой.Затем обобщается проделанная работа с указанием конкретных форм. Затем следуют выводы по проделанной работе. Что дает применение инновационных технологий учителю и учащимся? Самое главное, повышается интерес к изучаемому предмету. Учащиеся из пассивных слушателей превращаются в активных участников образовательного процесса. Включе...
  • Технологическая карта урока русского языка «Запятая в простом предложении»Урок русского языка по теме: Запятая в простом предложении по программе В.В.Бабайцевой для учащихся 6 класса. Урок проводится в начале года при повторении изученного в 5 классе и имеет цель отследить уровень сформированности навыка постановки запятой в простом предложении, осложненном однородными членами, вводными словами и обращениями. Структура урока соответствует требованиям системно-деятельностного подхода к обучению, в урок включены активные методы обучения. На уроке предполагается группо...
  • Урок по литературе «Тема любви в творчестве А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой»Пересказать биографию поэта всегда очень трудно... Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы мыслей и поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного прозаического содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения. Урок-исследование в 11 классе направлен на привитие интереса к творчеству великих-женщин - поэтов А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой, формирование художественного вкуса учащихся путём создания атмосферы погружения в любовную лирику мастеров поэтич...
  • 1 урок по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина «Ужасный век, ужасные сердца…»Цели: - создание интриги для изучения трагедий, организация творческого пространства для интерпретаций читательских, актерских, режиссерских; - знакомство с историей создания Маленьких трагедий, основной идеей и конфликтом пьес Задачи: n совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения; n развитие мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков; n развитие творческого мышления, речи, ораторского мастерства, креативности n формирование положительных нравственных ориентаций n воспитание толерантности, самостоятельности Тип урока урок – мастерская Форма проведения - групповая Методы и приемы: аналитическое чтение, сравнительный анализ, метод ассоциаций, работа над проблемными ситуациями, составление кластера Оборудование: Интерактивная доска (презентации и работа в Activе Studiо), тексты Маленьких трагедий, ватман, маркеры. Запись песни А.Дольского Деньги, деньги, вещи, вещи… Класс разбит на 4 группы, вся предлагаемая работа обсуждается в группах и защищается, группа фиксирует степень участия каждого в работе на протяжении всего урока. Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Постановка цели урока 3. Работа по теме урока Ужасный век, ужасные сердца ( Слайд) * Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с вами с удивительным произведением, Маленькие трагедии. А начнем мы работу, как всегда, с глубокого обдумывания названия произведения. - О чем говорит название? - О чем пойдет речь? - Подберите ассоциации к каждому слову (Ответы детей. Маленькие – беззащитные, крохотные, незначительные, пустяк Трагедии – драмы, боль, страх, безнадежность, событие.) · Составьте по 2 – 3 вопроса к названию Маленькие трагедии и ответьте на них ( Что такое трагедия? Разве бывает трагедия маленькой? А кому она может показаться маленькой? ( Только стороннему наблюдателю, но не тому, с кем она приключилась) - Как называется прием, когда совмещены понятия несовместимые? ( оксюморон) * Слайдовая презентация подготовленных учащихся об истории создания Маленьких трагедий А.С. Пушкина ( индивидуальная самостоятельная работа) * Работа над проблемной ситуацией ( Слайд) n Автор переносит нас в разные страны, разные эпохи: n Скупой рыцарь - средневековье, Франция. n Каменный гость - Испания n Пир во время чумы - Англия, великая чума 1665 года n Моцарт и Сальери - Вена, 1791 год, последние дни Моцарта - Как эти данные можно связать с эпиграфом произведения Ужасный век, ужасные сердца…?
  • Святочный рассказ: от канонов до собственного сочиненияСуществует множество определений, что же это такое „святочный“ или „рождественский“ рассказ. И чем они отличаются от просто рассказов? А так как этот жанр находится в постоянном развитии, то и дать ему какую-либо характеристику непросто. И в то же время чрезвычайно легко. Желательно, чтобы история, рассказанная на святках, была проникнута ожиданием чуда, которое непременно происходит. Причем чудо это может быть явным, происшедшем при вмешательстве высших сил, либо понятным и заметным только глав... История святочного рассказа прослеживается в русской литературе на протяжении трех веков — от XVIII века и до настоящего времени, однако окончательное становление и расцвет его наблюдается в последней четверти XIX века — в период активного роста и демократизации периодической печати и формирования так называемой малой прессы. Но существенное отличие литературного святочного рассказа от фольклорного состоит в характере изображения и трактовке кульминационного святочного эпизода. Установка на истинность происшествия и реальность действующих лиц — непременная черта таких историй. Русскому литературному святочному рассказу сверхъестественные коллизии не свойственны. Сюжет типа Ночи перед Рождеством Гоголя встречается достаточно редко. А между тем именно сверхъестественное — главная тема таких рассказов. Однако то, что может показаться героям сверхъестественным, фантастичным, чаще всего получает вполне реальное объяснение. Конфликт строится не на столкновении человека с потусторонним злым миром, а на том сдвиге в сознании, который происходит в человеке, в силу определенных обстоятельств усомнившемся в своем неверии в потусторонний мир. Святочные рассказы представляют собой образцы почти совсем не изученной календарной словесности — особого рода текстов, потребление которых приурочивается к определенному календарному времени Тексты с подзаголовками святочный и рождественский рассказ в советское время практически вышли из употребления. Но забыты они не были. И вот настало время, когда календарная литература — святочные и рождественские рассказы — вновь начала возвращаться на страницы современных газет и журналов. Этот процесс становится особенно заметным с конца 1980-х годов. . В наши дни возвращается многое из утраченного, и в том числе старая календарная обрядность, а вместе с ней — и святочная литература. В данном материале рассматриваются итоги серии уроков по святочным рассказам: В.Короленко Старый звонарь, А. Чехов В Рождественскую ночь, Л.Н. Толстой Чем люди живы, Л.Улицкая Капустное чудо( рецензия, на рассказ Людмилы Улицкой и созданный на основе изученного собственный рассказ)
  • Урок литературыТема уроку: Ідея радості життя й відкриття світу у романі Елеонор Портер Полліанна. Місце уроку в системі роботи. Це один із уроків розділу Світ дитинства. Мета уроку. Продовжити знайомство зі світовим бестселером Е. Портер, розвивати усне мовлення; удосконалювати навички аналізу художнього твору; виховувати інтерес до літератури, сприяти формуванню життєвих компетенцій. Тип уроку Застосування знань, умінь і навичок. Загальна оцінка проведеного уроку, раціональність розподілу часу на окремі види роботи. Урок проведений на належному науковому і методичному рівні. При плануванні та проведенні уроку я дотримувалася загальнодидактичних вимог. Тип та структура уроку відповідають його цілям та завданням. Обрані шляхи досягнення мети, комплекс прийомів, завдань сприяли реалізації поставленої мети: продовжити знайомство зі світовим бестселером Е. Портер, розвивати усне мовлення; удосконалювати навички аналізу художнього твору; виховувати інтерес до літератури, сприяти формуванню життєвих компетенцій. Планування та проведення уроку в цілому відповідає логіці навчального процесу. Структурні компоненти уроку визначені із врахуванням психологічних закономірностей засвоєння знань. Розподіл часу відповідав запланованому у конспекті, був доцільним для кожного етапу уроку та виду діяльності. Урок розпочався з мотивування навчальної діяльності учнів на уроці. Я зробила прослуховування аудиозапису Тиха ніч, Свято наближається, бесіда-мотивація, гра на розвиток творчого мислення Дарую з любов’ю. Таким чином був заданий певний настрій уроку. Вивчення нового матеріалу розпочалося із гри. Після чого ми з учнями закріпили набуті знання за допомогою асоціативного куща. Наприкінці уроку учні підвели підсумки. Узагальнили та систематизували інформацію про те, що нового дізналися на уроці, що повторили. Також учні сказали, що найбільше сподобалося на уроці, які форми роботи та методи. Це були активні та інтерактивні методи навчання. Основні засоби навчання, їх доцільність та ефективність. Основним засобом навчання на уроці був підручник та выдеофыльм, який полегшив роботу учнів. Розвиток комунікативної компетенції учнів. Розвиток комунікативної компетенції учнів здійснювався протягом всього уроку. Робота над оволодінням учнями способами дії з навчальним матеріалом. Я розвивала в учнiв навички розвитку мовлення. Результативність роботи на уроку. Учні добре засвоїли новий матеріал та продемонстрували набуті знання у ході закріплення вивченого матеріалу, тобто у складанні асоціативного куща. Вони продовжили знайомство зі світовим бестселером Е. Портер, розвивали усне мовлення; удосконалювали навички аналізу художнього твору; виховуватли інтерес до літератури, сприяли формуванню життєвих компетенцій. Я допомогла учням осмислити роль радості добра в житті людин. Із якими труднощами зіткнулися під час підготовки та проведення уроку? Під час проведення уроку, я зустрілася з деякими труднощами. Важко було підвести учнів до правильного розуміння твору, правильно прокоментувати відчуття героїв та співвіднести з власними. Щоб змінили у своїй роботі, які висновки на майбутнє зробили Щоб уникнути труднощів, які виникли на уроці, я б приділила більше уваги співвіднесенню почуттів героїв твору та власними. Запропонували поділитися з іншими подібними випадками з життя, які вони побачили у прочитаному творі.
  • СценарийСценарий интеллектуальной игры с использованием элементов телевизионной интеллектуальной игры Умники и умницы прдназначен для внеурочной работы по предмету или как обобщающий урок-игра по творчеству Н.В.Гоголя. Этот сценарий был мною составлен к 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя, но может быть использован и вне связи с юбилеем.В рамках этой игры обучающиеся выполняют несколько проектов и исследований, проявляют свои творческие способности.Материал, представленный в данном сценарии, способст...
  • Сценарий интеллектуально - творческой игры «ЭкоКолобок»Экологическая интеллектуально - творческая игра ЭкоКолобок для детей младшего школьного возраста проводится у нас каждый год. Цель игры -создание условий для формирования основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста, развития личностно значимого отношения к природе. Для участия в игре согласно положению формируются команды по пять человек. Команды готовят творческое выступление и проект-презентацию. Игру ведут два героя -главный герой ЭкоКолобок и Сорока. Для оценивания выступления команд в жюри приглашаем эколога.
  • Ямал. ( публикация)Вот уже 20 лет я живу и работаю на Крайнем Севере, меня очень интересую история того края где я живу и работаю.Я работаю воспитателем и мне очень важно воспитать в маленьком ребенке любовь к родному краю, городу где он родился и живет, научить детей любить и видеть красоту своего края. Только если педагог сам будет знать сам хорошо историю своего края он сможет дать детям ответ на любой вопрос: почему тайгу называю хвойным лесом, почему олени живут в тундре, какую пользу они приносят людям, ка...
  • Интеграция материала по предметам гуманитарного цикла при изучении литературы, МХК, истории как средство оптимизации учебно-воспитательного процессаСоциальный заказ общества ориентирует современную среднюю школу на подготовку самостоятельно критически мыслящих, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы учащихся. Поэтому очень важен переход от репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса. Именно интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, в котором на смену пассивному овладению знаниями приходит активн...
  • Разработка урокаУрок литературы в 5 классе Тема: Сказка Теплый хлеб К.Г.Паустовского (герои сказки, экспозиция, завязка) Цели: - убедить пятиклассников в необходимости внимательного чтения; - начать знакомство со сказкой К.Г. Паустовского Теплый хлеб; - учить выделять детали, необходимые для характеристики героя. Ход урока: 1. Сообщение темы и цели урока. 2. Чтение, запись и осмысление эпиграфа к уроку: Спешите делать добрые дела! Я.Смеляков 3. Актуализация знаний: - Сегодня мы начинаем знакомство со сказкой К.Г.Паустовского Теплый хлеб. Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал ее; писатель, который очень серьезно относился к творчеству. - Познакомимся со словами К.Г.Паустовского о чтении: Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги. - Как вы понимаете эти слова писателя? Что он, по вашему мнению, хотел сказать нам? - А какие произведения этого автора вам уже знакомы? О чем они? (Барсучий хвост, Первый снег, Кот-ворюга). - Что значит уметь читать? (Понимать то, что читаешь, вникать в замысел.) - Кого можно назвать умным, добрым и верным другом? (Того, кто поможет, подскажет, не оставит в беде.) - Для каждого ли книга может стать другом? (Только для того, кто внимательно читает, задумывается над прочитанным). - Так какой вывод из всего сказанного мы можем сделать? Чтобы книга стала хорошим другом, необходим труд и писателя, и читателя. Мы с вами как читатели должны быть чуткими и внимательными к слову писателя, только тогда книга сможет подсказать и дать добрый совет. - Что мы знаем об этой сказке? Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в этом же году в детском журнале Мурзилка. - О чем вам говорит дата 1954 год? (Прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне) - Как вы думаете, на какой вопрос мы с вами должны ответить, читая и анализируя эту сказку? Что хотел сказать автор детям в трудное послевоенное время? 4. Работа над содержанием произведения. 1) чтение первого абзаца и его комментарий: - Когда происходят события? (В годы Гражданской войны). - Где происходят события? (В обычной русской деревне). 2) Чтение вслух до слов да ну тебя надоела Первое знакомство с героями - Назовите героев сказки. (Конь, Панкрат, Филька). - Что автор говорит о каждом герое? Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем. Панкрат – мельник, живет в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от нее), умный и проницательный (быстрые глаза), из-за этого, наверно, его и считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь. Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему дали прозвище Ну Тебя. - Как прозвище Ну Тебя характеризует героя (Фильке наплевать на всех, он думает прежде всего о себе). 3) Чтение вслух до слов или ничего такого не было. 4) Дальше мы с вами узнаем, какие удивительные дела случились в Бережках. А сейчас поразмышляем над тем событием, из-за которого все произошло: - Вспомните, как называется событие, которое начинает действие. (Завязка). - Какое событие будет завязкой этой сказки? (Филька обижает коня). - Как называется та часть сказки, которая была до завязки? (Экспозиция). - О чем была экспозиция сказки Теплый хлеб? (Узнали когда и где происходят события, познакомились с героями). 5. Итог урока: - Как Филька обидел Коня? Во-первых, наотмашь ударил Коня по губам, то есть сильно размахнувшись. Во-вторых, обозвал дьяволом и христарадником. (На Руси христарадниками называли людей, которые просили милостыню: Подайте Христа ради. Оскорбительным это слово не считалось, подавали кто сколько мог, проявляя жалость и доброту) - Почему Филька так поступил? (Он так поступил потому, что Конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком, кроме себя) 6. Домашнее задание: 1) дочитать сказку 2) проиллюстрировать одну (или несколько) пейзажную зарисовку. 3)подготовить пересказ, близкий к тексту, на следующую тему: Рассказ старой бабки о древней истории
  • Существительные одушевлённые и неодушевлённыеУрок русского языка в 5 классе на тему: Существительные одушевлённые и неодушевлённые. В целях данного урока формирование основных знаний по теме, овладение навыками различать виды существительных, приводить примеры из жизни, воспитывать внимательность, ответственность и самостоятельность работы на уроке.В уроке задействованны разные формы и методы его ведения , которые позволяют лучше усваивать учебный материал, применять его на практике. В уроке задействованы все ученики, работа насыщена и р...
  • Космическое путешествие по Галактике Имя СуществительноеКосмическое путешествие по Галактике Имя Существительное (Обобщение изученного по теме Имя существительное). Цель урока:повторить и систематизировать изученный материал по теме Имя существительное. Задачи: 1) 1. Развивающие: · создание положительной мотивации на уроке; · вовлечение класса в активный процесс познания; · обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; · развитие воображения. 2) Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры. 3) Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, эстетического вкуса. Тип урока: обобщение знаний Форма урока: нетрадиционная (космическое путешествие) Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, бортовые журналы путешествия, рыбки настроения, аквариум, звёздочки, карточки с заданием, тест. Подготовка к уроку Перед началом урока дети, заходя в класс, опускают в аквариум настроения рыбок определенного цвета в зависимости от своего настроения и состояния, что позволяет учителю построить шкалу настроения, подобрать методы и приемы для положительного настроя и создания комфортной атмосферы Ход урока 1. Организационный момент.2. Проверка домашнего задания. 3. Актуализация знаний. 4. Работа по теме урока. 5. Домашнее задание: придумать сказку об имени существительном.
  • Разработка урока русского языка по ФГОСВ настоящее время многих педагогов, перешедших работать на учебники по ФГОС, удручает тот факт, что трудно найти конспекты уроков, построенных в соответствии с требованиями ФГОС. Поэтому я предлагаю вашему вниманию конспект урока, разработанный в соответствии с ФГОС- требованиями, имеющим приложение в виде технологической карты по использованию ЭОР на данном уроке. Надеюсь, мой урок поможет в дальнейшем не только ассам педагогического труда, но и молодым специалистам, только начинающим свой пут...
  • Обмен опытом. «Пути преодоления неуспеваемости по русскому языку»в работе рассматриваются проблемы неуспеваемости учащихся по русскому языку, причины, ведущие к неуспеваемости. Учитель делится опытом работы над этой проблемой. Рассматривает объективные и субъективные причины, ведущие к плохой учёбе. Предлагает варианты работы над пробелами в знаниях учеников. Рассказывает о применении наиболее рациональных форм, методов, приёмов и технологий для решения данной проблемы. Опираясь на уровневую дифференциацию и личностно-ориентированный подход, учитель добиваетс...
  • Урок «Тема милосердия в стихотворении Тургенева «Милостыня»Урок спроектирован по технологии развития критического мышления и полностью отвечает требованиям деятельностного подхода к обучению. Разработка включает в себя сценарий и технологическую карту урока. Данный урок демонстрирует возможность и эффективность использования таких стратегий ТРКМЧП, как: Предположение на основе ключевых слов, Зигзаг, Шесть шляп мышления. В сценарий включены некоторые специфические элементы преподавания литературы, практикуемые в коррекционной школе для учащихся с ...
  • Урок «Краткие сведения об И. С. Шмелёве. Проблематика и художественная идея рассказа «Русская песня». »Файл содержит конспект урока литературы в 7 классе Краткие сведения об И.С. Шмелёве. Проблематика и художественная идея рассказа Русская песня, разработанный в соответствии с программой Г.С.Меркина.Цель урока - выявить художественную идею рассказа И.С. Шмелева Русская песня; - развивать навыки работы с учебником, иллюстрациями; навыки выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом; - формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявлени...
  • Внеклассное мероприятие «Мир и радость Вам, живущие!»Кайсын Шуваевич Кулиев, великий и мудрый поэт, легенда Кавказа, ярчайший и талантливейший сын балкарского народа, прославивший всю Кабардино-Балкарию на весь просвещённый мир. Его жизнь является отражением той сложной и противоречивой эпохи, в которую ему суждено было родиться и жить. По автобиографии самого Кайсына Кулиева можно написать историю страны, в которой он жил, и историю народа, к которому он принадлежал. С молоком матери он впитал всё богатство культуры своего народа, его обычаи, нр...
  • Урок на тему: «Дуслыкта – көч»Урок татарского языка на тему: Дуслыкта – көч прошёл в 3 Б классе русскоязычной группы. На уроке говорили о дружбе.К уроку учащиеся должны были подготовить пословицы, повторить новые слова по теме, нарисовать рисунки к просмотренным мультфильмам о дружбе. В результате ученики должны будут уметь высказать свое мнение о дружбе на татарском языке, уметь работать парами. После просмотра мультфильма принять участие в обсуждении, уметь давать советы героям сказки, составлять диалоги о дружбе. В...
  • Описание педагогического опыта «Активные формы работы как фактор активизации мыслительной деятельности»В работе обосновывается актуальность и новизна данной темы.Рассказывается о системе работы учителя по развитию мыслительной активизации деятельности школьников на уроках русского языка.Определяются три уровня познавательной активности.Приводятся примеры активных форм работы, такие как.проектная деятельность, применение информационных технологий, занимательных элементов и многое другое.Далее говорится об эффективности активных форм как фактора активизации мыслительной деятельности. Приводятся дан...
  • Мастер - класс к 300-летию М. В. ЛомоносоваТема урока. Урок-игра Путешествие по стране Русский Язык. Цели: повторение и закрепление, расширение и систематизирование знаний учащихся; развитие логического и образного мышления и интереса учащихся к данному предмету; повышение стремления к обогащению знаний; воспитание гуманизма, коллективизма, любви к знаниям, людям, жизни на уроке русского языка на примере творчества Михаила Васильевича Ломоносова, использование инновационных технологий. Оборудование: Схема движения, маршрутные листы (для жюри), грамоты для награждения за активное участие в игре и призы, указатели станций, индивидуальные карточки-задания для каждого маршрута по городам, карточки-вопросы, плакаты, книги М.В.Ломоносова.
  • Урок. «Правописание Н-НН в наречиях на о-еурок комбинированный. чтобы учащиеся усвоили написание Н-НН в наречиях, необходима подготовительная работа: повторение правописания Н-НН в прилагательном и причастии, а также словообразование наречий.На уроке индивидуальный опрос сочетается с фронтальным. Словарный диктант в начале урока проверяется через самопроверку. Изучение нового материала проводится методом наблюдения и сравнения. Учащиеся сами делают необходимые выводы, формулируют правило правописания Н-НН в наречиях. Отработка навыка пр...
  • «О жизни замечательных учёных России»Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711 - 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург) - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории. В его честь назван Московский государственный университет.М. В. Ломоносов много сделал для преобразования русского языка. Он первый ...
  • Мастер-класс «Символизм и футуризм как основные модернистские направления в литературе»Мастер-класс Футуризм и символизм как основные модернистские направления в литературе Все, кто учился в школе чему-нибудь и как-нибудь, наверное, помнят о таком явлении литературной жизни рубежа веков, как модернизм, который включал 3 основных течения: символизм, акмеизм и футуризм. Мы с вами сегодня остановимся на двух и познакомимся с основными эстетическими принципами символизма и футуризма. Практическая часть мастер-класса преполагает применение данных принципов на материале отрывка из сказки Красная Шапочка.
  • Урок «Сквозной» образ в русской литературе. «Вечная Сонечка»Данный урок был проведен в 11 классе при изучениии темы Современная литература. Это первый урок из двух, рассматривающий образ вечной Сонечки в русской литературе. На первом уроке сделан экскурс в историю данного образа с обращением к произведениям 19-20 века. Собранный учащимися материал был сведен в таблицу, которая заполнялась на доске по ходу урока. По мере раскрытия материала учащимся было предложено просмотреть видеофрагменты данных произведений. Учащиеся должны были сделать свои выв...
  • Конспект занятия «Природа живая и неживая»Программное содержание:Образовательная задача: дать первоначальное понятие о том, что человек – мать природы и его здоровье зависит от отношения к ней;Развивающая задача: сформировать умение обнаруживать явления природы, различать явления живой и неживой природы; показать необходимость бережного отношения к природе;Воспитательная задача: воспитывать интерес к объектам природы.Материал: картинки с изображением живой и неживой природы Мурманской области, пластмассовые стаканчики, лед, белая бума... Словарная работа: Живая и неживая природа, дождь, ветер, лед
  • «Город детства»Сценарий выпускного праздника для дошкольников предлагает провести последний день в детском саду в Городе детства. Ребята вспомнят, как они впервые пришли в сад, расскажут, как всему учились, как нашли себе друзей, заглянув в будущее, смогут узнать, кем станут, когда вырастут, попрощаются с любимыми игрушками....Приятным и неожиданным сюрпризом станет появление Деда Мороза шутками, загадками и, конечно, подарками. Трогательные стихи, современный детский музыкальный репертуар помогут сделать праз...
  • Одушевлённые и неодушевлённые имена существительныеОдушевленные и неодушевленные имена существительные. Тип урока: Объяснение нового материала. Цели урока: - актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; - дать понятие одушевленности и неодушевленности имен существительных; - развить творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, интерес к предмету на основе языковых впечатлений. Подготовка к уроку: Для проведения урока учитель отбирает в свою папку ресурсы коллекции, обслуживающие данную тему, и располагает их в необходимой последовательности. Можно сделать ссылки на них из специально созданной презентации, для самооценки подготовить Лист учета знаний Условия для использования ЦОР: Оборудование: компьютерный класс/ персональный компьютер, проектор и экран или интерактивная доска / принтер. Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером, умение работать с проекционным оборудованием, детальное знакомство с презентацией по теме изучаемого урока и необходимыми дополнительными материалами ЕК. Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером, умение пользоваться ресурсами ЕК. Формы организации учебной деятельности Самостоятельная индивидуальная работа. Аудиторная коллективная работа под руководством учителя с целью контроля усвоения новых знаний. Ролевые отношения учителя и ученика, роль компьютера Роль учителя: организовать самостоятельную работу учеников с электронными дидактическими материалами, обеспечить ее результативность, стимулировать ее выполнение, поставив цель, сформулировав конкретные задачи; организовать контроль усвоения. Роль компьютера: обучающая, информационная, контролирующая. Роль ученика: выполняя поставленные учителем задачи, освоить новый материал и затем применить полученные знания на практике, уметь излагать материал урока. Учебник: Русский язык, 5 класс/ Разумовская М М. II. Для проведения урока учитель отбирает из ресурсов ЕК, обслуживающих данную тему, возможные дополнительные материалы: 1.Творческое задание №1 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fb76b1d9-b7ff-414e-9098-978407958a9c/?sort=order&from=3c537db9-a7e3-4907-bbeb-55bf6ca5a206&interface=catalog&class[]=47&class[]=48&class[]=49&subject=8&rubric_id[]=111243 2. Мультимедиа урок Повторение http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/b634b912-9b6b-4475-841e-03a10ed0b6d4/?from=3c537db9-a7e3-4907-bbeb-55bf6ca5a206&interface=catalog&class[]=47&class[]=48&class[]=49&subject=8 3. Мультимедиа урок .Новый материал http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d2af502f-c074-4a0e-97bb-597c0e45782d/?from=3c537db9-a7e3-4907-bbeb-55bf6ca5a206&interface=catalog&class[]=47&class[]=48&class[]=49&subject=8 4.Материалы для работы http://school-collection.edu.ru/catalog/res/840043e0-73b9-4d02-86bc-64791ae933ff/view/
  • Викторина по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»Каждый из педагогов-предметников активно реализует воспитательные функции в процессе работы с учениками. Именно через предметную сферу удаётся наладить работу ребят как единого коллектива. Без обучения нет воспитания, а без воспитания нет и обучения. Поэтому в педагогике говорят о целостном учебно-воспитательном процессе. Основной задачей учителя является работа по повышению качества образования учащихся. С этой целью максимальный упор сделан на интеграцию учебной и внеучебной деятельности с опорой на интересы и возможности учащихся, на повышение эффективности внеклассной работы. Внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. Это позволяет формировать положительную учебную мотивацию по предмету, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности. Проведение внеклассных мероприятий направлено на воспитание познавательного интереса (формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия). Переориентация восприятия учебных дисциплин (задача организаторов не легка – сломать стандарт восприятия, показать детям известные учебные предметы с неизвестной стороны: не в виде набора правил, а как нечто живое, постоянно ра... Каждый ребенок является активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Внеклассная работа по литературе основывается на открытии мира великой русской культуры, воспитании в учениках уважение к русскому слову, приобщению их к лучшим достижениям русской словесности Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы: игры, викторины, виртуальные экскурсии, конкурсы, турниры, собеседования, олимпиады, наблюдения, поисковые эксперименты. Литературные викторины учат ребят внимательно читать художественные произведения, обращая внимание на художественные детали, важные для характеристики героев. Кроме того, участие в литературных викторинах требует от обучающихся знаний биографии писателей и поэтов. Данная викторина может быть проведена на уроке обобщения изученного материала, на литературном вечере, посвящённом творчеству А.С. Грибоедова.
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ТЕМА: «СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА»В методической разработке по русскому языку Тема: Существительные общего рода содержится тип урока, методы, форма организации учебной деятельности. Четко прописаны цель и задачи урока. Цель: продолжить изучение морфологических признаков имени существительного как части речи. Задачи: 1) Познакомить учащихся с именами существительными общего рода, научить отличать их от существительных мужского и женского рода, научить согласовывать с прилагательными и глаголами в прошедшем времени. 2) Стимулировать стремление к творчеству и самовыражению, развивать речь учащихся, обогащая новыми словами, существительными общего рода. 3) Воспитать не только уважительное, но и критическое отношение к товарищам, а также интерес и любовь к родному языку.Структура урока соответствует выбранному типу урока. Разработан подробный конспект урока.
  • Упражнения и тестовые задания по речевой культуреСборник материалов Упражнения и тестовые задания по речевой культуре предназначен для учащихся 9-11 классов, позволяет более глубоко изучить нормы русского языка(выразительность, логичность, точность, уместность, чистота, стилистика сложных предложений). Представлено 10 вариантов тестовых заданий, 5 вариантов упражнений по культуре речи. Материалы могут быть использованы учителями русского языка при подготовке старшеклассников к ОГЭ и ЕГЭ как в качестве тренировочных, так и в виде...
  • Душа словаАктуальность: Актуальность данного внеклассного мероприятия заключается в том, что используется метод учебного проекта, а это одна из личностно ориентированных технологий, способствующая организации самостоятельной деятельности учащихся, носящая практический характер. Внеклассное мероприятие по русскому языку способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся. Цель: 1) способствовать развитию речи учащихся и обогащению их словарного запаса; 2) формировать умение работать в группе; 3) воспитывать уважение и любовь к родному языку. Задачи: стимулировать интерес к изучению русского языка. Целевая аудитория: 9 класс Условия проведения: внеурочное время, классная комната (или кабинет информатики)
  • Урок «Стихотворение в прозе» И. С. ТургеневЦель урока: познакомить учащихся со стихотворениями в прозе. Задачи: познакомить учащихся с особенностями жанра; рассмотреть место стихотворений в прозе в творчестве писателя; обратить внимание на разнообразие тем, богатство и поэтичность языка; воспитание эстетического вкуса. Тип урока: практический, исследовательский. Урок включает исследовательскую работу с текстом, в ходе которой вам предстоит выяснить особенности жанра стихотворения в прозе. Учащимся предлагается выбрать форму раблты: в группах, в парах, самостоятельно.
  • Организация проектной деятельности на уроках русского языкаДанная статья содержит материал о проектной деятельности на уроке. Метод проектов даёт возможность учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, повышает знания , умения и способствует устремлению к новым делам. В статье раскрыта последовательность шагов в разработке и реализации учебного процесса на примере урока русского языка в шестом классе по теме Имя существительное . Эта публикация окажет методическую помощь педагогам, ко...
  • «Высокое предназначение человека»Урок-презентация Высокое предназначение человека. ( по рассказам В.М. Шукшина). Цель урока: формирование духовных качеств характера у учащихся на основе знакомства с рассказами В.М.Шукшина. Урок по предмету Русская литература разработан для учащихся колледжа. Тип урока: комбинированный ( усвоение нового материала и совершенствование знаний, умений, навыков). Эпиграф урока: Нам бы про душу не забыть... Нам бы немножко добрее быть...Мы один раз, так уж случилось, живем на земле... Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее.... ( В.М. Шукшин).
  • Внеклассное мероприятие «Язык без границ» “Language without borders”Внеклассное мероприятие Язык без границ посвящен взаимодействию трех языков (русского, английского и казахского), представлен в виде театрализации. В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с историей, национальными особенностями, литературными трудами 3 разных культур. Ведущими мероприятия являются герои трех народных сказок Иван - русской, Джек - английской и Алдар - косе - казахской сказок. Особенность мероприятия в том, что герои разговаривают на своем родном языке и понимают друг др... Джек: Good day, Ivan! Long time no see! Where have you been?Иван: Да вот со Змеем-Горынычем силушкой богатырской померился, людей добрых от злодея избавил. А ты какой дорогой прямоезженной сюда попал? Джек: And I won three giants and save the town from villains!Иван: Сам? Трёх великанов? Силой одолел? Джек: Outsmart? But wit… for what? Входит Алдар – Косе, напевая казахскую песнюИван: Ты, наверное, и есть тот самый знаменитый Алдар –косе?!Алдар: Болсак болармыз! Джек:What does may be mean? If you are really Aldar-kose then show me your craft and cheat me. I ll see what you are worth. Алдар: Алдар Көсемін деп айтқан жоқпын. Мүмкін,- деп айттым ғой. Бұл біріншіден …Иван: Да перестаньте ссориться, братья! Мы ведь братья?! Мы хоть и герои разных сказок, но сочиняли нас всех люди. Независимо от... Джек: But a man dreamed about being strong, fast and sharp-sighted. And these dreams people reflected in fairy-tales. Иван: СКАЗКА – чудотворный источник добра, любви, мужества, мудрости. В каждой сказке за ними победа.– Друзья, а вы все любите сказки? – Какие из них вы знаете? (Ответы детей.) ( под песню В мире много сказок)Инсценировка сказки Колобок на казахском, английском, русском языках.Иван: Без чудес и тайн нет сказок. В них найдется все: и мудрость, и веселая шутка, и выдумка. Не...
  • Исследовательская работаНе забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил- что означает это выражение? Почему его так часто стали использовать в разговорах? Приручить – сделать ручным, послушным. Приручиться – стать ручным, привыкнуть к человеку. (Словарь С.И.Ожегова). В самом деле, так много радости дарит нам собака, которая встречает тебя! Так отрадно наблюдать за игрой смешного котенка или величественного красавца - кота. Как весело слушать чириканье птичек! Но стремясь к радости для себя, всегда ли мы помним об ответственности перед теми, кого приручили? Ведь наши животные зависимы от нас. Зависимы физически, эмоционально. А значит, о... 1.1. Актуальность Всё больше и больше на улицах можно встретить бездомных животных, которые уже не нужны никому, а ведь когда-то они жили в квартирах, думали, что их любят. О них заботились люди, а потом людям надоели эти милые игрушки и они выкинули их на улицу. Разве это разумно, милосердно? Я думаю, нет. Проблема: · почему наши питомцы становятся бездомными? · что нужно сделать, чтобы не было брошенных животных? 1.2. Цель исследования: · привитие любви к животным, трепетное отношение к ним и желание о них заботиться. Гипотеза. · Если каждый из нас будет задумываться, что мы в ответе за тех, кого приручаем, то бездомных животных будет на Земле меньше. Исходя из цели работы и гипотезы, были определены следующие задачи: · найти и изучить информацию о том, как дикие животные стали домашними, их значение в жизни человека; · провести социологический опрос среди взрослых; · провести анкетирование среди школьников; · дать полезные советы детям, которые имеют домашних любимцев; · выяснить причину, почему домашние животные становятся бездомными; · предложить пути решения вопроса бродячих животных. 1.3. Объект исследования: домашние животные. Предмет исследования: ответственность людей за братьев наших меньших Методы исследования: Изучение научной литературы по проблеме исследования Анкетирование Написание сочинений Мое любимое животное Социологический опрос Эксперимент Анализ и обобщение опыта исследования
  • Методическая разработка предметной недели по литературеНаша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни, - произнёс А. Блок в 1921 году. С этим утверждением не поспоришь. Ведь в жизнь и душу каждого человека (уже около двух веков) с детских лет входит великий русский поэт, да так и остаётся навсегда. С 14 октября по 19 октября 2013 года была проведена предметная неделя по литературе, посвященная творчеству А.С.Пушкина. Девизом стали строки поэта Друзья мои, прекрасен наш союз, которые объединили всех и по-новому раскрыли прелесть нетленных произведений любимого писателя, поэта. Цели проведения пушкинской недели: · повысить интерес обучающихся к изучению предмета; · воспитание любви к родному языку, литературе; · развитие творческих способностей и кругозора обучающихся. В рамках предметной недели были проведены: · Интеллектуальная игра-викторина Что в имени тебе моём?...по творчеству А.С.Пушкина для обучающихся 1 курса · Конкурс сочинений на одну из предложенных тем:
  • Сабақ жоспары «Табу» 5 сыныпМұғалімнің іс-әрекеті Оқушылармен сәлемдесу, назарларын сабаққа аудару Сабақтың тақырыбы мен мақсатымен таныстыру. - Балалар бүгін біз сендермен Табу сөзінің мағынасы жайлы түсінік аламыз, сөйлемнің жасалу жолын қайталаймыз, Амандасу тәсілі Қызыл қол, сары қол, жасыл қол. Қызыл қол - қол алысу, Сары қол - төс қағысу, Жасыл қол - арқа түйістіру. Машина суреті бар суреттерді қиықшаға бөліп, жинастыру арқылы екі топқа бөлу. Топ ережесін құру. Қағ...
  • Интегрированный урок по русскому языку и познаниюДанная разработка урока преднахзначена для 2 класса. Проводилась по линии интеграции русского языка и познания. Тема урока: Имя прилагательное. Повторение. Разнообразие птиц. На данном уроке проводилась групповая работа по рядам, работа с карточками, индивидуальная работа с текстом. Использовалась музыка и звуки природы. Одна тема плавно переходила в следующую. Материал был подобран интересный и увлекательный. Расчитан именно на детей 2 класса. На уроке ребята работали правильно, задания выпо...
  • Литературно -музыкальная композициявнеклассное мероприятие ко Дню рождения С.Есенина в сельской школе Раскрыть индивидуальность поэта для учащихся, неповторимость и ценность его произведений для людей. Задачи: Образовательные: - познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта; - выявить основные мотивы лирики поэта. Развивающие: - развивать умение анализировать стихи, видеть своеобразие стиля; - овладеть приёмами выразительного чтения лирических произведений, умения держаться перед аудиторией; - развивать речь. Воспитательные: - воспитывать любовь к родине, к родной природе, внимание к судьбе человека, патриотизм; - развивать самостоятельность мышления.
  • Интегрированный урок русского языка и литературыПредмет: русский язык, литератураТип урока: интегрированныйТема урока русского языка: Обобщение знаний о сложном предложенииЦели: систематизировать знания по теме Сложное предложение;проверить умение различать предложения по структуре и способам связи;научить использовать в речи подобные синтаксические конструкции;проверить умение объяснять постановку знаков препинания;проверить умение составлять схемы предложений;научить самостоятельно извлекать необходимую информацию из различных источников;...
  • СтатьяЭффективность работы любого образовательного учреждения напрямую зависит от готовности каждого педагога к инновационной деятельности. А реализация в профессиональном обучении и воспитании студентов компетентностного подхода, определенного Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения, является инновационным. Поскольку на сегодняшний день нет готовых рецептов развития общих компетенций через организацию воспитательного процесса предлагаю рассмотреть вопрос на тему: Воспитательный аспект урока, направленный на развитие общих компетенций
  • Разработка урокав разработке урока по русскому языку даны материалы по теме: Борьба с табакокурением и грамматический материал Прямая и косвенная речь. Тема: Борьба с табакокурением Прямая речь и косвенная речь. Цель урока: -закрепить понятие прямой и косвенной речи, знать определение прямой речи , уметь подбирать слова автора и прямую речь, составлять схемы прямой речи, расставлять знаки препинания; -развивать творческое , аналитическое мышление, активность; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки студентов; -воспитать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье окружающих. Задачи: -Предупредить об опасности привыкания к вредным привычкам; -показать разрушительное воздействие на организм человека никотина; -сформировать у студентов понятие о том, какие яды содержатся в табаке, создать представление о том, каким образом вредные привычки могут повлиять на развитие личности. Тип урока: комбинированный
  • Особенности преподавания русского языка в системе личностно-ориентированного подходаРусский язык – это не просто один из школьных предметов, это не просто умение читать и писать. Это – идеология, жизненная позиция. Это истоки нашего патриотизма и истинного интернационализма.Как указано в Концепции структуры и содержания предметной области Филология, филологи-ческое образование нацелено на формирование определѐнных компетенций – языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической.Языковая компетенция предполагает знание самого языка и его норм, соответствующих язы... Третье тысячелетие в системе российского образования ознаменовалось становлением новой па-радигмы – личностно ориентированной, которая истолковывает образование как человекосозидающий процесс, как становление я, признание субъектности ученика, которая определяет направление его личностного развития. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных компетенций, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образоват...
© 2010-2018