Русский язык и Литература

  • План-конспект урокаПредмет: Русский язык Класс: 7 Тема урока: Морфологический разбор местоимения Цель: умение делать морфологический разбор местоимения Ключевые идеи урока: повторение морфологических признаков местоимения Ожидаемые идеи: навыки разбора местоимения Времы Этапы урока Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика Организационные формы Используемые модули 5- мин Стадия вызова Побуждение к уроку Разминка Кто-о меня-я слы-ы-шит Деление на группы через расчет на я,ты,он, она ученики включаются в процесс игры. делятся на группы индивидуальная групповая Новые подходы к обучению 10- мин Осмысление содержания Опрос д/з Упр.8, стр.9... МОДУЛИ Критическое мышление ИКТ Саморегулируемое обучение Новые подходы к обучению (диалог) оценивание Талантливые и одаренные Суммативное Формативное НАЛИЧИЕ + + + + + + +
  • Внеклассная работа по русскому языкуДанная работа реферативного характера включает в себя обобщение опыта внеклассной работы учителя по предмету. Она содержит как практические, так и теоретические примеры такой работы в малокомплектной сельской средней школе. Приложения к данной работе показывают результаты деятельности учителя совместно с детьми, включают разработки олимпиадных заданий, решение ребусов, проведение внеклассных мероприятий по предмету, проведение интегрированных уроков. Эта работа будет полезна начинающим учителям ...
  • Использование интерактивного оборудования на уроках русского языка и литературыМетодические рекомендации для учителей по использованию возможностей интерактивного оборудования, конкретно возможности на уроках русского языка и литературы. Представлены варианты и результаты использования информационно-коммуникативных технологий.Цель: добиться сознательного усвоения знаний учащимися через использование ИКТ.Это стало возможно с 2008 года и на сегодняшний день есть результаты: повышение мотивации, активное восприятие, лучшее запоминание учебного материала.Весь материал систем...
  • Разработка урока по русскому языку в 6-м классе по теме: «Местоимения – прилагательные в языке и речи»Самоанализ урока При составлении разработки урока по русскому языку и в результате ее практической реализации мною используется трехступенчатая базовая модель технологии РКМЧП. Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока: – подготовительный – стадия вызова; – собственно восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла); – присвоение информации – стадия рефлексии. На данном уроке были поставлены и осуществлены следующие цели и задачи. Цели: 1.Образовательные: – повторить и систематизировать полученные ранее (в 5-м классе) знания о местоимении; – дополнить полученные ранее знания новыми; – соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи; – выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть речи. 2. Развивающие: – формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи; – развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); – вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике. 3.Воспитательные: – воспитывать активное и сознательное, а не “потребительское” отношение к изучению русского языка; – создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения. Задача: довести до сознания учащихся мысль о том, что “местоимения – это слова, объединенные в одну часть речи только по их значению “указательные слова”; постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме. Оборудование: раздаточный материал (информационные тексты, таблицы); опорная схема-кластер на доске; плакат на доске “Кувшин эмоций”. Проведенный урок полностью соответствовал внедряемой технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Помимо четкого соответствия требуемой структуре используемой технологии (стадия вызова – стадия осмысления – стадия рефлексии), на уроке были использованы и некоторые элементы новизны, подтверждающие творческий подход учителя к разработке и проведению урока. Это: 1).Использование цветового теста на стадии вызова и стадии рефлексии с целью увидеть объективную картину эмоциональн... 2).Очень важным элементом урока является самостоятельная формулировка темы и целей самими учащимися, то есть целеполагание. (Не учитель литературно и правильно формулирует тему и цели. (Это он фиксирует у себя в планах.) А именно дети ставят для себя осуществимую для каждого цель и достигают ее). Этому способствует правильная подготовка учителем учащихся на стадии вызова. 2). Развитие образного, слухового, чувственного и эмоционального восприятия материала, взаимодополняющих друг друга и дающих возможность создать ребенку целостную картину “мира”. 3).Кластер, то есть последняя, базовая схема, которая остается у ребенка и в памяти, и на бумаге и где занесена только правильная, выверенная информация, учитель использует на последней стадии рефлексии, а не на стадии вызова , затем рефлексии, как рекомендует уважаемая С.В.Столбунова. 4).В силу того, что на уроке не было практического применения полученных знаний, возможно и являющегося недостатком, по мнению некоторых педагогов, эта работа была выполнена дома (задания прилагаются) и на последующих уроках. 5) Подтверждением эффективности и результативности урока является то, что дети не просто выучили материал и прекрасно выполнили домашнее задание, но и то, что они как бы “пережили” его, “прочувствовали” вместе с учителем. Скажу образно: “Урок прошел на одном дыхании!” Последующие уроки посвящены не теоретическому материалу, а практической его отработке. 6) На мой взгляд технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо” является эффективной, имеет хорошие положительные результаты; разработана для ученика, чтобы максимально приблизить его к процессу познания русского языка и чтобы от этого он получил моральное удовлетворение. Данная технология очень тесно связана с технологией личностно ориентированного и развивающего обучения. Она “учит не преподносить истину в готовом виде, а находить ее”. Надеюсь, что она принесет “хорошие плоды”.
  • Сценарий Пушкинского вечера для учащихся 5-х – 6-х классовЦелями данного внеклассного мероприятия является: расширение знаний о поэте и его произведений, приобщение детей к духовному пушкинскому наследию. Форма мероприятия-литературная композиция. Такая форма проведения мероприятия существенно повышает мотивацию познания, эффективность и продуктивность учебной деятельности, позволяет учащимся приобщиться к к пушкинскому языку. При подготовке к мероприятию мною были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: интерес к чтению, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, достаточно мероприятия. Подбранный материал позволяет расширить знания о жизни Пушкина, знания... -Русские народные сказки. Сказки братьев Гримм. Сказки Гауфа – М., Мегаполис-Экспресс, 1992. – 400 с. -Пушкин А. С. Избранные сочинения / Редкол.: Г. Беленький, П. Николаев: Сост., вступ. Статья, примеч. И подбор ил. Л. Соболева. – М.: Худож. Лит., 1990. – 654 с., ил. (Б-ка учителя). При подготовки к данному мероприятию были привлечены старшеклассники. Цель мероприятия была достигнута, ребята с большим интересом смотрели композицию. Данное мероприятия поспособствовало расширению знаний о жизни и творчестве Пушкина. Выбранные методы соответствовали задачам мероприятия, характеру и содержанию материала, уровню знаний. Мероприятие проводилось в доброжелательной обстановке, обучающиеся были заинтересованы и увлечены.
  • Урок в 9-ом классе по теме «Пунктуация сложных бессоюзных предложений»Урок по теме Пунктуация сложных бессоюзных предложений был запланирован для учащихся 9-го класса как урок обобщения, рассчитанный на 1 урок. Для наиболее успешного достижения поставленных целей урок был организован следующим образом. Анализ изученного по теме. Синтаксический разбор предложения. Актуализация знаний учащихся по теме. Закрепление изученного материала. Отработка практических умений и навыков по изучаемой теме. А) Преобразование союзных в бессоюзные сложные предложения. Б) Объяснительный диктант. В) Индивидуальная творческая работа. Г) Выборочный диктант. Анализ примеров сложных бессоюзных предложений в произведениях писателей и газетных материалах (доклады учащихся, предварительно подготовленные дома)...
  • Интегрированный урок-погружение Дисциплины: литература, русский язык Тема: «Талант - единственная новость, Которая всегда нова» ( Б. Пастернак)Серебряный век – уникальный культурологический феномен, объяснить который невозможно лишь исторической эпохой и личной биографией его ярких представителей. Серебряный век родился на грани потустороннего и нашего миров, на грани разделяющей высокое искусство и беспредельное знание о чем-то ином. Поэзия и искусство Серебряного века неисчерпаемы в эмоциональном и духовном влиянии на человека XX и XXI веков, сокрыты от нас белыми туманами символистов, завуалированы эпатажными выходками имажинистов... Серебряный век - это многоактная пьеса, участники которой - М. Цветаева и В. Маяковский, С. Есенин и В. Брюсов, А. Блок и О. Мандельштам, А. Ахматова и Н. Гумилев, В. Хлебников, Бурлюк, Н. Петровская и многие другие. Так вот, студентам позволим участвовать в этой пьесе!... Добро пожаловать на театральные подмостки под названием серебряный век...
  • Внеклассное мероприятие по русскому языку ««Русской речи государь по прозванию Словарь»Цели: создать условия для повторения и закрепления знаний учащихся по лексике; развития навыков работы со словарями разных видов; формирования мотивации выбора видов словарей; воспитания интереса к научной, энциклопедической, справочной книге, слову. Задача: учить пользоваться словарями разных видов. Оборудование: словари: иностранных слов, фразеологический, толковый, словарь синонимов, антонимов, словообразовательный, этимологический, Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка В.И.Даля.
  • Внеклассное мероприятие «Лингвистическая викторина»Цель мероприятия- прививать уважительное отношение к русскому языку; воспитывать интерес к языкознанию; способствовать преодолению у учащихся психологического барьера перед трудной и скучной наукой; расширять кругозор школьников, любознательность. Вопросы по следующим темам: Орфоэпия, Лексика, Морфология, Фразеология. При выполнении Поэтической пятиминутки развиваются навыки декламированного чтения. Рекомендуется проводить мероприятие в рамках Недели филологии в школе или в...
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (в помощь преподавателю) Комплексное планирование занятий по русской литературе ХХ века Поэзия «Серебряного века»Серебряный век русской поэзии- это сборник конспектов занятий по русской литературе, предназначенный в помощь как преподавателям, так и обучающимся и способствует успешной подготовке к сдаче зачёта или экзамена по дисциплине.Данный материал собирался из разных литературных источников и является своеобразным помощником в организации учебной и внеаудиторной деятельности.Цикл занятий объединён общей целью: развитие навыков самостоятельности, творческого мышления и коммуникативной культуры при изу...
  • Внеклассное мероприятие. Игра - викторина «Русский народ: история, культура, традиции и обычаиДва чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам. Эти слова А. С. Пушкина могли бы быть эпиграфом к внеклассному мероприятию Русский народ: история, культура, традиции и обычаи. Место, где человек родился, он называет своей родиной. Человек без родины что дерево без корней. Мы должны знать свои корни, свои истоки, ибо это помогает понять и объяснить многое в истории нашей страны.Мы, русские, не должны забывать, что нам есть чем гордиться. У русского народа есть интересные обычаи, замечательные традиции.Имена русских писателей, художников, музыкантов известны во всем мире. Форма внеклассного мероприятия – игра – викторина , аналогичная телевизионной викторине Что? Где? Когда? Она проводится в несколько раундов до шести очков с какой- либо стороны. Сборная команда учащихся 7-8 классов против команды зрителей - коллектива учащихся и учителей школы. Игра сопровождает человека всю жизнь, маленький человек, играя, постигает новое. В ходе игры и знатоки, и зрители узнали много нового и интересного об истории, культуре русского народа. Надеюсь, что мой конспект внеклассного мероприятия поможет учителям объяснить детям в игровой форме, что заботило, радовало, тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, что передавали из поколения в поколение, что ценили больше всего.
  • «Зачем нужно читать словарь Даля». Учебное исследованиеУЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Среди новых педагогических технологий выделяется наиболее адекватная поставленным целям обучения русскому языку технология проектов или метод проектов. Метод проектов имеет длительную историю развития в мировой и отечественной педагогике. В России С. Т. Шацкий в 1905 году первым реализовал педагогические идеи, связанные с именем Дж. Дьюи, Килпатрика. Технология проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением. Работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного года и включает в себя несколько этапов: Предварительный выбор темы (с учётом рекомендаций учителя)Составление планаИзучение литературы по данной теме и сбор материалаСоздание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводыЗащита (устное выступление с краткой характеристикой работы)Ответы на вопросы по теме проектаОднако всё более общепринятой становится точка зрения, что учебный проект – это самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значи...
  • Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературыЧто же подразумевают под собой ИКТ?Применение информационных технологий на урокахКомпьютер может использоваться на всех этапах обученияРазличные функции компьютераОсновные направления использования компьютерных технологий на урокахИспользовании программы MS Power Point.Фрагмент урока с использованием презентацииОчень часто презентации помогают в проведении нестандартных уроков обобщающего характераИспользование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает с...
  • Карточки с заданиями по теме «Составление сложных предложений с союзом потому что»Эти задания можно использовать на уроках русского языка в начальных классах общеобразовательной школы, а так же в восьмом специальном классе школы слабослышащих на уроках развития речи. Это поможет учителю при подготовке к уроку, так как в данной школе и в данном классе на эту тему отводится много часов, а в учебнике материала мало. В данном материале есть простые задания и есть посложнее. Более того, ребёнок учится составлять сложные предложения, отвечая на вопросы из текста, находить ответ и ...
  • Разработка урока на тему «И. А. Крылов. Басня «Волк и ягненок»Данная разработка урока литературы предназначена для широкого круга учителей, заинтересованных в новых подходах в обучении. Урок разработан с учетом личностно-ориентированного подхода,где центром обучения являются ученики. Урок состоит из трех этапов:стадии вызова, стадии осмысления, стадии рефлексии. На уроке соблюдается здоровьесберегающий фактор. который предполагает использование физминутки и активных методов обучения, обеспечивающие психологический комфорт на уроке. Урок способствует разв...
  • Методический материал «Необходимость учета гендерных особенностей школьников в процессе обучения»В русском языке появился термин Gender, который пишется в настоящее время кириллицей. На Западе гендерные исследования проводились уже с конца 40-х гг. прошлого века. Это чисто лингвистическое понятие: grammatical gender – грамматическая категория рода, характерная для многих языков мира. С другой стороны, под термином гендер имеется в виду биологический пол (принадлежность к подроду женщин и мужчин). Особенности мужской речи исследователи относят, скорее, к просторечным явлениям, а особенн...
  • «Отличие причастий от отглагольных прилагательныхУрок Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных проводится в 7 классе с применением интерактивной доски. Данный урок прививает интерес к предмету, устанавливает уровень овладения учащихся теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости; формированию навыков работы с интерактивной доской Smart Board . На данном уроке применение интерактивной доски с маркером делает занятие для учащихся ...
  • Статья «ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»Проблема повышения грамотности учащихся всегда волновала и будет волновать учителей словесников. И может быть поэтому выбрала тему Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка. Работая над данной темой в течение ряда лет считаю, что обучение орфографии - одна из сложнейших методических проблем. Такие методические журналы как Русский язык в школе, Русский язык и литература в казахской школе, Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины очень помогают в работе над данной темой и способствуют непрерывному поиску интересных упражнений для закрепления и формирования орфографических навыков. Решение проблемы предполагает основную цель: в занимательной, увлекательной форме преподнести учащимся правила орфографии.
  • Учебное пособие «Русская грамота»Уважаемые коллеги! Авторский коллектив предлагает вашему вниманию комплект дидактического пособия по обучению грамоте. Тематика и построение учебного пособия соответствует государственным общеобязательным стандартам начального образования. Пособие можно использовать при работе совместно с любым учебником по обучению грамоте для начальных классов. Оно поможет оснастить и разнообразить педагогический процесс, так как состоит из творческих и увлекательных заданий, учит работать со схемами предложений, фор...
  • Проект урока русского языка 6кл «Понятие о прилагательном»Проект урока русского языка в 6 классе на основе системно-деятельностного подхода по программе В. В. Бабайцевой (Учебник: Русский язык.Теория. 5-9 кл. /Под ред. Бабайцевой В.В- М.: Просвещение, 2013). Форма урока: урок – виртуальное путешествие в осенний лес. На уроке используются стихотворения мансийского поэта Андрея Тарханова.Факторами, способствующими формированию познавательных мотивов, явилось: - укрепление межпредметных связей (русский язык и литература, краеведение, музыка);- разнообр... Интеллектуальная активность обучающихся во многом определила успешность усвоения учебного материала. Фактором, обеспечившим активность обучающихся, явился принцип последовательного обобщения усваиваемого учебного материала посредством оптимальной системы ситуаций исследовательского характера, выстроенных в определенной последовательности.
  • Проект урока по литературе для 5 кл «Радости весенней грозы»Разработка урока по литературе для 5 класса натему Радости весенней грозыМатериал этого урока предназначен для изучения стихотворения Ф.И.Тютчева Весенняя гроза Актуальность методического проекта:Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требования программы формирования УУД и поиск эффективных технологий литературного образования учащихся определяют актуальность проекта изучения лирического произведения в 5 классе Существе... -активизировать развитие регулятивных УУД (мотивация учебной и познавательной деятельности), коммуникативных УУД (восприятие на слух и в чтении художественного текста, ответы на вопросы-монологи и участие в учебном диалоге);Воспитывающие цели:-формировать личностные УУД, т.е. интериоризация (присвоение) смысла и эстетического значения лирического произведения Ф.И.Тютчева;-формировать эстетическое сознание и художественный вкус учащихся.
  • Внеклассное мероприятие по русскому языку «Город Крылатых выражений»Внеклассное мероприятие по русскому языку Город Крылатых выражений - одно из шести мероприятий из цикла Неделя русского языка, посвящённого разделу Лексика и фразеология . Здесь учитель и ведущий в доступной форме объясняют детям 5-6 классов значения и историческое происхождение многих известных им фразеологизмов. Учащиеся тщательно готовились к этому празднику: рисовали, искали в словарях фразеологизмы, создавали поделки. После праздника все активно принимали участия в играх, радовались ...
  • «Басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок» и «Волк на псарне»Предлагаемый урок поможет учащимся научиться размышлять, правильно оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова, воспитывать интерес к басне и к предмету в целом. И.А. Крылов известный баснописец. Он написал более двухсот басен. Его герои, робкий Ягненок, жестокий и наглый Волк, трудолюбивый Муравей, хитрая Лиса и другие, заставляют нас задуматься о добре и зле, о глупости и мудрости, о добродетели и безнравственности. Басни И.А. Крылова помогают говорить с детьм...
  • Литературно-музыкальный фестиваль авторской песни «Песнь человеческой души»Тема. Авторская песня как литературное явление. Цели: Ø представить жанр авторской песни как литературное явление и познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтов-бардов В.Высоцким и Б.Окуджавой; Ø развитие познавательного интереса к творчеству исполнителей авторской песни и коммуникативных, художественно-исполнительских способностей учащихся, реализация их на практике; Ø воспитание единства, культуры и нравственности, создание атмосферы единения и доброжелательности. Оборудование: интерактивная доска, слайд-шоу Авторская песня, видеофрагменты песен В. Высоцкого и Б. Окуджавы, творческая выставка поэтов, гитара, /затемнение/, презентация Жизнь и творчество поэтов-бардов, фото-галерея. Тип : интегрированный /музыка и поэзия/, учитель музыки и учитель литературы.Форма проведения: интерактивное общение 9,10,11 классы , литературно-музыкальный фестиваль авторской песни.
  • Контрольные и тестыМатериал предназначен для 5-11 классов по русскому языку и литературе. Его можно использовать как при закреплении изученного, так и при изучении нового материала для актуализации знаний. Контрольные представлены в виде диктантов и самостоятельных работ по некоторым темам.Тесты по литературе можно давать в качестве домашнего задания, а также во время урока, для самоконтроля.Интересным моментом предствлена технологическая карта ученика, с помощью которой удобно проверять работу, делая акцент на с...
  • ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯЦель: создание условий для восприятия в интерактивной форме опыта работы, классного часа по технологии диалогового обучения. Задачи: 1. Познакомить с приёмами и стратегиями технологии, предоставить возможность для оценки их эффективности. 2. Показать возможности технологии в осуществлении личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, в развитии интеллектуальных способностей учащихся. 3. Содействовать формированию мотивации на осуществление гуманистического подхода в обучении и воспитании учащихся. Оборудование: карточки для пометок учителей, афоризмы, приёмы рефлексии, правила взаимодействия на уроке, мультимедийный проектор. Форма: интегрированное занятие (лекционно-практическое): Т-П-Т. (Теория – практика – теория) Цель 1 (теоретического) этапа: осветить составляющие урока-диалога. Цель 2 (практического) этапа: показать формы и методы осуществления технологии диалогического обучения. 3 этап теоретический: вопрос-ответ. Алгоритм проведения мастер-класса: · Выделение проблемы; · Панель; · Объединение в группы для обсуждения проблемы; · Работа с материалом; · Представление результатов работы; · Обсуждение результатов работы.
  • СШ №6 г. АтбасарМатериал составлен для проведения контрольных работ и тестов как для закрепления изученного, так и при изучении нового материала в 5-11 классах по русскому языку и литературе.Работы соответствуют определённым темам, изучаемым в этих классах.Тесты по литературе предназначены для контроля знаний учащихся. В каждом задании есть несколько вариантов ответа. что позволяет сделать выбор не наугад, а только лишь зная материал. Ключи к тестам также даны, что позволит учителю быстро проверить работы, та...
  • ЭссеЭто впечатления отпоездки в старинную церковь села Красные Ключи.Это Михайло-Архангельская церковь – памятник деревянного зодчества и культуры XIX века .В Русской Православной Церкви много Святых, чей христианский подвиг совершался в миру.Храмовое сооружение и его иконостас признаны ценным памятником культуры, для верующих же старинные иконы и мощи святого Петра Чагринского – источник духовной крепости и святости. Засвидетельствовано множество случаев душевного и телесного исцеления людей, обращающихся к нему в молитве за помощью. В ноябре 2003 года были освящены источник в честь Архангела Михаила и купаленка.Нынешним настоятелем храма является протоиерей Георгий Аношкин – батюшка особенный, любимый всеми сельчанами и паломниками. Он учит помогать ближним, учит молиться Богу и просить прощения и покаяния во имя спасения души. Прихожане с лаской и любовью обращаются к нему батюшка.
  • Научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»Целью настоящего исследования является описание функционирования форм падежа имени существительного в текстах русской разговорной речи.Современный период в развитии языкознания характеризуется острым интересом к явлениям разговорной речи. Изучение современной русской речи крайне важно для практических целей. Русский литературный язык существует в двух разновидностях. Одну из них принято называть кодифицированным литературным языком, другую – разговорной речью. Разговорная речь используется в усл...
  • Урок-обобщение темы «Имя числительное»Урок -путешествие в Олимпийскую деревню имеет спортивно-познавательную направленность. Предполагается проводить по программе Ладыженской в 6 классе. Используются на разных этапах урока текстоориентированный, коммуникативный, научный , игровой, диалоговый подходы. На уроке предполагается проводить тестирование, самостоятельную работу с взаимопроверкой, работу у доски. Некоторые задания предусмотрены с выходом в сеть Интернет. Все задания выполняются на предполагаемых слайдах-листочках,в коне...
  • Разработка игры «Литературный эрудит»Цель- развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игры, творческих способностей. В игре принимают участие ребята всего класса. Задача каждого игрока- набрать 100 баллов. В каждом туре учитель задаёт разное количество вопросов, ответы учащиеся пишут на листах. За каждый правильный ответ -5 баллов. В первом туре ребята играют каждый за себя, во втором- объединяются в двойки, в третьем- в тройки, в четвёртом- в четвёрки и зарабатывают баллы совместно. В конце урока подводятся ит...
  • Игра по русскому языку «Интеллектуальное казино»Мероприятие проводится в раках Недели русского языка. Казино – это то самое место, где каждый, кто честен, смел и безысвестен, может заработать деньги не как- нибудь, а своим собственным умом. Только деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством в один ум. Условия игры: учащиеся делают ставку ( один ум, два ума или три ума) , а учитель задаёт вопрос. Если учащийся ошибается- тогда умы пополняют кассу классного веселого казино.Мероприятие развивает интеллектуальные способности школьников, расширяет кругозор, повышает интерес к изучению языкознания и других дисциплин.
  • Библиотечный урок по кубановедению «Отцовская хата»Данный материал разработан для ознакомления учащихся с новинками библиотечной литературы по кубановедению (краеведению). Представленный урок может быть использован в любом классе школы 2 ступени. Материал призван привлечь внимание школьников к новинкам литературы, расширить их кругозор, воспитать интерес не только к родной литературе, но и к истории Кубани.В разработке используются такие методические приёмы как слово учителя, самостоятельное чтение предложенной литературы,викторина по п...
  • Статья «Использование опорных схем на уроках литературы в 8-11 клаТема: В.Г.Короленко. Рассказ Сон Макара. Две формы жизни. Цель: раскрыть художественный стиль рассказа, выявить жизненную позицию писателя, его видение двух форм жизни. Проблемные вопросы: 1.С помощью какого героя автор рассказа раскрывает суть двух форм жизни? 2.Как вы представляете себе жизнь Макара на селе? Какой была его реальная жизнь? 3.Почему эта жизнь показана в мрачных тонах? 4.Какой увидел жизнь Макар во сне? 5.Чем явился сон для души Макара? Вывод: только во сне, а не в реальной жизни, возможны и протест человека, и желание излить душу, и отстаивание своей справедливости. Тема: Тема любви в лирике А.С.Пушкина. Цель: показать благородство, искренность, неистребимость пушкинских чувств; проанализировать, как меняется чувство любви в лирике Пушкина. Проблемные вопросы: 1.Почему в стихотворении К… поэт называет любовь чудным мгновением? 2.Почему воскресает мимолётное виденье? 3.Чем для Пушкина является любовь в этом стихотворении? 4.Какому чувству вынуждено подчиниться чувство любви в стихотворении Я вас любил? 5.Чем для Пушкина является любовь в этом стихотворении? 6.Чем взволнован поэт в стихотворении На холмах Грузии? 7. Чем для Пушкина является любовь в этом стихотворении? Вывод: любовь у Пушкина благородна, искренна. В самом начале путь любовь для поэта являлась чудом, воскрешающим былое. В зрелом возрасте это чувство явилось надеждой на счастье. И понимая быстротечность жизни, поэт стремится гореть и любить. Любовь для него становится страстью. Тема: М.Ю.Лермонтов Герой нашего времени. Эволюция Печорина. Цель: раскрыть своеобразие образа Печорина в системе художественных образов, проанализировать жизненный путь Печорина. Проблемные вопросы: 1.Каким мы видим Печорина в повести Тамань? 2. Почему Печорин поступает жестоко с княжной Мери? 3. Что ищет главный герой в любви (повесть Бэла)? 4.Какой вопрос решается в повести Фаталист?Почему Печорин усомнился в существовании предопределения? 5.Почему дружба Печорина и Максим Максимыча обрывается трагически? Что осуждает автор в характере Печорина?Вывод: лермонтовскому герою не чужды глубокие человеческие привязанности.Однако во всех жизненных столкновениях благородные порывы в конечном счёте уступают место жестокости. Печорин руководствуется лишь личными желаниями и стремлениями, не считаясь с с интересами окружающих. Трагедия Печорина в ясном понимании им своей противоречисвости: ...за... Тема: Петербург в романе Ф.М.Достоевкого Преступление и наказание. Цель: познакомить учащихся с поэтикой образа Петербурга в романе, показать роль города для раскрытия образа главного героя. Проблемные вопросы: 1.В каком городе роисходит действие романа? 2.Каким мы видим город на страницах романа? 3.Почему он разный? В чём его двойственность? Вывод: Петербург – город одиночества. Жизнь в Петербурге ломает судьбы героев. Возрождение души Раскольникова немыслимо в такой обстановке Тема: Поиски истины Г.Мелиховым в романе М.Шолохова Тихий ДонЦель: познакомить учащихся с трагической судьбой Григория Мелихова, охарактеризовать путь поиска истины главного героя. Проблемные вопросы: 1.Какую позицию занимает Мелихов в гражданской войне? Почему? 2.К какому душевному состоянию Григория привели события, связанные с восстанием? 3.К чему привело это состояние? 4.Каким мы видим Мелихова после смерти Аксиньи? 5.Куда и к кому привёл его жизненный путь? Вывод: трагически сложилась судьба Мелихова: не он выбирал время, в котором жить. Надломлен Мелехов, но не сломлен. У него есть сын, а значит есть надежда. Последняя ниточка, связывающая Григория с жизнью. Тема: Б.Пастернак Доктор Живаго. Философия жизни Живаго.Цель: познакомить с учащихся с трагической судьбой русского интеллигента, раскрыть сущность пути главного героя. Проблемные вопросы: 1.С какого момента показана история жизни Живаго? 2.Что называет Живаго историческим чудом? 3.Какова жизненная позиция Живаго? 4.В чём заключается жизненная задача Живаго, по его мнению? 5.Как решает противостоять главный герой силе, лишающей добра и любви к человеку? 6.Сделав выбор, с кем в один ряд становится Живаго? Вывод: Живаго до конца жизни остаётся верным своему пониманию смысла жизни, который заключается во внутренней свободе личности, свободе духа.
  • Кітап - ақылшы досыңКітап – ақылшы досың Мақсаты: А) Ақпараттық: Оқушыларға кітаптың пайдасы, адам өміріндегі маңызы туралы ақпарат беру; Б) Коммуникативтік: Алған білімдерін күнделікті өмірде қолдануға дағды қалыптастыру; С) Проблеманы шешу: Білімді, талапты, білгір оқушы болуға дағдыландыру; Көрнекіліктері: интерактивті тақта, кітаптар Құрметті оқырмандар, оқушылар! Бүгін біз дүниедегі ең қымбат байлық, рухани азық кітаптың сан алуан қыры мен сыры туралы білмекпіз. Кітап ешбір заманда өзінің мәнін жоғалтқан емес.Кітап - ақыл мен жан азығы. Қазіргі жаһандану заманындағы компьютерлік технологиялар кітаптың құндылығын ешқашан баса алмайды. Өйткені кітап арқылы біз өмірді үйренеміз, біліміміз молаяды. Көп үлгі мен тәрбие аламыз. Халқымыз Білекті бірді жығады, білімді мыңды жығады - деп бекер айтпаса керек. Бүгін біз кітапханамы... Адамның досы- кітап, өмір кілті, Тең келмес оған бүкіл жиған мүлкі Ақылшы, жанға серік, жол бастаушы, Асыл ғой қазынасы, өмір көркі, - дей келе сайысқа түсіп, бақтарын сынайтын Білімділер және Кітапқұмарлар топтарын ортаға шақырамыз. Сайыс ережесі бойынша екі топтан бес оқушыдан қатысады. I кезең. Әліппе 42 әріпті жатқа айту Тұрады басын құрап әріп неден? Басталған білім басы әліппеден, Қарасаң, шалқар- теңіз, түпсіз - мұхит, Оқысақ кітап сырын ашып терең! Қазақ әліпбиіндегі 42 әріпті рет ретімен айна қатесіз айтып шығу. (5 ұпай) II кезең. Жылдам оқитын оқырман Кітапты оқымайды сыйламаған, Білімге жанын салып қинамаған, Өсірген кімнің болсын ой - өрісін Сол кітап - тек ақылшы күнде маған. Бұл кезеңде сіздерге мәтін беріледі. Бір минут ішінде сол мәтінді дауыстап, жылдам әрі анық оқыған команда жеңімпаз болады. (Бір минутта оқыған сөздері саналып, ең көп оқыған команда 5 ұпай алады) III кезең. Мақал сөздің мәйегі Қазақта мынадай мақал бар. Ақыл - тозбайтын тон, білім - таусылмайтын кен. Көп білген адам өмірде де көп біледі дейді. Әр халықта оқу, білім, кітап туралы мақалдар мен мәтелдер бар. Сонымен екі топқа берілетін келесі тапсырма мақалдың жалғасын табу. (5 ұпай) 1. Білімнің басы - бейнет, соңы - (зейнет) 2. Білімдіге дүние - жарық, білімсіздің күні - (Кәріп) 3. Білім - байлықтан да (күшті) 4. Кітап - алтын (қазына) 5. Өнер - ағып жатқан бұлақ, Білім - жанып жатқан (шырақ) 6. Оқусыз білім жоқ (білімсіз күнің жоқ) 7. Күш білімде, білім (кітапта) 8. Кітап- ғылым, (тілсіз мұғалім) 9. Оқу- білім бұлағы, (білім - өмір шырағы) 10. Білім инемен (құдық қазғандай) 11. Қына тасқа бітеді, (білім басқа бітеді) 12. Тіліңмен жүгірме,(біліммен жүгір) IV кезең. Сұрақ жауап сайысы Білсең дағы біле бер, тағы тіле Мақсатыңа жетерсің біле біле,- деп дана, ойшыл Жүсіп Баласағұн айтып кеткендей, білгір, ізденімпаз оқушыларымызбен сайысымызды әрі қарай жалғастырамыз. Жылдам әрi дұрыс жауап берген команда 5 ұпайға ие болады. Білімділер тобына 1. Үш биді ата (Қазыбек би, Әйтеке би, Төле би) 2. Менің атым - Қожа кітабының авторы (Бердібек Соқпақбаев) 3. Грек тілінен аударғанда Библиотека сөзінің мағынасы 4. Оқырман залы қандай қызмет атқарады? 5. Қазақтың тұңғыш ғарышкері кім? (Тоқтар Әубәкіров) 6. Абайдың шын аты (Ибрахим) 7. Кітаптың суреттері қалай аталады? (иллюстрация) 8. Еліміздегі ең биік тау шыңы (Хан Тәңірі) 9. Биыл қандай жыл(жылқы) Кітапқұмарлар тобына 1. Қазақтың бес арысын ата (Шәкәрім, Ахмет, Мағжан, Міржақып, Жүсіпбек) 2. Бай баласы мен жарлы баласы кімнің шығармасы? (Ы.Алтынсарин) 3. Қазақтың атақты сурешісі кім? (Әбілхан Қастеев) 4. М.Әуезовтің жыртқыш аң туралы шығармасын ата (Көксерек) 5. Кітап кім үшін жазылады? (оқырман үшін) 6. Киіз үйдің жоғарғы бөлігін ата (шаңырақ) 7. Суда жүзетін мұзтау?(айсберг) 8. Шығыстың қос шынары кімдер?(Мәншүк пен Әлия) 9. book сөзінің қазақша баламасы? (кітап) V кезең. Ойлан, тап Бұл кеэеңде топтарға жұмбақ жасырылады. (әрбір дұрыс жауап 5 ұпаймен бағаланады) 1. Үндемей ақ үйреткен, Надандықты күйреткен! (Кітап) 2. Қиын деме тасымал, Иығыңа асып ал, Білім кенін көтерсең, Алдыңнан жол ашылар! (сөмке) 3. Бетін адам ашады Білім нұрын шашады. (кітап) 4. Қалам алып қолыңа Түстің білім жолына. Қарап оң мен солыңа Азамат боп шығасың Осы үйден соңыра. (мектеп) 5. Оқытады жазда Оқытады қыста Тілсіз, дана, ұстаз! (кітап) 6. Ұшымен қазық Тор көзді, жазық. Үстіне өттім Асыл сөз жазып! (дәптер) 7. Білімнің жол басшысы Шәкірттің қолбасшысы Білімнің нәрін тереді Балаға тәлім береді.(ұстаз) 8. Кішкене құдықтан Найза ұшты шыбығым Су ішіп құныққан. (сиясауыт) VI кезең. Кітапқа жедел жәрдем Марапаттау: Әрқашанда кітапты ұқыпты, барынша таза ұстап жүріңіздер! Пайда ойлама, ар ойла. Талап қыл, терең білуге. Артық білім кітапта Ерінбей оқып көруге!- деп Абай атамыз айтқандай, кітапты әр уақытта ақылшы дос санап, оқып білуге ерінбеңіздер!
  • Тестовая работа по литературе за 1 полугодие (по программе М. Б. Ладыгина)Данный тест предлагается учащимся 7 класса, обучающимся по программе М.Б.Ладыгина (углубленное изучение литературы), по изученному материалу в первом полугодии. Тест построен в формате ЕГЭ и состоит из 3 частей. 1 часть- 5 заданий с выбором ответа; 2 часть- 5 заданий без выбора ответа; 3 часть- развёрнутый ответ на предложенный вопрос (на примере 1 или 2 произведений)Данный тест поможет проверить не только степень усвоения изученного материала, но и проверить навыки построения связного текста пр...
  • Литературное лото по произведениям А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»Внеклассная работа по русскому языку и литературе является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Главная задача этой работы - развить у школьников интерес к предмету. Одним из средств вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность являются викторины. Викторина - это игра, необходимая учащимся для перехода к традиционному опросу. С помощью игры повышается мотивация к обучению, развивается речь и логическое мышление учащихся. Развиваются творческие способнос...
  • Употребление имён прилагательных в речиОборудование: - оформление доски: тема, эпиграф к уроку: Гибок ,богат и, при всех своих несовершенствах, прекрасен язык каждого народа ( Н.Г.Чернышевский); - медиапроектор (отрывок из художественного произведения И.Соколова-Микитова) Ход урока 1. Организационный момент. 2. Тема урока Употребление имён прилагательных в речи. Цели - понаблюдать, какую же роль играют эти слова в нашей речи, систематизировать и углубить знания о прилагательных. 3. Работа с эпиграфом. - Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки: Гибок, богат и, при всех своих несовершенствах, прекрасен язык каждого народа. (Н.Г.Чернышевский) - Ребята, в чем смысл высказывания? - М.Горький говорил, что язык- инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться им владеть . В своей речи мы используем много слов. С помощью существительных называем окружающие предметы и явления, глаголом выражаем действия. Но человек стремиться не только дать предметам название, но и показать его свойства и признаки. А для того, чтобы понять, о ка- кой части речи я говорю, прочтем стихотворение О.Головко. Я - часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет - В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить. - Ребята, что обозначает прилагательное? На какие вопросы отвечает? - Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Изменился бы наш язык? - Я думаю, что текст, написанный на экране, поможет в этом убедиться. 4. Работа с медиапроектором (отрывок из произведения И.Соколова-Микитова) На …фоне пожелтевших берез выделяются …пятна раскра- шенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с них … листья. От дерева к дереву протянуты … нити… паутины. Кое-где краснеет шляпка … подосиновика. Тихо в … лесу. Долго не хочется прощаться с этими … днями. -Чего в нем не хватает? Вставьте в текст имена прилагательные (работа в парах) - Сравните с авторским текстом. На золотом фоне пожелтевших берез выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с них легкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тихо в осеннем лесу. Долго не хочется прощаться с этими золотыми днями. - Красивая картина представилась нам? - Сделайте вывод о роли прилагательных в тексте. 5. Игра - В художественных текстах часто используются антонимы- прилагательные, которые делают нашу речь более выразительной. Вспомните, что такое антоним. - А теперь немного поиграем. У вас на столе у каждого лежит карточка, на которой написано слово. Я произношу прилагательное, а вы подбираете антоним, встаете и произносите его. 1. Веселый (грустный, печальный, тоскливый, угрюмый, мрачный ,хмурый) 2. Богатый (бедный, нищий) 3. Новый (старый, древний, старинный) 4. Горячий (ледяной, холодный) 5. Близкий (далекий, дальний) 6. Безобразный (красивый, прекрасный) 7. Высокий (маленький, низенький, низкорослый) 8. Грубый (вежливый, деликатный нежный, ласковый) 9. Красивый (безобразный, уродливый) - Я показываю цвет, а вы подбираете синоним. 1. Фиолетовый ( баклажановый , сиреневый) 2. Красный (багровый, алый, огненный, кровавый, пурпурный) 3. Желтый (золотой, солнечный, янтарный) 4. Синий (бирюзовый, небесный, васильковый) 5. Зеленый (изумрудный) 6. Коричневый (кофейный, шоколадный) - А теперь подберите к ним сложные прилагательные, обозначающие оттенок цвета. 6. Анализ стихотворения - Употребления им. прилагательных придает речи яркость, образность описания. Не случайно, в художественном изображении природы почти каждое 4 слово- это прилагательное. Я думаю, что стихотворение И.А. Бунина докажет это. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной, Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют, То там, то здесь, в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. -Найдите слова, с помощью которых передается цвет. Только ли прилагательные используются? - Выпишите словосочетания “прил.+ сущ.” - Определите лексическое значение слова пестрый. - Как вы думаете, что хотел показать автор, используя в тексте столько прилагательных? 7. Физкультминутка. 8. Итог урока - В конце урока мы вновь обращаемся к стихотворению О.Головко (чтение). Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (вывод делают ученики). 9. Выставление и комментирование оценок 10. Домашнее задание Упр.250 (зад.4,5.6), стр.105.
  • Внеклассное мероприятие филологическая викторина по творчеству Н. В. ГоголяФилологическая викторина по творчеству Н. В. Гоголя. Предназначена для учащихся 9 класса. В викторине представлены вопросы по произведениям: Мертвые души, Ревизор, Шинель. Цель: обобщить знания учащихся по произведениям Н.В. Гоголя; повышать интерес к чтению художественных классических произведений; улучшать читательскую зоркость. По поэме Мертвые души - 54 вопроса, по комедии Ревизор - 25 вопросов, по повести Шинель - 10 вопросов. В конце сценария даны ответы на все вопросы. Форма работы может быть как индивидуальной, так и групповой. Завершающий этап работы – подведение итогов и награждение победителей.
  • Обобщающий урок по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»Урок в форме игры Умники и умницы, позволяющий проверить знание текста повести, продолжить работу над развитием навыков выразительного, внимательного прочтения литературного текста, умений литературоведческого анализа, формирующий познавательный интерес к предмету через игровую форму.Для оборудования урока используются книга Н.В.Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки, иллюстрации учащихся к повести, мультфильм Ночь перед Рождеством.В начале конспекта урока содержится подробное описание прав...
  • Дополнительная образовательная программа «Абитуриент» (комплексная подготовка к ЕГЭ)Дополнительная образовательная программа Абитуриент составлена для учащихся 10-11 классов, следовательно, ориентирована на итоговую аттестацию и абитуриентский экзамен. Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения с элементами сочинения), а система уроков в 10-11 классах не всегда ориентирована на подготовку к ЕГЭ, целью данной образовательной прграммы является стремление помочь педагогу организовать систематическу... Задачи образовательной программы: помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ; совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения; формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения речью; совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей. П Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе ...
  • Урок чтения К. Паустовский «Стальное колечко»Представлен открытый урок чтения в 6 б классе.Урок находится во взаимосвязи с последующим и предыдущим уроками, т.к. на изучение данного произведения отводится 4 часа. Тип урока комбинированный. На уроке решались следующие задачи: Задачи урока: Образовательные: 1. Продолжить знакомство со сказкой К. Паустовского Стальное колечко 2. Формировать умение анализировать художественное произведение. Развивающие: 1. Развивать навыки выразительного чтения. 2. Развивать и обогащать речь учащихся (через связные высказывания) Воспитательные: 1. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности; 2. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, умение видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину. Коррекционные: 1. Развивать произвольное внимание. 2. Корригировать слуховое внимание и восприятие учащихся. В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока: · Организация начала урока. · Проверка домашнего задания. Домашнее задание детьми было подготовлено хорошо. При проверке домашнего задания использовались различные виды работы: фронтальный опрос, работа по карточкам. · Речевая разминка была проведена с применением скороговорки. Были выполнены упражнения на правильное произношение звуков, отработку дикции, подготовка артикуляционного аппарата к работе Основным этапом работы была работа над новым материалом, который состоял из следующих видов работы: 1.Первичное восприятие текста чтение учителем. Перед чтением проведена словарная работа. 2. Работа по первичному восприятию 3.Работа по прочитанному. Сюда входила работа по группам, каждой группе детей было дано определенное задание
  • Урок по произведению Забайкальского писателя Евгения Куренного «Громобой-перо» (Сказки Забайкальского леса)Я много лет увлекаюсь литературным краеведением. Веду урок Фольклор и литература Забайкалья. Учебно методического комплекса по предмету нет, возникают трудности. Поэтому я решила отправить свой урок по произведению Е.Куренного Громобой-перо.Это повесть -сказка очень нравится детям, а я имею возможность на примере героя воспитывать высоконравственного , ответственного гражданина Забайкальского края. По этому произведению я проводила внеклассное мероприятие, дети с удовольствием участвуют ...
  • Обзор современной литературы (конец XX — начало XXI века)Современная литература очень разнообразна: это не только создаваемые сегодня книги, но и произведения возвращенной литературы, литература письменного стола, произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, на­писанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века. Значительную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные литературные ... Если в период оттепели и застоя в литературе приветствовался лишь метод социалистического реализма, то современный литературный процесс характеризует сосуществование различных направлений.
  • Сатирическое изображение действительности в сказках «Дикий помещик» и «Премудрый пескарь» М. Е. Салтыкова – ЩедринаУрок. по теме Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина Дикий помещик и Премудрый пескарь с использованием элементов технологии РКМЧП. Выбранный тип урока целесообразен при изучении данной темы. Обучающиеся разбиты на группы, объявлен соревновательный момент: Каждая группа в ходе урока будет стараться работать лучше. На стадии вызова урока прозвучало сообщение о биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина. Обучающиеся, слушая выступающего, заполняли в рабо... В ходе анализа сказок сразу же проводилась словарная работа: обучающиеся записывали в рабочие тетради словарные слова, выбирая их из текста, применяя элемент чтение с остановками. Далее был применен элемент технологии РКМЧП Письмо по кругу Рассматривая иллюстрацию к сказке Дикий помещик, каждый из группы принял участие в описание увиденного на рисунке. Другой вид работы, который я предложила, это составление части плана урока – элемент технологии Работа по опорным схемам. Была предложена опорно-логическая схема сказок, которая отражает развивающую цель урока. Применяя элемент Мозаика, каждая группа работала по данной схеме, отвечая на заданный вопрос по отрывку текста (одна группа задавала другой и т.д.) (всего было 5 групп).
  • Программа элективного курса «Культура речи»Программа содержит региональный компонент, который необходимо изучит в дополнении к федеральному, содержащемуся в Примерной программе Русский язык для среднего профессионального образования.В группах на I курсе в базовом учебном плане предусмотрен факультативный (элективный) курс Культура речи, который позволит обобщить и логически завершить систему филологических знаний для обучающихся, получающих профессиональную подготовку по профессиям столяр, штукатур, оператор швейного оборудован... 1. Углубить теоретические знания обучающихся об основных филологических категориях. 2. Скорректировать навыки практического использования знакомого теоретического материала; 3. Скорректировать речевое поведение обучающихся. 4. Формировать личностные качества, подготовить подростка с ограниченными возможностями здоровья к социальной адаптации в общество.
  • Подготовка к сочинению по картине К. Юона «Русская зима. Лигачёво»Конспект урока по русскому языку по теме Подготовка к сочинению по картине К. Ф. Юона Русская зима. Лигачёво Конспект содержит творческие задания по литературе (из распечатанных и разрезанных на строчки отрывков стихотворений о зиме известных поэтов составляют оригинальный текст) и изобразительному искусству (создают иллюстрации). Урок рассчитан на два часа. Во время занятия дети рассматривают картины и отвечают на вопросы учителя по содержанию картины, вспоминают термины и знакомятся с...
  • » Горные кедры» ( по картине Т. В. Ряннеля)Тема сибирского пейзажа волновала многих художников. Но ближе всего к ее решению подошли красноярские живописцы. Эта тема нашла отражение и в работах Тойво Васильевича Ряннеля. Я брал в основу своих сюжетов притчи и легенды – не зря же они выжили века в душе и памяти народной. Значит, это непреходящие вечные темы, -говорил художник. Ярким примером философичности творчества Ряннеля является картина Горные кедры, написанная в 1959 году.Этот материал можно использовать как на уроках русс...
  • Электронное учебное пособие по предмету «Турбинные установки»Электронное пособие по предмету Турбинные установки ТЭС был создан для учащихся второго и третьего курса специальности Теплотехнические установки ТЭС колледжа имени Жаяу Мусы, как вспомогательный материал преподавателю и учащимся при изучении дисциплины. Пособие содержит лекционный материал, практические работы, проверку знаний, видеоролики, учебную литературу. Электронный учебник апробирован преподавателем Бугаевой О.В. на занятиях и показал повышение заинтересованности учащихся, улучшение ...
  • Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ Кировская СОШ № 5 Кагальницкого района Ростовской области На тему: «Использование педагогических технологий как средств активизации познавательного интереса учащихся на уроках русскогИспользование педагогических технологий как средств активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы Содержание: Введение. Теоретическая база опыта. Педагогическая технология на уроке. Проблемное обучение Исследовательская деятельность Критическое мышление Творческая мастерская Развивающее обучение Информационные технологии Использование педагогических технологий во внеурочной деятельности. Учебно-исследовательская деятельность Проектная деятельность Заключение. Введение. Перед вами громада – русский язык! Наслаждение зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы, - писал великий писатель Н.В.Гоголь. Я, как педагог, учитель словесности, не могу не согласиться с этим высказыванием, понимая, что ключевыми его словами являются наслаждение, погрузиться, чудные законы. Но современные учащиеся, погруженные совсем в другой мир, мир компьютеров, мобильных телефонов, не способны испытывать наслаждение от изучения русского яз... Что уж говорить о литературе? Думаю, поддержат меня коллеги в том, что трудно сейчас добиться полноценного чтения учащимися классических художественных произведений (хотя бы в объеме школьной программы). Не видят современные дети ценностей, которые им может подарить русская литература. Чаще всего ее изучение сводится к поверхностному чтению или эпизодическому ознакомлению с произведением. Но ведь язык и литература являются частью общенациональной культуры народа. Как же можно смотреть спокойно на то, что происходит с современной молодежью? Да и требования образовательных стандартов требуют достаточно высокого уровня овладения знаниями, умениями и навыками по данным предметам. Работая в общеобразовательной школе, где учатся дети, имеющие разные интеллектуальные, психологические, мотивационные и поведенческие особенности, я осознаю, что первоначальной моей задачей, как учителя, должен быть поиск таких средств обучения, которые, во-первых, привлекут учащихся к процессу получения знаний по моим предметам, то есть повысят познавательный интерес моих учеников; во-вторых, дадут им возможность реализовать свою индивидуальность; и, наконец, позволят реализовать главный принци... Ключевой проблемой в решении задачи повышения познавательного интереса и, как следствие этого, качества учебного процесса является выбор инструментария обучения. Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем - писал Я.А.Каменский. На мой взгляд, этот инструментарий должны составлять активные средства обучения, способные расшевелить познавательные интересы учащихся. Эти средства обучения составляют основу педагогических технологий, широко использующихся сейчас в педагогической практике. Их применение не исключает традиционных, классических методов и способов обучения, проверенных временем и практикой. Тем не менее, без включения в учебный процесс современных педагогических технологий мы не сможем добиться тех результатов... Именно поэтому в течение нескольких лет я занималась проблемой развития познавательных интересов учащихся на уроках русского языка и литературы путем использования современных педагогических технологий.
© 2010-2018