Русский язык и Литература

  • Профессиональный конкурс «Тракторист»Держу в ладонях огонек Как символ той войны далекой, Где незнакомый паренек Закрыл собою мир жестокий. Он навсегда остался там, Чтоб мы сегодня в мире жили И чтоб светило солнце нам, Солдаты головы сложили. Пылай, гори, не затухай, Ты – Вечного огня частица! Забыть войну сердцам не дай! Забвению не дай случиться! Мы в девяностых родились И знаем о войне от дедов. Они четыре года шли, Чтоб, наконец, сказать: Победа! И здесь, у Вечного огня, Клянемся в этот день весенний, Что память о военных днях Мы пронесем сквозь поколенья!
  • Инновационные технологии на уроках русского языка и литературыОсновными целями инновационного обучения являются: Ø развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; Ø формирование личностных качеств учащихся; Ø выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; Ø развитие различных типов мышления; Ø формирование качественных знаний, умений и навыков. Данными целями определяются и задачи инновационного обучения: - оптимизация учебно-воспитательного процесса; - создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; - выработка долговременной положительной мотивации к обучению; - включение учащихся в креативную деятельность; - тщательный отбор материала и способов его подачи. В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: Ø развивающее обучение; Ø проблемное обучение; Ø развитее критического мышления; Ø дифференцированный подход к обучению; Ø создание ситуации успеха на уроке . Основными принципами инновационного обучения являются: - креативность (ориентация на творчество) ; - усвоение знаний в системе; - нетрадиционные формы уроков; - использование наглядности.
  • УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII видаТема: МестоимениеТип урока: Обобщение, систематизация и практическое применение знаний и умений. Вид урока: урок-путешествие.Цель урока:Формирование навыка правописания местоимений с предлогами, употребление в речиЗадачи:Обучающие. 1. Систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока.2. Развивать коммуникативно-речевые умения.3. Совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи.4. Обогащать словарный запас детей.Развивающие.1. Развивать логическ... Оборудование: кроссворд, карточки, ИКТ
  • Разработка авторского урокаАвторская разработка интегрированного урока по русской литературе в 6 классе по теме Здравствуй, утро веселое! нацелено на развитие навыков анализа поэтических и музыкальных произведений через средства выразительности в музыке и литературе. Учащиеся знакомятся с произведениями выдающегося композитора М. Мусоргского и основателя тувинской профессиональной музыки А.Б. Чыргал-оола и учатся чувствовать образ природы в музыке. Урок посвящен воспитанию любви к природе, окружающей среде и формирует э...
  • Татар теленнән дәүләт йомгаклау аттестациясенә әзерлек эшеТатар теленнән дәүләт йомгаклау аттестациясенә әзерлек планыТатар теленнән ДЙА форматындагы имтиханның структурасы һәм эчтәлегеБиремнәрне бәяләү критерийлары белән таныштыруБланк тутыру үзенчәлекләреДЙА га әзерлек системасыИзложение язуга әзерлекСочинение язуга әзерлекТест биремнәрен үтәүгә әзерлекСтилистик һәм грамматик хаталарның классификациясе. Татар тел белеме тармаклары буенча уку программасын тулы һәм күпкырлы үзләштерү. Мониторинг һәм диагностика материалларын файдалану. ДЙА б...
  • Словосочетание и предложениеТема: Словосочетание и предложение Цели: а) дать понятие о словосочетании и предложении; научить определять главное и зависимое слово в словосочетании; понятие о грамматической основе; б) воспитание коллективизма, умения слушать друг друга, культуре поведения; в) развитие речи, мышления, навыков памяти, правописания учащихся; Тип: урок-объяснение. Технология: критическое мышление (кластер, метод, ИНСЕРТ, диаграмма ВЕННА, пятистишие, метод пометок, авторский стул) Оборудование: иллюстрации на тему Наш аул, выставка рисунков.
  • Тема патриотизма в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»В докладе отмечено, что в настоящее время необходимо уделять большое внимание патриотическому воспитанию, любовь к родине, природе, родному краю закладывается в раннем детстве. Даются понятия: патриотизм , характер. Автор на примере рассказа М.А. Шолохова Судьба человека раскрывает патриотизм советских солдат в годы Великой Отечественной войны, отмечает героизм главного героя Андрея Соколова. Автор утверждает, что молодое поколение нужно воспитывать на примере таких героев, как Андрей Сокол...
  • Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе Бессоюзные сложные предложения является первым уроком по теме БСП. Урок разработан с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок содержит стадии, характерные для данной технологии: стадиивызова, осмысления, рефлексии. Следует отметить, что для учащихся приемы, используемые на уроке, понятны и в достаточной степени освоены. Возможность самостоятельной работы в своем скоростном режиме, осмысления полученного резул...
  • Развитие интереса к чтению Развитие интереса к чтению Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни. В.А.Сухомлинский Нелегко обучить д...
  • Урок по творчеству АбаяУрок по творчеству Абая....Все истинно казахское вмещается в звучное – Абай. Вступительное слово учителя. Есть имена, которые олицетворяют, целую страну, целый народ. При слове Италия в нашем сознании мгновенно вспыхивает Данте. При слове Англия – Шекспир. Со словом Германия неразрывно связано имя Гете, как с Россией – Пушкин. Все истинно казахское вмещается в звучное – Абай. Это как символ. Знамя народа на разноплеменной планете. Бельгер Г.К. Гете и Абай. Перед учениками ставлю такие проблемы: Абай и Некрасов. В чем идейная близость? Осень Абая и Осенний день Блока. Возможно ли такое сравнение? Конкретно-историческое и общечеловеческое. Знакомы ли вам такие понятия? Если знакомы, вспомните элементы конкретно-исторического и общечеловеческого в поэзии Пушкина и Абая. Назовите строчки из Пушкина и Абая, которые всегда с вами. Работаем над лирикой Абая. Провожу сопоставительный анализ переводов одного его стихотворения выполненных разными поэтами. Есть несколько переводов одного из шедевров любовной лирики великого казахского поэта – Жарқ етпес қара көңілім…. Они и становятся предметом анализа на специальном уроке. Текст оригинала записан на плакате: Жарқ етпес қара көңілім не қылса да, Аспанда ай менен күн шағылсы да, Дүниеде, сірә, сендей маған жар жок, Саған жар менен артық табылса да. Сорлы асың, сарғайса да, сағынса да, Жар тайып, жақсы сөзден жаңылса да, Шыдайды риза болып жар ісіне, Қорлық пен мазағына табынса да. Первое задание классу – сделать подстрочный перевод. Это задание может быть групповым: 2-3 группы учащихся в каждой из которых, есть ученик, хорошо знающий казахский язык, готовят подстрочник, затем коллективно оформляют общий вариант. Он получается примерно таким: Не станет светлым печальное (мрачное) мое настроение, Даже если на небе встретятся луна и солнце. Видно, в мире для меня нет любимой лучше тебя. Даже если тебе найдется любимый лучше меня. Несчастный влюбленный грустит, тоскует в ожидании, Даже если любимая забывает слова верности Все равно безропотно терпит проделки любимой Даже испытывая обиду и насмешки. После этого учащиеся знакомятся с тремя работами профессиональных переводчиков: Вовек моя душа не расцветет, Пусть блещет солнце, пусть взойдет. Тебя одну люблю я в целом свете А ты влюбленным потеряла счет. Возлюбленной проделки я терплю, Она изменит – я не разлюблю. И если надо мной она смеется, Молчать я сердцу страстному велю. Пер. В.Замаховский. Сияют в небе солнце и луна, Моя душа печальна и темна. Мне в жизни не найти другой любимой, Хоть лучшего, чем я, себе найдет она. И пусть любимая, забыв любви слова, К моей тоске и верности мертва, Забудет, оскорбит меня без сожаленья, Я все прощу – моя любовь жива. Пер. П. Карабан В душе давно померкли все светила, Где силу взять тоску свою избыть. Ведь если ты другого полюбила, По мне другой вовек не полюбить. Безвыходна любви слепая сила... Мне лишь одним осталось в мире Случайным словом, что ты обранила, Чтоб на него молиться и любить. Пер. Е.Курдакова. Сопоставляя эти три перевода с подстрочником, учащиеся отмечают, насколько полно передано в каждом из них содержание стихотворения Абая, точно ли подобраны лексический строй переводов, особенности рифмы, система образов, эмоциональная окраска. Все эти приемы позволяют сделать уроки по творчеству Абая интересными для учеников, помочь им проникнуться теми мыслями и чувствами, которые волновали поэта, приблизить к ним классика.
  • Обобщение передового педагогического опыта «Повышение мотивации к узучению русского языка у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством информационных технологий»Вызвать у детей с ОВЗ интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. для этого я с успехом использую мультимедийные презентации на различных этапах урока. Создавая презентацию к уроку, обязательно учитываю узучаемый материал, способности данного класса, особенности программы, к тому же в этом строе материал располагаю в нужном порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки. На уроках использую не только лично мною составленные презентации, но и разработки коллег. ...
  • Доклад «Элективный курс по русской литературе как технология возникновения пространства для диалога культур»Литература, как часть культуры, должна быть тем предметом, который помог бы ученику не только приобщиться к миру прекрасного, осознать общечеловеческие ценности, но и понять его в целостности и системности. Для этого нужны новые школьные программы, в центре которых будут не только русская и зарубежная, а также родная литература. Таким образом, то, что называется национально-региональным компонентом литературы, будет изучаться в синтезе с произведениями других литератур. Каждая литература имеет с... Основная цель литературного образования в целом и метода сопоставительного изучения в частности сегодня – это формирование гармонично развитой личности, которая руководствуется принципами опоры на культурный потенциал прошлого, признания самостоятельного значения духовных ценностей. Целью моей работы вижу не только изучение текста, тем самым усвоение литературы, а развитие образного мышления, нацеливаю учащихся на исследовательскую работу, на самостоятельное добывание знаний.
  • Контрольная работа по теме: «Поэтика лирических произведений»Контрольная работа для 5 класса по программе УМК Москвина Г.В.,состоит из нескольких разделов и предполагает проверку знания текста художественного произведения, основных биографических сведений, теории литературы, написание самостоятельного рассуждения на предложенный вопрос и творческого задания. Система оценивания построена таким образом, что справиться с контрольной работой сможет любой ученик. Ребенок, давший не только правильные, но и грамотно прокомментированные ответы, наберет большее ко...
  • Урок по творчеству Т. Г. ШевченкоТЕМА: Женщины в судьбе Тараса Шевченко ЦЕЛЬ: сформировать в сознании учащихся представление о Тарасе Шевченко, великом человеке, чье творчество занимает значительное место в жизни казахского и украинского народов; способствовать формированию у учащихся глубоких, человеческих качеств. …любовь – венец и завершение всяких земных благ. Теккерей Украина и Казахстан.Но как много между этим двумя странами общего. Это сходство в том, как широко раскинулись степи обеих республик под голубым небом, как одинаково любят наши народы песню, музыку. И корни нашей дружбы уходят в далекое прошлое Казахи прозвали справедливого и благородного Кобзаря Акын Тарас. Казахский народ хранит память о великом поэте.Хранит большую к нему любовь и признательность. Он прожил очень мало.Из них 24 года – крепостным, 10 – лет в ссылке и всего 13 лет – на воле. И за эти 13 лет Тарас Шевченко так много успел сделать. Но не было создано семьи.Так сложилась жизнь... Огромный след в душе Тараса оставила крепостная девочка Оксана Коваленко. То было детское чувство, которое потом нашло отражение в стихотворении А мне тринадцать уж минуло. Но в этом у него не было: нет своей хаты, своей земли.Вспомнил: Ничего Господь мне не дал. Горький и убогий, я плакал. И в этот момент подошла к нему девочка, черноволосая, кудрявая. Показалась красавицей. Так началась трогательная дружба с Оксаной.Судьба Оксаны сложилась трагически. Когда после долгого перерыва Шевченко приехал в родное село, он узнал, что Оксану обманул какой-то офицер, увез с собою неизвестно куда и бросил с ребенком.Тема обманутой и брошенной девушки проходит через многие... С 3 февраля Тарас Григорьевич живет в Петербурге.Тарас встречается с Иваном Сошенко. Сошенко знакомит Тараса с Карлом Брюлловым, с Василием Жуковским, с Венециановым. И эти люди задались целью освободить Тараса из крепостничества. И хозяин крепостного Тараса Павел Энгельгардт запросил за своего холопа 2,5 тысячи рублей.Таких денег ни у кого из новых друзей Тараса не было. Но выход все же нашелся. Карл Брюллов написал портрет Жуковского. Портрет был разыгран в лотерею. Его за 2,5 тысяч... Биографы Шевченко терялись в догадках, почему дочь саксонского вице-короля так потянулась душой к вольноотпущенному сыну крепостного мужика? Варвара Репнина ответила на этот вопрос так: Он был из малого числа избранных…. Шевченко относился к Варваре с глубокой симпатией и уважением. В Яготине он написал поэму Тризна, которую посвятил княжне.Их переписка будет длиться 17 лет. Варвара Николаевна знала, что сердце Тараса занято другой женщиной. Ганна ее имя. Она была замужем за старшим из трех братьев Закревских, Платоном.Самой Ганне в то время было 20, и она уже была матерью двоих детей. Шевченко полюбил эту женщину беззаветно.Это было высокое чувство, которое выражалось в восхищении.Есть стихотворение Г.З, то есть Ганне Закревской, написанное через 5 лет после знакомства, уже в ссылке. В этом стихотворении Тарас, обращаясь к Ганне, говорит: Ты моя надежда. Ты мой праздник пригожий. Нигде в литературе нет указаний на то... И вот Петербург. Поездка на Украину. И попытка завести семью. На звания невесты претендует простая крестьянская девушка Лукерья Полусмакова, двадцатилетняя крепостная, горничная Карташевских.Тарас Григорьевич часто бывал в этом доме. Однажды он прямо спросил: Пойдешь за меня?. Она ответила: Пойду. В душе Шевченко снова вспыхивает надежда на то, что он нашел, наконец, свою долю.Тарас Григорьевич окружил невесту заботой. Но когда об этой помолвке услышали земляки – господа, все в один голос ... Лукерья намного пережила Тараса.В конце 80-х годов девятнадцатого столетия немолодая женщина переезжает жить в Канев.Каждый день, в любую погоду она приходит к нему на могилу. Подолгу просит прощения и плачет. Здесь, рядом с Великим Кобзарем, она и умерла, и похоронена рядом. Жители Канева называют ее поэтовой нареченной.
  • Правописание парных согласных на конце слова и перед согласнымиПредмет: Русский язык Класс: 2 Тип урока: закрепление знаний Тема: Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными Задачи: формировать УУД.Познавательные:· формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;· использовать знаково-символические средства;· создавать и преобразовывать модели.Предметные:· формировать умение видеть орфограмму;· уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;· развивать орфографическую зоркость; Метапредметные:· развивать внимание, мышление, ре...
  • Тема: Людская доброта и отзывчивость в рассказе К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»Мы, учителя, прилагаем массу усилий для того, чтобы наши ученики стали успешными. Для этого мы должны не только снабжать их теоретическими знаниями, но и обучать их тому, как применять эти знания в реальной жизни. Для того, чтобы наши ученики действительно стали успешными и внесли свой вклад в развитие общества, нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышлен...
  • Технологическая карта урока русского языка, реализующего УУД «Второстепенные члены предложения»Предмет: русский языкКласс: 5 УМК: учебный комплекс под редакцией В.В. БабайцевойТема: Второстепенные члены предложения Тип урока: урок открытия нового знания Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Повторение материала, изученного в начальной школе. Диалог с учителем.Анализ, синтез, сравнение, обобщение,аналогия, классификация, сериация,использование знаково-символических средств.Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.выполнение пробного учебного де...
  • «Умники и умницы по русскому языку»Цели: 1. Формировать орфографическую грамотность , творческие способности учащихся ; 2. Развивать речь , сообразительность , любознательность , интерес к родному языку ; 3. Расширить кругозор детей. Сегодня у нас урок русского языка будет необычным. Он будет немного отличаться от других .Проведём мы его в виде интеллектуальной игры Умники и умницы, но вместо конкурсов у нас будут задания по русскому языку. - Вот на доске вы видите необычный волшебный цветок (ромашка).У этого цветка каждый лепесточек – волшебный , с заданием . Давайте посмотрим , что это за цветок такой. -Для этого нам нужно разделиться на две команды. И каждой команде надо придумать название .(Дети делятся на команды).
  • Программа элективного курса по русскому языку «Умейте владеть словом»В программе определены основные характеристики организационных условий, необходимых для получения образовательного результата, представлен учебно-тематический план. По своей структуре данная программа, является дополнительной образовательной программой, так как реализуется в системе школьного дополнительного образования. Пояснительная записка включает в себя цель, задачи, информацию о продолжительности каждого занятия, формы работы, основные методы и приёмы, предполагаемые результаты и оценку результативности программы. К задачам курса относятся формирование языковой и лингвистической компетенций, развитие речевой культуры учащихся; развитие ас...
  • Урок на тему «Имя существительное»Открытый урок на тему Имя существительное. по методике критического мышления, в 5 классе. Каждый этап урока насыщен и интересен. Здесь применены групповая форма работы, работа в парах и новые подходы в преподавании и обучении. В конце урока учащиеся должны самостоятельно отличать имя существительное от других частей речи. Отвечают на хитрые вопросы учителя. Превращают неодушевленные имена существительные в одушевленные. Определяют род, число имен существительных.Весь урок учащиеся работают...
  • Конспект занятия в средней группе «Оденем куклу Машу» Оденем куклу Машу 1.Обобщить и систематизировать представление о характерных признаках зимы, об игрушках, об одежде. 2.Понимать речь на русском языке в пределах изученных тем, подбирать простые формы ответов (да, нет, хорошо ),согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе, развивать разговорную речь. 3.Воспитывать любовь к родной природе, заботу об окружающих, интерес к национальным костюмам. Наглядный материал: мультимедийный проектор, экран, слайды, кукла в национальной одежде, куртка, шарф, шапка, варежки, зимние сапоги.
  • Урок + презентация к уроку по теме «Правописание букв з и с на конце приставок»Урок построен по технологии Развитие критического мышления через письмо и чтение. Использован прием по данной технологии Фишбоун. В ходе урока предусматриваются коллективные и индивидуальные формы работы, работа в парах. Устное проговаривание условий правописания орфограммы учит обучающихся рассуждать на лингвистическую тему. На уроке проводится тестирование. Тестирование обеспечивает решение задач на применение изученного материала, увеличивает объем знаний по теме урока, помогает глу...
  • Урок литературы: «Портрет в искусстве и литературе»Литература - не только учебный предмет, это вид искусства, способный воздействовать на мысли и чувства учащихся, обладающий огромной воспитательной силой.Идея этого урока заключается в том, чтобы ученики научились находить в художественном произведении описание героев, научились различать их. Все это приучает их к медленному, вдумчивому чтению произведений, развитию речевых навыков.Получая новые знания, ребята смогут научиться различным способам деятельности:исследованию, анализу, обобщению, соз...
  • Статья «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»Использование ИКТ в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации. Он занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Основная роль педагога на уроке состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Та... На современном этапе внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера(информатика преподается со 2 класса), поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая в ребёнке умения работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами. Всем ... - повысить наглядность обучения, - обеспечить его дифференциацию, - облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету. В процессе использования ИКТ на уроках русского языка и литературы формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в ...
  • Внеклассное мероприятие КВН Устное народное творчество и басниВнеклассное мероприятие КВН Устное народное творчество и басни Цель: обогащение речи учащихся. Задачи: 1. Найти связь УНТ с баснями; 2. Развивать память, логическое мышление, внимание, речь учащихся; 3. Воспитывать чувство коллективизма, солидарности. Оборудование: карточки с пословицами, скороговорками, портрет И.А. Крылова, эпиграф, записанный на доске: Люблю, где случай есть, пороки пощипать (И.А.Крылов), рисунки учащихся. УНТ богато сказками, загадками, пословицами и поговорками. Они украшают нашу речь, учат мудрости, поэтому надо стараться узнавать и запоминать их. Кроме УНТ, мудрости нас ещё учат, например басни.
  • СЦЕНАРИЙСамое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. Через тысячи поколений прошла бережно хранимая традиция любви и почитания матери. Для каждого сына или дочери мать – самый близкий и любимый человек. Мама - это первое слово, которое осознанно произносит младенец. Если отец – глава семьи, то мать – ее душа. Если отец обеспечивает достаток и порядок в доме, то только мать может создать уют, покой и особую теплоту отношений. В каждой семье с мамой делили самые сокровенные тайны. К ней бежали в минуты огорчения и душевного волнения. Для детей она утешительница на все годы. От мамы дети получают первые уроки мудрости. Она воспета поэтами в стихах, композиторами в музыке, художниками в картинах и иконах, скульпторами в памятниках, писателями в бессмертных рассказах, повестях, романах. Мы приглашаем вас, уважаемые мамы, в нашу гостиную. Здесь будет звучать музыка, стихи, рассказы, песни.
  • Числительные в словосочетании, предложении и текстеКонспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Бунеевых.Это урок-путешествие по теме Числительные в словосочетании, предложении и тексте. Урок тематический, поднимает одну из основных актуальных проблем современности - экологию.Наа уроке ребята получат возможность поработать с различными источниками: словари, интернет. Запланированы различные виды работ: с сигнальными карточками, в группах и т.д. Одним из интересных моментов на уроке является прием работы Цветной дикт...
  • Урок русского языка «Написание дефиса в наречиях»Конспект урока содержит элементы разноуровневой технологии обучения, при которой каждый ученик сознательно выбирает задание по своим возможностям. Лингвистическая работа по репродукции картины дает возможность школьникам правильно писать слова у указанной орфограммой.Различные приемы и методы обучения направлены на формирования грамотного письма учащихся. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности при проведении разного вида работ. Данный урок может быть использов...
  • ПланированиеТематическое планирование уроков литературы в 6 классе по программе В.Я. Коровиной составлено в соответствии с основными положениями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. В планировании предусмотрено изучение не только произведений учебника, но произведения не вошедшие в состав учебника, например, такое, как произведение А.А. Лиханова Последние холода, М.М. Пришвина Кладовая солнца и другие. Эти произведения читаются учащимис...
  • Лабораторная работа по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Большинство художественных деталей крупного литературного произведения, к сожалению, остаются за кадром. Приоритетная задача лабораторных работ такого вида - научить ребят вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею и концепцию. Лабораторная работа по роману Фёдора Михайловича Достоевского Преступление и наказание представлена в двух вариантах. Учащимся необходимо вспомнить литературные портреты, как главных, та...
  • Конспект урока «Подчинительное словосочетание»В данном конспекте урока для учащихся 8 классов рассматриваются словосочетания как единица синтаксиса, а также вид словосочетаний и способ связи слов в них. Анализируются основные особенности сочинительных и подчинительных словосочетаний, способы связи слов в данных словосочетаниях. конструирование и моделирование подчинительных словосочетаний, относящихся к согласованию, управлению и примыканию, а также строение и значение подчинительных словосочетаний и возможность определения вида словос...
  • Чтение-вот лучшее учениеКонспект внеклассного мероприятия - игры в пятом классе на тему Чтение - вот лучшее учение. Целью данного мероприятия является повторение изученного материала по предмету Русская литература. В ходе мероприятия учащиеся делятся на две команды, соревнуются в знании пословиц, поговорок, сказок, инсценируют отрывки из русских народных сказок. На данном мероприятии используется наглядность- Русские народные сказки, ИЛЛЮСТРАЦИИ к сказкам, отрывки из мультфильмов, волшебные предметы из прочита...
  • Сабақ жоспары 5-сынып «Жері байдың -елі бай»Сынып: 5 -сынып Сабақтың тақырыбы: Жері байдың - елі бай. Сабақтың мақсаты: 1.Білімділік: тақырып бойынша білімдерін толықтыру, алған білімдерін тапсырмалар арқылы бекіту; 2.Тіл дамытушылық: көру, есте сақтау, сөйлем құрастыру қабілеттерін дамыту, сөйлеу мәдениетін жетілдіру; 3.Тәрбиелік: өз елдерін сүюге баулу. Оқушы нені білуі тиіс: септік жалғауларын орынды қолдануды, сөйлем құрауды және сөз құрамына талдауды білу. Оқушы нені игеруі қажет: трек-схема арқылы сөйлем құруды, сөздерді сөйлемде дұрыс қолдану. Сабақтың түрі: жаңа сабақ . Пәнаралық байланыс: әдебиет, орыс тілі Сабақтың әдістері: сұрақ -жауап, әңгіме, көрнекілік, ойын. Құралдары: птрек-схема, смайлдар, суреттер, семантикалық карта. Сабақтың барысы: І.Ұйымдастыру кезеңi: · Оқушылармен сәлемдесу; · Жоқ оқушыларды түгендеу; · Оқушылардың зейінін сабаққа аудару; · Сұхбат өткізу: Сабаққа белсене қатысқан балаларға смайлдар беріліп отырады, сондықтан жақсы баға алуға тырысайық. ІІ. Жаңа тақырыпты меңгеру. Сабағымыздың ұраны Жері байдың елі бай (Если земля богата, то и народ богатый) . Осы мақалмен келісесіңдер ме? Жері байдың елі бай дейді халық. Қазақстан жерінде пайдалы қазбалар, астық, өсімдіктер мол. Біздің Шығыс Қазақстанның табиғаты көркем, өте тамаша, жері пайдалы қазбаға бай жер.. Мұнда әсем таулар, тап– таза бұлақтар мен өзендер, ну ормандар, жидек бұталары, сан алуан өсімдіктер бар. Бұл ғажап өлкенің аң – құстары да көп Сөздік: Пайдалы қазбалар- полезные ископаемые тамаша- прекрасная Тау- гора, бұлақ- родник ; ну орман густой лес; жидек бұталар- ягоды; өсімдіктер- растения; Тірек бойынша мәтін құрастыру. Жері байдың елі бай Қазақстан жерінде: Шығыс Қазақстанның табиғаты Мұнда бар Бұл ғажап өлкеде бар. -сөйлемдерді оқу; -жұп ретінде сұрақ-жауап жүргізу; ІІІ. Бекіту кезеңі. Жазылым. тапсырма. 1 мол сөзін септейді; 2 тас сөзіне фонетикалық талдау жасайды Тексеру: Ф: жұп Ә: прак Ү. Қорытынды, бағалау. Нобель сыйлығы Смайликтеріне өткен тақырыптың мәтінді пайдаланып, жазу. ҮІІ. Үй тапсырмасы
  • ДеепричастиеКонспект урока русского языка в седьмом классе имеет целью обобщение и повторение изученного ранее материала по теме Деепричастие. В течении урока учащиеся закрепляют путем повторения все морфологические признаки деепричастия, делают морфологический разбор указанных учителем слов-деепричастий, выполняют самостоятельную поисковую работу, в результате которой делают самостоятельные выводы о строении, признаках, синтаксической роли, морфологических признаках деепричастий. На уроке применяет...
  • Рисунок как средство формирования коммуникативных уменийХарактерной чертой современной процесса обучения является усиливающий процесс гуманизаци образования, ориентированного на личность обучающегося, которая формируется в ходе деятельности и общения. Одна из причин этому - низкий уровень владения учащимися коммуникативными умениями. Эта проблема является предметом изучения многих педагогов страны.Одним из эффективных средств формирования коммуникативных умений является собственный рисунок учащегося.С помощью рисунка учащемуся легч... Вместе с тем они достаточно информа­тивны, дают возможность изобразить предмет на плоскости. Кроме того, текст малой формы позволяет учащимся осмыслить его содержание, более подробно описать представленное автором событие, явление, предмет, дать ему развёрнутую оценку и тем самым ввести новые слова и свои образно-выразительные средства. Конечно же, необходим подбор текстов, интересных для учащихся, имеющих нравственную и эстетическую направленность. В качестве примера исследуем некоторые приёмы по созданию учащимися высказываний разного типа речи. ВЫВОД. Практика показывает, что использование текста-образца в сочетании с собственным рисунком учащегося к нему значительно повышает эффективность работы по формированию коммуникативных умений обучающихся: умения соотносить высказывание с темой и раскрывать его основную мысль; а также такое важное коммуникативное умение, как умение выражать собственное отношение к излагаемому. Параллельная работа с текстом и изобразительной наглядностью позволяет создать у учащихся более целостную картину мира, привлечь их личный опыт и развить воображение.
  • Занятие по математике КППКонспект занятия по математике класс предшкольной подготовки.Тема : Счёт в пределах 10. Будущие космонавты.Цели: Закрепить количественный счёт в пределах 10, знания о геометрических фигурах . Развивать образное и ассоциативное мышление, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, зрительное восприятие, память, речь. Воспитывать интерес к математике, взаимовыручку, любовь и уважение к окружающему миру.Оборудование: ин...
  • Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Второстепенные члены прданная технологическая карта урока обеспечивает формирование умения узнавать и отличать распространённые предложения от нераспространённых, учит характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов. В технологической карте урока прописаны все универсальные действия учащегося, в виде приложения есть маршрутный лист для учащихся и лист индивидуальных достижений, который позволяет самостоятельно оценить свои знания по теме. В конце темы учащиеся выставляют оценки себе самос...
  • АнтонимыЦели и задачи : 1. Образовательные : повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы. познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие антоним . научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте, познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах. 2. Развивающие : развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова. развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей. Развивать сообразительность,мышление,внимание,память. 3. Воспитательные : Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность. Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары. Тип урока : комбинированный Методы : репродуктивный,метод чтения , беседа , рефлексия. Оборудования : интерактивное, програмное обеспечение Word Power Point , плакаты Времена года ; иллюстрации картин , карточки.
  • Разные приемы и методы работы на уроках русского языка и литературыРазные приемы и методы работы на уроках русского языка и литературы Если мы решились устремиться к возвышенной цели – воспитывать в Ребенке Благородного Человека, то наш воспитательный процесс должен быть тоже благородным. Ш.А. Амонашвили 2009, 2010, 2011…Один год сменяет другой, меняются приоритеты, внедряют в жизнь новые реформы… Нововведения не обходят стороной и школьное образование. Общество ставит новые задачи перед учителем, первой указано воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию; формирование гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к русскому яз... Процесс воспитания человека, личности долог и труден, требует напряженной работы как самого учителя, так и ученика. Необходимо организовать работу так, чтобы ребенок познавал и усваивал истинно человеческое, проявлял свою индивидуальность;интеллектуально и нравственно развивался. Данные задачи могут быть реализованы, благодаря принципам гуманной педагогики Амонашвили, целью которой и является воспитание человека. Вот некоторые методы и приемы, которые я использую в своей работе. 1) Разноуровневые задания позволяют ученику не боятся ответить, дают возможность проявить себя, так как могут выбрать упражнения на сообразительность, логику. 2) Элементы исследовательского метода, например, по теме Лексика и этимология слов предлагается работа со словарем Даля, почему слово свидетель пишется с и, а не с е, объясните значение слов спасибо, здравствуйте и др.). Такой вид работы формирует у учащихся навык думать, рассуждать при написании слова, а также обращаться за помощью к книгам, к словарю. 3) Групповая работа по тексту (Человек на часах, 6 класс, урок по поэме Мертвые души, глава третья, 9 класс, учащиеся в группах изучают тему, например Роль интерьера в характеристике героя, Речевые характеристики героя, Роль пейзажа в произведении и др.). 4) Ролевая игра на уроках обобщения и повторения изученного материала: Объясни соседу по парте пройденную тему, если он не понял ее, таким образом ученик может выступить в роли учителя, объясняющего тему или проверяющего пройденный материал. Данные формы работы (групповая работа и ролевая игра) позволяют осуществлять сотрудничество учеников, развивать коммуникативные умения, исследовательские способности, чувство коллективизма, личной ответственности за результат; в процессе работы в микрогруппах выявляются личностные качества учащихся. 5) Поиск ответа на проблемный вопрос ( Кто Андрий –предатель или глубоко любящий человек, готовый на все?, Тарас Бульба Гоголя Н.В., 7 кл.,Согласны ли вы с мнением Печорина о том, что в дружбе один раб другого?, Герой нашего времени Лермонтов М.Ю., 9 кл. и т.п. Эти и другие неоднозначные вопросы позволяют ребенку высказаться свое мнение, постараться аргументировать свою точку зрения, а другие учащиеся учатся слушать и слышать своего оппонента. Думаю, что формирование таких качеств у уче... 6) Рецензирование ответов ребят самими учащимися с аргументацией своего мнения (за анализ образов литературных героев, за работу у доски, например, на уроке по русскому языку). Такой вид работы помогает вырабатывать навык объективности, честности, беспристрастности, что также немаловажно в современном обществе. 7) Сочинение стихов буреме ( по предложенным рифмам), создание стихов на заданные или вольные темы 8) Мини- сочинения на заданную тему (например, лингвистическая сказка Почему местоимение местоимением называется?.Такой вид работы помогает ребятам усвоить правило, запомнить не механически, а осознанно и применять его на практике). 9) Инсценирование фразеологизмов, пословиц, басен помогает развитию образного мышления, раскрывает творческие способности. 10) Составление синквейна Данный прием помогает выделять главное, лаконично его сформулировать и в то же время творить. На мой взгляд, данные приемы и методы позволяют воспитывать человека, отвечающего требованиям современного общества, готового к познанию, умеющего думать, искать ответы на поставленные вопросы, имеющего свое мнение и способного отстаивать свою позицию, а также творчески развитого, который готов творить. Такая работа приносит свои результаты: 1. Учащиеся пишут стихи, принимают участие в различных конкурсах. 2. 3. Успешно справляются с написанием сочинения-рассуждения и эссе на выпускных экзаменах. 4. Формируется сплоченный коллектив, в котором каждый чувствует себя личностью. Панько Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 37 г. Пензы
  • «Работа над фразеологизмами в начальной школе «Методический материалВ современной методической литературе разработано очень много новых интересных вопросов, но ни в одной из программ обучения младших школьников русскому языку нет разработанной системы изучения фразеологии, хотя это одна из интереснейших сторон русского языка. Русский язык чрезвычайно богат устойчивыми выражениями, фразеологизмами, которые делают нашу речь более яркой, точной, эмоциональной и выразительной. Знакомство с русской фразеологией позволяет нам глубже понять историю и характер нашего на... ЦЕЛИ: Ø Расширить активный и пассивный словарный запас ребёнка. Ø Стимулировать исследовательскую деятельность ребёнка. Ø Развивать мышление школьника. Задачи: Ø Учиться правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения; для этого надо понять, как рождаются фразеологизмы, из чего образуется фразеологическое значение. Ø Узнать значения наиболее часто употребляемых фразеологизмов для применения их в собственной речи, а также для понимания текстов, в которых эти фразеологизмы будут встречаться. Ø Дать более полное представление о фразеологизмах русского языка, об их происхождении и классификации.
  • Литературный вечер «Что за прелесть эти уездные барышни!»Золотым называют в развитии русской литературы XIX век. И это не случайно: лучшие произведения лучших авторов составляют замечательную коллекцию, позволяющую зримо ощущать традиции, обычаи, жизнь того времени. На уроках литературы изучаются произведения, анализируются образы, сопоставляются герои. Не менее важно расширять мировоззрение учащихся в процессе внеурочной деятельности, в частности, давать больше знаний о жизни общества, в частности уездного. Эта задача решается на данном литературно...
  • Пушкинская викторинаПушкинская викторина может быть проведена как на уроке, так и во внеурочное время: на заседаниях литературного клуба, на уроках внеклассного чтения, при проведении литературной игры и других мероприятиях. Цель викторины: приобщить учащихся к чтению,сформировать и развить у них интерес к изучаемым произведениям поэта.Работая над вопросами викторины, ученикам придется очень внимательно и вдумчиво прочитать текст , обращая внимание на отдельные детали.Вопросы и задания викторины посильны для все...
  • Сложные предложения с разными видами связиТема: СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания. Данный урок очень важен для учащихся, так как в задании В8 ГИА по русскому языку данный материал нашёл отражен...
  • Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон»Конспект урока по русской литературе, проведённого в 8 классе казахской школы. Урок носит большое воспитательное значение, а также развивает в учащихся аналитический склад ума. Учащиеся, анализируя содержание произведения, понимают актуальность проблемы рассказа и в наши дни. Использованы методы Чтение с остановками или Метод пргнозов, Фишбоун(Рыбья кость), которые пробуждают интерес учащихся к содержанию рассказа и помогают понять его тему путём собственного анализа. Групповая работа сп...
  • Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственнымиПлан конспект Открытого урока по русскому языку в 9 Г классе Учитель русского языка и литературы Сулейменов Самат Ахметкалиевич. Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Цель урока: а) образовательная: дать понятие о сложноподчиненном предложении с придаточными обстоятельственными. Познакомить учащихся с типами придаточных обстоятельственных. б) развивающая: формировать у учащихся умения определять и выявлять придаточные обстоятельственные в СПП, ставить вопрос к придаточному, определять синтаксическую роль. в) воспитательная: способствовать развитию и уважительному к русскому языку. Учебная литература: учебник Русского языка за 9 класс. Вид урока: традиционный. Оборудование урока: карточки, таблица типов придаточных. Тип урока: комбинированный. Структура урока. 1. Организационный момент. 2мин а) приветствие. б) отметка отсутствующих на уроке. 2. проверка и опрос домашнего задания и пройденной темы. 5мин 3. Словарно-орфографическая работа. 5мин 4. Основная часть. Объяснение нового материала.15мин 5. Закрепление нового материала, путем фронтального и устного опроса, выполнение упражнения. 10мин 6. Заключительная часть. Подведение итогов урока. 3мин а) Выводы. 7. Выставление оценок за урок. 8. Домашнее задание. Место проведения: каб. 43 Время проведения: 8.00 – 8.40
  • Урок «Мягкий знак после шипящих на конце слова»На уроке используются метод блочной подачи материала, что позволяет дать целостное представление темы и изучаемой в ней орфограммы (в УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. этот материал разделён на 4 отдельных темы и разбросан в учебнике 5 класса, одна из этих тем даётся в 7классе), поисково-исследовательский метод (при ознакомлении с новым материалом), элементы технологии дифференцированного обучения (на этапе закрепления материала) и принцип субъективизации обучения, способствующий максималь...
  • Видеоресурс «Матерям посвящается. .. »Вашему вниманию будет предложен фрагмент бинарного урока, сочетающего в себе литературу и элементы религиоведения, который мы с ребятами назвали Да святится имя твое.... Данный материал может быть использован также во внеурочной деятельности. Информация о ресурсе.Предмет: литература. Тип урока: бинарный урок. Продолжительность виедофрагмента: 3 минуты 38 секунд. Класс: 9. Урок литературы Да святится имя твое... проводился в рамках городского семинара Формирование духовно-нравственных ориентаций школьников в урочное и внеурочное время. Предложенный вниманию коллег видеофрагмент иллюстрирует: - умение обучающихся осмысленно читать стихотворение цепочкой; - самостоятельно подбирать материал в соответствии с темой урока и интерпретировать его (легенда о материях). Программное обеспечение, необходимое для просмотра видеофрагмента и презентации: ОС Windows XP 2007.Любой проигрыватель, поддерживающий формат .avi
  • Патриотическое воспитание на уроках русской литературыДоклад содержит в себе теоретический и практический материал о патриотическом воспитании учащихся на уроках русской литературы. Автор подчеркивает, что патриотическое воспитание является основой любого воспитания, человек, любящий свою родину, никогда не предаст, нравственен, добр.Эти качества воспитывает в подростке литература. В докладе даются фрагменты урока по изучению повести Б.Полевого Повесть о настоящем человеке, рассказа М.А.Шолохова Судьба человека . В работе указаны основные принц...
  • ТЕСТЫТесты по русскому языку разработаны по разделу Морфология по следующим темам:глагол, наречие, местоимение, числительное.В тестах содержатся правила правописания данных частей речи, морфологические признаки, синтаксическая роль.Каждый тест содержит около двадцати пяти - двадцати восьми вопросов. Тесты могут использоваться преподавателями русского языка и литературы на уроках при изучении и закреплении данных тем. Тесты не только проверяют, но и закрепляют знания учащихся, развивают у учащихся м...
  • СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА «В СВЕТЕЛКЕ»Данное мероприятие направлено на формирование у детей знаний о малых формах фольклора, отражающего духовный мир, жизненный опыт русского народа; развитие личностной культуры учащихся, эстетического восприятия фольклорных произведений; воспитание бережного, любовного отношения к наследию прошлого. Перед проведением праздника проводится предварительная работа:знакомство с особенностями народного костюма,разучивание песенок А я по лугу, Как у наших у ворот. Организация конкурсов Кто больше отгадает загадок, Кто быстрее и правильнее произнесет скороговорку, Кто больше знает пословиц.
© 2010-2018