Русский язык и Литература

  • «Цветик-семицветик» план-конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группеМой опыт работы поможет решаить следующие задачи по развитию речи у старших дошкольников в процессе подготовки к школьному обучению:учить детей составлять рассказ-описание по предложенной схеме, решать ребусы; уточнить знание детей о птицах и весне; расширить и активизировать предметный и глагольный словарь, словарь признаков по лексическим темам Домашние птицы, Зимующие и перелетные птицы; - упражнять в словообразовании и словоизменении, в образовании и употреблении грамматических конструкций Чей? Чья? Чье? - развивать мелкую моторику рук, внимание, память, интеллектуальные способности, логическое мышление; - развивать творческое воображение, умение передавать характер птиц через собственное движение, голос; - воспитывать познавательный интерес к изучаемым темам через привлечение разнообразного дидактического материала.
  • Организация текущего контроля на уроке как форма самоопределения учащихся к учебной задачеСитуации активного поиска, догадок, размышления, столкновения раз­личных позиций учащихся на уроках и в их внеурочной деятельности яв­ляются важнейшими факторами активизации мыслительной деятельности и интереса учеников к предмету. Независимо от конкретного содержания урока важно развивать у школьников способности и формировать умения анализировать, обобщать, систематизировать, выделять существенное, ло­гически строить ответ, приводить доказательства; за счет прежних знаний приобретать новые. Возникла необходимость в специальных универсаль­ных методах, удобных для педагогической и учебной практики, легко пе­реводимых на язык практических учебных действий при работе с любым учебным материалом. В нашей практике мы исполь...
  • ТестТест 1 .Сколько букв в русском языке? A) 35 Б) 33 B) 42 2. Сколько гласных букв в русском языке? A) 10 Б) 8 B) 6 3. Найди слово в единственном числе А) книги, тетради Б) ручка, дневник 4. Укажи род существительного поле A) м.р. Б) ж.р. В)с.р 5. Найди букву в слове пят.. .рка А)ё Б) о В)й 6. Что ставится в конце восклицательного предложения? А)! Б)? В). 7. Найди существительное. А)хорошо Б) пишу B) дедушка 8. На какой вопрос отвечает имя прилагательное? A) какой? какая? какое? Б) кто? что? B) сколько? чей? 9. Не с глаголом пишется А) отдельно Б) вместе 10. Подбери слово к схеме А) слон Б) заяц В) книга Тест 1. Найди глагол. А)весело Б) журнал В)занять 2.Как мы зовём нашу страну? А) Отечество Б) городом В) страной 3. Какой город Алматы? А) Северный Б) Южный 4. Найди правильный перевод. Дружная семья. A) атокди Б) ҳурматли B) аҳил оила. 5. Отгадай загадку. На столбе высоком Налилась груша соком. А) свет Б) лампочка 6. Укажите лишнее слово А) ручка Б) тетрадь В) волк 7. Найди слово ж.р. A) берег Б) окно B) сумка. 8. Найди правильный перенос A) днев-ник Б) дне-вник B) дневн-ик 9. Что обозначает существительное? A) предмет Б) признак B) действие 10.Найди существительное. А) просить, будить, поливать Б) дедушка, ребята, помощник
  • Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»Данный урок разработан по системе развивающего обучения Эльконина - Давыдова. в начале урока учащихся ожидает ситуация успеха, что очень хорошо повышает интерес к предмету, у учащихся возникает желание и потребность узнать что-то новое, опираясь на полученные знания ранее. Следующая ситуация - это ситуация разрыва, где учащиеся выходят на изучение новой темы. Далее предлагается постановка учебной задачи, процесс моделирования правила, решение частных задач. В конце урока проводится рефлексия, ...
  • Внеклассное мероприятие по литературе «Д-503: герой-революционер или несостоявшаяся личность» (по материалам романа «Мы» Е. И. Замятина)Внеклассное мероприятие рассчитано на учеников 10 класса и готовится и проводится двумя учителями-предметниками (это могут быть два словесника или словесник и учитель истории, при желании можно провести мероприятие и одному учителю). Предполагается, что текст романа прочитан, проработан и по теме дано не менее 3-х уроков. Форма проведения - урок-суд. Необходима особая расстановка мебели в классе, заранее подготовленные цитаты из текста, реплики персонажей романа розданы ученикам (ученики самосто...
  • План-конспект урока русского языкаПлан-конспект урока русского языка в 8 классе.Тема: Составление характеристики хорошо знакомого человека Урок развития речи Цели: 1. научить учащихся составлять характеристику знакомого человека; 2. помочь в определении важных качеств личности и изложении порядка в характеристике человека; 3. воспитать желание разобраться в характере, дать самооценку другу и себе. По существующей программе в 7 классе на уроках русского языка дети учатся описывать внешность человека. И это не просто описание портрета, но и описание человека за каким-либо делом, занятием. А в 8 классе они знакомятся с определением характеристика, учатся составлять характеристику знакомого человека, анализировать качества личности, типы темперамента. Данный урок содержит формы и приемы обучения именно этой деятельности.
  • УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ ПО КАРТИНЕ ЛЕВИТАНА «МАРТУрок развития речи Подготовка к написанию сочинения по картине Исаака Левитана Март. Задачи: 1.Расширение познавательного интереса; Учить подбирать эпитеты; Учить выделять ассоциативный ряд; Учить структурировать. 2.Развитие речевой активности, внимания и мыслительных процессов. 3. Учить воспринимать пейзажную живопись;Ученики знакомятся с биографией Исаака Левитана. А также с репродукциями картин Исаака Левитана: Март, Весна.Большая вода, Осенний день. Сокольники, Березовая роща, Владимирка, Над вечным покоем, Золотая осень и т.д.
  • Гражданин ЗемлиРазработка урока на тему: Гражданин Земли входит в третий раздел Мир и человек. В основу положена идея о постижении человеком своей природы, сущностью которой является любовь, действенной силой – стремление творить добро. Цель данного урока: углубление представлений учащихся о значимости деяний каждого человека в судьбе планеты. Начинается урок с позитивного настроя, который помогает ученикам сразу окунуться в особую атмосферу занятия. Эпиграф урока – отрывок из стихотворения Олжаса Суйлеменова поможет старшеклассникам почувствовать свое родство со всеми жителями планеты по имени Земля. Отрывок из размышлений героини повести киргизского писателя Чингиза Айтматова позволяет обсудить ключевые вопросы темы: · как Земля может сделать человека счастливым? · что человек может сделать для своей планеты? Поиск ответа на данные вопросы продолжается в следующих заданиях – размышление над сочинением ученицы 10 класса, чтобы вы разместили в Музее мировых достижений, создать свод законов, позволяющих людям жить в мире и согласии и т.д. Упражнения Эксперимент, Шаги к успеху, заключительная Минутка тишины расширяют рамки урока, углубляют его психологическую направленность.
  • Изложение с творческим заданием «Деревянная сказка»Сжатое изложение с творческим заданием разработано и проводилось в рамках обучения навыкам связной речи и подготовки учащихся девятых классов к итоговой аттестации по русскому языку. На уроке отрабатываются навыки выполнения задания части С (С.1- методы компрессии текста). Следует отметить, что успешное выполнение задания на уроке обеспечивают средства ИКТ, создание ситуации успеха, учет возрастных и психических особенностей обучающихся, начальная подготовка и база знаний, имеющихся у выпускник...
  • Открытый урок на тему «Причастие как особая форма глагола. Разряды причастий»Предмет: русский язык Класс: 7 Б Тема урока: Причастие как особая форма глагола. Разряды причастий. Цель урока: Познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и его разрядами. Этапы урока: Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Стадия вызова (15 мин.) 1.Орг. момент. Приветствие учащихся. 2.Создает эмоциональный фон с помощью тренинга Я люблю солнце- оно любит меня !. 3.Учитель делит детей на группы с помощью мозаики. (глагол, имя прилагательное, морфологический разбор) 4.Актуализа...
  • Ролевая игра по роману Ф. Достоевского «преступление и наказание»Ролевая игра Суд над Родионом Раскольниковым по роману Ф. Достоевского Преступление и наказание представляет собой альтернативную форму проведения итогового урока в 10 классе. Используя данный материал, учитель сможет вовлечь в интересную форму игры обучающихся класса, чтобы выявить не только владение текстом, но и подготовить обучающихся к аналитическому анализу изученного материала. Ролевая игра позволит организовать групповую работу. Обучающимся будет предложены несколько роле...
  • Рабочая программа по русскому яыку ( 9кл) по УМК Бабайцевой В. В. (базовый уровень)Задачи курса дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике; развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности.
  • Рабочая программа по русскому языку (6кл.) по Бабайцевой В. В. ( базовый уровень)Цели и задачи программы:-формирование представлений о системе русского языка и функционирования еев речи;- развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка;-развитие языкового чутья;- воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению;- патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний ... - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
  • Метод проектирования в экологическом образовании детей 4 – 5 лет: проект «Кормушка»Аннотация В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди, и первые основы экологической культуры должны закладываться нами – педагогами дошкольных учреждений. Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно – техническую информацию, но прежде всего – гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, систему нравственно – эстетических понятий. Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к природе на современном этапе обусловливает поиск наиболее эффективных методов организации д...
  • Урок русского языка по теме «Причастие»урок-обобщение по теме Причастие.Закрепление материала по данной теме.Цели: Знать морфологические особенности причастия .уметь правильно писать окончание причастий.находить причастный оборот в тексте и выделять его запятыми в соответствии с правилам и пунктуации.Вид урока:Урок-исследование.Методы и приемы,использованные на уроке:Проблемная ситуация .работа в группах.работа с учебником,творческая работа учащихся.На уроке проводится разнооуровневая самостоятельная работа,ученики работают редакт...
  • Элективный курс ««Спортивная журналистикаСпорт – это захватывающее и прекрасное действо, обращенное к миллионам людей. И журналистику он должен иметь свою, особенную, равновесную по глубине содержания и эстетическому идеалу. Спорт всегда олицетворяет характерные для современной ему эпохи этические и политические теории, стили жизни и стили мышления, эстетические идеалы и ценности, и это в полной мере должна отражать спортивная журналистика. При этом понять специфику данного вида информационной деятельности, исходя исключительно из обще...
  • Урок литературы для 9 СК класса 7 вида «Любовная лирика Сергея Есенина»Данный материал содержит конспект урока литературы в 9 специальном коррекционном классе 7 вида по программе Веры Яновны Коровиной. Цель урока - знакомство с любовной лирикой Сергея Есенина. Тема любви является актуальной для девятиклассников. К уроку обучающимся даны индивидуальные задания: подготовить сообщение о любимых женщинах поэта, выучить наизусть стихотворение. Урок сопровождает презентация, аудиозаписи стихов и песен поэта. Конспект урока может быть использован и в обычном общео...
  • «Етістіктің шақтары» Қазақ тіліҚазақ музыкасы Қазақ халқының ұлттық өнері аты аңызға айналған Қорқыт, Әбу Насыр әл-Фараби, Қазтуған, Асанқайғы сияқты қазақтың көне музыка мәдениеті өкілдерінің шығармаларынан бастау алды. Эпикалық аңыздар, тарихи оқиғалар, нақыл сөздер ән-күй арқылы бейнеленіп, ұрпақтан жетіп отырды. Өнер адамдарының ел аралауы халық өмірін, арман-мүддесін терең түсінуге көмектесті. Халық өнер адамдарын қашанда қастерлеп, сый-құрмет көрсетіп отырған. Домбыраның қоңыр үні күм...
  • Ф. ИскандерК юбилею писателя Ф. Искандера Обратившись однажды к творчеству Ф. А. Искандера, я не могу расстаться с ним вот уже 30 лет. В каком бы классе ни преподавала я литературу, обязательно найду возможность познакомить учеников с рассказами, очерками, размышлениями писателя, каждый раз находя что-то новое в слове, фразе, детали, характере героя. Критики отмечают умную жизнерадостность Искандера. Возможно, сочетание ума и оптимизма делает его прозу такой притягательной? А еще — юмор, способность улыбнуться, когда грустно. Фазиль Искандер добр к своим героям, даже если видит в них недостатки, и этой добротой заряжает читателя. Интересно вчитываться в философские раздумья писателя. Не случайно отрывки из публицистики Искандера вошли в тексты ЕГЭ и ГИА по русскому языку в 9 и 11 классах, давая отличную возможность ученикам поразмышлять над многими проблемами, стоящими перед человеком. Предлагаю следующую сквозную программу знакомства с творчеством Ф. А. Искандера. дальше см. в приложенном файле
  • Самостоятельная работа (видео). Повторение изученногоДанная самостоятельная работа (видео) предназначена для использования в 5-9 классах на уроках русского языка при повторении учебного материала и подготовке к прохождению государственной (итоговой) аттестации. Видео-тест содержит десять заданий из разных разделов лингвистики для трёх вариантов (ПУ-для сильных учащихся). Длительность файла: 8-17. Для создания благоприятной психологической атмосферы используется музыкальная композиция группы Nightwish (Sleeping sun). После проведения работы ...
  • Урок «Односоставные предложения»Тема: Односоставные предложения. Урок предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 90 минут. Методическая разработка составлена на основе учебника - Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2006. Тема Односоставные предложения является третьей в разделе Простое предложение. Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), это определило трёхфазовую структуру урока: вызов, осмысление содержания, рефлексия. Трёхфазовая структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока. Поскольку основные знания об односоставных предложениях школьники получили в 8 классе, механизм развития этих знаний на предложенном уроке можно представить следующим образом: актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях – углубление информации об односоставных предложениях, соотнесение её с имеющимися знаниями – суммирование и систематизация информации. Использование информационно – коммуникационных технологий позволило активизировать процесс закрепления знаний, мотивацию школьников, рационально использовать время урока, повышала информативность и наглядность изучаемого материала.
  • Конспект урока отличие союзов от союзных словДанный урок разработан для учителей, начинающих работать с использованием системно-деятельностного подхода в обучении. В скобках эпатапов урока есть описание того, что необходимо делать на данном этапе урока по этой технологии, т.к для многих учителей перестроиться с традиционного построения урока на урок в деятельностном режиме очень сложно, необходимо учиться этому самому и перенимать практику и опыт своих коллег. Используется метод ИНСЕРТ из технологии критического мышления, что помогает...
  • Әлеуметтік педагогтың мектептегі іс-әрекеті1991 жылдың мамыр айының 20-да КСРО халыққа Білім беру жөніндегі Мемлекеттік комитеті Әлеуметтік педагог мамандығын бекітті. Мектептегі әлеуметтік педагогтың білім беру жүйесіндегі алатын орны ерекші. Әлеуметтік педагог-ол тәрбиеші емес, сынып жетекшісі, тәлімгер емес, ол белгілі бір нормадағы қызметті үйлестіруші. Негізгі қызметі – адамды өмірге, қоғамға бейімдеу. Мектептегі әлеуметтік педагогтың басты мақсаты – оқушының әлеуметпен жан-жақты қарым-қатынас ортасын құру. Әлеуметтік педагогтарды...
  • Сложноподчиненные предложения с придаточными времени1. Дать понятие о сложноподчиненном предложении с придаточным времени; повторить блок: сложноподчиненные предложения, сочинительные и подчинительные союзы: 2. Развивать познавательный интерес учащихся, речевую и мыслительную деятельность; развивать умения и навыки находить в текстах сложные предложения: 3. Воспитать патриотические и эстетические чувства, любовь к природе, окружающей среде, чувство гордости за свою Родину.I Оргмомент 1. Проверка посещаемости учащихся 2. Психологический настрой учащихся II Опрос домашнего задания1. Проверка домашнего задания 2. Фронтальный опрос1. Какие предложения называются сложными?2. Какие предложения называются сложноподчиненными ?3. Чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных предложений?4. При помощи каких с... III Работа по таблице (повторение союзов
  • Бинарный урок на основе русского и английского языков «Пословица - всем делам помощница»Цель данной разработки – показать богатство родного языка на фоне других языков мира. Урок посвящен пословицам и поговоркам, которые тесно вошли в современный язык, несмотря на историческую давность происхождения. В основе урока - 94 пословицы разной сферы и времени происхождения, различного толкования, широты и частоты использования. Учащимся предложены тематические источники: Словарь В.И.Даля, Фразеологический словарь под ред. А.И. Молотковой, Академическое изд. Русские пословицы и поговорки...
  • Статья: «СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ»Материал по теме Системы зажигания: назначение, классификация систем зажигания и требования к ним представляет информацию для педагогов профессиональных образовательных организаций автотранспортного направления и отражают следующие вопросы:1) назначение систем зажигания;2) рабочий процесс бензинового двигателя;3) классификация батарейных систем зажигания;4) требования к системам зажигания;5) коэффициент запаса по вторичному напряжению;6) энергия искры;7) момент зажигания.Материал сопровождаетс...
  • Проверочная работа «Владение грамматическими нормами русского языка»Особенности русского языка заключаются в том, что средства выражения грамматических значений зачастую варьируются. При этом варианты могут различаться оттенками значений, стилистической окраской, сферой употребления, соответствовать норме литературного языка или нарушать ее. Умелое использование вариантов позволяет точнее выразить мысль, разнообразить речь, свидетельствует о речевой культуре говорящего. Мы часто говорим о правильном произношении слов, о расстановке ударения. Но, согласитесь, слова не существуют автономно. Мы говорим не одиночными словоформами, а целыми предложениями и словосочетаниями. Набор отдельных слов не имеет никакого смысла, а значит, нужно уметь верно согласовывать слова друг с другом, грамотно строить свое высказывание и излагать свои мысли так, чтобы они были понятны всем окружающим людям. Иногда человек может сказать много, но их, его речи так и не станет ясно, что и... Проверочная работа по русскому языку Владение грамматическими нормами русского языка позволяет проверить уровень подготовленности учеников, а также их уровень подготовленности к государственному экзамену, где есть тестовые задания на проверку данных знаний.
  • Статья на тему: Инновации в образованииСегодня информационные технологии в образовании открывают целый комплекс различных инновационных направлений, среди которых самое современное -- дидактические аспекты информационных технологий. Таким образом, можно сделать вывод о том, что образование во все времена в большей или меньшей степени работало в инновационном режиме. Другое дело, как внедрялись инновации -- повсеместно или локально? Какие результаты этих внедрений были получены? Мы не будем анализировать результаты деятельности указан...
  • Урок «Культурное наследие казахского народа»Родной язык – это Наследие; наследие богатейшее, переданное нам предками через века. Берегите, изучайте, чтобы наша могущественная Россия на тысячелетия славилась силой и духом сплочённых народов. Цель урока: -развитие языковой компетенции учащихся; -повышение учебной мотивации путём использования народной педагогики ; -воспитание чувство гордости за родной край. Задачи: - развитие речи учащихся на основе использования новых интерактивных технологии; - вовлечение учащихся в проектную деятельность ; - показать возможности развития языковой компетенции учащихся на основе использования интерактивной доски.
  • Отчёт о проведении районного семинара учителей русского языка и литературыОтчёт о проведении районного семинара учителей русского языка и литературы на базе Быркинской СОШ 10 февраля 2014 года. Тема семинара: 1.Современные педтехнологии обучения русскому яэыку. 2.Анализ пробного ЕГЭ. 3.Открытые мероприятия с последующим анализом. Присутствовали: 11 человек. Не было преподавателей из Староцурухайтуйской ,Зоргольской, Кличкинской,Дуройской, Молодёжнинской,Урулюнгуйской школ. № Школа Кол-во человек 1. Новоцурухайтуйская 1 2. Уланская 1 3. Приаргунская 1 4. Быркинская 2 5. Талман-Борзинская 1 6 Досатуйская 2 7. Погадаевская 1 8. Пограничнинская 2 Список учителей- участников районногосеминара Школа Ф.И.О. Новоцурухайтуйская Лыткина И.А. Погадаевская Пряженникова Т.Л. Пограничнинская Кустова М.А. Козлова С.Ю. Приаргунская Аксёнова Н.Г. Быркинская Коваленко И.А.Лапердина Н.В. Уланская Барахтенко М.Г. Талман-Борзинская Эпова А.С. Досатуйская Савина Л.А.БалагуроваН.М. 1.По первому вопросу выступила руководитель РМО Кустова М.А. Была дана информация о современных образовательных технологиях .Подробнее она остановилась на одной из них- технологии игрового обучения, привела примеры из собственного опыта работы, порекомендовала источники, где можно найти информацию о современных педтехнологиях( Интернет, сайт Первое сентября). Там же можно пройти дистанционные курсы обучения по данной теме. 2.Далее был дан подробный анализ ЕГЭ, который проводился в декабре 2013 года. На основе анализа были сделаны следующие выводы: - принимать участие в проведении пробных экзаменов всем школам без исключения; -выполнять все части ЕГЭ, в том числе и задания В,С ,что делалось не во всех школах; -совершенствовать знания уч-ся на основе выявленных пробелов; - продолжить работу по подготовке к ЕГЭ ,используя различные формы занятий и применяя современные педтехнологии. 3.Все преподаватели приняли активное обсуждение посещённых уроков: урок Коваленко И.А. в 6 классе по рассказу А.П.ЧеховаПересолил, урок-практикум Н.В.Лапердиной в 11 классе Подготовка к ЕГЭ.Беседа прошла позитивно, интересно, урокам были даны хорошие оценки ,все преподаватели приняли участие в обсуждении, поделились своим опытом работы. С большим интересом преподаватели побывали на внеклассном мероприятии Казачьи посиделки. Следующий семинар намечено провести на базе Приаргунской СОШ в марте 2014 г. И на март назначено по плану РМО проведение очередного пробного экзамена по русскому языку в 11 классе в форме ЕГЭ. Руководитель РМО: Кустова М.А.
  • Н. В. Гоголь «Невский проспект»Данный урок является наглядной иллюстрацией писательского метода Н.В.Гоголя, творчество которого, закончив собою первый период, является одновременным переходом ко второму периоду русского реализма.Урок рассчитан для 10 класса. На этом уроке ведётся и анализирование и работа с учебником, также сопоставительная характеристика героев. Проверяется домашнее задание- сообщение о героях, история героев. Оценка Петербурга всегда была неоднозначна: ненависть и любовь сплетались воедино. Именно сюда стр...
  • Программа «Работа по картине на уроках русского языка»В данной работе представлено планирование использования живописи на уроках русского языка. Как всякому общению, общению с искусством надо специально учить, тем более, что это общение особого рода. Искусство воспитывает культуру чувств, но только при условии, если оно будет понятно. Уроки русского языка с использованием произведений живописи содержат в себе огромный культуроведческий, социологический и воспитательный потенциал · источник информации о быте и культуре народа; · потенциальный источник осуществления накопительной функции языка;
  • Конспект урока. ДиалогТема урока: ДИАЛОГ. Цели урока: повторить правописание приставок, безударных гласных в корне слова, непроизносимых согласных в корне слова, разделительного Ь; Закрепить навык постановки знаков препинания при однородных членах, при прямой речи; закрепить навык синтаксического разбора простого предложения. Познакомить с оформлением диалога, выработка навыка постановки знаков препинания при диалоге. Воспитание патриотизма, вежливости, интереса к творчеству А.П.Гайдара. Наглядность: портрет А.П.Гайдара, выставка его книг.
  • Рабочая программа по русскому языку для СПОРабочая программа учебной дисциплины Русский язык является частью основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС, по специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (углубленная подготовка). Данная программа разработана в соответствии с учебным планом колледжа, обучение в котором осуществляется на базе основного общего образования и предназначена для дальнейшей систематизации и расширения знаний по русскому языку, приобретенных в школе; согласно Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебны...
  • Статья «Живопись на уроках русского языка»Одним из самых ярких видов искусства, эмоционально воздействующих на наше настроение, по праву является живопись. Живопись – часть культуры народа. И в этом плане использование в процессе обучения репродукций произведений живописи является мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания школьников. Живописное полотно, воздействуя на чувства школьников, способствует развитию у них мышления и речи, причём духовно-ориентированного мышления, ...
  • Қазақ тілі сабақтарында ойын арқылы сөйлеу тілін дамытуОйын - балалардың шынайы ойлап тапқан шындығына тез, еркін енуіне, өзіндік Меніңқалыптастыруға және шығармашылыққа, белсенділікке, өзін - өзі дамытуға мүмкіндік береді. Ойын - әрқашан білім бола отырып, баланы білім алуға, еңбекке дайындайды. Қазіргі өркениетке ұмтылған қоғам талабына сәйкес, Қазақстан Республикасының дамыған елдерімен иық тіресіп тұру үшін, еліміздің болашағы мен қазіргі кезеңі үшін білімді, зерделі, өз бетімен іс - әрекет ете алатын, қоғамнан өз орнын таба алатын шәкірттерді дайындау ұстаздың міндеті. Мектептегі оқушы өмірінің көп бөлігі 45 минуттық сабақ кезінде өтеді. Міне, осы кезде оқушы тек білім алып қана қоймай шығармашылықпен зерттей білуге үйренуі керек. Білімді алуда іс - әрекетке үйренген баланың бойынд... Әрбір ұстаздың мақсаты - сабақ сапасын көтеру, түрлерін жетілдіру, сабаққа оқушының қызығушылығын арттыру. Сондай - ақ бүгінгі таңда елімізде оқыту мазмұны жаңартылып, сабақтарда озық технологияларды қолданудамыз. Сондай технологияның бір түрі - Ойын арқылы оқыту технологиясы..Егеменді еліміздің тірегі – білімді ұрпақ десек, білімнің негізі бастауышта қаланатыны белгілі. Бастауыш сыныптағы әртүрлі пәндер оқушы білімін дамытып, танымдық қабілетін сомдауға үлкен үлес қосады. Балаларды оқытуда ...
  • УрокКонспект урока по русскому языку во втором классе на тему: Разделительный мягкий знак. Конспект составлен по программе Школа России, по учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.Урок позволит закрепить и обобщить знания о разделительном мягком знаке, а также познакомить учащихся с талисманами олимпийских игр в Сочи в 2014 году.К конспекту урока прилагается презентация (с видео фрагментами), которая поможет сделать урок более интересным и наглядным. Цели и задачи данного урока соответствуют целям ...
  • КВН на тему: «Пушкин в литературе, в живописи, в искусстве»КВН рассчитан на учащихся 9-11 классов ,проводится как внеклассное мероприятие во время филологических декад, недель русского языка и литературы.Повышает интерес учащихся к творчеству Александра Сергеевича Пушкина, их интеллектуальный потенциал, развивает устную речь учащихся.Готовясь к КВНу, учащиеся подробнее знакомятся с творчеством Пушкина,его биографией, узнают очень много интересного для себя. Художественный аукцион учит ребят отстаивать свою точку зрения, обосновываясь на конкретные фак...
  • «Философичность-основа пейзажной лирики ТютчеваНе смотря на новый подход в преподавании общеобразовательных предметов, в связи с ФГОС, русская литература была и остаётся ядром национальной культуры. Наша задача использовать гуманистический пафос и философскую глубину литературы в противостоянии массовой культуре во всех её разновидностях. Она создаёт и сохраняет образцы нормативного русского языка, что особенно актуально в наше время размывания и нарушения этих норм. Предлагаемый авторский вариант урока литературы в 10 классе по творчеству Ф.И. Тютчева, опирается на Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе. Современный урок по литературе ставит цели: 1) познавательный аспект, когда ученик получает знания о русской литературе в её историческом движении, элементах художественной структуры, конкретном содержании и интерпретации текстуально изучаемых произведений; 2) воспитательный аспект, когда на уроках литературы происходит формирование ученика как личности (честность, терпимость), так и общественных (гражданское достоинство, патриотизм); 3) эстетическая цель – воспитание художественного вкуса и читательской культуры, умение различать высокое и низкое, умение выбрать среди современной литературы лучшие образцы. Общее направление современной методики – освоение комплекса художественных произведений – сохранение литературы не как предмета, а как искусства слова, образцы классики. Этапы: 1. Чтение – восприятие – анализ – истолкование – оценка. 2. Работа с учебником – вопросы и задания учебника предназначены для самостоятельной работы (составление плана §, тезисы, конспекты, работа над темами исследовательских проектов, для зачётных работ). 3. Чтение и восприятие – подготовленное выразительное чтение отдельных частей текста. Одно из условий культурной речи – это выразительное чтение (использование голоса, интонации, выразительных средств, связь с другими видами искусства). Наш язык обладает интонационным богатством (в т. ч. лирики и прозы). И речевая среда помогает слышать и читать, она вызывает у учащихся разнообразные чувства: радость, боль, сострадания и т. д. 4. Анализ произведений – выделение ключевых слов, умение найти позицию автора, формулирование темы и основных проблем, идеи, понять композицию произведения. В этом помогает и рабочая тетрадь для ученика, входящая в комплект учебника. 5. Истолкование – метод критического мышления, различные интерпретации текста, сопоставительный анализ, использование литературных терминов, умение написать критическую статью собственного видения художественного произведения. 6. Оценка – итог работы мысли ученика, продукт работы с текстом. Этап обобщения определяет принципы интерпретации художественного текста. В уроках должна быть соблюдена логика в движении ученика от темы к теме: ученик должен соблюдать единый процесс развития литературы в историческом пространстве национальной культуры. 7. Использование на уроке информационно-компьютерной технологии – ИКТ, ЦОР – цифровые образовательные ресурсы (помощь электронного приложения), а также касается музыкального сопровождения или киноматографической интерпретации произведений. Данный урок выстроен с учетом перечисленных требований.
  • Урок по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»Урок литературы в 6 классе по учебнику Г.Меркина Тема: Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В.Гоголяпродолжение работы над ключевым образом повести, целью будет выявление значения образов Тараса Бульбы и казаков для понимания ключевой идеи произведения.выявление значения образов казаков и Тараса Бульбы для понимания ключевой идеи произведения; выявление авторской позиции.формирование навыков выразительного чтения, работы с репродукцией картины , анализа образов персонажей, отдельных эпизодов, наблюдения над строением фразы, ее ин...
  • Открытый урок на тему; «Кладовая солнца»Тема: М. Пришвин Кладовая солнца Цель: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по произведению М. Пришвина Кладовая солнца; 2) формировать навыки осознанного чтения, умения работы с художественным текстом; 3) развитие навыков аналитического и критического мышления; 4) воспитание любви и бережного отношения природе, толерантности. Оборудование: художественный текст, иллюстрации к произведению Тип: контрольно- обобщающий Вид: урок – анализ художественного текста Метод: частично- поисковый, наглядный, проблемный, беседа Время: 45 минут Класс 5 Б Ход урока 1. Организационный момент. А) Приветствие и посещаемость; Б) Готовность к уроку; В) Целеполагание (сообщение темы урока и его цели) 2. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу - активизация деятельности учащихся. Мотивация дальнейшей работы. - Ребята, мы завершили чтение сказки-были М.М. Пришвина Кладовая солнца. Понравилось ли вам произведение? - Упражнение Собери слова. Выберите только те слова, которыми характеризуется деятельность М.М.Пришвина. Правдивый сказочник, художник, агроном, географ, писатель, этнограф, краевед, учитель, врач, путешественник. 3.Проблемный вопрос. Почему Кладовая солнца названа сказка – быль? Перечислите отличительные признаки, которые позволили дать этому произведению такой двузначный подзаголовок. Сказка – быль- название противоречивое, т.к. быль то, что было не самом деле, кажется, исключает сказочное, фантастическое. В повести Пришвина больше были- историческое время, место, реальные герои- дети, их соседи, Антипыч, занятия и заботы людей, мир природы. Но есть в Кладовой солнца элементы сказки. Главный из них – благополучный конец. Добрые чувства побеждают. Мужичок в мешочке не только спасается, но и убивает матерого волка. Травка находит нового хозяина. Кроме того, рассказ, как и... Работа в тетради. 1 вариант отмечает признаки сказки. Второй признаки реальности. Беседа. -Какое историческое время описывается в произведении? - Что вам о нем известно? - Кто является главным героем в произведении и почему? - Кто научил управлять хозяйством ребят? Как это у них получалось? 4 Выборочное чтение. Перечитайте и озаглавьте отрывок из Кладовой солнца(стр. 258, 259). Подумайте, зачем писатель включил эту историю в свое повествование. Эту часть можно было бы назвать Несчастная жизнь ели сосны. Рассказывая её, автор, скорее всего, преследовал несколько целей: во-первых, это тревожное предупреждение- на фоне стона и воя сосны и ели ссорятся Настя и Митраша, их ждет беда. Во вторых, борьбе сосны и ели вторят волк и собака, один – извечный враг человека, другой - его надежный друг. И наконец, в- третьих, с елью и сосн
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) «Пушкинские места Поволжья»Целью данного проекта является обобщение сведений, накопленных наукой в изучении литературных ценностей на основе исторического материала;необходимость рассмотреть литературные труды как воспитательное явление;показать их отношение к исторической и социальной действительности; воспитание любви к Родине. Проблема: отсутствие доступной, адаптированной информации для детей о Казанском периоде жизни и творчества А.С.ПушкинаЗадачи: -углубление и расширение знаний детей о Казанском периоде жизни ...
  • Инновационные методы и формы проведения уроков литературыДанная методическая разработка призвана помочь преподавателям литературы разнообразить формы проведения уроков с целью повышения интереса учащихся к предмету Русская литература. Использование инновационных методов на уроках литературы и организация нестандартной подачи материала способствуют формированию эстетически восприимчивого и активного читателя, осмысленно и вдумчиво анализирующего художественное произведение, освоившего гуманистические ценности русской литературы и готового к социокуль...
  • Праздник «Книга-есть жизнь нашего времени»Школьная библиотека- это для нас царство книг. Она самая лучшая, потому что в ней есть очень много интересных и полезных книг. В ней работает очень добрая женщина, которая всегда поможет тебе выбрать хорошую книгу. В библиотеке очень уютная обстановка, в которой чувствуешь себя окруженным теплом и заботой. Там проводятся разные мероприятия. Ученики 1-4 класса рисуют рисунки по сказкам , отгадывают ребусы, закодированные пословицы и поговорки. Все задания связаны с библиотекой и книгами. Для ...
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) «Отечественная война 1812 г. в литературе и устном народном творчестве»Автор : учитель русского языка и литературы высшей кв.категории Викулова Ольга Сергеевна Автор данной работы по теме: Отечественная война 1812 года в литературе и устном народном творчестве поставил цель: обобщить сведения, накопленные наукой в изучении литературных ценностей на основе исторического материала; рассмотреть литературные труды известных писателей и устного народного творчества как воспитательное явление; показать их отношение к исторической и социальной действительности; воспитывать в себе любовь к малой Родине. Из цели вытекают задачи: - углубление и расширение ...
  • ПланированиеРабочие программы индивидуального обучения на дому для учащихся 8 класса по русскому языку, литературе и немецкому языку. Русский язык -2 часа, к планированию прилагаются и проверочные работы. Литература - 1 час. Немецкий -1 час.Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной учебной программы основного общего образования русскому языку и авторской Программы по русскому языку для обучающихся 5 ...
  • Тайны сказки «Приключения Буратино»Работа, выполненная учеником десятого класса школы № 137 Калининского района Санкт-Петербурга Олегом Каскелайненом, посвящена памяти учителя русского языка литературы Беляевой Екатерины Владимировны. Прочитав с детства знакомую сказку, задумался о том, что это совсем не развлекательное детское произведение. Узнав о жизни и творчестве Алексея Толстого, понял, что эта сказка - пародия на труппу театра Мейерхольда, где каждый персонаж имеет свой реальный протопит... ...
  • Исседовательская работа по литературе «Тайна Сказки «Приключения Буратино»Исследовательская работа написана учеником десятого класса ГБОУ СОШ № 137 Калининского района Санкт-Петербурга Олегом Каскелайненом. Посвящена памяти учителя русского языка и литературы Беляевой Екатерины Владимировны...Читая сказку, ученик задумался о том, что это развлекательное произведение совсем не подходит для детского чтения, и исследовав материал по жизни и творчеству Алексея Толстого, сделал выводы, что это произведение совсем не детская сказка, а п...
  • Литературно-музыкальная композиция «Слово о матери»Внеклассная работа является основным компонентом системы работы по воспитанию. Главное в любом мероприятии – дать возможность ребенку раскрыться, самореализовать свои возможности и талант. Данное мероприятие направлено на формирование активной жизненной позиции, приобщения его к нравственным, духовным, культурным ценностям, воспитания чувства патриотизма. Материалом мероприятия могут пользоваться классные руководители для проведения праздника 8 Марта, Дня Семьи, Дня Матери. Материал подготовлен для детей среднего и старшего возрастов.
  • Итоговая работа по теме «Нормы современного русского языка»В условиях резкого снижения общего уровня владения речью в современном российском обществе: огромного количества нарушений норм литературного языка представителями публичных профессий (журналистами, политиками и др.), засорения языка средств массовой информации и художественных текстов нелитературными лексическими элементами (жаргонизмами, неоправданными заимствованиями, просторечными словами) – работа по корректировке речи учащихся школы в рамках урока становится настоятельной необходимостью. ... Итоговая работа Нормы современного русского литературного языка предназначена для проверки сформированности навыков орфографической и пунктуационной грамотности, проверки коммуникативных навыков, приобретаемых учащимися школы. Проверяет подготовку учащихся к ОГЭ, ЕГЭ.
© 2010-2018