Русский язык и Литература

  • Лото «Наречий»Интересная занимательная игра для повторения и закрепления изученной темы Наречие. Помогаетзапоминанию написания наречий и способствует развитию речи учащихся на уроках русского языка в 7 классе при изучении темы Наречие. Проста в использовании. Для использования нужно просто распечатать и, при желании, приклеить на картон. Для большого количества учащихся возможно увеличить количество раздаточных листов, путём добавления наречий. На данном примере можно изготовить т...
  • Урок-дискуссияПатриотизм: знак вопроса.Вопрос не в том, нужен или не нужен патриотизм.Любая страна расспыется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравс...
  • Урок русского языка на тему «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности. Языковая выразительность — это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление. В основе языковой выразительности всегда лежит новизна, своеобразие, некоторая необычность, отступление от привычного и обыкновенного. Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности (художественно-изобразительные средства: звукопись, метафоры, олицетворения, гиперболы и т. д.), основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений. Однако выразительность текста создается не только с помощью использования специальных художественно-изобразительных средств. Значительные выразитель...
  • Доклад на тему: «Роль педагога в духовно-нравственном развитии неслышащих детей младшего школьного возраста на занятиях внеклассного чтения»К числу важнейших задач, поставленных современным обществом перед образованием, относится приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям. Направленность личности на ту или иную группу ценностей, по мнению многих сурдопедагогов (Богданова Т.Г., Алексеевских Д.Ю, Андрейкин А.А.), проявляется в ценностных ориентациях, которые актуализируют весь опыт, накопленный человеком, и с точки зрения, которых решаются многие жизненные вопросы. Большое внимание вопросам образования и воспита... Начинать работу по формированию ценностных ориентаций школьников необходимо с первых лет обучения. Нарушения слуха оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. Для нравственного становления личности необходима целенаправленная работа с детьми, направленная на усвоение ими моральных норм и принципов. Цели и задачи обучения и воспитания, которые ставят перед педагогом сегодняшняя школа и общество, должны сформировать у учащихся с ограниченными возможностями слуха младшего школьного возраста в результате деятельности качества, способные помочь в будущем ученику состояться во взрослой жизни.
  • Технологическая карта организованной учебной деятельности для подготовительной группы на тему: «Звуковой анализ слов»Данная технологическая карта преднозначена для детей подготовительной группы. Целью данного занятия является: закрепление способов нахождения звуков в слове путем интонирования; умение давать характеристику звукам (гласные - не встречают препятствия, согласные - встречают во рту препятствия); определение твердости, мягкости согласных звуков; деление слов на слоги разными способами; определение удорного гласного звука - произнести слово так, как оно звучит в речи и послушать, какой звук тянется д...
  • Безличные глаголыТема урока: Безличные глаголы Цель урока: дать основное понятие о безличных глаголах. Задачи урока: Образовательная: дать понятие безличных глаголов (на материале безличного предложения), их лексическое значение, формы употребления, привитие умения отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи; закрепление навыков синтаксического и морфологического разборов; повторение и отработка слабо усвоенных орфограмм (в индивидуальном порядке). Воспитательная: воспитывать культуру речи; поддерживать интерес к урокам русского языка; воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности. Развивающая: развитие речи; продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся; формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия; развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников; обогащать словарный запас школьников. Оборудование: раздаточный материал (задания, листочки) План урока: Организационный момент 2. Подготовка к изучению нового материала. Наблюдение над фактами языка. Обобщение структурных и семантических признаков понятия. Применение понятия на новом языковом материале. Итог урока
  • Урок-обобщение по теме «Наречие»Цель урока: повторение и обобщение материала по теме Наречие Задачи: Обучающие: - повторить и обобщить знания учащихся по пройденной теме Наречие; - совершенствовать умение работать с текстом, находить в тексте наречия; - содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы. Развивающие: - способствовать развитию учебно-познавательной, информационной, языковой и коммуникативной компетенции. - развивать творческие способности учащихся; - расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий. Воспитательные: - воспитывать интерес к изучению предмета; - способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа; - продолжить формирование опыта работы в группе. Тип урока: обобщающий урок Формы работы учащихся: фронтальная, групповая. Техническое оборудование – компьютер для учителя, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация в программе Power Point. Структура урока: 1этап . Организационный момент.( цель- положительный настрой на урок и формирования познавательного интереса к изученному материалу) 2.Целеполагание (цель- самостоятельное определение учащимися темы и основных задач урока, умения принимать и сохранять учебную задачу). 3. Практическая работа в парах.( Предлагались задания разного типа и уровня сложности. Использование икт и элемент игровой технологии - ребус) 4. Домашнее задание. 5. Подведение итогов работы. 6. Рефлексия. Это заключительный урок в цикле уроков по теме Наречие. На нем систематизировались и углублялись знания учащихся, полученные при изучении данной части речи. Урок работал на последующее успешное выполнение работ, связанных с использованием наречия в речи, построением текста с наречием. На уроке использовался частично-поисковый метод обучения: знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно. Учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал проблемный характер познавательной деятельности (анализ текста). Учебная работа на уроке была разнообразна. В начале урока детям легко дается концентрация внимания, поэтому актуален фронтальный опрос для повторения и закрепления (тексты представлены на экране). Далее повторение велось по блокам. При этом велась работа с дидактическим материалом, работа в паре, опрос . Чередовались различные виды деятельности учащихся. В частности, выборочно- распределительная работа Смотри в оба! со сменой динамических поз, интеллектуальная разминка, фонетическая разминка с различным интонационным прочтением алфавита .Она позволила детям снять эмоциональное напряжение. На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы: ü Текстоориентированный: работа с текстом художественного стиля. ü Личностно-ориентированный подход реализовывался через внимание к речи других людей, обучению связной речи. В ходе урока формировались такие базовые компетенции, как ü Коммуникативная и информационная (умение понять текст, высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией), ü умение работать в коллективе для достижения поставленной цели, ü личностная (рефлексия собственной деятельности, самооценка) .
  • Урок по русскому языку «Односоставные предложения»урок проводиться в 8 классе по программе М.М. Разумовской, с целью закрепления понятия, тренировки в нахождении и составлении односоставных предложений, развития умений использовать односоставные предложения в речи различных типов, воспитания любви к родному языку, природе родного края.При проведении урока запланировано использование информационных технологий, конкурс пословиц и высказываний великих людей о Донском крае. Применяемые на уроке тесты составлены с учётом требований подготовки обуча...
  • Деепричастный оборотКонспект урока для 7 класса.Цели урока:1)Повторение грамматических особенностей деепричастий и закрепление умения находить их в тексте и использовать в речи;2)знакомство с деепричастным оборотом;3)формирование и совершенствование навыков постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте. Интересное для учеников: Деепричастный оборот — это способ сократить придаточное предложение, в котором используется то же подлежащее, что и в главном. Например, Когда я проснулся, я пошёл умываться. = Проснувшись, я пошёл умываться.
  • Сохранение падежейПовторение падежей Р.К.Джумабекова, учтель начальных классов, с. Шыганак Цели: 1. Повторение, закрепление и проверка ус­воения материала; 2. Развивать умение соотносить вопросы со словами; 3. Расширить представление детей о про­фессиях. Тип: повторно обобщающий. Наглядность: таблица, текст стихотворения, карточки-слова, семантическая карта, мячик. Ход урока: I. Организационный момент. Психологичес­кий настрой. Ребята, сегодня нам предстоит много работать, поэтому давайте сядем ров­ненько и настроимся на плодотворный труд. Я сегодня молодец. На уроке удалец. Спинку ровненько держу. Всё я знаю, всё скажу. Всё красиво напишу. II. Цель урока - вырабатывать умение соот­носить вопросы со словами, расширить пред­ставление о профессиях. Именно через эту те­му мы повторим падежи. III. Сейчас я прочитаю стихотворение С.Михалкова, а вы подумайте и ответьте на вопрос: есть ли в жизни неважные или ненуж­ные профессии? По ходу чтения вы должны вставить недостающие слова. Помогут вам в этом слова, написанные на доске. У каждого дела запах особый В булочной пахнет тестом и сдобой. Мимо столярной идёшь мастерской- Стружкою пахнет и свежей доской. Пахнет маляр скипидаром и краской. Пахнет стекольщик оконной замазкой. Куртка шофёра пахнет бензином. Блуза рабочего- маслом машинным. Пахнет кондитер- орехом мускатным. Доктор в халате- лекарством приятным. Только бездельник не пахнет никак. - Как вы думаете, ребята, почему бездельник никак не пахнет? - Чем интересен лодырь? - Есть ли ненужные и неважные профессии? IV. Давайте немного поиграем и вспомним, какие падежи существуют в русском языке. Я буду бросать вам мячик и называть падеж. Один ученик называет вопрос этого падежа и передаёт мячик другому, который приводит пример существительного, стоящего в данном падеже. Пример должен быть на тему Про­фессии. Затем мячик возвращается ко мне, и я называю следующий падеж. V. Физминутка. Буратино подтянулся Раз нагнулся. Два нагнулся. Руки в стороны развёл Видно, ключик не нашёл Чтобы ключик нам достать Надо на носочки встать. VI. Немножко отдохнули. Знакомство с про­фессиями продолжим через упражнение 263 VII. Сейчас работа с семантической картой. Индивидуальная работа. И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. Поваром + У пекаря + Парикмахеру + Скульптор + На строителя + Составление предложений, (устно). VIII. Работа над пословицами и пого­ворками. Вставить пропущенные буквы, определить падеж. 1. Дел.. - время, потех.. - час. 2. Мир освещается солнцем, А человек- дел... 3. От слова до дел.. целая верста. 4. Языком не спеши, А дел.. не смеши. - Найдите однокоренные слова. - Что общего между этишсловоши темой профессии? - Чтобы научиться что-то сделать, что нужно делать? IX. Итог урока. Кластер Профессии X. Оценивание проходило в течение урока фишками: Красного цвета - 5 Синего цвета - 4 Зеленого цвета- 3 Подсчёт фишек. XI. Задание на дом: выучить пословицы, упражнение 264 (составить, сделать) семан­тическую карту.
  • Рабочая программа учебного предмета (курса) РУССКИЙ ЯЗЫКДанная рабочая программа учебного предмета русский язык для учащихся VIII класса муниципального казенного общеобразовательного учреждения Тарминская СОШ разработана на основе программы общеобразовательных учреждений (авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский) издательство Просвещение 2009 г., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, и основной образовательной программы МКОУ Тарминская СОШ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. А также отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку. Содержание рабочей программы усложняется за счёт практических видов деятельности (заданий различного уровня на уроках, домашних заданий, краткосрочных и долгосрочных проектов и т.д.).
  • «Применение технологии системного обучения на уроках русского языка и литературы»В данном пособии хочу поделиться со своими коллегами уже тем, что наработано мной по формированию системно-творческого мышления. Эта технология убеждает меня, что системное изучение и использование интенсификации позволяют получить результаты ускоренного достижения поставленных целей обучения, ускоренного воспроизводства у обучающихся культуры учения, мотивации, самостоятельности, творчества, системных представлений. умений и навыков системного подхода. Вовлечение в урок, работа на конечный резу...
  • Повторение - мать ученияПовторение - мать учения Повторение - мать учения. Урок - ярмарка. Цель. развитие логического мышления, воспитание самостоятельности, творческой активности учащихся, привитие интереса к предмету. Наглядность: музыка, карточки, цветы, костюмы купцов, фишки для оценивания. 1. Орг. момент. 2. Психологический настрой. Сегодня у нас необычный урок, и чтобы добиться на нем успехов, я хочу, чтобы вы сейчас, ребята, закрыли глаза и вспомнили о чем-то хорошем, приятном, под музыку 3. Целью урока, посвященного повторению и систематизаций знаний является развитие творческой активности учащихся. 4. Урок будет проходить в виде ярмарки. - А кто пояснит значение этого слова? - Ярмарка - ежегодный рынок, периодически организуемые в установленном есте торги. Ярмарки бывают : всемирные, международные, региональные, национальные, местные. Мой товар ты выбирай, А другого не замечай! Ты корзину подставляй, и согласных насыпай! Диктует слова: Макияж, дождь, виртуоз, вестник, аппетит. Подчеркни только согласные и сост. предложение с одним из этих слов. Оценивание. Купец - Гласный : Мой товар ты выбирай! А другого не замечай! Ты корзину подставляй! Только гл. насыпай! Диктует слова: аннотация, (краткое изложение содержания книги), аббревиатура (сущ. образованное из усеченных отрезков слов), досуг, распря, брифинг. Составь с одним из этих слов предложение. Оценивание. Купец- Звонкий Хожу я по базару, ищу себе я пару. Помогите мне друзья! Ведь без пары мне нельзя! Вызывает к доске ученика-покупателя. который должен подобрать парные Зв и глухие Дополнительно просит написать непарные Зв. и глух. согл. Оценивание. Купец - Глухой Подходи, честней народ. Знатоков тут бой идет Кто трудиться не ленится. Тот в бою том отличится! Да доске написаны 2 предложения. На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата, своего товарища. На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата своего товарища. Почему во 2-м предложении встречающихся стало мало? Следующий купец предлагает свой товар,- шарады - 2 индивидуальных, задания. Мой первый слог-число с нулями У всех людей – последних два, А вмести – догадайтесь сами. Всем городам она глава Мой 1-й слог в линейках нотных Два остальных- защита у животных А главное соединит всегда Деревья, села, города. 1. Один из слогов сущ. Метеор 2. Корень глагола ждать. 3. Оконч. Им.сущ. м.р. в тв. рад.ед . числа. 4. Оконч.гл. 1спр в 3-л. ед.ч. наст. вр. 5. Суф. И оконч. Сущ. Величие. Для закрепления заполните таблицу Односоставные предложения Безличные определенно-личные неопределенно,- личные. Назывные От воды потянуло сыростью. Не цвести цветам поздней осенью. Давай осмотрим сев. склоны. Идите верхней тропой. В дверь постучали. Появились на горизонте Богато убранный кабинет. Красивая картина. Полученное предложение: Русский язык откроет нам глаза на мир. 1. Из предл. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах Взять глагол постамиь его в средний- род. 2. Из предл. Учиться - всегда пригодится Взять подлежащее. 3. Из предл. Ученик русской национальности изучает государственный язык вэягь несогласованное определение 4. Грамота - к мудрости ступенька гласит народная русская пословица . взять подлежащее, поставить его в дательный падеж. Полученное предложение: Нужно учиться русской грамоте. Последний купец предлагает свой товар -волшебный ящик. Нужно угадать, что там ’’ С 2-х подсказок - красная фишка С 3-й подсказки - синяя фишка С 4-й подсказки - зеленая фишка 1 Его делают из песка. 2. Чаще всего оно прозрачное. 3 Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. 4.Если быть не осторожным, им можно порезаться. 1. Ее изобрели китайцы. 2. Она легко горит. 3. У нас ее много можно получить из дерева 4 На ней обычно пишут. Итог урока я хочу подвести методом 5-стишия или синквэйна Имя сущ. Ярмарка 2 прилаг. Красочная, праздничная. 3 глаг покупает, зазывает, продает предлож. На ярмарке каждый что-то купит синоним. Базар (торг, рынок общение, веселье, праздник) Оценивание! За участие в ярмарке самым активным и удачливым покупателям, а также купцам – благодарность. Домашнее задание кроссворд Ярмарка.
  • Созвучие Абая и ПушкинаСозвучие Абая и Пушкина Р.К.Джумабекова, учитель казахского языка и литературы в русских классах СШ Шыганак, Мойынкумского района Цель: углубить, расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэтов; формирование монологической речи учащихся, вызвать желание расширять свой литературный кругозор. 1. Как известно, Казахстан и Россия, пример добрососедских отношений. Наверное, сегодня очень трудно встретить казахстанца, в памяти которого не сохранилось хотя бы 4-стишие из великого наследия Пушкина. Величие Пушкина не только в многожанровости его поэзии, но и в широте её тематики. Она близка и любима не только русским народом, но и народами мусульманского Востока. 2. А.С.Пушкин впервые познакомился с Востоком во время своего путешествия по Северному Кавказу, Крыму и Бессарабии. Многочисленные наблюдения и размышления поэта легли потом в основу поэм Кавказский пленник иБахчисарайский фонтан, вылившихся в стихотворение Подражания Корану. Впервой части Подражаний Корану рассказывается о ниспослании пророку Мухаммеду, мир ему и благословение, сияющего Корана, о могуществе творца, милости и любви Бога к верующим в Судный день и Рай. Клянусь четой и не четой Клянусь мечом и правой битой... 3. Стихотворение А.С.Пушкина Калмычка. 4. Великий Абай сумел довести до своего народа красоту стихов Пушкина. Искренние, простые слова, выражающие глубокое чувство героини, находили отклик в душе казахских женщин. 5. Письмо Татьяны. 6. Пушкин погиб в 38 лет, но и к 38 годам у него уже не было возраста, он был и юношей, и мудрецом одновременно. У него нет возраста и сегодня. Давно ушла в прошлое эпоха, в которой жил и творил поэт. Но стоит взять книгу и все оживает. 7. В Коране и хадисах многократно повторяется, что намерения человека предшествуют словам и деяниям, Как мы видим, это повторяется и в поэме “Борис Годунов: твои слова, деяния судят люди, намерения видит единый Бог. Многие современники великого поэта удивлялись такому его теплому восприятию Востока и ислама. В одном из своих писем поэту Денису Давыдову Александр Сергеевич писал: “Слог восточный был для меня образцом. Читатель, знакомый с Бахчисарайским фонтаном, уже знает о том, что эпиграфом к данной поэме Пушкин выбрал слова персидского поэта Саади; “Многие, как и я, посещали сей фонтан, но иных уж нет, а другие странствуют далече. А вот о том, что в Татарской песне поэмы приводит святые заповеди Корана - о совершении хаджа в Мекку, о Рае - награде погибшему воину, наверное, догадались бы немногие, то можно увидеть, что и эта идея переплелась с Кораном. Дарует небо человеку Замену слез и частых бед. Блажен факир, узревший Мекку, На старости печальных лет... 8. Стихотворение А. Плещеева Памяти Пушкина. 9. Трудно переоценить значения поэзии Пушкина и Абая. Ведь их поэзия - это тот самый мост, который объединил русскую культуру с великим наследием Востока. Наверное, поэтому они любимы и особенно почитаемы в доме и у русского, и у казаха, в домах представителей народов бывшего Союза. Поэт нам дорог тем, что он О счастье нам напоминает. И сумрак жизни озаряет, Как солнце хмурый небосклон. Подводя итоги нашей литературной композиции, цель которой была попытка понять и доказать единство, созвучие поэтического духа двух талантливых художников слова, провожу викторину. Викторина: 1. Какие картины висели в жилище станционного смотрителя, как бы предсказывая бегство его дочери из родительского дома (история блудного сына) Каждый из поэтов понимал свое поэтическое назначение. Мы приходим к выводу, что если бы поэты встретились, им было бы о чем поговорить. Многие стихотворения Абая и Пушкина положены на музыку и любимы народом. Наша встреча завершается исполнением песен Абая.
  • Сочинение «В имени моей земли-её неповторимое величие»Эпиграф: Нашей стране нужны граждане, унаследовавшие от предков и впитавшие в себя чувство горячей любви к отчей земле и родному народу, которые бы беззаветно служили нашему независимому государству, обладали эрудицией и широтой мышления, были глубоко и разносторонне образованы, находчивы и сообразительны, смелы и ответственны, здоровы физически и нравственно. Сколько песен и слов посвящают люди родному краю?! Родина-это не только государство, где мы живем, но и природа, семья, окружающие нас люди, дом, школа.Для меня Родина начинается с моего дома, семьи. Это начало всех начал. В нем есть любовь, мир и согласие. Семья-это своего рода государство, в котором существуют свои правила, традиции. Моя Родина, мой Казахстан - это мои папа, мама, сестрёнка. Они являются для меня самыми близкими, моей надежной защитой и опорой. Именно семья стала для мен...
  • Тест по теме «Паронимы»Употребляя паронимы в речи, ошибки допускают не только учащиеся, но и владеющие словом специалисты. Предложенные виды упражнений помогут школьникам научиться употреблять паронимы в речи и успешно выполнить тестовые задания на ЕГЭ по русскому языку. Одна из распространенных ошибок школьников — смешение паронимов. Да и люди, свободно владеющие русским литературным языком, по справедливому замечанию Д. Э. Розенталя, нередко затрудняются в выборе какого-либо из слов, отмеченных не только сходством в их звучании, но и смысловой близостью, что объясняется их образованием от одного и того же корня. В программе же для старшей школы количество часов на изучение темы Паронимы и их употребление ограничено. Не случайно выпускники испытывают большие трудности на ЕГЭ по русскому языку при выполнении заданий, связанных с употреблением паронимов. А ведь задания по данной теме имеют место во всех типах тестов ЕГЭ. Предложенные тесты могут помочь учителю в работе с учениками над паронимами.
  • Обобщение опыта работы по теме «Формирование поликультурной толерантности на уроках литературы в старших классах»Представлен материал из опыта работы по теме исследования Формирование поликультурной толерантности школьников на уроках литературы в старших классах, где проведен сравнительно-сопоставительный анализ по освоению исследовательских тем на уроках литературы в экспериментальной ( социально-экономической) и контрольной (физико-химической группы) группах.Также предложены критерии мониторинга сформированности поликультурной толерантности старших школьников на уроках литературы (высокий , средний ,...
  • Урок по литературе по произведению А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»Конференция по произведению А. Приставкина Ночевала тучка золотая направлена на воспитание толерантности школьников , знакомит учащихся с трагическими страницами истории нашей страны.Подготовительная работа учащихся по вопросам дает возможность разввать навыки самостоятельной работы , а на уроке систематизировать знания учащихся по определенным микротемам. Проблемные вопросы, работа над словом позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, раскрыть индивидуальные спосо...
  • Стихотворение «Моё любимое село»Стихотворение Моё любимое село написано на тему Любовь к Родине. Оно вызывает чувство любви и гордости к родному краю, чувство уважения к его прошлому и настоящему, заставляет учащихся задумываться о своей малой Родине как о доме, в котором живут. Стихотворение может использоваться на уроках литературы и русского языка, истории, краеведения, классных часах, внеклассных мероприятиях, в качестве дополнительного материала. Оно развивает у учащихся способность к аналитическому мышлению и творчес...
  • «Урок-путешествие по стране «Глаголия»p { margin-bottom: 0.21cm; } Урок закрепления, проводится в форме путешествия по станциям, с выполнением заданий. При подготовке заданий, учитываются индивидуальные особенности детей, используется дифференцированный подход, разноуровневые задания, обязательно должна быть речевая зарядка и речевой треугольник, который проводится за экраном. После 20 минут работы проводится физкультминутка - за экраном, развитие слухового восприятия детей, повторяют части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), выполняют упра...
  • Тематический контрольДанное пособие представляет собой тематический учёт знаний по ведущим темам программы по русскому языку с 5 по 11 классы. В основе - работа с текстом: орфографическая, морфологическая, фонетическая, синтаксическая, пунктуационная, стилистическая. Цели пособия:- систематизировать знания, умения, навыки учащихся;- способствовать закреплению знаний по предмету и выявлению их пробелов с целью дальнейшей коррекционной работы;- развивать лингвистическую речь, языковую чуткость и навыки работы с т...
  • Обобщающее повторение раздела морфология с применением ИКТИтоговое повторение соединяет в себе теоретические и практические вопросы, охватывает широкий круг проблем. Формирование знаний и умений соединяется при этом с развитием учеников, развитием их мышления, творчества.Мы представляем себе систему обобщающего повторения на основе языковых взаимосвязей в виде двух этапов, которые условно можно назвать морфологический и этап широких обобщений. Первый этап представлен презентацией, собирающей воедино все теоретические сведения, изученные по данной теме. Второй этап – упражнения. Для примера мы возьмём урок обобщения и систематизации знаний по теме Имя прилагательное в 5-ом классе.
  • Прогулка «Здравствуй, матушка Весна»Конспект прогулки Здравствуй, матушка Весна! для детей старшей группы. Способствует закреплению материала о признаках наступления весны и развитию наблюдательности у детей. Позволит в игровой форме расширить представления детей о весне, обогатить их знания новыми словами и понятиями. Познакомить с понятием Капель. Позволит в экспериментальной форме детям узнать из чего сделана сосулька и при каких условиях она начинает таять. Также этот материал можно использовать в группе продл...
  • Лирика А. С. ПушкинаДанный урок я проводила в 10 классе с казахским языком обучения.В данной возрастной категории на уроках хорошо работают методы критического мышления .Данный урок является одним из серии последовательных уроков по среднесрочному планированию.Здесь даётся не просто конспект ,а расписываются ожидаемые результаты.методы оценивания.Реализуется интегрирование семи модулей уровневых программ в практику преподавания в классе.Критическое мышление появляется в процессе рассуждения,формулировки выводов.Т...
  • Судьба языка - судьба нацииВ данном материале говорится об изучении родного языка. Каждый ребёнок начинает говорить на языке своих родителей. И благодаря изучению родного языка он знакомится с культурой своего народа, его обычаями и традициями. В нашей республике два государственных языка - татарский и русский. И в школе оба языка изучаются в равном количестве. Благодаря этому русские дети знакомятся с традициями татарского народа, а дети-татары приобщаются к культуре русского народа. Но в изучении языка бывают и труднос...
  • Ұлы Петрдің қаласында (хикаяттан үзінді)Қ.Әбдіқадыровтың Қажымұқан хикаятында Қажымұқанның өмірі мен жетістігі туралы хикаятта жазылған. Хикаятта Қажымұқанның Ұлы Петрдің қаласындағы бастан кешкені туралы қызықты әрі оқушының танымдық қабілетін дамытатындай берілді. Қажымұқанның балуандығы көрсетілген. Кішкентай кезінен бастап басынан кешкен жайттары хикаяттың Жаяу сүйреген шана үзіндісінде берілген. Парижде бөлімінде Мұқанның күресі туралы жазылған. Мұқанның ерекше күші, адамгершілігі, сыртқы түрі, мінез-құлқын анық ашып көрсет...
  • Фәнни-тикшеренү эше: «Туфан Миңнуллин әсәләрендә милләт язмышы проблемасының күтәрелеше»Бу фәнни-тикшеренү эшенең максаты: 1.Күренекле драматург Туфан Миңнуллин иҗаты турында төрле чыганаклардан файдаланып, мөмкин кадәр күбрәк материал туплау һәм өйрәнү. 2.Драматург Туфан Миңнуллин иҗатында милләт язмышы чагылышын ассызыклап күрсәтү. 3.Милләт язмышы өчен көрәшүче драматург Туфан Миңнуллинны безнең буынга һәрьяклап үрнәк итеп кую, иҗатына мәхәббәт тәрбияләү. Аның бурычы: Туфан Миңнуллин иҗатына караган материалларны картотекада туплау. Бу тикшеренү эшенә әзерләнгәндә, бик кү...
  • Разработка урока на тему «Второстепенные члены предложения. Дополнение. »ХОД УРОКА1.Организационный момент. Вступительноеслово учителя:-Добрый день, дорогие ребята. Посмотрели друг на друга,улыбнулись, сели. Начинаем наш урок. Попрошу Вас быть внимательными и активными, постарайтесьпоказать то, чему вы научились за это время. На уроке у нас присутствуют гости:обернитесь, рассмотрите их внимательно, чтобы не отвлекаться для этого во времяурока. Наши гости пришли, чтобы убедиться в ваших знаниях и активности науроке.Начинаем урок. Все необходимые принадлежности (книги...
  • Конспект урока «Морфологический разбор местоимений»Местоимение- одна из самых интересных тем в преподавании русского языка, Творчество А.С. Пушкина-это сокровищница не только для ценителей прекрасного слога,но и для изучения языка. На данном уроке учащиеся вспоминают поэзию великого поэта,его произведения,а также обобщают свои знания о местоимениях.Ребята находят в предложенных текстах местоимения,производят их морфологический разбор. Также дети учатся употреблению и определению падежа возвратного местоимения,конструируют предложения,сост...
  • Конспект интегрированного занятия в средней группе «Защитники Отечества»Конспект интегрированного занятия в средней группе Защитники Отечества. Задачи: - формировать представления детей о Защитниках отечества; - развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание; - стимулировать речевую активность детей. - воспитывать уважение к защитникам Отечества; - вызывать желание быть похожими на сильных, смелых воинов. Оборудование: иллюстрации с изображением военных: моряки, танкисты, летчики, пограничники; иллюстрации с изображением военной техники: танк, самолет, корабль, корзина, мячи, набивные мячи.
  • Понятие о спряжении глаголаРесурс предназначен для проведения урока с использованием интерактивной доски.Тема: Понятие о спряжении глагола Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о спряжении: изменение глаголов по лицам и числам; развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям;воспитывать умение работать в коллективе. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление. Оборудование: интерактивная доска, электронный учебник, флипчарты Методы и приемы обучения: Частично - поисковый, фронтальный опрос, инструктаж, работа с учебником, практическая работа.
  • Глагол. Категория глаголаРесурс предназначен для проведения урока с использованием интерактивной доски. Тема: Глагол. Категория глаголаЦель урока: образовательная: дать понятие о глаголе, о неопределенной форме глагола, выработать умение отличать глаголы от других частей речи, познакомить с историей тряпичных кукол развивающая: развитие аналитических способностей, развитие умений находить глаголы в тексте, задавать к ним вопросы, определять их значения, находить определять неопределенную форму, умения рассуждать, дел...
  • Доклад «Создание здоровьесберегающих условий на уроке»Создание здоровьесберегающих технологий на уроке- это насущная необходимость. Растут нагрузки на учащихся в школе, растёт количество заболеваний учащихся, дети стали быстрее утомляться, ослабевает интерес к учению, поэтому мы должны создать в школе здоровьесберегающую образовательную среду. В докладе много внимания уделяется проблеме быстрой утомляемости детей на уроке, выявляются все признаки усталости ребёнка на уроке. В докладе раскрыты основные положения системыздоровьесберегающих техн...
  • Конспект урока русского языка по теме «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?»Данный конспект был подготовлен для проведения открытого урока русского языка по теме Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова? Прежде всего он предназначен для проведения уроков русского языка, если обучение ведется по программе М. М. Разумовской. Но учитель может адаптировать этот конспект при работе с другими программами, внести определенные изменения или дополнения. Можно построить очень интересный урок развития речи в 5 классе, можно провести классный час или родительское собрание с...
  • Доклад на педсовете «развитие творческих способностей учащихся»Доклад является своеобразным отчётом по одному из главных видов деятельности учителя- развитие творческих способностей учащихся.Главная мысль доклада заключается в том, что на уроках изучения литературного произведения дети всегда должны находиться в состоянии решения творческих задач, поэтому главным методом работы учителя на уроке является метод творческого прочтения произведения. В докладе называются все приёмы реализации этого метода на уроке. В докладе содержатся творческие работы учащ...
  • Технологическая карта урока «Части слова»В материале представлена разработка технологической карты урока русского языка по теме Части слова в 5 классе. Тип урока-повторение, обобщение изученного. Вид урока -путешествие. Планируемые образовательные результаты: Личностные: осознавать ценности русского языка и возможности, предоставляемые средствами русского языка – морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности. Метапредметные: анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения. Предметные: находить морфемы в словах, определять значение морфем и выводить лексическое значение слова из суммы морфем, составляющих основу слова; разграничивать словообразующие и формообразующие морфемы, наблюдать за использованием слов с определёнными морфемами (приставками, суффиксами) в художественной речи, определять их роль в текстах разных стилей и типов речи.
  • План - конспект урока. Б. Шергин. Собирай по ягодке - наберешь кузовокПлан – конспект урока по литературному чтению.Дата проведения: 08.04.2014 год.Место проведения: школа Росинка, 3А (2).Тип урока: изучение нового материала.Тема: Б. В. Шергин. Собирай по ягодке – наберешь кузовок.Цели: - ознакомить детей с биографией Б. В. Шергина;- познакомить детей с рассказом Собирай по ягодке – наберешь кузовок;- выяснить главную мысль рассказа;- раскрытие проблемы рассказа;- проанализировать текст;- развивать навыки выразительного чтения... До свидания!
  • Исследовательская работа по русскому языку «Этимология прозвищ учащихся нашей школы»В исследовательской работе Этимология прозвищ учащихся нашей школы представлена классификация и этимология прозвищ с точки зрения лингвистической науки. В практической части прозвища учащихся школы классифицированы по следующим критериям: наличие, тематические группы, пути возникновения, структура по морфологическим признакам и количеству слов. Проанализированы способы образования прозвищ: лексико-семантический (метафорический и метонимический перенос, ассоциативные связи), морфологический,...
  • История чая (урок р. р. Подготовка к ОГЭУрок развития речи в рамках ФГОС. Вашему вниманию я предлагаю разработку урока,которую можно использовать для подготовки 6-классников к ОГЭ (сжатие текста, лингвистическая работа по тексту) . Учащиеся на этом уроке работают не в тетрадях, а в специально разработанной брошюре. Это помогает сэкономить время, что в свою очередь позволяет выполнить больший объем работы. К уроку прилагается готовый буклет, в котором работают ученики на протяжении всего урока, конспект урока, рецепты приготовления чая.
  • ТестДанный тест разработан в помощь учителю и может использоваться на уроках литературы для проверки знания учащимися 9 класса повести М.А.Булгакова Собачье сердце как в устной форме (в виде игры-викторины), так и в письменной ( в виде теста).Тест способствует углубленному прочтеню повести, вызывает интерес к творчеству М.А.Булгакова. Выполняя задания, учащиеся тренируют память, внимание, формируют навыки внимательного, вдумчивого чтения, которые способствуют хорошей подготовке к сдаче экзамена ...
  • Ресурсы школьного музея в воспитательной работеНа пороге - новое время: новые технологии, новые отношения в производственной сфере, в экономике, в политике. Перед школой ставят задачу – дать качественные знания, вырастить конкурентно способную личность. И в тень уходит воспитание нравственности, гражданственности, а следовательно, воспитание патриота своей страны. Но педагоги должны понимать, что надо не только дать знания, но и воспитать достойного человека. И роль школьного музея в решении этой задачи неоспорима. Исток родства не замути...
  • Статья «Комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка»Данный материал представляет собой статью из опыта работы учителя, в которой отражены этапы работы с текстом на уроках русского языка в средней школе. В этой статье показана система уроков и типов заданий, которая происходит в процессе работы над анализом текста в разных классах. В тексте статьи указано что исследуя предложенный учителем текст, учащиеся характеризуют его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала.Указано на в...
  • Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе »Целиурока: 1. продолжить подготовку учащихся к сжатому изложению;2. обобщить знания учащихся о способах сжатиятекста;3. формировать общеучебные навыки работы с текстом;4. развивать правильную монологическую и диалогическуюустную и письменную речь учащихся.Задачиурока: тренироватьсявыполнять разнообразные логические операции с текстами: выделять главную и второстепенную информацию; искать тезисы; сжимать тексты разными способами; записывать связный и логически стройный пересказ, который не иска...
  • Литературно-музыкальная композиция «У войны не женское лицо. .. »Мы, учителя, часто сетуем на то, что всё сложнее воспитывать детей, всё сложнее подобрать тот заветный ключик к каждому ребёнку. Я восемнадцать лет работаю в школе, из них 9 лет – заместителем директора по воспитательной работе. Немало воспитательных мероприятий провела за эти годы и вот, к какому выводу пришла: на воспитанников особое влияние имеют мероприятия, посвящённые Великой Отечественной войне. Ребята всегда проявляют большую активность при подготовке таких мероприятий; проникновенно, с ... Мой материал о тех, кого по природе, не должно было быть на войне, о тех, кто должен хранить тепло домашнего очага, рожать детей. О девушках, о женщинах, которые наравне с мужчинами вступили, вопреки всему, в жестокую схватку с фашистами. Им посвящается моё внеклассное мероприятие У войны не женское лицо…
  • Опорные конспекты по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Александр Сергеевич Пушкин --великий русский писатель. Его перу принадлежит много замечательных стихотворений, гениальных сказок, повестей, трагедий, и конечно же бессмертное творение--роман в стихах Евгений Онегин. Это произведение изучается в 9 классе. К сожалению на изучение романа Евгений Онегин в вечерней школе отводится небольшое количество часов, поэтому опорные конспекты по этому произведению помогут учителям и обучающимся глубже осмыслить и понять роман Евгений Онегин. Опорные кон...
  • Авторская статья «Василий Хомушку - сатирик»В авторской работе Хомушку Риммы Дмитриевны представлен материал - знакомство с Василием Ууртаковичом Хомушку. Цель данной работы состоит в том, чтобы читатель больше узнал о жизни Василия Хомушку, реальных событиях, положенных в основу рассказов, выяснить роль и значение Василия Ууртаковича для своего времени как сатирика.Актуальность работы в том, что данную работу работу можно использовать на уроках русской и тувинской литератур в старших классах в современном этапе жизни.Автор работы - Хомуш...
  • Литературный вечер «Да будут незабвенны Ваши имена!»Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого подвигу жён декабристов, которые разделили участь своих любимых. В центре внимания два образа. Это княгиня Екатерина Трубецкая и Камилла Ле-Дантю-Ивашева. Никого не может оставить равнодушной романтическая история любви молодой француженки и Василия Петровича Ивашева.Целью данного литературного вечера ставится как расширение литературного и исторического кругозора, так и нравственное и патриотическое воспитание молодого поколения.Имеет место и реги...
  • Правописание окончаний глаголов 2лица единственного числаУрок русского языка в 5 классепо теме Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа разработан в технологии уровневой дифференциации. Это учебное занятие комплексного применения знаний, умений и навыков.(классификация Третьякова П.И.) На уроке применялись формы организации познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая На уроке был использован раздаточный материал. Была создана проблемная ситуация. На этапе рефлексии применялся метод незаконченного предложения.
  • «Наречие как часть речи. Правописание наречий»Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. М. Горький Список русских наречий полон обломков далекого прошлого. Л. Успенский Цели урока: - обучающая: повторить общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; формировать умения находить наречия в тексте; определять их синтаксическую роль; Формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их. Учить учащихся отличать наречия от сочетаний именных частей речи. - развивающая: показать роль наречия как одного из средств связи предложений в целом тексте; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи наречий; - воспитательная: воспитание самостоятельности через выполнение самостоятельных заданий. Формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала. Формирование таких качеств личности, как толерантность, способность к диалогу. Тип урока: урок-повторение Методы урока: групповой метод: разноуровневый подход; объяснительно-иллюстративный Межпредметная связь: с литературой, физикой Работа по развитию речи: развитие языкового кругозора учащихся за счет знакомства с этимологией слова; составление устного высказывания на грамматическую тему Оборудование: 1.Опорные таблицы 2. Цветные листы Орфограммы наречий 3. Диагностические листы
  • Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»Контрольная работа8 классОднородные члены предложенияДанная контрольная работа представляет собой задания двух уровней: 1 базовый уровень - задание, проверяющее умение видеть однородные члены предложения, соединенные сочинительными и подчинительными союзами, а также интонацией. 2 уровень - задание с выбором ответа. Оно позволяет проверить зания по теме Однородные члены предложения, а также предыдущих тем: Типы сложных предложений, Главные члены предложения, Второстепенные члены предлож...
© 2010-2018