Русский язык и Литература

  • Ауған ақиқатыМақсаты: Ауған оқиғасының тарихи мағыналық ақиқатын ашу. Тәуелсіздік жолында күрескен ағаларымыздың ерлігін кейінгі ұрпаққа үлгі ете отырып, жастарды Отансүйгіштікке, ерлікке баулу, Ауған соғысы ардагерлеріне құрмет көрсету. Көрнекілігі: Проектор, экран, компьютер, слайдтар Жоспары: І. Ерлік сабағының ашылуы ІІ. Қонақтарды таныстыру ІІІ. Ауған ақиқаты. Ауғанстан соғысы тарихына қысқаша мәлімет ІҮ. Ардагермен сұхбат Ү. Жауынгер және жасұлан сайысы ҮІ. Қорытынды. Барысы: 1 – жүргізуші: Құрметті қонақтар, Ұстаздар мен студенттер! Интернациолист жауынгер ағаларымыздың құрметіне арналған Ауғанстан ақиқаты ерлік сабағымызға қош келдіңіздер! 2 – жүргізуші: Жаулардан қарсы келген жасқанбаған Жасаған ерлігіне мастанбаған. Ұрпаққа өмір жолың өнеге боп, Тарихта ардагерлер асқан бағаң – деп батылдық пен ерліктің ерен үлгісін көрсеткен қаһарман жерлестеріміз біздің ортамызда. Бүгінгі кешке қатысушы қонақтарымызбен таныстырайық. ІІІ. Ауған ақиқаты. Ауғанстан соғысы тарихына қысқаша мәлімет 1 – жүргізуші: Ауғанстан жеріндегі соғыс тарих беттерінде өзіндік із қалдырды. Тарих бетінен сызып алып тасталмайтын бұл соғыстың қысқаша тарихын сөз етейік. 1 - оқушы: Алдымыздағы ақпанның 14 - інде КСРО әскерлерінің Ауғанстан жерінен шыққанына 24 жыл болады. Ауғанстанға армияны енгізу туралы шешім 1979 жылдың 12 желтоқсанында Кеңестер Одағының Коммунистік партиясының Орталық Комитетінің Саяси бюросының отырысында қабылданып, аса қ... Ауған соғысының табиғаты да тарихы да өзгеше. Ол уақытта 18 бен 20 – ның арасындағы өрімдей жастар, бас - аяғы 22 мың қазақстандық өзге азаматтар мамыражай тіршілік етіп жатқан кезде бөтен елде өздерінің ел алдындағы борышын өтеді. Соғыс деген қаралы ұғым. Ауған соғысында мерт болғандар мен ардагерлердің алдында қашанда бас иеміз,- Ауған соғысына КСРО құрамына 22 000 қазақстандық қатысты. 2 238 күнге созылған соғыста 924 қазақстандық мерт
  • ТВОРЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯЗначительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим. Эти слова Карла Роджерса очень актуальны для современной школы. Поэтому важным условием индивидуального подхода в обучении и воспитании школьников является творческая исследовательская деятельность. Школьников важно научить деятельности, определяющей пути решения конкретной проблемы. Обучать этой деятельности следует на уроках, спецкурсах и во внеклассных мероприятиях. А как мы работаем над формированием исследовательских навыков, расскажем в своей статье.
  • Урок по литературе (развитие связной речи). Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринёв и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Цель урока: познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев, формировать умение писать такие сочинения, определять ведущий тип речи в зависимости от главной мысли; совершенствовать полученные ранее навыки связной речи .Материал для словарно- семантической работы: коварство, низменный характер, микротема. Повторение: особенности повествования и рассуждения разных типов речи; сложный план к сочинению на литературную тему, цитирование, логические переходы.
  • Тестирование по роману И. А. Гончарова «Обломов»Тестирование на знание событий романа И.А. Гончарова Обломов.Тест состоит из 11 вариантов. В каждом вариаенте 5 вопросов. Вопросы не повторяются, соответственно, при желании, могут быть составлены в 1 вариант. Этот тест в режиме онлайн можно решить на сайте www.litera.yuht.su на странице http://litera.yuht.su/p7aa1.html. Также в данном материале содержатся сразу и ответы к тесту. Данный тест можно проводить на начальном этапе для проверки знания текста или на обобщающем уроке для проверки уров...
  • «Я возвращусь когда-нибудь. .. » (Личность, судьба и творчество В. В. Набокова)Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству В.В. Набокова; выявить взаимосвязь его творчества и судьбы.Познакомить с биографией писателя и его произведениями.Подчеркнуть связь творчества с темой Родины.Поможет учителям в планировании и проведении урока по теме: Личность, судьба и творчество В.В. Набокова .Урок содержит материал, собранный учениками из разных источников, самостоятельно переработанный ими.Подобраны стихотворения, написанные Набоковым, которые ученики выучили и прочитали н...
  • Мастер-класс по использованию «Листов размышлений» на уроке-мастерской по теме «Анализ особенностей психологизма в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник»Методическая разработка мастер-класса на примере урока-мастерской по теме Анализ особенностей психологизма в рассказе И.А. Бунина Чистый понедельник рассказывает об использовании Листов размышлений для организации продуктивной работы учащихся внутри групп. Использование Листов размышлений позволяет организовать активное общение по переписке в группах на уроках-мастерских. Класс делится на группы, каждая из которых работает по определённой теме (количество групп определяет сам учитель...
  • Урок «Рассуждение как тип речи»Данный урок разработан согласно требованиям к урокам в рамках ФГОС. В нем четко определены цели для учителя и для учащихся, подробно описаны предметные и метапредметные результаты, которые должны быть достигнуты в конце урока. В метапредметных результатах рассмотрены познавательные, регулятивные и коммуникативные результаты. Урок начинается с разрешения проблемы, которая подводит обучающихся к определению темы урока и целей, которые они на данном уроке перед собой поставили. В урок включены так...
  • УрокУрок ”Анализ стихотворения А. С. Пушкина ”Зимнее утро”. Цели занятия: 1. Начать работу над анализом лирического произведения. 2. Помочь учащимся “войти” в мир автора ”Зимнее утро”, вместе с ними увидеть то, что увидел он. 3. Продолжить работу над изучением изобразительно-выразительных средств: олицетворения, метафоры, эпитета; особенностей поэтической речи. 4. Учить выразительному чтению. 5. Развивать эмоциональное восприятие поэтического текста. 6. Воспитывать любовь к литературе и искусству, к русскому слову.
  • Методическая разработка урока по русскому языку «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – о и – е»Важность овладения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) русским (родным) языком объясняется не только тем, что он является предметом изучения, но также и тем, что язык выступает средством общения и изучения всех других учебных предметов. В настоящее время в отечественной педагогике сложился такой подход к обучению детей, который не столько ориентирует преподавателя на формирование совокупности знаний, умений и навыков обучающихся, сколько нацелен на коррекцию и развитие их ... Данный подход приобрёл статус принципа коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ, поскольку он обеспечивает оптимальные сочетания коррекционных, формирующих и реабилитационных мероприятий. Этот принцип оказывается особенно востребованным при разработке проблемы овладения языком и речью таких обучающихся.
  • Методическая разработка внеклассного мероприятия «Войной начинается память»Сейчас, когда наша страна готовится отметить 65-ую годовщину Победы, очень важным является проведение в учебных заведениях литературных вечеров, бесед, конференций, обзоров книг о войне. Поэзия Великой Отечественной войны, рождённая и вдохновлённая идеями борьбы за свободу Родины, была мощным оружием в годы Великой Отечественной войны. Роль поэзии в нравственном, военно-патриотическом, эстетическом воспитании подрастающего поколения огромна. Предлагая методическую разработку внеаудиторного мероприятия о поэзии Великой Отечественной войны Войной начинается память, я надеюсь, что эти материалы могут быть использованы и для бесед с обучающимися, и для подготовки и проведения литературного вечера. Предлагаемый материал включает поэтические произведения, написанные в послевоенный период, но поэтами разных поколений – авторами поэтических строк, добытых в боях, поэтами послевоенного поколения. Это даёт возможность показать обучающимся преемственность тем, идей поэзии, её неразрывную связь с современностью. Думаю, что предложенный материал каждый преподаватель сможет использовать по своему усмотрению, в зависимости от задуманного мероприятия, подготовленности обучающихся.
  • СтатьяРабота над сочинением требует определенных навыков и умений . Как и любому делу, писать сочинение можно научить, только если много трудиться и практиковаться, но при этом уяснив элементарные правила. Сочинение по литературе рассматривается как одна из форм творческих работ, в ходе которой учащимся представлены разные упражнения. Предложенные формы работы направлены на развитие творческих способностей учащихся, формируют у них определенные умения и навыки : - собирать и систематизировать материал; - раскрывать тему и идею сочинения; - строить сочинение в определенном жанре; - корректировать написанное. Цель работы над сочинением – дать возможность раскрыться творческому потенциалу учащихся, не использовать шаблонные обороты речи,
  • Слайд-шоу к уроку по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»Урок внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц. Представляю видеоматериал, который можно использовать в заключительной части урока, в момен рефлексии. К данному уроку есть полное методическое сопровождение ( конспект, презентация, опорный конспект для ученика).Цель: показать значимость сказки в формировании личности. Задачи: 1. Совершенствовать умение анализировать прочитанное; 2. Учиться обобщать и делать выводы; 3. Воспитывать ответственность за тех, кто рядом, т...
  • Исследовательская работа на тему «Цветы в жизни и в творчестве А. С. ПушкинаИсследовательская работа включила следующие задачи: -какие цветочные слова встречаются в поэтическом словаре А.С.Пушкина; -какие цветы украшали жизнь Пушкина; -какие символы в цветах можно было угадывать в альбомах уездных красавиц пушкинского времени; -как лечили цветами от разных болезней; -как было написано стихотворение Цветок засохший… -какова была последняя просьба поэта перед смертью. Полученные результаты исследования заключают в себе творческую ценность и значимость цветов в жизни и судьбе поэта. Ведь Если хочешь быть счастливым-выращивай цветы-,сказал А.М. Горький.
  • Тест по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Ф. М. Достоевский - это один из самых замечательных и талантливых писателей 19 века. Из достоверных источников мы знаем, что великий мыслитель родился в г. Москве, и по счету был седьмым ребенком в семье. Его жизнь была очень тяжелая. Его в скором времени отправляют на каторгу. В каторге восходит замысел романа Преступление и наказание. Его он вынашивал около шести лет. Главный герой этого романа - Раскольников. Сюжет данного романа строится на описании убийства старухи - процентщицы. В романе...
  • Тест по жизни и творчеству И. А. КрыловаТест по жизни и творчеству И.А.Крылова. 1. В каком городе родился И. А. Крылов? а) в Киеве б) в Санкт-Петербурге в) в Твери г) в Москве 2. Какое образование получил И.А. Крылов? а) Он учился в Славяно-греко-латинской академии. б) И.А. Крылов окончил Московский государственный университет. в) Будущий баснописец получил хорошее домашнее образование от учителя, которого ему выписали из Франции. г) Отец Крылова отдал сына в губернаторский дом, где вместе с детьми тверских дворян учил французский язык. Затем, за неимением денег, в основном занимался самообразованием. 3. Какое образование получил И.А. Крылов? а) учился в царском лицее б) учился в Московском университете в)учился в Питерском университете г) занимался самообразованием 4. Кто был первым наставником Крылова в детстве? а)Отец б)Мама в) Гувернер г) Дедушка по материнской линии 5. В какой семье родился И.А. Крылов? а) в семье богатого священника б) в бедной дворянской семье в) в семье бедного священника г) в семье помещика 6. Где установлен памятник Крылову? а) в Киеве б) в Санкт-Петербурге в) в Твери г) в Москве 7. Годы жизни И.А.Крылова. а) 1769 — 1844 б) 1759-1834 в) 1779-1854 г) 1789-1864 8. Каков любимый жанр творчества Крылова? а) Ода б) Басня в) Поэма г) Рассказ д) Новелла 9. Родоначальником басенного искусства является: а) Эзоп б) А.С. Пушкин в) И.А. Крылов г) И.С. Тургенев 10. Мораль басни – это: а) фраза перед текстом, призванная кратко выразить основное содержание или идейный смысл произведения б) самостоятельная часть произведения, в которой описывается какое-либо событие в) расположение основных эпизодов произведения г) краткий нравоучительный вывод 11. Какое средство выразительности (троп) лежит в основе басен И.А. Крылова? а) анафора (единоначатие) б) аллегория (иносказание) в) литота (преуменьшение) г) гипербола (преувеличение) 12. Из какой басни И.А. Крылова взят следующий отрывок? Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. а) Ворона и Лисица б) Мартышка и очки в) Слон и Моська г) Стрекоза и Муравей 13. К какой басне И.А. Крылова относится следующий идейный вывод: процветание государства зависит от всех социальных слоёв общества, важны все его части? а) Ларчик б) Листы и корни в) Осел и Соловей г) Свинья под дубом 14. Определи, из какой басни крылатые слова: ...Да только воз и ныне там * ...Да только воз и ныне там а) Волк и ягненок б) Лебедь, щука и рак в) Слон и Моська г) Стрекоза и Муравей 15. Определи, из каких басен крылатые слова: У сильного всегда бессильный виноват… а) Волк и ягненок б) Лебедь, щука и рак в) Кот и повар г) Мышь и крыса 16. В какой из этих басен говорится о праздном времяпрепровождении? а) Ворона и лисица б) Мартышка и очки в) Стрекоза и муравей г) Квартет 17. Кому принадлежат слова: Да работала ль ты в лето, так пойди же попляши? а) Муравью б) Лягушке в) Вороне 7) Свинье 18. В чем смысл морали басни Осёл и Соловей: Избави Бог и нас от этаких судей? а) все герои басни не понимают толк в искусстве б) об искусстве часто берутся судить невежды в) Осёл был справедливым судьей г) чарующее пение Соловья не понравилось пастуху и пастушке Ключи: 1.г; 2. г; 3. г; 4.б; 5.б; 6.б; 7.а; 8.б; 9.а; 10.г; 11.б; 12. а; 13. б; 14.б; 15.а; 16. в; 17. а; 18. б.
  • Литературно-музыкальная композиция «Здесь победа начинала свой путь»МБОУ СОШ №31 имени Героя Советского Союза А.В. Спекова Литературно-музыкальная композиция (посвящается 70 – летию Сталинградской битвы) Авторы композиции: Марычева Вера Михайловна – учитель русского языка и литературы Бийск 2013 -1- Здесь победа начинала свой путь Фон Песня Давным – давно была война (I куплет) Слова А. Зацепина. Музыка Т. Хренникова (Выходят дети по одному, читают по очереди) -Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил. -Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну. -Тем, кто на века безымянным канул в фашистском плену. -Тем, кто ради победы сердце отдать был готов. -Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов. -Всем, кто ушел в бессмертие – посвящается! (выстраивают из лент звезду) Фон песня Журавли (минусовка) Музыка Я. Френкеля. Слова Р. Гамзатова (Те же дети читают по очереди) -Отчего это воздух тревогой объят? -Отчего вдруг замолкли все птицы? -Отчего так испуганы лица? - Война! - Война! - Это война! (все вместе) Фон песня Священная война Музыка А. Александрова. Слова В. Лебедева-Кумача (Строем уходят дети, выходят ребята- солдаты, читают по очереди) -Сквозь кровь и пот, -Через огонь и воду, -Сквозь дым пожарищ, -Через трупный смрад, -Отстаивая право на свободу, К победе шел, Россия, Твой солдат. -И не сломила, сердце не сгубила, И душу не растлила нам война. Видать, нечеловеческая сила Ему, солдату русскому дана. (В. Другов) -2- - Есть даты в войне, омытые кровью, Забыть их не вправе каждый из нас. -Трудно, наверное, найти место на Земле, где бы ни слышали о героическом городе на Волге- Сталинграде. -23 августа 1942 года в Сталинград ворвались десятки фашистских танков, за ними ехали машины, шла вражеская пехота. -Над городом, словно хищные птицы, несущие смерть, кружили немецкие бомбардировщики. -Они сбрасывали на городские кварталы тысячи бомб. Языки пламени охватили город. -Так началось наступление на Сталинград немецкой орды. Фон песня На всю оставшуюся жизнь (минусовка) Слова М. Матусовского. Музыка В. Баснера (чтение-инсценировка) Когда, изранена стократ, Сама земля горела, Когда фашисты в Сталинград Рвались остервенело, Дошел до рации, звеня, Скупой приказ комбата: — Огонь давайте на меня, Скорей огонь, ребята! Тот крик души, прорезав тьму, В ушах стучал неистов. Но не могли по своему Стрелять артиллеристы. А он никак не умолкал, Покрыв пальбы раскаты, Свой долг их выполнить он звал: -Огонь, огонь, солдаты!.. Огонь давайте на меня, Скорей огонь, ребята! -3- Не прерываясь, он гремел, Хлестал в сердца и лица, И долг солдатский повелел Приказу подчиниться. Над громом пушек вился он В дыму — над батареей: — Огонь! — Огонь! — Огонь! — Огонь! Пылая, голос реял… За грозным валом, в свой черед, Подобно урагану, Рванулась гвардия вперед К Мамаеву кургану. И на вершине лишь, скорбя, Смогли увидеть люди, Зачем он вызвал на себя Огонь своих орудий!… Закрыл дорогу он врагу, Став огневою целью. Все трупы, трупы на снегу- Зеленые шинели… И, вверх подняв Свой мертвый взгляд, В победу полный веры, Среди врагов лежал комбат, Один — в шинели серой Микола Упеник -Бесмертен подвиг советских солдат и офицеров, стоявших насмерть 200 огненных дней и ночей, сказавших себе и другим: За Волгой для нас земли нет -Они сломили фашистский натиск, и среди них были наши земляки: бийчанин Прованов Григорий Васильевич и уроженец селаСеливерстово Алтайского края Березуцкий Иван Михайлович. -2 февраля 1943 года в 16 часов гитлеровцы прекратили бессмысленное сопротивление. Германия оделась в черное. -70 лет мы помним и чтим эту дату! -4- -Строгий над Волгой стоит Сталинград. -В битве суров и спокоен. -Город бесстрашия, -Город-солдат, -Город- испытанный воин! Исполняется попурри (по одному куплету из песен: Горячий снег Музыка: А.Пахмутовой Слова: М.Львова, Поклонимся великим тем годам Музыка: А. Пахмутовой. Слова: М. Львова День победы Музыка: Д. Тухманова Слова: В.Харитонова Я никогда не видел той войны И ужаса ее не представляю, Но то, что мир наш хочет тишины, Сегодня очень ясно понимаю. Да! Позади остался страшный час. Мы о войне узнали лишь из книжек. Спасибо вам. Мы очень любим вас. Поклон вам от девчонок и мальчишек! (под проигрыш песни Прадедушка (минусовка) Слова Е. Загота. Музыка А. Ермолова выходят младшие дети с шарами, цветами и все вместе поют куплет + припев данной песни) Список использованной литературы 1. Стихи о войне. Сост.: В.А.Костров. М.: Олимп.2005. 2. В разработке использованы отрывки из стихотворений С. Щипачёва, Р. Рождественского, Г. Рублёва, Ю. Друниной, М. Исаковского, И. Карпова. Звучит День Победы Д. Тухманова звучит Священная война А. Александрова.
  • «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»В данной работе представлено теоретическое и практическое обоснование выбора метода проектов как средства обучения и воспитания школьников на уроках русского языка и литературы , а также во внеурочное время. В статье представлены примеры работы по данному направлению ( Лексика, 5 класс, Моя школа, Галерея талантов), а также результаты опроса школьников Что привлекает тебя в проектной деятельности на уроках русского языка и литературы? Статья предназначена для учителей и классных руководи...
  • Менің отбасым. Септіктерді қайталауОрыс сыныбында 3 класта қазақ тілі пәнінен өткен ашық сабақ .Сабақтың тақырыбы Менің отбасым септіктерді қайталау.Сабақ саяхат түрінде өтті.Оқушыларға сабақтың мақсатын айтып,Дімбілмес кейіпкері мен саяхатқа шығатын туралы айтылды.Сабақтың басында тіл дамыту жұмысы жүргізілді.Ой қозғау бөлімінде оқушылар отбасы кластерін толтырды.Дімбілмеспен саяхатқа шығып тапсырмалар орындалды.отбасына байланысты сөздерді септеді.конверт дайындау тапсырмасы .Сөз сыры аралы тапсырмасы оқушыларды қызықтырып ,б...
  • Правописание гласных в падежных окончаниях существительныхРазработка открытого урока для 5 класса по русскому языку Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Цели: 1) Сформировать орфографическую грамотность. 2) Отработать навык правильного написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.Эпиграф к уроку:“Над этим стоит поработать…”Слово учителя: Завтра, 15 марта, исполняется 75 лет писателю – земляку В. Г. Распутину. Он родился в соседнем районе (Усть-Удинском), благодаря своему упорному труду, желанию получить хорошее образование, самообразованию, достиг совершенства в нелёгком писательском труде. Известны читателю всего мира его произведения: “Прощание с Матёрой”, “Уро...
  • Программа факультативного курса «Обучение сочинению – рассуждению в рамках ЕГЭ» Класс: 11Программа включает: - пояснительную записку; - содержание программы; - технологию организации учебного процесса; - формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки; - требования к результатам освоения элективного курса; - список литературы; тематическое планирование, критерии оценки сочинения-рассуждения, методические рекомендации, модель написания сочинения - рассуждения, итоговые образцы сочинений. В работу курса включены тестовые задания контрольно – измерительных материалов сайта http://www.ege.edu.ru. При составлении программы данного элективного курса были использованы и демонстрационные материалы учителей русского языка сети http://www.it-n.ru/, http://zavuch.info/, http://www.uchportal.ru/
  • Особенности и сходство образов М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в сравнении с романом татарской литературы З. Бигиева «Тысячи, или красавица Хадича»Тема: Особенности и сходство образов М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени в сравнении с романом татарской литературы З.Бигиева Тысячи, или красавица Хадича. Цель: разрешение проблемной ситуации посредством организации мыслительной деятельности учащихся; помочь учащимся понять причины двойственности натуры Печорина в сравнении с Муса Салиховым; формировать умение анализировать произведение в диалогах культур; развивать коммуникативную культуру обучающихся. Задачи: Образовательная: создать целостную картину произведения как миропонимания;развить умение работать с текстом художественного произведения в сравнении с другим произведением родного языка. Развивающая: развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента;формировать у учащихся навыки самостоятельного анализа и синтеза изучаемого материала;умение строить переход от знания отдельных фактов к их обобщению, от раскрытия их сущности - к причинно-следственным связям;выработка личностного отношения к изучаемому произведению;развитие устной и письменной монологической (диалогической) речи. Воспитательная: развитие культуры ведения дискуссии;способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;воспитание нравственных качеств личности. Оборудование: Роман М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени, роман З.Бигиева Тысячи , или красавица ХадичаТолковый словарьРабочие тетрадиПортрет М.Ю. ЛермонтоваПроектор, экран, ноутбукЭпизоды из художественного фильма Герой нашего времени , из спектакля Тысячи, или красавица Хадича, презентация Методы и приемы: Мотивация к устному высказыванию.Групповая работа.Проверка знаний и умений учащихся. Приемы умственной деятельности учащихся: анализ текста литературного произведения;создание проблемной ситуации;работа с противоречием;построение причинно-следственных связей;обобщение причин;выявление значения событий;обоснование своих выводов фактами;
  • Урок литературыФ.И.О. – Блашкина Н.Н. Стаж работы – 32 года. Категория – высшая. Тема занятия: А.С. Пушкин. Философские раздумья о смысле жизни. Класс – 9. Педагогическая технология на основе активизации деятельности учащихся – технология коммуникативного обучения. Тема занятия: Вечно зеленеющее древо жизни в лирике А.С. Пушкина. /Философские мотивы/. Развивающие цели: Формирование речевой компетентности через умение строить мышление, развитие самостоятельности мышления, формирование ЭЦО. Научить учащихся видеть и формировать проблемы, предлагать пути их решения, находить подтверждение своих мыслей, задумываться над нравственным значением текста. Образовательные: формирование речевой компетенции через развитие творческого воображения и коллективного мышления. Создание условий для усвоения философских идей, в частности, о цели жизни человека и о его назначении. Воспитательные: - содействовать развитию умения общаться в группе; - формировать уважительное, бережное отношение к слову, поэзии; - помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, стимулировать стремление к активной жизненной позиции.
  • Тема: «Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века»Серебряный век. Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым,но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления на свет статьи Николая Оцупа “Серебряный век русской поэзии”(1933). Термин “серебряный век” возник по аналогии с “золотым веком”, веком Пушкина, Толстого,Тургенева. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже X...
  • Учебный проект по русскому языку. Тема «В мире фразеологизмов»Работая по УМКВ В.Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой, в основе которой лежит формирование и развитие учебной деятельности школьников, понимаешь, как важно для ребенка ощущать себя субъектом своей учебной работы. Надо давать детям больше свободы и самостоятельности в мыслительной и практической деятельности. И к этому располагает проектная деятельность, направленная на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном простран... Организация работы над учебным проектом по теме: В мире фразеологизмов. Аннотация Проект В мире фразеологизмов разработан для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ. Использован при изучении темы Фразеология. Главным в этом проекте является развитие у учащихся навыков работы с информацией, формирование у них культуры исследования, развитие коммуникативных качеств. В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет, социологический опрос) и оформляют результаты своих исследований...
  • Системный подход в использовании инновационных методик в работе по развитию речи учащихсяИз множества проблем сегодняшней школы актуальными я, как учитель- практик, назвала бы две: 1. Размытость мотивационных механизмов в обучении; 2. Отсутствие приоритетов целеполагания при подготовке ученика. Заметим, что обе эти проблемы взаимообусловленные, требующие от учителя конкретных самостоятельных решений. В деятельности, подготавливающей ученика к ЕНТ, функционально прежде всего соположение практических целей накопления материала, демонстрация которого в письменной или устной форме побуждает учащегося и к анализу этого материала, и к рассуждению о множестве социально-нравственных и эстетических вопросов. Это обуславливает следующие требования к организации учебного процесса на уроке, когда ...
  • КВН по русскому языку «В мире фразеологизмов»Жалмухамбетова Венера Хайдаровна - учитель русского языка и литературы средней школы №3 города Атырау . КВН по русскому языку среди учащихся 7-8 классов казахской школы. Тема: В мире фразеологизмов. Цели занятия: · проверить степень знания учащимися значения фразеологизмов; · тренировать умение составлять фразеологические обороты и находить к ним синонимы; · пополнить запас фразеологического словаря; · привить любовь к русскому языку. Оборудование: Цитаты о фразеологизмах, фразеологическое лото, рисунки, карточки.
  • Методическая разработка урока литературы по теме: «Лирический герой Сергея Есенина»Проблема преподавания литературы в данное время заключается в том, что контингент обучающихся приходит в образовательное учреждение со слабыми знаниями и низкой мотивацией к обучению, совершенно не читающие. Поэтому уроки с использованием разнообразных видов занятий (интеграция урока-беседы, киноурока, творческие задания) помогают повысить интерес обучающихся к литературе. Главная цель урока - заинтересовать обучающихся творчеством Есенина, научить вдумываться в лирические строчки стихотворен...
  • Формирование устойчивых нравственных приоритетов учащихся через внеурочную и внеклассную работу центра НЭПВопрос, обсуждаемый сегодня, актуален для общества и коллектива нашей школы. Социально-экономические изменения, происходящие в Казахстане, вносят изменения в нравственность человека. А под нравственностью мы понимаем правила, определяющие не только поведение, но и духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения. Сложность еще заключается и в том, что понятия нравственности могут изменяться под воздействием различных условий и с изменением в...
  • Внеурочная деятельность на примере игры «Умники и умницы»Предлагаю сценарий литературной игры Умники и умницы по сказкам Андерсена Стойкий оловянный солдатик и Огниво для учащихся 3-4 классов. Задачи конкурса-игры: активизировать познавательную деятельность детей;способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли;создавать условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность. Планируемые результаты: Личностные: осознавать себя частью команды (заинтересованно и активно участвовать в коллективном деле);объяснять самому себе: что я хочу узнать (цели, мотивы) и что я узнал (результаты); Метапредметные: самостоятельно составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;работать по коллективно составленному плану, общей договоренности. Эта форма проведения внеурочного мероприятия детям нравится, желающих участвовать всегда много. Учащимся заранее объявляется тема следующей игры, они самостоятельно читают произведение. Отбор произведений я провожу совместно с учителями и родителями. Все учащиеся класса готовятся к игре: читают произведения, рисуют к нему иллюстрации.
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКНР 5 КЛРАБОЧАЯ ПРОГРАММА(первый вид)по Основам духовно ­ нравственной культуры народов России основное общее образование, 5 класс.Программа разработана на основе примерной программы федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс, соответствующей федеральному государственному стандарту основного общего образования. – под ред.А.Н.Сахаров...
  • Повторение темы «Имя прилагательное как часть речи». Подготовка к проверочному диктанту по теме «Имя прилагательное»Данный урок готовит учащихся к итоговому диктанту по теме Имя прилагательное как часть речи. В ходе урока учащиеся учатся образовывать краткую форму прилагательных, осуществляют их морфологический разбор. Задание № 3 направлено на развитие речи: школьники учатся работать с фразеологизмами, в состав которых входят прилагательные. В задании № 4 учащиеся отрабатывают умение подбирать синоним для прилагательного, что также способствует развитию речи. Задание № 5 направлено на отработку умения прав...
  • Разработка урока по русскому языку по теме: » Глагол»Тема урока: Глагол Цели урока: Образовательные: oбобщить и систематизировать теоретический материал по изученной теме Развивающие: Развивать навыки связного монологического высказывания на лингвистическую тему развивать творческие способности и логическое мышление учащихся Воспитательные: Расширять лингвистический кругозор воспитывать трудолюбие личную ответственность за результаты своей работы Метод: репродуктивный мозговая атака беседа предположение Тип урока: комбинированный Форма: урок-путешествие Оборудование: записи на доске опорный конспект таблица Эпиграф: Глагол-самая огнепышущая, самая живая часть речи В речи струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. (А.Югов) Многозначные слова наиболее часто встречаются среди глаголов. Глаголы-это такие слова, которые дают движение всей фразе. (А.Толстой)
  • Урок по бтографии С. Есенина «Душой поёт стихи твои Россия. .. »Это первый урок по биографии С.Есенина в 11 классе.Тип урока- урок формирования новых знаний.На уроке использована личностно-ориентированная технология с моделирующей методикой и использованием приёмов театрализованной иллюстрации. Вид урока- театрализованный исследовательский проект. На уроке использованы разнообразные дидактические материалы: презентация, аудиозаписи песен на стихи С.Есенина, карточки контроля, рабочие карточки, карточки рефлексионные, портрет С.Есенина.Учащиеся не толь...
  • «Оценка качества знаний на уроках русского языка» (дидактические материалы)Целью работы Оценка качества знаний на уроках русского языка (дидактические материалы) является создание системы организации контроля, обобщения и систематизации знаний учащихся по русскому языку в 5-9 классах, которая позволяет не только установить, насколько глубоко и прочно ученики усвоили программный материал, как научились пользоваться приобретенными знаниями, но и вскрыть причины выявленных пробелов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – структура оценки качества знаний на уроках русского языка) Диагностика, контроль, проверка и оценка знаний учащихся по каждой теме осуществляется в последовательности, отраженной в структуре оценки качества знаний. Первый этап в системе проверки – предварительное выявление уровня знаний учащихся, который необходим для того, чтобы зафиксировать исходный уровень обученности. Сравнение начального уровня с достигнутым позволяет измерить прирост знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность образовательного процесса. Второй этап проверки знаний – текущая проверка в процессе изучения каждой темы. Главная ее функция – обучающая. Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления его динамики, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд ребенка, способствует своевременному определению пробелов в усвоении им материала и их ликвидации. Третий этап проверки знаний, умений – закрепляющая проверка, которая должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученное ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний. Четвертый этап – контрольная проверка знаний и умений школьников, целью которой является систематизация и обобщение знаний. Эффек­тивными формами контроля считаю зачетные уроки и контрольные работы (контрольный диктант и тест). Ос­новное назначение зачетов — систематизи­ровать и обобщить материал по теме или разделу, уточнить знания по основ­ным вопросам, закрепить умения и на­выки. Кроме того, зачеты способствуют повы­шению ответственности школьников за качество учебы по русскому языку, соб­люд... Специальным видом является комплексная проверка (комплексный анализ текста), которая дает возможность повторить все правила орфографии, пунктуации по изученным темам, подготовиться к итоговой аттестации. Все результаты сводятся в единую базу результатов образовательного процесса. 1.Сводная ведомость составляется по каждой учебной теме курса русского языка, в которой отражаются все этапы проверки (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Все дидактические материалы для текущей, закрепляющей, контрольной, комплексной проверок систематизированы в папке по каждой теме в каждом классе (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). 2.Мониторинг результативности на основе анализа контрольный работ. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) Анализ контрольной работы начинается с определения количества заданий, выполненных каждым учеником, из числа заданий, данных учителем. Составляется рабочая таблица, проводится анализ результатов, полученные показатели сравниваются с прогнозируемыми, что позволяет сделать вывод об эффективности или неэффективности учебного процесса. 3.Мониторинг на основе тематических зачетов (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) 4.Результаты итоговой аттестации (ПРИЛОЖЕНИЕ 6), которые фиксируются в таблице предметных результатов. Каждый ученик заполняет свою ведомость. Работа с такими ведомостями дает возможность вести систематический контроль, помогает обнаружить пробелы в знаниях каждого ученика, позволяет измерять прирост знаний, степень сформированности умений и навыков. Организуется систематическая работа по ликвидации пробелов знаний (уроки работы над ошибками, индивидуальная работа с учащимися, пятиминутки, корректировка знаний, работа с родителями). Благодаря различным формам организации контроля и оценки знаний, умений и навыков, своевременно обнаруживаются и устраняются пробелы в знаниях, формируются навыки само- и взаимоконтроля, повы­шается ответственность школьников за результаты учебной деятельности, качество знаний. Конкретные результаты использования системы организации контроля, обобщения и систематизации знаний учащихся по русскому языку можно проследить на примере динамики результатов успеваемости и качества в одном классе в тече...
  • Сценарий утренника «И. А. Крылов»Сценарий утренника посвящён 245-летию И.А.Крылова. В данном сценарии собраны материалы о жизни и творчестве Крылова, разработаны занимательные игры и викторины, творческие конкурсы, подобраны красочные иллюстрации для творческого конкурса Картинная галерея,чтобы дети по иллюстрации узнали басню Крылова. А также в сценариипредусмотрены физкультминутка, инсценирование басен учащимися, узнавание басни по её морали. Все виды деятельности учащихся направлены на расширение кругозора и твор...
  • Сабақ жоспары 4 сыныпОқушылардың сөздік қорын молайту, суретпен жұмыс арқылы ойлау қабілеттерін арттыру. Судың тіршілік көзі екендігін айтып түсіндіру. Су жануарларына судың таза болғаны пайдалы екендігін түсіндіру, оны ластамауға үйрету. Жаңа сөздер арқылы оқушылардың сөздік қорларын молайтып, оларды күнделікті өмірде пайдалануға үйрету. Сабақ арқылы сөйлесімге, қазақша дұрыс сөйлеуге оқушылардың тілдерін жаттықтыру. Берілген суреттер арқылы сөз тіркестер, сөйлемдер құрастыруға дағдыландыру. Сонымен бірге интербелс...
  • Тесты на тему ««ПричастиеПри помощи предлагаемых тестов на заданную тему учащиеся могут проверить свои навыку, умения и знания, приобретенные в ходе знакомства с такой частью речи, как Причастие. Тесты помогают легко выявить неуспевающих, не усвоивших материал. Представлены разные виды тестов, в которых затронуты все аспекты раздела: правописание причастий, -Н- и -НН- в причастиях, правописание кратких и полных причастий, знаки препинания в причастных оборотах. Методика использования тестов успешно прижилась в практ...
  • Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе детского сада «Колокола и их судьба»В настоящее время материальные ценности, к сожалению, доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии. Представленный материал поможет развитию духовно-нравственных качеств личности ребенка дошкольника, способности различать нравственное и безнравственное. Наши дети - наследники богатейшей русской культуры. Поэтому с дошкольного возраста необходимо знакомить детей с православными традициями. Это позволит почувствовать нашим детям связь между...
  • «Чертежи развёрток геометрических тел»Здравствуйте, хочу опубликовать на вашем сайте разработку урока по предмету Черчение. Тема урока Чертежи развёрток геометрических тел. Целью урока стоит изучение пяти платоновых тел: додекаэдра, икосаэдра, тетраэдр, гексаэдр, октаэдр. Также познакомить учащихся с понятием развёртка, дать учащимся чертежи развёрток геометрических тел. В течении урока ведется показ на интерактивной доске всех пяти фигур, сразу чертеж каждой развёртки в тедради. Просмотр видео материала про сбор фигур. Домашн...
  • «Вишневая ветка» В. ПутилинаЦель: Развитие критического мышления при изучении и анализе текста в коллективной работе. Задачи:1.Образовательная: формирование умений анализировать текст по остановкам. 2. Развивающая: развить познавательный интерес учащихся, развитие критического мышления, творческих способностей учащихся, осуществление межпредметной связи 3. Воспитательная: восприятие чувственного отношения к природе, воспитание нравственных сторон личности. Метод: критического мышления, предположение, направленное чтение, ассоциация, мозговая атака Тип урока: Комбинированный Форма урока: урок – путешествие Оборудование: интерактивная доска, слайды, карточки Межпредметная связь: русская речь. 1.
  • План-конспект интегрированного урока русского языка и литературы «Анализ эпизода из рассказа М. Шолохова «Судьба человека» - сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по художественному тексту»Данный урок демонстрирует методику проведения спаренного интегрированного занятия по русскому языку и литературе в целях обучения выпускников написанию сочинения-рассуждения по тексту из программного художественного произведения. В конспекте отражена работа по выявлению и формулированию проблем, поднятых в тексте, позиции автора, а также собственной позиции учащегося с приведением аргументов. Урок рассчитан на 2 академических часа, в ходе которых учащиеся успевают написать сочинение-рассуждение ...
  • ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТДанная статья представляет собой методическую разработку,апробированную на практике. Пробуждение в нем интереса - процесс, в котором педагогу отведена одна из главных ролей. Интерес ребенка к учению напрямую зависит от содержания образования, поэтому мы не должны удивляться, когда в одном случае ученик на уроках проявляет апатию и полное безразличие, а в другом – по-настоящему и с интересом трудится. Учебная деятельность детей-школьников имеет свои трудности и противоречия, но есть и преимущества, которые должен учитывать в своей работе педагог. Положительной стороной являетс... Перед учителем стоит задача состоит в изучении причин слабой мотивации учащихся и найти тот подход и те приемы, которые будут отвечать мотивационным потребностям детей, и послужат стимулом для их активной учебно-познавательной деятельности.
  • Исследовательская работа «Мифологические образы в современном русском языке»Предметом своего исследования мы выбрали античную мифологию, лежащую в основе великого храма Искусств. Цель: выявление и объяснение некоторых слов, оборотов речи, образных выражений, перешедших в наш язык из далекой древности, исследование и истолкование их происхождения (этимология). Задачи: · проанализировать происхождение и пути перехода некоторых слов, оборотов речи из мифологии в современный язык; · дать толкование им в современном русском языке, сопоставляя с первоисточником; · обогатить свой словарный запас. Объект исследования: лексика русского языка.
  • Мой любимый город НальчикМой любимый город Нальчик! Сколько поэтов, композиторов, художников воспевали твою красоту. В данном материале представлена подборка стихов о Нальчике. Бетал Куашев, Алим Кешоков, Кайсын Кулиев боготворили этот город. Город делиться на две части: одна часть является старым городом, а вторая новый. Больше всего мне нравится старый город. Там много уютных улочек, гуляя по ним, кажется, что переносишься в прошлое. Здесь можно спокойно пройтись, насладиться красотой. Особенно здорово гулять здесь тихим, весенним вечером. Новый город отличается от старого, улицы здесь большие, просторные, дома все современные. Новый город наиболее оживленный, здесь каждый день очень много людей, кто-то спешит на работу, а кто-то с работы. В моем городе есть несколько парков, самый красивый центральный парк. Здесь всегда много людей. Особенно летом в парке здорово проводить свободное время, так как можно спрятаться от жаркого солнца в прохладную тень деревьев. Жители моего города дружелюбные, они всегда рады гостям, и принимают их с удовольствием, они, как и я, любят свой город. Здесь каждый будет чувствовать себя комфортно и уютно.
  • Статья. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ АУДИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ МУЛЬТИМЕДИЯСтатья по организации аудирования на уроках казахского языка. Применение аудирования на основе современных мультимедийных возможностей ИКТ позволяет реализовать на практике важнейщую составляющую преподавания и обучения государственному языку – создание языковой среды, пусть даже искусственной. Искусственность преодолевается сюжетами, связанными с окружающими реалями; актуальностью языкового и лексического материала. Здесь очень важным является тематический подбор материала для аудирования: связь с образовательными сферами, темами, профилем и направлени...
  • Урок-размышление по повести Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»Пояснительная запискаДанный урок разработан в рамках программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2009г. (для учащихся 7 класса) Курс литературы 7 класса объединен центральной темой Человек и его поступок. Помимо тематического и хронологического принципа организации программы, помимо теоретико-литературных оснований, определяющих ее строение и поступательное освоение материала, важным является также принцип его проблемной организац...
  • «Употребление имен прилагательных в речи»С именами прилагательными дети знакомятся ещё в 1 классе. Они знают и используют прилагательные, но пока не пользуются лингвистической терминологией не пользуются. Так на данном уроке дети уже знают что такое имя прилагательное и уже пытались находить и определять часть речи. На данном уроке дети должны запомнить и понять, что без имен прилагательных мы не может определить качество предмета(ов). Так же дети ставят вопросы и стараются с именами прилагательными. Данном уроке учащиеся работают с...
  • Урок русского языка «По страницам Олимпийских игр»Урок - обобщение темы Имя числительное построен по принципу путешествие. В ходе урока ребята побывают в исторической, географической, физкультурной, литературной лабораториях. На этапах урока прослеживаются междисциплинарные связи. Занятие уникально тем, что построено на материале об Олимпийских играх, рассчитано на знание учащимися олимпийских видов спорта. Можно создать к уроку презентацию для экономии времени и привлечения внимания учащихся, а также для развития мотивации к повторению.Ин...
  • Особенности организации научно-методической работыВ сложных условиях радикальных преобразований в обществе профессиональное образование оказалось достаточно жизнестойким. Поиск путей совершенствования качества подготовки специали­стов заставляет учебные заведения и конкретно преподавателей пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного про­цесса. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принци­пиально новых средств обучения открывают богат...
  • Всероссийский Урок чтения на тему: «Нравственный выбор как путь взросления героев» (с использованием приемов ТРКМ)В наш век инновационных технологий детям все сложнее объяснить слова дружба, друг. Для ребят более понятны и важны айфон или айпад. А высказывания: Вадик мой друг, потому что мы с ним играем в Сети или у меня мало друзей, всего 80, а вот у других по 500 можно услышать очень часто. Данная проблема духовно-нравственного воспитания стоит очень остро. Потребность общества в высоконравственной личности и отсутствие системы духовного воспитания, которая в своё время была разрушена, говори... На уроке использовались приемы ТКМ
© 2010-2018