Русский язык и Литература

  • «Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения, дополнения, причины»Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения, дополнения, причины Цель: Познакомить учащихся с бессоюзным сложным предложением со значением пояснения, дополнения, причины. Задачи: Обучающие: 1. Повторить основные сведения о видах сложных предложений. 2. Формировать умения и навыки правильно расставлять объяснять постановку двоеточия в бессоюзном сложном предложении. 3. Использовать различные синтаксические конструкции для определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения. Развивающие: 1. Совершенствовать умения различать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных предложениях, а также между союзными и бессоюзными предложениями. 2. Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме. 3.Обучать правильной монологической речи учащихся. Воспитывающие: Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом.
  • Урок русского языка в условиях реализации ФГОС «Имя существительное как часть речи»Урок русского языка разработан в условиях реализации Федерального государственного стандарта. Тема урока в 5 классе - Имя существительное как часть речи. Материал разработан так, чтобы учащиеся самостоятельно могли найти способ получения знаний, будь то использование ресурсов Интернета или самостоятельная работа с дополнительной литературой. В процессе рефлексии учащиеся подводят итоги своей работы и работы в группах и класса в целом. Формируется навык оценивания своей работы и своих однокласс...
  • Самые близкие нам людиданная статья отражает наше отношение к своим матерям, она была написала в канун праздника, а именно Международного Дня Женщин. этой статьей я постаралась поздравить всех женщин мира, и напомнить всем о любви к своим близким, ведь это очень важно! я хочу , чтобы никто из людей не забывал о своих матерях! нужно помнить о их доброте, ласке и заботе к нам! старайтесь чаще говорить им о своей любви то безумно важно! нужно научиться быть более ласковыми со своими матерями, ведь это самое дорогое что ...
  • Односоставные предложенияРазработка урока по русскому языку в 8 классе на тему Односоставные предложения План урока. Разминка: 1) Игра Проще простого. 2) Игра Угадай слово по значению. Повторение изученного материала: 1) Полный синтаксический разбор предложения со словом актёр Знакомство с односоставными предложениями: 1) Работа по таблице. 2) Самостоятельное определение типов односоставных предложений по значению и форме морфологического выражения главного члена. 3) Работа по опорному конспекту: рассказ учителя, рассказ двух учеников. Формирование умения применять изученный материал: 1) Упражнение 205-е (аналитическое, устное). 2) Работа с сигнальными карточками (аналитическое, письменное). Наблюдение над функционированием односоставных предложений в текстах: 1) Работа с отрывком из романа М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени. 2) Стилистический эксперимент с заданием к упражнению 205-му. 3) Самостоятельный вывод о стилистической сфере употребления определённо-личностных предложений. 4) Работа с пословицами. 5) Сообщение об употреблении в научной речи неопределённо-личностных предложений. Подведение итога урока, выставление комментирование оценок. Объяснение домашнего задания. Ход урока. 1. Учитель: Здравствуйте ребята, наш урок мы начинаем с игры, фрагмент которой взят из игры Проще простого. Назовите верное значение слов из трёх, которые вам предложены: Пандект Большая люстра – или многогнездовой подсвечник в церкви. Наклонная плоскость в здании. Сборник извлечений из классического сочинения римских юристов. Обучающийся: верно третье значение. Учитель: Бунчук Шумовой музыкальный инструмент в военных оркестрах. Травянистое декоративное растение. Мужчина, относящийся к этнической группе западных украинцев. Обучающийся: верно первое значение. Учитель: А теперь игра Угадай слово по значению. Определите слово по его лексическому значению: Широкое оповещение о потребительских свойствах товаров, видов услуг с целью создания спроса на них. (Реклама). Высший показатель спортивных соревнований. (Рекорд). Профессиональный исполнитель ролей в театральных представлениях. (Актёр). Регулярное денежное пособие, выдаваемое обучающимся в учебных заведениях. (Стипендия). 2. Учитель: Обратите внимание на употребление последнего слова в контексте одного предложения. Запишите на доске предложение. Сделайте полный синтаксический разбор. Актёр сильно побледнел, произнося последнюю фразу (повест., невоск., простое, двусос., распр., полное, осложнено обстоятельством). Ответ обучающихся. 3. Учитель: В характеристике предложения нас интересует термин двусоставное. Какое предложение называется двусоставным? Обучающийся: Это предложение, в котором есть оба главных члена предложения – подлежащее и сказуемое. Учитель: Но в русском языке есть по строению грамматической основы предложения бывают и с одним главным членом предложения. Посмотрите на доску, где записано несколько предложений. (Одна часть доски закрыта). 1) Выделите главные члены предложения и определите их функцию. Люблю грозу в начале мая (опред.-личностное). 2) Определите, чем выражены главные члены предложения, т.е. определите у глагола непостоянные морфологические признаки. (Наклонение, время, число, род и время. У ИС – падеж). В колхозах готовятся к севу. В дверь постучали (неопред.-личностное) 3) Определите распространённость предложений. Светает. Меня знобит (безличные). Зима. Лёгкий морозец (назывные). Учитель: Ребята, обратите внимание на грамматическую основу предложений, скажите, что у них общего? Обучающийся: В этих предложениях один главный член. Учитель: Верно, эти предложения объединяет то, что они являются односоставными, т.е. имеют один член предложения. Односоставные предложения делятся на несколько видов по значению и способу выражения главного члена. В двусоставных предложениях названы действия и делитель. В односоставных – либо действие, либо делитель. Вернёмся к предложениям. Учитель: Что называется в первом предложении? Обучающийся: В первом предложении называется действие. Учитель: Можно ли определить действующее лицо и сказать, кто любит грозу? Обучающийся: Действующее лицо можно определить, это говорящий. Учитель: Восстановите подлежащее в предложении, поставив местоимение. Какое местоимение можно подставить? Обучающийся: Можно подставить местоимение 1 л. ед. ч., а также 1 л. мн. ч., 2 л. ед. ч. Учитель: Подразумевается ли в этих предложениях деятель и почему? Обучающийся: Деятель подразумевается, т.к. в предложении можно восстановить подлежащее, поставив местоимение 3 л. мн. ч. .
  • Что отдаете, то и вернетсяДанная статья отражает отношения людей в современном мире, не каждый готов помочь ближнему, некоторые даже рады насолить, это меня задело, поэтому я решила написать статью на данную тему, я считаю ее актуальной. В данной статье отражена ситуация на улице, водитель поступает благородно, он все таки останавливается, не каждый так поступит, а водителям которые гоняют по улицам с бешеной скоростью, хотелось бы сказать, что им все вернется, возможно даже в тройном размере, так что нужно задумыват...
  • Статья «Исследовательская деятельность как средство формирования когнитивного пространства школьников»Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, ибо образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно, лавинно увеличивающимся объемом информации, которым вынужден оперировать современный ... Формирование инициативной, духовно богатой личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, способной адекватно адаптироваться к условиям высокотехнологичного ,конкурентного, быстро меняющегося мира, является важнейшей задачей современного российского образования.
  • СтатьяДанная статья описывает отчетный годовой концерт в средней образовательной школе №3. На мой взгляд, данные статьи очень важны, ведь люди узнают о событиях, происходящих в школе. также, данная статья опубликовалась в местной газете. Школьная жизнь интересная и незабываемая, поэтому нужно рассказывать жителям нашего небольшого городка о ней! Ребята были безумно рады , когда узнали о выходе этой статьи, ведь это их успехи, их победы и начинания! Это очень приятно осознавать, что ты приносишь людям...
  • Исследовательская работа «Чоконимы»Трудно найти на свете человека, который не любит шоколадные конфеты. Я, конечно же, не исключение. Каждый раз, покупая конфеты, я удивляюсь обилию названий. Совсем недавно я узнала, что группа слов, именующих шоколадную продукцию, называется чоконимы. Я решила провести исследование. Предмет моего исследования: названия шоколадных конфет. В процессе работы мной и моими друзьями (которых я попросила помочь в сборе материала) было собрано 187 чоконимов – названий шоколадных конфет разных т...
  • Разноспрягаемые глаголыСколько разноспрягаемых глаголов представлено в таблице? Назовите их начальную форму. – Покажите, что у этих глаголов окончания разных спряжений (отдельно для каждого глагола). – В чём особенность окончаний глаголов дать и есть? (В личных окончаниях ед.ч. нет букв гласных.) – Как вы поняли, что такое производные глаголы? – Сколько в русском языке разноспрягаемых глаголов – 4 Составьте схему Разноспрягаемые глаголы ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ Физминутка Я называю глаголы первого спряжения – вы садитесь, называю глаголы второго спряжения – встаете. Блестит, встаёт, зеленеет, ходят, красит, живёшь, звоним, строите, шуршат, любишь, растет, водите, поешь, говоришь, плывут, работаете.
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ДИАЛЕКТНЫЕ ЧЕРТЫ В РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА СРЕТЕНСКА»Диалекты – это слова, выражения, говоры, свойственные определенным краям и областям государства. В Забайкалье, Соответственно, также есть свои диалектные слова. Но чем же отличается забайкальский говор от литературного языка? Очень многим. Прежде всего тем, что в нем много таких слов, каких в общерусском или вообще нет, или они имеют другое значение. Речевая среда города Сретенск отличается именно диалектной спецификой, что во многом объясняется демографическими условиями. Речь учащихся нашей школы далеко не свободна от влияния окружающих школу говоров. Строй детской речи, своеобразная интонация, лексика — все говорит о том, что диалектные черты у нас еще многочисленны, хотя, безусловно, сосуществуют с чертами литературного языка.
  • Внеклассное мероприятие по литературе «Жестокие игры»Внеклассное мероприятие по литературе можно провести в 8 классе после прочтения рассказа В.Г.Распутина Уроки французского. Анализируя поступки, которые совершают герои произведений Л.Н.Толстого Детство, В.Железникова Чучело, В.Г.Распутина Уроки французского, дети учатся различать настоящее и мнимое добро, определять качества лидера в компании. Цель этой работы - уберечь детей от совершения ими злых поступков, учить их видеть в людях прежде всего хорошее и доброе. В насто...
  • Ә. Тәжібаев «Толағай» әдеби ертегіСабақтың тақырыбы: Ә.Тәжібаев Толағай әдеби ертегі Сабақтың мақсаты: Білімділігі: Ә.Тәжібаев туралы туралы қысқаша мәлімет беру. Толағай ертегісінің мазмұнымен, идеясымен таныстыру. Әдеби тілде сөйлеу мәдениетін дамыту. Дамытушылығы: әдеби ертегіні ертегіден ажырата білуге үйрету, өзіндік пікірлерін ортағға салу, ойлау қабілеттерін дамыту. Тәрбиелігі: оқушының танымдық көкжиегін дамыту. Отанға елге деген патриоттық сезімдерін оятып, сүйіспеншіліктерін ояту. Сабақтың әдісі: түсіндіру, сұрақ-жауап, мәтінмен ауызша, жазбаша жұмыс Сабақтың түрі: дәстүрлі сабақ. Көрнекіліктері: интерактивті тақта, буклеттер, қағаздар, кітап бұрышы, портреттер Пән аралақ байланыс: қазақ тілі, математика, география, бейнелеу өнері, өмірмен
  • Презентация на тему: » Литературные места Казани»Казань… Место, где встречается Запад и Восток, Христианство и Ислам. Древняя столица татарского народа .Казань поправу можно считать одним из самых литературных городов России. Здесь останавливался Пушкин, учились в Казанском университете Лев Толстой и Сергей Аксаков. Здесь жил Максим Горький и здесь же познакомился со своей будущей женой и не раз бывал известный поэт пушкинской эпохи Евгений Боратынский. Кроме того, Казань воспитала немало татарских писателей, среди которых Муса Джалиль, уч...
  • Развитие речи учащихся в начальных классахВ первую очередь сообщаю о создании кружка и его задачах. На первом кружковом занятии рассказываю ребятам о значении изучения русского языка. На кружковых занятиях проводится беседы на различные темы, например: “ Наша школа”, “ Моя будущая профессия”, “ Моя мечта” и другие. Часто в беседах закрепляется то, что дети узнали на уроках. Важное место в кружковой работе занимают игры, которые способствуют развитию у детей памяти и внимания. В дидактических подвижных хоровых играх с текстом дети быстрее усваивают слова и предложения на русском языке. На занятиях кружка мы читаем сказки. При рассматривании и рассказывании используются сказки-иллюстрации. Рисунок в детской книге дополняет текст, оказывает на учащихся эмоциональное воздействие, помогает осмыслить содержание, стимулирует желание говорить по-русски, выразить словами содержание той или иной части произведения. Большое внимание уделяется рассказам из детских книг, журналов, газет . Так же почти на каждом кружке используются загадки, кроссворды, ребусы. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном мышлении, развитие детской сообразительности, воображения. Работа над загадками обогащает словарь учащихся, , развивает речь, воспитывает любовь к русскому языку. Учащиеся учатся составлять загадки, ребусы, маленькие рассказы, сказки, делают первые шаги в написании стихотворений. Основная задача кружка: углубить знания детей по русскому языку, развивать их интерес к русскому языку, воспитывать любовь к предмету. Кружок тесно связан с тематикой материалов урока, что дает возможность осуществить задачу взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями по русскому языку. Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании. Внеклассная работа решает важные образовательные и воспитательные задачи: воспитывает у учащихся более ответственное отношение к урокам русского языка; развивает у ребят быстроту мышления; желание научиться говорить выразительно.
  • Программа курса Развитие речиВ начальных классах развитие речи учащихся имеет важное значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хорошее знание родного языка – ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса. Овладение речью – это способ познания действительности. Школьник лучше расскажет или напишет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа или сочинения. Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников – это их житейский опыт: их детство, их школьные годы, семья, игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, ещё не богаты, поэтому нужно специально организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся представлений. Для этого целесообразно использовать экскурсии, наблюдения, труд, чтение стихов и рассказов, различные обсуждения в классе.
  • Конспект урока «В гостях у сказки»Урок по литературному чтению В гостях у сказки проводится у учащихся начальных классов ( 4 класс). Цель урока: обобщить знания учащихся о прочитанных сказках.Развивать творческое мышление, воображение. Прививать любовь к книгам на примере детских сказок.Конспект урока построен на игровых моментах. Показана частая смена видов деятельности учащихся. Учитываются возрастные особенности учащихся. В конспекте создаются ситуации побуждающие к дискуссии,коллективному поиску,решению проблемных задач.Пр...
  • » Во имя жизни» ( по творчеству татарского поэта М. Джалиля)на основе творчества и стихов М.Джалиля показать внутренний мир поэта, его понимание чести, долга, чувства собственного достоинства. Воспитывать в ребятах гордость советского человека, способного на подвиг во имя Родины. От Имя М.Джалиля, поэта – борца, облетело весь мир. Мужественная поэзия Мусы, одухотворенная высокими человеческими идеалами, наполненная горячей любовью к людям, за короткое время нашла дорогу к сердцам миллионов… Наша Родина и народ по достоинству оценили героический подвиг поэта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года М.Джалилю за исключительную стойкость и мужество, проявленное в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. рабатывать выразительное чтение стихов.
  • Образовательная программа дополнительного образования по краеведениюПрограмма дополнительного образования детей Историческое краеведение предназначена для учащихся 5-9 классов, рассчитана на 5 лет обучения. Состоит из пяти модулей: Этнография, Музееведение, Народный праздник, Генеалогия, Основы исследовательской деятельности. Содержит теоретическую и практическую части. Предусмотрено проведение социально-значимых мероприятий на территории своего поселения. Для каждого года обучения дан набор знаний, умений и навыков, критерии оценки результатов обуче...
  • Урок «Имя прилагательное как самостоятельная часть речи»Конспект урока по русскому языку в 5 классе Имя прилагательное как самостоятельная часть речи. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.Цель и задачи урока направлены на формирование у обучающихся предметных, метапредметных результатов. С помощью проводимой индивидуальной, групповой работы повышается ответственность обучающихся, формирование у них адекватной самооценки.На формирование универсальных учебных действий направлены разнообразные виды деятельности на уроке: работа с учебником...
  • «Этимологическая викторина»Тема: Этимологическая викторина 2 класс Цели: · Образовательная – совершенствовать навыки работы со словарем. · Развивающая – развитие у детей интереса к живому русскому языку, к речи. · Воспитывающая – воспитывать интерес к слову с целью обогащения словарного запаса учащихся. Оборудование: этимологические словари, словарики учащихся, картинка, музыка, аудиозапись монолога Словаря, карта путешествий, макет Незнайки. Ход занятия: 1. Организационный момент. -Отгадайте загадку: Голубая шляпа, Пышная прическа, Ничего не знает, И смешной до слез он. (Незнайка) 2. Мотивация учащихся. - Однажды решил Незнайка отправиться в путешествие. Но так, как он плохо учился в школе и учителя слушал невнимательно, то не смог прочитать название своего корабля и сел на другой. -А когда понял, что перепутал, то было уже поздно: корабль вышел в море. Незнайку высадили на острове. Но он не умел читать и не может сообщить название острова. Поэтому нам нужно самим отыскать бедного Незнайку. -Поможем Незнайке? -Я уверена, что мы отыщем этот остров и спасем Незнайку. -А поможет нам наш верный друг – этимологический словарь. -Послушайте, что он хочет нам сказать перед дорогой: АУДИОЗАПИСЬ -Меня назвали этимологическим словарём. Я могу определить древнейшее значение слова, когда и где оно появилось и по какому образцу оно создано. Кроме того, в моих словарных статьях вы найдёте современную звуковую грамматическую форму и значение нужного вам слова. Наука “этимология” дружит с орфографией. Если вы будете знать происхождение, или этимологию, слова, то в ваших тетрадях ошибок будет меньше. Я помогу вам отыскать Незнайку. -Мы отплываем тремя экипажами: -экипаж корабля Витязь -экипаж корабля Богатырь -экипаж корабля Смелый (аудиозапись-ШУМ МОРЯ)
  • «Формирование орфографической зоркости в начальных классах»До сих пор одним из больных мест нашей школы остается недостаточная грамотность учащихся, и, видимо, причина кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в несовершенстве методики обучения. Поэтому работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости. Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уже постепенно учить их решению. Решая орфографическую задачу, школьник должен совершить следующие действия: 1.Увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте. 2. Определить ее вид. 3. Определить способ ее решения в зависимости от орфограммы. 4.Определить “шаги” решения, алгоритм. 5. Решить задачу. 6. Написать слово в соответствии с решением. В помощь учащимся я вывешиваю памятки – алгоритмы. Какую роль они выполняют? Это, прежде всего точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задачи данного типа, При точном соблюдении всех “шагов” алгоритма всегда приведет к правильному решению задачи. Приведу примеры алгоритмов.
  • Самостоятельные задания для работы с этимологическим словарем1. Найдите происхождение приведенных ниже слов и попытайтесь объяснить, почему именно эти слова являются проверочными: порошок, крыльцо, урок, рубль? Ответы: Порошок. (Это слово было образовано от слова порох, которое обозначало ‘пыль’, это же значение было и у слова порошок.) Крыльцо. (Это слово было образовано от слова крыло.) Урок. (Слово этимологически связано со словом речь (др.-рус. глагол речи, ц.-сл. рещи — ‘говорить, сказать’). Рубль. (Слово было образовано от глагола рубить). 2. Как образованы наречия: сегодня, молча, неужели? Ответы: Сегодня-др.рус. сего дьне-сего дня, этого дня. Молча-др.рус. мълчати-слабый, вялый. Неужели – др.рус. –не уже ли-выражение удивления, сомнения. 3. Приведенные ниже наречия образованы из сочетания предлога с падежной формой существительного. Исходное существительное указано в скобках. Назовите падеж, форма которого послужила базой при образовании данного наречия. Вдребезги (дребезг ‘осколок’); взаперти (заперть ‘состояние по значению глагола запереть’); взапуски (запуск ‘состояние по значению глагола запускать’); вкось (кось ‘кривизна’); внутрь (утрь ‘внутренность’); впереди (передь ‘передняя часть’); вопреки (прэкь ‘спор; препятствие; запрет’); впотьмах (потьма ‘темнота’); всмятку (смятка ‘жидкое, некрутое состояние’); второпях (торопь ‘поспешность’). Приведите употребляющиеся в современном языке слова с теми же корнями, что и у указанных в скобках существительных. С помощью какого предлога (приставки) образовано наречие внутрь? 4. Ниже приведены два списка слов. К каждому слову из первого списка найдите этимологически родственное слово из второго списка. На основе установленного Вами этимологического родства слов попробуйте объяснить происхождение значения у слов из первого списка: а) свеча, полынья, порошок, крыльцо, кольцо, урок, простыня, сметана, воздух, подоплека; б) крыло, простой, свет, коло (‘колесо’), срок, плечо, снимать, порох, дуть, полый, Ответы: свеча- свет, полынья- полый, порошок- порох, крыльцо- крыло, кольцо- коло (‘колесо’), урок- срок, простыня- простой, сметана- снимать, воздух- дуть, подоплека- плечо.
  • Этимология – это интересноØ Слоговые этимологии. Однажды из уст одного своего знакомого году в 1985 в ответ на его знакомство с моими этимологическими подходами я услышал странные рассуждения — о том, что в основе большинства слов лежит корень РА, означающий у древних египтян имя бога Солнца. Например: РАДУГА, ПРАВДА, ПРАВЕДНИК, РАЗУМ, РАССУДОК, ВЕРА, СТРАНА, РАДОСТЬ, РАТЬ, БРАНЬ, РАБОТА, БРАТ, СЕСТРА, ПРАДЕД, ПРАБАБУШКА, ГРАМОТА, ОБРАЗОВАНИЕ, РАСА, РАВЕНСТВО, СПРАВЕДЛИВОСТЬ и т.д. ( Чудинов Валерий Алексеевич-доктор филос. наук, профессор).... То есть все слова с -РА- несут добро в мир. Ø Забавная этимология В попытке лучше понять тот язык, на котором говорю, я наткнулась на интересную этимологию слова страдание. Этимологический словарь Крылова: СТРАДАТЬ О том, как смещалось значение этого слова, судите сами: образовано оно от существительного страда, иначе работа, и поначалу глагол страдать не значил ничего иного, кроме как работать. Неожиданный переход от работы к страданию. Ожегов: СТРАДА -ы,мн. страды, страд, страдам, ж. Напряженная летняя работа в период косьбы, уборки урожая. Дер... активности тела, речи и ума.
  • Педагогическое эссе «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»Словарное слово – что это? Это слово, которое нужно запомнить. Учителя хорошо знают, сколько ошибок допускают ученики в словарных словах, несмотря на то, что над ними ведется интенсивная работа. Когда я училась в школе, мне трудно давалось запоминание словарных слов. И уже с тех пор я начала искать способ, как можно было бы запомнить непроверяемые слова. Раньше я пробовала запоминать зрительно, записывать на карточках, прибегая к использованию более крупного шрифта, просто заучивать. Спустя годы стала применять мнемонические приемы (стихотворения со словарными словами, написание этих слов таким образом, чтобы на месте трудной буквы было изображение предмета, по форме совпадающее с буквой. Например, ракета – изображение ракеты вместо буквы А; орех, ягода, корзина – где букву О заменяют соответствующие рисунки предметов). Все это не помогало ни мне, ни моим ученикам. Результат один и тот же: качество словарной работы на низком уровне, радости от работы нет.
  • » Җөмләләр иле «нә җәяүле сәяхәт3 нче класста татар теленнән үткәрелгән Җөмлә. Баш кисәкләр темасын кабатлау дәресенең эшкәртмәсен тәкъдим итәм. Дәрес сәяхәт формасында үткәрелә. Балалар материалны үзләштерү белән бергә табигатьтәге үзгәрешләрне дә күрәләр. Ел фасылларының үзгәрүенә игътибар итәләр. Җөмлә, баш кисәкләр турындагы мәгълүматларны ныгыталар, фикер йөртү сәләтен үстерәләр. Балалар үзара ярдәмләшеп, күмәк эшчәнлектә катнашалар. Дәрестә акыл, эстетик тәрбия һ.б. тәрбия эше төрләре гамәлгә ашырыла. Укыту проессында ...
  • Тесты по произведению Н. В. Гоголя «Мёртвые души»Текущий и итоговый контроль необходим на всех этапах учебного процесса.Данная разработка содержит тестовые задания по поэме Н.В.Гоголя Мёртвые души, которую можно предложить учащимся перед началом изучения темы, в процессе её изучения или на этапе итогового контроля. Задания составлены по курсу литературы 9 класса в соответствии с учебником- хрестоматией В.Я.Коровиной. Форма тестовых вопросов составлена с выбором одного правильного ответа из четырёх представленных. Данные тесты можно ...
  • Конспект урокаТема: Подготовка к ЕГЭ. Основные группы сложноподчинённых предложений Цели: повторить сведения о СПП, научиться представлять структуру СПП в виде схем, совершенствовать пунктуационные навыки, научиться различать союзы и союзные слова, продолжить формировать понятие о видах придаточных с учётом подготовки к ЕГЭ; развивать общее представление о группах СПП по их значению, речь, мышление; прививать учащимся лучшие человеческие качества: любовь к жизни, доброту, любовь к Родине, милосердие, мужество. Оборудование: компьютер, Толковый словарь русского языка И.С. Ожегова, распечатки таблицы Придаточные обстоятельственные, распечатки таблицы Алгоритм определения вида придаточного, демонстрационный материал
  • Методический практикум по русскому языку по теме: «Потенциал ребенка в реализации дифференцированного обучения русскому языку»Методический практикум по русскому языку по теме: Потенциал ребенка в реализации дифференцированного обучения русскому языку. Содержание 1.Эффективность обучения школьников русскому языку. 2.Дифференцированное обучение школьников Практические рекомендации 3.Организация работы на уроках русского языка 4.Дифференцированный подход к учащимся на уроках 5.Использование современных информационных технологий при дифференцированном обучении Всем хорошо известно древнее выражение: Корень учения горек. Французский писатель А.Франс утверждал: Чтобы переварить знание, надо глотать его с аппетитом. Эффективность обучения школьников. Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей, так как каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Только зная эти познавательные особенности, интересы, уровень подготовки, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, ...
  • Уроки нравственности Валентина РаспутинаНастоящие уроки нравственности преподаёт Валентин Распутин на страницах своих произведений. Читайте Распутина и станете мудрее, духовно богаче. Ведь жизнь зачастую, как говорит сам писатель, из целого числа превращается в дробь с числителем и знаменателем, где непросто разобраться, что над чертой, а что под чертой. Подробный конспект урока по творчеству Распутина в 11 классе - итог изучения произведений писателя в школе. Материал урока сопровождается видеоматериалами, презентацией и аннотац...
  • Урок чтенияНа данном уроке ребята учатся высказывать свои мысли, рассуждать о поступках людей.В ходе урока знакомятся с биографией С.Михалкова, объясняют значение новых слов и выражений. Вспоминают произведения прочитанные о муравьях. С помощью презентации ребята наглядно видят портрет Михалкова, повторяют новые слова и выражения, которые встречаются в тексте. При работе с текстом учатся находить ответы на вопросы из текста. Находить главные моменты в тексте. При ответах на вопросы стараются высказывать с...
  • «В царстве Берендея. Поэты и композиторы о природе». Литературно-музыкальная композицияДанной проект ориентирован на восстановление естественной связи детей с русской природой, с историческими и культурными ценностями России; воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к родной природе, поэзии, музыке. Основная цель проекта состоит в том, чтобы показать красоту природы, ее разнообразие в произведениях русских поэтов. В ходе проекта учащиеся глубже знакомятся с произведениями поэтов, получают возможность саморазвития, учатся анализировать произведения. Результатом проекта д...
  • Осень*** Я вижу лунный свет И дальнюю дорогу, Во тьме ночной виднелись тополя, И звонкий смех детей Задирчево и строго. Предупреждал: -Чужим сюда нельзя. Я помню эти хатки на опушке, Где часто пели мы по вечерам, И где веселые частушки звучали Поздно по ночам. Я помню, как дворами мы дружили. Играли, прыгали, мечтали Всей гурьбой. Рассветы и закаты нас сдружили, А не интернет, Совсем уже не то! *** Осень косы распустила, Веет легкий холодок, И под звуки листопада, Осень тихо к нам войдет. В позолоте все деревья, Все дома и все ручьи. Осень красками умело, Разукрасила холсты. *** Лист летит, переливаясь. Ярких красок улица полна. По мосту гуляют люди под зонтами, И шумит близ дома детвора. Как быстро поменяли листья цвет, Их ветер по аллее носит. Накрапывает дождь, И по стеклу звеня, выстукивает ритмы. Осень! Сквозь ветви клена, виден тусклый луч. И небо тучами заплыло. А я сижу, пью кофе у окна, И смотрю на осень чуть игриво.
  • Развитие критического мышления на уроках русского языкаКак сделать урок интересным? Многие преподаватели обращаются к технологии развития критического мышления. Методика критического мышления представляет собой сочетание в обучении организационной деятельности педагога индивидуальной и групповой деятельности учащихся для приобретения ими знаний. Ее стратегии направлены на то, чтобы раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ученика, использовать его субъективный опыт, помочь становлении коммуникабельной личности и научить способам сам... Особенности данной методики заключается в том, что используется методы обучения, направленные на обогащение речи, развития мышления, памяти, критического отношения к любой информации, а так же к своей и чужой деятельности, на приобретение навыков работы в паре, группе, на развитие творческих способностей. Метод развития критического мышления – это совокупность стратегии и приемов, применяемых в учебном процессе. Критическое мышление можно определить как своего рода ответственность и размышление над процессом своей мыслительной деятельности. И когда мы это делаем, мы имеем возможность гораздо больше контролировать ход нашей жизни. Это требует самодисциплины и самоанализа. Размышляя мы анализируем, критически оцениваем и эффективно улучшаем наш образ жизни. Это включает в себя заинтересованность в процессах своей собственно мыслительной деятельности, каким образом можно контролировать, корректировать и модифицировать наши мыслительные процессы. Это вырабатывает привычку размышляя анализировать наши импульсивные и привычные способы мышления во всех формах нашей деятельности. - Проанализируйте свои мотивы и намерения, чтобы увидеть есть ли в них смысл. - Подумайте о длительных размышлениях за и против, когда нужно сделать выбор. - Рассмотрите точку зрения другого человека. - Сумейте признаться в себе, что наша мыслительная деятельность возможна не полная, незаконченная. - Не позволяйте другим людям думать и делать выводы за вас. Приемы критического мышления 1. Независимое самостоятельное мышление 2. Умение откровенно выражать свои мысли 3. Развитие интеллектуальной смелости 4. Умение рафинировать обобщения, избегая чрезмерных упрощений 5. Трансформация изученного нового содержания 6. Развитие интеллектуального смирения 7. Разъяснение выводов, заключений, доказательств 8. Развитие оценочных критериев 9. Развитие достоверности источников информации 10. Углубленный опрос 11. Анализ и оценка аргументов 12. Восприятие речи на слух с критическим анализом 13. Нахождение важных сходств и различий 14. Анализ и оценка предложений Конечный результат этих занятий – коммуникабельная личность с высокоразвитым логическим мышлением, имеющая навыки для самообразования. Его можно достичь только в случае, если использовать все приемы данной методики. Методика развития критического мышления пропагандирует идею уважения и любви к личности ребенка, веру в его способности и творческие силы. По организованным формам методика критического мышления сочетает в себе все типы: - Классно-урочную систему - Индивидуально-групповую и парную систему обучения - Коллективный способ обучения - Дифференцированное обучение - Лекционно-академическое обучение По используемым методам развития критического мышления безусловно относится к развивающим технологиям обучения, при которых сочетаются объяснительно – иллюстративный, проблемно – поисковый, диалогический, игровой, творческий, саморазвивающий методы обучения. В основном, стратегии методики развития критического мышления основываются на активации самостоятельной деятельности учащихся и эффективности и управления учебно–воспитательным процессом.
  • КВН по сказкам Г. Х. АндерсенаМатериал КВН построен в форме игры, в ходе которой учащиеся погружаются в удивительный мир сказочника Г.Х.Андерсена, вживаются в созданный автором мир. Ребята готовят домашнее задание: инсценирование отрывка из любой сказки Андерсена. Проверяется умение ребят работать в группах, коллективно обсуждать, выбор названия команды Умение определять название сказки по картинкам и пересказывать отдельные эпизоды. Одновременно проверяются знания и умения по русскому языку в правописании слов, знание алф...
  • Проверочная работа по теме «Очерк жизни и творчества А. П. Чехова»Предлагаемая проверочная работа представляет собой тест, состоящий из 13 вопросов и заданий, охватывающих основные этапы жизни и творчества А.П.Чехова: семья, учёба, начало литературной деятельности, драматургия,Чехов и театр, рассказы, публицистика, особенности творческой манеры писателя, характеристика героев и особенности конфликта пьесы Вишнёвый сад. В работу также включены вопросы, связанные с теорией литературы (изобразительно-выразительные средства языка).Тестовая работа составлена ...
  • Презентация «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Часть В: задание В3Данная презентация предназначена для учителей, работающих в 10-11 классах, и учащихся 10-11 классов. Материал, содержащийся в презентации, поможет учителям и учащимся в подготовке к ЕГЭ. Слайды презентации знакомят с формулировками заданий В3. В презентации даны основные сведения о видах подчинительной связи слов в словосочетании (теоретические сведения наглядно подкреплены примерами). При определении вида подчинительной связи можно использовать некоторые подсказки, которые даны в презентации....
  • Урок по литературе «А. М. Горький. Неугосимая вера в победу разума. «Песня о Соколе»Продолжая работать над творчеством Максима Горького на уроках литературы, учителю необходимо коснуться героической тематики некоторых его произведений...Одним из таких является Песня о Соколе.Это величайшее произведение пронзает сердца читающих его до глубины души... Здесь и страсть, и бесконечное желание полета, и любовь к свободе.Писатель обличает лень, трусость и приземленность... Самые низменные пороки людей, которыми он, в своем произведении, наделил прекрасных птиц...Но самое замечательн...
  • Сценарий праздника «8 Марта-праздник Мам»Вот и подходит к концу зима. Не за горами -первый месяц весны, а вместе с ним и самыйизвестный женский праздник - 8 Марта.Наверное, не сыщешь ни одного человека,который не знал бы о женском празднике -Всемирном Женском Дне! Предлагаю разработку праздника для второймладшей группы, посвященной 8 Марта , 8 Марта- праздник МамВ сценарии много стихов , песен, танцев и игр,которые желают оставлять у детей и взрослыхэмоционально- положительную атмосферу,воспитывать уважительное отношение...
  • Урок по литературе «Рассказ «Ма-аленькая!. .. ». М. Горький о смысле жизни»Классическая русская литература имеет весомое значение в мировой литературе. Одним из представителей писателей - классиков является Максим Горький.Читая его произведения, учащиеся приобретают для себя информацию, которая им обязательно пригодится для их будущей жизни. Ведь без прошлого и знаний о нем, не может быть будущего...В наше компьютерное время, дети читают только информацию из интернета. Поэтому, необходимо приучать их читать классику, используя примеры из жизни литературных героев. Расс...
  • Интегрированный урок «Проблема неравного брака в русской литературе и искусстве»Данный урок построен на основе интеграции следующих дисциплин: литературы, изо, музыки, хореографии и направлен на то, чтобы учащиеся в полной мере поняли глубину проблемы. Это урок - исследование. Форма работы- групповая. Класс делится на 3 группы: литературоведов, искусствоведов, хореографов. Каждая группа предварительно получает задание. В начале урока учитель создает проблемную ситуацию, ставит ряд вопросов, которые должны решить учащиеся методом исследования.В начале анализируется рассказ А...
  • УРОК-ПРОЕКТ по теме: «Глаголы играют важную роль в речи» (мини-исследование)Урок-проект по теме Глаголы играют важную роль в речи разработан в соответствии с ФГОС. Технологическая карта содержит цели как учителя, так и ученика; основные задачи и конструктор урока. Мини-исследование на нетрадиционном уроке развивает мотивацию к учению. На уроке русского языка ученики пошагово включаются в проблемную ситуацию, а решением проблемной ситуации является путешествие по экспериментальным лабораториям, где дети доказывают важную роль глаголов в речи. Исследовательская работа н...
  • Интегрированый урок литературы, биологии, музыки «Человек и природа. Природа и Родина». «Прекрасные мгновения пришвинской «Лесной капели»» - конспект урокаКаждый человек на земле ощущает и понимает, в той или иной степени душу природы, её язык. Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие - художники, композиторы, поэты и писатели. Данный урок является интегрированным, объединяет литературу, музыку, биологию. Читая произведения М.Пришвина о родной природе, слушая музыкальные произведения композиторов, можно почувствовать единство человека и природы. Урок поможет создать целостное представление о весне средствами муз...
  • Контрольная работа по теме «Лексика»Лексика и фразеология изучаются в школе достаточно давно. Их включение в качестве самостоятельных разделов в школьную прог­рамму по русскому языку повысило познавательно-практическую направленность курса, способствовало повышению интереса уча­щихся к русскому языку как учебному предмету, оживило внекласс­ную работу, обеспечило условия для создания элективных курсов по лексике и фразеологии. Уроки, посвященные изучению лексики и фразеологии в 6-м классе, – это знакомство учеников с языковыми явлениями, которые лежат в основе классификации лексических единиц языка. Такое изучение имеет определенные задачи: обогащение словарного запаса учащихся; формирование умений: -определять лексическое значение слов и фразеологизмов, используя различные типы толковых словарей (в том числе фразеологических); -определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в контексте; -употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами. Эффективной формой контроля является тестовая проверка. Она позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности об объективности результатов обучения. Именно поэтому я предлагаю подобное тестирование в качестве контрольной работы по теме Лексика.
  • Организация внеурочной деятельности по русскому языку. Программа кружка ««Учение с увлечением» (в рамках реализации ФГОС ООО)Развитие лингвистических способностей ребенка – одно из направлений формирования коммуникативных компетенций. Узнавать богатство русского языка, повышать собственную языковую культуру, анализировать факты – все это возможно сделать на кружке Учение с увлечением. Кружок – это не повторение изученного на уроках материала. Это самостоятельная единица, имеющая цели, задачи, которая позволяет личности развиваться гармонично в процессе формирования УУД. Благодаря систематическим занятиям, учащиес...
  • Подготовка обучающихся к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ по русскому языкуСочинение-рассуждение, которое должен написать выпускник в рамках ЕГЭ по русскому языку, - особый вид творческой работы. В последнее время и учителя, и ученики активизировали подготовку именно к выполнению части С, поскольку оценивается это задание высоким количеством баллов, что, несомненно, может стать залогом успешного результата всей экзаменационной работы в целом. Имея достаточно строгую структуру, сочинение-рассуждение в то же время предоставляет учащимся простор для творчества, во...
  • Сочинение на тему «Проделки кота Васьки»В этом сочинении я хочу рассказать вам про своего весёлого и озорного кота Ваську. Этот пушистый зверёк живёт в доме у моей бабушки. Совсем недавно он был ещё пушистым комочком с двумя весёлыми глазами и бело – розовым носиком. Дремал котёнок на подоконнике, лакал молоко из блюдечка, катался по полу, играя бумажкой или клубком. Сейчас это взрослый серый кот с длинными усами и острой мордочкой. У него большие зелёные глаза и очень внимательный взгляд, а шерстка словно серебристая, вся на солнце переливается. Мой Васька живой и прыгучий, словно мячик. Он очень ласковый и добрый, с мягким характером. Мой котик любит сидеть у меня на коленках и тихонько мырлыкать. А когда мы угощаем его рыбой или другими лакомствами, то Васька облизывается и благодарно смотрит на нас добрыми глазами. Васька часто требует есть, сколько бы его не кормили! Иногда он громко мяукает на кухне, вертится под ногами, лезет на стол, шарит по пакетам. Если бабушка не сразу кормит его, этот нахал кусает ее за ноги! И при этом кот выглядит довольно упитанным. Но без серенького кота было бы скучно! Когда он гуляет во дворе, чувствуешь, что чего-то не хватает. Казалось бы, дома спокойно. Никто не мяукает дурным голосом, не подлизывается, не лезет в лицо мокрыми усами. И не надо все время смотреть под ноги, чтобы случайно не наступить на Ваську. Но почему-то с нетерпением ждешь, когда уже придет этот вредный кот! Раньше всех проснулся кот, Поднял рыжий хвост столбом, Спинку выпятил горбом И во весь кошачий рот Как зевнет! Мур! Умыться бы не грех... Вместо мыла - язычок, Кот свернулся на бочок И давай лизать свой мех! Просто смех! А умывшись, в кухню - шмыг; Скажет здравствуйте метле И пошарит на столе: Где вчерашний жирный сиг? Съел бы вмиг! Насмотрелся да во двор - Зашипел на индюка, Пролетел вдоль чердака И, разрыв в помойке сор, - На забор!.. В доме встали. Кот к окну: Мур! На ветке шесть ворон! Хвост забился, когти вон, Смотрит кот наш в вышину- На сосну. Убежал, разинув рот... Только к вечеру домой, Весь в царапках, злой, хромой. Долго точит когти кот О комод... Ночь. Кот тронет лапкой дверь, Проберётся в коридор И сидит в углу, как вор. Тише, мыши! Здесь теперь Страшный зверь! Нет мышей... Кот сел на стул И зевает: Где б прилечь? Тихо прыгнул он на печь, Затянул мурлы, вздохнул И заснул. Мне нравится, когда я сижу на диване, а сытый наконец кот прыгает ко мне на колени. Кстати, Васька делает это без приглашения. На коленях он начинает готовить себе местечко для отдыха. Котик забавно топчется мягкими лапками, щекочет, ластится. А потом замурлыкает громко, как будто трактор тарахтит! За эту ласку моему любимому коту можно простить все! Когда мы приходим в гости к бабушке, Васька нас всегда приветливо встречает, сидя на заборе. Он как - будто давно чувствует, что мы идём в гости и несём вкусную еду. А когда мы уходим, он идёт за нами, а потом ещё долго-долго смотрит вслед, как человек, провожающий гостей. Афанасий Фет Кот поет, глаза прищуря; Мальчик дремлет на ковре. На дворе играет буря, Ветер свищет на дворе. Полно тут тебе валяться, - Спрячь игрушки да вставай! Подойди ко мне прощаться, Да и спать себе ступай. Мальчик встал, а кот глазами Проводил и все поет; В окна снег валит клоками, Буря свищет у ворот.
  • Программа курса «Основы стилистики и культуры речи»Представляю собственную разработку авторской программы курса Основы стилистики и культуры речи, которая предназначена для факультативов, дополнительных занятий, работы кружка и др. Программа ориентирована на совершенствование культуры речи обучающихся, развития и совершенствования навыков стилистического анализа текстов, и предназначена для старшей школы. Содержание программы курса также можно использовать при подготовке к экзаменам в режиме ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе в 9 и 11...
  • Конспект урока по русскому языку «Типы речи: повествование»Тема : Типы речи Второе занятие в системе уроков развития речи по теме Типы монологической речи: повествование, описание, рассуждение. Цель: углубить знания о типе текста повествовании: узнать признаки таких текстов, научиться отличать от других, развивать собственную речь. Задачи: - развивать умение учащихся работать в группе; - развивать творческие и коммуникативные способности ребят; - развивать речь уч-ся. Вид занятия: урок – изучение нового материала. Подготовка, оформление и оборудование: - произвольное деление ребят на 3 группы; - записи на доске (тема, опорный конспект урока); - раздаточный дидактический материал для детей по группам.
  • Сложное предложениеЛексическая тема: Дружба Цели и задачи урока: обобщение знаний студентов о видах и способах связи в сложном предложении, умений различать их; отработка навыков синтаксического разбора предложений; развитие речи, мышления, памяти студентов Тип урока: урок-повторение пройденного материала Методы урока: технология Критического мышления Оборудование: тексты, таблицы, карточки, слайды, текст песни, высказывания и др. Этапы урока I этап: Побуждение (побуждение интереса к полученной новой информации): - вступительное слово учителя - составление кластера на тему: дружба
  • «Производные и непроизводные предлоги»Конспект урока по теме Производные и непроизводные предлоги для 7 класса. Данная разработка поможет познакомить детей с происхождением предлогов, отработать умение отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных форм самостоятельных частей речи. Воспитательной целью урока является развитие познавательного интереса у учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания по теме. Основные технологии, используемые на уроке: групповая, проблемна...
© 2010-2018