Русский язык и Литература

  • Образы-персонажи «Баргамот и Гараська» Л. АндреевУчитель читает текст рассказа Баргамот и Гараська, по ходу чтения акцентируя моменты, на которые нужно обратить внимание. Затем он интересуется впечатлениями о рассказе и ставит проблемный вопрос: какую идею хочет донести до нас автор. Учащиеся выдвигают гипотезы об идее произведения. Затем учитель обобщает ответы и проговаривает идею: добрый поступок может пробудить в человеке хорошее. Ученики должны доказать эту идею или опровергнуть. Учитель предлагает обратиться к анализу произведен...
  • Конспект урока по русскому языкуДанный конспект урока разработан для 11 класса. Раздел Лексикология. Тема урока: Омонимы, синонимы, паронимы, антонимы. Конспект урока всесторонне охватывает данную тему, объяснение материала и задания рассчитаны как для групповой, так и для индивидуальной работы. В нем представлен интересный подбор материала, который заинтересует весь класс, так как задания разнотипные и интересные. Так же связь с литературой поможет учащимся в дальнейшем без труда разграничивать такие литературоведческие п...
  • ГЛАГОЛ Виды глагола Спряжение глаголаЕсли у глагола безударное личное окончание, нужно:1) поставить глагол в неопределенную форму.2) Определить какая гласная стоит перед –ТЬ.а) ко II спряжению относятся все глаголы на ить (кроме брить, стелить)б) 7 глаголов на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;в) 4 глагола на –АТЬ: держать, слышать, дышать, гнать.Все остальные глаголы (на -ЕТЬ, -АТЬ, -ЯТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЫТЬ относятся к Iспряжению).Глаголы I спряжения имеют окончания – -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -е...
  • Конспект по русской литературе «Своеобразие сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»Урок на тему Своеобразие сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина Премудрый пескарь поможет в доступной форме объяснить детям особенности жанра сказки, новаторство писателя- сатирика Салтыкова- Щедрина. Проблемы, затрагивающиеся в произведении Премудрый пескарь чрезвычайно актуальны на сегодняшний день. Перед нами со страниц сказки предстанет герой - обыватель. Этот персонаж является типичным для нашего времени. Вопрос как жить? волнует любого человека, и сказка Премудрый пескарь даст учащимс...
  • Уроки этикиЦель: Сформировать представления школьников о нравственных нормах общения, об этикете, выработать навыки этического поведения, привить нравственный иммунитет в период созревания личности. Задачи: * Дать учащимся знания о нравственных понятиях, входящих в представление о воспитанности . * Выработать нравственные представления о нормах этикета, навыки культуры поведения. * Дать понятие об опасностях, подстерегающих детей в духовном становлении личности, научить их противостоять им. * Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию, самоанализу. * Обеспечить взаимосвязь моральных знаний, умений и навыков поведения и опыта нравственных отношений со сверстниками и окружающими. Понятия, с которыми знакомятся учащиеся в процессе занятий: Этика, нравственность, духовность, эстетика, идеал, воспитанность, вежливость, доброжелательность, достоинство, уважение, самоуважение. Методы, используемые на занятиях: рассказ, беседа, анализ ситуаций, решение педагогических задач, игра, инсценирование, тестирование, анкетирование. Литература: 1 Аристотель. Большая этика: Соч. 4 М., 1984. 2 Библия. 3 Домострой. М., 1990. 4 Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России..-М., 1992 5 Мурашов В.И. Интегральное воспитание.- М.,1997 6 Жизнь в свете, дома при дворе. – С.- Петербург, 1980 7 Шрейдер Ю.А. лекции по этике –М 1994. 8 Лексикон хороших манер.- Таллинн, 1991. 9 Соловьёв Э. Я. Этикет делового человека – Миск: Асар, 1994. 10 Сборники психологических тестов. 11 Шемшурина А.Ш. Этическая грамматика: Сборники программ. М- 2000. № Название темы Кол-во часов 1 Ступеньки самопознания Кто я? Тестирование, анкетирование. 1 2 Анализ анкет. Понятие об этике. Религиозная этика. 1 3 Внешняя и внутренняя воспитанность человека. 1 4 Вежливость как основа воспитанности. 1 5 Что такое быть гражданином? 1 6 Спеши делать добро. Гуманизм. 1 7 ...
  • Творческая работа по теме «Загадки»Творческая работа по литературе проводится среди учащихся 5 классов после изучения раздела Загадки. Она способствует не только обобщению и систематизации изученного материала, но и развивает творческие способности учеников. Эту работу можно предложить и во время проведения школьной Недели русского языка и литературы. Каждый учитель может взять ее за основу, добавив по желанию свои творческие задания, ориентируясь на уровень подготовки учеников класса или ...
  • «Спешите делать добрые дела. .. » (о докторе Ф. П. Гаазе)Я предлагаю вашему вниманию замечательный справочный материал о знаменитом человеке, можно даже сказать о человеке-легенде - докторе Фёдоре Петровиче Гаазе.. Мне это имя совершенно ни о чём не говорило, пока я не начала подготовку к открытому уроку по литературе. В качестве эпиграфа к уроку по творчеству А.П.Платонова ( по рассказу Юшка) я взяла слава Ф.П.Гааза Спешите делать добрые дела, пока не стало поздно...). Меня заинтересовала фамилия автора этих слов. Дело в том, что я её никогда не с...
  • Урок-мастерская: написание хоккуЛитература. Мастерская по обучению написанию хокку Ход урока1.Вступительное слово учителя.Сегодня речь пойдёт о Японии – Стране Восходящего Солнца, её традициях и поэзии. По легенде Япония образовалась из вереницы капель, скатившихся с богатырского копья бога Изанаги, отделившего земную твердь от морской хляби. Изогнутая цепь островов действительно напоминает застывшие капли. Любого японца с детства учат посреди ежедневной суеты, забот, сутолоки находить мгновения, чтобы полюбоваться закатом солнца, первым... Прочитайте первое из стихотворений на вашем листе. Что передаётся в первом предложении? Во втором? Как вы понимаете слово лаконично? Прочитайте второе из стихотворений на вашем листе. Какое настроение вызывает у вас это стихотворение и почему? Какую картину вы себе представляете, читая его? Влияют ли первые строки на понимание заключительной? Обратимся к третьему стихотворению. Какое заглавие вы могли бы ему дать? Сам Басё назвал своё стихотворение На чужбине. Что даёт нам это заглавие? Прочитаем четвёртое из стихотворений Басё. В чём неожиданность третьей строки? Какое свойство души передаётся? 5.Работа в группах. Мы прочитали уже достаточно стихотворений Басё. Чем отличается хокку от привычных нам стихотворений? Какие 3 особенности хокку мы можем выделить? 1.Отсутствие рифмы. 2.Всего три строки. 3.Все строится на одном образе. 6. Дописывание. К стихотворениям 5 группы попробуйте дописать недостающие строки или части строк. Попытайтесь догадаться о чувствах поэта, которые вызвал этот образ. О его отношении к тому, что он описывает. Как свищет ветер осенний! Тогда лишь поймёшь мои стихи, Когда … Цветы увяли. Сыплются, падают семена, Как будто… О, сколько их на полях! Но каждый цветёт по-своему – … Сравним ваши варианты с тем, что написал сам Басё. …промокнешь до нитки. …слезы. …В этом подвиг цветка. 7. Индивидуальная работа. Попытайтесь написать собственное хокку о весне, используя как начало одну из предложенных фраз: -Какая грусть… -Какая радость… -Какой покой… Не забывайте о трех особенностях этого жанра, которые вы должны соблюсти. 8.Афиширование. Видеть вселенную в капле росы, сад в цветке, общее в единичном. Радость от созерцания. Как вы понимаете слово созерцание? Со – вместе, совместное любование или общий взгляд. Японской культуре присуще совместное созерцание прекрасного, культ красоты, эстетическое восприятие мира, ощущение пребывающей в мире благодати. Мы сейчас вместе писали хокку и пришло время их вместе послушать (вывесить на доску и почитать). Какая грусть. Дождь идет на улице, Не выйдешь погулять. ( Батов Даня) Какая радость! Между стеблей бамбука Видишь красивую панду. ( Шипова Лера) Какой покой. Вокруг так тихо! И сакура цветет. ( Мицкевич Марина) Какая радость: Светлячок появился - И он освещает путь. (Петров Кирилл) 9.Рефлексия. Вариант №1. Передаем предмет и безоценочно говорим о своем впечатлении от занятия. Вариант №2. Отвечаем н вопросы анкеты: -Мне захотелось узнать больше о… (Японии, сакуре, хокку, ханами, Мацуо Басё) -У меня получилось…(сочинить хокку, узнать о ханами, о Японии, увидеть красивые цветы, всё) 10.Домашнее задание. Сочинить хокку о любимом времени года.
  • «Яшелчә бакчасында хезмәт»Тема: “ЯШЕЛЧӘ БАКЧАСЫНДА - ХЕЗМӘТ” Максат: Яшелчә темасына кагылышлы сүзләрне, аларның сыйфаты, яшелчә исемнәрен әйтеп гади җөмләләр төзү. Яшелчәләрне саный белү осталыкларын формалыштаруны дәвам итү. Санга 1не кушсаң, яки 1 не алсаң нинди сан килеп чыга? Балаларның логик фикерләү сәләтен үстерү. Җиһазлау: Бакча экскурсия, яфраклар, табышмак, су сибү күренеше, түтәлләр. Дәрес барышы: - Хәерле иртә балалар! Хәерле көннәр сезгә. - Балалар тыңлагыз әле. Яңгырлар ява Җирләр дымлана – Бу кайчак була? - Көз. - Әйе балалар, көз җитте. Көз көне кояш та була, яңгыр да ява, кар да яварга мөмкин.
  • «Фонетика. Гласные и согласные звуки»Предмет: русский язык Класс: 5 Тема урока: Фонетика. Гласные и согласные звуки Цель урока: - создать условия для усвоения обучающимися теоретических сведений о гласных и согласных звуках, их образовании, отличии от букв. Задачи урока: - дать общее понятие о фонетике как разделе науки о языке, показать роль звуков в словах, их образование; - развивать умение различать буквы и звуки, творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности; умения планировать и корректировать свою работу, строить грамотные высказывания; - воспитывать интерес к предмету через групповую форму работы, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося. Тип урока: урок усвоения новых знаний
  • Планирование урока по русскому языкуТема. Основные цели обучения Формы работы, используемые при активном обучении Модули программы Результаты обучения Оценивание, включая оценку в целях обучения Включая всех Основ ные ресурсы Местоимение. Обобще ние и систематизация знаний учащихся Ученики делятся на группы, составляют правила работы, систематизируют знания по теме, изучают текст, выполняют задания к нему, разрабатывают критерии оценивания, делятся идеями способом Двойной д... Среднесрочное и краткосрочное планирование Урок русского языка в 7 классе по теме Местоимение Краткосрочное планирование Тема урока: повторение по теме Местоимение. 7 класс Ссылки: календарный план, учебник, текст, таблица Цели:систематизировать знания учащихся о местоимении как части речи, разрядах и правописании местоимений; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки, речевую грамотность учащихся Результаты обучения: умение определять роль местоимений в тексте, формирование речевых навыков употребления местоимений; способствовать углублению знаний по русскому языку; сформированность пунктуационных и орфографических навыков; пополнение словарного запаса; воспитание бережного отношения к природе Ключевые идеи: развивать и активизировать познавательную деятельность, критическое мышление, совершенствование навыков сравнения,синтеза, анализа, дедукции. Ресурсы: слайды,таблица, интерактивная доска, иллюстрации, видеоролик. Ход урока Действия учителя Время Действия учеников Приветствие.Психологический настрой. Деление на группы 2 Ученики становятся в круг, говорят аффирмации. Делятся на 3 группы Вызов. Чтение текста. Вопрос: как можно заменить слова, которые часто повторяются? Замените. Как называются такие слова? 3 Слушают, отвечают на вопрос, заменяют слова на интерактивной доске. Взаимопроверка. Отвечают на вопрос: Местоимения Вых...
  • Перспективно-тематическое планирование элективного курса «Современная литература»Перспективно-тематическое планирование элективного курса Современная литература вместе с рабочей программой элективного курса являются частью учебно-методического комплекса авторского элективного курса Современная литература.Перспективно-тематическое планирование расчитано на 394 аудиторных часа. Предусмотрен итоговый контроль в форме дифференцированного зачета, а также ряд рубежных контрольных работ. В перспективно-тематическом планировании элективного курса выделяются разделы: 1) Тема и с...
  • Творческое задание для итоговой диагностики в журналистикеЭти задания проверяют усвоение учащимися изученному в направлении Журналистика в течение первого года обучения.Особое внимание уделяется умению грамотно выражать свои мысли , не допуская речевых ошибок, в том числе фактических, этических.Несколько заданий направлено на правку данного текста, что важно при написании очерков, статей в газету.Знания о большом разнообразии лексических, грамматических, энциклопедических словарей , умение пользоваться ими также подлежит проверке. Ученики должны зн...
  • Рабочая программа элективного курса «Современная литература»Рабочая программа элективного курса является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответств.ии с ФГОС по профессиям НПО 110800.02 Тракторист-машинист с/х производства, 260807.01 Повар, кондитер, 190631.01 Автомеханик Программа элективного курса призвана обеспечить наиболее полное представление учащихся о направлениях и тенденциях развития современной отечественной литературы. Хронологические границы изучаемой в рамках элективного курса литературы – 1980-2013 гг. (включая произведения Вен. Ерофеева, А. Битова, А. Соколова, созданные в конце 1960-1970-х гг., но вошедшие в русскую литературу только в конце 1980-х гг.).
  • Мастер-класс «Дебаты как активный метод обучения»Материал мастер-класса помогает в понимании роли дебатов как активного метода обучения на уроке литературы.Использование метода дебатов помогает учителю в формировании таких важных для развития ученика качеств, как умение работать в команде, умение слушать и слышать, отслеживать речь товарищей и свою речь (учитывая важность проявления всех признаков правильной речи: информативности, грамотности, красоты, логичности, , уникальности, лаконичности).Кроме того, дебаты - это важное условие для фо...
  • К обобщающему уроку по теме «Деепричастие»УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА по теме Деепричастие как особая форма глагола. Обобщающее повторение 1. Тема и номер урока в теме Деепричастие, урок 10 2. Базовый учебник Русский язык, 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.Львова, В.И.Капинос и др. 3 Цель обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и деепричастном обороте, содействовать развитию устной и письменной речи. 4 Задачи: 1. Обучающие: 1. закрепление сведений о деепричастии и пунктуации деепричастно...
  • РазработкаВ качестве одного из оснований обновления российского образования сегодня выдвигается компетентностный подход. Введение в теорию и практику обучения русскому языку понятия компетенция – закономерное осмысление целей и содержанаия обучения русскому языку в школе, критериев овладения учащимися русским языком. Главная задача обучения состоит в том, чтобы процессы освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладения основными нормами литературного языка, формирования умения... В стандартах основного общего образования подчёркивается особая роль формирования коммуникативной компетенции, т.е. способности к реальной готовности к общению, адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Коммуникативная компетентность рассматривается как один из факторов, способствующих адаптации учеников к жизни, самореализации в сложных социально-экономических условиях. 2. [1] В связи с изменением концепции преподавания русского языка, изменилось и содержание работы по формированию коммуникативной компетенции: значительно усилена речевая направленность в изучении грамматических тем курса, больше внимания уделяется совершенствованию всех видов речевой деятельности. Но по-прежнему одним из самых сложных в работе учителя – словесника остаётся выбор дидактического материала – обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью не только над изучаемым языковым явлением, но и над смыслом, который несёт предложенный текст. В связи с этим трудно переоценить роль краеведения. Как показывает опыт, уроки с привлечением краеведческого материала создают положительную мотивацию учащихся и обеспечивают связь с речевой жизненной практикой. Мы решили использовать этот фактор и представить целенаправленно и системно отобранный краеведческий материал для организации речевой деятельности учащихся на уроках русского языка в 6-ом классе. Это и является целью данной методической разработки. Задачи: 1) установить связи между изучаемым языковым явлением и краеведческим материалом; 2) обеспечить единство воспитательных, образовательных и развивающих целей в предъявлении требований к отбираемому материалу; 3) продумать приёмы организации речевой деятельности учащихся в аспекте краеведения с учётом совершенствования всех её четырёх видов (слушания, говорения, чтения, письма); 4) разработать коллективные, индивидуальные и групповые задания с учётом аспектов краеведения; 5) отразить аспекты краеведения в рабочих планах по русскому языку в 6-ом классе; 6) выявить новые формы работы. Планируемым результатом обучения должно стать овладение учащимися речевой деятельностью, всеми четырьмя её видами (слушанием, говорением, чтение, письмом) и развитие речемыслительных, интеллектуальных и творческих способностей каждого ребёнка. Культура слова, свободное и правильное владение речью в различных сферах речевого общения помогут в дальнейшем учащемуся почувствовать себя востребованным в родном городе, стать успешным в социуме. [1] 1. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе. – М.: Дрофа, 2004. – с. 21. 2. Калмыкова И.Р. Особенности преподавания русского языка в 2006 -2007 учебном году в условиях введения новых стандартов и БУПов.– Ярославль: Ремдер, 2006. – с 11
  • Дефис между частями слова в наречияхРебята, сегодня мы с вами продолжаем изучать наречия. Давайте, познакомимся с целями нашего урока. Цели урока:1. Повторение орфограммы дефис в словах разных частей речи.2. Знакомство с условиями написания наречия через дефис.3. Формирование:- умения определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях;- умения отличать наречия от других частей речи.Задачи урока.Учебные:а) закрепить сведения о правописании орфограммы дефис в словах разных частей речи, полученные учащимися ранее;б...
  • «Всегда ли есть место в жизни подвигу!» (Подготовка к написанию проблемного очерка)Цели: 1. Выработка орфографической грамотности. 2. Формирование навыков рассуждения по поставленной проблеме. 3. Выработка навыков ведения дискуссии по проблеме. 4. Формирование навыков построения текста публицистического характера. 5. Воспитание гражданской позиции в подростках. 6. Развитие речи учащихся..Оборудование: - учебник Русский язык. Текст. Стили речи под редакцией Рыбченкова, Власенковой и др.; - Толковый словарь Ожегова; - Сборник текстов для изложений. М., Просвещение, 1992, с.16. Ход урока: 1. Мотивация учебной деятельности. Учитель: В современном мире множество проблем, решение которых требует вмешательства молодёжи. Главное, чтобы молодые люди видели эти проблемы и умели в них разбираться, - сказал однажды на встрече с работниками образования Борис Немцов. Сегодня на уроке мы попытаемся выделить ряд проблем, волнующих современную молодёжь, то есть вас, и подготовимся к написанию очерка проблемно-дискуссионного характера. А пока предлагаю вам объяснить правописание и значение записанных на доске слов.
  • Интегрированный урок» Англицизмы в русском языке»Цель данного урока-проанализировать роль англицизмов в русском языке, показать оправданность и неоправданность заимствований из английского языка в русскую речь и продолжить работу над речевой культурой, воспитывать бережное отношение к родному языку.Форма урока-получение новых знаний с элементами семинара.Урок насыщен интересными теоретическими сведениями,используются различные формы работы с учащимися -поисковые, наблюдение, работа со словарями, игровые формы. Учащиеся в конце урока должны сде...
  • Интегрированный урок по теме «Мы -вместе» история+литератураУрок проведен в рамках технологического проекта Мы-вместе, посвящен присоединению к России Крыма. рассматривается единая история народов, как это отразилось в развитии литературы, искусства. Отрабатываются навыки написания сочинения, приведения аргументов к сочинению.Урок начался с гимна России и обращения президента В.Путина к Федеральному собранию о присоединении Крыма к России. На уроке были использованы материалы из интернета, критической и исторической литературы. Итогом урока стал вывод...
  • ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫНовое время определяет новые цели образования. И можно с уверенностью сказать, что использование в работе интерактивных технологий – это уже веление времени. Но что же означает термин интерактивное обучение? Само слово интерактив образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. Это значит, что слово интерактивный будет означать способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Таким образом, интерактивное обучение — это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.
  • ИКТ на уроках русского языка и литературыТрадиционная система обучения, ориентирующаяся в основном на деятельность учителя и отводящая ученику роль пассивного преемника передаваемого ему социального опыта, не в состоянии обеспечить достижение современных целей образования. Новое время выдвинуло в качестве приоритета в области образования - формирование компетентной личности, готовой к самостоятельной жизни. Сегодня недостаточно наполнить голову ученика массой информации и затем проверить ее усвоение, невозможно ребёнка обучить всему... Информационно коммуникационные технологии (ИКТ) — это технологии, связанные с созданием, сохранением, передачей, обработкой и управлением информацией. Этот широко используемый термин включает в себя все технологии, используемые для общения и работы с информацией. Под этими технологиями подразумевают компьютеры, сеть Интернет, радио-и телепередачи. В педагогике, это специальные программные и технические средства для работы с информацией (кино, аудио – и видео средства). Использование этих средс...
  • Урок по развитию речиурок русского языка по развитию речи в 7 классе. все нормы урока выдержаны. урок составлен в соответствии с требованиями к уроку. урок имеет место в системе уроков и соответствует рабочей программе.существует последовательность этапов уроков. наблюдается готовность класса к уроку. дети легко вовлекаются в урок. активно участвуют на протяжении всего урока. самостоятельно составляют план рассказа. делят текст на части. дают название тексту. обращается внимание на написание новых слов. разнообразны...
  • Урок по русскому языкуЦели: ПРЕДМЕТНЫЕ: - Познакомить со способом подбора однокоренных слов; - Формировать умение подбирать однокоренные слова; - Развивать орфографическую зоркость. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:Развивать умение формулировать цели своей деятельности;Развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности; Развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез; Развивать коммуникативные навык...
  • Исследовательская работа: «Влияние поэзии Пушкина на современную отечественную поп-культуру»Не скроем, в названии проекта есть провокационный момент, задачей которого было привлечь внимание к вопросу. Вот все кричат: попса, попса! А что это такое, никто не знает и каждый подразумевает что-то свое – чаще ругательное. Большинство обывателей считает это слово синонимом бездарности, пошлости и отстоя. Мол, это искусство для массового потребления, то, что, по уже ставшим классикой определению Артемия Троицкого, хавает people? Правильно ли считать доступное для большой массы людей искусс...
  • Урок «Гласные в суффиксах существительных -ЕК, -ИК»На первом этапе-определение темы и постановка задач-я использовала такие методы:эвристический, проблемный, актуализация опорных знаний.на втором этапе-развивалось критическое мышление через чтение и анализ.На третьем этапе-можно было увидеть уровень осознанности и прочности знаний.Составление самостоятельно алгоритма развивает творческие возможности учащихся, критическое, логическое мышление, даёт возможность проверить способность применения знаний в нестандартной речевой ситуации.На этапе рефле...
  • ЗВЕЗДЫ В НЕБЕ МНЕ ВИДНЫКонспект внеклассного мероприятия посвящен жизни и творчеству великого татарского поэта Габдулле Тукаю. В простой и доступной форме рассказывается о его детстве, юности и годах скитания. Также идет постоянное обращение к стихам и поэмам поэта. Так как материал может быть использован как для урока начальной школы, так и для учащихся среднего звена, в конспекте представлена викторина по сказкам Габдуллы Тукая, что, несомненно, интересно детям этого возраста. Конспект может быть использован и на у...
  • Игра «За семью печатями» о жизни и творчестве М. В. Ломоносовагероя. За семью печатями (урок-игра по жизни и творчеству М.В. Ломоносова) Жизнь нашего героя – постоянная тяга к знаниям. Он так хотел учиться, что с рыбным обозом отправился в Москву, поступать в Славяно-греко-латинскую Академию, выдав себя за сына священника, так как детей его происхождения в Академию не принимали. По социальному положению он был, как герой сказки Иван, победивший Чудо-юдо. Назовите социальное происхождение нашего героя.Как лучшего студента нашего героя отправили продолжать обучение за границу. Он учился в стране, которая в то время была раздроблена... Мы узнали, что наш герой был из крестьянской семьи, родом с севера России, из Холмогор, учился в Москве и Германии; занимался физикой, химией, астрономией, языками, писал стихи. В его честь назван город в Ленинградской области. Назовите имя нашего героя.
  • ГомерикиИнтегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Гомерики (фанфики по мотивам поэм Гомера Илиада и Одиссея) Тихонова Анна Анатольевна, ГБОУ школа №555 Белогорье, Санкт-Петербург Цели: 1.Познакомить с новым стихотворным размером – гекзаметром. 2.Закрепить понятие о повествовании как типе речи. 3.Обобщить знания о греческом пантеоне. 4.Научить писать фанфики. Ход урока. 1.Вступительное слово учителя. На уроке литературы мы говорили о Гомере, его поэмах Илиада и Одиссея и их переводах на русский язык. Сегодня мы вспомним богов, упомянутых у Гомера, и попробуем сами сочинить историю из жизни богов и героев. 2.Составление таблицы. Вспомним, за что отвечал каждый из олимпийцев, и запишем это во вторую колонку таблицы, данной на доске. Боги Функции Зевс Гера Посейдон Гефест Афина Афродита Арес Гермес 3.Проверка домашнего задания. Кроме богов в поэмах Гомера действуют и герои. К этому уроку вам нужно было выписать из текста эпитеты, употребленные рядом с именами Ахилла (быстроногий), Гектора (шлемоблещущий), Одиссея (многоумный). 4.Работа над сочинением эпитетов. В чем особенность этих трех эпитетов? (многокорневые) Давайте попытаемся придумать подобные эпитеты-характеристики к современным персонажам и предметам (в круглых скобках примеры ответов учеников 6-в класса) Отличник (сильномудрый, книгознайный), двоечник (слабомыслящий, двойкополучающий), первоклассник (мелкорослый, малознайный), старшеклассник (вышешкафный, длиннонебесный, высокостарый), завуч (строгосмотрящий), дневник (оценконосительный), доска (зеленострашная). 5.Сочинение сюжета. Какие ситуации в школе могут стать основой наших историй? (зачёт по физкультуре, очередь в столовой, первоклассник первый день в школе, сбор макулатуры, подсказки, шпаргалки) Кто из героев может принять участие в этих событиях? (Геракл, Одиссей, Ахиллес, Елена) Кто из богов и чем может помочь? 6.Составление примерного плана. Какой тип речи будет нами использоваться? (повествование) Каков план текста-повествования? (завязка – развитие действий – (кульминация) – развязка) Что послужит завязкой для вашей истории? Понадобится ли вам экспозиция? Что мы называем кульминацией? Где может располагаться кульминация? Какие слова-связки помогут сцепить текст? 7.Работа над понятием гекзаметр. Обратимся к учебнику литературы и найдем определение гекзаметра. Размер стиха, в строках которого шесть раз повторяется группа из первого ударного и двух безударных слогов (дактиль). Запишем в тетради строку из поэмы Гомера и отметим снизу шесть дактилей. Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос. Какие ощущения возникают при чтении таких строк? (спокойствие, плавность, торжественность, важность) 8.Работа в парах. Выберете понравившийся сюжет и подумайте, кто из богов и героев примет в этих событиях участие. Попробуйте записать свою историю гекзаметром, для проверки сверяйтесь со строкой, записанной в тетради, или отсчитывайте под своей записью дактили. 9.Афиширование работ. 10.Домашнее задание. Дописать индивидуально свои тексты, соблюдая стихотворный размер – гекзаметр и тип речи повествование. Примеры работ учеников 6-в класса: Вновь опоздал на урок первоклассник к Афине. Мудрую богиню его опозданья достали. Послала она его заучу грозному - богу. Арес поругал его так, что он не опаздывал больше. (Волкова Александра) После урока усталые боги спустились на первый этаж. В столовой огромная очередь, Ареса она разозлила. Войну объявил кровожадный Арес всем стоящим, Бился с Гераклом, Ахиллом и Гектором сразу. Трое героев сумели сразить даже бога. Дружба поможет всегда пирожок вам купить! (Баранова Владислава) Сидели за партами боги небесные долго, Учились, трудились они, передышки не зная. Но вот перемена настала, потоки богов Вырвались вниз и широкой толпою В столовую все устремились. Встали все в длинную очередь часика этак на три. Стал прорываться вперёд многосильный Геракл, Сквозь смертных и нет он бежал до буфета. И вот уж прорвался. Почти впереди. Не судьба. Звонок прозвенел, и столовая снова закрыта. И вновь на урок не бегут, а ползут и герои, и боги, Снова страдать от задач на голодный желудок. (Коршунова Полина)
  • Рабочая программа по русскому языку и планированиеПояснительная записка. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе сборника рабочих программ Школа России ( авторы: С. В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М. В. Бойкина, С.И. Волкова, В. Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л.Ф. Климанова, М.И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С.В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова. ) Издат... Предмет Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета Русский язык в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Программа направлена на реализацию средствами предмета Русский язык основных задач образовательной области Филология: — формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; — развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; — развитие коммуника­тивных умений; — развитие нравственных и эстетических чувств; — развитие способностей к творческой деятель­ности.
  • Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»Урок разработан в соответствии со стандартами второго поколения. В начале урока ученики самостоятельно сформулировали тему, задачи и цели урока. Учащиеся самостоятельно подготовили сообщения о любимых поэтах, выразительно читали стихотворения. Дети инсценировали отрывки из произведений, задавали друг другу вопросы по заданной теме. Учащиеся работали в парах,старались доказать свою точку зрения. В конце урока был проведен тест по данной теме. учащиеся самостоятельно сделали выводы, подвели...
  • Доклад «Развитие книжной цензуры в России»Доклад Развитие книжной цензуры в России. Рекомендуется студентам первых курсов Журналистики и Издательского дела и редактирвоанияДоклад Развитие книжной цензуры в России. Рекомендуется студентам первых курсов Журналистики и Издательского дела и редактирвоанияДоклад Развитие книжной цензуры в России. Рекомендуется студентам первых курсов Журналистики и Издательского дела и редактирвоанияДоклад Развитие книжной цензуры в России. Рекомендуется студентам первых курсов Журналист...
  • Урок русского языка по теме «Наркомания - это проблема одного человека или всего общества?»Урок по теме Наркомания - это проблема одного человека или всего общества? актуален в наше время. Учащиеся переходного возраста не любят никаких нравоучительных бесед, поэтому выбор предметно-речевой темы был не случаен.На данном уроке мы повторяем сведения о видах подчинительной связи в словосочетаниях, строение предложений, сведения о типах, стилях речи.Привлечь внимание девятиклассников к вопросу сохранения здоровья, ведения здорового образа жизни предлагаю творческими заданиями (написать ...
  • Урок по русскому языку «Спряжение глаголов»В своей педагогической деятельности мы сталкиваемся с проблемой: как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Учителя, как правило, осуществляют индивидуальный подход к каждому ученику, учитывают особенности учащихся, однако иногда ограничиваются лишь дифференциацией заданий в зависимости от уровня их успеваемости. Такие задания, конечно, необходимы. Обычно они практикуются тогда, когда у учащихся уже отмечается отставание, иначе говоря, индивидуализация рассмат...
  • Рассказ Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»На уроке будет вестись разговор о гуманности человека, о помощи другим людям, будем развивать навыки анализа художественного произведения, воспитывать чувство уважения, деятельного сострадания к человеку. Понять красоту человеческой души, научиться понимать друг друга, вовремя прийти на помощь человеку, подарить радость и самому ощутить людское участие, - что может быть важнее всего на свете? Не это ли делает человека счастливым?Ключевыми словами на уроке будут вопросы нравственности: добро, ...
  • Реферат по литературному краеведению «Тверской край в творчестве А. Ахматовой»Материал по литературному краеведению Тверской край в творчестве А. Ахматовой поможет преподавателям литературы в подготовке уроков, посвященных жизни и творчеству великой поэтессы.Среди огромного количества стихов А.Ахматовой есть такие, которые написаны в Слепнево или об этих местах. Слепневом называлась небольшая усадьба, стоявшая близ одноименной деревни Новской волости Бежецкого уезда Тверской губернии. Именно здесь создавались самые лучшие стихи, здесь мечталось, любилось и верилось...Да...
  • Синтаксис. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточнымиЦель: сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.Ход урока:1.Организационный момент2. Объяснение новой темы:В СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида:1) последовательное подчинение,2) параллельное подчинение,3) однородное подчинение.Последовательное подчинение При последовательном подчинении образуется цепочка пре...
  • Сабақтың тақырыбы: Шешендік өнер1 Тақырыбы және қысқаша мазмұндамасы: Сабақтың тақырыбы.:Шешендік өнер.Сабақта қойған мақсатым : қазақ өнерін әлемге танытқан шешендік өнер туралы мәлімет беру. Оқушыларды адамгершілікке, әділеттікке, мейірімділікке баулу. Ойлау қабілеттерін дамыту.Сабақтың әдісі: Сөздік әдісі, көрнекілік әдісі, баяндау әдісі.Сабақтың түрі: Жаңа сабақ түсіндіру, қайталау, СТО,Сабақтың көрнекілігі: асық, ойын,сызба, сурет,интерактивтік тақта.Сабақтың барысы:1.Ұйымдастыру кезені.2.Үй жұмысын тексеру.3.Өткенді қай... Оқушылардың пәнге қызығушылығы жақсы. Оқушылар ойын толық баяндай білді.Сабақ мақсатына жетті.
  • Жоспар. (математикалық-жаратылыс 3сынып2013-2014 оқу жылында ҚР орта білім беру ұйымдарында оқыту ҚР Үкіметінің 2012 жылғы 23 тамыздағы №1080 қалысымен бекітілген ҚР мемлекеттік жалпыға міндетті білім беру стандарты негізінде және ҚР Білім және ғылым министрінің 2013 жылғы 3 сәуірдегі №115 бұйрығымен бекітілген оқу бағдарламалары сәйкес әзірленді.Бастапқы орташа игерім -А1 - 1сыныпБастапқы толық игерім А1,1- 2 сыныпБастапқы жетік игерім А1,2 - 3 сынып А2 - 4 сынып.Бұл күнтізбелік -тақырыптық жоспар мұғалімдерге көмек ретінде ұсынылып...
  • Тест по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Контрольная работа по литературе проводится после изучения повести А. С. Пушкина Капитанская дочка и предполагает контроль за усвоением содержания произведения, овладением понятиями по теории литературы, проверку умения анализировать отдельные эпизоды повести.Тест проводится в письменной форме, время выполнения – 45 минут. Тестовая работа по литературе состоит из трех частей. Каждая часть сбалансирована по уровню сложности проверяемого учебного материала.Первая часть теста проверяет знание с...
  • «Котлован» А. П. ПлатоноваДанная проверочная работа может быть использована на уроках литературы в 11 классе после изучения жизни и творчества Андрея Платонова, после анализа его повести Котлован, по праву считающейся самой мыслеёмкой, загадочной. Вопросы отражают мощный художественный дар писателя - плотность повествования, колоссальную свободу в языковой стихии русского языка, универсальность обобщения на уровне одной фразы текста. Такой вид работы позволит проверить знания содержания произведения, язык и стиль писат...
  • Эссе «Воспитание для всех»Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий… Ю. Рюриков В Толковом словаре русского языка Владимира Даля читаю: “Воспитывать – заботиться о вещественных и нравс...
  • Конспект урока «Секреты письма»Данное занятие предлагается провести в 5 классе или в 6 классе. Фактически сценарий такого урока может быть использован на любом этапе изучения русского языка с 5 по 7 класс. В таком случае содержание урока будет изменено по усмотрению учителя согласно этапу изучения русского языка. Данный урок способствует возрождению традиций эпистолярного жанра: обучающиеся в игровой форме получают навыки правильного написания письма. Урок позволяет развивать умение излагать свои мысли связно и аргументиро... Тренировочные задания направлены на поэтапное овладение опытом языковой деятельности – от репродуктивной по образцу до самостоятельной и творческой. Работая над образцами писем, дети могут опираться на конкретные команды, определяющие характер содержания действий.
  • Воспитание национального самосознания дошкольников в полиэтнической среде детского садаЗавтра начинается сегодня- это высказывание точно выражает сущность дошкольной педагогики и объясняет, почему вопрос воспитания национального самосознания доступен детям дошкольного возраста. Современная образовательная ситуация в Казахстане требует внедрения в практику работы инновационных моделей. В связи с этим, проблема воспитания национального самосознания дошкольников в полиэтнической среде, становится более чем актуальной. Что это, дань моде или практическая необходимость? Вывод очевиден. В настоящее время, в эпоху глобализации, когда обособленное существование разных народов и культур стало практически невозможным, когда переосмысливаются цели и задачи образования ...
  • Как преодолеть учебные затруднения у ребенка при овладении русским языкомВыступление для родителей содержит очень интересные пути преодоления наиболее часто встречающихся учебных затруднений у школьников по русскому языку, которые были предложены Дзятковской Е.Н. в методическом пособии для учителей и родителей Как преодолеть учебные затруднения у ребенка. Все нарушения подразделены на группы, подробно описаны способы помощи ребенку, даны инструкции (алгоритмы). Прослушав данный материал, родители самостоятельно смогут проанализировать письменные работы своих детей ...
  • С. Торайғыров «Шәкірт ойы»С.Торайғыровтың Шәкірт ойы өлеңін оқытудағы шығармашылық ізденістер. Сабақ жоспары Сабақтың тақырыбы: С.Торайғыров Шәкірт ойы Сабақтың мақсаты: А) Білімдік мәні: С.Торайғыровтың Шәкірт ойы өлеңін мәнерлеп оқытып, талдату, мағынасын ашу, өз ой-пікірін айтқызу. Ә) Тәрбиелік мәні: Өлең арқылы адамгершілікке, мейірімділікке баулу, оқу – білімнің маңыздылығын ұғындыру, еңбексүйгіштікке тәрбиелеу. Б) Дамытушылық мәні: Түйінді ой айтуға, ойды қорытып, жеке пікірін айта білуге жетелеу, шығармашылыққа баулу. Сабақтың типі: Прак...
  • Глагол как часть речиУрок проведен с применением технологии Развитие критического мышления. Соблюдены основные этапы, при использовании данной технологии Вызов, Осмысление, Рефлексия. Урок расчитан на учащихся 5 класса, но при учитывании возможностей учащихся можно использовать и в 4 классе. Основные цели: Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации. Развивать умения учащихся:- самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; - работать в парах; группах. Развитие ...
  • «Интегрированные уроки гуманитарно-эстетического цикла как средство духовно-нравственного становления школьников»Материал реферата Интегрированные уроки гуманитарно-эстетического цикла как средство духовно-нравственного становления школьников рассматривает интеграцию предметов гуманитарного цикла как способ повышения инновационной культуры педагогов, особенности построения и проведения интегрированых уроков, а также акцентирует внимание на интеграцию в рамках преподавания литературы в школе.Интегрированный урок позволяет осуществить мечту, решая целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиц...
  • Б. Момышұлы Қарлығаштың құйрығы неге айыр?Б.Момышұлы. Қарлығаштың құйрығы неге айыр? (Ұшқан ұя романынан үзінді) Сабақтың мақсаты: Білімділік: Ертегінің мазмұнымен оқушыларды таныстыру, тілдерін жаттықтыру. Әрбір сөздің мән-мағынасын ажырату, сөздік қорын молайту. Жаңа білімді деңгейлік тапсырмалар арқылы меңгер Дамытушылық: Оқушылардың сөздік қорын молайту, сөйлеу мәдениетін дамыту, өз пікірлерін айтуға дағдыландыру. Тәрбиелік: Табиғатты аялау, қоршаған ортаны қорғау, мейірімділікке тәрбиелеу, ауызекі сөйлесуге үйрету. Сабақтың әдісі: Баяндау, сұрақ-жауап, сурет, тірек-сызбалар. Көрнекіліктер: түрлі-түсті суреттер, сөздік, Б.Момышұлы туралы жазған жазушылардың шығармалары, мақал-мәтелдер, буклеттер, Б.Момышұлы суреттері, қарлығаш, жылан, басқа жәндіктердің суреттері. Пәнаралық байланыс: орыс тілі, орыс әдебиеті, қазақ әдебиеті, дүниетану.
© 2010-2018