Русский язык и Литература

  • Обобщающий урок по теме «Лексика и фразеология»Урок построен в форме путешествия на корабле по континентам, где проводились или будут проводится Олимпийские игры. На каждом континенте учащиеся выполняют оригинальные задания российских олимпийских чемпионов разных годов, в частности Олимпиады-2014 в Сочи. На уроке использованы современные технологии такие как: построение кластера, составление синквейна, групповая технология и оригинальное творческое домашнее задание. Кроме того урок сопровождается красочной презентацией, которая сопровождаетс...
  • 1 Мая - Праздник единства народа КазахстанаИстория праздника 1 Мая, Дня солидарности трудящихся, начинается с июля 1889 года. Тогда Конгресс II Интернационала принял судьбоносное решение о ежегодном праздновании всем мировым пролетариатом этого священного дня в память о героической борьбе американских рабочих в Чикаго против капиталистов и эксплуататоров. Коммунисты впервые отметили 1 Мая в 1890 году в Варшаве. В советское время 1 Мая, ставший фактически государственным праздником, любили не столько за солидарность с рабочими всего мир...
  • Программа по русскому языкуРабочая программа учебного предмета Русский язык Составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы . Автор-составитель - С.И. Львова (пояснительная записка, содержание учебного материала,контрольные измерители, национально-региональный компонент, требования к уровню подготовки учащихся, критерии и нормы оценки знаний учащихся, критерии оценки проектной работы учащихся, тематическое планирование, поурочное планирование, список литературы для учител...
  • Мятежная душа в постылом мире?Данный урок разработан по творчеству М.Ю.Лермонтова на тему Мятежная душа в постылом мире? Урок построен в соответствии с новыми стандартами. Учащиеся знакомятся со стихотворениями Лермонтова, анализируют поэтические тексты, сравнивая их с собственными иллюстрациями или иллюстрациями известных художников; работают с фрагментами литературоведческих статей, записывая выводы в тетрадь; работают с литературоведческими терминами; сочиняют ...
  • Кроссворд по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»На уроках литературы я использую проверочные работы нетрадиционного вида:тесты, кроссворды и ребусы. В каждом художественном произведении выделяю художественные детали, название, фамилия автора, которые могут быть положены в основу кроссвордов. Такие проверочные работы не занимают много времени на уроке, помогают учителю получить информацию, насколько внимательно прочитан текст обучающимися, а от учеников требует тщательной подготовки к проверочной работе. Это нравится ребятам и разнообразит у...
  • КАКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАВИТ М. Ю. ЛЕРМОНТОВ В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»?“Герой нашего времени” — первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В нём органически сочетаются социально-психологическая проблематика и нравственно-философская, острый сюжет и беспощадный самоанализ героя, философские размышления и необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека. Основные проблемы, которые поднимает автор: проблема смысла ж... Неизбежная скука порождает неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, не приносили счастья. Часто Печорин манипулировал чувствами других, не думая о том, что причиняет им боль. Так произошло с Бэлой и с княжной Мери. Эта участь коснулась и Веры, единственной женщины, которая по-настоящему любила и понимала его. В чем же причина жизненной неприкаянности героя? Он не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Печорин не умеет любить, потом... Его жизнь - “ровный путь без цели, за которым последует закономерная смерть. Неудовлетворенность жизнью заставляет его искать этой смерти. Это чувство неудовлетворенности своей судьбой было присуще всему поколению”. Печорин говорит о своей судьбе: “Я был готов любить весь мир, - меня никто не любил, я выучился ненавидеть”. Сама жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом, Печорин не признает ни христианских добродетелей, ни нравственных устоев общества. Через весь роман лейтмотивом проходит проблема судьбы. Пусть рок, играя с его жизнью, ломает планы героя, но, по убеждению Печорина, человек никогда не должен изменять себе. И смысл жизни этот герой видит в противоборстве фатуму, в борьбе с ним. Отсюда вытекает и отношение Печорина к окружающим людям. Они для него – всего лишь пешки в опасной игре с судьбой. Поэтому герой так равнодушен и холоден к чужим страданиям и слезам. В Печорине отразилась характерная черта жизни общества 30-ых годов 19... И если философия – это искусство, то творчество Лермонтова – философия, размышления, опыт, которым он поделился с читателями.
  • Урок по литературе Алтайского края на тему М. Мокшин Мне мать открыла истину простую. .. . Доброта как основа человеческих отношений Данная работа является конспектом урока по литературе Алтайского края для учащихся 6 класса. Материал урока расширяет читательский кругозор школьников. Знакомство с жизнью и творчеством поэта - земляка способствует приобщению учащихся к духовной культуре родного края. Основное содержание урока - это анализ стихотворения, в ходе которого развивается умение понимать лирическое произведение, определять роль изобразительно - выразительных средств языка. Урок помогает сформировать у учащ...
  • Проект «» Қыстайтын құстарТүсінік хат Адам – табиғаттың ажырамас бөлігі. Табиғат пен адам қатар ұғым . Адамсыз табиғат, табиғатсыз адам өмір сүруі мүмкін емес. Адам табиғатты қасиет тұтады. Табиғат - тіршіліктің құт-берекесі. Табиғатты қорғау міндетіміз. Қазіргі кезде экология мәселесі нашарлап кетті. Экологияны қорғау, табиғатты сақтау қазіргі жастардың қолында. Табиғат – баланың ақыл-ойының балалық деңгейден нақты түсініктер бойынша қалыптасқан жоғары деңгейге жеткізетін қор болып табылады. Табиғатты танып, білу - мектепке дейінгі жастағы баланың бойында табиғатпен әстетикалық қарым-қатынас жасаудың базасын құрайтын экологиялық тәрбиені бере отырып, сонымен бірге оны қорғай, аялай білуге үйретеді. Қазіргі уақытта жас ұрпақтың жеке тұлға болып қалыптасуына ізгілік, ғылымилық, жүйелілік ұстанымдарына негізделген үздіксіз экологиялық білім беру жүйесін құ... Ғажайып құбылысқа қарай тұрып және ол туралы тыңдай жүріп адам дами түсінеді. Сұлу бейнелерден біз сұлу, яғни жақсы ойларға берілеміз. Ал сұлу өмірден – абсолюттік сұлулыққа көшеміз деді Абай 38-қара сөзінде. Қоғамымызда болып жатқан әлеуметтік-экономикалық өзгерістер мен еліміздің білім беру саласының әлемдік білім кеңістігіне шығуы - білім беру саласында, соның ішінде мектепке дейінгі тәрбиелеу мен оқытуға уақыт талабына сай өзгерістер енгізуді талап етіп отыр. Бізді қоршаған табиғаттың... Құстар – табиғаттың көркі! Құстар өзгеше болып жаратылған құбылыс иесі. Бейне біздің аспан Әлеміндегі қорғаушымыз сияқты. Сияқты емес солай да. Себебі көк аспан олардың туған мекені. Көкті құссыз, құсты көксіз елестету қиын. Біздің көгімізде құстар сайрап жүрсе, жердегі адамдар да тыныш, бейбіт өмір сүре алады. Біз көкке қарағанда көзіміз ең әуелі ұшқан құсқа түседі. Көп жағдайда күйкі тірлікпен олардың тыныс - тіршілігіне мән беріп, тіпті көкке көз тастап, бір де қарамаймыз. Ал, олардың көкте ... Құстарға қызығып қарамау мүмкін емес. Өйткені құстар әуезді сайрағыштығымен, сымбатты да сұлу, алуан түрлі сыртқы бейнесімен орманның, саябақтардың, шалғындардың сәнін келтіреді. Құс атаулының бәрі пайдалы. Құстардың қайсысын болса да қорғау керек. Құстардың саябаққа, бау-бақшаға, егістіктер мен бақтарға үйірілуіне мүмкіндік жасап, ұсақ құстарға жем шашу, жазда ұялайтын үйшіктер дайындау арқылы қамқорлық жасау — табиғатты көркейтіп, құстарды аялай білудің негізгі шарты. Құстардың ұясын бұзып, жұ...
  • Доклад на тему «Личностные качества и профессионально-педагогические компетенции учителя при работе с одаренными детьми»Одаренность-это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком необычных, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.Методологические принципы современной педагогики и психологии:ü Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет вы...
  • «Занимательная стилистика»Занятие называется Мы постигаем секреты статьи. Статьи существуют в реальной речевой практике, и понимание, овладение её секретами может встретиться и пригодиться в жизни. Цель занятия:развитие личностных качеств подростков,активизация жизненной позиции,развитие умения точно и полно выражать свои мысли, развития умения работать в группе. Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера Гегель.
  • Интегрированный урок «Марк Твен и его герои»Молодцы! Мы очень рады, что вы знакомы с главными героями повести. А сейчас давайте определим главные черты Тома Сойера и Гека Финна ( слайд 10) Для этого мы заполним таблицу, работаем в парах. В первой графе вы видите название эпизода, который должны будете вспомнить, во вторую графу вы записываете черты характера героев, которые проявляются в данном эпизоде, а в третьей графе вы записываете эту черту характера на английском языке. С.В.- Let’s play! You can see some cards you must describe Tom Sawyer and his friend. (звучит музыка). Are you ready…? Begin, will you! C.C.- Молодцы! Работаем дальше. Проверить насколько хорошо вы знаете произведение, нам поможет блиц-опрос: 1. Что Том ненавидел от всей души? (Воскресную школу). 2. Лучшее средство сводить бородавки? (дохлая кошка) 3. Что извлекла тетя Полли из-под кровати? (кошку). 4. Какую пословицу сказала тетя Полли? (старую собаку не выучишь новым фокусам). 5. Какой ниткой был зашит воротник Тома в начале и потом? (белой – черной). 6. Смог бы Том просидеть спокойно на уроке целых 40 минут, как мы с вами?
  • Добро и зло в рассказе И. С. Тургенева «Муму» (7-класс)1. Отрывок. Из всех домашних животных многие хозяева подворий и усадеб первое место отводят собаке. Она любит человека больше , чем себя и примеров тому, описанных в литературе не счесть. С собакой как с очень умным животным, связано много народных примет. Вот некоторые из них. 1. Черная собака защищает дом от грозы и воров. 2. Если выходя из дому, встретишь собаку – день будет удачным. 3. Китайцы считают, что появление в доме незнакомой собаки сулит благополучие, богатство и удачу. 11. Отрывок. Еще давно в старом каменном веке завязалась дружба у человека с собакой. Человек и тогда пользовался собачьими услугами. Казахский народ ценил собак и относил их к семи сокровищам / жети казына / 111. Отрывок. Очень много рассказов, фильмов о собаках, о наших четвероногих друзьях. Это Каштанка А.П.Чехова , фильмы Белый Бим и Черное ухо , Собака, которая поет и др. Здесь показана человеческая доброта к нашим меньшим друзьям. Заключение: Мы должны любить и беречь наших меньших братьев. По – дружески, по – доброму относиться к ним, не убивать и не травить их, а защищать и любить их.
  • Что за прелесть эти сказки!Материал подойдет как для итогового урока по литературе в пятом - шестом классах, так и для внеклассного занятия, посвященного творчеству А.С.Пушкина. Урок проводился в 6 классе во время Недели русского языка и литературы. Конспект урока сопровождается презентацией, в которой представлены биографические сведения о поэте, задания различного характера: на знание текста, на знание различных сказок, а также кроссворд по уже изученным произведениям.Можно отметить высокий интерес учащихся к содержан...
  • Программа по русскому языку для 5-х классов по УМК БабайцевойРабочая программа по предмету Русский язык для 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы обучения русскому языку к учебно-методическому комплексу В.В. Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной, А.П. Еремеевой, Г.К. Лидман-Орловой и др., вошедшей в сборник Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 к...
  • Интегрированное занятие на тему: «Снег, снег идёт »Интегрированное занятие на тему: Снег, снег идёт . Программное содержание: Обобщать знания детей о зиме, свойствах снега. Расширять словарный запас прилагательных, упражнять в образовании слов в предложении. Учить самостоятельно, составлять описание игрушек, воспитывать бережное отношение ко всему живому. Вызвать положительные эмоции, используя художественное слово. Совершенствовать здоровье сберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, тактильная игра-массаж, психогимнастика). Подводить детей к созданию выразительности с помощью нестандартн...
  • «Судьба человека и Родины» (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)Конспект урока разработан для учащихся 9 классов. Цель урока: создать эмоциональную атмосферу, готовящую к восприятию художественного произведения, продолжить аналитическую работу над текстом.Задачи:1) образовательные: сформировать представление о личности М.А.Шолохова; познакомиться с его рассказом Судьба человека; провести аналитическую работу над текстом худ. произведения;2) воспитательные: продолжить воспитание любви к литературе; воспитание нравственной, духовно богатой личности; ч...
  • Урок по роману И. А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Данные материалы уместно использовать на последнем обобщающем уроке при изучении романа Обломов. Предлагается использовать технологию Образовательная картография. Технология используется в тьюторской деятельности. Но возможно её прикладное использование и на уроках литературы. В материалах описаны основные принципы технологии.Учащиеся совместно с учителем прослеживают жизненный путь Ильи Ильича Обломова. Заполняют карту образами - символами, отмечают на карте точки перехода из одной зоны...
  • Путешествие на ЭверестУчебное занятие по предъявлению учащимися результатов первого среза Дельта Путешествие на Эверест Цель: предъявить результаты первого среза Дельта учащимся 6 б классаЗадачи:1.Предъявить результаты Дельта2. Определить уровень заданий на картачках3. Определить умения и навыки для решения определённых заданий. Учащимся предлагается в игровой форме проверить свои знания, с помощью маячков они прокладывают себе дорогу к вершине. Поднимаясь вверх, они выбирают командира,выполняют задания, представляют свои результаты.
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: языковые средства выразительностиСтатья Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: языковые средства выразительности предлагает систему работы над языковыми средствами, начиная с 5 класса. Материал представляет из себя подборку упражнений, рассмотрение хода выполнения задания и образцы полученных решений в соответствии с коммуникативной задачей.Систематическая работа над языковыми средствами уже в ходе обучения в 5 классе позволит начать подготовку к экзамену в 11 классе, и если продуманно и системно продолжить эту работу в следующи...
  • Календарно-тематическое планирование по русскому языку по подготовке к олимпиадеКалендарно-тематическое планирование по русскому языку по подготовке к олимпиаде на учащегося 9 класса Ершовской СШ Ефремову Дарью 2013-2014 уч.год № Название раздела, темы Кол-во часов дата Основные вопросы, рассматриваемые на занятии Формы и приемы работы 1 Сведения о языке 1 5.09 Языковые знаки. Неязыковые знаки и государственные символы. Функции современного русского литературного языка в Республике Казахстан. Лекция с элементами беседы, выполнение заданий Морфемика. Словообразование(2) 2 Морфемы 1 12.09. Морфемный состав слова. ...
  • Работа с одаренными детьмиРабота с одаренными детьми, имеющими способности в области русского языка учитель: Есимбекова Н.К. № Содержание работы Сроки 1 Формирование банка данных учащихся, имеющие высоки уровень учебно-познавательной деятельности сентябрь 2 Составление расписание для консультационных занятий сентябрь 3 Организация исследовательской работы учащихся: - выбор форм работы с учащимися, в том числе и дополнительного образования, на текущий учебный год с учетом диагностики и возрастных особенностей. -проведение школьного тура олимпиа...
  • Павел Васильев и Жасулан Садыков. Тема любви в творчестве поэтовПавел Васильев и Жасулан Садыков жили на одной земле, одна родина их вскормила, и именно здесь, в Павлодаре, в Павлодарском Прииртышье, их научили ценить дружбу, уважать старших и любить. Поэтому одной из тем их творческого пути стала любовь. Она являлась вдохновением для обоих поэтов и помогла написать им удивительные стихи. В стихотворениях Павла Васильева и Жасулана Садыкова звучат строки о любви к родной земле, к природе, к людям, но особенно к женщине. Именно в стихах о любви к женщине я и пытаюсь найти ту общую точку соприкосновения, которая объединяет этих двух поэтов.
  • Рабочая программа по русскому языкуРусский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками. Цели обучения Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Эти цели обусловливают следующие задачи: - дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике; - развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; - формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
  • Женская тема в рассказах Габита МусреповаОбъект исследования - рассказы, женские образы, созданные Мусреповым. Актуальность исследования. Проблема материнства, роли женщины в судьбе семьи, детей никогда не теряет своего значения. Как она рассматривается мастером казахской литературы – для нашего общества небезразлично. Целью данной работы является - исследование приемов, способов в обрисовке характеров героинь рассказов писателя, - умение автора увидеть внутреннюю сущность женских образов, - понять... - попытаться проанализировать языковые средства, работающие на раскрытие основной темы произведения.
  • Конспект НОД по развитию речи на тему: «Зима»Конспект НОД по развитию. речи на тему Зима. Программные задачи: Образовательные:- Обогащение яркими впечатлениями через художественные произведения. -Систематизировать знания детей о зиме. -Развивать умение отгадывать загадки. -Расширять словарный запас прилагательных. -Упражнять в согласовании слов в предложении. -Учить самостоятельно составлять описание игрушек. -Совершенствовать здоровье сберегающие технологии. (Пальчиковая гимнастика, тактильная игра-массаж, психогимнастика). Развивающие: -Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми. -Развивать умение использовать в беседе накопленные знания. -Формировать эмоциональную отзывчивость. -Развивать логическое мышление. Воспитательные: -Воспитывать бережное отношение ко всему живому. -Подводить детей к созданию выразительности с помощью нестандартного способа изображения снега.
  • Конспект урока ««Мягкий знак после шипящих на конце наречий». 7 клДанная разработка урока предназначена для 7 класса по теме Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Учащиеся знакомятся с понятием наречие, его происхождением, на уроке работают с текстом, выясняют роль этой части речи в тексте. Акцент делается на наречия с ь на конце, рассматриваем, как они пишутся, и приходим к выводу, к правилу. В ходе урока повторяются и другие правила, касающиеся написания мягкого знака после шипящих. Учащиеся знакомятся с происхождение слов-наречий наотмашь и н...
  • Турнир юных ораторовСовременные условия жизни и развитие информационного общества ставят перед образованием новые задачи: не только дать учащимся определенную сумму знаний, но развить его личность, познавательные, созидательные и коммуникативные способности. Целью данного турнира является совершенствование практических коммуникативных, риторитческих умений и навыков, а также повышается мотивация интереса к изучению русского языка и риторики. Мероприятие направлено на развитие орфоэпической грамотности учащихся, ...
  • ВикторинаУрок –викторина по страницам знаменитой повести А.Гайдара для учащихся 6-7 классов казахской школе. Проверить знания, навыки и умения учащихся, а также вызвать интерес к изучению литературного произведения в казахской школе поможет проведение урока-викторины. Как проводится такой урок, я хочу показать на примере урока-викторины Что ты знаешь про Тимура и команду? В качестве оборудования используется кубик, склеенный из плотной бумаги, картона размером 20см х 20см. На одной стороне кубика написано Теория , на другой- Музыкальная пауза , на третьей – Практика, на четвертой-...
  • Мойдадырға қонаққа барамызҰйымдастырылған оқу іс әрекеті: ВолеологияБілім беру саласы: ДенсаулықАйы: Қараша-2011жТақырыбы: Мойдадырға қонаққа барамыз.Мақсаты: - Балаларды тазалықтың достары (айна, тарақ, тіс щеткасы, орамал, жөке, сабын) таныстыру.- Балаларды таза, ұқыпты жүруге тәрбиелеу.- Тазалық туралы түсінік беру.Блингвальды компонент: Сабын- мыло, Орамал- полотенце, Айна- зерколо, Тіс щеткасы- зубная щетка, Жөке- вихотка, Тарақ - расческа, су сабын- шампунь.Көрнекіліктер: Сабын, орамал, тарақ, айна, тіс щеткасы,...
  • Лекция по теме «Интертекстуальность»Лекция знакомит с феноменом интертекстуальности, значением явления в современной культуре, особенностями проявления в тексте на материале современных и классических текстов. Ключевые понятия - интертекстуальность, интертекст, претекст, аллюзия, реминисценция, цитата, палимпсест. Явление интертекстуальности характеризуется широкой распространенностью и значимостью в современной культуре, поэтому лекция может быть использована в ряде литературоведческих и языковых дисциплин. Включает практические ...
  • Урок доброты (по рассказу А. Платонова «Юшка»)-Добрый день, ребята!Как приятно слышать такие слова: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! В добрый путь! Доброго здоровья!Самым ценным в человеке являются добрые дела, добрые поступки, доброе сердце. На уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о милосердии, добре, об умении сострадать обиженному, за ответственность за свои поступки.- А кто знает, что означают эти слова –Сл...
  • Внеклассное мероприятие «Проще простого»Сценарий игры для учащихся среднего звена Ведущий: - Добрый день, уважаемые знатоки. Мне очень приятно, что здесь собрались самые знающие и внимательные. Сегодня в игре будут темы из области русского языка. Итак, делимся на две команды, представляем название и девиз команды. Команда, первая поднявшая табличку, отвечает первой. 1. Общеразвивающий гейм. Итак, вопросы. - Назовите часть речи, которая отвечает на вопрос КАКОЙ? - На карточке зашифровано слово, вы должны его расшифровать. (литература) - Отгадайте загадку: Желтая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собою унесла. - Отгадайте, какая часть речи: сто восьмой (имя числительное) - Сколько букв в русском алфавите? (33) - Я зачитываю рассказ. Вы должны найти ошибки. Лес – богатство страны, В лесу живут барсуки, лисицы, белки, кошки, а также мелкие животные: сурки, еноты, медведи. - Какого рода слово тюль (муж)?
  • Урок по русскому языку «ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ»Русский язык ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ Тема: Восклицательные и невосклицательные предложения – Формирование умений характеризовать предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные), различать классификационные признаки – по цели высказывания и по интонации, определять вид предложения по разным основаниям (по цели и по интонации). – Развитие умений устной речи – правильного интонирования предложений, умений с помощью интонации выражать разные чувства. П – повышенный уровень М – максимальный уровень
  • Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повестиГлава Кукла - кульминация повести.В повести героев сюжета немного, как всегда они делятся на положительных и отрицательных.- Кого можно отнести к лагерю отрицательных героев?Януша- К положительным героям?Васю, Валека, Марусю, Тыбурция, судью.- Объясните, почему Януша отнесли вы к отрицательным героям?- Какую роль в развитии сюжета играет старый Януш?-О чём говорил Януш отцу Васи при встречи в саду?-Почему отец прогнал Януша?-Когда Вася нёс куклу Марусе, его увидел старый Януш. Какие последстви...
  • «Использование ИК-технологий на уроках русского языка и литературы»данная статья подготовлена для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме Возможности использования ИК-технологий на уроках русского языка и литературы. Подробно рассматриваются основные направления использования компьютерных технологий на уроках. Выступление сопровождается презентацией, в которой каждое направление представлено примерами использования ИК-технологий на уроках: тесты, экскурсии, тренажеры, алгоритмы, интерактивные плакаты и т.д. А также...
  • Наречие. Слова категории состояния. Правописание наречий. Служебные части речи8 класс Урок 10 I четверть Дата 23.09.13 Тема: Наречие. Слова категории состояния. Правописание наречий. Служебные части речи. Цели: 1. Формировать у учащихся понятия о наречии, о разрядах по значению, грамматических особенностях. 2. Развивать у учащихся умение определять синтаксическую функцию наречий, умение выполнять морфемный и синтаксический разборы. Развивать у учащихся умение определять подчинительные союзы от сочинительных, производные предлоги от непроизводных, формообразующие частицы от модальных Развивать у учащихся грамотность, умение выполнять морфологический и синтаксический разборы. 3. Воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающей природе. Тип урока: комбинированный Материал к уроку: толковый словарь Ожегова Ход урока: I.Организационный момент II.Актуализация 5. Блиц-опрос (учащиеся пишут в тетрадях ДА или НЕТ) 1. Самостоятельные и служебные части речи равноправны. 2. Служебные части речи имеют общие морфологические признаки с самостоятельными. 3. Самостоятельные и служебные части речи неравноправны. 4. Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные. 5. Служебные части речи не бывают членами предложения. 6. Служебные части речи имеют свое лексическое значение, как и самостоятельные. 7. Служебные части речи живут сами по себе. 8. К служебным частям речи невозможно задать вопрос. III. Формирование новых понятий и способов действия - -Вспомните материал о наречии за 7 класс. -Что такое наречие? -Какие разряды наречий по значению вы помните? -Какие грамматические особенности есть у наречий? Буква нн в наречиях. В наречиях на –о, -е, образованных от прилагательных, в том числе тех, которые возникли из страдательных причастий (временный, взволнованный) пишется НН: временно, взволнованно. Буква Ь после шипящих на конце наречий пишется (вскачь, наотмашь), за исключением слов: уж, замуж, невтерпеж. Если наречия образованы от кратких прилагательных с предлогами ИЗ, ДО,С, то на конце пишется А, если образованы от кратких прилагательных с предлогами В, НА, ЗА – О. Досуха, налево. НЕ и НИ пишется слитно, НЕ - под ударением некогда, НИ – без ударения – никогда. Через дефис -то, -либо, -нибудь, кое-. После приставки ПО- с суффиксами -ОМУ, -ЕМУ,-СКИ: По- моему, по – товарищески. В наречиях, образованных от порядковых числительных с приставкой В-, ВО-: во-первых. При повторе слов: мало-помалу, волей – неволей. -Вспомните материал о служебных частях речи за 7класс. -Сравните написание слов в первом и втором столбике в (чём?) в течении реки (как долго?) в течение года в (чём?) в продолжении книги (как долго?) в продолжение года в (чём?) в следствии по делу не был (почему?) вследствие болезни иметь ( в чём?) в виду (почему) ввиду плохой погоды шёл (как?) не смотря под ноги (вопреки чему) несмотря на дождь 2. Беседа по вопросам - Почему по-разному написаны одинаково звучащие слова? - В каком столбике записаны производные предлоги? - Как отличить производный предлог от других частей речи? Вывод: в первом столбике существительные с предлогами и деепричастие с частицей не, у существительных и – окончание. Во втором столбике предлоги (в течение = в продолжение) синонимичны, вместе с существительным обозначают отрезок времени. Предлоги вследствие, ввиду имеют синоним из-за, вместе с существительным обозначают причину. Предлог несмотря на вместе с существительным имеет уступительное значение: хотя был дождь; нет значения действия. -Что такое предлог? -Какие предлоги называются производными, а какие непроизводными? - Что такое союз? - Какие два вида союзов вы знаете? Приведите примеры. - Что такое частица? - Какие виды частиц вы помните? Приведите примеры . - Почему междометие не входит ни в самостоятельные, ни в служебные части речи? -Прочтите теоретический материал в учебнике. Что нового вы узнали о служебных частях речи и междометии? I.Применение. Формирования умений и навыков Составление кластера по таблицам. Упр. 19,20 стр. 25,26 II.Этап информаций о домашнем задании § 4, упр. 21,22,23 стр. 26-27 III.Подведение итогов. IV.Этап рефлексии
  • Главные и второстепенные члены предложенияРусский язык Главные и второстепенные члены предложения Тема: – Формирование нового понятия – главные и второстепенные члены предложения Цели: · дать понятие о том, какую роль выполняют в предложении второстепенные члены; · сформировать понятие о главных и второстепенных членах; · закрепить умение находить в предложениях подлежащее и сказуемое; · подвести к выводу: второстепенными членами называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. Они поясняют подлежащее, сказуемое или другие второстепенные члены предложения. П – повышенный уровень М – максимальный уровень
  • Литературное чтение «Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)»Литературное чтение Тема раздела: НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА… Тема: Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги Тайна запечного сверчка) Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
  • Занятие кружка по теме «Словосочетание. Управление. Согласование. »Занятие кружка Тайны русского языка в 5 классе по теме Словосочетание. Согласование. Управление, проведенного 21 марта 2014 года.Урок изучения нового материала. Это второй урок знакомства с разделом Словосочетание.На данном уроке первый раз знакомятся с видами связи слов в словосочетании.,продолжается работа по нахождению главного и зависимого слова в словосочетании.Дети выделяют из предложения словосочетания, сами составляют словосочетания.На уроке используется презентация. Все предл...
  • Заочное путешествие по музеям Н. А. НекрасоваЗнакомство (заочное) с литературными местами, связанными с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова (музеями- квартирами,домами- музеями, литературно-мемориальными музеями –заповедниками);активизация художественного восприятия произведений Н.А.Некрасова. В работе представлены фото литературных мест, связанных с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова.В работе имеется подробное описание музея-квартиры в Санкт-Петербурге,усадьбы Николая Алексеевича в Карабихе на Ярославской земле,родового имения в Грешнево, дома-музея Н.А.Некрасова в г.Чудово Новгородской области .
  • Карточки по русскому языкуКарточки предназначены для обучающихся начальных классов. Название карточек - Пословицы. В современном, нынешнем времени обучающиеся очень много времени сидят не за книжками, а за компьютером. И можно сказать, что интерес к чтению ухудшается. И такое можно сказать о народных пословицах. Ведь пословицы учат нас ценить свой поступок, дают хороший совет.Этими карточками могут пользоваться учителя начальных классов на своих уроках русского языка. Цель работы над карточками: объяснить смысл народных...
  • Итоговая контрольная работа по русскому языку в формате ЕГЭИтоговое контрольное тестирование за курс 7 класса в формате ЕГЭ по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской. включает задания по темам , изученным в 7 классе. Данную контрольную работу можно использовать как при промежуточном тестировании, так и при итоговом. Работа состоит из трех частей: часть А -задания с выбором ответа, часть В-задания с развернутым ответом на вопрос на основе прочитанного текста , часть С-написание сочинения -рассуждения по прочитанному тексту. В материале размещены ответ...
  • «Арманға қанат қағамыз!»Арманға қанат қағамыз! Мақсаты: Оқушыларға қиял-ғажайыпты көрсете отырып, армандаудың жақсы қасиет екенін түсіндіру. Әдісі: Таным сабақ Көрнекілігі: Интерактивті тақта,нақыл сөздер,бейнесюжет. І.Кіріспе бөлім Ұйымдастыру кезеңі 1. Шаттық шеңбері 2. Арманға қанат қағамыз мультфильмімен тақырыпты ашу. 3.Менің арманым өз арманын суретке түсіру. 4. Біздің арманымыз сынып видиоролигі 5. Жаралы құс (анимациялық сұрақ ) ІІ. сергіту сәті Арман қала Астанаға саяхат Қорытынды бөлім 1.Сабаққа рефлекс жасау 2.Сабағымызды бағалайық (Саусақпен бағалау) 3. Бала тілегі әнімен тәмәндәу Сабақтың барысы: 1.Шаттық шеңбері Кел, балалар, күлейік, Күлкіменен тілейік, Қабақ түйген не керек, Көңілді боп жүрейік. Кел, балалар, күлейік, Күлкіменен тілейік, Көңіл,күлкі ашады Күліп өмір сүрейік. (Оқушыларды орындарына отырғызу) -Ал балалар, Тәрбиеші: Құрметті ұстаздар мен оқушылар, Арманға қанат қағамыз атты ашық тәрбие сағатымызға қош келдіңіздер! Балалар,осы тақырып төңірегінде мультфильм көргілеріңіз келе ме? Олай болса,бірге тамашалайық. 2.(Мультфильм Арманға қанат қағамыз) -Ал балалар,мультфильм ұнады ма? 3. Менің арманым Өз арманын суретке түсру. -Олай болса, мультфильмнен не ұқтыңыздар,қағазға түсіріп көрейікші. (Көңілді әуен ойнап тұрады) ( салған суреті бойынша 2,3 оқушыны сөйлету) 4. Біздің арманымыз сынып видиоролигі -Ал, енді балалар,сыныбымыздың бейнеролигін тамашалайық. (сынып видиосы) (Видио бойынша тәрбиеші сөйлейді.) 5.Жаралы құс : балалар,маған көмектесіңіздерші.Қатігез патша менің қанатымды ұшпасын деп,сыйқырлап тастады, менің қанатымды сұрақтармен байлап тастады. Тәрбиеші: Ал, балалар құсқа көмектесеміз бе? -Оқушылар: Иә ( сұрақтарға жауап беру) 1.Болашақта сен қандай мамандық иесі боласың? 2.Ата-анаңды қалай қалай қуантасың? 3.Сіздер қандай мемлекетте тұрасыздар? 4.Үш тілде өз атыңды айтып көрші. 5. Өз мемлекетіңіз туралы маған айтып беріңіздерші. Сергектік сәті 6. Арман қала Астанаға саяхат ( Оқушылар астананы суреттеп беруі керек) ( Байтерек, Ақ орда, Хан шатыры, Пирамида, Нұр мешіт, Окианариум) 7.Ал енді, оқушылар бүгінгі сабағымыз қалай өтті,соны бағалап көрейікші.(Саусақпен бағалау әдісі) 8.Рефлекстеу: а) Нені білетін едік? ә) Нені үйрендік? б) Нені үйренуіміз керек? (Оқушылар жауабы тыңдалады) 9. Олай болса, бүгінгі сабағымызды Бала тілегіәнімен тәмәндайық! ( Оқушылар музыкамен ән орындайды) Қош, сау болыңыздар! №2 Облыстық санаториялық-мектеп интернатының тәрбиешісі Қалыбаева Нұрсұлу Алижанқызы Арал қаласы.
  • План составления резюмеПрошли те времена, когда вы, поступая на работу, приходили в отдел кадров и лично разговаривали с работодателем. Теперь всё происходит по-другому. Нужно найти сайт ( авито или что - другое) и заполнить резюме. Хотя , конечно, это не факт, что вас примут. Слово не очень благозвучное, пришлое. Но сейчас от мала до велика знают, что это такое. Итак, резюме. Что в нём должно быть. Вообще -то это описание вашей жизни со всеми её достижениями и заслугами. Резюме писать нужно правильно. соблюдая...
  • Внеклассное чтение по книге Троепольского Белый Бим Чёрное ухоУрок внеклассного чтения. Тема: Гавриил Николаевич Троепольский. Повесть Белый Бим Чёрное ухо. Преданный друг – Бим. Эта книга воспитывает у ребят чувства любви, доброты, уважения к нашим меньшим друзьям. Внеклассное чтение проводим после изучения А.П.Чехова Каштанка До внеклассного чтения идет подготовительная работа. Ученики должны: 1. Прочитать повесть Белый Бим Чёрное ухо 2. Сделать иллюстрации 3. Прочитать краткую биографию Г. Н. Троепольского4. Приготовить краткий пересказ 5. Отзыв о прочитанной книге Белый Бим Чёрное ухо 6. Найти стихи, загадки, пословицы, поговорки о собаках7. Подготовить рассказы о героях повести.Делаем вывод и обобщение:Гавриил Николаевич Троепольский показал: верность и преданность собаки, и ещё большую дружбу.Мы должны с любовью относиться к нашим меньшим друзьям – братьям. Удивительны... Собака – друг человека!
  • Открытый урок литературы по творчеству М. Е. Салтыкова - ЩедринаТема: Обличение пороков общества М. Е.Салтыковым-Щедриным — урок и нашим дням? (по сказкам писателя- сатирика). Межпредметные связи: литература, словесность, информатика. Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний + практикум: слайдовые презентации учащихся, подготовленные самостоятельно) Деятельностный подход в организации урока отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Урок ориентирован не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию инфор... Характеристика урока: 1. По доминирующей деятельности учащихся – творческий проект. 2. По характеру контактов – литературно-творческий. 3. Краткосрочный проект
  • Урок русского языка «Полные и краткие имена прилагательные»Урок русского языка на тему Полные и краткие имена прилагательные предназначен для обучающихся пятых классов образовательных учреждений. Конспект составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова. Тип урока - урок открытия нового знания.Цели урока: Деятельностная - формирование у учащихся умения выделять главную информацию, систематизировать ее, обобщать, развивать творческое воображение.Содержательная - формирование представлений о краткой форме имени прилагательного: грамматических особенностях, написании и употреблении в речи.Развивающая - развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.
  • Морфемы как значимые части словаНа данном уроке обучающиеся получают представление о том, что любая морфема- это значимая часть слова (вводится и термин морфема), что морфемы воспроизводятся на письме, как правило, одинаково, независимо от произношения. Используя интерактивную таблицу, обучающиеся определяют значение корня, приставки, суффикса, окончания и основы в словах. Интерактивные схемы используются на уроке для развития у обучающихся умений разбирать слова по составу; формировать умений применять полученные знани... Важное место на уроке занимает усвоение последовательности разбора слова по составу с учетом значения морфем.
  • Тема урока: Деепричастие как глагольная формаТема урока: Деепричастие как глагольная форма Тип урока: повторение и обобщение ранее изученного. Форма урока: комбинированный. Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки Цели урока: 1. Обучающие: обобщить и систематизировать знания о деепричастии: 2. Развивающие: развивать монологическую речь учащихся,критическое мышление. 3. Воспитательные: воспитание культуры общения, уважительного отношения к культурам других народов, совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Ход урока I. Сообщение целей и задач урока. Знакомство с планом урока (Презентация, слайд № 2). II. Актуализация знаний. Задание по тексту. Какие мифы Древней Греции вам знакомы? Прочитайте текст. Отрывок из мифа “Орфей и Эвридика”. На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. За чудесные песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно. Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу ломая сучья гонится за ней, она испугалась и бросив цветы побежала назад, к Орфею. Она бежала не разбирая дороги и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Эвридика громко зак... 1. Структурированная фронтальная беседа-опрос:
  • Мектепке дейінгі мекемедегі ағылшын сабағындағы ойын элементеріЧтение англоязычной литературы является одним из важнейших аспектов эффективного обучения. Именно через него мы узнаем новые слова и выражения, необходимые нам для свободного общения. Читать сказки на английском языке намного эффективнее, чем заучивать сложные слова. Чтение англоязычной литературы является одним из важнейших аспектов эффективного обучения. Именно через него мы узнаем новые слова и выражения, необходимые нам для свободного общения. Читать сказки на английском языке намного эффективнее, чем заучивать сложные слова.
© 2010-2018