Русский язык и Литература

  • Конспект урока-лекции по литературе: М. А. Булгаков. Сведения из биографии. «Мастер и Маргарита». Фантастическое и реальное в романе. Тайны психологии человека в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: страх сильных мира перед правдой жизни (2 ч.)Булгаковский герой Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: “Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы”. Так произошло и с книгами самого Булгакова. Теперь, говоря о произведениях, созданных в 20 – 30-е годы XX века, мы не можем обойтись без “Белой гвардии”, “Собачьего сердца”, “Мастера и Маргариты”. Ныне всё булгаковское до последней строчки опубликовано. Однако далеко не всё осмыслено и освоено. Современным читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему прочесть его творения и открыть новые ценности, таящиеся в их глубинах. В жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу. Возможно, сегодняшнее знакомство с Булгаковым заинтересует присутствующих его судьбой, личностью, творчеством; заставит по-другому взглянуть на некоторые произведения писателя и оценить их. Ведь немногие знают, что всеми любимый фильм “Иван Васильевич меняет профессию” поставлен по пьесе Михаила Булгакова “Иван Васильевич”. Эпиграф к уроку слова самого Булгакова из его письма к Сталину: “На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя”.
  • » Азбука дорожного движения»Проблема Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду и семье. По результатам проведённого анкетирования мы выявили, что у большинства родителей недостаточно знаний по правилам дорожного движения. Некоторые родители сами зачастую не соблюдают правил дорожного движения, а иногда даже сознательно нарушают их. Более того, не все родител... Актуальность Мы живем в такое время, когда на дорогах огромное количество транспортных средств. Автомобили паркуются на газонах, на тротуарах, во дворах, возле детских площадок, подвергая опасности жизнь пешеходов и особенно детей. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети. Они находятся на улице без присмотра родителей, играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, нарушают правила при входе и выходе из транспортного средства. Маленький ребенок может действовать... Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормальное изложение обязанностей участников движения на недоступной для них дорожной лексике требует абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Поэтому с дошкольного возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагоги МБДОУ детского сада Космос особое внимание уделяют подготовке воспитанников к нестандартным ситуациям на дорогах. Но как? Этот вопрос мы поставили перед собой в начале работы над проектом Азбука дорожного движения. Участники проекта: дети старшей группы (6-7 лет), родители, педагоги Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной обстановке. Задачи Образовательные: · Обучать детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в дорожной среде · Познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах Развивающие: · Расширять словарный запас детей по дорожной лексике · Создать условия для сознательного изучения дошкольниками Правил дорожного движения · Повышать компетентность родителей по особенностям обучения дошкольников правил безопасного поведения на дороге, в транспорте, Правилам дорожного движения Воспитательные: · Воспитывать дисциплинированных и грамотных пешеходов Краткая аннотация проекта В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения, обучение дошкольников осознанному поведению на дорогах, умение самостоятельно принимать решение в дорожной ситуации, выделение зоны повышенной опасности и правил поведения в них. Реализация проекта осуществляется через образовательную деятельность (конструирование, изобразительная деятельность, экскурсии, познавательная деятельность), совместную деятельность взрослого и ребенка (сюжетно-ролевые и дидактические ... · ·
  • Конспект урока литературы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки; -продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать; -формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.Виды учебной деятельности:Рецептивная: чтение эпизодов, восприятие художественного текста; Репродуктивиая: осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов;Продуктивная, творческая : устное словестное рисование царицы-мачехи, царевны, выразительное чтение;Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи.Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выра... Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, портрет А.С.Пушкина.
  • Сценарий выступления лекторской группыСловари – наши помощники и друзья Цели: обучающая: повторить лексику, узнать, какие бывают словари, формировать ключевые и предметные компетенции, умение работать с книгой-словарёмразвивающая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркостьвоспитывающая: воспитывать любовь к родному языку, родному слову, интерес к урокам русского языка. Оборудование Выставка словарей в классе.Плакаты – рисунки, изображающие фразеологизмыВысказывания Демокрита, А.Франса, В.БрюсоваКарточки-заданияЛисты для рефлексии, самооценкиМедиапроектор
  • Внеклассное занятие» Как хорошо быть вежливым»Внеклассное занятие Как хорошо быть вежливым проводилось в форме ролевой игры с использованием различных сказочных персонажей. С самого начала занятия ребята решали различные проблемные ситуации в игровой форме: подбирали нужные в данной ситуации вежливые слова, собирали пословицы о вежливости и обыгрывали различные бытовые ситуации, используя различные формы вежливых слов.В течении занятия ребята закрепили и расширили запас вежливых слов, учились использовать их в ежедневной жизни при общен...
  • Сценарий интеллектуальной игры «Брейн-ринг по русскому языку»Брейн-ринг по русскому языку Русский язык – это интересно!. Форма проведения: интеллектуальная игра. Ведущий метод: поисковый. Мероприятие рассчитано на учащихся 7-х классов. Цель: формирование психологической готовности учащихся для самообразования, развитие интереса к изучению русского языка, проверка знаний по русскому языку. Задачи: создание условий для интеллектуального развития школьников; развитие познавательных мотивов; формирование постоянного стремления к обогащению современными научными знаниями; выработка интеллектуальной культуры в процессе освоения знаний. Оборудование: гонг, музыкальные записи с игры Брейн-ринг, плакаты с высказываниями о русском языке, словари. Команды рассаживаются за двумя столами, покрытыми красной и зелёной скатертью. На каждом столе сигнальная карта зелёного или красного цвета для подачи сигнала готовности отвечать.
  • Внеурочная деятельность. Поэтическая дуэльВнеурочная деятельность при преподавании литературы необходима для формирования УУД. А объединение классов в сельской школе на таких мероприятиях способствует развитию межличностных отношений. Сценарий Поэтической дуэли разработан для учащихся 9 - 11 классов. Создание учащимися презентаций для проведения мероприятия соответствуют стандартам ФГОС. Оснвными целями мероприятия является развитие творческой активности учащихся, духовное обогащение личности ребёнка через знакомство с творчеством поэто...
  • Урок письма и развития речи: «Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа»Цель: закрепить навыки правописания падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Задачи: Образовательные: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных, Развивающие: Развивать навык в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения в единственном числе. Коррекционная: Развивать умения работать по словесной инструкции, развивать переключаемость внимания, продолжить работу по развитию связной речи и обогащению словарного запаса учащихся. Воспитательные: Воспитывать интерес к учебе, предмету. Оборудование: карточки с типами склонений имен существительных, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебники, карточки с типами склонений имен существительных карточки для фронтального опроса, карточки для работы в парах, снежный комочек, Тип урока: Закрепление знаний.
  • Программа по русскому языку для учащихся 5-х классовДанная программа по русскому языку предназначена для учащихся 5-х классов, обучающихся по традиционной общеобразовательной программе. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом и программой по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской.Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный доку...
  • Проект по литературному краеведениюДанный проект был создан учениками 6 класса, членами кружка Юный краевед. Цель проекта: совершенствовать работу по краеведению. Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников культуры. В связи с исчезновением сел, распадом колхозов утрачиваются многие традиции и обычаи, уходят из жизни их носители. Ребята собирали материал о истории села, названиях улиц, первых переселенцах. Для сбора материала ученики работал...
  • Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»7 класс. Русская словесность. Тема: Н.В.Гоголь Тарас Бульба. Цели урока:познакомить учащихся с повестью Н.В.Гоголя Тарас Бульба; развивать личность учащегося, его способности и интересы; умение анализировать, делать выводы; формировать учебно – логические навыки, навык самостоятельной работы с информацией; воспитывать познавательную активность, любовь к Родине Тип урока: Урок усвоения нового материала Метод обучения: стратегия RWCT. Ход урока № Этапы урока. Образовательные задачи I Мотивационный этап. Этап включения в урок. Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я всё пойму. О.З: нацелить учащихся на усвоение материала, определить основные задачи урока. Время:_3__мин. Режим работы: индивидуальный. Методом разрешения речевых ситуаций. II Проверка домашнего задания. Цифровой диктант. 1.Автор повести ...
  • Тема: «Употребление имен числительных в речи»В русском языке особые сложности и большинство ошибок обычно возникают при образовании различных форм имен числительных и их употреблении в речи, и связаны в основном с их изменением по падежам и сочетанием с существительными. В данном конспекте мною поставлена цель- закрепление умения употреблять имена числительные в устной и письменной форме. Для реализации данной цели определены следующие задачи: Образовательные: 1. Закрепить умение определять разряды и падеж числительных. 2. Находить числительные в тексте. 3. Уметь использовать числительные в речи. 4.Обобщить, закрепить и привести в систему знаний, умений, навыков по теме Имя числительное. Развивающие: 1. Развивать у детей творческое воображение, память, внимание. Воспитательные: 1. Формировать чувства любви и уважения к родному краю и к родному языку.
  • «Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7-х классов»Данная программа для учащихся 7 класса составлена в соответствии с программой по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской. Программа рассчитана на 170 часов, в том числе на контрольные и творческие работы отводится 21 час, на уроки развития связной речи учащихся – 42 часа. Обобщающий характер подачи программного материала – основная особенность курса. Новые темы (Наречие, Слова категории состояния, Служебные части речи, Междометие) включаются в общую систему ранее изученного учебного материала. В рабочей программе значительное время отведено для изучения омонимичных частей речи.
  • Практическая работа по теме «Литературные нормы русского языка»В данном материале представлены варианты заданий для отработки учащимися навыка поиска в тексте грамматических и речевых ошибок. Подобранные задания позволят отработать правильность употребления глаголов, причастных и деепричастных оборотов, местоимений, порядковых числительных , рассмотреть варианты синонимичной замены оборотов отдельными словами и наоборот. Задания предназначены для использования как на уроках изучения самостоятельных частей речи в пятых - восьмых классах, так и на фа...
  • «Рабочая программа по литературе для учащихся 6-х классов»Рабочая программа учебного курса по литературе для учащихся 6-х классов составлена в соответствии с программой основного общего образования под редакцией Т.Ф.Курдюмовой и рассчитана на 105 часов.Системность, научность, доступность и приемственность - основные принципы данной программы, позволяющие совершенствовать речь учащихся, формировать их нравственные позиции и эстетический вкус, умение осознанно читать произведения разных жанров, выявлять авторскую оценку, а также выражать собственное ...
  • Алгоритм правильного написания орфограмм при изучении русского языкаВведение Работа посвящена проблеме освоения норм русской орфографии. Рассматриваются возможности использования алгоритмов, имеющих нетипичную форму выражения – стихи и рифмовки. Данный вид алгоритма назван в работе творческим. Работа с творческими алгоритмами признается эффективной благодаря легкому запоминанию и воспроизведению. 1 Метод моделирования может быть очень полезен при обучению русскому языку, но пока он еще недостаточно реализован в средней школе. Между тем модель обучения орфографии, построенная по принципу опоры на алгоритм орфографических действий, весьма эффективна в условиях, когда уровень орфографической подготовки учащихся определяет успешность сдачи единого государственного экзамена.
  • Золотая осень ЗабайкальяРазработка воспитательного мероприятия Автор: Максименко Т.А., учитель русского языка и литературы МКВ(С)ОУ В(С)ОШ № 20 г. Читы. Тема : Золотая осень Забайкалья в стихотворениях А. Полуполтинных Цель: воспитание у учащихся чувства гордости за свой край, чувства прекрасного на примере природы Забайкальского края Задачи: 1) Знакомство учащихся с творчеством забайкальского поэта, писателя и журналиста А. Полуполтинных. 2) Развитие и учащихся интереса к прекрасному в природе родного края и поэзии. 3) Эстетическое и нравственное воспитание учащихся на примере осенних пейзажей Забайкальского края и стихотворений о нём. Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация, запись фонограммы.
  • Творчество Булата ОкуджавыБюджетное общеобразовательное учреждение города Омска Средняя общеобразовательная школа № 7 приглашает принять участие в телекоммуникационном проекте Властитель чувств Уважаемые учителя и обучающиеся! Мы приглашаем вас для участия в нашем проекте, в котором вы откроете для себя нового Б. Окуджаву, прикоснетесь к творчеству поэта - барда и сумеете понять музыку его души. Узнаете, за что и почему Булата Шалвовича называют властителем человеческих чувств. Это будет своеобразная репетиция перед экзаменом по литературе, т.к. вы осуществите пробу пера при написании эссе. Содержание: литература, русский язык, информационные технологии Возраст участников: учащиеся 9 – 11 классов общеобразовательных учреждений Цели проекта: приобщить обучающихся к культурному наследию Б.Окуджавы посредством изучения его жизни и творчества; сравнить песенное творчество Б. Окуджавы с современными исполнителями бардовской песни; подготовиться к экзамену по литературе. Задачи проекта: 1.ознакомление с жизнью и творчеством Б. Окуджавы; 2. формирование собственного представления о его деятельности при создании флаера и написании эссе; 3.воспитание уважительного отношения к личности Б.Окуджавы и его последователям как культурному наследию страны ; 4. создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: создание электронного сборника эссе, выражающее аргументированное мнение по теме: Что рассказывал Б.Окуджава в своих песнях и стихах? О чем поют современные барды? ЧТО ОЖИДАЕТ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА? Исследовательская и поисковая работа, связанная с изучением жизни и творчества Б.Окуджавы. ВОПРОСЫ, НАПРАВЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ: Основополагающий вопрос: О чем поют современные барды? Проблемные вопросы: Что хотел донести до читателя Б.Окуджава в своих произведениях? Тема властитель чувств. Как она отразилась в творчестве Б. Окуджавы? Актуальна ли тема гражданственности в наше время? Имеют ли ценность сейчас нравственные качества человека (сопереживание, жалость, толерантность, уважение к старости и т.д)? Учебные вопросы: Как создать виртуальный плакат Как написать исследовательское эссе Что нового открывают читателю стихи и песни Б.Окуджавы? Как выразить свою точку зрения с помощью аргументов? Итоговый продукт проекта: создание электронного сборника эссе на тему: О чем поют современные барды? на основе сравнения творчества Б. Окуджавы и современных исполнителей бардовской песни. Планируемые результаты обучения: Личностные: уважительно относиться к мнению других участников, сотрудничать со сверстниками в процессе творческой деятельности посредством обсуждения в блоге проекта. Метапредметные: ставить и формулировать для себя задачи, делать выводы на основе изученного материала, осуществлять самоконтроль и самооценку, использовать информационно – коммуникационные технологии в своей деятельности. Предметные: знать основные даты его жизни и творчества; понимать смысловую направленность стихотворений и песен; формулировать собственное отношение к творчеству Б.Окуджавы при сравнении его с другими исполнителями бардовской песни. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА: 12.03.2014-27.04.2014 Адрес сайта проекта : https://sites.google.com/site/bulatokudg/home Адрес блога проекта : http://muzikadus.blogspot.ru/ ЭТАПЫ ПРОЕКТА: Регистрация участников Давайте говорить друг другу… 12.03.2014-19.03.2014 Этап 1. Литературная викторина Память сердца… Сроки проведения 17.03.2014 -24.03.2014 Цель: ознакомиться с творчеством Б.Окуджавы, ответить на вопросы : Что хотел донести до читателя Б.Окуджава в своих произведениях? Тема властитель чувств. Как она отразилась в творчестве Б. Окуджавы? Этап 2. Золотой венец Б. Окуджавы… Сроки проведения 24.03.2014 -07.04.2014 Цель: создать виртуальный плакат (флаер) с помощью сервиса smore.com на тему: Основные мотивы творческих концертов Б. Окуджавы в стране и за рубежом. Как отражается тема гражданственности в его произведениях? Актуальна ли тема гражданственности в наше время? Этап 3. Я расскажу вам… Сроки проведения 07.04.2014 -20.04.2014 Цель: развитие опыта творческой деятельности через формирование умения аргументировать свою точку зрения. Написать исследовательское эссе в блоге проекта на тему Имеют ли ценность сейчас нравственные качества человека (сопереживание, жалость, толерантность, уважение к старости)? Что рассказал бы нам Б.Окуджава в своих песнях и стихах сегодня? Кто из современных исполнителей продолжил путь барда?. Подведение итогов - 21.04.2014 -27.04.2014 Все участники проекта будут награждены электронными сертификатами участников, победители - Почетными грамотами, а лауреаты — дипломами
  • Тема: Правописание корней с чередованием гласных е//иКонспект по русскому языку по теме:Тема: Правописание корней с чередованием гласных е//и .Автор учебника Львов.Тип урока - урок новых знаний. Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная. Прописаны Универсальные Учебные Действия. В разработке также имеются раздаточные материалы, где в конце урока можно провести для закрепления нового материала. В начале урока проводится словарная работа. В конце урока проводится закрепление по методу Амонашвили, где обучающиеся должны с помощью рук по...
  • «Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6-х классов»Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6-х классов составлена на основе программы под редакцией М.М.Разумовской и рассчитана на 175 часов.Содержание учебного курса русского языка направлено на формирование коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций школьников. Уроки, предназначенные для повторения ранее изученного материала, способствуют совершенствованию орфографических навыков шестиклассников. Продолжена серия ЗСП, введённая в программу предыдущих лет обучения, ...
  • Внеклассное мероприятие по литературе «Я, конечно, вернусь», посвященное 75-летию со дня рождения В. С. ВысоцкогоЯ, конечно, вернусь - внеклассное мероприятие, посвященное творчеству замечательного поэта, актера и барда Владимира Семеновича Высоцкого. Оно призвано показать самобытность поэта и рассказывает об основных направлениях его творчества. Цели: Расширить знания учащихся о В.С.Высоцком, показать его самобытность, приобщить учащихся к богатству русской литературы, развивать творческие способности учащихся, их эстетический вкус, воспитывать культуру слушания. Материал предназначен для учащихся 9 - 11 классов.
  • «Местоимения»Урок №24 Класс: 1 э, а, б, г, Дата: 5/6.03.14 Тема урока: Говорим о людях Цель урока: закрепление и обобщение пройденной темы Задачи: научить называть членов семь на английском языке, говорить мой, твой, его. развить навыки внимание, память, устную и письменную речь. воспитывать интерес к изучению иностранного языка, любить и уважать свою семью. Вид урока: комбинированный Тип урока: урок обобщения Об... III. New theme 1. Warm up I have got father I have got mother I have got sister I have got brother I love my mother I love my father I love my sister I love my brother
  • Возможности ситуационного обучения в освоении драматических произведений на уроках литературы в старших классахСовременная концепция литературного образования создана на принципах личностно-ориентированного обучения, в рамках которой учащийся становится уже не объектом обучения, а его субъектом, что ведет за собой необходимость переосмысления целей и задач современного образовательного процесса. Изучение литературы призвано привлечь школьника к процессу субъективизации знаний, познания окружающего мира и самого себя в процессе обучения. Одной из областей реализации инновационных тенденций является школьн...
  • «Рабочая программа по литературе для учащихся 5-х классов»Программа учебного курса по литературе для учащихся 5-х классов, обучающихся по общеобразовательной программе, составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования и программы основного общего образования по литературе к учебникам 5-11 классов под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.Программа Т.Ф.Курдюмовой рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). По учебному плану образовательного учреждения для изучения литературы в 5-х классах отведено 105 часов, 2 из которых в кале...
  • Открытый урок по литературе Любовь как морально-нравственная ценность в семье» (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Данный материал будет полезен учителям, работающим в старших классах , а так же учащимся для самостоятельного изучения творчества Ф. М. Достоевского. Тема: Любовь как морально-нравственная ценность в семье (По роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказание) Цели урока: - На примере событий, идей, характеристик героев романа обобщить знания учащихся о романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание, ответив на проблемный вопрос: Что спасает человека, когда уже больше некуда идти; - развивать монологическую речь, умение вести диалог, строить ответ-рассуждение; - воспитывать нравственное отношение к семейным, общечеловеческим ценностям, прививать интерес к классической литературе.
  • Қадыр Мырза Әли «Кәрі қыран» сабағы туралы ой түйін7 сыныпта өткен Қадыр Мырза Әли Кәрі қыран сабағы туралы ой түйін Ой түйінді жасаған: Карменова Бахытжамал Базылрахмановна Қадыр Мырза Әлидің Кәрі қыран өлеңі мазмұны мен идеясы жағынан 7 сынып оқушыларының жас ерекшеліктеріне сай, адами қасиеттерге тәрбиелейтін, патриоттық рух беретін кесек те сыршыл шығарма. Баллада жанрындағы бұл туындыны оқыту, Найзағайдай жарқылдап ғұмыры өткен қыранның бейнесін шәкірттеріммен сабақта талдау өзіме де шалқар шабыт, таусылмас ләззәт сыйлады. Ақын өлеңдеріндегі рухани кеңдік, көркем суреттер, символдық мәнге айналған қыран құстың қайтпас қайсар өр мінезі, оның биіктік пен еркіндікте ғана өмір сүруге бейімделген қасиеті оқушыларымды ерекше әсерге бөледі. Символ ұғымы түсіндіріліп, қазақ халқына тән рухты қасиетпен салыстыра отырып, қыран құстың мықтылық, қайсарлық, еркіндік, тәуелсіздіктің символы екендігіне көздері жетті. Қазақ – қыраннан қырағылық пен ептілікті, өрлік пен намысшылдықты бойына сіңірген халық. Қазақстан Республикасының Туындағы қыран бейнесі азаттық айбыны ретінде бейнеленген. Сабақтың жоспарын құрғанда Сын тұрғысынан ойлау технологиясын басшылыққа алдым. Топпен, жұппен, ұжымда жұмыс түрлерін ұйымдастыру арқылы оқушыларыма өлеңнің танымдық сипатын, құрылымын өздері байқап, түсіне алатындай нәтижеге жеткізуге тырыстым. Мен өз тәжірибемде көбінесе оқушылармен бірлесіп, ұйымдасып, топтасып жұмыс істеуіне көңіл бөлемін. Бір-бірінің пікірін мұқият тыңдауға үйренді. Оқушыларды топқа бөлу барысында мынандай жетістіктерге жетуге болады: 1. Оқушылар бір-бірімен пікірлесе отырып, ортақ қорытынды шығарады. 2. Тақырыптық түсініксіз жерлерін айқындайды. 3. Топтарының сұрақтарына жауап береді. 4. Барлық оқушылар жұмыс істей бастайды. 5. Қорытынды шығарады. Осындай топта бірлесіп жұмыс істеп үйренген оқушылардың білімдері нәтижелі болады, шыңдалады. Оқушылар жұмыс жасау барысында бір- біріне көмектесіп, ойларын ортаға салады, ынталарына күш-қуат бере отырып, өздерінің білім алуын көтермелейді, оқуға, жазуға, тыңдауға, сөйлеуге кең мүмкіндіктер беретін ортада оқушы өз пікірлерін еркін жеткізуіне жағдайлар жасайды. Топ мүшелері өз ойларын ортаға салып және сол ойларды кесте арқылы көрсетеді. Шамалары келгенше қорғап шығуға тырысады. Сын тұрғысынан о... Белгілі ғалым Ахмет Байтұрсынұлының Шеберліктің белгісі – түрлі әдісті болу деген тамаша сөздері бар. Бір сабақтың әр кезеңдерінде түрлі әдістерді орнымен пайдалану арқылы көп нәтижеге жетуге болады. “Қызығушылығын ояту” кезеңінде алдыңғы өткен тақырыпты тексеру мақсатында “Блиц-сұрақтар” стратегиясын жүргізіп, негізгі ойды шапшаң, дәл айтып беру арқылы оқушының білім деңгейін қадағаладым. Жаңа сабақты бастар алдында ”Қазақтың Қадыры” атты бейнефильммен қызығушылықтарын арттырып, жаңа сабақ... Сабақтың қай құрылымында болмасын оқытушы осындай стратегияларды қолданғанда “Мен не ұтам?” және “Оқушы не ұтады?” деген сұрақтарды есінен шығармауы керек. “Мағынаны тану” кезеңінде “Миға шабуыл” стратегиясымен шығарманың идеясы мен көркемдік маңызын ашуды әр топқа постерлер қорғату арқылы жүзеге асырдым. Сұрақтар үш деңгейде әзірленеді. Дайындалған сұрақтарға оқушылар өз ойларымен жауап бере отырып, (бұл сұрақтар оқушылардың деңгейіне сай топтастырылған). “Түртіп алу кестесі” бойынша да жұмыстану арқылы қорытынды шығарды. Бұл технологияның келесі бір кезеңі – салыстыру. Мұнда “Венн” диаграммасының көмегімен оқушылар қазақ халқы мен қыран құстың ұқсастығы мен айырмашылығын көрсетуге талпынады. “Ой түйін” кезеңінде оқушылардың тілдік дағдыларын қалыптастыру мақсатында сабақ тақырыбына байланысты “5 жолды өлең” немес “5 минуттық эссе” жаздыруға болады. Мұндағы мақсат – оқушылардың өзіндік көзқарасын қалыптастыру. Сол эссе жазғанда сабаққа қабілеті төмен деген оқушылардың өзі 5-6 сөйлемнен тұратын ойын жазса, соның өзі оқушыны сабаққа тарта білгеніміз. Әдебиет сабағының күре тамыры – көркем мәтінмен жұмыс жасау. Оның ерекшелігі сол – ол оқушының жүрегіне, сезім қылына әсер етуі. Оқушылармен бірге көркем шығармамен жұмыс істей отырып, олардың ойлануына, толғануына, пікір айтуына ықпал жасадым. Сөз құдіретін баяндау, түсіндіру жолымен емес, ондай інжу-маржанды оқушының өзіне таптыру, сөзбен жұмыс істей алуға, мазмұнын игерту барысында жанды байланыста болу, логикалық ойын жеткізуде ауызша сөйлеу мәдениетін қалыптастыру сияқты жұмыстарға баса...
  • Литературно-музыкальная гостиная «О, Вы, служительницы муз. . »Выдержка из материала: Интересное внеклассное мероприятие, которое познакомит студентов с творчеством женщин-поэтесс, расскажет о женщинах, которые достигли славы своим поэтическим талантом. А также является дополнительным материалом по литературе и истории для первокурсников. Для проведения этого мероприятия необходима соответствующая подготовка студентов, т.е. умение держать себя перед аудиторией, умение с чувством подать материал, а этому в достаточной мере овладевают студенты на первом ку...
  • Рекомендации к технике ведения урокаОписание материала: Данная методичка ориентирована на молодого педагога. В ней широко представлены цели уроков и их классификации. Цели, ориентированные на развитие личности студента. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету, Предметные цели.Цели, ориентированные на развитие у студентов исследовательской культуры.Цели, связанные с развитием у учащихся организационно-деятельной культуры.Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся.Соде...
  • Профилактическая игра «Мифы о наркотиках»Выдержка из материала: Станционная профилактическая игра - это игра, суть которой зак­лючается в получении информации по вопросам профилактики рис­кованного поведения, преодолении препятствий и выполнении зада­ний, размещенных на каждой станции. Станционные игры можно про­водить в школах, училищах, колледжах, подростковых и молодежных клубах. Все играющие делятся на команды, и каждой команде предла­гается пройти по заранее спланированному маршруту, указанному в маршрутном листе. Маршрут состо...
  • Статья Особенности развития коммуникативной культуры обучающихся на уроках литературыВыдержка из материала: Данная статья посвящена актуальной теме – формированию эффективной коммуникативной культуры обучающихся на уроках литературы в учреждении начального профессионального образования.. Рассмотрены современные взгляды ученых, педагогов, психологов на данную проблему. Благоприятные условия для формирования коммуникативной компетентности, по мнению автора, можно создать при проведении уроков литературы с использованием технологии игрового моделирования, активных методов обучения, проектной методики, проблемного обучения.
  • Кавказ в русской поэзииВыдержка из материала: Слайд 1 Чтец. Здесь Пушкина изгнанье началось И Лермонтова кончилось изгнанье. Здесь горных трав легко благоуханье, И только раз мне видеть удалось У озера, в густой тени чинары, В тот предвечерний и жестокий час – Сияние неутоленных глаз Бессмертного любовника Тамары. А.А. Ахматова. Слайд 2 Ведущий. Тема Кавказа в русской поэзии занимает особое место. Исторические судьбы Кавказа, его исторические связи с русским народом, с русской культурой озарены целой плеядой известных имен русских поэтов. Первооткрывателем Кавказа в русской литературе стал А.С. Пушкин. Поэт впервые посетим Кавказ в 1820 году во время своей первой ссылки. Жизнь Пушкина резко изменилась. Вместо петербургских улиц перед ним были дикие и суровые горы Кавказа, бесконечные просторы, залитые осл... Слайд 3 Чтец. Казалось, пленник безнадежный К унылой жизни привыкал. Тоску неволи, жар мятежный В душе глубоко он скрывал. Влачася меж угрюмых скал.Ведущий. Вторая поездка поэта на Кавказ состоялась в 1829 году. Она запечатлена в путешествие в Арзрум, Кавказ, Монастырь на Казбеке, Делибаш, На холмах Грузии, Дон и другие. Чтец.Блеща среди полей широких,Вот он льётся!..Здравствуй, Дон!От сынов твоих далекихЯ привез тебе поклон. С появлением произведений А.С. Пушкина темы из к... М.Ю. Лермонтов делает Кавказ своей поэтической родиной. В детские годы трижды ездил с родными на Кавказ. Впечатление этих поездок оставили неизгладимый след в его памяти. Слайд 10 Чтец. Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!... Ведущий. Первая ссылка на Кавказ продлилась всего несколько месяцев. Несмотря на краткое пребывание, Лермонт... Слайд 12 Чтец. Я видел вас: холмы и нивы, Разнообразных гор кусты, А природы дикой красоты, Степей глухих народ счастливый, И нравы тихой простоты! Слайд 13 Второй раз Лермонтов был выслан на Кавказ в 1841 году. В составе Тенгинского пехотного полка участвовал в сражении при Валерике. Вернувшись из отпуска на Кавказ, заехал в Пятигорск, в окрестностях которого произошла его дуэль с Мартыновым. Слайд 15 Чтец. Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я посвящаю снова стих небрежный, Как сына ты его благослови И осени вершиной белоснежной. От юных лет к тебе мечты мои Прикованы судьбою неизбежной, На севере, в стране тебе чужой,- Я сердцем твой, всегда и всюду твой. Посвящение к поэме Демон. Слайд 16 Слайд 17 Чтец. Аракс шумит. Аракс шумит, Араксу вторит ключ нагорный, И Алагёз, нахмурясь, спит, И тонет в влаге дол узорный; Слайд18 И веет с пУрпурных садов Зефир восточным ароматом, И сквозь сребристых облаков Луна плывет над Араратом. Слайд 18 Но воин наш не упоен Ночною роскошью полуденного края… С Кавказа глаз не сводит он, Где подпирая небосклон Казбека груда снеговая… Ведущий. Высокая традиция поэтического интереса к Кавказу, принёсшая столько поэтических плодов в 19 столетии, была продолжена и развита в поэзии 20 века. Отдавая дань великим достижениям в разработке кавказской темы своих гениальных предшественников, обращаются к теме Кавказа творцы Серебряного века русской поэзии: Иван Бунин, Валерий Брюсов, Константин... Слайд 19 Иван Алексеевич Бунин так видит Кавказ. Слайд 20 Чтец. Луна шумит над шумною Курою И над огнями за Курой Тифлис под лунною чадрою, Но дышит знойною жарой. Тифлис не спит, счастливый, праздный,- Смех, говор, музыка в садах, И чуть мерцает блеск алмазный На еле видимых хребтах. Традиция поэтического интереса сохранилась и в поэзии 21 века. Наш современник, поэт Роберт Кесслер достаточно известен в кругах ценителей поэзии. Лирика Кесслера продолжает редкую в наше время классическую линию русской поэзии Афанасия Фета, Федора Тютчева, Ивана Бунина, А Ахматовой. По живописности, музыкальности, солнечному блеску – он поэт Юга. Поэзия для него – воспр...
  • Упражнение для развития повышенного интеллектаУпражнение для развития повышенного интеллекта. На занятиях кружка Юный лингвист и на уроках повторения пройденного для развития творческого мышления использую упражнения со словами из книги Т. Вуджека Тренировка ума. Повторите следующие предложения задом наперед слово за словом, после того, как вы их прочтете: Мы держим власть и несем ответственность- Авраам Линкольн Иногда я даю себе великолепные советы, но оказываюсь неспособной следовать им- Мэри Уортли Монтагу Один за всех, все за одного- Девиз трех мушкетеров Нигде не найти покоя тому, кто не нашел его в самом себе- Франсуа де Ларошфуко Повторите следующие предложения правильно, слово за словом, прочитав их задом наперед: Падением. Частым а силой не камень долбит капля- пословица Латинская Молчит. Не сказать нечего которому человек почему- Монтескье де Рту. Во рыбой с вынырнет он и море, в человека счастливого Бросьте- поговорка Арабская Умереть. Можно вечером истину, познав Утром- Конфуций Природы. Дар прекрасный самый есть понимать и видеть Радость- Эйнштейн Альберт Свет. Собственный его ему показать значит- тени своей человека Противопоставить -Юнг Карл Острое. Тупится так предмет: твердый найдется непременно нож острый На твердое Ломается так оружие: острое найдется непременно доспехи прочные На- Гуань Инцзы
  • Урок «Подлежащее и способы его выражения»Тема урока: Подлежащее и способы его выражения. Цель: Развитие логического мышления и коммуникативных качеств через наблюдения, анализ и обобщения языковых понятий. Задачи: 1. Рассмотреть основные способы выражения подлежащего. 2.Научить находить в разных типах предложений подлежащее и определять, какой частью речи оно может быть выражено. 3.Воспитывать чувство любви к родному дому, селу, Родине. Комментарии урока Развитие личностных качеств Развитие компетенций Мотивация: Эпиграф Только идущий одолеет путь. (Китайская пословица). Как вы понимаете эту пословицу применительно к нашему уроку? Актуализация знаний. Нашу работу мы начнем с определения частей речи. /Показываю на карточках/. 1. -а) родник, веселый, сегодня, улыбающийся, смотрит, ура, все, даже ау, вокруг, ведомый; ...
  • Совершенствование лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языкаЗнаете ли вы знаменитых физиков? Каждый с легкостью назовет их имена. (Эдисон, Рентген, Кюри, Энштейн и др.) Представьте, что мы задаем нашим ученикам такой же вопрос о русистах. К сожалению, немногие из них смогут назвать известных русских филологов. При этом в Программе по русскому языку читаем: Лингвистическая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах. Большую ча...
  • Урок «Общее значение имени прилагательного и его употребление в речи»Тема: Общее значение имени прилагательного и его употребление в речи Цели урока: 1. Углубить знания об имени прилагательном как части речи. 2. Учить находить имя прилагательное в тексте, определять его морфологические признаки, синтаксическую роль. 3. Развивать речь, орфографическую зоркость, чувство языка. 4. Углубить знания учащихся о празднике Пасхи, расширить знания учащихся об обычаях празднования Пасхи. 5. Воспитывать гуманизм, уважение к христианским традициям. . Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Объявление темы и целей урока. 3. Чтение отрывка из текста И. Шмелёва Лето Господне: 1)Великая су(б, бб)ота, вечер. 2)В доме тихо, все прил..гли перед заутреней. 3)Я пробираюсь в зал – посм..треть, что на улице. 4)Народу мало, н..сут пасхи и куличи в картонках. 5)В зале обои розовые – от солнца, оно заходит. 6)В комнатах – пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. 7)Постлали пасхальный к..вёр в гостиной, с пунцовыми букетами. 8)Сняли ...
  • Урок: «Стиль речи»Тема урока Стиль речи Тип урока: интегрированный, урок применения знаний и умений учащихся Цели урока: *учебные: обобщить знания учащихся по теме , рассмотреть сферу использования официально-делового стиля речи, научиться составлять и заполнять деловые бумаги; *развивающие: совершенствовать навыки грамотного письма, развивать устную и письменную речь, развивать навыки составления и оформления деловых бумаг; * воспитательные: воспитывать культуру речи, бережное отношение к слову. Методы:... Как вы думаете, почему официально-деловой стиль выделен отдельно? Чем официально деловой стиль речи не похож на другие стили речи? 5.Работа со словарем. Используя Словарь иностранных слов, выполнить упражнение № 288 7. Творческое задание. Используя предложенный перечень деловых бумаг, заполнить Ромашку. 8. Рефлексия Мордашки 9. Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на тему Роль официально-делового стиля речи в нашей жизни
  • Система подготовки к ЕНТТема: Комплексный подход к формированию умений работать над тестами по русскому языку Актуальность: Введение ЕНТ поставило перед учителем и учащимися жесткие требования к тестированию. Уровень сложности материалов ЕНТ по с каждым годом повышается. Проблема: Сравнив старые билеты по русскому языку с вопросами для подготовки к ЕНТ, я увидела, что возникла противоречивая ситуация: от учащихся требуют новых знаний, а обучают старыми методами.Поэтому я поставила цель: дополнить старую методику решения задач новыми приёмами, подойти к формированию умений работать над тестами комплексно.
  • Урок русского языка по теме» Как распознать наклонение глагола?»Тип урока- урок закрепление материалаВид урока-урок-исследованиеНа уроке учащиеся закрепляют умения распознавать наклонение глагола и правильно употреблять в речи глаголы изъявительного, повелительного и сослагательного наклонения.На уроке проводилась работа в группах, учащиеся работали по карточкам, по таблице, по учебнику, работали в парах в роли учителя, проводилась самостоятельная работа , а в конце урока была проведена творческая работа учащихся. В ходе урока была проведена исследовательска...
  • Конспект урока литературыТехнологическая карта урока по литературе Вечера на хуторе близ Деканьки.Энциклопедия народной жизни в повести Н. В. Гоголя Ночь перед Рождеством урок литературы был проведён в 5 В классе по теме Энциклопедия народной жизни в повести Н. В. Гоголя Ночь перед Рождеством. Это был урок внеклассного чтения. В начале урока была поставлена цель: создать условия для осознания учащимися народного характера произведения, осмысления нравственного идеала писателя. Задачи: Образовательная – познакомить учащихся с традициями, обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отражённую в повести Н. В. Гоголя Ночь перед Рождеством. Развивающая : создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в различных источниках и её обработки. Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре; формирование гражданско-патриотических чувств и нравственно-эстетических идеалов. Были использованы такие средства обучения, как компьютер, повесть Н. В. Гоголя ночь перед Рождеством, рабочие листы, доска Smart notebook, слайды для мультимедийной презентации., карточки, раздаточный материал (листы оценки проектов и самооценивания) Планируемые результаты: - предметные: познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести Ночь перед Рождеством - метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; – личностные – формирование духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности, доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях. Межпредметные связи: литература, фольклор, этнография, культурология, живопись. Методы и педагогические технологии: Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов – на этапе объяснения домашнего задания. (В.В. Фирсов), компьютерные (новые информационные) технологии обучения- компьютер был использован (презентация) технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова- на уроке были заданы проблемный вопросы групповые технологии (В.К. Дьяченко)- задание по группам. Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой) объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); проблемный метод, На уроке использовались виды работы: прослушивание и восприятие материала, беседа, практическая деятельность, ответы учащихся. УУД (Универсальные учебные действия): Коммуникативные УУД: Целью УУД было научить детей 1.Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; 2. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других 3. Уметь оформлять свои мысли в письменной форме Познавательные УУД: 1.Уметь проводить сравнение по заданным критериям 2. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов 3. Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы Регулятивные УУД: 1.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя 2. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
  • Рабочая программа по литературеНастоящая рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) составлена на основе следующих нормативных документов: - Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089; - Закон №273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации; - Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2012 года № 1897 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; - Учебный план МБОУ СОШ №5 г. Тайшета на 2013-2014 учебный год; - Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11; - Программа общеобразовательных учреждений Литература, авторы-составители С.А.Зинин, В.А. Чалмаев, 6-е издание, исправленное и дополненное, Москва Русское слово, 2010. Структура рабочей программы Рабочая программа включает 9 разделов: титульный лист, пояснительную записку; основное содержание разделов и тем учебного курса; учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, критерии и нормы оценивания, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование, список литературы.
  • Картотека скороговорокКартотека скороговорок. Цель: Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Учить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. 1. Сшила Саша Сашке шапку. 2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. 4. Шесть мышат в камышах шуршат. 5. Сыворотка из – под простокваши. 6. Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу. 7. Шли сорок мышей, несли сорок грошей. 8. Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали. 9. Щетинка – у чушки, чешуя – у щучки. 10. Кукушка кукушонку купила капюшон. 11. Слишком много ножек у сороконожек. 12. Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком. 13. Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа. 14. Жужжит над жимолостью жук, зеленый на жуке кожух. 15. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. 16. Наш Полкан попал в капкан. 17. От топота копыт пыль по полю летит. 18. Ткет ткач ткани на платок Тане. 19. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. 20. Перепёл перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят. 21. Сшит колпак не по – колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. 22. Клала Клара лук на полку, кликнула себе Николку. 23. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 24. На дворе трава, на траве - дрова. 25. Три сороки – тараторки тараторили на горке. 26. Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки. 27. У калитки – маргаритки, подползли к ним три улитки. 28. По утрам мой брат Кирилл трёх крольчат травой кормил. 29. Мокрая погода размокропогодилась. 30. Полпогреба репы, полколпока гороха. 31. Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз. 32.Улов у Поликарпа - три карася, три карпа. 33. У Кондрата куртка коротковата. 34. Съел Валерик вареник, а Валюшка - ватрушку. 35. Пришел Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп. 36. Король – орел, орел - король. 37. Турка курит трубку, курку клюет крупку. 38. Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на дворе. 39. Бобр добр для бобрят. 40. Гравер Гаврила выгравировал гравюру. 41. Орел на горе, перо на орле. 42. Повар Павел, повар Петр. Павел парил, Петр пек. 43. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона. 44. Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела. 45. Милая Мила мылась мылом. 46. Мы ели-ели линьков у ели. 47. У четырех черепашек по четыре черепашонка. 48. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели. 49. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. 50. В перелеске перепел, перепёлку перепел. 51. Утром присев на зеленом пригорке, учат сороки скороговорки: картошка, картонка, карета, картуз, карниз, карандаш, карамель, карапуз. 52. Сова советует сове, спи соседка на софе, на софе так сладко спится, о совятах сон присниться. 53. Как на утренней, на зорьке, два Петра и три Федорки, соревнуются с Егоркой, говорить скороговорки. 54. Хорош пирожок, внутри творожок. 55. Мышонку шепчет мышь, ты всё шуршишь, не спишь. Мышонок шепчет мыши…шуршать я буду, тише. 56. Вырастил Толя тополь за полем, по полю, по полю шел к тополю Толя. 57. Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу, кричать до хрипу. 58. Разорались петухи, закачались лопухи, громко лает пес Трезор, во дворе у нас раздор. 59. Зимним утром от мороза, на заре звенят березы, все озёра – зеркала, из зеленого стекла. 60. Дед Данил делил дыню - дольку Диме, дольку Дине. 61. Все за столом сели, со стола всё съели: сметану с простоквашей, с овсяной кашей. 62. Звезду заметила коза, но опустила вниз глаза. Известно, звезды не достать…, зачем козе о них мечтать. 63. Хитрую сороку, поймать морока, а сорок сорок - сорок морок. 64. Ходит квочка около дворочка, водит деток около клеток. 65. Паша тихо шепчет Мише, Миша шепота не слышит, Паша, громче пошепчи, Мише уши полечи.
  • Местоимение как часть речиДанный урок способствует развитию логического мышления, особенно у детей со слабо развитыми способностями мыслить, запоминать, понимать. Урок направлен на приобретение опознавательных навыков, умений работать с текстом и находить в нем главное. Разработанный урок помогает развивать у учащихся логическую речь, вырабатывать орфографический навык письма (умение грамотно и аккуратно писать). Кроме того, подобный урок позволяет воспитывать у учащихся самостоятельность, внимательность при выполнени...
  • Урок «Кукла» Е. И. НосовЦели урока: ознакомление учащихся с личной и творческой биографией Е.И.Носова, выявление значения нравственных проблем, затрагиваемых автором в рассказе; совершенствование навыков анализа текста. Тип урока: беседа. В ходе урока учащиеся узнали факты из биографии Е.И.Носова, обсудили нравственные вопросы ,затрагиваемые автором. Ученики осознали насколько актуальна проблема человеческой черствости, жестокости в наши дни. Ребята высказали свое отношение к проблеме, привели примеры из своей жизни, показывающие насколько важно воспитание в людях гуманного отношения друг к другу. Цели урока, на мой взгляд, были достигнуты.
  • Урок -сочинение «Ландыш»Тема: Творческая работа сочинение Ландыш. 1.Учить видеть в природе источник волнующих впечатлений и находить им адекватные выражения.2.Развивать умения употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, сформировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных.3. Развивать творческие способности учить восхищаться красотой природы. Оборудование: букеты цветов, иллюстрации, рисунки детей. I Организационная часть II Постановка учебной задачи Ребята, сегодня у нас праздник. Мы будем говорить о красоте природы, о чувствах людей, будем учиться записывать свои мысли. III Работа над темой 1. Определение тематики сочинения. На столе стоят мои любимые цветы – ландыши. Я хочу прочитать вам стихотворение С. Я. Маршака Ландыш 2. Высказывания детей, наблюдения.- Рассмотрите цветы (учитель раздает цветы детям)- Какие они? На что похожи? – На бубенчик, на колокольчики, на жемчужины и.т.д. - Какие имена прилагательные можно подобрать?.- Белые, чистые, нежные, хрупкие, блестящие, капризные, ароматные, изящные и.т.д.- Подумайте, какова роль имен прилагательных в речи? Обоснуйте свои ответы.- В стихотворении С. Я. Маршака, возникает поэтический образ колокольчики весны.- Вдумайтесь, почему поэт их так называет? Тут спрятан глубокий смысл. Какой? – Колокольчики звенят, возвещают о начале весны.- Какие сравнения можно использовать при описании цветов? – Красивые девушки, нежные дети... 3. Составление глагольного ряда.-Давайте составим глагольный ряд, т.к. глаголы нам тоже помогутПоявиласьРастутПридаютЦвететБлагоухаетВисятЗвенятРаскрываютсяЖдет 4. Полный пересказ текста.- Попробуйте описать цветок, используя, слова-помощники.- Что должны передать?(Художественный образ цветка, красоту весенних дней) 5.Самостоятельная работа учащихся. 6. Чтение и анализ детских работ.-Кто хочет прочитать свою работу? IV Итог урока- Что нового узнали?- Что вам понравилось? Использованная литература. 1. Стихотворение С.Я .Маршака Ландыш. 2. Иллюстрации цветов. Интернет.
  • Школьный жаргон: миф или реальность?!Школьный жаргон как разновидность молодежного жаргона характеризуется относительной устойчивостью, что связано с наличием традиций в организации самого учебного процесса. Его основу составляет лексика, принадлежащая непосредственно к школьной сфере и касающаяся школьных реалий. Носителями школьного жаргона являются исключительно представители молодого поколения, обучающиеся в школе. Школьный жаргон является по своей сути школой словотворчества, причем различные новообразования изначально носят доброжелательно-шутливый характер. Однако необходимо бороться с грубыми словами в школьном жаргоне, как с проявлением насилия на речевом уровне, поскольку в отличие от взрослых, употребляющих грубые слова для эмоциональной разрядки, подростки оперируют данными жаргонизмами с целью произвести впечатление на сверстников.
  • Тема «Казахстан – любимая страна, Казахстан – Республика моя!»Игра КлубочекДетисадятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокругпальца и задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что тылюбишь?) и передает ему клубочек. Ребёнок берёт клубочек, а затем задаёт свойвопрос. Клубочек возвращается к ведущему и всё видит нити связывающиеРебята обратитевнимание на оформления нашего зала. Вы видите портреты выдающихся людей: поэта,композитора, историка, хана, бия. Иллюстрации природы Казахстана. ПрекраснуюАстану и наш любимый ...
  • Методические указания для выполнения самостоятельных работ по дисциплине «Литература»Для современного мира характерна высокая скорость обновлений и изменений, требующая от человека гибкости, мобильности, умения адаптироваться в новых условиях, работать с разными источниками информации, повышать свой профессиональный уровень. В связи с этим одной из целей профессионального образования является формирование активной, творческой, профессионально подготовленной личности, мировоззрение и стиль мышления которой не просто отвечают современным условиям, но и ориентированы на перспективу... а) современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов (и не только) требуется постоянное совершенствование собственных знаний; б) в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов, применение педагогических технологий, активизирующих саморазвитие личности: в) центр... Самостоятельная работа студента (СРС) – это способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Самостоятельная работа студентов выполняется под непосредственным руководством преподавателя и занимают большое место в различных формах организации учебного процесса на уроках.
  • Методические указания для выполнения самостоятельных работ по дисциплине «Русский язык»Знания лексических, морфологических, синтаксических средств русского языка недостаточно для того, чтобы овладеть даром слова, выражать свои чувства и мысли, воздействовать словом на окружающих. Надо научиться находить изобразительно-выразительные средства и успешно пользоваться ими, создавать с их помощью зримые образы, картины, пейзажи, овладеть искусством построения художественного, публицистического, официально-делового, научных текстов. На это направлена самостоятельная работа студентов, которая выполняется под непосредственным руководством преподавателя. Задания помогают глубже понять художественное содержание, особенности языка сочетаются с письменными упражнениями, способствующими овладению разными видами высказываний на литературные, общественно-политические, философские, нравственно-этические темы. Самостоятельная работа студентов соотносится с целями обучения русскому языку в техникуме. В нее включены задания, проверяющие следующие компетенции: - лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; - языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; - коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
  • Кружок русского языкаКружок русского языка Юный лингвист План занятии кружка русского языка. 1. Ты обязан русской речью хорошо владеть ! 2. Без знания грамматики не усвоишь ни истории, ни математики. 3. Краска речь пословицей. 4. Русские народные загадки. 5. Сперва аз да буки – потом все науки. 6. Красота русской речи. 7. Смотри не сломай язык. 8. Как решать буквенные ребусы и шарады. 9. Пульс слова. 10. Итоговый утренник. Ты обязан русской речью хорошо владеть I. Русский язык ценнейшее достояние и величайшее достижение русского народа. Все мы любим и ценим великий русский язык. Чтобы хорошо овладеть русской речью, нужно больше читать произведении таких мастеров слова, как И. Крылов, А.Пушкин, М. Лермонтов, Н.Гоголь, М. Горький. Чтение повышает грамотность, а , как говорит русская пословица, Грамота – к мудрости ступенька II этап. Первый ученик. На уроках чтения и истории мы знакомились с биографиями великих людей : ученых, полководцев, писателей. Биография- значит жизнеописание. Слова тоже имеют свою биография, свою историю. Биография- значит жизнеописание. Слова тоже имеют свою биография, свою историю. На занятиях кружка мы будем теперь регулярно знакомиться с биографией отдельных слов и выражении.
  • Применение групповой работы, внедрение семи модулей на уроках русского языкаГрупповая работа на уроке – это составная часть современного урока. Юркова Е. Ю. Цель: 1. Развитие мышления учащихся с разной мотивацией; 2. Развитие глубокого понимания учебного материала; 3. Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности; 4. Развивать умение общения среди учащихся, взаимоуважение, повышение самокритичности; Данная работа состоит из пояснительной записки, двух поурочных планов по русскому языку в 5 классе. В пояснительной записке разъясняются положительные стороны применения групповой работы на уроках русского языка. Также были разработаны примерные поурочные планы с применением групповой формы работы и внедрением семи модулей на данных уроках. Ученики могут мыслить критически самостоятельно, а также в группе, и именно групповая работа, по моему мнению, является основой для развития мышления учащихся с разной мотивацией. По мнению психологов: мысли чаще всего рождаются в группе. При использовании на уроках групповой работы ученики глубже начинают понимать учебный материал, возрастает познавательная активность, творческая самостоятельность. Взаимоотношения между детьми приобретают иной характер, они начинают лучше относиться друг к другу, прислушиваются к мнению одноклассников. Возрастает самокритичность, они начинают оценивать друг друга и самих себя. По словам Мерсера ученики, работая в группах, имеют общую проблему, создают совместное ее понимание; обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга. Иными словами, ученики думают вместе Основной целью групповой работы является развитие мышления учащихся. Как же развивать мышление учащихся, при помощи каких методов и приемов - над этим, я думаю, задумывается каждый учитель. Так как я являюсь учителем русского языка и литературы, меня также интересует, как можно повысить интерес к своему предмету, как улучшить познавательный процесс учащихся, что я могу использовать на своих уроках, чему я должна сама научиться, прежде чем научить детей. Если учитель желает оказать помощь ученикам в их становлении личностями с развитым критическим мышлением, то, прежде всего, ему самому необходимо обладать развитым критическим мышлением и быть открытым для новых идей... При групповой работе учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, защищают и представляют свои идеи, обмениваются мнениями, принимают активное участие во взаимооценивании и самооценивании и, наверное, самое главное в учебном процессе, по- моему мнению, при групповой работе ученики с разной мотивацией имеют возможность проявить свои качества. Таким образом, Сущность коллаборативного (группового) обучения, то есть обучение в сотрудничестве, являющееся личной философией учителя, а не только методом, используемым в классе. Во всех случаях объединения субъектов в группы, сотрудничество предполагает способ работы на основе уважения, признания способностей и личного вклада каждого члена группы. Существует распределение власти и ответственности между членами группы для эффективной работы групп. Основная предпосылка обучения в сотруд... Групповая работа будет эффективной, если ее проводить систематически, так как учащиеся получают пользу от сотрудничества с разными людьми, кроме того, в ходе групповой работы на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся прослеживается применение различных стратегий. Так, например, стратегии критического мышления предполагают работу в группах, стратегии диалогового обучения подтверждают, что дети эффективно учатся при активном их вовлечении в обсуждения и дискуссии. Работая коллективно, дети учатся анализировать, часто им приходится принимать решение, зачастую учитель выступает в роли наблюдателя, и здесь как раз- таки нужна слаженная работа группы, для того, чтобы решить поставленные перед ними задачи. Групповая форма создает на уроке благоприятную атмосферу: те ученики, которые боятся отвечать, начинают принимать участие в выполнении заданий, начинают удивлять своих одноклассников и учителя своими интересными ответами, у них появляется увере... Всем ученикам нужно давать любую возможность раскрыться, показать себя. И в данном случае групповая работа, критерии оценивания, обратная связь, творческие задания помогают учителям помочь детям с заниженной самооценкой, еще больше раскрыть талант одаренных детей.
© 2010-2018