Русский язык и Литература

  • Проект по теме «Художественные средства выразительности в частушках Зауралья»В исследовательской работе Приходько Настя рассказала об использовании художественных средств выразительности в частушках Зауралья, она остановилась на эпитете, анафоре и эпифоре,большое внимание уделила антонимам .Привела примеры из собственных наблюдений.Ученица работала по плану: 1. Исследование лексической стороны частушки. а) частушки с антонимами б) частушки с эпитетом и гиперболой в) частушки с эпифорой и анафорой г) история происхождения частушек д) Что такое частушка? Е) О чем поешь, частушка?Гипотеза: частушка – уникальное явление современного фольклора, так как в них можно встретить самые различные тропы и образные выражения. Частушка выражает различные черты человеческого характера.
  • Методческие разработки» как средство проверки знаний учащихся «Дидактические игры на уроках литературыО пользе дидактических игр на уроках литературы писали многие великие методисты, и опыт работы с учащимися подтверждают это. Дидактические игры можно проводить на уроке и на внеклассном мероприятии,. Игра - привычное и любимое для каждого ребёнка состояние, игра развивает любознательность, если она проводится в команде, то чувство товарищества. Игра развивает творческое воображение, речь, технику чтения. В играх, которые описываются в данной разработке , осуществляют межпредметные связи, разв...
  • Сочинение на тему «Боевая доблесть солдата»Сочинение ученицы 6 класса Приходько Анастасии Боевая доблесть солдата Сочинение написано ученицей после посещения школьного музея, посвящено подвигу земляка Шевелёва Алексанра Фёдоровича. В своей работе девочка написала о боевом пути солдата. Ещё до начала Отечественной войны Александр Фёдорович находился на действительной военной службе в армии, в 1939 году ему, рядовому бойцу пришлось участвовать в военном походе по освобождению народов Западной Украины и Белоруссии, в 1940 году, зи...
  • Лингвистический КВНДанная работа - сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 6 - 7 классов. Лингвистический КВН можно провести в рамках предметной недели. Интересная форма мероприятия способствует закреплению знаний учащихся о фразеологических оборотах, пробуждению интереса к русскому языку как к учебному предмету, формированию коммуникативной компетенции. Возможность показать знания о фразеологизмах предоставляется на этом мероприятии не только участникам, но и болельщикам. Лингвист...
  • Методические разработки по литературе «Литературные игры как форма проверкиуровня литературного развития учащихся»Литературные игры - это важный дидактический элемент школьного литературного образования.Игры могут стать формой проверки начитанности и литературного развития учеников.Опыт многолетней работы в школе показывает, что игровые задания повышают интерес учащихся к литературе, воспитывают любознательность, интерес школьников к чтению, расширяют литературный кругозор школьников. В данной разработке предствлена литературная игра Литературное лото, описаны правила и методика игры с учащимися 5 клас...
  • «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы с учетом требований ФГОѻ статье описана система работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы с с учетом требований ФГОС.. Целью такого обучения является раскрытие запаса творческих способностей и возможностей посредством приобщения учащихся к искусству слова.Только такое обучение позволит решать следующие задачи:1. Не утратить желание детей к изучению нового, к самостоятельному поиску и открытию новых знаний, решению задач проблемного характера;2. Дать возможность всес... 4. Вызвать появление интереса к изучаемому предмету необходимостью понимания его необходимости, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
  • «Патриотическое воспитание младших школьников»Воспитание патриотизма начинается с первых лет жизни ребёнка. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность. Цель патриотического воспитания-развитие высокой социальной активности,гражданской ответственности,духовности. Начальной школе отводится важная роль в патриотическом воспитании обучающихся и на уроках, и во внеурочное время. В представленной работе рассматриваются формы гра...
  • Урок русского языка по теме: Урок – игра «Банк знаний» по теме «Обобщение знаний о падежах»Задачи: Образовательные: 1. Проверить знания, умения, навыки по теме Обобщение знаний о падежах 2. Устранить пробелы в знаниях. Развивающие: 1.Способствовать развитию познавательных, мыслительных, коммутативных способностей учащихся. 2.Формировать умения выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать знания. 3.Содействовать выработке навыков самоконтроля и самоанализа у учащихся. 4.Содействовать развитию памяти, речи, навыков учебного труда. Воспитательные: 1.Способствовать формированию познавательных способностей, мотивации учения и положительного отношения к знаниям у учащихся. 2.Содействовать формированию умений и навыков работы в паре; общения друг с другом. 3.Способствовать формированию мыслительной культуры, рефлексии, т.е. соблюдать логику рассуждений; структурировать, сопоставлять имеющуюся информацию. 4.Способствовать формирование эстетических взглядов у учащихся.
  • Доклад «Методические аспекты проверки уровня литературного развития учеников основной школы»Вопросам проверки литературного празвития учащихся уделяет большое внимание наша методика . Творчески работающие учителя, опираясь на последние методические рекомендации, разрабатывают новые способы проверки литературного развития учащихся. В статье говорится , какими принципами должен руководствоваться учитель литературы, чтобы задания, предлагаемые учащимся, отвечали требованиям образовательных стандартов второго поколения, соответствовали индивидуальным особенностям учащихся, носили развива...
  • Глагол тақырыбына қысқа мерзімді жоспарОқу ісі жөніндегі орынбасар: Н.Серикбаева Краткосрочное планирование (КСП) урока русского языка учителя русского языка и литературы СШ №219 Жанерке .Жанадиловой Неделя День 17.02.2014 урок Класс-10 Тема урока Глагол как часть речи Цели урока Знать о глаголе как о части речи: лексическое значение, разнообразие морфологических категории и форм, Понимать особенности морфологической функции глагола ( переходность, непереходность, совершенный, несовершенный вид, неопределенная форма глагола, безличный глагол), на казахском и русском языках, Уметь отличать особенности морфологической ф... Этапы урока время Действия учителя Действия ученика Цели действий Введение 5-7 м Предлагает улучшить атмосферу класса, ценить выступления друзей; Готовы слушать одноклассника, понимают, что любое мнение -важное Формируется благоприятная обстановка Разделит класс на группы. Делятся на группы Формир-е умения работать в гр Презен тация 5-7 м Мозговой штурм: Какую роль в на...
  • Интеллектуальная игра - КВН для дошкольниковДанная интеллектуальная игра - КВН предназначена для детей 6 - 7 лет. Целью игры является систематизация представления детей о математическом образовании и развитии.Данная игра доставит детям радость, так как является развивающей направленности, поддержит интерес к интеелектуальной деятельности, научит проявлять находчивость, смекалку, взаимопомощь, понимание юмора.Игра состоит из нескольких конкурсов: конкурс - разминка, конкурс загадки, конкурс капитанов и т.д.Дети испытывают положительные эмо...
  • Использование пословицВ средней школе стандартом литературного образования предусмотрено знакомство учащихся с пословицами и поговорками как жанрами русского фольклора. Разработана методика анализа эпиграфов, выраженных пословицами и поговорками типа Береги честь смолоду, и тех пословиц, которые находятся в контексте литературных произведений. Однако столь незначительное обращение к крупицам народной мудрости явно недостаточно для осуществления задач развития, которые ставит общество пред образованием. Необходимост...
  • Методические материалы «Из опыта работы по УМК Е. А. Быстровой»Выбирая УМК Е.А.Быстровой, важно использовать потенциал учебника как в содержательном, так и в методическом аспектах. Объём представленного в учебнике материала позволяет организовать групповую и индивидуальную работу в классе, дифференцировать домашнее задание. Подобраны интересные тексты для развития речи .Интересно изучать новый материал, используя пошаговый способ его усвоения, повторять, использовать таблицы, схемы, разнообразные задания к ним. Данный учебник можно использовать в рамках ра...
  • Дидактический материал к урокам русского языка (животный мир Ямала)Предлагаемый дидактический материал является не собственно лингвистическим, но имеет познавательное значение. Можно использовать для изложений и диктантов (свободных, выборочных, предупредительных...), а также как самостоятельные предложения для синтаксической пятиминутки на уроке. Несложно заметить, что эти тексты будут способствовать воспитанию интереса к фауне родного края. Этот материал - небольшая лепта в дело организации в школах Ямала лингвистического краеведения(Т.И.Прожирова, ЯНОИПКР...
  • Брошюра «Книги, рекомендуемые для чтения учащихся старшего звена»Данная брошюра была разработана на основе проведённого интервьюирования библиотекарей, изучения методической литературы и списков книг для детского чтения, составленных преподавателями школ и вузов. В брошюру входит описание 33 книг. Эти книги будут полезны всем детям и взрослым, поскольку грядущее обучение, о котором сейчас много говорят, предполагает наличие высокого уровня читательского интереса. А для этого нужно читать и понимать произведения. Помните, что значение книги в жизни человека огромно. Например, знаменитый американский режиссёр Уолт Дисней сказал замечательную фразу: В книгах существует больше сокровищ, чем во всей добыче пиратов на Острове сокровищ или в нижней части Испании, и самое замечательное то, что вы можете наслаждаться этим богатством каждый день в вашей жизни. Желаю приятного просмотра и удачи в повышении вашего уровня читательского интереса.
  • «В чем смысл жизни?» (на основе анализа романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова)Данный метапредметный урок, составленный в соответствии с требованиями ФГОС, ориентирован на старшую возрастную категорию обучающихся (17-18 лет). В ходе урока, последовательно выполняя задания, предложенные учителем, обучающиеся ищут ответ на главный философский вопрос: В чем смысл жизни? Этот проблемный вопрос ставится в начале урока. В ходе урока обучающиеся решают ряд лингвистических задач, используя различные приемы (идеал, Поле проблем и т.д.). Огромную ценность имеет анализ посло...
  • Открытый урок по литературеОткрытый урок по литературе в 9 классе при изучении темы: Антон Павлович Чехов Смерть чиновникаНазвание урока: А. П. Чехов. Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 века. Червяков – маленький человек? Цель урока:Открыть новое в творчестве писателя; познакомить учащихся с понятием эволюция на примере литературного материала; развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение. Повторить произведения других писателей, в которых звучи...
  • Внеклассное мероприятие по русскому языку «Служебные части речи»Задачи мероприятия: Привлечь к работе по подготовке и проведению мероприятия как можно больше учащихся. Реализовать задачу комплексного подхода к воспитанию школьников. Развить интерес к углубленному изучению русского языка. Организовать активный отдых школьников средствами учебного предмета.Конкурсные задания: “Шарады”, “Ты-мне, я- тебе”, “Конкурс капитанов”, “Не и Ни в человеческом общении”.Дипломы готовятся заранее по следующим номинациям: “Самой оригинальной команде”, “Самой веселой команде”, “Самой б...
  • Проект «Эти удивительные наречия»Данный проект рассчитан на учеников 7 класса. Работа по проекту велась в течение 17 уроков. Весь класс, в зависимости от особенностей учащихся, был разделен на три активно работающие группы. Все работают над единой темой в рамках учебной программы Наречие как часть речи. В ходе работы над проектом учащиеся должны выявить имеющиеся знания по теме, ликвидировать пробелы и усвоить новый материал на более высоком уровне, так как большую часть заданий и текстов к урокам они выполняют самостоятельно...
  • Урок-викторина на тему «Средства художественной выразительности»Данная разработка предназначена для обучающихся 5-9 классов. Широкий спектр применения разработки обусловлен тем, что средства художественной выразительности изучаются уже в 5 классе, в 9 классе применение данной викторины используется при подготовке к ОГЭ. Викторина предполагает командное состязание, разные уровни сложности, конкурс капитанов, хорошее владение теорией литературы и знание литературных текстов. Аналогичные викторины целесообразно проводить несколько раз в год (минимум 2)...
  • Контрольные работы по литературе в рамках реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образованияДанные контрольные работы по литературе предназначены для проведения уроков контроля знаний по изученным темам и разделам, зачетных уроков по итогам семестра и позволяют выявить уровень усвоения студентами теоретического материала, а также уровень сформированности у обучающихся умений связно излагать материал в письменной форме, оценивать поступки персонажей, анализировать текст поэтического и прозаического произведений. Контрольные работы включают как задания тестового характера, предполагающи...
  • Итоговая контрольная работа по теме «Русская лирика 20 века» в двух вариантахИтоговая контрольная работа по литературе предназначена проверить знания и умения учащихся после изучения раздела Русская лирика 20 века. Каждый вариант включает 10 вопросов с вариантами ответов, один из которых правильный. Содержание вопросов включает знания биографии поэта, понимание идейного замысла произведения, литературоведческие понятия. Вторая часть работы проверяет умение строить связное высказывание на определенную тему, анализировать стихотворение. Темы предлагаются на выбор учащ...
  • Конспект урока на тему: «Главные члены предложения»План урока: 1.Вводный этап урока. Организационный момент. а)речь учителя. 2.Закрепление. а) словарная работа; б)беседа; в) сообщение темы и задач урока. 3.Актуализация опорных знаний. а) беседа; б) практическая деятельность. 4.Физкультминутка. 5.Повторение изученного материала. а) работа по учебнику; б) беседа. 6.Итог урока. 7.Домашнее задание. Учитель проводит словарную работу. - Запишите в тетради, словарная работа.(Дети записывают). 1.Словарная работа : девочка, класс, таять, цыпленок, горох, пальто. Учитель показывает слова с пропущенными орфограммами, дети записывают слова, подчеркивают орфограмму простым карандашом. Затем учитель показывает схемы и открывает орфограмму, дети проверяют. -Ребята, это словарные слова, их нужно запомнить.
  • РАБОТА СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ УЧИТЕЛЕЙРАБОТА СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ УЧИТЕЛЕЙ В современных условиях фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Всем известны новые требования к современной школе, включающие и такие пункты, как обновленное содержание образования, интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс; активные формы учебной деятельности; инновационные формы организации образовательного процесса, в том числе проектная, исследовательская, дистанционная форма, индивидуализация; новая роль педагога в шк... Все перечисленные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи, которые в совокупности трудно решить в одиночку, но несложно с помощью положительного опыта педагогической общественности, уже внедряющей на практике новые подходы к образовательному процессу и имеющей желание поделиться этим опытом. Сетевые сообщества педагогов, не знающие границ и расстояний, легко решают ряд важных задач, решение которых раньше было возможно лишь при непосредственной встрече и ... В настоящее время сетевая активность педагогов и других участников образовательного процесса - одна из самых актуальных тем, связанных с процессами информатизации в системе образования. Сетевые сообщества учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, это группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и ... Цели сетевого сообщества могут быть разными: - обмен опытом, поддержка и сотрудничество; - распространение успешных педагогических практик; - повышение профессионального уровня; - поддержка новых образовательных инициатив. Сетевые сообщества предоставляют следующие возможности: - возможность размещения своих файлов и пользование доступными в библиотеке сообщества; - дистанционное обучение; - участие в конкурсах, акциях, проектах, обсуждениях; - создание собственных электронных страниц (портфолио) Методический кабинет отдела образования Актогайского района Павлодарской области, создал сетевое сообщество учителей, прошедших обучение по программе 7 модулей. Все учителя района единогласно поддержали данную идею, так как это поможет совершенствовать практику. Учителя, прошедшие разноуровневые курсы являются коучерами и менторами. Большую помощь молодым коллегам оказывает ментор. Её менторские сессии очень плодотворны. Обучение на основе доверия приносит немаловажный эффект. Коучер выполняет роль учителя для групп учителей. Умело поставленная работа приносит большое удовлетворение в работе для учителей. Чтобы эта работа выходила за пределы школы создано сетевое сообщество. Учитель средней школы имени М.Кайырбаева Кравчук Н.Н, слушатель курсов первого уровня, ознакомила присутствующих с инструментарием, методами работы, способствующими развитию современной школы. Слушатель второго уровня Макашева А.Р. организовала работу в группах, интересно провела знакомство участников друг с другом. Таскенова Б.М. на примере игр с вопросами и идеями доказала необходимость создания сетевого сообщества, преимуществом которого является рациональность, множественное решение проблем, общение, усовершенствование педагогической практики. Т.В.Шамилова на основе раздаточного материала предложила самостоятельно изучить мировой опыт сетевого сообщества. Учителя активно выступали с презентациями. Создание сетевого сообщества обеспечит доступ к новым идеям и знаниям для продуктивного обучения подрастающего поколения. Любой квалифицированный педагог, строящий свое информационно-образовательное пространство, должен умело его конструировать, и включение в эту схему сетевых педагогических сообществ необходимое условие для плодотворной работы. Сетевые сообщества - это огромное поле для самореализации каждого. Безусловно, что транслируемый педагогами всей страны опыт является не только замечательной возможностью воспользоваться уже созданными образовательными ресурсами, но и повысить свой квалификационный уровень,...
  • Разработка урока по теме «Гласные в суффиксах существительных -ек, -ик»Данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 6 классе. Авторы учебника М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тип урока: изучение нового материала. В начале урока учитель проверяет знания учащихся по теме Правописание непроверяемых гласных в корне слова. При изучении нового материала учитель показывает учащимся условия выбора гласной в суффиксах существительных -ек, -ик и отрабатывает данные умения и навыки.На протяжении всего урока повторяются различные виды разборов. ...
  • Формирование универсальных учебных действий с учетом внутренней семантики ученика на уроках русского языкаОписание материала: Статья содержащая концептуальные подходы из опыта работы учителя русского языка и литературы по развитию универсальных учебных действий с учетом внутренней семантики ученика. Считаю, что успех в обучении во многом зависит от связи начала обучения с радостью, с восхощением открытия и удовольствием от создания личностной ситуации успеха - тогда и мотивация на процесс учения становится более глубокой, так как вытекает из личной семантики ребенка. Опора на полисенсорное предс...
  • Культура речевого общенияВыдержка из материала: 1.Введение Одно из самых больших достояний человечества и самых больших удовольствий человека-возможность общаться с себе подобными. Поэтому необходимо помимо знаний по русскому языку, математике, биологии и знания о речевом этикете. Под речевым этикетом мы понимаем выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для членов общества, национально специфичные, устойчиво закрепленные в речевых формулах, но в тоже время исторически изменчивые. Актуальность: Вопросы речеведческой культуры, речевого взаимодействия всегда актуальны, так как слово находится в центре человеческой деятельности. Актуальность моей работы подтверждается Законом об образовании, Концепцией модернизации Российского образования, посланием Президента к Федеральному собранию Наша новая школа, стандартами и программами по русскому языку. Описание опыта работы: 2.Экология языка и культура речи Помните строки из Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях? Вмиг по речи распознали, Что царевну принимали… А.С.Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Но спросим себя честно: правильно ли, чисто ли мы говорим? Не засоряем ли свою речь никчемными словами, грубостями, нелепостями? А как мы приветствуем своих близких: здрасьте или же искренне желаем им здоровья? Не чекаем ли, не проглатываем ли отдельные звуки, не бываем ли мы похожи на плохой... 2.1. Cлова – паразиты Первый враг чистоты речи- это слова – паразиты. Ими нередко люди пытаются как-то заполнить свою скудную речь и совершенно перестают замечать их. Всем знакомы выражения: значит, так сказать, ну, вообще, в общем, это, это самое, короче (говоря), вот, как бы, то есть, просто, как его, типа, конечно, в принципе, так сказать, однозначно, представь, понимаешь и т. д.У каждого есть свой индивидуальный запас подобных слов 2.2.Жаргон - характерное явление нашего языка Второй опасный враг нашей устной речи- это грубые просторечные ижаргонные слова. Истоки жаргонной лексики своими корнями уходят в древнерусскую литературу, где встречались уже тогда отдельные элементы лексики, близкой по своим функциям и роли с современными жаргонизмами. Такую лексику ученые обнаружили в Молении Даниила Заточника, в Исповеди протопопа Аввакума, в письмах Ивана Грозного. Молодежный сленг относится к этому же разряду грубых... 3.1.Сфера школы Слова первой сферы можно разделить на следующие группы: наименования учителей, наименования учебных предметов, наименования реалий учебного процесса. 3.2.Сфера досуга К сфере досуга можно отнести такие слова, как: видак, мафон, клипейшн, диска, дискач, поп, рок, попса, гоп-компания, кореша, тусовка, шухерить, махаться и т.д. Для слов этой группы характерно преобладание слов, заимствованных из других жаргонов, в частности жаргона музыкантов. Например: клипейшн, мафон, гопата, поп, рок, попса и т.д. (музыкальный жаргон); 3.3.Сфера быта Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп: а) слова, называющие части тела: б) слов... 4.Практическая часть Вторым этапом исследования было анкетирование учащихся нашей школы. В анкетировании принимало участие 67 человек: 30 человек из 5-7 классов, 10 человек из 8 , 12 человек из 9, 15 из 10-11-х. 5.Заключение Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление. Наша речь, наш лексикон может многое рассказать о нас. Поэтому надо обязательно следить за своей речью, развивать ее, читать больше художественной литературы, обращаться к словарям и справочникам.
  • Обстоятельство. Виды обстоятельствКласс: 7 Урок: русский язык Тема урока: Обстоятельство. Виды обстоятельств. Цели урока: 1.Обучающая: - закрепить понятие о второстепенных членах предложения; -изучить обстоятельство как второстепенный член предложения; -рассмотреть вопросы обстоятельств по значению и определить виды. 2. Развивающая: - развить умения различать обстоятельство от других второстепенных членов; - развить коммуникативные навыки и мышление учащихся; 3. Воспитывающая: - привить бережное отношение к родной земле, к Языку. Тип урока: изучение новой темы; Оборудование: компьютер, карточки, иллюстрации, материлы по занимательной грамматики. Методы урока: словесный, поисковый, творческий. Ход урока 1. Орг.момент 2. Повторение изученного материала. Схема №1 Второстепенные члены предложения Дополнение Определение Обстоятельство Вопросы косвенных падежей Какой? (кроме И.п.) Чей? прямое косвенное согласованное несогласованное Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который указывает на обстоятельство, при которых происходит действие: время, места, образа действия, причину, цель. Вопросы обстоятельств: Когда? Почему? Где? Как?Зачем? Работа по таблице: Образа действия Меры и степени времени места причины цели Условия или уступки Зачем?с какой целью? При каком условии? вопреки чему? Моя Родина. I Родина! Какое прекрасное слово! На родной земле и птицы поют звонко и красиво. Человеку хорошо на своей родной земле. Волшебной зимой и долгожданной весной Человек словно рождается снова. Природа дарит нежно свое тепло. А что нам дарит Родина? Ассоциативная карта? Прочитайте и переведите на родной язык пословицы про Родину: 1. Родины тепло- огня жарче. 2. На чужбину попав, поймешь, как дорога Родина. 3.Если не нашел счастье дома, не обретешь и на чужбине. II Поэтическая минутка. Есть мысль сокровенная у меня, Вижу в мечтаниях своих ясно я. Когда бы жестокость и подлость В могилу сошли бы со мною, Готов умереть хоть сегодня, С родимой расставшись землёю. - Ребята, что вы поняли? О чем идет речь в стихотворении М.Макатаева? III Анализ текста. Известный казахский поэт Мукагали Макатаев родился в феврале 1931 года в ауле Карасаз Нарынкольского района Алматинской области. У него было трудное детство, и это отразилось во многих его стихах. Начал писать еще со школы. Одно из первых стихотворений было напечатано в районной газете, когда автору было всего 14 лет. Первый сборник стихов был опубликован в печати в 1964 году. IY. Итог урока. Что мы узнали нового? Я могу использовать свои знания? Y.Домашнее задание: Подобрать тексты с видами обстоятельств. YI. Оценивание.
  • Рабочая программа кружка «Секреты успеха»Программа кружка Секреты успеха нацелена на развитие грамотности и речевой компетентности обучающихся. Соответствие тем занятий кружка школьной программе не предполагает повторения и дублирования материала, изучаемого на уроках. На занятиях кружка происходит углубление, расширение полученных на уроках знаний по фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксиса за счет использования дополнительного материала. Данная программа позволяет учителю закреплять умения: понимание смысла текста и оценивание формы текста, выражение своего отношение к содержанию текста, формулирование своей позиции, построение рассуждения таким образом, чтобы оно было композиционно стройным и цельным. Программа учит избегать орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок, точно выбирать слово в той или иной ситуации, логично формулировать свои суждения, делать высказывание выразительным, строить свой текст с с...
  • Сочинение - эссе. «Мое педагогическое кредо. »В своей работе автор осмысливает педагогическую работу на протяжении тридцати лет. Учитель размышляет о том, какими качествами должен обладать педагог, чтобы вести детей по скалистой лестнице духовного,нравственного восхождения.Автор пытается понять,что является для него главным в работе, в учениках, в себе.Учитель уверен в том,что каждый ученик неповторим и уникален и ждет от него любви, терпения,доброго и чуткого отношения.Автор убежден :главное в работе- научить детей осознанной, целе...
  • Памятка по русскому языку «Обособленные члены предложения»Описание материала: Памятка составлена для учащихся 8 класса, но также может быть использована и старшеклассниками, так как содержит краткий теоретический материал, подкрепленный схемами. Материал удобен для использования на уроках русского языка, для подготовки к текущим проверочным работам, а также для подготовки к итоговой аттестации 9 и 11 классов. Памятка содержит информацию об условиях обособления, учит пунктуационному оформлению обособленных определений, приложений, дополнений, обстоятел...
  • Использование пословиц и поговорок на уроках литературыВ средней школе стандартом литературного образования предусмотрено знакомство учащихся с пословицами и поговорками как жанрами русского фольклора. Разработана методика анализа эпиграфов, выраженных пословицами и поговорками типа Береги честь смолоду, и тех пословиц, которые находятся в контексте литературных произведений. Однако столь незначительное обращение к крупицам народной мудрости явно недостаточно для осуществления задач развития, которые ставит общество пред образованием. К теоретическим принципам развития личности учащихся на материале пословиц, поговорок в системе филологического образования относятся: 1. Культуроведческий принцип, предполагающий знакомство школьников с явлениями духовной, материальной, бытовой культуры прошлых эпох и современности, обычаями, пришедшими к нам от предков, культурно-ценностными ориентациями через мудрые изречения. Возьмем, к примеру, пословицы и поговорки, зафиксированные в сборнике В.И.Даля, относящиеся к религиозным воззрениям народа. Жить – Богу служить, Велико имя Господне на земле, Бог не а силе, а в правде, У Бога для прав... 3. Принцип духовного обогащения и нравственно-эстетического развития личности через изучения малых жанров фольклора. 4. Развитие системно-логического мышления в процессе работы над пословицами и поговорками. В пословицах и поговорках утверждается невозможность полноценного человеческого существования без любви к людям вообще, друзьям, родителям, детям и, конечно, к посланному судьбой единственному избраннику: Без солнышка нельзя пробыть, без любви нельзя прожить, не мил свет, коли милого нет, Любовь не пожар, а загорится – не потушишь, С любовью не шутят. Любовь входит в круг высших духовных ценностей человеческой жизни: Где любовь, тут и Бог, Бог – любовь, Совет да любовь, на этом свет стоит, Где ... 5. Культуротворческий принцип, реализующийся в организации творческой деятельности с пословицами и поговорками на занятиях по русскому языку, на литературе, на факультативных и элективных курсах.
  • Конспект урока по русскому языку «Дефис в предлогах из-за, из-под. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из»Описание материала: Данный урок знакомит учащихся с правилом дефисного написания предлогов из-за,из-под, способствует формированию умения правильно употреблять предлоги в и на, с и из; воспитывает интерес к русскому языку через иллюстрацию значимости данной служебной части речи. Во время урока используется слайд-презентация, выполняются тренировочные упражнения, отрабатываются и закрепляются полученные знания о написании парных предлогов-сращений из-за, из-под, и просторечных по-за, по-...
  • Морфологические нормы современного литературного языкаСлово – единица не только лексики, но и грамматики. В качестве единицы лексики оно предстает как однозначное или многозначное, как имеющее (или не имеющее) связи (синонимические, антонимические, паронимические и т д.) с другими словами, как обладающее такими-то стилистическими свойствами и т.д. Как единица грамматики слово – это система форм (книга, книги, книге и т.д.; читать, читаю, читаешь и т.д.) с их грамматическими значениями. Морфология (от греч. morphê – форма и logos – слово) – отдел грамматики, который изучает грамматические классы слов (части речи) с точки зрения присущих им форм, а также грамматических значений и грамматических категорий, выражающихся в этих формах. Одна из важнейших задач морфологии – выявление и описание специфики функционирования сходных грамматических категорий у слов, относящихся к разным грамматическим классам (частям речи), а также установление круга слов в пределах одного грамматичес...
  • Конспект урока по русскому языку Подготовка к написанию сочинения-описания ИгрушкиОписание материала: Урок развития речи, который подготавливает детей к написанию сочинения- описания игрушки,развивает речь через словарную работу: декоративно-прикладное искусство-искусство изготав-ления бытовых предметов, обладающих художественными качествам, декоративный (от франц.) - служащий для украшения,орнамент-украшение,орнаментальный (от лат.) – включающий в себя орнамент,орнаментальный мотив (отделка, рисунок, узор, украшения, роспись); в процессе знакомства с народным искусством в...
  • Статья по русскому языку Норма, ее динамика и вариативностьОписание материала: Существование норм в любой сфере, в том числе и в лингвистике, обусловлено стремлением людей к обозначению границ использования необходимых инструментов, в частности, речи, для лучшего и более качественного понимания людьми одной языковой среды друг друга, длу формирования культуры речи. Возникновение и изменение языковых норм – длительный процесс, вызванный изменениями эпох, появлением новых предметов и средств труда. Актуальность темы заключается в постоянном преобразован...
  • Урок развития речи. ПисьмоУрок развития речи, который расширяет знания учащихся в области письменности, воспитывает интерес к эпистолярному жанру, учит писать письма. Ребята узнают об эпистолярном жанре, о письмах Древней Руси, эпохи Средневековья, какие они, каково их содержание, работают с таблицей стилей, анализируют письма, написанные мастерами слова: А. С.Пушкиным, Н.А. Островским, М.Горьким, О. Ф.Берггольц, проводят параллель с современными способами передачи информации ( пейджерами, SMS-сообщениями, факсами, видеописьмами, электронной почтой)
  • Урок-интервью «Речевая культура журналиста»Урок был проведен во время дня празднования юбилея школы, поэтому интервью брали у реального выпускника. Сначала шел урок подготовки ( предоставлен вашему вниманию), а на следующем занятии класс превратился в студию, где журналисты задавали вопросы гостю и слушали его рассказ, сопровождаемый видеоматериалами. Написанные статьи были опубликованы в школьной газете Вершина. Цели и задачи: 1.Воспитание культуры поведения и речи. 2.Создание условий для социальной и творческой самореализации. 3.Формирование навыков совместной деятельности. 4.Изучение основ журналистского мастерства. Ход урока: 1.Вступление в тему. На доске три слова: интервью, интервьюер и интервьюировать. Ученикам предлагается дать определения этим понятиям или. После каждого из предложенных ими трёх определений ученикам дается возможность свериться с толковым словарем. Наиболее лёгким для учеников оказалось подобрать синонимы к этим словам: беседа, журналист, корреспондент. 2.Организационный момент. Класс делится учителем на четыре группы, и каждая из групп получает по жребию задание – у кого они должны взять интервью для школьной газеты ко Дню Учителя (у первоклассников, у выпускников этого года, у директора и учителей, у родителей). После этого в группе выбирается ответственный редактор, который будет вести запись предлагаемых остальными юными журналистами вариантов беседы, он также имеет решающий голос при возникающих разногласиях. 3.Знакомство с композицией интервью. На выданном каждой команде листе А3 учитель просит подчеркнуть вверху место для будущего названия, а оставшуюся часть листа поделить на три части. Первую подписываем: вступление, вторую: основная часть, и третью: заключение. 4.Беседа о речевом этикете. Напоминаем ученикам о зависимости речевого этикета от речевой ситуации (возраста, социального статуса и т. д.). Просим в группе подобрать обращения , приемлемые именно для их ситуации общения. Просим поставить плюс или минус над словами, данными в паре и объяснить свой выбор (каждый член команды комментирует одну пару слов). беседовать – изрекать слушать – слышать общительный – развязный деликатный – бестактный скромный – робкий Составляем свод правил пять НЕ: НЕ быть развязным. НЕ перебивать собеседника. НЕ допрашивать. НЕ допускать грубых и просторечных выражений. НЕ отвлекаться. 5.Работа над вступлением. Предлагается вспомнить всё, что известно о будущих собеседниках. Обсуждаются варианты их представления читателям: У нас в гостях… Мы побывали в гостях у… Наверное, вы хорошо знакомы с… Мы попросили…ответить на несколько вопросов… Сегодняшнее интервью мы берем у… 6.Работа над вопросами. Перед этим этапом работы напоминаем о необходимости установления доверительных отношений с собеседниками. Исключаем любые злые или неэтичные вопросы, а также требующие односложного ответа да или нет. Делаем упор на вопросы как или почему, позволяющие больше узнать о собеседнике. Подбираем вопросы, связанные с темой: День Учителя. Напоминаем о журналистской этике: не настаивать, если собеседник уходит от ответа, и не задавать следующий вопрос, не убедившись, что ответ на предыдущий получе... На доску вынесены варианты начала вопросов: На эмоции (Какие чувства вызывает у Вас…Как изменилось отношение…Жаль ли Вам…С каким чувством…Какой самый весёлый (грустный)…) Проблемные (Почему…Зачем…Что для Вас..) На сравнение (Кто прав…Кто из учителей…) На воображение(Хотели бы Вы…Что изменится…Какими чертами должен обладать…) 7.Афиширование работы. Группы зачитывают свои варианты вопросов. Проводится конкурс на лучший вопрос команды (его выбирают участники других команд). Лучшим вопросом для учителей был признан: С каким чувством Вы пришли на свой первый урок? Для выпускников: Какой самый смешной случай произошёл с Вами в начальной школе? Для родителей: За что получили первую двойку?(вопрос снят как неэтичный). Для первоклашек: Какие игрушки носите в школу? 8.Работа над заключением. Напоминаем о необходимости поблагодарить собеседника. Аукцион вводных слов благодарности. Придумываем пожелания, подходящие для выбранных собеседников. 9.Работа над заглавием. В оставленное в начале урока место для заголовка вписываем варианты: о герое, по теме, цитата из интервью (заголовок относиться к домашнему заданию). 10.Домашнее задание. Распределить роли и подготовить оборудование: диктофон, фотоаппарат, блокноты и ручки. Договориться о времени и взять интервью. На сбор материала и его оформление в виде сочинения отводится неделя. .
  • Занятие в старшей группеМетодическая разработка занятия в старшей группе по аппликации Венок из мать-и мачехи. В ходе занятия дети знакомятся с новым методом аппликации - торцеванием.В ходе занятия решаются следующие задачи:1. Формировать умение выполнять аппликацию, используя элементы техники торцевания. 2. Продолжать формировать умение вырезать детали из бумаги, сложенной гармошкой. 3. Закреплять умение прикреплять детали на фон разнообразными способами. 4. Развивать умение создавать композицию по замыслу. 5. Воспитывать бережное отношение к творениям природы. 6. Ввести в активный словарь детей понятие техника торцевания.
  • Открытый урок «Части речи»Урок русского языка по теме: Обобщение знаний о частях речи предназначен для учащихся 4 классов общеобразовательной школы. При планировании урока учитывала следующие особенности детей: индивидуальные особенности каждого ребёнка, любознательность, самостоятельность, умение работать в группах, умение сильных учеников оказать помощь слабым учащимся. В ходе урока осуществлялся дифференцированный подход при выполнении заданий. По типу: урок обобщения изученного материала. Цели урока 1) Создать условия для усвоения учащимися знаний о частях речи. Эта цель достигалась с применением частично - поискового метода обучения. Была создана ситуация, поставлены вопросы, предлагалась задача, организовано коллективное обсуждение возможных подходов к решению, потом подтверждалась правильность выводов. С помощью наглядных, словесных и практических методов я постаралась подтолкнуть учащихся чётко формулировать правила о частях речи. 2) Активизировать умственную деятельность детей за счет реализации принципа действенного подхода в обучении, эта цель была реализована на этапе Минутка чистописания и Словарная работа
  • Урок «Употребление наклонений глаголов»Урок русского языка по теме Употребление наклонений глаголов был проведён в среднем по успеваемости классе (не очень сильном и не очень слабом) 05.05.2014 как обобщающий урок по разделу Наклонение глагола. Результаты проведённого урока соответствуют поставленным задачам. При разработке урока использован системно-деятельностный подход (самостоятельная формулировка темы учащимися, работа в условиях творческой лаборатории, взаимопроверка), ряд игровых заданий (разгадывание загадок... Теоретическое задание Лингвистическая задача Заморочки из бочки Проба пера Творческое задание
  • Уроки делового письма в специальных (коррекционных) классах VIII видаОсновной задачей специальной (коррекционной) школы является подготовка ребенка с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни. В современном мире человеку всё чаще приходится сталкиваться с оформлением деловых бумаг в различных сферах его жизнедеятельности. Каждый вид делового письма имеет свои специфические особенности и состоит из обязательных элементов, присущих данному документу, без которых он не сможет выполнить своего назначения. Для документов официального характера общим яв...
  • Урок по литературному чтению. «Живая буква». «Почему «А» поётся, а «Б» нет»Планируемые результаты: Предметные: знать лексическое значение слова маскарад, знать отличительные особенности букв, обозначающих гласные и согласные звуки, уметь находить в текстах слова и выражения, создающие художественный образ букв в читаемых произведениях; читать по ролям, уметь находить в тексте строки, которые являются ответом на вопрос учителя. Метапредметные: регулятивные: устанавливать очерёдность работы в паре, осваивать одно из правил в группе; познавательные: осознавать переносное значение художественной детали в текста; коммуникативные: воссоздавать образы по вопросам учителя, описывать картины, возникшие при чтении произведения. Личностные: выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё Я в процессе инсценировки изучаемых текстов.
  • Урок по русскому языку. «Звуки и буквы»Цель урока: различать гласные звуки и буквы; наблюдать над образованием звуков в речи на основе проведения лингвистического опыта; осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков; распознавать условные обозначения звуков речи; сопоставлять звуковые и буквенные обозначения слова; работать со страничкой для любознательных; знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков; оценивать результаты выполненного задания проверь себя по учебнику и электронному приложению...
  • Статья «Современная школа и ее преобразования»Динамика развития современной жизни настоятельно требует пересмотра и переоценки традиционной образовательной системы. Сегодня в обществе осознана необходимость обновления содержания образования. Однако еще более серьезные перемены происходят в образовательных технологиях. Совершенствование системы образования, на мой взгляд, должно, прежде всего, начинаться с преобразования работы каждого преподавателя, его подходов к обучению и воспитанию детей. Некоторые учителя прошедшие трехуровневых курсы ...
  • Статья «Комплексы упражнений круговой тренировки для развития физических качеств»Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ. В этих целях учителя физической культуры могут успешно использовать метод круговой тренировки, которая с каждым годом приобретает все большую популярность, особенно у учащихся старших классов. Значительному числу старшеклассников она позволяет упражняться одновременно и самостоятельно, добиваясь высокой моторной плотности. На таких занятиях появляется реальная возможность использования максимального количества...
  • Статья «Школа – вчера, сегодня, завтра…. . »В начале нового тысячелетия в глобальном образовательном пространстве наметились новые тенденции, свидетельствующие о его развитии педагогической культуре. Страны мира проводят реформы в системе образования, потому что от образования зависит будущее страны, экономический уровень государства. Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, итогов образования, традиционных методов обучения, систем оценивания достигнутых результатов. Сегодня решение проблемных вопросов во всех сферах социальной жизни, включая образование подрастающего поколения, невозможно без обращения к передовому опыту. Изменяя и совершенствуя школу в духе требований современности, все страны изучают положительные и отри...
  • Проект «Мыло своими руками»Данный проект содержит теоретическую и практическую части. В работе поставлены цели и задачи, выдвинута гипотеза. Выбраны методы исследования, определены предмет и объект исследования. В теоретической части изложена история мыловарения, в прктической части подробно рассказывается о том, как можно изготовить мыло в домашних условиях. В работе представлены фотографии изготовления мыла в домашних условиях. Данное исследование выполнял ученик 4 класса, но это исследование можно проводить и в 3 класс...
  • Конспект урока развития речи «Подготовка к сочинению по картине Хаертдинова М. Х. «Материнство»Конспект данного урока знакомит с творчеством народного художника Республики Татарстан Хаертдинова Маснави Хаертдиновича. Учащиеся провели исследование жизни и творчества художника. В ходе урока повторяются этапы работы над сочинением по картине, ведётся словарная работа, составляется кластер, повторяются стили и типы речи. Учителем даются образцы написания вступлений сочинения. В конце урока учащимся даётся разноуровневое задание.На этом уроке планируется подготовить учащихся к написанию сочине...
  • Обобщающие слова при однородных членахДәрес конспекты сигезенче сыйныфның татар төркеме өчен төзелде. Темасы: Тиңдәш кисәкләр янында гомумиләштерүче сүзләр. Дәрес түбәндәге этаплардан тора: Оештыру моменты, белемнәрне актуальләштерү, тигезләү, дәреснең темасы, максатлары белән таныштыру, яңа теманы өйрәнү, компьютерда тест үтү, ял минуты, сәнгатьле уку, өй эше, билгеләр кую, йомгаклау. Дәрестә яңа технологияләр куллану да укучыларның теманы тирәнтен аңлауларына зур этәргеч булып тора. Компьютерда тест үтү өч варианттан тора. Тест ук...
© 2010-2018