Русский язык и Литература

  • Конспект урока литературы «Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова»Урок литературы в 7 классе. Тема: Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова.Цели урока: - выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; - выяснить роль и своеобразие картин кавказской природы; - рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях; - развивать навыки анализа текста, характеристики героев; - привлечь внимание учащихся к проблемам, поставленным в произведении; - воспитывать любовь к месту, где ты родился и вырос; - воспитывать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова Оборудование: проектор, колонки.
  • Таблица «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»Данная таблица предназначена для учителей, работающих в 9 классе по любому из действующих учебников русского языка. Таблицу можно использовать как на уроках усвоения новых знаний при изучении темы Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, так и на уроках актуализации или систематизации и обобщения знаний и умений. В таблице кратко и наглядно изложен материал, который поможет учащимся правильно выбрать знак препинания для постановки в бессоюзном сложном предложении. Она также содержит слова - подсказки и примеры, облегчающие усвоение учениками данного материала.
  • Интеллектуальная игра «Знатоки русского языка»Интеллектуальная игра Знатоки русского языка 5класс. Цели мероприятия: прививать любовь к русскому языку, развивать логическое мышление, речь, умение работать в группе, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, сопереживания. Ход мероприятия. 1.Слово учителя. Много лет назад, по словам великого русского писателя Л.Н.Толстого, русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Самая большая ценность народа – его язык – язык, на котором он говорит, думает, пишет. Язык, на котором мы говорим, могучий и великий. Ему посвящено много замечательных строк: Наш язык – язык труда и света, Он широк, и ясен, и велик. Слушает с волнением планета Пушкина бессмертного язык! -Дорогие ребята! Мы начинаем интеллектуальный конкурс знатоков русского языка.
  • Конспект урока «Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик-щик»Тема урока: Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик-(-щик-).Цели урока: Образовательные:· сформировать у учащихся понятие о правописании букв ч и щ в суффиксе -ЧИК- (-ЩИК-) и продолжить работу над формированием умений и навыков написания слов с данной орфограммой.Развивающие:· содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения);· содействовать... I. Орг. момент
  • Таблица по русскому языку «Разряды имен прилагательных по значению»Данная таблица предназначена для учителей, работающих в 6 классе по любому из действующих учебников русского языка. Таблицу можно использовать для изучения разрядов имен прилагательных по значению как на уроках усвоения новых знаний, так и на уроках актуализации или систематизации и обобщения знаний и умений. В таблице кратко и наглядно изложен материал, который поможет учащимся в определении разрядов имен прилагательных по значению. Также в таблице есть примечания, касающиеся прилагательных, употребляемых в переносном значении.
  • Урок по поэме Абая «Искандер» (литература+психология)На уроке учащиеся знакомятся с биографией великого Абая,его творчеством, ,его поэмами Искандер, Сказание об Азиме, Масгуд, получают информацию об Александре Македонском, Аристотеле, анализируют поэму Искандер,узнают о предыстории создания поэмы и кто являлся прототипом главного героя, учатся ранжировать общечеловеческие ценности и сопоставлять свои представления о ценностных приоритетах с ценностями главных героев поэмы. На занятии учащиеся учатся взаимодействовать в группе, слушать, ...
  • «Живое пламя» по рассказу Е. И. НосоваТема: Е.И.Носов Живое пламя. Обучение целостному анализу эпического произведения. Цель: Познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. И. Носова Живое пламя, краткими биографическими сведениями об авторе; Ход урока Организационный момент. Добрый день Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературы, сегодня нам предстоит сложная и интересная работа, на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова Живое пламя, Цель сегодняшнего нашего урока, как и многих других уроков литературы, в прочитанном найти жизненные ориентиры для будущей жизни, постараемся проследить, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах своего произведения, выражает своё отношение к истинным ценностям.
  • Тест по теме «Частицы»Тест используется для контроля усвоения материала в конце изучения темы Частица как часть речи. Время прохождения теста ограничено (25 мин.). 20 вопросов. Учащимся предлагаются различные типы заданий (поисковые, различающие, орфографические и грамматические). Автоматическое выставление отметки не предусматривается. Данный тест составлен по учебному изданию Баранова М. Т. Русский язык. 7 класс Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс. - 2-е изд., испр. – М.:ТЦ Сфера, 2001 и по сборнику Тесты для промежуточной аттестации по русскому языку под ред. Сениной, Легион, Ростов-на-Дону, 2011 г.
  • Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенкаВзаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенкаАвтор: воспитатель детского сада Тагибергенова Айнура Куанышкереевна Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей.Для предупреждения и преодоления трудностей и проблем семейного воспитания необходимо координировать и вести параллельную работу с родителями и детьми. Об...
  • Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «От ступеньки дома до крыши вселенной»Программа дополнительного образования От ступеньки дома до крыши вселенной направлена на патриотическое развитие старших дошкольников, на воспитание любви и бережного отношения к Отечеству. В процессе реализации программы у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину. Данная программа рассчитана на поэтапное развитие чувства гражданственности у дошкольников, которое начинается с привязанности к своему селу и продолжается верностью своей Родине. Таким образом, на первом этапе детям сообщается информация об их поселке, улице, где они проживают, где находится их детский сад, о городах, которые находятся рядом. Вместе с родителями проводятся экскурсии по поселку и близлежащим городам, составляются альбомы Дорога от дома до детского сада, карта поселка, макеты ...
  • Тематическое планирование «ЕГЭ-2014»ЕГЭ-2014: Тематическое планирование по курсу Литература. 11 класс. Подготовка к ЕГЭ. Количество часов: 21 (рекомендуется проводить занятия 1 раз в неделю). Данная разработка рассчитана на один учебный год. В данном планировании подробно анализируются ключевые произведения русской литературы, рассматриваются требования к выполнению тестов ЕГЭ: структура теста, типы заданий. Также данное тематическое планирование предусматривает обобщение и повторение основных понятий теории литературы. Большое внимание уделяется особенностям художественного текста, таким, как авторский замысел, композиция произведения, изобразительно-выразительные средства.
  • Конспект урока «Правописание ча-ща, чу-щу»ель: изучение орфограммы правописания гласных после шипящих (ча, ща) и закрепление её при письме слов и предложений8. Задачи:8.1.Образовательные: 8.1.1. Изучить правописание сочетаний ча – ща 8.1.2. Формировать чёткое представление о том, что звуки ч и щ всегда мягкие, поэтому их мягкость не надо обозначать 8.1.3. Закреплять правило написания слов с сочетаниями ча- ща в словах 8.1.4. Повторять знания детей о звуках и буквах, правил оформления на письме предложений8.2. Развивающие: ...
  • Проектная работа «Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»Проектная работа Образ Бабы-Яги в русских народных сказках выполнена учащимися 5 класса. Она рассматривает сложное становление и формирование образа известного персонажа русского фольклора. Образ Бабы-Яги трактуется как неоднозначный, в связи с чем детьми проводится исследование, в результате которого они приходят к выводам, обобщенным в заключении работы. В процессе исследования детьми использованы тексты русских народных сказок, критическая литература, подобранная учителем, различные справочные пособия, а также сеть Интернет. Способы исследования: реферирование, анкетирование, обработка информации.
  • План-конспект урока по литературе по теме: Введение. Историко-литературный процесс и периодизация русской литературы. Самобытность литературыВ России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Бесправное положение одной части населения (крестьян) на фоне необременительной жизни дворянского сословия способствовало привлечению внимания к проблеме крепостного права со стороны просвещенных и гуманных представителей образованного слоя, побуждала у них сочувствие и сострадание. В первую очередь это относилось к писателям. Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их. Многие русские писатели не разделяли революционных убеждений. Все, однако, сходились на том, что в России необходимы коренные перемены. Запад успел уже пройти ряд революционных потрясений, а Россия еще не знала их. Революции, отгремевшие на Западе, принесли людям больше разочарований, чем радостей. Лучшие надежды оказались неоправданными. Величайшее новаторство русской литературы – в сплетении её судеб с судьбами русской революции. Уже к концу 19 столетия Россия накопила такое количество энергии, каким никогда, ни в какое время не располагало человечество. И это было засвидетельствовано русской литературой. Пушкин придал русской литературе одновременно общенациональный и общечеловеческий характер. Пушкин – единомышленник первого поколения русских революционеров.
  • Внеклассное мероприятие по литературеВ гимназии №11 г. Елец Липецкой области с 1992 года работает клуб ЛИК (литература, искусство, культура), в рамках которого проводятся литературные вечера, литературно-исторические спектакли, литературные кафе, театрализованные представления. Одной из форм проведения заседаний клуба является литературно-музыкальные композиции, одно из которых посвящено жизни и творчеству С.С. Бехтеева, русского православного поэта-патриота. Основными целями данного мероприятия были формирование эмоциональной о...
  • Литературный праздник, посвященный дню славянской письменностиДанный материал может пригодиться учителям русского языка и литературы пр проведении в конце мае праздника славянской письменности. Цель - почитание истории истории родного русского языка. Праздник представлен в виде спектакля из 5 актов с прологом и эпилогом. Для проведения необходимы костюмы персонажам: А.С. Пушкину - цилиндр, фрак, трость; Кириллу , Мефодию, Клементу, старцу - накидки, свечи, иконы; Петр 1; трость, кафтан: ведущим - строгие костюмы. На протяжении спектакля события перемещ...
  • Совершенствование навыков чтения младших школьниковЧтение требует определенных знаний, умений и навыков для осуществления читательской деятельности.Кроме этого развивает у учащихся навыки трудовой и творческой деятельности. В процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции. Оно формирует у учащихся отношения ребенка к жизни, к людям, к своей Родине. одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное обучение чтению. Умение читать не зависит от интеллекта ребенка. Все дети могут научиться быст...
  • Речевой этикет и культура общения Урок - проектПроект создан на основе Федеральных государственных стандартов второго поколения по русскому языку. Данный проект рассчитан на 7недель (1 четверть); направлен на изучение речевого этикета и воспитание речевой культуры школьников. Реализуется данный проект в рамках уроков русского языка в 5 классе (раздел Культура речи). В рамках проекта учащиеся знакомятся со значением слова этикет, с классификацией формул речевого этикета, с историей развития русского речевого этикета. Также проводится необходимая работа по осуществлению будущего проекта. Учащиеся работают в 7 группах, проводят самостояте... Проект является интегрированным. На уроках информатики, знакомясь со стандартными программами, создают мультимедийные презентации в программе Power Paint, информационный буклет с результатами исследования (Microsoft Word, Microsoft Excel, Page Maker, Microsoft Publisher). В рамках проекта реализуются развивающие цели и задачи; формируются метапредметные способности: способности схематизации, проблематизации и целеполагания, способности к поиску и рефлексии; формируются аналитическое мышление и навыки исследовательской работы, развиваются творческие способности, память, внимание.
  • Исследовательская работа Секреты читательского восприятия героев Астрид ЛиндгренМне 12 лет. В свободное время я люблю читать разные книги. Прочитав книгу Астрид Линдгрен Малыш и Карлсон, который живёт на крыше, я ещё раз убедилась, что главный герой с пропеллером на спине мне по душе. Для взрослых Карлсон - это выдумка, а для детей - нет. Каждый ребенок на земле мечтает о том, чтобы к нему прилетел сказочный герой по имени Карлсон. Этот маленький проказник с моторчиком на спине всегда что-нибудь выдумывает: создает хорошее настроение и радует своими веселыми историями. Хочется, чтобы все детские болезни лечились вишневым вареньем, а не таблетками. И если тебе одиноко, или у тебя неприятности и испортилось настроение, закрой на минутку глаза и представь, что сейчас в твое окно... У нас в России, наверное, каждый ребёнок и взрослый знает этого забавного шалуна. Но я узнала, что в самой Швеции, родине героя, он не только не популярен, но является отрицательным персонажем. Вы знали об этом? Литературоведческих статей на эту тему я нашла мало и решила разобраться сама: -в чем причина огромной популярности героев А.Линдгрен в России? -действительно ли читатели других стран относятся к этому герою по- другому. Почему?
  • Различие правописания частиц НЕ и НиДанный урок- урок закрепление изученного материала. Тип урока: комбинированный. На уроке используются следующие приемы и методы: критическое мышление, дифференцированное обучение, деятельностный подход.После приветствия учащиеся сами формулируют ЗУХ и определяют тему урока.На этапе актуализации базовых знаний используется прием составление синквейна, закончи предложение (письмо по кругу), составление кластера, димонстрация презентации. На данном уроке используется индивидуальная рабочая карта, в...
  • Рабочая тетрадь к профессиональному модулю ПМ 03. «Приготовление супов и соусов»Рабочая тетрадь для изучения профессионального модуля 03 Приготовления супов и соусов по профессии Повар, кондитер. Рабочая тетрадь разработана Технология приготовления соусов с целью оказания помощи в изучении теоретических тем и решения практических заданий по приготовлению соусов, подготовке к зачету по МДК 03.01. Технология приготовления супов и соусов. Рабочая тетрадь состоит из: -опорных конспектов по темам; -практических заданий по составлению технологических карт, схем, раскладок; -вопросов для самоконтроля изученных тем; -итогового теста для подготовки к зачету. Внимание! - Опорный конспект – это систематизированный материал учебника, составленный с целью изучения теоретического материала учебника; - в конце каждого опорного конспекта указаны страницы учебника Н.А.Анфимова, Л.Л.Татарская Кулинария для более детального изучения теоретического материала; - при необходимости можно взять рабочую тетрадь в электронном виде.
  • Уроки жизни в сказке А. Погорельского «Черная курица или подземные жители»Тема урока: Уроки жизни в сказке А.Погорельского Черная курица или подземные жители Тип урока: Урок - заключение Вид урока: Урок - анализ Цель урока: - Формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки. Задачи урока: - показать в чем нравоучительный смысл сказки; - развитие навыков выразительного чтения; - развивать умение анализировать, обобщать; -воспитание чувства честности, доброты, умение нести ответственность за свои поступки. Оборудование: учеб...
  • МУ ВСР по дисциплине «Инженерная графика»Внеаудиторная самостоятельная работа №03 Тема : Упражнение 3. Изображение аксонометрических проекций. Цель: Научиться выполнению наглядных изображений и комплексных чертежей проекции прямой Входной контроль: 1 Линией пересечения каких плоскостей является ось z? 2. Линией пересечения каких плоскостей является ось y? Оборудование, инструмент, материалы: 1. Формат А4; 2. Карандаш Т,ТМ,М; 3. Линейка. Теоретические основы Способы графического задания прямой линии Для определения положения прямой в пространстве существуют следующие методы: 1.Двумя точками ( А и В ). Рассмотрим две точки в пространстве А и В (рис. 1). Через эти точки можно провести прямую линию получим отрезок [AB]. Для того чтобы найти проекции этого отрезка на плоскости проекций необходимо найти проекции точек А и В и соединить их прямой. Каждая из проекций отрезка на плоскости проекций меньше самого отрезка: [A1B1]
  • «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой»Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл. Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью?
  • Священные знаки. Интегрированный урок истории и русского языка. Цели: показать необходимость изучения родного языка для успешного освоения всех наук; развивать навыки работы со словарем, со справочной и научно-популярной литературой, кругозор, сообразительность, эстетическое чутье, навыки монологической речи Оборудование: иллюстрации, фотографии с изображением фрагментов древней письменности, рисунки-пиктограммы, образцы китайской и японской письменности, имитация египетского папируса, кусочки бересты, толковый словарь. Тема нашего урока – графика и алфавит. Вы скажите: мы знаем давно, как писать буквы, и алфавит тоже знаем. Дело в том, что мы с вами знаем современную графику и современный русский алфавит. Кое-кто, изучая иностранный язык, выучил уже и латинский алфавит. А как люди вообще научились писать? Какова история алфавита, история письменности? Историкам известно о письмах, состоящих не из слов и даже не из рисунков, а из различных предметов. А мы запишем рассказ об одном из таких писем с помощью знакомой нам русской графики.
  • Конспект урока «Виды сложных предложений»Первый урок в 9 классе по теме Сложное предложение. Урок составлен к учебнику С.Г.Бархударова и др. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений Цель данного урока - дать общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними. Ведущими формами , методами и приемами урока являются беседа, поисковый метод, исследование текста, выдвижение версии исследования, экспертный анализ. Тип урока: изучение нового материала.На уроке испо...
  • Обобщение по теме «Односоставные предложения»Обобщение по теме Односоставные предложения Цели урока: · проверить знания по теоретическому материалу и умению определять вид односоставных предложений; · развитие навыков синтаксического разбора, логического мышления, памяти. · воспитывать любовь и интерес к русскому языку. Оборудование урока: интерактивная доска, записи учителя на доске, карточки для самостоятельной работы. Ход урока I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мы завершаем изучение темы Односоставные предложения. Цель нашего урока - проверка усвоенного теоретического материала по теме, развитие навыков различать виды односоставных предложений. II. Лингвистическая разминка. Назовите типы односоставных предложений в стихах А.А.Фета. (Стихи записаны на доске).
  • ИКТ как средство реализации индивидуально-дифференцированного подхода к обучению русскому языкуСтатья... ИКТ как средство реализации индивидуально-дифференцированного подхода к обучению русскому языку Нет учеников плохих и хороших, они разные. Именно с этой мыслью на протяжении многих лет подхожу к своей педагогической деятельности. Постепенное углубление в тему вызвало интерес и определило дальнейшую методическую систему моей работы. Вначале это были самодельные карточки с индивидуальными заданиями, затем изучение психологических и возрастных особенностей учащихся уже более опытным взглядом, выступление на педсоветах, участие в семинарах, в дискуссиях по данному вопросу.
  • Материал к уроку чтения былины «На заставе богатырской»Данный материал предназначен для работы на уроках чтения при изучении былины На заставе богатырской в 9 классе коррекционной школы 8 вида. Упражнения направлены на коррекцию мыслительных процессов учащихся, развитие памяти, связной речи и других психических функций. Материал можно использовать в качестве индивидуальных и групповых заданий. Материал направлен на детальное изучение важных моментов произведения, способствует развитию познавательной активности учащихся. Также данный материал мож...
  • «Словосочетание»Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме Словосочетание. Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме Словосочетание. Задачи урока: Образовательные: 1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании; 2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях; 3)закрепление навыков правописания; Развивающие: 1) развитие мышления и обще учебных навыков; 2) развитие познавательной самостоятельности; 3) формирование умения анализировать языковой материал; Воспитательные: 1) воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе Тип урока: повторительно - обобщающий; урок совершенствования ЗУНов Форма работы: коллективная, индивидуальная Метод: словесный, поисковый, творческий Оборудование: интерактивная доска Прогнозируемый результат:
  • «О самостоятельных занятиях по русскому языку»О самостоятельных занятиях по русскому языкуКак показывает практика, подготовленность ксознательным и точным действиям на самостоятельных занятиях, а такжепотребность обращаться к справочному материалу приходят к школьникам не сразу.Формирование этих умений и навыков требует от учителя особого внимания ивремени, а переход на такие средства педагогического руководства-сложный,длительный процесс. Этот процесс отличается единством, непрерывностью развитияи перехода от одного этапа к другому и хар...
  • «Как обучать слушанию детей с казахским языком обучения на уроках русского языка»Как обучать слушанию детей с казахским языком обучения на уроках русского языка Современное общество,на мой взгляд, требует от каждого члена высокого уровня владения языковой, речевой и коммуникативной компетенциями. Большую роль в овладении этими компетенциями могут сыграть уроки русского языка, направленные на развитие связной речи.Все наши коллеги знают,что основные цели обучения русскому языку: обеспечить языковое развитие учащихся; помочь им овладеть речевой деятельностью на данном языке; сформировать умения и навыки грамотного письма; рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить свободно говорить на русском языке,пользоваться им как основным средством общения. Достижению этих це... С точки зрения психологии два взаимосвязанных рече мыслительных процесса восприятие и воспроизведение соответствуют двум видам речевой деятельности - слушанию и репродуктивному письму. Таким образом, при правильной организации работы можно учить детей целенаправленно воспринимать речь на слух,запоминая не только содержание. но и его языковую форму. Так можно обучать и слушанию, и правильному восприятию текстов разной формы, и разной сложности. Первое слушание текста требует особого психоэмоционального настроя учащихся, класса: погружение в сдержание текста, определение еог сути, выделение основной мысли, героев их взаимосвязи. Помочь увидеть текст может письмо, основанное на воображении. Эта методика помогает перекодировать информацию путем тренировки речемыслительных механизмов: развивается воображение, запоминаются образы, рождается впечатление. При втором слушании текста ученик может отметить временные, причинно-следственные связи, обратить внимание на фактическую сторону (даты, фамилии, место действия и т.д.). Систематизация материала достигается через нахождение ключевых слов, составление опорного конспекта. Для этого после чтения каждого абзаца можно делать небольшую паузу, позволяющую каждому ученику отобрать ключевые слова и указать их взаимосвязь. При третьем слушании школьники выверяют свое представление с текстом-образцом. Таким образом, можно нацеливать на особенности содержания текста, включать в работу воображение, принуждать к творчеству. Применение на уроках обучения слушанию позволяет повышать мотивацию обучения и интерес детей к предмету, формируют обстановку творческого сотрудничества, актуализируют личность. Развивающий эффект состоит в овладении детьми общими способами работы с текстом, которые будут востребованы в любой жиз... С уважением Айтбенбетов Орынбек Орынбасарович
  • «Формирование у подростков умение читать художественные произведения» (методические рекомендации для педагогов-библиотекарей)Цели: - приобщение учащихся к читательской деятельности; - расширить круг литературных произведений, не ограничиваясь рамками программы. Задачи: - постоянно развивать интерес к чтению; - расширять круг чтения подростка, его начитанность; - обеспечить полноценное восприятие художественных текстов; - формирование у ребенка эмоционально-нравственной отзывчивости; - проработка концептуальных подходов к повышению роли книги в учебной и досуговой деятельности подростков. - обеспечение библиотекарей знаниями и умениями в области педагогической составляющей библиотечной работы. Чтение – величайшее достижение человечества, одна из форм получения и усвоения социального опыта, культурных традиций. От немоты к слову, от слова к письменности, от письменности к книге… Книга – явление в истории человечества, значение которого трудно переоценить. Книга принадлежит не одному какому-либо ограниченному времени, а со дня своего появления дана на все времена. Постоянно изучайте и используйте индивидуальные интересы своих учеников, развивайте и направляйте их таким способом, чтобы они согласовывались с личными и общественными потребностями. Кто из подростков не мечтает сделать открытие и прославиться? Приглашайте, своих 5-9 классы принять участие в проекте Мое открытие книги. Найди такую книгу, которая будет интересна и полезна не только одному ученику, а всем. В четырнадцать лет человек уже практически сформирован. База заложена, теперь ему остается адаптироваться в окружающей среде. Легко сказать – адаптироваться. Для этого надо сначала понять, кто он такой. Тут и происходит первое серьезное раздумье. У человека появляется собственное мнение, это правильно, без этого невозможно формирование достойного члена общества, но, с другой стороны, подросток, почувствовав свободу в выражении собственной мысли, пьянеет, и желание иметь собственное мнение пол... Чтение требует труда от ученика. Умение читать приходит не вдруг. Его нужно развивать. Развивать вместе со вкусом выбора книг.
  • «Каким должен быть настоящий человек?»Тема урока: Каким должен быть настоящий человек? (по рассказу М.А.Шолохова Судьба человека). Человек не рождается, а становится тем, кто он есть. Гельвеций Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях. Задачи урока: совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь. Методическое оборудование: портрет М. Шолохова, репродукции к рассказу Судьба человека, словарь С.И. Ожегова, видеокадры фильма Судьба человека.
  • А. П. Чехов. «Ванька»7 класс. Русская словесность. Тема: А.П.Чехов. Ванька. Цели урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа А.П.Чехова Ванька, учить умению работать с текстом; развивать внимание, умение критически мыслить, аргументировать свою точку зрения; воспитывать самостоятельность суждений. Тип урока: Урок усвоения нового материала. Метод обучения: стратегия RWCT. Ход урока. І. Мотивационный этап. Этап включения в урок. Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я всё пойму. 1).Читать вдумчиво.2).Писать грамотно.3).Слушать внимательно. 4).Говорить внятно, доступно. ІІ. Проверка домашнего задания. Цифровой диктант. 1.Автор рассказа Ванька- Л.Н.Андреев (Нет - 0). 2.Осип Абрамович – сапожник. (Нет-0). 3.Ванька – внук Константин Макарыч. (Да-1). 4.События происходят в городе. (Да-1). 5.Подмастерья - это рабочие (Да-1). 6. Ванька – эта повесть. (Нет-0). Ответ: 0.0.1.1.1.0. ІІІ. Актуализация знаний учащихся. 1. Кластер. а). Ванька. б). Константин Макарыч ІV. Формирование новых знаний. Дневник двойной записи - стратегия Раундробин. Выдержки из рассказа: 1. Ванька – сирота. 2. Аляхин - сапожник. 3. Ольга Игнатьевна научила его писать, читать, считать. 4.Константин Макарыч – дед Ваньки. 5. Ванька - мальчик. 6. Ванька пишет письмо Аргументы: 1.Когда умерла Пелагея, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину… 2.Ольга Игнатьевна от нечего делать выучила его писать, читать, считать… 3.Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти… 4.Мальчик, потому что был привезён и отдан на обучение к сапожнику. А вчерась мне была выволочка… 5. Милый дедушка, Константин Макарыч! –писал он… Стратегия Цветограмма. Внутренний мир Ваньки до письма и после письма. Стратегия Кардиограмма. 1.Москва.2.Сапожная мастерская. 3.Письмо.4.Почтовый ящик. 5.Сунул драгоценное письмо в щель. V. Закрепление: Эссе Ванька – сын крепостного крестьянина, мальчиком был привезён в Москву и отдан на обучение к сапожнику. Он рано узнал голод, побои и непосильный труд. Сапожник Аляхин - не обучал Ваньку мастерству сапожного дела, он был мальчиком на побегушке, ежедневно Ванька выполнял одну и ту же работу: нянчил ребятёнка, чистил рыбу, работал на кухне. Дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой, как родные брата. Праздников не было. Жизнь была нерадостной, так как Ванька жил вдали от деда, который был единственным родственником после смерти матери. Вставал рано, ложился поздно и ничего кроме мастерской, грязного, каменного города не видел. Город душил его, ему хотелось уехать снова на деревню к дедушке. Наконец – то, от невыносимой трудной жизни у сапожника, он написал письмо деду с просьбой увезти его отсюда. VІ. Контроль. Написать Синквейн 1.Ванька. 2. Грязный, голодный. 3. Живёт, страдает, мучается. 4.Сын крепостного привезён в Москву. 5. Мальчик. VІІ. Рефлексия: - какие задания вызвали у вас наибольший интерес или затруднения? VІІІ. Информация о домашнем задании: 1.Напишите письмо кому – нибудь. Напишите адрес на конверте. 2.Выучите стихотворение Позабыли адреса. Вы знаете свой адрес? ІХ. Подведение итогов: Поощрение, выставление оценок.
  • Урок русского языка «Имя существительное «зПовторительно-обобщающий урок Город Имя существительное предназначен для учащихся 6 класса СКОУ VIII вида. Урок построен в форме путешествия с применением ИКТ. План города нанесен на тонкий картон, где обозначены улицы, парки, аллеи, реки, площади и т.д. Все достопримечательности города выводятся на мультимедийный экран. На уроке учитель использовал деятельностный подход к обучению (освоение практических способов деятельности).· для этого создавались условия для понимания смысла... · некоторые задания помогали развитию рефлексии собственной деятельности и ее результата.
  • Устный журнал «Тропинка к вере»Мероприятие для школьников 8 - 9 классов с родителями, предполагающее изучение основ русской духовной литературы. Материал , использованный в данной разработке, представляет собой некий синтез основ православия и его влияния на культуру России в целом, а также на формирование духовно - нравственного мировоззрения человека. Автором сделана попытка определить влияние духовного воспитания , православной и мусульманской культуры на становление и формирование нравственно - духовного стержня в ребенк...
  • «Несколько слов о дополнительных занятиях по русскому языку при подготовке к ЕНТ»Несколько слов о дополнительных занятиях по русскому языку в классах с казахским языком обучения при подготовке к Единому Национальному Тестированию Дополнительные занятия по русскому языкудля учащихся с казахским языком обучения, будучи формой организации внеурочной учебной деятельности учащихся, принципиально дополняют урок прежде всего в плане комплексного воздействия на формирование организационной и познавательной деятельности школьников. Существенное значение для формирования у учащихся желания учиться более качественно, а также для формирования у них чувства ответственности имеет другая форма внеурочной учебной работы в школе-дополнительные консультативные занятия, которые проводятся несколько раз в неделю. Главное дидактическое назначение дополнительных консультативных занятий-индивидуализация учебного процесса. Как показывает практика, что целесообразно выделить пять основных видов дополнительных занятий-консультации,... -педагогическое назначение консультации (необходимость помочь разобраться в учебном материале, изучение которого учащийся пропустил по тем или иным причинам, присутствие в учебном материале типично сложных для усвоения компонентов и т.д.); - форма и место проведения; -продолжительность; -педагогическое обеспечение. Первый тип- так называемые консультации опережающего характера. Их назначение- подготовить учащихся к восприятию материала, который будет изучаться на уроке. Форма проведения-индивидуальная работа ( с одним учащимся или в небольшой группе). Второй тип- это консультации, организуемые по типично сложным разделам или компонентам темы и т.д. На такой консультации может присутствовать 10-15 человек, объединившихся для работы в небольшие группы (по 4-5 человек). Третий тип консультаций-это консультаций для учащихся, пропустивших по тем или иным причинам уроки. Они проводятся индивидуально для каждого ученика. Четвертый тип-консультации, организуемые по инициативе самих учащихся, по наиболее интересным для них разделам темы. Они проводятся учителем-предметником. Пятый тип-это консультации для учащихся, проявивших углубленный интерес к предмету ( или теме, разделу). Они могут организовываться в виде дискуссий, обсуждений различных точек зрения и т.д. Таким образом, дополнительные консультативные занятия как организационно-педагогическая форма учебного процесса характеризуются большей свободой психологической позиции учащихся, которые очень сильно помогают учащимся при подготовке к Единому Национальному Тестированию. С уважением Айтбенбетов Орынбек Орынбасарович
  • Открытый урок по лит чтению «ЗИМА» И. СуриковаЛевченко Наталья Алексеевна МБОУ НОШ № 30 г.СургутЛитературное чтение 3 классТема: Зима И.Сурикова.Задачи: 1.Познакомить со стихотворением И.Сурикова Зима;2. Продолжить работу над четкой дикцией, техникой чтения, анализом стихотворного текста.3. Продолжить знакомство с художественными изобразительными средствами языка. 4. Развивать устную речь, воображение учащихся.Ход урока.I Организационный момент. Подготовка к уроку.1. Нарисуйте на бумаге, в зависимости от настроения, солнышко, облако ...
  • У войны не детское лицоОткрытый урок по русской литературе Класс: 5 Б Дата проведения: 18.05.13. Тема: У войны не детское лицо Тип урока: Комбинированный Вид урока: Урок-анализ с элементами беседы Цели урока: 1. Обучающие: -познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев) -познакомить с жизнью и творчеством А.Т. Твардовским 2. Развивающие: -развивать способность осознанно определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои) и формой стихотворения 3. Воспитывающие: - воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие лирического произведения. Оборудование: раздаточный материал (текст произведения), проектор, доска, учебник Ход урока: Эпиграф: Разве для смерти рождаются дети, Родина! Разве хотела ты нашей смерти, Родина! Организационный момент. - Добрый день, дорогие ребята. Давайте, начнем наш урок. У нас, как вы видите, необычный урок. Сегодня у нас много гостей. И давайте, порадуем, их нашими знаниями. Какой знаменательный день, мы недавно отмечали? ( День Победы) Да, мы отмечали этот великий праздник - День Победы. С какого времени мы отмечаем этот праздник? (1945) С 1945 года прошло много лет, но до сих пор мы вспоминаем героев, которые ценой своей жизни даровали нам прекрасное, мирное будущее. Мы всегда будем им благодарны. Вступительное слово учителя: (Лекция с элементами беседы) И сегодняшний урок будет посвящен ВОВ. Я хочу, ребята, чтобы вы всей своей душой прониклись к уроку. Потому что на этом уроке мы с вами будем говорить о детях, которые участвовали на войне. Очень трудно и неправильно сочетать эти два слова - дети и война. Но, к сожалению, было то время, где эти слова легко сочетались. И мы с вами перенесемся в это время. Давайте посмотрим на эпиграф нашего урока: Разве для смерти рождаются дети, Родина! Разве хотела ты нашей смерти, Родина!. Давайте... Война многое забрала у детей. Она забрала родителей, мамы и папы умирали на глазах. Они выполняли совсем не детские работы. Испытывали постоянный голод. Война отняла самое главное - детство. Война никого не жалеет, враг не разбирает своих жертв. Убивали всех без разбору: стариков, женщин и даже детей… Всего в ВОВ погибло 13 миллионов детей… Многие дети(это и мальчики и девочки) взяв в руки ружье по собственной воле участвовали на военных действиях. Они совершали великие подвиги, отдавая свою ж... Словарно-фразеологическая работа: Патриот - человек, который преданно любит свою родину. А сейчас давайте послушаем ваших одноклассников, которые подготовили нам сообщения про детей-героев. Работа учеников. Презентация.
  • Планирование» Календарное планирование по русскому языку»Согласно государственному образовательному стандарту основным значением предмета Иностранный язык является формирование коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Коммуникативная компетентность, по мнению многих исследователей, может по праву рассматриваться как ведущая и стержневая, поскольку лежит в основе всех других компетентностей, а именно: информационной, социокультурной, социально-полит... Таким образом, общая развития языков народа Казахстана определяет 3 основные цели: 1) расширение и укрепление социально-коммуникативных функции государственного языка; 2) сохранение общекультурных функции русского языка; 3) развитие языков этнических групп.
  • Урок русского языкаТема: Не гасите свет своей души по рассказу А, Платонова Юшка Цели: помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя; выявить нравственные законы, определяющие отношения человека с человеком через живопись, музыку; развивать навыки критического мышления, навык анализа произведения, монологическую речь учащихся; воспитывать высокие нравственные качества, интерес к произведениям А. Платонова. Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, краски.
  • «Білім беру жүйесі» ашық сабақБұл ашық сабақ жоспары қазақ тілі мен әдебиет мұғалімдеріне әдістемелік көмек ретінде ұсынылып тұр. Сабақтың мақсаты: білімділік: Қазақстанның білім беру жүйесі, мектептегі білім берудің сатылары туралы мәлімет беру. дамытушылық: оқушылардың сөйлеу, ойлау, есте сақтау қабілеттерін қалыптастыру. Тәрбиелік:оқушылардың білімге, еңбекке сүйіспеншіліктерін арттыру. Сабақтың түрі: қалыпты сабақ Сабақтың типі: аралас сабақ Сабақта қолданатын ТОҚ: интерактивті тақта. Бұл сабақ тақырыбыБіздің елде орта білім алу атты модульге кіреді.
  • Игра «Знатоки»Каждый год в школе проводится неделя русского языка и литературы. Основной задачей всех мероприятий в рамках Недели является привлечение ребят к изучению родного языка, проверка полученных знаний. Предлагаю вашему вниманию мероприятие в форма игры. Две команды получают поэтапно задания различного характера: на смекалку,творчество, знание языка, развитие речи. Соревнуясь в игровой форме, школьники узнают много интересного, что побуждает в ребятах интерес к дальнейшему сомообразованию. Мероприятие...
  • Задание С4 ЕГЭ по литературе (варианты ответов)Аннотация Анализ результатов ЕГЭ по литературе последних лет показывает, что наиболее сложными для выполнения являются задания С2, С4, то есть задания, в которых экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов. Учащиеся особенно затрудняются в подборе лирических произведений и их сопоставлении в заданном направлении (задание С4). Данная проблема мотивировала создание представляемого материала. Путем анализа КИМов по литературе последних 2-х лет были выделены наиболее часто встречающиеся формулировки вопросов заданий С4. На консультациях по подготовке к ЕГЭ был подобран материал для сопоставления и выполнены задания. Некоторые варианты ответов задания С4 предложены в данном материале. Представленный материал может быть полезен учителям-словесникам для подготовки обучающихся к экзамену по литературе в формате ЕГЭ, а также старшеклассникам для самоподготовки (особенно накануне экзамена). Автор-составитель – Мамонова Ирина Федоровна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 2 c УИИЯ города Ноябрьска. Желаю удачи на экзамене!
  • Урок русского языкаСамостоятельная работа7 классСоюз как служебная часть речиЦель урока: повторить и систематизировать знания по теме.Задание 1: переписать предложения, раскрыть скобки.1. Дети говорили то(же), что и взрослые.2. Снегу было мало, снежных буранов то(же).3. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так(же) закрываются к вечеру.4. У нас с вами замечательный начальник штаба, только слишком часто думает о том, что(бы) такое особенное придумать, что(бы) стать настоящим героем....
  • Урок русского языкаКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ ФОНЕТИКА1.Раздел русского языка, изучающий звуки речи:1).графика;2).словообразование;3).морфология;4).фонетика;2.Отметьте правильную характеристику русского алфавита:1).всего 33 буквы, 12 из них – гласные, 21 – согласные;2).всего 42 буквы, 10 из них – гласные, 32 – согласные;3).всего 36 букв, 12 из них – гласные, 24 – согласные;4).всего 33 буквы, 10 из них – гласные, 21 – согласные, 2 – безгласные;3. В чем заключается главное отличие букв от звуков:1).при помощи бук...
  • Урок на тему Глагол. Неопределенная форма глаголаФИО Карибаева Шара Шиелийский р/н, школа №48 имени А. Коныратбаева Тема урока Глагол. Неопределенная форма глагола Ссылка У.А. Жанпеисова, А. Кожакеева учебник Русская речь 5 класс. Презентация по Power Рoint. Раздаточные материалы. Цели урока - Дать сведения о глаголе, уметь правильно находить глаголы, и употреблять в речи; - научить оценивать себя и товарищей по классу; Ожидаемые результаты - Буду...
  • Описание опыта работы по теме «Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы»Тема опыта: Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы 2. Автор опыта: Пащенко Любовь Васильевна 3. Должность автора: Учитель высшей квалификационной категории русского языка и литературы 4. Место функционирования опыта: Волгоградская область Николаевский район п. Степновский ул. Молодежная, 2 МКОУ Степновская средняя Общеобразовательная школа индекс 404052 телефон: 5-77-46 код школы: 8844945-77-46 5. Разновидность опыта: Уроки - КВН, литературный суд, экспресс, урок - ярмарка, пресс - конференция, соревновательные игры: Что? Где? Когда?, Поле Чудес, Урок - путешествие, урок - диалог, цифровой диктант, словарная работа, карточки, игровое лото, составление схем, презентации, кроссворды, тесты. 6. Материалы иллюстрирующий опыт: 1. приложение диск презентация 2. схемы по русскому языку 3. схемы по литературе 4. физминутки для глаз 5. презентация по А. Н. Островскому Гроза 10 кл. 6. схема Н. В. Гоголь Мертвые души 10 кл. 7. презентация по А. С. Пушкину роман Евгений Онегин 9 кл. 8. сюжетные особенности Евгений Онегин 9 кл. 9. Итоговый тест по творчеству А. С. Пушкина 9 кл. 10.Грамматика фантазии Как придумать рассказ? 10.Кроссворды 11.Игра Слоговый аукцион 12.Памятка Работа над ошибками 13.Презентация по А.Н.Некрасову поэма Русские женщины 14.Игра Заблудившиеся буквы
  • » Әмірдің қулығы»Пәні: Қазақ тілі Сыныбы:2 а Пән мұғалімі:Қалмағанбетова Қ.М Сабақтың тақырыбы:Әмірдің қулығы Сабақтың мақсаты: Білімділік мақсаты: А)Мәтінді дұрыс түсініп,мәтін негізінде ой қорыта білуге дағдыландыру,баланың сөздік қорын байытуға жол ашу. Ә)Оқушыларды өтірік айтпауға тәрбиелеу. Ар-намыс сезімдерін ояту. Б)Оқушының ойын еркін жеткізе білуге дағдыландырып,шығармашылықпен жұмыстану қабілеттерін арттыру. Сабақтың түрі:Практикалық дамыту сабағы. Сабақтың әдісі:Сұрақ-жауап,баяндау,рөлге бөліп оқу,салыстыру. Көрнекілігі:1.Мақал-мәтел,плакаттар.2.Алдар көсе суреті.3.Батпырауық сызбасы. Ұйымдастыру бөлімі: Сәлемдесу. Түгелдеу. Оқушылардың назарын сабаққа аудару. Оқи берсең көзің ашылады Отыра берсең..... басынады. ЖАЛҚАУЛЫҚ Күш білімде, білім.... КІТАПТА Бұлақ көрсең.... КӨЗІН АШЫЛАДЫ. Бес дұшпанды атайық.Өсек,.... мақтаншақ,еріншек бекер мал шашпақ. Қандай сөзді қалдырып кеттім кім табады? Жаңа сабақ барысы: Келесі сабағымыз өтірік айтқанның қандай болатындығы жөнінде. Мәтінді мәнерлеп оқу. 2 1,2,3,4-топқа бөлу негізінде мәтін бойынша сұрақтарға жауап беру. 1.Әмірдің еркелігі туралы не айтуға болады? 2.Әмір неше рет өтірік айтты? 3.Мәтіннің соңғы сөйлемін оқып,қандай қорытынды шығарар едің? 4.Әмірдің сабаққа бармауына өтірік айтуына кім кінәлі? 1. Әжесінің сенгіштігі. 2.Әмірдің жалқаулығы мен еркелігі.
© 2010-2018