Русский язык и Литература

  • Использование технологии ЖИПТО. Оценивание для обученияЗнакомство с теоретическими выкладками по модулю ОдО в Кембриджской моделиобразования заставил меня совсем другими глазами взглянуть на процесс оценивания и процесс обучения в целом. Выводы ученых о том, что функция оценивания заключается в осуществлении обратной связи для установления понимания, поразили меня своей очевидностью, простотой и логичностью. Важнее, чем определение уровня знаний, который мы фиксируем отметкой, осуществление обратной связи с учениками, развитие их мотивации, оценив...
  • Урок «Нравственные уроки по сказке Х. К. Андерсена «Соловей»Урок направлен на воспитание положи-тельных качеств личности. Цели: - выявление нравственной основы сказки; - формирование нравственно – эстетических представлений учащихся о настоящих и мнимых ценностях; - художественное восприятие текста на основе углубленной работы над словом в тексте. Основные виды деятельности учащихся и учителя на уроке: проблемная беседа с опорой на текст, комментирование детали ( символ, образ). Планируемые результаты в соответствии с ФГОС. Метапредметные: - умение организовывать учебное сотрудничество в группе; - аргументировать свое мнение. Предметные: - понимание духовно – нравственных ценностей; - понимание ключевых проблем зарубежной литературы; - владение литературоведческими терминами. Личностные: - усвоение категории нравственности поступков; - восприятие человечности, благодарности.
  • Выпускная квалификационная работаВыпускная квалификационная работа.Специальность - Социально-культурная деятельность Специализация - экономика и управление в социально-культурной сфере.Тема: Сохранение и пропаганда фольклора народов России (на примере русского народного хора художественной самодеятельности с.Верхний Авзян).Тема возрождения фольклора является актуальной и довольно волнующей.В наше время нечасто встретишь молодых людей, которые поют или хотя бы интересуются устным народным творчеством, музыкальным фольклором, ста...
  • Урок «Синонимы»Данный урок является программным в 5 классе, но его отличает то, что он ориентирован на современного школьника. Урок начинается с просмотра фрагмента известного всем детского мультфильма Фиксики. Такое начало способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра видеофрагмента в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, творческое письмо. Закрепление нового материала проходит в форме творческого задания. Необычной является и физкультминутка (выстраивание синонимических рядов в соответствии с градацией), её цель: закрепить полученные знания и параллельно снять усталость.
  • Сіз қандай ата анасыз?Маќсаты: бала тјрбиесінде ата-ананыѕ алатын орныныѕ ерекше екендігін тїсіндіру; ата-ана бойына ґздерін тјрбиеші мўєалім ретінде ќарауєа ќызыєушылыќтарын дамыту; баламен дїрыс тіл табысуєа, сґйлеу мјдениетін їнемі ќолдануєа ой салу.Кґбіне баланы кішкентай деп кґп кґѕіл бґлмей, бозбала шаєында ґзімізді тыѕдамайтындай жаєдаяттар туындайды. Біз неден ќателестік? Мїмкін кезінде баланы дўрыс тыѕдамай, оєан жеткіліксіз кґѕіл бґлінген болар. Бізге баланы тыѕдауєа не кедергі болды екен? Ойланайыќшы. Бўйрыќ, јмір, ескерту, аќыл айту, кґп сґйлеу, сынау, айыптау, балаєаттау, жауап алу, сґзбен кґѕіл білдіру, ќалжыѕдау, јѕгімеден ќашќаќтау, салыстыру, дўрыс тыѕдамау, еркіндік бермеу. Ата-аналар ґз ойларын білдіреді. Бјріміз мектеп шаѕыраєына жиналып отырєандыќтан, іскерлік ойынымыз да, білім ордаларыныѕ ґмірімен байланысты болєаны дўрыс. Іскерлік ойын Мектеп деп аталады. Ол їшін бізге сарапшылар міндетін атќаратын 4 ата-ана керек (ата-аналар комитеті бастаєан топ). Сондай-аќ, сіздердіѕ араларыѕыздан іскерлік ойынєа ќатысатын 5 ата-ана шыєуы ќажет (егер ґз еріктерімен шыќќылары келмесе, былай јрекет жасау керек: јр жаєы, јр тїрлі тїсті кубикті лаќтырып, їстіѕгі жаєына тїскен тїске ўќсас немесе сондай тїсі басым киім киген адамды ортаєа шыєару). Ата-аналардыѕ мектеппен тўраќты ќарым-ќатынасын ќалыптастыру. Мектеппен ќарым-ќатынастыѕ тиімді модельдерін іздестіру. Балалар ґмірінде ата-аналардыѕ ролі туралы маєлўматтар бере отырып, пікіралмасу, балалардыѕ дїнетанымын, ќабілетін, дарынын дамыта отырып, білімді, салауатты...
  • «Горькая доля народа пореформенной России» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Программа подготовки презентаций Microsoft PowerPoint 2007ПЛАНИнтегрированного урока теоретического обученияпо предметам Литература и ИнформатикаТема урока: Горькая доля народа пореформенной России в поэме Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо. Программа подготовки презентаций Microsoft PowerPoint 2007Цели урока: дидактическая: • формировать знания о поэме и героях поэмы Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо;• подвести к выводу Н.А.Некрасова о тяжелой доли крестьян после отмены крепостного права; • создать благоприятные условия ...
  • Урок по теме «Орфография как подраздел лингвистики»Данная разработка составлена для проверки уровня знаний и умений учащихся по орфографии за курс начальной школы. Она позволит составить программу ликвидации пробелов в знаниях учащихся по орфогрфии. Цель урока: повторить обобщить и систематизировать теоретические и практические знания учащихся по подразделу лингвистики ОрфографияЗадачи: формировать умение обобщать, делать выводы, систематизировать изученный материал; развивать речевые навыки; прививать интерес к изучению русского языка,разв...
  • Вариативный акцентологический словарьВ 2005 году принят Федеральный закон №53 О государственном языке Российской Федерации с изменениями и дополнениями от 2 июля 2013 года. Но широкий резонанс вызвал приказ Минобрнауки РФ от 8 июня 2009 года №195 Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка. Спор возник по поводу вариативности употребления и изменения литературных норм русского языка. Все языковые изменения ранее встречались в словарях тех или иных авторов. Например, слово йо´гурт. Ударение йогу´рт мы встречали у Аванесова в Орфоэпическом словаре 1988 года издания. Лет сорок назад, если бы мы сказали он мне звони´т, нам бы сделали замечание, потому что тогда была норма зво´нит. Но за прошедшее с тех пор время она изменилась. По новым словарям (Андрея Анатольевича Зализняка, Валентина Витальевича Львова, Ирины Леонидовны Резниченко) горячее кофе - отныне норма, а не ошибка. Также теперь узаконены ударения в словах до´говор и йогу´рт, а слово Интернет предлагается писать исключительно с большой буквы, изменяя по падежам. Теперь слово карате пиш... Мы изучили новые словари и создали свой электронный Вариативный акцентологический словарь ранее не включавшиеся в оборот. Данные выше примеры отражены в словарях, но много в современном русском языке мусора. Да, изменение языка - это естественный процесс, особенно заметен во времена перемен. Процессы развития русского языка не должны полностью отдаваться на волю случая, надо подвергать их разумному анализу. Потому что такие обогащения, уродуют язык, разрушают его внутренние закономерности. Многие заимствования приходят в язык из рекламы: Не тормози, сникерсни, из шоу-бизнеса: Звезда в шоке. Огромное влияние на язык оказывает плохой перевод низкосортных иностранных фильмов. Например, огромное количество обычных слов употребляется в каком-то извращённом смысле: крутой, мутить, отжать, реальный и т.д. Исковерканные слова приходят из интернета. Например, узбагойся, приффетик, маешься, симпотный. Чем безграмотнее, причём, специально безграмотнее, тем лучше. Даже новый термин русского языка придумали — олбанский. Как слышится, так и пишется. Будем надеяться, что действительно нужное останется, а мусор выбросим из речи, и родной язык станет более совершенным инструментом общения.
  • Урок русского языка в 5 кл «Корни с чередованием е-и»В работе представлен план - конспект урока в логике системно- деятельностного подхода. Материал будет полезен учителям ,которые хотели бы разнообразить свой методический арсенал, и тем,кто готовится работать по новому федеральному государственному образовательному стандарту. Данный урок поможет преподавателям не только донести трудный материал до учеников,но и, главное , научить их работать самостоятельно,высказывать свои мысли,работать в паре, оценивать свою работу и работу товарищей.В работе ...
  • Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОСПредставленный материал поможет учителям спланировать и подготовить современный урок по любой дисциплине, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В работе представлены этапы конструирования и структура технологической карты урока, что позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
  • Статья Статья «Тематический, итоговый контроль знаний, умений и навыков»Выявление и оценка знаний, умений и навыков учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечиваются периодическим контролем. Его цель – установить насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала – темы, подтемы, неполных тем (раздела) или полного курса. Если же проверяется материал по систем... Далее привожу примеры тематического контроля в 9 классе.
  • Подготовка к ЕГЭ. Диагностическая картаДиагностическая карта по русскому языку используется при подготовке учащихся 10 - 11 классов к ЕГЭ для систематического контроля уровня их подготовки, для анализа усвоенного материала. Диагностическая карта разработана на основе ДЕМО версии ЕГЭ по русскому языку для 11 класса 2014 года, а также на основе критериев проверки сочинения-рассуждения (часть С). Карта может быть использована как учителем, так и учащимся для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку учащимися 10 и 11 классов....
  • Урок русского языка. Задание А9. Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложенияТип урока: Обобщение и систематизациязнанийЦели урока:1)Уметь находить главныечлены предложения в двусоставном и односоставном предложениях;2) Закрепить сведения по способамвыражения подлежащего и сказуемого;3)Адаптировать учащихся к выполнениюзадания А9Урок систематизации и обобщения знаний по теме А9.Грамматическая основа предложения.Способы выражения главных членов предложения проводился в 10 классе всоответствии с программой. Разработан для подготовки ЕГЭ по русскому языку. На уроке мы п...
  • Тема: «Род имен существительных»- Соедините первые буквы слов, в корень которых вы вставили Е, у вас получится слово… (остров) - Это слово словарное и его надо запомнить. - Давайте его запишем. - Что обозначает слово остров? ( остров – часть суши, окруженная со всех сторон водой) (на доске выставляется рисунок острова) - подберите к слову остров родственные слова: островок, островитянка, островитянин, островное государство – слова на доске). - Сегодня на уроке мы поплывем на остров родственных слов. 4. Сообщение темы урока. ...
  • Урок «Фонетические старославянизмы в русском языке»При изучении русского языка очень мало внимания уделяется его истории, а ведь история освещает различные процессы развития и становления языка, объясняет внутреннюю логику и обусловленность существующих теперь лексических, грамматических и орфографических явлений. Урок Фонетические старославянизмы в русском языке как раз из этой серии. Он дает ответы на многие вопросы детей: 1) почему появились пары с полногласием и неполногласием? 2) что такое старославянский язык? Ещё М.В.Ломоносов в с...
  • Лексикография. Фразеология. Работа со справочной литературойЦели: 1.Научить работать со справочной литературой. 2.Воспитать у студентов желание думать, анализировать. 3. Развить логическое мышление, пытливость. Оборудование: Словари русского языка С. И. Ожегова, фразеологический словарь, этимологический словарь. Ход урока. I. Организация класса. II. Разминка Диалог с иностранцем Иностранец. Я сегодня услышал новое русское слово стул. Что есть такое стул? Ай донт ноу. 1-й студент. Стул – предмет, на котором сидят. Иностранец. О! Я хорошо знаю русская фольклор. Как в сказке есть: Сяду на пенёк, съем пирожок Значит, стул – то же, что пенёк? 2-й студент. Во - вторых, стул предмет мебели, на котором можно сидеть. Иностранец. Я кэн видеть, как вы на перемене сидели на этом предмете, Это есть мебель? Стул? 3-й студент. Мебель, на которой не только можно сидеть, а которая предназначена для этого. Иностранец (указывает на стоящий табурет). Тогда вот есть стул? Студент уточняет: со спинкой, для одного человека. Таким образом, определение слова приобретает характер истинного толкового. III. Разминка от противного. Иностранец читает в словаре С.И.Ожегова словарную статью, студенты должны назвать соответствующее слово. Иностранец. А вот из зис (что это такое)? Читает: а) вшитый в платье мешочек для ношения при себе мелких вещей, денег (карман); б) формовой, обычно чёрный хлеб (буханка)
  • Система изучения образа в художественном произведенииТЕМА: Система изучения образа в художественном произведении ЦЕЛЬ: Осознать особенности создания образа в художественной литературе. ЗАДАЧИ: 1. Разобрать гоголевскую манеру создания образов. 2. Развивать навыки литературоведческой работы. 3. Воспитывать нравственные и эстетические качества. ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Интерактивная доска. 2. Портрет писателя. 3. Иллюстрации из произведений (Презентация). 4. Схемы. ХОД УРОКА I. Учитель: 1. Учитель, работающий над образами художественного произведения, должен иметь представление о системе создания образа. 2. У каждого автора свое видение мира, каждый по-своему создает образы и характеры героев. II. Информационный лист (на интерактивной доске) О роли работы над образом героя. Учитель любит следить за действиями персонажей, за судьбами героев. Литературный герой – одна из тех художественных реальностей, без которой нельзя понять ни мира произведения, ни авторской позиции. Создавая образ человека, писатель исследует его как целую личность – в единстве умственных, эмоциональных и телесных качеств.
  • Серьезное в «малой» форме (по произведениям А. П. Чехова)Тема урока: Серьезное в малой форме (по произведениям А.П.Чехова) Эпиграф: Чехов не тот, который умеет не обольщаться, смотреть и думать. Л.Н.Толстой. Цель урока: Расширить знания о творчестве А.П.Чехова. Задачи урока: 1.Раскрыть значение малой формы чеховских рассказов. 2.Научить видеть в рассказах А.П.Чехова всё доброе, светлое. Оборудование: 1.Портрет писателя. Презентация о нём. 2.Рассказы А.П.Чехова 3.Видеофрагмент рассказа Спать хочется План 1.Формирование личности писателя. 2.Мастер малой формы. 3.Особенности рассказов А.П.Чехова.
  • Лексика современного русского языка с точки зрения происхожденияЗАДАЧИ: 1. Познакомить с историей русского языка, показать процесс заимствования слов из других языков, пути их освоения, научить работать с этимологическим словарем. 2. Развивать мышление, обогатить словарный запас. 3. Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку. ОБОРУДОВАНИЕ: словарь Ожегова, словарь иностранных слов, краткий этимологический словарь, таблицы, подготовленные на доске записи. Ход урока: I. Организационный момент. II. Повторение изученного. Теоретическая разминка. 1. Как называется наука, изучающая язык? 2. Какую частную науку о языке мы сейчас изучаем? 3. Что такое лексикология? 4. Что такое лексика? 5. Что такое слово? 6. На какие пласты, группы делится лексика русского языка? 7. Какую группу слов мы изучили на предыдущих уроках? III. Объявление темы урока, запись плана. IV. Зачитывание первого эпиграфа к уроку: Как материал словесности, язык славяно – русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.
  • Таджикско-персидская литература. Фирдоуси «Шахнаме». Омар Хайям «Рубаи»Цель урока: 1. Попытаться приблизиться к загадочной поэзии Востока. 2. Узнать и открыть новое Задачи: показать основные черты литературы Возрождения на примере Шах-наме Фирдоуси; развивать эстетический вкус и чувство прекрасного; воспитывать любовь к культуре родного края. Оборудование: портреты Фирдоуси и Омара Хайяма, отрывки из поэмы Рустам и Сухраб. Тип урока: усвоение новых знаний. Форма урока: коллективная.Сегодня мы совершим путешествие во времени, в далёкие X – XIV века. Что мы имеем в виду, когда говорим: “Литература Древнего Востока!”? - Древняя и особенно средневековая персидская литература является общим достоянием народов, говорящих на языках иранской группы. Это персы, таджики, афганцы, курды, а также многие тюркоязычные народы: узбеки, туркмены, азербайджанцы, турки. Все они неоднократно входили в состав общих государственных образований, а персидский язык (фарси) в определённые периоды истории был их основным литературным языком.
  • Знаки препинания в сложносочиненном предложенииДидактические материалы по русскому языку для 9 класса теме Знаки препинания в сложносочиненном предложении. В материале представлена подборка компетентносто-ориентированных заданий разных уровней сложности в технологии развития критического мышления для разных этапов урока: актуализация ранее изученного, анализирующее наблюдение, первичное закрепление, тренировочные и контрольные упражнения. При изучении этой темы очень важно повторить правила постановки запятой или ее отсутствие перед союз...
  • Методическая разработка урока. Тема урока: «Деловое общение»Разработка урока предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину Менеджмент для специальностей Технология продукции общественного питания, Экономика и бухгалтерский учет и др.Урок разработан в виде деловой игры Один день из жизни руководителя. В ходе урока предлагается провести совещание, для выступления на котором должны быть приготовлены студентами и преподавателем доклады. В работе приведены их тезисы.Для формирования умения и навыков работы с подчиненными, коллегами при решении прои...
  • Конспект урока «Придаточные предложения»Этот конспект урока может использовать учитель русского языка девятых классов. Целью урока является знакомство с различными видами придаточных предложений, совершенствовать знания учащихся о структурных особенностях сложноподчинённых предложений с различными видами придаточных, развивать умение определять вид придаточных и создавать схемы сложноподчинённых предложений, углубить знания по синтаксической стилистике, развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать, систематизиро...
  • Урок развития речи по картине К. Ф. ЮонаУрок развития речи по картине Константина Фёдоровича Юона Конец зимы. Полдень. Цели урока: 1) обучающая – научить точно, правдиво и ярко описывать предметы вводимыми в текст словами и словосочетаниями; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах; 2) воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, литературе, живописи, музыке; 3) развивающая – развивать внимательное отношение к значению слов и их употребление в устной и письменной речи, развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного. Тип урока: урок развития речи. Форма: практикум. Методы и приёмы: эвристический, беседа, творческая работа. Теория русского языка: описание, контраст, имя прилагательное, пейзаж, репортаж.
  • Современный урок русского языка в современной школеМне, как учителю, необходимо активнее и быстрее уходить от авторитарного стиля преподнесения материала и становиться учителем-координатором деятельности учащихся, учителем-консультантом, помогающим им в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания высказывать своё мнения, не боясь ошибиться. Обучение в рамках традиционной системы подходит к рассмотрению личности ученика, достаточно, однобоко, не позволяя ему продемонстрировать все грани своих талантов. Многие дети класса, помимо школы-гимназии, обучаются в художественных и музыкальных школах, поэтому им нравится возможность продемонстрировать свои способности и выступить в роли спикера, защищая то, что создала совместными усилиями группа. В то время, как на традиционных уроках они, зная, что их одноклассники красноречивее, имеют бол... Я пытаюсь давать ученикам возможность самостоятельно принимать решения о том, какую информацию, почерпнутую во время урока из всевозможных источников, в том числе, от своих одноклассников, им необходимо знать и помнить; я даю возможность почувствовать детям, что они всегда могут надеяться на мою помощь при оценке, отборе и хранении информации; я предлагаю детям всегда самостоятельно определять, какими источниками информации им пользоваться и, конечно же, на уроке дети имели возможность обменя... Это не совсем привычно, но позволяет сделать вывод о необходимости продолжать работать по-новому.
  • Из опыта работы «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку на основе системно-деятельного подхода»Единственный путь, ведущий к знаниям,- деятельность. Именно этот принцип является основополагающим в моей работе. Опыт работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ показывает, что достичь хороших результатов можно только в триединстве: учитель- ученик- родитель. Кроме того, необходимо четко усвоить структуру экзамена, поставить цели и задачи, способствующие качественной подготовке учащихся. Внедрение интерактивных методов обучения на уроках позволяют сделать более успешным этап актуализации и усв...
  • Урок систематизации знаний по теме «Спряжение глаголов»Урок систематизации знаний по теме Спряжение глаголов Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к систематизации информации о спряжении глаголов Развивающая цель:развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы, работать самостоятельно, в группе Образовательная цель: поправление знаний о спряжениях глаголов Тип занятия: урок закрепления знаний Методы: словесный, практический Формы: самостоятельная, групповая, парная. Оборудование урока: компьютер, проектор, экран; мультимедийная презентация; карточки. План урока: 1. Психологический настрой(2 мин) 2. Мотивация (3мин) 3. Формулировка темы, целеполагание (4 мин) 4. Актуализация знаний(2-3 мин) 5. Работа по теме урока (7-9 мин) 6. Закрепление (7 мин) 7. Контроль:выполнение теста (5-7мин) 8. Обобщение и систематизация (5 мин) 9.Итоги, рефлексия(2-3 мин)
  • Стихотворение «Я помню! Я горжусь. .. . »Я помню! Я горжусь! Нет ничего страшней войны, Настигла нас она врасплох. Не осмелюсь сказать вслух: Война вошла в каждый дом. Страна залита мраком, Пахнет дымом и огнем. Тяжким шагом вперед Шагает медленно мой дед Одет он в шинель бойца, Сжимая в руках гранату, Как знамя победы несет. Смотрит он тихо вокруг, Окопы! Окопы! Рвы! Баррикады! Давит шинель, снимает с плеч, А где-то слышна чужая речь. Ветер злой навстречу дует, Где-то робко колышет камыш . Ищет глазами своих. Где я? Свой среди чужих? Дед ловит глазами ракеты, Недалеко вражеские пикеты Брал он пламя голыми руками, Пил воду медленно, глотками. Нет, враг не пройдет никогда, Не войдет в мою милую хату.
  • СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ К СОЧИНЕНИЮ (ЧАСТЬ С ЕГЭ)В материале представлено 10 упражнений, направленных на подготовку учащихся к написанию сочинения (часть С) по ЕГЭ по русскому языку. В работе представлен как теоретический материал, так и практический по написанию вступления к сочинению, умению формулировать проблему текста и авторскую позицию, объяснять, пояснять, излагать свои мысли по поводу сформулированной проблемы текста. Для работы предоставлены небольшие тексты из произведений российских публицистов и писателей.1.ВСТУПЛЕНИЕ К СОЧИНЕНИЮВступление может ü вводить тему текстаü сообщать об основной проблеме текста ü определять круг проблем, затронутых авторомü быть основанием для объяснения основной проблемыü содержать сведения об авторе текста или о своеобразии художественного мира автора текстаü содержать обобщённое рассуждение по теме, раскрываемой автором Формы зачинов:ü Лирическое размышлениеü Рассуждение о ... ü Передо мной размышления … (кого?) на животрепещущую тему…
  • Литературный путеводитель «Александр Вампилов»19 августа 1937 года в поселке Кутулик Иркутской области в семье учителей средней школы Анастасии Прокопьевны Копыловой и Валентина Никитича Вампилова родился сын Александр, будущий известный всему миру писатель и драматург Александр Валентинович Вампилов. Его пьесы идут на театральных сценах нашей страны и за рубежом. За свою короткую жизнь он успел написать пять пьес. По ним созданы фильмы: Старший сын, Прошлым летом в Чулимске, Прощание в июне. Произведения Александра Вампилова уже дав...
  • Диагностическая карта подготовки к ОГЭ учени___ 9 –____ класса МБОУ СШ №____ по русскому языкуДиагностическая карта подготовки к ОГЭ учени___ 9 –____ класса МБОУ СОШ №____ по русскому языку Данная диагностическая карта представлена для отслеживания подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку. В ней можно проследить успешность подготовки к выполнению заданий части А1-А7, В1-В9, а также написание части С ( изложение и сочинение). В диагностической карте можно отвести место для подписи родителей и учащихся для ознакомления с результатами выполнения работы, то есть полученными оценками.
  • Тема: «Всепобеждающая сила любви…»Русская литература 6 классТема: Всепобеждающая сила любви по повести А.С.Пушкина Станционный смотритель. Тип урока: Урок- исследование. Форма урока: Использование современной образовательной технологии- педагогическое сотрудничество. Цели и задачи урока: Рассмотреть новый материал с опорой на знания, умения и навыки, полученные из курса литературы6 методом исследований и выводов в структурной системе художественного текста; за строчками текста прочувствовать настроение, мысли и переживания литературных персонажей; рассмотреть нравственные проблемы, поднимаемые в повести А.С.Пушкина и в библейской притче о блудном сыне.
  • Тест по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»Тест по рассказу Л.Н.Толстого После бала позволяет проверить знания учащихся по произведению Л.Н.Толстого После бала, а также закрепить полученные знания в форме теста. Данный вид работы помогает учителю быстро и качественно оценить знание учащимися текста произведения. Такая форма работы на уроках литературы нравится учащимся, они с удовольствием выполняют предложенный вид работы. Такой вид работы легко и быстро может быть проверен преподавателем, а учащимся мгновенно даются результаты по ...
  • План учебного занятия. Предмет: Профессиональный русский языкПредмет:Профессиональный русский язык Специальность, группа:АБ-22/1 Тема занятия: В мире профессий железной дороги Дата:05.03.2014г. Тип занятия: комбинированный, Форма проведения: урок соревнование (урок сообщения новых знаний,умений и навыков) Цель: Систематизировать и обобщить знания по изучаемой теме Задачи: - Способствовать формированию теоретических представлений о способностях и успешности в профессиональной деятельности. Закрепить знания об интересах и склонностях и предрасположенности к профессиональной деятельности. Сформировать у студентов умения и навыки по анализу возможностей и определения соответствия способностей и профессии. - Развивать аналитическое мышление. - Воспитывать навыки сознательной дисциплины: чёткости выполнения заданий по инструкции. Методы:словесный, наглядный,практический. Оснащение занятия:проектор,кроссворды,сигнальные карты. Межпредметные связи:казахский язык,русский язык,английский язык.
  • План-конспект урока по литературе по теме: «И. А. Гончаров. Сведения из биографии. Роман «Обломов» - прошлое и будущее России (обзор)»Не слишком наполненная внешними событиями жизнь И. А. Гончарова тем не менее дает массу информации для интересного и увлекательного рассказа о нем. В этой жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по свету, и государственная служба, причем в страшной роли цензора, и сложные отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и воспитание детей своего умершего слуги, и многие другие факты, которые своей непривычностью для студента могут по-настоящему заинтересовать и увл...
  • ТестЖалпы орта беретін мектептің 9-сыныбынан кейін келген білім алушылардың қазақ тілі пәні бойынша білім мазмұнын негізгі деңгейін жүйелеу.Білім алушылар жалпы білім беретін тоғызыншы сыныпта қамтылатын қазақ тілі пәнінің мазмұнын толық игеру.Тест сұрақтарында танымдық тақырыптар ұсынылды.Тест сұрақтары оқушылардың әдеби материалдарды өз бетінше оқып,түсінуге жаттықтырады.Үлгілік оқу бағдарламасы бойынша білім нәтижесі грамматикалық тұлғаларды айыра білу.Біліктілік денгейін арттыра түсу,оқушылардың...
  • Занятие по аппликации «Неваляшка танцует»Задачи: 1. учить создавать образ неваляшки в характерном движении; 2. показать способ передачи движения через изменение положения (смещение деталей в сторону); 3. вызвать интерес к оживлению аппликативного образа, поиску изобразительно-выразительных средств; 4. развитие чувства формы и ритма. Демонстрационный материал: кукла – неваляшка, матрешка. Раздаточный материал: листы бумаги белого цвета, круги двух размеров, клей, карандаши, вариативные образцы для объяснения творческой задачи (на одном неваляшка в статическом положении, на другом – в наклонном).
  • Инновационные технологии в использовании интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классахПрименение инноваций в рамках обучения школьников интерпретации драмы – весьма перспективно. Знакомясь с различными режиссерскими интерпретациями драматического произведения, сценической историей отдельных образов, учащиеся не только зримее воспринимают текст пьесы, но и погружаются в ту историко-культурную ситуацию, в которую она и была создана. В то же личностно центрированный анализ ситуаций, описанных в драматическом тексте, позволяет глубже оценить идейную основу произведения, пропуская ее через себя, пытаясь искать выход из них параллельно с героями.
  • Методика использования творческих заданий и компьютерных технологий при изучении драматических произведений на уроках литературы в условиях современной школыШирокое внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс является насущной необходимостью современного этапа развития российской школы. Активное использование компьютерных технологий на уроке изучения драмы позволяет усиливать творческую и познавательную активность учащихся, что достигается системой разнообразных заданий продуктивного характера, нацеленных на обобщение и систематизацию изученного, совершенствование литературоведческих компетенций учащихся, развитие у ни...
  • Конспект урока по литературе в 7 кл. «Художественные особенности «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина»Конспект урока литературы в 7 классе Художественные особенности Сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. (Программа по литературе (5 - 9 классы) под ред. В. Я. Коровиной) Цель урока: раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова – Щедрина, открыть в них важный человеческий смысл, помочь ученикам уловить в сатирических образах не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. Образовательные задачи: - выявить жанровые особенности сказок Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил, Дикий помещик; -дать характеристики генералов, помещиков, мужиков в сказках Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил и Дикий помещик; - выяснить художественные приемы М. Е. Салтыкова Щедрина; - изучить понятие гротеск; - показать актуальность Сказок. Развивающие задачи: - развивать способности школьников к рефлексии своей деятельности, поведения, личности; - способствовать развитию устной речи, творческих возможностей. Воспитательные задачи урока: - обобщить, что подлежит отрицанию в сказках Щедрина; - пробудить чувства уважения и любви к своей стране и народу. Внутрипредметные и межпредметные связи: - исторические сведения об основах капиталистического общества периода его полной зрелости и начавшегося упадка; - знания жанровых признаков сказок и повестей; - суть сатирических приемов: аллегории, гиперболы, эзопова языка. Домашнее задание предыдущего урока: - выразительное чтение сказок Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил и Дикий помещик; - повторение сатирических и юмористических приемов по словарю литературоведческих терминов. Форма урока: урок – практикум, работа в группах. Методы: - репродуктивный, (частично – поисковый при заполнении таблицы) для учащихся с низким уровнем литературного развития; - частично – поисковый (для учащихся среднего уровня); - исследовательский (для учащихся высокого уровня
  • Занятие по теме: «Сороконожка»Задачи: 1. учить детей лепить выразительные образы существ по мотивам стихотворений; 2. разнообразить и обогатить способ лепки на основе цилиндра: раскатывать прямыми движениями ладоней длинные столбики, видоизменять форму – закручивать, изгибать, передавая движение; 3. развивать наглядно-образное мышление, творческое воображение. Демонстрационный материал: картинки с изображением насекомых, сороконожка, вылепленная из пластилина. Содержание занятия: Предварительная работа: рассматривание картинки с изображением насекомых. Дети должны определить, кто изображен на картинках. Игра один – много. Воспитатель предлагает детям встать в круг, бросает детям мяч, называя одного насекомого. Дети возвращают мяч, называя насекомого во множественном числе.
  • Урок по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»Рассказ Телеграмма К. Г.Паустовского в силу жанрового своеобразия дает прекрасную возможность через всесторонний художественный анализ проникнуть в творческую мастерскую писателя, проследить за емкостью его художественного слова, сосредоточиться на авторском я, на тех серьезных человеческих проблемах, от правильного решения которых зависит, быть нашей жизни достойной или нет. Постижение авторской позиции – дело нелегкое.Ребята определяют задачу урока: проникнуть в мир чувств, настроений и мыслей писателя, понять его позицию по отношению к проблеме, поднимаемой в рассказе, определяют инструментарий анализа для проникновения в художественное пространство произведения.
  • Дифференцированный подход на уроках русского языкаНа современном этапе образовательного процесса возникает необходимость находить способы и средства формирования познавательных интересов учащихся. Одним из самых эффективных методов, на мой взгляд, является дифференцированный подход. Цели дифференциации обучения таковы: - С педагогической точки зрения - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого обучаемого. - С социальной точки зрения — целенаправленное воздействие на формирование творческого,интеллектуального и профессионального потенциала общества. - С дидактической точки зрения - решение назревших проблем в обучении, создание новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной почве. Современная педагогика стремится найти такие формы учебно-воспитательного процесса, которые по возможности полно учитывали бы разнообразие умственных способностей учащихся, способствовали реализации стремлений и навыков детей с различными способностями. Одним из самых серьезных недостатков современной школы является однообразие уроков, заданий для детей с различными душевным способностям, отсутствие гибкости в оценивании их знаний. Всех детей современная школа равняет, приводит к одному знаменателю, всех оценивает под одну гребёнку. Понятно, что различные таланты должны задыхаться в такой однообразной школе, мертветь, чахнуть от недостатка соответствующих упражнений... Несоответствующие способностям занятия поселяют лишь отвращение к ним, ...
  • Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Морфемика»Урок обобщения и систематизации знаний по теме Морфемика Цели урока: обобщить и систематизировать знания по теме Морфемика Задачи урока:Обучающая задача: обобщение и систематизация знаний по теме Морфемика Развивающая задача: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; знакомство учащихся со значением своего имени; Воспитательная задача: воспитание интереса к русскому языку. Оборудование: оценочные листы, компьютер, мультимедиапроектор, карточки- задания, ноутбуки
  • Л. Н. Толсстой и КавказНаучно-практическая конференция Шаг в будущее АвторефератНаучно-практическая работа по теме:Л.Н. Толстой и Кавказ Автор: Магомадов И.А., ученик 9 а класса МБОУ СОШ №54 Руководитель: Албастова Зулай Ахмедовна Грозный – 2013 Цель работы: 1.Изучение жизни и творчества Л.Н. Толстого на Кавказе. Задачи работы:1.Изучение и анализ кавказского этапа в жизни Льва Толстого ...
  • Задание по литературе для летнего чтенияДорогой мой ученик! Только внимательно прочитав произведения этих авторов, ты узнаешь, почему весь мир восхищается русской литературой и считает ее великой. Тебе придется на этих страницах встретиться лицом к лицу с вечными вопросами, на которые никто не знает ответа: ни автор, ни учитель – а только ты сам всю свою сознательную жизнь будешь искать и постигать правду этих сокровенных тайн о себе самом. Я рада твоему вступлению в новый для тебя мир взрослой литературы, приветствую как друга, товарища, соратника в...
  • Научно-исследовательская работа по теме: «Жизнь моя! иль ты приснилась мне? (О жизни и загадочной смерти С. А. Есенина)»Родился в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. С детства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 г. Есенин переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского. Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 г. В 1915 г. он едет в Петроград, знакомится там с А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым и другими поэтами. Вскоре выходит первый сборник его стихов — Радуница. Сотрудничал в эсеровских журналах, напечатав в них поэмы Преображение, Октоих, Инония. В марте 1918 г. поэт снова поселился в Москве, где выступил одним из основателей группы имажинистов. В 1919-1921 гг. много путешествовал (Соловки, Мурманск, Кавказ, Крым). Работал над драматической поэмой Пугачев, весной 1921 г. отправился в Оренбургские степи, добрался до Ташкента. В 1922—1923 гг. вместе с жившей в Москве американской танцовщицей А. Дункан, которая стала женой Есенина, побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде и США. В 1924—1925 гг. трижды гостил в Грузии и Азербайджане, работал там с огромным подъемом и создал Поэму о двадцати шести, Анну Снегину, Персидские мотивы. Октябрьская революция придала голосу Есенина удивительную мощь. Он выразил в своем творчестве и весеннюю радость освобождения, и порыв к будущему, и трагические коллизии переломной эпохи. Лучшие произведения Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Признан как тончайший лирик, волшебник русского пейзажа. Трагически погиб в 1925 г. в Ленинграде. По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Долгое время других версий события не высказывалось, но в конце 20-го века стали возникать версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства, причем возможными причинами назывались как личная жизнь поэта, так и его творчество.
  • СинонимдерСабақтың мақсаты: 1. Білімділік: синоним туралы мәлімет беру,жасалу жолдарын түсіндіру.Синонимдік қатарлардың әр түрлі сөз таптарынан жасалатынын байқату.Олардың кез келген сөздермен тіркесе бермейтінін ұғындыру. 2. Дамытушылық: өз ойын жүйелі түрде айта білуге , сөздік қорын дамытуға, шығармашылықпен жұмыс істей білулеріне машықтандыру; 3. Тәрбиелік: ана тілін сүюге , ұлттық салт-дәстүрді құрметтеуге, адамгершілікке тәрбиелеу. Сабақтың түрі: топтық , деңгейлік тапсырмалар. Сабақтың әдісі: репродуктивті-түсіндірмелі ,сұрақ-жауап,талдау, шығармашылық тапсырмалар Пәнаралық байланыс: әдебиет, бейнелеу өнері. Сабақтың көрнекілігі: грофопроектор, үлестірмелі қағаздар мен кесте
  • Контроль эш «Затланышлы фигыльләр»Контрольная работа по татарскому языку. Предназначена для русских групп.Контроль эш “Затланышлы фигыльләр” I вариант 1. От следующих глаголов образуйте глаголы изъявительного наклонения настоящего времени положительной и отрицательной формы: кил, бас, утыр, ал, кит, сөйлә. 2.Проспрягайте по лицам и числам в положительной и отрицательной формах: килде, кайта, китәчәк, йөрсә, бар, күрер. 3.Образуйте глаголы условного наклонения: бар, тор, укы, көл, чык. 4.Спишите, вставляя пропущенные буквы. К..лланма, үзл..штер..ргә, г..мәли, д..ли..ләргә, уйлан..рга. 5.Выпиши глаголы в три столбика. Хәзерге заман Үткән заман Киләчәк заман Глаголы: ыргытачак, баткан, киттем, беленә, саныйбыз, кабатладылар, килер, кайтканнар, бетә, уйлар, эшлим, ясадым, җырладык, уйный, биеде. 6.Из данных слов составьте предложения. Кичәсе, мәктәптә, була, “Көзге бал”. Кышкы, каникуллар, язгы, озынрак, каникуллардан. Озын, көннәр, була, җәйге. 7.Переведите. Этот ученик хорошо учится. Наши девочки старательно работали. Моя сестра пойдет в школу. Ольга красиво рисует. Контроль эш “Затланышлы фигыльләр” II вариант 1. От следующих глаголов образуйте глаголы изъявительного наклонения настоящего времени положительной и отрицательной формы: ят, йөр, кайт, бар, яшә, сөйләш. 2.Проспрягайте по лицам и числам в положительной и отрицательной формах: яза, җырлады, укыса, бир, барачак, алыр. 3.Образуйте глаголы условного наклонения: ят, бир, ятла ,яз, эшлә. 4.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Күн..гергә, үзл..штер..ргә, г..мәли, д..ли..ләргә, уйлан..рга. 5.Выпиши глаголы в три столбика. Хәзерге заман Үткән заман Киләчәк заман Глаголы: бирә, саклар, җылыткан, керде, үсә, үтте, кайтырмын, сөйләдем, чага, таба,күрәчәкләр, ява,кайтты, барган. 6.Из данных слов составьте предложения. Бардык, урманга, көне, җәй. Уйнадык, төрле, без, уеннар. Абыйсына, Азат, бирде, көрәк, тимер. 7.Переведите. Мой дедушка жил в деревне. Аня утром делает зарядку. Завтра мы пойдем в лес. Я учусь в русской школе в восьмом классе.
  • Техникум. Дисциплина: «Русский язык и культура речи». Рабочая программаОсновные задачи курса: - совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи; способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями; - совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней и их функционирования речи; - совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность. В процессе обучения на основе данной программы студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка. Знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка. Общую важность приобретают анализ и преобразование студентами текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи. Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом вполне предпочтительно привлечение в качестве дидактического материала текстов профессионально значимых для студентов данного образовательного учреждения, привлечение профессиональной и социально значимой тематики планируемых сообщений, анализируемых текстов.
© 2010-2018