Русский язык и Литература

  • Использование современных информационных технологии на уроках русского языкаИспользование современных информационных технологии на уроках русского языка. Послание Президента народу Казахстана К конкурентоспособному Казахстану , конкурентоспособной экономике , конкурентоспособной нации ! образование выделено как один из главных разделов социальной политики государства. Конкурентоспособность нации, в первую очередь , определяется уровнем ее образованности , - отмечается в Послании. Таким образом, видим, что сегодня , как никогда, образование находится в центре внимания Казахстанской общественности . В контексте принято Концепции Республики Казахстан до 2015 года особое внимание уделяется качеству образования как обеспечению социального заказа общества , как социально определенной категории. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологии, реализующей принципы личностно- ориентированного образования. Обучение а основе информационных технологии отвечает по следующим принципам:
  • Литература: рабочая программа для техникумовСодержание 1. Паспорт программы учебной дисциплины. 2. Структура и содержание учебной программы. 3. Условия реализации программы учебной дисциплины. 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины. 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины Литература предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Согласно Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05. 2007 №03 – 1180) ...
  • План о отчет предметной недели к Международному Дню родного языкаВнеклассная работа по письму и развитию речи – важное звено учебно-воспитательной работы в школе. Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельности учителей русской словесности. Она способствует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся. Как правило, итогом внеклассной работы является проведение в школе Предметной Недели. Тематика ее может быть самой разнообразной. Предлагаю план проведения предметной недели к Международному...
  • Тест по рассказу Шолохова «Судьба человека»Предлагаю тест по рассказу Михаила Шолохова Судьба человека (программа под редакцией В.Я.Коровиной), который можно использовать на заключительном уроке литературы в 9 классе по данному произведению. Этот тест проверяет знание композиции рассказа, понимание идейного содержания рассказа, его проблематики и тематики. Интерес тем, что присутствуют кадры из фильма Судьба человека, детям легче отвечать на вопросы ( фильм был просмотрен на уроке). Тест является контрольно-тренировочным, т.е. даёт...
  • Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточнымиТема урока: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными Цель урока: 1) Обобщить и закрепить знания о CПП с несколькими придаточными, умение по смыслу вставлять подчинительные союзы, совершенствовать пунктуационные навыки. 2) Развитие творческой способности уч-ся. 3) Воспитывать интерес к русскому языку. Ожидаемые результаты: Должны знать о CПП с придаточными предложениями и с несколькими придаточными. Должны уметь вставлять подчинительные союзы в предложения. Должны знать расставление знаков препинаний. Этапы Дейтвие учителя Действия учащихся Методы Оценивания Вводная часть (3 мин) Настроить уч-ся на урок Психологический настрой на урок в стихотворной форме Разделить класс на группы Из словосочетаний составляют предложения и каждая группа защишает свои задания Защита Постера С помощью светофора Опрос дом. Задания (5 мин) Основная часть (10 мин) Физмунутка (5 мин) ... І. Вводная часть Настроить уч-ся на урок. В доме добрыми делами занята Тихо бродит по квартире доброта. Утро доброе у нас. Добрый день и добрый час. Добрый вечер,ночь добра Было доброе вчера И откуда спросишь ты: В доме столько красоты? Деление на группы- класс делится на две команды с помощью составления предложений н/р Учитель отметил, что новый материал заинтересовал учеников, что все они были готовы отвечать. Когда молодые уезжали, Сюзанна так заторопилась,что вскочила в фиакр,забыв попрощаться с Шаметом.
  • Рабочая программа по русскому языку для 9-х классов1.Пояснительная записка. Рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку и авторской программы В.В.Бабайцевой, А.Ю.Купаловой (Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл. 10-11 кл./сост. Е.И.Харитонова.- 2-е издание, стереотип.- М.: Дрофа, 2009.-222), Основной образовательной программы основного общег...
  • Спецкурс «Синтаксический практикум»Занятие № 25 Тема: Обращение. 1. Объяснительный диктант. Проставить знаки препинания. Обращения подчеркнуть. 1. Не будь товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2. Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев, сюда миллионы сестёр! 3. Веди светло и прямо к работе и боям моя боль­шая мама- республика моя. 4. Рабы разгибайте спины и колени. 5. Мерзкий грунт долби лопата, танк дави, греми ло­пата, штык работай, бомба бей. 6. До войны едва в по­мине был ты Тёркин на Руси. 7. Поэта дом опальный о Пущкин мой ты первый посетил. 8. Друзья мои прекрасен наш союз. 9. Без ошибок ... 2. Творческое задание (по выбору): 1) Дописать текст, вводя обращение к ветру, солнцу, луне (на выбор) в стиле древней повести. О жаворонок, летняя птица, радостных дней утеха, взгляни на мо­гучий город Москву, воспой славу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу! 2) Составьте текст рекламы, используя обращение. 3) Составьте предложения, в которых обращение стоит: а) вне предложения: Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас; б) в начале предложения: Соседка, перестань срамиться! в) в середине предложения: Внимай, мой друг, как здесь прелестно журчит серебряный ручей; г) в конце предложения: О чем ты воешь, ветер ночной?
  • Рабочая программа учебной дисциплины по литературеРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. авторы: Тодоров Л.В., доктор педагогических наук, профессор Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент. Под общей редакцией Тодорова Л. В., одобренной ФГУ Федеральный институт развития образования – М. 2008.г. по профессии СПО. ...
  • Форма сотавления мониторинга знаний учащихсяДанная схема составления мониторинга предназначена для систематизации и отчетности учителем о проделанной своей работе, так же работе учащегося.Каждая графа заполняется учебными достижениями учащегося, затем выводится результат и качества знаний и упеваемости учащихся. Затем учитель пишет подробную информацию о каждом учащимся и анализирует прогресс. Данная форма отчета дает прекрасную возможность учителю составить отчет об успеваемости за короткое время. Надеюсь данный материал вам пригодится ...
  • Доклад «Статус русского языка в РК»Данный доклад готовился мной для выступления на педогогическом совете, Основной целью было донести для учителей то, что в 21 веке в нашей стране используется наравне с казахским языком. В основу доклада вошли слова президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева,где он призвал казахстанцев развивать трехязычие в стране. Большой необходимостью для молодежи Казахстана является изучение и английского языка, чтобы наша страна стала конкурентноспособной на мировой арене. Русский язык остается я...
  • Урок «Обращения, вводные слова»Тема занятия: Обращения, вводные слова Ссылки: Учебник 8 класса, календарные планы Цели: 1.проверить знания учащихся по данной теме 2.совершенствовать умения учащихся в пунктуационном оформлении предложений с обращениями, вводными словами. Результаты обучения: Уметь определять обращения и вводные слова, находить в предложения обращения и вводные слова, расставлять знаки препинания при обращениях и вводных словах, определять значения ввод...
  • Урок «Журналистика дегеніміз не?»Сілтеме: Оқулық, интерактивті тақта, интернет.Мақсаттары : Журналистика дегеніміз не? мәтіні туралы жаңа мәліметтер беру. Ауызекі сөйлеу, әңгімелесу дағдыларын қалыптастыру, сөздік қорын молайту, өтілген грамматикалық материалдарды қайталау. Өз жерін, халқын сүюге баулу. Жаңа тақырыпты толықтай меңгеріп, білімдерін толықтыру; жуан және жіңішке сұрақтар қоя алу; жаңа сөздермен құрмалас сөйлем құрау. Сыни тұрғысынан ойлау дағдыларын қалыптастыру. Диалогтық оқытудың элементтерін пайдалану. ...
  • Задания к уроку: «Профессионаьная лексика и ее использование»На современном этапе развития общества необходимым условием становления успешного во всех отношениях специалиста, какой бы профессиональной деятельностью он ни занимался, является формирование коммуникативно-речевых навыков, умение грамотно и свободно говорить и писать, при этом целесообразно используя языковые средства . В связи с этим основной целью указанного урока является формирование языковой, речевой и коммуникативной компетенций будущих профессионалов в области экономики и бухгалтер...
  • Контрольный тест по теме ««Культура речи»Данный АВТОРСКИЙ текст можно использовать как при контроле после изучения темы Средства художественной выразительности, так и при подготовке к ЕГЭ и ОГ в 9 и 11 классах. Ответы на задание не предполагаются, так как ребенок сам должен откорректировать текст. В процессе работы ему необходимо вспомнить теорию и применить свои знания для исправлений допущенных в тексте ошибок. Полученный в результате индивидуальной работы текст и будет показателем речевой грамотности ученика....
  • Культура Древней РусиДанная работа может быть использована учителем во время изучения темы Древнерусская литература.В конспекте представлены важные периоды развития Древней Руси:письменность и грамотность,развитие литературы (летописание. житие. поучения,хождения и исторические повести),архитектура (деревянное и каменные строения),особенности русской архитектуры.развитие музыки (народной и богослужебной). Кроме того, представлены иллюстрации с изображение соборов. церквей. Дается подробная характеристика всего пер...
  • В мире красотыЦель: формирование навыка правильного написания с дефисом и без дефиса приложения. Задачи: повторить знания о приложении; находить приложение в предложении; отличать приложение от несогласованных определений. Повторение: орфография и пунктуация. Тип урока: повторение и обобщение. Вид урока: в мире красоты. Оборудование: карточки, иллюстрации, ИКТ Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Цель: объяснить учащимся цель урока. Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с темой Приложение, а сегодня мы потренируемся в написании приложения с дефисом и без дефиса, попробуем составить предложение и текст. А самое необыкновенное мы прикоснемся к миру красоты –цветам. Но прежде вспомним всё, что мы знаем о приложении. 2. Актуализация опорных знаний. Цель: повторить знания о приложении на основе примеров, записанных на доске. Давайте попробуем восстановить в памяти
  • Алдында – артындаБілім беру саласы:Таным Ұйымдастырылған оқу іс-әрекеті: Математика Тақырыбы: Алдында – артында. Мақсаты: Балаларды кеңістік ұғымымен таныстыру. Заттардың озара орналасуын орнын ажырата білуге үйрету. Көрнелікітер:суреттер. Әрекет кезендері Тәрбиешінің іс-әрекеті Баланың іс-әрекеті Қызығушылығын ояту кезеңі Шаттық шеңбері Қайырлы таң Жер – Ана, Қайырлы таң, көк аспан. Қайырлы таң достар, Қайырлы таң апайлар, Сәлеметсіздер ме? Шаттық шенберге балалар бірге қайталайды. Іздену-ұйыдастыру Сергіту сәті: Дидактикалық ойын: Балалар ... Күтілетін нәтиже: Білуі: ұғымдардың мағынасын білуі. Түсінеді:алдында - артында туралы түсінеді. Жасай алуы:өз бетімен іс- әрекет жасайды.
  • Интеллект-шоу «Мы знаем все»Интеллект -шоу проведен среди учащихся 7-11 классов. они разделены на две команды -команда Знание и команда Сила. Конкурс состоялся из пяти туров. В первом туре Байга учащимся были предоставлены вопросы по области языкознания и по другим предметам. Во втором туре Полиглот учащиеся должны были подбирать слова на трех языках. В третьем туре капитаны команд соревновались защищая темы о русском языке. Следующий тур состоялся из семи вопросов по разным предметам. В последнем туре присутствова...
  • В диалоге с героями ЗощенкоУрок литературы в 6 классе Метод поточно-группового обучения Направление Литература и творческая мастерская Тип урока – продукто-ориентированный Цель урока: раскрытие творческого потенциала учащихся через инсценировки, написание журналистских материалов, развитие навыков вести диалог, более глубокое проникновение в мир прозы Зощенко, характеров его героев.Ученики разделены на шесть групп: три из которых – журналисты, три – артисты. Каждая из групп – за своим столиком. В качестве домашнего задания ребятам-артистов было дано не только подготовить инсцени...
  • Рабочая программа по литературе в 7-м классеДанная рабочая программа по литературе для 7-го класса составлена в соответствии с УМК Коровиной В.Я., Журавлёва В.П. и др. В рабочей программе отражены цели обучения литературе в 7-м классе, основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 7-го класса, планирование учебного материала, содержание программы, а также представлено календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7-м классе на базовом уровне. В КТП также представлены планируемые результаты освоения материал...
  • Открытый урок ««Типы подчинительной связи в словосочетании»Открытый урок: Типы подчинительной связи слов в словосочетании8 классУрок дан по технологии Развитие критического мышления через чтение и письмоТакже дана презентация к уроку.В конце урока учащиеся выполняют творческую работу. На ряду с образовательной задачей через весь урок проходит воспитательная: воспитание чувства прекрасного. Большое внимание уделяется самостоятельному усвоению темы учащимися, обучению друг друга, оцениванию своей работы. Учащиеся учатся самостоятельно выражать свои ...
  • Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»Тема урока:Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными Цели урока: Образовательные: 1. Закрепить и углубить сведения о сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.2. Закрепить главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения. 3. Отработать связи придаточного с главным, совершенствуя пунктуационные навыки. 4. Расширить словарный запас обучающейся Развивающие: 1. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость. 2.Уметь определять типы придаточных обстоятельственных в СПП Воспитательные: 1. воспитание уважения к предмету, любви к слову. Оборудование: учебник под редакцией С.Г. Бархударова Русский язык. 9 класс, учебные карточки. Структура урока 1. Организационный момент, объявление темы и целей урока. Сегодня мы приступаем к изучению темы Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными, закрепим умение определять главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения, распознавать типы придаточных обстоятельственных в СПП. 2. Словарный диктант Привезти бетон на комбинат, прибивать гвоздями, прервать трансляцию, превысить прежний рекорд, отдыхать в приморском санатории, приоткрыть окна в салоне, избирать президиум конференции, нравственные идеалы, прикрепить кнопками, преследовать цель, в результате борьбы, эффективность мероприятий, пессимистичный взгляд на жизнь, оптимистичное мироощущение. 3.Повторение теории предыдущих занятий Мы говорили в течение нескольких уроков о сложных предложениях. - Что такое сложное предложение? (Это предложение, состоящее из двух и более простых) - В зависимости от союза, на какие виды делятся сложные предложения? ( Союзные и бессоюзные. Союзные делятся на ССП и СПП) - Сложносочиненные предложения – это …? ( предложения, в которых предложения связаны друг с другом интонацией и сочинительными союзами) - Сложноподчиненные предложения – это…? ( предложение, состоящее из главного и одного или нескольких придаточных. Сложноподчиненные предложения бывают с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными). 4.Изучение нового материала а) рассмотрение таблицы в учебнике (с.30-31) Прочитайте примеры, к придаточным обстоятельственным поставьте вопросы. К придаточным какого вида нельзя поставить вопрос? Какими союзами и союзными словами присоединены придаточные в данных предложениях- примерах? Знаки препинания при составных союзах? Какой конструкции синонимичны сложноподчиненные предложения с придаточными условия? 5.Закрепление изученного материала а) Выполнение карточек (по вариантам) Задание: в данных предложениях нужно расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы. 1 вариант 1. Петя был уверен в том что эта зима пройдет спокойно. 2. Солнце осв...щало белоснежные верш…ны сосен которые р…сли на обрыве склона. 3. П…дул ре…кий зимний ветер начиналась метель. 4. Мне нравится когда на землю падают крупные хлоп…я снега. 2 вариант 1. Петя был уверен в том, что эта зима пройдет спокойно. 2. Солнце освещало белоснежные вершины сосен, которые росли на обрыве склона. 3. Подул резкий зимний ветер, начиналась метель. 4. Мне нравится, когда на землю падают крупные хлопья снега. б) Комментированное письмо Определите тип предложения. Лишь после того как разойдутся темные тучи, видно голубое небо (СПП времени) Чтобы узнать цену счастья, он прошел через много дорог (СПП цели). Там где труд, там и счастье (СПП места) Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! (СПП условия) Большинство людей счастливы ровно настолько, насколько они к этому приспособлены (СПП образа действия и степени) Нельзя жить счастливо, если все время дрожишь от страха (СПП условия) Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу (СПП причины) 6. Рефлексия: - Итак, что нового мы на уроке узнали? Чем занимались? (Мы говорили о придаточных обстоятельственных в сложноподчиненном предложении, вспомнили словарные слова) 7. Итоги урока. Выставление оценок за урок. 8.Домашнее задание Повторить таблицу (с.30-31) Выполнить упражнение №66 Письменно рассказать о своем селе. , употребив в нем сложноподчиненные предложения различных типов. Над сложноподчиненными предложениями указать вид.
  • РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙМне, как и каждому учителю, хочется, чтобы мои ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В современном информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности в пользу способностей приобретать новые знания. Чтобы хорошо управляться с информацией учащимся придется овладеть практическими мыслительными навыками. Поэтому вопросы активизации познавательной деятельности школьников относят к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки ...
  • На чистом русском (1 курс, СПО)С раннего детства до глубокой старости русский язык находится рядом с нами. Слова, которые вы произносите, разговаривая с друзьями на переменах, с продавцом в магазине, с родителями дома, - всё это русский язык. Нигде, ни в одном другом языке нет такого изобилия слов, способных выражать эмоции, чувства, различные состояния человека. Возможно, это и является причиной столь видимых различий между русской и зарубежной литературой. Во дни сомнений, во дни раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык! - писал Тургенев
  • Русский язык-язык межнационального общения. Мировое значение русского языка. Языковая политика в Республике КазахстанРусский язык- язык межнационального общения. Мировое значение русского языка. Языковая политика в Республике Казахстан Задачи : 1.Раскрыть роль русского языка как языка межнационального общения. Проанализировать Закон О языках в РК. 1. 2.Развивать у мнения и навыки самостоятельного высказывания, продолжать работу над выработкой орфографической зоркости. 2. Способствовать привитию учащимся любви к русскому языку, желание изучать его в дальнейшем. Оборудование: высказывания ученых, писателей о русском языке, Закон О языках, словарные слова
  • Методические рекомендации по использованию наглядного материала на уроках обучения грамотеВ начальный период обучения русскому языку наглядность является из главных способов объяснения новых слов. Понятие, обозначаемое новым словом, непосредственно связывается с предметом, признаком, действием. Лексический материал предварительного устного курса позволяет использовать в качестве наглядности большое количество натуральных предметов: игрушки, предметы окружающей обстановки, одежду, учебные принадлежности, части тела, продукты питания, посуду и т.д. Сущность объяснения нового слова с помощью наглядных пособий заключается в том, что учитель после создания определенной поисковой ситуации показывает предмет, действие, цвет и называет действие его словом, употребленным в предложении в определенной грамматической форме. Например, вводится новое слово посуда. Учитель проецирует на экране картину и говорит: Что моет мама? – Мама моет посуду. Посуда – это тарелка, чашка, кастрюля, ложка. Какая посуда? – Она чистая Каждый урок должен быть оснащен необходимыми наглядными пособиями. Различается наглядность зрительная, слуховая и зрительно – слуховая. Часто все эти виды наглядности используются комплексно, в сочетании. Для учащихся начальных классов наиболее эффективным следует считать сочетание зрительной наглядности со слуховой. При использовании зрительной наглядности в сочетании со слуховой учащиеся слушают речь и одновременно опираются в раскрытии ее содержания на зрительные образы.
  • Календарно-тематическое планирование по русскому языкуКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе составлено на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку С.И.Львовой (Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 классы: основной курс, элективные курсы / [авт.-сост. С.И.Львова]. – 2-е изд., перераб., - М.: Мнемозина, 2008.). Планирование рассчитано на 204 часа (6 часов в неделю). В планирование включены Контрольные работы по всем разделам, сочинения, изложения, включён Кубанский компонент.
  • Экзаменационные тестовые задания по русскому языку для 1 курса техникумаЗадание : Какое утверждение не соответствует содержанию текста? 1) Чеховский герой постоянно ощущает дисгармонию между внутренним миром и внешним, между мечтой и реальностью. 2) Чеховский интеллигент – тип, появление которого возможно только в российской действительности. 3) Чеховский интеллигент способен осуществить свои идеалы и принципы на практике. 4) Беспомощность, слабость, мечтательность – черты, присущие чеховскому герою-интеллигенту. Задание : Какое лингвистическое явление иллюстрируют выделенные слова в стихотворении М. Цветаевой? Все перемелется, будет мукой! Люди утешены этой наукой. Нет, лучше мукой! 1) синонимы, 2) паронимы, 3) омонимы, 4) антонимы.
  • Исследовательская работа по теме «Духовная чистота и мудрость старца Амвросия в произведениях Л. Н. ТолстогоЛ. Н. Толстой - это одна из грандиознейших фигур русской литературы девятнадцатого века. Толстой - это целая эпоха. Л. Н. Толстой - это своя философия. После поездки за границу критицизм Толстого стал всеобщим, он обличал и феодально – крепостническую Россию, и эгоистический Запад, видя идеал в патриархальной нравственности и вере русского крестьянина, но и официальная церковь, и сама православная религия не устраивали Льва Толстого, он начал думать об особой практической этике внецерковной р...
  • Игровые материалы на уроках русского языка и литературыДидактическая игра остается действенным методом для развития и совершенствования познавательных,умственных и творческих способностей детей. Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков.При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи ,например,воспитание терпения и терпимости,формирование аккуратности и умения доводить начатое до конца.В групповой работе-развития умения работать сообща,прислушиваясь к мнению других учеников,терпимо отн...
  • Лтературная композицияЦели: 1) обобщить знания детей о творчестве А. С. Пушкина, расширить круг чтения детей; 2) развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства; 3) воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес детей к классическому искусству; в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы. Оборудование: 1. Портрет А. С. Пушкина. 2. Выставки книг А. С. Пушкина 3. Портреты композиторов М. И. Глинки, Н. А. Римского – Корсакова. 4. Портреты родителей А. С. Пушкина. 5. Портрет няни Арины Родионовны. 6. М. И. Глинка Марш Черномора. 7. Н. А. Римский – Корсаков Полёт шмеля. 8. Мультимедиа. Вед.: Сегодня наша встреча посвящена Александру Сергеевичу Пушкину – солнцу русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, знакомы с некоторыми его повестями и поэмами, немало знаете наизусть. Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик. Наш классный час называется Вы в каждом классе смотрите с портрета, и пройдёт он в форме устного журнала, где будут странички, содержащие стихи и сказки, музыкальная страничка, страничка, посвященная изобразительному искусству. Надеюсь, что вы сумеете глубже понять душу великого поэта и его творчество, насладитесь его волшебными стихами. Итак, первая страничка посвящена вашим любимым стихотворениям. Я знаю, что некоторые ребята остановили свой выбор на тех стихотворениях, в которых Пушкин рисует чудесные картины русской зимы. Пусть они и откроют наш журнал. 1 уч-к: Я хочу прочитать отрывок из романа Евгений Онегин, где поэт описывает приход зимы. Он передаёт нетерпение, с которым все ждут зиму, и вместе с героиней романа Татьяной радуются её приходу. Такую же радость испытывала и я , когда однажды поутру увидела, что чёрная мрачная земля покрылась белоснежным ковром. В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа, Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стёклах лёгкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок весёлых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Всё ярко, всё бело кругом. 2 уч-к: А я хочу напомнить всем стихотворение, которое мы узнали в первом классе. В нем Пушкин говорит о том, как зима пришла и преобразила всю природу. Читая пушкинские строки, я как будто вижу перед собой картины замечательной зимней природы. Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась клоками, Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с подвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки–зимы. 3 уч-к: Мне очень нравится стихотворение Зимнее утро. Это стихотворение и веселит, и бодрит, и создаёт праздничное настроение. Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись; Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче… погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. Вед.: Ребята прочли три стихотворения Пушкина; я думаю, что их объединяет одно настроение – радостное и приподнятое. Это состояние поэта, высокий душевный настрой прекрасно передаёт портрет А. С. Пушкина, выполненный художником современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым. На портрете Пушкин сидит у небольшого стола. Положил руку на край и задумчиво смотрит куда–то в сторону. В его светлых голубых глазах какое–то особенное выражение. Взгляд остановился, лоб напряжен. Губы словно шепчут что–то. Не в таком ли состоянии он написал такие строки? И пробуждается поэзия во мне… и пальцы просятся к перу, перо к бумаге. Минута – и стихи свободно потекут. Но жизнь поэта не была лёгкой, безоблачной, и он, имел право и на другое настроение, печальное, грустное, которое тоже нашло отражение в его стихах. Помните ли вы такие стихи? (Дети называют Зимний вечер, Зимняя дорога)
  • Сценарий последнего звонкаРазработка сценария последнего звонка предназначена для школ с небольшим количеством учащихся, но не малокомплектной. Она поможет организатору весело и интересно провести мероприятие. Нестандартное мультипликационное начало привлекает внимание всех, затем сюжет развивается по сценарию мультфильма, но с задуманной импровизацией. В сценарий линейки оказываются невольно вовлечены все выступающие, пришедшие на праздник.Интригующим окажется и окончание, так как не каждый день увидишь как исполняются ...
  • «Бессоюзное сложное предложение»Открытый урок по русскому языку.Тема: Бессоюзное сложное предложение. (Жалғаулықсыз құрмалас сөйлем. ) Лексическая тема:Держать язык за зубами – признак культуры человека Цель и задачи:с опорой на знания, умения, навыки, полученные из курса грамматики казахского языка, методом исследований и выводов рассмотреть новый материал в структурной системе его главных теоретических положений; Оборудование: учебник Русский язык для 9 класса казахской школы авторов Н.Н. Шманова, Н.Ж. Шаймерденова, (Алматы Мектеп 2012), художественный текст, опорная таблица, составленная в итоге исследований, раздаточный материал, словарь урока, карточки – консультации, интерактивная ...
  • Родовые окончания прилагательныхЗадача урока научить учащихся, обучающихся на казахском языке, правильно использовать правила грамматической связи прилагательных с существительными. Показать связь прилагательных с существительными в зависимости от рода, числа и падежа. Работать на повышением грамотности речи письменной и устной, показать особенности русской грамматики. Прививать интерес учащихся к русскому языку, показать красоту и разнообразие русской речи. Используя алгоритмы, научить правильно строить речевые конструкции....
  • Конспект урока Тире в бессоюзном сложном предложенииКонспект урока Тире в бессоюзном сложном предложении. Класс: 9 Вид урока: изучение новой темы. Тип урока: комбинированный. Место урока в системе уроков 5-й урок по теме Знаки препинания в БСП Использованная технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо. Использованные приемы: - Верно – неверно - кластер; - анкетирование. Цели урока образовательные: - усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. - формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников; цели развивающие: - развитие навыков монологической речи; -формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; -развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей; - развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности); -формирование умений анализировать полученную информацию; -формирование умения слушать и вступать в диалог; цели воспитательные: - воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе; -формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Оборудование: компьютерная презентация, учебник, рабочий лист. Ход урока I.Организационный момент. - Скажите, пожалуйста, если бы у вас была возможность самим определить предмет для нашей встречи, это был бы русский язык или литература? -Вы бы предпочли больше письменных заданий или устных? -А вам хочется в большей степени быть наблюдателем происходящего или активным участником занятия? II. Стадия вызова. Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения. Вопросы учителя: -Откуда у вас сведения о бессоюзном сложном предложении? Ответы учащихся: -Прочитал в учебнике. -Слышал раньше от учителя. -Узнал от одноклассника и др. - Сегодня на уроке мы продолжим работу над бессоюзными сложными предложениями. Наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять значения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания. Сегодня мы познакомимся со случаями постановки тире в бессоюзном сложном предложении. - Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена. Задание 1 Предлагаю вспомнить сведения, известные вам о БСП. Внимательно читайте утверждения. Если согласны с ними, поставьте +, если не согласны – -. Верно – неверно Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны при помощи союзов. - Между частями сложного предложения со значение перечисления ставится точка с запятой (,) - В бессоюзных сложных предложениях между частями ставится тире, если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания (;) - Если в предложении вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой; вторая часть раскрывает соде... Отобразите с помощью схем ( в тетради и на доске) постановку знаков препинания в БСП. 1) [ ],[ ]. 2) [ ];[ ]. 3) [ ]:[ ]. 4) [ ] - [ ]. Как вы думаете, какой знак препинания ставится чаще между частями БСП? Готовясь к уроку, я просмотрел несколько газет, журналов с целью сравнить употребление двоеточия и тире. Как выяснилось, чаще отдаётся предпочтение тире, чем двоеточию. Ту же картину я увидел, читая произведения художественной литературы, особенно стихотворения. Вероятно, это объясняется тем, что тире требует длительной паузы, что помогает пишущему привлечь внимание читателя, сделать акцент на важных вопросах, противопоставить явления. В процентном соотношении получилось приблизительно так: 70% ... Пролжение урока Вы можете получить, скачав материал
  • Воспитательное мероприятие ««Язык мой - друг мой»Бұл щара 22 қыркүйек - тілдер мерекесіне орай 8-9-10 сынып оқушылары арасында Таңғажайыптар алаңы ойыны түрінде өткізілді. Әр сыныптан 3 оқушыдан қатысып, білімдерін ортаға салды. Ойынға оқушылармен бірге ұстаздар , ата-аналар көрермендер ретінде қатысып, жанкүйерлік танытты. Шара арасында оқушылардан музыкалық сәлемдеме жолданып, ойын жандана түсті. Жеңімпаз оқушы ақтық ойынға қатысып, өзінің білімділігімен көзге түсті. Ойынға қатысушылар түрлі сыйлықтармен және мақтау қағаздармен марапаттал...
  • Контрольная работа «Мифология древней Греции»Контрольная работа 1,2 вариант6 классРазделы:-Теория-Обитатели Олимпа-Узнай героя и произведениеВ каждом разделе от 5 до 10 вопросовКонтрольная содержит вопросы разного уровня сложности.Несколько заданий сопровождаются иллюстративным материалом.Контрольная работа проводится по итогам изучения раздела Мифы древней ГрецииЦель проведения: -контроль-систематизация-обобщение знаний учащихсяДанный материал соответствует учебной программе, возрастным и интеллектуальным способностям учащихся 6 класс...
  • Внеклассное мероприятие по предмету русский язык: «Этот удивительный мир фразеологизмов»Открытое внеклассное мероприятие разработанное для учащихся 7 класса. Разработка будет интересна учителям русского языка и литературы. Это мероприятие позволит повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме Фразеологизмы. Развитие познавательного интереса ; обогащение словарного запаса учащихся; Научит развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству и воспитывать любовь к родному языку. Использованы приемы критического мышления. Различные формы работы : работа в парах, в гру...
  • УрокУрок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя числительное · Бармина Марина Владимировна - учитель русского языка Разделы: Преподавание русского языка Тема урока: Систематизация и обобщение изученного по теме: Имя числительное. Тип урока: повторительно-обобщающий. Форма проведения: урок – игра. Цели: · повторение изученного в разделе Имя числительное (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и синтаксических); · развитие умений отличать числительные от других частей речи, производить морфологический и синтаксический разборы, изменять числительные по падежам, использовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей детей; · воспитание интереса к изучению русского языка. Оборудование: карточки с заданиями, рисунки, иллюстрации к сказкам
  • Брэйн-ринг по русскому зыку для учащихся старших классовяДанная разработка является лингвистической игрой брэйн-ринг для учащихся старших классов. В состав разработки вошли положение о проведении игры, вопросы (всего 25 вопросов, касающихся этимологии отдельных слов, истории устойчивых оборотов речи, пословиц и поговорок), список использованной литературы.Игра может быть использована на неделе русского языка. Целями проведения мероприятия являются углубление знаний учащихся по русскому языку, поддержание интереса к родному языку и культуре, выявлени...
  • Методическая разработка урока по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительнымиЦели урока:1.Обучающая цель: знакомство с придаточными изъяснительными; умение находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения , показать разнообразие их значений, различать способы связи придаточных изъяснительных с главным предложением; формирование навыков постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении (СПП), составлени...
  • Спецкурс «Синтаксический практикум»Спецкурс Синтаксический практикум 8 класс Занятие № 1 Тема: Повторение синтаксиса за курс 5 – 7 классов. Типы речи. . Списать, вставить пропущенные ЗП, разобрать по членам предложения. Определить тип речи. Найти средства художественной выразительности. А. Всякое стихотворение покрывало растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение. В. Ржавеет золото и истлевает сталь Крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле – печаль И долговечней царственное слово. 2. Списать, разобрать по членам предложения. Определить тип речи. Найти в тексте словосочетания, характерные для книжного стиля. Синтаксический разбор выделенного курсивом предложения. Поздно. Бор глухо и сонно гудит в отдалении. Ночь становится таинственнее, и ты чувствуешь это, хотя не знаешь ни времени, ни места. Погас последний луч в глубоких долинах, и седой туман воцаряется над ними. Кажется, что всё вымерло на земле, что никогда уж не настанет утро, а будут только возрастать туманы, окутывая величавые горы, будут гудеть леса по горам, гуще лететь снег на пустынном перевале. Грустно, хоть плачь! Но спрячь подальше эти мрачные мысли! Ведь уже не раз подъёмы к новому счастью были высоки и трудны. Надо превозмочь себя и идти вперед! 3. Списать, вставить орфограммы, ЗП. Выписать словосочетания разных типов. Синтаксический разбор выделенных курсивом предложений. Определить стиль текста и тип речи. Звуки р…сли и укр…плялись становились более мощными, будто объединяли зам…равшую от восторга толпу. Одинаково оч…ровывают и дост…вляют насл…ждение разв…вающиеся на ветру летом густые кроны деревьев и обн…жившиеся по осени ветки с последними в…сящими на них листьями. Веселая тр…пинка в…лась в поле то теряясь в высокой пшенице то снов… явственно проступая маня за собой к маленькой реч…нке. Во все времена находились люди считавшие, что через просв…щение лежит путь к свободе, потому ...
  • Программа по библиотекеПрограмма о библиотеки. Экскурсия в библиотеку.Знакомство с книгой. как беречь книгу. Как читать книгу.Выбор книги.Чтение и рисование.Структура книги.Иллюстрации.Твои первые газеты и журналы Весёлые картинки, Мурзилка.Сказки нашего детства.Детская библиотека и её отделы. Экскурсия. Как создаётся книга. Берегите книги, берегите учебники.Как читать газету или журнал.Дневник чтения.Итоговое занятие.Путь книги от автора к читателю. Как вести тетрадь зарисовок. Как познакомит...
  • Открытый урок «Жестокой правды жгучие страницы» ( по пьесе Владимира Губарева «Саркофаг»)Открытый урок Жестокой правды жгучие страницы (по пьесе Владимира Губарева Саркофаг) был разработан к смотру-конкурсу методических разработок Его Величество Урок! в рамках объявленного года ЭКОЛОГИИ культуры и охраны окружающей среды. Цель урока: пробудить в читателях глубокие истоки личной духовности через сочувствие и поиск ответов на вечные вопросы, имеющие отражение в пьесе В.Губарева Саркофаг; способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; умению связывать экологические проблемы с нравственными.
  • Урок русского языка в разновозрастной группе 8-10 кл Синтаксис. Сложноподчинённые предложения (по системе В. В. Бабайцевой)Сегодня, казалось бы, уделяется много внимания проблеме разновозрастного обучения. Но учителя сталкиваются с только с одной: как обучать детей, если в классе сидят сразу три возраста обучающихся.Думаю, разработка данного урока поможет всем, кто работает в разновозрастных группах.Урок русского языка предназначен для обучающихся разновозрастной группы 8-10 классов. Сам урок может быть творческим, развивающимся, даже на этапе изучения нового материала. Так, урок по теме Синтаксис. Сложноподчинённ...
  • Подготовка к домашнему сочинению на темуПодготовка к домашнему сочинению на тему : Гость –человек желанный. Цели урока: Развитие речи учащихся ; систематизация знаний о стилях и типах речи ; учить , выделять узловые моменты высказывания. Вступительное слово учителя . Образ жизни народа, его повседневный труд, взаимоотношение людей, народные обычаи и обряды ярче всего познаются через национальную кухню, умение принимать и угощать гостей. Сегодня на уроке мы поведем разговор о казахском хлебосольстве. Но для начала познакомимся с традициями гостеприимства разных народов. Работа с текстом Гость – человек желанный. В каждой стране- свои обычаи гостеприимство. Очень церемонно принимают гостей в Индии. Хозяева выходя...
  • Доклад по теме: «А. С. Макаренко о свободе личности и путях её развития»А.С. Макаренко – это не вчерашний, Даже не сегодняшний день, а будущее нашей школы….. В.А.Сухомлинский Антон Семёнович Макаренко – один из великих отечественных педагогов. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках первой половины двадцатого века. Спектр научных интересов А.С. Макаренко достаточно обширен. Он оставил ощутимый след в методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания, а также рассмотрел требования к личности учителя. ...
  • Интегрированный урок на тему «Разбор простого предложенияоткрытый урок был проведен на неделе открытых дверей методического объединения русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения. Урок проходил в казахском классе с применением интерактивной доски в лингафонном кабинете русского языка и литературы. На уроке были применены новые методы преподавания, новые технологии, рефлексия, стадия вызова, фронтальный и индивидуальный опрос. Ученики сумели показать свои знания не только работой на уроке, но и тестовым контролем в конце данного...
  • Формирование гражданственности и патриотизма в младшем подростковом возрасте в рамках уроков словесностиЦель работы: Разработать педагогическую систему по формированию качеств гражданина и патриота в младшем подростковом возрасте в рамках уроков словесности через личностно деятельностный подход. Объект изменений – это процесс формирования качеств гражданина и патриота в младшем подростковом возрасте в рамках уроков словесности. Предмет изменений – это методы, формы и технологии, применяемые на уроках словесности по формированию качеств гражданина и патриота в младшем подростковом возрасте в рамках уроков словесности. Цель работы: Разработать педагогическую систему по формированию качеств гражданина и патриота в младшем подростковом возрасте в рамках уроков словесности через личностно деятельностный подход. Задачи: 1. Анализ состояния проблемы по вопросу по проблеме формирования качеств гражданина и патриота в младшем подростковом возрасте в рамках уроков словесности. 2. Подбор эффективных методов, технологий по формированию качеств гражданина и патриота в младшем подростковом возрасте рамках уроков словесности. 3. Разработка индикаторов по формированию качеств гражданина и патриота в младшем подростковом возрасте в рамках уроков словесности. 4. Определение критериев выбора оптимальной модели обучения. Целевая аудитория: обучающиеся 5класса ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук. (Помощники: учителя-предметники, реализующие программы внеурочной деятельности в 5 классе по духовно-нравственному направлению, специалисты Борского психологического центра.) Срок реализации педагогического проекта: февраль 2014г. – июнь 2015г. На входе-выходе необходимо провести мониторинг специалистами Борского психологического центра.
  • Рассказ о бабушкеПолучив задание на уроке литературы, написать рассказ о каком-либо ветеране труда я задумалась, первая мысль была сходить к какому либо жителю села, имеющему звание Ветеран труда,а потом подумала, почему я должна писать о чужом мне человеке, когда моя бабуля Искалиева Минталос, которую я помню и люблю, имела звание Ветеран труда.Пусть она ушла из жизни, но для нас, ее внуков всегда остается примером трудолюбие, отзывчивости, доброты и тепла. Поэтому и решила хоть вот таким маленьким рассказо... Ох, ты степь широкая, Ох, ты степь привольная Широко ты, матушка, раскинулась… Далеко слышно голос девичий, потому что кругом бескрайняя до самого горизонта степь. И, кажется, что даже овцы перестали живать травку, прислушиваются к знакомому голосу. Да, это поет моя бабушка Искалиева Минталос. Свою трудовую деятельность, она начала с маленькой девочкой, помогая своим родителям, трудовой страж 37 лет. Я думаю, конечно справедливо, что за такой труд бабушка награждена .Если кто-то не знаком с трудом чабана, не может даже представить какой это тяжелый каждодневный труд. Моя ж...
© 2010-2018