Русский язык и Литература

  • Тесты по русскому языку по теме «Склонение существительных»В данную публикацию входят тесты по проверке знаний по теме: Склонение существительных. Тесты состоят из трёх блоков. Первый блок - необходимо определить склонение и падеж данных существительных. Дано четыре варианта по 16 слов. Тест можно использовать подряд 4 раза, меняя детям варианты. Экономит время урока и даёт общую картину о том как усвоен данный материал. Второй блок - надо указать падеж ( 9 слов, 2 варианта). Третий блок - мягкий знак на конце существительных после шипящих( 14 слов, 3 варианта). Тест поможет наглядно оценить усвояемость нового материала учениками.
  • Литературно-музыкальная композиция по литературе по теме «Позвольте, я в любви Вам объяснюсь. .. »Урок-салон можно использовать во внеклассной работе по литературе с целью привития интереса к творчеству поэтов и писателей, воспитывать эстетичного читателя художественной литературы, способного образно воспринимать произведения и давать им самостоятельную обоснованною оценку. Повышать уровень, в том числе культуры слова, познавательную деятельность, через погружение в культурную эпоху. Обучать диалогическому общению, умению творчески интерпретировать полученные сведения в форме театрализова...
  • Конспект урока русского языка: «Подготовка к ЕГЭ. Синтаксис и культура речи» Задачи, решаемые в процессе групповой работы: успешное соединение теории и практики при выполнении тестовых заданий; более эффективная работа по культуре речи, в т. ч. по предупреждению речевых ошибок; ХОД УРОКА:1.Оргмомент2.Сообщение темы, целей и задач урока.3.Слово учителяРаботать будем в группах: в каждой группе теоретик и практики.4.Практическая работа по группам5.Вывод. Оценки6.Домашнее задание:
  • Научно-исследовательская работа по русскому языку «Лингвистический анализ улиц города Нижнекамска»Я – нижнекамка! Нижнекамск – молодой индустриальный город с развитой нефтехимической промышленностью. Он является культурным центром Поволжья. Данная работа посвящена исследованию и анализу названий улиц города Нижнекамска Республики Татарстан. В ходе исследования мы провели анкетирование среди учащихся 5-8 классов,знают ли они историю происхождения улиц своего города, составили кроссворды и ребусы, проанализировали материалы из СМИ, а также материалы интернет сайтов. Материалы данной работы р...
  • Статья «Развитие коммуникативных компетентностей на уроках русского языка»Описание материала: Современному обществу необходимы коммуникабельные личности, способные решать многие коммуникативные задачи. Да и каждый учитель хочет, чтобы его ученики были не только самыми умными, добрыми, внимательными, но и общительными. Но, к сожалению, в наш век информационных технологий, живое общение отступает на второй план. Технологии, представленные в данной публикации – один из способов научить учащихся решать коммуникативные задачи. Выдержка из материала: Развитие коммуника...
  • Педагогический проект «Сквернословие как социальная проблема»Описание материала: Педагогический проект Сквернословие как социальная проблема. Задачи: содействовать формированию языковой компетенции у школьников; вырабатывать этикет общения у учащихся; прививать любовь к родному языку в условиях школьной среды; организовывать новые формы воспитательной работы, интересные и действенные для современных школьников; Выдержка из материала: Актуальность проблемы. Сквернословие стало нормой для современного человека. Данные явления особенно остро проявляются...
  • Урок русского языка «Живите с гласными в согласье!»Урок проводится в 10 классе в соответствии с календарно – тематическим планированием в системе уроков по орфографии и морфологии. Тип урока – актуализация знаний и умений обусловил структуру занятия: организационный момент, обобщение теоретических знаний, применение их на практике, работа с текстом, объяснение домашнего задания, подведение итогов урока. Тип урока определяет и целеполагание. Ведущая цель – создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений по...
  • Конспект урока по теме Повторение. Виды связи в сложном предложенииПовторение. Виды связи в сложном предложении Цели: 1) Продолжить работу по обобщению знаний по теме Сложное предложение, полученных за курс основной школы, с целью подготовки к итоговой аттестации по русскому языку; 2) Проверить уровень сформированности пунктуационных, коммуникативных умений и навыков, а также навык синтаксического анализа простого и сложного предложения.
  • Конспект по литературе Раздел 3. «Экстремальные ситуации» Ценность человеческой жизни. Джек Лондон. Любовь к жизниконспект урока по русскому языку на темуБуквы а-о в корне гар - горконспект урока по русскому языку на темуБуквы а-о в корне гар - горРаздел 3. Экстремальные ситуацииЦенность человеческой жизни.Джек Лондон. Любовь к жизни Этапы урокаСодержаниеФормирование УУД и технология оценивания I. Цель урока На данном уроке: учащиеся выделяют подтекст и смыслы текста, отвечают на проблемный вопрос, что такое для человека любовь к жизни? II. Введение в тему.1.Актуализация знаний. Формулирование темы урока. - Читаем эпизод: До корабля оставалось теперь мили четыре, не больше. Он видел его совсем ясно. <......
  • Программа по литературе автор Г. Меркин, В. Я Коровинапрограмма + ктп поможет учителю в подготовке к урокам литературы. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Цели. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: · воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданско...
  • Исследовательская работа Тетрадные артефакты как часть культуры современных школьников Язык - это история народа. Язык - это цивилизация и культура. Потому - то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием, но и насущной необходимостью. Эти слова А.И.Куприна кажутся особенно актуальными сегодня, когда речевая культура испытывает значительные изменения. Последнее время на школьных предметах первой необходимости (тетради, дневники, обложки) всё чаще применяется лексика, ранее недопустимая: молодёжный сленг, уголовное арго, лексика других низовых уровней яз...
  • Методическая разработка урока литературы на тему Поэзия Н. М. Рубцоваконспект урока литературы по творчеству Н.М.Рубцова разработан по программе 2 курса образовательной организации СПО. Цель урока: познакомить учащихся с судьбой поэта Н.М. Рубцова, показать, как в его творчестве отразилась непростая судьба, чем необычны его стихи, о чем они заставляют задуматься, размышлять. Вызвать интерес к поэзии Рубцова, побудить к дальнейшему самостоятельному изучению, познакомить с оценкой критики поэзии Рубцова, способствовать формированию чувств прекрасного, умение чув... 1. Журнал литература в школе № 8 – 1998 г Крупина, Соснина Сопричастность времени. Москва Просвещение, 1992 г К. Конев Поэт России, Москва – 1993 г В. Солоухин Воспоминания о Николае Рубцове, Вестник- 1994 г Н.В.Егорова Поурочные разработки по русской литературе, 20 век. Москва Вако, 2007 г
  • Работа детского объединения ТЮЗЦель работы детского объединения: помочь учащимся приобрести необходимые знания, творческие навыки, практические умения в некоторых видах искусства, развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей. Задачи, которые применяются для решения этих целей: 1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии. 2. Воспитание и ...
  • Таблица по теме Типы речиТеоретический материал по теме Типы речи в учебных пособиях под редакцией Разумовской М.М. и Ладыженской Т.Я. разбросан, привязан к разным темам. Например, описание – к имени прилагательному, повествование – к глаголу. Определённого плана научения в них нет. Типы речи изучаются разрозненно, с большими интервалами во времени, что затрудняет запоминание учащимися особенностей изучаемого явления. Целесообразно дать его в виде предлагаемой таблицы. Особенность представляемой модели обучения сос...
  • Интегрированный урок (литература + история): Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Тема урока: Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании. (По повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”). Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. А.С.Пушкин Цель: Познакомить учащихся с историческими событиями 1773 года, показать причины обращения Пушкина к теме пугачёвского восстания, сомнения в выборе главного героя. Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить историче...
  • План работы детского объединения ТЮЗПрограмма предназначена для детей и подростков 7-16 лет. Продолжительность реализации программы один год. В театральный кружок принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований. Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (показ спектаклей, участие в концертах, проведение совместных с родителями праздников и т.п.) Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально. Реализация программы ...
  • Мастер-классСоздание коллаборативной среды на урокахПредставлена работа учителя по созданию коллаборативной среды ( создание атмосферы сотрудничества). тренинги на уроках. Цель: создание атмосферы сотрудничества, образовательной среды, благодаря которой участники семинара будут активно участвовать в процессе работы. Задачи: - продемонстрировать способы создания коллаборативной среды; - создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой; - организовать рефлексию мастер-класса с целью определения ег...
  • Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места и времениЦели: 1. образовательные: дать учащимся понятие о сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными; акцентировать внимание на сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными места и времени; совершенствовать пунктуационные навыки. 2. развивающие: способствовать развитию мыслительных операций, внимательности, наблюдательности и орфографической зоркости. 3. коррекционные:учить различать виды придаточных при помощи сопоставительного анализа, расширять с...
  • Учим говорить красиво (мастер – класс)Цель: рассмотреть формы и методы обучения, способствующие развитию у учащихся ораторского мастерства. На основе образовательной технологии Анатолия Гина (теория решения изобретательских задач - ТРИЗ). Форма работы: педагогическая мастерская Ход работы I.Организационный момент Приветствие ... Написать текст – описание на тему Встреча весны. Метафоры подчеркните. Можно проиллюстрировать свои работы. Написать лирическое стихотворение на заданную тему. Написать сказку. Выделите метафоры. Написать басню. Написать оду. Чтение творческих работ. VI. Деловая игра Точка зрения (слайд 10) Итак, можно ли научить говорить красиво? Или это умение зависит только от врожденных способностей? Разделение на две команды в зависимости от точки зрения. Группы обсуждают свои аргументы и вступают в диспут. Группа наблюдателей оценивает, чьи аргументы были убедительнее. VII. Рефлексия. Деловая игра Театрализация. (слайд 11) Представьте себя великим оратором. Каждая группа выбирает себе имя оратора (данные об ораторах даны на листах) и от его имени готовит речь: Я как…… хочу ска...
  • Конспект урока литературы «Судьба – не вне, она - внутри тебя!» Урок по рассказу А.Грина Зелёная лампа Цель: 1) Обучающая: Продолжить знакомство с творчеством А. Грина. Дальнейшее формирование навыков работы с текстом. 2) Развивающая: Развитие воображения, фантазии в процессе чтения произведения. Развитие читательского интереса у обучающихся. 3) Воспитывающая: Формирование прочной нравственной позиции и развитие целеустремленных воззрений обучающихся. Знать, уметь: Учащиеся должны развивать навыки анализа текста и монологической речи, умения формули...
  • Фото кабинета русского языка и литературыФото кабинета русского языка и литературы. 2. График занятости кабинета № 1 ___2___ полугодие, 2012-2013 учебный год Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Урок Класс/ Учитель Класс/ Учитель Класс/ Учитель Класс/ Учитель Класс/ Учитель Класс/ Учитель 1 8 русский язык 8 лит-ра русский язык 5 русский язык 5 русский язык 2 5 русский язык 5 русский язык русский язык 8 русский язык 3 11 лит-ра 5 лит-ра 11 лит-ра 4 5 лит-ра Чтение (8 вид) русский язык 8 лит-ра 5 русский язык + чтение (8 вид) 5 4 ОРКСЭ 11 лит-ра 8 русский язык 3. Занятость кабинета после уроков понедельник вторник среда четверг пятница Дополнительные занятия 5,8 кл в 15.30 ТЮЗ (внеурочная деят-ть – 1,2 кл) В 14.00 Классный час в 5 классе в 15.00 Факультатив по литературе 14.30. Консультация подготовка к ЕГЭ (лит-ра) 16.15 Факультатив по русскому языку 14.30 ТЮЗ в 16.00 (старшая группа) ТЮЗ в 16.00 (младшая группа)
  • Паспорт кабинета № 1Паспорт кабинета, фото кабинета. Ежегодно мы обновляем паспорта кабинетов, у нас проводится смотр Лучший кабинет МКОУ СОШ №9. Обязательно должен быть план работы, фото кабинета. Мой кабинет никогда не бывает пустым, здесь проводятся не только уроки. мы готовимся к экзаменам, провожу консультации по утвержденному гафику, репетиции детского объединения ТЮЗ, дополнительные индивидуальные занятия, факультативы. Мои семиклассники знают, что в кабинете надо соблюдать порядок, и потому всегда доб...
  • Конспект урока по литературе на тему Раздел 4. «Как мы становимся взрослыми» Приключения – игра – жизньРаздел 4. Как мы становимся взрослыми Приключения – игра – жизнь. Этапы урока Содержание Формирование УУД и технология оценивания I. Цель урока На данном уроке: учащиеся анализируют поведение героя на материале глав Моисей в тростниках и Страшная клятва нашей шайки и стараются ответить на проблемный вопрос раздела как мы становимся взрослыми? II. Введение в тему. 1.Актуализация знаний. Формулирование темы урока. - Всё на свете начинается с игры. Сначала мы двигаем куклами или солдатиками, потом сами включаемся в систему социальных ролей. Сначала делаем кораблики из бумаги и пускаем в луже, потом – проектируем и спускаем на воду настоящие корабли. В жизни Гека Финна всё начинается с игры. Но как он относится к этой игре? Формулируем тему урока: Приключения – игра – жизнь. III. Работа с текстом. 1. Анализ прочитанного и пересказ с компрессией. 2. Работа с текстом во время чтения 3.Работа с текстом после чтения - Давайте в кратком варианте представим, как звучал бы рассказ Гека Финна о его жизни у вдовы Дуглас, с сохранением интонации Гека, характерных словечек, манер. (Можно задействовать трёх человек: один начинает, второй продолжает, третий заканчивает.) По ходу чтения задаём вопросы: - Как вы думаете, изменило ли Гека богатство? - Гек смотрит на мир глазами взрослого или ребёнка? Почему? - Какие черты, на ваш взгляд, присутствуют у Тома Сойера, но отсутствуют у Гека Финна? - Составьте литературный... Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать сод... IV. Итог урока. 1. Что вышло из кровожадных разбойничьих планов Шайки Тома Сойера? Почему через месяц мальчики, в том числе Гек, бросили играть в разбойников? Проводите параллель: приключения – игра – жизнь. 2. Подтвердите текстом, что Марку Твену в этих главах не изменяет чувство юмора. V. Домашнее задание К следующему урокуучащиеся читают главы 6 и 7
  • Инновационный педагогический опыт на тему: «Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы»Актуальность и перспективность опыта. Система образования не стоит на месте. Время и общество выдвигают свои требования к образовательному процессу, и в современных условиях преподавание русского языка и литературы требует новых подходов, направленных на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления. В контексте новой образовательной программы на смену главной образовательной задаче – сформировать прочную систему знаний – пришла задача научить...
  • Урок-практикум по русскому языку Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. ...
  • Мониторинг по русскому языкуМониторинг по русскому языку (входной, промежуточный, итоговый) для 5-11 классов.Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса. В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы: - достигается ли цель образовательного процесса; - существует ли положительная динамика учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований; - существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя; - соответствует ли уровень сложнос...
  • Урок русского языка ПРОВЕРКА НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙТЕМА: ПРОВЕРКА НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ. Цель урока: · учить распознавать проверяемые гласные в безударных словах закреплять умение находить проверяемое слово; · повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников; развивать критическое отношение к своим высказываниям и мнению товарищей; формировать адекватную самооценку; воспитывать у школьников интерес к родному языку. Оборудование: в ходе всего урока учитель использует презентацию, карточки с ...
  • Планирование занятий литературного кружка Министерство образования Республики Марий Эл МБОУ Кужерская основная общеобразовательная школа Образовательный проект (Углубленное изучение русского языка и литературы на основе кружка Проба пера) Учитель русского языка и литературы Фаряхутдинова Г.Р. Красный Стекловар 47 Пояснительная записка Данный образовательный проект рассчитан на 3 года . Актуальность данного направления работы кружка. Перспективы развития школьного кружка Проба пера связаны прежде в... Тематическое планирование кружка в 5 классе. 1. Секреты волшебства литературы. 2. Край устного народного творчества. Детский фольклор. 3. Р\р Творческая мастерская. 4. Народная сказка. Два Ивана- солдатских сына. 5. Странная сказка. Жена – доказчица. 6. Эпос. Литературная сказка. 7. В.А.Жуковский Сказка о царе Берендее. 8. Сказка литературная и народная. П.П.Ершов Конёк-горбунок. 9. З\р Экзамен, или как усвоены уроки сказки? 10. Р\р Проба пера. 11. Вн\чт. Х.К.Андерсен соловей 12. Саша Чёрный Мирная война. 13. Непонятное название, или Всё наоборот. 14. С. Г. Писахов Мороженые песни. 15. Р\р Сказочные вопросы. Урок волшебства, или Кто больше и быстрее. 16. Р.Кено. Сказка на ваш вкус. 17. Автор и рассказчик. 18. Л.Н.Толстой Кавказский пленник. 19. Жилин и Костылин .Две судьбы. 20. Р\р Обучение сочинению по рассказу Л.Н.Толстого. 21. Р\Р Проба пера. Сюжет. Портрет.Пейзаж. 22. О вере и милосердии. Ф.М.Достоевский Мальчик у Христа на ёлке. 23. О вере и милосердии в рассказе Ф.М.Достоевского. 24. Поговорим о юморе. А.П.ЧеховЛошадиная фамилия 25. А.П.ЧеховПересолил. 26. Вн\чт. Дж.Лондон Сказание о Кише. 27. К.Г.ПаустовскийКот-ворюга. Кот в мировой литературе. 28. В.Ю.Драгунский Девочка на шаре. 29. Вн\чт.О роли чепухи в жизни человека. Д.Хармс Чёрная вода. 30.
  • ДокладВзаимодействие литератур как предмет художественного осмысления и воплощения (Тема родины в творчестве М. Ю. Лермонтова и М. Б. Жумабаева)Предлагаемый доклад является авторским научным исследованием и осмыслением патриотической лирики М.Ю.Лермонтова и Магжана Жумабаева и представляет собой сопоставительный анализ. Работа была представлена на Международном коллоквиуме Магжан Жумабаев и Михаил Лермонтов:художественная картина мира по направлению Взаимодействие литератур как предмет художественного осмысления и воплощения. (Тема родины в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.Б.Жумабаева.) Работа былы подготовлена к 200-летию со дня рожд...
  • Статья по обобщению опыта работы школьной проблемной группыОбобщение опыта работы школьной проблемной группы Современный урок . Методическая площадка Формирование и развитие УУД через работу с текстом. Основной целью методической площадки была возможность сначала представить слушателям имеющийся опыт школы по формированию смыслового чтения, а затем показать фрагмент занятия общеметодологической направленности. Как сделать работу с текстом осмысленной и привлекательной для учеников? Как научить учителей-предметников приемам работы с учеб...
  • Организация работы над учебным проектомДанная разработка- опыт по организации работы над учебным проектом в 7 классе по литературе в рамках Недели русского языка и литературы. Для структурирования материала были использованы этапы работы над учебным проектом. Вначале указаны цели, которые должны быть достигнуты в процессе деятельности учеников и учителя, обозначены задачи. Далее кратко изложена суть работы на каждом этапе, коррекция, которой подвергался первоначальный план совместной деятельности. В результате у ребят получились два...
  • Планирование занятий литературного кружка Министерство образования Республики Марий Эл МБОУ Кужерская основная общеобразовательная школа Образовательный проект (Углубленное изучение русского языка и литературы на основе кружка Проба пера) Учитель русского языка и литературы Фаряхутдинова Г.Р. Красный Стекловар 47 Пояснительная записка Данный образовательный проект рассчитан на 3 года . Актуальность данного направления работы кружка. Перспективы развития школьного кружка Проба пера связаны прежде в... Тематическое планирование кружка в 5 классе. 1. Секреты волшебства литературы. 2. Край устного народного творчества. Детский фольклор. 3. Р\р Творческая мастерская. 4. Народная сказка. Два Ивана- солдатских сына. 5. Странная сказка. Жена – доказчица. 6. Эпос. Литературная сказка. 7. В.А.Жуковский Сказка о царе Берендее. 8. Сказка литературная и народная. П.П.Ершов Конёк-горбунок. 9. З\р Экзамен, или как усвоены уроки сказки? 10. Р\р Проба пера. 11. Вн\чт. Х.К.Андерсен соловей 12. Саша Чёрный Мирная война. 13. Непонятное название, или Всё наоборот. 14. С. Г. Писахов Мороженые песни. 15. Р\р Сказочные вопросы. Урок волшебства, или Кто больше и быстрее. 16. Р.Кено. Сказка на ваш вкус. 17. Автор и рассказчик. 18. Л.Н.Толстой Кавказский пленник. 19. Жилин и Костылин .Две судьбы. 20. Р\р Обучение сочинению по рассказу Л.Н.Толстого. 21. Р\Р Проба пера. Сюжет. Портрет.Пейзаж. 22. О вере и милосердии. Ф.М.Достоевский Мальчик у Христа на ёлке. 23. О вере и милосердии в рассказе Ф.М.Достоевского. 24. Поговорим о юморе. А.П.ЧеховЛошадиная фамилия 25. А.П.ЧеховПересолил. 26. Вн\чт. Дж.Лондон Сказание о Кише. 27. К.Г.ПаустовскийКот-ворюга. Кот в мировой литературе. 28. В.Ю.Драгунский Девочка на шаре. 29. Вн\чт.О роли чепухи в жизни человека. Д.Хармс Чёрная вода. 30.
  • Примерные программы по русскому языку по специальности Повар-кондитерПрограмма разработана в соответствии с Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования
  • Рабочая программа по русскому языкуНастоящая программа по русскому языку для 5-го класса создана на основе учебной программы Русский язык под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 2011 г. Рабочая программа учебного предмета Русский язык составлена на основе следующих документов: Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897; Программы общеобразовательных учреждений Русский язык, рекомендованные Министерством образования РФ , 5-е издание - М.: Про...
  • Сценарий поэтического вечера школьного кружка русского языка и литературы на тему: Уж небо осенью дышало. .. ! Поэтический вечер, посвященный теме осенней лирики. Члены литературного кружка прочитали лирические стихотворения про осень. Дети читали стихи с воодушевлением и мастерством. Были исполнены произведения таких авторов, как: Э.Гоник Тихая осень явилась на землю неслышно, Ф.И.Тютчев Есть в осени первоначальной.., А. С. ПушкинУж небо осенью дышало..., Осень, А. Твардовский Лес осенью и др. Прекрасным дополнением поэтического вечера стало исполнение песен на тему осени на казахском...
  • Конспект урока по литературе на тему Человеческие судьбы по ДубровскомуТема урока: Человеческие судьбы. Тип урока: урок-проблематизация с элементами диалога. Методы проведения урока: дискуссия. Цель: Создать условия для проявления смыслов, версий участников совместной деятельности. Обучающие: создание условий обучения по обобщению и оформлению версий и текстов учащихся; Развивающие: создание условий развития смыслов и версий у учащихся; Воспитательные: создание условий для совершенствования духовно-нравственных качеств личности и формирование уважения к истории и к...
  • Урок-семинар по теме: НаречиеУрок русского языка В 7 классе Тема: Наречие Подготовила: Учитель русского языка и литературы Северской МОУ СОШ № 44 Колисниченко О.Н. Урок-семинар по теме Наречие Вопросы и список литературы даются за 7 дней до проведения семинара: I. Теоретическая группа: какие в русском языке есть части речи? Какое место среди них занимает наречие. Сходство и различие наречия от других частей речи? Каков секрет его названия? II. Образовательная группа: как образуются наречия? III. Практическая группа: составить таблицу орфограмм, которые являются трудными. IV. Этимологическая группа: Этимология наречий. V. Занимательная группа: занимател... I. Вступительное слово учителя. Учащиеся записывают тему урока, а далее делают записи в тетрадях, нумеруя выступления каждой группы, конспектируя или выполняя задания Учитель объясняет тему семинара и его цель: обобщение и расширение знаний о наречии как части речи и правилах правописания наречий. Обращает внимание на выставку справочной и методической литературы о наречии. II. Теоретическая группа знакомит учащихся о начальных сведениях, касающихся наречия. Первый представитель из группы обобщает подготовленный всеми материал, другие – помогают ему в практической оформлении. Запись в тетрадь. Главный грамматический признак наречий – неизменяемость; в правописании наречий меньше орфограмм, хотя это очень трудные случаи написания. Академик В.В. Виноградов писал о том, что некоторые ученые, подвергают сомнению право наречий на звание самостоятельной части речи, что орфографические ошибки в наречиях – следствие неопределенности этой категории. Наречия имеют сходство со следующими частями речи: 1. с деепричастием (по смысловому вопросу) Бабушка что-то бормотала зевая. 2. с кратким прил... III. Образовательная группа напоминает учащимся об основных способах образования наречия. Запись в тетрадь. Досыта – сытый, дословно – дословный и др. Учащиеся рассказывают о сравнительной и превосходной степени наречий. Напоминают о разграничении сравнительной степени прилагательных от сравнительной степени наречия. Человеческое слово стрелы острее. Легче друга потерять, чем найти. IV. Этимологическая группа знакомит учащихся с происхождением наречий Запись в тетрадь. Дотла – слияние предлога до с формой род. пад. ед.ч. от тьло- почва, пол. Невзначай – собств. – русск., корень тот же, что и в час. Наружу – собств. – русск., образовалось путем слияния на и вин. пад., ед.ч. сущ. руж – внешность, вид. И другие наречия. V. Практическая группа готовят таблицы о наиболее трудных случаях написания наречий. 1 из группы заранее записывает диктант на обратной стороне доски Учащиеся готовят таблицы: Дефис в наречиях, Не с наречиями на о, е, Наречия сиз, до, с, Слитное и раздельное написание наречий. Далее предлагается словарный диктант с взаимопроверкой. V. Класс получает задание (проводится учителем) Прочитать правильно: Пиши красивее, Сядь удобнее, Вытри дочиста, Уехать надолго. Затем два ученика показывают инсценировку Рецепт. Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика: - В каком классе ты учишься, молодой человек? - В седьмом. - А дружно вы живете в своем классе? - Нормально. Жутко дружно, ужасно весело… - Жутко дружно, ужасно весело? А учитесь хорошо? - Нормально. Особенно девчонки. Их учительница в пух и прах хвалит… - Да… болезнь у тебя серьезная, у тебя больной язык, тут и ... VI. Занимательная группа. Предлагает учащимся следующие задания: 1. Заменить наречие фразеологизмом: Сильно краснеть – до корней волос; Крепко спит – как убитый; Быстро скакать – во весь опор; Мало – кот наплакал. 2. Заменить фразеологизмы наречиями: а) Лагутин ни за что ни про что обругал Петра. б) Мы принялись ругать на все лады Шишкина. в) Решив уехать во что бы то ни стало, она почувствовала себя вне опасности. VII. Творческая группа сообщает учащимся о роли наречий в художественных произведениях, в литературе. Трое учащихся выбрали книги любимых писателей, перечитали произведения, посмотрели, как часто автор пользуется наречиями, какими именно. Несколько текстов учащиеся читают, называют наречия, выписывают на доску. В данном случае, ребята анализировали тексты рассказов А.М. Горького: Макар Чудра, Старуха Изергиль, Песня о Соколе. VIII. Экспертная комиссия. Проанализировав тексты, выбрала один для контрольного диктанта, так как: 1. Текст включает 115 слов; 2. 20 различных орфограмм; 3. 4 правила постановки знаков препинания. IX. Заключительное слово учителя. 1. Какие выступления показались интересными? Важными? 2. Какие вопросы и задания требуют дополнительной работы? 3. Следующий урок – контрольный диктант с грамматическим заданием. Домашнее задание: упр.: 242 (письменно), упр.: 241 (устно).
  • А. И. Сафронов – классик якутской литературыУрок внеклассного чтения. Анемподист Иванович Софронов, один из зачинателей якутской литературы, поэт и драматург, родился 14 ноября 1886 года в глухом якутском селе Ботурусскиго района, в семье довольно зажиточного крестьянина. Рос без матери. Отец отдавал его на обучение и воспитании то в одну семью, то в другую. Всего два года проучился будущий поэт в четырехлетней церковноприходской школе, дальнейшую науку он постигал самостоятельно, читая книги. В юности А. Софронов занимался крестьянским трудом: сеял ячмень, заготовлял сено для скота (якуты были в основном скотоводы, разводившие коров и лошадей; оленей в центральной Якутии не знали, а охота служила подсобным занятием), возил дрова (камелек в юрте топился всю зиму круглосуточно), ухаживал за скотом (10-12 коров, 2-3 лошади, ездовые быки).
  • Тест по русскому языку и литературеТест по русскому языку и литературе. Анализ художественного текста. Внимательно прочитайте текст и выполните задания: 1 И точно, начал свет глупеть, 2 Сказать вы можете вздохнувши; 3 Как посравнить, да посмотреть 4 Век нынешний и век минувший: 5 Свежо предание, а верится с трудом; 6 Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; 7 Как не в войне, а в мире брали лбом, 8 Стучали об пол не жалея! 9 Кому нужда – тем спесь, лежи они в пыли, 10 А тем, кто выше, лесть как кружев...
  • Исследовательская работа по литературе Средства передвижения по воздуху в литературных произведенияхГипотеза моего исследования: … а могли бы люди без всех эти летательных приспособлений взлететь на самом деле? Цели и задачи исследования: 1) Проанализировать прообразами каких летательных аппаратов стали сказочные и литературные летательные приспособления. 2) Создать своеобразную библиотечку сказочных и литературных летающих героев. 3) Подготовить цикл бесед по данной теме для учеников начальной школы, которые могла бы провести я сама.
  • Конспект урока по литературе на тему История юной Маши по ДубровскомуТема урока: История юной Маши. Тип урока: урок-диалог с элементами проблематизации. Методы проведения урока: элементы дискуссии. Цель: Создание условий для развития версий, текстодеятельности обучаемых. Обучающие: создание условий обучения обобщению и оформлению версий учащихся; Развивающие: создание условий развития смыслов и версий у учащихся; Воспитательные: создание условий для совершенствования духовно-нравственных качеств личности и формирование уважения к истории и культуре. Ресурсы: муль...
  • Исследовательская работа по литературе Баба - яга: добро или зло? (образ Бабы-яги в русских народных сказках)Актуальность. Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Всё в нём необыкновенно: топор сам рубит лес, печка разговаривает, яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей.Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба-яга. Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает в сказках. Народная мудрость гласит: По одёжке встречают, по уму провожают. Н...
  • Конспект урока по литературе на темуТема урока: Поговорим о дружбе. Тип урока: урок-проблематизация. Методы проведения урока: элементы дискуссии. Цель: Создать условия для проявления смыслов, версий, позиций участников совместной деятельности. Обучающие: создание условий обучения обобщению и оформлению смыслов у учащихся; Развивающие: создание условий развития смыслов у учащихся; Воспитательные: создание условий для совершенствования духовно-нравственных качеств личности и формирование уважения к истории и культуре. Ресурсы: мульт...
  • Технологическая карта по русскому языкуТехнологическая карта урока русского языка в 8 классе по ФГОС. Тема урока Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании. На уроке используются материалы с сайта Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, а также интерактивный тест. Применяются следующие технологии:алгоритмического обучения с поэлементной отработкой действий, анализа результатов поэтапного формирования учебных действий, развивающего обучения, дифференцированного похода, индивидуально-личностного...
  • Конспект урока по литературе на темуМир русского дворянства Цель урока: Создать условия для погружения в атмосферу дворянской культуры 19 века Обучающие: создание условий обучения обобщению и оформлению смыслов у учащихся; Развивающие: создание условий развития смыслов у учащихся; Воспитательные: создание условий для совершенствования духовно-нравственных качеств личности и формирование уважения к истории и культуре. Ресурсы: мультимедиа-презентации, фрагменты фильмов, Интернет-ресурсы, учебник. Формы работы: групповая, фронтальна...
  • Урок развития речи «Тайна цвета» (по технологии развивающего обучения)Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Для формирования такой деятельности ставятся следующие цели и задачи: Развивающие: направлены на познавательную сферу школьника (развитие восприятия, памяти, творческих способностей.)Образовательные: ориентированы на развитие предметных знаний, умений и навыков.Для достижения данных целей реализуются следующие принципы: а) принцип творчества (развитие креативных качеств личности); б) принцип мини...
  • Факультатив по русскому языку Сочинения: стили и жанры для учащихся 8 класса (общий объём курса 35 часов) Факультативный курс Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров направлен на повышение уровня владения коммуникативно-речевыми умениями, развитие творческих способностей учащихся. На занятиях курса учащиеся системно и целенаправленно работают над развитием связной речи. Развить речь, научить владеть словом - значит создать условия для реализации творческих возможностей личности. Под развитием речи п... № п/п Тема занятия Количество часов Форма занятий 1. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Понятие о письменном тексте малой формы различной стилевой и жанровой принадлежности. 1 лекция 2. Этапы создания текста малой формы. Подготовка к написанию сочинения (нахождение, изобретение). Работа над темой речи, подбор материала. 1 лекция, практикум 3. Этапы создания текста малой формы. (структура сочинения: введение, развитие темы, заключение). 1 лекция, практикум 4. Роль первого предложения в тексте (зачина). Виды зачинов, их синтаксическое строение. 1 лекция, практикум 5. Заключительная часть текста (концовка). Способы лексического и грамматического оформления концовки. 1 лекция, практикум 6. Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью. 1 лекция, практикум 7. Средства межфразовых связей (лексические, лексико-грамматические, синтаксические). 1
  • Занимательные материалы к Неделе русского языка Данный материал можно использовать в качестве занимательных заданий с целью привлечения обучающихся начальной школы к изучению русского языка. Занимательность не следует понимать как развлечение. Она обеспечивается, с одной стороны, яркостью, четкостью и доступностью изложения учебного материала, а с другой - применением дидактических средств, участием школьников. Занимательный материал должен быть разнообразным, соответствовать уровню знаний учащихся, возрастным особенностям и инте...
  • Технологическая карта урока по темеУрок по теме Чем отличаются друг от друга слова-омонимы проводится в 5 классе по УМК М.М. Разумовской, П.А. Леканта. На уроке по теме Чем отличаются слова-омонимы реализуются принципы системно-деятельностного подхода. Задания данного урока формируют представление об омонимах, навыки анализа художественного текста, умение отличать омонимы от многозначных слов, омографов, омофонов, омоформ. Задания позволяют развивать мыслительные процессы, познавательную активность, умение пользоваться...
  • Урок литературы на тему: Поэзия сердца. (Любовная лирика Н. А. Некрасова) Урок литературы в 10 классе предполагает изучение любовной лирики Н.А. Некрасова с использованием приемов технологии развития критического мышления. Ребятам предлагается самостоятельно разобраться в особенностях любовной лирики поэта, выяснить, что нового привнес Н.А. Некрасов в освещение этой темы по сравненю с его предщественниками, поэтами первой половины 19 века. В работе привлекаются биографические материалы поэта, письма А.Я. Панаевой, любимой женщины Н.А. Некрасова, звучит выр...
© 2010-2018