Русский язык и Литература

  • Консультация для родителей дошкольников по развитию речи У современных родителей в эпоху компьютеризации не хватает порой времени на собственных детей. А у тех в свою очередь не хватает опыта общения в окружающем социуме. В связи с этим у многих детей возникают проблемы с развитием речи. Дети не умеют правильно строить предложения, не знают смысловые понятия слов, не умеют доказывать свою точку зрения, имеют скудный активный словарный запас или детский словарь замусорен жаргоными словами. В консультации предлагаются для родителей рекомендации, как ...
  • Разработка урока по русскому языку: Правописание приставок при-и пре-Разработка урока по русскому языку : Правописание приставок при- и пре- Цели урока: Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с) Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавате...
  • Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение» Данная методическая разработка представляет собой разработку урока русского языка Систематизация и обобщение изученного по теме Сложноподчинённое предложение, ориентирована на учащихся 9 класса, включает в себя план-конспект урока. На уроке осуществлён деятельностный подход, главное место в организации учебного процесса отводится активной, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Учитель на данном уроке – организатор совместной учебной деятельности.
  • ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВИсследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность хара...
  • Дидактический материал по литературе на тему А. И. Куприн «Гранатовый браслетОсновной задачей учителя на уроке является создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь им при изучении нового материала. Представленные практические задания помогут стимулирровать учебно-познавательную деятельность и займут большую часть урока – что является высоким показателем для урока литературы. Для повышения интереса к изучаемому материалу, учитель использует групповую форму организации работы на уроке, что повышает учебную и познавательную мотивацию у учащихся. ...
  • Литературный турнир «Что за прелесть эти сказки!» урок по сказкамЛитературный турнир Что за прелесть эти сказки! (контрольно-обобщающий урок по сказкам, 6 класс ) Цели: развитие умения мобилизировать полученные знания и способствовать к оперативному мышлению;формирование у учащихся творческого отношения к художественным произведениям; создание психологического комфорта на уроке и возможности реализовать себя.Форма урока: интеллектуальная играОборудование: карточки для блицтурнира, черный ящик, иллюстрации к изученным произведениям,жетоны разн...
  • Самоанализ профессиональной деятельности В данной работе представлен самоанализ, самооценка профессиональной деятельности за 4 года, причины выбора темы самообразования, связанные с особенностями работы в условиях малочисленного класса сельской школы, итоги работы по теме Индивидуальная работа на уроках русского языка в малочисленном классе.Помимо этого представлены пути решения данной проблемы: курсы повышения квалификации, результаты успеваемости учащихся, ЕГЭ И ГИА, ОГЭ. Показано личное участие в различных конкурсах как муници...
  • Вопросы художественной педагогики. Одарённые детиЯ не хочу, чтобы мой ребёнок был одарённым, пусть он лучше будет нормальным, счастливым ребёнком - таким, как все. Рядовой родитель. Одаренные дети - дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность диагностируют по темпу умственного развития. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей, в области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. В большинстве случаев мы говорим об одарённых детях, если они ...
  • День Ильи Муромца. Классный часРабота предложена учащимя 6-7 класса для самостоятельной проектной деятельности с обобщением, составлением текста, выступлением перед учащимися младшей школы. Совместно с учителем составлен классный часДень Ильи Муромца. В работе использованы тексты былин, исторические научные сведения, стихи современных авторов о былинных героях. В форме беседы рассказывается о подвигах Ильи Муромца, особенностях былин, значении былин для формирования нравственных качеств. Работа не закончена, т.к. учащиеся п...
  • Учебное пособие Морфология. Разбор самостоятельных частей речиДанное учебное пособие предназначено для системного целенаправленного повторения материала по русскому языку для учащихся всех курсов ТТТиХО. Структура и содержание пособия соответствует требованиям рабочей программы учебной дисциплины и Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО. При разработке конкретного содержания каждой темы обращалось внимание на требования к знаниям, умениям, навыкам студентов по данной дисциплине: в ч...
  • Как правильно готовить домашнее задание по русскому языкуДомашние задания - один из важных элементов процесса обучения русскому языку. Они выполняются систематически и требуют от школьника добросовестности. Необходимо рассматривать вопрос об организации домашней работы как один из актуальных вопросов оптимизации и нормализации учебной нагрузки школьников. Домашняя работа по русскому языку - самостоятельная работа, позволяющая ученику укрепить полученные знания, отработать те понятия, которые по разным причинам его затрудняют; т. е. работа, способствую...
  • Открытый урок Имя существительное КГУ Казахская средняя школа №1 Открытый урок Тема : Имя существительное Проводила учитель рус. языка Ахметова Д.К. г. Аксу 2014 год Тема: Имя существительное. Цели урока: образовательные: обобщить знания об имени существительном, тренироваться в определении частей речи, упражняться в разборе предложения по членам предложения и нахождению словосочетаний, тренироваться находить и проверять безударные гласные в корне слова; развивающие: развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания, развивать речь дет... Ключ 1. В 2. Б 3. А 4. Б
  • Урок Золотая пора детстваЦель: поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать художественное произведение в процессе работы с текстом и словом в технологии РКМЧП Задачи: - формировать умение понимать проблему и находить различные варианты её решения, выбирать оптимальный способ решения - способствовать формированию образной речи учащихся - пополнять словарный запас, улучшать ассоциативное восприятие, совершенствовать воображение и художественный вкус. Тема для ме...
  • Кроссворд по русскому языку по теме: «Лексика и фонетика»Кроссворд Русский язык. Лексика и фонетика может быть использован в 6 классе на уроках, направленных на систематизацию и углубление знаний по лексикологии, фонетике, что в свою очередь связано с повторением по теме Лексика. Фонетика Для эффективной проверки знаний кроссворд лучше использовать на этапе закрепления знаний. В кроссворде 9 слов по горизонтали и 10 слов по вертикали.Цель мероприятия: обобщить и систематизировать посредством кроссворда знания учеников по лексике и фонетике, восста...
  • Качество подготовки выпускников как следствие диагностики планируемых результатовОсновным объектомсистемы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результатыосвоения обучающимися дополнительной образовательной программы. Система оценки достижения планируемых результатов выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования. В письме Министерства общего и профессионального образования РФ от 21.10.98 № 04-51-73ин/25-01) говорится, что под качеством образования понимается комплексная характеристика процесса и рез...
  • Занимательная грамматика русского языкаЦель и задачи. Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучен. Задачи: Обучающие: 1. развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; 2. приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; 3. пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием р... № Тема занятия Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10-11 12-13 14-15 16 17 18-19 20 21 22 23 24 25 26 27-28 29-30 31 32-33 34 Как человек научился писать История русского алфавита Что такое орфоэпия? Что такое фонография или звукозапись? Звуки не буквы! Звучащая строка Поиграем в слова. Прямое и переносное значение слов. Ударение меняет значение. Пёстрое семейство синонимов Великое противостояние антонимов Слова- двойники. Омонимы Похожи, но неодинаковы. Паронимы. Фразеологические обороты. Слова уходящие и слова- новички Слова, придуманные писателями Какие бывают имена? Древнерусские имена Отчество и фамилия Имена вещ... 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 Содержание программы. Тема 1.Как человек научился писать. Знакомство с историей развития письменности. Знакомство с понятиями пиктограмма, иероглифы. Тема 2.История русского алфавита. Углубление и расширение знаний и представлений о русском алфавите, кириллице, об изменении кириллицы. Тема 3. Что такое орфоэпия? Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями орфоэпия, орфография. Обучение правильному произношению с...
  • Конспект урока Мамино сердцеурок по русскому языку с использованием технологии критического мышления. На уроке также используются ИКТ технологии в виде презентации и двух видеороликов. Урок входит в систему занятий по подготовке к сочинению рассуждению на ЕГЭ по русскому языку, для работы использован текст рассказа А. Платонова Разноцветная бабочка, а также публицистический текст Алексина Прости меня, мама Кроме того используются приёмы выразительного чтения, интеграции с музыкой и технологиией в виде оригами. урок был...
  • Урок по русскому языку на тему Буквы о-ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных3Урок по русскому языку Буквы о,ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных позволяет учащимся сформулировать правила написания букв о – ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных; сформировать навыки их написания, тренировать слуховую память учащихся, развивать логическое мышление. На уроке используются игровые инновационные технологии: распределительный диктант Снежинки, игра Третий лишний. Новогодняя елочка. Учитель учитывая возрастные особенн...
  • Задания для декады русского языка и литературыРазработка предназначена для выполнения обучающимися групп заданий, данных в брошюре, приуроченных к проведению декады Русского языка и литературы в учебном заведении среднего образования (задания даются на каждую группу курса, на выполнения задания даётся 2 дня). Задания содержат вопросы, при ответе на которые нужно вспомнить ранее изученный материал; прочитанную художественную литературу, а так же вопросы, над которыми необходимо подумать (вопросы-шутки). Победитель среди групп определяетс...
  • Бесплатные видеоуроки по русскому языку по методике Т. Я. ФроловойПо этой ссылке можно посмотреть мои видеоуроки https://www.youtube.com/channel/UCzb5d3PA9UmGoKdXVQ4ZU9g По методике Т.Я. Фроловой, по которой я работаю около 20 лет, вы сможете быстрее и проще научиться писать без страха перед ошибками.Изучая каждую новую тему, вы обнаружите, что усвоенное на предыдущих уроках постоянно повторяется.Т.Я. Фролова – преподаватель русского языка и литературы из Симферополя, авторское свидетельство №105, выданное Международным центром педагогических изобретательств.
  • Урок по литературе Дона А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Рассказ «Каштанка» На изучение темы А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Рассказ Каштанка в рабочей программе отведено 2 часа. Данный урок - первый урок по теме. Цель урока: познакомить с биографией А П Чехова, формировать умения анализа рассказа А.П.Чехова Каштанка. На уроке дети знакомятся с биографией А. .П Чехова, донского писателя. Урок начинается с прослушивания отрывка из произведения Степь под музыку с показом презентации ( на первом слайде изображение степи). На уроке межпредметная связ...
  • Урок-игра по теме Причастие закрепить полученные знания по теме Причастие; заинтересовать ребят уроками русского языка; вызвать интерес к теме Причастие; (р/р) продолжить работу по обогащению словарного запаса. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-игра. Повторять сведения о действительных и страдательных причастиях мы будем не совсем обычно: разделившись на три команды, проведем соревнование, выявим сильнейших, то есть самых грамотных, наиболее хорошо усвоивших такую сложную тему, как Причастие. Победителям будут вручены… пятерки в журнал и дневник. Судить соревнование буду я и мой ассистент... (сильный по успеваемости ученик). Итак, соревнование начинается.
  • Урок по произведению Уроки французского Показать на примере повести В. Распутина какое значение в жизни имеет доброта; развивать умение анализировать художественный текст; развивать устную роль учащихся, навыки исследовательской работы; развивать ассоциативное мышление; развивать функциональную грамотность; воспитание гуманизма. На уроке сочетаются разнообразные виды деятельности: мыслительная, речевая, коммуникативная, исследовательская, художественно-эстетическая, что способствует развитию творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.
  • Наречие урок русского языкаТема урока русского языка в 6 классе Правописание не с наречиями на -о,е. Класс заранее поделен на три группы. Урок к построен на региональном материале: в нем используются хакасские пословицы, представлен текст о творчестве известного хакасского художника - Григория Андреевича Серебрякова. Тема урока: Правописание не с наречиями на -о, -е Тип урока: объяснение нового материала Цель урока: формирование умения правописания наречий на -о,-е с не Знать: правило написания не с наречиями на -о,-...
  • Образец для работы над ошибками Образец для работы над ошибками 1. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Проверь слово так: каток - катит 2. Непроверяемые гласные и согласные. Запиши слово три раза правильно: билет, билет, билет. 3. Проверяемые согласные в корне слова. Проверь слово так: гриб - грибы. 4. Непроизносимые согласные в корне слова. Проверь слово так: поздно - опоздать. 5. Буквы и, у, а после шипящих. Запиши слово правильно, напиши ещё три слова на это правило: машина- шишка, шина, тишина. 6. Разделительные ...
  • Дидактический материал по теме ПричастиеДидактический материал по теме Причастие включает всю необходимую информацию: справочные материалы по всем разделам темы, упражнения и тесты для текущего контроля как теоретических знаний, так и практических навыков, упражнения для закрепления и отработки навыков правописания суффиксов и окончаний причастий, постановки знаков препинания при причастном обороте,материалы для самостоятельных работ обучающихся, котрольные материалы по всем разделам темы, а также обобщающий тест по теме в двух вар...
  • ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕСборник дидактических материалов для проведения текущего и итогового контроля знаний по основным разделам курса русского языка в 5 классе, карточки для индивидуальной работы, контрольные и проверочные диктанты с грамматическими заданиями, тесты. Зачетная работа по теме Фонетика. Графика. Проверочная работа по теме Главные члены предложения. Проверочная работа по теме Словосочетание. Зачетный материал по теме Морфология. Тест по теме Морфология. Зачетный материал по теме Морфемик...
  • Контрольный тест по теме ГлаголРазноуровневая контрольная работа в форме тестирования базового (уровень А) и повышенного уровня (Б). Работа включает тестовые задания разного типа: открытые (требуется вписать ответ), с выбором варианта ответа, а также практическую часть, где необходимо от формы 1 лица глагола образовать инфинитив и указать вид и спряжение. В Задание № 7 необходимо вставить пропущенные буквы (орфограммы в корнях с чередованием, правописание приставок, личных окончаний глаголов, Ь знак в окончаниях глаголов), р...
  • Тест по теме грамматические ошибки в образовании формы словаТест по теме Грамматические ошибки в образовании формы слова разработан в новом формате ЕГЭ и проверяет умение обучающихся не только найти ошибку, но и исправить её : записать слово правильно. В тест включён материал по образованию форм родительного падежа, множественного числа существительных, превосходной и сранительной степени прилагательного и наречия, склонения числительных. Материал может быть использован не только в 10-11 классе при подготовке к ЕГЭ по русскому языку, но и на уроках по...
  • Разработка библиотечного урока по рассказу ЛукьяненкоРазработка библиотечного урока РКМЧП по рассказу С.Лукьяненко Мой папа - антибиотик для 5-6 классов. Презентация и оформление к этому уроку помещены ранее. Там есть и материалы для распечатывания, и презентация, и материалы для оформления. В разработке подробно написан текст слов ведущего, слова текста для чтения рассказа (с сокращениями),с изображением слайдов, и указанием когда и сколько кликов надо сделать по ходу чтения.Занятие рассчитано на стандартный академический час. Но надо иметь в в...
  • Разработка внеклассного мероприятия по русскому языкуВнеклассное мероприятие в 5 классе по русскому языку Поле чудес ТЕМА. Слова - двойники, слова-спорщики, слова – друзья. ЦЕЛЬ: привитие интереса к предмету, развитие творческих способностей учащихся. Писатели о русском языке: Александр Сергеевич Пушкин, Классик французской литературы Проспер Мериме, Иван Сергеевич Тургенев. Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье. В нем клекоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. Участники правильно ответившие на вопрос ст...
  • Урок на тему: Мцыри-романтический герой поэмыТема урока: Мцыри – романтический герой поэмы М.Ю.Лермонтова Мцыри Цель урока: выявить черты романтического характера героя поэмы М.Ю.Лермонтова Мцыри. Задачи урока: 1. Обучающие: закрепить знания о романтизме, особенностях романтического характера, проанализировать способы раскрытия романтического характера в поэме. 2. Развивающие: развивать навыки аналитической работы с текстом, творческого мышления, речи, мировоззрения, жизненной позиции; развивать умение формулировать и отста... 1.Цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора. 2.Художественное преувеличение. 3. Момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению. 4. Перенесение свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой по принципу их сходства. 5. ... Слово учителя. Поэма М.Ю. Лермонтова – романтическая. Его геройнеобыкновенный человек, не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному.О каком литературном направлении идёт речь? - Вспомните, что такое романтизм? Романтизм - литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе 19 века. Задание на доске: выберите основные черты романтического произведения. Какое из них является, на ваш ... Человек создан для счастья, как птица для полета. Несчастья бояться – счастья не видать. Человек создан для счастья, как птица для полета, только счастье не всегда создано для него. Человек не создан для счастья, как птица для полета. Человек для слез приходит в этот мир, но имеет право быть свободным. -Что значит для Мцыри быть счастливым? Что значит для Мцыри быть свободным? ( На доске вывешивается определение слова свобода – простор, независимость, своя воля) 2. Работа в парах. Выпишите контекстуальные синонимы к слову свобода поля холмы горные хребты отцовский дом родимая страна Свобода для Мцыри - смысл жизни, это сама жизнь. - А что значит для Мцыри жить свободно (находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать) Жизнь = поиск, борьба, победа Таким образом, монастырско...
  • Круглый стол Значение и престиж профессииКруглый стол - семинарское занятие, в основу которого преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям [3]. Участники: преподаватели комиссии профессиональной подготовки технологических специальностей, работодатели, выпускники, студенты 3 и 4-ого курсов. Тема круглого стола - Значение и престиж профессии. Подготовка к проведению круглого стола: - приглашение специалистов к участию, предварит...
  • Задания для декады Русского языка и литературы для 1 курсаДанная разработка предназначена для проведения в группах первокурсников декады Русского языка и литературы. Данная разработка содержит задания, оформленные в игровой и учебной форме. Для выполнения заданий обучающимся 1-х курсов необходимо вспомнить ранее изученный материал (как по русскому языку так и по литературе); вспомнить героев художественных произведений, а также художественные произведения, в названии которых содержатся имена числительные. В брошюре содержатся и вопросы-шутки, оформл...
  • Урок внеклассного чтения по творчеству В. А. Никифорова-ВолгинаВо все времена духовно-нравственное воспитание личности считалось очень важным для развития всей страны. Чтобы ребенок вырос с твердой нравственной основой, необходимо воспитывать его на основе православных традиций, где более всего ценятся вера и верность, трудолюбие и ответственность, милосердие т сострадание, прощение и терпение. Все это можно почерпнуть в творчестве Василия Акимовича Никифорова-Волгина. В данной разработке представлен урок внеклассного чтения по творчеству этого забытого пис...
  • Фрагменты сочинений учащихся (ЕГЭ часть С) Цитируется по первоисточнику! 1.Вторым примером может послужить жизненный пример. 2.Что мы оставим будущим поколениям, нашим предшественникам. 3.Эту проблему рассматривал и Гоголь в своем произведении Муму.Он утопил собаку и даже не пожалел. 4.Чичиков собирал поддельные трупы, чтобы разбогатеть. 5.Исходя из своего жизненного опыта, я отношусь к этой молодежи, так же хочу хорошую карьеру, обладать всем и все сразу. Самореализация видимо самое главное у современной молодежи. 6.Траг...
  • Литературно-музыкальный вечер наполним музыкой сердцаРазработка внеклассного мероприятия. Литературно-музыкальный вечер Наполним музыкой сердца Цели: -Познакомить с жанром бардовской песни, как самостоятельным явлением нашей отечественной культуры; -Развивать интерес к урокам литературы; -Формировать понятие, что бардовская песня обладает высоким духовным потенциалом, способствует воспитанию личности, способной любить, сопереживать, сочувствовать, стремиться к добру и гармонии. Оформление: - на сцене приглушенный свет, в центре пустой стул, к ...
  • Выступление на педсовете. Мотивация учения – основное условие успешного обученияПрактический опыт учителя-словесника в формировании положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературыГлавная задача мотивации учения-организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.Главные направления работы, направленные на процесс развития учебной мотивации могут быть следующими:- укрепление открытости к воздействиям- использование ситуации выбора;эмоциональный тренинг.На формирование...
  • «Формирование умений текстовосприятия на уроках русского языка в среднем звене обучения» В формировании речевой личности, социально адаптированного и коммуникативно компетентного человека, в его нравственном воспитании важное место занимает работа с текстом.На мой взгляд, в первую очередь необходимо формировать у школьников общеучебные умения текстовосприятия, что важно делать поэтапно.Важно широко практиковать комплексную работу с текстом начиная с среднего звена, с 5 класса, чтобы к окончанию школы учащиеся имели хорошие навыки работы с текстом для успешной сдачи ЕГЭ,...
  • Вопросник к повести О. де Бальзака Гобсек№ п/п Вопрос Ответ 1 Молодой граф ее обожает и поддерживает с сыновней преданностью, достойной всяческих похвал. А как он заботится о своей сестре, о брате! Словом, поведение его просто превосходно, но, - добавила виконтесса с лукавым видом, - пока жива его мать, ни в одном порядочном семействе родители не отважатся доверить этому милому юноше будущность и приданое своей дочери. Эрнест де Ресто 2 Этот стряпчий, человек высокой честности, знающий, скромный и с хороши-ми манерами, стал другом семейства Гранлье. Своим поведением в отношении госпожи де Гранлье он достиг почета и клиентуры в лучших домах Сен-Жерменского предместья Дервиль 3 Не знаю, можете ли вы представить себе с моих слов лицо этого человека, кото-рое я, с дозволения Академии, готов назвать лунным ликом, ибо его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота. Волосы у моего ростовщика были совершенно прямые, всегда аккуратно причесанные и с сильной проседью - пепельно-серые. Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без... Гобсек 4 Это был какой-то человек автомат, которого заводили ежедневно. К вечеру человек-вексель становился обыкновенным человеком, а слиток металла в его груди - человеческим сердцем. Если он бывал доволен истекшим днем, то потирал себе руки, а из глубоких морщин, бороздивших его лицо, как будто поднимался дымок веселости, - право, невозможно изобразить иными словами его немую усмешку, игру лицевых мускулов, выражавшую, вероятно, те же ощущения, что и беззвучный см... Гобсек 5 Он родился в 1740 году, в предместье Антверпена; мать у него была еврейка, отец - голландец, полное его имя было Жан-Эстер ван Гобсек 6 На судебном разбирательстве я узнал, что ПрекраснуюГолландку звали Сарра ван Гобсек. Когда я попросил Гобсека объяснить то удивительное обстоятель-ство, что внучка его сестры носила его фамилию, он ответил, улыбаясь: - В нашем роду женщины никогда не выходили замуж. 7 Однажды вечером я зашел к этому человеку, обратившемуся в золотого истукана и прозванному его жертвами в насмешку или по контрасту папаша Гобсек*. Г о б с е к (голл.) - живоглот 8 - это долг, который дети не очень охотно принимают по наследству от родителей. Признательность 9 То, что в Европе вызывает восторг, в Азии карается. То, что в Париже считают пороком, за Азорскими островами признается необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны. Для того, кто волей-неволей применялся ко всем общественным меркам, всяческие ваши нравственные правила и убеждения - пустые слова. Незыблемо лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас самой природой: инстинкт самосохранения 10 Вот поживете с мое, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним, Это... золото. 11 И я спустился по лестнице к выходу, наследив грязными подошвами на ковре, устилавшем мраморные ступени. Я люблю пачкать грязными башмаками ковры у богатых людей - не из мелкого самолюбия, а чтобы дать почувствовать когтистую лапу Неотвратимости. 12 молоденькая девушка, одетая просто, но с изяществом парижанки; у нее была грациозная головка, свежее личико и приветливый вид; каштановые, красиво зачесанные волосы, спускаясь двумя гладкими полукружиями, прикрывали виски, и это сообщало какое-то тонкое выражение ее голубым глазам, чистым, как кристалл. Солнце, пробиваясь сквозь занавесочки на окнах, озаряло мягким светом весь ее скромный облик. Вокруг нее стопками лежали раскроенные куски полотна, и я понял, чем она зарабатывала ... Фанни Мальво 13 Великолепные актеры! И дают они представление для меня одного! Но обмануть меня им никогда не удается. У меня взор, как у господа бога: я читаю в сердцах. От меня ничто не укроется. А разве могут отказать в чем-либо тому, у кого в руках мешок с золотом? Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую, управлять всесильными министрами через их фаворитов, начиная с канцелярских служителей и кончая любовницами. Гобсек 14 Золото-вот духовная сущность всего нынешнего общества. Я и мои собратья, связанные со мною общими интересами, в определенные дни недели встречаемся в /…/возле Нового моста. Там мы беседуем, открываем друг другу финансовые тайны. Ни одно самое большое состояние не введет нас в обман, мы владеем секретами всех видных семейств. кафе Фемида 15 Любимое выражение Дервиля Гром и молния! 16 Он неподражаемо носит фрак, неподражаемо правит лошадьми, запряженными цугом. А как /…/ играет в карты, какой кушает и пьет! Такого изящества манер в целом мире не увидишь. Он знает толк и в скаковых лошадях, и в модных шляпах, и в картинах. Женщины без ума от него. граф Максим де Трай 17 Это образец странствующего рыцаря нашего времени, - странствует же он по салонам, будуарам, бульварам нашей столицы, это своего рода амфибия, ибо в натуре у него мужских черт столько же, сколько женских. Да, - существо самое странное, на все пригодное и никуда не годное, субъект, внушающий и страх и презрение, всезнайка и круглый невежда, способный оказать благодеяние и совершить преступление, то подлец, то само благородство, бретер, больше испач-канный грязью, чем з... граф Максим де Трай 18 Графиня встала и, поклонившись, выбежала, видимо, охваченная ужасом. Графу де Трай пришлось последовать за ней, но на прощанье он сказал: - Если вы хоть словом обмолвитесь обо всем этом, господа, прольется ваша или моя кровь. - Аминь! - ответил ему Гобсек, пряча пистолеты.- Чтобы пролить свою кровь, надо ее иметь, милый мой, а у тебя в жилах вместо крови грязь. 19 - А вы знаете, - спросил граф де Борн, - какой герб у Ресто? Четырехчастное червленое поле с серебряной полосой и черными крестами. Очень древний герб. - Это верно, - подтвердила виконтесса, - к тому же Камилла может и не встречаться со своей свекровью, нарушительницей девиза на этом гербе – Res tuta*. надежность.
  • Вопросник к повести О. де Бальзака Гобсек№ п/п Вопрос Ответ 1 Молодой граф ее обожает и поддерживает с сыновней преданностью, достойной всяческих похвал. А как он заботится о своей сестре, о брате! Словом, поведение его просто превосходно, но, - добавила виконтесса с лукавым видом, - пока жива его мать, ни в одном порядочном семействе родители не отважатся доверить этому милому юноше будущность и приданое своей дочери. Эрнест де Ресто 2 Этот стряпчий, человек высокой честности, знающий, скромный и с хороши-ми манерами, стал другом семейства Гранлье. Своим поведением в отношении госпожи де Гранлье он достиг почета и клиентуры в лучших домах Сен-Жерменского предместья Дервиль 3 Не знаю, можете ли вы представить себе с моих слов лицо этого человека, кото-рое я, с дозволения Академии, готов назвать лунным ликом, ибо его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота. Волосы у моего ростовщика были совершенно прямые, всегда аккуратно причесанные и с сильной проседью - пепельно-серые. Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без... Гобсек 4 Это был какой-то человек автомат, которого заводили ежедневно. К вечеру человек-вексель становился обыкновенным человеком, а слиток металла в его груди - человеческим сердцем. Если он бывал доволен истекшим днем, то потирал себе руки, а из глубоких морщин, бороздивших его лицо, как будто поднимался дымок веселости, - право, невозможно изобразить иными словами его немую усмешку, игру лицевых мускулов, выражавшую, вероятно, те же ощущения, что и беззвучный см... Гобсек 5 Он родился в 1740 году, в предместье Антверпена; мать у него была еврейка, отец - голландец, полное его имя было Жан-Эстер ван Гобсек 6 На судебном разбирательстве я узнал, что ПрекраснуюГолландку звали Сарра ван Гобсек. Когда я попросил Гобсека объяснить то удивительное обстоятель-ство, что внучка его сестры носила его фамилию, он ответил, улыбаясь: - В нашем роду женщины никогда не выходили замуж. 7 Однажды вечером я зашел к этому человеку, обратившемуся в золотого истукана и прозванному его жертвами в насмешку или по контрасту папаша Гобсек*. Г о б с е к (голл.) - живоглот 8 - это долг, который дети не очень охотно принимают по наследству от родителей. Признательность 9 То, что в Европе вызывает восторг, в Азии карается. То, что в Париже считают пороком, за Азорскими островами признается необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны. Для того, кто волей-неволей применялся ко всем общественным меркам, всяческие ваши нравственные правила и убеждения - пустые слова. Незыблемо лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас самой природой: инстинкт самосохранения 10 Вот поживете с мое, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним, Это... золото. 11 И я спустился по лестнице к выходу, наследив грязными подошвами на ковре, устилавшем мраморные ступени. Я люблю пачкать грязными башмаками ковры у богатых людей - не из мелкого самолюбия, а чтобы дать почувствовать когтистую лапу Неотвратимости. 12 молоденькая девушка, одетая просто, но с изяществом парижанки; у нее была грациозная головка, свежее личико и приветливый вид; каштановые, красиво зачесанные волосы, спускаясь двумя гладкими полукружиями, прикрывали виски, и это сообщало какое-то тонкое выражение ее голубым глазам, чистым, как кристалл. Солнце, пробиваясь сквозь занавесочки на окнах, озаряло мягким светом весь ее скромный облик. Вокруг нее стопками лежали раскроенные куски полотна, и я понял, чем она зарабатывала ... Фанни Мальво 13 Великолепные актеры! И дают они представление для меня одного! Но обмануть меня им никогда не удается. У меня взор, как у господа бога: я читаю в сердцах. От меня ничто не укроется. А разве могут отказать в чем-либо тому, у кого в руках мешок с золотом? Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую, управлять всесильными министрами через их фаворитов, начиная с канцелярских служителей и кончая любовницами. Гобсек 14 Золото-вот духовная сущность всего нынешнего общества. Я и мои собратья, связанные со мною общими интересами, в определенные дни недели встречаемся в /…/возле Нового моста. Там мы беседуем, открываем друг другу финансовые тайны. Ни одно самое большое состояние не введет нас в обман, мы владеем секретами всех видных семейств. кафе Фемида 15 Любимое выражение Дервиля Гром и молния! 16 Он неподражаемо носит фрак, неподражаемо правит лошадьми, запряженными цугом. А как /…/ играет в карты, какой кушает и пьет! Такого изящества манер в целом мире не увидишь. Он знает толк и в скаковых лошадях, и в модных шляпах, и в картинах. Женщины без ума от него. граф Максим де Трай 17 Это образец странствующего рыцаря нашего времени, - странствует же он по салонам, будуарам, бульварам нашей столицы, это своего рода амфибия, ибо в натуре у него мужских черт столько же, сколько женских. Да, - существо самое странное, на все пригодное и никуда не годное, субъект, внушающий и страх и презрение, всезнайка и круглый невежда, способный оказать благодеяние и совершить преступление, то подлец, то само благородство, бретер, больше испач-канный грязью, чем з... граф Максим де Трай 18 Графиня встала и, поклонившись, выбежала, видимо, охваченная ужасом. Графу де Трай пришлось последовать за ней, но на прощанье он сказал: - Если вы хоть словом обмолвитесь обо всем этом, господа, прольется ваша или моя кровь. - Аминь! - ответил ему Гобсек, пряча пистолеты.- Чтобы пролить свою кровь, надо ее иметь, милый мой, а у тебя в жилах вместо крови грязь. 19 - А вы знаете, - спросил граф де Борн, - какой герб у Ресто? Четырехчастное червленое поле с серебряной полосой и черными крестами. Очень древний герб. - Это верно, - подтвердила виконтесса, - к тому же Камилла может и не встречаться со своей свекровью, нарушительницей девиза на этом гербе – Res tuta*. надежность.
  • В. Быков. Обелиск /вопросник по тексту произведения/№ вопрос ответ 1 На мгновение я перестал ощущать себя, забыл обо всех своих неот-ложных делах - какая-то еще не осознанная виноватость внезапным ударом оглушила меня и приковала к этому кусочку асфальта. Конеч-но, я понимал, что в безвременной смерти молодого сельского учителя никакой моей вины не было, да и сам учитель не был мне ни родней, ни даже близким знакомым, но сердце мое остро защемило от жалости к нему и сознания своей непоправимой вины - ведь я не сделал того, что теперь уже никогда ... Миклашевич Павел Иванович 2 Я знал, что он ищет что-то в истории партизанской войны на Грод-ненщине, что сам еще подростком принимал участие в партизанских делах, что его друзья-школьники расстреляны немцами в сорок втором и что хлопотами /…/ в их честь поставлен небольшой памятник в Сельце. Миклашевич Павел Иванович 3 Дожили! Сидим пьем в Сельце, и никто не вспомнит /…/! Которого здесь должен знать каждый. Что вы так на меня смотрите? - совсем уже разозлился он, поймав на себе чей-то укоризненный взгляд. - Я знаю, что говорю. /…/ - вот кто пример для всех нас. Как для Миклашевича был. Мороз Алесь Иванович 4 Этот чуть выше человеческого роста /…/ за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеле-ный, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я видел его блестяще-серебристым, как крыло реактив-ного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику. Обелиск 5 Обелиск часто менял свой вид, неизменной оставалась лишь чер-ная металлическая табличка с пятью именами школьников, соверши-вших известный в нашей местности подвиг в годы войны. Я уже не вчитывался в них, я их знал на память. Но теперь удивился, увидев, что тут появилось новое имя – /…/, которое было не очень умело выведено над остальными белой масляной краской. Мороз А.И. 6 ..ровар по-здешнему? Велосипед 7 Я заведующий, - говорит один, которого я не сразу и заметил,… Ну бросает пилу, подходит. И сразу замечаю: хромает. Одна нога как-то вывернута в сторону и вроде не разгибается, поэтому он здорово на нее припадает и кажется как бы ниже ростом. А так ничего парень - плечистый, лицо открытое, взгляд смелый, уверенный. Наверно, до-гадывается, кто перед ним, но никакой там растерянности или заме-шательства. Представляется:/…/. Руку пожимает так, что сразу пони-маешь: силен. Ладонь шер... Мороз Алесь Иванович 8 Главное, чтобы ребята теперь поняли, что они люди, не быдло, не какие-то там вахлаки, какими паны привыкли считать их отцов, а самые полноправные граждане. Как все. И они, и их учителя, и их ро-дители, и все руководители в районе - все равные в своей стране, ни перед кем не надо унижаться, надо только учиться, постигать то са-мое главное, что приобщает людей к вершинам национальной и об-щечеловеческой культуры. В этом он видел свою наипервейшую педагогическую обязанность Мороз Алесь Иванович 9 Теперь надо тебе сказать про тех двух полицаев из Сельца. Одного ты уже знаешь, - Лавченя Владимир. Дядька, в общем, оказался хоро-ший, много добра нам сделал и в этой истории с хлопцами сыграл довольно пристойную роль А вот второй оказался последним гадом. Не помню уже его фамилии, но по селам его звали /…/ Каин. 10 Как погибли герои? Повесили
  • Учитель от Бога. Образ Аполлинарии Николаевны Тепляшиной в творчестве А. ЛихановаИсследовательская работа - неотъемлемая составляющая учебной деятельности школьников. В данной работе рассказывается о непростой жизни вятской учительницы Аполлинарии Николаевны Тепляшиной не только в годы Великой Отечественной войны. Ее отличала справедливость, доброта, сострадание к окружающим, а главное беззаветная любовь ко всем людям. Крутые горы, Магазин ненаглядных пособий, Детская библиотека, Последние холода, Кресна - в каждом из этих произведений с теплотой и нежностью высв...
  • Конспект урока по русскому языку на тему Число. Имя числительное Тип урока: повторение и обобщение знаний по изученной теме.Цели и задачи:1.Обучающие:- повторить особенности правописания числительных;- разобраться, чем число отличается от имени числительного;- грамотно записывать и произносить числительные;- отличать числительные от других частей речи;- показать взаимосвязь разных наук, дать целостное представление об окружающем мире. 2. Развивающие:- совершенствовать мыслительные (обобщение, классификация, установление аналогий) и общеучебные умения и н...
  • Правописание НЕ с именами существительнымиТехнологическая карта изучения темы: Правописание Не с именами существительными. Тип урока: урок открытия новых знаний. Цели урока: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически.находить слова с орфограммой­ НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. развитие чувства языка на основе конструирования языковых единиц. Тип урока: урок о...
  • Урок мужества по литературе Урок мужества НАЗВАНИЕ РАЗРАБОТКИ: ОГНЕННАЯ КУРСКАЯ ДУГА Автор: Т.В.Сергеева, учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ №4 Стаж работы в должности: 22 года Пояснительная записка. Данное мероприятие - урок мужества - посвящено одному из самых тяжелых, но одновременно и самых выдающихся событий истории Великой Отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков 1941-1945 гг. Событие это - Курская битва, состоявшаяся летом 1943 года. В 2...
  • Проблемное обучение как средство развития личности Аннотация: В статье показывается эволюция понятия проблемное обучение применительно к современной педагогической системе. Теоритезированы основные принципы, дидактические цели и ожидаемые результаты данного подхода к обучению, подчёркиваются его несомненные преимущества по сравнению с традиционными видами обучения. Ключевые слова: проблемное обучение, проблемно-познавательные задачи, учебно-познавательная деятельность, Дж. Дьюи. В условиях обновления общества и изменения целей и задач обра...
  • Письменная работа по русскому языку для судентов I-II курсов СПО/НПО Данная разработка является вариантом письменной работы по русскому языку для студентов I-II курсов СПО/НПО и может быть использована в качестве итоговой (зачетной) работы по русскому языку в период промежуточной аттестации или стать основой для проведения промежуточного контроля знания в течение семестра. Письменная работа содержит 16 вариантов тестов, проверяющих знания и умения студентов и обучающихся по следующим разделам русского языка: Орфография, Пунктуация. Разрабока может ...
  • ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Задания для работы на уроке по теме Жизнь и творчество С. А. Есенина Сергей Есенин – в самом звучании этого имени слышна певучесть, музыка раздолий, шум зеленых дубрав. Страна березового ситца породила яркого самобытного поэта, неслучайно А. Прокофьев сказал о нем: Кого бы мы ни поставили рядом с ним – Есенин все-таки сам по себе. Поэтическое искусство этого автора – явление уникальное, впрочем, как и сама жизнь Есенина. Помочь учащимся почувствовать уникальность этого поэта, выделить основные темы его стихов может лист с заданиями для работы на уроке, в к...
© 2010-2018