Русский язык и Литература

  • Конспекты открытых уроков по русскому языку и литературе Конспект урока по литературе. 10 класс. (2урок в системе уроков по творчеству писателя). Тема урока: Исследование по рассказу Н.С.Лескова Тупейный художник. Нравственный смысл рассказа.
  • Урок Литературная игра по ЛермонтовуРазработка данного нестандартного урока Я каждый день бессмертным сделать бы желал... по роману Лермонтова Герой нашего времени составлена с целью перечитать отдельные страницы произведения, обратить внимание на какие - то детали в содержании, посоревноваться друг с другом в знании каких - то реплик и высказываний персонажей, вызвать больший интерес к прочитанным эпизодам. Как бы заново можно отправиться в путешествие по Пятигорску, Кисловодску и его окрестностям. Узнать героев по их описа...
  • «Это многих славный путь…» по стихотворению Н. Некрасова «Школьник» Это многих славный путь… по стихотворению Н.Некрасова Школьник Цель: -познакомить с краткими сведениями о Н.А.Некрасове, - проанализировать текст произведения; -раскрыть идейно-художественное содержание стихотворения , отношение поэта к крестьянским детям; -рассмотреть движение поэтической темы от дорожной зарисовки к мысли о жизненном пути; -воспитывать стремление к получению знаний на примере жизни знаменитых людей; -развитие высокого гражданского чувства, любви, сострадания. Ф...
  • Античность в лирике А. А. ФетаВ творчестве А.А. Фета особое внимание привлекают антологические стихотворения поэта. Проанализировав двадцать три стихотворения, мы пришли к выводу, что античный мир занимает немаловажное место в лирике А.А. Фета. Данная работа обращена непосредственно к использованию античности в лирике А.А. Фета. В русскую литературу Афанасий Афанасьевич Фет вошел как поэт чистого искусства. Его поэзия привлекает к себе внимание своей изящностью и красотой. Но мы хотим обратить внимание на непосредственном об...
  • Конспект урока по русскому языку Морфема - наименьшая значимая часть словаКонспект урока русского языка в 5 классе на тему Морфема - наименьшая значимая часть слова. Тип урока: урок первичного усвоения нового материала. Цель: дать понятие о морфемике как о разделе языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова. Данный урок предполагает дать возможность учащимся систематизировать знания по теме Морфемика, полученные в начальном звене, проверить прочность знаний учащихся, убедить в необходимости понимания изученного материала. Учащиеся на занятии...
  • Рабочая программа учебного предмета по литературе на 2014-2015 учебный годПояснительная записка Рабочая программа по литературе 11 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: - федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации (стр. 28), - санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственн...
  • Рабочая программа учебного предмета по русскому языку на 2014-2015 учебный годПояснительная записка Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе следующих нормативно-правовых документов: - федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации (стр. 28), - санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного госуд...
  • Рабочая учебная программа кружка Юный журналистВ связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры общества требуется новый подход к формам работы с детьми. Активно начали развиваться средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Современные информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и скачивания тем для рефератов из Интернета. ...
  • Методическая статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОМАНА М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»Эта методическая статья посвящена формированию у учащихся УУД при изучении романа М. Булгакова Мастер и Маргарита. К основным методам и приемам формирования УУД относятся: проектная и исследовательская деятельность (формируют у обучающихся весь спектр УУД); технология проблемного обучения; групповая работа; технология сотрудничества; технология модульного обучения; технология развития критического мышления (корзина идей, понятий, прием толстых и тонких вопросов); технология французских ма...
  • Доклад: групповые фопмы и методы работы на уроках русского языка и литературыСегодня основной задачей является сохранение и развитие русского языка, воспитание любви к языку. С этой целью я продолжаю работать над темой самообразования по русскому языку и литературе “Групповые формы и методы на уроках русского языка и литературы”. Изучение русского языка и литературы в школе необходимо. Для формирования творческого подхода к жизни нужно раскрыть перед школьниками несметные богатства родного языка, их красоту, нужна система обучения творческому овладению русским языком . ...
  • Тест по русскому языкуТесты по русскому языку в двух вариантах. Можно проводить срез знаний по теме Способы словообразования, Способы образования имен существительных, а также при повторении имен существительных. 1 вариант 1. Найдите правильное определение Имя существительное 1) Обозначает признак предмета 2) Обозначает предмет 3) Обозначает действие 4) Изменяется по родам.
  • Урок по творчеству ПушкинаАтрибуты урокаАвтор составитель урока Абсатарова Венира РасфатовнаПредмет русская литератураКласс 7Учебник Русская литература, Санкт-Петербург: изд-во Просвещение, 2001Автор учебника Е.В. Ефремова, К.М. КарповСтраницы с 52 по 75Тема урока Слух обо мне пройдет По всей Руси великой…Демонстрационный материал: иллюстрации, магнитофонная запись, рисунки, портретыЦели: 1. Углубить и систематизировать знания обучающихся о творчестве А.С. Пушкина;2. а) Развить навыки выразительного чтения наизусть;б) ...
  • Конспект урока на тему: Что такое окончание?Цели урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; познакомить с понятием “основа слова”; учить выделять окончание в словах, учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоят...
  • Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»Технологическая карта урока по теме Обобщение и систематизация сведений по теме Деепричастие. поможет учителю формировать УУД:- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности- Регулятивные УУД:оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем - К...
  • План индивидуальной подготовки к экзаменамКаждый учитель ищет эффективные методы для организации качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Безусловно, немаловажную роль в этом играют и факультативы, и индивидуально-групповые занятия. Детальное прорешивание каждого задания КИМ, обсуждение и комментирование, коллективное и индивидуальное выявление ошибок и пробелов знаниях-пожалуй, весь этот путь со всеми вариациями известен каждому учителю. И все же не перестаю удивляться изобретательности коллег, которые ищут и находят...
  • Конспект урока по русскому языку на тему: Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речиКонспект открытого урока по русскому языку на тему Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи.Конспект урока предназначен для учителей русского языка.Урок по русскому языку составлен по учебнику Сабаткоева для 10 класса. презентация игра поле чудес.Происхождение фразеологизмов, употребление,источники,литература для учителя.Цели: - общеобразовательная:· Повторение и обобщение материала по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология, работа по закреплению поня...
  • Дидактический материал Правописание приставокДидактический материал по правописанию приставок будет полезен при изучении темы, повторении, проведении орфографического практикума по данной теме, на этапе закрепления, отработки орфографических навыков по правописанию приставок, оканчивающихся на З-/С-, приставок при-/пре- (различение значения, омонимия приставок, сложные случаи написания, задания на образование слов с этими приставками, подбор синонимов). Также материал включает итоговый тест с выбором варианта ответа по правописанию различн...
  • Анализ результатов районной контрольной работы по русскому языку в формате ОГЭ (части 2) среди обучающихся 9-ого классаВ рамках данного анализа результатов контрольной работы в формате ОГЭ представлены основные направления, способствующие организации последующей качественной работы по подготовке школьников. Указаны следующие аспекты: 1) положительные результаты работы, к примеру, Хороший уровень выполнения заданий: №8-грамматическая основа ОП- 100% №4,6 –правописание приставки, зависящее от глух/звонк. звука, обозначаемого следующей после приставки буквой; замена разговорного слова стилистически нейтрал...
  • Статья Школа - это мы. Кружок ЮнкорСтатья писалась для школьной газеты Школьный вестник в честь Дня Учителя. В работе упоминаются все учителя школы, которые ежедневно несут вахту на ниве просвещения.Коллектив школы трудоспособный, умеющий идти в ногу со временем. Использует на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях информационные технологии. Коллектив постоянно самосовершенствуется, многие учителя имеют свои сайты. Мы работаем в новом здании, в трёхэтажном, тёплом и уютном. Школа работает в одну смену. Атмосфера в к...
  • Схема стиховедческого разбора текста. материал для ВУЗов ( филологическое отделение), гуманитарных классов (с углубленным изучением литературы)Схема стиховедческого разбора текста 1. Система стихосложения. 2. Если стихосложение силлабо-тоническое, то следует определить: 1) стихотворный размер; 2) ритмически вариации метра (места пиррихиев, спондеев, пропусков метрических ударений, внеметрических ударений); 3) соотношение стихового и синтаксического членения (совпадение/ несовпадение - наличие переносов); 4) эвфонические характеристики: наличие анафор; наличие ассонансов; наличие аллитераций; 5) рифмологиче...
  • Тест по биографии и творчеству А. С. ПушкинаТест по биографии и творчеству А.С. Пушкина 1. Даты жизни А. С. Пушкина? а) 1814 - 1841 б) 1783 - 1852 в) 1799 - 1837 2. Где родился поэт? А) в Петербурге; Б) в Москве В) в Михайловском 3. Какому периоду жизни поэта посвящены эти строки: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен… А) лицейскому; Б) петербургскому; В) Михайловской ссылки 4. Сколько лет провел юный поэт в Царскосе... А) Лицинию Б) Воспоминания в Царском Селе В) Городок Г ) Деревня 7. Поэма Руслан и Людмила является произведением: а) классицизма; б) романтизма; в) сюрреализма 8. Кто из друзей посещает А. С. Пушкина во время ссылки в Михайловское? а) Чаадаев б) Пущин в) Кюхельбекер 9. Кому посвящены строки: Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец... А) Ушаковой Б) Гончаровой В) Керн 10. Как... А) Вновь я посетил Б) 19 октября В) Я помню чудное мгновенье 11. Кто из русских писателей до А.С. Пушкина обращался к переводу оды Горация К Мельпомене? А) В.А. Жуковский Б) Г.Р. Державин В) Н.М. Карамзин 12. Кто из ссыльных декабристов написал ответ на пушкинское послание Во глубине сибирских руд? А) Волконский Б) Муравьев В) Одоевский 13. Соотнесите названия стихотворений А.С. Пушкина и поэтические жанры: А) На холмах Грузии 1)Элегия Б) Вольность 2)Послание В) И.И. Пущину 3)Эпиграмма Г) Песнь о вещем Олеге 4)Ода Д) На Воронцова 5)Песнь 14. В ответ на первую поэму Пушкина (1820) Жу­ковский подарил юному поэту свой портрет с над­писью: Победителю-ученику от побежденного учите­ля.... Это была поэма: А) Полтава; б) Руслан и Людмила; в) Медный всадник. 15. Под нерукотворным памятником, противо­поставляемым по величию Александрийскому стол­пу, следует понимать: А) борьбу поэта с самодержавием; Б)данное стихотворение В) все литературное творчество Пушкина; 16. Особый творческий рубеж в пу... 1. Тема поэта и поэзии А) Я Вас любил, К***, Не пой, красавица, при мне 2. Любовная лирика Б) Поэт, Я памятник себе воздвиг нерукотворный… 3. Философская лирика В) 19 октября (1825), Друзьям, Пущину, 4. Тема дружбы: Г) Телега жизни, Брожу ли я вдоль улиц шумных…,…, Бесы,
  • ЛЕКЦИЯ: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20-е г. 20 века. Лекция для ВУЗов ( филологическое отделение), гуманитарных классов (с углубленным изучением литературы)ЛЕКЦИЯ: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20-е г. 20 века. Лекция для ВУЗов ( филологическое отделение), гуманитарных классов (с углубленным изучением литературы) 1.Кофейный период Русская литература в 20-х гг. 2.Реализм XX века. Русская литература в 20-х гг. Направления в литературе 20-х годов 3. Модернистские течения. Русская литература в 20-х гг. Направления в литературе 20-х годов. 4. Стилевые тенденции. Русская литература в 20-х гг. Направления в литературе 20-х годов. 5. Отношение искусства к действительности. Русская литература в 20-х гг. 6. Отношение искусства к действительности. Русская литература в 20-х гг. 7. Литературная Россия в 20-е годы. Русская литература в 20-х гг. 1.Кофейный период Русская литература в 20-х гг. Среди многочисленных групп 1920-х годов были как те, которые оставили заметный след в истории литературы (Серапионовы братья, Перевал, ЛЕФ, РАПП), так и однодневки, появившиеся лишь для того, чтобы выкрикнуть свои манифесты и исчезнуть, как, например, группа ничевоков. Это был период литературных споров и диспутов, вспыхивавших в литературно-артистических кафе Петрограда и Москвы еще в самом начале 20-х, - время, которое сами современники в шутку назвали кофейным периодом. Например, в Политехническом музее устраивались шумные публичные баталии поэтов, когда литература становилась своего рода реальностью, подлинной действительностью, а не бледным ее отражением. О перспективах литературы и ее будущих судьбах спорили действительно много. В феврале 1921 года в петроградском Доме искусств сложился кружок Серапионовы братья, в который вошли Всеволод Иванов, Михаил Слонимский, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Лев Лунц, Николай Никитин, Константин Федин, поэты Елизавета Полонская и Николай Тихонов, критик Илья Груздев. Близки к Серапионам были Евгений Замятин и Виктор Шкловский. Серапионы защищали традиционные представления об искусстве, о самоценности творчества, об общечеловеческой, а не узкоклассовой значимости литературы. Если Серапионы и близкие к ним литераторы отстаивали общечеловеческие ценности в искусстве, то противоположные им по эстетике и литературной тактике группировки настаивали на классовом подходе к литературе и искусству. Самой мощной литературной группировкой этого типа была в 20-е годы Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Предшественником рапповской классовой ортодоксии был Пролеткульт - крупнейшая литературно-художественная и просветительская организация начала 1920-х годов. В своих рядах она насчитывала около 400 тысяч членов и издавала 20 журналов. В основу деятельности Пролеткульта была положена так называемая организационная теория А. А. Богданова, которая сводилась к тому, что любое искусство отражает опыт и миросозерцание лишь одного класса и непригодно для другого. Вся предшествующая литература создана не пролетариатом. Следовательно, согласно теории Богданова, она попросту не нужна ему. Из этого делался вывод о немедленном создании исключительно новой пролетарской культуры. Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) оформилась в январе 1925 года, на I Всесоюзной конференции пролетарских писателей, но история этой организации началась пятью годами раньше. В 1920 году был создан ВАПП (Всероссийская ассоциация пролетарских писателей), в 1923 году - МАПП (Московская АПП). Летом того же года начал выходить журнал На посту, вокруг которого складывается особое литературно-критическое течение - напостовство. В феврале 1926 года в РАППе произошел раскол, вместо журнала На посту появился новый - На литературном посту. В 1928 году преобразования продолжаются: ВАПП превращается в ВОАПП (Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей). Так как изменение названий многочисленных рапповских подразделений не отразилось на позиции организации, в истории литературы принято одно наименование - РАПП. Моментом четкого оформления ее эстетических принципов можно считать декабрь 1922 года. Наиболее активными в РАППе были литературные критики С. Родов, Г. Лелевич, Л. Авербах, а из известных писателей в ассоциацию входили А. Фадеев, Д. Фурманов, Ю. Либединский, А. Веселый и некоторые другие. В своих декларациях рапповцы размышляли исключительно о пролетарской литературе. Пролетарской является такая литература, которая организует психику и сознание рабочего класса и широких трудовых масс в сторону конечных задач пролетариата как переустроителя мира и создателя коммунистического общества, - такова была эстетическая платформа РАППа. Подобная концепция затверживала идею разделения и литературы, как и всего искусства, по классовым границам. В чем же видели теоретики РАППа предназначение непролетарского, а, следовательно, пролетарски неполноценного, искусства? Вся непролетарская литература (т. е. любая, не имеющая отношение к РАПП) воздействует на читателя иначе, чем в целях организации его психики и сознания в сторону конечных задач пролетариата, значит, она не нужна новому обществу: Явно буржуазная литература, начиная от эмигрантских погромных писателей типа Гиппиус и Буниных и кончая внутрироссийскими мистиками и индивидуалистами типа Ахматовых и Ходасевичей, организует психику читателя в сторону поповски-феодально-буржуазной реставрации. Эта литература является отрядом классовых противников пролетариата и деятельность ее в России (Советской), с точки зрения пролетарской революции, ничем оправдана быть не может. Были также и так называемые писатели-попутчики, которых критиковали теоретики РАППа. Мелкобуржуазные группы писателей, приемлющих революцию, но не осознавших ее пролетарского характера и воспринимающих ее лишь как слепой анархический мужичий бунт (Серапионовы братья и т. п.), - писал рапповский критик Г. Лелевич, - отражают революцию в кривом зеркале и не способны организовать психику и сознание читателя в сторону конечных задач пролетариата. С этими возможно даже сотрудничество: пусть будут вспомогательным отрядом, дезорганизующим противника, т.е. лагерь погромных писателей типа Гиппиус и Буниных и мистиков-индивидуалистов типа Ахматовых и Ходасевичей. При этом наставники из РАППа брались постоянно вскрывать их путаные мелкобуржуазные черты. Такое отношение к попутчикам пройдет через всю историю ассоциации Термин попутчик возник в среде немецкой социал-демократии в 1890-е годы, а в 1920-е годы впервые был применен по отношению к литературе Львом Троцким. Рапповцами употреблялся как уничижительный: в попутчики попадали все советские писатели, не входившие в РАПП (Горький, Маяковский, Пришвин, Федин и др.). Писатель Н. Огнев, попавший в попутчики, в 1929 году писал: Для текущего момента можно установить примерно такой смысл слова попутчик: Сегодня ты еще не враг, но завтра можешь быть врагом; ты на подозрении. Оскорбительность подобного деления художников на истинно пролетарских и попутчиков многими из них ощущалась драматически. В своих декларациях рапповцы выдвинули немало лозунгов, в том числе и имевших отношение к собственно литературному творчеству (например, лозунги материалистического творческого метода или учебы у классиков). Однако на практике их деятельность сводилась к попыткам обеспечить себе организационное лидерство в советской культуре. Основой литературной тактики Рапа была жестокая критическая борьба с оппонентами и стремление к администрированию в области творчества. РАПП много воевала и почти всегда побеждала своих оппонентов. Бесконечные баталии буквально со всеми участниками литературного процесса привели к глубочайшему кризису организации. О настоящем творчестве речь почти не шла, тогда как подлинная литература создавалась вне идеологических рамок ассоциации. Так, вопреки диктату Рапа творили Горький, Леонов, Шолохов, Каверин, Пильняк, Катаев, Пришвин и многие другие. Реальную оппозицию РАППу составила литературная группировка Перевал, зародившаяся и организационно оформившаяся в 1920-е годы. Основоположником ее был литературный критик А. К. Воронский, преобразовавший Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей (так изначально назывался Перевал) в мощнейшую структуру. Также в начале 1920-х годов по инициативе А. К. Воронского был бы создан первый советский толстый журнал Красная новь. Воронский сумел как никто другой выявить центральные пункты литературных разногласий. В самых общих чертах их можно свести к трем коренным вопросам эпохи, от ответов на которые зависела общественная и творческая позиция писателей. 2. Реализм XX века Русская литература в 20-х гг. Направления в литературе 20-х годов За ожесточенной борьбой литературных группировок в 1920-е годы стояли разные взгляды художников, многообразие творческих методов и направлений эпохи, чье cocуществование и взаимодействие было подготовлено логикой развития литературы на предыдущих этапах. На рубеже XIX-XX веков существенно обновилась эстетическая система русского реализма. Реализм нового, XX столетия, изменил традиционную систему мотивации характера. Предельно расширилось понимание среды, формирующей личность. В качестве типических обстоятельств теперь выступали глобальные процессы истории. Человек (как, собственно, и литературный герой) оказывался теперь один на один с самой историей. Одновременно в процессе художественного освоения менявшегося мира открылись опасности, стоявшие перед личностью. Так, под угрозой оказалось частное бытие человека. Сама история словно формировала типические обстоятельства, агрессивному Большую роль в развитии реализма в начале XX века сыграл М. Горький. Историческое время стало в горьковском эпосе важнейшим фактором, воздействующим на характер. Взаимодействия с ним - то позитивного, то губительного - не смог избежать никто из его героев. Его персонажи не могут уйти от действительности, даже если они очень этого хотят. Клим Самгин, герой четырехтомной эпопеи Жизнь Клима Самгина, испытывает на себе давящую силу социальных обстоятельств, настоящее насилие исторического процесса, войны, революции. Но это историческое насилие, исследованное писателем, как раз и стало фактором, видоизменившим реализм, давшим ему новые и очень мощные импульсы самообновления. Пережив мучительный кризис рубежа веков, реализм вовсе не сдал свои позиции в литературе. Напротив, он привел к удивительным художественным открытиям, без которых немыслима не только русская, но и европейская культура нового века. Однако реализм стал совсем иным, нежели в прошлом столетии. Прежде всего, его обновление проявилось в трактовке исконного для этого литературного направления вопроса взаимодействия характеров и обстоятельств. Теперь не только характер испытывает на себе воздействие среды: утверждается возможность и даже необходимость обратного воздействия - героя на среду. Формируется новая концепция личности: человек не рефлектирующий, но созидающий, реализующий себя не в сфере частной интриги, но на общественном поприще. Перед героем и перед художником открылись перспективы благого пересоздания мира. Утверждая права личности на преобразование мира, новая литература утверждала и права личности на насилие в отношении к этому миру - пусть и осуществлялось оно в благих целях. В качестве наиболее доступной и естественной формы этого преобразования выдвигалась революция. Следующим логическим шагом было оправдание революционного насилия не только по отношению к другому человеку, но и по отношению к общим основам бытия. Оно оправдывалось высокой целью - на обломках старого мира предполагалось построить идеальный новый мир, основанный на принципах добра и справедливости. Подобное изменение реалистической эстетики было связано с попыткой реализма адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим, да и просто бытовым реальностям. И обновленный реализм, как мы условно его назовем, справился с этой задачей, стал адекватным мышлением человека XX века. В 1930-е годы он достигает своей художественной вершины в эпопеях М. Горького Жизнь Клима Самгина, М. Шолохова Тихий Дон, А. Толстого Хождение по мукам, романах Л. Леонова, К. Федина и других реалистов. Рядом с обновленным реализмом возникает отличная от него эстетика, генетически восходящая к реализму. В 20-е годы она еще не доминирует, но активно развивается, словно, в тени обновленного реализма, чье становление дает явные художественные результаты. Однако именно новое направление принесло в литературу антигуманистический пафос насилия над личностью, обществом, желание разрушить весь мир вокруг себя во имя революционного идеала. Традиционные для реализма исследовательские функции уступают место функциям сугубо иллюстративным. Миссия литературы видится в создании виртуально- идеальной модели социального и природного мира. Вера в завтрашний идеал настолько сильна, что человек готов пожертвовать прошлым и настоящим лишь потому, что они не отвечают идеалу будущего. Принципы художественной типизации уже не исследуют типические характеры в их взаимодействии с реалистической средой, но утверждение нормативных (долженствующих быть с позиций социального идеала) характеров в нормативных обстоятельствах. Эту эстетическую систему, принципиально отличную от нового реализма, принято называть нормативизмом. Парадоксальность ситуации состояла в том, что ни в общественном сознании, ни в литературно-критическом обиходе две эти тенденции не различались. И обновленный реализм, и нормативизм осмыслялись как единая советская литература. В 1934 году это неразличение обретает новый термин - социалистический реализм, который теперь мыслится как идейно-эстетическое единство. Более того, эти тенденции соседствуют в творчестве одного и того же автора или даже в одном и том же произведении. Примером последнего может служить роман А. Фадеева Разгром (1927). Подобно горьковскому Павлу Власову любимые персонажи Фадеева проделывают путь нравственного возрождения. Морозка, видевший в жизни только плохое и грязное, пошел в партизанский отряд, как он сам говорит, не ради прекрасных глаз командира, а для того, чтобы построить лучшую, праведную жизнь. К концу романа он избавляется от присущего ему анархизма, впервые испытывает неожиданное чувство любви к Варе. Коллектив стал ему родным, и Морозка, не задумываясь, отдает свою жизнь за товарищей, предупреждая отряд об опасности. Разведчик Метелица, считавший, что ему глубоко безразличны люди, вступается за пастушонка и перед смертью открывает для себя, что любит окружающих его людей. Роль активного воспитателя масс А. Фадеев доверяет командиру отряда Левинсону, за тщедушной внешностью которого он видит духовную силу, убежденность в необходимости революционным путем преобразовать мир. Вполне традиционно для русской реалистической литературы развенчивает А. Фадеев индивидуалиста Мечика. Романтический максимализм Мечика, его парение над действительностью, постоянные поиски исключительного - в частной ли жизни или в социальной - приводят его к отрицанию реального бытия, проявляют невнимание к насущному, неумение его ценить и видеть красоту. Так он отвергает любовь Вари во имя прекрасной незнакомки на фотографии, отвергает дружбу простых партизан и в итоге остается в гордом одиночестве романтика. В сущности, автор наказывает его предательством именно за это (так же, впрочем, как и за его социальную чуждость простым партизанам). Идея социального гуманизма, когда во имя высшей цели можно жертвовать человеком, личностью, сближает роман А. Фадеева с нормативизмом. Если революция делается от имени и для трудящегося народа, то почему приход отряда Левинсона сулит крестьянину-корейцу и всей его семье голодную смерть? Потому, что высшая социальная необходимость (накормить отряд и продолжить путь к своим) важнее абстрактного гуманизма: жизнь членов отряда значит больше, чем жизнь одного корейца (или даже всей его семьи). Не менее двусмысленно звучит и финал романа. Левинсон останется жить и исполнять свои обязанности. Для того чтобы из далеких пока людей, которых он видит уже после гибели отряда, людей, работающих на земле, обмолачивающих хлеб, собрать еще один отряд. Фадееву кажется бесспорной идея Левинсона сделать [этих крестьян] такими же своими близкими людьми, какими были те восемнадцать, что молча ехали следом и повести их по дорогам Гражданской войны - к новому разгрому, ибо в такой войне победителей не бывает и финальный общий разгром неизбежен. Впрочем, не исключено, что художник восторжествовал в Фадееве-политике. Ведь роман назван Разгромом, а не Победой. Если книга А. Фадеева несет в себе как черты подлинного реализма, так и нормативизма, то повесть Ю. Либединского Неделя (1922) написана исключительно в традициях нормативизма и утопизма. На службу прекрасному, но совершенно неясному мифическому будущему отдают все силы герои повести. Эта идея дает им силы переступить через естественные человеческие чувства, такие, например, как жалость к поверженному врагу, отвращение перед жестокостью, страх убийства: Но когда голову мутит от усталости или работа плохо идет, или расстреливать нужно кого, тогда я в уме подумаю мое теплое слово - коммунизм, и ровно кто мне красным платком махнет. За этой страшной исповедью стоит утопическое мироощущение в наиболее чудовищной его форме, ставшей идеологическим обоснованием соцреализма. Реальность в новой эстетике воспринимается как враждебное, консервативное начало, нуждающееся в абсолютной переделке. Высшей ценностью для писателя нового направления оказывается неясное, к тому же слабо детализированное, будущее - идеальное и лишенное противоречий. Главное заключается в том, что этот проект оправдывает насилие над настоящим. Включенность человека в исторический процесс, утверждение его прямых контактов с макросредой парадоксальным образом обесценивает героя. Он как бы лишается самоценности и оказывается значимым лишь потому, что способствует историческому движению вперед. История в подобном понимании получает смысл и значение лишь постольку, поскольку движется к золотому веку, локализованному где-то далеко впереди. Крайнюю форму такой антигуманистической позиции воплотил (вполне сочувственно в отношении к идеям героя) писатель А. Тарасов-Родионов в повести Шоколад, рассказывающей о том, как чекист Зудин принимает решение пожертвовать своей жизнью, но не бросить и малой тени на мундир ЧК. Обвиненный во взяточничестве, Зудин приговорен к расстрелу. И для его товарищей, уверенных в его невиновности, но вынесших, тем не менее, смертный приговор, и для него самого это решение представляется единственно верным. Романтизация будущего, его резкое противопоставление настоящему, создание в конечном счете мифа о золотом веке - важнейшая черта эстетики социалистического реализма. Прежде всего, утверждаются новые по сравнению с традиционным реализмом функции искусства: не исследование действительных конфликтов и противоречий времени, а сотворение модели идеального будущего, модели великолепного дворца. На передний план выходит пропаганда того, какой прекрасный дом будет когда-нибудь построен на месте реальных, ныне существующих жилищ. Эти идеи, сразу же заложенные в программу нового направления, пробуждаясь и все более активно развиваясь, оказались своего рода раковыми клетками нового искусства. Именно они привели к перерождению нового реализма в нормативную нереалистическую эстетику на протяжении 20-50-х годов. Таким образом, искусство оказывается орудием создания художественного мифа, способного организовать общество, отвлечь его от реальных проблем жизни. Его цель точно определена: это насилие над действительностью с целью ее переустройства, воспитания нового человека, ибо искусство имеет не только способность ориентировать, но и формировать. Особое место в нормативной эстетике занял вопрос о творческой свободе художника. Социалистический реализм обеспечивает художественному творчеству исключительную возможность проявления творческой инициативы, выбора разнородных форм, стилей, жанров, - было сказано в Уставе Союза писателей. Характерно, что свобода художника локализована лишь в сфере формы - но не содержания. Содержательная же сфера жестко регламентирована представлениями о функциях искусства, которые видятся создании идеализированного образа будущего. Такая сверхзадача определяет и стиль конкретного произведения, всю его поэтику. Заранее определен конфликт, пути его разрешения. Заранее расписаны социальные роли героев: руководитель, спец, коммунист, крадущийся враг, женщина, обретающая свое человеческое достоинство... 3. Модернистские течения Русская литература в 20-х гг. Направления в литературе 20-х годов Модернистские течения 1920-х гг. поставили перед собой задачу создать иную, чем в реализме, концепцию человека, иначе обозначает координаты его характера и иначе воспринимает действительность. Неправомерно видеть в нем лишь формальные приемы - нежизнеподобную поэтику, алогизм образов, заумь и т. п. За формой кроется и новое содержание: модернизм предлагает иные мотивации характера, воспринимает действительность как фантастическую и алогичную. Отвергнув жесткую причинно-следственную обусловленность реалистической эстетики, литература модернизма отвергла и утверждавшуюся реализмом фатальную зависимость человека от социальной или исторической среды. Это была одна из попыток сохранить суверенитет человеческой личности, ее права на свободу от обстоятельств исторического времени, агрессивность которого в XX веке в отношении к частной жизни человека стала особенно очевидной. Эта потребность отстоять естественные права героя (и, следовательно, реального человека) заставляла художника-нереалиста обращаться к жанру антиутопии. Роман Евгения Замятина Мы (1921) - одна из самых знаменитых антиутопий XX века. Он показывает, что случится с обществом, если оно будет уничтожать в людях личностное, индивидуальное начало и превращать в абсолютно взаимозаменимые нумера. В проблематике литературы 20-х годов различимы две основные тенденции: с одной стороны, безоглядное приятие социальных преобразований, с другой - сомнение в их гуманизме и целесообразности. Одним из самых ярких сомневающихся писателей в 1920 годы был Борис Пильняк. В романе Голый год (1921-1923), ставшем в начале 20-х годов этапным для новой литературы, автор демонстративно отказался от реалистической поэтики, в результате чего сюжет его произведения утратил традиционную для реализма организующую роль. Перед читателем проходит серия таких разрозненных описаний действительности. Бесконечно чередующиеся и разрозненные картины действительности призваны передать еще не сложившееся бытие - взломанное революцией, но не устоявшееся, не обретшее внутренней логики, а потому хаотическое, абсурдное и случайное. Разломанность и фрагментарность композиции Голого года обусловлена отсутствием в романе такой точки зрения на происходящее, которая могла бы соединить несоединимое для Пильняка: кожаные куртки большевиков (нарицательный образ для литературы 20-х годов) и разгул русской вольницы; Китай-город и деревенскую баню; вагон-теплушку и провинциальный купеческий дом. Только наличие такой композиционной точки зрения, в которой был бы выражен идеологический центр произведения, способно было бы объединить и объяснить явления, разбросанные Пильняком в эпическом пространстве его романа. В романе декларируется отказ от реалистических принципов типизации, отказ от детерминизма. Обстоятельства не способны сформировать характер. Они предстают как не соединенные какой-либо логической связью, как разрозненные фрагменты действительности. Поэтому мотивации характера Пильняк ищет не в сфере социальных и межличностных связей героя, но в самой его личности. Этим объясняется тяготение писателя к элементам натурализма. Отказ от апокалипсического масштаба видения мира (стандартного для 1920-х годов) стряхивает с человека культурные, нравственные и прочие ориентиры, обнажает естественные начала, главным образом, пол. Это физиологические инстинкты в наиболее явном и неприкрытом виде: именно они практически не поддаются обузданию социальным положением человека, культурой, воспитанием. Такие инстинкты и мотивируют у Пильняка поведение и героя, и целых масс людей. В Голом годе Борис Пильняк намечает хотя бы гипотетическую возможность синтеза расколотых революцией фрагментов действительности. Точкой зрения, дающей подобную перспективу, оказывается позиция большевиков. Их знаменитые кожаные куртки для Пильняка тоже были лишь абстрактным образом. Собирательность портрета, его нарочитый, принципиальный акцент на внешность, подчеркивание решимости как единственной доминанты характера не могли сделать точку зрения кожаных курток тем идеологическим центром, который скрепил бы повествование, синтезировал разрозненные картины действительности. Если бы их точка зрения стала доминирующей, то конфликт между ними и обывателями (частными жителями, мужиками и бабами) был бы освещен так же, как в Неделе Ю. Либединского. Отсутствие в романе Пильняка этого идеологического центра и становится той принципиальной гранью, которая отделяет эстетику соцреализма от модернизма. Характерно, что преклонение и страх перед несгибаемой волей большевиков проявятся не только в Голом годе, но и в Повести непогашенной луны (1927), сыгравшей роковую роль в жизни писателя. В основу ее сюжета положена реальная история умерщвления героя Гражданской войны Фрунзе на операционном столе: операция по удалению давно зажившей язвы желудка была сделана, если верить активно ходившим тогда слухам, по приказу Сталина. Современники легко узнали его в образе негорбящегося Человека, а в несчастном командарме Гаврилове нашли черты покойного Фрунзе. Власти предержащие так испугались появления этой повести, что тираж Нового мира, где она была опубликована, был изъят, а Воронский, которому Пильняк посвятил свое произведение, публично отказался от посвящения. Можно предположить, что в Повести непогашенной луны Пильняк предпринимает попытку выйти и за рамки модернистской эстетики. Подобным идеологическим центром в повести предстает образ негорбящегося Человека. Именно он, сидящий ночами в своем кабинете, противостоит живой и естественной жизни, когда в кино, в театрах, варьете, в кабаках и пивных толпились тысячи людей, когда шалые автомобили жрали уличные лужи своими фонарями, выкраивая этими фонарями на тротуарах толпы причудливых в фонарном свете людей, - когда в театрах, спутав время, пространство и страны, небывалых греков, ассиров, русских и китайских рабочих, республиканцев Америки и СССР, актеры всякими способами заставляли зрителей неистовствовать и рукоплескать. Этой картине, нарисованной яркими, наложенными друг на друга мазками, противостоит мир трезвых дел и расчета, мир негорбящегося Человека. Все в этом мире подчинено строгому контуру: Вехами его речи были СССР, Америка, Англия, земной шар и СССР, английские стерлинги и русские пуды пшеницы, американская тяжелая индустрия и китайские рабочие руки. Человек говорил громко и твердо, и каждая его фраза была формулой. Обратим внимание, что в двух приведенных цитатах Пильняк нарочито сталкивает импрессионистическую и контурную картины действительности, живую жизнь и твердый, трезвый расчет. Побеждает последняя. Стремясь внести в свой художественный некое организующее начало, способное собрать розненные картины бытия в нечто целостное, Пильняк почти фатально приходит к образу негорбящегося Человека. Этот герой, как бы возвысившись над художественным миром повести, накладывает на живую жизнь жесткий контур, как бы обездвиживая ее, лишая внутренней, пусть и хаотичной, свободы. Найдя организующий идеологический центр, Пильняк ужаснулся ему, не принял, оттолкнул от себя, оставшись в своих последующих вещах в рамках модернизма. Художественный мир Б. Пильняка при всей своей внешней аморфности, фрагментарности, случайности был отражением течения живой жизни, нарушенного трагическими историческими перипетиями русской действительности 10-20-х годов. Пильняку было в принципе недоступно моделировать действительность, показывать ее не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть, - поэтому внедрение любого идеологического центра в композиционную структуру произведения было в принципе невозможно. Идея долженствования и нормативности, характерная для соцреализма, ориентация на некий идеал, который когда-нибудь осуществится, осмыслялась им в искусстве как ложная и противоречащая художественной правде. Ложь Пильняк не переносил органически. Беру газеты и книги, и первое, что в них поражает - ложь всюду в труде, в общественной жизни, в семейных отношениях. Лгут все: и коммунисты, и буржуа, и рабочий, и даже враги революции, вся нация русская. Слова, сказанные одним из героев писателя, точно характеризуют позицию самого автора, который в рассказе Расплеснутое время (1924) так определил и свое место в искусстве, и место литературы в жизни общества: Мне выпала горькая слава быть человеком, который идет на рожон. И еще горькая слава мне выпала - долг мой - быть русским писателем и быть честным с собой и с Россией. Гротеск, гипербола, фантастика в литературе 20-х годов. Действительность начала 1920-х годов представлялась современникам настолько ирреальной, что появление в литературе этого периода фантастического гротеска вполне закономерно. Гротеск присутствует в творчестве реалиста Горького (Рассказ о герое, Карамора), молодого Каверина (Скандалист, или Вечера на Васильевском острове, рассказы первой половины 20-х годов), Ю. Тынянова (Восковая персона, Подпоручик Киже), А. Грина (Канат, Крысолов, Серый автомобиль, другие рассказы), Булгакова (Дьяволиада, Собачье сердце, Роковые яйца). Фантастичность сюжетных ходов, ирреальность героя, гротескность образов, обусловленная единственной детерминантой характера, подчиняющей себе персонаж, являются важнейшими чертами гротескной поэтики. За гротескностью, фантастичностью, невероятными преувеличениями стоит стремление писателей в метафоричной, а потому зримой форме представить наиболее значимые, глубинные вопросы бытия: общие проблемы этики, проблему соотношения сознания и подсознания, культуры и варварства. Именно эти проблемы ставит М. Булгаков в Собачьем сердце, позволив профессору Преображенскому превратить пса Шарика в Шарикова. Фантастический эксперимент, описанный в произведении, стал наиболее зримым выражением социальных проблем пореволюционной действительности, волновавших Булгакова. В повседневной обыденности он видел, как шаг за шагом победившим люмпен-пролетариатом уничтожались элементарные представления об уровне бытовой культуры. Он видел, как хамство, переходящее в бандитизм, возводится в доблесть и прикрывается демагогией о пролетарском социальном происхождении. Фантастический сюжетный ход - превращение собаки в человека под скальпелем хирурга - выявил практически биологическую сущность этих процессов. Принципиальное различие между реалистической и модернистской мотивацией характера демонстрирует роман Юрия Олеши Зависть (1927). Поведение одного из главных героев романа Андрея Бабичева мотивировано... любовью к колбасе. Эта любовь поэтизируется: он любит колбасу так, как можно любить прекрасное, женщину, природу, искусство. Новый советский функционер, он строит дешевую общественную кухню Четвертак, где всего за 25 копеек можно будет прекрасно поесть. Другой героя Олеши - Володя Макаров, приемный сын Андрея Бабичева стремится превратиться в машинизированного человека, робота, ибо именно таким ему видится человек будущего. Я -
  • Урок литературы Жизнь и творчество М. Ю. ЛермонтоваУрок посвящен 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, разработан для 5 класса в целях ознакомления с жизнью и творчеством великого поэта. Поскольку учащиеся 5-х классов еще мало знакомы с личностью и творчеством М.Ю. Лермонтова, необходимо подробно изложить его биографию, рассказать о том, где он родился, кто были его родители, как и под влиянием чего формировался его характер, какие душевные переживания поэта нашли отражение в его произведениях. Рассказ о судьбе поэта сопровождается чтением ...
  • ТЕМА: Поэма «Медный всадник». Петербургская повестьТЕМА: Поэма Медный всадник. Петербургская повесть. Цель: 1) Постижение идейно-художественного своеобразия поэмы. 2) Раскрыть противостояние Медного всадника и Евгения в поэме; 3) Развивать навыки аналитической работы с художественным текстом, 4) умение анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои; 5) Показать учащимся непреходящую ценность поэмы и интерес А.С.Пушкина к историческому прошлому России Поэма Медный всадник была написана в октя...
  • Статья Совершенный учитель. Кружок Юнкор Статья написана в предверии Дня Учителя. Она посвящена завучу школы Мухидаевой Клавдии Антоновне, которая практически 24 часа в сутки работает. Умеет чётко планировать свой рабочий день. Грамотно и тактично работает с пед. коллективом. что очень важно в наше время. Примером для подражания является для молодых учителей, которые проходят пед. практику. Достойно воспитала вместе с супругом своих детей,которые окончили школу с золотой и серебряной медалью. Клавдия Антоновна - отличник просвещения ...
  • Традиционные и нетрадиционные методы рисования на уроках чтения как средство развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития и обучения детей с ОВЗ – разнообразие и вариативность работы. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз учитель...
  • Творчество А. С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стиховТворчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов. Невозможно повторить Пушкина. Н.В.Гоголь Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитывать в себе человека В.Г. Белинский Тип: практическое занятие по анализу поэтического текста, СНЗ. Методы: репродуктивный, творческое чтение. Цели урока: 1) Определить с основные темы и мотивы лирики Пушкина 2) Познакомить с любовной, философской, гражданской лирикой А.С.Пушкина, вызвать интерес к личности и твор... Как дай вам бог любимой быть другим. Тема – повесть о неразделенной любви; Идея – несмотря на безответное чувство, герой желает своей возлюбленной огромной любви. Прошедшее время по форме, но еще настоящее по смыслу и содержанию. Это исповедь – признание поэта, а не обращение к определенной женщине. 1. Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочаро­вание, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объяс­ните свой выбор. 2. Можно ли считать, что в стихотворении А.С. Пушкина про­явилась его лелеющая душу гуманность (В. Г. Белинский)? Гуманность- человечность, благодушие, человеколюбие, любовь к ближнему. На холмах Грузии…1829 На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынь... Идея – только на самом жарком накале своих чувств поэт способен создать высокохудожественное произведение, полностью посвятив себя эту делу. Нужна высокая цель, идея, во имя которой поэт творит. Зимний вечер 1825 Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню...
  • Урок по теме наречие как часть речиДанный урок разработан в системно-деятельностной парадигме, обеспечивающей организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся и направлен на формирование понятия о наречии как части речи и умения отличать наречие от омонимичных частей речи. Урок позволяет закрепить знание этапов учебной деятельности, их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя. Учащиеся на данном уроке получают возможность самостоятельно формулиро...
  • Методические рекомендации для изучения Слова о полку Игореве в школе и вузеСлово о полку Игореве как художественное произведение Древней Руси изучается на уроках литературы в 7 классе средней школе. При этом у учителя словесника традиционно возникает сразу несколько затруднений. Первое – возрастное. Ученику 21 века 12-13 лет от роду нелегко бывает проникнуться социокультурными и политическими проблемами, легшими в основу Слова о полку Игореве, поэтому зачастую учителю приходится их примитивизировать, что примитивизирует, в свою очередь, и восприятие текста. Второе...
  • Дидактическая игра на темуИгра-эстафетаЛюбители приставок при, пре-способствует более качественному усвоению материала по теме, создает на уроке атмосферу увлеченности соревнования. В процессе игры повторяется теоретический материал, закрепляются навыки правописания, выявляются пробелы в знаниях. Эстафета состоит из трех туров, каждый из которых постепенно усложняется. Игра начинается с разминки, второй тур- Прибавь приставку и третий- Найдите пару. Цель игры: формирование орфографической зоркости учащихся, развити...
  • Технологическая карта урока по русскому языку по теме Однозначные и многозначные словаТехнологическая карта конспекта урока по русскому языку по теме Однозначные и многозначные слова 5 классОрганизационный момент включает:• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебну...
  • Отчет учителя-наставника за 1 четвертьОтчет учителя-наставника Мурзагуловой А.А. с молодыми специалистами Ягафаровым Н.С. и Зиянбаевой Г.В. за I четверть 2014 – 2015 учебный год § Беседа: Традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы. § Инструктаж: Нормативно – правовая база школы (программы, пояснительные записки, государственные стандарты), правила внутреннего распорядка школы; § Практическое занятие: Планирование и организация работы по предмету (изучение основных тем программ, составление к...
  • Конспект урока «Правописание НЕ с глаголом» Тема урока: НЕ с глаголом Цели урока: Специальная: - практические 1. Закрепить правило правописания НЕ с глаголами, обобщить полученные в начальной школе знания учащихся по этой теме. 2. Систематизировать знания о грамматических признаках глагола. 3. Повторить правописание безударных гласных в корне слова. Общепредметные: - развитие логического мышления; - эстетическое воспитание учащихся Методическое обоснование: поняв правило, пятиклассники должны научиться писать употребительны...
  • Урок русского языка по теме Степени сравнения наречий и их образованиеУрок русского языка в 7 классе Тема: Степени сравнения наречий и их образование Урок изучения новых знаний План урока 1. 1.. Орг. момент 2. 2. Слово учителя 3. Орфоэпическая разминка 4. Актуализация знаний 5. Объяснение нового материала - Беседа - Конструирование предложений - Изучение теории 6. Закрепление знаний и умений. - Работа с пословицами - Конструирование словосочетаний ...
  • Обобщение опыта работы по теме самообразованияМоя тема самообразования Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации и качества образования, над этой темой я работаю третий год. Одно из направлений моей работы по данной теме – использование игровой технологии на уроках русского языка. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Разработкой теории игры, выяснением её социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике за...
  • Подготовка к итоговому сочинению. Нравственный выбор человека в условиях войны Нравственный выбор человека в условиях войны (подготовка к итоговому сочинению) Цели и задачи: -подготовка к итоговому сочинению; -обучать учащихся работе с выбранной темой, собирать материал, продумать план; - развивать коммуникативные и творческие способности; логично излагать собственную точку зрения, используя художественные произведения; - способствовать воспитанию стремления к самопознанию и самос... тема сочинения Вступление Аргументы Вывод 3) Самое трудное – начать сочинение. Какая большая тема заявлена в названии сочинения? (война). Ключевое слово война, значит, и вступление будет о войне. -Зачитайте свои заготовки по 2 направлению о войне. 7 слайд - Вступление История человечества насчитывает немало войн. Но войны, подобной Великой Отечественной, люди не знали никогда. Суровым испытанием стала она для всего русского народа, который поднялся на борьбу с фашизмом за независимость Родины и выстоял, победил. Что же по...
  • Литературная викторина для 5-х классов Цели: Проследить степень усвоения пройденных произведений, биографий писателей. Выяснить знания пословиц, поговорок, загадок. Развивать логические мышления, память, творческие способности обучающихся. Прививать любовь к русскому народному фольклору, литературе. Воспитывать чувство коллективизма. Предварительная подготовка: Игра проводится в течение одного урока .Класс делится на команды, которые располагаются за отдельными столами. Каждая команда придумывает название команды и девиз. Оборудование: Плакаты с цитатами на доске: Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д. Дидро); пословицы: Не стыдно не знать – стыдно не учиться, Век живи – век учись, Мир освещается солнцем, а человек – знанием
  • Правописание корней -лаг-, - лож-Предмет русский язык Класс 5 Дата проведения 24.02.14 Тема Правописание корней -лаг-, - лож- Тип урока Урок открытия новых знаний Планируемые результаты (УУД) Предметные:Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -лаг-,-лож-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова. Метапредметные: 1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала;анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 2. Регулятивные: ис... Основные понятия Чередование, корень Решаемые проблемы Что такое прямое значение слова? На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение? Деятельностный компонент урока Уметь: - находить орфограмму ; - научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной - пользоваться толковым словарем. Формы обучения Индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы обучения По источнику передачи знаний: словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный. Приемы обучения Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания. Эмоционально-ценностный компонент урока Знакомство с произведениями художественной литературы. Оборудование ЭОР: презентация, компьютер, проектор. Бумажные: карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание Организационный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Нам дан во владение самый богатый, меткий... Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. Организация учебного процесса на этапе 1 - Вставьте буквы карандашом в текст Караул! У меня незавидное пол_жение: сегодня пишем изл_жение! Текст надо изл_гать подробно. Все части распол_жить в соответствии с планом. Пол_гаться на товарища не могу, потому что распол_жился я как раз перед... Формулируют ответы на вопросы учителя. Слайд 1 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Организация учебного процесса на этапе 2 -- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать? Отвечают на вопросы учителя. 3. Выявление места и причины затруднения Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений. Организация учебного процесса на этапе 3 Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (фоомулируем, записываем) Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? ( происходит чередование) Излагать, слагать, предлагать, предложить, слагаемое, изложить,... Учащиеся обсуждают ситуацию. Учащиеся формулируют тему урока. Слайд 2-4 4. Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей. Организация учебного процесса на этапе 4 Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий? -Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма). выделить корень; подчеркнуть согласную корня: в корне лаг \ лож перед Ж пишем О. перед Г пишем А) – В чём сходство между правилами о п... Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей Составление учащимися плана действий. Слайд 5-7 5. Реализация построенного проекта - А теперь давайте вернемся к письму. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – лаг-, -лож-. Делают вывод. Анализируют, сопоставляют и обобщают. Слайд 8 Физкультминутка Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку.1. Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+2. Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+3. Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+4. Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.- Выполняют упражнения 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. Организация учебного процесса на этапе 6 . Найдите четвертое лишнее: 1) сложение, положение, отложить, ложный; 2) предположение, сложение, слагаемое, изложить Учащиеся работают, выступают с сообщениями. Слайд 9-10 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Организация учебного процесса на этапе 7 Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-. Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа) Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа) Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить) Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить) Перестать боротьс... Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок. 8. Включение в систему знаний и повторения Цель этапа: повторить и закрепить Организация учебного процесса на этапе 8 От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные. Излагать – … Предлагать – … Предполагать – … Располагать – … Слагать – … Прилагать – … Заполняют таблицу, работают в парах 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. Организация учебного процесса на этапе 9 - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. - В чём испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть? - Оцените свою деятельность на уроке. Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму. Составить связный текст Я изложил мысль, используя опорные слова: сложить, вложить, предположить, предлагать, переложить и.т.д. Записывают задание.
  • Русские басни. Басня как литературный жанрРусские басни. Басня как литературный жанр Дата проведения 4.10.13 Этапы урока Содержание Формирование УУД и технология оценивания I. Цель урока. Цель: знакомство с жанром басни. Объяснение популярности басни. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения... II. Работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока. 2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста. 3. Работа с текстом после чтения. – Читаем текст на с. 123. Отвечаем на вопросы: – Что такое басня? – Почему басня популярна? – Как возник жанр басни? Информация для учителя. Басня – стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце её обычно содержится краткое нравоучительное заключение – так называемая мораль. Действующие лица данного произведения – животные, птицы, растения, вещи. А то, что подвергается осмеянию, – это человеческие пороки. Басня – один из древнейших...
  • ПОСЛЕДСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ НА ПЛОД (ФАС)Проблема алкоголизм и потомство во все времена волновала лучшие умы человечества. Еще два тысячелетия назад Плутарх вывел свою знаменитую формулу Пьяница рождает пьяницу В древнем Риме закон запрещал женщинам употреблять алкоголь до 30 лет. В древней Индии категорически воспрещалось пить всегда и всем женщинам, рискнувшим нарушить это табу, раскаленным металлом выжигали на лбу клеймо в виде бутыли специальный знак для мужчин: эту женщину в жены не брать - угроза потомству.
  • Дидактические игры при работе с текстовыми материалами на уроках русского языкаВ современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и активных форм обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относится дидактическая игра. Дидактическая игра, на наш взгляд, позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала. Занимательность условного мира игры делает положительн...
  • Реализация cистемно – деятельностного подхода на уроках русского языка в основной и средней школе В условиях ФГОС перед учителями ставится формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Именно этому способствует системно - деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в г...
  • Конспект к уроку русского языка на тему Бинарные сочинительные конструкцииКонспект к уроку русского языка на тему Бинарные сочинительные конструкции в русском языке.Бинарные сочинительные конструкции характеризуются широкой и регулярной воспроизводимостью и имеют достаточно широкую сферу распространения в СМИ XXI века. Сочинительные конструкции представляют собой достаточно свободные сочетания. Конечно, необходимо валентностно-семантическое согласование между их участниками, но в общем случае нельзя с точностью до имени лексемы предсказать один из однородных членов...
  • Конспект урока по русскому языку на тему АнтонимыУрок разработан и проведён по методике преподавания Кембриджского университета в 5 классе с казахским языком обучения. Занятие проведено в групповой форме. Для достижения целей и решения задач урока использовала интерактивные методы обучения работы разделила класс на 4 группы. Групповая форма работы способствует повышению активности учащихся, дети учатся вести диалог, высказывать свое мнение, развиваются коммуникативные умения и навыки учащихся, происходит взаимообучение, снимается психологичес...
  • Методическая разработка открытого практического занятия Тема: «Структура акушерско-гинекологической помощи. Санитарно-эпидемиологический режим. Женский таз и головка плода как объект ро-дов. Физиология беременности, обследование беременных в женской кон-сВоспитательные цели: -активизировать самостоятельную творческую деятельность у студентов; -воздействовать на мотивационную деятельность студентов; -выработать у студентов работать в коллективе; -формировать у студентов этические принципы при общении друг с другом, с пациентами, с медицинскими работниками. Методические цели: -демонстрация использование современных образовательных технологий (информационно-компьютерных, игровые, технологии активизации и интенсификации деятельности студентов – соз...
  • Конспект урока по литературе Царевна-лягушкаЦель урока: подготовить учащихся к анализу сказки Задачи урока: Образовательные: научить видеть художественные особенности жанра; Воспитательные: помочь понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера; Развивающие: развить речевые умения путем пересказа произведения. Оборудование: доска, портреты писателей Предполагаемые результаты урока: овладение учащимися навыков анализа художественного произведение, речевых умений. План урока: 1. Организационный момент 2. ...
  • Программа курса «Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. Средние века» Курс Зарубежная литература: Средние века. Эпоха Возрождения предназначен в качестве элективного курса для обучающихся в 9 классе любой профильной школы. Курс предоставляет возможность для ученика и учителя возможность цельно и последовательно представить развитие западноевропейской литературы в меняющемся культурном контексте на протяжении двух тысяч лет. Объем предлагаемого материала выходит за рамки обычной школьной программы. Особое значение этот курс будет иметь для классов с гума...
  • Реферат на тему: «М. Ю. Лермонтов в зеркале двух столетий» Работа посвящена изучению творчества М.Ю. Лермонтов в зеркале двух столетий. В ней решаются две главные задачи: анализируется интерпретации поэзии М. Ю. Лермонтова в музыке, уточняется музыкальные образы и впечатления в его поэзии. На двух полюсах духовной жизни, исполненной ощущения непреодолимой дисгармонии и насыщенной страстным поиском форм преображения мира, — могучая фигура, гениальное наследие Михаила Юрьевича Лермонтова обладали равной для его последователей силой притяжения. Изучение творчества Лермонтова с этой стороны раскрыло особое свойство его поэзии и обнаруживает значительность некоторых ее моментов, с общих, т. е. внемузыкальных, точек зрения не получивших надлежащей оценки. Это позволяет выявить у Лерм...
  • Конспект урока «Заветы Владимира Мономаха»Цель урока: с пользой для литературного образования и духовного воспитания детей представить бессмертное творение Владимира Мономаха, развить познавательные способности обучающихся, их нравственно-культурный кругозор. Сложная обстановка сохраня­лась на Руси вплоть до конца XI в. Князья ссорились между собой, превращая ссоры в разорительные войны. Половцы продолжали нападать на Русь и уводить в плен тысячи русских людей. Сами русские князья для реше­ния своих распрей приглашали и нанимали половец...
  • Урок русского языка Тема: Окончания имен прилагательныхУрок русского языка Тема: Окончания имен прилагательных I. Вступление Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к земле знаний. На доске сказочная карта знаний, на ней указан наш маршрут. Кто за приключения? Все без исключения! Давай поднимаем парус И прямо в океан! Ведь и для нас осталось Еще немало стран, Пока что не открытых, Или давно забытых! Дорог в морях немало - Смелее у штурвала! II. Чистописан...
© 2010-2018