Русский язык и Литература

  • Разработка урока литературы Художественные особенности повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба Цели: ü выявить значение образа степи в повести; ü совершенствовать навыки анализа художественного текста; ü формировать умения находить в тексте выразительные средства; ü развивать нравственно-этические представления у учащихся в ходе выявления значения образа степи Оборудование: портрет Н.В.Гоголя; иллюстрации к повести; выставка детских рисунков; мультимедийная презентация. Ход урока: 1.Орг.момент. 2.Запись домашнего задания: -Выучить наизусть одно из описаний степи (степ...
  • Индивидуальный образовательный маршрут Стилистика и культура речиПроектируя индивидуальный образовательный маршрут, учитель вместе с учеником должен определить вид индивидуальной стратегии обучения в соответствии с индивидуально – личностными особенностями ученика, его школьной успешностью и жизненными планами- углубление, ускорение, обогащение, а также учесть мотивацию: успешная сдача ЕГЭ, подтверждение медали, участие в олимпиадах и др. Задачи курса: углубить, расширить знания по русскому языку за счет важнейших тем из области стилистики и культуры реч...
  • Виды соподчинения придаточных предложений Конспект урока разработан на материале произведений ямальских авторов, что позволяет решать главную задачу дня сегодняшнего - формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни, представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле, гражданских и нравственных качеств личности человека, толерантности. Задачи урока: Образовательные: - расширить представление учащихся о сложноподчиненных предложениях, о видах соподчинения; - повторить и углубить сведения о...
  • Из опыта работы. Учебные результаты обучения Учебные результаты обучения. Состоявшийся в июле 2012 г. Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы принял следующее решение: Констатировать, что филологическое образование, изучение русского языка и литературы в школе является важнейшим и определяющим условием : -становления личности молодого человека и его социализации; - формирования нравственной и гражданской позиции; - формирование у него целостной картины мира; ... предметы 2011 г. 2012 г. 2013г. 2014 Русский язык 61% 74% 75% 80% литература 66% 80% 77% 93% Ежегодно учащиеся в классах, где я преподаю, сдают ЕГЭ по русскому языку и выборочный экзамен по литературе. Позитивная динамика результатов ЕГЭ год класс Количество сдающих Русский язык, наивысший балл Литература, наивысший балл Русский язык, средний балл по школе . Литература, средний балл по школе. 2011 11 4 57 - 52 - 2012 11 6+2 69 57 57 53 2013 11 3+3 73-76 -- 63, 6; 58, 6 - В таблице за 2013 г. даны двойные цифры. В этот год в связи с производственной необходимостью я преподавала русский язык и литературу по совместительству в другой школе, расположенной в 20 км. Первые цифры – это результаты ЕГЭ, которых я добилась всего за один год. С целью повышения знаний по русскому языку две ученицы 11 класса в 2012 год занимались при педагогической академии в Зимней Школе словесности. В 2013 году учащиеся 11 класса участвовали в выполнении з... Форма мероприятия мероприятие участники Конкурс исследовательских работ История моей фамилии Ученики5-11 классов, родители Гусевские чтения Зима в стихах поэта В. Гусева Ученики 5-11 классов, учителя, родители Экскурсия по ретро- выставке По этим книгам учились филологии наши родители Ученики 5 – 11 классов, родители Всероссийский филологический чемпионат по русскому языку Ученики 5-11 классов Литературный вечер Бал литературных героев Ученики 8-11 классов Конкурс Как я выполняю домашнее задание по русскому языку. Ученики 5-11 классов Стабильность участия обучающихся в Неделе русского языка и литературы Итоги Недели подводятся на общешкольной линейке в присутствии учителей и родителей. Это является стимулом для учащихся начальных классов, чья задача состоит в продолжении школьной традиции проведения Предметной недели по филологии. Особо хочется остановиться на краеведческой работе в нашей школе. Для её развития в нашем селе создана благоприятная обстановка, так как с особым трепетом односельчане чтут память о нашем земля... год мероприятие Форма проведения ответственные 2011 Родная природа в произведениях В.Р. Гусева Заочная экскурсия Учителя русского языка и литературы, учащиеся старших классов 2012 В. Р. Гусев в воспоминаниях родных и близких Литературный вечер Учителя , дети поэта, родители 2013 Зима в творчестве В.Р. Гусева Арт - галерея Учителя литературы и ИЗО 2014 Литературная программа Люблю Залесовский район,посвящённая 90 – летию образования района Музыкальная встреча Учителя литературы и музыки, СДК , литературный совет газеты Родные голоса 2015 Войной опалённое детство Встреча односельчан, выход на кустовое МО Учителя- языковеды, общественные организации при администрации села О Гусевских чтениях писала районная литературная газета Родные голоса №1-2 январь февраль 2011 г. В школе создан стенд, рассказывающий о творчестве поэта и односельчанах, занимающихся литературной деятельностью, а таких в нашем небольшом селе много: сказывается влияние Гусевской поэзии и той литературной работы, которую проводит школа среди детей и взрослых. Считаю, что я стояла у истоков этой работы: ü дважды в район...
  • Научно-исследовательский проект Феномен творчества И. Крылова как баснописцаДанная работа является исследовательской работой учащегося в 2013 – 2014 гг. Работа носит ярко выраженный литературоведческий характер, автор демонстрирует как широкий кругозор и вкус, так и навыки исследовательской деятельности. В ходе планомерной добросовестной работы автор выказал высокий уровень внутренней культуры и стремление к самосовершенствованию. Им был проработан значительный объем как литературных произведений, так и исторических исследований. Проект опирается, в том числе на впеча...
  • Творческий проект-исследование «Жизнь одного слова»Много слов в русском языке. Ученые-языковеды говорят, что около миллиона. Есть ли у вас любимое слово? Назовите его. (Смогли?)Оказывается, все в окружающем нас мире делится на любимое и нелюбимое. Все, кроме слов. Мы об этом не задумываемся, потому что привыкаем к словам, воспринимаем слово как нечто естественное и вечное. Возможно, мы безразличны к словам и потому, что ничего или почти ничего не знаем о сложных взаимоотношениях в мире слов. Цели проекта: Обогащение словарного запаса. Воспитание...
  • Индивидуальный образовательный маршрут Введение в журналистикуИндивидуальный образовательный маршрут по курсу Введение в журналистику Количество часов: 62 часа Цель: формирование социально активной личностив процессе коммуникативного общения в условиях информационного общества; Задачи: 1. - познакомить с основами журналистики; 2. - сформировать представления о специфике профессиональных и нравственных качествах журналиста; 3. -совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации; 4. - способствовать изучению н...
  • Сценарий круглого стола по теме Мы разные, но мы вместеЦель праздника: 1) воспитание толерантности, внимательного отношения к себе и другим; 2) знакомство учащихся с особенностями культуры народов другой национальности; 3) развивать коммуникативные навыки. Слайд.1. Звучит песня Я, ты, он, она – вместе целая страна Учитель: -Здравствуйте, ребята, гости, родители! Как вы думаете, почему мы открыли праздник, именно, этой песней? (ответы). Россию населяют много народностей. И только в братстве и тесном единении друг с другом можно преодолеть любые ...
  • Лермонтовский бал-салон (внеклассное мероприятие по литературе к 200-летию М. Ю. Лермонтова)Зал украшен в стиле бального зала 19 века, по периметру которого расставлены столики для гостей, центральная часть зала предназначена для танцев и игр. Старшеклассники в бальных нарядах. У входных дверей по обе стороны лакеи в парадных ливреях. Ведущий 1. Милостивые государи и государыни! Добрый вечер, дамы и господа, леди и джентльмены, судари и сударыни! Хозяйка бала: Сегодня мы приглашаем вас на наш литературный бал-салон – познакомиться с гостями, найти друзей и единомышленников… Хозяин б...
  • Христианская притча «Царь и рубашка»Христианская притча Дождь и солнце учит видеть в жизни хорошее. Данный ресурс будет интересен не только учителям, ведущим курс ОРКСЭ, но и преподавателям литературы, а также классным руководителям. Ролик выполнен в программе ФотоШОУ PRO, длительность ресурса 1 мин. 10 сек. Христианская притча Дождь и солнце учит видеть в жизни хорошее. Данный ресурс будет интересен не только учителям, ведущим курс ОРКСЭ, но и преподавателям литературы, а также классным руководителям. Ролик выполнен в програ...
  • Киевский цикл былин. «Илья Муромец и соловей разбойник»Урок внеклассного чтения в 7 классе. Цель: закрепить знания о былинах и их художественных особенностях; расширить представление об эпическом герое; совершенствовать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения, углубить представление об отличиях былины от сказки. . Эпический герой- герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью. Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного твор...
  • Учебный проект Причастие как часть речи Особенностью проекта стало использование грамматических сказок и грамматических схем. При разработка пособия учитывалось, что оно предназначено для использования на уроках (для обобщения, повторения, закрепления изученного, проверки знаний, а также для развития интереса к предмету). Электронное пособие можно применять на дополнительных занятиях с учениками, которые испытывают затруднения при изучении русского языка.
  • Методический доклад на тему: «Использование метода «Деловая игра» на уроках спецдисциплины «Товароведение пищевых продуктов » В последнее время усиливается интерес к таким видам обучения, которые сочетают проблемность, занимательность, рассчитаны на большую самостоятельность учащихся и студентов. Можно уже сегодня утверждать, что интерактивное обучение позволяет учащимся стать другими - уверенными, толерантными, раскрепощенными, оптимистично настроенными, готовыми к преодолению трудностей обучения, стойкими к стрессам. Кроме того, использование интерактивных методов позволяет реализовать идею сотрудничества тех, ...
  • Значение инновационных подходов в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихсяПуть педагога тернист и труден. Поэтому я считаю, что педагогом не рождаются, а становятся. Педагогическая профессия, одна из самых древних. Она почетна тем, что оставляет доброе чувство исполненного долга перед детьми, позволяет ощущать свою причастность к их судьбе, а значит, свою полезность, испытывая при этом особенное счастье. Только счастливый учитель может подарить ученику несколько лет ученического счастья, счастья познания таинства наук, профессии. Педагогика в моем понимании – это так...
  • Календарный план по русскому языкуКалендарные планы по русскому языку и русской литературе 10 класс№СодержаниечасыСрокиЛитератураКонтрольные работы1Орфоэпия,орфография,морфемика,словообразование102\ІХ2Лексика.Фразеология1093Синтаксис.Пунктуация1164Изложение123Изложение5Общеупотребительная иобщенаучная лексика. Книжнаяи разговорная лексика русскогоязыка.1306Профессиональная и терминоло-гическая лексика 107\Х7Морфология, орфография.Культура речи.1148Части речи. Самостоятельные ислужебные части речи.1219Сочинение – повествование1...
  • Разработка урока по русскому языку на тему: Второстепенные члены предложения. ДополнениеТема моего урока Второстепенные члены предложения. Дополнение. Цель урока: познакомить учащихся с дополнением как второстепенным членом предложения Задачи урока: 1. Учить определять общее значение дополнения, вопросы, на которые отвечает дополнение, какой частью речи оно может быть выражено, находить дополнение в предложениях ...
  • Сочинение Мой родной крайСочинение на тему Мой родной край было предложено написать комитетом образования Курской области на конкурс , который проводился среди детей, находящихся под опекой. И хотя эта работа не заняла призового места, считаю , что ученица смогла показть неповторимую красоту своего родного края, продемонстрировав любовь к родным местам. Семиклассница знает выдающихся людей курского края: поэтов, композиторов, исполнителей. Не обошла вниманем ученица и духовную жизнь нашей области, святыни, которые из...
  • Азработка внеклассного мероприятия В гостях у сказкиЦель: · развитие речи учащихся, пробудить интерес к русской сказке, к стихам, песням; · дать возможность проявить себя, свои умения, артистизм; · воспитывать бережное отношение к слову; Ход: І. Ведущий: Ребята, знаете ли вы сказки? Знаете, прекрасно. Сегодня мы побываем в гостях у сказки. А для этого вы должны по началу сказки угадать полное название. 1) Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. (Волк и коза) 2)...
  • Урок литературного чтения: Стихи о первом снеге И. Бунина, Я. АкимаУрок литературного чтения во 2 классеТема: Стихи о первом снеге И. Бунина, Я. Акима.Цели: 1) ознакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов о зиме; 2) развивать память, внимание; формировать навык сравнения и анализа; 3) прививать любовь к природе и русской словесности.1. Орг. момент (встали ровненько, посмотрели друг другу в глаза и подарили улыбку. У нас у всех хорошее рабочее настроение, мы можем приступать к уроку).2. Основная часть.а).Сообщение темы...
  • Конспект урока по русскому языку на тему: СПП, его строение и средства связи в немТема: СПП, его строение и средства связи в нем Цель: сформировать понятие о СПП; показать структуру СПП; закрепит главные признаки придаточного предложения; совершенствовать пунктуационные навыки Ход урока I. Оргмомент II. Актуализация опорных знаний 1. Орфографическая разминка Письменный, песчаный, станционный, утренний, болезненный, каменный, лебединый, соловьиный, клюквенный, полотняный, торфяной, кожаный, стеклянный, деревянный, картинный, голубиный, туманный, о...
  • Открытый урок Путешествие в королевство ПричастиеДанная разработка - открытый урок по теме Причастие. Вид урока: урок-путешествие. Проводился после изучения темы Причастие. Цель данного урока: обобщение полученных знаний по теме Причастие. Урок предпологает путешествие по 6 станциям: 1 станция - История Причастия. Учащиеся вспоминают что занют о Причастии. 2 станция - Центральная площадь, на данном этапе учащиеся вспоминают различие действительных и страдательных причастий. 3 станция -Министерство образования, на данной станции учащиес...
  • Работа на уроках литературного чтенияРабота на уроках литературного чтения. Огромную роль в развитии орфографической зоркости имеет любовь к чтению. Чем больше ребёнок читает, тем меньше допускает ошибок. Поэтому уроки чтения должны быть интересными, разнообразными. Предлагаю рассмотреть вид работы под названием Поэтическая пятиминутка. Поэтическую пятиминутку проводим на каждом уроке. Четыре человека читают наизусть, выбранные по их желанию стихи, которые записываются детьми в тетрадь. Каждая страничка оформляется, согласно ...
  • Конспект урока по литературе на темуТема: Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести Цель: продолжая работу над текстом романа, показать, как автор решает проблему творчества на примере образа мастера, вырабатывать навыки анализа прозаического произведения, учить делать выводы по теме Ход урока I. Оргмомент II. Опрос по вопросам домашнего задания III.Основное содержание урока - Расскажите, когда и как появляется в романе герой, чьим именем названо произведение. (Появляется лишь в се...
  • Работа с пословицами на уроках русского языкаРабота с пословицами на уроках русского языка. Работа с пословицей развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому усвоению литературы, обогащает учащихся народной мудростью.Отбор пословиц определяется темой конкретного урока и его целями. Пословицы могут использоваться как дидактико-воспитательный материал на разных этапах урока русского языка: на этапе подготовки к изучению нового материала, на ...
  • Конкурсное сочинение на тему: «2015 лет от Рождества Христова. Изменился ли мир и человек?» VI Областной фестиваль детского и юношеского творчества Вифлеемская звезда по г.о. Тольятти, Жигулевску и Ставропольскому району 2015 года Это сочинение получило третье место в старшей возрастной группе. Почему этот праздник особенный? Что он значит для людей? Изменился ли мир и человек за время от Рождества Христова до наших дней? Все эти вопросы, несомненно, очень интересны и требуют глубокого размышления. Мир очень изменился от Рождества Христова. В чём-то он, несомненно, усовершенствовался, улучшился. Произошло много открытий, человек освоил воздушное и морское пространство, стал умнее и просвещённее. Но в то же время мир стал и грязнее. Причём загрязнению подверглась не только окружающая...
  • Творческий обзор учителя русского языка и литературы Творческий обзор В мудрых словах предков отмечалось, мы всегда преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему Сегодняшние дети – это будущий мир. И передо мной, как и перед каждым учителем, наверное, встают проблемы: Как учить в век информационной технологии человека будущего? Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках помогли ученику стать конкурентоспособной личностью? Как повысить качество обучения учащихся? Как пробудить интерес к уроку русского языка? В поисках решения эт...
  • Урок внеклассного чтения по рассказу А. В. Костюнина Урок по рассказу Костюнина проводится в группах с использованием кейс-метода . Ребятам предлагается поэтапно выполнить ряд заданий (определить основной композиционный прием, написать синквейн, заполнить таблицу, защитить коллаж). Задания распечатаны учителем для каждой группы. В конце урока дети должны ответить на вопрос о том, почему автор включил рассказ в сборник под названием Купель. Рассказы современных авторов обязательно должны звучать на уроках. Заинтересовать личностью Костюнина м...
  • Методика проведения упражнений, способствующих развитию орфографической зоркости учащихся начальных классовМетодика проведения упражнений, способствующих развитию орфографической зоркости учащихся начальных классов. Общеизвестно, что в начальном обучении русскому языку велико значение упражнений. На их роль указывал ещё К..Ушинский, считавший, что главное, центральное занятие, вокруг которого группируются все остальные и по которому мы располагаем и самую нашу грамматику, есть практическое упражнение в языке, изустное и письменное. К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования: 1.Они...
  • Викторина Путешествие по стране Литературия2015 год объявлен годом Литературы. В нашей школе мы разработали план мероприятий. посвещенных году Литературы. Викторина Путешествие по стране Литературия открывает год. Проводится викторина в 5-6 классах, с целью вызвать у учеников интерес к чтению. К сценарию прилагается презентация с портретами писателей, красочными иллюстрациями и заданиями викторины. Материал к мероприятию содержит вопросы как из устного народного творчества, так и творчества писателей 19 и 20 века. А также включает...
  • Сочинение на тему Почему меня восхищает личность М. В. Ломоносова Когда бы я ни задумывалась о личности Ломоносова, меня всегда мучает один и тот же вопрос: как же он всё успевал? Сочинять стихи, писать научные труды, ставить многочисленные опыты в лаборатории и даже заниматься мозаикой (два года он потратил на монументальную мозаичную картину Полтавская баталия). Откуда брал силы на всё это? Он и прожил-то до обидного мало… 54 года… И столько всего успел… Наверное, такие люди, как Ломоносов, рождаются раз в столетие. Он был как Солнце для русской науки и ис...
  • Урок по теме «Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях». »Данный конспект урока может быть использован на уроках литературы в 5 классе. Соответствует требованиям ФГОС. Представлен в виде технологической карты. Добавлен самоанализ урока. Данный урок изучается в тесной связи с предыдущим уроком по изучению стихотворения Н.А.Некрасова На Волге о тяжёлой доле бурлаков, а также с последующим уроком по изучению стихотворения Н.А. Некрасова Крестьянские дети, рассказывающем о том, как жили дети из крестьянских семей. Таким образом, в сознании учащихся рождается целостный образ – жизнь целого поколения крестьянства: и взрослых, и детей, как мужчин, так и женщин.
  • Мастер-класс «Развитие творческих способностей учащихся на уроке самопознание СОДЕРЖАНИЕ: Введение Глава 1. Психологическое обоснование. Глава 2. Теоретические основы развития креативности детей младшего школьного возраста Глава 3. Организация творческой деятельности учащихся на уроках Самопознания Заключение Литература Приложения. Введение Как найти себя в огромном мире? Как узнать хрустальный свой родник? Руки распахнуть как можно шире, Чтобы солнца луч в меня проник? Сто вопросов, мыслей, откровений. Сто минуток нежной тишины, Путешествий...
  • «Я, конечно, вернусь…. » Владимир ВысоцкийАвтор работы:Наталья Николаевна Покровковазаместитель директора по УВРМБОУ СОШ № 2 им. Е.В.Камышева г. Гагарина Смоленской области Время – истинный судья поэта. Владимир Высоцкий прошел испытание временем. Более четверти века минуло с тех пор, как страна простилась со своим Певцом. Но число тех, для кого его творчество не просто стихи, а жизнь и судьба, не становится меньше. Как и многие великие поэты, он рано надорвался. За этим, наверное, скрывается его подлинная сущность – не жалея себя, хрип...
  • Факультативный курс Речевой этикет Один из важнейших элементов человеческой культуры – это речевой этикет. Вместе с тем ни один предмет школьной программы не ставит своей целью обучение ребенка нормам речевого этикета и всеми нормами литературного языка. Современные выпускники, отягощённые конкретными знаниями, часто теряет способность правильно общаться, терпит неудачу в речевых опытах. Несмотря на определённую сумму знаний, на имеющийся опыт владения коммуникативными умениями, они часто создают бесполезные творческие работы,...
  • План работы методического объединения учителей русского языка и литературыПредлагается план работы методического объединения учителей русского языка и литературы в условиях казахской школы. План состоит из нескольких разделов:1. Организационно-методическая деятельность,1. Подготовка к новому учебному году 2. Общешкольные мероприятия 3. Выполнение государственного стандарта образования по русскому языку и литературе 4. Работа по подготовке к ЕНТ 5. Работа по повышению педагогического мастерства 6. Внеклассная работа 7.Совершенствование учебно- методической базы кабинет...
  • Контрольная работа по литературе (11 КЛАССС) В 11 классе изучение литературы направлено на формирование грамотного читателя, уделяется внимание традициям и новаторству в русской литературе, истории создания отдельных произведений, литературным и фольклорным истокам создания образов, вопросам теории литературы, осмыслению художественных систем, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. Контрольная работа по литературе для учащихся 11 класса проводится после изуче...
  • Контрольная работа по русскому языку по темеИтоговая контрольная работа проводится в 7 классе после изучения темы Причастие, позволяет проверить, насколько хорошо учащиеся усвоили эту тему. Включает в себя задания на все изученные разделы: -вопросы по теории, -различение действительных и страдательных причастий, -суффиксы причастий, -слитное и раздельное написание НЕ с причастиями, -морфологический разбор причастия. Каждый вопрос включает в себя 5 заданий, что облегчает учителю задачу по вычислению среднего балла работы учащегося. Сост...
  • Создание учебной ситуации на уроке русского языка как способ достижения предметных планируемых результатовСитуацию рассматривают как обучающий приём развития речи (Г.И. Рожкова), речевую ситуацию считают средством развития неподготовленной речи (В.Л. Скалкин), речевой ситуации отводят особое место среди условий и средств обучения (Т.А. Ладыженская). А.А. Леонтьев характеризует ситуацию как совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие по намеченному нами плану, будь эти условия заданы в тексте или созданы учителем в классе. С.Ф. Ш...
  • Методические указания по выполнению самостоятельной домашней работы по МДК 02. 01 Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущество организацииМДК 02.01. Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущество организациидля группы заочного отделения ЗСБ-041специальности 03.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)МДК 02.01. Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущество организациидля группы заочного отделения ЗСБ-041специальности 03.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)МДК 02.01. Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущество о...
  • Интегрированный урок – творческая мастерская. Тема урока: Движение декабристов и «подвиг любви бескорыстной» в истории и поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины»Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегриров... document.body.appendChild(script); })();
  • Проект В мире Достоевского Роман Ф.М.Достоевского Преступление и наказание - один из сложнейших в русской литературе. Игровой проект В мире Достоевского нацелен на поддержание интереса к изучению литературы и актуализацию знаний учащихся. Работа над проектом будет способствовать развитию познавательных навыков учащихся, развитию умения ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления. Продукт проекта - сценарий интеллектуальной игры Риск-версия по роману Ф.Достоевск...
  • Справочник по русскому языку для подготовки ОГЭ 2015ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТОЙЧАСТЬ 1. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕПрослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ (Из методических рекомендаций ФИПИ). Сре...
  • План-конспект Волк и ягненокЦели:- познакомить учеников с творчеством великого русского баснописца И.А. Крылова на примере басни Волк и ягнёнок;-развивать в учениках способность размышлять, правильно с точки зрения нравственности оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова;-Сегодня мы будем работать в группах (с зелёными карточками в 1-ю группу, с синими –во 2-ю, с жёлтыми – в 3-ю, с красными – в 4-ю) (у каждого участника группы индивидуальное задание)- На выполнение заданий каждой груп...
  • Тесты по русскому языку Тест (от англ. test - испытание, исследование). Стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизические и личностные характеристики, а также знания, умения, навыки испытуемого. К достоинствам тестового метода относится его экономическая эффективность, более высокая, чем у других методов. К недостаткам тестовых процедур следует отнести их исключительно констатирующую функцию, а специфической особенностью тестового метода является его зависимость от...
  • Пакет контрольнооценочных материалов для проведения квалификационного экзамена по ПМ. 01 Организация пассажирских перевозокПакет КОМ подготовлен для проведения квалификационного экзамена обучающихся по профессии 100120.04 Проводник на железнодорожном транспорте. Цель данного документа: проверить умения обучающихся при выполнении практических заданий по специальности Проводник пассажирского вагона применять свои теоретические знания и практические навыки. Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Бурятия Бурятский республиканский многопрофильный техни...
  • Заседание клуба знатоков русского языка. Поговорим об именах. .. Как Вас зовут?Имена людей — часть истории человечес­тва. Ученые установили, что в именах отражаются быт, верования, фантазия, чаяния, художественное творчество народов, их исторические связи. Вот почему в беседах о русском языке нельзя обойти молчанием наш именослов. Собственные имена людей являются объектом изучения специальной лингвистической дисциплины, которая носит название антропонимика (от греческих человек и — имя). Специалисты, обрабатывая древние докумен­ты, насчитывают кто десять, кто двадца...
  • Доклад на тему: Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образованияИспользование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования Сегодня на семинаре мы представим новые подходы к организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы. Основными целями данного семинара являются: 1) сформировать у педагогов представление о современных технологиях обучения как о способе воздействия преподавателя на учеников, с одной стороны, и совокупности форм и методов предъявления учебной информации – с другой; 2) обеспечить совершенствование профессиональных умений учителей русского языка и литературы; 3) развить творческое отношение учителей к технологизации учебного процесса, основанной на высокой методологической культуре. Введение Как только в системе школьного образования возникло понятие педагогическая технология, сразу появились разночтения как в назывании этого понятия, так и в понимании его сути. Собственно, и сегодня мы не можем утверждать, что в дидактике и методике обучения сложилась четкая система научных определений и классификаций педагогических технологий, принятая всем научным и педагогическим сообществом. Почему? Дело в том, что у педагогических технологий в образовательном процессе сравнительно недолгий жизненный путь. Они возникли лишь в XX веке, поэтому многие детали уточняются, систематизируются и приводятся к единообразию. Мы вам представим классификацию педагогических технологий ГОРБИЧ Ольги Ивановны – кандидата педагогических наук, доцента кафедры русской словесности Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, автора учебных пособий по современным педагогическим технологиям в обучении. Мы говорим о технологизированном обучении тогда, когда речь идет о четкой последовательности действий педагога, об общих закономерностях данного процесса обучения, о предельно конкретно сформулированных целях и задачах, о способах взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их роли в образовательном процессе, о гарантированном достижении намеченного результата каждым школьником. Наиболее емкими и конкретными определениями образовательной технологии, на наш взгляд, являются следующие: Образовательная технология – упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей (Н.Таланчук) Образовательная технология – конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей (М.Кларин). Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности. Вывод: главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении – это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений. Технологии обучения Предметно-ориентированные технологии Технологии личностно-ориентированного образования Вузовские технологии Диалоговые технологии Игровые технологии Компьютерные технологи Предметно - ориентированные технологии обучения Предметно-ориентированные технологии – это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой знаньевой педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика. Предметно - ориентированные технологии обучения 1. Технология дифференцированного обучения Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению. 2. Технология концентрированного обучения особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, Технология дифференцированного обучения При дифференциации учащихся в соответствии с тем или иным уровнем учителю необходимо опираться на следующее: – общий уровень обученности, развития ученика, отдельные особенности психического развития (память, мышление, познавательная деятельность); – индивидуальные особенности ученика (склонность к гуманитарным предметам или точным наукам); – неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам (кроме умственного развития); – интерес ученика к тому или иному предмету. Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно приблизительно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую; поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие. Карточки могут быть использованы учителем для организации деятельности учеников на целый урок либо на 15–20 минут в зависимости от целеустановки. Мы рассмотрим один из подходов к обучению учащихся на уроках русского языка в рамках технологии дифференцированного обучения, когда предлагается делить содержание обучения русскому языку по трем уровням сложности: А, В и С, где уровень А может обеспечивать обучение в общеобразовательных классах и в классах естественно-научного, математического, технического и других профилей. Уровень сложности В рекомендован учащимся, ориентированным на профильное гуманитарное образование. А уровень С рассматривается как уровень углубленного изучения материала. Рассмотрим варианты разноуровневых карточек по теме 9-го класса. Тема: Повторение материала, изученного в 5–8-х классах А I. Среди приведенных предложений найдите двусоставные и односоставные. Подчеркните грамматические основы. 1. Штурмана, знаешь, народ хитрый. 2. Вот желают нам, морякам, люди счастливого плавания… 3. Тихие рыболовы, как у нас. II. Исправьте ошибки в приведенных предложениях. 1. Жажда к славе была для героя самым важным качеством. 2. В своем сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю. 3. На картине запорожцы о чем-то смеются и веселятся. В I. Выполните синтаксический разбор предложений, дайте им характеристику. 1. В голове гудит от постоянного напряжения. 2. Мне вернули журнал лишь в конце недели. 3. Дама с собачкой вышла во двор. II. Составьте предложения, употребив слова к счастью, безусловно, наконец в одном случае в качестве вводных слов, в другом – как члены предложения. В последних примерах определите, к какой части речи эти слова относятся. С I. Произведите полный синтаксический разбор предложений, расставив недостающие знаки препинания. 1. Николка нахмурился и искоса как птица посмотрел на Василису. 2. Каюсь в скверном. 3. Что у вас делается? II. Составьте два предложения, употребив слово как. В первом случае оно будет входить в состав сказуемого, во втором – в сравнительный оборот. Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например: 1) составление текстов диктантов 2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу 3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке 4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр) 5) работа с дополнительной литературой 6) проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками, которые имеют более низкий уровень подготовки 7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе 8) работа учителем (проведение фрагмента урока). Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые ученики выполняют задания по карточкам. Технология концентрированного обучения Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. Погружение по русскому языку предшествует изучению литературы и, выполняя свои задачи, направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на занятиях по литературе. Для того чтобы вызвать желание читать ту или иную книгу, читаются интересные эпизоды, используются рассказы о жизни писателя или поэта. Карточки с заданиями (по возможности) составляются на основе литературных произведений, причем и здесь соблюдается принцип ритмичности. Например, если первый день погружения по литературе посвящается славянской мифологии, то в первый день по русскому языку может быть такое задание: Спишите, подчеркните основы, расставьте знаки препинания: 1. Перун бог грома и молнии. 2. Ярило бог в_-сеннего солнца покр_витель любви пл_дородия. 3. Самое страшное вр_ждебное человеку б_жество Морана. Она живет на севере в недрах скал. Морана б_гиня ночи зимы смерти. Тема этого дня по русскому языку: тире между подлежащим и сказуемым. По орфографии повторяется правописание безударных гласных в корне слова. Выделяются основные средства достижения поставленных задач при использовании концентрированного обучения. 1. Материал изучается крупными блоками. 2. Особую роль играет многократность вариативного повтора. 3. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт. 4. При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем. 5. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами. 6. На занятиях используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. 7. Особую роль в овладении грамотным письмом играет словарная работа. Вузовские технологии обучения в школе В преподавании русского языка в школе сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др. Сегодня школьная лекция – это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу. Классическая школьная лекция имеет четкую структуру, например такую: I. Актуализация темы, определение задания. II. Слушание лекции учителя (20–30 минут). III. Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя. IV. Обсуждение выполнения заданий. V. Подведение итогов. VI. Рекомендация дополнительной литературы. В школе в последние годы используется не только традиционная лекция, но и такие ее формы, как лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-беседа, лекция с обратной связью. Используя вузовскую лекционную технологию обучения в старшей школе, наиболее успешно работают учителя, совмещающие чтение лекций с проведением семинарских занятий. Эту систему обучения называют лекционно-семинарской. Урок-семинар – это форма самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, формированию навыка работы с литературой, совершенствованию коммуникативных навыков. Школьное семинарское занятие обычно состоит: 1) из вступительного слова учителя; 2) сообщений учащихся; 3) обсуждения сообщений; 4) подведения итогов семинара. Виды семинаров Семинар– развернутое собеседование Семинар-диспут Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся Семинар-обсуждение докладов и рефератов Семинар – развернутое собеседование. Все ученики готовятся к выступлениям по каждому запланированному вопросу и на семинаре максимально вовлекаются в обсуждение темы. Этому помогают заранее подготовленные развернутые выступления. Семинар-обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников. Остальные школьники знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, план и основные проблемы которого заранее известны. Семинар-диспут, основанный на дискуссии (хотя элементы ее есть на любом семинаре). Каждый ученик должен определить свое отношение к предмету диспута. Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся учащимся или группам предлагается на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Работа длится около 20 минут. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности групп и выполнением упражнений, закрепляющих полученные знания и умения. В современной школе широкое распространение получили уроки-практикумы, или практические уроки, в том числе и по русскому языку и литературе Урок-практикум, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний. Схема урока-практикума может быть такой: 1. Повторение теоретических сведений по проблеме. 2. Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий (графический разбор, составление схем, морфемный разбор, редактирование текста и т.д.). 3. Собственно практикум с использованием словарей, справочников, учебных пособий. Работа ведется по карточкам. 4. Контролирующее задание для всего класса. Выполняется с самоконтролем по словарю или справочнику. 5. Задание на дом. Еще одной формой занятий, которая пришла из вуза в школу, является урок-зачет. Этот урок проводится тогда, когда нужно повторить и обобщить изученный материал не только по большой теме программы, но и за четверть или за весь учебный год, а также при осуществлении контроля за знаниями учащихся. Проводится урок-зачет, как правило, по следующей схеме: 1. Проверка знаний (устных и письменных) учителем и учениками-консультантами. 2. Выставление оценок за каждое выполненное задание в Лист оценки знаний, который перед уроком вывешивается на стенд. 3. Выставление итоговой оценки по результатам выполнения всех заданий, которая соответствует реальному уровню знаний, умений и навыков каждого ученика. 4. Подведение итогов урока. Итак, рассмотрев основные вузовские педагогические технологии, которые используются в современной школе при преподавании русского языка и литературы – уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты, – мы можем сделать вывод об их несомненной ценности: обеспечивают мыслительную активность каждого ученика, развивают его самостоятельность, повышают авторитет знаний Технологии личностно-ориентированного образования Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. Технологии личностно-ориентированного образования Педагогические мастерские Модульное обучение Метод проектов Обучение как исследование Педагогические мастерские Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету. В обобщенном виде принципы работы мастерской таковы: 1) равенство всех участников, включая педагогов 2) ненасильственное вовлечение в процесс деятельности 3) отсутствие оценки (точнее, отметки, так как оценка есть и должна быть, но только положительная) 4) отсутствие соперничества, соревнования 5) чередование индивидуальной и групповой работы 6) важность не столько результата творчества, сколько самого процесса 7) разнообразие используемого материала 8) ответственность каждого за свой выбор. Модульное обучение Модульное обучение и его элементы базируется на деятельностном подходе к обучению: ученик осознанно и прочно усваивает только то учебное содержание, которое становится предметом его активных действий. При помощи модулей учитель управляет процессом обучения. Основной учебный модуль включает законченный блок информации, целевую программу действий для ученика и советы учителя по успешной ее реализации. Во время учебного занятия роль учителя заключается в формировании положительной мотивации ученика, в организации его деятельности, координировании, консультировании и контроле. Учебный материал разделен на тематические блоки, каждый из которых укладывается во временные рамки двухчасового занятия. План модульного занятия может быть следующим: - мотивация учеников - самостоятельная работа - работа в малой группе (4–6 человек) - работа в целом классе - рефлексия Модульное занятие позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, накопленных школьной практикой, т.е. модульное обучение, по сути, является интегративной технологией. Метод проектов Метод проектов – это самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки. Этапы работы над учебным проектом: - предварительный выбор старшеклассником темы (с учетом рекомендаций учителя) - составление плана - изучение литературы по данной теме и сбор материала - создание собственного текста - защита - ответы на вопросы по теме проекта Обучение как исследование Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность учащихся. В обобщенном виде этапы научного исследования можно представить так: • знакомство с литературой; • постановка (формулирование) проблемы; • формулировка гипотезы; • планирование и разработка учебных действий; • сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); • подготовка и написание (оформление) сообщения; • выступление с подготовленным сообщением; • проверка гипотез; • построение сообщений; • построение выводов, заключений. Однако совсем не обязательно наличие всех этих составляющих на каждом уроке-исследовании. Урок-исследование очень эффективен при повторении, обобщении, комплексной работе с текстом. Игровые технологии Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский Начало любой игры – это, прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом) Разновидности игр Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д. В настоящее время существует большое количество игр, которые учитель может использовать на уроке русского языка и литературы в процессе работы по игровой технологии (игры - путешествия; лингвистические кроссворды; лингвистическое лото и т.д.). Результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности ее этапов. Диалоговые технологии обучения русскому языку Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему. М.М. Бахтин Основное назначение диалоговой технологии в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности На первом уровне как диалог с собственным Я, как общение с самим собой, собственным разумом – это личностный уровень. На втором уровне диалог понимается как процесс взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Я и другой) – это межличностный уровень. Третий уровень диалога – мультидиалог – множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5–7 человек. Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа я хочу сказать, мое мнение, мне хочется дополнить, моя точка зрения. Целью диалога является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях. Организация уроков-диалогов связана с тем, что диалог на таких уроках может быть двух видов: информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация). Информационный диалог обычно организуется учителем в процессе овладения новыми знаниями, а интерпретационный диалог может быть включен в любой структурный элемент урока (проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, подведение итогов). Компьютерные технологии в обучении русскому языку В начале XXI-го века технологии мультимедиа и Интернета получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку и литературе Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий пакет дидактических и технических средств. В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы: - презентации - информационно-обучающие - тестирующие. Презентация хороша для анонсирования новой темы. Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет-репетиторы по предмету или на электронные библиотеки. Тестирующие программы как способ контроля очень широко распространены в современной школе: это варианты от простых карточек с вопросами до сложных многоуровневых программ. Ясно, что с помощью программного обеспечения учитель русского языка и литературы может разработать различные материалы. Это могут быть карточки с заданиями, тесты, алгоритмы решения лингвистических задач, опорные конспекты, схемы и т.д. Теперь существует большое количество компьютерных обучающих программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель русского языка и литературы как при подготовке к уроку, так и на самом уроке. Есть в Сети методические и искусствоведческие материалы. Компьютерные обучающие программы по русскому языку и литературе а) Продукты серии Уроки Кирилла и Мефодия разработаны в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Программы включают уроки по разным темам школьного курса русского языка и литературы Разработки содержат основополагающие знания по изучаемому курсу, интерактивные тренажеры, материалы к контрольным занятиям, экзамену. б) Обучающий комплекс Русская словарная лексика предназначен для освоения одной из самых трудных тем русского языка – правописания словарных слов. В комплекс включены практически все слова, правописание которых нужно запомнить за годы учебы в школе. Его основу составляют 1200 озвученных тестовых заданий. Для каждого слова предлагается набор родственных слов и опорная графическая картинка, на которой зашифровано его правописание. Словари и энциклопедии Современные компьютерные технологии предлагают неограниченное количество словарей и энциклопедий. Причем в большинстве своем это не просто отсканированные печатные издания, а мультимедийные программы, в которых используются различные способы подачи материала: текст, звук, иллюстрация, анимация и т.д. Методические материалы в сети а) Справочно-информационный портал Русский язык http://www.gramota.ru. Портал создан в 2000 г. и содержит много полезной информации, касающейся русского языка б) Издательский дом Первое сентября, http://rus.1september.ru -газета Русский язык и сайт для учителя Я иду на урок русского языка. http://lit.1september.ru - газета Литература и сайт для учителя Я иду на урок литературы. в) Словесник – http://www.slovesnik-oka.narod.ru. Сайт адресован всем, кто преподает русский язык. Знакомит с Интернет-ресурсами в области преподавания русского языка: есть ссылки на образовательные сайты, адреса издательств, выпускающих учебную литературу, библиотеки. Специальный раздел посвящен проблеме дистанционного тестирования. г) http://www.rusedu.ru/- архив учебных программ содержит множество различных программ, презентаций, учебных пособий, рефератов. Конечно, в сети есть еще большое количество текстовых баз данных, словарей и просто материалов по русскому языку, литературе – все их невозможно перечислить в одной статье. Главное, что современный учитель русского языка и литературы имеет возможность пользоваться всеми этими ресурсами исходя из своих потребностей, целей и этапов конкретного урока. Конечно, диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае мы можем сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы. Заключение Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.
  • Конспект урока по повести Л. Н. Толстого ОтрочествоНад автобиографической трилогией Толстой работал в течение шести лет – с 1851 по 1856 год. Первоначально произведение называлось Четыре эпохи развития. В этом замысле Толстой совмещал интерес к проблеме становления духа, внутреннего мира человека вообще с интересом к формированию неповторимой личности. Цель урока Выявление особенностей мировосприятия Николеньки Иртеньева, проявляющихся в чувстве одиночества; пробуждение самосознания. Задачи: 1. актуализация знаний учащихся о некоторых фа...
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах, знает, какое большое значение придает школа развитию речи учащихся. Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных УУД. А это и умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи ...
  • Планирование воспитательной работы с воспитанниками Целью планирования воспитательной работы с воспитанниками детского дома является - создание условий для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Задачи при построении планирования воспитательной работы: ü обеспечение психолого-педагогической, правовой поддержки детям-сиротам; ü оказание помощи в построении взаимоотношений подростка и среды его нахождения; ü формирование качеств, необходимых для позитивной жизнедеятельности, прежде всего толерантного отношения ...
© 2010-2018