Русский язык и Литература

  • ҰЛТТЫҚ КИІМДЕР 9 СЫНЫПҰлттық киімдер Сабақтың мақсаты: 1. Білімділік: оқушыларды қазақ халқының ұлттық киім түрлерімен таныстыру. 2. Дамытушылық: өзге ұлт оқушыларының қазақ тілінде сөйлеу, жазу дағдыларын қалыптастыру. 3. Тәрбиелік: туған халқымыздың мәдени мұнасымен, сәндік киім түрлерімен танысу, оқушылардың әсемдік талғамын арттыру. Сабақтың түрі: жаңа сабақ. Сабақтың әдісі: дамыта оқыту технологиясы (әр түрлі сатыдағы деңгейлік тапсырмалар, шығармашылық... Киіз ши киім басу тоқу тігу Оқушылардың білетін киім түрлерін әңгімелету. Оқу мен жазу арқылы сыни тұрғыдан ойлауды дамыту технологиясы бойынша ой қозғау. шапан тон бөрік тақия сәукеле көйлек қамзол жаулық мәсі етік желетке Берілген сөздерді топтас... Тест. Қандай сыртқы киім қойдың, не ешкінің терісінен тигіледі? а) шапан ә) тон б) шидем Әйелдердің бас киімі, оны ұзатылған қыздар киеді. а) тақия ә) жаулық б) сәукеле Оны қалын матадан, арасына жүн, мақта салып, астарлап, сырып тигеді. а) шапан ә) көйлек б) жейде 4. Әйелдердің бас киімі, ақ матадан тигіледі. а) жаулық ә) малақай б) тымақ Әрі жеңіл, әрі жұмсақ аяқ киім. а) етік ә) мәсі б) қолғап Өлкетану мұражайынан қазақтың ұлттық киімдері туралы материалдарды жинап, реферат жазу. V. Бекіту. Венн диаграммасы Топ оқушылары қазақ халықтарын ұлттық киімінің ерекшеліктерін салыстыра білді. VI. Қорытынды: оқушыларды бағалау. № Үй жұмысы Шығармашылық Деңгейлік тапсырма Венн диаграмма Қорытынды 1 2 Үй жұмысы: Ұлттық киімдердің шығу тарихына байланысты зерттеу жұмысын жазындар.
  • Контрольная работа по литературе на темуДанную контрольную работу уместно провести на заключительном уроке темы, на уроке контроля и обобщения пройденного материала. Контрольная работа представлена в формате ЕГЭ, то есть присутствуют части А, В, С. Начинается тест с определения понятия басня, далее нужно выбрать средства выразительности, характерные для этого литератруного жанра, узнать название басни по цитатам. Задание части С заключается в том, чтобы дети, самостоятельно сформулировав, записали мораль басни Осел и соловей. Конт...
  • Обобщающий урок по повести И. С. Тургенева «Муму»Цели и задачи урока: обучающая организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы Муму в форме творческой мастерской по созданию журнала; учить постигать тайны слова при описании природы, помочь ученикам понять общее настроение зимнего пейзажа, активизировать употребление лексики, характерной для художественного стиля; развивающая способствовать развитию ассоциативного мышления, способность к рефлексированию воспитательная воспитание творческого мышления, худ...
  • Урок русского языка на темуУрок русского языка в 5 классе на тему Имя существительное как часть речи. Цели урока: Учебно-познавательные - урок закрепления и обобщения сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы . Интеллектуально - развивающие -развитие мышления, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки. Воспитательные - воспитание интереса к предмету, коммуникативные способности, культура поведения, навыки сотрудничества . Тип урока комбинированный. Методы и приемы, способствующи...
  • Тема: В школу. Цель: познакомить с лексической темой «Школьные годы чудесные!», ввести закрепление слов, обозначающих школьные принадлежностиЦель: познакомить с лексической темой Школьные годы чудесные!, ввести закрепление слов, обозначающих школьные принадлежности; учить выразительному чтению стихотворения О. Высоцкой В школу; закрепление уме­ния навыков чтения, говорения, синтаксической конструк­ции предлог+суш. в род. падеже+прилагательное+сущ. в . им. падеже; познакомить с предложениями по цели выс­казывания путём перевода терминов на родной язык; вос­питывать любовь к школе, учителю, прививать бережное отношение к школьным...
  • ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. ЯЗЫК И РЕЧЬЦель: сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения. Ход урока I. Беседа о языке как средстве человеческого общения. – Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может проходить устно и письменно. И это происходит благодаря языку. Писатель Лев Успенс...
  • Программа внеурочной деятельности интенсивный курс обучения по русскому языкуЦель: интенсивное обучение разговорному русскому языку. Задачи: -обогатить и довести до практического применения словарного запаса -совершенствовать речевое развитие школьников через обогащение их лексическими средствами. -помочь учащимся в восприятии и осознании смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов; -формировать у учащихся способность орфографического навыка в про...
  • ОРФОГРАММА Цели: вспомнить, что называется орфограммой; повторить опознавательные признаки орфограмм; тренировать в разборе слов по составу. Ход урока I. Проверка домашнего задания. В о п р о с ы: – Что называется окончанием, приставкой, корнем, суффиксом? основой слова? – Что значит однокоренные слова? – Подберите однокоренные слова к заданным или приведите свои примеры. Взгляд, огонь, удивляться, прилететь, чистый. Работу можно провести устно или письменно. II. Словарно-орфографическая работа. III. К заданным схемам подберите слова. В о п р о с. К какой из заданных схем невозможно подобрать слово? Почему? IV. Разберите слова по составу. Подумайте, в каких из частей слова встречаются орфограммы? Побег, придорожный, камыш, речка, убыль. V. Знакомство с теоретическими сведениями (с. 13, упр. 23, 24; с. 14, упр. 25, 26). VI. Определение орфограмм в корне. Текст записан на доске. · Задание. Спишите, подчеркивая одной чертой только буквы-орфограммы. Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше! Под тем...
  • ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВАЦели: повторить правописание непроизносимых согласных, ознакомить с обозначением орфограммы № 4. Ход урока I. Проверка домашнего задания. Зачитываются сочинения-миниатюры. Устно учащиеся дают рецензии на работы. II. Работа по теме урока. · Задание. От данных существительных образуйте прилагательные. – В группе согласных вств, здн, ндск, здц, нтск, стл, стн один из согласных может не произноситься. Знакомство с орфограммой № 4. III. Выборочный диктант. · Задание. Запишите слова с непроизносимыми согласными в столбик, подберите к ним проверочные, запишите рядом, выделите корень, подчеркните стечение согласных. 1. Здравствуй, солнце, да утро веселое. (И. Никитин.) 2. Над каштанами не чувствовалось заботливого, хозяйского глаза. (К. Федин.) 3. Тысячи опасностей ожидают одинокого путника в тайге...
  • Внеклассное мероприятие по предмету Дни русского языка и литературыДни русского языка и литературы. Учиться должно быть всегда интересно, только тогда учение может быть успешным. Увеличение предметной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес школьников к учению. Одним из наиболее действенных способов формирования нового отношения к познанию является проведение предметных недель. Основные цели:· Повышение интереса учеников к русскому языку и литературе, · формирование познавательной активности,· расширение к...
  • Влияние литературного творчества на духовное развитие личности В современной школе происходит воспитание духовно-нравственной личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга. И происходит это, прежде всего, средствами художественной литературы. Художественная литература всегда играла важную роль в жизни народа, в развитии его творческих начал, в передаче опыта эмоционально - целостного отношения к миру, в воспит...
  • Материалы семинара. Подготовка к сочинению при помощи кейсаПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. …кейс – катализатор, ускоряющий процесс обучения путем привнесения в него практического опыта. ...
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Язык героев произведения как средство постижения их характера» Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №12 рабочего поселка (пгт) Прогресс Амурской области ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Язык героев произведения как средство постижения их характера Номинация: Первые шаги в науку Участники: Соклакова Алена Евгеньевна, 10 класс Рубан Дарья ...
  • Знаки препинания при однородных членах предложения 1.Организационный момент. Приветствие класса. Проверка присутствующих на уроке. Запись на доске даты и названия темы урока. 1. Выполнить упражнение 1, стр.153. Задание. Прочитайте. Найдито однородные члены предложения. Спишите, расставляя знаки препинания. Поля, луга, огороды, леса служат людям. 2 Выполнить упражнение 2, стр.153. Задание.Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Профессии у роботов бывают разные: токари, слесари, сталевары, шахтёры. 3.Сравните ...
  • Программа Научного общества УникумЦели и задачи научного общества учащихся Расширение кругозора учащихся в области достижений отечествен­ ной и зарубежной науки. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей. Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся дл...
  • Шагаа – встреча Нового годаСорулгазы : Тыва улустун хундулээчел, эвилен-ээлдек,сонуургак эки чанчылдарынга уругларны кижизидер . Сагынгыр, тывынгыр чорукка аас чогаалынга даянып кижизитпишаан, аас чугаазын сайзырадыры . Дерилгези: Чуруктар, номнар дерилгези,тыва календарь. Шулук Сузуглелим Тываларнын тыны тудуш. Сузуглели чогум чудел ? Тыва кижи чоргааралы. Сулде-куду, ыдыы чудел? Авыралдыг Тандызында . Арттарнын оваазында, Аржаанарда,сонна...
  • Дидактический материал Орфограммы в окончаниях словЗадание 11 ЕГЭ 2015 предусматривает знание правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Предлаганмый дидактический материал поможет повторить следующие орфограммы:буква ь на конце слов после шипящих, падежные окончания имён существительных, правописание окончаний прилагательных и причастий, правописание окончаний глаголов. Кроме теоретического материала, в разработке можно найти несколько диктантов по теме и тестовые задания. Материал ценен не только при подг...
  • Обобщение опыта работы по теме: Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка Программа по русскому языку и учебники нового поколения существенно изменили цели и задачи преподавания предмета. Наряду с вниманием к орфографическим и пунктуационным навыкам большое значение придается развитию чувства языка, формированию навыков лингвистического анализа, умению выражать любую мысль в устной и письменной форме в зависимости от речевой ситуации. Развитие познавательной активности учащихся рассматривается как одно из важнейших требований современного процесса обуче...
  • Литературно - музыкальный вечер Союз волшебных звуков, чувствСоюз волшебных звуков, чувств и дум Литературно- музыкальный вечер Заведующая Ключёвской сельской библиотекой - филиалом МБУК Базарно – Карабулакская межпоселенческая центральная библиотека организовала для любителей классики - учителей, социальных работников, домохозяек литературно-музыкальный вечер Союз волшебных звуков, чувств и дум, посвящённый жизни и творчеству А.П. Чехова. Особый интерес у читателей вызвала электро...
  • Путешествие по чеховским рассказам Посмеемся вместе с ЧеховымПосмеемся вместе с Чеховым Путешествие по чеховским рассказам В рамках Года литературы библиотекари Ивановской, Алексеевской сельских библиотек – филиалов МБУК Базарно – Карабулакская межпоселенческая центральная библиотека организовали для учащихся средних классов школ путешествие по чеховским рассказам Посмеемся вместе с Чеховым, посвященное 155-летию со дня рождения великого русского писателя. М...
  • Задание 8 тренировочные тесты по русскому языку ЕГЭ 20153 варианта тестов с ответами включают по 10 заданий каждый. 8.. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. Предназначаются для практической отработки темы Правописание корней. Включают слова с орфограммами: 1.правописание безударной проверяемой гласной,(которую нужно выделить и записать), 2.слова с безударной непроверяемой гласной и 3. слова с безударной чередующейся гласной. Используются после подготовительной...
  • Статья Русский язык в современном мирестатья о роли русского языка в современном мире, его величии и значении в жизни каждого. Сегодня я – один из 170 миллионов людей, которые считают родным русский язык. Я горжусь этим, потому что русский – великий мировой язык. Русский относится к языкам межнационального общения, он входит в десятку самых распространенных языков на планете. Это государственный язык самого большого по территории государства в мире – России, а также второй государственный в Беларуси. Русский - рабочий язык Организац...
  • Литературный праздник С книгой по жизниС книгой по жизни Литературный праздник В соответствии с Указом Президента России 2015 год объявлен Годом литературы. Его задачами являются привлечение внимания к чтению, решение проблем книжной сферы и стимулирование интереса россиян к книгам. В Центральной библиотеке МБУК Базарно – Карабулакская МЦБ открытием Года литературы стал Литературный праздник С книгой по жизни. В этот день любовь...
  • Конспект урока русского языка по теме Возвратное местоимение СЕБЯКонспект урока русского языка в 6 классе. Интересные формы организации урока, содержательные задания. Всё это способствует созданию условий для активности каждого учащегося. Цели: 1.Ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ. Формирование умения употреблять местоимение в нужной форме, повторение изученного о местоимении. 2. Развитие речи учащихся, логического мышления, памяти, внимания. 3. Воспитание товарищества, вежливости. Обор...
  • Заседание Клуба Оптимист Собеседница души моей - классикаСобеседница души моей - классика Заседание Клуба Оптимист Собеседница души моей - классика - тема заседания Клуба Оптимист, организованного для людей пожилого возраста библиотекарем Хватовской сельской библиотеки – филиала МБУК Базарно – Карабулакская межпоселенческая центральная библиотека. Члены клуба побывали в гостях у Л. Н. Толстого, поделились интересными моментами биографии великого русского...
  • Стихотворения из личного сборникаПРИДУ К ТЕБЕ… Приду к тебе, к неждавшему меня, Посеребрю снежком твои ковры. И льдинками, как хрусталем звеня, Я уведу тебя от теплоты. Все инеем покрою, каждый дом, Раздам деревьям белые меха, Твои одежды станут серебром, А мое сердце будет изо льда. Я буду целоваться, как мороз, И обнимать метелями тебя. Быть может, лишь тогда меня поймешь, Как я ждала взаимного тепла. ХУДОЖНИК Ты пишешь мой портрет, Художник бедный. Задумчивый, седой, высокий, И очень-очен...
  • Изучение агиографии на практических занятиях по истории древнерусской литературыЖитийные тексты как художественные произведения Древней Руси изучаются на уроках литературы в 8 классе средней школе. Изучение агиографии со школьниками в наше время вызывает самые разнообразные затруднения. Во-первых, большинство современных детей слабо представляют себе основы православной культуры, без знания и понимания которых жития святых просто непонятны в необходимой мере. Второе затруднение, возникающее при восприятии учениками житийных текстов – эстетического характера. Эстетика древн...
  • Конспект урока по литературе Идейные споры в романе Отцы и дети И. С. Тургеневаданный конспект урока создавался в соответсвтии со следующими целями:· Образовательная: создать условия для выявления основных точек идеологического спора между героями романа. · Развивающая: способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения. · Воспи...
  • Метод проектов на уроках литературы в старших классахА качестве одного из проектов по литературе в старших классах можно предложить тему: Композиция как один из способов идейно-художественой организации произведения.
  • Конспект мастер-класса История создания буквы ЁМагер Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ Новолоктинская СОШ филиал Мизоновская ООШ Мастер-класс История создания буквы Ё Давайте скорее расставим Все точки над буквой Ё 29 ноября 1783 года- день рождения буквы Ё Буква Ё. Седьмая буква русского алфавита. Она является едва ли не самой проблемной буквой, по крайней мере, самой обсуждаемой. В современном письме Ё не является обязательной: она употребляется лишь в специальны... Звучит 1 куплет Песни о русском языке, выходят ведущие, затем музыка приглушается и на фоне 2-го куплета звучат слова ведущих. Вед.1 Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте! Все вы, конечно, слышали такое выражение расставить все точки над i. А в чем смысл этого фразеологизма, кто знает? Ответ: внести полную ясность, выяснить все умолчания, не оставить ничего недосказанным, довести до логического конца. Вед.1 Вот и сегодня мы постараемся внести полную ясность, расставить... Слайд 1783год Голос за кадром. Ё, ё — 7-я буква русского и белорусского алфавитов. ( Используется также в некоторых неславянских алфавитах на основе гражданской кириллицы (например, киргизском, монгольском и чувашском). После согласных означает их мягкость (если это возможно) и звук [o]; в прочих случаях — сочетание [io]. В русском языке почти всегда несёт ударение.) Вед.1 Ё, – единственная буква, чья дата рождения точно известна. Эта сильная по своей эмоциональной окраске и горячо полюбившаяся р... Слайд (на доске княгиня записывает слово jолка) слово jолка-jо заменить наё Сценка Вед.1 Одно из первых заседаний Российской Академии Наук. За столом сидят учёные мужи, во главе стола первый вице-президент Российской Академии Наук княгиня Екатерина Дашкова. Сценка Академик 1. Одна из основных задач нашей Российской Академии Наук – составление грамматик и словарей русского языка. Академик 2. Теория трёх штилей Ломоносова и нормативно-стилистическая грамматика должны стать той научно-теоретической базой, опираясь на которую мы можем приступить к описанию слова... 1795 год(длинный слайд) Предложение княгини Дашковой приняли, букву ё в современном её начертании официально признали, но в азбуку пока ещё не ввели. А в печати же ё впервые появилась в 1795 году в книге Ивана Дмитриева И мои безделки. И первым словом, отпечатанным с этой новой буквой ё, было слово всё, затем — огонёкъ, пенёкъ, безсмертна, василёчик и другие… 1797 Но все-таки известность это нововведение ( букваё) приобрело благодаря литератору Николаю Михайловичу Карамзину ( в своих трудах он стал вовсю использовать юную букву ё, да так активно, что многие именно его стали считать отцом этого знака). слайд( вопрос Почему?- слайд- ответ) Впрочем, у орфографического нововведения нашлись не только сторонники, но и яростные противники. Ведь в XVIII—XIX вв. считалось, что ёканье – удел простонародной речи, но не русского литературного языка, который, как и священный церковнославянский, не должен знать этой буквы. Действительно, культурная речь ёканья до определённого момента не знала. Проникало оно в литературу через комические сочинения и басни.Позже к противникам буквы Ё присоединились и печатники, ПОЧЕМУ? Ответ :ссылались на... слайд о Толстом слайд (вопрос Каким образом неприятие Ё…? слайд(задания)+ музыка С неприятием буквы ё появилось много ошибок. (При издании романа Льва Толстого Анна Каренина типография не захотела возиться с двумя лишними, по их мнению, точками. И поэтому фамилия помещика Лёвин превратилась, вопреки замыслам писателя, в Левин, да и самого графа, оказывается, звали Лёв, а не Лев (на прижизненных иностранных изданиях его произведений значится именем Lyof или Lyoff). ) Из-за нежелания типографиями ставить лишние точки над буквой ё пострадали многие извес... 1918 год. Реформа русской орфографии: сокращение количества правил, новое правописание… Один из пунктов декрета, подписанного А. В. Луначарским, гласит: Признать желательным, но необязательным употребление буквы „ё“. Над буквой стали ставить точки только там, где было смысловое различие между словами, к примеру, всё и все, узнаем и узнаём. 1942 год. В разгар Великой Отечественной часто возникала путаница при прочтении наименований населённых пунктов (Берёзино или Березино?), фамилий военачальников. Сталин выразил своё неудовольствие и 7 декабря газеты Правда и Известия вышли с буквой ё. А 24 декабря 1942 года приказом народного комиссара просвещения РСФСР В. П. Потёмкина было введено обязательное употребление буквы ё, что вызвало большое недовольство школьников. Но как бы там ни было, но последующее десят... Однако со временем издательства почему-то стали постепенно забывать об этой букве, употреблять её только в случае крайней необходимости, и вскоре ё почти полностью исчезла из печати. Не было её и на печатных машинках, и лишь при необходимости две точки набивались над буквой е при помощи клавиши &la
  • План проведения недели литероатурыПлан проведения недели литературы 26.01.2015-30.01.2015 г № День недели Мероприятие Деятельность участников мероприятия 5 6 7 8 9 1 понедельник Открытие недели литературы Викторина по творчеству А.П.Чехова Конкурс Лучший читательский дневник-2015 Создание литературной газеты-презентации своего класса(оригинальность названия, оформления, визитка-девиз класса, связанная с литературной тематикой) Решение заданий викторины 5-9 кл Участие 5-9 классов (в полном составе) Книга – величайшее из чудес Книжная выставка к 155летнему юбилею русского классика А.П.Чехова Грань великого таланта Экскурсия в школьную библиотеку 5-9 кл 2 вторник Открытие картинной галереи Литературный турнир Поле чудеспо юмористическим рассказам А.П.Чехова 6,9 класс-оформление стенда 7-9 классы 3 среда Турнир между 5-6 классами В дорогу за сказками Выставка творческих работ 5-6 классы- конкурс (проводит 9 кл) 5-9 классы- выставка творческих работ учащихся, иллюстраций к художественным произведениям( оформление 8, 7, 6 класс) 4 четверг Литературная гостиная по творчеству А.П.Чехова 5-9 классы- презентация о жизни и творчестве писателя(8кл), выставка творческих работ (5-9кл), инсценировка рассказов А.П.Чехова(5-9кл) ( ответственные 8,9,6 кл) 5 пятница Конкурс литературных кроссвордов, ребусов, головоломок и т.д. Выставка читательских дневников Подведение итогов конкурсов. 5-9 кл Голосование учащихся по выявлению победителя в номинации конкурса Лучший читательский дневник(5-9 кл) Награждение победителей на школьной линейке в понедельник Ответственный учитель: Магер Л.Н.
  • Приёмы активизации мыслительной деятельности на уроках литературыОдним из интересвных приёмов активизации мыслительной деятельности может быть составление поэтических гербов.
  • Творческая работа Ранний МаяковскийПредлагаю вниманию своих коллег творческую работу своей ученицы, посвященную попытке анализа творчества раннего Владимира Маяковского - героя-бунтаря. В данной работе выпускница размышляет о том, каковы причины такого отношения к людям и жизни героя стихов раннего Маяковского, да и самого поэта. Почему в стихаха поэта так много не просто бравады, эпатажа, агрессии, противопоставления себя обществу. В работе много поэтического материала, который прочитан и анализируется глубоко и необыкновенны...
  • Индивидуальный лист по русскому языку по темеИндивидуальный лист обучения по теме Имя существительноеЧасть речиПостоянные признакиНепостоянные признакиИмя существительное1. Одушевлённое – неодушевлённое2. Собственное – нарицательное3. Род.4. Склонение1. Число.2. Падеж.1. Вставьте пропуски
  • Тест по творчеству ДостоевскогоТест по творчеству Достоевского. №1. Художественным методом критического реализма является: 1. Литературное направление, характеризующееся демократичностью, утверждением идеи естественного человека. 2. Творческий метод, в котором главное значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности. 3. Творческий метод, поставивший задачу критического осмыс...
  • Сценарий финала районного фестиваля-конкурса русских народных традиций Праздник встречаем, праздник величаем!Районный фестиваль - конкурс русских народных традиций Праздник встречаем, праздник величаем! проводится с целью создания условий для изучения, сохранения и возрождения народной культуры, как хранительницы нравственных ценностей, традиций народного календаря, придававшего жизни человека стабильность, ритмичность и уверенность; содействия становлению этнической идентичности детей и молодёжи в целях решения государственной задачи возрождения национального самосознания. Участниками фестиваля явл...
  • Стаья из опыта работы Воспитание культуры питания средствами учебного предметаСостояние здоровья школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка до 17 лет этой средой является система образования, с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в ш...
  • Контрольная работа по лирике А. С. ПушкинаДанная контрольная работа предполагает проверку знаний учащихся 9 класса по теме Лирика А.С.Пушкина. Она состоит из двух частей: тестовой и практической. Первая часть - тестовые задания, которые включают материал из биографии А.С.Пушкина, по теории литературы, проверяют знания лирических текстов. Чтобы выполнить задания этой части, нужно выбрать один ответ из четырех предложенных. Вторая (практическая часть) представляет собой небольшую творческую работу по стихотворению А.С.Пушкина Эхо....
  • «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»Сообщение по теме Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом. В данной работе представлены формы и методы организации работы с текстом. • комплексная работа с текстом; • лингвостилистический анализ текста; • самодиктанты; • сочинение-рассуждение; • редактирование текста; • различные виды диктантов; • интеллектуально-лингвистические упражнения; • работа с текстами-миниатюрами; • составление синквейнов, кластеров к тексту; • коммуникативные и игровые ситу...
  • Рабочая программа по чтению Путешествие в страну Читалию Программа по чтению для 2-9 классов составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, 2009 год) Программа рассчитана на внеклассное чтение 33ча 1 час в неделю. Со 2 -9 класс осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведение, объя...
  • Сообщение на педагогическом совете по теме РефлексияОбязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В данной презентации представлены различные виды рефлексии, а также различные приемы рефлексии. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация: рефлексия настроения и эмоционального состояния; рефлексия деятельности; рефлексия содержания учебного материала. Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современ...
  • Конспект стендового урокаКорни ЛАГ-ЛОЖ-Автор: Магер Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы Мизоновская ООШ Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме Буквы а – о в корне –лаг - -лож- Предмет Русский язык Класс 5 Базовый учебник Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ (Т.А. Ладыженская и др.). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. Тема урока Буквы а – о в корне –лаг - -лож- Тип урока Изучение нового материала Цели урока Образовательные: сформировать представление о способе выбора написания а – о в корне –лаг - -лож-; формировать умение определять написание а – о в корне –лаг - -лож- и комментировать условия написания. Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе; развивать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя. Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; п... Планируемые результаты Предметные: видеть орфограмму и объяснять ее написание; отличать корни с чередующейся гласной от омонимичных корней. Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре. Технологии Проблемное обучение Формы работы Коллективная, групповая, творческая Внутрипредметные связи Развитие речи Виды деятельности учителя Организует, направляет, контролирует Виды деятельности учащихся Находят и объясняют правописание орфограмм, исправляют орфографические ошибки, находят решение в проблемных ситуациях СТРУКТУРА И ХОД УРОКА ПО ТЕМЕ Буквы а – о в корне –лаг - -лож- № Этап урока Время (мин) Доска Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты (УУД) 1. Организа-ционный момент 1 Дата Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя, настраиваются на работу. 2. Актуали-зация знаний 3 Предлагать излагаю, предложу, прилагаем, положили, полагать Создает проблемную ситуацию: Кто может подсказать мне, в каком случае в корне -лаг- - -лож- - я должна написать гласную а, а в каком – гласную о? А может, гласные в корнях этих слов можно проверить ударением? Размышляют и пытаются найти подходящие приемы. Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативныеумение выражать свои мысли. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА ПО ТЕМЕ Буквы а – о в корне –лаг - -лож- № Этап урока Время (мин) Доска Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты (УУД) 3. Целепо-лагание 2 После формулирования учащимися тема урока записывается на доске Задает вопросы: -Итак, у нас есть проблема и есть цель. Попробуйте сформулировать цель урока. - А какой же будет тема урока? Формулируют цель урока: - Выяснить правила написания корня -лаг- - -лож- Формулируют тему урока: - Буквы а – о в корне –лаг- - -лож- Регулятивные: целеполагание. Коммуникативныеформулирование темы. 4. Мотива-ция к учебной деятель-ности 2 Мотивирует учащихся к учебной деятельности: - Сегодня мы будем исследователями и выясним правила написания в русском языке корня -лаг- - -лож-. - Конечно, мы можем сразу заглянуть в учебник и найти правило, но можем и понаблюдать над словами. Узнают о сюжетной линии урока. Коммуникативныепланирование учебного сотрудничества. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА ПО ТЕМЕ Буквы а – о в корне –лаг - -лож- № Этап урока Время (мин) Доска Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты (УУД) 5. Учебная деятель-ность 10 Предлагатьизлагаю, предложу, прилагаем, положили, полагать Подводит учащихся к формулировке правила. Создает проблемную ситуацию: - Как вы думаете, перед нами слова с разным корнем или с одним и тем же? Что происходит с гласными и согласными в корне? - Какие гласные и согласные в корне выступают в паре? Попробуйте сформулировать правило. - Посмотрите ещё раз на слова, записанные на доске. Как вы думаете, как и в какой последовательности нужно действовать при выборе орфограммы? Демонстрируют теоретические знания о чередовании звуков, о вариантах морфем. Под руководством учителя проводят исследование (анализируют написание слов) и формулируют правило. Выдвигают версии выбора орфограммы Познавательные: структурирование знаний; анализ теоретического материала; сравнение материала учебника с собственными выводами. Регулятивные: систематизация. Коммуникативныеформулирование правила; умение выражать свои мысли Составим алгоритм действий: 1 - ударение, 2 - корень, 3 - буква за корнем, 4 - буква в корне Называют порядок действий при выборе орфограммы Предл..жениеизл..жение, сл..гаемое, предпол..гатьнасл..ждение Задание: Вставьте в слова пропущенные буквы ! Анализируется слово наслаждение, в котором ученики часто путают орфограмму Выполняют задание Организует работу с учебником: - Прочитаем теперь правило на стр. 33 и сделаем вывод: правильно ли мы сформулировали правило в результате исследовательской работы? Читают правило по учебнику, рассуждают, делают выводы о правильности своих действий СТРУКТУРА И ХОД УРОКА ПО ТЕМЕ Буквы а – о в корне –лаг - -лож- № Этап урока Время (мин) Доска Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты (УУД) 6. Закрепле-ние изучен-ного 4 Предл..гатьсл..жение, изл..гаю, предл..жу, прил..гаем, пол..жили, пол..гать, предпол..жение Создает проблемную ситуацию: - Обратите внимание на слова, записанные на доске. Запишите их в два столбика (А и О). Применяют правило и записывают слова в два столбика. Графически объясняют правописание слов. Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативныe умение выражать свои мысли. Регулятивные: самокоррекция. 7. Физми-нутка 1 Предлагает выполнить физминутку для глаз Выполняют физминутку для глаз СТРУКТУРА И ХОД УРОКА ПО ТЕМЕ Буквы а – о в корне –лаг - -лож- № Этап урока Время (мин) Доска Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты (УУД) 8. Обобще-ние изучен-ного 7 Учитель предлагает ребятам выполнить упражнение 447 Слушают и выполняют рекомендации учителя по выполнению упражнения. Познавательные: структурирование знаний, поиск информации. Личностные: смыслообразование. Регулятивные: контроль, коррекция. 9. Контроль усвоения материа-ла 8 Предлагает выполнить самостоятельно упр. 449; учитель проверяет несколько тетрадей, ставит отметку. Выполняют упражнение. Проводят самоанализ и взаимопроверку. Регулятивные: контроль, самоконтроль, взаимоконтроль. Коммуникативныепланирование учебного сотрудничества СТРУКТУРА И ХОД УРОКА ПО ТЕМЕ Буквы а – о в корне –лаг - -лож- № Этап урока Время (мин) Доска Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты (УУД) 10 Подведе-ние итогов урока 3 Анализирует работу учащихся на уроке. Предлагает учащимся повторить правило. Выставляет оценки. Повторяют правило. Анализируют свою работу и работу одноклассников. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативныеумение выражать свои мысли. 11 Диффе-ренциро-ванное домаш-нее задание 2 Объясняет технологию выполнения домашнего задания: 1) упражнение 450; 2) составить карточку на изученное правило 3) составить тест на изученное правило Записывают домашнее задание в дневники. Регулятивные: планирование. Личностные:самоопределение. 12 Рефлек-сия 2 Предлагает закончить любое из понравившихся предложений: - На этом уроке я узнал, что... - На этом уроке я научился…. Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. Познавательные: рефлексия деятельности. Личностные:самоопределение, самооценка. Самоанализ урока по теме Буквы а – о в корне –лаг - -лож- Класс: 5 Учитель: Магер Л.Н..
  • Приготовления блюда из бобовых. Фасоль с маслом и луком. Пюре из горохаПЛАН УРОКА ТЕМА:Приготовления блюда из бобовых. Фасоль с маслом и луком. Пюре из гороха. ЦЕЛЬ УРОКА: Научить учащихся самостоятельному (пользуясь инструкционно–технологической картой) приготовлению блюд из бобовых изделий. Научить определению качества блюд из бобовых изделий по органолептическим показателям качества пищи: внешнему виду, цвету, вкусу, запаху, консистенции. Закрепить профессиональные умения по применению различных сочетаний приемов и операций в приготовлении блюд и гарнир...
  • Разработка урока по русскому языку на тему Что такое деепричастие?Урок по теме Что такое деепричастие - первый в системе уроков по этой теме. Урок комбинированный с применением презентации. Цели: Предметные: научить учащихся опознавать деепричастие, определять глагол, от которого образовано деепричастие, определять его морфологические признаки. Метапредметные: учащиеся получат возможность овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной деятельности. Личностные: формирование коммуникативной компетентности, ц...
  • Ленинградские акварели Александр ДольскийДанное мероприятие прошло в рамках Дней науки, посвящённых Году литературы, Литературная гостиная Поэтическая Россия представила литературно - музыкальную композицию Ленинградские акварели по изучению жизни и творчеству Александра Дольского, проживающего в настоящее время в Санкт - Петербурге. В программе прозвучали стихи, песни автора - исполнителя, показаны слайд - фильмы, видеозаписи с концертов А.Дольского. Учащиеся с огромным интересом и желанием представляли музыкальные композиции поэт...
  • Дипломная работа Лениниана в детской литературе: жанры, поэтика, функции Всестороннего постсоветского исследования образа Ленина в детской литературе не было, поэтому целью данной работы является всесторонняя характеристика детской литературы ленинской тематики, а Задачами данного исследования являются следующие: 1. Выявить корпус текстов детской литературы, персонажем которых является Ленин. 2. Охарактеризовать типы изданий. 3. Выявить сферу применения текстов о Ленине в школе. 4. Выявить жанровый состав сюжетов о Ленине: 5. Систематизи...
  • Из опыта работы руководителя школьного издательстваСтатья о работе школьной газеты, которой я руковожу уже девятый год. Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Конечно, можно спросить, зачем нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Понятно, соперничать с центральными изданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство развития ...
  • Создание ассоциативного образа как один из приемов смыслового чтения на уроках литературыСоздание ассоциативного образа как один из приемов смыслового чтения на уроке литературы Работая с детьми на уроках литературы я поняла, что в одном классном коллективе могут обучаться как дети, много читающие, так и те, которых чтение совершенно не увлекает. У меня возник вопрос: так как же сделать так, чтобы чтение не превратилось в механическое произношение слов, а то, что читаешь, запоминалось бы легко и надолго? А ответить на этот вопрос помогают новые требования к современному уроку литера...
  • Очерк об учителе Бывших учителей не бываетУчитель бывшим не бывает. даже уходя на пенсию, учитель остаётся учителем, тем более если он проработал в школе более сорока лет. такой учитель всегда будет служить примером для своих учеников. даже если они уже давно сами стали взрослыми. Очерк о хорошем учителе может стать примером работы по развитию речи для учащихся, примером их самостоятельной индивидуальной или коллективной творческой работы. Здесь хочу привести в пример подобного вида работы очерк о бывшем учителе и директоре МБОУ СОШ № 3...
  • «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг-- -лож-; -рос-- -раст-(-ращ-)» КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ на тему Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-) Программа: С.И.Львова. Программа по русскому языку для 5-11-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009. Учебник: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. Львова С.И., Львов В.В. – М.: Мнемозина, 2012. Цель и задачи урока: 1) познакомить учащихся с правилом Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-); 2) повторить правописание слов с безударными гласными в корнях слов (проверяемые и непроверяемые произношением);3) формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило;4) развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму. Тип урока: урок закрепления знаний. Оборудование: ПК, проектор, карточки с текстом, зеленые и красные...
© 2010-2018