Русский язык и Литература

  • Урок внеклассного чтения по поэме С. СейфуллинаУрок внеклассного чтения по поэме С.Сейфуллина Раненая сайга. Речевая зарядка урока состоит из вопросов о любимых животных. Ученики вспоминают текст, прочитанный на прошлом уроке, рассказывают о поэте. В основной частиурока анализируется текст при помощи динамической карты с изображением пустыни Бетпакдала. Отвечая на вопросы по тексту, дети размещают на карте разрезной материал: растения пустыни, животные, охотники, раненая сайга. Далее дети определяют тему и идею произведения, делают свои вы...
  • Разработка урока по литературеТема урока: Разделительные ь и ъ Цели урока: создание условий для повторения правил написания разделительных ь и ъ; формирования навыков правописания разделительных ь и ъ. Оборудование: карточки, презентация Ход урока: I. Целеполагание. -Прочитайте правильно слова из словаря учебника на буквы а, б, д. -Чем мы будем заниматься на уроке? Запись темы урока. -Когда в словах пишется Ъ? (после присатвки на согласную перед гласными е , ё , ю, я. -Когда пишется ь? (в корне слова и в...
  • Разработка урока Как устроен храм Познакомить с понятием храм – дом Божий. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию. Основные термины и понятия: Храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь,притвор. На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством. 22-х главая Преображенская церковь, сделанная без единого гвоздя. Кижи. Карелия. Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл. Издавна храмы строили в самых красивых местах. - Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
  • Дидактическая игра по ПДД Угадай, какой знак?Дидактическая игра по пдд Угадай, какой знак? Игра предназначена для детей 4-5 лет. Цель: Познакомить детей с разными дорожными знаками. Учить детей различать дорожные знаки и правильно называть их. Знать назначение и понимать их значимость в жизни человека. Закреплять названия дорожных знаков, развивать у детей память, логическое мышление и глазомер. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными зна­ниями в повседневной жизни. Игра расчитана на средний дошкольный возраст, провод...
  • Исследовательская работа ученика по предмету русская литература Жанр стихотворной сказки в творчестве Г. Р. ДержавинаЦель предлагаемой работы – раскрыть художественное своеобразие литературной сказки Г.Р. Державина. В связи с этим ставлю следующие задачи:1. Исследовать историю жанра литературной сказки.2. Проанализировать систему образов литературных сказок Г.Р. Державина.3. Собрать библиографический материал по данному вопросу.Объектом исследования является творчество Г.Р. Державина. Предметом – литературные сказки (новеллы) в творчестве Г.Р. Державина.Практическое значение работы заключается в в...
  • Материалы к конференции, посвященной 210-летию В. И. Даля Есть в России имена, которые знает каждый русский человек: А.С.Пушкин, М.В.Ломоносов, В.И.Даль. Конференция посвящена В.И.Далю, которому 10 ноября 2011 года исполнилось 210 лет. В.И.Даль, бесспорно, - один из энциклопедически образованных и талантливых людей 19 века. Главным делом его жизни стало создание Толкового словаря живого великорусского языка, над которым он самоотверженно трудился 53 года и который справедливо называют энциклопедией русской жизни середины XIX столетия. М...
  • Исследовательская работа ученика по предмету русская литература «Образ современного подростка в повестях В. Тендрякова «Весенние перевертыши» и В. Железникова «Чучело» Целью исследования было изучение образа современных подростков на материале художественных произведений В. Тендрякова Весенние перевёртыши, В. Железникова Чучело.Цель исследования определила следующие задачи работы:1) изучить примеры образа школьника в русской классической литературе;2) исследовать мир глазами ребенка в повестях В. Тендрякова Весенние перевёртыши, В. Железникова Чучело,3) сделать выводы о сходстве и различии образа подростка в произведениях этих писателей. Работа сос...
  • Конспект урока Осуждение бездуховности в рассказе И. А. Бунина Господин из Сан - ФранцискоЦель урока: развивать навыки характеристики героя; - развивать навыки анализа мотивов поведения героя литературного произведения; - развивать навыки творческого пересказа текста; - развивать навыки анализа названия литературного произведения; - развивать навыки анализа значения символических образов; - развивать навыки интерпретации художественных образов и их роли в эпизодах и в тексте; - развивать навыки выражения читательского отношения к характеру, поступкам, мотивам поведения героя литерат...
  • Тест Правописание н-нн в различных частях речи. (Для слабоуспевающих детей)Предлагаю коллегам тест для подготовки к ЕГЭ слабоуспевающих учеников. Н и НН в суффиксах различных частей речи Укажите все цифры( цифру), на месте которых пишется НН. 1) После длительного путешествия по России художник Айвазовский задержался в Крыму, который с этого времени стал местом его постоя(1)ого жительства: здесь им были построе(2)ы художестве(3)ая мастерская и дом. 2) В позднем творчестве Сальвадора Дали выраже(1)ы новые художестве(2)ые тенденции – интерес к классической ясности, внут...
  • Конспект урока Романтические рассказы М. Горького. Анализ рассказа Старуха Изергиль»Цели урока: 1. Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького; 2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко; 3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя; 4. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении. Ход урока. I. Организационный момент В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики ...
  • Лирика. Где-то на планете голубойЛичные стихи, опубликованные в местной прессе. Поэзией я увлёкся ещё в школьные годы. Писал для школьной газеты, посещал кружок Юных поэтов. Обучаясь в педагогическом институте на филологическом факультете, освоил теорию литературы. Стал писать более профессионально. Появились публикации в местных газетах. Сейчас пишу для учащихся.В школе-лицее открыл элективный курс Основы журналистики, где частью программы является обучение теории стихосложения. Дети пишут поэтические произведения, участву...
  • Реферат ученицы Песни моей грустный путь (Изображение Великой отечественной войны в Моабитских тетрадях Мусы Джалиля) Мир и мировая литература знают много поэтов, обессмертивших свои имена неувядаемой славой, но таких, как поэт-герой Муса Джалиль, увековечивший своё имя бессмертными творениями и смертью, которая сама является подвигом, немного. В канун 70-летия победы над фашизмом, будет актуальным вспомнить жизнь и творчество Мусы Джалиля, имя которого стало олицетворением гуманизма и символом мужества. Цель данной работы – выявить основную тематику Моабитских тетрадей, выяснить, какие проблемы волнов...
  • Урок по литературе по теме Основные темы лирики Ф. И. ТютчеваУрок литературы по теме Ф. И. Тютчев. Основные темы лирики разработан для учащихся 9 класса, обучающихся по учебнику Т. Курдюмовой. Учащиеся самостоятельно поставили цели урока, познакомились с воспоминаниями современников, родных, друзей о поэте, прочитали наизусть известные из начальных классов любимые стихотворения Ф.И. Тютчева.Нестандартная форма - заседание клуба любителей поэзии Лира - позволила сделать урок ярким, интересным, запоминающимся. Система заданий побуждала ребят думать, о...
  • Дети войны Урок внеклассного чтения по повести Валентина Катаева «Сын полка»Дети войны Урок внеклассного чтения по повести Валентина Катаева Сын полка Цель: рассказать о судьбе юного поколения в годы войны, познакомить с книгами, посвященных детям войны. Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, видеоролики, свечи; выставка книг художественной литературы, посвященных детям войны. Дорогие ребята, мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. Нам трудно п...
  • Темæ: Плиты Грис Авд цухъхъайыТемæ: Плиты Грис Авд цухъхъайы. Урочы нысантæ: 1. Ахуырдзаутæм Райгуырæн бæстæмæ уарзондзинад æвзæрын кæнын. 2. Хъæбатыр хæстонтæн, хистæртæн, ныййарджытæн аргъ кæныныл ахуыр кæнын сывæллæтты. 3. Аивад æмæ цард кæрæдзиимæ æмбаст кæй сты, ууыл æрныхас кæнын. 4. Ныхасы рæзтыл бакусын. Эпиграф: Хæст лæгмар у, цард та дзы-æнуд, Тугæмхæццæ уæнгты уайы сурхид… Адæм цæнгтæ бафистæг кæнут, ...
  • 11 кълас. Цæгæраты Максим Мады зарæгстСл.1 Темæ: Цæгæраты Максим Мады зарæг Фæндыр æрмæст цæгъдын нæ, фæлæ ма дзурын дæр зоны Ахуыргæнæг: Козаты А.Б. Д з æ у д ж ы х ъ æ у Сл2 Темæ: Цæгæраты Максим Мады зарæг. Нысан:1. Фыссæджы цардæй зонындзинæдтæ ныффидар кæнын 2. Радзырд” Мады зæрдæ“ кæронмæ равзарын. 3.Йæ аивадон темæ,сюжет æм композицийы хицæндзинæ...
  • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине Русский язык предназначены для студентов СПО, а также для преподавателей при организации самостоятельной работы студентов. Автор предлагает задания для самостоятельной работы студентов, определяя тематику, цели и порядок выполнения заданий с указанием литературы и форм контроля по каждой теме. Выполнение самостоятельной работы позволит студентам овладеть навыками правильного и уместного использования языковых ...
  • Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по русскому языкуМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине Русский язык предназначены для студентов СПО, а также для преподавателей при организации самостоятельной работы студентов. Понимая задачу образования в том, чтобы научить человека умению и потребности учиться, автор предлагает задания для самостоятельных работ студентов, определяя тематику, цели и порядок выполнения заданий с указанием литературы и форм контроля по каждой теме. Выполнение са...
  • Шпаргалка для ученика по теме: «Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки»Шпаргалка для ученика по теме: Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки Сложноподчинённым называется предложение, части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами. Часть сложноподчинённого предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главным предложением. Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, называется придаточным предложением. Главное и придаточное предложения взаимосвязаны: они...
  • Программа факультативного курса по русской литературе «Сказочные традиции в русской литературе»Пояснительная записка В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль. Факультативный курс Сказочные традиции в русской литературе для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса ... № п/п Тема занятия Цель Кол-во часов Дата Раздел 1. Сказочные секреты. (5ч) 1. Понятие о сказках. -расширить представления детей о сказках, -выявить характерные особенности сказок -воспитание доброты, любви к народному творчеству. 1 2. Виды сказок, их анализ -познакомить с различными видами сказок, -сформировать умение высказывать своё отношение, свои чувства к поступкам сказочных героев 1 3. Структура и законы волшебных сказок. -познакомить со структурой сказок; -формировать умение оценивать поступки сказочных героев; -способствовать воспитанию любви к народному творчеству 1 4. Герои сказок. Познакомить с героями народных сказок; формировать умение оценивать поступки сказочных героев; 1 5. Литературная сказка как авторское произведение Истоки народных и авторских сказок Выявить сходства и отличия авторской сказки от народной Сопоставление и анализ народных сказок и сказок русских писателей 1 Раздел 2. А.С. Пушкин – великий русский сказочник 6-7 Сказка А.С.Пушкина Сказка о царе Салтане, славном сыне его Гвидоне и Царевне-Лебеди. Знакомство со сказкой А.С.Пушкина Исследование сюжета, композиции, истоков, темы, образной системы сказки 2 8-9 А С Пушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Знакомство со сказкой А.С.Пушкина Способствовать развитию умения анализировать произведение 2 10-11 А С Пушкин Сказка о Попе и работнике его Балде Выявить сходства и отличия авторской сказки от народной 2 Раздел 3. Что за прелесть эти сказки… Сказочные традиции в произведениях русских сказочников . П. П. Ершов. Конек-горбунок. Фольклорная основа сказки. Познакомить учащихся с особенностями стихотворной сказки; сопоставительный анализ с народной сказкой Сивка- Бурка 2 12 Творческая мастерская. Сказка и сказочники (составление групповой сказки). -формировать умения составлять сказки, работать группой, -познакомить с правилами группы; -сформировать навыки группового взаимодействия 1 13-14 Анализ сказки В. А. Жуковского Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери.. -развивать умение выделять существенное в сказке, составлять план; -воспитание чувства доброты, любви к фольклору. 2 15-16 В. И. Даль. У тебя у самого свой ум. Сказка и пословица. Развивать умение определять мораль в сказке; формировать навыки группового взаимодействия. 2 17-18 A.П. Платонов. Финист—Ясный сокол - развивать коммуникативные навыки, способность к рефлексии, внимание, речь, воображение; - воспитание чувства доброты, любви к фольклору. 2 19 Творческая мастерская. Составление сказки по опорам. - развивать умение составлять сказку по опорам; -формировать навыки группового взаимодействия. -воспитание чувства доброты, эмоциональной культуры. 1 20-21 А.Погорельский Чёрная курица, или Подземные жители развивать умение выделять существенное в сказке, составлять план; -воспитание чувства доброты, любви к фольклору 2 22-23 В.Ф. Одоевский Городок в табакерке 2 Раздел 4. Современные сказочники 24 Л. Сидорова Загадки времён года, познакомить учащихся с авторскими сказками современных писателей; умение анализировать художественный текст 1 25 С. Голубева Серебряная подкова познакомить учащихся с авторскими сказками современных писателей; умение анализировать художественный текст 1 26 Вернисаж рисунков к своим сказкам. - развитие навыков группового взаимодействия, внимания, речи, воображения; - формирование умения создавать иллюстрации к своим сказкам; - воспитание чувства прекрасного, уважения к результатам творчества. 1 27-28 Творческая мастерская – подготовка и защита проектов Создаём сборник волшебных сказок - развитие навыков группового взаимодействия, способности к рефлексии, внимания, памяти, речи, воображения; - воспитание чувства доброты, взаимопомощи. 2 29 Конструирование сказок. - развитие умения конструировать сказки, навыков группового взаимодействия, способности к рефлексии, внимания, памяти, речи, воображения; - воспитание чувства доброты, взаимопомощи. 1 30-31 Инсценирование сказок - развитие умения выражать эмоции соответствующего героя сказки, навыков позитивного взаимодействия; - воспитание чувства доброты, взаимопомощи. 2 32-33 Создание альтернативного окончания известной сказки. -познакомить с новым приёмом создания сказок с помощью введения нового элемента; - развитие навыков коммуникативного взаимодействия; способности к рефлексии, речи, воображения; - воспитание чувства доброты, взаимопомощи. 2 34 Итоговое творческое занятие Сказки наизнанку -развитие воображения, речи, способности к продуктивному взаимодействию, групповому сплочению, рефлексии; - воспитание доброты, отзывчивости, чувства коллективизма. 1
  • Справочные таблицы по русскому языкуСправочные таблицы по русскому языку Не с различными частями речи Не с существительными Слитно Раздельно Без НЕ не употребляется (невежа) Можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением (неправда –ложь) Есть противопоставление с союзом А (не правда, а ложь) Далеко не, отнюдь не, вовсе не (это отнюдь не правда) Не с прилагательными Не употребляется без НЕ (невежественный) Можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением (невысокий -низкий) Если к ним относятся слова совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, довольно, абсолютный (очень неинтересная книга) Есть противопоставление с союзом А (невысокий, а низкий) Далеко не, отнюдь не, вовсе не (далеко не интересная беседа) Есть зависимое слово с НИ ( никому не интересная книга) не рад, не должен, не обязан, не готов, не нужен. Не с причастиями Не употребляется без НЕ (негодующий) Нет зависимых слов (нежареная картошка) Если к ним относятся слова совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, довольно, абсолютный (совсем непродуманное решение) С краткими страдательными причастиями (не прочитана) Есть зависимое слово ( еще не прочитанная книга) Противопоставление с союзом А ( не подаренная, а купленная книга) Далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не продуманный поступок) Не с глаголами и деепричастиями Слово без не не употребляется (негодовать, негодуя) Приставка НЕДО, если обозначает неполноту действия сделано ниже нормы (недокладывает мяса мало положить Во всех остальных случаях Не с наречиями Без не не употребляется (нелепо) Можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением (недалеко-близко) Если к ним относятся слова совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, довольно, абсолютный (крайне неосторожно) наречиями не на – О, - Е. (не по-старому) Противопоставление с союзом А (не далеко, а близко) если есть отрицательное местоимение, наречие и слова Далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не весело) не надо, не нужно, не жаль, не пора, не слышно, не видно Различение частиц НЕ и НИ НЕ НИ Выражает отрицание и может стоять перед любыми членами предложения (он еще не вернулся. Частица НЕ пишется в предложениях с двойным отрицанием (не мог не знать) В сочетании Не один (много, несколько) ( в лесу был не один) В сочетании Не раз (много раз) ( мы не раз участвовали в соревновании) Придаточные времени с союзом пока и частицей НЕ (Куй железо, пока не остыло) СПП, в которых главное и придаточное являются отрицательными (Нет таких мест в нашей стране, где бы молодежь не нашла применение... Частица НИ употребляется для усиления имеющегося в предложении отрицания (свободного времени нет ни минуты) Входит в состав соединительного союза НИ-НИ(не чувствовала ни ненависти, ни расположения) Употребляется в устойчивых сочетаниях: откуда ни возьмись, как ни в чем ни бывало, во что бы то ни стало, ни рыба ни мясо, ни жив ни мертв, ни два ни полтора, ни то ни сё, ни дать ни взять. В сочетании Ни один (никто) (ни один из спортсменов не опоздал на тренировку) В сочетании НИ ра... Отличайте союзы от других частей речи! Чтобы (союз) Что бы (местоимение c частицей Союз всегда пишется слитно. Я хочу, чтобы дал мне совет. Я зашел, чтобы обсудить с тобой одну проблему. 1. Бы нельзя опустить или переставить в другую часть предложения 2. Союз чтобы можно заменить синонимичными составными союзами. Чтобы – для того чтобы; Чтобы- с тем чтобы.. Я спросил, что бы мне почитать об этом. Я хочу знать, что бы ты мне посоветовала. 1... Бы можно опустить или переставить в другую часть предложения: Я спросил, что мне почитать об этом. Я хочу знать, что ты мне посоветовала бы почитать. 2.Что можно наполнить содержанием, заменить существительным. Что почитать? Книгу, газету, журнал Тоже, также (союзы) (тоже = также = ц) То же (местоимение c частицей ), так же (наречие c частицей 1. Же в союзах нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения. 2. Тоже, также (как служебные части речи) не отвечают на вопросы, не являются членами предложения. Я тоже это прочитал. Я также это прочитал. И я это прочитал. Же можно опустить без искажения смысла предложения. Й местоимение, и наречие отвечают на вопросы, являются членами предложения. Местоимение то может 6ыть либо определением, либо дополнением (a также подлежащим), a наречие —обстоятельством. Наречие так часто сопровождается сравнительным оборотом с союзом как, отвечает на вопросы как? каким образом: 5. Местоимение то может указывать на какой-либо предмет,o котором можно спросить чтоименно?. — Он требовал тоже (ч т o именно? ), что и вы. ТО ... Зато (СОЮЗ) (зато = но) за то (местоимение c предлогом) Встретиться не удавалось, зато письма писали часто . Не берись (за ч т o?) за то, что тебе не по силам. Местоимение то легко заменить существительным пли прилагательным : не берись за дело; Отличайте союзы от других частей речи! Чтобы (союз) Что бы (местоимение c частицей Союз всегда пишется слитно. Я хочу, чтобы дал мне совет. Я зашел, чтобы обсудить с тобой одну проблему. 1. Бы нельзя опустить или переставить в другую часть предложения 2. Союз чтобы можно заменить синонимичными составными союзами. Чтобы – для того чтобы; Чтобы- с тем чтобы.. Я спросил, что бы мне почитать об этом. Я хочу знать, что бы ты мне посоветовала. 1... Бы можно опустить или переставить в другую часть предложения: Я спросил, что мне почитать об этом. Я хочу знать, что ты мне посоветовала бы почитать. 2.Что можно наполнить содержанием, заменить существительным. Что почитать? Книгу, газету, журнал Тоже, также (союзы) (тоже = также = ц) То же (местоимение c частицей ), так же (наречие c частицей 1. Же в союзах нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения. 2. Тоже, также (как служебные части речи) не отвечают на вопросы, не являются членами предложения. Я тоже это прочитал. Я также это прочитал. И я это прочитал. Же можно опустить без искажения смысла предложения. Й местоимение, и наречие отвечают на вопросы, являются членами предложения. Местоимение то может 6ыть либо определением, либо дополнением (a также подлежащим), a наречие —обстоятельством. Наречие так часто сопровождается сравнительным оборотом с союзом как, отвечает на вопросы как? каким образом: 5. Местоимение то может указывать на какой-либо предмет,o котором можно спросить чтоименно?. — Он требовал тоже (ч т o именно? ), что и вы. ТО ... Зато (СОЮЗ) (зато = но) за то (местоимение c предлогом) Встретиться не удавалось, зато письма писали часто
  • Факультативное изучение русской литературы на стадии ранней предпрофильной подготовкиМодернизация структуры среднего общего образо­вания направлена на реализацию профильного обучения на старшей ступени школы, ориенти­рованного на социализацию обучаю­щихся с учетом потребностей рынка труда, на отработку гибкой взаимо­связи школы с организациями про­фессионального образования. Основная идея обновления современной школы состоит в том, чтобы сделать образование более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из шагов для реализации данной задачи является введение пр...
  • Литературный КВН для учащихся 8-ых классов Цель обучения литературе - развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся. Данное мероприятие позволит обобщить, повторить и закрепить знания учащихся по литературе. В непринужде...
  • Эссе Филологическое образование сегодняЭссе Филологическое образование сегодня Филология - это призвание. Филолог - это не профессия, это тип мышления. Это невероятно интересная специальность, которая воспитывает всесторонне развитую личность. Скажу о себе: ни разу я ещё не пожалела, что пошла учиться именно на филологический факультет. Не секрет, что бывает трудно, нужно посвящать самообразованию много времени и сил, но повторюсь: это очень увлекательно! Педагоги-филологи, конечно, особые люди, потому что отвечают за умение своих ...
  • Конспект урока по литературе Сказочное путешествие Ганс Христиан Андерсен написал 156 сказок. Совершенно невозможно поверить, что обыкновенный человек мог сочинить такие прекрасные истории. Да, Оле-Лукойе мог бы сочинить все эти сказки, но просто человек — нет. Человек не может знать, о чем думает штопальная игла, не слышит, о чем беседуют розовый куст и семейство серых воробьев, он не может разглядеть, какого цвета платье у принцессы эльфов, которую с некоторых пор зовут Дюймовочкой... Данный урок является хорошим подспорьем для проведения ин...
  • Фрагменты уроков по изучению лирикиМетодика преподавания литературы как наука существует более двухсот лет. Но и сегодня дискутируется вопрос о её содержании и задачах. Ряд педагогов считает, что методика преподавания того или другого предмета, а литературы в особенности, не столько наука сколько искусство. Успех преподавания, отмечают они, определяется личными способностями учителя, отсутствие которых не возмещается знанием методики: нужны лишь знания самого предмета и любовь к нему, а педагогический талант и практический опыт о...
  • Внеклассное мероприятие на темуКонспект внеклассного мероприятия для обувающихся не только 5 класса, но и допустим для 6-7 классов.Так как тема антомимов является интересным аспектом в изучении лексики, это мероприятие может быть неким дополнением к подготовке обучающихся, к усвоению знаний в игровой форме. Цель: углубить понятие об антонимах, показать их стилистическую рольв речи, учить употреблять правильно антонимы в речи как в устной, так и в письменной. Способствует развитию мышления, пополнению словарного запаса. Данное...
  • О формировании культуролоической компетенции учащихся при обучениирусскому языкуЯзык является средством выражения духовной культуры народа,важнейшей формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний. В силу этого , изучая языки, учащиеся должны приобретать не только языковую,лингвистическую,коммуникативную компетении, но познавать культуруносителей этих языков, т.е. приобретать культурологическую компетенцию,без чего невозможно формирование полиязычной и поликультурной личности, владеющей языком не только как средством общения,...
  • Конспект урока Сочинение-описание пейзажа по картине И. И. Шишкина Сосны, освещенные солнцемДанный конспект урока написан по аналогии с конспектами программы Школа 2100. Полностью соответствует требованиям ФГОС. При работе над описанием картины использую методику Развивающая кооперация. Слово кооперация в переводе с латыни обозначает сотрудничество. Определение развивающая имеет в себе еще и тот смысл, что методика построена по принципу поэтапного перехода от одной организационной формы к другой: от индивидуальной к парной, затем к общению в парах сменного состава, а от него...
  • Подготовительная работа к сочинениям в старших классах вспомогательной школыОбучение сочинениям - одно из важнейших разделов развития связной письменной речи. Выполнение этого вида работ обнаруживает уровень сформированности навыков речевого развития учащихся и в то же время влияет на упорядоченность их устной речи.Овладение связной письменной речью учащимися с нарушением интеллекта связано с большими трудностями;именно поэтому очень важна подготовка учащихся к написанию сочинений. В процессе подготовительной работы формируются специаьные умения по накоплению и отбору н...
  • Пословицы и поговорки в повести А. С. Пушкина Капитанская дочкаВажнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия д...
  • Игровые методы и приемы, используемые на уроках русского языка Проблема возможности включения игры в учебно-воспитательную систему всегда интересовала отечественных и зарубежных педагогов. Удивительной по своему содержанию была авторская школа Саммерхилл, созданная в 1924 году английским педагогом Александром Нейлом. Свобода и счастье детей – вот что являлось основной ее целью, а один из ее принципов гласил: игра должна стать обязательным условием всех видов деятельности в школе, так как является естественной потребностью детского организма. ...
  • Литературная викторина, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войнеЛитературная викторина (посвященная 70- летию Победы в Великой Отечественной войне) Память…. Она имеет начало, но не имеет конца Цель мероприятия: патриотическое воспитание обучающихся, привлечение внимания к литературным произведениям; используя игровую форму, сформировать интерес к данной теме, желание больше узнать о героях и событиях того периода; продолжить через внеурочную форму работы воспитание чувства признательности, уважения и памяти по отношению к участникам Великой Отечественной ...
  • Доклад Изложение как средство развития речевой компетенции учащихся казахской школы В данной работе предлагается методика обучения изложению и его проведения, определяется роль письменной работы в развитии речевой компетенции учащихся казахских школ. Выбор текста является важным вопросом. И здесь даются требования к текстам для письменных изложений известного автора многих научных работ, доктора педагогических наук М.Р.Львова. Также в докладе есть разработка урока Изложение по рассказу К.Паустовского Корзина с еловыми шишками, которая раскрывает тему рабо...
  • Творческий отчет по теме Формирование познавательных способностей на уроках русского языка и литературыОдна из важных проблем сегодняшнего дня – поднять активность учащихся на уроке, воспитать у них интерес и любовь к русскому языку, приучить их к самостоятельному мышлению. Поэтому я строю уроки так, чтобы они были не только уроками обучения языку, но и способствовали становлению личности ученика, формировали его взгляды, готовили его к жизни. Вот почему важна активизация мыслительной деятельности учащихся, творческая атмосфера на уроках, атмосфера сопереживания, сопричастности, непосредственно...
  • Рабочая программа по литературе для 7А классаРабочая программа по литературе для 7А класса на 2013-2014 учебный год Разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений (авторы: М.М. Разумовская, П.А. Лекант) Составитель: Е.В. Наумова Учитель: Е.В. Наумова Санкт-Петербург 2013 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основа рабочей программы: Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образова...
  • Технологическая карта урока русского языка на темуПодготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют главную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как научить учиться. Как же построить урок русского языка, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока, требования к его подготовке и проведению, анализу и самоанализу деятельности учителя и учащихся. Из...
  • Подготовка к сочинению по картине П. П. Кончаловского Сирень в корзинеУрок развития речи по теме Подготовка к написанию сочинения по картине П. П. Кончаловского Сирень в корзине. Цели урока: дать понятие натюрморта; подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта; формировать умения построить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства; создавать условия для развития творческих способностей учащихся; пространственного мышления, речи, памяти; способствовать воспитанию доброжелательности, уважения мнения других , любв... На уроке проводится работа не только по картине П. П. Кончаловского Сирень в корзине, но и по отрывку из пьесы П. И. Чайковского “Фея сирени” из балета “Спящая красавица” .
  • Конспект внеклассногое мероприятия по русскому языку Лингвистический лабиринтВнеклассное мероприятие по русскому языку Лингвистический лабиринт можно использовать при проведении предметной недели. Оно направлено на расширение знаний учащихся об истории создания славянской письменности, роли святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, просветителях славян и создателях славянской азбуки. В ходе мероприятия развиваются познавательные процессы, творческие способности, морально-нравственных качеств учащихся. В конце мероприятия учащиеся должны сформировать представление о ро...
  • Распространенные и одиночные однородные члены предложенияРаспространенные и одиночные однородные члены предложения. Цели: Образовательные: опознавать однородные члены (распространенные и одиночные, выраженные разными частями речи, ряды одиночных членов); правильно расставлять знаки препинания; соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать мыслетельно-речевые навыки учащихся. Воспитательные: воспитание культуры учебного труда; воспитывать интерес к к...
  • Однородные главные и второстепенные члены предложенияОднородные главные и второстепенные члены предложения. Один из уроков по теме: Однородные члены предложения Образовательные: закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения; тренировать умение находить в тексте ОЧП, в том числе однородные сказуемые (простые глагольные, составные глагольные и составные именные). Развивающие: развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, разбирая предложения с ОЧ. Воспитательные: воспитывать бережность отношения к языку, сп...
  • Заключительный урок по поэме М. Ю. Лермонтова МцыриЭто заключительный урок по поэме М. Ю. Лермонтова Мцыри. Цели урока: понять исповедь героя, почувствовать его стремления и выявить в них главное - любовь к свободе, жизни; способствовать формированию эстетического вкуса учащихся; продолжать работу над развитием речи, памяти; умению анализировать и систематизировать материал; способствовать воспитанию высоких эстетических чувств учащихся, идеалов красоты, поиска гармонии в мире природы; осознание понятия, что Родина для человека это свобода и ...
  • Аспекты работы по формированию у младших школьников системы приемов понимания текста Представляется возможным охарактеризовать несколько аспектов результативности работы по формированию у младших школьников системы приемов понимания текста в коллективно-распределенной учебной деятельности.Мотивационный. По словам учителей, урок литературного чтения заряжает энергией, так как именно на этом уроке ярче всего проявляется индивидуальность ребенка, обобщается и применяется его жизненный опыт, ребенок больше всего открывается для размышления, удовлетворения потребностей самог...
  • Литературная гостиная Сражаюсь, верую, люблю… (посвященная жизни и творчеству Э. А. Асадова) Л Литературная гостиная Сражаюсь, верую, люблю посвящена жизни и творчеству Э.А. Асадова. Целевая аудитория - учащиеся 8-9 классов общеобразовательной школы. Форма проведения: урок-интервью, на котором присутствует сам Э.А. Асадов и отвечает на вопросы учащихся, касающиеся его биографии и творчества.Данное мероприятие знакомит ребят со стихотворениями Э.А. Асадова, развивает у подростков интерес к миру поэзии, родному краю, воспитывает патриотизм. Заканчивается встреча, но учащихся волну...
  • Интонационные и пунктуационные особенности предложения с ОЧПлан урока по русскому языку. Тема: Однородные члены предложения. Основные цели и задачи урока: Образовательные: • расследование проблемы: нужно ли знать пунктуационные и интонационные нормы в современном деловом мире; • выработка умения логично высказывать мысли, идеи; • научить соблюдать пунктуационные и интонационные нормы; • научить анализировать интонационные конструкции; • научить анализировать текст с точки зрения интонационных и пунктуационных норм. Развивающие: • развивать умение ...
  • Рабочая программа по русскому языку для 7А классаРабочая программапо русскому языку для 7А классана 2013-2014 учебный год Разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений (авторы: М.М. Разумовская, П.А. Лекант) Составитель: Е.В. Наумова Учитель: Е.В. Наумова Санкт-Петербург2013 г.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОснова рабочей программы:Данная рабочая программа ориентирована на учебник М.М. Разумовская, Русский язык. 7 класс, М., Просвещение, 2011. ...
  • Контрольный тест за I полугодиеКонтрольный тест по русскому языку за I полугодие на тему Фонетика. Словообразование. Орфография для учащихся 5-х классов (по учебному пособию М.М.Разумовской,П.А.Леканта). Тест составлен в формате ЕГЭ. Часть А содержит 14 заданий, требующих выбора одного верного варианта ответа из четырех предложенных. В Части В необходимо самостоятельно дать ответы на вопросы (1.выписать из четырёх предложенных предложений то, в котором есть однородные сказуемые; 2. выписать из предложения предлоги и пристав...
  • Тема урока: «Гимн чистоте, нежности, душевной красоте» (Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова)1. Цель: 1) образовательная o формировать у учащихся представление о М.Ю. Лермонтове как об авторе стихов о любви, раскрывающем в ней драматические переживания человека; 1) развивающая o развивать навык анализа поэтического текста; o развивать умение строить суждение на конкретном материале; o развивать навык выразительного чтения; o развивать умение учащихся работать самостоятельно и в группе. 2) воспитательная o ...
  • Реферат Отечественная война 1812 года в баснях Крылова Иван Андреевич Крылов выдающийся русский писатель-баснописец. В своих произведениях он бичевал лжецов и мерзавцев, крепостников и властолюбцев. Жанр басни им выбран неслучайно. Идти в бой с открытым забралом было невозможно, слишком неравны были силы, поэтому и выбирает Крылов иносказательную форму повествования эзопов язык. Произведения Ивана Андреевича интересны тематикой, идеей и образным, Удивительно доходчивым языком. В своих баснях Крылов обсуждает и решает общечеловеческие вопросы и...
  • Реферат Творчество Лермонтова в иллюстрациях русских художников Данная работа посвящена теме Творчество М.Ю.Лермонтова в иллюстрациях художников ХХ века. Актуальность моей работы обусловлена тем, что текущий год ознаменован годом Лермонтова. В 2014 году отмечается двухвековой юбилей этого уникального, стоящего особняком в русской культуре, человека. Сегодня мы поговорим о том, как его творчество отражалось в живописи русских художников. Объектом работы является творчество М.Ю.Лермонтова. Цель исследования: выявить, какие художники использо...
© 2010-2018