Русский язык и Литература

  • Внеклассное мероприятие по русскому языку Что в имени тебе моём?Мероприятие познакомит учащихся с историей возникновения имён, учащиеся узнают сведения о происхождении и значении имён. Цель мероприятия: показать, какое значение имеет имя для человека, какую роль инрает в его жизни;Мы живём в мире имён. Недаром ещё Гомер в Одиссее писал: Между живущих людей безымянным никто не бывает Вовсе; в минуту рожденья каждый, и низкий, и знатный, ...
  • Разработка внеклассного меропроятия по литературеПрезентация книг о Великой Отечественной войне. Цели: знакомить с творчеством писателей-фронтовиков о Великой Отечественной войне; развивать умение представить прочитанную книгу посредством презентации, формулировать свои мысли, отстаивать свое мнение в процессе обсуждения конкретной ситуации, расширять читательский кругозор: воспитывать патриотизм, гражданственность, интерес к истории страны, чтению, книге. Примечание: проводится в 5-10 классах. Оборудование: нетбук, мультимедий...
  • Учебный фильм Пушкин. Последняя дуэльЕ.Б. Попова МБОУ Алтайская основная общеобразовательная школа №3 УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ ПУШКИН. ПОСЛЕДНЯЯ ДУЭЛЬ. 1. Актуальность и методическая ценность представленного материала: Учебный фильм по данной теме представлен в систематизированном и структурированном виде. В фильме продумана последовательность подачи материала и обучающих воздействий, что способствует формированию у обучающихся представления о последней дуэли Александра Сергеевича Пушкина, полнее раскрывает нравственную це...
  • «Филологическое образование в духовно-нравственном воспитании личности» Тема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне Ворона и лисица Цели урока: 1)Знакомство с краткой биографией И.А. Крылова, жанровыми признаками произведения на примеребасни Ворона и лисица. 2)Воспитание интереса к личности русского баснописца; воспитание любви к своей стране, к ее историческим достопримечательностям. 3) Развитие навыков анализа басни как особого литературного жанра. Планируемые результаты: Предметные: совершенствовать реч...
  • Проектная работа по теме ФразеологизмыПроектная работа Фразеологизмы выполнена ученицей 8 класса. Цель данной работы- дать понятие фразеологизма,показать его употребление в различных стилях речи,причины устаревания и появления новых фразеологизмов. В реферате достаточно подробно написано об источниках происхождения фразеологизмов , приведены примеры употребления их в речи.Обращается особое внимание на использование фразеологизмов в художественной литературе,в повседневной речи. Материал данной работы можно применять не только на ...
  • План урока русского языкаУрок русского языка Тема урока: Буквы Е-И в корнях с чередованием. § 113. Тип урока: ОНЗ Класс: 5.3 Методический комментарий к уроку. Данный урок является восьмым в системе уроков по теме Глагол. Методологическая база: автор УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова , Русский язык. 5 класс.- М.,: Просвещение, 2014 год Цели урока: 1) Для учителя: - организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания; - формировать о...
  • Таблица Функциональные стили речиМатериал предназначен для каждого ученика при изучении стилей речи. В таблице коротко говорится о том, в какой сфере используется каждый из стилей речи, какие имеет отличительные черты, какие жанры включает в себя. В третью,пока пустующую, графу таблицы учащиеся включают примеры текстов разных стилей, которые находят самостоятельно.Таблица используется учениками на протяжении всех лет обучения в школе, начиная с пятого класса. Наша речь в официальной обстановке (чтение лекций, выступление на нау... Книжные стили: Разговорный стиль беседы в семье, выяснение отношений, обсуждение планов, дружеское общение, анекдот Научный– используется в сфере научной деятельности. Жанры: учебники по специальности, монография, научная статья, аннотация, реферат, конспект, тезисы, курсовая работа, лекция, дипломная работа, диссертация, доклад. Отличительная черта – четкость и логичность изложения, а также отсутствие выражения эмоций. Официально-деловой - служит для передачи информации в сфере управления. Жанры: документы, деловые письма, отчеты, приказы, распоряжения, договоры, указы, деловые беседы. Отличительная черта – стандартность. Публицистический - используется в тех случаях, когда необходимо не просто передать информацию, но и определенным образом воздействовать на мысли или чувства людей, заинтересовать их или в чем-либо убедить. Жанры: парламентское выступление, репортажи, интервью, очерк, фельетон, дискуссионное выступление, информационная заметка. Отличительная черта – выразительность и эмоциональность. Литературно-художественный - поскольку литература отражает все сферы жизни человека, она может использовать средства любых стилей литературного языка, а при необходимости не только их, но и диалекты, жаргоны и просторечие. Основная функция языка художественной литературы – эстетическая. Жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, эссе, стихотворение, поэма, баллада. Отличительная черта – творческое самовыражение художника слова.
  • Первый сон Родиона Раскольникова - анализ зпизода В своей работе применяю те технологии обучения, которые стимулируют активность учащихся, раскрывают творческий потенциал личности ученика. Большое внимание уделяю формированию универсальных учебных действий (УУД) - учебных компетенций учеников. Информационная обработка текста очень важна при анализе произведения.Уделяю внимание чётким ответам на вопросы, поставленным на уроке . Обязательно доказываем ответы цитатами из текста художественного произведения, записываем кратко цитаты. Этому...
  • Журнал Русская словесность в школах Украины (2, 2015 г)Герой сказки воплощает в себе вечно живую частицу человеческой души, как бы являясь образом, позволяющим оценить наиболее человеческое в человеке. Он олицетворяет те каче­ства, которые придают смысл и содержание жизни. У него доброе сердце, разумный взгляд на мир. Ма­лыш трудолюбив, постоянен в своих привязанно­стях, лишен всяких агрессивных и алчных стрем­лений. Он легко заводит друзей, честно выполняет разумные обязанности. Жизнь дана для того, чтобы прожить ее не бесполезно – такова мораль ск...
  • Карточки-задания Правописание приставок ПРЕ-и ПРИ-Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся по теме Правописание приставок ПРЕ- - ПРИ-. Может быть использован на этапе контроля усвоения знаний по теме, начиная с 6 класса и в последующие годы обучения в качестве мониторинга знаний по данной теме. Некоторые задания в карточках связаны с правописанием приставок на -з - с. Кроме того, включён материал, связанный со смысловым различением написания приставок (например ПРЕбывать (быть, находиться) и ПРИбывать (приезжать, приближаться...
  • Открытый урок. Гончаров. Обломов и Штольц - двойники и антиподыТема урока: Илья Обломов и Андрей Штольц: антиподы или двойники? (По роману И.А.Гончарова Обломов) Цель урока: выявить особенности авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца); формировать навыки характеристики литературных персонажей, исследовательские навыки, логическое мышление; воспитывать вдумчивого читателя, обогащать речь учащихся. Оборудование урока: портрет И.А.Гончарова, тексты романа И.А.Гончарова Обломов,технические средства обучения (телевизо... Обломов Штольц Внешность (когда они предстали перед читателем) …лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный свет беспечности ровесник Обломову, худощав, щек у него почти вовсе нет,…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные происхождение из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные. Истинно русский человек, дворянин. выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувст... воспитание Родителям хотелось преподнести Илюше все блага как-нибудь подешевле, с разными хитростями.родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после еды – крепкий сон. отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни--это деньги, строгость и аккуратность. Обломова даже не выпускали на улицу. А слуги на что? Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Ловкий, подвижный ребенок постоянно останавливается родителями и нянькой из боязни, что мальчик упадет, расшибется или простудится, его лелеяли, как оранжерейный цветок. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая. Учитель: Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания. Кадры из фильма Несколько дней из жизни И.И.Обломова (Прощание Штольца с отцом). Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе. Его воспитание — трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын...”). Особого разговора требуют: отношение матери; мать и отец; Обломовка, княже... образование обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве.Оба закончили в Москве университет С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака - На основании воспитания и образования была заложена определённая программа. Какова она у Обломова? Учитель: заложенная программа Мечта. Прозябание и сон – пассивное начало находил утешение в своих любимых примирительных и успокоительных словах авось, может быть и как-нибудь и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение).. Лежанье у Ильи Илича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Учитель: Чего больше всего боялся Штольц? Обосновывая свои ответы текстом, ученики говорят о том, что мечты, воображение (“оптический обман”, как говорил Штольц) были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел “настоящий взгляд на жизнь” (ср. с Обломовым). заложенная программа Штольц боялся мечтать, его счастье было в постоянстве, энергия и бурная деятельность-активное начало Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть. Учитель: Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу? Учащиеся: “Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно...” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит... в покое и наслаждении; см. о мечтах Обломова в 8-й главе первой части, стр. 76 - 77). Учитель: 3–4-я главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор-спор, где столкнулись взгляды, позиции героев. Суть спора — КАК ЖИТЬ?! — Как возн... Взгляды на жизнь Жизнь: хороша жизнь!, - говорит Обломов, -Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества !…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами? Штольц познает жизнь, спрашивает у нее: Что делать? Куда идти дальше? И идет! Без Обломова… Цель жизни Прожить жизнь счастливо; так, чтобы она не трогала. Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей. Восприятие жизни Колеблющееся — от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!” Жизнь — счастье в труде; жизнь без работы — не жизнь; …“жизнь трогает!” “И, слава богу!” — сказал Штольц. Обломов хочет делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться. Штольц хочет иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь — вот что было его постоянною задачею…”,“Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”. Учитель: С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться? Учитель: Есть ли один ответ на этот вопрос? (В процессе спора ребята приходят к выводу, что оба принципа имеют право на существование.) Учитель: - Рабочий лист (внизу графы: Цель жизни, содержание деятельности - укажем двойника + двойника в большей степени). Учитель: В разговорах (спорах) часто последнее слово автор даёт Штольцу, но создаётся ощущение, что он не может переспорить Обломова. Почему? Не может даже тогда, когд... ? Антитеза жизненных идеалов героев: …Жизнь есть поэзия. Вольно Труд – образ, содержание, людям искажать ее... стихия, цель жизни. Чья философия позитивна и конструктивна? План работы: 1. Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4) 2. Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания) 3. Сопоставить характер Штольца с характером Обломова: Обломов: Штольц: Покой (апатия) …он беспрестанно в движении… Сон (бездействие) Мечта – скорлупа, самообман он боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни Страх перед обстоятельствами причину всякого страдания приписывал себе Бесцельность существования Выше всего ставил настойчивость в достижении целей Труд - наказание Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни 4. Сделать вывод о том, на каких уровнях, в каких деталях раскрывается антитеза между Обломовым и Штольцем. 5. Антагонизм жизненных воззрений героев. (Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9). Провокационные вопросы: Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц? А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?! Поэтическое восп... Обломов Штольц Обломов отказался от любви. Он выбрал покой. Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её. Испугался, что недостоин любви. Ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такую, какую ему подарила Агафья Пшеницына). Штольц любил не сердцем, а разумом “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”.Ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Рад, что встретил её за границей, рад, что она его слушает и даже не замечает, что иногда не понимает Ольгину грусть. Учитель: какими мы наблюдаем наших героев в дружбе и в отношении с окружающими? Ответы учащихся: Обломов Штольц Дружба Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца. Друзей у Штольца всегда и везде было много — люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным. Отношение с окружающими Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет. Все знают его, он знает всех . Он никого не оставляет к себе равнодушным — его или уважают и ценят или боятся и ненавидят. Учитель: - Рабочий лист (внизу графы: Отношение к женщинам, семейная жизнь - укажем двойника). Подведём итог урока: - дадим на основании всего сказанного характеристику Обломову и Штольцу. Учащиеся: характеристика героев: Обломов Штольц Добрый, ленивый больше всего беспокоит собственный покой. для него счастье-это полный покой и хорошая еда. он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата. ничего не делает, ничем не интересуется, любит уходить в себя и жить в созданном им мире снов и мечтаний, поразительная детская чистота его души и самосозерцательность, достойная философа воплощение мягкости и кротости. Сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой. благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым и известным человеком. сформировался настоящий железный характер. но чем-то он напоминает машину, робота, настолько четко запрограммирована, выверена и просчитана вся его жизнь перед нами суховатый рационалист. - Рабочий лист (последняя графа: Жизненная позиция - укажем двойника). Ответ на проблемный вопрос: Обломов и Штольц – двойники или антиподы? (слова ученика). Заключительная часть урока. Учитель: Да, Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить обломовщину и возродить героя. Но в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора к герою. Давайте вспомним, к чему приходят герои р...
  • Открытый урок. Понятие русской души. РодинаМБОУ-СОШ №8 Понятие русской души. Родина Подготовила учитель русского языка и литературы Губенок В.И. Клинцы 2013 Тема: Понятие русской души. Родина Тип урока: сообщение новых знаний. Цель: а) образовательная: раскрыть понятия русской души, Родины; б) воспитательная: воспитывать интерес учащихся к историческому прошлому своей Родины; в) развиваю...
  • «Қайталау сабағы «Хайуанаттар әлемінде»»Тақырыбы: Қайталау сабағы Хайуанаттар әлемінде Мақсаты: 1. Білімділік: оқушыларға хайуанаттар бағы, ондағы аңдар туралы түсінік бере отырып, олармен осы тақырыпқа қатысты сөздерді қайталаймыз. 2. Дамытушылық: оқушылардың ауызекі сөйлеу дағдысы мен қисынды ойлау, ойға сақтау, сауатты сөйлеу, жазу қабілеттерін дамыту 3. Тәрбиелік: оқушыларға аңдарды қорғау, табиғатты аялау туралы тәрбиелік мәндегі әңгімелер айту Сабақ типі: интерактивті тақтаны пайдалана отырып өткізілетін саяхат сабағы Сабақ тү...
  • Положение о постановке на учёт детей «группы риска», и организации профилактической работы с данной категорией детей и их семьями в МБОУ ОСОШ №2 1. Общие положения 1.1. Настоящее положениеразработано на основе Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и ст.43 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации 1.2.Настоящее положениерегламентирует порядок учёта и организацию работы с детьми группы риска в МБОУ ОСОШ №2 1.3.Учёт детей группы риска ведётся с целью раннего выявления социального неблагополу...
  • Статья на тему: Проблемы формирования УУД на уроках русского языка в начальной школеПроблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время для построения учебного процесса, т.к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Так как в начальных классах активно совершенствуются дости...
  • Урок по теме: Повесть А. Гайдара «Тимур и его команда» Урок по теме: Повесть А. Гайдара Тимур и его команда Не биография у меня необыкновенная, а время необыкновенное. Обыкновенная биография в необыкновенное время. А. П. Гайдар Цели урока: формирование нравственных идеалов; сформировать у учащихся умения анализировать поступки героев, осмысливать нравственно-эстетическое содержание повести; воспитание читательской культуры; формирование и развитие отве...
  • Буклет Коллекция приемов критического мышленияПриём “Да-нетка” Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга. Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может о...
  • «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести Класс: 9 Тема: Булгаков. Собачье сердце. Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Цели: рассмотреть поэтику произведения Собачье сердце, выявить, в чем проявляется сатира писателя, вспомнить разновидности сатиры, в частности гротеск, привить интерес к изучению творчества М.Булгакова, к изучению русской литературы. Формы контроля: выделение художественных средств. Оборудование: текст произведения, портрет писателя. Тип урока: комбинированный. Структура урока включает проверк...
  • Презентация по русскому языку Подготовка к сочинению по пьесе М.Горького На дне 1. Вступление. № 1. “В начале 900-х годов голод совпал с жесточайшим промышленным кризисом. На краю голодной смерти оказалось около 30 млн. крестьян. Потоки голодающих хлынули в города, они были встречены полицейскими кордонами. Безработных же из городов отправляли в деревни, обрекая их на верную голодную смерть. Дно стало реальной угрозой почти для половины населения России. Люди переполняли ночлежки, трущобы, подвалы. Говори...
  • Приложение к предыдущей презентацииФАКТЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ И ГРАМОТНОСТЬЮ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ, ТАКИХ ДЕТЕЙ ОКОЛО 25% ОТ ОБЩЕШКОЛЬНОЙ ПОПУЛЯЦИИ. ЭТИ ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ТОМ, ЧЕТВЕРТЬ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ НЕ ВЛАДЕЕТ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ. ЕЩЁ БОЛЕЕ ПЕЧАЛЬНО УЗНАТЬ, ЧТО ТРУДНОСТИ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЮТ У ШКОЛЬНИКОВ, СОХРАНЯЮТСЯ И В ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ: ДАЖЕ ЗАКОНЧИВ ШКОЛЫ И ИНСТИТУТЫ, ОНИ ОСТАЮТСЯ БЕЗГРАМОТНЫМИ. СМИРИТЬСЯ С ТАКОЙ СИТУАЦИЕЙ НЕЛЬЗЯ. ОШИБКИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ПРОИСХОДЯТ ИЗ-...
  • КАРТА ЗАНЯТИЯ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАЦель деятельности преподавателя: познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, отрабатывать умение правильно ставить тире в простом предложении Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило постановки тире в предложении типа Москва – столица России; различать по смыслу подлежащее и сказуемое, выраженные одной частью речи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компе...
  • ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 клТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 кл. № п/п № урока по теме Раздел, тема Кол-во час. Виды деятельности учащихся Дата Дом зад. план факт ВВОДНЫЙ КУРС (40 час. + 7 ч. р.р.) Повторение и пропедевтика (2 час.+ 1ч. р. р.) 1 1 Введение. Роль языка в жизни общества. 1 Осознание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роли языка в жизни человека. 2. 09 2 2 Диагностический диктант 1 Текст диктанта за 4 класс 5. 09 3 3 Р. р. Для чего людям нужна речь? Формы речи. 1 Анализ образцов устной и письменной речи, соотнесение их с целями, ситуациями и условиями общения. 6. 09
  • Сичинение на тему Пасха Красная Главная цель всех религий - научить людей хорошо относиться друг к другу. У человека должна быть вера в Бога. Когда нам становится плохо, когда мы попадаем в трудную ситуацию, когда наши близкие мучаются от неизлечимых болезней, мы обращаемся к Богу, как к единственной высшей инстанции, откуда может прийти помощь. Или, наоборот, если у человека произошло незабываемое событие в жизни: образование семьи, рождение ребёнка, да мало ли счастливого и радостного, - то благодарность Богу из уст кажд...
  • Конспект урока по литературе на тему И. А. Бунин Кавказ. Тема любви в рассказецели : образовательная: выявление своеобразия бунинского подхода к теме любви, определение особенностей повествования Бунина И.А. воспитательная : анализ поступков героев рассказа, воспитание уверенности в своих силах, уважения к точке зрения окружающих. коррекционная: развитие логического мышления , эмоционально–волевой сферы, долговременной памяти, речи. оборудование портрет И.А. Бунина сборник Темные аллеи цветные карандаши наглядность (сердца по 5 штук на каждого ученика) карто...
  • Конспект урока на тему Сравнительная и превосходная степени в русском, татарском и английском языкахцели обучающая: обобщить и систематизировать понятия о прилагательном, как о части речи, научить различать степени прилагательных в сравнении с другими изучаемыми языками. развивающая:развитие логического мышления школьников. их аналитические способности, умение сравнивать. сопоставлять, делать выводы. воспитывающая: вочспитать любовь у русскому, английскому и татарскому языку, внимательного отношения к художественному слову , привитие интереса к творчеству И.С. Тургенева, М.М. Пришвина, У. Ше...
  • Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии деятельностного типа Федорино горе План – конспект непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области Речевое развитие Федорино горе Выполнила Кетова Ольга Анатольевна воспитатель МБДОУ д/с №194 г. о. Самара Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии деятельностного типа. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие Задач... Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности Двигательная Массаж рук Мытье посуды Игровая Этюд Закипающий чайник Познавательно - исследовательская Д/и Что лишнее Рассматривание иллюстраций в презентационной программе PowerPoint к сказке К.И. Чуковского Федорино горе. Рассматривание плоскостных форм разной посуды. Коммуникативная Загадывание загадок о посуде. Составление описательного рассказа по схеме – модели. Речевая игра Какая посуда. Проговаривание чистоговорок со звуками Ш и Ж Чтение Загадки о посуде Сказка К.И. Чуковского Федорино горе Логика образовательной деятельности Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты Организационный момент: Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь – разобьюсь Дети внимательно слушают и отгадывают загадку Сформирована мотивация организованной деятельности Д/и Что лишнее Воспитатель выставляет картинки и дает детям задание найти предметы – отгадки и лишний предмет Дети называют предметы на картинках, находят лишний предмет Используют в речи названий посуды, грамматически правильно строят свои предложение Этюд Закипающий чайник Воспитатель дает детям задание показать этюд Закипающий чайник: Представьте себе что вы – пустой чайник, в вас медленной струйкой вливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить. (Можно даже удивиться) И вот – нет терпения! Вода кипит, пар из носика валит! (Слышится свист) Вода вся выкипела: Спасите! Помогите! Дети участвуют в этюде Закипающий чайник, выполняя действия по произносимому воспитателем тексту Эмоционально выражают характер и действия в соответствии с текстом. Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку, в которой посуда, убежала от хозяйки - Как называется сказка? - А кто написал эту сказку? - Какая посуда в сказке ожила и убежала? - Почему посуда убежала от Федоры? Дети отвечают на вопросы воспитателя Грамматически правильно отвечают, отражая в речи содержания сказки. Массаж рук Мытье посуды Воспитатель одевает на голову платок и превращается в Федору. Затем, от лица Федоры, просит детей помочь ей поухаживать за посудой, подводит детей к выполнению массажа рук Мытье посуды: Мы почистим тебя песочком, Окатим тебя кипяточком, Вытрем тебя полотенчиком. И ты будешь опять, Словно солнышко сиять Слушая текст, который читает воспитатель, дети сначала трут кулаком о ладонь, делают круговые движения ладонями, поднимают руки в стороны – вверх. Выполняют действия в соответствии с текстом Воспитатель предлагает детям подойти, к заранее подготовленному сервировочному столу, на котором расставлена посуда. Воспитатель выбирает предмет и рассказывает о нем, опираясь на схему – модель Составление описательного рассказа. Предлагает составить рассказ детям. Дети подходят к сервировочному столу, выбирают предмет, который им нравится, и составляют описательный рассказ по схеме – модели. Соблюдают последовательность изложения по схеме – модели (цвет, форма, размер, материал, функция) Воспитатель предлагает детям повторить чистоговорки: Жи – жи - жи – у меня ножи Ша – ша – ша – чашка хороша Внимательно слушают и повторяют за воспитателем чистоговорки Чётко произносят звуки Ш и Ж, умеют выделять их в словах, используют прилагательные. Воспитатель предлагает речевую игру: Какая посуда? Демонстрируется в программе формата PowerPoint Дети называют прилагательные, характеризующие и классифицирующие посуду Классифицируют посуду
  • План-конспект урока литературы на тему: «Художественное своеобразие повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»»Цели: 1. продолжить работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста 2. углублять знания в области теории литературы (композиция, сюжет, идея и др.) 3. учить работать с дополнительной литературой 4. совершенствовать речевые умения путем пересказа, подготовки сообщений, выразительного чтения 5. развивать навыки работы в группе 6. развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном 7. воспитывать интерес к литературе Оборудование: • тексты повести А.С.Пушкина ...
  • Конспект урок -практикум по теме Обособленные обстоятельстваЦель: 1. обучающая: углубить и систематизировать знания об обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием; отличать обстоятельства, выраженные наречиями и фразеологическими оборотами; развивать пунктуационные навыки, связанные с употреблением обособленных обстоятельств в письменной и устной речи; 2. развивающая: формировать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сопоставление, классификация), а такж...
  • Тест по теме Фонетика Цель теста : систематизация и обобщение изученного по пройденному материалу. Создать условия для формирования представления о том, что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать; развивать навык грамотного письма; совершенствовать работу со словарными словами.Задачи теста: 1) Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу. 2) Развивать мышление учащихся: формировать у них умение анализировать с...
  • Рабочая программа осуществление кредитных операцийОбласть применения программы.Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требования ФГОС по специальности 080110 Банковское дело.Программа учебной дисциплины может быть использована по профессиональной подготовке специалистов, рекомендуемых к освоению в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО с соответствии с Кодом по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разряд...
  • Методическая разработка Есенин и КавказДля привлечения внимания учащихся к русской классической поэзии, показать ее роль в развитии духовного мира человека, мною было подготовлено и проведено интерактивное занятие. Ребята с большим интересом собирали исторический и литературный материал о жизни и творчестве С.А. Есенина, самостоятельно изучали произведения, не входящие в школьную программу, и историю их создания, репетировали, обсуждали детали, уточняли форму сценического действия. И надо сказать, что ход подготовки и непосредствен...
  • Статья на тему Мотивирование учащихся восьмых классов к изучению синтаксиса по теме «Словосочетание» В этой статьепредставляю вашему вниманию сведения о синтаксических единицах, содержащих систему признаков синтаксических явлений, которые помогают сформировать синтаксические понятия, осознать и освоить языковые факты, а также упражнения, формирующие разные виды учебно-языковых действий. Прагматические акценты изучения темы Словосочетание можно усилить, если дополнить практическую часть учебника упражнениями, демонстрирующими образца типичного и нетипичного способов выражения значений в стр...
  • Организация текущего и итогового контроля в ОУ СПОПроверка знаний учащихся – это один из важнейших этапов процесса обучения. Главная её функция состоит в контроле знаний и умений студентов, что позволяет определить результативность процесса преподавания и усвоения знаний, уровень достижения минимума содержания образования. Выявленный уровень подготовки студентов дает возможность уточнить имеющиеся пробелы и систематизировать типичные ошибки для выработки дальнейшей стратегии и тактики обучения: определение путей ликвидации ошибок, корректировку...
  • Рабочая программа основы экономической теорииОбласть применения программы.Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требования ФГОС по специальности 080110 Банковское дело.Программа учебной дисциплины может быть использована по профессиональной подготовке специалистов, рекомендуемых к освоению в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО с соответствии с Кодом по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разряд...
  • «Народная война в романе «Война и мир» 1812 года в изображении Толстого»Участники проекта: Фахреев Тимур- студент 1 курса ГБОУ СПО Альметьевский профессиональный колледж, Землянцева С.В.-преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО Альметьевский профессиональный колледж, 1 кв. категория Цель данного проекта – · обобщение сведений, накопленных наукой в изучении литературных ценностей на основе исторического материала; · необходимость рассмотреть литературные труды известных писателей как воспитательное явление; · показать их от...
  • ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ИНФОРМАТИКИ «ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕКСТ»Данный урок преследует следующие цели: по русскому языку: üобобщить и закрепить знания учащихся о тексте как единице языка; üсовершенствовать умения и навыки учащихся по теме Комплексный анализ текста; üспособствовать формированию понятия о речевой деятельности человека; üпостепенно готовить учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. По информатике: üспособствовать формированию понятия об информационной деятельности человека; üобобщить и закрепить знания учащихся об информационных процессах; üспо...
  • Дидактические игры как средство активизации учебного процесса В настоящее время в рамках перехода на ФГОС существует целый ряд способов повышения заинтересованности учащихся в освоении школьных дисциплин. Весьма эффективным, на мой взгляд, является дидактическая игра. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. Она является ценным средством воспитания умственной активности детей, стимулирует пс...
  • Сценарий проведения праздника, посвящённого Дню защитника Отечества «Один день новобранца» Для детей с ограниченными возможностями и их родителей Цель: воспитание чувства патриотизма гордости за свою страну, засвоих соотечественников. Задачи: · - познакомить воспитанников с особенностями военной службы в армии; · - воспитывать дружелюбие, взаимовыручку; · - корректировать умение координировать движение с процессом пения. 23 февраля мы отмечаем великий праздник – День защитника Отечества. Слово армия происходит от латинского слова армо - вооружаю. Но не толь...
  • План шмо предметов эстетического цикла, черчения, ОБЖ и технологии 2013=2014 год Чернухина В.В. Склярова М.Н. ПЛАНработы МО предметов эстетического цикла предметов, физкультуры, черчения и ОБЖ.на 2013 -2014 учебный год Общешкольная единая методическая тема: Внедрение компетентностного и системно-деятельностного подходов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.Методическая тема ШМО предметов эстетического ц...
  • Практикозначимая работа: Проектная деятельность учащихся на уроках литературыДанный учебный проект адресован учащимся 11 класса, имеющим творческие способности и проявляющим интерес к литературе, для более глубокого изучения представителей русского зарубежья и в частности жизни и творчества Гайто Газданова. Программой по литературе базового уровня на эту тему отводится 1 час, профильного уровня – 3 часа, что явно недостаточно для постижения литературного наследия российской эмиграции 1920-х годов и истории литературы ХХ столетия в целом. Содержание исследования, его...
  • Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (в урочной и внеурочной деятельности)В данной работе рассмотрены особенности формирования коммуникативных УУД у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Представлены теоретические аспекты формирования коммуникативных УУД, виды и технологические карты коммуникативных УУД, возрастные особенности развития коммуникативных УУД. Рассмотрен практический опыт формирования коммуникативных УУД у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата .Особенности общения такого ребенка с одноклассниками и учителями. Представлены та...
  • Внеклассное мероприятие САМЫЙ УМНЫЙ! Описание материала. Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку. Этот материал будет полезен учителям русского языка при проведении Недели русского языка. Он поможет: ü привлечь внимание к живому слову; ü способствовать развитию интереса к изучению русского языка; ü развивать память, мышление, речь; ü воспитывать уважение к родному языку; ü прививать аккуратность, внимательность, любознательность. Цели проведения мероприятия: v привитие любви к великому русскому я...
  • Правописание приставок на З-, С-Правописание приставок на З- и С-(5класс). Материал может быть использован как на уроках по традиционной системе обучения, так и по программе ФГОС. Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков. Форма урока:урок-практикум. Цели урока: Образовательные: закрепить правило написания приставок на з (с) , учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи; различать группы приставок. Развивающие: развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие навыков пр...
  • Правописание приставок. Приставки первой группыУчебно-методический комплекс Русский язык, 5 – 9 классы под редакцией Г.Г. Граник. Технологическая карта урока русского языка в пятом классе по теме Правописание приставок. Приставки первой группы. Урок с применением технологии активных методов обучения (АМО, метод Автобусная остановка). Планируемые результаты: Личностные: формирование ответственного отношения к учению; Метапредметные: умение формулировать задачи обучения; Предметные: знакомство с группами приставок, изучение написания при...
  • Проект Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве М.Ю.Лермонтова, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах, Б. М. Эйхенбаума, И. В.Золотаревой, Т. И. Михайловой. С. И. Кормилов, С. В. Иванов, С. А. Леонов говорят о ней как о необходимом составляющем творчества Лермонтова. Некоторые авторы (И. П. Золотусский и другие) сопоставляют любовную т...
  • Конспект интегрированного, итогового занятия. Для 2 младшей группы. Тема: «Медвежонок»Интегрированное занятие для 2 младшей группыТема:МедвежонокИнтеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, СоциумРазделы: Развитие речи, формирование элементарных математических представлений.Задачи: 1. Воспитательная: Воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам; воспитывать отзывчивость, доброту.Образовательная:Учить _узнавать и называть геометрические фигуры; определять количество предметов словами один, много, поровну.Развивающая:Продолжить о...
  • Фариза Оңғарсынованың халық поэзиясына қосқан үлесіРабота Вклад Фаризы Онгарсыновой в казахскую поэзию написана учащимся средней школы- гимназии №64 имени Ж. Аймауытова на должном, высоком уровне.Даулетбай Бекарыс изучил данную тему не только со стороны казахской литературы, но и ознакомился с жизнью и творчеством Фаризы Онгарсыновой.Даулетбай Бекарыс, на произведениях Фаризы Онгарсыновой, докозал, что Фариза Онгарсынова не просто поэт, писатель, журналист, но и общественный деятель, автор целого ряда поэтических книг и публикаций.Работа выпол...
  • Викторина М. Ю. Лермонтов на Кубани В жизни и творчестве Лермонтова Кавказ сыграл не просто значительную роль, а стал основополагающей темой, проходящей видимо или невидимо через всю судьбу поэта. Этот интерес был обусловлен несколькими причинами. Поэт бывал в этих краях неоднократно, начиная с детских лет. Здесь он трагически закончил свою короткую жизнь. Разработка Викторина М.Ю.Лермонтов на Кубани представляет собой методические материалы в помощь изучению определённого этапа жизни и творчества поэта. Данные матер...
  • Материал к уроку литературы по рассказу А. Солженицына Один день Ивана ДенисовичаМатериал представляет собой структурную карту к уроку по рассказу А.Солженицына Один день Ивана Денисовича, составленную на основе таксономии Блума (предполагает проверку знания текста, понимание материала, применение имеющихся знаний, анализ, синтез и оценку) Учащиеся работают самостоятельно, в зависимости от своих способностей и уровня подготовки. Учитель контролирует, направляет их действия (переход к следующему заданию происходит лишь после одобрения выполненного учителем). Шка...
  • Урок по творчеству А. С. Грина «Алые паруса» Урок по творчеству А.С.Грина Алые паруса. Тема: Символ мечты и веры в её исполнение. Цель урока: продолжать работу с учащимися по группам; помочь постичь романтическую условность произведения; раскрыть символический смысл названия и особенности жанра; формировать навыки сопоставительной характеристикигероев, воспитывать оптимизм; активную позицию Словарная работа: 1. Символ- ( от греч. symbolon- связь) – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явл...
© 2010-2018