Русский язык и Литература

  • Фольклор - тропа к литературеРазработка Фольклор - тропа к литературе представляет собой заключительный урок к теме Устное народное творчество в 5 - 6 классах и проводится как праздник с привлечением всех присутствующих учащихся; она может быть использована для проведения фольклорного праздника в рамках предметной недели литературы или фестиваля народного творчества. Представлены различные виды малых жанров фольклора, в том числе детского. Как региональный компонент введены песни казаков Дона. Данное мероприятие направл...
  • Задания по казахскому языкуВ данном материале приведены уровневые задания по казахскому языку по разным темам. В каждой теме приведены по 3 уровня задании, в 1 уровне даны 3 задания, во 2 уровне 4 задания, в 3 уровне в зависимости от темы 2 или 3 задания. Некоторые задания содержат рисунок. Задачи в основном направлены на развитие практических навыков у учеников.
  • Казачьи песни в творчестве М. А. Шолохова внеклассное мероприятиеРазработка представляет собой композицию рассказа о казачьих песнях, их истоках и прослушивания записей казачьих песен. Может быть использована как заключительный урок после изучения творчества Шолохова в 11 классе,как часть урока о духовном мире донского казачества, как материал для подготовки к проведению Шолоховских уроков в связи с юбилеем писателя, как материал для факультатива, причем не обязательно в старших классах. Возможно использование разработки при реализации регионального компонент...
  • Музыкально-поэтическая композицияМузыкально-поэтическая композиция Хлеб всему голова - мероприятие, подготовленное мною и учащимися 6-7 классов в рамках недели русского языка и литературы. На этом мероприятии звучало много стихов и песен, посвященных самому главному продукту. Сценарий построен по хронологическому принципу: от момента появления хлеба на Земле, до нашего времени. Также затрагивается тема хлеба в военное время. Данное мероприятие было высоко оценено руководством нашего лицея.
  • Литературная гостиная Тема Родины в творчестве А. Блока и С. ЕсенинаЛитературная гостиная Тема Родины в творчестве А.Блока и С. Есенина помогает познакомить учащихся с поэтическими произведениями А Блока и С. Есенина, посвященными России, проследить эволюцию чувства к Родине в лирике поэтов, открыть учащимся новые страницы жизни писателей, обогатить представление об их личности; раскрыть образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике А. Блока и С. Есенина.
  • Молодогвардейцы Краснодона (по роману А. А. Фадеева Молодая гвардия)Цель исследования- узнать и рассказать своим сверстникам о комсомольской подпольной организации Молодая гвардия, рассказанной в одноимённом романе А.А. Фадеева. Актуальность этой темы бесспорна. Подростковый возраст является особым временем для становления личности. Всё чаще сталкиваешься с тем, что мы, подрастающее поколение, практически не знаем историю нашей страны, её героев и их славные подвиги. И если спросить хоть одного молодого человека, знает ли он хотя бы одного героя Великой Оте...
  • Творческая работа учащегося по русскому языкуЦель данной работы: Составить энциклопедию слова кошка, исследуя, как через слово в языке отражается культурная, духовная жизнь народа. Работа очень тесно связана с такими предметами. как: история, география, литература План работы:1. Этимология Слова ... и его лексическое (ие) значение (ия). 2. Слово ... и слова-родственники (однокоренные), синонимы и антонимы 3. Слово ... во фразеологических оборотах. 4. Слово ... в русском фольклоре: в пословицах и поговорках, в народных сказках...
  • Разработка мероприятия по русскому языку Счастливый случайУрок по теме: обобщение по разделам русского языка. Цели: обобщить, закрепить сведения по разделам русского языка; выявить уровень знаний учащихся; развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку. Оформление игры: - плакат Счастливый случай; - рулетка с игровым разноцветным полем; - корзиночки; - золотая рыбка, сделанная руками учащихся; - жетоны; - карточки с заданиями; - заложки; Бочок с номерками Ход игры Я объявляю начало игры – урока, знакомлю команды с правилами игры. И...
  • Безумные скачки внеклассное занятие БЕЗУМНЫЕ СКАЧКИ Интеллектуальный марафон Матниязова Гульнар Кадиржановна Преподаватель русского языка и литературы Аральского многопрофильного колледжа Кызылординская область г. Аральск Сценарий внекласскного мероприятия в Аральском многопрофильном колледже /язык обучения – казахский/ Цель внеклассного мероприятия: расширить кругозор студентов, их словарный запас, логическое мышление. Воспитывать интерес к миру лошадей, любовь и уважение к традициям народ...
  • Вариант написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ) с использованием клише Представлен вариант сочинения по русскому языку (ЕГЭ) по тексту Е.А. Сикирич с использованием клише. Данное сочинение учащегося 11 класса (автор: Руссу Арина) наглядно демонстрирует, как можно использовать клише: фразы выделены жирным шрифтом (например: Ежедневно мы вступаем в различные взаимоотношения с окружающими нас людьми. Что же лежит в основе наших контактов? Что нас сближает? По-моему мнению, именно на эти вопросы ищет ответыЕ. Сикирич,автор прочитанного мною текста, поднимая про...
  • Урок развития речи. Обзор литературыКонспект представляет собой материал для работы ученика на уроке и дома по теме Обзор литературы. В конспекте дано задание на исправление ошибок в библиографическом описании источников с последующей самопроверкой. Вторая часть конспекта - текст обзора литературы по теме Деепричастие: самостоятельная часть речи или особая форма глагола и аннотации статей и исследований на заданную тему. Текст с пропусками, которые ученики заполняют, проанализировав аннотации, используя знания учеников, получе...
  • Исследовательская работа по теме «Роль игры в обучении и воспитании учащихся»Хорошая игра развивает и воспитывает детей. Хорошая игра отвлекает от плохих игр.Конечно, для игры нужно найти свой час. Однако и учебное время можно и нужно использовать игры. Игры на уроке помогают более легкому запоминанию правописания слов, усвоению правил и грамматических понятий. Активизируют познавательную деятельность, несут большую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку, дают просмотр творчеству и инициативе, фантазии и смекалке, радуют необычностью заданий, возможностью соревноватьс...
  • Тексты для анализа научного стиля. ДельфиныПредложены для работы с учащимися четыре текста о дельфинах, написанные в научном стиле. Тексты могут быть использованы для анализа и поиска основных признаков научного стиля по плану, описанному в конспекту урока Научный стиль. Аннотация. Библиографические сведения. Усное сочинение - рассуждение - доказательства принадлежности текста к научному стилю. На основе данных текстов можно провести первичный анализ научных текстов для последующего написания научной работы: поиск общего и различного, ...
  • Зачет по литературе в 11-м классе по творчеству М. БулгаковаОдной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовый контроль. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля за качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние. Выполнение тестов вырабатывает навыки критического мышления: умение самост...
  • Доклад на тему Современные средства оценивания оценивания результатов обучения в условиях введения ФГОСПод системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целоммеханизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обу...
  • Таблица по русскому языку Знаки препинания в бессоюзном сложном предложенииЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП) Схема предложения Чем заменить знак в БСП Примеры [ ],[ ]. Перечисление фактов и Луна сияла, июльская ночь была тиха. [ ];[ ]. Перечисление фактов и Все сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. [ ]:[причина ]. потому что Вдруг потемнело: набежала на солнце туча. [ ]:[пояснение ]. а именно Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы. [ ]:[дополнение ]. что Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. [ ]- [ ]. противопоставление а Лето припасает – зима поедает. [время ]-[ ]. когда Кончил дело - гуляй смело. [условие ]-[ ]. если Посеешь ветер – пожнешь бурю. [ ]-[вывод, следствие ]. так что Дети стали большими – им надо серьезно учиться. [ ]-[ ]. Быстрая смена событий Раздался выстрел – зверь упал. [ ]-[сравнение ]. как, словно, будто Скажет слово – соловей запоет.
  • «Стразы» и «бриллианты» как ошибки или достоинства в текстах разных стилейИсследовательская работа Если мы взглянем попристальнее на современную литературу, то в небольшом количестве ее страз и большом количестве булыжников найдем и несколько бриллиантов.В.Белинский Актуальность: наряду с обеспокоенностью состоянием речевой жизни общества, довольно часто можно встретиться с поверхностным отношением к требованиям правильности речи, игнорированием того факта, что эффективность письменной речи во многом зависит от степени соблюдения норм литературного языка. Однако нор...
  • Исследовательская работа по русскому языку «Работа с заголовком на уроках русского языка в школе»Предметом исследования данной квалификационной работы является заголовок текста и возможность работы с ним на уроках русского языка в школе. Цель работы – привлечь внимание учителя к возможностям, которые открывает ему работа с заголовками текста в школе. Поскольку учащиеся в будущем (а возможно, уже и в настоящем) – читатели газет и журналов, задача учителей-словесников – научить их ориентироваться в море современной прессы и быть грамотными читателями. В своей работе я проанализирую задания ...
  • Разработка урока по русскому языку Раздельное написание НЕ с деепричастиямиРаздельное написание НЕ с деепричастиями Цель: • познакомить учащихся с правилом написания НЕ с деепричастиями; • формировать умение распознавать приставку НЕ и частицу НЕ при деепричастии; • закреплять навыки обособления деепричастий и деепричастных оборотов; • учить конструировать предложения, используя деепричастные обороты. I. Организационный момент. (слайд 1-2). Проверка д/з. (слайд 3) 1.Составить по данным схемам предложения, расставляя необходимые з...
  • Сценарий внеклассного мероприятия на тему Природа Южного УралаПрирода Южного урала богата и прекрасна. Многие писатели в своих произведениях описывают её красоту, донося до читателя важность и значение окружающего мира. Важно, чтобы ребенок с детстких лет почувствовал это, согревая мир природы своим теплом. Именно в школьном возрасте прививается это чувство. Читая произведения местных писателей, мы восхищаемся красотой родного края. Знакомясь с главными героями уральского края, ребенок расширяет свой кругозор и читательский опыт. Все это способствует полно...
  • Организация работы по повышению речевой культуры суворовцев на уроках русского языка в рамках перехода на ФГОС Культура речи (наряду с культурой мышления и эмоциональной культурой) является основой общей культуры личности. В системе современного образования культурообразующая функция признана важнейшей. В образовательные стандарты высших учебных заведений введена новая дисциплина “Русский язык и культура речи”. Поэтому повышение речевой культуры учащихся – одна из важнейших задач, стоящих перед современной школой, которая должна подготовить человека думающего, чувствующего, знающего и умеющего и...
  • Программа элективного курса. Русское правописаниеЭлективный курс предназначен для учащихся старших классов. В соответствии с принципом преемственности, он опирается на знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения базового курса русского языка. Основная цель данного курса состоит в повышении правописной грамотности учащихся, в развитии культуры письма. Исходя из этого, программа предлагает рассматривать привычные проблемы прежде всего с точки зрения общих задач овладения родным, русским, языком в разных его формах, в том...
  • Салалас құрмалас сөйлемді қайталау 8клСабақтың тақырыбы: Салалас құрмалас сөйлемді қайталау Сабақтың мақсаты: ҰБТ-ға дайындық Білімділік: Салалас сөйлем және оның түрлері жөнінде білімдерін тереңдете отырып, практикада салалас түрлерін құрмалас сөйлемнің басқа түрлерінен ажырата білуге жаттықтыру. салалас құрмалас сөйлемнің басты белгігерін білу,құрылысын құрамын ажырату, Тыныс белгілерін меңгерту. Сабақ түрі: қайталау-пысықтау сабағы. Типі: білік пен дағдыны қалыптастыру. Көрнекіліктер: интербелсенді тақта, слайд, үлестірмелі кар... Салалас құрмалас Ұқсастығы Сабақтас құрмалас Компоненттері тиянақты, тең дәрежеде байланысады. Жалғаулық шылаулар, интонация арқылы байланысады Құрмалас сөйлем. Күрделі ойды білдіреді.Құрылымы, мағынасында ұқсастық бар Алғашқы компоненттері тиянақсыз. Бір-біріне бағына байланысады.Қосымша арқылы байланысады. Бағыныңқы, басыңқы. II Мағынаны ажырату Қайталау сұрақтары әдісі. Екі топтың сұрақтары слайдта көрінеді. 1) Салалас құрмалас сөйлемнің мағыналық түрлері, олардың анықтамалары еске түсіріледі. І топ ІІ топ Себеп-салдар салалас Ыңғайлас салалас Түсіндірмелі салалас ... Сөйлемдер Ыңғайлас Қарсылықты Себеп-салдар Түсіндірмелі Талғаулы Кезектес Көктемгіауаныңтазалығысондай – әркеудегежұпариісінқұйыптұр + Шоқанкөшпелітұрмыстуралыәңгімелергеықыласқойды, себебіолардыңкелешектепайдасыболарынбілді. + Қазанаспаныңаузындаоткейдежылтылдайды, кейдеқызыпжаныплапылдайды, + Кенетсолкөлеңкеқап-қарабодыда, көзжеткісізкеңістіктібасыпкетті. + Бұлөзенніңятобарсыпжатқанынкөрмейсің, якүнсіпаққанынкөрмейсің. + Бір-бірімізбенсөйлеспейкелеміз, бірақбіріміздіңойлағанымыздыекіншімізбіліпкелеміз. + ІІ топ Жалғаулықтар Ыңғайлас Қарсылықты Себеп-салдар Түсіндірмелі Талғаулы Кезектес Да, де, та,те, және, әрі + Сондықтан, себебі, өйткені + Бірақ, дегенмен, әйтсе де + Сонша, сол, сондай + Не, немесе, болмаса + Біресе, бірде, кейде + 3) ҒЗО Ғылыми зерттеу орталығы ойыны. Салалас құрмаластың тыныс белгісін еске түсіру үшін ұйымдастырылатын жұмыс. Тыныс белгісін қойып, қандай сөйлем, қандай жағдайда ондай тыныс белгісі қойылатынын түсіндіреді. 1-топ тапсырмасы Сен дайын ереже ұсынасың(, - )менің оған көнгім келмейді. (жалғаулықсыз қарсылықты салалас) Көп күлмейтін Олжабектің қатты күлгені сонша (-) арбадан ауып түсіп қала жаздады. (түсіндірмелі салалас) Малшы сырын білем мен(:) қасында ө...
  • Урок русского языка с использованием ЭОР. Однородные и неоднородные определенияУрок русского языка с использованием электронных образовательных ресурсов. В конспекте представлен исчерпывающий сценарий урока с разнообразными ЭОР. Несмотря на то, что большая часть ЭОР используется для демонстрации языкового явления, в конспекте грамотно выстроена дальнейшая работа учащихся по применению изученного материала в учебной деятельности. Обоснованным представляется использование ЭОР для контроля усвоения материала, также логично выглядит предусмотренная творческая работа с ЭОР, рас...
  • Урок литературы Жизнь и творчество В. НабоковаТема: В. Набоков – носитель русских традиций в литературе русского Зарубежья первой волны. Цели урока: Обучающие – познакомить учащихся с особенностями творчества В.Набокова; Развивающие– формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера; формировать умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию; развивать умения видеть особенности художественной манеры В. Набокова. Воспитательные – воспитывать любовь к художественному слову. Тип урока: формирование новых знаний. Вид урока: беседа, объяснение. Основные приемы: анализ художественного текста вслед за автором, групповая работа. Оборудование: презентация урока, портрет В.Набокова.
  • Урок развития речи Письмо ветерануПриближается замечательный праздник - День Победы. Классные руководители провели разнообразные по форме и содержанию мероприятия, посвященные 70-летию Победы над фашистской Германией. В нашей Волгоградской области проходит акция Письмо ветерану, объявлен конкурс детских творческих работ Письмо ветерану. Предлагаю Вашему вниманию конспект урока развития речи Письмо ветерану в 6 классе. Этот урок я дала сегодня, 16 апреля. К уроку были подготовлены презентация, кадры кинохроники, слайды о г...
  • Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературыЗдоровьесбережение на уроках русского языка и литературы. Одним из важных направлений в работе каждого педагога должно стать формирование у школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся. На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, п...
  • Урок по русскому языку Учитель русского языка и литературы Каиркулова К.Г Шиповской СОШ Таскалинского района ЗКО Краткосрочный план – конспект урока Урок русского языка в 5 классе Название занятия: Фонетика Общая цель: Повторить алфавит, всё о гласных и согласных звуках и буквах, о слоге, о твёрдых и мягких, о звонких и глухих согласных. Ожидаемый результат: Знают алфавит, гласные и согласные звуки и буквы, умеют делить на слоги, ставить ударение, умеют отличать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные Тип урока: Повторение, систематизация изученного Задания: Работа в парах, работа в группе. Индивидуальная работа Источники, оснащение и оборудование, ресурсы: Мультимедийный проектор, презентация в программе Microsoft Office PowerPoint, листы оценки знаний, карточки, стикеры, флипчарты, Ход урока Этапы урока Действия учителя Действия учеников Вводная часть (3-5 мин) Презентация 10 мин Утреннее приветствие Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся, Солнце поднимается, Сердце согревается, Просыпается земля, Вместе с ней и я. Психологический настрой на урок Друзья мои, я очень рада Приветствовать сегодня вас. И для меня уже награда Внимание ваших умных глаз. Я знаю: каждый из вас гений, Но без труда талант не впрок – Высказывайте свои мнения… Тренинг Как здороваются люди разных стран Деление на группы Ученики хором произносят стихи Учащиеся делятся на группы по цвету лепестков Основная часть (25мин) 5 мин І. Вступительное слово учителя. Тысячи разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолета, звон металла, завывание ветра, шорох камышей, лай собак, треск сухих веток, пение птиц, дробь барабана, раскаты грома, шелест листьев… Окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить – звуки речи. Только они, объединяясь создают слова, за которыми закреплено всем известное и понятное значение. 2. Запись новой темы. Определение учащимися темы урока. Постановка целей. Определение задач урока.... Учащиеся самостоятельно определяют тему урок и задачи Учащиеся ловят мяч и отвечают на вопросы Работа в парах, работа в группе. Индивидуальная работа Лидеры групп защищают постер Если правильный ответ, учащиеся поднимают зеленый цвет, если ответ неверен, поднимают красный цвет. Учащиеся самостоятельно выполняют задания, обсуждают в паре. Работают в группах. Выступают представители групп Взаимопроверка Оценивают друг друга по критериям оценивают друг друга Суммативное оценивание Лист оценки знаний № Фамилия, имя учащегося Постер Я знаю алфавит Грамотеи Кроссворд Алфавит Орфографический Фонетический Тестовые задания Общий балл и оценка Обратная связь На стикерах написать отзывы к уроку - На уроке мне понравилось... - Я научилась.. - Мне хочется сказать...
  • Причастие как особая форма глагола. Действительные и страдательные причастияВызов:разделитесь на три группы. А теперь я предлагаю вам отгадать загадку. Она для всех. Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. - Ребята! Кто мне скажет, что это за часть речи? -Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, и отвечает на вопросы: какая? какое? какое? Причастию присущи признаки прилагательного и глагола. Например: светить –глагол, светящий –прича...
  • Урок письма по темеПисьмо прадедушке Мы с тобой никогда не виделись, но в нашем семейном альбоме я нашёл твою фотографию, стоишь в военной форме с орденами на груди. Сколько гордости и радости я вижу в твоих глазах! Эта фотография была сделана, как видно, после войны. Война окончилась, вся жизнь впереди! Я смотрю на эти послевоенные фотографии, с загнутыми уголочками, изрядно пожелтевшие от времени и совсем не похожие на современные цветные, и как будто проживаю совсем другую жизнь, погружаюсь совсем в иную эпоху… ...
  • Исследовательская работа по русскому языку по теме Слова-паразитыМоё выступление посвящено одной из актуальнейших проблем современного русского языка. Мы видим, как существенно меняется язык прямо на глазах одного поколения. Процессы, происходящие в нем, на сегодняшний момент требуют осмысления не только со стороны специалистов языка. Очень часто учащиеся задаются вопросом, а нужно ли сегодня изучать русский язык, если в подавляющей своей массе молодежь говорит на примитивном сленге, взрослые используют жаргонизмы, а речь видных деятелей, телеведущих далек...
  • Живи и помни В. РаспутинаПредлагаю коллегам воспользоваться вопросами, которые я придумала для контрольной работы, предназначенной для проверки знания текста повести В.Распутина Живи и помни. Это, конечно, не тест, я здесь не даю ответов, из которых нужно выбрать верный. На отдельные вопросы потребуется короткий ответ, на большинство других - нужны пояснения, пересказ эпизода, высказывание собственного мнения. Я уже провела эту контрольную работу и убедилась, что хорошо и отлично ее смогли написать только те, кто ...
  • Отчёт о проведённом декаднике по русскому языку и литературеПОЛОЖЕНИЕ о проведении Недели русского языка и литературы Недели русского языка и литературы проводится на базе МБОУ Столипинская СОШ с 17 по 21 марта 2014 г. Цели и задачи: пробудить интерес к изучению русского языка и литературы, приобщать к искусству слова, к богатствам русской классической и современной литературы, развитие художественного восприятия окружающего мира,развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов, развитие интеллектуального и творческого потенциала уч...
  • Мастер-класс Творческая лаборатория письма Личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные: умение выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; восприятие русского языка как явления национальной культуры; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции. Предметные: умение самостоятельно составлять связные письменные тексты на за...
  • Сочинение Героизм женщин в ВОВСочинение ученика 9 класса на тему Героизм женщин в ВОВ на основе литературных произведений.Великая Отечественная война. Это наша боль, наша память, наша победа над злом и гордость за наших дедов, отстоявших Землю от фашистской нечисти. Много лет прошло с той поры, но живы в памяти события тех лет благодаря рассказам ветеранов и писателей, посвятивших своё творчество правде о войне. Тема женщин на войне заслуживает такого же пристального внимания, как и тема мужского героизма. Одни...
  • Творческая мастерская «Время и пространство слова»Практическая деятельность показала, что работа в творческой мастерской наилучшим способом развивает творческие способности и воображение лицеистов. Без развитого воображения нет не только открытий, но и широкого взгляда на вещи, нет гармонически развитой личности.Эта технология направлена на погружение выпускников в процесс поиска и самопознания: пробиваясь через свой опыт, они находят новое в тех значениях и определениях, которые им были давно известны. Поэтому здесь включаются в работу даже...
  • Занимательные упражнения по русскому языкуИгры, загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Порой у учеников появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Кроме всего этого, у школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нём. Могут встречаться и ошибки при работе, но при умелом направлении мыслительного...
  • Конспект урока литературы Замысел и композиция романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времениУрок по роману Михаила Юрьевича Лермонтова Герой нашего времени Замысел и композиция романа. Первый урок при изучении этого произведения. В конспекте представлено разделение работы учителя и ученика. Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений, навыков. Вид урока: Урок-практикум. Результатом урока будет цитатный план Замысел и композиция романа. Анализ эпического текста, развитие речевой деятельности учащихся через выражение своего мнения, воспитание внимательного отношения к слову, ра...
  • Учебно-методическое пособие по русскому языку по теме Стили речи. Для самостоятельной работы студентов, обучающихся по профессиям и специальностям СПОДанное учебно-методическое пособие представляет собой материал для организации системы самостоятельной работы студентов и создания условий ее успешной реализации при изучении русского языка. Содержание пособия соответствует требованиям к целям и задачам изучения дисциплины Русский язык. В данном пособии представлены различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, направленные на развитие лингворечевой деятельности студентовпо теме Стили речи Задания, содержащиеся в пособии, пр...
  • Открытый урок по русскому языку на темуОткрытый урок на тему Глагол.Повторение провела на районном семинаре для малокомплектных школ в 5/6 классе. При проведении данного урока уделялось внимание морфологическим признакам глагола, умению делать разборы, находить глаголы в тексте, определять его синтаксическую роль и взаимосвязь с другими частями речи, а также умению работать в парах и группах, мыслить творчески. Следует заметить , что учащиеся на уроке сконцентированно работали вместе с учителем, четко выполняли упражнения и зад...
  • Поурочный план по русскому языку на темуЦели урока: познакомить с частью слова – приставкой; с его ролью (образование слова); с его местом в слове (перед корнем). развивать умения образовать новые слова при помощи приставки. воспитывать любовь к животным Тип урока:комбинированный Оборудование:раздаточно-дидактический материал,учебник,интерактивная доска, слайды. схема Ход урока 1.Организа... приближение удаление Подползти отползти Поднести отгонять Принести убежать Притащить уходить А теперьребятавынаверноустали, давайтесделаем и музыкальнуюпаузу Упражнение 167 (письменно) Спешите,вставляя глагол писать с нужной по смыслу приставкой. Новые слова следует записать в словарику.С доски надо списать однокоренные слова. Из текста нужно написать слова одинаковой приставкой. Плохо выполненное задание лучше не списать. Упражнение 168 (письменно) Спешите однокоренные слова. Объясните их значение.Выделите приставку. Выучить,доучить,заучить,изучить,научить,недоучить,обучить,от...
  • Методическая разработка мероприятия по духовно-нравственному воспитанию «Православные праздники, русские народные приметы, обычаи и обряды»Цели мероприятия:1) Дать учащимся представление об основе многих народных и церковных праздников.2) Развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками.3) Воспитывать чувство уважения к прошлому народа, к его традициям.
  • Календарно-тематический план по русскому языкуКалендарно-тематический план по учебному предмету Русский язык по профессиям 38.01.02 (100701.01) Продавец, контролёр-кассир; 35.01.15 (110800.03) Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве; 35.01.13 (110800.02) Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. Общее количество часов по учебному плану на учебный год 78 часов. В том числе:1 курс - 40 часов; 2 курс - 38 часов. Составлен в соответствии с рабочей программой учебно...
  • Комментарий к проблеме текста (Сочинение - задание ЕГЭ № 25)Сейчас старшеклассники , готовясь к ЕГЭ, не могут быстро, чётко и конкретно написать комментарий к проблеме текста. А иногда даже не понимают, что такое комментарий, поэтому приходится часто объяснять этот раздел сочинения. Нужно научить их чётко производить информационную обработку текста по конкретным вопросам.Приходится объяснять это и некоторым родителям. Поэтому решила сделать конкретную модель - заготовку для данной категории учащихся , используя для этого пособия А. Г. Нарушевича. И не...
  • Из литературы народов РоссииТест к разделу учебника литературы 6 класса Из литературы народов России. Проводится после изучения биографий и творчества татарского поэта Габдуллы Тукая и балкарского поэта Кайсына Шуваевича Кулиева. В тесте 14 вопросов, составленных по материалу учебника, дополнительные источники не использовались. Данная работа позволяет проверить , насколько ребёнок умеет работать с учебником, читать осмысленно, запоминать главное. Также совершенствуется умение быстро выполнять тестовые задания. На выпо...
  • Доклад по реализации темы самообразования: «Уроки русского языка и литературы в современной информационной образовательной среде»Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой, – сказал ещё в начале XX века писатель-реалист М. Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами.И потому особенностью современного образования является информатизация, вследствие чего образовательная среда стала информационной – информационно-образовательной средой, где эти ее свойства яв...
  • План урока русского языка с применением ТРКМУчитель МАОУ ЛСОШ № 7 Виноградова Е. В. План-конспект урока русского языка в 5 классе с применением технологии критического мышления. Тема: Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения. Дидактическая цель: создать условия дляраспознавания видов предложений по цели высказывания; корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью; анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных п...
  • Разработка урока по подготовке к итоговому сочинению «Тема милосердия в стихотворении в прозе «Памяти Ю. П. Вревской» И. С. Тургенева»В данной разработке урока Тема милосердия в стихотворении в прозе Памяти Ю.П.Вревской И.С.Тургенева представлен материал для подготовки к итоговому сочинению по направлению Чем люди живы? Задача урока - привлечь внимание учащихся к личности, для которой милосердие, гуманное отношение к страдающим стало основным жизненным принципом. Учащиеся должны прийти к мнению, что милосердие является одной из жизненных ценностей. Материал урока может служить как аргумент к сочинениям по этому на...
  • Внеклассное мероприятие Друзья Пушкина Друзья Пушкина Матниязова Гульнар Кадиржановна Преподватель русского языка и литературы Аральского многопрофильного колледжа Внеклассные занятия являются прямым продолжением уроков, развивают самостоятельность, активность, творческую инициативу студентов, помогает им приобрести навыки публичного выступления и учебно-исследовательской работы, расширяет их кругозор. Приведу пример одного занятия кружка русской литературы, посвященного жизни и твор...
  • ОГЭ 15. 3. Материнская любовь. Материалы к сочинению и варианты В комплект входят 6 вариантов из открытого банка заданий ФИПИ, объединенные заданием 15.3. Материнская любовь. Также предоставляются материалы к сочинению 15.3. Что такое материнская любовь? Определение понятия материнская любовь придется сформулировать произвольно, как это понимает ученик, так как в словарях значение и объянение этого понятия не найдены. Собранный материал ученик должен использовать в зависимости от контекста, т.е. какая проблема поднимается в данном тексте. Например, в тек...
© 2010-2018