Русский язык и Литература

  • Причастие как глагольная формаТема: Причастие как глагольная форма. Особенности его функционирования в речи. Причастный оборот. Тип урока: урок повторения и систематизации изученного. Цели как деятельность учеников: Метапредметные познавательные, соотносимые с развивающими познавательными УУД: перерабатывать (составлять план) и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, таблицу, ключевые слова). Линии развития: знания о языке как основа речевой деятельности, овладение орфографией и пунктуацие... Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания I. Мотивационный этап. Подведение учащихся к изучению темы. Даны высказывания лингвистов с пропусками ключевых слов. Прочтите высказывания. Попробуйте восстановить пропущенные слова и словосочетания. Какой части речи посвящены фразы? Как вы догадались? Часть речи, ..., в образе прилагательного. В.И. Даль (причастная глаголу) Сии ... имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе ... силу. М.В. Ломоносов (глагольные, имени и глагола) … обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: …; мы го... Познавательные УУД: 1. Построение логической цепи рассуждений. 2. Поиск и выделение необходимой информации. 3. Умение обосновывать своё мнение. Коммуникативные УУД: 1. Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 2. Формулирование и аргументация собственного мнения. Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем. II. Актуализация знаний, фиксация затруднений. Какие советы вы можете дать по различению причастий и других частей речи? Запись слов из упр.4 учебника. Задание к упражнению: определите, к каким частям речи относятся данные слова. Составьте словосочетания или предложения так, чтобы были видны смысловые различия этих частей речи. Висячий - висящий, живущий - живучий, белейший - белеющий, промёрзший - промёрзлый, запотевший - запотелый. Взаимопроверка. Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, делать выводы. III. Включение учащихся в систему новых знаний. Формулирование темы урока, целеполагание, планирование деятельности. Ученикам предлагается учебно-научный текст о причастии и причастном обороте. Используя предложенный учителем активный метод чтения, обучающиеся извлекают материал, необходимый для урока. Методы активного чтения: маркировка с использованием значков V, +, -, ? (по мере чтения их ставят над информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации полях справа). Причастие считается словообразо... Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. 3. Планировать деятельность на уроке. Познавательные УУД Извлекать информацию из источников IV. Повторение, закрепление, обобщение и систематизация изученного материала. 1. Вопросы для повторения, зафиксированные в плане урока на доске (работа в парах). 2. Составление схем-опор и кластеров (в группах): 1-2я группы: признаки причастия (глагола и прилагательного). 3-4я группы: знаки препинания при причастном обороте. Самопроверка 1-я схема: 2-я схема: 3. Выявление изобразительно-выразительных функций причастных оборотов. Наблюдение. Упр.1. Прочитайте предложения. Сравните их по структуре (включая и порядок слов), по смыслу и интонации. В каких случаях выделенные слова обладают большей выразительностью? Чем это можно объяснить? 1.Свежий ветер ворвался 1. Свежий ветер ворвался в открытое настежь окно. в окно,открытое настежь. 2.Омытые весенним ... Познавательные УУД 1. Конструировать, моделировать, представлять модели объектов в знаково-символической форме. 2. Устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. 2. Осуществлять взаимодействие в группах, договариваться о совместной деятельности. 3. Участвовать в речевом общении и осуществлять речевой самоконтроль. V. Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений. 1. Выполнение упражнений. а) Проверим умение правильно использовать причастия и причастные обороты в речи. Исправь ошибки, докажи верность суждений. Созданные писателем книги начинают жить самостоятельно, жизнью продолжительной, исполненной той последовательности, недостающей самому автору. Знаменитая Нижегородская ярмарка открывалась ежегодно, принимавшая людей со всей России. Крупный камень красивого фиолетового цвета, вставленный в браслет, на самом деле оказался металлическим сплавом. Одно ... Познавательные УУД Владеть навыками отбора и систематизации информации. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать по заданным параметрам. 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм) Личностные результаты Формирование культурных, нравственных ценностей, гражданского самосознания. Коммуникативные УУД 1. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Осуществлять речевой самоконтроль. VI. Итог урока. Рефлексия, самооценка. 1.Рефлексия. Заполнение таблицы, имеющейся у каждого учащегося. Знаю, что... Знаю, как... Знаю, зачем... ...такое причастие и причастный оборот. ...находить причастие в предложении, отличать его от имени прилагательного, грамотно пунктуационно оформлять причастный оборот, уместно использовать в речи данную синтаксическую конструкцию. ...используются причастия и причастные обороты в научной и художественной речи. 2. Самооценка учащимися своей деятельности на уроке при помощи алгоритма: 1.Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить? 2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? 5. Как я себя оцениваю? Какая отметка отражает качество моей работы? Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. VII. Домашнее задание (дифференцирован- ное) 1. Базовый уровень: упражнение №8. Воспользуйтесь сборниками упражнений, подберите предложения и тексты для практикума по пунктуации и попробуйте составить систему упражнений, с помощью которых вы сможете отработать трудные для себя случаи обособления причастий. 2. Повышенный уровень : вам даны причастные обороты и причастия, взятые из текста известного русского писателя. Попробуйте, используя эти языковые средства, составить собственный текст. Формы слов можно изменять. На следующем уроке мы с...
  • Тема урока: Качественные, относительные, притяжательные прилагательныеЦели деятельности педагога Дать понятие о качественных, относительных, притяжательных прилагательных, способствовать формированию навыка отличия прилагательных по значению, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности Тип урока Урок объяснения нового материала Планируемые образовательные результаты Предметные: знать определение имени прилагательного как части речи и определять его синтаксическую роль, знать разряды прилагательных, уметь доказывать свою точку зрения при определении разряда прилагательного по морфологическим признакам. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в п... Методы и формы обучения Проблемный метод, наблюдение над языком, фронтальная, групповая и в парах Оборудование Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, классная доска Наглядно-демонстрационный материал Презентация по теме урока, выполненная учителем Основные понятия Качественные, относительные, притяжательные прилагательные Организационная структура урока 1.Создание настроя на восприятие нового материала 2слайд Трудно будет без него, Если пропадёт оно. Не скажем мы прекрасное, Не скажем безобразное, Не скажем маме милая, Красивая, любимая. Учитель: Без какой части речи мы не сможем обойтись? 2.Проверка домашнего задания (работа в парах) Учитель: дома вы на листочках написали дру...
  • Урок русского языка по темеЦели урока русского языка в 6 классе: познакомить учащихся с понятием текст, повторить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики С.Есенина. Ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии Есенина; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта. 1. Вступительное слово учителя: - Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, что такое текст, а также обратимся к стихам великого русского поэта - Сергея Александровича Есенина, в которых он воспевае...
  • Тесты. Рассказ А. П. Чехова Попрыгунья Тесты Рассказ А.П.Чехова Попрыгунья позволят учителю получить более точную и объективную информацию об уровне усвоения знаний учащихся, углубит представления о тексте как целом художественном произведении, поможет развить внимание и наблюдательность. Тест в процессе контроля способен обеспечить равные для всех обучаемых условиях проверки. Это позволяет реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения.Разработка теста Рассказ А.П.Чехов Попрыгунья относится к проблеме Социокульту...
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» Методические рекомендации учебной дисциплины Русский язык разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) для профессий начального профессионального образования (далее НПО) 190631.01 Автомеханик, 260807.01 Повар, кондитер, 260103.01 Пекарь, 080110.02 Контролер сберегательного банка, 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Разработчик: К...
  • Сценарий литературно-музыкальной композиции Память, опаленная войнойПриближается великий праздник – День Победы! Праздник, который ждали миллионы людей по всему миру. Дорогая цена этого праздника – многочисленные жертвы фашизма, слезы жен, матерей и детей. Все дальше уходит от нас 9 мая 1945 года, но мы по-прежнему помним, какой ценой достался нашим отцам и дедам тот день. Каждый год отмечаем этот прекрасный и трагичный праздник вместе с ветеранами. Много исторических материалов появляется в эти дни на страницах печати и интернета. Много мероп...
  • Доклад Ролево-деловая игра на уроках литературыИзбранная тема представляется актуальной по следующим соображениям: - во-первых, одной из главных проблем современного литературного образования является возвращение интереса учащихся к нашему предмету, что стало особенно актуально в свете внедрения профильного обучения. (кроме классов гуманитарного профиля). Возвратить интерес к литературе можно с помощью уроков проведенных в форме деловой игры; - во-вторых, как мы покажем ниже, существует достаточное количество методических источников, в котор...
  • Викторина по творчеству М. А. БулгаковаВикторина по творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова расширит представление учащихся о жизни и деятельности писателя. Позволит им выйти за рамки учебника, порыться в книгах, обратиться к интернет- ресурсам. Да и интерес во время подготовки и во время проведения самой викторины усиливается, наблюдается высокая заинтересованность найти, раскопать интересные факты из жизни и творчестава писателя .Такая форма даёт высокий положтительный эффект, так как многие участники викторины прочно запоминают...
  • На пороге как бы двойного бытия (о философии и поэтике двоемирия в лирике Ф. И. Тютчева) Постижение Тютчева дается не вдруг. С первого чтения его и не поймешь, и не осмыслишь. Нужно долго и пристально беседовать с ним. Тогда это собеседование становится душевно насущным. Данная работа посвящена творчеству гениального русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Имя Тютчева издавна сопровождает эпитет поэт-философ. справедливость этого определения подтверждает даже самое поверхностное знакомство с его поэзией. Тютчев умел, как никто, вскрывать тайники человеческого сознания и подсозна...
  • Гражданско – патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературыГражданско – патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы. Будущее любого цивилизованного государства зависит от правильно сформированной гражданско-патриотической позиции молодежи. К сожалению, в последнее время в России существует тенденция снижения духовной культуры молодого поколения. И здесь трудно не согласится со словами В.В. Путина, который говорил, что утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, спо...
  • Сценарий литературно-музыкальной композицииРоссии верные сыныДанный сценарий литературно-музыкальной композиции составлен по материалам школьного краеведческого музея о Герое Советского Союза Бажанове А.В. и поэте-земляке Филатове С.В. Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания на примере мужества, героизма и подвигов защитников Отечества, героев-земляков, во время Великой Отечественной войны Задачи: - показать самоотверженность защитников Отечества в Великой Отечественной войне; - воспитать чувство патриотизма, любви к нашей великой Отч...
  • Рабочие материалы к анализу - исследованию рассказа ЧеховаЧеловек в футляреРассказ Антона Павловича Чехова Человек в футляредля сегодняшнего времени имеет огромное значение, так как и сейчас очень много людей, которые уходят в свою скорлупу,которых раздражает современная действительность, которые боятся жизни. Необходимо чётко показать на примере данного рассказа,что значит для человека страх перед действительностью, что может произойти с такими людьми,которые заключают свою жизь в своеобразный футляр.Беликовы угнетают окружающих своей осторожностью и мнительностью...
  • План урока русского языка по развитию речи в пятом классе на тему: Как описать животное?План-конспект урока русского языка по развитию речи на тему: Как описать животное?.Цели урока: обучать учащихся навыкам составления текста; формировать умения и навыки самостоятельно описывать предметы, животных; развивать связную устную и письменную речь учащихся.Рекомендуется использовать на уроках русского языка по развитию речи для учеников пятых классов общеобразовательных школ. В плане кратко изложены основные этапы урока. Он включает в себя самостоятельную работу учеников, работу над ...
  • Доклад ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ЛЕЧЕНИИ В БОЛЬНИЦЕ, ПРИ ГРУППОВОМ (В КЛАСС - КОМПЛЕКТАХ) И ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫДанный доклад с обобщением опыта работы был представлен на конкурсе профессионального мастерства Учитель года -2012, проходившем в ГВ(с)ОУ Республиканский центр образования (УКП РДБ)среди учителей, обучающих детей, находящихся на длительном лечении. Опыт раскрываетособенности обучения учащихся, находящихся на лечении в Республиканской детской больнице, при организации обучения в группе (в класс-комплектах) и индивидуально. В класс-комплекте одновременно на одном уроке могут обучаться учащи...
  • Урок литературы В. П. Астафьев Васюткино озероКонспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: В.П. Астафьев Васюткино озеро (3 урока) Человек и природа в рассказе. Цели урока: Обучающие:Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева (кратко), пробудить интерес к его личности Продолжить работу по обучению аналитическому пересказу аналитическому комментарию художественного текста, работу над характеристикой литературного героя. Развивающие: ...
  • Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературыОсновная цель, стоящая перед учителями – научить учеников мыслить и принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников. В то время как один из учеников отвечает у доски, другой дает рецензию на ответ одноклассника. В ходе этой работы развивается монологическая речь учащихся, умение пользоваться лингвистическими терминами, внимательно слушать ответ товарища. Учитель задает эталон отношений, воспитывающий любовь к ...
  • Урок русского языка Правописание ться и тся в глаголахПравописание –тся и –ться в глаголах Урок изучения и первичного закрепления полученных знаний Познакомить с алгоритмом действий при выборе правильного написания –тся и –ться в глаголах, научить обучающихся правилу написания –тся, -ться в глаголах Задачи урока: Обучающая : -отработать способ действия при выборе написания –тся и –ться; - провести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы; -ввести новые для учащихся понятия: возвратность-...
  • Контрольная работа Творчество Н. В. Гоголя (повесть «Шинель»), М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна, А. А. Блока, С. А. Есенина Контрольная работа Творчество Н. В. Гоголя (повесть Шинель), М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна, А. А. Блока, С. А. Есенина Цель: проконтролировать усвоение материала по изучению произведений Н. В. Гоголя (повесть Шинель), М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна, А. А. Блока, С. А. Есенина; развивать речевую культуру и логическое, аналитическое мышление; воспитывать любовь к родной земле и родной... Естественно, что свои ответы литература да­вала не в форме логической, хотя необыкновенно интересны и публицистические высказывания писателей, их дневники, воспоминания, без которых невозможно представить русскую культуру начала века. Особенностью эпохи стало параллельное существование и борьба литературных направлений, объеди­нивших писателей, близких представлениями о роли творче­ства, важнейшими принципами постижения мира, подходами к изображению личности, предпочтениями в выборе жанров, стил...
  • Урок. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (части С) по произведению О. Безымянной «Притча о двух кувшинах»Класс: 10 класс Тип урока: Развитие речи. Подготовка к написанию части С. Цели урока: 1. Метапредметная цель – формирование эмоционально-ценностной среды, способствующей творческой самореализации личности 2. Целенаправленная работа с текстом, активизация общекультурного и личного опыта учащихся. 3. Способствовать формированию целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 4. Учить работать над созданием сочинения-рассужд...
  • Однородные члены предложения, обобщающие слова при однородных членах предложенияОдноро́дные чле́ны предложе́ния — главные или второстепенные члены предложения, связанные в нём с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления, как правило, располагаются контактно (непосредственно один за другим) и часто допускают перестановку. Однако перестановка возможна не всегда, поскольку первым в ряду однородных членов обычно называется то, что является первичным с логической или хронологической точки...
  • Конспект урока по метапредмету Слово ПравославиеЦель занятия: раскрыть метасмысл слова православие Развивающие и воспитывающие цели: формирование целостной картины мира, развитие мировоззренческих понятий, умение анализировать, рассуждать. Форма занятия: метаурок. Предметные области интеграции: лингвистика, история, литература. Виды деятельности: групповая (4 группы), индивидуальная, фронтальная. Урок по экспериментальному метапредмету Слово. На уроке звучала православная музыка (хор монастыря, колокольный звон), использовались э...
  • Конспект урока по метапредмету Слово Самое важное словона кшталт жартівливих вставок або змішування слів, які навіть не виглядають правдоподібно. Якщо ви збираєтесь використовувати Lorem Ipsum, ви маєте упевнитись в тому, що всередині тексту не приховано нічого, що могло б викликати у читача конфуз. Більшість відомих генераторів Lorem Ipsum в Мережі генерують текст шляхом п на кшталт жартівливих вставок або змішування слів, які навіть не виглядають правдоподібно. Якщо ви збираєтесь використовувати Lorem Ipsum, ви маєте упевнитись в тому, що всередин...
  • Конспект урока литературы В. И. Белов. Скворцы. 5-й классЦели: Общеобразовательная: Познакомиться с главным героем рассказа В. И. Белова Скворцы. Выяснить, чему может научить рассказ. Развивающая: Развивать читательскую зоркость. Воспитательная: Воспитывать в детях доброе отношение к близким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает. Оборудование: 1. Портрет В. И. Белова, его произведения, список произведений. 2. Иллюстрация с изображением скворца, скворечник со скворцом. 3. Рисованный диафильм (на...
  • Урок “Гармонизация общения в конфликтных речевых ситуациях” Урок по развитию речи (2 часа). Учитель Кремнева Ирина Александровна, Университетская Ломоносовская гимназия. 9 класс. Тема урока: “Гармонизация общения в конфликтных речевых ситуациях”. Цель: получить понятие о конфликте,его происхождении, развитии и путях разрешения. Задачи — дать понятие о конфликте и его типах; — выяснить причины конфликтов; — рассмотреть различные конфликтогены; — определить свой уровень конфликтности и способ выхода из конфликта; —...
  • Урок русского языка на темуУрок письма и развития речи в 5 классе Повторение и закрепление изученного материала по теме :ОБОБЩЕНИЕ. ОРФОГРАММЫ В СОСТАВЕ СЛОВА. ЦЕЛИ:1. Обобщение знаний об орфограммах в составе слова: А) Состав слова Б) Правописание безударных гласных в корне слова В) Правописание звонких и глухих согласных в корне слова Г) Непроверяемые гласные и согласные в корне слова Д) Приставка и предлог Е) Ъ знак после приставки 2. Развитие речи, логического мышления и памяти. 3. Воспита...
  • Разработка урока по темеРазработка урока по теме Сложные словосочетания 4 класс ( система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Авторы учебника В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова, Л.В. Чеботкова. Данный урок показан на фестивале открытых уроков ( школьный уровень) На данном уроке предусмотрена работа в группах- на этапе актуализации, на этапе систематизации предусмотрена работа по образовательной системе 1ученик - 1 компьютер (тест на проверку знаний по теме Словосочетания). Урок построен с учетом возрастн...
  • Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине Русский язык для профессии начального профессионального образования 150709. 02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы)Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине Русский язык для профессии начального профессионального образования 190627.02 Слесарь по ремонту городского электротранспорта. Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине Русский язык для профессии начального профессионального образования 190627.02 Слесарь по ремонту городского электротранспорта. Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине Русский язык для профессии начального профессионального образования 190627.02 С...
  • Урок по русскому языку на тему Страна ФразеологияСтаршеклассников привлекают разнообразные словесные игры, поэтому на завершающем этапе работы по разделу Лексика провожу дидактическую игру. Эта форма закрепления материала по теме Фразеологизмы, на мой взгляд, наиболее эффективная. Именно на уроках формы игры меняется способ общения между обучающимися. Игра создаёт партнёрские взаимоотношения между учителем и учеником. Повторение материала по разделу Лексика в форме дидактической игры – Страна Фразеология - обеcпечивает: · ...
  • Методическая разработка Апробация педагогических технологий деятельностного типаПрофессиональная деятельность любого учителя достаточно трудна. Педагогу приходится сталкиваться с массой проблем различного характера. Меня, как и любого учителя, постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений. Прилагая усилия, мечтаешь, чтобы твой урок был неповторимым, нескучным, полезным. Но, к сожалению, не всегда удаётся эту мечту воплотить в жизнь. Более того, многие психологи, педагоги на протяжении столетий размышляют над...
  • Урок - семинар по творчеству А. П. ЧеховаСогласно ФГОС современному старшекласснику нужно уметь выступать с докладами, участвовать в обсуждении сообщений, докладов, выступлений, в диалогах по возникающим морально-этическим проблемам, быть оппонентом, отстаивать свою точку зрения.Семинарское занятие как раз предоставляет учащимся возможность реализовать эти универсальные действия. Перед выступающими ставится две основные задачи. В ходе подготовки формировать навыки исследовательской деятельности конкретного текста, используя дополнит...
  • Итоговое тестирование по рассказам Л. Н. Толстого «После бала», А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени»А.П.Чехов О любви - история об упущенном счастье Влюблённость указывает человеку, каким он должен быть А.П.Чехов. И.А.Бунин Кавказ Для Бунина истинная любовь сродни вечной красоте природы, а подлинно прекрасно только естественное, ненадуманное чувство. Бунин не скрывает, что возвышенная любовь приносит не только радость, но зачастую таит в себе муки разочарования и смерть. В чём счастье и несчастье героев В рассказе Чехова счастье прошло мимо героев. В рассказе Бунина герои, казалось бы, ...
  • Буквы О-Е после шипящих. Отработка практических навыковДанное задание помогает учащимся в необычной форме отработать практические навыки написания букв О-Е после шипящих в окончании имен существительных. После того, как учащиеся выведут правило написания букв в окончании, а также повторят написание корней с аналогичными буквами, уместно дать задание, которое помогает еще раз отработать и закрепить полученные знания. После заполнения квадрата ребята обмениваются своими листочками и проверяют друг у друга правильность заполнения. По предложенным крите...
  • План-конспект урока по развитию речи в пятых классах на тему: Основные выразительные средства фонетикиПлан-конспект урока русского языка по развитию речи на тему: Основные выразительные средства фонетики. Звукопись рекомендуется использовать при проведении уроков для пятых классах общеобразовательных школ. Цели урока: совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка; развивать речевой слух школьников; познакомить с новыми терминами: звукопись и звукоподражание; формировать умение мыслить, выделять главное, обобщать изученное; развивать навыки работы учащихся...
  • План-конспект урока по русскому языку в пятом классе на тему: Правописание -Не с глаголами​План-конспект урока на тему: НЕ с глаголами . Цели урока: повторить орфограмму Правописание -Не с глаголами; совершенствовать орфографические знания, умения и навыки учащихся. Данный план предназначен для проведения уроков русского языка в пятых классах общеобразовательных школ. Он состоит из нескольких кратко изложенных пунктов - этапов урока и включает в себя тренировочные упражнения, задания разного уровня сложности, объяснительный диктант с предварительной подготовкой, подведение итого...
  • Исследовательская работа Как рождаются стихи. (На примере творчества будённовской поэтессы С. Е Горбачёвой)Данная исследовательская работа Как рождаются стихи (На примере творчества будённовской поэтессы С. Е.Горбачёвой) содержит и теоритические сведения о стихотворной речи, и биографические данные Горбачёвой С.Е,и стихотворения, и породии поэтессы. Учащиеся выдвинули гипотезу: если понять, как рождаются стихи, возможно ли, что все станут поэтами? Для этого были изучены литературные источники с целью отбора теоритического материала по данной теме; изучено творчество будённовской поэтессы С.Е. Горб...
  • «В. Г. Распутин «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Драма мальчика. »Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в небольшой приангарской деревне. Окончил Иркутский государственный университет, а затем стал работать журналистом. Известность приходит к писателю после опубликования его повести Деньги для Марии. Затем были написаны повести Последний срок, Живи и помни, Прощание с Матерой, Пожар, каждая из которых стала значительным явлением в литературе наших дней. В. Г. Распутин дважды удостоен Государственной премии СССР. Валентин Григорьевич Рас...
  • Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для подготовки к ОГЭДанные тесты составлены для подготовки учащихся 9 классов к ОГЭ по русскому языку. Тесты состоят из 17 вопросов и содержат материал различной тематики. Работая с этими тестами, у учащихся появляется возможность повторить и закрепить необходимый материал по следующим темам: правописание приставок, суффиксов, грамматическая основа предложения, обособление определений, обстоятельств, приложений, вводных слов и вводных конструкций, повторяются средства выразительности речи, лексический состав слов, ...
  • Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине Русский язык для профессии начального профессионального образования 260807. 01 «Повар, кондитер»Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине Русский язык для профессии начального профессионального образования 190627.02 Слесарь по ремонту городского электротранспорта. Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине Русский язык для профессии начального профессионального образования 190627.02 Слесарь по ремонту городского электротранспорта. Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине Русский язык для профессии начального профессионального образования 190627.02 С...
  • Викторина по жизни и творчеству А. П. ЧеховаДанная викторина очень поможет учителю и учащимся расширить знания о жизни и творчестве А. П. Чехова. Такая работа заставляет учеников выйти за рамки учебника и самостоятельно добывать знания, что по ФГОС очень важно сейчас. Эта работа заставляет подходить к творчеству писателя заинтересованно, приходится обратиться к разным источникам, чтобы ответить на данные вопросы.Появляется соревновательный интерес в учении. Каждый участник стремится живо и активно искать ответы на вопросы викторины.Познав...
  • Конспект урока по теме Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательныхУрок русского языка Тема: Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Цель: формирование знаний о правописании букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Образовательные: закрепить знания учащихся о правописании НЕ с прилагательными; сформировать знания о правописании букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся посредством изучения новых словарных слов; способствовать развитию у детей внимания, мышления и б...
  • Доклад Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности – один из ключевых факторов развития коммуникативной культуры обучающихсяДоклад по теме Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности – один из ключевых факторов развития коммуникативной культуры обучающихся- анализ теоретического материала по теме и обобщение опыта работы учителя. В работе предлагаются различные формы работы при изучении всех разделов русского языка, а также при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе Доклад имеет приложения - творческие работы обучающихся о своем городе, об известных земляках, сопровождае...
  • Конспект урока внеклассного чтения по повести Рины Эльф Синий дождьУрок внеклассного чтения на тему Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Рины Эльф Синий дождь) предназначен для учащихся 5-7 классов. Перед уроком ученики получают задание прочитать повесть Синий дождь, для работы в классе делятся на группы. Работа в группах позволяет обмениваться мнениями, обсуждать прочитанное, вместе искать ответы на вопросы. В урок включены видеоролики Урок жестов по теме Образование и Лучший подарок глухонемому человеку. Учащиеся пробуют сами объ...
  • Конспект урока по русскому языку Безударные гласные в корне, проверяемые ударениемКонспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением. Цели урока:1. Развивать умение находить в ряде однокоренных слов проверочное слово для слов с безударной гласной в корне слова.2. Повторить определения корень слова, однокоренные слова.3. Развивать внимание, тезаурус, мышление.4. Продолжать работу по подготовке к ОГЭ и формированию самооценки учащихся.Конспект содержит различные задания, направленные на закрепление изучаемой орфограммы: с...
  • Рабочая программа по русском язык по учебнику Власенкова (102 часа)Рабочая программа с тематическим планированием по русскому языку для 11 класса (102 часа).Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекта: Власенков А.И. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.:Просвещение,20014г. В авторскую программу внесены изменения. Количество часов увеличено с 34 часов на 102 ч. за счёт регионального (1час) и школьного компонента(1 час) В связи с подго...
  • Исследовательская работа ученика по предмету русский язык Способы речевого воздействия в печатной рекламе В современных рыночных условиях ни одно коммерческое предприятие не может успешно вести дела без рекламы в том или ином виде. Реклама в последние десятилетия стала постоянным спутником нашей жизни. Мы видим ее всюду. Иногда она раздражает, иногда оказывает магическое воздействие. Многие выражения из рекламных текстов входят в нашу речь, становятся афоризмами. Реклама несёт в себе информацию, которая обычно представлена в сжатой, художественно выраженной форме, эмоционально окрашенная и довод...
  • Конкурсная работа Найди ошибкуКонкурс Найди ошибку! проводится в рамках социокультурного проектаЧистое слово для обучающихся общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования. Цель конкурса: привлечение внимания обучающихся к проблемам речевой культуры, сохранение чистоты русской речи, осознание эстетической ценности русского языка, воспитание сознательного отношения к нему как явлению национальной культуры. Задачи конкурса: приобщение детей и подростков к проблемам снижения уровня культуры речи, нар...
  • Сложноподчиненное предложение. Совершенствование пунктуационных навыков и уменийЦель урока: формирование умения систематизировать знания об основных группах сложноподчиненных предложений. Методические приемы: проверка домашнего задания; сравнительный анализ предложений, редактирование: замена простых предложений конструкциями СПП (богатство синтаксической синонимии), составление схем предложений и их характеристика, наблюдения над смыслом сложноподчиненных предложений с гибкой структурой, тестирование; объяснение домашнего задания. Тип урока: обобщение и систематизация, тво...
  • Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетанииТехнологическая карта. Русский язык. 8 класс. Учитель: Старчикова Э.А. Тема: Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании. Тип урока: урок открытия нового знания. Вид урока: урок-исследование. Цель: Формирование умения определять тип подчинительной связи слов в словосочетании и предложении, отработать трудные случаи управления и примыкания. Технологии: анализа результатов поэтапного формирования учебных действий, развивающего обучения, дифференцированного похода, ...
  • Викторина на тему Русские народные пословицы и поговорки (в рамках декады по русскому языку и чтениюКак богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников... А язык - это как воздух, вода, небо, солнце, то, без чего мы не можем жить, но к чему привыкли и тем самым, очевидно, обесценили. Многие из нас говорят стандартно, невыразительно, тускло, забывая, что есть живая и прекрасная, могучая и гибкая, добрая и злая речь! Данная викторина позволит продолжить работу по обогащению речи учащихся русскими народнами пословицами и поговорками, а также по развитию и коррекции...
  • Рабочая программа по литературе в 10 - 11 клПрограмма по литературе для обучающихся 10 класса рассчитана на 102 часа. Программа по литературе для обучающихся 11 класса рассчитана на 102 часа. Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы по литературе Т.Ф.Курдюмовой и предполагает обучение по учебнику: 1. Русская литература ХIХ века. 10 кл. Учеб.для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Ю.В.Лебедев. –М.: Просвещение, 2008. Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, ...
© 2010-2018