Русский язык и Литература

  • Информационная карта урока русского языка в 7 А классе. Тема: «Приставка. Образование слов при помощи приставки»Информационная карта урока русского языка в 7 А классе. Тема: Приставка. Образование слов при помощи приставки.Цель: научить детей образовывать новые слова при помощи приставки - познакомить учащихся с приставкой, как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов;- научить выделять приставку в слове;- корригировать память, мышление, устную и письменную речь, внимание;-воспитывать к...
  • Конспект урока русского языка в 8 А классе. Тема урока: «Лицо и число местоимений»Цели урока: Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о местоимении как части речи, познакомить учащихся с такими понятиями, как лицо и число местоимений, научить их определять лицо, число и род личных местоимений, способствовать формированию умения определять действующее лицо. Коррекционно-развивающие: работать над развитием и коррекцией восприятия, речи, мышления, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарный запас детей. Воспитательные: поддержи...
  • Разработка урока русского языка Корзина с еловыми шишками Корзина с еловыми шишками Интегрированный урок Тема: Знакомство с рассказом К.Г.Паустовского Корзина с еловыми шишками. Фонетика. Графика. Орфография. Цель: повторить и обобщить знания учащихся по синтаксису, пунктуации, фонетике - повторить изученные орфограммы; - учить анализу языковых явлений; показать связь разных видов искусств, их связь с русским языком; ...
  • Конспект урока по русскому языку на темуКонспект урока по русскому языку на тему Однородные члены предложения. Предназначен для работы по УМК Л.М.Рыбченковой Цель урока: усвоение и закрепление грамматико-орфографического материала на уроке Задачи урока: · Посредством игры познакомить и закрепить полученные знания по теме · Развивать и корректировать познавательные процессы учащихся: зрительное и слуховое внимание, память; развивать навыки самостоятельной работы; формировать устную и письменн...
  • Морфологический разбор причастия - открытый урокПлан урока Предмет русский язык Класс7 Дата 21.01.2015 Тема Морфологический разбор причастия Цель обучения: научиться выполнять морфологический разбор причастия, определять разряд причастия, обобщить знания по теме Причастие Задачи: 1) формирование знаний о признаках причастия, разрядах причастия и способах его образования; 2) обобщение пройденного материала; 3) привитие чувства сотрудничества, взаимопомощи. Этап Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Оценивание Ресурсы Орг. момент 1мин. 1.Приветствие Встают в круг радости. Цепочка пожеланий 1мин. 3мин. 2. Распределение по группам Правила работы в группе Выбор спикера 3. Работа в паре Определить разряд причастия. Игра Глагол + причастие Словесное Большой палец карточки 2.Актуализация П пройденного материала 1мин. 5мин. 1.Мотивационная беседа: Разработка цели урока 2.Дидактический этап-Знание Тонкие вопросы 1. Что называется причастием? 2. Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия 3. Назовите разряды причастий 4. Как образуются действительные причастия? 5. Страдательные причастия? Обсуждают и предлагают свои мнения Отвечают на вопросы Формативное: взаимопроверка слайд 3. Новая тема 5мин. 2 мин. Дидактический этап-Понимание Объяснение правила выполнения морфологического разбора причастия Каждой группе дается задание выполнить морфологический разбор причастия в предложении 1 группа: Камни, покрытые холодной росой, скрывают охотника от слуха животных. 2 группа: Возле обрыва охотник видит вожака, стоящего впереди. В группе выполняют разбор причастия, затем выходят к доске и защищают свой постер. Две звезды и одно пожелание Слайд Лист Ватмана Разминка 2мин А теперь небольшая разминка Выполняют физические упражнения под музыку ИД 4. Закрепление 4. 4 Закрепление 10мин 5мин 5мин 1. Дидактический этап-Применение Работа с учебником. Упр.10 (стр.143) Чтение текста. Работа по содержанию. 2.Дидактический этап-Анализ От глаголов образовать причастия 3.Дидактический этап-Синтез Выполнение элективного теста Коды ответов: 1-в 2-д 3-а 4-а 5-в 6-с 7-д 8-д 9-в 10-с 1.Индивидуальное задание Читают текст. Отвечают на вопросы. Словарная работа. Письм. выполняют задания к тексту Каждая группа из данных в карточках глаголов составляет причастия и записывает на доске Тест 1.Причастие обозначает: А) действие предмета В) признак предмета по действию С) признак действия 2.Причастие не имеет формы А) настоящего времени В) прошедшего времени С) будущего времени 3.Причастие имеет признаки: А) глагола и прилагательного В) глагола и наречия С) глагола и суще... Формативное: письм.коммен- тирование, взаимооценка Учебник Карточки Ламинированные листы 5. Домашнее задание 1мин. Упр. 7,8 Записывают домашнее задание в дневник 6.Подведение итогов
  • Открытый урок по теме ГлаголТема урока: ГлаголЦели урока:-познакомить учащихся с глаголом в неопределенной форме-научить правильно ставить вопросы что делать? что сделать?-развивать речь учащихся, их мышление и воображение, а также творческие способности-воспитывать устойчивый интерес к русскому языкуТип урока: урок изучения нового материалаМетоды: словесный, фронтальный, частично-поисковыйФормы: беседа, работа с учебником, в парах, по карточкамОборудование: учебник, раздаточный материал, слайдыЭпиграф: Бороться и искат...
  • Разработка внеклассного мероприятия по литературе Дружба и друзья в творчестве А. С. ПушкинаДанная рвзработка внеклассного мероприятия предназначена для учащихся средних классов общеобразовательной школы. Тема: Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина. Сегодня мы попытаемся открыть одну страничку из жизни поэта, попытаемся заглянуть за двери Лицея, где учился Пушкин, где провел 6 лет, где начались годы дружбы его и других воспитанников Лицея: Пущина, Кюхельбекера, Дельвига… Iведущий: Куда бы нас не бросила судьбина И счастье, куда б не завело Все те же мы нам Царское Село. (Музыка: ...
  • Сценарий урока История одного стихотворения. А. Т. Твардовский Я убит подо Ржевом, Интеграция литература+история Александр Трифонович Твардовский. Я убит подо Ржевом Я убит подо Ржевом, В безыменном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налете. Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки,-- Точно в пропасть с обрыва -- И ни дна ни покрышки. И во всем этом мире, До конца его дней, Ни петлички, ни лычки С гимнастерки моей. Я -- где ко...
  • Стихотворение собственного сочинения о тружениках тыла во время Великой Отечественной войныВ преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне хотелось бы поделиться стихотворением собственного сочинения о тружениках тыла, калужском комсомольско-строительном отряде, который помогал нашему народу одержать победу над фашизмом. В трудное для страны время создавались строительные отряды из школьников старших классов для оказания помощи нашим бойцам. Молодёжь Калуги тоже участвовала в этом отряде, и в течение 75 дней трудилась на подступах к Москве.
  • Литературное исследование на тему Судьба России в произведениях Лескова Авторское исследование посвящено одному из росскийских писателей- Н.С.Лескову. В работе исследуются только два литературных шедевра автора, входящих в стандартную программу, Очарованный странник и Левша. В качестве цели данного исследования ставиться изучить судьбу России на основе литературных программных произведений Объектом исследования является творчество Н.С.Лескова. Предметом исследования являются повесть Очарованный странник и сказ Левша Достижение указанной цели обеспечивает...
  • Сочинение, посвященное Великой победеСочинение . Спасибо деду за победу! Джалабадзе Илья 6-Б класс МКОУ СОШ № 8 г. Острогожск Воронежской области. Нашим прадедушкам и прабабушкам было очень тяжело во время Великой Отечественной войны. Они сделали всё, чтобы победить врагов. Благодаря их усилиям, мы живём в свободной стране. Я горжусь Победой нашего народа! В нашей семье есть кем гордиться! Дед моего отца дошёл до Берлина, имел боевые награды, был тяжело ранен. У моей мамы и бабушка и дедушка были фронт...
  • Миниатюры пятиклассников о войнеБлизится 70-летие Великой Победы. Мы вместе с детьми принимаем участие в концертах, посвященных этой дате, смотрим фильмы, читаем книги и стихотворения, сажаем у школы сирень и , конечно же, пишем на эту тему разные сочинения. Это миниатюры Что я знаю о войне. Я считаю, что детям необходимо помнить и знать о своих предках, которые приближали эту великую дату.Дома они поговорили с родителями, расспросили о своих прадедах, родственниках, бывших на войне.Затем эти работы вместе с рисунками мы выв...
  • Статья на тему: Практическое использование авторской методики Пчелка в преподавании русского языка Практическое применение авторской (Гафитулин М. С., Гудкова О.И. Ганина А.П., гимназия №1 г. Жуковского) методики преподавания русского языка “Пчелка” (версия 2001 года), основного инструмента повышения грамотности учащихся при помощи адаптивной теории решения изобретательских задач (АТРИЗ), и обеспечило новый подход к изучению русского языка, помогло преодолевать возникшие трудности при изучении материала. Цель “Пчелки” - создать условия, при которых ученик самостоятельно выводит правила, пр...
  • Урок Фольклор и литература Забайкалья Тема: Легенда как древний жанр устного народного творчества. Определение легенда, предание, выявление особенностей этого жанра литературы. Знакомство с некоторыми легендам, возникшими на Забайкальской земле, которые сложились ещё в далёком прошлом. Выявить черты, которые присущи жанру легенда в легенде об Орионе. Дать представление учащимся о созданных на основе легенд произведений поэтов и писателей. На основе легенд воспитывать любовь к родному краю. Воспитывать коммуник...
  • Становление «высокой комедии» в творчестве Ж. -Б. Мольера («Тартюф1. Творческий путь Ж.-Б. Мольера. Жан-Батист Поклен (15.01.1622- 17.02.1673), вошедший в историю литературы под именем Мольера, родился в 1622 г. в Париже. Отказавшись от всех наследственных прав и званий, он вступил на новый путь и избрал себе сценический псевдоним - Мольер. Организовав труппу из 9 человек и дав ей название “Блистательный театр”, он начал гастроли в Париже. Однако судьба первого театрального предприятия Мольера оказалась не блистательной. Но первая неудача не обескуражила ...
  • Материал для диспута Памяти поэта Онегина ГаджикасимоваУ Бога нет ни эллина, ни иудея… Сколько правды и мудрости в этих библейских словах. У Бога есть Промысел о человечестве и каждой человеческой душе, посланной Им в мир, и есть Великий Замысел добра и любви между живущими на Земле. И примером этому служат судьбы людей разных национальностей, несущих слово любви и милосердия в наш израненный злобой и эгоизмом маленький мирок, выплескивающийся на улицы городов и сел насилием, развратом, бессердечием, межнациональной рознью. А у Бога нет ни эллина...
  • Развитие речи на уроках русского языка (статья)В современной отечественной методике выделяются три основных направления в работе по развитию речи:-обогащение речи учеников (их словарного запаса, грамматического, интонационного строя речи и т.д.);_ предупреждение речевых ошибок (в употреблении слов, в построении словосочетаний и предложений и т.д.);_ формирование коммуникативных умений, известных под названиями Работа над связной речью, Работа над изложениями и сочинениями.
  • АКция Давайте говорить по-русски правильно!Проект предполагает широкую пропаганду среди детей и взрослых необходимости владения культурой речевого общения. С этой целью будут проведены различные акции, классные часы, конкурсы и другие коллективные творческие дела, которые помогут привлечь внимание к решаемой проблеме. В результате свойственная подросткам инициативность и активность приобретет социально позитивный характер, а жители Забайкальского края приобретут опыт культурного общения. Поэтому для реализации проекта будет соз...
  • Выступление на Методической комиссии дисциплин гуманитарного цикла ЧСК. Темы: Критерии оценивания итогового сочинения. Рекомендации по классификации ошибок при проверке письменных работ по русскому языку и литературеРекомендации по классификации ошибок при проверке письменных работ по русскому языку и литературе (по рекомендациям ФИПИ). Критерии оценивания итогового сочинения. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования В 2014-2015 учебном году будет проводиться итоговое сочинение (изложение) в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мысл...
  • Тест по литературе Итоговый тест по литературе по произведениям с двумя вариантами и с ответамиВАРИАНТ 11. Определите жанры следующих произведений: а) Летом одет, зимой раздет. б) Любишь кататься – люби и саночки возить. в) …….. о Белгородском киселе г) Илья Муромец и Соловей Разбойник2. Что такое летопись?А) рассказ о важных событиях из истории Древней Руси;Б) сказки о Древней Руси;В) былины;Г) рассказы о жизни святых.3. . К какому роду литературы относят былины?А) лирика. Б) драма. В) эпос.4.Соотнесите ...
  • Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОСНетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, прививают интерес.Таким образом, можно только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности пр...
  • Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОСНетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, прививают интерес.Таким образом, можно только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности пр...
  • Тест по лирике А. А. ФетаТест по литературе в формате ЕГЭ проводится после изучения творчества А.А.Фета в 10 классе. Задание В предполагает краткий ответ. Задание С1 и С2 - развернутый ответ (5-10 предложений). Задание С5 - сочинение-рассуждение ( полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы ). За данную работу можно поставить нескол...
  • Тест по лирике Ф. И. ТютчеваТест по литературе в формате ЕГЭ проводится после изучения творчества Ф.И.Тютчева. Задание В предполагает краткий ответ. Задание С1 и С2 - развернутый ответ (5-10 предложений). Задание С5 - сочинение-рассуждение ( полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы ). За данную работу можно поставить несколько оцено...
  • Исследовательская работа Имя на карте города Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для всего советского народа, и в канун юбилея Великой Победы необходимо вспомнить о тех, кто ценой своей жизни отстоял свободу Отечества. Новокузнецк внёс немалый вклад в Победу. Одной из самых ярких страниц в его истории является работа эвакогоспиталей, в которых вылечили и вернули в строй тысячи бойцов Красной Армии. Рассказывая ученикам о самоотверженной работе врачей в госпиталях, мы с удивлением поняли, что ребятам мало что известно...
  • Тест по роману Л. Н. Толстого Война и мирТест по литературе в формате ЕГЭ по роману Л.Н.Толстого Война и мир проводится после изучения произведения. Задание В предполагает краткий ответ. Задание С1 и С2 - развернутый ответ (5-10 предложений). Задание С5 - сочинение-рассуждение ( полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы ). За данную работу можн...
  • Литературный концерт мастеров художественного слова 9 «Б» класса МКОУ «Гимназия №6 г. Усть-Джегуты» В России 2015 год, указом Президента В.В. Путина, объявлен Годом Литературы. Основная цель — привлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать нужно, полезно и модно. А.С.Пушкин – родоначальник русского литературного языка .Его имя сопровождает нас всю жизнь. Поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит живою водой всех, кто прикоснется к нему. Вот и мы-ученики 9 Бкласса, решили подготовить театрализованное представление ,посвященное твор... Спустя минуты две потом Вновь с нею вальс он продолжает; Все в изумленье. Ленский сам Не верит собственным глазам Я вас люблю (к чему лукавить ?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Сцена объяснения Татьяны и Онегина в вось­мой главе является развязкой романа, его логическим завершением. Она была не тороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужи­мок, Без подражательных затей... Все тихо, просто было в ней...
  • Исследовательская работа Праздники русского и коренного народов СибириДанная разработка является исследовательской работой. Мы живём в Сибри, в Кемеровской области, где коренным населением являются шорцы. Эта народность сейчас находится на грани исчезновения, их осталось около 14 тысяч, поэтому очень важно сохранить их культурное наследие. Шорцы - народ миролюбивый, открытый, поэтому отношения русских и шорцев всегда складывались без конфликтов. Культура наших народов имеет точкисоприкосновения. Нам хотелось узнать, какие праздники отмечались русскими на территори...
  • Литературный КВН: В гостях у сказкиПредлагаю вам конспект литературного КВН: В гостях у сказки, который был проведён в подготовительной группе. Наш КВН В гостях у сказки посвящен сказкам. А сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.Дети вместе с героями сказок учились совершать добрые поступки.
  • Учитель - моё призваниеДанная статья посвящена моей работе в ГБОУ Школе №2057 города Москвы.Я сердце детям отдаю. Эти слова стали для меня жизненным руководством при выборе своего будущего. И, несмотря на то, что сегодня профессия учителя довольно непопулярная и малооплачиваемая, отдал своё предпочтение именно ей.
  • Пятигорск-город госпитальИсследовательская работа Пятигорск - город госпиталь раскрывает некоторые моменты из жизни города во время ВОВ, и людей живущих и работающих, воевавших, спасающих жизни солдат, во время оккупации Кавказских Минеральных Вод фашистами. Мне интересна его история, люди, которые отстояли свой родной край, не отдали Кавказ, а в последующем внесли свой вклад в развитие и процветание города Пятигорска.
  • Правописание НЕ с глаголамиНе с глаголами Тип урока: Комбинированный, урок усвоения новых знаний на основе изученного в начальной школе.Оборудование: Учебник Русский язык под ред. Ладыженской Т. А., плакат Не с глаголом.Цели урока:1) знать правило написания Не с глаголами;Уметь раздельно писать Не с глаголами, слитно – те глаголы, которые без Не не употребляются;2) уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания Не с глаголами;Уметь давать развёрнутый ответ на грамматическую тему и рецензию на ...
  • Лермонтов и ПятигорскСоциально-значимый проект Лермонтов и Пятигорск разработан и реализуется учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 30 г. Пятигорска Балаян Л.П. с января 2012 года. За это время сформирована система социально значимых мероприятий, посвященных 200-летию со дня рождения знаменитого поэта М.Ю. Лермонтова
  • Литературно-музыкальная композиция «Тургенев и Виардо: 40 лет обожания…»Литературно-музыкальная композиция, посвященная 195-летию со дня рождения И.С.Тургенева Тургенев и Виардо: 40 лет обожания… Цели: приобщение к творчеству и чтению, формирование нравственных ценностей Задачи: •Знакомство с жизнью и творчеством русских писателей •Выразительное чтение текста и стихов •Развитие навыков выступления перед зрителями •Использование новых информационных технологий и Интернета в подготовке и проведении мероприятия Оформление: •медиапрезентация...
  • КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ Обобщение по теме Имя существительное Уметь: грамотно употреблять имена существительные в устной и письменной речи, определять морфологические признаки и синтаксическую роль имен существительных Научиться при­менять правила написания глас­ных в окончаниях существительных и прилагатель­ных, использовать способы провер­ки, владеть тер­минологией Коммуникативные: упраачять своим пове­дением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регуштивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою спо­собность к преодолению препятствий и само­коррекции. Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выяв­ляемые в ходе комплексного исследования текста с орфограммами
  • Литературно-музыкальная композиция Помнить прошлое, чтобы оно не вернулось Данная разработка может применяться как на уроках литературы, так и во внеурочное время. Она посвящена 70-летию Великой Отечественной войны. Музыкальное сопровождение и видеоклипы можно скачать по ссылке: https://cloud.mail.ru/home/Методическая%20разработка%20литературно-музыкального%20урока%20Помнить%20прошлое%20чтобы%20оно%20не%20вернулось Музыкально - литературная композиция не просто знакомит с поэзией военных лет, а дает понять молодому поколению: каков человек на войне и что ...
  • «Повышение эффективности урока, развитие интеллектуальных способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности как одна из возможностей достижения нового качества образования»Представление опыта работы. Применение технологий продуктивного чтения. Пути реализации современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности. Игровые технологии эффективны не только в 5-7 классах, но и в старших классах. Игорвые образовательные технологии позваляют активизировать учащихся на внимательное, я бы сказала, осторожное прочтение художественного текста, что позволит в дальнейшем удачно поставить в классе спектакль или обыграть какую-т...
  • Учебно-исследовательская работа Портрет моего читающего сверстника Представляю вашему вниманию учебно-исследовательскую работу для научно-практической конференции Первые шаги в науку. Взятая нами (мной и моей ученицей) тема для исследования Портрет моего читающего сверстника является актуальной в наше время. Изучив круг читательских интересов подростков, узнав, насколько они владеют навыком работы с книгой, мы сможем проверить выдвинутую нами гипотезу. Гипотеза: в развивающейся медиасреде нет места чтению художественной литературы, чтение не интересует ...
  • Сочинение - эссе Письмо Победы 9 мая 2015 года все прогрессивное человечество отметит 70 - летие Великой Победы над фашистской Германией. Наша страна готовится чествовать ветеранов, которых, к сожалению, с каждым годом остается все меньше и меньше. Величественные памятники их погибшим товарищам разбросаны по всей нашей необъятной земле, самым значительным из них является мемориал в Москве на Поклонной горе. Поклонимся великим тем годам, - как бы призывает колокольный звон, встречающий всякого, кто приход...
  • ОСОБЕННОСТИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСОСОБЕННОСТИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В системе общего среднего образования родной язык занимает ведущее место среди предметов гуманитарного цикла в силу той роли, которую он играет в становлении и развитии личности ребенка. Образовательно-воспитательное значение определяется социальными функциями языка, являющегося основным средством общения и познания действительности. Язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Наконец, с помощью родного я...
  • Тест по литературе Н. Лесков ЛевшаИспользование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся. Оно оптимально соответствует полной самостоятельности в работе каждого ученика. Это – одно из средств индивидуализации в учебном процессе, так как учитывает психологические особенности учащихся, мешающие их успешной деятельности. Кроме того, тестовый контроль имеет ряд преимуществ перед другими видами контроля. Он дает возможность проверить значительный объем изученного...
  • Сценарий устного историко-литературного журнала «Войны великой памятная дата»1-й ведущий: 1. События, о которых расскажет наш журнал, происходили двести лет назад. Но спустя много лет, наш народ помнит о тех героических днях и чтит память всех, кто поднялся на борьбу против французских захватчиков. 2-й ведущий: Русские люди явили тогда восхитительные примеры мужества, самопожертвования и силы духа. Спустя 200 лет мы отдаем всем им дань памяти за то, что они отстояли свободу и независимость нашей страны во время первой Отечественной войны. Звучит музыка 1-й ...
  • Урок русского языка по теме Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению «Легко ли быть молодым?»Тема: Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему “Легко ли быть молодым?”.Цели: 1. На основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения-рассуждения, закрепить знания о типах и стилях речи.2. Развивать умение анализировать предложенный текст, навыки коммуникативного общения, речь, мышление.3. Содействовать воспитанию у учащихся активной жизненной позиции, дружбы, товарищества, дисциплинированности и самостоятельности.Оборудование: плакаты с послови...
  • Урок русского языка в 9-м классеЦели урока: 1. Познакомить учащихся в ходе коллективной исследовательской работы с предложением-периодом как особым видом сложного предложения, его строением, интонационным и пунктуационным оформлением.2. Показать стилистические возможности предложения-периода.3. Повышать общий уровень развития и культуры учеников, воспитывать любовь к русскому слову.Ход урока2. Коллективная исследовательская работа.1) На экран проецируется предложение:Кто (не, ни) когда (не) был на вершине Ивана Велико...
  • Орфографический самоконтроль на уроках русского языка (из опыта работы)Орфографический самоконтроль Проблема орфографического самоконтроля всегда была и будет актуальна, хотя и появились специальные компьютерные корректорские программы. Я считаю, что самопроверка письменных работ на уроках русского языка, в том числе контрольных диктантов, с использованием орфографического словаря и разных приемов намеренного перечитывания, развивает интерес к орфографии и самоконтролю, снижает риск ошибки и помогает воспитывать у учащихся чувство её неприятия. Самоконтро...
  • Зачет по теме ГЛАГОЛ 6 клЗачёт по теме Глагол. 6 класс. Правила по теме Глагол. Как проверить окончание глагола? Какие глаголы имеют сослагательное наклонение? Как определить вид глагола? Какие глаголы имеют повелительное наклонение? Как проверить суффиксы ива-ыва, ова-ева? Когда в глаголах пишется -ТСЯ, а когда -ТЬСЯ? Когда пишется приставка ПРИ? Как пишутся глаголы с шипящей на конце? На какие вопросы отвечает глагол? Что обозначают глаголы изъявительного наклонения? Каким членом предложения является глагол? Какие три наклонения есть у глагола? Когда пишется буква Ы в корне слова после приставки? Что обозначает глагол? Что называется возвратным глаголом? Как проверить букву И-Е в корнях с чередованием? Как пишется НЕ с глаголами? Что называется невозвратным глаголом? Как изменяются глаголы? Что называется переходным глаголом? Что называется непереходным глаголом? Как определить спряжение глагола? Когда пишется буква И в корне слова после приставки? Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? Как проверить гласную букву в суффиксе глаголов прошедшего времени? Когда пишется приставка ПРЕ?
  • Урок по творчеству Василия Макаровича ШукшинаЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с творчеством В.М. Шукшина, писателя, драматурга, артиста. Привитие интереса к его творчеству, желание заинтересовать его творчеством окружающих.ОБОРУДОВАНИЕ: Портреты Шукшина, фотовыставка с видами села Сростки, родных В.М. Шукшина, выставка книг. Уголок деревенской избы. Цветные карандаши, плотная бумага, музыка, отрывок из кинофильма Калина краснаяЭПИГРАФ:Василий Макарович Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной р...
  • Фильм по литературе М. В. ЛомоносовФильм М. В. Ломоносов является дополнением к уроку и презентации по русскому языку на тему Бессоюзное сложное предложение, созданных в рамках школьного интегрально-образовательного марафона О науке - с увлечением и без скуки, посвященного жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Фильм может использоваться и на уроках литературы при изучении творчества Ломоносова.
  • Қазақ әдебиеті пәнінен Қазіргі ақындар айтысы тақырыбына жасалынған сабақ жоспары (9 сынып)Сабақтың ортақ мақсат Ақындар айтысы туралы түсінік беру , оқушыларды таланттылық, ақылдылық, шешендік сөздерінің маңыздылығы туралы түсінікті дамыту, таза сөйлеуге тәрбиелеу. Негізгі идея Қазақ өнерінде мәдениетіміздің асыл мұрасы - айтыс өнері екендігін білу. Күтілетін нәтиже Оқушылар казіргі кездегі айтыстың алатын орнын , тәрбиелік мәнін ажырата білді. Модульдер СТО, ОҮБ , АКТ,жаңаша әдіс тәсілдер Әдістері 1 минуттық эссе, жеке (деңгейлік тапсырма), топтық жұмыс, рөлдік ойын Дереккөзі Ғаламтор материалдары, стикер, постер, түрлі-түсті маркерлер, смайликтер Электронды оқулық
  • МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ ЗАРИСОВКА «МИР МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ»МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ ЗАРИСОВКА МИР МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ С.1 УЧИТЕЛЬ: Добрый день, уважаемые гости нашего мероприятия. Вчера, 8 октября 2012 года, исполнилось 120 лет со дня рождения русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой. В честь этой даты мы пригласили всех вас сегодня посмотреть музыкально-поэтическую зарисовку Мир Марины Цветаевой. Звучит аудиозапись стихотворения. Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала – тоже! Прохожий, остановись! Прочти – слепоты куриной И маков набрав букет, Что звали меня Мариной И сколько мне было лет. Не думай, что здесь – могила Что я появлюсь, грозя… Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя! И кровь приливала к коже, И кудри мои вились… Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись! Сорви себе стебель дикий И ягоду ему вслед, – Кладбищенской земляники Крупнее и слаще нет. Но только не стой угрюмо.... ВЕД-ИЙ 1: Летом 1904 года едет с матерью в Германию, в Шварцвальд, где осенью поступает в интернат во Фрейбурге. Пишет немецкие стихи. ЧТЕЦ: Волшебство немецкой феерии, Томный вальс, немецкий и простой… С.10 А луга покинутой России Зацвели куриной слепотой. Милый луг, тебя мы так любили, С золотой тропинкой у Оки… Меж стволов снуют автомобили, - Золотые майские жуки. ВЕД-ИЙ 2: Летом 1906 года Марина возвращается с матерью в Россию. Мать, не доехав до Москвы, умирает на даче Песочная, ... ВЕД-ИЙ 2: Дома до звезд, а небо ниже, Земля в чаду ему близка. В большом и радостном Париже Все та же тайная тоска… ВЕД-ИЙ 1: В большом и радостном Париже Мне снятся травы, облака, И дольше смех, и тени ближе, И боль, как прежде, глубока. В Париже, июнь 1909, Париж ВЕД-ИЙ 2: С.12 В 1910 году, еще в гимназии, Цветаева издаёт свою первую книгу стихов – Вечерний Альбом, куда вошли стихи 15, 16, 17 лет. Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, ка... Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, - Очаровательные франты Минувших лет! Одним ожесточеньем воли Вы брали сердце и скалу, - Цари на каждом бранном поле И на балу. Вам все вершины были малы И мягок самый черствый хлеб, О, молодые генералы Своих судеб! О, как, мне кажется, могли вы Рукою, полною перстней, И кудри дев ласкать - и гривы Своих коней. В одной невероятной скачке Вы прожили свой краткий век…... ВЕД-ИЙ 2: С.15 В 1912 году выходит вторая книга стихов Марины Цветаевой Волшебный фонарь. В этот же год появляется на свет первая дочь Цветаевой и Эфрона – Ариадна. ВЕД-ИЙ 1: С.16 В 1913 году – умирает отец. ВЕД-ИЙ 2: В 1920 году умирает вторая дочь, Ирина, трех лет от роду. ВЕД-ИЙ 1: С.17 В 1922 году Цветаева уезжает за границу, где остаётся 17 лет, из которых три с половиной года пребывает в Чехии и 14 лет во Франции. УЧИТЕЛЬ: После России. Так Цветаева назвала свою книгу стихов, изданную в эмиграции. Так она воспринимала и свою вынужденную разлуку с Родиной. Ехала к мужу, с которым не виделась 5 лет и которому путь в Россию был закрыт, – белогвардеец. Были и вечера с чтением стихов, и редкие праздники, и новые лица, часто приятные, но неустроенный быт, подчас кошмарный, высасывал все силы. Я здесь никому не нужна. Есть – знакомые. Но какой это холод, какая усло... Вчера еще в глаза глядел, А нынче - всё косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел,- Всё жаворонки нынче - вороны! Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О, вопль женщин всех времен: Мой милый, что тебе я сделала?! И слезы ей - вода, и кровь - Вода,- в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха - Любовь: Не ждите ни суда, ни милости. Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая... И стон стоит вдоль всей земли: Мой милый, что тебе я сделала? Вчера еще - в ногах лежал! Равнял с Китайск... С.18 Тоска по Родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и незнающий, что – мой, Как госпиталь или казарма… Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё – равно, и всё – едино. Но если по дороге – куст Встает, особенно – рябина… Тоска по Родине…, 3 мая 1934 ВЕД-ИЙ 2: С.19 В 1939 году Марина Цветаева возвращается в Советский Союз – вслед за семьей и чтобы дать сыну Георгию (родилс... ВЕД-ИЙ 1: В июне 1939 года Марина Цветаева и сын Георгий сели в поезд. Сергей Эфрон и Ариадна уже там, пока еще не в тюрьме, но уже в России. Из Парижа ее с сыном не провожал никто. Без мужа и дочери, без жилья и друзей и абсолютно без всяких надежд… Еще два года будет длиться Голгофа Марины, ее расплата за неумение приспосабливаться к чему бы то ни было, за право быть самой собой. УЧИТЕЛЬ: Она писала: Воздух, которым я дышу, - воздух трагедии… Хватит ли у Вас сил долюбить меня до конца. С.... Закачай меня, звездный челн! Голова устала от волн! Слишком долго причалить тщусь, Голова устала от чувств: Гимнов - лавров - героев - гидр, -- Голова устала от игр! Положите меж трав и хвой, -- Голова устала от войн... С.22 (Звучит на сл. М.И. Цветаевой Реквием в исполнении А.Б. Пугачевой). Уж сколько их упало в эту бездну, Разверстую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли. Застынет все, что пело и боролось, Сияло и рвалось: И зелень глаз моих, и нежный голос, И золото волос. И будет жизнь с ее насущным хлебом, С забывчивостью дня. И будет все - как будто бы под небом И не было меня! Изменчивой, как дети, в каждой мине И так недолго злой, Любившей час, когда дрова в камине Становятся золой, Виолончель и кавалькады в чаще, И колокол в селе... - Меня, такой живой... (Колокольный звон) МКВ(С)ОУ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 С ц е н а р и й МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЙ ЗАРИСОВКИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М. ЦВЕТАЕВОЙ
© 2010-2018