Музыка

  • «Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника»Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. По мнению учёных, потенциальной одаренностью обладает каждый ребенок, но не каждый проявляет ее из-за совокупности воздействий среды и личностных особенностей. Поэтому, мы считаем, что музыкальное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к музыкальным видам деятельности, тем больше внимания будет уделено их развитию. Для развития одаренности дошкольника нам необходимы индивидуальные формы обучения.
  • Информационно-коммуникативные технологии на уроках музыкиСовременное общество ставит перед школой задачу развития личностно значимых качеств подрастающего поколения, а не только передачу знаний. Знания выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии. В своей работе попыталась обобщить опыт педагогической деятельности по данной тематике и попыталась доказать необходимость применения ИКТ в музыкальном образовании учащихся общеобразовательных школ. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках музыки - позволяет сделать деятельность учителя и учащегося более эффективной; - повысить качество обучения предмету; - отразить существенные стороны музыкальных фактов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; - выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений музыкального искусства и, самое главное, значительно повысить уровень обученности, так как ученики проявляют больший интерес к урокам музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий. А интерес является прекрасным стимулом к учению вообще и приобщению к музыке в частности. При наличии интереса к урокам развивается музыкальная наблюдательность, интелл... Учащиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом моральный подъем, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Исключается необходимость жесткого контроля процесса и результатов учебного труда. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку и статус школьника в коллективе. Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности. Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием. Следовательно, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе; продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, обеспечивает подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества, реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной ... Информационные технологии – замечательное дидактическое средство, позволяющее воспитывать личность в соответствии с требованиями современной жизни. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
  • Проект «Развитие творческих способностей детей на уроках музыки и внеурочной работе»Проект Развитие творческих способностей детей на уроках музыки и внеурочной работе является своеобразным обобщением многолетней педагогической работы учителя музыки Поповой Ю.Е. Главной идеей Проекта является то, что урок музыки должен стать Уроком радости, на который ребенок будет спешить всегда. А какими средствами можно этого достигнуть в достаточно короткий временной отрезок подробно изложено в содержательно-практической части данного Проекта.Проект прошел апробацию в 2012-2013 учебном г...
  • «Мир вокруг нас» Перспективный план кружка «Экологическая лаборатория»Настоящий план предназначен для работы с детьми с 3-х до 7-ми лет (второй младшей, средней, старшей, подготовительной групп). Экологическое образование рассматривается в нем как неотъемлемая часть общего образования. План построен на принципе развивающего обучения и направлен на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
  • Творческая работа «Слово о Глинке»В творческом задании предлагалось поразмышлять о личности Михаила Ивановича Глинки и значении его творчества. Каков вклад композитора в историю отечественной музыкальной культуры? Почему его музыка, созданная много лет назад, звучит и в наши дни? Почему многие русские композиторы стали продолжателями заложенных им традиций? Что значит эта музыка лично для вас? Для Михаила Ивановича Глинки музыка была не только основным делом жизни — она была самой жизнью. Еще маль­чиком, потрясенный первыми муз...
  • Конспект занятия в хореографической студии: «Динамическое сочетание музыки и движений» для детей 7-9 летКонспект занятия в хореографической студии на тему: Динамическое сочетание музыки и движений составлен для детей семи - девяти лет, учащихся второго года обучения. Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, молодым специалистам - хореографам. Цель занятия: научить учащихся свободе движения в танце, совмещать движения с музыкальным материалом. Задачи: 1. Развить чувство ритма; 2. Научить правильно исполнять движения; 3. Воспитать чувство прекрасного, чувство коллективизма.
  • Урока музыки по теме: «Музыкальные инструменты»Педагогическая цель Знакомиться с музыкальными инструментами. Тип урока Комбинированный. Планируемые результаты образования Предметные: знать понятие народная музыка, уметь определять на слух звучание свирели, рожка, дудочки, гуслей. Знакомство с народной музыкой и инструментами. Личностные: формирование положительного отношения к учению. Метапредметные: Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, с...
  • Музыкально-развлекательная игра «Угадай мелодию» для воспитателей детского оздоровительного лагеряМузыкально-развлекательная игра Угадай мелодию рекомендована воспитателям и педагогам дополнительного образования для работы в детском оздоровительном лагере дневного пребывания и проведения тематических дней. Угадай мелодию можно проводить в учреждениях дополнительного образования на каникулах. Музыкально-развлекательная игра рассчитана для детей в возрасте от девяти до пятнадцати лет. Цель игры: интересно, с увлечением организовать досуг ребят, развить интерес к музыке, а также музыкаль...
  • Огород на подоконникеНа календаре март. а зима и не думает отступать. Больше всего это расстраивает детей, которые с нетерпением ждут первых теплых деньков,- так хочется посмотреть, как появляются травка, цветы, прилетают птицы с юга... Как помочь малышам если не исполнить мечту. то хотя бы сделать ожидание запоздавшей весны не таким утомительным? Оказывается это не сложно. Все дети обожают чудеса и веселые открытия. Устроить их можно прямо в группе на подоконнике. Наблюдать за ростом цветов, овощей и пряных трав, с...
  • «Қобыздың қоңыр үнімен. .. Қобызға арналған халық композиторларының ән-күйлері» атты электрондық оқулықҚобыздың қоңыр үнімен... Қобызға арналған халық композиторларының ән-күйлері атты электрондық оқулық Авторы: Нұрымбетова Жамиля Игілікқызы Қазақ халқының өнерінде аспаптық музыканың алатын орны ерекше. Қара домбыра мен қыл қобызға арналған күйлер ғасырдан-ғасырға, ұрпақтан-ұрпаққа өнерпаз орындаушы арқылы жалғасын тауып келеді. Қазақ қобызын алғаш жасаған Қорқыт ата делінеді. А.Жұбанов өзінің Ғасырлар пернесі атты еңбегінде былай деп жазады: Үні, әуезі бай бір аспап – қобыз. Қобыз тұтас ағаштан ойып жасалады. Оған тағылатын да екі шек. Қобыз шанағының үстіңгі беті түйе терісімен қапталып, шек ретінде аттың қылы пайдаланылады. Ысқышы иілген садақ тәрізді келеді. Оң қол ысқыш арқылы қобыздан үн шығарса, сол қолдың саусақтары шекті қатты баспай, жаншымай, тырнақтың түбімен жанасып қана тартады (қобыздың мойны мен тарты... 1930 жылдары А.Жұбановтың басшылығымен қазақтың халық аспаптары оркестрі құрылып, тапсырыс бойынша музыкалық аспаптардың жаңа түрлерін, оның ішінде үш ішекті прима-қобызды жасады. Келесі өрлеу кезеңі 1944 жылы Құрманғазы атындағы консерваториясының ашылуымен байланысты Бізге жеткен қобыз сарыны – халқымыздың қайталанбас, қастерлі мұрасы. Осы мұраны танып, меңгеру – бүгінгі, келешек ұрпақтар үшін парыз десек, оны оқытып, үйрету – білікті ұстаз-мамандардың міндеті. Ата-баба ғасырлар бойы армандаған тәуелсіздікке қолы жеткен еліміздің білім, тәрбие беру ісіндегі басты мақсат – рухани жан дүниесі биік, жеке тұлға қалыптастыру. Ал тұлғаны музыкаға тәрбиелеу дегеніміз – ол баланың бойында белгілі бір қызығушылықты ояту, қажетті құндылық бағдарын, соның ішінде пайдалы іс-әрекеттерді қалыптастыру, дарындылық көзін ашу деген сөз. Қобыздың қоңыр үнімен... Қобызға арналған халық композиторларының ән-күйлері - алғашқы шығып отырған электронды оқулық. Басқа оқулықтар сияқты мазмұны, алғы сөз, кіріспеден тұрады. Оқулықтың аты айтып тұрғандай халық әндері, халық композиторларының шығармаларынан құрастырылған. Жеке-жеке қазақтың ән және домбыра дәстүрлері жайлы қысқаша мағлұмат берілген. ҚР Білім және ғылым министрлігі және Білім беру мен тестілеудің мемлекеттік стандарттарының ұлттық орталығының қолдауымен Қазақстан Республикасының мемлекеттік жалпыға білім беру стандартында көрсетілген 050404 Дәстүрлі музыкалық өнер, Халық аспаптары мамандықтары бойынша Жоғарғы оқу орындарында оқытудың түрлеріне базалық пән – мамандық жатқызылған. Әр оқу жылының өзінің міндетті компоненттері көрсетілген. Бітіруші түлек - кәсіби концерттік орындаушы, оқытушы мамандығын игеріп шығады. Сабақ кезінде студенттерге аспапта орындап көрсетіп, орындаушылық тәжірибесін шыңдауға практика есебінде көмектескен жөн. Жеке орындаудағы музыкалық шығармадан үзінділер, үнтаспалар, аудио-бейнетаспалар тыңдату өте пайдалы. Бұл оқытудың негізгі формасы болып табылады. Өкінішке орай біздің облысымыздың қорында осындай арнайы қобыздың үнтаспалары сабаққа пайдалану үшін жоқтың қасы деуге болады. Сондықтан бұл алғашқы оқулық қобызшы оқытушылар, студенттер мен оқушылар үшін пайдасы мол деп ойлаймын. Қобыздың қоңыр үнімен... Қобызға арналған халық композиторларының ән-күйлері атты электронды оқулыққа халықтың 32 әні және 16 халық композиторларының әндері мен күйлері енген. Олар: Ақан сері Қорамсаұлы, Балуан Шолақ Баймырзаұлы, Біржан сал Қожағұлұлы, Әсет Найманбайұлы, Жаяу Мұса Байжанұлы, Майра Уәлиқызы, Мәди Алшынбаев, Мұхит Мералыұлы, Үкілі Ыбырай және Арынғазы Әбілғазизұлы, Дәулеткерей Шұғайұлы, Дина Нұрпейіскеліні, Есір Айшуақұлы, Құрманғазы Сағырбайұлы, Сүгір Әлиұлы, Тәттімбет Қазанғ... Оқулықтағы барлық әндер, күйлер өзімнің орындауымда (Жамиля Нұрымбетова) Өнер институтының дыбыс жазу кабинетінде аудиотаспаға жазылды. Бұл электронды оқулық БҚМУ базасында бірінші рет жарыққа шығып отыр. Пікір жазғандар: ҚРеңбек сіңірген әртісі Құрманғазы атындағы ұлттық консерваториясының профессоры Каленбаева М.К.,ҚР Халық әртісі Құрманғазы атындағы ұлттық консерваториясының профессоры Молдакаримова Ғ.А және П.И.Чайковский атындағы саз колледжінің оқытушысы, қобызшы Сүйінтаева М.К. Қобыз музыкасы бүгін мен болашақты, өткенді жалғастырушы алтын көпір міндетін атқарып отыр.
  • ӨНЕРГЕ КӘСІБИ МАМАНДАРДЫ ТӘРБИЕЛЕУДЕГІ ШЫҒАРМАШЫЛЫҚ БАҒЫТТАРӨНЕРГЕ КӘСІБИ МАМАНДАРДЫ ТӘРБИЕЛЕУДЕГІ ШЫҒАРМАШЫЛЫҚ БАҒЫТТАР Нұрымбетова Ж.И. Қазақ халқының мәдениеті – оның ұлттық тарихының өнімді өзегі, құрамдас бөлігі, маңызды саласы. Сондықтан оны игеру, өз алдына ғылым ретінде танып, оқып үйрену қазақпын дейтін әрбір адамның азаматтық парызы, қасиетті борышы, тұрмыс тіршілігінің таусылмас талабы, қажеттілігі. Ғалым ағамыз А.Сейдімбек халықтың рухани өмірі, біртұтас рухани ғұмырнамасы, өмірдің ғана емес, өнердің де сабақтастығы дейтін құдірет – осы десе, өнертану ғылымдарының докторы Б.И.Қаракулов: Қазақтың кәсіби музыкасы, дәстүрлі фольклоры сияқты, көшпелі тұрмыс жағдайында туды және онымен тығыз бірлікте дамыды. Қазақ халқы өзінің өмірі мен тұрмыстық ерекшеліктеріне байланысты өнердің барлық түрлерін рухани қазына етті. Бұл тұрғыда саз өнері мен сөз өнерінің маңызы ерекше. Өнердің бұл түрлерінде... Қазақ мәдениетіндегі маңызды салалардың бірі - өнер. Өнер – ой мен сезім бірлігі арқылы әлемнің тұтастай көрінісін жасайтын адам әрекетінің бір түрі. Халық өз салты мен дәстүрін, ғұмырлық тарихын ең алдымен өнерге сіңірген, сол арқылы ұрпақтан-ұрпаққа жеткізген. Музыка – ерекше өнер түрі. Оның көп жақты сырын игеру, түсіну, қабылдау, тереңдеу тым ерте, яғни сәби шағынан басталуы тиіс. Сонау Эллада дәуірінде ақылман Аристотель адамның жан-жақты мәдени және рухани дамуына ерекше мән беріп, әсіресе, өнер, соның ішінде музыка адамдарды тәрбиелеудің негізгі құралы деп таныған. Ата-баба ғасырлар бойы армандаған тәуелсіздікке қолы жеткен еліміздің білім, тәрбие беру ісіндегі басты мақсат – рухани жан дүниесі биік, жеке тұлға қалыптастыру. Ал тұлғаны музыкаға тәрбиелеу дегеніміз – ол баланың бойында белгілі бір қызығушылықты ояту, қажетті құндылық бағдарын, соның ішінде пайдалы іс-әрекеттерді қалыптастыру, дарындылық көзін ашу деген сөз. Қабілет дегеніміз – белгілі бір немесе бірнеше істі үздік орындауға мүмкіндік беретін адамның әр түрлі жеке қасиеттері, ал дарындылық д... Музыканы қабылдау, әрине, күрделі процесс, осыған орай Д.Кабалевский былай деп жазды: “Музыкаға деген қызығушылық, музыкаға әуестену және оны ұнату, оның ғажайып сұлулығын түсіну үшін қажетті шарт. Сонда ғана ол өзінің тәрбиелік және танымдық рөлін атқара алатын болады. Ал музыкаға қызықпаған, онымен айналыспаған, оны ұнатпаған адамға білім мен тәрбие беремін деу сәтсіздікке ұшыратпай қоймайды”. Көптеген ғасырлар бойы музыканың ауызша дамуы арқылы аспаптық өнер қалыптасты. Халық музыкасының бұл... Музыкалық білім мен тәрбие берудің негізі, ұлттық дәстүрімізде. Біздің қазақ халқымыздың мәдениетін, өнерін, салт-дәстүрін зерттеу мәселесі де жас ұрпақ тәрбиесінде ерекше маңызға ие болды. Оқушы музыка әуенінің өзіндік ерекшелігін түсінуі керек. Шығарманың шығу тарихымен танысу керек. Кез келген музыкалық шығармадағы характер, құрылым, мазмұн, жанр, стиль, шығу тарихы алғашқы сатыдағы терең талдау әдісіне бағынышты. Екінші кезеңде музыканы өңдеу, штрихтарын жөндеу, саусақтарын қою. Ал, үшінші... Студенттің шығармашылық бағыты 3 кезеңге бөлінеді. Біріншісі –өнер ортасында тәлім алған жас талант болашақ ұстазының шеберлігінен тікелей немесе оның мәнері мен машығын өзгелердің орындаушылық өнері арқылы үйренеді, екіншісі – ұстазынан үйреніп, оның білім-танымын, тәжірибесін, орындай үлгісін тікелей қабылдайды. Бұл кезеңде шәкірт ұстазының ел арасында өнер көрсеткен сапарларында бірге жүріп, халықтың әр түрлі әлеуметтік ортасындағы шынайы өмір мектебінен өтеді. Яғни, тек шығармашылық қырын ға...
  • Итоговые тесты по музыкальной литературеДанные тесты предназначенны для использования на зачете по предмету Музыкальная литература в выпускном классе Детской школы искусств и Детской музыкальной школы.Длительность выполнения работы-40 минут.Тесты охватывают весь пройденный материал:средства музыкальной выразительности,венские классики,жанры музыки,музыкальная форма,русская и советская музыкальная литература,музыкальные термины и определения.Возможно использование отдельных заданий в качестве проверки в течении всего времени обучения...
  • Сценарий выпускного праздника в ДОУВыдержка из сценария: Шапокляк: Сейчас я вас проверю, я попробую вас обмануть. У меня есть вопросик на засыпку. Если не отгадаете, то щелчок получаете, договорились? Слушайте: росли четыре берёзы, на каждой берёзе – 4 большие ветки, на каждой ветке – 4 маленькие веточки. На каждой маленькой веточке – по 4 яблока. Сколько всего яблок? (ответ: ни одного, на берёзе яблоки не растут). А вот вопросик для ваших умненьких родителей: может ли дождь идти два дня подряд? (ответ: два дня подряд не бывает, между ними всегда ночь... А вот ещё вам задание назовите слово: 1. Кто шагает с сумкой книг утром в школу?...(ученик). 2. Очень скоро встретит вас наш уютный, светлый …(класс). 3. В коридоре топот ног, то зовёт всех в класс… (звонок). 4. Если всё ты будешь знать, то получишь в школе… (пять). 5. Если будешь знать едва, то получишь только… (два). 6. То, какой ты ученик, всем расскажет твой… (дневник). 7. Быть должны всегда в порядке твои школьные… (тетрадки). 8. Кто карандаш свой потерял, тот забыл, что есть…(пенал). 9. Если прозвенел звонок – значит, кончился… (урок). Шапокляк: Ох! Уморили вы меня своими разговорами о школе. Молодцы, всё знаете. Пошла я наводить беспорядки в другом детском саду. Ведущий: Ну, что ребята, а нам пора в поезд. Звучит музыка. Дети едут паровозиком.
  • Рабочая программа по вокалуДанная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; Учите детей петь М, Просвещение 1988 г.; программа Певческая Школа В. В. Емельянова; Народное пение И. А. Ильина; Хоровое пение Е.В. Жарова; Сольное пение Р.А. Жданова и др. Направленность данной программы художественно-эстетическая, ориентированная на развитие у детей творческих способностей и эстетического восприятия мира и формирование...
  • Новогодний праздник в 1 младшей группе «Лиса и Зайка»Новогодний праздник в 1 младшей группеЛиса и ЗайкаДействующие лица:взрослые:СнегурочкаДед морозЛисаЗайчикГруппа украшена по зимнему. В центре — стоит елка. Дети заходят в группу под песню Елочка из м /ф Умка.Их встречает Сегурочка:Здравствуйте, ребятки! Вы меня узнали? (ответ детей) . Да, я снегурочка. Посмотрите, какая у меня красивая шубка, шапочка, рукавички. Нравится? А какие вы нарядные! Сегодня у нас мой любимый праздник — Новый год! Какая ёлочка у вас! Пойдёмте к ней поближе.Снегурк...
  • Программа по предмету «Слушание музыки»Программа предмета Слушание музыки разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований в области музыкального искусства для детских музыкальных школ и школ искусств.Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся.Срок реализации программы-3 года.Программа построена таким образом,что каждый год имеет стержневую(основную) тему,вокруг которой объединяются остальные разделы содержания.Программа содержит разделы:сведения о затратах учебного времени,распределение учебного материала по годам обучения,описание дидактических единиц учебного предмета,требования к уровню...
  • Интегрированный урок по русскому языку, музыке и чтениюИнтегрированный урок русского языка, музыки и чтения в 3 классе на тему: Части речи способствует формированию умения распознавать части речи, развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости, содействует воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности, воспитывает уважительное, бережное и заинтересованное отношение к русскому языку. Урок направлен на формирование умения сравнивать поэтические и музыкальные произ...
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «Звонкие голоса»Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетического направления Звонкие голоса срок реализации 3 года. Модифицированная программа вокальной студии разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; Д Огороднова Музыкально –певческое воспитание детей, Никифорова Ю.С. Детский академический хор, 2003г. Цель программы: Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека; Научить каждого учащегося владеть певческим голосом. Данная программа представляет иной подход к обучению вокалу, не растянутый на долгий срок. Весь курс постановки голоса рассчитан на трехлетий срок. Детям отводятся 2-х часовые занятия 2 раза в неделю. За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами. Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.
  • Технологическая карта урока по музыки «В чудесной стране «Мульти - пульти» для обучающихся 1-х классовДанная технологическая карта урока по музыки для обучающихся 1-х классов позволяет раскрыть творческие способности обучающихся через музыкальные произведения из отечественных и зарубежных мультфильмов. Показывает насколько дети ориентируются в них. Изучают и вспоминают отрывки песен и известных всем мультфильмов: Бременские музыканты, Улыбка, Мама для мамонтенка, Песня чебурашки, Песни винни-пуха и все, все, все и другие. А также обучающиеся выполняют ряд упражнений на развитие певческ...
  • Краткосрочный курс по выбору «Музыкальные игры» для обучающихся начальных классовДанный краткосрочный курс Музыкальные игра предназначен для обучающихся начальных классов с целью стимулирования творческой активности школьников через развитие творческих способностей, коммуникативных навыков и умений, развитие основных психических процессов и качеств - восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, чувства ритма, формирование художественного вкуса и т.д. Программа расчитана на 8 часов один раз в неделю в третьей четверти. В программе используются таки...
  • Методическая разработка на тему: «Искусство детского классического танца и его особенности»Классический танец является стержнем, на основе которого развивались другие танцы. Он наиболее правильно и гармонично развивает тело, активно исправляя физические недостатки, создавая прекрасную манеру танца и осанку. Классический танец - главное средство в обучении танцовщика любого профиля, в развитии его двигательного аппарата. В основе выразительности классического танца лежат движения, заимствованные из народных и бытовых танцев, а также пластика и завершенность форм античной скульптуры. Пр...
  • «Действия и виды деятельности учителя и учащихся на уроке музыки»В данной разработке расписаны конкретные действия учителя и учащегося, а также виды деятельности на уроках музыки. Можно применять с первого по восьмой класс. В зависимости от тем уроков используется ряд предложенный действий и видов деятельности как учителя , так и учеников. С введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования совокупность всех преведенных в данном материале действий и видов деятельности учителя и учеников позволяет рационально расп...
  • «Дом, который звучит» Путешествие в музыкальный театрЗанятие Дом,который звучит путешествие в музыкальный театр разработано для учащихся старшей подготовительной группы или группы предшкольного обучения. На данном занятии ребята знакомятся с театром, знакомятся с правилами поведения в театре, делают вывод как не надо вести себя в театре, знакомятся с театральными профессиями, и конкретно с детской оперой Волк и семеро козлят Также на данном занятии ребята учатся делать дыхательную гимнастику для дыхания, стараются определить характер музыки. П...
  • РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНОРАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО Уделив время первоначальному развитию данных ученика, обогащению музыкальных впечатлений и продолжая работу в этой области, следует обратить более серьёзное внимание на воспитание правильных игровых движений. В начале этой работы педагог ставит наиболее примитивные звуковые цели. На любой стадии занятия с учеником нельзя учить движению, опуская из виду конкретную звуковую исполнительскую цель, как бы проста она не была. Работа над движением с самого начала должна быть связана с результатом его, т.е. со звучанием и им определяется. Педагогическая практика показала, что начинать воспитание необходимо с приёма non legato. Схема работы: 1- исходное положение - ученик свободно сидит за инструментом, рука свободно и мягко лежит на коленях. 2- рука поднимается над клавиатурой, причём кисть наклонена вниз и несколько пассивна. 3- рука немного опускается, кисть по сравнению с запястьем немного приподнимается, пальцы принимают более округлую форму и рука опускается на определённый палец. 4- Должен быть купол,1 палец не должен висеть, а вместе с другими находиться на клавиатуре в свободном состоянии, не напряжённо. Палец стоит на подушечки, не прогибаясь в суставах. Не давить на клавишу. 5- ученик вслушивается в звук, поднимает запястье, а затем и всю руку и ложит её на колени. Звук состоит из 2 составляющих - это сам импульс взятия звука и само звучание в сторону затихания. Поэтому как не дави, звук громче не будет. От учеников надо требовать, чтобы получался полный, мягкий звук. Если мягкая рука, значит звук полный, красивый, если звук сухой, то надо искать причину в аппарате - рука напряжена, необходимо предостеречь от форсирования звучания, найти меру. После того, как вы научились добиваться этого, надо поиграть в упражнение РАДУГА как левой, так и правой рукой, говоря при этом, что переносить надо не руку, а звук. Это упражнение полезно для освобождения кисти и локтя, для преодоления боязни клавиатуры, широких расстояний. Далее следует перейти на исполнение 2-3х звуков non legato. Здесь очень важно, чтобы ученик воспринимал звуки как единую мелодию. Сначала все упражнения рекомендуется играть 3 пальцем, затем 2 и 4, терция 1-3 пальцами, обращая внимание на положение 1 пальца; после играем одновременно квинту 1-5 пальцами. Упражнения надо давать попеременно сначала правой и левой руками, включив далее мелодические линии, разделённые между руками. Упражнения всегда должны иметь определённые ритмические рисунки, упражнения вне ритма нецелесообразны. Темп должен быть медленный, но не слишком, чтобы не разрывалась мелодическая линия, но в то же время, чтобы позволял контролировать движения и управлять ими. Для упражнений полезно давать знакомый материал (из песенок). После того, как освоено non legato, вы переходите к legato. Этот приём основан на плавном переходе одного звука в другой. Сначала вводятся упражнения на соединения 2 звуков, затем 3х и т.д. Схема: 1- рука мягко опускается в клавиатуру, палец погружается в клавишу 2- не играющие пальцы слегка приподняты и находятся на готове. Любой из пальцев может погрузиться в клавишу без лишних движений, а только едва приподнявшись и свободно опустившись в клавиатуру. Кисть и запястье должны быть гибкими, дающими возможность хорошо ощущать как перенесение 1 пальца на другой, так и общую направленность звуковой линии. При игре legato важно ощущение передачи одного звука в другой. Необходимо следить за тем, чтобы 2 звук был тише. Важна подтекстовка, где бы ударение падало на 1 слог. Иногда говорят- На 1 нотку сели, на другую встали, и учим тому, чтобы в конце лиги рука шла вверх. Особое внимание 1 пальцу. Если положение не верное, то будет тяжело регулировать силу звучание самого 1 пальца по отношению к другим. И этот 1 палец будет мешать положению других пальцев и ведёт к зажатости. При игре на legato необходимо следить за тем, чтобы не играли только пальцы, вся рука должна помогать объединять ноты, а не так, чтобы каждый новый звук сопровождался движением. Можно использовать смешанные упражнения на non legato и legato. Как результат- ученик слышет различность звучания и даёт ребёнку возможность снять напряжение. Все эти упражнения желательно играть с использованием чёрных клавиш. Также желательно использовать упражнения в мажоре и миноре. Последний приём staccato. Не следует добиваться сразу острого, слишком короткого staccato. Обычно короткость и лёгкость staccato достигаются упругостью движений пальцев и быстрым, но мягким движением руки. При разучивании места, исполняемого на staccato, или при игре в медленном темпе увеличивается время, занимаемое переходом на другую клавишу и сокращается момент нажатия пальцами на клавишу.Отчасти облегчается тяжесть его погружения в клавиатуру.
  • «Мифологические образы и сюжеты в произведениях русских композиторов»Материал Мифологические образы и сюжеты в произведениях русских композиторов станет помощником в подготовке к урокам музыки, литературы в рамках знакомсва с великими творениями русских классиков. Материал хорошо проиллюстрирован, что является немаловажным при подготовке к урокам.Миф как сложная реальность культуры представляет огромный интерес, тем более, что он находит свое выражение в области музыкального искусства.Многие русские композиторы проявляли интерес к мифу: Н.А. Римский-Корсаков, М...
  • «Проблемы создания вокально-инструментального ансамбля»Проблема создания вокально-инструментального ансамбля 1- Организационный этап 2- Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. 3- Этап практического закрепления знаний. 4- Обобщение. Ход урока: 1этап - Приветствие и обсуждение актуализации проблемы.(слайд № 1) Музыкальным ансамблем называется группа людей, состоящая из нескольких музыкантов. Это певцы или инструменталисты, которые вместе исполняют музыкальные композиции. Существует несколько видов ансамблей, в зависимости от количества участников: дуэты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. Хор и оркестр тоже классифицируются как ансамбли. В музыкальной школе ансамбль нужен в первую очередь для развития ребенка. Благодаря ансамблю у ребенка расширяется музыкальный кругозор, формируется привычка слушать соседа, развивается чувство товарищества и локтя. Также с помощью игры в ансамбле, у ребенка повышается самооценка и пропадает страх сцены — ведь легче выступить в ансамбле, чем сольно. В ансамбле дети учатся передавать друг другу мелодию, учатся ее сопровождать или просто стараются играть синхронно и ритмично. Это только на первый взгляд, кажется, что это очень просто — а вот попробуйте вы, взрослые спеть одну и ту же песню с кем-нибудь из знакомых — все ли у вас получится? Конечно, нет! То кто-то слова перепутает, то мелодию, а то и вовсе просто не ритмично это сделает. 2этап - Основные параметры создания вокально-инструментального ансамбля (слайд № 2): • состав музыкантов • материальная база • репертуар Вам наверняка уже встречались загадочные обозначения аккордов в нотах и табулатурах типа этого: Am Em Dm? Эти обозначения нужны для удобства, наглядности и большей скорости чтения, особенно когда играешь с листа. Согласитесь, гораздо быстрее прочитать и осмыслить обозначение Am, чем, если бы было написано просто ля-минор. Но, человеку неподготовленному будет конечно трудно понять, что значат все эти буквы и цифры, поэтому предлагаю вашему вниманию небольшую памятку по этим обозначениям. На самом деле всё очень просто! Обозначение музыкальных звуков буквами практиковалось ещё в эпоху античности. После появления нотной записи буквенная система использовалась лишь в отдельных случаях, однако в ХХ веке в силу разных причин она вновь стала широко употребляться. Более того, она значительно модернизировалась и усовершенствовалась. Начнём с того, что в европейской традиции, ноты принято называть буквами латинского алфавита, а не знакомыми нам с детства до, ре, ми. Ниже соответствия нот латинским буквам: До – C Ре – D Ми – E Фа – F Соль – G Ля – A Си – H Си бемоль – B В современной музыке, в джазе очень часто встречается так называемая игра по цифровкам. Выглядит эта цифровка следующим образом – обычный нотный лист, разделенный на такты, и в каждом такте стоит обозначение аккорда, или тональности, кому как удобнее. Таким образом, перед музыкантом написана гармоническая последовательность исполняемой песни, на которую он либо импровизирует, либо аккомпанируе... Мажорные аккорды обозначаются одной заглавной латинской буквой. До-мажор будет обозначен как C, ре-мажор – D и т.д. В обозначениях минорных аккордов добавляется маленькая буква m. До-минор – Cm, ре-минор – Dm и т.д. Септаккорды. Как Вы уже знаете (надеюсь), септаккордов существует семь видов, и естественно, что каждый из них обозначается по-разному: Таким образом, можно обозначить любой, самый невообразимый аккорд. (Слайд № 3). 3 этап-работа над произведениями: a) Л.Бетховен Сурок (Слайд № 4) b) Е.Усенов Балдырган би (Слайд № 5) c)Тото Кутуньо Бабье лето (Слайд № 6) d) Донович Босса – Нова (Слайд № 7) 4 этап - Коллективный характер работы при разучивании, работе и исполнении произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед своим товарищем, делают класс ансамбля увлекательной и эффективной формой учебно-воспитательного процесса. К сожалению, ощущается недостаток нотных сборников, учебных пособий для вокально-инструментального ансамбля. Поэтому педагогам зачастую приходится самим придумывать, оформлять, подбирать репертуар, делать доступные переложения музыкальных произведений. Важное значение в этом случае приобретает умение педагога быстро переложить на ансамбль любое музыкальное произведение. Но такая работа делает обучение интересным, понятным и эффективным. (Слайд№8) Ценным в работе над вокально-инструментальным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства. (Слайд№9).
  • КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМОРАЗВИТИИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРАПреобразования, происходящие в системе образования Республики Казахстан, влияют на характер профессиональной деятельности педагога музыкального образования. Социально-экономические изменения общества в целом, рыночный и конкурентный характер отношений образовательных учреждений, усиление гуманитаризации системы образования актуализируют инновационную деятельность учителей, способствующую эффективному разрешению возникающих проблем. В Стратегии развития Казахстана до 2030 года отмечено, что ведущим фактором экономического и социального прорыва в грядущий век являются сами люди, их воля, энергия, настойчивость, знания, а основным принципом развития общества в 21 веке станет конкурентоспособность нации, определяемая в первую очередь уровнем образованности. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики в стране является конструирование инновационно-адаптивной, компетентностной и проф... В эпоху кардинальных изменений государственной образовательной политики концертмейстер не может стоять на месте, не совершенствуя себя, своё мастерство. Современный концертмейстер должен стремиться к творческому, креативному подходу к овладению знаниями, умениями и навыками. Новые достижения в системе музыкального образовании Республики Казахстан происходят именно благодаря инновационной деятельности концертмейстера, а инновационно работающие детские музыкальные школы, школы искусств, колледжи и университеты опережают своим развитием ряд других элементов системы науки и образования, благодаря имеющимся у них преимуществам. Многие психологи – ученые, в том числе В.Н.Дружинин, использует понятие креативность в качестве синонима понятию творческие способности {1}. Креативность (от лат.созидание)-общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, рассматривается как относительно независимый фактор. Говоря о креативности, необходимо указать на составляющие этого явления: целенаправленность, связанная с организацией переживаемого опыта и дающая возможность изменять среду; рефлексивность, позволяющая формировать самосознание, самооценку, планировать и анализировать события. Наше время, это время обширного использования информационных технологий, пронизывающих все сферы человеческой жизни, завоёвывающих и сферу музыкального образования. Значительную помощь в различных вопросах деятельности педагогов-музыкантов оказывают ресурсы сети Интернет: это и тестовые системы, и музыкальные обучающие системы, энциклопедии, музыкальные редакторы [3]. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Microsoft Power Point (программа создания презентаци... Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе должны определять требования к психологической атмосфере занятий, методам обучения и самое главное – к характеру работы учителя над самим собой. Концертмейстера, работающие с учащимися, используют развитие креативности как принцип обучения: стимулируют сложные познавательные процессы, больше способствуют самостоятельной работе учащегося, ориентируются на творчество, а также поощряют учащихся к принятию каких-либо важных, ответственных решений. Настоящее время - это время перемен, это время, когда обществу нужны люди способные к активной творческой деятельности, многогранные, способные нестандартно, творчески мыслить. Окружающий нас мир очень изменчив, и это должно побуждать педагогов измениться, идти в ногу со временем, быть креативными. Как следствие возрастает необходимость поиска средств, позволяющих её развивать – способность, которой, хоть и в разной степени обладает каждый человек. Для реализации современных социальных ожиданий необходим человек творческого типа. Сложность современной социальной жизни, значительное возрастание объемов информации, а также быстрое её устарение, требует иных качественных способностей и навыков мышления, другой парадигмы знания - креативной. Поэтому проблема развития креативности учителя, реализации его творческого потенциала так же является сейчас одной из главных задач педагогики.
  • Разработка урока музыки «Тема моря в музыке и литературе»Конспект урока музыки в 4 классе Тема моря в музыке и литературе поможет учителям в преподавании как уроков музыки, так и уроков литературы. Материал был выставлен на конкурс Учитель года и занял лидирующую позицию. В разработке урока музыки представлена авторская песня Мечта, авторская разработка тематической физминутки, тематических распевок, что позволит сохранить целостность общей линии урока, создать необходимую атмосферу морской стихии.Перечень музыкального материала для прослушиван...
  • Методы и формы работы на уроках фортепианного ансамбляИзучение искусства совместной игры наиболее целесообразно начинать в классе фортепианного ансамбля. Существует 2 вида фортепианного дуэта - на 1 и 2 роялях. Сейчас чаще играют на 2 роялях, на 1 рояле исполняют в процессе домашнего музицировали, а также в учебных занятиях. Ещё одной формой фортепианного ансамбля является восьмиручная игра. Это приносит большую пользу-развивается чувство коллективной ответственности. Репертуар для фортепианного ансамбля разделяется на специально созданные оригинальные сочинения и переложения, ставящие своей целью популяризацию симфонической музыки. Хотя курс фортепианного ансамбля обязательный в учебных планах, к сожалению нет методических пособий, помогающих уяснить суть и значение данного предмета. В работе над ансамблем выделяются 6 разделов: 1. Особенность посадки и педализации при четырёхручном исполнении на 1 фортепиано. 2. Способы достижения синхронности при взятии и снятии звука. Полезно SECONDO не играть, педализировать, во время исполнения PRIMO. Сразу обнаружится, на сколько это не привычно и требует особого внимания и навыка. Затем следует поменять пианистов местами ( для про чувствования неудач друг друга). Часто 4х ручное исполнения нарушается из-за отсутствия у пианистов простейших навыков переворота страниц и отсчёта длительных пауз. Самый простой и эффективный способ преодолеть возникающее в паузах ненужное напряжение и боязнь пропустить момент вступления- проиграть звучащую у партнёра музыку. Тогда пауза перестаёт быть томительным ожиданием и заполняется живым музыкальным чувством. Большой тренировки и взаимопонимания требует взятие первого звука. Здесь можно использовать кивок головой, знак глазами, лёгкое движение кисти. Полезно вместе со знаком обоим взять дыхание (исполнение должно быть естественным органичным). Необходимо обратить внимание на синхронность окончания, снятие звука. Разделение нотного материала на 2 части обычно облегчает исполнение, но иногда и усложняет его. То, что можно безо всяких трудностей сыграть 2 руками становится более технически сложным, если играется 4 руками. Важно уметь синхронно взять и снять звук, добиться равномерного звучания в аккордах и параллельных голосах, педализировать исходя из интересов партнёра; также важный момент техники ансамбля – передача партнёрами техники пассажей, не разрывая музыкальную ткань. Динамика. Наиболее распространённый недостаток- динамическое разнообразие mf и f . Редко на первом уроке можно услышать p или pp. Необходимо объяснить учащимся, что динамический диапазон 4х ручного исполнения должен быть шире, чем при сольной игре. Важно добиться ясного представления учащихся о градации f и ff. Рассказав об общем динамическом плане, надо выявить кульминацию и посоветовать ff играть всегда с запасом, а не на пределе. pp – возможно соло 1 партнёра. И до mf есть ещё много градаций- mp, p, pp, ppp. ТЕМП- должен быть определён заранее, понимание и чувствование темпа- одно из первых условий ансамбля. Если партнёры не согласны, то можно поиграть произведение в темпе каждого участника. При разучивании можно просчитать в соответствующем темпе пустой такт. В дальнейшем это излишне - достаточно в привычном темпе дать только движение затакта. РИТМ. Малозаметные иной раз в сольной игре ритмические недочёты в ансамбле могут резко нарушать целостное впечатление. Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма, ритм должен быть коллективным. Иногда при появлении триолей, пунктиров и т.д. ученики начинают ускорять и когда объединяются 2 таких исполнителя, то они начинают оба ускорять. Но есть и плюсы – оба видят недостатки, что облегчает задачу педагога. Если же недостаток только у одного, то 2 оказывается помощником педагога. Специальная задача ансамблевого класса – воспитание коллективного ритма, необходимого качества артистичного ансамблевого исполнения. Она может быть решена только путём настойчивого изучения разнохарактерных произведений и систематического развития всестороннего контакта партнёров в процессе исполнения. ВОПРОС ВЫБОРА ПАРТНЁРА. Если игра с педагогом, то ученику лучше давать партию SECONDO. Исполнение последней научит ребёнка лучше аккомпанировать, где- то приглушать звук. Именно в ансамбле ученики учатся делать агогику. Игра в ансамбле оставляет положительный след на дальнейшей исполнительской деятельности учащихся. Именно в ансамблевой игре многие дети проявляют себя более яркими исполнителями, чем в сольной игре. Также необходимо заметить, что именно игра в фортепианном ансамбле прививает первоначальные навыки для дальнейшей ансамблевой игры с другими инструментами.
  • Формирование фортепианной техники история, практикаФормирование фортепианной техники: история, практика. Нурпеисова А.Е.- преподаватель фортепиано, ГУ Комплекс-Колледж искусств-ШОД В этой статье освещаются вопросы истории развития фортепианной техники, основные проблемы в ее изучении и предназначена для педагогов, студентов музыкально-педагогических колледжей в качестве методически-вспомогательного материала для курса Методика преподавания фортепиано. Игре на фортепиано посвящены сотни книг, методических пособий и научно-исследовательских работ. Огромный материал, накопившийся за длительный период развития искусства игры на клавишных инструментах, – от клавесина и клавикорда до современного фортепиано - дает представление об эстетических воззрениях, об отношении к интерпретации музыки, о требованиях к исполнителям, о различных школах и направлениях в области пианизма. Среди них выделяются немногочисленные труды, сыгравшие историческую эта... Эти проблемы разрешались Моцартом и другими представителями венской пианистической школы, пользовавшиеся инструментами Иоганна Штейна – создателя венской механики. Рояли Штейна обладали довольно легкой клавиатурой, мягким, певучим, хотя и не особенно сильным звуком. В последней четверти 18 века представители венской школы, создают гениальные произведения, которые раскрывают возможности фортепиано: звуковые, тембральные новшества, диапазон. Старая школа конца 18 столетия, а вслед за ней и фортепианная педагогика первой половины 19 века основывались на пальцевой технике при минимальном использовании движений рук. На определенном этапе эта система себя оправдывала, но история пианизма показала, что дальнейшее развитие фортепианного искусства привело к резкому расхождению между укоренившимися традициями преподавания и требованиями художественной практики. Творчество Бетховена, Вебера и, особенно, Шумана, Шопена и Листа поставило перед... С именами Листа и Шопена связана новая эпоха в истории фортепианного исполнительства и педагогики, выдвинувшая целую плеяду блестящих пианистов следующего поколения. Шопен много внимания уделял развитию техники, и делал это нетрадиционными методами. Первоочередное внимание он обращал на развитие гибкости рук, а не силы пальцев, как было принято в традиционных методиках. Гибкость физическая способствовала гибкости ритмической и динамической, что особенно важно при исполнении произведений Шопена и... Это были талантливые музыканты, которым удалось преодолеть рутину старой школы или же посчастливилось не соприкоснуться с ней, если они занимались под руководством наиболее прогрессивных учителей. Можно констатировать, что в педагогической деятельности великих композиторов 18-19 вв. были преодолены традиционные недостатки музыкальной педагогики всего предшествующего периода и заложены основы профессионального музыкального образования. Данным перечнем этапы развития фортепианной техники не исчерпываются. Тем не менее традиции, заложенные в предшествующие века и развитые в исполнительских школах 20 в., обеспечивают отечественному образованию в целом высокий уровень.
© 2010-2018