Биология

  • Урок «Роль свечи в открытии законов природы»Северо-Казахстанская областьАйыртауский районКГУ Новосветловская средняя школа Интегрированный урок по физике, химии, биологии, информатике в 8 классе Роль свечи в открытии законов природы Урок подготовили: Запорожец Ольга Витальевна /учитель физики/ ... Какие явления наблюдаются при горении свечи? Какие виды энергии наблюдаются при горении свечи? 2. Экспериментальные задания классу: Проведите ладонь вокруг пламени. Где ощущается больше всего тепла? Почему над пламенем теплее всего? Каким способом теплопередачи передается тепло вертикально вверх? (Конвекция). Расположите термометр сбоку от пламени. Наблюдаем незначительное повышение температуры. Каким способом передается тепло в этом случае? (Излучение). Как называется третий спосо...
  • Значение листа в жизни растенийУрок биологии в 6 классе Значение листьев в жизни растений, учебник под редакцией Пономаревой И.Н.Свои уроки я планирую так, чтобы дети сами находили ответы на поставленные вопросы, умели анализировать факты, обобщать, делать выводы. На уроке использованы формы познавательных заданий, беседы с элементами проблемно-поискового подхода. Задаю вопросы, которые позволяют предполагать, опровергать, побуждать к поиску решения, создавая дополнительную мотивацию.Данный урок опирается на знания учащихся...
  • Нестандартные формы обучения как средство развития ценностно-смыслового отношения учащихсяПоиск инноваций в формах обучения привёл к появлению десятков современных технологий, каждая из которых решает свои образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Учителю предоставляется возможность выбирать среди множества технологий свою, использовать творческий подход в организации обучения. Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Современный учитель, являясь важнейшим участником образовательного процесса, не может не учитывать в своей работе результатов постоянного стремительного совершенствования информационных технологий.
  • Семинар пот экологииМатериал предназначен для учеников 9 класса при изучении раздела экология в программе по биологии. Основные задачи этого семинара, рассмотреть вопросы: искусственная регуляция численности видов, изучение взаимоотношения организмов популяций, видов между собой, изучение закономерностей действия факторов неживой природы на организм, создание эффективной агротехники выращивания сельскохозяйственных культур, изучение проявлений борьбы за существование в популяциях, решение проблемы охраны природ...
  • Все живоеЦель мероприятия: - опираясь на знания учащихся, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека; - подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на земле.Вокруг какой прекрасный и удивительный мир нас окружает. У Константина Паустовского есть такие слова:… и если мне хочется жить до 120- ти лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю силу нашей природы. Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к Родине.
  • Тері ауруларыТақырыбы: Тері аурулары. Паразиттік саңырауқұлақтар тудыратын тері аурулары. Қышыма қотыр ауруы т.б.. Жылу реттелуде терінің рөлі. Теріні шынықтыру. Жылу өту, күн өту және үсу, күю кезінде көрсетілетін алғашқы көмек. Терінің және киімнің гигиенасы. Мақсаты: оқушылардың алған білімдерін, яғни теорияны өз түсінігі бойынша мысалдармен дәлелдеп жүргізуге үйрету. Міндеттері: Тәрбиелік: оқыған материалдың өмірдегі құндылығын бағалай білуге тәрбиелеу. Денсаулықты күтуге, әсемдікті бағалауға, табиғатты қорғауға үлес қосуға тәрбиелеу. Білімділік: Оқушылардың шығармашылық бастама мен белсенділіктерін қалыптастыру. Дамытаушылық: Ой- өрісін кеңейту,сөздік қорларын, тілдерін дамыту.
  • Конспект урока по биологии на тему: «Строение клеточного центра»Освітня. Розширити знання учнів про структурні елементи клітини на прикладі цитоплазми; розкрити особливості будови та функцій цитоскелету; з’ясувати суть та значення клітинного центру. Розвиваюча. Розвивати вміння аналізувати і робити відповідні висновки. Виховна. Виховувати бережливе ставлення до живої природи. Тип уроку. Засвоєння нових знань.Епіграф. Вчений А. Утєвський пише: „Величезний хімічний комбінат може здатися відносно простим порівняно з електронно-мікроскопічною картиною клітини, що виконує свою дивну хімічну роботу.
  • Внеклассное мероприятие по экологии «Берегите Землю, берегите»Цели праздника:Способствовать принятию соответствующих мер для решения экологических проблем;Информировать учеников о важности охраны и сохранения ресурсов в целом;Привлечь к празднованию Всемирного года окружающей среды.Задачи:воспитать у детей стремление к овладению и распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды ;формировать экологическое сознание и чувство уважения к природе;развивать познавательный интерес, бережное отношение и любов...
  • КВН по биологии «В мире растений, животных, птиц»Данное мероприятие предлагается проводить как в отдельном классе, так и в параллелях, можно провести как обобщающий урок, повторение. Мероприятие способствует развитию коллективизма, расширит кругозор у обучающихся, способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся. Цели: Расширить знания учащихся о жизни животных, растений, птиц Республики Казахстан; развивать внимание, любознательность, самостоятельность суждений; воспитывать любовь к природе, животному и растительному миру планеты.
  • Активизация познавательной деятельностиФормирование личности, чему содействуют интересы человека,- сложный процесс. Истоки же этого ведут в школу, семью, где развиваются подрастающие поколения и формируется личность. Развитие и формирование важнейших личностных образований детей в современной школе происходит на основе деятельности. В школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую... Опыт показал, что использование нетрадиционных форм уроков биологии является эффективной технологией и повышает качество учебного процесса, способствует развитию учащихся, активизирует их познавательную деятельность. Учителю предоставляется возможность выбирать среди множества технологий свою, использовать творческий подход в организации обучения.
  • Тезис доклада по теме «Мегежексая и приленская порода лошадей-основа в развитии сельского хозяйстваМегежекская и приленская порода лошадей – основа в развитии коневодства. Актуальность работы: Разведение конного скота и поддерживание коневодства в Республике. Сохранение и укрепление племенного ядра лошадей данной породы. Предмет исследования: Мегежекская и приленская порода якутских лошадей. Цель работы: Ознакомление с мегежекской и приленской пород якутских лошадей. Задачи: • Внедрение новых технологий в коневодстве • Распространение лошадей новых пород, приспособленных к суровым климатическим условиям Якутии. • Особенности новых пород якутских лошадей Ожидаемый результат. Разведение и сохранение новых пород якутских лошадей по всей Республике. Повышения продуктивности коневодства, технологии содержания и кормления лошадей. Великий А.А.Кулаковский почти век назад, обращаясь к будущим поколениям, в своем послании писал: Разведение конного скота следует поддерживать и не давать ему совершенно упасть, ибо конный скот весьма необходим для якута… Якутская лошадь (по якутски сылгы или саха ата) — аборигенная порода лошади, распространённая в Якутии. Порода выведена народной селекцией под сильным влиянием естественного отбора. Якутская лошадь относится к северным лесным породам и примечательна тем, что прекрасно приспособлена к существованию в суровых климатических условиях Якутии. Климат Якутии — пожалуй, самый суровый климат в России. Он резко континентален и засушлив. Зима в Якутии продолжительная, холодная и малоснежная. Лето короткое, на большей части территории — засушливое с достаточно высокими температурами. Абсолютная разность (амплитуда) температур достигает 109 °С (от +38°C до –71°С ). 1 Для Якутии в зимний период характерны морозы под - 50 °C и низкая влажность воздуха. Именно к таким условиям существования за долгий период эволюции приспособилась якутская лошадь. Простое круглогодичное содержание, вольная случка в табуне, дефицит корма создали низкорослую лошадь с густой шерстью. Однако, при достаточном и качественном питании якутская лошадь способна укрупняться. Лошади этой породы способны работать под седлом и в упряжи. Якутские лошади позднеспелые, но долговечны: достигая полного развития лишь к 5-6 годам, они часто используются в разведении и работе в возрасте под 25-27 лет. Для якутской породы лошадей свойственны массивная, грубая голова и толстая, короткая шея. Также свойственна очень низка...
  • Методические рекомендации для поваров при выходе на производственную практикуМетодическая рекомендации для поваров, при выходе на производственную практику, является помощью студентам,а также мастерам п/о. Содержание: цель и задачи профессиональной практике, характеристика на учащегося. Профессиональная практика учащихся является важнейшей частью подготовки специалистов и проводится, как на предприятиях, учреждениях, организациях, различных форм собственности, так и на учебно- производственных комплексах, в соответствии с получаемой в процессе обучения специальностью. Д...
  • Асқабақ тұқымдастарыПәні:БиологияСабақтың тақырыбы: §25 Асқабақ және орамжапырақ тұқымдастарСабақтың мақсаты:1. Білімділік: Оқушыларға жабық тұқымды өсімдіктердің қосжарнақты класы бөлімін және оған жататын асқабақ және орамжапырақ тұқымдастар туралы мағлұмат беру.2. Дамытушылық: Оқыту кезінде оқушыларға түрлі тапсырмалар мен жұмыстар бере отырап, оқушылардың ойлау қабілеттерін, қиялдарын,жадысын,шығармашылық қабілеттерін арттырып, сабаққа қызығушылықтарын ояту.3. Тәрбиелік: Оқушыларға экологиялық тәрби... Бақша өсімдіктері тақырыбына эссе жазу.
  • Влияние внеурочной деятельности на формирование экологической культуры детей младшего школьного возраста 2. 1. Содержание, формы, методы внеурочной деятельности по курсу «Окружающий мир»В данной статье говориться о сущности экологического воспитания детей младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение ...
  • Конспект НОД «В гостях у Капитошки»Конспект НОД В гостях у Капитошки Интеграция образовательных областей (познание, коммуникация, социализация) Возраст детей: старшая группа. Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Программное содержание: 1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и состояниях воды через экспериментальную деятельность; 2. Способствовать развитию речи, наблюдательности, умение обобщать и устанавливать причины следственной связи; 3. Расширять и активизировать словарь детей словами: глобус, лаборатория, лаборанты, фильтр, фильтрация; 4. Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
  • Конспект урока биологииСегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь. Подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным. Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении). Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено 2 памятника. 3.Целеполагание Цель: формирование умения формулировать тему и цель урока для четкого представления о том, что они будут изучать.
  • Лекарственные растения вокруг насЦель мероприятия:1. знакомство с лекарственными растениями и их свойствами и использование человеком;2. Развитие памяти, внимания, мышления;3. Воспитание бережного отношения к природе.Мероприятие о лекарственных растения, с которыми мы встречаемся каждый день, которые растут вокруг нас.Это деревья, кустарники, и травы. Это плоды и семена. Это корни, стебли и листья. Нужно запомнить, что все растения нужны, все растения важны.Природа щедро дарит нам свои богатства, надо только правильно ими ...
  • «Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка»ТЕМА: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. ЦЕЛЬ: изучение особенностей строения и функций отделов головного мозга. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях, раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условиях рефлексов и выяснить их значение. РАЗВИВАЮЩАЯ: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения, раскрывать причинно-следственные связи; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений, дать сведения по профилактике травматизма головного мозга и его отделов. НОВЫЕ ЗНАНИЯ: Задний мозг: продолговатый мозг, мост; мозжечок, средний мозг; передний мозг: промежуточный мозг, большие головные полушарии головного мозга, желудочки мозга ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ: кора, ядра мозга, нервные волокна, передние и задние борозды спинного мозга, позвоночный канал, спинномозговая жидкость, центральный канал, серые столбы спинного мозга, белое вещество- восходящие и нисходящие пути, рефлекторная и проводящая функции, шок. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: урок-беседа. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: объяснительно-иллюстративный, мультимедийный, частично-поисковый. ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний. ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, таблица “Строение головного мозга”, муляжи головного мозга. ЛИТЕРАТУРА: v Колесов Д. В. Биология. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование. - М.:Дрофа, 2003 v Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2006г. - 114с. v Ващенко О.Л. Биология: Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. - Волгоград: Учитель, 2008г. - 198с. v Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы.
  • Исследовательская работа «Селекция»Исследовательскаяработа Происхождение центров культурных растенийстудента(-тки)Цель: изучитьцентры происхождения культурных растений, их географию, особенности, основныепродовольственные и технические культуры, выяснить условия, необходимые дляформирования крупного очага культурных растений.Оборудование: гербарий культурных растений,контурная карта мира, цветные карандаши, простой карандаш, ластик.Ход исследования: Задание №1.Табл.1 Центры происхождениякультурных растений № п/п Название ц...
  • План-конспект занятия «Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы»План-конспект учебного занятия Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы Цели: сформировать у учащихся систему знаний о факторах эволюции, естественном отборе и его роли в эволюции; добиться четкого понимания учащимися, что естественный отбор – ведущий фактор эволюции, что только естественный отбор создает новые формы, приспособленные к среде обитания; способствовать усвоению учащимися знаний о механизме возникновения новых видов под воздействием естественных материальных факторов (наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора); продолжи... Тип урока: Комбинированный. Методическое обеспечение урока: А) Учебные пособия: учебник Общая биология В.И. Сивоглазов 10-11 класс; учебная доска; мел. Б) Средства контроля: опрос. Основные понятия урока: Эволюция, эволюционная теория, наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, популяционные волны, дрейф генов, изоляция, адаптации (мимикрия, покровительственная окраска, маскировка, биохимические, физиологические и поведенческие адаптации), видообразование, дивергенция, микроэволюция, прогресс, регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация; синтетическая теория эволюции (СТЭ). Ход урока: 1. Оргмомент 2. Проверка и актуализация приобретённых знаний. Опрос: 1. Дайте определение вида. 2. Расскажите, какие биологические механизмы препятствуют обмену генами между видами. 3. В чем причина бесплодия межвидовых гибридов? 4. Какие критерии используют ученые для характеристики вида? 5. Что такое ареал вида? 6. Дайте определение понятию популяция. 7. Какими параметрами характеризуется каждая популяция? 8. При каких условиях численность популяции может быстро достичь максимально возможной величины? 9. От чего зависит возрастная структура популяции? 10. У каких популяций не определяется половая структура? 11. Какими качествами должна обладать элементарная единица эволюции? 12. Что такое генофонд популяции? 13. Кто поставляет материал для эволюции? 14. Назовите условия, необходимые для осуществления эволюции. 3. Изучение новой темы. - Ребята, давайте вспомним с вами: 1. Какие существуют причины изменения численности особей в популяции? 2. В чем заключается роль мутаций в процессе эволюции? (педагог дает оценку ответов учащихся, подводит их к тому, какие существуют основные факторы эволюции) - Давайте рассмотрим факторы эволюции, их влияние на генофонд популяций и создание условий для главного эволюционного фактора – естественного отбора. Факторы эволюции: 1. Наследственная изменчивость: Фактор, обеспечивающий возникновение нового генетического материала в популяции, - наследственная (генотипическая) изменчивость. Существует две формы такой изменчивости: комбинативная и мутационная (мы с вами разбирали ее ранее). Мутации с определенной частотой возникают у всех живых организмов. Мутации возникают ненаправленно, не имеют приспособительного значения. Доминантные мутации проявляются в первом же поколении, и их дальнейшая судьба зависит от их значимости. Вредные мутации приведут к гибели организма или снижению его жизнеспособности. Нейтральные и полезные мутации сохранятся в следующих поколениях. Однако гораздо чаще происходят рецессивные мутации, которые могут в течение длительного времени в скрытом виде передаваться из поколения в поколение. С течением времени мутации могут перейти в гомозиготное состояние и их судьба также будет зависеть от степени значимости (полезные признаки будут сохраняться, а вредные удаляться с помощью естественного отбора). Роль мутаций: приводят к увеличению генетического разнообразия популяции. Мутационный процесс является лишь поставщиком элементарного эволюционного материала. Его давление на популяции поддерживает их генетическое разнообразие на высоком уровне. Но т.к. мутации случайны, то мутационный процесс не способен оказывать направляющее влияние на процесс эволюции. 2. Популяционные волны: В естественных условиях численность популяции постоянно меняется. Такие периодические и непериодические (случайные) колебания численности особей, составляющих популяцию, называют популяционными волнами. Пример: нехватка корма, эпидемии, влияние хищников – уменьшается кол-во особей в популяции.
  • Жизненная емкость легких. Нейрогуморальная регуляцияАктуализация знаний, эвристическая беседа, организация работы с текстом, современным оборудованием Xplorer GLX(spirometer PS-2952), механический спирометр, DVD, привлечение личного опыта учащихся. Регуляция дыхания осуществляется центральной нервной системой самопроизвольно (автоматически) и произвольно. В стволовой части мозга (в частности в продолговатом мозге) размещена группа нервных клеток - дыхательный центр, отвечающий за дыхательный цикл (вдох-выдох. Деятельность дыхательного центра регу...
  • Открытый урок биологии в 10-м классе по теме: «Органоиды цитоплазмы. Цитолазматическая мембрана»Тип урока комбинированный, с применением элементов сингапурской методики. Каждый этап урока сопровождается демонстрацией слайдов презентаций о строении клеток ,составленные учителем и учениками. При их рассмотрении используется финк-райт-раунд робин -подумай-запиши-обсуди в команде. На первом этапе уроке (Орг.момент:1-2мин) используется Тимбилдинг. При повторении и обобщении материала уроке использую обучающую структуру коннект –экстенд- челендж-связать-расширить-продумать На данном уроке учащиеся сравнивают растительные, грибные, бактериальные, животные клетки, охарактеризовав строение, функции их органоидов, закрепляют знания о строении цитоплазматической мембраны и умения работать с микроскопом. ЛПР Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука(7-8 мин.) проводится как закрепление материала. На уроке используется информационная карта ученика, по которой оценивается работа учеников.
  • Многообразие земноводных, их значение и охранаЗемноводные, или амфибии, широко распространены по всему Земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и высокогорных районах. Сегодня мы с вами познакомимся с наиболее яркими и интересными представителями класса амфибий. У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью и даже с жестокостью. Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб (Альфред Брем).Земноводные, животные скромные, даже невзрачные.
  • Урок «Класс Насекомые»Урок по биологии. Тема: Класс Насекомые.Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о типе членистоногие путем изучения особенностей организации насекомых, выявить причины их необычайного процветания.Тип урока: Изучение нового материала.Вид урока: Комбинированный урок. Выполнение лабораторной работы.В конспекте урока запланированы различные формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, коллективная.Организационная структура урока включает в себя следующие...
  • Конспект урока «Фотосинтез - питание растений»В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов. Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране своей местности. Экологическое воспитание – это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли подростков, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Такого рода учебно-воспитательная работа предполагает расширение педагогически организованных контактов школьников с природной средой, организацию целенаправленного общения учеников между собой и со взрослыми, в условиях обучающих ( и... формирование социально активной жизненной позиции учащихся – потребности заботливо относиться к окружающей среде. Ответственное отношение учащихся к природе является целью и желаемым результатом экологического воспитания в школе. Экологическая ответственность включает в себя понимание человеком ценности своего правильного поведения в окружающей природной среде, осознание природы как национального общественного достояния, умения предвидеть последствия поведения, способности опираться на научные з... В любой период истории развития общества образование отвечало на его социальный заказ. XXI век поставил перед школьным образованием задачу – воспитание экологически грамотной личности.
  • Экологические игрыДанные разработки можно отнести к категории биология и экология. Их можно использовать на внеклассных занятиях, на кружках по биологии и экологии. Идеи игр взяты из книги Пашиной Игры и задания для умников и умниц. ДВА КУБИКА ПРАВИЛА ИГРЫ: В игре участвует несколько команд. Отвечают по очереди. Начинает команда, вытянувшая на жеребьёвке первый номер. Если команда не ответила, то отвечает команда первой поднявшая сигнальную карточку. ЦЕЛЬ: способствовать углублению знаний учащихся по биологии и экологии; развивать умение работать в коллективе, принимать решения. Экологическая игра Колесо обозрения Оборудование: Помещение, в котором будет проходить игра, желательно украсить плакатами, изображающими растения и животных, портретами учёных-биологов. Музыкальное сопровождение. Ход игры: Играют 2 команды по 6 человек в каждой. Для игры изготавливается лототрон или диск, состоящий из 6 секторов, каждый сектор из 6 делений. На столе ведущего 6 конвертов разных цветов: красного, зелёного, синего, желтого, белого, оранжевого. В них карточки с вопросами, причем цвет конверта определяет цвет сектора: КРАСНЫЙ – ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ ЗЕЛЁНЫЙ – МИР РАСТЕНИЙ СИНИЙ – ПО МОРЯМ ПО ВОЛНАМ ЖЕЛТЫЙ – В МИРЕ ЖИВОТНЫХ БЕЛЫЙ – РЕКОРДЫ ПРИРОДЫ ОРАНЖЕВЫЙ – БЛИЦ-ВОПРОС Команды отвечают на вопросы, посоветовавшись 30 сек. Какой вопрос достанется, будет зависеть от того, как команда бросит кубик. Всего два кубика. Один кубик бросают команды поочередно, определяя номер вопроса. Другой кубик /с цветными гранями/ бросает ведущий. Цветовая грань кубика указывает сектор, к которому относится вопрос. Каждый правильный ответ оценивается в два балла. В случае, если команда не сможет ответить правильно, отвечает соперник, получая дополнительный балл при правильном ответе... ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОКЕР Правила этой интеллектуальной игры похожи на правила настоящей игры в покер. Вопросы сложные и легкие. Сборная команда игроков играет против ведущего. Если команда отвечает правильно и полно, то получает очко. Если же ответ будет неверным или неполным, очко остается у ведущего. Кто кого? Цель игры: способствовать углублению знаний учащихся по биологии и экологии; развивать умение работать в коллективе, принимать решения. Оборудование: Плакаты с изображениями животных и растений, 4 рисунка масти карт, песочные часы на одну минуту, метроном, музыка. Дорогие друзья! Мы приветствуем вас на нашей игре Экологический покер. Правила игры очень просты. Ведущий зачитывает вопрос. Часы начинают отсчитывать время – одну минуту, выделенное на обсуждение вопроса. Если ответ верен – вы получаете одно очко, если нет, очко получает ведущий. Итак, первое задание. Экокарусель Цель: повышение познавательного интереса к предметам естественно – научного цикла, расширение кругозора и развитие логического мышления учащихся, привлечение подрастающего поколения к изучению окружающего мира,воспитание любви к родной природе. Оборудование: Плакаты с изображениями животных и растений, песочные часы на одну минуту, метроном, музыка. ЛИТЕРАТУРА: Акимушкин И.И. Мир животных. Москва Мысль 1994. Баландин Б.Б. 3000 каверзных вопросов и ответов для вундеркиндов и их родителей. РИПОЛ КЛАССИК Москва 2006.Вронский В.А. Прикладная экология Ростов-на-Дону Издательство Феникс 1996.Б.Головкин. О чем говорят названия растений. М, Агропромиздат, 1986.Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных. Тула Родничок 1999.М.В.Ломоносов. Стихотворения. М, Советская Россия, 1984. Наука и жизнь, 1/88 Оксфордская иллюстрирован...
  • Праздник «День птиц»В разработке Дня птиц предлагаются тематические мероприятия для младшего, среднего и старшего звеньев учащихся.Для учащихся младших классов можно показать видеофильм о птицах и сделать сообщения о редких или перелётных птицах. Для учащихся среднего звена разработан сценарий мероприятия, в ходе которого учащиеся могут узнать новую информацию о птицах, продемонстрировать свои творческие способности, поработать в команде и в индивидуальном порядке. Для учащихся старших классов предлагается разработ...
  • Вода - ты жизньпредставлен сценарий круглого стола по экологии, где акцентируется внимание подростков на уважительное отношение к важнейшему природному ресурсу - воде, привитию детям экологической культуры. В течение мероприятия дети знакомятся с удивительными свойстами воды, узнают о необходимом количестве воды в живом организме для правильного функционирования, о кличестве потребляемой воды в разных сферах жизни: в быту, в промышленности и сельском хозяйстве и т.д., о существовании праздника - Всемирног...
  • Органикалық молекулалардың абиогендік синтезі. Тіршіліктің пайда болуы туралы қазіргі көзқарастар. Қазіргі кезде жерде тіршіліктің пайда болуы мүмкін бе?Орыс биохимигі Александр Иванович Опарин 1922 жылы тіршіліктің Жер бетінде шығу тегінің табиғи теориясын тұжырымдады. Содан бері ол ең дұрыс және парнайы ғылым ретінде мойындаған тұжырым болып есептеледі. А.И.Опарин 1970 жылдан бастап тіршіліктің шығу тегін зерттеу жөніндегі Халықаралық қоғамды басқарды. А.И.Опарин коацерваттардың – сулы ерітіндідегі ағзалық заттардың тұрақты конгломераттарының пайда болу мүмкіндігін сынақтәжірибе арқылы дәлелдеді. Олар химиялық заттардың құрам бөлігі бола тұра ... Ағылшын биологі Джон Холдейн 1925-1929 жылдары Опариннің ойын одан әрі дамытты. Ол коацерваттардың тұрақтылығын көрсетіп, ағзалық заттарды қалыптастырудағы тұрақтылығын көрсетіп, ағзалық заттарды қалыптастырудағы энергия көзі ретінде ультракүлкін сәуле шығарудың рөлі туралы болжам айтты. Америкалық жас ғалым Стенли Миллер 1953 жылы Опарин мен Холдейннің болжамын сынықтәжірибе тексеру мақсатында тәжірибелер топтамасын жүзеге асырды. Америкалық зерттеуші Сидней Фокс аминқышқылдардың құрғақ қоспасын 1300С-ге дейін қыздырып, 200-ге дейін аминқышқылы бар өте тұрақты полимер алды. Оны протеиноид деп атады. Су көтерілген кезде даяр нәруыздар мұхитқа қосылды. Алынған Aпротеиноидтардың кейбіреулерінде өршітпелі белсенділік болды, яғни дұрысырақ айтқанда, фермент десе де болады. Фокстан кейін өзге зерттеушілер де жоғары температура орнына төменгі температурада, өршіткінің орнына саз алып, ұқсас тәжірибелерді ойдағыдай қайталады. Мұндай полипептидті тізбектер ХХ ғасырдың метеориттік заттардағы өзге ағзалармен бірге табылды.
  • Жасуша – ағзалардың тіршілігі мен құрылысының ең кіші өлшем бірлігі. Өсімдік ұлпаларыЖоспар: 1. Микроскоптың шығу тарихы 2. Үлкейтіп көрсететін құралдар және микроскоппен жұміс істеу тәртібі 1609 жылы Италия ғалымы, физик Г.Галилей 2 дөңес әйнектен құралған объективімен окуляры бар 40-тан 300 есеге дейін үлкейтіп көрсететін күрделі құрал құрастырған. Голландия ғалымы Антон ван Левенгук дөңес әйнектерді өңдеу арқылы микроскоп құрастырып, алғаш рет бактерияларды, қанның қызыл түйіршіктерін, ер адамның жыныс сұйықтығындағы жасушаларды көрген. Тірі ағзалардың ортақ белгісі – денесі жасушадан (клеткадан) тұрады. Кез келген тірі ағзаның тіршілік белгілерін сақтайтын ең кіші құрылымдық өлшем бірлігі – жасуша. Көлемі кіші болғанымен, мыңдаған қосылыстар, жүздеген заттар жасушада ұдайы түзіліп, реакция тізбегіне қатысады. Жасушада тірі ағзаларға тән зат пен энергия алмасу, оптикалық қосылыстардың түзілуі, өсу, көбею, тыныс алу жүреді. Жасушаның ашылу тарихы микроскоптың шығуына байланысты. 1590-1610 жылдардың аралығында оптика шеберлері голландиялық әкелі-балалы Янсендер жарық микроскобын ойлап тапты. Микроскоп шыққаннан кейін өсімдік жасушасын зерттеу мүмкіндігі туды. 1665 жылы алғаш рет Роберт Гук өсімдік қабығының жұқа кесіндісін микроскоппен қараған. Ол майда ұяшықтарды көріп, оны жасуша деп атаған. Әдетте біз жасушаны жай көзбен көре алмаймыз. Оның мөлшері миллиметрдің мыңнан бір бөлігімен өлшенеді. Өсімдіктер мен жануарлар дүниесінде денесі бір ғана жасушадан тұратын өте қарапайм ағзаларды біржасушалылар дейді. Біржасушалылыр көпжасушалылы ағзалар сияқты тіршілік етеді. Жасушамен алғаш танысқандықтан, әрі бұл материал күрделі болғандықтан жаңа сабақты түсіндіріп болған соң, өсімдік жасушасын бірнеше есе үлкейтіп көрсететін құралдардың түрлері, олармен жұмыс істеу әдісін үйрету керек. Үлкейтіп көрсететін құралдар және микроскоппен жұмыс істеу тәртібі. Жарық микроскобының әрбір бөлімінің атын, не үшін қажеттігін оқушылардың дәптеріне жаздырған жөн. Содан соң микроскоппен қалай жұмыс істеу керек екендігін мұғалімнің өзі көрсетуі тиіс. Алдыға қойылған мақсат – оқушыларды микроскоппен, жұмыс істеу барысымен таныстыру. Ол үшін микроскопты үстелдің шетінен 5-8 см қашықтыққа қойып, барлық бөлімдерін таза жұмсақ шүберекпен сүртіп тазартылуы тиіс екенін айтып, әр бөлімдерін қалай пайдалану керек екендігін (бұранданы жоғары, төмен қозғау; айнаны жарыққа бағыттап жарық ұстау жолы; көретін затты заттық үстелдің үстіне дәлдеп қою, т.б.) нақтылай көрсетіп жаттықтырған жөн. Микроскопқа керекті жабдықтардың маңызын, қалай қолдануын (заттық әйнектің саусақпен шетінен ұстау; ортасынан ұстаса саусақ ізі түсіп зерттейтін зат...
© 2010-2018