Биология

  • Интересное об известномИнтересное об известном - это подборка интересных фактов о млекопитающих животныхМатериал разделен на рубрики: Это интересно, Знаете ли вы что, Самый, самый, самый!, Рекордсмены животного мира, Клуб почемучек и Подумай и ответьВ каждой из рубрик доступным языком излагаются основное содержание материала, сопровождающееся фотографией. Информацию можно использовать на уроке биологии при изучении класса Млекопитающих, а так же во внеурочной деятельности, проведении недели биологии в шко...
  • Занятие экологического кружка «Сорняки и их значение»Цели для учителя: сформировать понятия о сорных растениях как обязательной части растительности и роли сорняков в растительном покрове и в с/х производстве. Планируемые результаты: Личностные: формировать навыки осознания ценности живых объектов. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Предметные: осуществлять характеристику объекта. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
  • Игры, направленные на социальное развитие детей раннего возрастаЦикл игр, способствующих формированию своего Я, учат выделять себя, употреблять личное местоимение Я, понимать и употреблять местоимение моёподражать действиям взрослого; учат малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест; формировать эмоциональный контакт со взрослым,фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.Игры способствующее формированию представлений о других, учат детей откликаться на своё имя, имена сверстник...
  • Урок «Природные зоны Дагестана»урок Природные зоны Дагестана предназначен для проведения в 5 классе.Так же его можно использовать и на уроках географии Дагестана. На уроке рассматриваются заповедные зоны Дагестана- Самурский лес, бархан Сарыкум, Каспийское море, прекрасные горы Дагестана. Учащиеся понимают, что необходимо беречь природу родного края.Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о природной зоне Дагестана. Ознакомить с географическим положением республики, ее особенностями, растениями и животным миром...
  • Интерактивная доска на уроке биологииДанный материал представлен статьёй, в которой описан опыт работы с интерактивной доской на уроках биологии в общеобразовательной школе. В материале описана работа с интерактивной доской Smart Board с возможностью использования руки для передвижения информации по полю доски. В работе представлены ссылки на используемые интернет ресурсы, представлен личный опыт создания файлов в программе для интерактивной доски- Notebok.Также описаны возможности интерактивной доски для использования на уроках б...
  • Генетика пола. Наследование сцепленное с поломЗадачи: • образовательные : · актуализировать ранее полученные знания; · систематизация теоретических знаний по теме Взаимодействие неаллельных генов; · изучить хромосомный механизм определения пола; · знать особенности наследования признаков, связанных с полом ; · рассмотреть некоторые патологические признаки заболеваний, гены которых локализованы в половых хромосомах; • развивающая: · продолжить формирование умений и навыков , необходимых для решения генетических задач; · выработка умений самостоятельного составления блок- схемы; · способствовать пониманию необходимости знания истории своей семьи; · развивать умение анализировать , сравнивать и обобщать , используя дополнительную литературу и информационные технологии; • воспитательные: · повысить восприимчивость учащихся к вопросам сохранения своего здоровья и здоровья других людей; · формирование коммуникативной компетенции.
  • Конспект урока по теме «Великолепие птиц»Это урок обобщения главы Птицы, который проходит в форме соревнования. Дети работают в группах, в ходе которого развивается познавательная деятельность, активность, формируется биологическое мировоззрение, интерес к окружающему. Дети начинают распознавать и узнавать птиц, а это большой плюс для нас и для самих детей.Цель: углубить и закрепить знания учащихся о многообразии, поведении и образа жизни птиц; развитие интереса к природе и ее изучению. Задачи: Образовательные: · познакомить обучающихся с пением некоторых представителей птиц; · развивать познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия; · формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению птиц по пению; · развивать умение работать с текстом. Развивающие: · развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы; · развивать наблюдательность, речь учащихся; · Развить творчество Воспитательная: · продолжить формирование научного мировоззрения. · Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока; § формировать понимание важности заботы о птицах § Воспитать любовь и бережное отношение к птицам § Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного
  • «Методические аспекты подготовки выпускников гимназии к сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ» (из опыта работы учителя истории)При подготовке к ЕГЭ по истории требуется особая система занятий с учащимися, способствующая как формированию высоких знаний по предмету, так и успешной сдачи единого государственного экзамена. В настоящее время обозначенная проблема является актуальной. ЕГЭ проводится с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений, поступающих в вузы. Масштабы участия выпускников в ЕГЭ ежегодно увеличиваются. В списке наиболее популярных прдметов, предос...
  • Памятка по работе над исследовательским проектомВ последние годы практическая деятельность в школе становится все более популярной среди обучающихся. К сожалению, многие школьники, выбрав проектную деятельность, плохо себе представляют каким должен быть проект. Данная работа поможет школьнику, который выбрал проект как один из способов самореализации, сориентироваться в вопросе по тому, как правильно выбрать тему проекта, спланировать работу над проектом и так далее. Таким образом, данная работа поможет школьнику в выполнении такой творческо...
  • Элективный курс «Математические методы в биологии»Элективный курс Математические методы в биологии представляет собой совокупность математических методов заимствованных из области математической статистики и теории вероятностей. Данный курс рассчитан на 27 часов, из которых 8 практических и 19 теоритических. Курс Математические методы в биологии предназначен для учителей биологии и предложен учащимся 11 классов средних общеобразовательных учреждений, изучающих биологию по углубленной программе. Как и другие элективные курсы оценивается по п...
  • Система работы учителя со слабоуспевающими учащимисяПедагогическая программа работы учителя со слабоуспевающими учащимися построена через урочную и внеурочную деятельность, воспитательную работу и работу с родителями. Определен комплекс мер по совершенствованию учебно - воспитательного процесса с целью повышения успеваемости и качества знаний учащихся. Применяется индивидуально - личностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, создается комфортная среда. Задачи: создание условий для успешного усвоения учащимися учебных п...
  • Тіршіліктің пайда болуы туралы көзқарастардың дамуы. Жерде тіршіліктің пайда болуы туралы теориялар. Л. Пастердің тәжірибесіБиология оқулығы 9сынып М.Қ.Гильманова,А.Р.Соловьева,Л.Ү.Әбішева Алматы Атамұра 2009ж Электрондық оқулық-9сп Интерактивті тақта,видио ролик.Интернет материалдары. Әдістемелік нұсқаулық 9сынып.Флипчарт,маркерлерТіршіліктің пайда болуы туралы алғашқы көзқарастармен ,әртүрлі теориялармен таныстыру; Л.Пастердің тәжірибесінің негізінде тіршілік туралы дүние танымын арттыруТіршіліктің пайда болуы туралы алғашқы көзқарастармен, Л.Пастердің тәжірибесінің маңызы негізінде тіршілік ұғымын салыстырып жүйелей аладыЖеке немесе бірлесіп жұмыс жасауға,ортақ ой-пікір туғызуға,өзінің және жолдастарының іс-әрекеттеріне баға беруге,мақсат қоюға,талдауға қортынды шығаруға үйренеді.
  • ЖЕҢІЛ ТАҒАМДАРДЫҢ АДАМ АҒЗАСЫНА ӘСЕРІБірінші байлық – денсаулық дейміз. Бірақ осы сөздің салмағын, жүктер жауапкершілігін көбіне сезбейтін де, мойындамайтын да сыңайлымыз. Айтылған сәтте көңілімізге қонады, құлағымызға жағады. Келісеміз. Сонсоң өзіміз ауа жайылып жүре береміз. Сөйтіп күндердің күнінде бір арылмас дертке шалдығып санымызды соғамыз. “Жалған – ай!” деп көкірегіміз қарс айырылып, өмірден түңіле бастаймыз. Денсаулық - тән, рухани және әлеуметтік игіліктің жиынтығы. Денені үнемі ширықтыру, шынықтыру, сананың сапа деңгейін көтеру, интеллект өрісін биіктету, рухыңды шыңдау – бәрі де денсаулыққа қызмет етеді десек қателеспейміз.
  • Урок «Происхождение человека и этапы исторического развития»Тема: Происхождение человека и этапы исторического развития. Задачи: 1.Образовательные – сформировать представление о этапах исторического развития человека на Земле и его происхождении; изучить стадии эволюции человека. 2.Развивающие – развить умение обобщать и сравнивать предков человека, выявлять черты биологической и социальной организации; развивать умения выделять усложнения в строении и поведении исторических форм человека; 3.Воспитательные – воспитать уважительное отношение к людям; содействовать формированию закономерностей познаваемости мира. Оборудование: плакат, методическое пособие, черепа и конечности предков человека. Тип урока: усвоение новых знаний. Форма урока: рассказ, объяснение нового материала, работа с книгой, показ плакатов, устный контроль.
  • Урок по теме «Класс Паукообразные»План-конспект урока биологии в 7 классе по теме Паукообразные раскрывает характерные особенности внешнего и внутреннего строения паукообразных, их внешний вид, образ жизни и многообразие класса.Это комбинированный урок в котором сочетаются индивидуальные и групповые формы работы учащихся. Работая не только с учебником, но и дополнительными источниками информации, дети находят ответы на вопросы, которые в начале урока вызывали затруднение. Так же в конспекте есть подборка интересных фактов из ж...
  • Связь растительного и животного мира в орнаменте ДагестанаДанная работа представляет собой исследование народных промыслов нашего Дагестана. В работе изучается орнамент языка, раскрывается значение и сущность узора в древнее время. Данная работа содержит информационный материал, который может использоваться на уроках биологии, истории, истории Дагестана, КТНД, дербентоведения и во внеурочное время Традиционные народные промыслы являются свидетельством древней и долгой истории народов Дагестана, частью их культурного наследия. Однако это не только важнейшая часть национальной культуры, но и громадный потенциал экономического развития республики. Поэтому изучение территориальной организации промыслов позволяет, как понять особенности этих важнейших сфер культурной и хозяйственной деятельности, так и наметить пути их сохранения и дальнейшего развития на уровне современных требований, особен...
  • Тестирование по теме ЗемноводныеТестирование по теме Земноводные представляет собой работу, состоящую из трех частей. В части А учащимся необходимо выбрать один верный ответ из четырех предложенных. В части В необходимо выбрать три верных ответа из шести предложенных, установить соответствие и последовательность.В части С учащимся необходимо вставить в текст пропущенные слова и дать развернутые ответы на предложенные вопросы.Цель тестирования - проверить усвоение знаний по теме Особенности строения, образа жизни и многообра...
  • Игра «Птицы леса»Технология игры Умники и умницы. Игра Птицы леса. Введение. Лес – одна из основных сред обитания птиц. В любое время года больше всего пернатых встречается в лесу. Там птицы находят себе пищу, строят гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов. Густые ветви древесных растений надежно скрывают птиц от врагов и защищают от неблагоприятных погодных условий. С лесом связана жизнь многих куриных, дневных хищных птиц, сов, почти всех дятлов и большинства воробьиных. Все эти птицы обладают короткими, широкими крыльями и длинным хвостом, что позволяет им легко ма... Цель игры: углубить знания учащихся о птицах леса, редких птицах, занесённых в Красную книгу. Содействовать развитию познавательных интересов, расширению кругозора. Воспитывать бережное отношение ко всему живому на планете. Оборудование: магнитофон, три листа ватмана с ключевыми словами тура, карточки с биологическими терминами. Игра разработана для учеников 6-8 классов.
  • СЮЖЕТНЫЙ ТРЕНИНГ-ИГРА «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»-Принцип активности учащегося в процессе обучения был и остаётся одним из основных принципов дидактики. Под активностью учащегося в учебном процессе подразумевается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогической среды, т.е. применяемо... Сюжетный тренинг-играПреданья старины глубокой-одна из активных и новых форм работы с учащимися.
  • ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТАДанный проект направлен на исследование проблемы воздействия железнодорожного транспорта на природу. В первую очередь это связано с тем, что железные дороги – наиболее экономичный вид транспорта по расходу энергии на единицу работы. Тем не менее, перед железнодорожным транспортом серьёзно стоят проблемы уменьшения и предотвращения загрязнения окружающей среды. С каждым днем мы все острей ощущаем понимание необходимости проведения срочных мероприятий по сохранению того богатства, которое и...
  • Игра «Экологический бой»ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БОЙ Правила игры: Соревнуются 3-4 команды. Каждая из них получает табло на листе бумаги: А Б В Г Д Е Ё 1 2 3 4 5 6 7 Та команда, которая начинает, выбирает на табло номинацию как в игре морской бой. Например, 1А. Ведущий зачитывает вопрос №1 на семь баллов. Команды зачёркивают данный квадрат. Если команда выбирает вопрос, который был разыгран, то с неё снимается три балла. У ведущего точно такое же табло, но на нем указаны баллы за каждую выбранную номинация. Если команда не отвечает, то ход переходит другой команде. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. А Б В Г Д Е Ё 1 7 6 5 4 3 2 1 2 6 5 4 3 1 7 2 3 5 4 3 6 7 1 2 4 4 3 2 5 6 7 1 5 3 1 7 4 2 6 5 6 2 7 1 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 Оборудование: Табло, сигнальные карточки.
  • Конспект урокаТема: Поток энергии и цепи питания. Задача: Изучить: 1) как осуществлять поток энергии в БГЦ; 2)пищевые связи и выяснить, как происходит потеря энергии в цепях питания; 3) экологические пирамиды. Ход урока. 1. Фронтальный опрос: Назовите основные отличия БЦ и БГЦ; БГЦ и ЭС. Дайте определение понятиям биоценоз, биогеоценоз, фитоценоз, биотип, экосистема. Назовите основные структурные компоненты БГЦ. Может ли БГЦ существовать без каких-либо составляющих? Ответ поясните. Перечислите показатели БГЦ. 2. Изучение нового материала. Лекция. 1. Любой уровень биологический организации (от клетки до БГЦ) для длительного существования нуждается в обмене веществ с окружающей средой. В БГЦ постоянно происходит перенос вещества, который заключен в пище. Перенос осуществляется через пищевые цепи. Цепи выедания разложения растение травоядное Растительные и животные остатки микроорганизмы животное хищное животное На суше цепь питания обычно состоит из 3-4 звеньев: дерево гусеница синица ястреб. В водной среде цепь длиннее: фитопланктон (одноклеточные растения) зоопланктон (одноклеточные животные) мирные рыбы хищные рыбы человек При каждом очередном переносе энергии большая ее часть (80-90%) переходят в тепло, поэтому ограничивается число звеньев в цепи до 4-5.При схематическом изображении пищевой цепи звенья изображают в виде прямоугольника, длина или площадь которого зависят от кол... Пирамида энергии Единиц условной энергии остается. Единиц условной энергии запасают растения в процессе фотосинтеза. Организмы, получающие пищу через одинаковое число этапов, считаются одним трофическим уровнем. В БГЦ пищевые цепи переплетаются, образуя трофические сети. 4.Может ли быть пирамида энергии перевернутой? Нет, т. к. при переходе с одного уровня на другой происходит потеря энергии. В любой цепи не вся пища используется на рост, большая часть расходуется на дыхание, размножение, движение, поддержание температуры тела. При этом биомасса предыдущего звена не может быть полностью переработана. Иначе исчезли бы все ресурсы для развития живой материи. 5. Вывод по уроку. Количественный учет потока энергии и продуктивности БГЦ имеет большое практическое значе... Урок 12 Тема: Свойства биогеоценозов. Задачи: Изучить основные свойства БГЦ: самовоспроизведение, устойчивость, саморегуляцию; выяснить причины, нарушающие равновесие между приходом и расходом необходимых веществ и энергии. Оборудование: карточки-задания.
  • Конспект урокаТема урока: Генетические основа эволюционной теории Задачи: систематизировать знания о хромосомной теории наследственности и эволюционной теории Ч. Дарвина; продолжить формирование знаний о теории эволюции на основе данных науки генетики и умения объяснять ее положения с использованием основных понятий генетики. Методические рекомендации. I. Проверка знаний о фенотипической изменчивости, сравнении ее с генотипической изменчивостью, роли в эволюции; норме реакции как пределе фенотипической изменчивости, ее статистических закономерностях. II. Изучение нового материала. 1. Основные положения теории эволюции Ч. Дарвина. (Беседа с учащимися.) 2. Генетическое обоснование положений теории эволюции. (Организация самостоятельной работы учащихся в группах по заданиям с последующим их обсуждением; при выполнении заданий учащиеся могут пользоваться учебником, записями в тетради, дополнительной литературой.) Задание № 1. Изменчивость 1) Что такое наследственность и изменчивость? 2) Какие формы изменчивости выделял Ч. Дарвин? 3) Под какими названиями они известны науке и почему? 4) Что между ними общего, чем они различаются? 5) Какова их роль в эволюции? Задание № 2. Неопределенная изменчивость 1) Под каким названием в современной науке известна выделенная Ч. Дарвином неопределенная изменчивость? 2) Назовите ее виды и дайте их генетическое обоснование. 3) Что между ними общего и чем они различаются? 4) Какова их роль в эволюции? Задание № 3. Вид. 1) Дайте современное определение вида. 2) Назовите критерии вида. 3) Охарактеризуйте генетический критерий и покажите его связь с другими критериями. 4) Виды характеризуются относительным постоянством. Существует ли связь между постоянством видов и свойством генов? Задание № 4. Популяция. 1) Что такое популяция? 2) Каким законам подчиняется свободное скрещивание внутри популяции? С.С. Четвериковым установлено, что в результате свободного скрещивания появляющиеся рецессивные мутации сохраняются в генофонде вида в гетерозиготном состоянии неопределенно долгое время. Так ли это? Покажите на примере скрещивания особей, отличающихся одной парой признаков. С помощью генетической символики запишите схему скрещивания гомозиготной и гетерозиготной особи, содержащей рецессивную мутацию признака. Проследите за нас... Задание № 5. Естественный отбор 1) Что такое естественный отбор? 2) Можно ли популяцию считать результатом действия естественного отбора? 3) К чему может привести появление в популяции полезной для особи мутации в условиях изменяющейся среды? 4) К чему может привести появление в популяции вредной для особи мутации? III. Задание на дом. 1. Изучите записи в тетради. 2. Повторите гл. 3, 4. 3. Подумайте, почему популяцию называют элементарной единицей эволюции. 4. Подготовьте сообщение Вклад Н.И. Вавилова в развитие биологической науки. Задание № 1. Изменчивость 1) Что такое наследственность и изменчивость? 2) Какие формы изменчивости выделял Ч. Дарвин? 3) Под какими названиями они известны науке и почему? 4) Что между ними общего, чем они различаются? 5) Какова их роль в эволюции? Задание № 2. Неопределенная изменчивость 1) Под каким названием в современной науке известна выделенная Ч. Дарвином неопределенная изменчивость? 2) Назовите ее виды и дайте их генетическое обоснование. 3) Что между ними общего и чем они различаются? 4) Какова их роль в эволюции? Задание № 3. Вид. 1) Дайте современное определение вида. 2) Назовите критерии вида. 3) Охарактеризуйте генетический критерий и покажите его связь с другими критериями. 4) Виды характеризуются относительным постоянством. Существует ли связь между постоянством видов и свойством генов? Задание № 4. Популяция. 1) Что такое популяция? 2) Каким законам подчиняется свободное скрещивание внутри популяции? С.С. Четвериковым установлено, что в результате свободного скрещивания появляющиеся рецессивные мутации сохраняются в генофонде вида в гетерозиготном состоянии неопределенно долгое время. Так ли это? Покажите на примере скрещивания особей, отличающихся одной парой признаков. С помощью генетической символики запишите схему скрещивания гомозиготной и гетерозиготной особи, содержащей рецессивную мутацию признака. Проследите за нас... Задание № 5. Естественный отбор 1) Что такое естественный отбор? 2) Можно ли популяцию считать результатом действия естественного отбора? 3) К чему может привести появление в популяции полезной для особи мутации в условиях изменяющейся среды? 4) К чему может привести появление в популяции вредной для особи мутации?
  • «Степной орел»Конспект Хищные птицы предназначен для учащихся 7-11 классов. Люди во все времена восхищались красивым парящим полетом этой могучей и гордой птицы, настоящим символом бескрайних просторов степи. степной орел занесен в Красную книгу России, Калмыкии. Очень крупная общая длинаи 85 сантиметров.Степной орел в России - самый редкий из орлов.Крупный орел, обычно светлой окраски.На затылке ржавое пятно.Маховые перья снизу обычно темнее, чем остальная часть крыла.Реже других парит на большой высоте.Об...
  • Проект ««Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»Проект Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской разработан для обеспечения комплексного подхода к проведению мероприятий по благоустройству школьной территории с целью создания условий для проведения образовательного процесса, укрепления материально-технической базы в части оснащения дополнительными спортивными сооружениями, улучшения внешнего и эстетического вида пришкольного участка.Проект позволяет за счет вовлечения обучающихся, родителей и педагогических работников, ...
  • БактерияларСабақтың тақырыбы: Бактериялардың табиғаттағы және адам өміріндегі маңызыСабақтың мақсаты:1.Білімділік: Бактериялардың қоректенуі, тыныс алуы бойынша жіктелуі, олардың табиғаттағы және адам өміріндегі маңызы, биотехнология, ауру тудыратын бактериялар және олармен күресу шаралары туралы түсінік беру, жаңа терминдерді түсіндіру.2.Дамытушылық: Оқушылардың теориялық және логикалық ой - өрісін дамыту, танымдық құштарлықтарын арттыру, бактерияларды салыстыру, жүйеге келтіру арқылы өздігінен шешім қабы...
  • «Проект оэеленения фасада школы»Школьный двор, – обязательный атрибут практически каждой школы. Что на нем происходит? Где-то он ухоженный и уютный, а где-то это довольно опасное и весьма неприглядное место. А так хочется, чтобы здесь было красиво и уютно, Ведь первое знакомство ребенка со школой начинается с ее внешнего вида, как говорится встречают по одежке. Первое впечатление от пребывания в школе может стать позывом к желанию учиться в ней. Школьная территория способствует осуществлению проектной и учебно- исследователь...
  • Урок биологии «Пищеварение в ротовой полости»Урок биологии в 8 классе Пищеварение в ротовой полости. урок разработан в соответствии с новыми стандартами, на основе учебника Н.И. Сонина, М.Р Сапина. На данном уроке используются технологии деятельностного подхода в образовании: развитие критического мышления, работа с компьютером, взаимного обучения. в ходе урока формируются у обучающихся культура общения, умения работать с учебной и дополнительной литературой, выделять главное и существенное, формировать монологическую речь, навыки экспер...
  • » Проект озеленения»Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время большое внимание придается благоустройству городов, сел, территорий, прилегающих к образовательному учреждению. Данный материал представляет собой текстовый документ проекта озеленения фасада МБОУ Саралинская СОШ. Проект разработан учителем биологии Чувашовой Еленой Лелнидовной. Реализуется в четыре этапа.Цель проекта Создание эстетически и экологически привлекательного пространств...
  • Урок «Органы цветкового растения»Данный материал представляет конспект урока в 6 классе по биологии по теме Органы цветкового растения.Урок разработан к учебнику по программе Н.И.Сонина.В конспекте даны все этапы урока. Урок проводится в группах. На уроке ученики с помощью учителя решают проблемный вопрос. Для этого используется наглядный материал ( живые комнатные и дикорастущие растения, гербарии, коллекции плодов и семян.) Каждая группа учащихся работает со своим материалом, а к концу урока все должны придти к выводу отве...
© 2010-2018